Перевозка между складами

Автор: | 30.04.2019

10 правил успешной перевозки складов

Переезд предприятия — это сложный проект, который включает в себя, в том числе транспортировку складского оборудования и имущества, которое там хранится.

Перемещение содержимого складского помещения представляет собой трудоемкий процесс, требующий наличия специализированной погрузочной техники.

Чтобы успешно реализовать поставленную задачу, нужно соблюдать ряд простых правил.

1. Заранее обратиться в транспортную компанию

Если Вы решили воспользоваться помощью специалистов, заблаговременно обратитесь в транспортную компанию. Перевозка склада — это непростая задача, которая требует серьезного подготовительного этапа. Следует адекватно оценить фронт предстоящих работ, чтобы избежать непредвиденных проблем, которые могут стать причиной простоя предприятия и работы склада.

2. Произвести учет материально-технических ценностей

На складе хранится огромное количество предметов, на большом складе их еще больше. Чтобы рассчитать количество грузового транспорта, такелажников, паллетов, необходимость использования специализированного транспорта и т.д., содержимое склада надо пересчитать. Эта обязательная мера, которая поможет обеспечить сохранность транспортируемого груза.

3. Распланировать этапы

Главное правило любого переезда — четко расписать все этапы по времени. Упаковкой товара должны заниматься все сотрудники, так как она занимает много времени. После упаковки идет черед погрузки, в процессе которой строго соблюдается очередность групп предметов по маркировке. Хаотичные и разрозненные действия, когда один сотрудник упаковывает, другой демонтирует, а третий занимается погрузкой, приведет к неразберихе.

4. Упаковать и промаркировать груз

Все содержимое склада, за исключением товаров в коробках и мешках, необходимо запаковать для удобной и безопасной транспортировки. При перемещении склада применяют такой же упаковочный материал, что и для офисных или квартирных переездов.

Иногда предметам на складе не требуется дополнительная упаковка, так как они уже готовы к дальнейшему перемещению. Предметы упакованы в том виде, который позволяет их легко перевозить как между складскими ячейками, так и на дальние расстояния к конечному потребителю.

Все предметы проходят обязательную маркировку, без которой невозможно расставить на места оборудование и товары. Ее отсутствие серьезно затянет организацию работы склада на новом месте.

5. Привлечь к работе такелажников

Если на складе находятся крупногабаритные и массивные предметы, которые невозможно вынести и занести обычным способом, требуется привлечь такелажников. Это не просто грузчики, а профессионалы с серьезным багажом знаний и опытом работы со специализированными оборудованием — от банальных погрузчиков до кранов.

6. Рассчитать количество грузовых автомобилей

Это самый важный и ответственный пункт в списке задач. Необходимо определить не только количество машин, но и оптимальную тоннажность, чтобы полностью перевезти весь груз в сжатые сроки. Невозможно собрать только нижние полки стеллажей, разместить на них часть предметов и начать работу.

7. Заранее оформить необходимые документы

Как правило, любое предприятие — это режимный объект. Нахождение посторонних людей, даже если это представители компании перевозчика, невозможно без соответствующих документов. Не забудьте заранее подписать необходимые бумаги. То же самое касается транспортируемого груза.

8. Учесть нюансы демонтажа стеллажей и коммуникаций

Если Вы решили перевезти стеллажи для хранения на новое место, примите во внимание, что процесс их демонтажа займет много времени. Зачастую требуется не только достать скрепляющие соединения, но в случае необходимости разрезать металлоконструкции.

Стоить помнить о том, что на новое место переезжает не только содержимое стеллажей и потолок, но и коммуникации, дополнительное оборудование: системы освещения, кондиционирования, вентиляции. Их следует демонтировать в последнюю очередь, а монтировать в первую очередь в максимально сжатые сроки.

9. Осуществить переезд в выходные дни

Чтобы работа предприятия не была нарушена, переезд лучше осуществлять в выходные дни: появится время, чтобы разложить предметы на стеллажах, не возникнет путаница с поиском и отгрузкой товаров.

Еще один важный аргумент — свободные дороги. Загруженные машины быстрее доберутся до места назначения. Перемещение склада в субботу или воскресенье займет гораздо меньше времени по сравнению с будним днем.

10. Составить схему будущего склада

Четко составленная схема будущего склада — это залог успеха мероприятия. Именно она является ориентиром для рабочих: в какой последовательности упаковывать и перевозить товар, где его расположить и т.д. Глядя на схему, можно определить необходимость прокладки вспомогательных коммуникаций, установки дополнительных стеллажей и секций для хранения.

Особенности складского переезда

  • Иногда процесс перевозки склада на новое место не предполагает полную остановку его работы. Даже в течение времени переезда функционирование не останавливается.
  • Необходимо заранее понять, какие задачи следует реализовать непосредственно в назначенный день. Как правило заказы в этот день сокращают до минимально возможного количества.
  • Нужно определить необходимое количество оборудования и человеческих ресурсов для работы подразделения в день «Х».
  • Если переезжает торговое предприятие, например интернет-магазин, самое оптимальное решение — заблаговременно подготовить необходимые товары к доставке покупателям.

Перевозка товаров. Непростые накладные

СИТУАЦИЯ

Обязанность доставить товар покупателю по общему правилу лежит на поставщике. Сделать это он может сам или с помощью транспортной компании. Исключение — выборка ценностей, когда покупатель получает товар в месте нахождения поставщика и сам организует его вывоз. Рассмотрим, какие накладные необходимо оформить в каждом из этих случаев, чтобы принять в налоговом учете расходы на приобретение товара и на его доставку автомобильным транспортом, а также зачесть НДС.

многих компаний расходы на покупку и доставку товаров на склад составляют значительные суммы. Поэтому важно, чтобы понесенные фирмой затраты были не только экономически обоснованы, но и документально подтверждены(*1). Иначе проблем во время налоговой проверки не избежать.

Движение товара от поставщика к покупателю оформляют товарораспорядительными и транспортными документами, для которых предусмотрены унифицированные бланки.

Так, товарную накладную по форме N ТОРГ-12(*2) составляют во всех случаях реализации товара. Она подтверждает отпуск товаров поставщиком и является основанием для оприходования этих ценностей покупателем.

В качестве сопроводительного транспортного документа при перевозке грузов автомобильным транспортом применяют форму N 1-Т «Товарно-транспортная накладная»(*3). Все юридические лица, которые эксплуатируют автотранспортные средства и являются отправителями и получателями грузов, перевозимых этим видом транспорта, обязаны использовать этот документ(*4).

Согласно Гражданскому кодексу(*5), а также Уставу автомобильного транспорта(*6) заключение договора перевозки подтверждается составлением транспортной накладной.

Однако при этом форма N 1-Т предназначена не только для расчетов продавца (грузоотправителя) с перевозчиками за услуги по автомобильной транспортировке грузов. В этой накладной есть также и другой раз-
дел — товарный. На основании имеющихся в нем данных в учете грузоотправителя отражается передача товарно-материальных ценностей перевозчику, а грузополучателя — их получение. Принятие к учету товаров на основании ТТН предусмотрено Методическими указаниями по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов(*7). А согласно инструкции «О порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом» ТТН вообще является единственным документом, служащим для этой цели (а также для складского, оперативного и бухгалтерского учета)(*8). В соответствии с другим пунктом этой инструкции(*9) перевозка грузов автомобильным транспортом осуществляется только при наличии товарно-транспортной накладной, оформленной по унифицированной форме N 1-Т. Тем самым, наличие ТТН, подтверждающей факт совершения операции и затраты по перевозке, обязательно как для отправителя груза, так и для его получателя.

Основываясь на этих нормах законодательства, налоговые инспекторы считают, что каждая перевозка товара должна подтверждаться товарно-транспортной накладной(*10). Как показывает арбитражная практика, представители контролирующих органов уверены: если ТТН отсутствует, то нет оснований не только для принятия к учету транспортных расходов, но и для оприходования товара у покупателя. А следовательно, и для отнесения стоимости покупных товаров в состав расходов в налоговом учете, а также для вычета НДС.

Насколько правомерны подобные требования? Давайте разберемся. Отдельно рассмотрим такие ситуации:

  • товар со склада продавца покупатель доставляет собственным транспортом (самовывоз, выборка товаров);
  • товар на склад покупателя доставляет продавец своим транспортом;
  • товар на склад покупателя доставляет перевозчик (специализированная транспортная компания).

Выборка товаров

Даже если покупатель доставляет товары на свой склад на условиях самовывоза, инспекторы уверены: товарно-транспортная накладная необходима(*11). При этом налоговики ссылаются на соответствующий пункт инструкции 1983 года(*12). В нем написано, что предприятия, организации и учреждения, которые осуществляют перевозки грузов для нужд своего производства на собственных и арендуемых автомобилях, также обязаны оформлять товарно-транспортные накладные по форме N 1-Т. Поэтому при доставке товаров со склада поставщика собственным транспортом ТТН должна быть оформлена.

Правда, в подобной ситуации претензии налоговых инспекторов касаются в основ-ном расходов на доставку. Сам факт оприходования товаров и вычет по ним «входного» НДС в этом случае контролеры оспаривают гораздо реже. Ведь право собственности на приобретаемые товары в данном случае переходит к покупателю на складе поставщика. И ему достаточно составить только товарную накладную по форме N ТОРГ-12. А оформление сопроводительных документов по перевозке груза в этой ситуации является обязанностью покупателя.

Тем не менее, по нашему мнению, такая позиция чиновников не обоснована. Действительно, если договор поставки (купли-продажи) не предусматривает доставку (перевозку) товара поставщиком в адрес покупателя, то для принятия к учету приобретенного покупателем товара вполне достаточно и товарной накладной. А транспортные расходы при этом можно подтвердить путевым листом автомобиля. Аналогичные выводы в ситуации, когда доставка осуществляется покупателем самостоятельно, содержат и некоторые судебные постановления (см. таблицу на стр. 41). В частности, судьи указали, что составление ТТН обязательно только при условии, что товар передается покупателю от продавца через перевозчика.

Как следует из указаний по заполнению товарно-транспортной накладной (форма N 1-Т), ее применяют в случаях транспортировки грузов специализированными организациями-перевозчиками. Это правило соответствует пункту 2 статьи 785 Гражданского кодекса и пункту 47 Устава автомобильного транспорта РСФСР, согласно которым ТТН оформляют именно при наличии договоров перевозки.
Очевидно, что при вывозе товара покупателем со склада продавца собственным транспортом договоры перевозки не заключаются. Суды неоднократно указывали, что товарно-транспортные накладные в подобных ситуациях оформляться не должны. Например, в Постановлении ФАС Поволжского округа от 10 апреля 2007 года N А12-16215/2006-С33 сказано, что при самовывозе достаточно оформления накладной по форме N ТОРГ-12. А в Постановлении Президиума ВАС РФ от 30 января 2007 года N 13219/06 отмечено, что экспорт товара в Белоруссию подтверждается товарной накладной, а не ТТН, если белорусы вывезли товар сами.

Товар доставляет продавец

Как свидетельствует практика аудиторских проверок, позиция инспекторов в этом случае еще более категорична. Они убеждены: когда перевозку груза осуществляет сам продавец, составлять товарно-транспортную накладную по форме N 1-Т необходимо. Основание — все тот же пункт 2 инструкции от 30 ноября 1983 года, устанавливающий обязательное наличие ТТН для осуществления перевозок груза автомобильным транспортом. Если отсутствует товарно-транспортная накладная, то расходы по доставке товара до склада покупателя нельзя считать подтвержденными. Следовательно, такие затраты нельзя учесть при определении базы по налогу на прибыль.

Более того, контролеры в большинстве своем считают, что без транспортной накладной, оформленной по форме N 1-Т, у покупателя нет оснований для оприходования покупного товара и применения по нему вычета «входного» НДС.

На наш взгляд, такая позиция более чем спорна. Действительно, одним из условий, необходимых для вычета НДС, является наличие первичных документов, подтверждающих факт приобретения и оприходования товара(*13). Однако Налоговый кодекс ничего не говорит о том, какой именно документ должен быть у покупателя МПЗ для того, чтобы их оприходовать. Правила же бухгалтерского учета определяют, что хозяйственные операции, в частности поступление товара на склад покупателя, должны подтверждаться оправдательными документами(*14). Это могут быть унифицированные формы или же документы, содержащие обязательные реквизиты. И если у покупателя есть комплект документов, подтверждающих реальность совершенных операций (договор, товарная накладная, счет-фактура, приходный ордер, документы складского учета и т. п.), то у него есть все шансы выиграть спор относительно необходимости оформлять товарно-транспортную накладную. Суд будет принимать решение о понесенных расходах на основании всех представленных документов.

Кроме того, при рассмотрении дела в суде компании может помочь то, что:

  • доказывать отсутствие документального подтверждения произведенных расходов на приобретение товаров придется инспекторам;
  • все противоречия и неясности законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика(*15).

И действительно, при рассмотрении арбитражных дел судьи, как правило, принимают сторону компаний. Последовательность их рассуждений в основном сводится к следующему. Если согласно договору местом передачи товара является место нахождения покупателя и он не участвует в отношениях по перевозке груза, то отсутствие ТТН как оправдательного документа для него не имеет значения. При этом оприходование товара на баланс покупателя подтверждается накладной по форме N ТОРГ-12. Такие выводы судьи делают из анализа 2 основных документов, один из которых регулирует применение (заполнение) форм по учету работ в автомобильном транспорте(*16), а другой — порядок расчета за перевозку грузов этим же видом транспорта(*17).

Как мы видим, арбитражная практика по данному вопросу — в основном на стороне организаций (см. таблицу ниже). Однако тем фирмам, которые не хотят рисковать, все-таки лучше получить товарно-транспортную накладную.

Когда товар доставляет перевозчик

Налоговый кодекс определяет, что те затраты организации, которые относятся к доставке товаров от поставщиков к покупателям автомобильным транспортом, включаются в состав расходов, связанных с производством и реализацией. Конечно, если они соответствующим образом документально оформлены(*18).

Согласно позиции специалистов главного финансового ведомства(*19) и налоговой службы(*20) компания, привлекающая стороннего перевозчика, не может уменьшить налогооблагаемую прибыль на сумму расходов по доставке товаров, если они не подтверждены ТТН. Эту точку зрения поддерживают и арбитражные судьи. В качестве характерного примера можно привести постановление ФАС Волго-Вятского округа(*21). Несмотря на то что компания представила в суд другие документы, которыми она обосновывала транспортные расходы, доказать факт перевозки она не смогла. Правда, тут на руку инспекторам сыграло и то обстоятельство, что не все сведения, указанные в документах, были достоверными.

Однако есть примеры и противоположных судебных решений(*22). Изложенная в них позиция уже была нами рассмотрена: отсутствие товарно-транспортной накладной (при наличии путевых листов и других подтверждающих перевозку документов) не означает, что транспортные расходы организация не может учесть в целях налогообложения прибыли.

Мы, в свою очередь, все же рекомендуем оформлять обе накладные в случае, когда груз доставляет перевозчик. Ведь ТТН утверждена как форма учета работ в автомобильном транспорте и не заменяет первичный документ, принятый для учета операций по реализации товаров по форме N ТОРГ-12. Одной же товарной накладной в данной ситуации, на наш взгляд, также недостаточно.

Когда ТТН оформлять не нужно. Характерные судебные решения
Спорные ситуации Примеры положительных решений арбитражных судов

При самовывозе правомерно оформлять передачу товара накладными по форме N ТОРГ-12

Пост. ФАС Северо-Западного округа от 27.08.2007 N А56-48241/2006, ФАС Восточно-Сибирского округа от 07.08.2007 N А19-1410/07-52-Ф02-5061/07

Транспортные расходы при самовывозе можно подтвердить путевыми листами

Пост. ФАС Северо-Западного округа от 28.12.2006 N А13-16213/2005-19,
от 03.11.2006 N А56-41823/2005

Товар, который поставщик доставляет сам, без привлечения организации-перевозчика, можно оприходовать на основании формы N ТОРГ-12 (при этом условия, дающие право на вычет «входного» НДС, не нарушаются)

Пост. ФАС Западно-Сибирского округа от 08.11.2007 Ф04-6998/2007 (38982-А45-41), ФАС Северо-Западного округа от 31.10.2007
N А56-2231/2007, ФАС Восточно-Сибирского округа от 21.08.2007
N А19-3655/-07-40-Ф02-4968/07

Допустим, поставщик осуществляет доставку товара до склада покупателя собственным автомобильным транспортом. Налоговые расходы включают в себя и затраты по доставке товаров. Факт движения товара от поставщика к покупателю оформляется товаросопроводительными и транспортными документами. В целях налогообложения прибыли для учета указанных расходов необходимо наличие документов, подтверждающих факт поставки товара и оказания транспортных услуг в соответствии с заключенными договорами поставки и перевозки груза. Таким образом, для обоснования расходов на приобретение товара в налоговом учете необходимо наличие ТТН, оформленной в соответствии с законодательством.

Автор статьи:
А.С. Елин,
генеральный директор
компании «Академия аудита»
Экспертиза статьи:
Ю.В. Волкова,
служба Правового
консалтинга ГАРАНТ,
профессиональный
бухгалтер-эксперт

*1) п. 1 ст. 252 НК РФ

*2) пост. Госкомстата РФ от 25.12.1998 N 132

*3) пост. Госкомстата РФ от 28.11.1997 N 78

*4) п. 2 пост. Госкомстата РФ от 28.11.1997 N 78

*5) п. 2 ст. 785 ГК РФ

*6) ст. 8 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ

*7) утв. приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н

*8) п. 6 инструкции, утв. Минфином СССР и ЦСУ СССР от 30.11.1983 N 156/354/7

*9) п. 2 инструкции, утв. Минфином СССР и ЦСУ СССР от 30.11.1983 N 156/354/7

*10) Пост. ФАС СЗО от 27.02.2007 N А56-11253/2006

*11) Пост. ФАС МО от 18.06.2007, 25.06.2007 N КА-А41/5365-07

*12) п. 2 инструкции, утв. Минфином СССР и ЦСУ СССР от 30.11.1983 N 156/354/7

*13) п. 1 ст. 172 НК РФ

*14) п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ

*15) п. 7 ст. 3 НК РФ

*16) пост. Госкомстата РФ от 28.11.1997 N 78

*17) инструкция, утв. Минфином СССР и ЦСУ СССР от 30.11.1983 N 156/354/7

*18) подп. 1 п. 1 ст. 253 НК РФ

*19) письмо Минфина России от 03.06.2005 N 07-05-06/160

*20) письма УФНС России по г. Москве от 18.10.2006 N 20-12/92228, МНС России от 22.04.2004 N 22-2-16/757

*21) Пост. ФАС ВВО от 26.05.2006 N А29-8821/2005а

Бумаги общего назначения

Многих водителей интересует, какие документы нужны для перевозки груза, чтобы в случае проверки с компетентными органами не возникло никаких проблем. Перечень официальных бумаг следующий:

  1. Удостоверение водителя на право управления транспортным средством соответствующей категории.
  2. Товарно-транспортная накладная (ТТН).
  3. Договор между отправителем, получателем и посредником, осуществляющим перевозку.
  4. Путевой лист.

Все вышеперечисленные документы нужны для перевозки любых видов товара, и не могут быть заменены на другие бумаги. При этом стоит отметить некоторые особенности данной документации.

Накладная при перевозке грузов является одним из самых главных свидетельств, которые необходимо будет предъявить водителем при проверке. Выписываться этот документ должен организацией или лицом, которое является отправителем. При этом официально данная бумага должна быть утверждена соответствующими печатями. Ее необходимо сделать в четырех копиях, по одной из которых получает отправитель и получатель, а две остаются в транспортной компании. Данный документ содержит две важные части:

  1. Товарный раздел. Данная часть указывает полное описание товара, которые остальные документы на перевозку груза не дают.
  2. Транспортный раздел. Этот элемент должен содержать наиболее полную информацию о маршруте, название отправителя и посредника, а также данные о водителе и технических характеристиках автомобиля.

Образец заполнения товарно-транспортной накладной. Товарный раздел (для увеличения нажмите на картинку)

Образец заполнения товарно-транспортной накладной. Транспортный раздел (для увеличения нажмите на картинку)

В некоторых случаях от товарно-транспортной накладной можно отказаться. Чаще всего это бывает тогда, когда транспортировку осуществляет покупатель. Документы на перевозку груза в данном случае не требуют ТТН, так как весь процесс происходит между двумя объектами договора без посредников в виде транспортной компании.

Договор должен быть в обязательном порядке подписан. Это делает водитель, либо же экспедитор, сопровождающий машину. Не обязательно, чтобы эта бумага была оригинальной, так как можно использовать заверенные печатями копии. Таким образом подтверждается законность транспортировки. Вместо договора разрешается использовать доверенность, если на ней также стоят соответствующие печати организаций.

Оформление документации

Путевой лист обязательно должна оформлять компания, непосредственно занимающаяся перевозкой. Данный бланк должен иметь определенный элементы, среди которых специалисты выделяют:

  • вид автомобиля и его госномер;
  • название организации, которая оформила документ;
  • информацию о количестве расхода топлива;
  • дату оформления;
  • номер накладной на груз.

Образец заполнения путевого листа (для увеличения нажмите на картинку)

Образец заполнения путевого листа (для увеличения нажмите на картинку)

Путевой лист оформляется вместе с отрывным талоном – специальным элементов, который оформляется заказчиком груза и заверяется его же печатями. Обработку этого бланка осуществляет транспортная компания, после чего он вместе с чеком за предоставленную услугу отправляется тому, кто заказал ее.

Бланк путевого листа должен заполняться соответствующими особами, которыми является медицинский сотрудник организации, диспетчер и технический работник. Важно не только правильно заполнить документы на перевозку груза, но и дать соответствующий допуск водителю.

Дополнительные типы документов

На вопрос о том, какие документы нужны для перевозки груза, однозначно ответить достаточно сложно. Это связанно с тем, что существует достаточно много нюансов в каждом конкретном случае, которые следует учесть. Без них ответственные лица могут получить штраф за несоблюдение законов или же получить определенные трудности, разбираясь с компетентными органами.

При необходимости следует оформить следующие документы для перевозки груза автомобильным транспортом:

  1. Договор и документ, подтверждающий фактическую отгрузку товаров.
  2. Накладная на товар, если в ТТН была указана неполная информация о перевозимом грузе.
  3. ПТС автомобиля и техосмотр на него.
  4. Документ обязательного страхования владельца транспортного средства.
  5. Трудовой договор, по которому работает водитель, если он не является непосредственно владельцем автомобиля (или же копия этого документа).
  6. Санитарный паспорт, если осуществляется транспортировка продуктов питания.
  7. Сертификат, подтверждающий качество продукта.
  8. Книжка с указанием температуры холодильника-рефрижератора, если транспортируются скоропортящиеся продукты.
  9. Ветеринарный паспорт, если перевозятся животные.
  10. Справка, выдающаяся на продукцию, содержащую спирт, если осуществляется перевозка алкогольных напитков.

Какие сопроводительные документы нужны для перевозки груза определяется непосредственно видом этого груза. В каждом конкретном случае это может быть индивидуальный уникальный пакет бумаг, поэтому очень важно быть предельно внимательным, получая и заполняя их.

Особые случаи перевозок

В некоторые случаях необходимые особые документы на перевозку грузов автомобильным транспортом. К ним относятся следующие официальные бумаги:

  1. Удостоверение, подтверждающее право компании перевозить крупногабаритные или опасные грузы.
  2. Свидетельство, указывающие на подготовительный процесс водителя к осуществлению работы по перевозке опасных грузов. В нем совокупный водительский стаж должен превышать три года без прерывания данной трудовой деятельности. Если у водителя нет соответствующего опыта, собранные и оформленные документы по перевозке грузов не имеют значения.
  3. Сертификат, подтверждающий безопасность и качественные характеристики упаковки груза.
  4. Специальный опознавательный знак об опасном грузе.
  5. Свидетельство, подтверждающее подготовку транспортного средства к осуществлению перевозки опасных грузов.
  6. Предварительно созданный маршрутный лист с периодом разрешения транспортировки.
  7. Телефонные номера и адреса всех лиц, касающихся перевозки данных представляющих опасность грузов.
  8. Специально разработанный путевой лист, в котором обозначен номер опасности груза в соответствии со стандартами ООН.

Вышеперечисленные документы для перевозки грузов автомобильным транспортом считаются обязательными лишь при определенных обстоятельствах. К тому же такие транспортировки все равно необходимо согласовывать с органами ГИБДД. Следует выделить следующие случаи, которые этому способствуют: транспортировка грузов повышенной опасности; перевозка в сложных дорожно-климатических условиях; проезд в колонне с более 3 автомобилями.

Документы на перевозку груза, которые имеет нестандартно большие габариты или вес, дополняются специальными бумагами, разрешающими эти действия. При этом надо будет еще заплатить определенную сумму денег в качестве госпошлины.

Транспортировка секретных документов осуществляется по специальным правилам. Связанно это с тем, что их оформление, размножение, разработка и обращение с ними проводится намного сложнее, нежели с обычными бумагами. Перевозка секретных документов требует строго охраняемого транспортного средства и специальных условий хранения.

Перечень необходимых сопроводительных документов для перевозки груза по России

Перечень необходимых сопроводительных документов для перевозки груза по России

Для перевозки перевозчик обязан принять товар и выдать экспедиторский документ, свидетельствующий о том, что водитель-экспедитор товар принял и в дальнейшем право распоряжения товаром принадлежит исключительно перевозчику-экспедитору.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 01.01.01 г. No 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза после его принятия и до выдачи груза получателю.

Чтобы грамотно отправить груз, понадобятся, во-первых, путевой лист – без него водитель не вправе трогаться с места, а во-вторых, товарно-транспортная накладная – форма (утверждена постановлением Госкомстата России от 01.01.01 г. № 78).

Зачем нужна ТТН

Товарно-транспортная накладная – является товарораспорядительным документом, состоит из двух разделов — товарного и транспортного.
Товарный раздел определяет отношения между отправителем и получателем груза и служит для списания ТМЦ со склада у грузоотправителя и оприходования их на склад грузополучателя (фактически для списания ТМЦ налоговыми органами принимается только товарная накладная ТОРГ-12 утвержденная Постановлением Госкомстата России от 25.12.98 N 132 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций»).

Транспортный раздел отражает отношения между грузоотправителем — заказчиком автотранспортных услуг с организацией — владельцем этого транспорта, выполняющим перевозку грузов, и служит для учета транспортных работ и расчетов за оказанные услуги по перевозке грузов и другим сопутствующим работам (транспортный договор).

Документ оформляют, когда доставку покупателю приобретенного товара осуществляет компания-перевозчик. Товарно-транспортная накладная выполняет несколько функций. Она подтверждает заключение договора перевозки груза (п. 2 ст. 785 ГК РФ). Продавец на основании ТТН списывает товарно-материальные ценности, а покупатель приходует их (сведения берут из товарного раздела накладной). По данным транспортного раздела ТТН проводят расчеты между перевозчиком и отправителем товара (стоимость услуг), а также расчет заработной платы водителя. Документ нужен шоферу в пути еще и для того, чтобы подтвердить правомерность перевозки перед сотрудниками МВД чтобы доказать, что груз не украден.

ТТН выписывается в четырех экземплярах.

Первый экземпляр остается у грузоотправителя и предназначен для списания ТМЦ со склада. Все нарушения упаковки, размещения и крепления груза в кузове, фиксируются, заносятся водителем в ТТН и заверяются грузоотправителем. Что является юридическим основанием для предъявления претензий к грузоотправителю, и снимают ответственность с перевозчика за возможные повреждения в процессе транспортировки.
Второй, третий и четвертый экземпляры заверяются подписями и печатями (штампами) грузоотправителя, подписью водителя и вручаются водителю.
Второй экземпляр сдается водителем грузополучателю для оприходования ТМЦ. В случае несоответствия фактического наличия товаров или отклонения по качеству, установленному в договоре, данным, указанным в сопроводительных документах, должен составляться акт, который является юридическим основанием для предъявления претензий поставщику. В ТТН следует сделать отметку о составлении акта.
Третий и четвертый экземпляры, заверяемые подписями и печатями (штампами) грузополучателя, сдаются в бухгалтерию транспортной организации.
Третий экземпляр, служащий основанием для расчета платы за перевозку, транспортная организация прилагает к счету за перевозку и высылает плательщику-заказчику.
Четвертый экземпляр прилагается к путевому листу и служит основанием для учета транспортной работы и начисления заработной платы водителю.
Грузоотправитель и грузополучатель несут ответственность за все последствия неправильности или неполноты сведений, указанных ими в ТТН.
Независимо от того, кто заключает договор перевозки (продавец или покупатель), обязанность оформления (выписки) транспортного документа согласно действующему законодательству лежит на грузоотправителе, то есть на продавце (поставщике). При автоперевозках таким документом является товарно-транспортная накладная по утвержденной форме 1-Т.

На практике не всегда удается заполнить все позиции транспортного раздела документа. Особенно в части расчетов за услуги транспортной компании. Тогда подписывают акт (отчет грузоперевозчика) об оказании услуг по доставке. Или же составляют отчет в произвольной форме (например, с указанием продолжительности работы транспортного средства в часах). Но без товарно-транспортной накладной эти документы не будут считаться подтверждением расходов на транспортировку товара (как того требует п. 1 ст. 252 НК РФ) ни у перевозчика, ни у того, кто заказывал перевозку.

Тонкости заполнения

В транспортном разделе накладной продавец указывает дату доставки груза, наименование автотранспортной компании, пункты погрузки и разгрузки, перечень товаросопроводительных документов (например, накладная (в тех случаях, когда она нужна), сертификат качества), вид упаковки товаров.

Графы 20–44 заполняют водитель и бухгалтер организации-перевозчика. Здесь указывают километраж пробега автомобиля, время простоя, расценки на транспортные услуги.

Если в ТТН нельзя перечислить все наименования и характеристики перевозимых грузов, к ней можно приложить товарную накладную (форма ТОРГ-12, утверждена постановлением Госкомстата РФ от 01.01.01 г. № 000 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций»). В незаполненных строках товарно-транспортной накладной следует написать, что в качестве товарного раздела прилагается ТОРГ-12, без которой ТТН недействительна. Также нужно указать номер и дату товарной накладной. Аналогичным образом поступают и с другими документами (железнодорожными накладными, сертификатами, удостоверениями, свидетельствами).

Документация, подтверждающая исполнение договора транспортной экспедиции перед клиентом зависит от вида оказываемых услуг.

Если экспедитор организует перевозку для клиента, то в качестве первичного документа будет выступать отчет экспедитора. В нем экспедитор должен указать:

— суммы, перечисленные в счет заключенного по поручению клиента договора перевозки;

— документы, подтверждающие перевозку до пункта назначения;

— сумму своего вознаграждения.

К отчету должны быть приложены первичные перевозочные документы или их копии.

Если экспедитор оказывает услуги по перевозке лично, то он обязан передать клиенту перевозочные документы (товарно-транспортные накладные, авианакладные, коносаменты и др.), подтверждающие оказание этих услуг. Стороны подписывают акт сдачи-приемки.

Для подтверждения выполнения других видов услуг (погрузки, затаривания, маркировки и т. п.) стороны подписывают акт об оказании возмездных услуг с указанием конкретных видов услуг и их стоимости.

Если осуществляется перевозка грузов, если есть перевозчик, нужно правильно и полностью оформлять товарно-транспортную накладную, ее транспортный раздел. Не вписывать туда название первой попавшейся или несуществующей организации, не вписывать туда данные экспедитора, а только данные из путевого листа автомобиля, который будет осуществлять перевозку груза. Только в этом случае договор перевозки груза оформляется правильно.

Экспедитор может работать не напрямую с перевозчиком, а напрямую с клиентом. В данном случае чтобы правильно оформить груз экспедитор должен оформить экспедиторскую расписку. Это специальный документ, соответствующей формы, которая установлена специальным приказом Минтранса. Есть образцы заполнения такой расписки. Этот документ подтверждает, что владелец перевозимого груза работает с экспедитором. В этом документе прописывается вся информация о грузе, который принимает экспедитор для перемещения.

Именно этот документ в случае каких-то неблагоприятных обстоятельств: утрата, пожар, ДТП, мошенничество и т. д. — может защитить владельца груза, если возникнет спор, который придется разрешать в судебном порядке. Именно этот документ подтвердит, какой груз, в каком ассортименте и количестве экспедитор принял к перевозке. Если нет экспедиторской расписки, доказать, что были какие-то правоотношения между клиентом (владельцем груза) и экспедитором просто невозможно.

Кроме того, если правильно заполнена товарно-транспортная накладная, то в случае обстоятельств нести ответственность за недоставленный груз будут экспедитор и перевозчик.

У грузовладельца, надлежащим образом оформившего всю документацию, на руках будет два договора. И два субъекта — перевозчик и экспедитор будут нести перед ним ответственность за доставку груза. Причем, грузоперевозчик, в большей степени, так как зачастую именно на этапе его работы по перевозке груза, происходят какие-то внештатные ситуации.

В общем, как минимум, эти два документа должны оформляться, чтобы подтвердить договорные отношения между этими тремя субъектами перевозки груза. Это также необходимо каждому из участников процесса грузоперевозки для своего внутреннего учета, бухгалтерской отчетности.

Если грузовладелец работает с перевозчиком напрямую, без посредничества экспедитора, то оформление экспедиторской расписки не требуется.

В данном случае заключается двусторонний договор о предоставлении транспортных услуг. И в рамках этого договора подписывается договор перевозки, который подтверждается товарно-транспортной накладной.

Все еще возникают конфликтные случаи, когда в суде выясняется, что ТТН либо не были оформлены, либо были оформлены ненадлежащим образом. И если нет ТТН, то доказать в судебном порядке, что груз был утрачен по вине перевозчика и взыскать с него денежные средства за утраченный груз невозможно. Также и перевозчик не сможет получить с грузовладельца плату за перевозку груза, если у него нет соответствующего первичного документа — ТТН. При отсутствии ТТН незащищенным сторонами в конфликтной ситуации являются и грузовладелец, и грузополучатель, и перевозчик.

· Путевой лист. Необходимый документ со стороны перевозчика. Выписывается автопредприятием и предъявляется водителем на погрузке.

Договор между грузоотправителем (грузополучателем) и перевозчиком (экспедитором). Или копия договора, заверенная одной из сторон. Договор является основанием для транспортировки груза данным перевозчиком. Может быть заменен Доверенностью на перевозку груза, выписанную на водителя грузоотправителем / грузополучателем, так же с оригинальными печатями.

Дополнительные документы

·

Товарная накладная прилагается, в случае, если в товарном разделе ТТН не указан полный перечень перевозимого груза

· Сертификаты соответствия и качества, паспорта прилагаются в зависимости от характера груза

· Счета-фактуры и договор между поставщиком и покупателем груза не являются обязательным документами, но часто даются в дорогу для избежания недоразумений с сотрудниками ГИБДД.

При получении груза и во время перевозки водитель обязан при себе иметь следующие документы:

· Водительское удостоверение (права) или временное разрешение на управление транспортное средство (ТС)

· Регистрационные документы (ПТС на машину и прицеп) и талон о прохождении ГТО на ТС

· Документ, подтверждающий право владения, пользования или распоряжения ТС

· Копия трудового договора водителя, если водитель не владелец ТС

· Страховой полис ОСАГО (обязательного страхования гражданской ответственности) владельца транспортного средства

· Санитарный паспорт на ТС — при перевозке продуктов

· Медицинскую книжку — при перевозках пищевых продуктов.

· копия трудового договора (контракта) — на основании Письма Минтранса России от 17.01.96 г. № АЛ-2/37 «О контроле деятельности индивидуальных предпринимателей» водитель, работающий по найму;

· товарно-транспортная (ые) накладная (ые) на перевозимый груз, которая является основным перевозочным документом — в соответствии с Уставом автомобильного транспорта и Инструкцией о порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом (в редакции постановления Госкомстата России от 01.01.01 года №78);

Кроме перечисленных выше документов, учитывая особенности перевозимых грузов, водитель должен иметь:
При перевозке опасных грузов:

— свидетельство о допуске водителя к перевозкам опасных грузов (образец формы — свидетельства приведен в приложении 7.12 Правил ПОГАТ);

— аварийная карточка системы информации об опасности (образец дан в приложении 7.5 Правил ПОГАТ);

— адреса и телефоны должностных лиц автотранспортной организации, грузоотправителя, грузополучателя ответственных за перевозку дежурных частей органов ГИБДД МВД России, расположенных по маршруту движения.
При перевозке скоропортящихся грузов (в соответствии с Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденными Минавтотрансом РСФСР 30.07.71г.):

— лист контрольных проверок температуры груза и воздуха в кузове а/м, выдаваемый водителю владельцем а/м или экспедитором, осуществляющим перевозки скоропортящихся грузов;

— сертификат качества продукции, либо удостоверение качества, выдаваемое, в основном, на овощи, картофель, фрукты и бахчевые. Оба документа подтверждают качество и безопасность продукта и передаются водителю грузоотправителем;

— карантинный сертификат, оформляется местной организацией ветеринарно-санитарного надзора и передается водителю грузоотправителем;

— ветеринарное свидетельство, оформляется местной организацией ветеринарно-санитарного надзора и передается водителю грузоотправителем;

— санитарный паспорт оформляется территориальным органом госсанэпеднадзора на каждое транспортное средство и передается водителю АС.

При перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов:

— специальное разрешение на перевозку крупногабаритного и (или) тяжеловесного груза — согласно Инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации, утвержденной Минтрансом России от 27.05.96 г.;

— специальный пропуск, выданный органами ГИБДД (должен помещаться в правом нижнем углу лобового стекла транспортного средства).

В установленных действующим законодательством случаях (пункт 23 ст. 11 «Закона о милиции») сотрудники милиции имеют право производить, осмотр транспортных средств и грузов; производить досмотр транспортных средств при подозрении, что они используются в противоправных целях.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *