О банкротстве закон

Автор: | 10.09.2018

Несостоятельность (банкротство) юридического лица — признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Разъяснение

Несостоятельность (банкротство) юридического лица — это признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Суть процедуры банкротства в том, что юридическое лицо, которое не в состоянии в полном объеме выплатить свои долги, выплачивает долги за счет своего имущества, после чего ликвидируется. Не выплаченные долги, на которых не хватило средств у организации, списываются.

Банкротство позволяет очистить экономический оборот от долгов, которые все равно не могут быть взысканы, из-за недостатка имущества.

Участникам (акционерам) признание юридического лица банкротом позволяет начать свою жизнь с чистого листа, не будучи обремененными долгами, нереальными к выплате.

Несостоятельность (банкротство) юридического лица регулируется статьей 65 Гражданского кодекса России (ГК РФ) и Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".

Процедура банкротства не применяется к казенным предприятиям, учреждениям, политическим партиям и религиозным организациям. Государственная корпорация или государственная компания может быть признана несостоятельной (банкротом), если это допускается федеральным законом, предусматривающим ее создание. Фонд не может быть признан несостоятельным (банкротом), если это установлено законом, предусматривающим создание и деятельность такого фонда (п. 1 ст. 65 ГК рФ).

Основания признания судом юридического лица несостоятельным (банкротом), порядок ликвидации такого юридического лица, а также очередность удовлетворения требований кредиторов устанавливается законом о несостоятельности (банкротстве) (п. 3 ст. 65 ГК РФ).

Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом обладают должник, конкурсный кредитор, уполномоченные органы (п. 1 ст. 7 Федерального закона РФ от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)").

Признаки банкротства

1) Наличие суммарной неисполненной задолженности по обязательствам в размере не менее 300 000 рублей (для организаций) и не менее 500 000 рублей (для физических лиц);

2) Срок просрочки неисполненной задолженности превышает 3 месяца.

3) Неспособность в полном объеме удовлетворить требования всех кредиторов по денежным обязательствам.

Все указанные выше условия (признаки банкротства) должны быть выполнены одновременно, для того, чтобы лицо могло быть признано несостоятельным (банкротом).

Подробнее: Признаки банкротства

Процедуры банкротства

Процедуры, применяемые в деле о банкротстве перечислены в статье 27 Федерального закона РФ от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)":

1. При рассмотрении дела о банкротстве должника — юридического лица применяются следующие процедуры:

Наблюдение — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях обеспечения сохранности его имущества, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов.

Финансовое оздоровление — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности.

Внешнее управление — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности.

Конкурсное производство — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов. После того, как должник признается банкротом, вводится конкурсное производство.

мировое соглашение.

2. При рассмотрении дела о банкротстве гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, применяются:

Реструктуризация долгов гражданина;

Реализация имущества гражданина;

Мировое соглашение.

Субсидиарная ответственность менеджеров и собственников при банкротстве организации

Закон о банкротстве устанавливает возможность привлечения к субсидиарной (дополнительной) ответственности менеджеров и собственников компании в случае банкротства этой организации. Такая ответственность применяется не всегда, а только при наступлении определенных обстоятельств (вины менеджеров и собственников). Для этих целей Закон о банкротстве ввел понятие:

Контролирующее должника лицо — лицо, имеющее либо имевшее в течение менее чем три года до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом право давать обязательные для исполнения должником указания или возможность в силу нахождения с должником в отношениях родства или свойства, должностного положения либо иным образом определять действия должника…

К контролирующим должника лицам могут быть отнесены некоторые менеджеры (руководящий состав) и собственники компании.

Субсидиарная ответственность может распространяться на лиц, которые признаются Контролирующими должника лицами.

Подробнее: Субсидиарная ответственность менеджеров и собственников при банкротстве организации

Структура федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"

Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" структурирован следующим образом:

Закон делится на главы. Например, "Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ". Всего в законе 12 глав;

Главы состоят из статей. Например, "Статья 11. Права кредиторов и уполномоченных органов". Всего в законе 233 статьи;

Статьи могут состоять из пунктов. Например, "Статья 17. Комитет кредиторов" состоит из восьми пунктов. Пункты обозначены арабскими цифрами (1., 2., 3. и т.д.). Общепринятая практика делить статью на части, а затем на пункты и подпункты, но в Законе о банкротстве статья делится именно на пункты, а не на части;

Пункты состоят из абзацев. Например, п. 3 ст. 17 состоит из семи абзацев. Абзацы цифрами или буквами не обозначаются.

НДС при банкротстве

Не признаются объектом обложения НДС операции по реализации имущества и (или) имущественных прав должников, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации несостоятельными (банкротами) (пп. 15 п. 2 ст. 146 НК РФ).

Это правило было введено с 01.01.2015 Федеральным законом от 24.11.2014 N 366-ФЗ.

НДС не уплачивается только если должник признан банкротом. Это решение принимается перед стадией банкротства Конкурсное производство. На всех остальных стадиях банкротства НДС должником уплачивается.

Контролирующие органы считают, что работы и услуги, выполненные банкротом, облагаются НДС, так как в пп.

Несостоятельность (банкротство) юридического лица

15 п. 2 ст. 146 НК РФ не предусмотрено их освобождение от налогообложения (Письма Минфина России от 30.10.2015 N 03-07-14/62525, от 06.05.2015 N 03-07-11/26074, ФНС России от 17.08.2016 N СД-4-3/15110@).

НДС до 01.01.2015

До 01.01.2015 реализация имущества банкротов облагалась НДС, но этот НДС удерживал и уплачивал налоговый агент (п. 4.1. ст. 161 НК РФ — отменен с 01.01.2015).

Дополнительно

Признаки банкротства — условия, при наступлении которых, юридическое или физическое лицо могут быть признаны банкротами (несостоятельными).

Санация — меры, принимаемые собственником имущества должника — унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника, кредиторами должника и иными лицами в целях предупреждения банкротства и восстановления платежеспособности должника, в том числе на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве.

Наблюдение — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях обеспечения сохранности его имущества, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов.

Финансовое оздоровление — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности.

Внешнее управление — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности.

Конкурсное производство — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов.

Арбитражный управляющий — профессиональный управленец, основной функцией которого является антикризисное управление организацией под контролем арбитражного суда.

Временный управляющий — арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения наблюдения в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".

Административный управляющий — арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения финансового оздоровления в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".

Внешний управляющий — арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения внешнего управления и осуществления иных установленных Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" полномочий.

Конкурсный управляющий — арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения конкурсного производства и осуществления иных установленных Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" полномочий, или Агентство по страхованию вкладов, осуществляющее указанные полномочия в случаях, установленных Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".

Финансовый управляющий — арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для участия в деле о банкротстве гражданина.

Несостоятельность (банкротство) индивидуального предпринимателя — процедура признания физического лица, зарегистрированного как индивидуальный предприниматель, банкротом.

Мораторий — приостановление исполнения должником денежных обязательств и уплаты обязательных платежей.

Контролирующее должника лицо — лицо, имеющее либо имевшее в течение менее чем три года до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом право давать обязательные для исполнения должником указания или возможность в силу нахождения с должником в отношениях родства или свойства, должностного положения либо иным образом определять действия должника…

Ликвидация юридического лица — прекращение юридического лица без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам.

Очередность погашения требований кредиторов — установленная законом очередность погашения требований кредиторов при ликвидации или банкротстве юридического лица.

Субсидиарная ответственность менеджеров и собственников при банкротстве организации — предусмотренная законом дополнительная ответственность менеджеров (руководителя и иных лиц), собственников организации при банкротстве.

Юридическое лицо — организация.

Позитивным в состоянии банкрота для предприятия является, во-первых, применение моратория на возможность кредиторов (например: банков) выставлять требования. Во-вторых, отсутствие налоговых проверок из-за ликвидационных мероприятий. И, в третьих, официальное списание всех долгов и погашение всех претензий. Кроме того, статус юридического лица в ЕГРПОУ более отсутствует.

Но было бы неправильным, если б не было и «горького». А это срок проведения ликвидации и ее стоимость. И, наконец, особые условия действий в этот период с активами и пассивами предприятия.

Как получить статус банкрота?

Для изложения инструкции по приобретению статуса несостоятельности необходимо рассмотреть закон РФ о банкротстве юридических лиц, более полное его название следующее: Федеральный закон о несостоятельности банкротстве юридических лиц  от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 1-го сентября прошлого года.

Прочесть его текст можно в «Собрании законодательства РФ» (от 28-го октября 2002 года, N 43, ст. 4190) или в «Парламентской газете» (N 209-210, за 2-е.ноября 2002 года).

Последняя редакция указанного Закона, после внесения в его текст изменений позволяет назвать его новым законом о банкротстве юридических лиц. В нем  описываются условия, при которых устанавливается статус несостоятельности, и дается полный список особых экономических составляющих, при наличии которых предприниматель-должник  признается банкротом.

Вместе с тем, этот Закон помогает определить и скоординировать действия, меры для недопущения попадания в состояние банкротства. В случае когда несмотря на применение всех предупредительных мер предприниматель все же оказался несостоятелен, этот документ описывает достаточно детальным образом и пошагово процедуру оформления банкротства, а также разъясняет правила взаимодействия лица в стадии оформления банкрота с другими участниками дела.

В чем состоит процедура оформления банкротства юридического лица?

Для констатации данного статуса необходимо решение арбитражного суда о признании лица неспособным финансово погасить заимствованные средства (кредиты) и/или оплатить обязательные счета (гос.

Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 23.04.2018) "О несостоятельности (банкротстве)"

налоги и др.). что отвечает Статье 2-ой Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) юридических лиц».

Процедура банкротства начинается с выполнения некоторых требований. Первое и самое определяющее из них – это невыполнение обязательств по платежам в течение 3-х месяцев после даты их исполнения.

Новшества и полезные изменения в законе о банкротстве юридических и физических лиц

На протяжении всего периода действия Закона о несостоятельности (банкротстве) в его текст вносились  изменения. Первые были сделаны в конце 2014 года, вместе с новациями в указанном законе, было также видоизменено содержание отдельных статей Российского Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) и тексты других нормативных документов, имеющих касательство к процедуре банкротства.  Все эти изменения усовершенствовали правила ведения данных дел.

В следующем, 2015 году, вступил в силу закон о банкротстве физических лиц, что сделало возможным для граждан, которые в силу различных обстоятельств оказались в критической материальной ситуации, разумно и законно разобраться в ней, в перечне настоящих и ожидаемых в будущем платежах, структурировать порядок выполнения обязательств перед кредиторами и в результате комплекса принятых мер восстановить  платежную состоятельность.

Надо заметить, что в предыдущий период законодательство России не включало сферу банкротств физических лиц.

Что же касается изменений в законе о банкротстве юридических лиц, которые имели место, это поднятие финансового порога для возбуждения процедуры банкротства и установление для генерального директора срока в десять дней на уведомление учредителей о будущем банкротстве.

При его невыполнении директору грозит штраф в размере 25 – 50 тысяч рублей или дисквалификация на 6 месяцев или два года. Это новшество  направлено на повышение дисциплинарной ответственности руководителей предприятий, а также во избежание возможных фактов использования банкротства в противоправных интересах для отмены финансовых обязательств,  обманных действий по отношению к деловым партнерам, в связи с имевшим место хищением имущества предприятия и т.п.

Изменения в Закон о несостоятельности юридических и физических лиц вносились в виде новых редакций, начиная с 1992 года, а после присвоения Закону постоянного регистрационного номера (№127-Ф3) – в виде поправок или разъяснений Высшего Арбитражного Суда РФ.

Комментарии по поводу отдельных положений Закона

  • С текущего года была уменьшена госпошлина с 6 тысяч до 3-хсот рублей за оформление банкротства физического лица. В июле прошлого года депутаты Госдумы подняли стоимость самой процедуры в два с половиной раза – с 10-ти тысяч до 25-ти тысяч рублей. /Налицо отсутствие логичности в принятии решении.
  • По данным НБКИ, на 1.11.2016 г.  в России имелось 640 тысяч 200 потенциальных банкротов – физических лиц (людей, у которых имеются долги перед банковскими учреждениями в размере 500 тысяч рублей и более и просроченные платежи на протяжении 90 дней.  Всего лишь 34 тысячи граждан решились оформить в суде свою финансовую несостоятельность, однако большая часть из этих исков была отклонена и на данный момент только у одной тысячи девяти граждан признали их несостоятельность. /Конечно, это абсолютно не отвечает действительности.
  • Депутаты планируют пересмотреть некоторые составляющие процесса оформления банкротства. Например, необязательное участие арбитражного управляющего. /Такой шаг часто бывает оправданным и, главное, что он позволит значительно удешевить стоимость процедуры банкротства.

Несостоятельность (банкротство) юридического лица — признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Разъяснение

Несостоятельность (банкротство) юридического лица — это признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Суть процедуры банкротства в том, что юридическое лицо, которое не в состоянии в полном объеме выплатить свои долги, выплачивает долги за счет своего имущества, после чего ликвидируется. Не выплаченные долги, на которых не хватило средств у организации, списываются.

Банкротство позволяет очистить экономический оборот от долгов, которые все равно не могут быть взысканы, из-за недостатка имущества.

Участникам (акционерам) признание юридического лица банкротом позволяет начать свою жизнь с чистого листа, не будучи обремененными долгами, нереальными к выплате.

Несостоятельность (банкротство) юридического лица регулируется статьей 65 Гражданского кодекса России (ГК РФ) и Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".

Процедура банкротства не применяется к казенным предприятиям, учреждениям, политическим партиям и религиозным организациям. Государственная корпорация или государственная компания может быть признана несостоятельной (банкротом), если это допускается федеральным законом, предусматривающим ее создание. Фонд не может быть признан несостоятельным (банкротом), если это установлено законом, предусматривающим создание и деятельность такого фонда (п. 1 ст. 65 ГК рФ).

Основания признания судом юридического лица несостоятельным (банкротом), порядок ликвидации такого юридического лица, а также очередность удовлетворения требований кредиторов устанавливается законом о несостоятельности (банкротстве) (п. 3 ст. 65 ГК РФ).

Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом обладают должник, конкурсный кредитор, уполномоченные органы (п. 1 ст. 7 Федерального закона РФ от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)").

Признаки банкротства

1) Наличие суммарной неисполненной задолженности по обязательствам в размере не менее 300 000 рублей (для организаций) и не менее 500 000 рублей (для физических лиц);

2) Срок просрочки неисполненной задолженности превышает 3 месяца.

ФЗ «О банкротстве» в последней редакции

3) Неспособность в полном объеме удовлетворить требования всех кредиторов по денежным обязательствам.

Все указанные выше условия (признаки банкротства) должны быть выполнены одновременно, для того, чтобы лицо могло быть признано несостоятельным (банкротом).

Подробнее: Признаки банкротства

Процедуры банкротства

Процедуры, применяемые в деле о банкротстве перечислены в статье 27 Федерального закона РФ от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)":

1. При рассмотрении дела о банкротстве должника — юридического лица применяются следующие процедуры:

Наблюдение — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях обеспечения сохранности его имущества, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов.

Финансовое оздоровление — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности.

Внешнее управление — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности.

Конкурсное производство — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов. После того, как должник признается банкротом, вводится конкурсное производство.

мировое соглашение.

2. При рассмотрении дела о банкротстве гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, применяются:

Реструктуризация долгов гражданина;

Реализация имущества гражданина;

Мировое соглашение.

Субсидиарная ответственность менеджеров и собственников при банкротстве организации

Закон о банкротстве устанавливает возможность привлечения к субсидиарной (дополнительной) ответственности менеджеров и собственников компании в случае банкротства этой организации. Такая ответственность применяется не всегда, а только при наступлении определенных обстоятельств (вины менеджеров и собственников). Для этих целей Закон о банкротстве ввел понятие:

Контролирующее должника лицо — лицо, имеющее либо имевшее в течение менее чем три года до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом право давать обязательные для исполнения должником указания или возможность в силу нахождения с должником в отношениях родства или свойства, должностного положения либо иным образом определять действия должника…

К контролирующим должника лицам могут быть отнесены некоторые менеджеры (руководящий состав) и собственники компании.

Субсидиарная ответственность может распространяться на лиц, которые признаются Контролирующими должника лицами.

Подробнее: Субсидиарная ответственность менеджеров и собственников при банкротстве организации

Структура федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"

Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" структурирован следующим образом:

Закон делится на главы. Например, "Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ". Всего в законе 12 глав;

Главы состоят из статей. Например, "Статья 11. Права кредиторов и уполномоченных органов". Всего в законе 233 статьи;

Статьи могут состоять из пунктов. Например, "Статья 17. Комитет кредиторов" состоит из восьми пунктов. Пункты обозначены арабскими цифрами (1., 2., 3. и т.д.). Общепринятая практика делить статью на части, а затем на пункты и подпункты, но в Законе о банкротстве статья делится именно на пункты, а не на части;

Пункты состоят из абзацев. Например, п. 3 ст. 17 состоит из семи абзацев. Абзацы цифрами или буквами не обозначаются.

НДС при банкротстве

Не признаются объектом обложения НДС операции по реализации имущества и (или) имущественных прав должников, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации несостоятельными (банкротами) (пп. 15 п. 2 ст. 146 НК РФ).

Это правило было введено с 01.01.2015 Федеральным законом от 24.11.2014 N 366-ФЗ.

НДС не уплачивается только если должник признан банкротом. Это решение принимается перед стадией банкротства Конкурсное производство. На всех остальных стадиях банкротства НДС должником уплачивается.

Контролирующие органы считают, что работы и услуги, выполненные банкротом, облагаются НДС, так как в пп. 15 п. 2 ст. 146 НК РФ не предусмотрено их освобождение от налогообложения (Письма Минфина России от 30.10.2015 N 03-07-14/62525, от 06.05.2015 N 03-07-11/26074, ФНС России от 17.08.2016 N СД-4-3/15110@).

НДС до 01.01.2015

До 01.01.2015 реализация имущества банкротов облагалась НДС, но этот НДС удерживал и уплачивал налоговый агент (п. 4.1. ст. 161 НК РФ — отменен с 01.01.2015).

Дополнительно

Признаки банкротства — условия, при наступлении которых, юридическое или физическое лицо могут быть признаны банкротами (несостоятельными).

Санация — меры, принимаемые собственником имущества должника — унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника, кредиторами должника и иными лицами в целях предупреждения банкротства и восстановления платежеспособности должника, в том числе на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве.

Наблюдение — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях обеспечения сохранности его имущества, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов.

Финансовое оздоровление — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности.

Внешнее управление — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности.

Конкурсное производство — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов.

Арбитражный управляющий — профессиональный управленец, основной функцией которого является антикризисное управление организацией под контролем арбитражного суда.

Временный управляющий — арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения наблюдения в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".

Административный управляющий — арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения финансового оздоровления в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".

Внешний управляющий — арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения внешнего управления и осуществления иных установленных Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" полномочий.

Конкурсный управляющий — арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения конкурсного производства и осуществления иных установленных Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" полномочий, или Агентство по страхованию вкладов, осуществляющее указанные полномочия в случаях, установленных Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".

Финансовый управляющий — арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для участия в деле о банкротстве гражданина.

Несостоятельность (банкротство) индивидуального предпринимателя — процедура признания физического лица, зарегистрированного как индивидуальный предприниматель, банкротом.

Мораторий — приостановление исполнения должником денежных обязательств и уплаты обязательных платежей.

Контролирующее должника лицо — лицо, имеющее либо имевшее в течение менее чем три года до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом право давать обязательные для исполнения должником указания или возможность в силу нахождения с должником в отношениях родства или свойства, должностного положения либо иным образом определять действия должника…

Ликвидация юридического лица — прекращение юридического лица без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам.

Очередность погашения требований кредиторов — установленная законом очередность погашения требований кредиторов при ликвидации или банкротстве юридического лица.

Субсидиарная ответственность менеджеров и собственников при банкротстве организации — предусмотренная законом дополнительная ответственность менеджеров (руководителя и иных лиц), собственников организации при банкротстве.

Юридическое лицо — организация.

Статья 10. Ответственность должника и иных лиц в деле о банкротстве

1. В случае нарушения руководителем должника или учредителем (участником) должника, собственником имущества должника — унитарного предприятия, членами органов управления должника, членами ликвидационной комиссии (ликвидатором), гражданином-должником положений настоящего Федерального закона указанные лица обязаны возместить убытки, причиненные в результате такого нарушения.

Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 07.03.2018) "О несостоятельности (банкротстве)"

Нарушение обязанности по подаче заявления должника в арбитражный суд в случаях и в срок, которые установлены статьей 9 настоящего Федерального закона, влечет за собой субсидиарную ответственность лиц, на которых настоящим Федеральным законом возложена обязанность по принятию решения о подаче заявления должника в арбитражный суд и подаче такого заявления, по обязательствам должника, возникшим после истечения срока, предусмотренного пунктами 2 и 3 статьи 9 настоящего Федерального закона.

3. В случае, если заявление должника подано должником в арбитражный суд при наличии у должника возможности удовлетворить требования кредиторов в полном объеме или должник не принял меры по оспариванию необоснованных требований заявителя, должник несет перед кредиторами ответственность за убытки, причиненные возбуждением производства по делу о банкротстве или необоснованным признанием требований кредиторов.

4. Если должник признан несостоятельным (банкротом) вследствие действий и (или) бездействия контролирующих должника лиц, такие лица в случае недостаточности имущества должника несут субсидиарную ответственность по его обязательствам.

Пока не доказано иное, предполагается, что должник признан несостоятельным (банкротом) вследствие действий и (или) бездействия контролирующих должника лиц при наличии одного из следующих обстоятельств:

причинен вред имущественным правам кредиторов в результате совершения этим лицом или в пользу этого лица либо одобрения этим лицом одной или нескольких сделок должника, включая сделки, указанные в статьях 61.2 и 61.3 настоящего Федерального закона;

документы бухгалтерского учета и (или) отчетности, обязанность по ведению (составлению) и хранению которых установлена законодательством Российской Федерации, к моменту вынесения определения о введении наблюдения (либо ко дню назначения временной администрации финансовой организации) или принятия решения о признании должника банкротом отсутствуют или не содержат информацию об объектах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, формирование которой является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо указанная информация искажена, в результате чего существенно затруднено проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве, в том числе формирование и реализация конкурсной массы.

Положения абзаца четвертого настоящего пункта применяются в отношении лиц, на которых возложена обязанность организации ведения бухгалтерского учета и хранения документов бухгалтерского учета и (или) бухгалтерской (финансовой) отчетности должника.

Если должник признан несостоятельным (банкротом) вследствие действий и (или) бездействия нескольких контролирующих должника лиц, то такие лица отвечают солидарно.

Контролирующее должника лицо, вследствие действий и (или) бездействия которого должник признан несостоятельным (банкротом), не несет субсидиарной ответственности, если докажет, что его вина в признании должника несостоятельным (банкротом) отсутствует. Такое лицо также признается невиновным, если оно действовало добросовестно и разумно в интересах должника.

Размер субсидиарной ответственности контролирующего должника лица равен совокупному размеру требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, а также заявленных после закрытия реестра требований кредиторов и требований кредиторов по текущим платежам, оставшихся не погашенными по причине недостаточности имущества должника.

Размер ответственности контролирующего должника лица подлежит соответствующему уменьшению, если им будет доказано, что размер вреда, причиненного имущественным правам кредиторов по вине этого лица, существенно меньше размера требований, подлежащих удовлетворению за счет этого лица.

5. Заявление о привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, а также заявление о возмещении должнику убытков, причиненных ему его учредителями (участниками) или его органами управления (членами его органов управления), по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, рассматривается арбитражным судом в деле о банкротстве должника.

Заявление о привлечении контролирующего должника лица к субсидиарной ответственности может быть подано в ходе конкурсного производства конкурсным управляющим по своей инициативе либо по решению собрания кредиторов или комитета кредиторов, а по основаниям, предусмотренным пунктами 2 и 4 настоящей статьи, также может быть подано конкурсным кредитором, представителем работников должника, работником, бывшим работником должника или уполномоченным органом.

Заявление о возмещении должнику убытков, причиненных ему его учредителями (участниками) или его органами управления (членами его органов управления), может быть подано в ходе конкурсного производства, внешнего управления конкурсным управляющим, внешним управляющим, учредителем (участником) должника, а в ходе конкурсного производства также конкурсным кредитором или уполномоченным органом.

Заявление о привлечении контролирующего должника лица к субсидиарной ответственности по основаниям, предусмотренным пунктами 2 и 4 настоящей статьи, может быть подано в течение одного года со дня, когда подавшее это заявление лицо узнало или должно было узнать о наличии соответствующих оснований для привлечения к субсидиарной ответственности, но не позднее трех лет со дня признания должника банкротом. В случае пропуска этого срока по уважительной причине он может быть восстановлен судом.

Заявление о привлечении контролирующего должника лица к субсидиарной ответственности не может быть подано после завершения конкурсного производства.

Если на момент рассмотрения заявления о привлечении к субсидиарной ответственности по основанию, предусмотренному пунктом 4 настоящей статьи, невозможно определить размер ответственности, суд после установления всех иных имеющих значение фактов приостанавливает рассмотрение этого заявления до окончания расчетов с кредиторами либо до окончания рассмотрения требований кредиторов, заявленных до окончания расчетов с кредиторами.

Производство по делу о банкротстве не может быть прекращено до вынесения арбитражным судом определения по требованиям о привлечении контролирующих должника лиц к ответственности. В случае прекращения процессуальных действий по делу о банкротстве арбитражный суд по своей инициативе может приостановить производство по делу о банкротстве до вынесения определения по требованиям о привлечении указанных лиц к ответственности. Арбитражному управляющему не выплачивается фиксированная сумма вознаграждения за счет средств должника за период, в течение которого дело о банкротстве приостановлено в соответствии с настоящей статьей.

6. Лица, в отношении которых поданы заявления о привлечении к субсидиарной ответственности в соответствии с настоящим Федеральным законом, а также к ответственности в виде возмещения причиненных должнику убытков, имеют права и несут обязанности лиц, участвующих в деле о банкротстве.

7. По результатам рассмотрения заявления о привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности или заявления о привлечении контролирующих должника лиц, а также лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи, к ответственности в виде возмещения убытков выносится определение, которое может быть обжаловано. В определении о привлечении указанных лиц к субсидиарной ответственности указывается размер их ответственности, в определении о взыскании причиненных должнику убытков — размер взыскиваемых убытков. На основании определения о привлечении таких лиц к субсидиарной ответственности (о взыскании убытков) выдается исполнительный лист.

8. Денежные средства, взысканные с контролирующих должника лиц, привлеченных к субсидиарной ответственности, а также взысканные убытки включаются в конкурсную массу.

Требование о привлечении контролирующего должника лица к субсидиарной ответственности после вступления определения в законную силу подлежит реализации по правилам статьи 140 настоящего Федерального закона.

9. Привлечение к субсидиарной ответственности по обязательствам должника контролирующих должника лиц не препятствует предъявлению требований учредителями (участниками) должника о возмещении убытков органами юридического лица по основаниям, предусмотренным пунктом 3 статьи 53 Гражданского кодекса Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним федеральными законами, в части, не покрытой размером субсидиарной ответственности.

10. Сведения о подаче заявления о привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности или заявления о привлечении контролирующих должника лиц, а также лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи, к ответственности в виде возмещения убытков, о судебных актах, вынесенных по таким заявлениям, и судебных актах об их пересмотре подлежат включению в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве.

В сообщениях, подлежащих включению в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве в соответствии с настоящим пунктом, должны быть указаны:

наименование (фамилия, имя и в случае, если имеется, отчество) контролирующего должника лица, в отношении которого подано заявление (для иностранных лиц указывается с использованием кириллических и латинских букв);

гражданство контролирующего лица (страна регистрации);

идентифицирующие контролирующее лицо данные (индивидуальный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер — для юридических лиц, страховой номер индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования — для физических лиц), а для иностранных лиц — их аналоги в соответствии со страной гражданства (регистрации);

размер ответственности в соответствии с заявлением (кроме случаев невозможности определения размера ответственности на дату подачи заявления) или судебным актом.

Несостоятельность (банкротство) юридического лица — признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Разъяснение

Несостоятельность (банкротство) юридического лица — это признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Суть процедуры банкротства в том, что юридическое лицо, которое не в состоянии в полном объеме выплатить свои долги, выплачивает долги за счет своего имущества, после чего ликвидируется. Не выплаченные долги, на которых не хватило средств у организации, списываются.

Банкротство позволяет очистить экономический оборот от долгов, которые все равно не могут быть взысканы, из-за недостатка имущества.

Участникам (акционерам) признание юридического лица банкротом позволяет начать свою жизнь с чистого листа, не будучи обремененными долгами, нереальными к выплате.

Несостоятельность (банкротство) юридического лица регулируется статьей 65 Гражданского кодекса России (ГК РФ) и Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".

Процедура банкротства не применяется к казенным предприятиям, учреждениям, политическим партиям и религиозным организациям. Государственная корпорация или государственная компания может быть признана несостоятельной (банкротом), если это допускается федеральным законом, предусматривающим ее создание. Фонд не может быть признан несостоятельным (банкротом), если это установлено законом, предусматривающим создание и деятельность такого фонда (п. 1 ст. 65 ГК рФ).

Основания признания судом юридического лица несостоятельным (банкротом), порядок ликвидации такого юридического лица, а также очередность удовлетворения требований кредиторов устанавливается законом о несостоятельности (банкротстве) (п. 3 ст. 65 ГК РФ).

Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом обладают должник, конкурсный кредитор, уполномоченные органы (п. 1 ст. 7 Федерального закона РФ от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)").

Признаки банкротства

1) Наличие суммарной неисполненной задолженности по обязательствам в размере не менее 300 000 рублей (для организаций) и не менее 500 000 рублей (для физических лиц);

2) Срок просрочки неисполненной задолженности превышает 3 месяца.

Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 07.03.2018) "О несостоятельности (банкротстве)"

3) Неспособность в полном объеме удовлетворить требования всех кредиторов по денежным обязательствам.

Все указанные выше условия (признаки банкротства) должны быть выполнены одновременно, для того, чтобы лицо могло быть признано несостоятельным (банкротом).

Подробнее: Признаки банкротства

Процедуры банкротства

Процедуры, применяемые в деле о банкротстве перечислены в статье 27 Федерального закона РФ от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)":

1. При рассмотрении дела о банкротстве должника — юридического лица применяются следующие процедуры:

Наблюдение — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях обеспечения сохранности его имущества, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов.

Финансовое оздоровление — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности.

Внешнее управление — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности.

Конкурсное производство — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов. После того, как должник признается банкротом, вводится конкурсное производство.

мировое соглашение.

2. При рассмотрении дела о банкротстве гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, применяются:

Реструктуризация долгов гражданина;

Реализация имущества гражданина;

Мировое соглашение.

Субсидиарная ответственность менеджеров и собственников при банкротстве организации

Закон о банкротстве устанавливает возможность привлечения к субсидиарной (дополнительной) ответственности менеджеров и собственников компании в случае банкротства этой организации. Такая ответственность применяется не всегда, а только при наступлении определенных обстоятельств (вины менеджеров и собственников). Для этих целей Закон о банкротстве ввел понятие:

Контролирующее должника лицо — лицо, имеющее либо имевшее в течение менее чем три года до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом право давать обязательные для исполнения должником указания или возможность в силу нахождения с должником в отношениях родства или свойства, должностного положения либо иным образом определять действия должника…

К контролирующим должника лицам могут быть отнесены некоторые менеджеры (руководящий состав) и собственники компании.

Субсидиарная ответственность может распространяться на лиц, которые признаются Контролирующими должника лицами.

Подробнее: Субсидиарная ответственность менеджеров и собственников при банкротстве организации

Структура федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"

Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" структурирован следующим образом:

Закон делится на главы. Например, "Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ". Всего в законе 12 глав;

Главы состоят из статей. Например, "Статья 11. Права кредиторов и уполномоченных органов". Всего в законе 233 статьи;

Статьи могут состоять из пунктов. Например, "Статья 17. Комитет кредиторов" состоит из восьми пунктов. Пункты обозначены арабскими цифрами (1., 2., 3. и т.д.). Общепринятая практика делить статью на части, а затем на пункты и подпункты, но в Законе о банкротстве статья делится именно на пункты, а не на части;

Пункты состоят из абзацев. Например, п. 3 ст. 17 состоит из семи абзацев. Абзацы цифрами или буквами не обозначаются.

НДС при банкротстве

Не признаются объектом обложения НДС операции по реализации имущества и (или) имущественных прав должников, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации несостоятельными (банкротами) (пп. 15 п. 2 ст. 146 НК РФ).

Это правило было введено с 01.01.2015 Федеральным законом от 24.11.2014 N 366-ФЗ.

НДС не уплачивается только если должник признан банкротом. Это решение принимается перед стадией банкротства Конкурсное производство. На всех остальных стадиях банкротства НДС должником уплачивается.

Контролирующие органы считают, что работы и услуги, выполненные банкротом, облагаются НДС, так как в пп. 15 п. 2 ст. 146 НК РФ не предусмотрено их освобождение от налогообложения (Письма Минфина России от 30.10.2015 N 03-07-14/62525, от 06.05.2015 N 03-07-11/26074, ФНС России от 17.08.2016 N СД-4-3/15110@).

НДС до 01.01.2015

До 01.01.2015 реализация имущества банкротов облагалась НДС, но этот НДС удерживал и уплачивал налоговый агент (п. 4.1. ст. 161 НК РФ — отменен с 01.01.2015).

Дополнительно

Признаки банкротства — условия, при наступлении которых, юридическое или физическое лицо могут быть признаны банкротами (несостоятельными).

Санация — меры, принимаемые собственником имущества должника — унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника, кредиторами должника и иными лицами в целях предупреждения банкротства и восстановления платежеспособности должника, в том числе на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве.

Наблюдение — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях обеспечения сохранности его имущества, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов.

Финансовое оздоровление — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности.

Внешнее управление — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности.

Конкурсное производство — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов.

Арбитражный управляющий — профессиональный управленец, основной функцией которого является антикризисное управление организацией под контролем арбитражного суда.

Временный управляющий — арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения наблюдения в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".

Административный управляющий — арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения финансового оздоровления в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".

Внешний управляющий — арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения внешнего управления и осуществления иных установленных Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" полномочий.

Конкурсный управляющий — арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения конкурсного производства и осуществления иных установленных Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" полномочий, или Агентство по страхованию вкладов, осуществляющее указанные полномочия в случаях, установленных Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".

Финансовый управляющий — арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для участия в деле о банкротстве гражданина.

Несостоятельность (банкротство) индивидуального предпринимателя — процедура признания физического лица, зарегистрированного как индивидуальный предприниматель, банкротом.

Мораторий — приостановление исполнения должником денежных обязательств и уплаты обязательных платежей.

Контролирующее должника лицо — лицо, имеющее либо имевшее в течение менее чем три года до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом право давать обязательные для исполнения должником указания или возможность в силу нахождения с должником в отношениях родства или свойства, должностного положения либо иным образом определять действия должника…

Ликвидация юридического лица — прекращение юридического лица без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам.

Очередность погашения требований кредиторов — установленная законом очередность погашения требований кредиторов при ликвидации или банкротстве юридического лица.

Субсидиарная ответственность менеджеров и собственников при банкротстве организации — предусмотренная законом дополнительная ответственность менеджеров (руководителя и иных лиц), собственников организации при банкротстве.

Юридическое лицо — организация.

28 апреля Президентом России Дмитрием Медведевым был подписан Федеральный закон №73-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – «Закон»), внесший ряд существенных изменений в Федеральный закон от 25.02.1999 № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» (далее – Закон о банкротстве кредитных организаций), Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве) и Федеральный закон от 02.12.1999 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (далее – Закон о банках).

Предлагаемые изменения направлены на совершенствование правового регулирования привлечения участников и руководителей должника к ответственности по его долгам, а также оспаривания сделок должника.

Изменения в Закон о банкротстве

1. Оспаривание сделок должника

Установлено, что в судебном порядке могут быть оспорены подозрительные сделки должника, а также сделки с предпочтительным предоставлением. Эти положения заменят собой действующие в настоящее время положения об оспаривании (a) сделок с заинтересованными лицами и (b) сделок, совершенных после или в течение шести месяцев до подачи заявления о признании должника банкротом, если они влекут за собой предпочтительное удовлетворение требований одних кредиторов перед другими кредиторами.

1.1. Законом предусмотрено, что подозрительными сделками являются:

— сделки, совершенные должником в течение одного года до принятия заявления о признании банкротом или после принятия указанного заявления, при неравноценном встречном исполнении обязательств другой стороной сделки (например, если цена сделки и (или) иные условия хуже рыночных);

— сделки, совершенные в течение трех лет до принятия заявления о признании должника банкротом или после принятия указанного заявления, в результате которых был причинен вред имущественным правам кредиторов если другая сторона сделки знала об этой цели должника к моменту совершения сделки.

Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)"

Предполагается, что другая сторона знала об этом, если она признана заинтересованным лицом либо если она знала или должна была знать об ущемлении интересов кредиторов должника либо о признаках неплатежеспособности или недостаточности имущества должника. Одним из признаков наличия у должника цели является безвозмездность сделки.

Заинтересованными лицами будут признаваться, в частности, лица, входящие в одну группу с должником, аффилированные лица, руководитель должника, лица входящие в состав совета директоров (наблюдательного совета) и другие лица, признаваемые заинтересованными в соответствии с законодательством об акционерных обществах и общества с ограниченной ответственностью.

1.2. Законом уточняется перечень сделок с предпочтительным предоставлением. В частности, к таким сделкам отнесены сделки, изменяющие очередность удовлетворения требований кредиторов, сделки, необоснованно предоставляющие в «период подозрительности» дополнительно обеспечение обязательств кредитора, сделки, приводящие к тому, что кредитор может получить больше, чем получил бы в случае распределения имущества конкурсной массы при проведении конкурсного производства в момент совершения такой сделки. Такие сделки должны быть совершены после или в течение одного месяца (в определенных случаях, — шести месяцев) до принятия судом заявления о признании должника банкротом, если они отвечают установленным законом признакам.

Сделки, совершаемые на биржевых торгах и сделки совершаемые в ходе обычной хозяйственной (при цене сделки до 1% от активов должника) деятельности не могут быть оспорены по вышеуказанным основаниям.

Последствием признания сделки недействительной является возврат в конкурсную массу всего, что было передано должником по такой сделке для последующего распределения между его кредиторами (включая кредитора, сделка которого признана недействительной). В случае невозможности возврата имущества в конкурсную массу в натуре производится возмещение действительной стоимости этого имущества.

В Законе уточняется, что сделка может быть оспорена только арбитражным управляющим и лицами, прямо указанными в законе. Это связано с ограничением возможности злоупотребления со стороны кредиторов.

2. Ответственность руководителей и участников должника

Согласно изменениям, контролирующие должника лица солидарно несут субсидиарную ответственностью. К таковым, в частности, отнесены лица, которые имеют или могли в течение двух лет до принятия судом заявления о признании должника банкротом давать должнику обязательные указания или определять его деятельность иным образом (например, руководитель организации, члены ликвидационной комиссии и др.), если банкротство должника вызвано их виновными действиями или бездействиями.

Руководитель должника может быть привлечен к ответственности, если документы бухгалтерского учета и (или) отчетности, к моменту вынесения определения о введении наблюдения или принятия решения о признании должника банкротом отсутствуют или не содержат информацию об имуществе и обязательствах должника, либо если указанная информация искажена».

Контролирующие должника лица должны компенсировать суммы, которых недостает для удовлетворения требований всех кредиторов должника, при недостаточности его имущества, составляющего конкурсную массу.

Законом также устанавливаются процессуальные особенности рассмотрения судом требований о привлечении указанных лиц к ответственности и предусматривается, что привлечение к имущественной ответственности указанных лиц происходит в рамках дела о банкротстве.

Изменения в Закон о банкротстве кредитных организаций

Законом вносятся изменения в Закон с учетом специфики банковского законодательства.

В частности в Закон о банкротстве кредитных организаций не внесен термин «контролирующие должника лица». Ответственность как и ранее закреплена за руководителями, членами совета директоров (наблюдательного совета), учредителями (участниками) кредитной организации. На них возлагается субсидиарная ответственность при недостаточности имущества кредитной организации, если их решения или действия повлекшие за собой банкротство кредитной организации, не соответствовали принципам добросовестности и разумности, соответствующим нормативным правовым актам Российской Федерации, банковским правилам, уставу кредитной организации или обычаям делового оборота, а также если они не предприняли меры для предупреждения банкротства.

Кроме того, руководитель и главный бухгалтер кредитной организации могут быть привлечены к ответственности по обязательствам кредитной организации, если ее бухгалтерские документы отсутствуют или содержат неполную/ искаженную информацию.

Сделки совершенные кредитной организацией могут быть признаны недействительными по основаниями предусмотренным Законом о банкротстве, с учетом особенностей установленных Законом о банкротстве кредитных организаций.

Закон вступит в силу в течение 30 дней с даты опубликования. На данный момент (05 мая 2009 г.) закон еще не был опубликован.

Положения Закона применяются к делам о банкротстве, производство по которым возбуждено после вступления в силу Закона. Положения Закона об оспаривании сделок применяются также при рассмотрении дел о банкротстве, производство по которым возбуждено до вступления в силу Закона, в отношении сделок, совершенных после вступления в силу Закона.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *