Плательщики налога на прибыль

Автор: | 10.02.2019

Кто является плательщиком налога на прибыль

1. Плательщики налога

1.1. Плательщиками налога на прибыль являются:

1.1.1. предприятия и организации (в том числе бюджетные)*(1). являющиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, включая созданные на территории Российской Федерации предприятия с иностранными инвестициями, а также международные объединения и организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность;

1.1.2. коммерческие банки различных видов, включая банки с участием иностранного капитала, получившие лицензию Центрального банка Российской Федерации;

Банк внешней торговли Российской Федерации;

кредитные учреждения, получившие лицензию Центрального банка Российской Федерации на осуществление отдельных банковских операций;

Центральный банк Российской Федерации и его учреждения в части прибыли, полученной от деятельности, не связанной с регулированием денежного обращения;

1.1.3. филиалы иностранных банков-нерезидентов, получившие лицензию Центрального банка Российской Федерации на проведение на территории Российской Федерации банковских операций;

1.1.4. предприятия, организации и учреждения, являющиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации и получившие в Федеральной службе России по надзору за страховой деятельностью лицензию на осуществление страховой деятельности;

1.1.5. критерии отнесения предприятий к малым предприятиям (включая среднюю численность работников) установлены Федеральным законом от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 25, ст.2343).

Под субъектами малого предпринимательства, согласно указанному Закону. понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия): в промышленности, в строительстве и на транспорте — 100 человек; в сельском хозяйстве и в научно-технической сфере — 60 человек;

в оптовой торговле — 50 человек; в розничной торговле и бытовом обслуживании населения — 30 человек; в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности — 50 человек. При этом следует иметь в виду, что к малым предприятиям могут относиться только предприятия, являющиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации.

Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли. В течение года эти показатели определяются нарастающим итогом с начала года. Предприятие самостоятельно определяет, какой из показателей должен применяться — объем оборота или объем прибыли, полученной от всех видов деятельности в целом. Выбранный предприятием показатель должен быть неизменным в течение отчетного года.

Для целей налогообложения критерии отнесения предприятий к малым предприятиям определяются исходя из фактических показателей за соответствующие отчетные периоды нарастающим итогом с начала года.

Средняя за отчетный период численность работников малого предприятия определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанного юридического лица.

Определение средней численности осуществляется в порядке, устанавливаемом соответствующим федеральным органом исполнительной власти.

Численность лиц, работающих по договорам подряда и другим договорам гражданско-правового характера, учитывается в общей численности основного производственного персонала ежемесячно в течение всего срока действия договора. При отсутствии учета рабочего времени этих лиц в списочной численности они принимаются за каждый календарный день как целые единицы.

Работники, заключившие трудовой договор с предприятием о выполнении работы на дому личным трудом (надомники), учитываются в среднесписочной численности работников предприятия как целые единицы.

Исчисление средней численности работников, принятых на работу по совместительству, производится исходя из фактически отработанного ими времени с учетом продолжительности рабочего времени, установленной для совместителей законодательством.

Постановлением Совета Министров СССР от 22 сентября 1988 г. N 1111 "О работе по совместительству" ("СП СССР", 1988, N 33, ст.93, "Свод законов СССР", т.2, с.238-2) определено, что продолжительность работы по совместительству не может превышать четырех часов в день и полного рабочего дня в выходной день. Общая продолжительность работы по совместительству в течение месяца не должна превышать половины месячной нормы рабочего времени.

При этом к работникам, работающим по совместительству, относятся как работники данного предприятия, работающие по совместительству в свободное от основной работы время, так и работники других предприятий, работающие по совместительству на данном предприятии.

Все плательщики налога на прибыль, указанные в настоящем пункте, в дальнейшем именуются предприятиями, а кредитные, страховые организации при определении особенностей исчисления налога в дальнейшем именуются соответственно банками и страховщиками.

1.2. Не являются плательщиками налога на прибыль:

Кто является / не является налогоплательщиком налога на прибыль организации?

предприятия любых организационно-правовых форм по прибыли от реализации произведенной ими сельскохозяйственной и охотохозяйственной продукции, а также произведенной и переработанной на данных предприятиях собственной сельскохозяйственной продукции, за исключением сельскохозяйственных предприятий индустриального типа, определяемых по перечню, утверждаемому законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации.

При определении сельскохозяйственной и охотохозяйственной продукции следует руководствоваться Общероссийским классификатором продукции ОК 005-93, утвержденным постановлением Госстандарта России от 30 декабря 1993 г. N 301.

Перечень охотохозяйственной продукции приведен в приложении N 1 к настоящей инструкции.

Прибыль, полученная предприятиями, перечисленными в указанном подпункте, от иных видов деятельности, подлежит обложению налогом на прибыль в соответствии с настоящей инструкцией;

1.2.2. Центральный банк Российской Федерации и его учреждения по прибыли, полученной от деятельности, связанной с регулированием денежного обращения;

1.2.3. организации, применяющие согласно Федеральному закону от 29 декабря 1995 г. N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 1, ст.15) упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, с предельной численностью работающих (включая работающих по договорам подряда и иным договорам гражданско-правового характера) до 15 человек независимо от вида осуществляемой ими деятельности, включая численность работающих в их филиалах и иных обособленных подразделениях.

Под действие упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности не подпадают предприятия, занятые производством подакцизной продукции, предприятия, созданные на базе ликвидированных структурных подразделений действующих предприятий, а также кредитные организации, страховщики, инвестиционные фонды, профессиональные участники рынка ценных бумаг, предприятия игорного и развлекательного бизнеса и хозяйствующие субъекты других категорий, для которых Министерством финансов Российской Федерации установлен особый порядок ведения бухгалтерского учета и отчетности.

Субъекты малого предпринимательства имеют право в предусмотренном указанным Федеральным законом порядке перейти на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, если в течение года, предшествующего кварталу, в котором произошла подача заявления на право применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, совокупный размер валовой выручки данного налогоплательщика не превысил суммы стотысячекратного минимального размера оплаты

труда, установленного законодательством Российской Федерации на первый день квартала, в котором произошла подача заявления.

Вновь созданное предприятие, подавшее заявление на право применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, считается субъектом упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности с того квартала, в котором произошла его официальная регистрация;

1.2.4. организации, по прибыли, полученной от предпринимательской деятельности в области игорного бизнеса.

Организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность в области игорного бизнеса, признаются в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 1998 г. N 142-ФЗ "О налоге на игорный бизнес" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст.3820) плательщиками налога на игорный бизнес.

Налогом на игорный бизнес облагаются следующие виды объектов игорного бизнеса:

игровые столы, предназначенные для проведения азартных игр, в которых игорное заведение участвует через своих представителей как сторона;

игровые столы, предназначенные для проведения азартных игр, в которых игорное заведение участвует через своих представителей как организатор и (или) наблюдатель;

игровые автоматы;

кассы тотализаторов;

кассы букмекерских контор.

При осуществлении игорным заведением других видов деятельности, не относящихся к игорному бизнесу, указанное заведение обязано вести раздельный учет доходов от этих видов предпринимательской деятельности и уплачивать налог на прибыль, полученную от этих видов предпринимательской деятельности, в соответствии с настоящей инструкцией;

О применении п. 1.2.5 Инструкции см. письмо МНС РФ от 12 февраля 2001 г. N ВГ-6-02/128

1.2.5. предприятия, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сферах, переведенных нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации на уплату единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 1998 г. N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст.3826; 1999, N 14, ст.1661).

Прибыль, полученная предприятиями, переведенными на уплату единого налога, от иной деятельности, осуществляемой наряду с деятельностью на основе свидетельства об уплате единого налога, подлежит обложению налогом на прибыль в соответствии с настоящей инструкцией.

Общепроизводственные и общехозяйственные расходы (например, содержание дирекции и охраны предприятия, содержание зданий и их текущий ремонт, командировочные расходы, расходы на оплату труда и т.п.), распределяются пропорционально размеру выручки, полученной от видов деятельности, переведенных на уплату единого налога, и от иных видов деятельности в общей сумме выручки.

1.3. Для предприятий, относящихся к основной деятельности железнодорожного транспорта и связи, а также объединений и предприятий по газификации и эксплуатации газового хозяйства расчеты с бюджетом по налогу на прибыль производятся в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.*(2)

По предприятиям, в состав которых входят территориально обособленные структурные подразделения, не имеющие отдельного баланса (филиалы страховщиков, не имеющие баланса с конечным финансовым результатом) и расчетного (текущего, корреспондентского) счета, зачисление налога на прибыль в части, зачисляемой в доходы бюджетов субъектов Российской Федерации, производится в доходы бюджетов субъектов Российской Федерации по месту нахождения указанных структурных подразделений исходя из доли прибыли, приходящейся на эти структурные подразделения, определяемой пропорционально их среднесписочной численности (фонду оплаты труда) и стоимости основных производственных фондов в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.*(3)

При этом сумма налога по указанным предприятиям и структурным подразделениям определяется в соответствии со ставками налога на прибыль, действующими на территориях, где расположены эти предприятия и структурные подразделения.

1.4. До введения в действие части второй Кодекса признававшиеся до 1 января 1999 года самостоятельными налогоплательщиками по отдельным налогам филиалы и представительства организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов в порядке, предусмотренном действующими федеральными законами, регулирующими порядок взимания конкретных налогов, уплаты налогов филиалами и представительствами, не имеющими отдельного баланса и (или) расчетного (текущего) счета*(4).

Организации, в состав которых входят филиалы и представительства, имеющие отдельный баланс и расчетный (текущий, корреспондентский) счет, расчеты по налогу на прибыль производят в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 г. N 660 "О порядке расчетов с федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации по налогу на прибыль предприятий и организаций, в состав которых входят территориально обособленные структурные подразделения, не имеющие отдельного баланса и расчетного (текущего, корреспондентского) счета" и Методическими указаниями Госналогслужбы России по применению постановления Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 г. N 660 "О порядке расчетов с федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации по налогу на прибыль предприятий и организаций, в состав которых входят территориально обособленные структурные подразделения, не имеющие отдельного баланса и расчетного (текущего, корреспондентского) счета", направленными письмом Госналогслужбы России от 4 августа 1995 г.

N НП-4-01/46н, зарегистрированным в Минюсте России 14 августа 1995 г. за N 932 (с учетом изменений и дополнений).

При этом указанные организации могут применять вышеупомянутый порядок с учетом следующих особенностей.

Сведения о суммах авансовых взносов налога на прибыль, а также суммах налога, определенных исходя из фактически полученной прибыли, и о суммах дополнительных платежей в бюджеты субъектов Российской Федерации (возврата из бюджетов), организация сообщает филиалам, представительствам, а также налоговым органам по месту нахождения этих подразделений, соответственно, до начала квартала и в десятидневный срок со дня, установленного для представления квартальных и годовых бухгалтерских отчетов применительно к пункту 2 Методических указаний Госналогслужбы России по применению постановления Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 г. N 660 "О порядке расчетов с федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации по налогу на прибыль предприятий и организаций, в состав которых входят территориально обособленные структурные подразделения, не имеющие отдельного баланса и расчетного (текущего, корреспондентского) счета", направленными письмом Госналогслужбы России от 4 августа 1995 г. N НП-4-01/46н.

Филиалы и представительства исполняют обязанности организации по уплате налога на прибыль путем перечисления авансовых взносов, налога от фактически полученной прибыли за отчетный квартал нарастающим итогом с начала года и дополнительных платежей в бюджет, в размерах, сообщенных организацией, по месту своего нахождения в бюджеты субъектов Российской Федерации в общеустановленные сроки.

Исчисление и уплата в федеральный бюджет налога на прибыль и дополнительных платежей, рассчитанных исходя из процента за пользование банковским кредитом, установленного в истекшем квартале Банком России, производятся организациями по месту своего нахождения без распределения сумм налогов и дополнительных платежей по обособленным подразделениям.

В аналогичном порядке производятся расчеты по налогу на прибыль организациями, перешедшими на ежемесячную уплату в бюджет налога на прибыль исходя из фактически полученной прибыли.

В указанном выше порядке производятся расчеты по организациям, в состав которых входят филиалы и представительства, имеющие отдельный баланс и расчетный (текущий, корреспондентский) счет и расположенные на территории того же субъекта Российской Федерации, что и организация.

Категория: Налоги

Похожие статьи:

Плательщиками НДС являются какие организации? Как узнать, кто является плательщиком НДС?

Как заполнить декларацию по НДС налоговому агенту, не являющемуся плательщиком НДС

Кто является плательщиком ЕНВД?

Кто является плательщиком налога НДС?

Признание человека злостным неплательщиком алиментов

Плательщиками налога на прибыль признаются.

• российские организации;

• иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в РФ через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в РФ.

Не являются плательщиками налога на прибыль организации:

• перешедшие на уплату единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности;

• применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности;

• уплачивающие налог на игорный бизнес, по деятельности, относящейся к игорному бизнесу;

• являющиеся плательщиками единого сельскохозяйственного налога, в соответствии с гл. 26.1 НК РФ.

Объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций является прибыль, полученная налогоплательщиком.

Прибыль определяется:

• для российских организаций — как полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, определяемых в соответствии с НК РФ;

• для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства, — полученные через эти постоянные представительства доходы, уменьшенные на величину произведенных этими постоянными представительствами расходов;

• для иных иностранных организаций — доходы, полученные от источников в РФ. Доходы указанных налогоплательщиков определяются в соответствии со ст. 309 НК РФ.

К доходамотносятся:

• доход от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, являющийся выручкой от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так .и ранее приобретенных, выручкой от реализации имущественных прав;

• внереализационные доходы.

При определении доходов из них исключаются суммы налогов, предъявленных налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав) в соответствии с НК РФ.

При определении налоговой базы не учитываются следующие доходы в виде:

• имущества, имущественных прав, работ или услуг, которые получены от других лиц в порядке предварительной оплаты товаров (работ, услуг) налогоплательщиками, определяющими доходы и расходы по методу начисления;

• имущества, имущественных прав, которые получены в форме залога или задатка в качестве обеспечения обязательств;

• имущества, имущественных прав или неимущественных прав, имеющих денежную оценку, которые получены в виде взносов (вкладов) в уставный (складочный) капитал (фонд) организации (включая доход в виде превышения цены размещения акций (долей) над их номинальной стоимостью (первоначальным размером);

• имущества, имущественных прав, которые получены в пределах первоначального взноса участником хозяйственного общества или товарищества (его правопреемником или наследником) при выходе (выбытии) из хозяйственного общества или товарищества либо при распределении имущества ликвидируемого хозяйственного общества или товарищества между его участниками;

• имущества, имущественных прав и (или) неимущественных прав, имеющих денежную оценку, которые получены в пределах первоначального взноса участником договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или его правопреемником в случае выделения его доли из имущества, находящегося в общей собственности участников договора, или раздела такого имущества;

средств и иного имущества, которые получены в виде безвозмездной помощи (содействия) в порядке, установленном Федеральным законом "О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты РФ о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации";

основных средств и нематериальных активов, безвозмездно полученных в соответствии с международными договорами РФ, а также в соответствии с законодательством РФ атомными станциями для повышения их безопасности, используемых для производственных целей;

имущества, полученного бюджетными учреждениями по решению органов исполнительной власти всех уровней; другого имущества, указанного в ст. 251 НК РФ. При исчислении налога плательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов обоснованных и документально подтвержденных затрат (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, — убытков), осуществленных (понесенных) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Что такое налог на прибыль в 2014 году

Расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика, подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы, определяемые в соответствии с НК РФ.

Расходы, связанные с производством и реализацией,включают в себя: расходы, связанные с изготовлением (производством), хранением и доставкой товаров, выполнением работ, оказанием услуг, приобретением и (или) реализацией товаров (работ, услуг, имущественных прав);

расходы на содержание и эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание основных средств и иного имущества, а также на поддержание их в исправном (актуальном) состоянии; расходы на освоение природных ресурсов; расходы на научные исследования и опытно-конструкторские разработки; т

• расходы на обязательное и добровольное страхование;

• прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией.

При определении налоговой базы не учитываются следующие расходы в виде:

• сумм начисленных налогоплательщиком дивидендов и других сумм распределяемого дохода;

• пени, штрафов и иных санкций, перечисляемых в бюджет, а также штрафов и других санкций, взимаемых государственными орг ганизациями;

• взноса в .уставный (складочный) капитал, вклада в простое товарищество;

• суммы налога, а также суммы платежей за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду;

• расходов по приобретению и (или) созданию амортизируемого имущества;

• взносов на добровольное страхование, кроме взносов, указанных в ст. 255 и 263 НК РФ;

• взносов на негосударственное пенсионное обеспечение, кроме взносов, указанных в ст. 255 НК РФ;

• иные расходы, не соответствующие критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ.

Налоговая ставка устанавливается в размере 24 %, если иное не предусмотрено НК РФ. При этом в федеральный бюджет зачисляется сумма налога в размере 5 %, в бюджеты субъектов РФ -17 %, в местные бюджеты — сумма налога в размере 2 %.

Законодательные (представительные) органы субъектов РФ вправе снижатьдля отдельных категорий налогоплательщиков налоговую ставку в части сумм налога, зачисляемых в бюджеты субъектов РФ. При этом указанная ставка не может быть ниже 13 %.

На доходы иностранных организаций,не связанные с деятельностью в РФ через постоянное представительство, устанавливаются налоговые ставки в размере:

• 20 % — с любых доходов, кроме указанных ниже;

• 10 % — от использования, содержания или сдачи в аренду (фрахта) судов, самолетов или других подвижных транспортных средств или контейнеров (включая трейлеры и вспомогательное оборудование, необходимое для транспортировки) в связи с осуществлением международных перевозок.

Аналоговой базе, определяемой по доходам, полученным в виде дивидендов,применяются следующие ставки:

• 6 % — по доходам, полученным в виде дивидендов от российских организаций российскими организациями и физическими лицами — налоговыми резидентами РФ;

• 15 % — по доходам, полученным в виде дивидендов от российских организаций иностранными организациями, а также по доходам, полученным в виде дивидендов российскими организациями от иностранных организаций.

К налоговой базе, определяемой по операциям с отдельными видами долговых обязательств,применяются следующие налоговые ставки:

• 15 % — по доходу в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам (кроме ценных бумаг, указанных в следующем пункте), условиями выпуска и обращения которых предусмотрено получение дохода в виде процентов;

• 0 % — по доходу в виде процентов по государственным и муниципальным облигациям, эмитированным до 20 января 1997 года включительно, а также по доходу в виде процентов по облигациям государственного валютного облигационного займа 1999 года, эмитированным при осуществлении новации облигаций внутреннего государственного валютного займа серии III, эмитированным в целях обеспечения условий, необходимых для урегулирования внутреннего валютного долга бывшего Союза ССР, внутреннего и внешнего валютного долга Российской Федерации.

Налоговым периодом является календарный год. Отчетными периодами по налогу признаются I квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года. Отчетными периодами для налогоплательщиков, исчисляющих ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, признаются месяц, 2 месяца, 3 месяца и так далее до окончания календарного года.

Кто является плательщиком налога на прибыль

1. Плательщики налога

1.1. Плательщиками налога на прибыль являются:

1.1.1. предприятия и организации (в том числе бюджетные)*(1). являющиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, включая созданные на территории Российской Федерации предприятия с иностранными инвестициями, а также международные объединения и организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность;

1.1.2. коммерческие банки различных видов, включая банки с участием иностранного капитала, получившие лицензию Центрального банка Российской Федерации;

Банк внешней торговли Российской Федерации;

кредитные учреждения, получившие лицензию Центрального банка Российской Федерации на осуществление отдельных банковских операций;

Центральный банк Российской Федерации и его учреждения в части прибыли, полученной от деятельности, не связанной с регулированием денежного обращения;

1.1.3. филиалы иностранных банков-нерезидентов, получившие лицензию Центрального банка Российской Федерации на проведение на территории Российской Федерации банковских операций;

1.1.4. предприятия, организации и учреждения, являющиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации и получившие в Федеральной службе России по надзору за страховой деятельностью лицензию на осуществление страховой деятельности;

1.1.5. критерии отнесения предприятий к малым предприятиям (включая среднюю численность работников) установлены Федеральным законом от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 25, ст.2343).

Под субъектами малого предпринимательства, согласно указанному Закону. понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия): в промышленности, в строительстве и на транспорте — 100 человек; в сельском хозяйстве и в научно-технической сфере — 60 человек;

в оптовой торговле — 50 человек; в розничной торговле и бытовом обслуживании населения — 30 человек; в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности — 50 человек. При этом следует иметь в виду, что к малым предприятиям могут относиться только предприятия, являющиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации.

Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли. В течение года эти показатели определяются нарастающим итогом с начала года. Предприятие самостоятельно определяет, какой из показателей должен применяться — объем оборота или объем прибыли, полученной от всех видов деятельности в целом. Выбранный предприятием показатель должен быть неизменным в течение отчетного года.

Для целей налогообложения критерии отнесения предприятий к малым предприятиям определяются исходя из фактических показателей за соответствующие отчетные периоды нарастающим итогом с начала года.

Средняя за отчетный период численность работников малого предприятия определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанного юридического лица.

Определение средней численности осуществляется в порядке, устанавливаемом соответствующим федеральным органом исполнительной власти.

Численность лиц, работающих по договорам подряда и другим договорам гражданско-правового характера, учитывается в общей численности основного производственного персонала ежемесячно в течение всего срока действия договора. При отсутствии учета рабочего времени этих лиц в списочной численности они принимаются за каждый календарный день как целые единицы.

Работники, заключившие трудовой договор с предприятием о выполнении работы на дому личным трудом (надомники), учитываются в среднесписочной численности работников предприятия как целые единицы.

Исчисление средней численности работников, принятых на работу по совместительству, производится исходя из фактически отработанного ими времени с учетом продолжительности рабочего времени, установленной для совместителей законодательством.

Постановлением Совета Министров СССР от 22 сентября 1988 г.

Какие организации являются плательщиками налога на прибыль?

N 1111 "О работе по совместительству" ("СП СССР", 1988, N 33, ст.93, "Свод законов СССР", т.2, с.238-2) определено, что продолжительность работы по совместительству не может превышать четырех часов в день и полного рабочего дня в выходной день. Общая продолжительность работы по совместительству в течение месяца не должна превышать половины месячной нормы рабочего времени.

При этом к работникам, работающим по совместительству, относятся как работники данного предприятия, работающие по совместительству в свободное от основной работы время, так и работники других предприятий, работающие по совместительству на данном предприятии.

Все плательщики налога на прибыль, указанные в настоящем пункте, в дальнейшем именуются предприятиями, а кредитные, страховые организации при определении особенностей исчисления налога в дальнейшем именуются соответственно банками и страховщиками.

1.2. Не являются плательщиками налога на прибыль:

1.2.1. предприятия любых организационно-правовых форм по прибыли от реализации произведенной ими сельскохозяйственной и охотохозяйственной продукции, а также произведенной и переработанной на данных предприятиях собственной сельскохозяйственной продукции, за исключением сельскохозяйственных предприятий индустриального типа, определяемых по перечню, утверждаемому законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации.

При определении сельскохозяйственной и охотохозяйственной продукции следует руководствоваться Общероссийским классификатором продукции ОК 005-93, утвержденным постановлением Госстандарта России от 30 декабря 1993 г. N 301.

Перечень охотохозяйственной продукции приведен в приложении N 1 к настоящей инструкции.

Прибыль, полученная предприятиями, перечисленными в указанном подпункте, от иных видов деятельности, подлежит обложению налогом на прибыль в соответствии с настоящей инструкцией;

1.2.2. Центральный банк Российской Федерации и его учреждения по прибыли, полученной от деятельности, связанной с регулированием денежного обращения;

1.2.3. организации, применяющие согласно Федеральному закону от 29 декабря 1995 г. N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 1, ст.15) упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, с предельной численностью работающих (включая работающих по договорам подряда и иным договорам гражданско-правового характера) до 15 человек независимо от вида осуществляемой ими деятельности, включая численность работающих в их филиалах и иных обособленных подразделениях.

Под действие упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности не подпадают предприятия, занятые производством подакцизной продукции, предприятия, созданные на базе ликвидированных структурных подразделений действующих предприятий, а также кредитные организации, страховщики, инвестиционные фонды, профессиональные участники рынка ценных бумаг, предприятия игорного и развлекательного бизнеса и хозяйствующие субъекты других категорий, для которых Министерством финансов Российской Федерации установлен особый порядок ведения бухгалтерского учета и отчетности.

Субъекты малого предпринимательства имеют право в предусмотренном указанным Федеральным законом порядке перейти на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, если в течение года, предшествующего кварталу, в котором произошла подача заявления на право применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, совокупный размер валовой выручки данного налогоплательщика не превысил суммы стотысячекратного минимального размера оплаты

труда, установленного законодательством Российской Федерации на первый день квартала, в котором произошла подача заявления.

Вновь созданное предприятие, подавшее заявление на право применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, считается субъектом упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности с того квартала, в котором произошла его официальная регистрация;

1.2.4. организации, по прибыли, полученной от предпринимательской деятельности в области игорного бизнеса.

Организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность в области игорного бизнеса, признаются в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 1998 г. N 142-ФЗ "О налоге на игорный бизнес" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст.3820) плательщиками налога на игорный бизнес.

Налогом на игорный бизнес облагаются следующие виды объектов игорного бизнеса:

игровые столы, предназначенные для проведения азартных игр, в которых игорное заведение участвует через своих представителей как сторона;

игровые столы, предназначенные для проведения азартных игр, в которых игорное заведение участвует через своих представителей как организатор и (или) наблюдатель;

игровые автоматы;

кассы тотализаторов;

кассы букмекерских контор.

При осуществлении игорным заведением других видов деятельности, не относящихся к игорному бизнесу, указанное заведение обязано вести раздельный учет доходов от этих видов предпринимательской деятельности и уплачивать налог на прибыль, полученную от этих видов предпринимательской деятельности, в соответствии с настоящей инструкцией;

О применении п. 1.2.5 Инструкции см. письмо МНС РФ от 12 февраля 2001 г. N ВГ-6-02/128

1.2.5. предприятия, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сферах, переведенных нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации на уплату единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 1998 г. N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст.3826; 1999, N 14, ст.1661).

Прибыль, полученная предприятиями, переведенными на уплату единого налога, от иной деятельности, осуществляемой наряду с деятельностью на основе свидетельства об уплате единого налога, подлежит обложению налогом на прибыль в соответствии с настоящей инструкцией.

Общепроизводственные и общехозяйственные расходы (например, содержание дирекции и охраны предприятия, содержание зданий и их текущий ремонт, командировочные расходы, расходы на оплату труда и т.п.), распределяются пропорционально размеру выручки, полученной от видов деятельности, переведенных на уплату единого налога, и от иных видов деятельности в общей сумме выручки.

1.3. Для предприятий, относящихся к основной деятельности железнодорожного транспорта и связи, а также объединений и предприятий по газификации и эксплуатации газового хозяйства расчеты с бюджетом по налогу на прибыль производятся в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.*(2)

По предприятиям, в состав которых входят территориально обособленные структурные подразделения, не имеющие отдельного баланса (филиалы страховщиков, не имеющие баланса с конечным финансовым результатом) и расчетного (текущего, корреспондентского) счета, зачисление налога на прибыль в части, зачисляемой в доходы бюджетов субъектов Российской Федерации, производится в доходы бюджетов субъектов Российской Федерации по месту нахождения указанных структурных подразделений исходя из доли прибыли, приходящейся на эти структурные подразделения, определяемой пропорционально их среднесписочной численности (фонду оплаты труда) и стоимости основных производственных фондов в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.*(3)

При этом сумма налога по указанным предприятиям и структурным подразделениям определяется в соответствии со ставками налога на прибыль, действующими на территориях, где расположены эти предприятия и структурные подразделения.

До введения в действие части второй Кодекса признававшиеся до 1 января 1999 года самостоятельными налогоплательщиками по отдельным налогам филиалы и представительства организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов в порядке, предусмотренном действующими федеральными законами, регулирующими порядок взимания конкретных налогов, уплаты налогов филиалами и представительствами, не имеющими отдельного баланса и (или) расчетного (текущего) счета*(4).

Организации, в состав которых входят филиалы и представительства, имеющие отдельный баланс и расчетный (текущий, корреспондентский) счет, расчеты по налогу на прибыль производят в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 г. N 660 "О порядке расчетов с федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации по налогу на прибыль предприятий и организаций, в состав которых входят территориально обособленные структурные подразделения, не имеющие отдельного баланса и расчетного (текущего, корреспондентского) счета" и Методическими указаниями Госналогслужбы России по применению постановления Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 г. N 660 "О порядке расчетов с федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации по налогу на прибыль предприятий и организаций, в состав которых входят территориально обособленные структурные подразделения, не имеющие отдельного баланса и расчетного (текущего, корреспондентского) счета", направленными письмом Госналогслужбы России от 4 августа 1995 г. N НП-4-01/46н, зарегистрированным в Минюсте России 14 августа 1995 г. за N 932 (с учетом изменений и дополнений).

При этом указанные организации могут применять вышеупомянутый порядок с учетом следующих особенностей.

Сведения о суммах авансовых взносов налога на прибыль, а также суммах налога, определенных исходя из фактически полученной прибыли, и о суммах дополнительных платежей в бюджеты субъектов Российской Федерации (возврата из бюджетов), организация сообщает филиалам, представительствам, а также налоговым органам по месту нахождения этих подразделений, соответственно, до начала квартала и в десятидневный срок со дня, установленного для представления квартальных и годовых бухгалтерских отчетов применительно к пункту 2 Методических указаний Госналогслужбы России по применению постановления Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 г. N 660 "О порядке расчетов с федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации по налогу на прибыль предприятий и организаций, в состав которых входят территориально обособленные структурные подразделения, не имеющие отдельного баланса и расчетного (текущего, корреспондентского) счета", направленными письмом Госналогслужбы России от 4 августа 1995 г. N НП-4-01/46н.

Филиалы и представительства исполняют обязанности организации по уплате налога на прибыль путем перечисления авансовых взносов, налога от фактически полученной прибыли за отчетный квартал нарастающим итогом с начала года и дополнительных платежей в бюджет, в размерах, сообщенных организацией, по месту своего нахождения в бюджеты субъектов Российской Федерации в общеустановленные сроки.

Исчисление и уплата в федеральный бюджет налога на прибыль и дополнительных платежей, рассчитанных исходя из процента за пользование банковским кредитом, установленного в истекшем квартале Банком России, производятся организациями по месту своего нахождения без распределения сумм налогов и дополнительных платежей по обособленным подразделениям.

В аналогичном порядке производятся расчеты по налогу на прибыль организациями, перешедшими на ежемесячную уплату в бюджет налога на прибыль исходя из фактически полученной прибыли.

В указанном выше порядке производятся расчеты по организациям, в состав которых входят филиалы и представительства, имеющие отдельный баланс и расчетный (текущий, корреспондентский) счет и расположенные на территории того же субъекта Российской Федерации, что и организация.

Категория: Налоги

Похожие статьи:

Плательщиками НДС являются какие организации? Как узнать, кто является плательщиком НДС?

Как заполнить декларацию по НДС налоговому агенту, не являющемуся плательщиком НДС

Кто является плательщиком ЕНВД?

Кто является плательщиком налога НДС?

Признание человека злостным неплательщиком алиментов

П.А. Левчаев
Финансовый менеджмент и налогообложение организаций
Учебное пособие/ П.А. Левчаев. — Саранск: Мордовский гуманитарный институт, 2010 г.

III. НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ

10 Налоги на прибыль (доход) организаций

10.1 Налог на прибыль организаций

Плательщиками налога на прибыль являются российские организации, а также иностранные организации, осуществляющие деятельность в РФ через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников РФ.

Отдельные категории плательщиков выделены с учетом особенностей определения налоговой базы. К ним относятся:

— коммерческие банки различных видов, получившие лицензию ЦБ РФ, Банк внешней торговли РФ, Центральный банк РФ и его учреждения;

— страховые организации, получившие лицензию на обслуживание страховой деятельности;

— профессиональные участники рынка ценных бумаг.

Не являются плательщиками налога на прибыль: организации, перешедшие на уплату единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности;  организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности: организации, уплачивающие налоги на игорный бизнес;  организации, являющиеся плательщиками единого сельскохозяйствен-ного налога.

Объектом налогообложения признается прибыль, которая представляет собой полученный доход, уменьшенный на величину произведенных расходов. Налоговая база – это денежное выражение прибыли. Следует отметить, что существуют различные модификации прибыли как по бухгалтерскому учету, так и для целей налогообложения.

При определении налоговой базы учитывается убыток, полученный налогоплательщиком в отчетном периоде, и вместо существовавшей ранее льготы по налогу на прибыль возникает перенос убытка на будущее. Он осуществляется в течение 10 лет, следующих за соответствующим годом, при этом совокупная сумма переносимого убытка ни в каком отчетном периоде не может превышать 30% налоговой базы.

Прибыль, подлежащая налогообложению, определяется нарастающим итогом с начала налогового периода.

Имеются особенности в исчислении налоговой базы у банков, страховщиков, профессиональных участников рынка ценных бумаг по операциям с ценным бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок.

1. Налоговая ставка устанавливается в размере 20 процентов. При этом:

— сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 2 процентов, зачисляется в федеральный бюджет;

— сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 18 процентов, зачисляется в бюджеты субъектов РФ.

Налоговая ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов РФ, законами субъектов РФ может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков. При этом указанная налоговая ставка не может быть ниже 13,5 процента.

Для организаций — резидентов особой экономической зоны законами субъектов РФ может устанавливаться пониженная налоговая ставка налога на прибыль, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов РФ, от деятельности, осуществляемой на территории особой экономической зоны, при условии ведения раздельного учета доходов, полученных от деятельности, осуществляемой на территории особой экономической зоны, и доходов, полученных при осуществлении деятельности за пределами территории особой экономической зоны. При этом размер указанной налоговой ставки не может быть ниже 13,5 процента.

2. Налоговые ставки на доходы иностранных организаций, не связанные с деятельностью в РФ через постоянное представительство, устанавливаются в следующих размерах:

1) 20 процентов — со всех доходов;

2) 10 процентов — от использования, содержания или сдачи в аренду (фрахта) судов, самолетов или других подвижных транспортных средств или контейнеров в связи с осуществлением международных перевозок.

3. К налоговой базе, определяемой по доходам, полученным в виде дивидендов, применяются следующие налоговые ставки:

1) 0 процентов — по доходам, полученным российскими организациями в виде дивидендов при условии, что на день принятия решения о выплате дивидендов получающая дивиденды организация в течение не менее 365 календарных дней непрерывно владеет на праве собственности не менее чем 50-процентным вкладом в уставном капитале выплачивающей дивиденды организации или депозитарными расписками, дающими право на получение дивидендов, в сумме, соответствующей не менее 50 процентам общей суммы выплачиваемых организацией дивидендов, и при условии, что стоимость приобретения и (или) получения в соответствии с законодательством в собственность вклада в уставном капитале выплачивающей дивиденды организации или депозитарных расписок, дающих право на получение дивидендов, превышает 500 миллионов рублей.

2) 9 процентов — по доходам, полученным в виде дивидендов от российских и иностранных организаций российскими организациями;

3) 15 процентов — по доходам, полученным в виде дивидендов от российских организаций иностранными организациями.

4. К налоговой базе, определяемой по операциям с отдельными видами долговых обязательств, применяются следующие налоговые ставки:

1) 15 процентов — по доходу в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам, условиями выпуска и обращения которых предусмотрено получение дохода в виде процентов, а также по доходам в виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным после 1 января 2007 года, и доходам учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, полученным на основании приобретения ипотечных сертификатов участия, выданных управляющим ипотечным покрытием после 1 января 2007 года;

2) 9 процентов — по доходам в виде процентов по муниципальным ценным бумагам, эмитированным на срок не менее трех лет до 1 января 2007 года, а также по доходам в виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным до 1 января 2007 года, и доходам учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, полученным на основании приобретения ипотечных сертификатов участия, выданных управляющим ипотечным покрытием до 1 января 2007 года;

3) 0 процентов — по доходу в виде процентов по государственным и муниципальным облигациям, эмитированным до 20 января 1997 года включительно, а также по доходу в виде процентов по облигациям государственного валютного облигационного займа 1999 года, эмитированным при осуществлении новации облигаций внутреннего государственного валютного займа серии III, эмитированных в целях обеспечения условий, необходимых для урегулирования внутреннего валютного долга бывшего Союза ССР и внутреннего и внешнего валютного долга РФ.

Какие субъекты не являются плательщиками налога на прибыль

Прибыль, полученная Центральным банком РФ от осуществления деятельности, связанной с выполнением им функций, предусмотренных Федеральным законом "О Центральном банке РФ (Банке России)", облагается налогом по налоговой ставке 0 процентов.

Расчет налоговой базы составляется предприятием самостоятельно и включает расчет следующих составляющих:

1. Периода, за который определяется база нарастающим итогом.

2.  Суммы доходов от реализации, полученных в отчетном периоде.

3.  Суммы расходов, произведенных в отчетном периоде, уменьшающих сумму соответствующих доходов от реализации.

4.  Прибыли от соответствующей реализации.

5.  Суммы внереализационных доходов.

6.  Суммы внереализационных расходов.

7.  Прибыли от внереализационных операций.

8.  Итого налоговая база за отчетный период за минусом суммы убытка, пере
носимого на будущее.

Налоговый период по налогу на прибыль – календарный год. Отчетными периодами по налогу признаются I квартал, полугодие, 9 месяцев календарного года.

Отчетными периодами для налогоплательщиков, исчисляющих ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, признаются 1 месяц, 2 месяц, 3 месяц и т.д. до окончания календарного года.

Налог определяется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. По итогам отчетного периода налогоплательщики исчисляют сумму квартального авансового платежа, исходя из ставки налога на прибыль и фактически полученной прибыли, подлежащей налогообложению. В течение отчетного периода (месяца) налогоплательщики уплачивают ежемесячные авансовые платежи равными долями в размере 1/3 фактически уплаченного квартального авансового платежа за предшествующий квартал. Налогоплательщик может перейти на уплату ежемесячных авансовых платежей, исходя из фактической прибыли, заблаговременно уведомив об этом налоговый орган.

Сроки уплаты налога на прибыль следующие.

Налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций за соответствующий налоговый период.

Авансовые платежи по итогам отчетного периода уплачиваются не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций за соответствующий отчетный период.

Ежемесячные авансовые платежи, подлежащие уплате в течение отчетного периода, уплачиваются в срок не позднее 28-го числа каждого месяца этого отчетного периода.

Налогоплательщики, исчисляющие ежемесячные авансовые платежи по фактически полученной прибыли, уплачивают авансовые платежи не позднее 28-го числа месяца, следующего за месяцем, по итогам которого производится исчисление налога.

По итогам отчетного (налогового) периода суммы ежемесячных авансовых платежей, уплаченных в течение отчетного (налогового) периода, засчитываются при уплате авансовых платежей по итогам отчетного периода. Авансовые платежи по итогам отчетного периода засчитываются в счет уплаты налога по итогам налогового периода.

По доходам, выплачиваемым налогоплательщикам в виде дивидендов, а также процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам, налог, удержанный при выплате дохода, перечисляется в бюджет налоговым агентом, осуществившим выплату, в течение 10 дней со дня выплаты дохода.

Налог с доходов по государственным и муниципальным ценным бумагам, при обращении которых из цены сделки исключается накопленный купонный (процентный) доход, уплачивается в бюджет налогоплательщиком — получателем дохода в течение 10 дней по окончании месяца, в котором получен доход.

Вновь созданные организации уплачивают авансовые платежи за соответствующий отчетный период при условии, если выручка от реализации не превышала 1 млн руб. в месяц либо 3 млн руб. в квартал. В случае превышения указанных ограничений налогоплательщик, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором такое превышение имело место, уплачивает авансовые платежи в общеустановленном порядке.

Налогоплательщики, независимо от наличия у них обязанности по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу, особенностей исчисления и уплаты налога, обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения соответствующие налоговые декларации.

Некоммерческие организации, у которых не возникает обязательств по уплате налога, представляют налоговую декларацию по упрощенной форме по истечении налогового периода.

Налогоплательщики (налоговые агенты) представляют налоговые декларации (налоговые расчеты) не позднее 28 дней со дня окончания соответствующего отчетного периода. Налогоплательщики, исчисляющие суммы ежемесячных авансовых платежей по фактически полученной прибыли, представляют налоговые декларации в сроки, установленные для уплаты авансовых платежей. Налоговые декларации (налоговые расчеты) по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками (налоговыми агентами) не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Федеральным законом от 27.12.2009 N 368-ФЗ в внесены изменения. Данные изменения применяются с 1 января 2011 года и распространяются на правоотношения по налогообложению налогом на прибыль организаций доходов в виде дивидендов, начисленных по результатам деятельности организаций за 2010 год и последующие периоды.

Налог на прибыль организаций следует отнести к числу прямых налогов. В России налог на прибыль организаций рассматривается в числе федеральных налогов.

Налогоплательщиками налога на прибыль организаций признаются:

– российские организации;

– иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации.

НЕ ЯВЛЯЮТСЯ Участники проекта «Инновационный центр «Сколково»

Объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Правила отнесения доходов к прибыли налогоплательщика для целей налогообложения налогом на прибыль организации представлены в табл. 14.5.

Налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов. Общие правила признания расходов для целей налогообложения налогом на прибыль организации определены в ст. 252–255, 260–273 НК.

Доходы и расходы налогоплательщика учитываются в денежной форме.

Доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав.

Вне реализационными доходами признаются доходы, не указанные в статье 249 НК РФ, в частности такие как:

· от долевого участия в других организациях;

· в виде положительной (отрицательной) курсовой разницы;

· от сдачи имущества (включая земельные участки) в аренду (субаренду);

· в виде процентов, полученных по договорам займа, кредита, банковского счета, банковского вклада;

Прямые

· Материальные расходы (пп.1 и 4 п.1 ст. 254 НК РФ)

· Суммы начисленной амортизации по основным средствам, используемым при производстве товаров, работ, услуг ст. 256-259 НК РФ

· Расходы на оплату труда персонала, участвующего в процессе производства товаров, выполнения работ, оказания услуг (ст.

Кто является плательщиком налога на прибыль?

255 НК РФ)

Налоговым периодом по налогу признается календарный год.

Порядок исчисления налога и авансовых платежей. Налог определяется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Если иное не установлено НК, сумма налога по итогам налогового периода определяется налогоплательщиком самостоятельно.

(или вот так)
Налог на прибыль– это важный источник формирования доходной части бюджетов разных уровней. Налог на прибыль – это прямой, федеральный и регулирующий налог. Налогоплательщиками налога на прибыль организаций являются: 1) российские организации; 2) иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в РФ через постоянные представительства или получающие доходы от источников в РФ. Объект налогообложения – прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью признается: для российских организаций – полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов;К доходам относятся: 1) доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав; 2) внереализационные доходы. Доходы определяются на основании первичных документов и других документов, подтверждающих полученные налогоплательщиком доходы, и документов налогового учета. Так как налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов, то расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Расходы в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы. Налоговой базой признается денежное выражение прибыли, подлежащей налогообложению. Налоговая ставка устанавливается в размере 24 . %Сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 6,5 %, зачисляется в федеральный бюджет, а сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 17,5 %, зачисляется в бюджеты субъектов РФ. Налоговым периодом по налогу признается календарный год. Отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Отчетными периодами для налогоплательщиков, исчисляющих ежемесячные авансовые платежи. Налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций за соответствующий налоговый период.



Плательщики налога.

Плательщики налога на прибыль

Объекты налогообложения

Налог на добавленную стоимость (НДС) – федеральный, косвенный взимается в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации.

Плательщиками налога на добавленную стоимость являются:

1) организации;

2) индивидуальные предприниматели;

3) юридические и физические лица, признаваемые плательщиками налога в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации.

К первой категории плательщиков относятся:

– юридические лица, образованные по законодательству Российской Федерации;

– иностранные юридические лица;

– международные организации;

– филиалы и представительства иностранных юридических лиц и международных организаций.

Ко второй категории плательщиков относятся:

– физические лица, осуществляющие предпринимательство без образования юридического лица;

– лица, занимающиеся частной практикой (частные нотариусы, охранники, детективы).

Организации и индивидуальные предприниматели подлежат обязательной постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения или месту жительства в течение 10 дней с момента их государственной регистрации, независимо от того, являются они плательщиками НДС или нет.

Иностранные организации ставятся на учет по месту нахождения своих постоянных представительств в Российской Федерации.

Не являются плательщиками налога на добавленную стоимость в связи с осуществлением деятельности в Российской Федерации:

– организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности;

– организации и индивидуальные предприниматели, переведенные на уплату единого налога на вмененный доход;

– организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога;

– организации, являющиеся иностранными организаторами Олимпийских и Параолимпийских игр 2014 года в г. Сочи по операциям организации и проведения этих игр.

Организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма их выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС не превысила в совокупности два миллиона рублей. Это положение не распространяется на организации и предпринимателей, реализующих подакцизные товары, и осуществляющих ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации. При этом освобождение от обязанностей плательщика НДС производится на двенадцать последовательных календарных месяца. Лица, претендующие на указанное освобождение, должны представить соответствующее заявление и все необходимые подтверждающие документы.

Объектами налогообложения являются следующие операции:

1) реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога, безвозмездная передача товаров другим предприятиям и гражданам, бартерные операции и передача товаров (работ, услуг) по соглашению о представлении отступного или новации, а также передача имущественных прав;

2) передача на территории Российской Федерации товаров (работ. услуг) для собственных нужд организаций, расходы на которые не принимаются к вычету при расчете налога на прибыль;

3) выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;

4) ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

Не признаются объектами налогообложения:

– осуществление операций, связанных с обращением российской или иностранной валюты (кроме целей нумизматики);

– передача основных средств, нематериальных активов или иного имущества организации ее правопреемнику;

– передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью;

– передача имущества, если такая передача носит инвестиционный характер (вклады в уставный капитал хозяйственных обществ и товариществ, паевые взносы в паевые фонды кооперативов);

– передача имущества в пределах первоначального взноса участнику хозяйственного общества или товарищества при выходе из хозяйственного общества или товарищества, а также при разделении имущества ликвидируемого хозяйственного общества или товарищества между его участниками;

– передача имущества в пределах первоначального взноса участнику договора просто товарищества (договора о совместной деятельности) или его правоприемнику в случае выдела его доли из имущества, находящегося в общей собственности участников договора, или раздела такого имущества;

– передача жилых помещений физическим лицам при приватизации;

– изъятие имущества путем конфискации, наследование имущества, а также обращение в собственность иных лиц бесхозных и брошенных вещей, бесхозяйных животных, находки, клады;

– операции по реализации земельных участков и их долей;

– передача на безвозмездной основе жилых домов, детских садов, клубов, санаториев, а также дорог, электросетей, подстанций, газовых сетей и др. объектов органам государственной власти и местного самоуправления;

– передача на безвозмездной основе объектов основных средств органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления, а также бюджетным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям;

– передача имущества государственных и муниципальных предприятий, выкупаемого в порядке приватизации;

– передача денежных средств некоммерческим организациям на формирование целевого капитала.

Местом реализации товаров признается Российская Федерация, если имеется хотя бы одно из следующих обстоятельств:

n товар находится на территории Российской Федерации и не отгружается и не транспортируется;

n товар в момент начала отгрузки или транспортировки находится на территории Российской Федерации.

Местом реализации работ (услуг) признается территория Российской Федерации, если:

1) работы (услуги) связаны непосредственно с недвижимым имуществом, находящимся на территории Российской Федерации. К таким работам относятся строительные, монтажные, строительно-монтажные, ремонтные, реставрационные работы, работы по озеленению;

2) услуги фактически оказываются на территории Российской Федерации в сфере культуры, искусства, образования, физической культуры или туризма и спорта;

3) покупатель услуг осуществляет деятельность на территории Российской Федерации;

4) работы (услуги) связаны непосредственно с движимым имуществом, воздушными, морскими судами и судами внутреннего плавания, находящимися на территории Российской Федерации (монтаж, сборка, переработка, обработка, ремонт и техническое обслуживание).

Документами, подтверждающими место выполнения работ (услуг) являются:

1) контракт, заключенный с иностранными или российскими лицами;

2) документы, подтверждающие факт выполнения работ (услуг).

Дата добавления: 2016-04-11; просмотров: 209;

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *