Оптимизация налога на прибыль

Автор: | 07.05.2018

Рассмотрим пример. Необходимо выяснить, насколько выгодно относить затраты на оплату труда в расходы, учитываемые в целях налогообложения прибыли.

На основании п. 3 ст.

Оптимизация налога на прибыль

236 НК РФ не подлежат включению в налоговую базу при исчислении ЕСН те начисления, которые не отнесены налогоплательщиком к расходам, учитываемым при исчислении налога на прибыль в текущем отчетном (налоговом) периоде. Таким образом, у организации есть возможность выбора:

  1. либо включать начисления по заработной плате в расходы, учитываемые в целях налогообложения прибыли, и тем самым увеличивать налоговую базу по ЕСН и уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль;
  2. либо начисления выплачивать из чистой прибыли, то есть не включать в расходы, учитываемые в целях налогообложения прибыли, и тем самым уменьшать налоговую базу по ЕСН и увеличивать налоговую базу по налогу на прибыль.

Для того чтобы начисления на заработную плату выплачивались из чистой прибыли, достаточно эти начисления не предусматривать в трудовом (коллективном) договоре.

Финансовый результат (чистая прибыль) для данного примера определим согласно формуле из выражения

Ф = Д – Ру – НПр,

где НПр – налог на прибыль, руб.

Допустим, что в организации выплачивается разовая премия (РП). Необходимо определить, какой вариант налогообложения следует использовать.

Финансовый результат в случае, когда сумма премии включается в расходы, будет находиться из выражения

Ф1 = В – Р – РП – РП ´ 0,26 – 0,24 ´ (В – Р – РП – РП ´ 0,26).

Финансовый результат в случае, когда сумма премии выплачивается из чистой прибыли, будет находиться из выражения

Ф0 = В – Р – 0,24 ´ (В – Р) – РП.

Найдем дополнительный финансовый результат от использования первого варианта (Э):

Э = Ф1 – Ф0 = -0,24(В – Р) + РП ´ 0,26 + 0,24 ´ (В – Р – РП – РП ´0,26) = 0,26 ´ РП – 0,24 ´ РП – 0,24 ´ 0,26 ´ РП = 0,02 ´ РП – 0,062 ´ РП = 0,042 ´ РП.

Таким образом, в случае выплат за счет чистой прибыли экономия будет отрицательной (примерно на 4,2 % от суммы выплат).

В случае применения регрессивной шкалы закономерность будет иной. Также при аналогичных расчетах необходимо учитывать страховые взносы от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Относительным показателем, характеризующим экономию от сокращения налоговых платежей, является коэффициент экономии, который рассчитывается как отношение экономии к первоначальному финансовому результату. Данный показатель характеризует существенность достигаемой экономии от снижения налогов.

Рассмотрим пример. Исходные данные для двух вариантов снижения налоговых платежей представлены в табл.

Экономия составит 10 руб. (284 руб. – 274 руб.).

Коэффициент экономии: 10/274 = 0,036.

Исходные данные для двух вариантов снижения налоговых платежей, руб.

Показатели До мероприятия по снижению налогов После мероприятия по снижению налогов
Доходы 1000 1000
Расходы, учитываемые в целях налогообложения (без налогов) 500 500
Налоги, включаемые в расходы 100 80
Налог на прибыль 96 101
Налоги из чистой прибыли 20 20
Расходы, не учитываемые в целях налогообложения 10 15
Финансовый результат 274 284

Введение………………………………………………………………….2

Глава 1. Основные моменты и правила налоговой оптимизации…….3

1.1.Концепции разграничения налоговой оптимизации и

уклонения от налогов…………………………………………….3

1.2.Основные моменты оптимизации налога на прибыль……..…10

Глава 2.Различные методы оптимизации налога на прибыль……….18

2.1.Создание резерва по сомнительным долгам……………………18

2.2.Создание ремонтного фонда и применение различных

методов амортизации……………………………………………24

Заключение………………………………………………………………33

Список используемой литературы……………………………………..34

Введение

Главной целью деятельности любого коммерческого предприятия является получение прибыли.

В современных условиях прибыль предприятия является важнейшим источником получения необходимых для развития предприятия денежных средств. Поэтому знание путей оптимизации налога на прибыль дает организации возможность развиваться не только за счет заемных средств, но и используя свои резервы.

Актуальность данной темы проявляется в том, что на данный момент многие предприятия используют нелегальные и противозаконные схемы оптимизации и минимизации налогов, в том числе и налога на прибыль.

В данной работе рассматриваются методы оптимизации, предусмотренные законодательством и Налоговым Кодексом РФ. Такие как создание резервов и использование ускоренной амортизации.

Немаловажным преимуществом в подробном изучении налогообложения прибыли также является то, что достаточно хорошие знания об особенностях уплаты налога на прибыль помогут избежать ошибок и недочетов при заполнении декларации и выплат по налогу.

Глава 1. Основные моменты и правила налоговой оптимизации

1.1 Концепции разграничения налоговой оптимизации и уклонения от уплаты налога.

Налоговое планирование, как одно из важнейших направлений налогового менеджмента, получает в Российской Федерации все большее распространение. Одной из главных проблем, с которой сталкивается государство и налогоплательщики, является установление грани между собственно налоговым планированием (в том числе и оптимизационным) и уклонением от уплаты налогов.1

В зарубежных странах налоговое планирование получило широкое распространение во второй половине 20-го века, в Российской Федерации – практически одновременно со становлением налоговой системы в начале

90-х годов прошлого века. Налоговое планирование является одним из четырех видов поведения налогоплательщиков.

В современных условиях выделяют следующие четыре модели поведения налогоплательщиков:

Модель 1. Уплата налогов без применения специальных мер по снижению величины налоговых обязательств. Данная модель поведения присуща законопослушному налогоплательщику, который не желает тратить дополнительные средства для осуществления вариативного подхода к практическому применению норм налогового законодательства, в том числе по причине опасения применения к нему различных санкций за нарушение налогового законодательства.

Модель 2. Уклонение от уплаты налогов. Данная модель основана на прямом сознательном нарушении налогоплательщиком норм налогового законодательства с целью максимального уменьшения сумм налоговых обязательств.

Модель 3. Обход налогов. Налогоплательщик стремиться избежать признания его как участника налоговых правоотношений либо избегает возникновения тех обязательств, которые предопределяют обязанность по уплате налогов. Такая цель достигается как легитимными способами (налогоплательщик сознательно избегает получения определенных видов доходов, либо не производит хозяйственные операции, не ведет предпринимательскую деятельность в тех формах, с которыми связана обязанность уплаты налогов), так и не легитимными способами (налогоплательщик не встает на налоговый учет, не регистрирует свою предпринимательскую деятельность).

Модель 4. Налоговое планирование. Налогоплательщик, с одной стороны, не нарушает нормы налогового законодательства. С другой стороны, он уменьшает сумму налоговых платежей посредством творческого применения законодательных норм в своей практической деятельности.

Модель поведения «налоговое планирование» неразрывно связана с самой экономической сущностью налогов. Налоги, будучи важной категорией рыночной экономики, представляют собой экономические отношения, которые складываются между государством и налогоплательщиками по поводу перераспределения ВВП с целью формирования централизованного фонда денежных средств (бюджета).

Внутреннее содержание налогов для участников налоговых отношений проявляется в различных внешних формах. Для государства налоги выступают в форме дохода, а для налогоплательщиков — в форме изъятия части дохода (расхода). Противоречие внешней формы проявления налоговых отношений порождает противоречие в экономических интересах участников данных отношений. Государство объективно заинтересовано в увеличении доходов бюджета, а значит и в росте объемов налоговых поступлений. Налогоплательщик заинтересован в сокращении изъятия части своего дохода, а значит в уменьшении величины налоговых платежей.

Объективный экономический интерес всегда порождает субъективную деятельность по его защите. Государство может защищать свой экономический интерес посредством разработки эффективного налогового законодательства и проведения строго, последовательного контроля за его соблюдением. Налогоплательщик может защитить свой экономический интерес посредством системы мер, ведущих к снижению сумм налоговых обязательств. Такими мерами могут быть уклонение от налогов, обход налогов и налоговое планирование.

Цивилизованным способом защиты экономического интереса налогоплательщика является модель «налоговое планирование». Она является предпочтительной и для государства, так как она воспитывает дух уважения к закону. Кроме того, способствует улучшению финансово-хозяйственных результатов деятельности налогоплательщика, развитию его бизнеса, и как следствие росту налоговых поступлений в бюджет в долгосрочном отрезке времени.

Налоговое планирование можно рассматривать как положительное социально-экономическое явление современности, так как оно соответствует перспективным экономическим интересам государства. Налоговое планирование не наносит вред государству, но способствует развитию бизнеса. В этой связи можно поставить вопрос о целесообразности включения в состав прав налогоплательщиков права на проведение налогового планирования. При этом должно быть выработано законодательное определение понятия «налоговое планирование».

Теория налогового планирования сводит содержание модели поведения налогоплательщика «налоговое планирование» к легитимной деятельности, целью которой является минимизация налоговых платежей (узкий подход к налоговому планированию), либо оптимизация налоговых платежей являются лишь составными частями налогового планирования.2

Под налоговой минимизацией понимается деятельность, направленная на уменьшение сумм налоговых обязательств налогоплательщика. Минимизация налоговых платежей обычно проводится отдельно по каждому налогу для улучшения финансового состояния налогоплательщика. Вместе с тем снижать налоги целесообразно до тех пор, пока это дает прирост свободной прибыли. В ряде случаев уменьшение налоговых платежей может привести к ухудшению финансовых показателей, так как налоговые базы по ряду налогов взаимосвязаны. Уменьшая сумму налоговых платежей по одному налогу, можно увеличить рост платежей по другому налогу. Одним из таких примеров является минимизация ЕСН, которая может привести к увеличению сумм налога на прибыль. Обращаясь к налоговой минимизации, следует оценить ее последствия для всей совокупности финансовых показателей налогоплательщика.

Налоговая оптимизация в отличие от минимизации характеризуется большим масштабом деятельности. При проведении налоговой оптимизации анализируется вся совокупность налогов. Оптимизация ориентирована на нахождение наилучшего для конкретного налогоплательщика варианта налогообложения из существующих в условиях действующего налогового законодательства. Лучшего с точки зрения предпринимательской деятельности хозяйствующего субъекта, его финансовой стратегии и цели.

В современных условиях хозяйствующего субъекта интересует не только объем уплаченных им налогов, сколько эффективность финансово-хозяйственной деятельности в целом и воздействие налогов на формирование денежных потоков. Сегодня хозяйствующий субъект должен бороться не против налогов, а за прибыль как конечную цель любой предпринимательской деятельности.

Анализируя международный опыт, можно выделить два основных подхода или концепции к разграничению налоговой оптимизации и уклонения от уплаты налогов.

1. Первый подход основан на классическом принципе права, согласно которому гражданам «разрешено все, что не запрещено законом», и предполагает возможность преследования только тех действий налогоплательщика, которые нарушают законодательство.

При этом нарушение законодательства может быть явным и скрытым. Первое имеет место, например, в случае неподачи налоговой декларации, неуплаты налога в установленный срок, несоответствия данных налоговой декларации и первичных документов, использование налоговых вычетов и льгот при отсутствии к тому формальных оснований. Скрытое нарушение налогового законодательства имеет место тогда, когда налогоплательщик создает формальные основания к сокращению налогового обязательства путем фальсификации фактических обстоятельств своей деятельности, имеющих значение для исчисления налогового обязательства. Например, когда налогоплательщик перечисляет средства по фиктивной сделке (за оказание консультационных услуг, которые в действительности не оказывались) контрагенту, пользующемуся налоговыми преимуществами (например, являющемуся резидентом оффшорной зоны или уплачивающему налог по пониженной ставке) или вовсе не уплачивающему налоги (являющемуся так называемой «фирмой-однодневкой»). В этом случае средства, сэкономленные от налогообложения, обналичиваются и перераспределяются между контрагентами. Такие действия можно квалифицировать как налоговое мошенничество, т.к. налогоплательщик использует предоставляемые налоговым законодательством права и льготы при отсутствии действительных к тому оснований.

Рассматриваемый подход допускает следующие способы борьбы с уклонением от налогов:

  • формирование нейтрального законодательства, предусматривающего максимально возможную близость ставок налогообложения различных видов доходов, минимальное количество льгот и прочих искажающих факторов;

  • установление законодательных ограничений и презумпций, направленных на пресечение наиболее распространенных схем минимизации налоговых обязательств;

  • преследование мошеннических действий налогоплательщика, направленных на уклонение от налогообложения.

Однако все перечисленные способы имеют ограниченную эффективность. Абсолютная нейтральность налогового законодательства в принципе недостижима.

Ввиду многообразия встречающихся на практике ситуаций законодательство сложно перекрыть все потенциально возможные схемы минимизации налогов. Лишившись возможности использовать одну схему, налогоплательщики выстраивают другую или модифицируют старую с учетом поправок, внесенных в налоговое законодательство. Типичным примером этого может служить модификация безналоговых схем выплаты заработной платы с использованием договора страхования жизни и банковского вклада в России в течение 90-х годов.

Преследование мошеннических действий налогоплательщика, направленных на уклонение от налогообложения, тоже не всегда результативно.

Как можно снизить налог на прибыль организации?

Учитывая, что фиктивная сделка по сути представляет собой включение в налоговую отчетность заведомо недостоверных сведений, такие действия налогоплательщика должны рассматриваться как налоговое правонарушение, а в определенных случаях как уголовное преступление.

Ограниченностью возможностей подхода, согласно которому гражданам «разрешено все, что не запрещено законом», в защите фискальных интересов государства объясняется появление в налоговом праве концепции злоупотребления правом.

2. Концепция злоупотребления правом предполагает использование максимально общих, универсальных норм, предоставляющих налоговым органам и судам возможность определять степень правомерности каждого конкретного случая налоговой оптимизации.

Концепция «злоупотребления правом» юридически весьма уязвима, так как допускает применение мер принуждения к лицам, в действиях которых не установлено наличие нарушений законодательства. Поэтому противники этого подхода имеют основания утверждать, что он предполагает применение мер принуждения за законные действия налогоплательщиков. В действительности это не вполне справедливо, т.к. пересмотр налоговых последствий сделки при применении концепции основан на суждении типа : «очень похоже (хотя достоверно и не доказано), что сделка была незаконной».

Эта концепция применяется во многих развитых странах, в том числе в Канаде, Австралии, Ирландии, Франции, Нидерландах.3

Российскую Федерацию на сегодняшний день нельзя однозначно отнести к числу стран, исповедующих один из вышеназванных подходов.

Отказ от использования концепции злоупотребления правом в российском законодательстве не сильно затронет фискальные интересы, учитывая что в настоящее время в России действует целый ряд запретов и презумпций, направленных на перекрытие отдельных каналов уклонения от налогообложения. К их числу можно отнести, в частности: ст.40 НК РФ, позволяющую налоговым органам применять для целей налогообложения цены, отличные от тех, которые указаны сторонами сделки; ст.50 НК РФ, предусматривающую возможность возложения налоговой обязанности на лицо, выделившееся из состава налогоплательщика, если установлено, что реорганизация осуществлена с целью минимизации налога; ст.252 НК РФ, согласно которой налоговую базу по налогу на прибыль организаций сокращают лишь обоснованные и документально подтвержденные затраты при условии, что они направлены на получение дохода; целый ряд ограничений принятия к вычету по налогу на прибыль отдельных расходов налогоплательщика.

Страницы: следующая →

12345Смотреть все

Похожие страницы:

Рассмотрим пример. Необходимо выяснить, насколько выгодно относить затраты на оплату труда в расходы, учитываемые в целях налогообложения прибыли.

На основании п. 3 ст. 236 НК РФ не подлежат включению в налоговую базу при исчислении ЕСН те начисления, которые не отнесены налогоплательщиком к расходам, учитываемым при исчислении налога на прибыль в текущем отчетном (налоговом) периоде. Таким образом, у организации есть возможность выбора:

  1. либо включать начисления по заработной плате в расходы, учитываемые в целях налогообложения прибыли, и тем самым увеличивать налоговую базу по ЕСН и уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль;
  2. либо начисления выплачивать из чистой прибыли, то есть не включать в расходы, учитываемые в целях налогообложения прибыли, и тем самым уменьшать налоговую базу по ЕСН и увеличивать налоговую базу по налогу на прибыль.

Для того чтобы начисления на заработную плату выплачивались из чистой прибыли, достаточно эти начисления не предусматривать в трудовом (коллективном) договоре.

Финансовый результат (чистая прибыль) для данного примера определим согласно формуле из выражения

Ф = Д – Ру – НПр,

где НПр – налог на прибыль, руб.

Допустим, что в организации выплачивается разовая премия (РП). Необходимо определить, какой вариант налогообложения следует использовать.

Финансовый результат в случае, когда сумма премии включается в расходы, будет находиться из выражения

Ф1 = В – Р – РП – РП ´ 0,26 – 0,24 ´ (В – Р – РП – РП ´ 0,26).

Финансовый результат в случае, когда сумма премии выплачивается из чистой прибыли, будет находиться из выражения

Ф0 = В – Р – 0,24 ´ (В – Р) – РП.

Найдем дополнительный финансовый результат от использования первого варианта (Э):

Э = Ф1 – Ф0 = -0,24(В – Р) + РП ´ 0,26 + 0,24 ´ (В – Р – РП – РП ´0,26) = 0,26 ´ РП – 0,24 ´ РП – 0,24 ´ 0,26 ´ РП = 0,02 ´ РП – 0,062 ´ РП = 0,042 ´ РП.

Таким образом, в случае выплат за счет чистой прибыли экономия будет отрицательной (примерно на 4,2 % от суммы выплат).

Законные способы оптимизации налога на прибыль

В случае применения регрессивной шкалы закономерность будет иной. Также при аналогичных расчетах необходимо учитывать страховые взносы от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Относительным показателем, характеризующим экономию от сокращения налоговых платежей, является коэффициент экономии, который рассчитывается как отношение экономии к первоначальному финансовому результату. Данный показатель характеризует существенность достигаемой экономии от снижения налогов.

Рассмотрим пример. Исходные данные для двух вариантов снижения налоговых платежей представлены в табл.

Экономия составит 10 руб. (284 руб. – 274 руб.).

Коэффициент экономии: 10/274 = 0,036.

Исходные данные для двух вариантов снижения налоговых платежей, руб.

Показатели До мероприятия по снижению налогов После мероприятия по снижению налогов
Доходы 1000 1000
Расходы, учитываемые в целях налогообложения (без налогов) 500 500
Налоги, включаемые в расходы 100 80
Налог на прибыль 96 101
Налоги из чистой прибыли 20 20
Расходы, не учитываемые в целях налогообложения 10 15
Финансовый результат 274 284

Минимизация налога на прибыль

Многие предприятия, ранее платившие налог на прибыль "по оплате", с 2002 г. были вынуждены перейти на метод начисления. Чтобы избежать недостатков метода начисления, предприятие, реализующее товары, может заключить с покупателем договор об особом переходе права собственности в момент оплаты. Это позволит учесть при налогообложении все расходы, связанные с товаром, который отгружен покупателю, даже если они не оплачены, и заплатить налоги только после того, как покупатель расплатится за покупку.

Как известно, предприятие, которое уплачивает налог на прибыль по методу начисления, отгрузив продукцию или товары покупателю, обязано исчислить и уплатить его в бюджет в том налоговом периоде, когда была отгрузка, даже если за них покупатель не перечислил оплату.

В большинстве случаев у предприятия нет денег, чтобы заплатить налоги. И это приводит к возникновению недоимки по налогам в бюджет. А следствие этого — пени и штрафы, начисленные налоговой инспекцией.

Примечание. Однако всего этого можно избежать. Заключая договор поставки или купли-продажи, нужно указать, что право собственности на реализуемый товар переходит не в момент его отгрузки или поставки на склад покупателя, а в момент полной оплаты покупателем.

Пример. ЗАО "Актив" заключило договор поставки с ООО "Пассив", по которому в феврале 2002 г. отгрузило продукцию собственного производства на сумму 240 000 руб. (в том числе налог на добавленную стоимость — 40 000 руб.). Оплата от ООО "Пассив" поступила только в апреле 2002 г.

Себестоимость отгруженной продукции — 100 000 руб. Предположим, что других расходов у предприятия не было.

ЗАО "Актив" исчисляет налоги по методу начисления и уплачивает их в бюджет ежемесячно, а налог на прибыль — ежемесячно исходя из фактически полученной прибыли.

Рассмотрим два варианта заключения договора поставки.

Вариант 1

В договоре указано, что право собственности на продукцию переходит от продавца к покупателю в момент ее отгрузки со склада продавца.

В феврале 2002 г. бухгалтер "Актива" делает такие проводки:

Дебет 62 Кредит 90 субсчет "Выручка"

  • 240 000 руб. — отражена задолженность покупателя за отгруженную ему продукцию;

Дебет 90 субсчет "НДС" Кредит 68 субсчет "Расчеты по НДС"

  • 40 000 руб. — начислен НДС с реализации;

Дебет 90 субсчет "Себестоимость продаж" Кредит 43

  • 100 000 руб. — списана на реализацию себестоимость продукции;

Дебет 26 Кредит 68 субсчет "Расчеты по налогу на пользователей автомобильных дорог"

  • 2000 руб. ((240 000 руб. — 40 000 руб.) x 1%) — начислен налог на пользователей автомобильных дорог;

Дебет 90 субсчет "Себестоимость продаж" Кредит 26

  • 2000 руб. — списан на реализацию начисленный налог на пользователей автомобильных дорог;

Дебет 90 субсчет "Прибыль/убыток от продаж" Кредит 99

  • 98 000 руб. (240 000 — 40 000 — 100 000 — 2000) — определен финансовый результат от реализации продукции.

Таким образом, налогооблагаемая прибыль равна 98 000 руб. А налог по ставке 24 процента, исчисленный с нее, составит 23 520 руб. (98 000 руб. x 24%). При начислении делается проводка:

Дебет 99 Кредит 68 субсчет "Расчеты по налогу на прибыль"

  • 23 520 руб. — начислен налог на прибыль за февраль.

Сумму налога предприятию нужно заплатить до 30 марта 2002 г.

В учете это отражается следующей проводкой:

Дебет 68 субсчет "Расчеты по налогу на прибыль" Кредит 51

  • 23 520 руб. — перечислен в бюджет налог на прибыль за февраль.

Вариант 2

"Актив" и "Пассив" заключили договор, в котором указано, что право собственности на продукцию переходит от продавца к покупателю в момент ее полной оплаты.

В феврале 2002 г. бухгалтер "Актива" делает такие проводки:

Дебет 45 Кредит 43

  • 100 000 руб. — отгружена продукция покупателю.

В этом случае предприятию ни в феврале, ни в марте, ни в апреле 2002 г.

Оптимизация НДС и налога на прибыль через оптимизацию финансово-товарных потоков

не нужно платить налог на прибыль в бюджет. Получив деньги от покупателя в апреле 2002 г., ЗАО "Актив" обязано уплатить налог на прибыль только в мае — до 30-го числа.

В апреле 2002 г. в учете "Актива" делаются следующие проводки:

Дебет 51 Кредит 62

  • 240 000 руб. — поступила оплата от покупателя;

Дебет 62 Кредит 90 субсчет "Выручка"

  • 240 000 руб. — отражена задолженность покупателя за отгруженную ему продукцию;

Дебет 90 субсчет "НДС" Кредит 68 субсчет "Расчеты по НДС"

  • 40 000 руб. — начислен НДС с реализации;

Дебет 90 субсчет "Себестоимость продаж" Кредит 45

  • 100 000 руб. — списана на реализацию себестоимость продукции;

Дебет 26 Кредит 68 субсчет "Расчеты по налогу на пользователей автомобильных дорог"

  • 2000 руб. ((240 000 руб. — 40 000 руб.) x 1%) — начислен налог на пользователей автомобильных дорог;

Дебет 90 субсчет "Себестоимость продаж" Кредит 26

  • 2000 руб. — списан на реализацию начисленный налог на пользователей автомобильных дорог;

Дебет 90 субсчет "Прибыль/убыток от продаж" Кредит 99

  • 98 000 руб. (240 000 — 40 000 — 100 000 — 2000) — определен финансовый результат от реализации продукции;

Дебет 99 Кредит 68 субсчет "Расчеты по налогу на прибыль"

  • 23 520 руб. — начислен налог на прибыль за апрель.

А в мае 2002 г. делается такая запись:

Дебет 68 субсчет "Расчеты по налогу на прибыль" Кредит 51

  • 23 520 руб. — перечислен в бюджет налог на прибыль за апрель.

Как видим, сумма налога на прибыль не изменилась. Однако во втором варианте предприятие уплачивало этот налог на три месяца позже, чем в первом, и только после того, как на его расчетный счет поступили денежные средства, перечисленные покупателем.

Внимание! Организациям, которые воспользуются договором с таким порядком перехода права собственности, нужно иметь в виду следующее: отгружая продукцию покупателю, ее стоимость учитывается на счете 45 "Товары отгруженные". Остатки по этому счету включаются в расчет среднегодовой стоимости имущества предприятия и облагаются налогом на имущество.

В большинстве случаев предприятию "дешевле" заплатить этот налог и отсрочить уплату налога на прибыль, так как ставка налога на имущество всего лишь 2 процента.

Введение5

1. Основные моменты и правила налоговой оптимизации 7

1.1 Концепции разграничения налоговой оптимизации и уклонения от уплаты налога 7

1.2 Основные моменты оптимизации налога на прибыль13

2. Различные методы оптимизации налога на прибыль21

2.1.Создание резерва по сомнительным долгам21

2.2. Оптимизация налога на прибыль с помощью создания ремонтного фонда и применения различных методов начисления амортизации25

3. Методы оптимизации налога на прибыль (задачи)……………………………..30

Заключение36

Список используемой литературы37

Приложения………………………………………………………………………39

Введение

Главной целью деятельности любого коммерческого  предприятия является получение  прибыли.

В современных условиях прибыль предприятия  является важнейшим источником получения  необходимых для развития предприятия  денежных средств. Поэтому знание путей  оптимизации налога на прибыль дает организации возможность развиваться  не только за счет заемных средств, но и используя свои резервы.

Актуальность  данной темы проявляется в том, что  на данный момент многие предприятия  используют нелегальные и противозаконные  схемы оптимизации и минимизации  налогов, в том числе и налога на прибыль.

В данной работе рассматриваются методы оптимизации, предусмотренные законодательством  и Налоговым Кодексом РФ.

Какие существуют способы оптимизации налога на прибыль?

Такие  как создание резервов и использование  ускоренной амортизации.

Немаловажным  преимуществом в подробном изучении налогообложения прибыли также  является то, что достаточно хорошие  знания об особенностях уплаты налога на прибыль помогут избежать ошибок и недочетов при заполнении декларации и выплат по налогу.

Налоговая оптимизация в отличие от минимизации  характеризуется большим масштабом  деятельности. При проведении налоговой  оптимизации анализируется вся  совокупность налогов. Оптимизация  ориентирована на нахождение наилучшего для конкретного налогоплательщика  варианта налогообложения из существующих в условиях действующего налогового законодательства. Лучшего с точки  зрения предпринимательской деятельности хозяйствующего субъекта, его финансовой стратегии и цели.

Налог на прибыль-это самый существенный источник пополнения

государственной казны, на долю которого в настоящее  время приходится около 30 % доходов  федерального бюджета.

Правовая  база данного налога очень динамична. Так, в основной нормативный акт, регулирующий обложение налогом  на прибыль Закон РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций» (определяет круг налогоплательщиков, объект обложения, ставку налога, налоговые  льготы,

порядок исчисления и уплаты налога, закон  был принят 27 декабря 1991 года) постоянно  вносятся изменения и дополнения как в закон в зелом, так  и в отдельные его статьи.

Налог на прибыль или доход юридических  лиц установлен налоговым

законодательством всех развитых стран мира. Однако в  большинстве из них

фискальное  значение этого налога, в отличие  от России, невелико. Он используется главным  образом в качестве инструмента, регулирующего деловую активность компаний. Например в ФРГ, США, Франции  и Швеции доля поступлений от его  взимания в валовом национальном продукте не превышает 2%, в Великобритании — 4%, в Японии — 6%.

Основную  тяжесть налогообложения в иностранных  государствах несут физические лица как конечные потребители создаваемых  обществом благ. В нашей стране перенос тяжести налогового бремени  на физических лиц только предполагается.

  1. Основные моменты и правила налоговой оптимизации

1.1 Концепции  разграничения налоговой оптимизации  и уклонения от уплаты налога

Налоговое планирование, как одно из важнейших  направлений налогового менеджмента, получает в Российской Федерации  все большее распространение. Одной  из главных проблем, с которой  сталкивается государство и налогоплательщики, является установление грани между  собственно налоговым планированием (в том числе и оптимизационным) и уклонением от уплаты налогов.

В зарубежных странах налоговое планирование получило широкое распространение  во второй половине 20-го века, в Российской Федерации – практически одновременно со становлением налоговой системы  в начале

90-х  годов прошлого века. Налоговое  планирование является одним  из четырех видов поведения  налогоплательщиков.

В современных условиях выделяют следующие  четыре модели поведения налогоплательщиков:

Модель 1. Уплата налогов без применения специальных мер по снижению величины налоговых обязательств. Данная модель поведения присуща законопослушному налогоплательщику, который не желает тратить дополнительные средства для  осуществления вариативного подхода  к практическому применению норм налогового законодательства, в том  числе по причине опасения применения к нему различных санкций за нарушение  налогового законодательства.

Модель 2. Уклонение от уплаты налогов. Данная модель основана на прямом сознательном нарушении налогоплательщиком норм налогового законодательства с целью  максимального уменьшения сумм налоговых  обязательств.

Модель 3. Обход налогов. Налогоплательщик стремиться избежать признания его  как участника налоговых правоотношений либо избегает возникновения тех обязательств, которые предопределяют обязанность по уплате налогов. Такая цель достигается как легитимными способами (налогоплательщик сознательно избегает получения определенных видов доходов, либо не производит хозяйственные операции, не ведет предпринимательскую деятельность в тех формах, с которыми связана обязанность уплаты налогов), так и не легитимными способами (налогоплательщик не встает на налоговый учет, не регистрирует свою предпринимательскую деятельность).

Модель 4. Налоговое планирование. Налогоплательщик, с одной стороны, не нарушает нормы  налогового законодательства. С другой стороны, он уменьшает сумму налоговых  платежей посредством творческого  применения законодательных норм в  своей практической деятельности.

Модель  поведения «налоговое планирование»  неразрывно связана с самой экономической  сущностью налогов. Налоги, будучи важной категорией рыночной экономики, представляют собой экономические отношения, которые складываются между государством и налогоплательщиками по поводу перераспределения ВВП с целью  формирования централизованного фонда  денежных средств (бюджета).

Внутреннее  содержание налогов для участников налоговых отношений проявляется  в различных внешних формах. Для  государства налоги выступают в  форме дохода, а для налогоплательщиков  — в форме изъятия части дохода (расхода). Противоречие внешней формы  проявления налоговых отношений  порождает противоречие в экономических  интересах участников данных отношений. Государство объективно заинтересовано в увеличении доходов бюджета, а  значит и в росте объемов налоговых  поступлений. Налогоплательщик заинтересован  в сокращении изъятия части своего дохода, а значит в уменьшении величины налоговых платежей.

Объективный экономический интерес всегда порождает  субъективную деятельность по его защите. Государство может защищать свой экономический интерес посредством  разработки эффективного налогового законодательства  и проведения строго, последовательного контроля за его соблюдением. Налогоплательщик может защитить свой экономический интерес посредством системы мер, ведущих к снижению сумм налоговых обязательств. Такими мерами могут быть уклонение от налогов, обход налогов и налоговое планирование.

Цивилизованным  способом защиты экономического интереса налогоплательщика является модель «налоговое планирование». Она является предпочтительной и для государства, так как она воспитывает дух  уважения к закону. Кроме того, способствует улучшению финансово-хозяйственных  результатов деятельности налогоплательщика, развитию его бизнеса, и как следствие  росту налоговых поступлений  в бюджет в долгосрочном отрезке  времени.

Налоговое планирование можно рассматривать  как положительное социально-экономическое  явление современности, так как  оно соответствует перспективным  экономическим интересам государства. Налоговое планирование не наносит  вред государству, но способствует развитию бизнеса. В этой связи можно поставить  вопрос о целесообразности включения  в состав прав налогоплательщиков права  на проведение налогового планирования. При этом должно быть выработано законодательное  определение понятия «налоговое планирование».

Теория  налогового планирования сводит содержание модели поведения налогоплательщика  «налоговое планирование» к легитимной деятельности, целью которой является минимизация налоговых платежей (узкий подход к налоговому планированию), либо оптимизация налоговых платежей являются лишь составными частями налогового планирования.

Под налоговой минимизацией понимается деятельность, направленная на уменьшение сумм налоговых обязательств налогоплательщика. Минимизация налоговых платежей обычно проводится отдельно по каждому  налогу для улучшения финансового  состояния налогоплательщика. Вместе с тем снижать налоги целесообразно  до тех пор, пока это дает прирост  свободной прибыли. В ряде случаев уменьшение налоговых платежей может привести к ухудшению финансовых показателей, так как налоговые базы по ряду налогов взаимосвязаны. Уменьшая сумму налоговых платежей по одному налогу, можно увеличить рост платежей по другому налогу. Одним из таких примеров является минимизация ЕСН, которая может привести к увеличению сумм налога на прибыль. Обращаясь к налоговой минимизации, следует оценить ее последствия для всей совокупности финансовых показателей налогоплательщика.

Налоговая оптимизация в отличие от минимизации  характеризуется большим масштабом  деятельности. При проведении налоговой  оптимизации анализируется вся  совокупность налогов. Оптимизация  ориентирована на нахождение наилучшего для конкретного налогоплательщика  варианта налогообложения из существующих в условиях действующего налогового законодательства. Лучшего с точки  зрения предпринимательской деятельности хозяйствующего субъекта, его финансовой стратегии и цели.

В современных условиях хозяйствующего субъекта интересует не только объем  уплаченных им налогов, сколько эффективность  финансово-хозяйственной деятельности в целом и воздействие налогов  на формирование денежных потоков. Сегодня  хозяйствующий субъект должен бороться не против налогов, а за прибыль как  конечную цель любой предпринимательской  деятельности.

Анализируя  международный опыт, можно выделить два основных подхода или концепции  к разграничению налоговой оптимизации  и уклонения от уплаты налогов.

1. Первый подход основан на классическом  принципе права, согласно которому  гражданам «разрешено все, что  не запрещено законом», и предполагает  возможность преследования только  тех действий налогоплательщика,  которые нарушают законодательство.

При этом нарушение законодательства может  быть явным и скрытым. Первое имеет  место, например, в случае неподачи налоговой декларации, неуплаты налога в установленный срок, несоответствия данных налоговой декларации и первичных документов, использование налоговых вычетов и льгот при отсутствии к тому формальных оснований. Скрытое нарушение налогового законодательства имеет место тогда, когда налогоплательщик создает формальные основания к сокращению налогового обязательства путем фальсификации фактических обстоятельств своей деятельности, имеющих значение для исчисления налогового обязательства. Например, когда налогоплательщик перечисляет средства по фиктивной сделке (за оказание консультационных услуг, которые в действительности не оказывались) контрагенту, пользующемуся налоговыми преимуществами (например, являющемуся резидентом оффшорной зоны или уплачивающему налог по пониженной ставке) или вовсе не уплачивающему налоги  (являющемуся так называемой «фирмой-однодневкой»). В этом случае средства, сэкономленные от налогообложения, обналичиваются и перераспределяются между контрагентами. Такие действия можно квалифицировать как налоговое мошенничество, т.к. налогоплательщик использует предоставляемые налоговым законодательством права и льготы при отсутствии действительных к тому оснований.

Страницы:12345следующая →

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *