Пеня на задолженность

Автор: | 01.05.2019

Когда перестают начисляться пени при признании банкротства?

С даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращается начисление процентов, неустоек (штрафов, пеней) и иных санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей, а также процентов. При этом необходимо учесть разъяснения и позицию высших судов.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист»

1. Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»

<…>

» Статья 126. Последствия открытия конкурсного производства

1. С даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства*:

срок исполнения возникших до открытия конкурсного производства денежных обязательств и уплаты обязательных платежей должника считается наступившим;

прекращается начисление процентов, неустоек (штрафов, пеней) и иных санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей, а также процентов, предусмотренных настоящей статьей*;

сведения о финансовом состоянии должника прекращают относиться к сведениям, признанным конфиденциальными или составляющим коммерческую тайну;

совершение сделок, связанных с отчуждением имущества должника или влекущих за собой передачу его имущества третьим лицам в пользование, допускается исключительно в порядке, установленном настоящей главой;

прекращается исполнение по исполнительным документам, в том числе по исполнительным документам, исполнявшимся в ходе ранее введенных процедур, применяемых в деле о банкротстве, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом;

все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, за исключением текущих платежей, указанных в пункте 1 статьи 134 настоящего Федерального закона, и требований о признании права собственности, о взыскании морального вреда, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными ничтожных сделок и о применении последствий их недействительности могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства;

исполнительные документы, исполнение по которым прекратилось в соответствии с настоящим Федеральным законом, подлежат передаче судебными приставами-исполнителями конкурсному управляющему в порядке, установленном федеральным законом;

снимаются ранее наложенные аресты на имущество должника и иные ограничения распоряжения имуществом должника. Основанием для снятия ареста на имущество должника является решение суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. Наложение новых арестов на имущество должника и иных ограничений распоряжения имуществом должника не допускается;

исполнение обязательств должника, в том числе по исполнению судебных актов, актов иных органов, должностных лиц, вынесенных в соответствии с гражданским законодательством, уголовным законодательством Российской Федерации, процессуальным законодательством и законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, осуществляется конкурсным управляющим в порядке и в случаях, которые установлены настоящей главой.

2. С даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращаются полномочия руководителя должника, иных органов управления должника и собственника имущества должника — унитарного предприятия (за исключением полномочий общего собрания участников должника, собственника имущества должника принимать решения о заключении соглашений об условиях предоставления денежных средств третьим лицом или третьими лицами для исполнения обязательств должника). Руководитель должника, а также временный управляющий, административный управляющий, внешний управляющий в течение трех дней с даты утверждения конкурсного управляющего обязаны обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации должника, печатей, штампов, материальных и иных ценностей конкурсному управляющему.

В случае уклонения от указанной обязанности руководитель должника, а также временный управляющий, административный управляющий, внешний управляющий несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2.1. На сумму требований конкурсного кредитора, уполномоченного органа в размере, установленном в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона, начисляются проценты в порядке и в размере, которые предусмотрены настоящей статьей.

Проценты на сумму требований конкурсного кредитора, уполномоченного органа, выраженную в валюте Российской Федерации, начисляются в размере ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату открытия конкурсного производства.

Соглашением между конкурсным управляющим и конкурсным кредитором может быть предусмотрен меньший размер подлежащих уплате процентов или более короткий срок начисления процентов по сравнению с предусмотренными настоящей статьей размером или сроком.

Подлежащие начислению и уплате в соответствии с настоящей статьей проценты начисляются на сумму требований кредиторов каждой очереди с даты открытия конкурсного производства до даты погашения указанных требований должником.

Начисленные в соответствии с настоящей статьей проценты не учитываются при определении количества голосов, принадлежащих конкурсному кредитору, уполномоченному органу на собраниях кредиторов.

Уплата начисленных в соответствии с настоящей статьей процентов осуществляется одновременно с погашением требований кредиторов по денежным обязательствам и требований к должнику об уплате обязательных платежей в порядке очередности, установленной статьей 134 настоящего Федерального закона.

3. Представители собственника имущества должника — унитарного предприятия, а также учредителей (участников) должника в ходе конкурсного производства обладают правами лиц, участвующих в деле о банкротстве.»

<…>

2. Постановление Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 №25 (ред. от 06.06.2014) «О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве»

<…>

«26. При применении правил о прекращении начисления финансовых санкций за неисполнение обязанности по уплате обязательных платежей с момента введения соответствующей процедуры банкротства (абзац девятый пункта 1 статьи 81, абзац третий пункта 2 статьи 95, абзац третий пункта 1 статьи 126 Закона) судам следует учитывать, что указанное последствие наступает в отношении требований об имущественных взысканиях, предполагающих их начисление и, соответственно, определение размера в зависимости от продолжительности периода просрочки исполнения обязанности по уплате обязательных платежей.

Таким образом, названные правила подлежат применению, в частности, в отношении пеней за несвоевременное исполнение обязанности по уплате налогов, сборов, таможенных пошлин (статья 75 НК РФ, статья 349 ТК РФ), за несвоевременный возврат бюджетных средств, предоставленных на возвратной основе, и платы за пользование данными средствами (пункт 11 статьи 76, статьи 290, 291 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Указанные положения Закона о банкротстве не являются основанием для отказа в удовлетворении заявленного после введения соответствующей процедуры банкротства требования налогового (уполномоченного) органа о взыскании (включении в реестр) сумм налоговых санкций, в том числе предъявляемых за налоговые правонарушения, ответственность за которые предусмотрена статьями 120, 122, 123 НК РФ.

27. Требование об уплате пеней, начисляемых в период наблюдения за несвоевременную уплату налогов (сборов), срок платежа которых наступил до принятия заявления о признании должника банкротом, не является текущим и подлежит удовлетворению в порядке, установленном Законом о банкротстве постольку, поскольку основное требование об уплате недоимки не является текущим.

28. Судам при рассмотрении дел о взыскании пеней, начисленных в период финансового оздоровления или внешнего управления за несвоевременное исполнение текущих требований об уплате налогов (сборов), а также дел об оспаривании решений налоговых органов о взыскании указанных сумм, необходимо иметь в виду следующее.

Предусмотренное абзацем девятым пункта 1 статьи 81 Закона о банкротстве правило о неначислении пеней за неисполнение обязательных платежей, возникших до даты ведения финансового оздоровления, необходимо применять с учетом предписаний, установленных пунктами 2 и 3 статьи 81 Закона. Из системного толкования этих норм следует, что изложенное правило о неначислении пеней распространяется только на требования об уплате обязательных платежей, подлежащих включению в график погашения задолженности, то есть на требования, не являющиеся текущими в процедуре финансового оздоровления.

К данным требованиям относятся требования по налогам, в отношении которых одновременно выполняются два условия: налоговый период окончился до даты принятия заявления о признании должника банкротом и срок исполнения обязанности по уплате наступил до введения финансового оздоровления.

Применительно к внешнему управлению изложенный подход закреплен в абзаце третьем пункта 2 статьи 95 Закона о банкротстве.

29. При применении предусмотренной абзацем третьим пункта 1 статьи 126 Закона о банкротстве нормы о прекращении начисления с даты открытия конкурсного производства неустоек (штрафов, пеней), процентов и иных финансовых санкций по всем видам задолженности должника судам следует исходить из того, что это положение применяется как к требованиям, подлежащим включению в реестр требований кредиторов, так и к текущим требованиям, возникшим до открытия конкурсного производства.

Требования по пеням, начисленным в период конкурсного производства в отношении обязательных платежей, возникших после открытия конкурсного производства, удовлетворяются в том же порядке, что и основное требование об уплате недоимки, то есть в очередности, установленной пунктом 4 статьи 142 Закона о банкротстве.»

<…>

3. Постановление Пленума ВАС РФ от 06.12.2013 № 88 «О начислении и уплате процентов по требованиям кредиторов при банкротстве»

<…>

«4. В период процедуры наблюдения на возникшие до возбуждения дела о банкротстве требования кредиторов (как заявленные в процедуре наблюдения, так и не заявленные в ней) по аналогии с абзацем десятым пункта 1 статьи 81, абзацем третьим пункта 2 статьи 95 и абзацем третьим пункта 1 статьи 126 Закона о банкротстве подлежащие уплате по условиям обязательства проценты, а также санкции не начисляются. Вместо них на сумму основного требования по аналогии с пунктом 2 статьи 81, абзацем четвертым пункта 2 статьи 95 и пунктом 2.1 статьи 126 Закона о банкротстве с даты введения наблюдения и до даты введения следующей процедуры банкротства начисляются проценты в размере ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату введения наблюдения.»

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.
Попробуйте бесплатно

Что такое текущие платежи при банкротстве

Текущими платежами в делах о банкротстве физических или юридических лиц называют финансовые обязательства банкрота, появившиеся после поступления заявления о получении статуса банкрота. То есть текущей задолженностью называют расходы, которые появляются независимо от того, считают человека (лицо) банкротом или нет. У должника есть и реестровые долги, которые заблаговременно включены в реестр, как только заводят дело о банкротстве.

Проблема в том, что большинство мероприятий, которые проводятся при банкротстве, направлены исключительно на то, чтобы погасить расходы реестрового характера. Но у банкротов остается проблема погашения текущих расходов, ведь списывать их никто не намерен. В итоге суммы задолженности возрастают и требуют погашения. Среди наиболее часто появляющихся статей расходов можно выделить:

  • Выходные пособия сотрудникам компании, попавшей в затруднительное положение и начавшей процедуру банкротства;
  • Заработные платы сотрудникам, которые работают в обанкротившейся компании или на ИП;
  • Компенсационные выплаты сотрудникам, которые неожиданно теряли работу (в особенности, если с ними был подписан контракт на несколько лет сотрудничества), если предприятие или компания была ликвидирована в связи с банкротством;
  • Разнообразные штрафы и неустойки, выставленные банкроту;
  • Обязательства перед налоговой, ранее приостановленные из-за процедуры признания банкротом;
  • Оплата услуг, которые были оказаны компании или человеку-банкроту, особенно если они прописаны в контракте;
  • Выплаты за товары, если они были предоставлены до начала процесса по банкротству;
  • Оплата аренды, если человек или компания арендовала недвижимость и т. п.;
  • Возникшие штрафы, пени и неустойки также оплачиваются;
  • Проценты за применение заемных (кредитных) средств, от финансовых обязательств, появившихся после запуска дела о банкротстве;
  • Возмещение убытков, возникших из-за плохого выполнения своих обязанностей и т. п.

Помимо довольно внушительного списка, представленного выше, предполагаемый банкрот должен выплатить все судебные издержки. Поэтому список дополняют консультационные услуги нотариусов и адвокатов, а также их работа, если специалисты оказывали другие виды профессиональной поддержки клиенту. То есть к текущим платежам относят те, что образовались после того, как началась процедура банкротства, или те, что связаны с договорами, подписанными до начала банкротства.

Отличие текущих платежей от реестровых

После начала дела о получении статуса обанкротившегося лица все обнаруженные и появившиеся платежи можно разделить на две группы:

  • К первой группе относят реестровые платежи, которые вносятся в специальный реестр (отсюда и название) и выполняются по определенной очередности;
  • Ко второй группе можно отнести текущие требования в делах о банкротстве.

Кроме этого, пользователей часто интересует не только то, что представляют собой текущие платежи, но и как отличить их от реестровых, ведь особенность текущих платежей — в их превалирующем характере.

Объяснить ситуацию достаточно просто. Дело в том, что банкротство оформляют в том случае, если человек или организация не могут справиться с возникшими долгами и они накапливаются на протяжении некоторого времени. Должник уже не сможет разобраться с ними своими силами. В таком случае он может начать процедуру банкротства. Как только процедура начинает работать, все долги реестрового характера перестают накапливаться, замораживаясь. А зафиксированные суммы кредиторы должны включить в реестр, иначе они не будут погашены или займут в очередности последние места. Это автоматически означает: не факт, что денег, вырученных от имущества должника, хватит на их покрытие.

Правда, часто, чтобы получить справку о банкротстве, нужно несколько лет. Это сложный и многоступенчатый процесс. Естественно, на протяжении этого времени могут образовываться новые финансовые расходы, которые нужно каким-то образом покрывать. Как уже говорилось, это может быть зарплата для сотрудников, хозяйственные расходы и т. п. Причём не важно, идёт речь о физических или юридических лицах.

Поскольку эти платежи поступают регулярно и не прекращаются, их называют текущими. Возмещать подобные задолженности нужно в первую очередь. Но подобный подход может восприниматься превратно, как ширма для уклонения от реестровых долгов.

Размер долгов по текущим выплатам нельзя предусмотреть или запланировать, поскольку нужно учитывать множество сложно прогнозируемых параметров. Кроме того, прежде чем лицо объявят банкротом, скорее всего, он будет вынужден пройти процедуру санации или внешнего управления (а может, и того, и другого). А организация производственной деятельности всегда связана с расходами, которые могут не оправдать себя. В итоге реестровые кредиторы должны будут ждать, пока оплатят текущие долги. Таким образом, реестровые и текущие платежи во время банкротства взаимосвязаны, но текущие платежи все же гораздо приоритетнее, поскольку, если должник сможет выйти на нормальный финансовый уровень, возможно, он сможет оплатить долги, внесенные в реестр.

Категории

В банкротстве реестровые платежи не единственный вид финансовых обязательств, который является обязательным для должника. Первоочередными считаются как раз текущие разновидности выплат. Именно их делят на две категории:

  1. Обязательства, инициированные до начала процедуры банкротства, но исполнение которых началось после того, как банкротство начали рассматривать. Стороны договора, заключенного при подобных обстоятельствах, не могли предвидеть критическую ситуацию, спровоцировавшую финансовые трудности.
  2. Обязательства перед кредиторами, соглашения с которыми были подписаны до подачи заявления о банкротстве, но вступившие в силу уже после того, как лицо втянули в дело.

Такие дела относятся к текущим платежам, поскольку их нельзя было предвидеть или они сопутствуют стабилизации финансовой ситуации должника. Но платежи текущего типа имеют льготный порядок оформления, благодаря которому требования кредиторов не вносятся в общий реестр. Они будут активированы отдельно, причем раньше, чем выплаты другим кредиторам.

Правда, кредиторы по текущим платежам не могут быть признанными участниками дела и не могут влиять на процесс признания человека банкротом и конкурсной распродажи имущества. Зато подобные требования исполняются в первую очередь и сразу, как только появляются.

Регулирующее законодательство

Вопросы, связанные со взысканием текущих платежей в конкурсном производстве, решаются арбитражным судом, который руководствуется не личными нуждами или предпочтениями, а базой законов, предусматривающих процесс формирования реестра текущих платежей в кон. производстве. Таким законом о банкротстве является Федеральный закон №127. Несмотря на то что его приняли ещё в далеком 2002 году, благодаря поправкам, внесенным в 2015, он до сих пор продолжает оставаться актуальным.

Рассмотрим главные пункты ФЗ о банкротстве, которые помогут разобраться в основных нюансах того, как попасть в реестр текущих платежей:

  • Первый пункт пятой статьи помогает разобраться с понятием выплат и принципом их создания;
  • Во втором и третьем пунктах статьи говорится о требованиях кредиторов, которые появились после окончания суда, посвященного несостоятельности должника. А конкретно о том, что подобные требования не могут быть включены в реестр, поскольку появляются уже после того, как суд принял решение (к примеру, о банкротстве застройщика). Но это не значит, что подобные требования не будут удовлетворены. Просто их очередность немного сдвигается;
  • В статье 96 идет речь о моратории, который может распространяться на определенные разновидности платежей. Но его могут снять, как только закончится суд;
  • Пункт один статьи 134 говорит о том, что есть возможность осуществить текущие платежи и поставить их в реестр. От этого напрямую зависит, кто в первую очередь будет получать деньги. Например, первыми финансовую компенсацию получат кредиторы, данные о которых были внесены первыми ещё до того, как начались судебные заседания;
  • В третьем пункте говорится о жалобах на финуправа, если они поступят в суд. Часто такие жалобы поступают, если специалист бездействует или плохо выполняет свои профессиональные обязанности. Иногда благодаря жалобам суд меняет очередность кредиторов;
  • Если суммы требований больше, чем предусмотрено трудовым законодательством, подробнее об этой проблеме можно почитать в пункте 2.1. Эти требования будут считаться текущими, но их погашение будет проводиться в третьей очереди.

Как понятно из вышеописанного, множество требований напрямую зависят от профессионализма и ответственности управляющего. На это влияет, насколько полно будут выполнены судебные решения и получат ли компенсацию все кредиторы.

Если же возникают подозрения о нечестной работе или халатности, тогда жалобу на управляющего можно направить в арбитражный суд, на пленуме которого она будет рассмотрена. Кроме того, такую жалобу нужно отправлять и самим управляющим.

Процедура взыскания

Рассмотрим вопрос о том, как будут взыскиваться текущие платежи при банкротстве. Алгоритм этой процедуры многоступенчатый, но его вполне можно пройти без лишних проблем. Итак, от должника ожидают следующих действий:

  • Составить и подать прошение (в письменном формате). Отправить его нужно на адрес должника или финансового управляющего. Но в тексте нужно упомянуть, о какой именно задолженности идет речь: о той, что появилась после окончании дела о банкротстве, или той, что возникла после подачи иска. От этого будет зависеть, как взыщут текущие платежи при банкротстве. Иногда достаточно просто подать жалобу финуправу, но если он халатно относится к своим обязанностям, от подачи в суд отвертеться не выйдет;
  • Дополнительные платежи указываются в отдельном реестре управляющего, после чего на имя банка приходит счет о списании нужной денежной суммы;
  • Если финуправ отказывается выполнять финансовые обязательства, порядок взыскания предусматривает подачу искового заявления в суд, в котором требуется признание платежа текущим и его возмещение. В качестве доказательства можно приобщить документы, подтверждающие текущий статус платежа;
  • В случае если иск примут, суд начнет процесс определения, действительно ли платеж имеет текущий характер. Обычно такие платежи приобщают к одной очереди или вносят в дополнительный, внеочередной реестр. Внеочередные платежи выплачиваются по порядку, имея фиксированную дату.

Финуправ должен выполнять решение суда. Если он его проигнорирует, на него наложат пени и штрафы. Также бездействие управляющего могут расценивать как нанесение ущерба. Есть случаи, когда прошение не удовлетворяют. Тогда можно потребовать разъяснить ситуацию, подав в письменном виде соответствующее заявление. Если в ответе будет мало разъяснений или он вообще не придет, можно подавать на обжалование вопроса.

Нужно доподлинно знать, какие документы будут нужны при обращении в судебные органы. К примеру, обязательно понадобятся:

  • Паспорт лица, подающего иск;
  • Непосредственное исковое заявление;
  • Доказательства факта невыплаты обязательных платежей;
  • Чеки;
  • Бумаги, подтверждающие банкротство.

Выплаты осуществляются в отдельном деле, параллельном делу о банкротстве. Компенсация задолженностей проводится в несколько шагов:

  1. В первую очередь компенсируют судебные издержки и оплату услуг финуправа.
  2. Во вторую очередь возмещают выходные пособия сотрудникам предприятий-банкротов.
  3. Далее оплачивают услуги коммунальщиков, аренду, налоги, штрафы и т. п.

После того как компенсируются все перечисленные выплаты, будут компенсированы остальные долги.

Когда прекращается начисление процентов по договору займа, если в отношении ООО введена процедура наблюдения?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции: в рассматриваемой ситуации проценты по договору займа не должны начисляться с даты введения судом процедуры наблюдения (февраль 2018 г.).

Обоснование позиции

Напомним, что в соответствии с п. 2 ст. 809 ГК РФ при отсутствии иного соглашения проценты за пользование займом выплачиваются ежемесячно до дня возврата суммы займа. Однако в случае возбуждения в отношении заемщика дела о банкротстве данные нормы следует применять с учетом положений Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон № 127-ФЗ) (п. 1 ст. 1 данного Закона, ст. 3, 65 ГК РФ).

Из Закона № 127-ФЗ прямо не следует, что при введении процедуры наблюдения начисление процентов по заемным (кредитным) обязательствам прекращается. В п. 1 ст. 63 Закона № 127-ФЗ предусмотрено лишь то, что после введения процедуры наблюдения не начисляются неустойки (штрафы, пени) и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей. В отношении процентов, предусмотренных договором и выступающих в качестве платы за пользование суммой займа, аналогичных положений законодательство о банкротстве не содержит.

Вместе с тем в п. 4 постановления Пленума ВАС РФ от 06.12.2013 № 88 «О начислении и уплате процентов по требованиям кредиторов при банкротстве» (далее – Постановление № 88) отмечено, что в период процедуры наблюдения на возникшие до возбуждения дела о банкротстве требования кредиторов (как заявленные в процедуре наблюдения, так и не заявленные в ней) по аналогии с абз. 10 п. 1 ст. 81, абз. 3 п. 2 ст. 95 и абз. 3 п. 1 ст. 126 Закона № 127-ФЗ подлежащие уплате по условиям обязательства проценты, а также санкции не начисляются. Вместо них на сумму основного требования по аналогии с п. 2 ст. 81, абз. 4 п. 2 ст. 95 и п. 2.1 ст. 126 Закона № 127-ФЗ с даты введения наблюдения и до даты введения следующей процедуры банкротства начисляются проценты в размере ставки рефинансирования, установленной ЦБ РФ на дату введения наблюдения. Указанные мораторные проценты за период наблюдения не включаются в реестр требований кредиторов и не учитываются при определении количества голосов, принадлежащих кредитору, на собраниях кредиторов.

Разъяснения, данные Пленумом ВАС РФ в 2013 г., подкрепляются на сегодняшний день изменениями, внесенными в п. 1 ст. 4 Закона № 127-ФЗ Федеральным законом от 29.06.2015 № 186-ФЗ, согласно которым состав и размер денежных обязательств должника определяются по общему правилу на дату подачи заявления о банкротстве, а если такие требования были заявлены после принятия арбитражным судом заявления о банкротстве, то на дату введения первой процедуры, применяемой в деле о банкротстве. А такой процедурой по общему правилу является процедура наблюдения (п. 1 ст. 27, п. 3 ст. 48 и п. 1 ст. 62 Закона № 127-ФЗ), каковая и была введена в рассматриваемой ситуации в феврале 2018 г. При этом указание в решении суда (сентябрь 2017 г.) на то, что проценты за пользование займом начисляются до даты фактического погашения задолженности, в рамках процедуры банкротства силы не имеет.

Иными словами, приведенная норма означает, что независимо от того, когда кредитором по договору займа было подано заявление о включении его требований в реестр требований кредиторов, состав и размер этих требований после даты введения наблюдения не изменяются. Следовательно, и проценты, предусмотренные договором займа, начиная с этой даты не начисляются.

Данный вывод подтверждается и судебной практикой (см., например, постановления Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 03.05.2017 № Ф01-1163/17 по делу № А29-5841/2015, Арбитражного суда Северо-Западного округа от 14.06.2016 № Ф07-3341/16, Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2016 № 17АП-16386/15, Четвертого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2016 № 04АП-6563/13, Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2015 № 11АП-16744/15, Первого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2015 № 01АП-4087/15).

При заявлении кредитором требования не в процедуре наблюдения, а в ходе любой последующей процедуры банкротства, при определении размера его требования в соответствии с п. 1 ст. 4 Закона о банкротстве размер процентов определяется также по состоянию на дату введения наблюдения (см. также п. 4 Постановления № 88, постановления Арбитражного суда Уральского округа от 13.02.2017 № Ф09-11156/16 по делу № А60-11927/2016, Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25.11.2016 № Ф04-4736/16 по делу № А46-2701/2015, Арбитражного суда Поволжского округа от 20.10.2016 № Ф06-12750/16 по делу № А55-20878/2014).

Также отметим, что согласно разъяснениям, содержащимся в п. 42 постановления Пленума ВАС РФ 22.06.2012 № 35 «О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве», если в судебном заседании была объявлена только резолютивная часть судебного акта о введении процедуры, применяемой в деле о банкротстве (ч. 2 ст. 176 АПК РФ), то датой введения процедуры будет дата объявления такой резолютивной части.

Таким образом, в рассматриваемой ситуации проценты по договору займа не должны начисляться с даты введения судом процедуры наблюдения (февраль 2018 г.).

Полистать демо-версию печатного журнала

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *