Объекты 4 категории

Автор: | 28.07.2018

Плата за негативное воздействие на окружающую среду.

Плата за загрязнение окружающей среды и другие виды вредного воздействия на нее рассматривается в праве окружающей среды России и зарубежных государств как один из основных экономических стимулов к тому, чтобы предприятия-природопользователи, деятельность которых связана с такими воздействиями на природу, сами принимали меры по уменьшению загрязнения окружающей среды в соответствии с требованиями законодательства.

Некоторые общие требования относительно платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются в Федеральном законе "Об охране окружающей среды" (ст. 16).

К видам негативного воздействия на окружающую среду данный закон относит:

· выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;

· сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;

· загрязнение недр, почв;

· размещение отходов производства и потребления;

· загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;

· иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

Виды негативного воздействия на окружающую среду, за которые взимается плата (в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 2000г "Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия"):

· выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников;

· сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;

· размещение отходов;

· другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).

(Присутствует явное несоответствие пунктов Постановления Правительства Федеральному закону)

Закон не определил формы платы за негативное воздействие на окружающую среду. В нем говорится о том, что такие формы определяются федеральными законами.

Исходными при определении платы за негативное воздействие на окружающую среду являются базовые нормативы платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов и другие виды вредного воздействия, а также коэффициенты, учитывающие экологические факторы.

Установлены два вида базовых нормативов платы:

· за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах допустимых нормативов;

· за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов).

При этом базовые нормативы платы за загрязнение окружающей среды в пределах временно согласованных нормативов в пять раз превышали платежи за загрязнение окружающей среды в пределах допустимых нормативов.

При оформлении Расчетов платы за НВОС необходимо применять к нормативам платы коэффициенты, учитывающие экологические факторы территории на которой находится объект, оказывающий негативное воздействие (приложение 2 к Постановлению 344).
Нормативы платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух городов применяются с дополнительным коэффициентом 1,2, для сельских поселений — 1.

Плательщиками за НВОС в соответствии с п.1 Порядка, содержащегося в Постановлении № 632, являются предприятия, учреждения, организации, осуществляющие любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, осуществляющими на территории Российской Федерации вышеуказанные виды негативного воздействия.

Виды негативного воздействия на окружающую среду

Индивидуальные предприниматели также признаются плательщиками платы в соответствии со статьей 23 Федерального закона от 24.06.98г. №89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", статьей 28 Федерального от 04.05.99г. № 96-ФЗ " Об охране атмосферного воздуха".

Перечисление средств осуществляется природопользователями в сроки, устанавливаемые территориальными органами Министерства экологии и природных ресурсов Российской Федерации. По истечении установленных сроков суммы платежей взыскиваются с природопользователей в безакцептном порядке.

В соответствии с существовавшей концепцией платы за загрязнение базовые нормативы платы устанавливаются по каждому ингредиенту загрязняющего вещества (отхода), виду вредного воздействия с учетом степени опасности их для окружающей природной среды и здоровья населения. Для отдельных регионов и бассейнов рек устанавливаются коэффициенты к базовым нормативам платы, учитывающие экологические факторы — природно-климатические особенности территорий, значимость природных и социально-культурных объектов. Коэффициенты экологической ситуации и экологической значимости атмосферного воздуха, водных объектов и почвы могут увеличиваться.

Нормативы платы для особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов, а также для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, Байкальской природной территории и зон экологического бедствия применяются с использованием коэффициентов, учитывающих экологические факторы, и дополнительного коэффициента 2.

В случае отсутствия у природопользователя надлежаще оформленного разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная.

Платежи за предельно допустимые выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, уровни вредного воздействия осуществляются за счет себестоимости продукции (работ, услуг), а платежи за превышение их — за счет прибыли, остававшейся в распоряжении природопользователя.

Платежи за негативное воздействие на окружающую среду вносятся поквартально.

Категоризация предприятий – новый подход в экологическом контроле и надзоре

В результате изменений в Федеральном законе № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» государство вводит новую категоризацию всех предприятий-природопользователей.

Новые правила контроля за негативным воздействием на окружающую среду

После введения в действие данного закона было издано несколько Постановлений Правительства РФ, в которых предлагаются принципы разделения на категории.

Согласно Федеральному закону № 7-ФЗ все объекты производства теперь делятся на 4 категории:

  • объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий (объекты I категории);
  • объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду (объекты II категории);
  • объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду (объекты III категории);
  • объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду (объекты IV категории).

 При проведении категоризации используются следующие факторы:

  • уровни воздействия на окружающую среду видов хозяйственной и (или) иной деятельности (отрасль, часть отрасли, производство);
  • уровень токсичности, канцерогенные и мутагенные свойства загрязняющих веществ, содержащихся в выбросах, сбросах загрязняющих веществ, а также классы опасности отходов производства и потребления;
  • классификация промышленных объектов и производств;
  • особенности осуществления деятельности в области использования атомной энергии.

К разным категориям предлагается отнести объекты определенных отраслей производства, при этом будет учитываться также, относится ли данная отрасль к области применения наилучших доступных технологий.

 Первая категория – это предприятия с самым высоким уровнем вредного воздействия на окружающую среду. К ней будут отнесены объекты по добыче и переработке полезных ископаемых, предприятия текстильной, кожевенной, бумажно-целлюлозной, пищевой, животноводческой отраслей, объекты энергетики, металлургии, предприятия химического синтеза, объекты обезвреживания и захоронения отходов, очистки сточных вод, мясокомбинаты, предприятия с электролитическим и химическим типом обработки сырья, производство оксида магния, работы с использованием органических растворителей. К объектам I категории относятся все вышеперечисленные, если в их выбросах или сбросах присутствуют вещества 1 и (или) 2 класса опасности.

Обратите внимание, что к 1 категории не относятся научно-исследовательские институты и лаборатории, использующие данные виды технологий для экспериментов и исследований.

Объекты 1 категории будут под строгим надзором. Они должны получать комплексное экологическое разрешение – КЭР, и разрабатывать программу повышения экологической эффективности.

Объекты 2 категории имеют несколько меньший уровень воздействия, сюда входят также объекты с применением наилучших доступных технологий. Краткий перечень отраслей включает объекты атомной промышленности, магистральные трубопроводы нефтепродуктов и газа, аэродромы с длиной взлетной полосы свыше , объекты утилизации и склады пестицидов и агрохимикатов, крупные внутренние и морские порты, объекты хранения отходов, нефтепродуктов, объекты графитизации и газификации, производство силикатного кирпича, объекты по разведению КРС и МРС, объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта, объекты с расплавом минеральных веществ и др.

Объекты 2 категории будут предоставлять декларацию о воздействии на окружающую среду и план мероприятий по охране окружающей среды.

К 3 категории относятся все объекты, которые не входят в остальные категории. Это могут быть объекты других отраслей или перечисленные выше, но более низкой мощности. К данной категории требования по контролю еще ниже, они ограничиваются предоставлением отчетности о вредном воздействии в виде сбросов и выбросов, отходов производства и потребления и разрабатывают план мероприятий по охране окружающей среды.

Объекты 4 категории – объекты с минимальным воздействием на окружающую среду. Это офисные предприятия, учреждения образовательной и социальной сфер, государственные учреждения.

Критерии отнесения:

  • масса выбросов в воздух не более 10 тонн в год без веществ 1 и 2 классов опасности;
  • отсутствие сбросов веществ и микроорганизмов в воду;
  • сточные воды только хозяйственно-бытовые и сбрасываются централизованно либо специальным организациям.

Кроме того, к объектам 4 категории относятся объекты по производству тепловой энергии мощностью менее 2 Гкал/час на газовом топливе (то есть, имеются бытовые котлы), при этом должны выполняться условия 2 и 3.

