Передача в оперативное управление

Автор: | 29.04.2019

Право оперативного управления учреждений

На основании понятия права оперативного управления можно выделить следующие общие черты в осуществлении учреждением правомочий по владению и пользованию в отношении закрепленного за ним собственником имущества.

  • 1. Учреждение владеет и пользуется имуществом в пределах, установленных законом. Пределы осуществления правомочий по владению и пользованию имуществом устанавливаются, как правило, специальными законами, определяющими правовой статус отдельных видов учреждений. Подобные пределы, в частности, установлены в ст. 5 Федерального закона от 23 августа 1996 г. №127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике».
  • 2. Объем владения и пользования имуществом определяется целями деятельности учреждения. Цели деятельности любого учреждения всегда определяются в его уставе, поскольку они, как и другие некоммерческие организации, обладают специальной правосубъектностью.
  • 3. Владение и пользование имуществом осуществляется с учетом назначения имущества.

Согласно п. 1 ст. 296 ГК РФ учреждения могут распоряжаться закрепленным за ними имуществом с согласия собственника, если иное не установлено законом.

Исходя из приведенного положения закона, по общему правилу, учреждение может распоряжаться закрепленным за ним имуществом только с согласия собственника. Иной порядок распоряжения имуществом может быть установлен только законом.

В настоящее время возможность распоряжения имуществом зависит от вида учреждения. Пожалуй, самым узким по содержанию (по признаку возможности распоряжения имуществом) является право оперативного управления частного учреждения. Так, согласно п. 1 ст. 298 ГК РФ частное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным этим учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества. Это означает, что частное учреждение не может отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным этим учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества даже с согласия собственника.

Далее идет казенное учреждение. Казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества.

Порядок осуществления автономным и бюджетным учреждением правомочия по распоряжению зависит от вида имущества и способа его приобретения. Так, автономное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним собственником или приобретенными автономным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества. Остальным имуществом (это может быть как движимое, так и недвижимое имущество), находящимся у него на праве оперативного управления, автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом.

При этом в ст. 3 Федерального закона «Об автономных учреждениях» устанавливается еще одно ограничение для автономных учреждений по распоряжению перечисленным в п. 2 ст. 298 ГК РФ имуществом — им запрещено без согласия своего учредителя вносить данное имущество в уставный (складочный) капитал других юридических лиц или иным образом передавать это имущество другим юридическим лицам в качестве их учредителя или участника (за исключением объектов культурного наследия народов РФ, предметов и документов, входящих в состав Музейного фонда РФ, Архивного фонда РФ, национального библиотечного фонда).

Что касается бюджетного учреждения, то оно без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. Здесь имеется в виду любое недвижимое имущество — как закрепленное за ним собственником или приобретенное бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, так и приобретенное от разрешенной хозяйственной деятельности. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом. Так, например, ст. 13 Федерального «О некоммерческих организациях» установлено, что крупная сделка может быть совершена бюджетным учреждением только с предварительного согласия соответствующего органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения. Ст. 14 этого же закона установлено, что бюджетные учреждения не вправе размещать денежные средства на депозитах в кредитных организациях, а также совершать сделки с ценными бумагами, если иное не предусмотрено федеральными законами.

К упоминаемому особо ценному движимому имуществу относится движимое имущество, без которого осуществление бюджетным (автономным) учреждением своей уставной деятельности будет существенно затруднено (п. 11 ст. 9.2 Федерального закона «О некоммерческих организациях»; ч. 3 ст. 3 Федерального закона «Об автономных учреждениях»). Порядок отнесения имущества к особо ценному движимому имуществу определяется с учетом положений постановления Правительства РФ от 26.07.2010 №538. Перечни особо ценного движимого имущества определяются органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя.

Отдельные категории имущества, правом самостоятельного распоряжения которыми обладают государственные (муниципальные) учреждения в зависимости от типа, представлены в прил. 1.

Кроме того, в зависимости от способа распоряжения имуществом государственные (муниципальные) организации могут потребоваться дополнительные согласования. Например, в силу п. 2, 3 ст. 615 ГК РФ, для передачи в субаренду или в ссуду части арендуемых помещений арендатору необходимо получить согласие арендодателя. Подарить (пожертвовать) вещь, принадлежащую на праве оперативного управления, такая организация вправе только с согласия собственника, если законом не предусмотрено иное и речь не идет об обычном подарке небольшой стоимости (п. 1 ст. 576, ст. 582 ГК РФ).

Следует отметить, что всем видам учреждений учредительными документами может быть предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность (предпринимательскую деятельность). При этом, что интересно, для всех учреждений, кроме частного и казенного, законодатель отдельно оговаривает, что заниматься приносящей доходы деятельностью они могут лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствует этим целям. Однако такой законодательный прием не означает, что частное и казенное учреждение могут заниматься предпринимательской деятельностью не для обеспечения своих уставных целей и задач, поскольку как и все другие некоммерческие организации все виды учреждений обладают специальной правосубъектностью.

По закону основным источником финансирования деятельности учреждений являются поступления от собственника-учредителя. Так, в ст. 123.23 ГК РФ предусмотрено, что частное учреждение полностью или частично финансируется собственником его имущества. В силу п. 2 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ и на основании бюджетной сметы. Финансовое обеспечение деятельности автономного учреждения осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ (ст. 4 Федерального закона от 3 ноября 2006 г. №174-ФЗ «Об автономных учреждениях»).

В то же время многие учреждения сегодня ведут наряду с основной также и предпринимательскую деятельность. Действующее гражданское законодательство подробно не регламентирует предпринимательскую деятельность учреждений, оно лишь разрешает ее при условии, что такое право предоставлено ему в учредительных документах.

В связи с этим возникает вопрос: какую деятельность учреждений можно отнести к предпринимательской? Исходя из закрепленного в ст. 2 ГК РФ понятия предпринимательской деятельности ею считаются систематические, осуществляемые на свой риск:

  • – сдача в аренду имущества учреждения; торговля товарами, оборудованием; оказание платных услуг;
  • – приобретение долей в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, получение прибыли, приходящейся на них;
  • – приобретение акций, облигаций, иных ценных бумаг и получение доходов (дивидендов, процентов) по ним;
  • – ведение приносящей доход иной деятельности, непосредственно не связанной с собственным производством, предусмотренным уставом.

Однако данный перечень нельзя считать исчерпывающим. В реальности учреждение может заниматься и любой другой предпринимательской деятельностью, которая не запрещена законом, соответствует правовой природе учреждения и предусмотрена его уставом. Кроме того, у некоторых категорий учреждений отдельные виды деятельности не расцениваются как предпринимательство (например, платные услуги образовательных учреждений).

Анализ норм, отраженных в абз. 3 п. 1 ст. 2, п. 4 ст. 50 ГК РФ, п. 1 ст. 2, ст. 24 Федерального закона от 12 января 1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», позволяет сделать вывод, что приносящая доход деятельность некоммерческих организаций обладает специфическими обязательными признаками, не характерными для предпринимательской деятельности коммерческих организаций:

  • – такая деятельность не является основной, но должна быть отражена в уставе некоммерческой организации;
  • – она должна служить достижению социально-значимых целей, являющихся причиной создания данной организации, соответствовать указанным в уставе целям;
  • – не направлена на систематическое извлечение прибыли, а если таковая и будет получена, то она не подлежит распределению между участниками (членами) некоммерческой организации.

Доходы от предпринимательской деятельности учреждение получает благодаря собственной инициативе. Помощь собственника сводится лишь к одобрению соответствующих положений устава учреждения. При этом доходы от такой деятельности поступают в самостоятельное распоряжение учреждения, исключения составляют казенные учреждения, так как доходы, полученные от указанной деятельности казенного учреждения, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ.

Несмотря на неоднократное употребление в ГК РФ понятия самостоятельного распоряжения, его содержание в законодательстве не раскрывается, что привело в теории и правоприменительной практике к возникновению множества точек зрения относительно природы права учреждений на самостоятельное распоряжение:

  • 1. Право самостоятельного распоряжения имуществом учреждения является правом хозяйственного ведения.
  • 2. Е.Н. Абрамова и др. авторы считают, что данное право учреждения является особым вещным правом. Их позицию разделяют С.А. Зинченко, С.Э. Корх, С.О. Корытов, Л.В. Щенникова. Так, С.А. Зинченко и С.Э. Корх полагают, что «сложившаяся практика применения анализируемых норм показывает, что содержание права самостоятельного распоряжения по объему уже права собственности и шире прав хозяйственного ведения и оперативного управления. Очевидно, оно является одной из разновидностей вторичных (производных) вещных прав, содержащих свой набор правомочий, составляющих его содержание».
  • 3. По мнению М.В. Чередниковой право учреждения самостоятельно распоряжаться доходами, полученными от разрешенной собственниками деятельности, и приобретенным за счет этих средств имуществом является правом оперативного управления.
  • 4. В.П. Камышанский относит рассматриваемое право к праву собственности, ограниченным, во-первых, кругом объектов, которые учреждение вправе приобретать, во-вторых, целями, предусмотренными учредительными документами, в третьих, назначением имущества.

На практике некорректная формулировка п. 1-3 ст. 298 ГК РФ приводит к тому, что учреждения наделяются правом собственности на имущество, приобретенное за счет полученных от разрешенной собственниками деятельности доходов. К тому же возможность иметь имущество на праве собственности нашло законодательное закрепление.

Полагается, что в рассматриваемой ситуации имеют место два режима имущества учреждения:

  • 1. Право оперативного управления в «чистом виде», которым обладает учреждение в отношении имущества, закрепленного за ним собственником и приобретенного за счет выделенных собственником имущества средств, а также на плоды, продукцию, доходы, полученные от использования находящегося в оперативном управлении учреждения имущества (см. п. 2 ст. 299 ГК РФ).
  • 2. Режим, установленный для приобретенного учреждением имущества на доходы, полученные от разрешенной учредительными документами иной приносящей доход деятельности. Данное имущество поступает в самостоятельное распоряжения учреждения, т. е. к содержанию права оперативного управления добавляется дополнительное правомочие. Но это не дает оснований считать, что в таком случае режим данного имущества преобразуется в право собственности или хозяйственного ведения учреждения. В отношении рассматриваемого права учреждения конструкция права хозяйственного ведения может быть применимой лишь к движимому имуществу, т. к. на основании п. 2 ст. 295 ГК РФ предприятие, по общему правилу, может самостоятельно, без согласия собственника распоряжаться движимым имуществом. Но в случае с недвижимым имуществом субъект права хозяйственного ведения может им распоряжаться без каких-либо исключений из данного правила только с согласия собственника имущества. Разумеется, учреждение за счет полученных от разрешенной иной деятельности доходов может приобретать как движимое, так и недвижимое имущество. В случае распространения на право самостоятельного распоряжения учреждения режима права хозяйственного ведения должен сохраняться ограниченный характер распоряжения недвижимым имуществом (т. е. с согласия собственника).

В свою очередь нет никаких оснований полагать, что право учреждений на самостоятельное распоряжение полученными от разрешенной иной деятельности доходами является отличным от права оперативного управления самостоятельным вещным правом. Признание рассматриваемого права учреждения самостоятельным, новым вещным правом не только нецелесообразно, но и решительным образом не отвечает требованиям рыночных отношений, при которых их участники всегда являются самостоятельно распоряжающимися своим имуществом собственниками.

Полагается, что в ст. 298 ГК РФ подразумевается право оперативного управления, но с комплементарным правомочием самостоятельного распоряжения доходами и приобретенным за счет собственных доходов имуществом, входящим в содержание права оперативного управления.

Аналогичные критикуемые положения ранее имелись в ряде законодательных актов: в п. 5 ст. 39 Закона РФ от 10 июля 1992 г. №3266-I «Об образовании», в п. 2 ст. 27 Федерального закона от 22 августа 1996 г. №125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

Как представляется, у созданного в форме учреждения юридического лица никоим образом не может возникнуть право собственности на имущество. Учреждение не может обладать правом собственности на приобретенное имущество даже за счет собственных доходов. Данное имущество поступает в его оперативное управление, но ни при каких обстоятельствах не в собственность.

В пользу данной позиции можно привести следующие доводы.

1. Владение имуществом на праве собственности противоречит правовой сущности конструкции учреждения. В соответствии с положениями п. 1 ст. 123.21 ГК РФ учреждение является созданной собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера унитарной некоммерческой организацией. Права учреждения на имущество, как закрепленное за ним собственником, так и приобретенное учреждением, определяются на основании ст. 296 ГК РФ (т. е. право оперативного управления). По этому поводу следует согласиться с мнением С.А Зинченко и С.Э. Корха: «Нет логики в признании собственниками образовательных учреждений в силу того, что они создаются самим собственником (ст. 120 ГК), а имущество закрепляется за ними на праве оперативного управления как производном (вторичном) вещном праве (ст. 296 ГК)».

По своей сути учреждения представляют собой единственную разновидность некоммерческих организаций, которые не являются собственником своего имущества. Их финансирование осуществляется учредителями-собственниками, в силу чего учреждения получают ограниченное вещное право на предоставленное им имущество и в определенной степени сжатые возможности самостоятельного распоряжения имуществом, что проявляется в их специальной правосубъектности.

Кроме всего прочего, ст. 213 ГК РФ непосредственно указывает на невозможность владения учреждением имуществом на праве собственности.

2. Все имущественные отношения, опосредующие принадлежность какого-либо имущества на праве собственности определенным лицам, а также отношения, возникающие в связи с нахождением имущества у лиц, не являющихся его собственниками (право оперативного, хозяйственного управления), касаются сферы регулирования гражданского законодательства. Определяя структуру гражданского законодательства, п. 2 ст. 3 ГК РФ устанавливает, что данная законодательная отрасль состоит из ГК РФ и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов. В силу прямого указания данного пункта содержащиеся в таких федеральных законах нормы гражданского права должны соответствовать ГК РФ.

Таким образом, ГК РФ занимает центральное, системообразующее место в гражданском законодательстве, а в силу ст. 4 Федерального закона от 30 ноября 1994 г. №52-ФЗ остальные федеральные законы и иные правовые акты, регулирующие гражданско-правовые отношения, применяются постольку, поскольку они не противоречат ГК РФ. Сам же Кодекс не предусматривает владение учреждением имуществом на праве собственности.

3. Предусмотренная п. 8 ст. 123.22 ГК РФ возможность определения законами особенностей правового положения отдельных видов учреждений не означает, что может устанавливаться отличный от установленного ГК РФ режим имущества учреждения. Здесь подразумевается в первую очередь основные задачи, особенности создания, структуры органов управления, ликвидации и пр. Таким образом, определяющие особенности правового положения отдельных видов учреждений иные законы не должны изменять установленный ГК РФ режим имущества учреждения.

Сказанное подтверждается и судебной практикой. Так, п. 2 постановления Пленума ВАС РФ от 22 июня 2006 г. №21 предписывает судам при решении вопроса об объеме полномочий учреждения в отношении доходов, полученных от предусмотренной учредительными документами приносящей доходы деятельности, а также приобретенного за их счет имущества исходить из того, что Кодекс, не регламентируя содержание права самостоятельного распоряжения имуществом, приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доходы деятельности, тем не менее, в силу ст. 120, 296, 298 ГК РФ исключает возможность возникновения у учреждения права собственности на данное имущество.

Данный вывод базируется на толковании нормы ГК РФ, не предусматривающей каких-либо изъятий из применения установленного ею требования. К тому же принимается во внимание назначение учреждений, целью деятельности которых является осуществление некоммерческих социально-значимых функций. Приносящая доходы деятельность может осуществляться ими в сжатых рамках и не должна уподобляться основной. Для этого предусмотрен контроль собственника.

На основе проведенного исследования для устранения имеющихся пробелов правового регулирования предлагается внести изменения в соответствующие абзацы п. 1-4 ст. 298 ГК РФ, изложив их в следующей редакции:

«Полученные от такой деятельности доходы и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения в рамках права оперативного управления и учитываются на отдельном балансе».

Об утверждении Положения о порядке передачи муниципального имущества в оперативное управление муниципальным казенным учреждениям

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТАРОДВОРЦОВСКОГО СЕЛЬСОВЕТА

КОЧУБЕЕВСКОГО РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

26.06.2014 г х.Стародворцовский № 42

Об утверждении Положения о порядке передачи муниципального имущества в оперативное управление муниципальным казенным учреждениям

Руководствуясь статьями 296, 298, 299 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с пунктом 3 статьи 3 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом муниципального образования Стародворцовского сельсовета Кочубеевского района Ставропольского края, администрация муниципального образования Стародворцовского сельсовета Кочубеевского района Ставропольского края,

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить Положение о порядке передачи муниципального имущества в оперативное управление муниципальным казенным учреждениям, согласно приложению.

2. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.

3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его опубликования. В периодичном печатном издании муниципального образования Стародворцовского сельсовета «Вестник Стародворцовского сельсовета»

Глава муниципального образования

Стародворцовского сельсовета

Кочубеевского района

Ставропольского края А.М.Тысячный

Приложение № 1

к постановлению администрации

муниципального образования

Стародворцовского сельсовета

от 26.06.2014 г. № 42

Положение

о порядке передачи муниципального имущества в оперативное управление муниципальным казенным учреждениям

Статья 1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение определяет порядок возникновения, осуществления и прекращения права в отношении муниципального имущества, переданного в оперативное управление муниципальному казенному учреждению культуры «Культурно – досуговое объединение».

1.2. Муниципальное имущество может быть закреплено на праве оперативного управления за муниципальным казенным учреждением культуры «Культурно – досуговое объединение» (далее — Учреждение), которое в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением закрепленного за ним имущества осуществляет права владения, пользования и распоряжения этим имуществом в пределах, установленных действующим законодательством, настоящим Положением, уставом Учреждения и актом о закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления за муниципальным учреждением.

1.3. Закрепление муниципального имущества в оперативное управление муниципальным учреждениям от имени администрации муниципального образования Стародворцовского сельсовета как собственника осуществляется на основании постановления главы муниципального образования Стародворцовского сельсовета.

1.4. В оперативное управление могут передаваться здания, сооружения, нежилые помещения, оборудование, транспортные средства, инвентарь, иное имущество, предназначенное для осуществления видов деятельности, указанных в уставе Учреждения.

1.5. Плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в оперативном управлении, а также имущество, приобретенное Учреждением по договору или иным основаниям, являются муниципальной собственностью и поступают в оперативное управление Учреждения в порядке, установленном действующим законодательством для приобретения права собственности.

Статья 2. Основные требования к объектам, субъектам и процедурам при передаче муниципального имущества в оперативное управление

2.1. Имущество передается в оперативное управление:

— в соответствии с его функциональным назначением;

— для реализации уставных целей и задач Учреждения.

2.2. Имущество передается в оперативное управление на период деятельности Учреждения.

2.3. В случае передачи Учреждению в оперативное управление объекта недвижимости Учреждение обязано оформить правоустанавливающие документы на землепользование.

Статья 3. Порядок передачи имущества в оперативное управление

3.1. Передача муниципального имущества в оперативное управление Учреждению осуществляется как при создании, так и в период его деятельности.

3.2. Основанием закрепления муниципального нежилого фонда и другого недвижимого имущества, а также движимого имущества на праве оперативного управления за Учреждением является постановление главы Стародворцовского сельсовета. Подготовку проекта постановления о создании или реорганизации Учреждения осуществляет администрация муниципального образования Стародворцовского сельсовета. В распоряжении указываются: решение о создании или реорганизации Учреждения, поручение утвердить устав и сроки его утверждения, сроки проведения государственной регистрации Учреждения, поручение передать Учреждению имущество на праве оперативного управления. К проекту постановления администрация готовит и представляет пояснительную записку о необходимости создания Учреждения, экономическое обоснование с расчетом штатной численности, расчет суммы ассигнований на финансирование, а также (в случае создания Учреждения) перечень объектов муниципального имущества, передаваемого Учреждению на праве оперативного управления. Акт о закреплении имущества на праве оперативного управления готовит юрисконсульт администрации муниципального образования Стародворцовского сельсовета в двухнедельный срок с момента представления всех документов, указанных в п. 3.3 настоящего Положения.

3.3. Для закрепления муниципального имущества в оперативное управление Учреждение представляет в администрацию муниципального образования Стародворцовского сельсовета следующие документы:

3.3.1. При создании Учреждения:

— заявление о предоставлении имущества в оперативное управление, подписанное руководителем Учреждения и заверенное печатью Учреждения;

— копии свидетельства о государственной регистрации юридического лица, свидетельства о постановке на налоговый учет, устава Учреждения, приказа о назначении руководителя;

— распоряжение о создании Учреждения;

— заполненные формы (приложения №№ 1 — 7 к акту о закреплении муниципального имущества в оперативное управление).

3.3.2. При создании Учреждения в порядке реорганизации (слияния, присоединения):

— заявление о предоставлении имущества в оперативное управление, подписанное руководителем Учреждения и заверенное печатью Учреждения;

— копии свидетельства о государственной регистрации юридического лица, свидетельства о постановке на налоговый учет, устава Учреждения, приказа о руководителе;

— распоряжение о реорганизации Учреждения;

— заполненные формы (приложения №№ 1 — 7 к акту о закреплении муниципального имущества в оперативное управление);

— копию передаточного акта.

3.4. В случае если Учреждению передается имущество, приобретенное за счет средств федерального или областного бюджетов в рамках реализации национального проекта «Образование», Учреждение в 3-дневный срок со дня получения имущества представляет в администрацию муниципального образования Стародворцовского сельсовета следующие документы:

а) копию накладной;

б) копию акта приема-передачи;

в) копию приказа департамента образования о передаче имущества.

Управляющий делами администрации муниципального образования Стародворцовского сельсовета Кочубеевского района готовит проект постановления главы муниципального образования Стародворцовского сельсовета о передаче Учреждению данного имущества. После издания постановления готовит акт о закреплении имущества на праве оперативного управления.

3.5. Учреждению может дополнительно передаваться имущество из казны. Для этого Учреждение обращается с письменным заявлением к главе муниципального образования Стародворцовского сельсовета о предоставлении ему имущества и с предложением по использованию данного имущества. После принятия положительного решения администрация муниципального образования Стародворцовского сельсовета готовит проект постановления главы муниципального образования Стародворцовского сельсовета о передаче Учреждению имущества. На основании постановления готовит акт о закреплении имущества на праве оперативного управления.

3.6. Право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за муниципальным казенным учреждением, возникает у этого Учреждения с момента передачи имущества.

3.7. С момента фактической передачи муниципального имущества на праве оперативного управления Учреждению переходят обязанности по учету, инвентаризации и сохранности закрепленного за ним имущества.

3.8. Дополнительное предоставление имущества в оперативное управление Учреждению в процессе его деятельности осуществляется на основании заявления руководителя Учреждения.

3.9. Руководитель Учреждения или уполномоченное им лицо на основании нотариально удостоверенной доверенности осуществляет сбор необходимых документов, а также обеспечивает проведение государственной регистрации права оперативного управления на закрепленное за Учреждением муниципальное имущество.

Статья 4. Учет муниципального имущества, закрепленного за муниципальным учреждением на праве оперативного управления

4.1. Имущество, закрепленное за Учреждением на праве оперативного управления, является муниципальной собственностью и числится в реестре муниципального имущества.

4.2. Закрепленное имущество учитывается на балансе Учреждения в соответствии с действующим законодательством и инструкцией по бюджетному учету.

4.3. Все изменения характеристик имущества, связанные с его использованием, вносятся в Реестр муниципальной собственности администрации муниципального образования Стародворцовского сельсовета на основании данных, представленных Учреждениями и организациями, осуществляющими техническую инвентаризацию имущества.

Статья 5. Пользование и распоряжение закрепленным имуществом

5.1. Осуществляя право оперативного управления, Учреждение владеет, пользуется, распоряжается закрепленным за ним муниципальным имуществом в соответствии с действующим законодательством, настоящим Положением и актом о закреплении имущества на праве оперативного управления в пределах деятельности, предусмотренной уставом Учреждения.

5.2. Учреждение самостоятельно осуществляет платежи по налоговым и другим обязательствам в соответствии с действующим законодательством за имущество, переданное ему в оперативное управление, в том числе за земельные участки, на которых расположены соответствующие объекты недвижимости.

5.3. Учреждение обязано использовать закрепленное в оперативное управление имущество в соответствии с его функциональным назначением для реализации целей и задач, установленных уставом Учреждения.

5.4. Учреждение несет ответственность за сохранность и целевое использование закрепленного за ним имущества. Контроль деятельности Учреждения в этой части осуществляет администрация муниципального образования Стародворцовского сельсовета, которая производит документальные и фактические проверки.

5.5. Учреждение осуществляет капитальный и текущий ремонт находящегося в оперативном управлении имущества.

5.6. Перепланировка и реконструкция объектов недвижимости может осуществляться только при наличии разрешительной документации. В случае осуществления (выявления) самовольных перепланировок и реконструкций, самовольно возведенных объектов недвижимости Учреждения обязаны осуществить мероприятия по узакониванию произведенных перепланировок, реконструкций и самовольно возведенных объектов.

5.7. Учреждение не вправе продавать или иным способом отчуждать находящееся в оперативном управлении имущество.

5.8. Порядок списания имущества в связи с полным моральным или физическим износом устанавливается настоящим Положением.

5.9. Порядок сдачи в аренду временно не используемого Учреждением имущества устанавливается в соответствии с Положением о порядке предоставления в аренду муниципального имущества администрации муниципального образования Стародворцовского сельсовета.

5.10. При реорганизации или ликвидации Учреждения его учредитель обязан в десятидневный срок известить администрацию муниципального образования Стародворцовского сельсовета о принятом решении для определения дальнейшей судьбы имущества, закрепленного за Учреждением на праве оперативного управления.

Статья 6. Перераспределение имущества между муниципальными учреждениями

6.1. Имущество, приобретенное Учреждением за счет бюджетных средств и других источников финансирования, подлежит учету в порядке, установленном настоящим Положением, с включением его в реестр муниципального имущества.

6.2. Не используемое Учреждением имущество либо имущество, используемое не по целевому назначению, подлежит изъятию и перераспределению на основании решения органа местного самоуправления.

6.3. При реорганизации или ликвидации Учреждения неиспользуемое имущество, переданное ему в оперативное управление, подлежит возврату в казну с принятием администрацией муниципального образования Стародворцовского сельсовета соответствующего решения о дальнейшем использовании данного имущества.

Статья 7. Прекращение права оперативного управления

7.1. Право оперативного управления имуществом прекращается по основаниям и в порядке, предусмотренным действующим законодательством для прекращения права собственности, а также в случаях:

а) ликвидации Учреждения;

б) списания физически изношенного или морально устаревшего имущества;

в) правомерного изъятия излишнего, неиспользуемого либо используемого не по назначению имущества, по решению собственника.

7.2. Решение о списании физически изношенного или морально устаревшего имущества Учреждения принимается собственником при наличии следующих документов:

а) заявления Учреждения о списании имущества;

б) акта обследования Учреждением имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления, с указанием причин списания;

в) экспертного заключения.

При необходимости собственник может создавать свою комиссию по обследованию имущества, подлежащего списанию.

7.3. Решение об изъятии излишнего, неиспользуемого либо используемого не по назначению имущества из оперативного управления Учреждения принимается собственником на основании одного из следующих документов:

а) заявления Учреждения об отказе от использования имущества;

б) акта проверки использования Учреждением имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления, в результате которой были установлены факты неиспользования имущества либо его использования не по целевому назначению.

7.4. В случае изъятия у Учреждения объекта недвижимости как излишнего имущества одновременно с этим изымается земельный участок, расположенный под этим объектом. К предложениям об изъятии излишнего имущества прилагаются обоснование необходимости изъятия излишнего имущества, предложения о дальнейшем использовании этого имущества. При подготовке распоряжения об изъятии у Учреждения излишнего имущества одновременно может приниматься решение о закреплении этого имущества на праве оперативного управления за другим Учреждением.

7.5. Приемка имущества от Учреждения производится по акту приема-передачи имущества, утвержденному главой муниципального образования Стародворцовского сельсовета. Кроме этого, в части передачи основных средств составляется акт приема-передачи по формам ОС-1 и ОС-1а.

Статья 8. Контроль за использованием имущества, закрепленного на праве оперативного управления

8.1. Контроль за использованием по назначению и сохранностью имущества, закрепленного за Учреждением, осуществляет администрация муниципального образования Стародворцовского сельсовета

8.2. Учреждение 1 раз в год (до 1 февраля) представляет в администрацию муниципального образования Стародворцовского сельсовета данные инвентаризации имущества, закрепленного за ним в оперативное управление, по состоянию на начало текущего года.

8.3. Проверка использования имущества, закрепленного за Учреждением в оперативное управление, производится администрацией муниципального образования Стародворцовского сельсовета согласно графику, утвержденному главой муниципального образования Стародворцовского сельсовета.

Статья 9. Ответственность

9.1. Ущерб, причиненный имуществу, закрепленному на праве оперативного управления, должностными лицами и работниками Учреждения, подлежит возмещению в порядке и размерах, определяемых в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

9.2. За ненадлежащее исполнение условий акта о закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления стороны несут ответственность, предусмотренную действующим законодательством Российской Федерации.

Статья 10. Заключительные положения

10.1. Настоящее Положение вступает в силу со дня его опубликования.

10.2. Бессрочные договоры передачи муниципального имущества в оперативное управление подлежат приведению в соответствие с настоящим Положением в срок до 01.10.2014.

10.3. Если в результате внесения изменений в действующее законодательство настоящее Положение вступает с ним в противоречие, то до внесения изменений в Положение оно действует в части, не противоречащей действующему законодательству.

Управляющий делами администрации

Стародворцовского сельсовета Е.Ш.Умарова

Приложение 1

АКТ № 1

о закреплении имущества за

(полное наименование учреждения по уставу (положению))

на праве оперативного управления

от «_____» ___________ 20 __ г.

На основании статьи 296 Гражданского кодекса РФ:

1.Закрепить за _______________________________________________

_____________________________________________________________

(полное наименование учреждения)

на праве оперативного управления муниципальное имущество балансовой стоимостью __________________, остаточной стоимостью по состоянию на_____________________________________________________

____________________________________________________________

(сумма цифрами и прописью)

2.Обязать руководителя________________________________________

_____________________________________________________________ (наименование учреждения)

­­­­­­­­­­­­­­­_______________________________________________________________________________________________________

(Ф.И.О.)

обеспечить сохранность и эффективное использование муниципальной собственности в соответствии с действующим законодательством.

Приложение: 1. Акт оценки стоимости зданий и сооружений на ____ л.

2. Акт оценки стоимости машин и оборудования на ____ л.

3. Акт оценки общей стоимости основных средств на ____ л.

4. Акт оценки и наличия запасов, затрат, на ____ л.

денежных средств

5. Акт оценки и наличия долгосрочных финансовых на ____ л.

вложений

6. Акт оценки и наличия нематериальных активов на ____ л.

7. Акт оценки стоимости незавершенного на ____ л.

капитального строительства

Глава Стародворцовского

сельсовета

Кочубеевского района

Руководитель учреждения

________________________ ___________________________

Приложение 2

АКТ

оценки стоимости зданий и сооружений

по состоянию на _____________ 20 __ г.

_____________________________________________________ _____________________________________________________

(полное наименование учреждения по уставу (положению))

№ п/п

Фактический номер

Наименование объекта недвижимости

Адрес объекта недвижимости

Остаточная стоимость объекта

Год ввода в эксплуатацию

Площадь объекта

(кВ.м)

Первоначальная балансовая стоимость, руб.

Физический износ

Руководитель учреждения

Главный бухгалтер

дата

М.П.

Приложение 3

АКТ

оценки стоимости машин, оборудования

и других основных средств по состоянию

на ___________________ 20 __ г.

_____________________________________________________ _____________________________________________________

(полное наименование учреждения по уставу (положению))

№ п/п

Инвент. Номер объекта

Наименование объекта, его местонахождение (адрес)

Марка

Год ввода в эксплуатацию

Первоначальная балансовая стоимость, руб.

Фактический (физический) износ

Остаточная стоимость, руб.

Руководитель учреждения

Главный бухгалтер

дата

М.П.

Приложение 4

АКТ

оценки общей стоимости основных средств

_____________________________________________________ _____________________________________________________

(полное наименование учреждения по уставу (положению))

на ______________________ 20 __ г.

Наименование

Первоначальная (балансовая) стоимость, руб.

Фактический физический износ

Остаточная стоимость, руб.

Основные средства — всего

Из них:

Здания и сооружения

В том числе жилые

Машины и оборудование

Транспортные средства

Вычислительная и оргтехника

Другие основные средства

Справочно: основные фонды, нормативный срок службы которых истек

Руководитель учреждения

Главный бухгалтер

дата

М.П.

Приложение 5

АКТ

оценки и наличия нематериальных активов

на ______________________ 20 __ г.

_____________________________________________________ _____________________________________________________

(полное наименование учреждения по уставу (положению))

Наименование

Стоимость по активу баланса, руб.

Износ

Стоимость с учетом износа, руб.

Нематериальные активы — всего

В том числе:

Руководитель учреждения

Главный бухгалтер

М.П.

Приложение 6

АКТ

оценки и наличия запасов, затрат, денежных средств

и других финансовых активов

на ______________________ 20 __ г.

_____________________________________________________ _____________________________________________________

(полное наименование учреждения по уставу (положению))

Наименование статей второго и третьего разделов актива баланса

Сумма, рулей

1.Запасы и затраты — всего

в том числе:

2.Денежные средства. расчеты и прочие активы — всего

в том числе:

Руководитель учреждения

Главный бухгалтер

дата

М.П.

Приложение 7

АКТ

оценки стоимости незавершенного капитального

строительства и неустановленного оборудования

по состоянию на _________________ 20 __ г.

_____________________________________________________ _____________________________________________________

(полное наименование учреждения по уставу (положению))

№ п/п

Наименование объекта, его местонахождение

Год начала строительства

Объем работ по смете

Фактически выполненный объем работ, руб.

Руководитель учреждения

Функции субъектов

Субъекты права оперативного управления — государственные предприятия (федеральные, муниципальные, субъектов РФ), а также созданные ими учреждения любой формы собственности. Решение о создании федерального предприятия принимает Правительство РФ, муниципального — муниципальные органы власти, а предприятия субъектов РФ — органы государственной власти субъекта Российской Федерации.

Казенные предприятия вправе распоряжаться:

  • оборудованием, транспортом и пр.;
  • доверенными им производственными комплексами;
  • денежными средствами в соответствии с утвержденной сметой;
  • продукцией и доходами, полученными от работы;
  • любыми вещами, находящимися в свободном гражданском обороте.

Закрепленные объекты подлежат страхованию за счет собственника. Все вопросы реализации сделанной продукции или услуг они также могут решать самостоятельно, но отчуждение, распоряжение активами уже требует согласия собственника, то есть государства.

Не вправе субъекты права, к примеру, продавать здания собственника без его ведома. Но они обязаны осуществлять регистрацию права на недвижимость и земельные участки, закрепленные за ними. Полученные от деятельности доходы поступают в самостоятельное распоряжение предприятия. Государство может забрать излишки, которое не используется.

Казенные предприятия не вправе отчуждать здания или оборудование, приобретенные за счет средств, выделенных им по смете без согласия государства.

Объем прав

Оперативное управление осуществляется в разных формах. Например, активы могут сдаваться в аренду, передаваться в залог, использоваться для достижения целей поставленных перед предприятиям (производства товаров, услуг и пр.).

В процессе осуществляется:

  • производственный или иной бизнес-процесс для реализации поставленных целей;
  • контроль за состоянием вверенных активов;
  • формирование ценовой политики, в том числе себестоимости продукции;
  • регулярные налоговые отчисления, выплата заработной платы;
  • работа с поставщиками и другими контрагентами.

Учреждения, созданные казенными предприятиями могут быть производственными, а также некоммерческими организациями. В ходе управления все субъекты осуществляют разные функции: ведут учет ценностей на складах, организуют работу персонала, контролируют качество выпускаемой продукции или услуг. Естественно, предприятия заключают договора, берут кредиты и осуществляют расчеты с контрагентами.

Оперативное распоряжение осуществляется в сфере затрат на производственный процесс, финансов, распоряжения запасами и ресурсами предприятия, закупки и расходования сырья и других товаров. Предприятия ведут строгий документооборот и отчитываются перед налоговыми и другими проверяющими структурами. Они могут участвовать в ассоциациях и других объединениях, создавать филиалы и другие структуры

Уставы крупных субъектов могут утверждаться Правительством РФ и могут содержать дополнительные условия реализации прав. На предприятиях создаются фонды целевого назначения, а также резервные и другие фонды.

Переход права управления

При переходе права собственности к другому госоргану, то право оперативного распоряжения сохраняется. Возникает данное право с момента передачи активов (в случае с недвижимостью с момента регистрации прав в Росреестре), а прекращается при правомерном изъятии активов собственником, а также другими причинам, установленным законодательством.

При смене собственника, например, с муниципального на субъект РФ, выдается свидетельство о праве ОУ. В распоряжение казенного предприятия активы передаются только на условиях их использования для реализации производственного или другого плана казенного предприятия, учреждения. В случае, когда активы используются для достижении иных целей, оно может быть изъято государством. Изъятие происходит по определенной процедуре — с составлением акта, подтверждающего нецелевое использование.

Порядок передачи имущества, находящегося в оперативном управлении, определяется ГК РФ. Казенные предприятия могут инициировать признание недействительными актов собственника об изъятии или распоряжении вверенного им объекта.

Ограничение прав

Ограничивает право ОУ только собственник и закон. По обязательствам казенных предприятий предусмотрена субсидиарная форма ответственности. Недвижимость находиться под обременением. Без разрешения государственных органов реализовать дома, здания, цеха и другие помещения будет невозможно. Существуют также ограничения на распоряжение особо ценным имуществом субъектом права ОУ.

Списание оборудования осуществляется с согласия собственника. Не может казенное предприятие также менять целевое назначение объектов без согласования. Оно обязано отчитывается перед государством об использовании всех активов и исполнении решений.

После прекращения права ОУ нужно будет передать все по акту приема-передачи в надлежащем состоянии с учетом естественного износа. Если активам был нанесен ущерб, то он подлежит возмещению в судебном порядке.

ВАЖНО! Доходы, полученные казенными предприятиями, а также изъятое у них имущество или излишки, поступают в государственный бюджет.

Государство наделяет казенные предприятия и учреждения правом оперативного управления. Закон предусматривает ограниченные возможности по распоряжению активами, однако у субъектов достаточно прав для организации производственной деятельности для достижения целей, поставленных перед ними уставом.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *