Как Быть с Охраной Труда Дистанционных Сотрудников?
Вопрос от Константина
Добрый день! Коллеги, вопрос о дистанционных сотрудниках. Что с ними делать? Обучать по охране труда — не обучать? Инструктировать — не инструктировать. Согласно ст. 312.3 «… обучение безопасным методам и приемам выполнения работ …, проведение инструктажа по охране труда, стажировки и проверки знаний требований охраны труда» им не требуется, но ознакомить их с требованиями охраны труда надо! Тот же самый вопрос возникает по инструктажам пожарной безопасности и электробезопасности. Может кто сталкивался с похожей ситуацией. Дистанционные сотрудники разбросаны практически по всей европейской части РФ. Заранее благодарен.
Ответ для Константина
Приветствую, Константин!
«Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 02.04.2014, с изм. от 04.06.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.04.2014)
Статья 312.3. Особенности организации и охраны труда дистанционных работников
Порядок и сроки обеспечения дистанционных работников необходимыми для исполнения ими своих обязанностей по трудовому договору о дистанционной работе оборудованием, программно-техническими средствами, средствами защиты информации и иными средствами, порядок и сроки представления дистанционными работниками отчетов о выполненной работе, размер, порядок и сроки выплаты компенсации за использование дистанционными работниками принадлежащих им либо арендованных ими оборудования, программно-технических средств, средств защиты информации и иных средств, порядок возмещения других связанных с выполнением дистанционной работы расходов определяются трудовым договором о дистанционной работе.
В целях обеспечения безопасных условий и охраны труда дистанционных работников работодатель исполняет обязанности, предусмотренные абзацами семнадцатым, двадцатым и двадцать первым части второй статьи 212 (см. ниже) настоящего Кодекса, а также осуществляет ознакомление дистанционных работников с требованиями охраны труда при работе с оборудованием и средствами, рекомендованными или предоставленными работодателем. Другие обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, на дистанционных работников не распространяются, если иное не предусмотрено трудовым договором о дистанционной работе.
Статья 212. Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда
Работодатель обязан обеспечить:
— расследование и учет в установленном настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
— выполнение предписаний должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, и рассмотрение представлений органов общественного контроля в установленные настоящим Кодексом, иными федеральными законами сроки; (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ)
— обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний…
На этом всё.
Сохраните эту информацию у себя в:
>Ты хочешь получать информацию,
но ты делаешь это без уважения
Будь моим подписчиком!
Каковы требования к охране труда дистанционного работника?
Ответ на вопрос:
В целях обеспечения безопасных условий и охраны труда дистанционных работников работодатель обязан:
- расследовать и учитывать происходящие с дистанционными сотрудниками несчастные случаи и профзаболевания;
- выполнять предписания государственной инспекции труда;
- осуществлять обязательное социальное страхование дистанционных сотрудников от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний;
- знакомить дистанционных сотрудников с требованиями охраны труда при работе с оборудованием и средствами, рекомендованными или предоставленными работодателем для работы.
Соблюдать другие обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда в отношении дистанционных сотрудников работодатель не обязан, если только иное не предусмотрено трудовым договором. В том числе, работодатель не обязан проводить инструктажи на рабочем месте, по электробезопасности, а также обучение и проверку знаний требований охраны труда.
Такой вывод следует из положений статей 212 и 312.3 Трудового кодекса РФ.
Что касается инструктажа по пожарной безопасности, то исключений для дистанционных работников не установлено, поэтому рекомендуется провести такой инструктаж для работника в общем порядке (абз. 4 ч. 2 ст. 37 Закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ).
Порядок ознакомления дистанционных сотрудников с требованиями охраны труда при работе с оборудованием и средствами, рекомендованными или предоставленными работодателем для работы, не определён действующим законодательством. Поэтому, работодатель вправе самостоятельно определить такой порядок, а также документ, в котором будет фиксироваться такое ознакомление (ст. 8 ТК РФ). Например, может быть оформлен специальный журнал учёта ознакомления дистанционных сотрудников с требованиями охраны труда при работе с оборудованием и средствами, рекомендованными или предоставленными работодателем для работы (см. приложение к ответу ниже).
Подробности в материалах Системы Кадры:
Ответ: Какие журналы учета и регистрации нужно вести в кадровой службе
Виды журналов
Какие журналы обязательно вести в отделе кадров
В ходе деятельности организации ведут различные журналы учета и регистрации, в том числе непосредственно в кадровой службе. В целом все журналы регистрации направлены на то, чтобы вести учет и структурировать какие-либо:
- факты (ознакомление сотрудников с локальными актами, выдача справок);
- события (проверки на предприятии государственными ведомствами);
- документы (трудовые договоры, личные дела и т. п.).
Ведение журналов помогает при необходимости облегчить поиск нужной информации или сделать выборку для какого-либо анализа. Например, по Журналу учета проверок можно быстро определить, когда в последний раз приходил инспектор из Роструда.
Все журналы учета и регистрации, которые применяет кадровая служба, можно разделить:
- на обязательные для ведения;
- на рекомендуемые.
В отношении журналов, которые носят рекомендательный характер, каждая компания самостоятельно оценивает целесообразность их ведения. Итоговое решение будет зависеть от ряда факторов: численности персонала, особенностей документооборота компании, особенностей построения трудовых отношений с сотрудниками. Очевидно, что если в организации нет материально-ответственных лиц, то Журнал договоров о материальной ответственности ей не пригодится. Если в организации принято знакомить сотрудников с локальными актами путем подписания листа ознакомления, то ей вряд ли понадобится Журнал учета ознакомления с локальными актами.
Подробнее о журналах, их назначении, об обязательности ведения и о сроках хранения см. таблицу.
Вопрос из практики: как поступить, если журнал учета утерян
Однозначного ответа на этот вопрос законодательство не содержит. На практике сложилось несколько подходов в зависимости от того, относится утерянный журнал к обязательным для ведения журналам или носит только рекомендательный характер.
Если утерян обязательный для ведения журнал (например, Журнал регистрации вводного инструктажа или Книга учета движения трудовых книжек), то рекомендуется составить акт в произвольной форме за подписью не менее трех сотрудников, в котором нужно отразить факт утери, ее обстоятельства и причины. Такой акт послужит объяснением факта отсутствия у работодателя обязательных для фиксации сведений за определенный период. Если установлено лицо, виновное в утере, следует дополнительно взять с него объяснительную.
На основе акта, объяснительной издайте приказ в произвольной форме о начале ведения нового журнала или об оформлении дубликата.
Если утерянный журнал завели относительно недавно и у работодателя есть возможность восстановить записи на основании имеющейся документации, в том числе хранимой в электронном виде, то в таком случае рекомендуется оформить дубликат утерянного журнала учета.
Если восстановить сведения и, как следствие, журнал невозможно, то работодателю следует завести новый журнал учета. В этот журнал вносите сведения с даты его оформления.
Если утерян журнал, который носит рекомендательный характер, то решение о необходимости его восстановления и дальнейшего ведения каждая организация принимает самостоятельно. В том числе можно руководствоваться порядком, сложившимся в отношении журналов, которые обязательны для ведения.
Валентина Андреева, к. и. н., профессор кафедры трудового права и права социального обеспечения Российской академии правосудия