Объекты IV категории освобождаются от платы за НВОС и от всех видов экологической отчетности.

На данный момент Постановление Правительства о критериях отнесения предприятий еще не прошло всех этапов согласования, возможно, будут внесены доработки. Данный принцип разделения предприятий напоминает санитарную классификацию объектов и имеет множество недостатков. Критерии расплывчатые и не учитывают специфики производства. Критерий образования отходов вообще не учтен в классификации. Критерий сточных вод неоднозначен, так как многие предприятия вообще не имеют водоснабжения и водоотведения за ненадобностью.

Далеко не для всех отраслей есть дифференциация в зависимости от мощности производства, а некоторые отрасли вообще не учтены, хотя имеют большой уровень воздействия на окружающую среду. Таким образом, в ближайшее время категоризация будет проведена, и нас ожидают трудные и серьезные перемены в системе промышленной экологии. Будем ждать дополнительных изменений и разъяснений от государства и готовиться к данному процессу по мере возможностей.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду.

Плата за загрязнение окружающей среды и другие виды вредного воздействия на нее рассматривается в праве окружающей среды России и зарубежных государств как один из основных экономических стимулов к тому, чтобы предприятия-природопользователи, деятельность которых связана с такими воздействиями на природу, сами принимали меры по уменьшению загрязнения окружающей среды в соответствии с требованиями законодательства.

Некоторые общие требования относительно платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются в Федеральном законе "Об охране окружающей среды" (ст. 16).

К видам негативного воздействия на окружающую среду данный закон относит:

· выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;

· сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;

· загрязнение недр, почв;

· размещение отходов производства и потребления;

· загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;

· иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

Виды негативного воздействия на окружающую среду, за которые взимается плата (в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 2000г "Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия"):

· выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников;

· сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;

· размещение отходов;

· другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).

(Присутствует явное несоответствие пунктов Постановления Правительства Федеральному закону)

Закон не определил формы платы за негативное воздействие на окружающую среду. В нем говорится о том, что такие формы определяются федеральными законами.

Исходными при определении платы за негативное воздействие на окружающую среду являются базовые нормативы платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов и другие виды вредного воздействия, а также коэффициенты, учитывающие экологические факторы.

Установлены два вида базовых нормативов платы:

· за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах допустимых нормативов;

· за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов).

При этом базовые нормативы платы за загрязнение окружающей среды в пределах временно согласованных нормативов в пять раз превышали платежи за загрязнение окружающей среды в пределах допустимых нормативов.

При оформлении Расчетов платы за НВОС необходимо применять к нормативам платы коэффициенты, учитывающие экологические факторы территории на которой находится объект, оказывающий негативное воздействие (приложение 2 к Постановлению 344).

РОСПРИРОДНАДЗОР

Нормативы платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух городов применяются с дополнительным коэффициентом 1,2, для сельских поселений — 1.

Плательщиками за НВОС в соответствии с п.1 Порядка, содержащегося в Постановлении № 632, являются предприятия, учреждения, организации, осуществляющие любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, осуществляющими на территории Российской Федерации вышеуказанные виды негативного воздействия.
Индивидуальные предприниматели также признаются плательщиками платы в соответствии со статьей 23 Федерального закона от 24.06.98г. №89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", статьей 28 Федерального от 04.05.99г. № 96-ФЗ " Об охране атмосферного воздуха".

Перечисление средств осуществляется природопользователями в сроки, устанавливаемые территориальными органами Министерства экологии и природных ресурсов Российской Федерации. По истечении установленных сроков суммы платежей взыскиваются с природопользователей в безакцептном порядке.

В соответствии с существовавшей концепцией платы за загрязнение базовые нормативы платы устанавливаются по каждому ингредиенту загрязняющего вещества (отхода), виду вредного воздействия с учетом степени опасности их для окружающей природной среды и здоровья населения. Для отдельных регионов и бассейнов рек устанавливаются коэффициенты к базовым нормативам платы, учитывающие экологические факторы — природно-климатические особенности территорий, значимость природных и социально-культурных объектов. Коэффициенты экологической ситуации и экологической значимости атмосферного воздуха, водных объектов и почвы могут увеличиваться.

Нормативы платы для особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов, а также для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, Байкальской природной территории и зон экологического бедствия применяются с использованием коэффициентов, учитывающих экологические факторы, и дополнительного коэффициента 2.

В случае отсутствия у природопользователя надлежаще оформленного разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная.

Платежи за предельно допустимые выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, уровни вредного воздействия осуществляются за счет себестоимости продукции (работ, услуг), а платежи за превышение их — за счет прибыли, остававшейся в распоряжении природопользователя.

Платежи за негативное воздействие на окружающую среду вносятся поквартально.

Lawfirm.ru: Пресс-релизы

Legal alert: Новые критерии классификации объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду

28 сентября 2015 года принято постановление Правительства РФ № 1029, которое закрепило Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий. Данные Критерии положены в основу экологической классификации предприятий и иных объектов для обеспечения дифференцированного подхода к применению правовых мер в рамках государственного экологического надзора и разрешительных процедур.

Автор: ,
Организация: Адвокатское бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры»
www.epam.ru
Дата публикации: 22.10.2015

Деление объектов, оказывающих воздействие на окружающую среду, на четыре категории является частью реформы природоохранного регулирования, которая проводится с 2014 года и направлена на совершенствование системы экологического нормирования и создание форм экономического стимулирования субъектов хозяйственной деятельности, внедряющих в своей производственной деятельности наилучшие доступные технологии (НДТ). Указанные комплексные изменения, включая классификацию объектов на категории, были закреплены Федеральным законом от 21 июля 2014 года № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и на сегодняшний день продолжают поэтапно вступать в силу.

Цель дифференциации объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на категории состоит в том, что к объектам различных категорий предъявляется различная по своему объему и содержанию система экологических требований. Это позволяет, с одной стороны, снизить уровень административного давления на малый и средний бизнес, а с другой – обеспечить комплексный контроль и надзор за крупными предприятиями и предусмотреть систему экономических мер, направленных на стимулирование перехода их на НДТ.

В соответствии с ст. 4.2. ФЗ от 1 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», деление объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня их воздействия, осуществляется на четыре категории:

1. объекты категории(оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий (НДТ)) – для осуществления хозяйственной и (или) иной деятельности на них  для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей закреплена обязанность:

  • получать комплексное экологическое разрешение;
  • разрабатывать и утверждать программу производственного экологического контроля (ПЭК), осуществлять ПЭК в соответствии с установленными требованиями, документировать информацию и хранить данные, полученные по результатам осуществления ПЭК;
  • разрабатывать и утверждать программу повышения экологической эффективности на период поэтапного достижения нормативов допустимых выбросов и сбросов, технологических нормативов в случае невозможности их соблюдения;
  • оснащать стационарные источники автоматическими средствами измерения и учета объема или массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ и их концентрации, а также техническими средствами фиксации и передачи информации о них в государственный фонд данных экологического мониторинга.

2. объекты II категории (оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую
среду) – для осуществления хозяйственной и (или) иной деятельности на них  юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны:

  • представлять в уведомительном порядке декларацию о воздействии на окружающую среду (могут получить комплексное экологическое разрешение при наличии соответствующих отраслевых информационно-технических справочников по НДТ);
  • разрабатывать и утверждать программу ПЭК, осуществлять ПЭК в соответствии с установленными требованиями, документировать информацию и хранить данные, полученные по результатам осуществления ПЭК;
  • разрабатывать и утверждать план мероприятий по охране окружающей среды на период поэтапного достижения нормативов допустимых выбросов и сбросов в случае невозможности их соблюдения.

3. объекты III категории (оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду) – для осуществления хозяйственной и (или) иной деятельности на них  для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей:

  • не требуется получения комплексного экологического разрешения и представления декларации о воздействии на окружающую среду;
  • закреплена обязанность разрабатывать и утверждать программу ПЭК, осуществлять ПЭК в соответствии с установленными требованиями, документировать информацию и хранить данные, полученные по результатам осуществления ПЭК;
  • закреплена обязанность разрабатывать и утверждать план мероприятий по охране окружающей среды на период поэтапного достижения нормативов допустимых выбросов и сбросов в случае невозможности их соблюдения.

4. объекты IV категории (оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду) – для осуществления хозяйственной и (или) иной деятельности на них для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей:

  • не требуется получения комплексного экологического разрешения и представления декларации о воздействии на окружающую среду;
  • не требуется расчета нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, разработки нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представления отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов;
  • не требуется внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду;
  • не проводятся плановые проверки в рамках государственного экологического надзора (с 1 января 2019 года).

Присвоение объекту соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учет, при этом категория объекта может быть изменена при актуализации учетных сведений об объекте.

Указанная классификация объектов на категории тесно связана с разграничением на объекты федерального государственного экологического надзора (новые Критерии определения которых были утверждены постановлением Правительства РФ от 28 августа 2015 года № 903) и объекты регионального надзора, так как, например, к первым в соответствии с упомянутыми Критериями относятся объекты I категории, а также объекты II категории (в случае, если на них выдано комплексное экологическое разрешение).

Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к соответствующей категории, являются достаточно сложными.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду в 2018 году

В число таких критериев входят: осуществление экологически опасных видов производственной деятельности, отнесение к объектам определенных видов инфраструктуры, наличие стационарных источников загрязнения окружающей среды, использование определенных видов оборудования. При этом одним из ключевых отличий при разграничении на различные категории являются установленные величины проектной мощности объектов, а также показатели мощности используемого на них оборудования.

Так, например, к I категории относятся объекты, на которых осуществляется хозяйственная и (или) иная деятельность, связанная с определенными видами промышленного производства (производством кокса, нефтепродуктов; добычей сырой нефти и природного газа, включая переработку природного газа; добычей и обогащением железных руд; добычей и подготовкой руд цветных металлов, а также руд драгоценных металлов (золота, серебра, платины), за исключением руд и песков драгоценных металлов, оловянных руд, титановых руд, хромовых руд на рассыпных месторождениях; с металлургическим производством с использованием оборудования установленной мощности; производством неметаллической минеральной продукции; химических веществ и продуктов основных органических химических веществ, а также неорганических веществ; пестицидов и прочих агрохимических продуктов (в части, касающейся производства минеральных удобрений и фармацевтических субстанций);  по обеспечению электрической энергией, газом и паром с использованием оборудования установленной мощности.

Также критериями отнесения производственных объектов к I категории  является производство целлюлозы и древесной массы; бумаги и картона; текстильных изделий с использованием оборудования для промывки, отбеливания, мерсеризации, окрашивания текстильных волокон и (или) отбеливания, окрашивания текстильной продукции; по производству кожи и изделий из кожи с использованием оборудования для дубления, крашения, выделки шкур и кож; пищевых продуктов (мяса и мясопродуктов; растительных и животных масел и жиров; продукции из картофеля, фруктов и овощей; молочной продукции; по разведению сельскохозяйственной птицы; по выращиванию и разведению свиней, свиноматок); по переработке и консервированию мяса в части, касающейся выполнения работ по убою животных на мясокомбинатах, мясохладобойнях; по добыче угля; а также деятельность, связанная с обрабатывающим производством, на котором выполняются работы по поверхностной обработке металлов и пластических материалов; по обработке поверхностей, предметов или продукции (с использованием органических растворителей).

К указанной категории также относятся объекты определенной проектной мощности по обработке и утилизации отходов (в части, касающейся обезвреживания отходов производства и потребления с применением оборудования и (или) установок), в частности по обезвреживанию отходов производства и потребления I – III классов опасности (включая пестициды и агрохимикаты, пришедшие в негодность и (или) запрещенные к применению); по обезвреживанию отходов производства и потребления IV и V классов опасности; по обработке и утилизации отходов в части, касающейся обеззараживания и (или) обезвреживания биологических и медицинских отходов; по захоронению следующих отходов производства и потребления (отходы I — III классов опасности; отходы IV и V классов опасности, включая твердые коммунальные отходы); по сбору и обработке сточных вод в части, касающейся очистки сточных вод централизованных систем водоотведения (канализации).

К II категории относятся объекты, на которых осуществляется хозяйственная и (или) иная деятельность (с установленной Критериями проектной мощностью), связанная с определенными видами промышленного производства: обеспечением электрической энергией, газом и паром с использованием оборудования; добычей и подготовкой руд и песков драгоценных металлов, оловянных, титановых и хромовых руд на рассыпных месторождениях; металлургическим производством с использованием оборудования установленной мощности; производством неметаллической минеральной продукции; цементного клинкера во вращающихся или в других печах; извести (негашеная, гашеная) при наличии печей; производством оксида магния; сбором и обработкой сточных вод в части, касающейся очистки сточных вод централизованных систем водоотведения (канализации); производством бумаги и картона; текстильных изделий с использованием определенного оборудования; кожи и изделий из кожи с использованием

оборудования для дубления, крашения, выделки шкур и кож; пищевых продуктов (с установленной проектной мощностью) (мяса и мясопродуктов; растительных и животных масел и жиров; продукции из картофеля, фруктов и овощей; молочной продукции; по разведению сельскохозяйственной птицы; по выращиванию и разведению свиней); производством искусственного графита; газа путем газификации и (или) сжижения углей и других твердых топлив; сырой нефти из горючих (битуминозных) сланцев и песка; обработанных асбестовых волокон, смесей на основе асбеста и изделий из них, изделий из асбестоцемента и волокнистого цемента;  а также с обрабатывающим производством, на котором выполняются работы по поверхностной обработке металлов и пластических материалов; по обработке поверхностей, предметов или продукции (с использованием органических растворителей).

К II категории также относятся объекты, на которых осуществляется деятельность по эксплуатации ядерных установок, в том числе атомных станций (за исключением исследовательских ядерных установок нулевой мощности); по добыче и обогащению урановой и ториевой руд, производству ядерного топлива; по эксплуатации радиационных источников (за исключением тех, что содержат в своем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категорий радиационной опасности) при условии наличия на объекте источников выбросов и сбросов радиоактивных веществ в окружающую среду; пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, пунктов хранения, хранилищ радиоактивных отходов, пунктов захоронения радиоактивных отходов; по хранению и (или) уничтожению химического оружия.

На объектах II категории должна осуществляться деятельность по транспортированию по трубопроводам газа и продуктов его переработки, нефти и нефтепродуктов с использованием магистральных трубопроводов; по складированию и хранению нефти и продуктов ее переработки; пестицидов и агрохимикатов; по сбору, обработке и утилизации отходов (на объектах установленной проектной мощности) в части, касающейся: хранения отходов производства и потребления I — III классов опасности; отходов IV и V классов опасности; обезвреживания отходов IV и V классов опасности; обеззараживания и (или) обезвреживания биологических и медицинских отходов; захоронения отходов IV и V классов опасности, включая твердые коммунальные отходы.

К объектам II категории также относятся порты, расположенные на внутренних водных путях РФ (допускающие проход судов водоизмещением 1350 тонн и более); морские порты; объекты, предназначенные для приема, отправки воздушных судов и обслуживания воздушных перевозок (при наличии взлетно-посадочной полосы длиной 2100 метров и более); инфраструктура железнодорожного транспорта.

К III категории относятся объекты, на которых осуществляется эксплуатация исследовательских ядерных установок нулевой мощности, радиационных источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категорий, а также хозяйственная и (или) иная деятельность, не соответствующая критериям объектов I, II и IV категории и уровням воздействия на окружающую среду объектов IV категории.

К IV категории относятся объекты, соответствующие одновременно ряду следующих критериев: наличие на объекте стационарных источников загрязнения окружающей среды, масса загрязняющих веществ в выбросах в атмосферный воздух которых не превышает 10 тонн в год, при отсутствии в составе выбросов веществ I и II классов опасности, радиоактивных веществ; отсутствие сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод (в централизованные системы водоотведения, другие сооружения и системы отведения и очистки сточных вод, за исключением сбросов загрязняющих веществ, образующихся в результате использования вод для бытовых нужд, а также отсутствие сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду).

К указанной категории также относятся объекты, на которых осуществляется деятельность (с условием соответствия вышеперечисленным требованиям) по обеспечению электрической энергией, газом и паром (с использованием оборудования с невысокой установленной проектной тепловой мощностью), использованию оборудования исключительно для исследований, разработок и испытаний новой продукции

и процессов (предприятия опытного производства, научно-исследовательские институты, опытно-конструкторские бюро).

Снижение объема административного воздействия со стороны органов государственного экологического надзора на предприятие, осуществляющее эксплуатацию объекта, отнесенного в соответствии с изложенными Критериями к одной из указанных категорий, возможно путем ее изменения при актуализации учетных сведений об объекте.

Вместе с тем, необоснованный отказ в изменении категории объекта со стороны уполномоченного органа государственной власти может быть обжалован как в административном, так и в судебном порядке.

Ссылка на оригинал: http://lawfirm.ru/pr/index.php?id=13513

Экологичные технологии, или Как предприятиям не платить за вредное воздействие на окружающую среду

Объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, должны быть поставлены на учет.31.07.2017

Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, обязаны поставить данные объекты на государственный учет.
Так, согласно Федеральному закону № 7-ФЗ от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды» объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.
Критерии, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, устанавливаются Правительством Российской Федерации от 23.06.2016 № 572.
Заявка о постановке на учет объекта негативного воздействия  представляется в установленном Правилами создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 23.06.2016 N 572 порядке в территориальный орган Росприроднадзора или уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации — по месту нахождения объекта.
В случае, если объект не соответствует Критериям отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, такой объект не является объектом НВОС и не подлежит постановке на государственный учет.
За невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений предусмотрена административная ответственность по ст. 8.46 КоАП РФ.
Так, при проведении прокурорской проверки в июне 2017 в деятельности Общества с ограниченной ответственностью, установлено при эксплуатации стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух осуществляется без постановки хозяйствующего субъекта на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. 
В связи с выявленными нарушениями требований федерального законодательства, Ставропольским межрайонным природоохранным прокурором в отношении юридического лица Общества с ограниченной ответственностью, возбуждено дело об административном  правонарушении, предусмотренном ст. 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения которого Общество привлечено к ответственности и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30000 рублей. 

читать все новости

Категоризация предприятий – новый подход в экологическом контроле и надзоре

В результате изменений в Федеральном законе № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» государство вводит новую категоризацию всех предприятий-природопользователей. После введения в действие данного закона было издано несколько Постановлений Правительства РФ, в которых предлагаются принципы разделения на категории.

Согласно Федеральному закону № 7-ФЗ все объекты производства теперь делятся на 4 категории:

  • объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий (объекты I категории);
  • объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду (объекты II категории);
  • объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду (объекты III категории);
  • объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду (объекты IV категории).

 При проведении категоризации используются следующие факторы:

  • уровни воздействия на окружающую среду видов хозяйственной и (или) иной деятельности (отрасль, часть отрасли, производство);
  • уровень токсичности, канцерогенные и мутагенные свойства загрязняющих веществ, содержащихся в выбросах, сбросах загрязняющих веществ, а также классы опасности отходов производства и потребления;
  • классификация промышленных объектов и производств;
  • особенности осуществления деятельности в области использования атомной энергии.

К разным категориям предлагается отнести объекты определенных отраслей производства, при этом будет учитываться также, относится ли данная отрасль к области применения наилучших доступных технологий.

 Первая категория – это предприятия с самым высоким уровнем вредного воздействия на окружающую среду. К ней будут отнесены объекты по добыче и переработке полезных ископаемых, предприятия текстильной, кожевенной, бумажно-целлюлозной, пищевой, животноводческой отраслей, объекты энергетики, металлургии, предприятия химического синтеза, объекты обезвреживания и захоронения отходов, очистки сточных вод, мясокомбинаты, предприятия с электролитическим и химическим типом обработки сырья, производство оксида магния, работы с использованием органических растворителей. К объектам I категории относятся все вышеперечисленные, если в их выбросах или сбросах присутствуют вещества 1 и (или) 2 класса опасности.

Обратите внимание, что к 1 категории не относятся научно-исследовательские институты и лаборатории, использующие данные виды технологий для экспериментов и исследований.

Объекты 1 категории будут под строгим надзором. Они должны получать комплексное экологическое разрешение – КЭР, и разрабатывать программу повышения экологической эффективности.

Объекты 2 категории имеют несколько меньший уровень воздействия, сюда входят также объекты с применением наилучших доступных технологий. Краткий перечень отраслей включает объекты атомной промышленности, магистральные трубопроводы нефтепродуктов и газа, аэродромы с длиной взлетной полосы свыше , объекты утилизации и склады пестицидов и агрохимикатов, крупные внутренние и морские порты, объекты хранения отходов, нефтепродуктов, объекты графитизации и газификации, производство силикатного кирпича, объекты по разведению КРС и МРС, объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта, объекты с расплавом минеральных веществ и др.

Объекты 2 категории будут предоставлять декларацию о воздействии на окружающую среду и план мероприятий по охране окружающей среды.

К 3 категории относятся все объекты, которые не входят в остальные категории. Это могут быть объекты других отраслей или перечисленные выше, но более низкой мощности. К данной категории требования по контролю еще ниже, они ограничиваются предоставлением отчетности о вредном воздействии в виде сбросов и выбросов, отходов производства и потребления и разрабатывают план мероприятий по охране окружающей среды.

Объекты 4 категории – объекты с минимальным воздействием на окружающую среду. Это офисные предприятия, учреждения образовательной и социальной сфер, государственные учреждения.

Критерии отнесения:

  • масса выбросов в воздух не более 10 тонн в год без веществ 1 и 2 классов опасности;
  • отсутствие сбросов веществ и микроорганизмов в воду;
  • сточные воды только хозяйственно-бытовые и сбрасываются централизованно либо специальным организациям.

Кроме того, к объектам 4 категории относятся объекты по производству тепловой энергии мощностью менее 2 Гкал/час на газовом топливе (то есть, имеются бытовые котлы), при этом должны выполняться условия 2 и 3.

Объекты IV категории освобождаются от платы за НВОС и от всех видов экологической отчетности.

На данный момент Постановление Правительства о критериях отнесения предприятий еще не прошло всех этапов согласования, возможно, будут внесены доработки. Данный принцип разделения предприятий напоминает санитарную классификацию объектов и имеет множество недостатков. Критерии расплывчатые и не учитывают специфики производства.

Экологические платежи за негативное воздействие на окружающую среду.

Критерий образования отходов вообще не учтен в классификации. Критерий сточных вод неоднозначен, так как многие предприятия вообще не имеют водоснабжения и водоотведения за ненадобностью.

Далеко не для всех отраслей есть дифференциация в зависимости от мощности производства, а некоторые отрасли вообще не учтены, хотя имеют большой уровень воздействия на окружающую среду. Таким образом, в ближайшее время категоризация будет проведена, и нас ожидают трудные и серьезные перемены в системе промышленной экологии. Будем ждать дополнительных изменений и разъяснений от государства и готовиться к данному процессу по мере возможностей.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *