Ответственность за неведение бухгалтерского учета

Автор: | 04.05.2019

Штрафы за грубые правонарушения

Новая редакция ст. 15.11 КоАП (изменения от 30.03.2016 ФЗ №77) содержит расширенный перечень деяний, квалифицируемых как грубое правонарушение. Так, штраф за неправильное ведение бухгалтерского учета и составление бухотчетности взимается, если (согласно подп. 2 п. 1):

  • искажение в учете повлекло занижение сумм начислений по налогам/сборам не меньше чем на 10 %;
  • денежные показатели бухгалтерских отчетов искажены не меньше чем на 10 %.
  • В учете проведена регистрация мнимых (несуществующих) фактов/операций, включая притворные сделки;
  • не применяются обязательные бухгалтерские регистры либо отчеты формируются на основании искаженных данных;
  • вне установленных нормативных сроков хранения отсутствует первичная документация, регистры, отчеты или же заключение аудитора при необходимости осуществления аудиторской проверки.

В целях налогообложения грубыми деяниями признаются (ст. 120 НК РФ):

  1. Отсутствие оправдательной первичной документации, налоговых/бухгалтерских регистров, счетов-фактур.
  2. Регулярное (от 2 раз в календарный год) искажение отражения операций, объектов и фактов деятельности на счетах, в отчетах и регистрах налогового учета.

Виды штрафов за неправильное ведение бухгалтерского учета

  • На уполномоченных должностных сотрудников при первичном нарушении – взимается штраф размером 5000 – 10 000 руб. (п. 1 стат. 15.11 КоАП).
  • На уполномоченных должностных сотрудников при повторном нарушении – взимается штраф размером 10 000 – 20 000 руб. или же применяется отстранение от занимаемой должности сроком 1-2 года (п. 2 стат. 15.11 КоАП).
  • На предприятие при совершении деяния в одном налоговом периоде – 10 000 руб. (п. 1 стат. 120 НК).
  • На предприятие при совершении деяния в разных налоговых периодах – 30 000 руб. (п. 2 стат. 120 НК).
  • На предприятие в случае занижения базы для расчета налогов – 20% от величины неоплаченной суммы налога, не меньше 40 000 руб. (п. 3 стат. 120 НК).

Центральные положения

В первую очередь, стоит разобраться в том, как и за что накладывается административная ответственность, а также на какие нарушения распространяются подобные положения.

Что говорится в законе

В соответствии с новыми правилами штрафные санкции, предусмотренные за обнаруженные грубые нарушения правил ведения бухгалтерского учета и подачи отчетности, составляют 5 000-10 000 рублей. При этом данные административные санкции накладываются только на тех лиц, которые являются сотрудниками компании и несут ответственность по заполнению данной документации.

Также было введено специализированное наказание, предусмотренное за повторное нарушение, которое представляет собой полную дисквалификацию от ведения данной деятельности на срок до двух лет или же наложение повторного штрафа, сумма которого уже будет составлять 10 000-20 000 рублей.

Срок давности привлечения к ответственности был увеличен, и если раньше накладывать их могли только в течение трех месяцев с момента обнаружения нарушения, сейчас это сделать могут на протяжении двух лет.

Помимо всего прочего, на сегодняшний день под грубыми нарушениями требования к бухгалтерскому учету подразумевается:

  • сокращение суммы сборов и налогов на сумму более 10%;
  • искажение каких-либо показателей отчетности, указанных в денежном измерении, на сумму более 10%;
  • регистрация каких-либо объектов бухгалтерского учета несуществующих объектов;
  • введение бухгалтерских счетов вне используемых регистров;
  • оформление отчетности на основании той информации, которой нет в регистрах;
  • отсутствие первичной учетной документации или отсутствие ее хранения на протяжении установленных сроков.

Основные моменты

Самым нежелательным для расчетного специалиста является нарушение бухгалтерского учета, ведь в соответствии со статьей 120 Налогового кодекса штраф по этому нарушению составляет от 10 000 до 30 000 рублей. При этом стоит отметить, что если нарушение привело к сокращению налогооблагаемой базы, штраф может составлять 20% от недоплаты, а его минимальный размер составляет 40 000 рублей.

Сами же нарушения правил стандартные, то есть отсутствие счетов-фактур, первичной документации, соответствующих регистров, ведение некорректной или неоперативной работы со счетами, а также указание недостоверной информации в бухгалтерской отчетности.

Взаимодействие участников

Если руководитель компании и то лицо, которое несет ответственность за ведение бухгалтерского учета, не пришли к согласию по каким-либо вопросам, их взаимодействие будет регулироваться нормами, указанными в статье 7 Федерального закона №402-ФЗ. В такой ситуации информация, указанная в первичной документации, будет приниматься к регистрации по письменному распоряжению руководителя, на котором лежит ответственность за те сведения. Которые были созданы в результате проведенных операций.

Если же разногласия относятся к определенным объектам бухгалтерского учета, то в таком случае их нужно будет отражать в отчетности в соответствии с письменным распоряжением руководителя, несущего за это личную ответственность.

Таким образом, если нарушения в бухгалтерском учете вызывают несогласие со стороны того лица, которое несет ответственность за его ведение, но при этом произошли по причине письменного распоряжения руководителя компании, к ответственности привлекается именно руководитель.

Виды и последние изменения

В соответствии с действующим законодательством ответственность за нарушения может быть уголовной или административной. Таким образом, к примеру, если на протяжении одного года бухгалтер некорректно указал данные на счетах бухгалтерского учета или неправильно заполнил отчетность по хозяйственным операциям, активам, ценностям или инвестициям, то в таком случае данное нарушение относится к категории грубых, что предусматривает необходимость наложения на него денежного штрафа.

При этом в соответствии с Законом №276-ФЗ, который был принят 21 октября 2013 года, в статье 15.11 КоАП были внесены определенные изменения, и с этого момента к категории грубых нарушений установленных правил относится не искажение, а сокращение сумм начисленных сборов и налогов на сумму более 10%, если причиной этого является искажение информации в бухгалтерском учете.

Важные упоминания

Для того, чтобы обеспечить объективность рассмотрения каждого отдельного дела и защититься от необоснованного наложения ответственности за подобные нарушения, нужно учитывать ключевые особенности действующего законодательства.

Как призвать бухгалтера

Взыскать любые виды убытков, понесенных компанией по вине бухгалтера, можно только путем проведения судебного разбирательства, но при этом вину указанного лица и сумму нанесенного ущерба при этом нужно будет доказать. Оформление искового заявления на бухгалтера оформляется в пределах гражданского или трудового законодательства. В последнем случае держать ответ перед компанией он будет в качестве сотрудника, а при проведении гражданского разбирательства он будет выступать в качестве физического лица.

Для взыскания убытков с бухгалтера нужно основываться на грамотно составленном договоре, в связи с чем еще к его содержанию нужно подойти с максимальной ответственностью.

В частности, договор должен обязательно включать в себя должностные обязанности, а также условие о полной материальной ответственности. Также суду нужно будет предоставить документы, подтверждающие несвоевременную уплату налогов или же неподачу отчетности в установленные сроки, что и повлекло за собой наложение пеней или штрафов на организацию.

Обновленный состав

Действующая редакция статьи 15.11 Кодекса об административных правонарушениях включает в себя ограниченный состав подобных преступлений, а именно сокращение суммы сборов или налогов, а также искажение каких-либо статей бухгалтерских форм в размере более 10%.

Помимо этого, в нем также указан перечень действий, которые признаются правонарушениями, и это относится к регистрации несуществующих фактов хозяйственной деятельности, ведение счетов с использованием информации, отсутствующей в применяемых регистрах, а также отсутствие первичной документации, регистров, аудиторского заключения или самой бухгалтерской отчетности.

Детали освобождения

Если компания предоставила в Налоговую службу уточненную декларацию, а также внесла ту сумму сборов или налогов, которой не хватало, вместе с соответствующими пенями, то в таком случае должностные лица могут быть освобождены от возложенной административной ответственности. Порядок, в соответствии с которым должны исправляться ошибки в поданной отчетности, указан в ПБУ 22/2010.

В соответствии с указанным правовым актом новой являются те данные, которые были недоступны лицу, несущему ответственность за оформление бухгалтерской отчетности на момент указания тех или иных фактов хозяйственной деятельности. Первичным документом, который в данном случае будет обосновывать исправительные записи, является предоставленная бухгалтерская справка.

Степень риска и стоимость

Список грубых ошибок бухгалтерской отчетности был существенно расширен, и теперь он включает в себя шесть пунктов, каждый из которых предусматривает соответствующую ответственность.

Помимо этого, разные нормы ответственности предусматриваются для бухгалтеров и руководителей компаний:

Должность Перечень норм ответственности
Руководитель компании Несет ответственность за состояние учета, а также организацию процессов, в соответствии с которыми должна оформляться отчетность. Отвечает за ошибки в подаваемой отчетности только в том случае, если обязанности за соблюдение установленных правил ведения бухгалтерского учета не были возложены документами на определенного работника.
Бухгалтер Может быть оштрафован только в том случае, если было оформлено распоряжение, в соответствии с которым на него была возложена ответственность за оформление документации.

При этом не стоит забывать о том, что обязанность по ведению бухгалтерского учета закрепляется исключительно за юридическими лицами, и в случае добровольного исполнения установленных правил на предпринимателей дополнительная ответственность не распространяется.

Прочие претензии

Главные бухгалтеры, как и любые другие работники, могут привлекаться к дисциплинарной ответственности, но это должно осуществляться в соответствии с действующим трудовым законодательством.

Таким образом, в случае игнорирования или некорректного исполнения возложенных на сотрудника трудовых обязанностей к нему могут применяться соответствующие дисциплинарные взыскание в виде выговора, замечания или же окончательного увольнения, если для этого будут веские основания.

Помимо этого, бухгалтера можно привлечь и к материальной ответственности. При этом стоит отметить тот факт, что условие о наложении на сотрудника полной материальной ответственности обязательно должно указываться в оформленном трудовом договоре или же дополнительном соглашении, которое к нему прилагается.

Если же в составленных документах этого условия нет, то в таком случае взыскание ущерба с главного бухгалтера может осуществляться исключительно в общем порядке, то есть в границах средней месячной зарплаты.

Заполнение платёжного поручения осуществляется на основании требований, изложенных в Положении Банка России от 19 июня 2012 года N 383-П «О правилах осуществления перевода денежных средств».

Что говорят специалисты про заполнение баланса и отчета о финансовых результатах — смотрите по .

Как узнать номер СНИЛС через интернет — читайте .

Ведение бухгалтерской отчетности

Экономический субъект обязан вести бухгалтерский учет в соответствии с настоящим Федеральным законом, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

В соответствии с п.3 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»:

“бухгалтерский учет ведется непрерывно с даты государственной регистрации до даты прекращения деятельности в результате реорганизации или ликвидации”.

Действующий федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» предусматривает следующий состав отчетности для бухгалтерского отчета:

  1. Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним.

  2. Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность некоммерческой организации, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, состоит из бухгалтерского баланса, отчета о целевом использовании средств и приложений к ним.

  3. Состав промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, устанавливается федеральными стандартами.

  4. Состав бухгалтерской (финансовой) отчетности Центрального банка Российской Федерации устанавливается Федеральным законом от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

Ответственность за неведение бухгалтерского учета

Главная — Статьи

Единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации устанавливает Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Федеральный закон N 129-ФЗ), который распространяется на все организации, находящиеся на территории Российской Федерации, а также на филиалы и представительства иностранных организаций, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

Согласно ст. 1 Федерального закона N 129-ФЗ объектами бухгалтерского учета являются имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности.

Основными задачами бухгалтерского учета являются:

— формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности (руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации), а также внешним (инвесторам, кредиторам) и другим пользователям бухгалтерской отчетности;

— обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности, для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

— предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

Цель бухгалтерского учета заключается в составлении и представлении сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении организаций и их доходах и расходах, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности.

Бухгалтерский учет согласно ст. 8 Федерального закона N 129-ФЗ должен вестись организацией непрерывно с момента ее регистрации в качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. При этом ведется бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в валюте Российской Федерации (в рублях) путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов бухгалтерского учета.

Все хозяйственные операции, проводимые организацией в соответствии со ст. 9 Федерального закона N 129-ФЗ, должны оформляться оправдательными документами. Они служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Первичный учетный документ составляется в момент совершения операции (на бумажных и машинных носителях информации), а если это не представляется возможным — непосредственно после ее окончания. Следует помнить, что первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать реквизиты, прямо перечисленные в п. 2 ст. 9 Федерального закона N 129-ФЗ.

Для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, предназначены регистры бухгалтерского учета (ст. 10 Федерального закона N 129-ФЗ), которые ведутся в специальных книгах (журналах), на отдельных листах и карточках, в виде машинограмм, полученных при использовании вычислительной техники, а также на магнитных лентах, дисках, дискетах и иных машинных носителях. Хозяйственные операции в регистрах бухгалтерского учета должны отражаться в хронологической последовательности и группироваться по соответствующим счетам бухгалтерского учета.

На основании ст. 13 Федерального закона N 129-ФЗ организации обязаны составлять бухгалтерскую отчетность, которая состоит из:

— бухгалтерского баланса;

— отчета о прибылях и убытках;

— приложений к ним, предусмотренных нормативными актами;

— аудиторского заключения или заключения ревизионного союза сельскохозяйственных кооперативов, подтверждающих достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту или обязательной ревизии;

— пояснительной записки.

Также организации, согласно п. 1 ст. 17 Федерального закона N 129-ФЗ обязаны хранить первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерскую отчетность в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет.

Ответственность за организацию бухгалтерского учета в организации, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций, а также ответственность за организацию хранения учетных документов, регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности несет руководитель организации (ст. 6, п. 3 ст. 17 Федерального закона N 129-ФЗ).

При этом руководитель организации может в зависимости от объема учетной работы:

— учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;

— ввести в штат должность бухгалтера;

— передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту;

— вести бухгалтерский учет лично.

Как правило, руководитель организации формирует бухгалтерскую службу в виде структурного подразделения, возглавляемого главным бухгалтером, поэтому ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности несет главный бухгалтер (см. ст. 7 Федерального закона N 129-ФЗ).

Если организация уклоняется от ведения бухгалтерского учета в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и нормативными актами органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета, то в соответствии со ст. 18 Федерального закона N 129-ФЗ и главный бухгалтер, и руководитель организации привлекаются к административной или уголовной ответственности согласно законодательству Российской Федерации.

Административная ответственность за нарушение законодательства в области налогов и сборов предусмотрена гл. 15 «Административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, страхования, рынка ценных бумаг» Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ).

Согласно ст. 15.11 КоАП РФ грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, а равно порядка и сроков хранения учетных документов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 2000 до 3000 руб. При этом под грубым нарушением правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности понимается:

— искажение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10%;

— искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10%.

В силу п. 24 Постановления Пленума ВС РФ от 24.10.2006 N 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» при решении вопроса о привлечении должностного лица организации к административной ответственности необходимо руководствоваться положениями п. 1 ст. 6, п. 2 ст. 7 Федерального закона N 129-ФЗ, в соответствии с которыми руководитель несет ответственность за надлежащую организацию бухгалтерского учета, а главный бухгалтер (бухгалтер — при отсутствии в штате должности главного бухгалтера) — за ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности. Подобные разъяснения приведены в Письме Минфина России от 23.10.2008 N 03-02-08/20.

В случае непредставления в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказа от представления в налоговые органы, таможенные органы и органы государственного внебюджетного фонда оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно в случае представления таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде согласно п. 1 ст. 15.6 КоАП РФ с должностных лиц взыскивается штраф в размере от 300 до 500 руб.

При этом следует обратить внимание на то, что лицо подлежит ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Об этом сказано, например, в Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 19.03.2009 N А19-11265/08-28-Ф02-923/09 по делу N А19-11265/08-28, в котором суд ссылается на п. 1 ст. 1.5 КоАП РФ.

Таким образом, нельзя подвергнуть наказанию должностное лицо за уклонение от ведения бухгалтерского учета, если его вина не доказана.

К уголовной ответственности должностные лица привлекаются на основании ст. 199 Уголовного кодекса РФ (УК РФ), но при условии, что данными лицами совершено уклонение от уплаты налогов и сборов в крупном или особо крупном размере.

Причем уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере, наказывается альтернативно:

— штрафом в размере от 100 тыс. до 300 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет;

— арестом на срок от 4 до 6 мес.;

— лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Если это же деяние совершено группой лиц по предварительному сговору (например, сговор главного бухгалтера с другими работниками бухгалтерии или с руководителем организации) в особо крупном размере, то наказывается также альтернативно:

— штрафом в размере от 200 тыс. до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет;

— лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Обязательными признаками простого и квалифицированного состава данного преступления является крупный или особо крупный размер неуплаченных налогов и (или) сборов, определяемый согласно примечаниям к этой статье УК РФ.

Федеральным законом от 29.12.2009 N 383-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» воплощены в жизнь поправки в рассматриваемую нами статью УК РФ, они касаются увеличения размера неуплаченной суммы налогов и сборов, влекущего уголовную ответственность налогоплательщиков.

Так, крупным размером теперь признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 2 млн руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 6 млн руб. Особо крупным размером признается сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 10 млн руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 30 млн руб.

Под уклонением от уплаты налогов и (или) сборов следует понимать умышленные деяния должностных лиц, направленные на их неуплату в крупном или особо крупном размере и повлекшие полное или частичное непоступление соответствующих налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации.

Способами уклонения от уплаты налогов и (или) сборов могут быть как действия в виде умышленного включения в налоговую декларацию или иные документы, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, заведомо ложных сведений, так и бездействие, выражающееся в умышленном непредставлении налоговой декларации или иных указанных документов.

Исходя из того что в соответствии с положениями налогового законодательства срок представления налоговой декларации и сроки уплаты налога (сбора) могут не совпадать, моментом окончания преступления следует считать фактическую неуплату налогов (сборов) в срок, установленный налоговым законодательством.

Обратите внимание! За неведение бухгалтерского учета организации несут еще и налоговую ответственность.

Так, в случае непредставления в налоговый орган организацией бухгалтерской отчетности в соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ (НК РФ) к ней может быть применена мера ответственности, установленная п. 1 ст. 126 НК РФ. На это указывает Минфин России в Письме от 29.10.2008 N 03-02-07/1-436. Согласно п. 1 ст. 126 НК РФ непредставление в установленный срок организацией (налогоплательщиком) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ.

Кроме того, за грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения ст. 120 НК РФ предусмотрено взыскание штрафа в размере:

— 5000 руб., если эти деяния совершены в течение одного налогового периода;

— 15 000 руб., если же эти правонарушения были совершены в течение более одного налогового периода;

— в размере 10% от суммы неуплаченного налога, но не менее 15 000 руб., если представленные ранее нарушения повлекли занижение налоговой базы.

Под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения понимается отсутствие первичных документов или отсутствие счетов-фактур или регистров бухгалтерского учета; систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений организации.

Ответственность за грубое нарушение требований к ведению бухгалтерского учета

А. Гусев

Журнал «Бюджетные организации: акты и комментарии для бухгалтера» № 5/2016

Комментарий к Федеральному закону от 30.03.2016 № 77-ФЗ.

30.03.2016 Президентом РФ подписан Федеральный закон от 30.03.2016 № 77-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее – Федеральный закон № 77-ФЗ), ужесточающий ответственность за грубое нарушение требований к ведению бухгалтерского учета.

Принятие данного нормативного акта должно способствовать повышению эффективности пресечения грубого нарушения требований к ведению бухгалтерского учета и составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности, обеспечение реализации прав граждан, организаций, государства на получение надежной и достоверной информации в сфере экономической деятельности. Изменения вступают в силу 10.04.2016.

Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое поименованным кодексом установлена административная ответственность. Юридические лица несут ответственность за совершение указанных нарушений в случаях, предусмотренных статьями разд. II КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях (ч. 1 ст. 2.10 КоАП РФ). Юридическое лицо признается виновным в совершении такого правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность соблюдать правила и нормы, за нарушение которых данным кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но оно не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).

Административная ответственность за грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, порядка и сроков хранения учетных документов установлена ст. 15.11 КоАП РФ. Совершение этого правонарушения влечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 2 000 до 3 000 руб.

Согласно примечанию 1 к названной статье под грубым нарушением правил ведения бухучета и представления бухгалтерской отчетности понимаются:

  • занижение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10% вследствие искажения данных бухгалтерского учета;
  • искажение любой статьи (строки) формы отчетности не менее чем на 10%.

Исходя из примечания 2 к ст. 15.11 КоАП РФ должностные лица освобождаются от административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные обозначенной статьей, в следующих случаях:

  • при представлении уточненной налоговой декларации (расчета) и уплате на основании данной декларации (данного расчета) неуплаченных сумм налогов, сборов и соответствующих пеней с соблюдением условий, предусмотренных п. 3, 4 и 6 ст. 81 НК РФ;
  • при исправлении ошибки в установленном порядке (включая представление пересмотренной бухгалтерской отчетности) до утверждения бухгалтерской отчетности в установленном законодательством РФ порядке. Согласно нормам п. 11 Инструкции № 33н в случае выявления ошибок, допущенных учреждением при составлении отчетности, как самим учреждением, так и учредителем в ходе камеральной проверки представленной бухгалтерской отчетности на соответствие требованиям к ее составлению и представлению, установленным поименованной инструкцией и правовым актом, утверждающим дополнительные формы, иным органом, осуществляющим финансовый контроль, учреждение по согласованию с учредителем представляет отчетность, содержащую исправления.

Бухгалтерская отчетность, содержащая исправления выявленных ошибок, представляется учредителю (или иным пользователям отчетности) в порядке, предусмотренном п. 5 – 7 Инструкции № 33н, с сопроводительным письмом, содержащим перечень внесенных изменений, а при исправлении ошибок, выявленных учредителем по результатам камеральной проверки отчетности, – с копией уведомления о выявленном несоответствии бухгалтерской отчетности, направленного учредителем по результатам такой проверки.

В случае представления учреждением бухгалтерской отчетности на бумажном носителе отметка учредителя о ее принятии по результатам камеральной проверки бухгалтерской отчетности проставляется в левом верхнем углу титульного листа баланса (ф. 0503730) (разделительного (ликвидационного) баланса государственного (муниципального) учреждения), а также на сопроводительном письме (по квартальной отчетности) с указанием даты принятия, должности и подписи (с расшифровкой) ответственного исполнителя учредителя.

В случае представления учреждением бухгалтерской отчетности по телекоммуникационным каналам связи уведомление о принятии отчетности учредителем направляется учреждению в виде электронного документа.

На основании ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо, совершившее нарушение в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Под должностным лицом понимается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а также лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях РФ.

На основании п. 24 Постановления Пленума ВС РФ от 24.10.2006 № 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» за ведение бухучета и своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности ответственность несет главный бухгалтер учреждения.

Вместе с тем необходимо учитывать, что в случае возникновения разногласий в отношении ведения бухгалтерского учета между руководителем экономического субъекта и главным бухгалтером или иным должностным лицом, на которое возложено ведение бухучета, либо лицом, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухучета (ч. 8 ст. 7 Закона о бухгалтерском учете):

  • данные, содержащиеся в первичном учетном документе, принимаются (не принимаются) главным бухгалтером или иным должностным лицом, на которое возложено ведение бухучета, либо лицом, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухучета, к регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета по письменному распоряжению руководителя экономического субъекта, который единолично несет ответственность за созданную в результате этого информацию;
  • объект бухгалтерского учета отражается (не отражается) главным бухгалтером или иным должностным лицом, на которое возложено ведение бухучета, либо лицом, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухучета, в бухгалтерской (финансовой) отчетности на основании письменного распоряжения руководителя экономического субъекта, который единолично несет ответственность за достоверность представления финансового положения экономического субъекта на отчетную дату, финансового результата его деятельности и движения денежных средств за отчетный период.

С учетом вышеизложенного могут быть привлечены к административной ответственности, установленной ст. 15.11 КоАП РФ, главные бухгалтеры бюджетных и автономных учреждений.

Согласно внесенным Федеральным законом № 77-ФЗ изменениям грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчетности, повлечет за собой наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 000 до 10 000 руб. Кроме того, вводится ответственность за совершение повторного правонарушения. В этом случае на должностных лиц будет наложен административный штраф в размере от 10 000 до 20 000 руб. или они могут быть дисквалифицированы на срок от одного года до трех лет. Напомним, что лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения постановления (ст. 4.6 КоАП РФ).

Иными словами, значительно увеличится размер штрафов по сравнению с действующими в настоящее время. Одновременно с этим Федеральный закон № 77-ФЗ дополняет состав административного правонарушения действиями, которые запрещены законодательством РФ о бухгалтерском учете:

1) регистрация не имевшего места факта хозяйственной жизни, мнимого, притворного объекта бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета;

2) ведение счетов бухгалтерского учета вне применяемых регистров;

3) составление бухгалтерской (финансовой) отчетности не на основе данных регистров бухгалтерского учета. Напомним, что согласно ст. 9 и 10 Закона о бухгалтерском учете не допускается принятие к бухучету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок. Кроме того, не допускаются пропуски или изъятия при регистрации объектов бухучета в регистрах бухгалтерского учета, регистрация мнимых и притворных объектов бухучета в регистрах. Под мнимым понимается несуществующий объект, отраженный в бухгалтерском учете лишь для вида (например, неосуществленные расходы, несуществующие обязательства, не имевшие места факты хозяйственной жизни). Притворным считается объект, отраженный в бухгалтерском учете вместо другого объекта с целью прикрыть его (скажем, притворные сделки). Не являются мнимыми объектами бухучета резервы, фонды, предусмотренные законодательством РФ, и расходы на их создание. Заметим, что применяемые термины «мнимая сделка» и «притворная сделка» являются общепринятыми и содержатся в ст. 170 ГК РФ. Также не должно допускаться ведение счетов бухгалтерского учета вне применяемых экономическим субъектом регистров бухгалтерского учета;

4) отсутствие у экономического субъекта первичных учетных документов, и (или) регистров бухгалтерского учета, и (или) бухгалтерской (финансовой) отчетности, и (или) аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности (если проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности обязательно) в течение установленных сроков хранения таких документов.

Напомним, что в силу ст. 9 Закона о бухгалтерском учете и п. 7 Инструкции № 157н все хозяйственные операции, проводимые учреждением, должны оформляться оправдательными документами. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по унифицированным формам, утвержденным согласно законодательству РФ, правовым актам уполномоченных органов исполнительной власти, а документы, формы которых не унифицированы, должны содержать обязательные реквизиты.

Данные проверенных и принятых к учету первичных (сводных) учетных документов систематизируются в хронологическом порядке (по датам совершения операций) и (или) группируются по соответствующим счетам бухгалтерского учета накопительным способом с отражением в регистрах бухучета.

Согласно ст. 29 Закона о бухгалтерском учете учреждения, как и другие организации, обязаны обеспечить хранение первичных (сводных) учетных документов, регистров бухгалтерского учета и бухгалтерскую отчетность в течение сроков, определяемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет. Документы учетной политики, стандарты экономического субъекта, другие документы, связанные с организацией и ведением бухучета, в том числе средства, обеспечивающие воспроизведение электронных документов, проверку подлинности электронной подписи, подлежат хранению в течение не менее пяти лет после года, в котором они использовались для составления бухгалтерской (финансовой) отчетности в последний раз. Аналогичные требования установлены в п. 14 Инструкции № 157н.

Согласно п. 3 Информации Минфина РФ № ПЗ-13/2015 «О применении установленных Минкультуры России правил комплектования, учета и организации хранения электронных архивных документов в отношении первичных и отчетных документов налогоплательщиков» до утверждения федерального стандарта бухгалтерского учета, устанавливающего требования к документам и их обороту, для организации хранения таких документов, в том числе первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, составленных в электронном виде и подписанных электронной подписью, применяются Положение о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденное Приказом Минфина СССР от 29.07.1983 № 105 (в части, не противоречащей законодательным и иным нормативным правовым актам, изданным позднее) (далее – Положение № 105), и Правила организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях, утвержденные Приказом Минкультуры РФ от 31.03.2015 № 526 (далее – Правила № 526).

В силу требований Положения № 105 первичные документы, учетные регистры, бухгалтерские отчеты и балансы до передачи в архив учреждения должны храниться в бухгалтерии в специальных помещениях или закрывающихся шкафах под ответственностью лиц, уполномоченных главным бухгалтером.

Порядок хранения первичных и выходных документов на машиночитаемых носителях определен в соответствующих нормативных актах, регламентирующих ведение бухгалтерского учета в условиях его механизации (автоматизации). Обработанные вручную первичные документы текущего месяца, относящиеся к конкретному учетному регистру, комплектуются в хронологическом порядке и сопровождаются справкой для архива. Кассовые ордера, авансовые отчеты, выписки банка с относящимися к ним документами должны быть подобраны в хронологическом порядке и переплетены. Отдельные виды документов (наряды на работу, сменные рапорты) могут храниться непереплетенными, но подшитыми в папках во избежание их утери или злоупотреблений. По окончании сроков хранения документы бухгалтерского учета передаются в архив.

Следует отметить, что в ст. 15.11 КоАП РФ сохраняется ответственность:

  • за занижение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10% вследствие искажения данных бухгалтерского учета;
  • за искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10%.

Кроме того, укажем, что обстоятельства, освобождающие лицо от ответственности, установленные в п. 2 примечания к ст. 15.11 КоАП РФ, остаются неизменными.

Согласно ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении, в частности, являются:

  • непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;
  • поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;
  • сообщения и заявления физических и юридических лиц, сообщения в средствах массовой информации, содержащие сведения, указывающие на наличие события административного правонарушения.

На основании ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях согласно гл. 23 КоАП РФ, в пределах компетенции соответствующего органа.

Согласно ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.11, вправе составлять должностные лица налоговых органов, а также должностные лица органов исполнительной власти, осуществляющих функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, инспекторы Счетной палаты РФ и уполномоченные должностные лица контрольно-счетных органов субъектов РФ.

В силу ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, – по истечении трех месяцев) со дня совершения нарушения, за исключением случаев, прямо указанных в данной статье. Отметим, что истечение срока давности привлечения к этой ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении (п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ).

С учетом периодичности проведения контрольных мероприятий органами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.11 КоАП РФ, Федеральным законом № 77-ФЗ внесены изменения в ст. 4.5 КоАП РФ в части установления срока давности за привлечение к административной ответственности за нарушение законодательства о бухгалтерском учете РФ, равного двум годам со дня совершения административного правонарушения.

Статьей 23.1 КоАП РФ рассмотрение дел об административных правонарушениях, ответственность за которые установлена ст. 15.11 КоАП РФ, отнесено к компетенции мировых судей. Вместе с тем, если такое административное правонарушение совершено военнослужащими и гражданами, призванными на военные сборы, рассмотрение дела относится к компетенции гарнизонных военных судов. Иными словами, постановление по делу об административном правонарушении за грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности должно быть вынесено не позднее трех месяцев со дня совершения нарушения.

Также обратите внимание на то, что ст. 15.11 КоАП РФ предусматривает ответственность за искажение бухгалтерской отчетности и не распространятся на должностных лиц казенных учреждений, поскольку последние обязаны представлять не бухгалтерскую, а бюджетную отчетность. Напомним, что под такой отчетностью в соответствии с п. 3 ст. 264.1 БК РФ понимается комплекс документов: отчет об исполнении бюджета, баланс исполнения бюджета, отчет о финансовых результатах деятельности, отчет о движении денежных средств, пояснительная записка. Порядок составления и представления бюджетной отчетности определен Инструкцией о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной Приказом Минфина РФ от 28.12.2010 № 191н. Административная ответственность за искажение бюджетной отчетности установлена в ст. 15.15.6 КоАП РФ.

Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 25.03.2011 № 33н.

Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

7.3. Ответственность за утрату документов и неведение бухгалтерского учета

При отсутствии документов, подтверждающих правильность расчета налогов, могут применяться следующие санкции:

• штраф по ст. 120 НК РФ за грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, выразившееся в отсутствии первичных документов, счетов-фактур, регистров бухгалтерского учета. Размер штрафа составляет: 5000 руб. – если нарушение допускалось в течение одного налогового периода; 15 000 руб. – если нарушение допускалось в течение более одного налогового периода; 10 % от суммы неуплаченного налога, но не менее 15 000 руб. – если в результате нарушения была занижена налоговая база;

• штраф по ст. 122 НК РФ за неуплату или неполную уплату сумм налога в результате занижения налоговой базы в размере 20 % от неуплаченных сумм налога, а если будет доказан умышленный характер нарушения – в размере 40 % от неуплаченных сумм налога;

• штраф по ст. 126 НК РФ за непредставление в установленный срок в налоговые органы документов в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ.

Кроме того, при выявлении факта неуплаты или неполной уплаты налога с налогоплательщика будут взысканы суммы неуплаченного налога и пени.

Наиболее благоприятная для налогоплательщиков арбитражная практика сложилась относительно применения в рассматриваемом случае санкций по ст. 126 НК РФ. При рассмотрении дел, касающихся применения штрафа по ст. 126 НК РФ, при утере или уничтожении документов, в большинстве случаев суд указывал, что исходя из содержания данной статьи, а также ст. 93 НК РФ, регламентирующей порядок истребования документов у налогоплательщика, ответственность по ст. 126 наступает, только когда соответствующие документы имеются у налогоплательщика в наличии. Если же документы на момент истребования отсутствовали, то в действиях налогоплательщика отсутствует состав правонарушения, предусмотренного ст. 126 НК РФ.

В качестве примеров подобных судебных решений можно привести Постановления ФАС СЗО от 04 ноября 2003 года № А42-3207/03-20; от 29 сентября 2003 года № А44-1202/03-С15; от 16 июня 2004 года № А52/4734/2003/2.

Иная ситуация наблюдается в отношении применения штрафа по ст. 120 НК РФ за грубое нарушение правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения. В данном случае формально факт нарушения очевиден: у организации отсутствуют первичные и другие документы. Однако при грамотной аргументации организация имеет шансы убедить суд в отсутствии своей вины в совершении данного налогового правонарушения. Речь идет о применении ст. ст. 109 и 111 НК РФ. В соответствии со ст. 109 НК РФ лицо не может быть привлечено к ответственности при отсутствии вины в совершении налогового правонарушения. При этом на основании пп. 1 п. 1 ст. 111 НК РФ обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения, признается совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, вследствие стихийного бедствия или других чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств (указанные обстоятельства устанавливаются наличием общеизвестных фактов, публикаций в средствах массовой информации и иными способами, не нуждающимися в специальных средствах доказывания). Поэтому утрата документов не по вине организации не образует состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 120 НК РФ.

Примерами судебных решений, в которых установлено отсутствие вины налогоплательщика в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 120 НК РФ, являются Постановления ФАС СЗО от 14 сентября 2004 года № А13-180/04-14; от 04 августа 2004 года № А13-4401/03-11; от 16 июня 2004 года № А52/3/04/2; ФАС ВСО от 17 августа 2004 года № А33-17993/03-С3-Ф02-3180/04-С1.

Организация может также попытаться убедить суд в том, что утеря документов не по ее вине (в результате пожара, затопления, кражи, стихийного бедствия) является смягчающим обстоятельством в соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 112 НК РФ, в этом случае размер штрафа подлежит уменьшению не менее чем в 2 раза на основании п. 3 ст. 114 НК РФ.

И, наконец, при утрате документов весьма вероятно применение к организации штрафа по ст. 122 НК РФ, а также взыскание сумм недоплаты налогов и пеней. Аргументами в пользу налогоплательщика в данном случае также будут отсутствие вины в совершении налогового правонарушения и наличие смягчающих обстоятельств.

Как отмечалось выше, при выявлении факта отсутствия документов налоговые органы нередко прибегают к определению сумм налогов расчетным методом на основании подп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ. В этом случае организация может попытаться доказать в суде, что налоговые органы применили неверный подход или неправильную методику при расчете налогов таким способом. Аргументами, подтверждающими неправильный выбор налоговой инспекцией аналогичного налогоплательщика, могут служить:

• произвольное определение аналогичной организации (Постановление ФАС ДВО от 30 июня 2004 года № Ф03-А59/04-2/1476);

• применение слишком ограниченного числа критериев для сравнения организаций: например, использовался только показатель среднесписочной численности работников (Постановление ФАС СЗО от 24 декабря 2002 года № А05-5351/02-314/14);

• выявление существенных отличий аналогичной фирмы от налогоплательщика по основным показателям (Постановление ФАС ЗСО от 19 апреля 2004 года № Ф04/2025-417/А03-2004).

В случае, когда при отсутствии документов исчисление сумм налогов производится налоговой инспекцией исходя из сумм доходов, показанных в декларации, но без учета расходов, суд также может встать на сторону налогоплательщика. Так, может быть указано, что налоговая инспекция не воспользовалась своим правом на определение суммы налога расчетным путем, а исчисление налоговой базы без учета расходов неправомерно (Постановления ФАС СЗО от 14 сентября 2004 года № А13-180/04-14, ФАС ВСО от 01 сентября 2005 года № А19-4140/05-15-Ф02-4364/05-С1).

Кроме того, имейте ввиду, что в соответствии с Федеральным законом от 02 июля 2005 года № 83-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ и в статью 49 Гражданского кодекса Российской Федерации» регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц при наличии одновременно двух следующих признаков:

1. Непредставление юридическим лицом в течение последних двенадцати месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.

2. Отсутствие в течение последних двенадцати месяцев операций хотя бы по одному банковскому счету. Настоящий срок применяется и в случаях, если он истек до вступления в силу настоящего Федерального закона или в течение года со дня вступления его в силу.

Решение о предстоящем исключении подлежит опубликованию в течение трех дней с момента принятия такого решения в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица (п. 3 ст. 21.1 Федерального закона от 08 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

Исключаемое юридическое лицо, кредиторы и иные лица, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц, имеют право направить заявления в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В таком случае решение об исключении недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц не принимается и юридическое лицо ликвидируется в установленном гражданским законодательством порядке. Обжаловать действия регистрирующих органов можно в течение года со дня, когда потерпевшие узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.

Порядок исключения недействующих юридических лиц из Единого государственного реестра юридических лиц распространяется также на юридические лица, зарегистрированные до вступления в силу Федерального закона № 129-ФЗ или до вступления в силу вносимых Федеральным законом № 83-ФЗ изменений (п. 3 ст. 3 Федерального закона № 83-ФЗ).

Избегайте подобных ситуаций, когда принимаете решение о неведении учета в своей организации.

Утрата документов, содержащих сведения, составляющие налоговую тайну проверяемой организации, либо разглашение таких сведений влечет ответственность, предусмотренную законодательством (п. 4 ст. 102 НК РФ). При обнаружении подобных нарушений назначается экспертиза. Порядок назначения и проведения экспертизы определен в ст.95 НК РФ. Решение о привлечении эксперта к проверке принимает инспектор, ее проводящий. Экспертиза производится сотрудниками соответствующих учреждений либо иными специалистами, обладающими специальными знаниями в соответствующей области, на договорной основе. Назначая налоговую экспертизу, проверяющий выносит постановление, где кратко излагает обстоятельства, явившиеся для этого основанием.

Перед началом проведения экспертизы инспектор должен ознакомить эксперта с его правами и обязанностями, установленными п.п. 4, 5 и 8 ст. 95 НК РФ, и предупредить об ответственности за отказ от участия в проведении проверки или дачу заведомо ложного заключения (ст.129 НК РФ).

По результатам проведенной экспертизы эксперт дает заключение в письменной форме от своего имени. В заключении эксперта излагаются проведенные им исследования, сделанные по результатам этих исследований выводы и обоснованные ответы на поставленные вопросы. Если эксперт при производстве экспертизы установит имеющие отношение к предмету экспертизы обстоятельства, по поводу которых ему не были поставлены вопросы, то он вправе включить выводы об этих обстоятельствах в свое заключение. Эксперт может отказаться от дачи заключения, если предоставленные ему материалы, относящиеся к предмету экспертизы, являются недостаточными или если он не обладает необходимыми знаниями для проведения экспертизы. Отказ от дачи заключения оформляется в виде письменного сообщения о невозможности дать заключение. Если в заключении эксперта содержатся выводы, выходящие за пределы его компетенции, соответствующая часть заключения должна рассматриваться как не имеющая доказательственного значения.

Нарушение лицом, имеющим допуск к государственной тайне, установленных правил обращения с содержащими государственную тайну документами, а равно с предметами, сведения о которых составляют государственную тайну, если это повлекло по неосторожности их утрату и наступление тяжких последствий, наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

В соответствии с Письмом Минфина РФ от 19 апреля 2001 г. № 04-01-10/1/1, а также с п.1 ст. 126 части первой НК РФ непредставление в установленный срок налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных настоящим Кодексом, и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ.

В соответствии с НК РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое Налоговым кодексом установлена ответственность. Это означает, что если при определении вида нарушения отсутствует любой из квалификационных признаков, в том числе вина лица, то данное деяние не может считаться налоговым правонарушением, и, соответственно, санкции не налагаются. Однако следует иметь в виду, что Кодексом устанавливаются различные формы вины, при наличии которых лицо может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, при этом формы вины иногда неправомерно идентифицируют с отсутствием вины.

В рассматриваемом случае, когда у организации отсутствуют документы налоговой отчетности по причине их утраты, иной утери, необходимо исходить из следующего.

В соответствии со ст. 110 НК РФ виновным в совершении налогового правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности. Налоговое правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, не осознавало противоправного характера своих действий (бездействия) либо вредный характер последствий, возникших вследствие этих действий (бездействия).

Это означает, что если документы, необходимые для представления в налоговые органы, были утеряны организацией (должностными лицами организации) и не восстановлены к указанному сроку, хотя должностные лица организации по своему статусу и должностным обязанностям должны и могли осознавать характер последствия этой утери (своего бездействия), то присутствует вина в форме неосторожности. В данном случае налоговые органы правомерно квалифицируют непредставление документов как налоговое правонарушение и привлекают налогоплательщиков к налоговой ответственности.

В связи с изложенным при непредставлении необходимых документов по требованию налогового органа, которые организация должна была иметь, поскольку за отсутствие их налоговым органом применена ст. 120 НК РФ, возможно применение ст. 126, поскольку указанные статьи по смыслу не дублируют наложенную ответственность по Кодексу и могут применяться независимо в качестве меры по конкретному налоговому правонарушению.

Если документ представлен в налоговый орган своевременно, но неправильно заполнен. Наступит ли в данном случае ответственность по ст. 126 НК РФ?

Субъективная сторона деяния, предусмотренного ст. 126 НК РФ, может быть представлена как в виде умысла, так и неосторожности. Формы вины не влияют на квалификацию налогового правонарушения по ст. 126 НК РФ.

Вместе с тем в случае отсутствия вины соответствующего лица оно ответственности по ст. 126 НК РФ не подлежит. Так, по одному из дел суд указал, что изъятие налоговой полицией у налогоплательщика документов без составления подробной описи, повлекшее их частичную утрату, делает невозможным предоставление этих документов налоговому органу, что исключает вину налогоплательщика при привлечении его к ответственности по ст. 126 НК РФ (Постановление ФАС ВСО от 11 января 2001 года № А78-2715/00-С2-962у/Ф02-2914/00-С1).

Статья 126 НК РФ включает в себя три самостоятельных состава налоговых правонарушений, объединенных только объектом и субъективной стороной и различающихся между собой по объективной стороне и субъектному составу.

Структурно ст. 126 НК РФ состоит из трех самостоятельных частей, каждая из которых определяет самостоятельные составы налогового правонарушения и размер налоговой санкции. Пункт 1 ст. 126 НК РФ предусматривает меры ответственности за непредставление сведений налогоплательщиками и налоговыми агентами о самих себе.

Пункты 2 и 3 ст. 126 НК РФ предусматривают меры ответственности за непредставление сведений о налогоплательщиках и налоговых агентах третьими лицами.

Однако в любом случае необходимо учитывать, что сфера применения ст. 126 НК РФ находится в пределах неисполнения установленной обязанности по представлению в налоговый орган документов и (или) сведений в установленный законом срок. Поэтому неправильное заполнение формы того или иного документа в условиях его своевременного предоставления в налоговый орган не может образовывать состава налогового правонарушения по п. 1 ст. 126 НК РФ. Данная позиция нашла отражение и в судебной практике (Постановление ФАС ЗСО от 13 марта 2002 года № Ф04/919-139/А27-2002; Постановление ФАС ЦО от 07 июля 2003 года № А64-4622/02-17).

Материальная ответственность за утрату документов наступает, если утраченный документ не может быть восстановлен в необходимый срок, а его отсутствие наносит организации прямой действительный ущерб. Обесцененным является документ, потерявший юридическую силу, в частности в результате неправильного оформления. Примером может служить ненадлежащим образом составленный акт на приемку продукции. На основании неправильно оформленного акта нельзя применить санкции к организации, поставившей некачественную продукцию (товар). На работника отдела кадров, виновного в задержке трудовой книжки, может быть возложена ограниченная материальная ответственность, так как организация вынуждена оплачивать увольняемому работнику время вынужденного прогула.

Ни одна организация не застрахована от ограбления. Однако к проблемам руководителя организации, потерявшего имущество, добавляются и проблемы бухгалтера, который должен своевременно и правильно оформить документы и пересчитать налоги.

Кража – это тайное хищение чужого имущества в корыстных целях (ст. 158 УК РФ). За совершение данного преступления Уголовным кодексом предусмотрены суровые меры наказания. Однако это не останавливает охотников за чужим добром. Чтобы преступники не радовались жизни, а бухгалтер смог списать убытки от хищения, фирме необходимо подать заявление о краже в милицию. Пока правоохранители расследуют ограбление, счетный работник должен провести инвентаризацию имущества (об этом написано в книге в других главах).

Бывает, что работники милиции не могут установить виновных в ограблении. Тогда они приостанавливают предварительное следствие (подп. 1 п. 1 ст. 208 УПК РФ). Следователь выносит об этом постановление. Чтобы иметь документальное подтверждение о том, что виновные не найдены, получите копию решения (подп. 13 п. 2 ст. 42 УПК РФ). Как уже не раз отмечалось, сто в соответствии со ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты. В данном случае таким подтверждением станет постановление о приостановлении следствия. Дело в том, что бухгалтер может включить в состав внереализационных расходов убытки от хищений, виновники которых не установлены (подп. 5 п. 2 ст. 265 НК РФ). То есть при наличии решения следователя счетный работник может уменьшить базу по налогу на прибыль на убытки от кражи (Письмо МНС России от 8 июня 2004 г. № 02-5-10/37). При этом Минфин России считает, что снизить доходы на сумму кражи фирма может только на основании решения суда (Письмо Минфина России от 31 мая 2000 г. № 04-02-05/1).

Если же виновных все-таки нашли и суд это подтвердил, то на основании обвинительного приговора бухгалтер учтет суммы возмещения ущерба в составе внереализационных доходов в соответствии с ПБУ 9/99 (Приказ Минфина России от 6 мая 1999 г. N 32н). Если же суд не признал подозреваемых виновными, то бухгалтер поведет себя в этой ситуации так же, как в случае с неустановлением виновных.

К тому же, если организация заключила договор с охранной фирмой, то она может взыскать убытки с нее. Но, только в том случае, если в соглашении было оговорено, что охранники несут ответственность за украденную собственность. Так, арбитражный суд становится на сторону компаний, если они пользовались услугами ЧОП по договору. При этом неважно, через какое количество времени, хоть через пять минут, «защитники» приехали на место преступления. Если имущество украдено, то его стоимость охранники возместят владельцу (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 15 декабря 2004 г. № А13-5339/04-20).

В случае утраты имущества и основных средств в результате кражи бухгалтер фирмы должен восстановить НДС в бюджет. Такова позиция налоговой службы и Минфина. Чиновники ссылаются на п. 2 ст. 171 Налогового кодекса. Там сказано, что бухгалтер может представить к вычету только суммы НДС, оплаченные фирмой при покупке товаров для их дальнейшей перепродажи или осуществления операций, облагаемых НДС. Поэтому они считают, что для возмещения необходима последующая реализация, и этот факт должен быть подтвержден.

Инспекторы и финансисты делают вывод, что уплаченный и принятый к вычету НДС по основным средствам, выбывшим в связи с чрезвычайными обстоятельствами (например, из-за ограбления), подлежит восстановлению в бюджет. Ведь, несмотря на то что фирма приобрела товары, например, для реализации, впоследствии они перестали участвовать в этой операции.

Кроме того, бухгалтер должен возместить НДС в том налоговом периоде, когда утраченное имущество списывается с учета (Письма Минфина России от 20 сентября 2004 г. N 03-04-11/155, Минфина России от 30 сентября 2003 г. № 04-03-11/77, УМНС по г. Москве от 30 июня 2003 г. № 24–11/35102).

Однако у судей имеется и другое мнение. К примеру, Постановление ФАС Уральского округа от 20 февраля 2003 г. № Ф09-190/03-АК. Фирма приобрела, ввела в эксплуатацию и поставила на учет основные средства. Бухгалтер возместил из бюджета НДС по этой покупке. Затем имущество было украдено. Налоговая инспекция по результатам проверки доначислила налог и пени. Чиновники посчитали, что фирма должна была восстановить НДС в бюджет по похищенным основным средствам. Суд же решил, что фирма не обязана возвращать налог на добавленную стоимость государству, поскольку кража не является реализацией.

И действительно, НК РФ не предусматривает возврат налога в случае утраты имущества. Этот документ предполагает возмещение НДС в двух случаях. Во-первых, если фирма решила воспользоваться освобождением от НДС по ст. 145 НК РФ, то она должна вернуть налог в бюджет. Во-вторых, бухгалтер восстановит налог на добавленную стоимость, если он неправомерно или ошибочно принял его к вычету по товарам, работам или услугам (п. п. 2, 3 ст. 170 НК).

Следовательно, кража собственности не обязывает фирму заплатить в бюджет ранее вычтенный НДС. Таким образом, организации могут не руководствоваться мнениями инспекторов и финансистов, но свою позицию им скорее всего придется отстаивать в суде.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Глава 11. Ответственность за неведение бухгалтерского учета

Как известно, все организации, находящиеся на территории Российской Федерации, а также филиалы и представительства иностранных организаций (если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации) обязаны вести бухгалтерский учет. «Упрощенцы» ведут бухгалтерский учет только в части объектов основных средств и нематериальных активов. Если данное требование нарушается, организации привлекаются к ответственности вместе с их должностными лицами — руководителем и главным бухгалтером.

Бухгалтерский учет, согласно ст. 8 Закона N 129-ФЗ, должен вестись организацией непрерывно с момента ее регистрации в качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций ведется в валюте Российской Федерации (рублях) путем двойной записи на взаимосвязанных счетах, включенных в рабочий план счетов.

Если организация уклоняется от ведения бухгалтерского учета в порядке, установленном федеральным законодательством и нормативными актами регулирующих органов, согласно ст. 18 Закона N 129-ФЗ и главный бухгалтер, и руководитель организации привлекаются к административной или уголовной ответственности.

Административная ответственность за нарушение законодательства в области налогов и сборов предусмотрена гл. 15 «Административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, страхования, рынка ценных бумаг» КоАП РФ.

Если главбух или директор компании грубо нарушат правила ведения бухучета и представления отчетности, по ст. 15.11 КоАП РФ их ожидает штраф в размере от 2000 до 3000 руб. Под грубым нарушением понимается искажение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10%, а также искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10%. Такой же штраф грозит организации за нарушение порядка и сроков хранения учетных документов.

В силу п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 N 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» при решении вопроса о привлечении должностного лица организации к административной ответственности необходимо руководствоваться положениями п. 1 ст. 6, п. 2 ст. 7 Закона N 129-ФЗ. Руководитель несет ответственность за надлежащую организацию бухгалтерского учета, а главный бухгалтер (бухгалтер — при отсутствии в штате должности главного бухгалтера) — за ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности. Такое мнение, например, выражено в Письме Минфина России от 23.10.2008 N 03-02-08/20.

В случае непредставления в надлежащий срок либо отказа от представления в налоговые органы и в органы государственного внебюджетного фонда оформленных в установленном порядке документов и других сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, с должностных лиц взыскивается штраф в размере от 300 до 500 руб. (п. 1 ст. 15.6 КоАП РФ). То же касается случаев представления таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде.

Обратите внимание! Лицо подлежит ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Об этом сказано в Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 19.03.2009 N А19-11265/08-28-Ф02-923/09 по делу N А19-11265/08-28, где суд ссылается на п. 1 ст. 1.5 КоАП РФ. Таким образом, нельзя подвергнуть наказанию должностное лицо за уклонение от ведения бухгалтерского учета, если его вина не доказана.

К уголовной ответственности должностные лица привлекаются на основании ст. 199 Уголовного кодекса РФ, но при условии, что они уклоняются от уплаты налогов и сборов в крупном или особо крупном размере.

Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации путем непредставления налоговой декларации или иных обязательных документов либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере, наказывается:

— штрафом в размере от 100 тыс. до 300 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет;

— арестом на срок от четырех до шести месяцев;

— лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Если это же деяние совершено группой лиц по предварительному сговору (например, сговору главного бухгалтера с другими работниками бухгалтерии или с руководителем организации) в особо крупном размере, оно наказывается:

— штрафом в размере от 200 тыс. до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет;

— лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Крупным размером признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая более 500 тыс. руб. за период в пределах трех финансовых лет подряд. При этом доля неуплаченных налогов и (или) сборов должна превышать 10% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов либо быть более 1,5 млн руб. Особо крупным размером признается сумма, составляющая более 2,5 млн руб. за период в пределах трех финансовых лет подряд. Доля неуплаченных налогов и (или) сборов должна превышать 20% подлежащих уплате сумм либо быть более 7,5 млн руб.

Под уклонением от уплаты налогов и (или) сборов следует понимать умышленные деяния должностных лиц, направленные на их неуплату в крупном или особо крупном размере и повлекшие полное или частичное непоступление соответствующих налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации.

Способами уклонения от уплаты налогов и (или) сборов могут быть как действия в виде умышленного включения в налоговую декларацию или иные документы, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, заведомо ложных сведений, так и бездействие, выражающееся в умышленном непредставлении налоговой декларации или иных указанных документов.

Исходя из того, что в соответствии с положениями налогового законодательства срок представления налоговой декларации и сроки уплаты налога (сбора) могут не совпадать, моментом окончания преступления следует считать фактическую неуплату налогов (сборов) в срок, установленный налоговым законодательством.

Обратите внимание! За неведение бухгалтерского учета организации несут и налоговую ответственность. Так, в случае непредставления в налоговый орган организацией бухгалтерской отчетности в соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ к ней может быть применена мера ответственности, установленная п. 1 ст. 126 Кодекса. На это указывает Минфин России в Письме от 29.10.2008 N 03-02-07/1-436. Напоминаем: согласно этой норме непредставление в установленный срок организацией (налогоплательщиком) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ.

Кроме того, за грубое нарушение организацией правил учета доходов, и (или) расходов, и (или) объектов налогообложения ст. 120 НК РФ предусмотрено взыскание штрафа в размере:

— 5000 руб. — если эти деяния совершены в течение одного налогового периода;

— 15 тыс. руб. — если же эти правонарушения были совершены в течение более одного налогового периода;

— 10% суммы неуплаченного налога, но не менее 15 тыс. руб. — если перечисленные выше нарушения повлекли занижение налоговой базы.

Под грубым нарушением правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения понимается отсутствие первичных документов, или счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений организации.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *