Ответственность за отсутствие аудиторского заключения

Автор: | 04.05.2019

Штрафы за непроведение обязательного аудита – есть. Большие. Но не для всех

Указанные меры ответственности предполагается ввести в действие с 1 января 2021 года. При этом на сегодняшний день размер штрафных санкций для организаций, подлежащих обязательному аудиту, не изменился.

Серьезные штрафные санкции предусмотрены для акционерных обществ, а именно — публичные акционерные общества, непубличные акционерные общества в связи с публичным размещением облигаций или иных ценных бумаг и непубличные акционерные общества с числом акционеров более 50 (ст. 92 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах»). Они обязаны опубликовать годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность вместе с аудиторским заключением на странице в сети интернет не позднее трех дней с даты составления аудиторского заключения, но не позднее трех дней с даты истечения установленного законодательством РФ срока представления обязательного экземпляра составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (71.4 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного Банком России 30.12.2014 N 454-П). То есть сроки достаточно жесткие, их нужно знать, и их нужно контролировать. В 2019 году этот срок истекает 4 апреля.

Неопубликование на странице в сети интернет аудиторского заключения в составе годовой отчетности в установленный срок является нарушением требований законодательства, касающихся предоставления и раскрытия информации на финансовых рынках, и может повлечь наложение административного штрафа: на должностных лиц в размере от 30-50 тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; на юридических лиц – от 700 тыс. до 1 млн. руб. рублей (ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ). Срок давности – один год с даты совершения правонарушения (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ).

– А другие предприятия – не акционерные общества – могут попасть под штрафные санкции?

Предприятия формы ООО, если они подлежат обязательному аудиту, обязаны представить аудиторское заключение в органы статистики по ст.19.7 КоАП РФ (не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом). В случае непредставления в указанный срок аудиторского заключения штраф составит для организации — от 3 000 до 5 000 руб., для должностного лица — от 300 до 500 руб.

Таким образом, если ООО подлежит обязательному аудиту, проводить аудиторскую проверку оно имеет возможность практически до декабря года, следующего за отчетным. Это важная ремарка, поскольку стоимость аудиторской проверки «в сезон», с января по март, обычно значительно дороже, чем летом. И мы активно призываем наших клиентов пользоваться такой возможностью сэкономить.

– Что будет, если не проводить обязательный аудит из года в год?

– Здесь следует иметь ввиду, что должностное лицо организации, у которой нет аудиторских заключений за прошлые годы, могут оштрафовать на сумму от 5 000 до 10 000 руб. по ст.15.11 КоАП РФ за грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности. И это не освобождает от проведения аудиторской проверки.

И в заключение хотелось бы отметить, что принимать решение, проводить ли аудит организации, следует все-таки не по принципу сравнения затрат (что дешевле – аудиторская проверка или штрафные санкции), а с пониманием полезности аудиторской проверки как таковой. Ведь в результате ваш бухгалтер сможет проверить себя, исправить ошибки до проверки контролирующими органами, аудитор подскажет, где организация может оптимизировать затраты, улучшить систему внутреннего контроля, что в итоге повысит безопасность Вашего бизнеса.

Такая ситуация сложилась, в том числе, из-за того, что собственники бизнеса и управляющие директора аудит приравнивают красходам. Предлагаю изменить подход к аудиту и расценивать его как инвестицию,которая приноситпользу.Какую пользу приносит аудит, читайте в этой статье.

Какие компании обязаны проводить аудит

Перечень компаний, которые подпадают под обязательный аудит, установлен федеральным законодательством (Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» и др.). Аудит проводят в обязательном порядке:

— акционерные общества;

— компании, у которых объем выручки за год, предшествовавший отчетному, превышает 400 млн. рублей;

— компании, сумма активов бухгалтерского баланса которых по состоянию на конец года, предшествовавшего отчетному, превышает 60 млн. рублей;

— госкорпорации и государственные организации;

— страховые организации, клиринговые компании, организаторы торговли и депозитарии, негосударственные пенсионные фонды и пр.

Последствия НЕпроведения обязательного аудита

С середины 2016 года для должностных лиц перечисленных выше компаний (любой формы — ПАО, АО или ООО) введена административная ответственность за отсутствие аудиторского заключения — в виде дисквалификации сроком до двух лет.

Для компаний, которые не являются публичными акционерными обществами, штрафы за НЕпроведение обязательного аудита не превышают МРОТ. Максимум, такие компании заплатят за отсутствие аудиторского заключения- штраф на должностных лиц в сумме от 300 до 500 рублей, на юридических лиц — в сумме от 3000 до 5 000 рублей.

Акционерное общество, обязанное раскрывать информацию в соответствии с законодательством РФ о ценных бумагах, при отсутствии аудиторского заключения будет оштрафовано Банком России на сумму от 700 000 до 1 000 000 рублей, при этом должностныелица будут оштрафованы в размере от 30 000 до 50 000 рублей.

Кроме административных штрафов, непроаудированная отчётность существенно ограничивает возможности развития бизнеса, в частности:

— компания не получит кредит в банке, так как банки из ТОП-10 предлагают кредиты по сниженным ставкам клиентам только после предоставления клиентами подтвержденной аудиторами бухгалтерской отчетности;

Например, московская компания, которая с 2000 годазанимается торговлей и обслуживанием высокотехнологичного оборудования,решила выйти на внешние рынки. Ей был нужен кредит для закупки партии оборудования. Банк, входящий в ТОП-10, предложил условия кредитования компании по ставке 12% годовых без дополнительных залогов и поручительств от третьих лиц, при условии, что компания предоставит аудиторское заключение бухгалтерской отчетности за три последних года. У компании не было аудиторского заключения, и банк ей не одобрил кредит;

— НЕпроведение аудита бухгалтерской отчетности является для потенциальных стратегических партнеров и инвесторов ключевым моментом для отказа в сотрудничестве;

Например, при проведении тендеров компании категорий А и А+требуют от участников наличие аудиторского заключения, которое подтверждает достоверность показателей бухгалтерской отчетности;

— отсутствие аудиторского заключения у компании, которая обязана проводить аудит, может негативно повлиять на деловую репутацию фирмы;

Компании, у которых бухгалтерская отчетность подтверждена независимыми аудиторскими компаниями, входящими в 20-ку крупнейших в России, размещают аудиторское заключение в общем доступе на своем сайте – это подтверждает статус компании, увеличивает доверие партнеров.

Как выбирать аудиторские компании

Что такое качественный аудит? Это выполнение задания, полученного от заказчика с учетом федеральных правил (стандартов) аудита.В России есть своя специфика: по опыту аудиторов КСК групп, клиенты уверены, что аудиторы должны быть не просто независимыми экспертами, а помощниками, которые сложную и рисковую ситуацию разбирают на составляющие и дают решение.

Понятие «качество аудита», которое установлено международной практикой, — это выполнение задания, полученного от заказчика аудита, с учетом федеральных правил (стандартов) аудита. Исходя из 15-ти летнего опыта работы аудитором, я вывела формулу «качества аудита», которую для себя определили заказчики аудита — российские компании (и я не говорю о налоговом аудите или выполнении работ по специальному заданию). Для заказчиков понятие «качество аудита» связано с тем, чтоаудиторы должны быть не просто независимыми экспертами, а помощниками, которые сложную и рисковую ситуацию разбирают на составляющие и дают решение.

В России аудитор должен быть, в первую очередь, консультантом, который выявляет все узкие моменты и дает корректные, применимые на практике рекомендации по их устранению. Аудитор является для клиента путеводителем по «дебрям»бухгалтерского и налогового законодательства. Клиент должен быть уверен в том, что при необходимости может в любой момент позвонить аудитору и получить консультацию.

Например, у клиента-крупной производственной компании заключен контракт на поставку оборудования с особым переходом права собственности, стоимость товара выражена в иностранной валюте. В моменте расчета с контрагентом возник вопрос о корректности составления поставщиком счета-фактуры, а именно — суммы, указанной в документе. Она была существенной для клиента, и клиент обратился к Консультанту с вопросами, так как нужно было заявлять вычет по этому оборудованию. Консультант успокоил клиента, разъяснив, что все составлено корректно.

Главное отличие аудита, осуществляемого российскими компаниями, — охват не только вопросов, касающихся бухгалтерского учета, но и вопросов, связанных с налоговыми рисками (в рамках проверки аудиторы выявляют налоговые риски, связанные с ведением хозяйственной деятельности компаний: это и риски исключения части расходов из налоговой базы по налогу на прибыль, и доначисления сумм НДС, в том числе ранее принятого к вычету).

Для выбора не формального аудитора, а Консультанта, я предлагаю следующее:

1. Изучить рейтинги и выбирать из компаний, которые занимают ведущие позиции среди консалтинговых компаний. Консалтинговые компании дают комплексное решение вопросов бизнеса и не проводятформальный аудит только ради выдачи аудиторского заключения.

2. Ознакомиться с имеющимися рекомендациями. Только исходя из рекомендаций партнеров, и даже конкурентов, можно выбрать высококлассных специалистов.

3. Назначить встречу с экспертами выбранной компании. При личной встрече с будущим Консультантом задать интересующие вопросы, ответы на которые позволят понять, подходит ли формат работы Консультанта для дальнейшего сотрудничества.

4. Согласовать условия аудита по срокам проведения и этапам, порядок предоставления результата.

Польза от аудита, проводимого российскими компаниями-аудиторами

Аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности — это инвестиция в бизнес. Проаудированная бухгалтерская отчетность имеет преимущества:

— у собственника бизнеса в распоряжении — актуальная информация о состоянии учета и карта текущих и будущих рисков;

По итогу работ аудиторы представляют краткий отчет собственнику, в котором перечисляют установленные риски с указанием оценки вероятности наступления риска, его суммовой оценки и штрафных санкций, которые этот риск при его сохранении принесет компании (например, риски потери активов в виде дебиторской задолженности, непогашенной в срок, или риски доначисления налогов по причине неправильного оформления документов);

— для бухгалтерской службы заключение Договора на аудит с Консультантом –возможность узнать «в моменте» обо всех нововведениях и изменениях законодательства, касающихся именно Вашей отрасли. Сотрудничество с консультантами в части интересующих вопросов увеличивает эффект от проводимого аудита: зная график выходов аудиторов, клиентымогут готовиться, задавать вопросы и получать на них ответы с практическим применением;

Например, опыт работы с моими клиентами привел к следующему алгоритму работы, который является эффективным и взаимовыгодным и для аудитора, и для клиента: в первый день выхода аудитора на проверку главный бухгалтер озвучивает вопросы, которые его интересуют, являются проблемными или неоднозначно трактуются законодательством. Аудитор корректирует план работы и включает данные вопросы в проверку. В итоговом отчете главный бухгалтер видит ответы на свои вопросы с конкретными рекомендациями. Собственнику нет необходимости дополнительно обращаться к консалтинговым компаниям, так как аудитор уже все проработал (например, главного бухгалтера интересуют налоговые риски по конкретной сделке — аудитор эту сделку включает в план проверки, анализирует возможные налоговые риски, и, в рамках аудита, клиент получает решение);

— Аудит является диагностикой, которая позволяет выявить узкие и слабые места, не ограничивающиеся бухгалтерским учетом, т.к. одним из обязательных инструментов, использующимся аудиторами,является тестирование средств внутреннего контроля;

Например, в рамках проведения аудита выявляются проблемы с отсутствием договоров о материальной ответственности, а у компании на ежегодной основе при инвентаризации выявляются недостачи, приводящие к убыткам;

— проведение своевременного аудита является средством контроля за действиями топ-менеджмента компании, которые ответственны за финансовый результат бизнеса;

При аудите крупной девелоперской компании, которая застраивала север Подмосковья, аудитором было выявлено и доведено до собственника следующее:

— управляющий директор для экономии на налогах не отражал доходы от переоценки -указанное обстоятельство не позволило собственнику получить дивиденды от бизнеса;

— не осуществлялся контроль за ограничениями по кредитным обязательствам (ковенанты), что в последствии могло привести к тому, что банк мог обратить взыскание на заложенные объекты недвижимости, составляющие 95% активов компании).

Не ограничивайте пути развития бизнеса, привлекайте квалифицированных консультантов для проведения аудита компании и подтверждения бухгалтерской отчетности.

Ответственность за непроведение обязательного аудита

Обязательному аудиту подлежат следующие юридические лица ст.5 Закона № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»:

  • Любые акционерные общества;
  • Общественно-значимые организации (страховые компании, кредитные организации, пенсионные и иные фонды)
  • Организации, выручка которых за прошлый финансовый год составила более 400 млн. руб. или сумма активов баланса превысила 60 млн.руб.
  • В иных случаях, предусмотренных законом.

Органы статистики уже не первый год ведут активную работу по напоминанию организациям об обязательности проведения аудита. Уже сейчас многие организации получили информационные письма о необходимости предоставления аудиторского заключения за 2016 год до 31.12.2017.

Напрямую ответственность за непроведение обязательного аудита не предусмотрена. Однако законодательством установлен ряд мер ответственности за непредоставление аудиторского заключения.

Отсутствие аудиторского заключения у организации, подлежащей обязательному аудиту, признается грубым нарушением требований к бухгалтерской (финансовой) отчетности (п.1 ст.15.11 КоАП). Данное нарушение карается штрафом на должностных лиц в размере от 5 до 10 тыс. руб. при повторном нарушении штраф составляет от 10 до 20 тыс. руб. (п.2 ст.15.11 КоАП РФ).

Данное нарушение вправе фиксировать налоговые органы (п. 5 ч.2 ст.28.3 КоАП).

Аудиторское заключение входит в обязательный экземпляр годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, который предоставляется в органы статистики ( п.2 ст.18 Закона № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»). Дата представления – 10 рабочих дней с даты выдачи аудиторского заключения, но не позднее 31.12 года, следующего за отчетным (за 2016 год – до 31.12.2017).

За непредоставление аудиторского заключения следует наложение штрафа на должностных лиц от 0,3 до 0,5 тыс. руб., на организации – от 3 до 5 тыс.руб. (ст.19.7 КоАП, Письмо Росстата от 16.02.2016 № 13-13-2/28-СМИ).

По данному основанию в 2017 году было оштрафовано значительное количество юридических лиц за непредоставление до 31.12.2016 аудиторского заключения за 2015 год.

Аудиторское заключение входит в обязательный список документов, которые необходимо размещать в Едином федеральном реестре о фактах деятельности юридических лиц (п.6 ст. 5 Закона «Об аудиторской деятельности», ст.25 Закона от № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

За непредоставление сведений в Федеральном реестре предусмотрена ответственность должностных лиц от 5 до 10 тыс. руб. (п.7 ст.14.25 КоАП РФ). При повторном нарушении сумма штрафа составляет от 10 до 50 тыс. руб. (п.8 ст. 14.25 КоАП РФ).

Отдельная ответственность установлена для публичных акционерных обществ и акционерных обществ с числом акционеров более 50 (ст.92 Закона № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», гл. 69 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных бумаг Приказ ЦБ РФ № 454-П).

Если аудиторское заключение не размещено на странице Интернета в течении 3 дней с даты выдачи, то штраф на должностных лиц составляет от 30 до 50 тыс. руб., на акционерное общество от 700 до 1 000 тыс. руб. (п.2 ст.15.19 КоАП РФ).

Выход из всех этих неприятных моментов только один – успеть до 31.12.2017 года провести аудиторскую проверку за 2016 год и заключить договор на проведение аудита за 2017 год.

Хотя все акционерные общества обязаны проводить аудит годовой отчетности (независимо от объема выручки и величины активов)1, небольшие АО часто не хотят этого делать. Если собственники доверяют друг другу и руководству, аудит нередко кажется лишней тратой денег.

Поэтому бухгалтеры и руководители задаются вопросом: какие санкции возможны за отказ от проведения обязательного аудита? Мы разбирались с этим в статье «Ответы на вопросы по бухотчетности за 2015 год», опубликованной в ГК, 2016, N 3, с. 35. И пришли к выводу, что штрафы реальны. Их наложение может инициировать или отделение Центробанка по жалобе одного из акционеров 2, или орган статистики.

Напомним, что за непредставление обязательного аудиторского заключения в отделение Росстата оно может через суд взыскать штраф3:

  • с руководителя — от 300 до 500 руб.;
  • с организации — от 3000 до 5000 руб.

Советуем руководителю

Чтобы небольшому акционерному обществу избавиться от необходимости проводить аудит бухотчетности, нужно перерегистрироваться в общество с ограниченной ответственностью.

Однако поправки в КоАП, вступившие в силу с 10 апреля 2016 г., заставляют взглянуть на последствия отсутствия обязательного аудиторского заключения еще раз.

Поправки, помимо увеличения штрафа за чисто бухгалтерские ошибки, дополнили и список грубых нарушений правил бухучета и составления отчетности. Теперь таким нарушением, в числе прочего, считается отсутствие у фирмы обязательного аудиторского заключения о бухотчетности 4. Отметим, что срок хранения аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности не ограничен5. Так что при проверке не удастся сослаться на то, что аудиторское заключение, к примеру, уничтожено.

Внимание! В налоговую инспекцию вместе с годовой бухотчетностью подавать аудиторское заключение не нужно.

Это означает, что руководителю грозит штраф, если при проверке налоговики обнаружат, что организация обязана была проводить аудит, но заключения нет (его вообще никогда не было и, соответственно, организация не может предъявить его налоговикам). И это несмотря на то, что представлять аудиторское заключение налоговикам вместе с бухотчетностью или вдогонку к ней по-прежнему не требуется6.

Сумма штрафа для руководителя за отсутствие заключения составляет от 5000 до 10 000 руб. А при повторном нарушении — от 10 000 до 20 000 руб., либо руководителю грозит дисквалификация на срок от 1 года до 2 лет4.

Вот как прокомментировал ситуацию специалист налоговой службы.

Из авторитетных источников

Тараканов Сергей Александрович — Советник государственной гражданской службы РФ 2 класса

«После вступления в силу 10 апреля 2016 г. Закона N 77-ФЗ руководители организаций, которые обязаны проходить аудит годовой отчетности, однако не сделали этого (и соответственно, не имеют аудиторского заключения), могут быть оштрафованы за отсутствие такого заключения как за грубое нарушение правил бухучета и отчетности. Ответственность за это предусмотрена ст. 15.11 КоАП РФ». Так что если вы до сих пор сомневаетесь, нужно вашей организации аудиторское заключение или нет, учитывайте при принятии решения и эти санкции. Окончательное слово за руководителем, он должен быть готов к последствиям вплоть до дисквалификации.

Примечание. Общества с ограниченной ответственностью тоже обязаны проходить обязательный аудит годовой бухгалтерской отчетности, если7:

  • <или> их выручка за предшествовавший отчетному год превышает 400 млн руб.;
  • <или> сумма активов в бухбалансе по состоянию на конец года, предшествовавшего отчетному, превышает 60 млн руб.

Руководителям таких ООО также грозит новая административная ответственность за отсутствие обязательного аудиторского заключения.

* * *

После внесения изменений в КоАП в нашу редакцию поступил вопрос: не появилась ли административная ответственность за неправомерное ведение бухучета руководителем организации? Напомним, что Законом о бухучете руководителям малых и средних предприятий (за исключением тех, кто не имеет права на применение упрощенного порядка ведения бухучета и отчетности) предоставлена возможность самостоятельно вести бухгалтерский учет8. Если же организация не имеет права вести бухучет в упрощенном порядке (а это, в частности, и небольшие акционерные общества), то и руководитель вести бухучет сам не должен. Казалось бы, это тоже является нарушением. Однако, как нам разъяснил специалист налоговой службы, административной ответственности за это до сих пор нет.

Из авторитетных источников

Тараканов Сергей Александрович, Советник государственной гражданской службы РФ 2 класса

«Административная ответственность, предусмотренная ст. 15.11 КоАП РФ, применяется только в случаях грубого нарушения требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности, к которым ведение бухгалтерского учета руководителем экономического субъекта без наличия оснований, предусмотренных Законом N 402-ФЗ, не относится». ———————————

  1. ч. 1 ст. 5 Закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ
  2. ч. 2 ст. 15.23.1 КоАП РФ; ч. 3 ст. 52 Закона от 26.12.95 N 208-ФЗ
  3. ч. 1 ст. 14, ч. 1, 2 ст. 18 Закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ (далее — Закон N 402-ФЗ); ст. 19.7, ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ; Письма Росстата от 16.02.2016 N 13-13-2/28-СМИ, от 16.12.2013 N 1578/ОГ
  4. ст. 15.11 КоАП РФ
  5. ч. 1 ст. 29 Закона N 402-ФЗ; ст. 408 Перечня, утв. Приказом Минкультуры от 25.08.2010 N 558
  6. ст. 14 Закона N 402-ФЗ; подп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ
  7. ч. 1 ст. 5 Закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ
  8. ч. 3 ст. 7 Закона N 402-ФЗ

Полный текст статьи читайте в журнале «Главная книга» N09, 2016

>Систематизация бухгалтерии

14.12.2018 | Комментариев нет

Штрафы за непрохождение аудита в 2017 году

Если по закону предприятие обязано провести обязательную проверку бухгалтерской (финансовой) отчётности, то в службу государственной статистики нужно сдать годовой отчёт и аудиторское заключение. И успеть сделать это в сроки установленные государством: или вместе с бухгалтерской отчётностью или не позднее 10 дней со дня последующего за датой выданного заключения, но до 31 декабря года, который следует за отчётным годом. Иначе по ст. 19.7 КоАП РФ придётся выплатить такие штрафы за обязательный аудит в 2017 году:

  • Предприятие – от 3 000 до 5 000 руб.,
  • Бухгалтер – от 300 до 500 руб.

Данная статья охватывает два нарушения (письмо Росстата № 13-13-2/28-СМИ от 16 февраля 2016 года): непредставление аудиторского заключения в отчётности и непредставление финансовой отчётности в полном объёме. Срок давности по закону ст. 4.5 КоАП составляет 2 года (ранее – 3 месяца).

По ч. 1 ст. 15.11 КоАП РФ, если аудиторское заключение не представлено вместе с годовой отчётностью, а по закону проверку нужно было провести, то это является грубым нарушением финансовой отчётности. Штраф за непроведение обязательного аудита в 2017 году в этом случае от 5 000 до 10 000 руб. Если нарушение повторяется, то штраф вырастает в два раза. А также возможно лишение права на вид деятельности на 1-2 года.

По п. 2 ст. 15.19 КоАП РФ для АО предусмотрен большой штраф ещё и за нарушение раскрытия аудиторского заключения. Для предприятия – это 700-1000 тысяч рублей, для физических лиц – 30-50 тысяч рублей или дисквалификация от профессии на 1-2 года.

Позвоните нам прямо сейчас!

E-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Телефон/факс: +7 (495) 917-27-78,

г. Москва, ул. Солянка, д.9, стр.1.

Главная » Менеджеру » Обязательный аудит и штрафы в 2018 году

Обязательный аудит и штрафы в 2018 году

Вернуться назад на Обязательный аудит 2018

Если предприятие подпадает под обязательный аудит, штрафы могут быть очень существенные. За что именно, узнаете из нашего обзора.

Самое интересное, что действующими правовыми нормами не предусмотрен штраф за непроведение обязательного аудита. То есть за сам факт отсутствия. Но не стоит расслабляться. Поскольку, если не проведен обязательный аудит, штраф положен за несколько иное.

В основном штраф за обязательный аудит в 2018 году связан с таким документом, как аудиторское заключение. В этом контексте санкции за уклонение от обязательного аудита предусмотрены Кодексом об административных правонарушениях РФ.

В итоге получается замкнутый круг: как такового штрафа за непрохождение обязательного аудита действующим законодательством не предусмотрено. Однако получить на руки аудиторское заключение невозможно без проведения сторонними специалистами анализа бухгалтерской отчетности.

Таким образом, нет ответственности за непрохождение обязательного аудита, а также ответственности за уклонение от проведения обязательного аудита.

Если организация в силу закона должна проводить обязательный аудит своей годовой отчётности, значит, в местное подразделение Росстата по месту учета вместе с экземпляром бухгалтерской отчетности нужно сдать аудиторское заключение.

Причем – успеть в установленный срок. Иначе штрафные санкции за обязательный аудит такие (ст. 19.7 КоАП РФ):

• на фирму в целом – от 3 до 5 тыс. рублей;

• на бухгалтера (скорее всего) – от 300 до 500 рублей.

Законом установлено 2 варианта срока, когда аудиторское заключение о достоверности бухгалтерской отчетности должно поступить в Росстат (ч. 2 ст. 18 Закона о бухучете № 402-ФЗ):

1. Вместе с годовой бухотчетностью – в общий срок.

2. Если вердикт аудиторов еще не готов, то закон дает 10 рабочих дней с даты по их заключению, но не позже 31 декабря года, который идет за отчётным.

Причем статья 19.7 КоАП РФ охватывает сразу 2 нарушения (письмо Росстата № 13-13-2/28-СМИ):

1. Неподача в неполном объеме бухгалтерской (финансовой) отчетности.

За отсутствие аудиторского заключения — новый штраф?

Неподача аудиторского заключения о такой отчетности.

Также намекнём, что срок давности по этой статье составляет всего 3 месяца.

Когда аудиторское заключение не приложено к годовой отчетности, а его наличие обязательно в силу закона, это также подпадает под грубое нарушение требований к бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая должна быть проанализирована сторонними аудиторами (ч. 1 ст. 15.11 КоАП РФ).

В этом случае штраф больше – от 5 до 10 тысяч рублей. А при повторном нарушении он возрастает ровно в 2 раза. Либо лишат права на профессию на период от 1 года до 2-х лет.

По статье 19.7 и ч. 1 ст. 15.11 КоАП РФ наступает и ответственность ООО за непроведение обязательного аудита, когда он необходим по закону.

Это касается только акционерных компаний. Для них пунктом 2 статьи 15.19 КоАП РФ предусмотрен крупный штраф.

В том числе – и за нарушение правил раскрытия (обнародования) заключения по аудиту:

• на должностных лиц – от 30 000 до 50 000 рублей (или лишение права на профессию от 1 года до 2-х лет);

• на АО в целом – от 700 000 до 1 000 000 рублей.

Учтите, что для ПАО и ОАО действует единый срок раскрытия бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения. То есть опубликовать их для всеобщего сведения надо вместе и одновременно. Например, в 2018 году это должно было произойти до 03 апреля включительно (п. 71.4 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утв. Банком России № 454-П).


Быстрая навигация:Каталог статейОтдельные виды предпринимательской деятельностиАудиторская деятельность Санкции за «игнорирование» обязательного аудита (Комарова И.)

Санкции за «игнорирование» обязательного аудита (Комарова И.)

Дата размещения статьи: 17.01.2017

Законодательством не установлена ответственность именно за непроведение обязательного аудита, если компания под таковой подпадает. В то же время штрафных санкций избежать все равно не удастся. Причем «круг» контролирующих органов, которые вправе их выписать, с некоторых пор даже расширился.

Аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности — достаточно дорогое удовольствие. Поэтому небольшие компании, которые в силу закона обязаны его провести, но вроде как им он ни к чему, в первую очередь интересуются, а что будет, если его не проводить вовсе (может, проще заплатить штраф и, как говорится, спать спокойно?).

На самом же деле все далеко не просто. А не так давно в этой части все стало еще более «интересно».

Действительно, законодательством напрямую не предусмотрена ответственность именно за непроведение обязательного аудита. Между тем у компаний, которые подпадают под обязательный аудит, есть также обязанность представить аудиторское заключение в Росстат, «открыть» информацию о проведенном аудите на специальном сайте, представить аудиторское заключение на общем собрании акционеров и т.д.

Санкции от Росстата

До недавнего времени считалось, что самыми «страшными» являются штрафы за непредставление аудиторского заключения в органы Росстата.

Напомним, что организации, составляющие бухгалтерскую отчетность, должны представлять по одному обязательному экземпляру годовой бухотчетности в орган государственной статистики по месту госрегистрации не позднее трех месяцев по окончании отчетного периода. Причем в том случае, когда годовая отчетность подлежит обязательному аудиту, в Росстат требуется сдать и аудиторское заключение. Оно должно быть представлено либо одновременно с годовой бухгалтерской отчетностью, либо не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но в любом случае не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом (ч. 1, 2 ст. 18 Закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).

В свою очередь, за непредставление, несвоевременное представление либо представление в неполном объеме или в искаженном виде в орган госстатистики сведений или информации, предусмотренной законом, компания и ее должностные лица могут быть привлечены к ответственности по ст. 19.7 КоАП. Данной нормой предусмотрены следующие санкции:

— для организаций — от 3000 до 5000 руб.;

— для должностных лиц — от 300 до 500 руб.

Однако и это еще не все. Как разъяснил Росстат в Письме от 16 февраля 2016 г. N 13-13-2/28-СМИ, за нарушение ст. 19.7 КоАП рассматриваются отдельно дела:

— за непредставление в неполном составе бухгалтерской (финансовой) отчетности;

— за непредставление аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Иными словами, компания и ее должностные лица могут быть оштрафованы дважды — и за непредставление бухотчетности, и отдельно — за непредставление аудиторского заключения (мы говорим о случаях, когда отчетность организации подлежит обязательному аудиту).

«Грубая» ответственность

Не позднее трех месяцев после окончания отчетного года организации должны представить годовую бухотчетность и в налоговый орган (пп. 5 п. 1 ст. 23 НК). Состав бухгалтерской (финансовой) отчетности определен в ст. 14 Закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ. Однако в данной норме не упомянуто аудиторское заключение. Данный факт констатировал Минфин в Письме от 30 января 2013 г. N 03-02-07/1/1724. То есть Кодексом не предусмотрена обязанность налогоплательщика представлять в налоговые органы аудиторское заключение вместе с годовой бухгалтерской (финансовой) отчетностью.

К сведению! В п. 5 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» (утв. Приказом Минфина от 6 июля 1999 г. N 43н) сказано, что в состав бухгалтерской отчетности включается обязательное аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности организации. Тем не менее данное требование не соответствует Закону N 402-ФЗ, а потому не применяется.

С другой стороны, Законом от 30 марта 2016 г. N 77-ФЗ в новой редакции изложена ст. 15.11 КоАП. Теперь в ней устанавливается ответственность за грубое нарушение требований к бухучету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности. Причем законодатель не ограничился лишь увеличением штрафных санкций — помимо всего прочего расширено понятие «грубое нарушение требований к бухучету»). В результате грубым считается и нарушение, которое состоит в отсутствии у экономического субъекта в том числе аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности (в случае, если проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности является обязательным).

Таким образом, за отсутствие аудиторского заключения (если наличие такового обязательно) должностные лица будут оштрафованы на 5 — 10 тыс. руб. При совершении повторного аналогичного правонарушения штраф возрастет до 10 — 20 тыс. руб. либо должностное лицо дисквалифицируют на срок от одного года до двух лет.

К сведению! Нарушение считается повторным, если оно совершено не ранее, чем вступило в силу постановление о назначении наказания, и до того, как истек год с даты исполнения этого постановления (ст. 4.6 КоАП).

Дела давно минувших… лет, месяцев и т.д.

В некоторых ситуациях нарушителям удается избежать ответственности за совершение того или иного правонарушения на таком основании, как истечение срока исковой давности. Если говорить о штрафных санкциях от Росстата, то тут действительно можно уйти от ответственности, ведь срок исковой давности составляет всего три месяца с момента совершения правонарушения (ст. 4.5 КоАП). А когда нарушение в виде непредставления отчетности было допущено? Ответ на этот вопрос зависит от того, каким числом датировано аудиторское заключение и проводился ли обязательный аудит вообще. Ведь если аудиторская проверка завершена до срока представления бухотчетности, то заключение надлежит представить в Росстат одновременно с годовой бухгалтерской отчетностью. В случае когда на момент представления бухотчетности за отчетный год аудиторского заключения еще нет, его надлежит сдать в Росстат не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения. И в любом случае аудиторское заключение должно быть сдано не позднее 31 декабря года. Таким образом, трехмесячный срок давности отсчитывается в зависимости от обстоятельств, либо с даты представления годовой бухгалтерской отчетности, либо по истечении 10 рабочих дней, отсчитанных от даты аудиторского заключения, либо с 1 января следующего года.

В свою очередь, ответственность по ст. 15.11 КоАП за отсутствие аудиторского заключения избежать по факту нереально. Дело в том, что согласно примечанию 1 к ст. 15.11 КоАП под грубым нарушением понимается «отсутствие у экономического субъекта <…> аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности (в случае, если проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности является обязательным) в течение установленных сроков хранения таких документов». Между тем аудиторские заключения подлежат хранению в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет после завершения отчетного года (п. 1 ст. 29 Закона N 402-ФЗ). А согласно Приказу Минкультуры от 25 августа 2010 г. N 558 (в ред. от 16 февраля 2016 г.) аудиторские заключения по годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности хранить надлежит… постоянно (ст. 408).

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
27 марта 2018 г.
Проект федерального закона № 424632-7 «О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации»

Цель законопроекта — закрепление в гражданском законодательстве некоторых положений, отталкиваясь от которых, российский законодатель мог бы осуществлять регулирование рынка существующих в информационно-телекоммуникационной сети новых объектов экономических отношений (в обиходе — «токены», «криптовалюта» и пр.), обеспечивать условия для совершения и исполнения сделок в цифровой среде, в том числе сделок, позволяющих предоставлять массивы сведений (информацию).

20 марта 2013 г.
Проект федерального закона № 419090-7 «Об альтернативных способах привлечения инвестирования (краудфандинге)»

Законопроектом регулируются отношения по привлечению инвестиций коммерческими организациями или индивидуальными предпринимателями с использованием информационных технологий, а также определяются правовые основы деятельности операторов инвестиционных платформ по организации розничного финансирования (краудфандинга). Деятельность по организации розничного финансирования (краудфандинга) заключается в оказании услуг по предоставлению участникам инвестиционной платформы доступа к ее информационным ресурсам.

12 марта 2013 г.
Проект Федерального закона № 410960-7 «О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ и ст.

151 Уголовно-процессуального кодекса РФ»

Законопроект направлен на усиление ответственности за нарушения в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд. Анализ правоприменения свидетельствует о наличии определенных пробелов в законодательном регулировании ответственности за злоупотребления в сфере госзакупок со стороны лиц, представляющих интересы государственных или муниципальных заказчиков, а также лиц, исполняющих государственные или муниципальные контракты.

7 марта 2018 г.
Проект Федерального закона № 408171-7 «»Об особенностях участия социально ориентированных некоммерческих организаций в приватизации арендуемого государственного или муниципального недвижимого имущества и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»

Целью данного законопроекта является предоставление социально ориентированным некоммерческим организациям преференций при отчуждении из государственной собственности субъектов Российской Федерации или из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого этими организациями.

1 марта 2018 г.
Проект Федерального закона № 403657-7 «О внесении изменений в статью 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции»

Цель данного законопроекта — уточнение оснований для обжалования в антимонопольный орган нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, в том числе при проведении торгов. Вносимые изменения позволят антимонопольному органу оперативно восстанавливать нарушенные права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, во внесудебном порядке.

В центре внимания:

Аудиторское заключение как судебное доказательство (Мохов А.А.)

Дата размещения статьи: 29.03.2017

Стандартизация аудита субъектов государственного сектора экономики (Ситнов А.А.)

Дата размещения статьи: 13.03.2017

Экологический учет и аудит в рыночных условиях (Чхутиашвили Л.В.)

Дата размещения статьи: 10.03.2017

Международные стандарты аудита и оценка качества аудиторских услуг (Лосева Н.А.)

Дата размещения статьи: 21.02.2017

Проблемы методологии и организации аудиторской деятельности при переходе к прямому применению международных стандартов аудита в отечественной практике (Массарыгина В.Ф.)

Дата размещения статьи: 15.02.2017

Бесплатная консультация юриста по телефонам:

  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

ООО «НАЛОГОВЕД»

ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «НАЛОГОВЕД», Челябинская область

Основной вид деятельности по коду ОКВЭД:

Дополнительные виды деятельности компании:

  • • Консультирование по вопросам финансового посредничества;
  • • Деятельность в области права;

Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности:

  • • Консультации по вопросам налогообложения;
  • • Услуги по счетоводству;
  • • Услуги в области бухгалтерского учета прочие;
  • • Услуги в области финансового аудита;
  • • Услуги по проверке бухгалтерской отчетности;
  • • Услуги в области бухгалтерского учета и аудита, счетоводства, консультации по вопросам налогообложения;
  • • Услуги в области бухгалтерского учета и аудита;
  • • Услуги по составлению финансовой отчетности;

ООО «НАЛОГОВЕД», дата регистрации – 28 мая 2007 года, регистратор – Инспекция ФНС России по КАЛИНИНСКОМУ району г. ЧЕЛЯБИНСКА. Полное официальное наименование – ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «НАЛОГОВЕД». Юридический адрес: 454016, г. ЧЕЛЯБИНСК, ул. БРАТЬЕВ КАШИРИНЫХ, д. 101А, кв. 384. Телефоны/факсы: (3517) 97-11-98. Основным видом деятельности является: «Деятельность в области бухгалтерского учета». Организация также зарегистрирована в таких категориях как: «Консультирование по вопросам финансового посредничества», «Деятельность в области права». Организационно-правовая форма (ОПФ) – общества с ограниченной ответственностью.

>Что грозит за непроведение обязательного аудита?

Тип собственности – частная собственность.

Хотите поделиться ссылкой на эту страницу?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *