Платежный баланс РФ 2017

Автор: | 03.05.2019

Содержание

Платежный баланс, международная инвестиционная позиция и внешний долг Российской Федерации в 2017 году

Юридическая основа разработки платежного баланса, международной инвестиционной позиции и внешнего долга

Законодательной и правовой базой разработки платежного баланса, международной инвестиционной позиции и внешнего долга являются:

— Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ (с изменениями) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»;

— Федеральный закон от 29.11.2007 N 282-ФЗ (с изменениями) «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации»;

— Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 (с изменениями) «О банках и банковской деятельности»;

— Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ (с изменениями) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»;

— Постановление Правительства Российской Федерации от 26.09.1997 N 1226 «О присоединении Российской Федерации к Специальному стандарту распространения данных МВФ»;

— Распоряжение Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 N 671-р (ред. от 23.09.2017) «Об утверждении федерального плана статистических работ».

В таблицах в отдельных случаях возможны незначительные расхождения между итогом и суммой слагаемых, что связано с округлением данных.

Условные обозначения:

«-» — явление отсутствует;

«…» — данные лтсутствуют.

Платежный баланс, международная инвестиционная позиция и внешний долг Российской Федерации в 2017 году

Аналитический комментарий

Платежный баланс Российской Федерации

В 2017 году на фоне улучшения ценовой конъюнктуры основных товаров российского экспорта произошло укрепление текущего счета платежного баланса. Наряду с прекращением оттока ранее привлеченных иностранных инвестиций, это способствовало тому, что чистое кредитование остального мира происходило в форме прямых инвестиций и международных резервов (в отличие от 2016 года, когда оно осуществлялось преимущественно в форме сокращения обязательств).

Профицит счета текущих операций по итогам 2017 года составил 35,2 млрд долларов США (24,4 млрд долларов США в 2016 году). Рост положительного сальдо текущего счета стал результатом укрепления торгового баланса на фоне умеренного увеличения дефицита других компонентов.

Экспорт товаров вырос до 353,0 млрд долларов США, что на 25,2% выше показателя 2016 года. Динамика вывоза определялась преимущественно увеличением стоимостных объемов поставок под влиянием ценового фактора. Индекс-дефлятор экспорта составил 1,23, опережающими темпами росли цены на нефтепродукты (на 33,1%) и на сырую нефть (на 27,7%). В результате по итогам года индекс цен четырех основных топливно-энергетических товаров сложился на уровне 1,26. Повышение мировых цен на прочие товары российского экспорта на 18,5% стало основным фактором увеличения стоимостного показателя их вывоза. Рост экспорта товаров в натуральном выражении на 2,2% сложился за счет неэнергетических товаров, физические объемы поставок углеводородного сырья сохранились на уровне, близком к 2016 году.

Сырая нефть, нефтепродукты, природный газ, сжиженный природный газ.

Положительная динамика в стоимостном выражении была зафиксирована по всем укрупненным товарным группам экспорта. Наиболее существенно — на 27,2%, до 211,4 млрд долларов США, — вырос экспорт топливно-энергетической продукции, в результате ее доля в товарном экспорте достигла 59,2% (58,2% годом ранее). Поставки черных и цветных металлов, включая изделия из них, увеличились на 29,4%, до 37,3 млрд долларов США, при этом их удельный вес достиг 10,4%. Экспорт машин и оборудования расширился на 14,9%, до 28,1 млрд долларов США, удельный вес группы составил 7,9% (8,6% годом ранее). Вывоз продовольственных товаров и сырья для их производства увеличился на 21,3%, до 20,7 млрд долларов США, при доле в товарном экспорте 5,8% (6,0%). Экспорт продукции химической промышленности стал больше на 15,0%, до 23,9 млрд долларов США, доля группы снизилась до 6,7% (7,3%).

Соотношение основных компонентов счета текущих операций в 2011-2017 годах

(млрд долларов США)

Экспорт товаров в 2011-2017 годах

(млрд долларов США, по методологии платежного баланса)

Несмотря на значимое увеличение стоимости поставок энергоносителей, доля стран Евросоюза — их основных потребителей — в географической структуре экспорта снизилась на 1 процентный пункт, до 44,7%. В то же время вырос удельный вес экспорта в государства АТЭС — до 24,2% (23,6%). Доля вывоза в страны ЕАЭС также увеличилась, достигнув 9,4% (9,0%). Наибольшие объемы поставок приходились на Китай (10,9%), Нидерланды (10,0%), Германию (7,2%), Беларусь (5,2%) и Турцию (5,1%).

Импорт товаров в 2017 году вырос до 238,0 млрд долларов США, что на 24,2% выше показателя 2016 года. Динамика импорта определялась увеличением как физических объемов поставок на 16,8%, так и ростом цен на ввозимые товары на 6,4%.

Оживление экономической конъюнктуры в Российской Федерации способствовало приросту импорта товаров инвестиционного назначения — машин, оборудования и транспортных средств на 28,1%, до 110,3 млрд долларов США. Удельный вес этой группы в структуре импорта вырос до 48,6% против 47,2% в 2016 году. Наибольший вклад внесло увеличение поставок оборудования, а также средств наземного транспорта. Металлов ввезено больше на 36,9%, что обусловило увеличение их доли до 6,9% (6,3%). На фоне опережающего роста импорта машиностроительной продукции и металлов доли других товаров в структуре импорта в основном снижались. Так, несмотря на увеличение ввоза продукции химической промышленности и связанных с ней отраслей на 19,0%, до 40,3 млрд долларов США, доля группы сократилась до 17,7% против 18,6% годом ранее. Импорт продовольственных товаров, включая сырье для их производства, вырос на 15,1%, до 28,8 млрд долларов США, удельный вес группы уменьшился до 12,7% (13,7%).

Импорт товаров в 2011-2017 годах

(млрд долларов США, по методологии платежного баланса)

Страны — основные торговые партнеры России

(млрд долларов США)

Географическая структура импорта товаров не претерпела значительных изменений по сравнению с 2016 годом: удельный вес стран АТЭС составил 40,4%, ЕС — 38,3%, ЕАЭС — 7,7%. Важнейшими контрагентами России являлись Китай (21,2%), Германия (10,7%), США (5,5%), Беларусь (5,2%), Италия (4,5%).

Дефицит баланса внешней торговли услугами вырос на 29,3%, до 31,1 млрд долларов США, за счет более существенного увеличения объема импорта услуг.

Экспорт услуг увеличился до 57,8 млрд долларов США, или на 14,4%. Стоимость транспортных услуг выросла до 19,8 млрд долларов США против 17,1 млрд долларов США в 2016 году. Увеличение стоимости предоставленных услуг по статье «Поездки» на 1,2 млрд долларов США, до 8,9 млрд долларов США, объяснялось ростом долларового эквивалента расходов нерезидентов в связи с пребыванием в России. Расширение спроса на прочие услуги, оказываемые нерезидентам, до 29,1 млрд долларов США (25,6 млрд долларов США в 2016 году) произошло в основном за счет услуг в сфере строительства, а также компьютерных услуг.

Импорт услуг вырос до 88,9 млрд долларов США, или на 19,2%. Динамика показателя сформирована опережающим восстановлением расходов резидентов, учитываемых по статье «Поездки» (рост на 29,7%, до 31,1 млрд долларов США), преимущественно вследствие увеличения количества выездов российских граждан за рубеж. Импорт прочих услуг в 2017 году расширился до 43,4 млрд долларов США против 38,8 млрд долларов США в 2016 году, главным образом в сегменте услуг в области архитектуры, инженерных услуг, услуг в технических областях, а также платы за пользование интеллектуальной собственностью. Объем услуг, предоставленных иностранными транспортными компаниями, вырос до 14,5 млрд долларов США (11,8 млрд долларов США) за счет спроса резидентов на услуги воздушного транспорта.

Структура экспорта и импорта услуг в 2017 году

(в % к итогу)

Отрицательное сальдо баланса оплаты труда расширилось на четверть, до 2,3 млрд долларов США. Величина оплаты труда, выплаченной нерезидентам, возросла с 5,5 до 6,4 млрд долларов США вследствие увеличения долларового эквивалента их заработной платы при снижении численности мигрантов, занятых в экономике Российской Федерации менее одного года. Величина оплаты труда к получению работающими за рубежом российскими гражданами достигла 4,1 млрд долларов США (3,7 млрд долларов США годом ранее).

Дефицит баланса инвестиционных доходов расширился с 33,7 млрд долларов США до 37,3 млрд долларов США. Опережающий прирост доходов к выплате привел к увеличению отрицательного сальдо инвестиционных доходов прочих секторов до 37,7 млрд долларов США с 36,9 млрд долларов США годом ранее. Профицит баланса инвестиционных доходов банковского сектора уменьшился за счет сокращения поступлений от нерезидентов до 0,9 млрд долларов США против 3,4 млрд долларов США в 2016 году.

Дефицит баланса вторичных доходов в 2017 году, увеличившись на 2,9 млрд долларов США, достиг 9,2 млрд долларов США, что стало результатом роста выплаченных личных трансфертов в пользу нерезидентов.

Счет операций с капиталом был практически сбалансирован.

Чистое кредитование остального мира, отраженное в финансовом счете (без учета резервных активов), составило в 2017 году 16,1 млрд долларов США (10,9 млрд долларов США годом ранее) и было сформировано увеличением иностранных активов.

Внешние обязательства выросли на 1,2 млрд долларов США (в 2016 году снижение составило 6,2 млрд долларов США).

Иностранные пассивы органов государственного управления увеличились на 15,1 млрд долларов США (в 2016 году — на 4,5 млрд долларов США) главным образом в результате приобретения нерезидентами на вторичном рынке суверенных ценных бумаг, номинированных в российских рублях.

Прирост внешних обязательств центрального банка на 1,3 млрд долларов США (на 0,4 млрд долларов США в 2016 году) сформировался вследствие операций репо с банками-нерезидентами.

Чистое снижение обязательств частного сектора в 2017 году составило 15,2 млрд долларов США (11,1 млрд долларов США годом ранее).

При этом иностранные обязательства банковского сектора сократились на 29,3 млрд долларов США (на 27,1 млрд долларов США в 2016 году).

Напротив, внешние обязательства прочих секторов увеличились на сумму 14,1 млрд долларов США (на 16,0 млрд долларов США в 2016 году). Прирост прямых инвестиций составил 26,4 млрд долларов США (30,9 млрд долларов США в 2016 году). В результате операций с финансовыми инструментами российских эмитентов их величина в портфелях иностранных инвесторов сократилась на 4,5 млрд долларов США при близком к нулю значении показателя в 2016 году. Нетто-погашение внешней ссудной задолженности прочими секторами уменьшилось до 8,6 млрд долларов США (в 2016 году — 13,6 млрд долларов США).

Чистое принятие обязательств резидентами по категориям инвестиций в 2011-2017 годах

(млрд долларов США)

Знак «-» означает чистое снижение иностранных обязательств резидентов.

Чистое приобретение финансовых активов резидентами, без учета резервных активов, по категориям инвестиций в 2011-2017 годах

(млрд долларов США)

Знак «-» означает чистое снижение иностранных активов резидентов.

Финансовые активы, за исключением резервных, в 2017 году увеличились на 17,3 млрд долларов США (на 4,6 млрд долларов США в 2016 году).

Иностранные требования органов государственного управления и центрального банка выросли на 3,1 млрд долларов США (в 2016 году — на 0,9 млрд долларов США).

Нетто-увеличение финансовых активов частного сектора в 2017 году составило 13,4 млрд долларов США (в 2016 году — 2,8 млрд долларов США).

Без учета задолженности по поставкам на основании межправительственных соглашений.

Иностранные активы банков снизились на 4,4 млрд долларов США против 28,3 млрд долларов США в 2016 году.

Чистое приобретение финансовых активов прочими секторами уменьшилось до 17,8 млрд долларов США (31,1 млрд долларов США). Почти двукратное увеличение вложений в иностранные активы в форме прямых инвестиций до 37,8 млрд долларов США было сформировано в первую очередь взносами в капиталы иностранных компаний. Объем наличной иностранной валюты в результате операций резидентов с нерезидентами сократился на 6,0 млрд долларов США (4,7 млрд долларов США в 2016 году), что связано в том числе с возросшим импортом по статье «Поездки».

Без учета задолженности по поставкам на основании межправительственных соглашений.

Размер сомнительных операций существенных изменений не претерпел и сложился на уровне 0,4 млрд долларов США.

Сомнительные операции включают имеющие признаки фиктивности операции, связанные с торговлей товарами и услугами, с покупкой/продажей ценных бумаг, предоставлением кредитов и переводами средств на собственные счета за рубежом, целью которых является трансграничное перемещение денежных средств.

Чистый вывоз капитала частным сектором в отчетном году составил 24,8 млрд долларов США (18,4 млрд долларов США в 2016 году) и сложился вследствие сокращения иностранных обязательств банковским сектором при нейтральном влиянии операций прочих секторов.

Международные резервы Российской Федерации

Международные резервы Российской Федерации за 2017 год увеличились с 377,7 млрд долларов США до 432,7 млрд долларов США.

Увеличение международных резервов в результате операций, учтенных в платежном балансе, составило 22,6 млрд долларов США (8,2 млрд долларов США годом ранее) и было обусловлено как приобретением иностранной валюты на внутреннем рынке в рамках действия механизмов бюджетной политики, связанных с подготовкой к переходу к новым бюджетным правилам, так и погашением задолженности российскими кредитными организациями по ранее предоставленным кредитам.

Положительная курсовая и рыночная переоценки на сумму 24,8 млрд долларов США сформировались в условиях ослабления доллара США на международном валютном рынке и соответствующего увеличения долларового эквивалента резервных активов, номинированных в других валютах, а также в результате повышения цен на золото.

Стоимость монетарного золота на 1 января 2018 года составила 76,6 млрд долларов США. Увеличение золотого запаса в стоимостном выражении на 16,5 млрд долларов США, или на 27,3%, определялось кумулятивным эффектом положительной переоценки (на 7,4 млрд долларов США) и рекордного пополнения авуаров Банка России в физической форме (на 9,0 млрд долларов США). Доля золота в международных резервах повысилась с 15,9% на начало 2017 года до 17,7% на 1 января 2018 года.

По состоянию на 1 января 2018 года объем международных резервов был достаточен для финансирования импорта товаров и услуг в течение 16 месяцев (на 1 января 2017 года — 17 месяцев).

Международная инвестиционная позиция Российской Федерации

Объем иностранных активов Российской Федерации на 1 января 2018 года составил 1341,2 млрд долларов США, увеличившись по итогам 2017 года на 108,4 млрд долларов США, или на 8,8%.

Изменения определялись в значительной степени положительной переоценкой в размере 53,0 млрд долларов США на фоне ослабления курса доллара США к прочим валютам. За счет операций внешние активы выросли на 39,9 млрд долларов США.

Изменение международной инвестиционной позиции в 2016-2017 годах

(млрд долларов США)

Структура международной инвестиционной позиции по состоянию на 01.01.2018

Резервные активы увеличились на 55,0 млрд долларов США, до 432,7 млрд долларов США, прямые инвестиции за рубеж — на 52,8 млрд долларов США, до 470,9 млрд долларов США. Вложения в портфельные инвестиции практически не изменились и составили 73,9 млрд долларов США. В составе прочих инвестиций в сумме 358,8 млрд долларов США по состоянию на 1 января 2018 года прирост остатков по депозитам и в наличной иностранной валюте у прочих секторов компенсировал снижение требований к нерезидентам по другим финансовым инструментам.

Внешние обязательства Российской Федерации составили на 1 января 2018 года 1073,4 млрд долларов США по сравнению с 1021,4 млрд долларов США на 1 января 2017 года. Прирост в значительной степени был обусловлен положительной переоценкой на 54,0 млрд долларов США.

Обязательства по прямым инвестициям по итогам года увеличились на 57,5 млрд долларов США, до 535,2 млрд долларов США. Объем портфельных инвестиций из-за рубежа вырос на 14,8 млрд долларов США, до 230,8 млрд долларов США, за счет иностранных вложений в российские суверенные ценные бумаги при сокращении обязательств по инструментам участия в капитале. Обязательства по прочим инвестициям снизились на 18,4 млрд долларов США, до 302,9 млрд долларов США: определяющим было сокращение задолженности перед нерезидентами по депозитам банковского сектора.

По итогам 2017 года опережающий рост иностранных активов привел к увеличению чистой международной инвестиционной позиции Российской Федерации на 56,3 млрд долларов США, или на 26,6%, до 267,8 млрд долларов США.

Внешний долг Российской Федерации

Внешний долг Российской Федерации на 1 января 2018 года составил 518,9 млрд долларов США, увеличившись с начала года на 7,2 млрд долларов США, или на 1,4%. Положительный вклад переоценок на 14,7 млрд долларов США, связанных преимущественно с ослаблением доллара США по отношению к другим валютам на международном рынке, превысил сокращение долга в результате операций (на 2,3 млрд долларов США) и прочих изменений (на 5,2 млрд долларов США).

В структуре внешней задолженности доля обязательств органов государственного управления и центрального банка увеличилась до 13,5% (10,0% на 1 января 2017 года), на банки и прочие секторы пришлось 86,5% (90,0%). Задолженность перед прямыми инвесторами и предприятиями прямого инвестирования, учтенная в составе долга частного сектора, составила 28,7% против 27,7% годом ранее.

(млрд долларов США)

Структура внешнего долга банков и прочих секторов

(по состоянию на 1 января 2018 года)

Долг государственного сектора в расширенном определении составил 253,8 млрд долларов США, в течение года он практически не изменился. Внешний долг частного сектора вырос на 2,1%, или на 5,5 млрд долларов США, до 265,1 млрд долларов США.

В детализированном аналитическом представлении данных по внешнему долгу используется дополнительная группировка институциональных секторов: государственный сектор в расширенном определении охватывает внешнюю задолженность органов государственного управления, центрального банка, а также тех банков и небанковских корпораций, в которых органы государственного управления и центральный банк напрямую или опосредованно владеют 50 и более процентами участия в капитале или контролируют их иным способом. Долговые обязательства перед нерезидентами остальных резидентов, не подпадающие под данное определение, классифицируются как внешний долг частного сектора.

Задолженность федеральных органов управления увеличилась на 16,7 млрд долларов США, до 55,6 млрд долларов США. Обязательства, принятые Российской Федерацией в качестве правопреемницы бывшего СССР, сократились на 0,3 млрд долларов США. В составе нового российского долга рост зафиксирован как в сегменте суверенных долговых обращающихся инструментов в российских рублях (на 13,7 млрд долларов США), так и в ценных бумагах, номинированных в иностранной валюте, — на 3,4 млрд долларов США. Внешние долговые обязательства субъектов Российской Федерации практически не изменились и составили 0,2 млрд долларов США.

Платежи по погашению и обслуживанию внешнего долга органов государственного управления выросли до 4,4 млрд долларов США (3,6 млрд долларов США в 2016 году).

Задолженность центрального банка составила 14,5 млрд долларов США против 12,1 млрд долларов США на начало года. Прирост сформирован преимущественно за счет краткосрочной задолженности по операциям репо (1,9 млрд долларов США). Из общей суммы долга центрального банка на обязательства перед МВФ по распределенным в пользу Российской Федерации специальным правам заимствования (СДР) приходилось 55,8%; на задолженность по операциям репо с нерезидентами — 31,0%; на наличные российские рубли у нерезидентов, а также счета и депозиты — 13,2%.

Внешний долг Российской Федерации в распределении по секторам экономики и срокам

(млрд долларов США)

Динамика показателей внешней долговой устойчивости Российской Федерации

Внешний долг банковского сектора сократился за 2017 год на 16,0 млрд долларов США, до 103,4 млрд долларов США, его доля в структуре совокупной задолженности на 1 января 2018 года равнялась 19,9%.

Внешние заимствования прочих секторов составили 345,2 млрд долларов США (на 1 января 2017 года — 341,1 млрд долларов США). Задолженность перед связанными зарубежными структурами выросла на 7,9 млрд долларов США, до 144,3 млрд долларов США, как в результате операций, связанных в том числе с поступлением средств от размещения еврооблигационных займов, так и положительной переоценки. Изменение задолженности перед иностранными портфельными инвесторами с 6,0 млрд долларов США до 7,9 млрд долларов США стало результатом увеличения спроса нерезидентов на долговые ценные бумаги российских эмитентов. Обязательства по кредитам и депозитам сократились на 6,3 млрд долларов США, до 181,5 млрд долларов США. Удельный вес долга прочих секторов в структуре совокупной внешней задолженности в течение 2017 года почти не изменился и на 1 января 2018 года равнялся 66,5%.

Увеличение долга наблюдалось в основном в сегменте краткосрочных обязательств, изменившихся с 51,0 млрд долларов США до 56,3 млрд долларов США в течение 2017 года, их доля составила 10,9% совокупной задолженности (10,0% — на начало года). Наращивание задолженности со сроком погашения менее года в значительной степени произошло за счет иностранных обязательств банков с государственным участием.

Незначительная положительная динамика долгосрочных обязательств, с одной стороны, формировалась в условиях увеличения на 6,4 млрд долларов США задолженности частного сектора, а с другой — в условиях сокращения на 4,5 млрд долларов США долга государственного сектора в расширенном определении.

В валютной структуре рост обязательств связан с задолженностью, номинированной в российских рублях. Основными факторами роста последней стали: покупка нерезидентами суверенных ценных бумаг и увеличение обязательств частного сектора перед прямыми инвесторами и предприятиями прямого инвестирования. Удельный вес национальной валюты в общем объеме внешнего долга достиг 26,5% (21,6% — на начало 2017 года).

На 1 января 2018 года, согласно международным критериям, долговая нагрузка на российскую экономику оставалась умеренной: отношение внешнего долга к ВВП составило 33% (на начало 2017 года — 40%), а внешних долговых обязательств органов государственного управления к ВВП — 4% (на начало 2017 года — 3%).

Раздел 1. Платежный баланс

Таблица 1.1. Стандартные компоненты

Таблица 1.1

Платежный баланс Российской Федерации в 2017 году

Стандартные компоненты

Презентация данных платежного баланса Российской Федерации подготовлена Банком России в соответствии с перечнем стандартных компонентов представления данных, который рекомендован МВФ в шестом издании «Руководства по платежному балансу и международной инвестиционной позиции» (РПБ6) и используется при передаче страной данных в МВФ.

Некоторые стандартные компоненты в случае Российской Федерации либо незначительны по величине, либо в данное время не попадают в сферу охвата собираемых данных.

В стандартной презентации по РПБ6 знак «-» не применяется в счете текущих операций и счете операций с капиталом для обозначения данных по импорту товаров и услуг, а также по выплаченным первичным и вторичным доходам и капитальным трансфертам. В финансовом счете использован общепринятый способ употребления математических знаков «+» и «-» для обозначения чистого увеличения и чистого уменьшения сумм финансовых активов и обязательств.

Сумма сальдо по счету текущих операций и сальдо по счету операций с капиталом представляет собой чистое кредитование «+» или чистое заимствование «-» экономики страны в отношении остального мира и концептуально равна сальдо по финансовому счету. Разница между чистым кредитованием/заимствованием по финансовому счету, с одной стороны, и чистым кредитованием/заимствованием совокупно по счету текущих операций и счету операций с капиталом, с другой — отражается в платежном балансе в статье «Чистые ошибки и пропуски».

Международные резервы (резервные активы) представлены в качестве стандартных компонентов финансового счета.

млн долларов США

I квартал 2017 г.

II квартал 2017 г.

III квартал 2017 г.

IV квартал 2017 г.

2017 г.

Счет текущих операций

Экспорт товаров, услуг, полученные первичные и вторичные доходы

Импорт товаров, услуг, выплаченные первичные и вторичные доходы

Товары и услуги

Экспорт

Импорт

Товары

Экспорт

Импорт

Основные товары по методологии платежного баланса

Экспорт

Импорт

Чистый экспорт товаров в рамках перепродажи за границей

Товары, приобретенные в рамках перепродажи за границей

Товары, проданные в рамках перепродажи за границей

Услуги

Экспорт

Импорт

Услуги по переработке товаров, принадлежащих другим сторонам

Экспорт

Импорт

Товары для переработки в России (товары, возвращенные после переработки, — экспорт, товары, полученные для переработки, — импорт)

Экспорт

Импорт

Товары для переработки за границей (товары, направленные на переработку, — экспорт, товары, возвращенные после переработки, — импорт)

Экспорт

Импорт

Услуги по техническому обслуживанию и ремонту товаров

Экспорт

Импорт

Транспортные услуги

Экспорт

Импорт

Пассажирские перевозки

Экспорт

Импорт

Грузовые перевозки

Экспорт

Импорт

Вспомогательные и дополнительные услуги

Экспорт

Импорт

Морской транспорт

Экспорт

Импорт

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *