ОКВЭД 2 медосмотр

Автор: | 03.05.2019

Содержание

Законодательная база

Обязанность руководителя предприятия организовать проведение обязательных медицинских осмотров (освидетельствований, диспансеризации, или профосмотра, как мы часто называем это мероприятие) предусмотрена ТК РФ, в частности, ст. 212. При этом медосмотры могут быть как предварительными, т.е. при приеме на работу, так и периодическими.

Цели обязательных диспансеризаций установлены в ст. 213 ТК РФ, в соответствии с которой:

  • работники, труд которых связан с опасными или вредными условиями труда, проходят обязательные предварительные и периодические профосмотры, для того чтобы работодатель узнал, могут ли они выполненять трудовые обязанности, а также чтобы предупредить профессиональные заболевания;
  • работники организаций общепита, торговли, детских и медицинских учреждений, других подобных организаций обязаны проходить медосмотры в целях охраны здоровья населения.

Основными нормативными документами, наряду с ТК РФ, регламентирующими медосмотры, являются:

  • Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ;
  • Приказ Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н.

Приказом утверждены два Перечня. Если вид работ или вредные факторы, которые указаны в этих перечнях, связаны непосредственно с деятельностью вашего предприятия, то вопрос о необходимости обязательных медосмотров сотрудников может быть актуален. Данным Приказом также установлены периодичность и порядок проведения периодических медицинских осмотров работников.

Следует учитывать, что медосмотры сотрудников, указанных в Приказе №302н, оплачиваются из собственных средств работодателя в соответствии со ст. 212 ТК РФ. При этом законодательством не регламентировано, каким образом и в рамках каких договоров работодатель должен их оплачивать. Поэтому оплата может быть организована работодателем также за счет средств по договору добровольного медицинского страхования, заключенного в пользу работников. На время прохождения сотрудником обязательного профосмотра за ним сохраняется средней заработок в соответствии со ст.185 ТК РФ.

Алгоритм организации и проведения медосмотра

Итак, если ваша организация обязана организовывать периодический осмотр работников предприятия, вам необходимо:

  1. Составить и утвердить список лиц, подлежащих периодическим медосмотрам.
  2. Заключить договор с медучреждением на прохождение обязательных периодических медосмотров и разработать календарный план проведения периодического медицинского осмотра. Такой план необходимо согласовать с медучреждением, руководитель которого должен его утвердить.
  3. Составить приказ о направлении на диспансеризацию с указанием срока его прохождения. При этом, если до окончания установленного срока работник не отчитался о прохождении диспансеризации, то он в силу ст. 76 ТК РФ отстраняется от работы до прохождения осмотра. Если причина непрохождения осмотра была неуважительной, за таким работником на время его отстранения заработная плата не сохраняется. Унифицированной формы такого приказа нет, предлагаем вам воспользоваться образцом (скачайте его в конце статьи).
  4. Выдать каждому работнику направление на осмотр. Образец направления также доступен для скачивания.
  5. Получить от каждого сотрудника результат профосмотра в установленный в Приказе срок.

Образец приказа

Образец направления

Как оформляются результаты периодического осмотра работников организации?

Результатом прохождения медицинского освидетельствования является получение сотрудником медицинского заключения с результатом осмотра, включающим общий вывод о пригодности или непригодности к выполнению профобязанностей.

Такое заключение выписывается в двух экземплярах: прошедшему осмотр оно выдается под роспись с целью передачи руководителю, второй экземпляр остается в медкарточке.

Если по медицинским показаниям работник нуждается в переводе на другую работу, работодатель обязан обеспечить такой перевод в соответствии со ст. 73 ТК РФ. При этом, если в результате такого перевода новая должность будет нижеоплачиваемой, за сотрудником будет сохранен его прежний заработок в течение одного месяца или дольше в соответствии со ст. 182 ТК РФ.

Для некоторых категорий сотрудников (работники продуктовых магазинов, воспитатели детских садов, учителя, медики, повара и пр.) при проведении профосмотра оформляются медицинские книжки.

Документом, обобщающим результаты медосвидетельствования, является заключительный акт. К акту прилагается поименный список сотрудников, которым рекомендован перевод на другую работу, показано стационарное лечение, диетпитание и др.

Итак, организация обязательной диспансеризации требует соблюдения установленных процедур, включая оформление документов. Это позволит руководству избежать претензий контролирующих органов. Несмотря на то что данная задача, казалось бы, охватывает лишь ограниченный круг лиц, всем руководителям необходимо ответственно подходить к вопросу обязательных осмотров своих сотрудников. Так, например, в соответствии с п. 3.2.2.4 Приложения 1 к Приказу №302н большинство работающего населения, занятого работой на компьютерах не менее 50% рабочего времени, обязано проходить обязательные освидетельствования 1 раз в 2 года.

Вправе ли работодатель требовать прохождения медосмотра в день, который является для работника выходным? Правомерно ли требование работодателя о прохождении работником периодического медосмотра за свой счет с последующей компенсацией расходов? К какому выводу пришел ВС РФ относительно прохождения медосмотров работниками торговли? Какое заключение сделал ВС РФ в части прохождения медицинских осмотров работниками торговли, которые занимаются аналитической и административной деятельностью? Какая ответственность грозит работодателю за допуск работника к исполнению трудовых обязанностей без прохождения обязательного медосмотра, обязательного психиатрического освидетельствования либо при наличии у него медицинских противопоказаний?

Работники, занятые на работах с вредными и опасными условиями труда, а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры для определения пригодности этих работников к выполнению поручаемой им работы и предупреждения профессиональных заболеваний (ч. 1 ст. 213 ТК РФ). В соответствии с медицинскими рекомендациями указанные работники проходят внеочередные медицинские осмотры.

Порядок проведения обязательных периодических медицинских осмотров (обследований) утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований)» (далее – Порядок, Перечень факторов, Перечень работ).

Согласно ч. 8 ст. 213 ТК РФ предусмотренные этой статьей медицинские осмотры и психиатрические освидетельствования осуществляются за счет средств работодателя.

Напомним, Правилами финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма предусмотрено, что за счет сумм страховых взносов страхователь вправе осуществлять, в частности, расходы на проведение обязательных периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами (пп. «е» п. 3).

Для обоснования финансового обеспечения проведения обязательных периодических медицинских осмотров (обследований) работников страхователь представляет поименный список работников, подлежащих прохождению обязательных периодических медицинских осмотров (обследований), утвержденный страхователем в соответствии с Порядком.

Поименные списки разрабатываются в соответствии с п. 19 Порядка на основании контингентов работников, подлежащих периодическим и (или) предварительным медосмотрам, с указанием вредных (опасных) производственных факторов, а также вида работы согласно Перечню факторов и Перечню работ.

Включению в списки контингента и поименные списки подлежат работники, подвергающиеся воздействию вредных производственных факторов, указанных в Перечне факторов, а также вредных производственных факторов, наличие которых установлено по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в предусмотренном порядке.

ФСС в Письме от 17.05.2016 № 02‑09‑14/16‑05‑8715 уточнил: решение о финансовом обеспечении проведения обязательных периодических медицинских осмотров (обследований) работников принимается исполнительным органом ФСС на основании представленных документов в соответствии с Правилами финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и на основании Порядка.

Работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника, не прошедшего в установленном порядке обязательный медицинский осмотр, а также обязательное психиатрическое освидетельствование в случаях, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами (ч. 1 ст. 76 ТК РФ).

Работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на все время до устранения обстоятельств, ставших основанием для отстранения от работы (недопущения к работе), если иное не установлено ТК РФ, другими федеральными законами (ч. 2 ст. 76 ТК РФ).

Согласно ч. 3 ст. 76 ТК РФ в период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется. В случае отстранения от работы работника, который не прошел обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда либо обязательный медицинский осмотр не по своей вине, ему производится оплата труда за все время отстранения от работы как за простой.

Вправе ли работодатель требовать прохождения медосмотра в день, который является для работника выходным?

Следует отметить, что нормами действующего законодательства не урегулирована ситуация, когда работник в свой выходной день направлен на медосмотр.

По мнению Роструда, высказанному на его официальном сайте, прохождение работником медицинского осмотра в день, являющийся для него в соответствии с графиком работы выходным, должно осуществляться по правилам привлечения работников к работе в выходные или нерабочие праздничные дни. Дело в том, что согласно ч. 1 ст. 113 ТК РФ работа в выходные и нерабочие праздничные дни запрещается, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ.

Работники привлекаются к работе в выходные и нерабочие праздничные дни с их письменного согласия в случае необходимости выполнения заранее непредвиденных работ, от срочного выполнения которых зависит в дальнейшем нормальная работа организации в целом или ее отдельных структурных подразделений в частности, индивидуального предпринимателя (ч. 2 ст. 113 ТК РФ).

Напомним, что привлечение работников к работе в выходные и праздники без их согласия допускается в следующих случаях:

  • для предотвращения катастрофы, производственной аварии либо устранения последствий катастрофы, производственной аварии или стихийного бедствия;
  • для предотвращения несчастных случаев, уничтожения или порчи имущества работодателя, государственного или муниципального имущества;
  • для выполнения работ, необходимость которых обусловлена введением чрезвычайного или военного положения, а также неотложных работ в условиях чрезвычайных обстоятельств, то есть в случае бедствия или угрозы бедствия (при пожаре, наводнении, голоде, землетрясении, эпидемии или эпизоотии) и иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части (ч. 3 ст. 113 ТК РФ).

В других случаях привлечение к работе в выходные и нерабочие праздничные дни допускается с письменного согласия работника и с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации (ч. 5 ст. 113 ТК РФ).

По правилам ч. 8 ст. 113 ТК РФ привлечение работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни производится по письменному распоряжению работодателя.

Если работник не согласен на прохождение медицинского осмотра в выходной день, требовать от него этого работодатель не вправе. Привлечь работника к прохождению медосмотра в выходной или праздник работодатель может только с письменного согласия работника.

Вправе ли работодатель настаивать на прохождении работником медосмотра за свой счет с последующей компенсацией ему расходов?

На практике довольно распространена ситуация, когда работодатель предлагает работнику пройти периодический медицинский
осмотр за свой счет, а затем возмещает ему расходы. В случае отказа работника от прохождения медосмотра на таких условиях работодатель не допускает его к работе. Правомерны ли действия работодателя?

Как уже было отмечено, работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника, не прошедшего в установленном порядке обязательный медицинский осмотр.

Что касается прохождения медосмотров за счет работника с последующей компенсацией расходов, надо иметь в виду следующее.

Предварительные и периодические осмотры проводятся медицинскими организациями любой формы собственности, имеющими право на проведение таких осмотров, а также на экспертизу профессиональной пригодности в соответствии с действующими нормативными правовыми актами (п. 4 Порядка).

Следует отметить, что отсутствие договора об оказании услуг по проведению предварительных (периодических) медосмотров работников, заключаемого работодателем и медучреждением, не является нарушением действующего законодательства. При этом работодатель должен исполнить обязанность по организации проведения обязательных медицинских осмотров без заключения каких‑либо договоров с медицинской организацией. В таких случаях работодатель обычно выдает работнику направление на обязательный медицинский осмотр, а после его прохождения возмещает ему произведенные расходы.

Следует отметить, что Минфин придерживается иного мнения по данному вопросу. В Письме от 08.02.2018 № 03‑15‑06/7527 ведомство рассмотрело вопрос об обложении НДФЛ и взносами доходов работников организации пищевой промышленности в виде сумм оплаты прохождения ими обязательных медосмотров.

Чиновники указали на неправомерность популярной среди работодателей практики, при которой работники проходят данные медосмотры за свой счет, а затем получают от работодателя компенсацию соответствующих расходов.

Как отмечено в письме, предусмотренные ст. 213 ТК РФ медицинские осмотры (обследования) осуществляются за счет средств работодателя, оплата предварительных медицинских осмотров работников за счет их собственных средств с последующим возмещением таких расходов работодателем законодательством не установлена.

Хотя ТК РФ не конкретизирует, каким именно образом работодатель должен оплатить работникам прохождение медицинских осмотров, по смыслу п. 23, 25, 26, 42, 44 Порядка для целей проведения медосмотров работников предполагается непосредственное взаимодействие между работодателем и медицинской организацией. Фактически исполнение содержащихся в данных нормах требований без установления договорных отношений между указанными сторонами невозможно.

Таким образом, работодатель, направляющий своих работников на медосмотры, обязан оплачивать соответствующие услуги медицинской организации самостоятельно в рамках договора с ней. Следовательно, ситуация, при которой договор с медицинской организацией на проведение обязательных медицинских осмотров работодатель не заключает, а лишь компенсирует расходы работников, которые самостоятельно оплачивают медицинские услуги в рамках проведения медосмотров, может расцениваться как нарушающая требования законодательства об охране труда и работодатель может быть привлечен к административной ответственности. В частности, к такому выводу пришли арбитры в Постановлении Октябрьского районного суда г. Самары Самарской области от 13.05.2015 № 12‑232/2015.

К какому выводу пришел ВС РФ относительно прохождения медосмотров работниками торговли?

Верховный суд в Постановлении от 06.12.2017 № 34‑АД17-5 признал, что отправлять на медосмотры нужно всех работников организаций, и подтвердил правомерность наложения на работодателя штрафа в размере 120 000 руб. за допуск к работе лиц, не прошедших медосмотр.

Согласно материалам дела организация специализировалась на оптовой торговле машинами, оборудованием и принадлежностями к ним. В свое оправдание она привела доводы о том, что допущенные к работе без медосмотра сотрудники занимались не реализацией продукции, а лишь аналитической и административной деятельностью.

Отказав организации, суд учел следующее:

  • согласно п. 1 ст. 34 Федерального закона № 52‑ФЗ работники отдельных профессий, производств и организаций при выполнении своих трудовых обязанностей обязаны проходить предварительные (при поступлении на работу) и периодические профилактические медицинские осмотры в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и профессиональных заболеваний;
  • в силу п. 4 ст. 34 Федерального закона № 52‑ФЗ работники, отказывающиеся от прохождения медицинских осмотров, не допускаются к работе;
  • на основании ч. 2 ст. 213 ТК РФ работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, а также некоторых других работодателей проходят указанные медицинские осмотры в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний;
  • в соответствии с п. 15 Перечня работ обязательные медицинские осмотры проводятся в отношении работников, занятых на работах в организациях общественного питания, торговли, буфетах, на пищеблоках, в том числе на транспорте.

Итак, проанализировав вышеназванные нормы, ВС РФ отметил, что в Перечне работ речь идет о труде во всех организациях торговли. Ни конкретные ее виды, ни реализуемая продукция в данном документе не указаны. При этом суд учел, что есть специальные противопоказания для тех, кто изготавливает и реализует пищевую продукцию. В остальной части правила касаются всех без исключения работников торговли.

К сведению

Роспотребнадзор придерживался иного мнения: проведение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров, наличие личных медицинских книжек предусмотрены для работников, занятых на работах, которые связаны с хранением, перевозкой (транспортированием) и реализацией пищевой продукции и при выполнении которых осуществляются непосредственные контакты работников с продовольственным (пищевым) сырьем и (или) пищевой продукцией (Ответы на вопросы, полученные до и во время проведения 25 мая 2017 года публичных обсуждений результатов правоприменительной практики Роспотребнадзора.

Каков порядок проведения обязательных медосмотров в начале, в течение и (или) в конце рабочего дня (смены)?

Для отдельных категорий работников может быть установлено требование о прохождении обязательного медицинского осмотра в начале, в течение и (или) в конце рабочего дня (смены).

Необходимость прохождения таких осмотров может предусматриваться Трудовым кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ (ч. 3 ст. 213 ТК РФ).

К числу работников, которые должны проходить такие медосмотры, относятся, в частности, следующие.

Категория работников

Нормативные акты

Водители транспортных средств, в частности, служебных легковых автомобилей

Часть 3 ст. 213 ТК РФ, абз. 3, 4 п. 3 ст. 23 Федерального закона от 10.12.1995 № 196‑ФЗ, Приказ Минздрава РФ от 15.12.2014 № 835н «Об утверждении Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров»

Работники, непосредственно занятые на работах, связанных с обслуживанием объектов электроэнергетики

Абзац 1 п. 3 ст. 28 Федерального закона от 26.03.2003 № 35‑ФЗ, Порядок проведения осмотров, утвержденный Приказом
Минэнерго РФ от 31.08.2011 № 390 (в соответствии с абз. 2
п. 3 ст. 28 Федерального закона № 35‑ФЗ и на основании положений абз. 1 п. 1, пп. 4.2.15 п. 4 Положения о министерстве энергетики РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.05.2008 № 400)

Работники железнодорожного транспорта, которые осуществляют деятельность, непосредственно связанную с движением поездов и маневровой работой, и перечень профессий которых определяет федеральный орган исполнительной власти в области железнодорожного транспорта

Абзац 3 п. 3 ст. 25 Федерального закона от 10.01.2003 № 17‑ФЗ, Порядок проведения осмотров, утвержденный Приказом Минтранса РФ от 16.07.2010 № 154 (в соответствии с абз. 3 п. 3 ст. 25 Федерального закона № 17‑ФЗ и на основании положений абз. 1 п. 1, пп. 5.2.55 п. 5 Положения о Минтрансе РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 395)

Члены экипажей гражданских воздушных судов, диспетчеры управления воздушным движением

Пункты 1, 1.10 приложения 14 к Федеральным авиационным правилам «Медицинское освидетельствование летного, диспетчерского состава, бортпроводников, курсантов и кандидатов, поступающих в учебные заведения гражданской авиации» (ФАП МО ГА-2002), утвержденным Приказом Минтранса РФ от 22.04.2002 № 50

Работники, занятые на подземных работах

Часть 5 ст. 330.3 ТК РФ, п. 1 Положения о Министерстве здравоохранения РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19.06.2012 № 608, Порядок проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров, который в части правил проведения предсменных и послесменных медосмотров распространяется, в частности, на работников, занятых на подземных работах, утвержденный Приказом Минздрава РФ № 835н

Как учитывается время на прохождение обязательных медосмотров в начале, в течение и (или) в конце рабочего дня (смены)? Согласно ч. 3 ст. 213 ТК РФ время, затраченное на осмотры, включается в рабочее время.

Например, рабочий день сотрудника составляет восемь часов: с 8.00 до 17.00 (включая часовой обеденный перерыв). Должность работника предусматривает ежедневный медосмотр в начале смены. Следовательно, осмотр может начаться в 8.00 и независимо от его продолжительности (10, 20 или 35 минут) работник должен закончить смену в 17.00.

Какова ответственность работодателя за допуск работника к исполнению трудовых обязанностей без прохождения обязательного медосмотра?

Допуск к исполнению трудовых обязанностей работника, который не прошел в установленном порядке обязательный предварительный или периодический медицинский осмотр, обязательный медицинский осмотр в начале рабочего дня (смены), обязательное психиатрическое освидетельствование или имеет медицинские противопоказания, может повлечь административное наказание по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ в виде наложения штрафа:

  • на должностных лиц и ИП – в размере от 15 000 до 25 000 руб.;
  • на юридических лиц – в размере от 110 000 до 130 000 руб.

Работодатели также могут быть привлечены к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, если в нарушение государственных нормативных требований охраны труда они не организовали проведение иных предусмотренных законом медосмотров (например, обязательного послерейсового медосмотра водителя, который занят перевозкой пассажиров).

В случае повторного совершения аналогичных правонарушений указанные лица могут быть привлечены к административной ответственности по ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

* * *

Перечислим основные моменты, обозначенные в статье:

– обязательные медицинские осмотры осуществляются за счет средств работодателя. При этом можно обратиться в ФСС за финансовым обеспечением проведения таких осмотров;

– работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника, не прошедшего в установленном порядке обязательный медицинский осмотр;

– если работник не согласен на прохождение медицинского осмотра в выходной день, требовать от него этого работодатель не вправе. Привлечь его к прохождению медосмотра в выходной или праздник работодатель может только с письменного согласия работника;

– не является нарушением законодательства отсутствие договора об оказании услуг по проведению предварительных (периодических) медосмотров работников, заключаемого работодателем и мед­учреждением. Работодатель может выдать работнику направление на обязательный медицинский осмотр, а после его прохождения возместить ему произведенные расходы. Вместе с тем, учитывая позицию Минфина и судебную практику, лучше организовать проведение медосмотров путем оформления договорных отношений с медучреждением;

– по мнению ВС РФ, проходить ежегодные обязательные медо­смотры должны все сотрудники, работающие на предприятиях торговли. При этом не имеет значение, чем торгует фирма: пищевыми продуктами или непищевыми товарами;

– если для отдельных категорий работников установлено требование о прохождении обязательного медицинского осмотра в начале, в течение и (или) в конце рабочего дня (смены), время, затраченное на такой осмотр, включается в рабочее время;

– за несоблюдение требований по проведению обязательных
медосмотров работодатель и его должностные лица могут быть
привлечены к административной ответственности. В частности,
допуск к работе сотрудника, не прошедшего медосмотр, если законодательством установлена обязанность его прохождения, грозит штрафом в размере до 130 000 руб.

Правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утв. Приказом Минтруда РФ от 10.12.2012 № 580н (действуют в редакции от 31.10.2017).

Федеральный закон от 30.01.1999 № 52‑ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

>ГИТ: за непроведение медосмотров — только штраф

Пощады не будет: инспекторы настаивают на денежном штрафе для работодателей, допустивших к работе сотрудников без медосмотра

Инспекторы ГИТ отказываются признавать несоблюдение обязанности проводить обязательные медосмотры малозначительным нарушением. Они подчеркивают, что такое правонарушение связано с угрозой причинения вреда жизни и здоровью людей, а также напрямую влияет на обеспечение государственных гарантий трудовых прав работников и посягает на безопасные условия и охрану труда.

Свою позицию инспекторы активно защищают в судах и настаивают, чтобы в целях наказания применялся предусмотренный ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ штраф:

  • на должностных лиц — в размере 15 000–25 000 рублей;
  • на работодателей-ИП — от 15 000 до 25 000 рублей;
  • на юридических лиц — от 110 000 до 130 000 рублей.

Вместе с тем действующее законодательство позволяет при определенных обстоятельствах пожалеть виновного. Так, если правонарушение признается незначительным и оно совершено впервые, работодателя могут не оштрафовать, а только выдать ему предупреждение. Однако для работодателей, которые допускают к работе сотрудников, не прошедших медосмотр, такое правило не работает.

Медосмотры работников: небольшая памятка от ГИТ

Представители Госинспекции труда напоминают, что трудовым законодательством работодатели наделены обязанностью проводить за свой счет предварительные (при приеме на работу) и периодические медицинские осмотры работников. Для отдельных категорий сотрудников периодичность и особенность медосмотров регулируется ст. 213 ТК РФ. Речь идет о:

  • лицах, занятых на работах с вредными и опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта;
  • работниках организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений.

Также за счет работодателей проводят обязательное психиатрическое освидетельствование работников, осуществляющих отдельные виды деятельности, в том числе связанной с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающих в условиях повышенной опасности.

Время прохождения указанных медицинских осмотров включается в рабочее время, подчеркивают в ГИТ. Лица, не прошедшие медицинский осмотр и не имеющие медицинского заключения, к работе не допускаются.

Административная ответственность работодателя за непрохождение сотрудником медосмотра

В 2013 году КоАП РФ был дополнен ст. 5.27.1, ч. 3 которой предусматривает наказание за допуск к труду лиц, не прошедших медосмотр (или прошедших, но имеющих противопоказания), в виде штрафа. Причем штрафа весьма значительного, т. к. его размер составляет:

Не знаете свои права? Подпишитесь на рассылку Народный СоветникЪ.
Бесплатно, минута на прочтение, 1 раз в неделю.

  • для индивидуальных предпринимателей — от 15 000 до 25 000 руб.;
  • должностных лиц — от 15 000 до 20 000 руб.;
  • организаций — от 110 000 до 130 000 руб.

В случае если соответствующие нарушения будут допущены повторно (в течение срока, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию), ответственность наступает уже по ч. 5 рассматриваемой статьи. Размеры штрафа при этом повышаются:

  • ИП и должностные лица заплатят от 30 000 до 40 000 руб.;
  • организации — от 100 000 до 200 000 тыс. руб.

Кроме того, во втором случае в качестве альтернативы штрафу закон предусматривает и иные виды административных наказаний:

  • для ИП и организаций — приостановка функционирования на срок до 90 суток;
  • для должностных лиц — дисквалификацию сроком от 1 года до 3 лет.

Уголовная ответственность работодателя за допуск к труду без медосмотра

Положения ст. 143 УК РФ для лиц, на которых была возложена обязанность по соблюдению правил охраны труда, устанавливают уголовную ответственность за их нарушение. Умышленный допуск к труду лица, не прошедшего обязательный осмотр врачей (равно как и имеющего противопоказания к работе) при определенных условиях может повлечь обвинительный приговор по указанной статье. Это возможно, если действия виновного находились в причинной связи с наступлением последствий в виде как минимум причинения тяжкого вреда здоровью одного человека.

Санкция ч. 1 ст. 143 УК предусматривает при этом следующие наказания:

  1. Штраф. Он может быть либо назначен в твердой сумме (от 5 до 400 000 руб.), либо исчислен как заработок осужденного за период от 2 недель до 18 месяцев.
  2. Обязательные работы (от 180 до 240 часов).
  3. Исправительные работы (от 2 месяцев до 2 лет).
  4. Принудительные работы (от 2 месяцев до 1 года).
  5. Лишение свободы (от 2 месяцев до 1 года). При этом в качестве дополнительного наказания может быть назначено наказание в виде запрета занимать определенные должности (от 6 месяцев до 1 года), причем срок запрета начинает исчисляться только после отбытия основного наказания.

Что делать с сотрудником, не прошедшим медосмотр?

на медосмотр

Выше уже отмечалось, что работодатель имеет полное право отказать в заключении трудового договора в связи с непрохождением медосмотра, если же осмотр не пройден работающим сотрудником произвести его отстранение от работы. При этом, согласно ч. 3 ст. 76 ТК, период отстранения не подлежит оплате, если в данном обстоятельстве виноват сотрудник. Можно ли также привлечь сотрудника к ответственности в этом случае?

Проходить медосмотры — обязанность работника (ст. 214 ТК РФ). За ее неисполнение без уважительных причин можно наложить дисциплинарное взыскание с соблюдением процедур, предусмотренных ст. 193 ТК РФ. Такой вывод следует из постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 № 2 (подп. «в» п. 35). Если после первого взыскания сотрудник так и не пройдет врачебный осмотр, то можно его уволить по п. 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ — и судебная практика только подтверждает такой подход (см. апелляционное определение Московского горсуда от 04.08.2016 по делу № 33-30043/2016). Штрафа за непрохождение медосмотра для нерадивых сотрудников законом не предусмотрено.

***

Таким образом, работодатель обязан организовывать и оплачивать, а работник — проходить медосмотры. В случае неисполнения этих обязанностей каждая из сторон трудовых отношений может быть привлечена к различным видам ответственности.

Код ОКВЭД 86.10. Деятельность больничных организаций

Расшифровка кода ОКВЭД 86.10, полученного иерархическим методом классификации с последовательным способом кодирования: 86 — Класс «Деятельность в области здравоохранения» 86.1 — Подкласс «Деятельность больничных организаций» 86.10 — Группа «Деятельность больничных организаций»

Эта группировка включает:

— деятельность лечебно-профилактических организаций, включая деятельность районных, городских и областных больниц, специализированных больниц: психиатрических, наркологических, инфекционных, госпиталей, амбулаторно-поликлинических учреждений, амбулаторий и поликлиник, организаций охраны материнства и детства, включая родильные дома, перинатальные центры, дома ребенка, санаторно-курортные организации (бальнеологические лечебницы, грязелечебницы, курортные поликлиники, санатории, санатории-профилактории)

Данная деятельность в основном направлена на стационарных больных, осуществляется под прямым контролем врачей, однако включает также амбулаторное лечение больных в поликлиниках, стационарах одного дня и включает, в том числе:

— услуги медицинского и парамедицинского персонала;

— услуги лабораторий и технической базы больниц, включая рентгенологические услуги и анестезию;

— экстренную помощь;

— предоставление услуг операционной, лекарств, питания и другого стационарного обслуживания;

— услуги центров планирования семьи, обеспечивающие медицинское обслуживание с проживанием, например стерилизацию и прерывание беременности

Эта группировка не включает:

— лабораторные испытания и осмотр всех типов материалов и продукции, кроме медицинской, см. ОКВЭД 71.20;

— деятельность ветеринаров, см. ОКВЭД 75.00;

— мероприятия по здравоохранению военного персонала в полевых условиях, см. ОКВЭД 84.22;

— зубоврачебную практику, общую или специализированную, например стоматологию, эндодонтическую и педиатрическую стоматологию; патологию полости рта, ортодонтию, см. ОКВЭД 86.23;

— частную консультационную деятельность в больницах, см. ОКВЭД 86.2;

— деятельность медицинских лабораторий, см. ОКВЭД 86.90;

— перевозку больных любыми санитарно-транспортными средствами, включая самолеты, см. ОКВЭД 86.90

Код ОКВЭД 86.10 является группой и включен в раздел «Q. Деятельность в области здравоохранения и социальных услуг» классификатора.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *