Передача недвижимости в оперативное управление

Автор: | 03.05.2019

Содержание

Содержание права оперативного управления

1) Собственник определяет в учредительных документах цель деятельности создаваемого казенного предприятия, учреждения, предназначение передаваемого ему имущества. Кроме этого собственник дает указания по управлению закрепленным за ними имуществом и единолично решает вопрос о распределении доходов казенного предприятия.

2) Собственник не имеет права изымать имущество, закрепленное за казенным предприятием, учреждением. При этом собственник может изъять излишнее, неиспользуемое, используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению;

3) Ограничения права субъекта оперативного управления распоряжаться закрепленным за ним имуществом:

а) Казенное предприятие может самостоятельно решать только вопросы реализации произведенной продукции (работ, услуг) при условии. Во всех остальных случаях отчуждение, распоряжение закрепленным за казенным предприятием имуществом возможно только при наличии согласия собственника этого имущества;

б) Учреждение вообще не вправе отчуждать, иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, поступивших учреждению по смете.

Денежные средства, которые учреждение получило от собственника в рамках финансирования, учреждение вправе расходовать только в соответствии со сметой, утвержденной собственником;

4) Казенное предприятие, учреждение несут самостоятельную ответственность по своим обязательствам. При этом казенное предприятие отвечает по своим долгам всем своим имуществом, а учреждение отвечает по своим долгам только в пределах находящихся в его распоряжении денежных средств;

5) Собственник несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия в случае нехватки имущества у казенного предприятия. Субсидиарная ответственность собственника по долгам учреждения наступает в случае нехватки денежных средств у учреждения, необходимых для погашения задолженности.

Плоды, продукция и доходы

Если в соответствии с учредительными документами учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе.

Плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в оперативном управлении, а также имущество, приобретенное унитарным предприятием или учреждением по договору или иным основаниям, поступают в оперативное управление предприятия или учреждения в порядке, установленном ГК РФ, другими законами и иными правовыми актами для приобретения права собственности.

Главный распорядитель бюджетных средств передает казенному учреждению недвижимое имущество из казны. На недвижимое имущество начислялась амортизация (до того, как оно стало учитываться в имуществе казны). Каков порядок отражения в бухгалтерском учете операций по приему-передаче недвижимого имущества, право оперативного управления на которое подлежит регистрации в соответствии с законодательством РФ? Какими документами необходимо оформить факт приема-передачи (акт приема-передачи недвижимого имущества на основании приказа департамента имущественных отношений подписан 8 августа 2016 года, а дата регистрации права оперативного управления — 16 августа 2016 года)?

13 сентября 2016

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Переданное казенному учреждению недвижимое имущество принимается им к балансовому учету после получения документов, подтверждающих регистрацию права оперативного управления. До получения документов, подтверждающих государственную регистрацию права оперативного управления учреждения на переданный объект недвижимости, он должен учитываться на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование». Основанием для отражения недвижимого объекта в забалансовом учете будет являться акт приема-передачи.

Увеличение на забалансовом счете 01 следует отразить датой, указанной в акте приема-передачи — 8 августа.

Выбытие недвижимого объекта с забалансового учета с одновременной его постановкой «на баланс» следует отразить 16 августа на основании акта приемки-передачи, оформляемого в казенном учреждении, с приложением к нему выписки из Единого государственного реестра прав.

Обоснование вывода:

Право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за государственным (муниципальным) учреждением, возникает у этого учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника (п. 1 ст. 299 ГК РФ). В отношении недвижимого имущества установлен иной момент возникновения права оперативного управления — с момента государственной регистрации права (п. 2 ст. 8.1, п. 1 ст. 131 ГК РФ).

Датой государственной регистрации прав является день внесения соответствующих записей о правах в Единый государственный реестр прав (п. 3 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», далее — Закон N 122-ФЗ).

Проведенная государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество удостоверяется выпиской из Единого государственного реестра прав (п. 1 ст. 14 Закона N 122-ФЗ).

В соответствии с п.п. 34, 36, 92 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее — Инструкция N 157н), принятие к учету объектов недвижимого имущества, права на которые подлежат в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, осуществляется на основании первичных учетных документов (актов по форме, установленной нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации Министерством финансов Российской Федерации) с обязательным приложением документов, подтверждающих государственную регистрацию права или сделку. Отражение объектов основных средств до государственной регистрации права оперативного управления на балансовых счетах Инструкцией N 157н не предусмотрено.

Отметим, что учреждение госсектора на основании решения уполномоченного органа может произвести фактическую приемку объекта недвижимости и начать его эксплуатацию до получения документов о государственной регистрации права оперативного управления. С учетом того, что само по себе подписание акта приема-передачи не означает получение имущества в безвозмездное пользование или по иному основанию (аренда, хранение и т.п.), на момент приемки объекта недвижимости желательно урегулировать условия, на которых учреждение принимает имущество до момента оформления правоустанавливающих документов.

В соответствии с п.п. 3, 332 Инструкции N 157н информация в денежном выражении о состоянии имущества, находящегося у учреждения, но не закрепленного за ним на праве оперативного управления, в том числе в период оформления государственной регистрации права оперативного управления, подлежит отражению на забалансовых счетах.

Соответственно, объекты недвижимости, переданные учреждению до момента государственной регистрации права оперативного управления, следует отражать на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование» (смотрите также письма Минфина России от 17.07.2015 N 02-07-10/41190, от 14.10.2015 N 02-07-10/58921).

Таким образом, переданное казенному учреждению недвижимое имущество принимается им к балансовому учету (на счет 101 10 «Основные средства — недвижимое имущество учреждения») после получения документов, подтверждающих регистрацию права оперативного управления (датой государственной регистрации — 16 августа). До момента получения правоустанавливающих документов переданный объект недвижимости должен учитываться за балансом на счете 01 «Имущество, полученное в пользование».

В соответствии с п. 333 Инструкции N 157н объект имущества, полученный учреждением от балансодержателя (собственника) имущества, учитывается на забалансовом счете на основании акта приема-передачи (иного документа, подтверждающего получение имущества и (или) права его пользования) по стоимости, указанной (определенной) передающей стороной (собственником). В свою очередь, выбытие объекта с забалансового учета при принятии объекта к бухгалтерскому учету в составе нефинансовых активов отражается на основании акта приемки-передачи, подтверждающего принятие балансодержателем (собственником) объекта, по стоимости, по которой они ранее были приняты к забалансовому учету.

В рассматриваемой ситуации казенное учреждение будет являться балансодержателем с момента государственной регистрации права оперативного управления (с 16 августа).

До получения документов, подтверждающих государственную регистрацию права оперативного управления учреждения на переданный объект недвижимости, он должен учитываться на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование». Основанием для отражения недвижимого объекта в забалансовом учете будет являться акт приема-передачи. Увеличение на забалансовом счете 01 должно быть отражено датой, указанной в акте приема-передачи, — 8 августа. Выбытие недвижимого объекта с забалансового учета с одновременной постановкой «на баланс» следует отразить 16 августа — датой, когда балансодержатель (с данного момента казенное учреждение) имеет право принять объект недвижимости к балансовому учету на основании акта приемки-передачи, оформляемого в казенном учреждении, с приложением к нему выписки из Единого государственного реестра прав.

В бюджетном учете при этом в соответствии с положениями Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н, оформляются следующие бухгалтерские записи:

8 августа:

1. Увеличение по забалансовому счету 01

— отражено принятие недвижимого имущества к забалансовому учету на время оформления правоустанавливающих документов, на основании акта о приеме-передаче;

16 августа:

2. Уменьшение по забалансовому счету 01

— отражено выбытие объекта недвижимости с забалансового учета после окончания процедуры государственной регистрации права оперативного управления для дальнейшего его принятия к балансовому учету в качестве инвентарного объекта на основании акта приема-передачи, оформляемого в казенном учреждении;

3. Дебет КРБ 1 101 1Х* 310 Кредит КРБ 1 304 04 310

— объект недвижимости принят к учету в качестве инвентарного объекта на основании акта приема-передачи, оформляемого в казенном учреждении, с обязательным приложением выписки из Единого государственного реестра прав, датой регистрации права оперативного управления;

4. Дебет КРБ 1 304 04 310 Кредит КРБ 1 104 1Х 410

— одновременно отражена сумма ранее начисленной амортизации.

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:

— Энциклопедия решений. Учет госучреждением полученного недвижимого имущества до регистрации прав на него;

— Энциклопедия решений. Госучреждение. Счет 01 «Имущество, полученное в пользование»;

— Энциклопедия решений. Поступление основных средств в госучреждение.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Киреева Анна

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Миллиард Мария

26 августа 2016 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

Передача части объекта в оперативное управление

Передача части объекта в оперативное управление

Вопрос:

Каким образом осуществляется передача части объекта в оперативное управление? для примера: Государственной образовательной организации передаётся в оперативное управление несколько этажей в общежитии, причём инженерные сети (водоснабжение, отопление, энергоснабжение, пожарная сигнализация и т.д.) объекта едины. Возможно ли такое в свете нынешнего законодательства? 3.Как нести расходы по содержанию имущества и части объекта, если, к примеру, законом об энергоснабжении предусмотрено, что заключить договор можно только при наличии прибора учёта, а он один на весь объект, на воду и тепло тоже по одному? Считаю, что подобная передача не возможна, без выделения части имущества (в том числе и сети жизнеобеспечения объекта), без установки приборов учёта и разграничения балансовой принадлежности. Помогите подтвердить моё мнение или опровергните его, со ссылками на законодательство.

Ответ:

В случае если энергопотребляющие устройства одного лица подключены к сетям другого, владелец этих сетей не вправе препятствовать перетоку через них энергии, а также требовать за это плату, если для него не установлен соответствующий тариф. При этом допускается осуществление коммерческого учета потребленных коммунальных ресурсов расчетным методом в отсутствие приборов учета.

При передаче части здания в оперативное управление, лицо, которому эта часть передана, обязано участвовать в издержках по содержанию здания соразмерно своей доле в здании.

Таким образом, передача части здания в оперативное управление является возможной.

Обоснование:

В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 299 Гражданского кодекса РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления возникают на основании акта собственника о закреплении имущества за унитарным предприятием или учреждением, а также в результате приобретения унитарным предприятием или учреждением имущества по договору или иному основанию.

Пунктом 2 ст. 8 Гражданского кодекса РФ установлено, что права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом. В силу п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат, в том числе и права собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления.

Относительно снабжения коммунальными ресурсами при передаче части здания в оперативное управление необходимо пояснить следующее.

Согласно ст. 545 Гражданского кодекса РФ, с согласия энергоснабжающей организации абонент может передавать энергию, принятую им от энергоснабжающей организации через присоединенную сеть, другому лицу (субабоненту).

В Гражданском кодексе РФ передача энергии по сетям абонента к субабоненту сформулирована как право, а не как обязанность абонента, которое может быть реализовано только с согласия энергоснабжающей организации, с тем, чтобы исключить возможность превышения суммарной мощности присоединенных к сети энергопотребляющих установок потребителей над мощностью энергоснабжения.

Однако в отраслевом законодательстве о снабжении различными видами коммунальных ресурсов указано, что абонент не вправе препятствовать перетоку через его сети энергии к другому лицу, технологически присоединенному к ним.

В соответствии с п. 3 ст. 11 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» собственники и иные законные владельцы водопроводных и (или) канализационных сетей не вправе препятствовать транспортировке по их водопроводным и (или) канализационным сетям воды (сточных вод) в целях обеспечения горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения абонентов, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к таким сетям. Собственники сетей вправе требовать возмещения затрат на их эксплуатацию только с момента установления для них тарифа на транспортировку воды и сточных вод.

Согласно п. 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее — Правила недискриминационного досутпа), собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии. При этом без установленного для них тарифа собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.

В силу п. 6 ст. 17 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», собственники или иные законные владельцы тепловых сетей не вправе препятствовать передаче по их тепловым сетям тепловой энергии потребителям, теплопотребляющие установки которых присоединены к таким тепловым сетям, а также требовать от потребителей или теплоснабжающих организаций возмещения затрат на эксплуатацию таких тепловых сетей до установления тарифа на услуги по передаче тепловой энергии по таким тепловым сетям.

Таким образом, в случае, если энергопотребляющие устройства одного лица подключены к сетям другого, владелец этих сетей не вправе препятствовать перетоку через них энергии, а также требовать за это плату, если для него не установлен соответствующий тариф.

Согласно п. 1 ст. 541 Гражданского кодекса РФ, энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении. При этом п. 1 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» требует обязательного учета потребляемых энергетических ресурсов.

Вместе с тем отраслевое законодательство допускает учет потребленных коммунальных ресурсов в отсутствие прибора учета расчетным методом.

В силу п. 24 Методики определения количеств тепловой энергии и теплоносителей в водяных системах коммунального теплоснабжения, утвержденные Приказом Госстроя от 06.05.2000 № 105, при временном отсутствии у потребителя тепловой энергии (абонента) приборов учета или в период до их установки, для определения потребленных тепловой энергии и теплоносителя применяется расчетный метод учета.

Пунктом 181 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 (далее — Основные положения) говорит о том, что для расчета объема потребления электрической энергии (мощности) и оказанных услуг по передаче электрической энергии в отсутствие прибора учета объем потребления электрической энергии в соответствующей точке поставки определяется расчетным способом в соответствии с подп. «а» п. 1 приложения № 3 к Основным положениям исходя из максимальной мощности энергопринимающих устройств потребителя.

На основании п. 10 ст. 20 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», при отсутствии прибора учета осуществление коммерческого учета допускается расчетным способом.

Относительно несения расходов на содержание здания необходимо пояснить следующее.

По смыслу ст. 294 Гражданского кодекса РФ и п. 1 ст. 296 Гражданского кодекса РФ лицо, владеющее имуществом на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, наделено полномочиями собственника данного имущества по владению, пользованию и распоряжению, ограниченными лишь законом, целями деятельности, назначением имущества, а также заданиями его собственника.

Сложившаяся судебная практика говорит о том, что в случае закрепления собственником имущества за иными лицами на вещном праве (в том числе на праве оперативного управления), обязанность по содержанию такого имущества возлагается на лицо, ставшее субъектом соответствующего ограниченного вещного права. Данная позиция, в частности, выражена в Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 25.12.2013 по делу № А32-34503/2012 .

Пунктом 1 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 23.07.2009 № 64 устанавливает правовой режим общего имущества здания, помещения в котором принадлежат нескольким лицам, аналогичным правовому режиму общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. В данном случае, Верховный суд применил аналогию закона, предусмотренную п. 1 ст. 6 Гражданского кодекса РФ: поскольку отношения собственников помещений в нежилом здании не урегулированы специальной нормой права, к таким отношениям применимо гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения, а именно ст. ст. 249, 289, 290 Гражданского кодекса РФ — нормы об общей собственности. Таким образом, собственнику отдельного помещения в здании во всех случаях принадлежит доля в праве общей собственности на общее имущество здания пропорционально площади его помещения.

В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. Ст. 249 Гражданского кодекса РФ: каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению. Следовательно, при передаче части здания в оперативное управление, лицо, которому эта часть передана, обязано участвовать в издержках по содержанию здания соразмерно своей доле в здании.

Подробную информацию по интересующему Вас вопросу Вы также сможете найти в справках «Формирование договорных отношений»; «Договоры в области эксплуатации зданий».

Базанов Дмитрий Александрович

Эксперт проекта «Техэксперт: Эксплуатация зданий»

ГК «Браво Софт», г. Н.Новгород

Безвозмездность – это передача имущества, денежных средств одним лицам со стороны других лиц без оплаты, бесплатно1. При этом производиться безвозмездная передача может в рамках внутриведомственных, межведомственных и межбюджетных расчетов. В настоящей статье рассмотрен порядок отражения операций по безвозмездной передаче (получению) недвижимого имущества в учете казенных учреждений.

Правовые положения

Начнем с того, что имущество закрепляется за казенным учреждением на праве оперативного управления. Учреждение владеет и пользуется им в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности и назначением данного имущества и если иное не установлено законом, а распоряжается им с согласия собственника этого имущества (ст. 296 ГК РФ).

В силу абз. 5 п. 1 ст. 216 ГК РФ право оперативного управления относится к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. При этом в соответствии с п. 1 ст. 131 ГК РФ вещные права на недвижимое имущество, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней2. То есть право оперативного управления на недвижимое имущество возникает с момента его государственной регистрации.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Федеральный закон № 122-ФЗ) недвижимым имуществом (недвижимостью), права на которое подлежат государственной регистрации, признаются:

– земельные участки и участки недр;

– объекты, связанные с землей так, что их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (в частности, здания, сооружения, жилые и нежилые помещения, предприятия как имущественные комплексы).

Факт государственной регистрации прав на указанное имущество удостоверяется свидетельством о государственной регистрации (п. 1 ст. 14 Федерального закона № 122-ФЗ). Датой государственной регистрации права оперативного управления является день внесения соответствующих записей о данном праве в Единый государственный реестр.

Бюджетный учет операций по безвозмездной передаче

В соответствии с п. 4 и 5 Инструкции по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н (далее – Инструкция № 162н), для учета казенными учреждениями операций с недвижимым имуществом, права на которое подлежат государственной регистрации, предназначены следующие счета:

Номер счета Наименование счета
0 101 10 000 Основные средства – недвижимое имущество учреждений
0 101 11 000 Жилые помещения – недвижимое имущество учреждений
0 101 12 000 Нежилые помещения – недвижимое имущество учреждений
0 101 13 000 Сооружения – недвижимое имущество учреждений

Передача (получение) объектов государственного (муниципального) имущества (в том числе недвижимого) осуществляется по балансовой (фактической) стоимости объектов учета с одновременной передачей (принятием к учету) суммы ранее начисленной на этот объект амортизации (в случае ее наличия) (п. 29 Инструкции № 157н3).

Срок полезного использования безвозмездно полученных объектов недвижимого имущества в целях принятия к учету в составе основных средств и начисления амортизации определяется исходя из срока фактической эксплуатации и срока ранее начисленной суммы амортизации (п. 44 Инструкции № 157н).

Безвозмездная передача (получение) может осуществляться в рамках внутриведомственных, межведомственных и межбюджетных расчетов.

Порядок отражения в бюджетном учете казенных учреждений операций по безвозмездной передаче недвижимого имущества в рамках первых двух видов расчетов (внутриведомственных и межведомственных) изложен Минфином в письмах от 01.03.2011 № 02-06-07/733 и от 30.03.2012 № 02-06-07/1061.

В первом письме специалисты финансового ведомства отводят важную роль кодам бюджетной классификации, которые следует указывать с 1 по 17 разряды номера счета бюджетного учета сторонами расчетов (передающей и принимающей) при отражении в учете операций по безвозмездной передаче. Среди них:

– КРБ <1> – код расходов по бюджетной классификации РФ, по которому учтено передаваемое имущество;

– КРБ <2> – код доходов по бюджетной классификации РФ

XXX 2 07 00000 00 0000 180 «Прочие безвозмездные поступления» соответствующего бюджета бюджетной системы РФ;

– КРБ <3> – код расходов по бюджетной классификации РФ, по которому полученное имущество подлежит учету получающей стороной.

Далее подробно рассмотрим особенности учета операций по безвозмездной передаче отдельно по каждому из приведенных выше видов расчетов.

Безвозмездная передача в рамках внутриведомственных расчетов

Внутриведомственные расчеты – это расчеты между учреждениями, подведомственными одному главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств. Для учета таких расчетов предназначен счет 0 304 04 000. Аналитический учет по счету ведется в Карточке учета средств и расчетов в разрезе участников расчетов (удержаний), а учет операций – в журналах операций в соответствии с содержанием хозяйственной операции. В частности, учет операций по безвозмездной передаче недвижимого имущества ведется в Журнале операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов (ф. 0504071) (п. 276 – 278 Инструкции № 157н).

С порядком отражения в учете передающей и принимающей сторон операций по внутриведомственной передаче (получению) недвижимого имущества познакомимся на примере.

Пример 1

Стоимость передаваемого нежилого здания составляет 1 200 000 руб., сумма ранее начисленной амортизации – 400 000 руб. Здание относится к девятой амортизационной группе со сроком полезного использования 30 лет (360 мес.). Право на оперативное управление этим зданием у передающей стороны прекращено в январе. У принимающей стороны право оперативного управления зарегистрировано в мае.

Передающая и принимающая стороны являются учреждениями, подведомственными одному главному распорядителю.

1. В бухгалтерском учете передающей и принимающей сторон в январе будут произведены следующие записи:

Дебет Кредит Сумма, руб.

В учете передающей стороны

Внутриведомственная передача нежилого здания*:
– балансовая стоимость; КРБ <1> 1 304 04 310 КРБ <1> 1 101 12 410 1 200 000
– начисленная амортизация КРБ <1> 1 104 12 410 КРБ <1> 1 304 04 310 400 000

В учете принимающей стороны

Внутриведомственное получение нежилого здания*:
– балансовая стоимость; КРБ <3> 1 107 11 310 КРБ <1> 1 304 04 310 1 200 000
– начисленная амортизация КРБ <1> 1 304 04 310 КРБ <3> 1 107 11 410 400 000
Одновременно нежилое здание ставится на забалансовый учет (до момента государственной регистрации прав)** 01 1 200 000

* Проводка оформляется на основании следующих документов (Письмо № 02-06-07/733):

– Извещения (ф. 0504833);

– Акта о приеме-передаче здания (сооружения) (ф. 0306030), подписанного обеими сторонами расчетов на основании распорядительного акта органа, осуще-

ствляющего полномочия собственника;

– документа, подтверждающего прекращение у передающей стороны права оперативного управления.

** Проводка приведена в соответствии с Письмом № 02-06-07/1061. В письме не сказано, по какой стоимости следует отражать принимаемый объект на забалансовый учет. Согласно п. 333 Инструкции № 157н объект имущества, полученный учреждением от балансодержателя (собственника) имущества, учитывается на забалансовом счете 01 на основании акта приема-передачи (иного документа, подтверждающего получение имущества и права его пользования) по стоимости, указанной (определенной) передающей стороной (собственником). Однако из данной нормы не совсем ясно, какую стоимость указывать – балансовую или остаточную. В примере указана балансовая стоимость принимаемого объекта недвижимого имущества.

2. В учете принимающей стороны в мае операции по получению нежилого здания будут отражены бухгалтерскими проводками:

Дебет Кредит Сумма, руб.
Принятие к учету нежилого здания, полученного в рамках внутриведомственных расчетов, по факту государственной регистрации прав*:
– балансовая стоимость; КРБ <3> 1 101 12 310 КРБ <3> 1 107 11 310 1 200 000
– начисленная амортизация КРБ <3> 1 107 11 410 КРБ <3> 1 104 12 410 400 000
Одновременно нежилое здание списывается с забалансового учета 01 1 200 000
Начисление амортизации за время учета нежилого здания на забалансовом учете**

(1 200 000 руб. / 360 х 3)

КРБ <3> 1 401 20 271 КРБ <3> 1 104 12 410 10 000

* Проводка оформляется на основании Справки (ф. 0504833) с приложением документа, подтверждающего государственную регистрацию права на оперативное управление у принимающей стороны.

** Проводка оформляется на основании Справки (ф. 0504833). Амортизация доначислена за февраль – апрель.

Безвозмездная передача в рамках межведомственных расчетов

В рамках межведомственных расчетов осуществляются операции по безвозмездной передаче (получению) объектов недвижимости между учреждениями, подведомственными разным главным распорядителям (распорядителям) одного уровня бюджета. В учете передающей стороны данные операции отражаются на счете 0 401 20 241 «Расходы на безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям», а в учете принимающей стороны – на счете 0 401 10 180 «Прочие доходы» (п. 7 и 10 Инструкции № 162н).

Порядок отражения межведомственной передачи недвижимого имущества в учете передающей и принимающей сторон рассмотрим на примере.

Пример 2

Стоимость передаваемого сооружения составляет 330 000 руб., сумма ранее начисленной амортизации – 165 000 руб. Сооружение относится к пятой амортизационной группе со сроком полезного использования

10 лет (120 мес.). Право на оперативное управление этим сооружением у передающей стороны прекращено в марте. У принимающей стороны право оперативного управления зарегистрировано в мае.

Передающая и принимающая стороны являются учреждениями, подведомственными разным главным распорядителям одного уровня бюджета.

1. В бухгалтерском учете передающей и принимающей сторон в марте будут произведены следующие записи:

Дебет Кредит Сумма, руб.

В учете передающей стороны

Межведомственная передача сооружения*:
– балансовая стоимость; КРБ <1> 1 401 20 241 КРБ <1> 1 101 13 410 330 000
– начисленная амортизация КРБ <1> 1 104 13 410 КРБ <1> 1 401 20 241 165 000

В учете принимающей стороны

Межведомственное полу-

чение сооружения*:

– балансовая стоимость; КРБ <3> 1 107 11 310 КРБ <2> 1 401 10 180 330 000
– начисленная амортизация КРБ <2> 1 401 10 180 КРБ <3> 1 107 11 410 165 000
Одновременно сооруже-

ние ставится на забалансовый учет (до момента государственной регистрации прав)**

01 1 200 000

* Проводка оформляется на основании следующих документов (Письмо № 02-06-07/733):

– Извещения (ф. 0504833);

– Акта о приеме-передаче здания (сооружения) (ф. 0306030), подписанного обеими сторонами расчетов на основании распорядительного акта органа, осуществляющего полномочия собственника;

– документа, подтверждающего прекращение у передающей стороны права оперативного управления.

** Проводка приведена в Письме № 02-06-07/1061.

2. В бухгалтерском учете принимающей стороны в мае операции по получению сооружения будут отражены следующими проводками:

Дебет Кредит Сумма, руб.
Принятие к учету сооружения, полученного в рамках межведомственных расчетов, по факту государственной регистрации прав*:
– балансовая стоимость; КРБ <3> 1 101 13 310 КРБ <3> 1 107 11 310 330 000
– начисленная амортизация КРБ <3> 1 107 11 410 КРБ <3> 1 104 13 410 165 000
Одновременно сооружение списывается с забалансового учета 01 330 000
Начисление амортизации за время учета сооружения на забалансовом учете**

(330 000 руб. / 120 х 1)

КРБ <3> 1 401 20 271 КРБ <3> 1 104 13 410 2 750

* Проводка оформляется на основании Справки (ф. 0504833) с приложением документа, подтверждающего государственную регистрацию права на оперативное управление у принимающей стороны.

** Проводка оформляется на основании Справки (ф. 0504833). Амортизация доначислена за апрель.

Безвозмездная передача в рамках межбюджетных расчетов

Межбюджетные расчеты осуществляются между учреждениями разных уровней бюджетов бюджетной системы РФ. Операции по безвозмездной передаче (получению) недвижимого имущества в рамках данных расчетов отражаются в учете передающей стороны на счете 0 401 20 251 «Расходы на перечисления другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации», принимающей стороны – на счете 0 401 10 151 «Доходы от поступлений от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» (п. 7 и 10 Инструкции № 162н).

В Письме № 02-06-07/733 проводки по отражению межбюджетной передачи недвижимого имущества Минфином не приводятся, однако, по мнению автора, они аналогичны проводкам, рассмотренным при межведомственной передаче. Разница лишь в том, что передающей стороне вместо счета 0 401 20 241 следует указывать счет 0 401 20 251, а принимающей стороне вместо счета 0 401 10 180 – счет 0 401 10 151.

Кроме того, по мнению автора, будет иным код доходов по бюджетной классификации РФ КРБ <2>, который указывается в разрядах 1 – 17 номера счета бюджетного учета принимающей стороной при отражении в учете операций по безвозмездному получению недвижимого имущества. Вместо кода XXX 207 00000 00 0000 180 «Прочие безвозмездные поступления» следует указывать код

ХХХ 202 00000 00 0000 151 «Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации».

* * *

В заключении отметим, что расходы по содержанию объекта недвижимости, понесенные в соответствии с законодательством РФ до получения государственной регистрации (до момента принятия к учету основных средств), отражаются на счете 0 401 20 000 «Расходы текущего финансового года» по соответствующим статьям (подстатьям) КОСГУ (Письмо № 02-06-07/1061).

_________________________________

  1. Понятие приведено из «Современного экономического словаря» (ИНФРА-М, 2006).
  2. Таким органом является Росреестр и его территориальные органы (п. 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 № 457).
  3. Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *