Понятие и признаки банкротства

Автор: | 10.02.2019

Содержание

  • 7.1. Понятие и признаки банкротства
  • 7.2. Субъектный состав отношений, связанных с регулированием несостоятельности (банкротства)
  • 7.3. Порядок назначения и требования, предъявляемые к кандидатуре арбитражного управляющего
  • 7.4. Правовое положение арбитражного управляющего
  • Контрольные вопросы
  • Тема 7. Понятие и признаки банкротства

    7.1. Понятие и признаки банкротства

    В настоящее время отношения, связанные с несостоятельностью, регулируют следующие нормативно-правовые акты:

    1. Гражданский кодекс РФ;

    2. Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 14 июня 2002 г.;

    3. Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»;

    4. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 122-ФЗ «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса»;

    5. Федеральный закон от 27 сентября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»;

    6. Постановление Правительства РФ от 15 декабря 2004 г. N 29 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона „О несостоятельности (банкротстве)“ и т. д.

    Под несостоятельностью (банкротством) понимается признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (ст. 2 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»).

    При этом гражданин считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения и если сумма его обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества, а юридическое лицо – если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения (ст. 3 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»).

    Признаки несостоятельности (банкротства):

    1) наличие денежного обязательства должника долгового характера;

    2) неспособность гражданина или юридического лица удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения;

    3) наличие задолженности в отношении гражданина на сумму не менее 10 тыс. руб., а юридического лица – не менее 100 тыс. руб.;

    4) официальное признание несостоятельности арбитражным судом.

    Для граждан законодательством устанавливается дополнительный признак несостоятельности (банкротства) – превышение суммы его обязательств над стоимостью принадлежащего ему имущества.

    7.2. Субъектный состав отношений, связанных с регулированием несостоятельности (банкротства)

    К числу лиц, участвующих в деле о банкротстве, относятся:

    1) должник – гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель, или юридическое лицо, оказавшиеся неспособными удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение срока, установленного законом;

    2) конкурсные кредиторы – кредиторы по денежным обязательствам, за исключением уполномоченных органов, граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, морального вреда, имеет обязательства по выплате вознаграждения по авторским договорам, а также учредителей (участников) должника по обязательствам, вытекающим из такого участия;

    3) уполномоченные органы – федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством РФ представлять в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам, а также органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, уполномоченные представлять в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования по денежным обязательствам соответственно субъектов РФ и муниципальных образований (налоговые органы, государственные внебюджетные фонды);

    4) арбитражный управляющий – гражданин Российской Федерации, утверждаемый арбитражным судом для проведения процедур банкротства и осуществления иных установленных законом полномочий и являющийся членом одной из саморегулируемых организаций.

    В зависимости от процедур несостоятельности (банкротства) выделяют следующие виды арбитражных управляющих:

    • временный управляющий – арбитражный управляющий, утверждаемый арбитражным судом для проведения процедуры наблюдения;

    • административный управляющий – арбитражный управляющий, утверждаемый арбитражным судом для проведения процедуры финансового оздоровления;

    • внешний управляющий – арбитражный управляющий, утверждаемый арбитражным судом для проведения процедуры внешнего управления и осуществления иных установленных законом полномочий;

    • конкурсный управляющий – арбитражный управляющий, утверждаемый арбитражным судом для проведения процедуры конкурсного производства и осуществления иных установленных законом полномочий.

    5) иные лица, в частности, органы местного самоуправления, федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти соответствующего субъекта РФ при рассмотрении дела о несостоятельности (банкротстве) градообразующей организации;

    6) лицо, предоставившее обеспечение для проведения финансового оздоровления, и т. д.

    В настоящее время Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» предоставлена возможность участия в процессе о банкротстве представителям учредителей (участников) должника, которые наделяются всеми правами, предусмотренными арбитражным процессуальным законодательством для лиц, участвующих в процессе, а также правом на обжалование решений арбитражного суда, отдельных решений и действий арбитражного управляющего и кредиторов, правом на получение информации о ходе процедур и т. д. Расширяя права государства в деле о банкротстве, законодатель предусматривает возможность участия в нем представителя собственника имущества должника – унитарного предприятия и наделяет его правом обжаловать действия арбитражного управляющего, решения собрания и комитета кредиторов, судебные акты о введении внешнего управления и конкурсного производства.

    В арбитражном процессе по делу о банкротстве также участвуют: представитель работников должника; представитель собрания кредиторов или представитель комитета кредиторов; представитель федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности в случае, если исполнение полномочий арбитражного управляющего связано с доступом к сведениям, составляющим государственную тайну; иные лица в случаях, предусмотренных АПК РФ и Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)».

    Правовой статус лиц, участвующих в процессе, зависит от следующих факторов: от характера правомочий, которыми законодатель наделяет данное лицо; от процедуры несостоятельности (банкротства), в рамках которой действует данное лицо, и от целей, которые являются приоритетными на данном этапе банкротства; от особенностей несостоятельности (банкротства) отдельных категорий должников и т. д.

    7.3. Порядок назначения и требования, предъявляемые к кандидатуре арбитражного управляющего

    Арбитражный управляющий утверждаемый арбитражным судом для проведения процедур банкротства.

    Статья 45 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» устанавливает порядок назначения арбитражного управляющего. Должник, кредитор или уполномоченный орган в своем заявлении указывают наименование и адрес саморегулируемой организации, из числа членов которой арбитражный суд утверждает временного управляющего. После получения запроса заявленная саморегулируемая организация составляет список своих членов, изъявивших согласие быть утвержденными в качестве арбитражного управляющего и в наибольшей степени удовлетворяющих требованиям, содержащимся в запросе. В списке кандидатур должны быть указаны три кандидатуры, расположенные в порядке уменьшения их соответствия обозначенным требованиям, а при равном соответствии этим требованиям – с учетом их профессиональных качеств.

    Должник и заявитель (представитель собрания кредиторов) вправе отвести по одной кандидатуре арбитражных управляющих, указанных в списке кандидатур. Арбитражный суд утверждает оставшуюся кандидатуру. В случае отсутствия такого отвода арбитражный суд утверждает кандидатуру, занимающую более высокую позицию в списке кандидатур.

    Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» закрепляет следующие требования к кандидатуре арбитражного управляющего:

    1) арбитражный управляющий должен быть зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя;

    2) наличие высшего образования;

    3) отсутствие судимости за преступления в сфере экономики, а также за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления;

    4) наличие стажа руководящей работы не менее чем два года в совокупности. При этом руководящей работой признается работа в качестве руководителя юридического лица или его заместителя, а также деятельность в качестве арбитражного управляющего при условии исполнения обязанностей руководителя должника, за исключением проведения процедур банкротства по отношению к отсутствующему должнику;

    5) прохождение стажировки сроком не менее шести месяцев в качестве помощника арбитражного управляющего Организация и проведение стажировки гражданина Российской Федерации в качестве помощника арбитражного управляющего осуществляется саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих;

    6) сдача экзамена по программе подготовки арбитражных управляющих. Организация и проведение теоретического экзамена по программе подготовки арбитражных управляющих осуществляется комиссией, формируемой на условиях равного представительства федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ, и образовательным учреждением;

    7) арбитражный управляющий должен быть членом одной из саморегулируемых организаций арбитражных управляющих (п. 1 ст. 20 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»).

    Конкурсный кредитор или уполномоченный орган (собрание кредиторов) вправе предусмотреть следующие дополнительные требования к кандидатуре арбитражного управляющего:

    1) наличие у кандидата высшего юридического, экономического образования или образования по специальности, соответствующей сфере деятельности должника;

    2) наличие у кандидата определенного стажа работы на должностях руководителей организаций в соответствующей отрасли экономики;

    3) установление количества процедур банкротства, проведенных кандидатом в качестве арбитражного управляющего (п. 1 ст. 23 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»).

    При осуществлении своих функций арбитражный управляющий не вступает в трудовые отношения ни с должником, ни с арбитражным судом, ни с кредиторами.

    Арбитражный управляющий в ходе всего процесса о банкротстве должен занимать нейтральную позицию в отношениях должника и кредиторов. Следовательно, арбитражными управляющими не могут быть назначены лица, которые являются заинтересованными по отношению к должнику и кредиторам; в отношении которых введена процедура банкротства; которые не возместили убытки, причиненные должнику, кредиторам, третьим лицам при исполнении обязанностей арбитражного управляющего; которые дисквалифицированы или лишены права занимать руководящие должности и (или) осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическими лицами, а также которые не имеют договоров страхования ответственности на случай причинения убытков лицам, участвующим в деле о банкротстве (п. 6 ст. 20 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»).

    Обязательной формой финансового обеспечения деятельности арбитражного управляющего признается договор страхования ответственности, который должен быть заключен на срок не менее чем год с его обязательным последующим возобновлением на тот же срок.

    Банкротство (несостоятельность) юридических лиц: понятие, признаки, причины

    При этом минимальная сумма финансового обеспечения не может быть менее чем три миллиона рублей в год. Предусматривается также дополнительное страхование ответственности арбитражного управляющего в случае причинения убытков лицам, участвующим в деле о банкротстве, в размере, зависящем от балансовой стоимости активов должника (п. 8 ст. 20 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»).

    7.4. Правовое положение арбитражного управляющего

    Основными принципами деятельности арбитражного управляющего являются независимость, объективность и беспристрастность.

    Для осуществления своих функций арбитражный управляющий наделен определенными правами и обязанностями.

    Он имеет право:

    • созывать собрание (комитет) кредиторов;

    • обращаться в арбитражный суд с заявлениями и ходатайствами в случаях, предусмотренных законодательством о банкротстве;

    • привлекать на договорной основе иных лиц с оплатой их деятельности из средств должника;

    • созывать собрание кредиторов и комитет кредиторов;

    • получать вознаграждение и т. д.

    Вознаграждение арбитражного управляющего за каждый месяц осуществления им своих полномочий устанавливается в размере, определяемом кредитором (собранием кредиторов) и утверждаемом арбитражным судом, и должно составлять не менее чем десять тысяч рублей.

    Федеральный закон 2002 г. закрепляет возможность получения арбитражным управляющим дополнительного вознаграждения за счет средств кредиторов.

    К числу обязанностей арбитражного управляющего Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве) относит:

    • принятие мер по защите должника;

    • анализ финансового состояния должника;

    • анализ финансовой, хозяйственной, инвестиционной деятельности, его положения на товарных и иных рынках;

    • ведение реестра требований кредиторов;

    • выявление признаков преднамеренного и фиктивного банкротства;

    • рассмотрение заявленных требований кредиторов;

    • возмещение убытков должнику, кредиторам, третьим лицам в случае причинения им убытков при исполнении возложенных на него обязанностей с даты вступления в законную силу судебного акта о возмещении таких убытков и др. (ст. 24 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»).

    Гарантом профессиональной этики являются саморегулируемые организации арбитражных управляющих. Под саморегулируемой организацией арбитражных управляющих понимается некоммерческая организация, которая основана на членстве, создана гражданами Российской Федерации, включена в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и целями деятельности которой являются регулирование и обеспечение деятельности арбитражных управляющих.

    Основанием для включения некоммерческой организации в единый реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих является выполнение ею следующих условий:

    1) она должна объединять не менее 100 арбитражных управляющих;

    2) члены такой организации должны участвовать не менее чем в ста (в совокупности) процедурах банкротства, в том числе не завершенных на дату включения в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих;

    3) за счет взносов членов должен быть сформирован компенсационный фонд или общество взаимного страхования (из расчета не менее чем пятьдесят тысяч рублей на каждого члена).

    Саморегулируемые организации арбитражных управляющих создаются в целях представления и защиты прав и законных интересов своих членов, контроля за их профессиональной деятельностью, организации и проведения стажировки гражданина Российской Федерации в качестве помощника арбитражного управляющего, рассмотрения жалобы на действия своего члена, ведения реестра арбитражных управляющих, являющихся ее членами, и т. д. (ст. 22 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»).

    Контрольные вопросы

    1. Назовите признаки несостоятельности по действующему законодательству.

    2. Каково действие Федерального закона 2002 г. «О несостоятельности (банкротстве)» по кругу лиц?

    3. Кто вправе подать заявление о признании должника банкротом в арбитражный суд?

    4. Охарактеризуйте правовое положение лиц, участвующих в деле о банкротстве.

    5. В каком порядке происходит назначение арбитражного управляющего?

    6. Какова компетенция арбитражного управляющего?

    7. Охарактеризуйте правовое положение саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

    Для того чтобы организация была признана банкротом необходимо соответствовать определённым признакам, указанным в законе. Также их можно вывести из определения несостоятельности, под которой понимается неспособность отвечать по взятым на себя обязательствам и платить обязательные платежи (налоги и сборы).

    Признаки банкротства предприятия

    Основные признаки (основания) банкротства:

    • 1) Наличие суммарной задолженности (по обязательствам и или налогам) в размере 300 000 рублей (неспособность удовлетворить требования кредиторов);
    • 2) Наличие определённого срока неисполнения обязательств (минимум 3 месяца).
    • 3) Неспособность неплательщика в полном объеме удовлетворить требования всех кредиторов по денежным обязательствам (включая налоги).

    Закон не раскрывает, каким образом скопился долг, указывая лишь на нижнюю границу.

    Перечисляя основные признаки банкротства юридического лица, законодатель не попытался их раскрыть. Сосредоточив основное внимание на целях несостоятельности и ее основных этапах.

    Обязанность должника

    На плечи должника ложится обязанность по доказыванию собственной несостоятельности. Он должен в суде доказать, как наличие задолженности (показать ее образование), так и отсутствие необходимых средств (активов) для погашения долга хотя бы в части.

    Процедура банкротства юридических лиц: от подачи заявления до сравнения вариантов

    Кто может инициировать банкротство?

    Помимо самого неплательщика инициировать процесс банкротства могут и другие лица: кредиторы и госорганы. Если признаки банкротства компании имеют место в конкретной ситуации, то кредитор наделяется правом обращения в арбитраж с соответствующим заявлением (при условии соблюдения претензионного порядка взыскания долга). Но в отличии от должника, он обязан обосновать только наличие долга перед ним. В качестве истца по делу о несостоятельности компании или предпринимателя на индивидуальной основе могут выступать и государственные органы – налоговая инспекция и прокуратура. Решение о введении банкротства и его основных стадий принимает арбитражный суд.

    Задачи банкротства

    Отталкиваясь от признаков банкротства предприятий можно выделить основные задачи (цели) этого процесса:

    • 1) Восстановление финансового состояния должника и возврат его к привычной предпринимательской деятельности;
    • 2) Расплата с кредиторами;
    • 3) Погашение задолженности по обязательным платежам.

    Поскольку финансовая несостоятельность – это состояние неблагоприятное не только для должника, но и для ряда прочих лиц (контрагентов, сотрудников, государственных органов), то первостепенная цель при выявлении признаков банкротства – восстановление стабильности.

    Индивидуальный предприниматель

    Для предпринимателей на индивидуальной основе признаки банкротства идентичны, за исключением суммы долга. Суммарная задолженность должна быть выше, чем стоимость всего принадлежащего бизнесмену имущества (за некоторым изъятием) и больше минимального порога в 10 000 рублей. Сроки просрочки исполнения обязательств и отсутствия платежей по налогам те же – 3 месяца и выше.

    Физические лица

    Особого внимания заслуживают признаки банкротства граждан. Подобная возможность была предоставлена физическим лицам с 1 октября 2015 года, когда вступил в силу надлежащий нормативный акт.

    Однако, в отличие от компаний и ИП, сумма долга по кредитам, коммунальным услугам и налогам для граждан намного выше. Она равна 500 000 рублей. Срок отсутствия платежей аналогичен – 3 месяца. Помимо наличия признаков банкротства гражданину необходимо доказать отсутствие необходимых финансовых средств и имущества, за счет которых можно погасить долги. Подобная обязанность в отношении должников, в общем, необходима для минимизации фиктивных и преднамеренных банкротств.

    При выявлении признаков банкротства и их документальной обоснованности, арбитражный суд запускает процедуру несостоятельности, которая также имеет свои особенности.

    Преднамеренное и фиктивное банкротство

    Компании, граждане и предприниматели не редко инициируют процедуры несостоятельности со злым умыслом, желая освободиться от долгов, которые могли быть накоплены специально. В аналогичных ситуациях имеет место преднамеренное банкротство, которому способствовали целенаправленные действия руководителя или ИП по образованию задолженности. Все, что необходимо в аналогичных ситуациях – это получить признание финансовой несостоятельности и не платить по обязательства. При выявлении признаков банкротства преднамеренного или фиктивного в отношении заявителя возбуждается уголовное дело, а виновные лица привлекаются к ответственности. Соответственно, ни о каком избавлении от долгов в данной ситуации не может быть и речи.

  • 7.1. Понятие и признаки банкротства
  • 7.2. Субъектный состав отношений, связанных с регулированием несостоятельности (банкротства)
  • 7.3. Порядок назначения и требования, предъявляемые к кандидатуре арбитражного управляющего
  • 7.4. Правовое положение арбитражного управляющего
  • Контрольные вопросы
  • Тема 7. Понятие и признаки банкротства

    7.1. Понятие и признаки банкротства

    В настоящее время отношения, связанные с несостоятельностью, регулируют следующие нормативно-правовые акты:

    1. Гражданский кодекс РФ;

    2. Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 14 июня 2002 г.;

    3. Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»;

    4. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 122-ФЗ «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса»;

    5. Федеральный закон от 27 сентября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»;

    6. Постановление Правительства РФ от 15 декабря 2004 г. N 29 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона „О несостоятельности (банкротстве)“ и т. д.

    Под несостоятельностью (банкротством) понимается признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (ст. 2 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»).

    При этом гражданин считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения и если сумма его обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества, а юридическое лицо – если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения (ст. 3 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»).

    Признаки несостоятельности (банкротства):

    1) наличие денежного обязательства должника долгового характера;

    2) неспособность гражданина или юридического лица удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения;

    3) наличие задолженности в отношении гражданина на сумму не менее 10 тыс. руб., а юридического лица – не менее 100 тыс. руб.;

    4) официальное признание несостоятельности арбитражным судом.

    Для граждан законодательством устанавливается дополнительный признак несостоятельности (банкротства) – превышение суммы его обязательств над стоимостью принадлежащего ему имущества.

    7.2. Субъектный состав отношений, связанных с регулированием несостоятельности (банкротства)

    К числу лиц, участвующих в деле о банкротстве, относятся:

    1) должник – гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель, или юридическое лицо, оказавшиеся неспособными удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение срока, установленного законом;

    2) конкурсные кредиторы – кредиторы по денежным обязательствам, за исключением уполномоченных органов, граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, морального вреда, имеет обязательства по выплате вознаграждения по авторским договорам, а также учредителей (участников) должника по обязательствам, вытекающим из такого участия;

    3) уполномоченные органы – федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством РФ представлять в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам, а также органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, уполномоченные представлять в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования по денежным обязательствам соответственно субъектов РФ и муниципальных образований (налоговые органы, государственные внебюджетные фонды);

    4) арбитражный управляющий – гражданин Российской Федерации, утверждаемый арбитражным судом для проведения процедур банкротства и осуществления иных установленных законом полномочий и являющийся членом одной из саморегулируемых организаций.

    В зависимости от процедур несостоятельности (банкротства) выделяют следующие виды арбитражных управляющих:

    • временный управляющий – арбитражный управляющий, утверждаемый арбитражным судом для проведения процедуры наблюдения;

    • административный управляющий – арбитражный управляющий, утверждаемый арбитражным судом для проведения процедуры финансового оздоровления;

    • внешний управляющий – арбитражный управляющий, утверждаемый арбитражным судом для проведения процедуры внешнего управления и осуществления иных установленных законом полномочий;

    • конкурсный управляющий – арбитражный управляющий, утверждаемый арбитражным судом для проведения процедуры конкурсного производства и осуществления иных установленных законом полномочий.

    5) иные лица, в частности, органы местного самоуправления, федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти соответствующего субъекта РФ при рассмотрении дела о несостоятельности (банкротстве) градообразующей организации;

    6) лицо, предоставившее обеспечение для проведения финансового оздоровления, и т.

    Банкротство юридических лиц: понятие, стадии, признаки, ответственность

    д.

    В настоящее время Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» предоставлена возможность участия в процессе о банкротстве представителям учредителей (участников) должника, которые наделяются всеми правами, предусмотренными арбитражным процессуальным законодательством для лиц, участвующих в процессе, а также правом на обжалование решений арбитражного суда, отдельных решений и действий арбитражного управляющего и кредиторов, правом на получение информации о ходе процедур и т. д. Расширяя права государства в деле о банкротстве, законодатель предусматривает возможность участия в нем представителя собственника имущества должника – унитарного предприятия и наделяет его правом обжаловать действия арбитражного управляющего, решения собрания и комитета кредиторов, судебные акты о введении внешнего управления и конкурсного производства.

    В арбитражном процессе по делу о банкротстве также участвуют: представитель работников должника; представитель собрания кредиторов или представитель комитета кредиторов; представитель федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности в случае, если исполнение полномочий арбитражного управляющего связано с доступом к сведениям, составляющим государственную тайну; иные лица в случаях, предусмотренных АПК РФ и Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)».

    Правовой статус лиц, участвующих в процессе, зависит от следующих факторов: от характера правомочий, которыми законодатель наделяет данное лицо; от процедуры несостоятельности (банкротства), в рамках которой действует данное лицо, и от целей, которые являются приоритетными на данном этапе банкротства; от особенностей несостоятельности (банкротства) отдельных категорий должников и т. д.

    7.3. Порядок назначения и требования, предъявляемые к кандидатуре арбитражного управляющего

    Арбитражный управляющий утверждаемый арбитражным судом для проведения процедур банкротства.

    Статья 45 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» устанавливает порядок назначения арбитражного управляющего. Должник, кредитор или уполномоченный орган в своем заявлении указывают наименование и адрес саморегулируемой организации, из числа членов которой арбитражный суд утверждает временного управляющего. После получения запроса заявленная саморегулируемая организация составляет список своих членов, изъявивших согласие быть утвержденными в качестве арбитражного управляющего и в наибольшей степени удовлетворяющих требованиям, содержащимся в запросе. В списке кандидатур должны быть указаны три кандидатуры, расположенные в порядке уменьшения их соответствия обозначенным требованиям, а при равном соответствии этим требованиям – с учетом их профессиональных качеств.

    Должник и заявитель (представитель собрания кредиторов) вправе отвести по одной кандидатуре арбитражных управляющих, указанных в списке кандидатур. Арбитражный суд утверждает оставшуюся кандидатуру. В случае отсутствия такого отвода арбитражный суд утверждает кандидатуру, занимающую более высокую позицию в списке кандидатур.

    Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» закрепляет следующие требования к кандидатуре арбитражного управляющего:

    1) арбитражный управляющий должен быть зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя;

    2) наличие высшего образования;

    3) отсутствие судимости за преступления в сфере экономики, а также за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления;

    4) наличие стажа руководящей работы не менее чем два года в совокупности. При этом руководящей работой признается работа в качестве руководителя юридического лица или его заместителя, а также деятельность в качестве арбитражного управляющего при условии исполнения обязанностей руководителя должника, за исключением проведения процедур банкротства по отношению к отсутствующему должнику;

    5) прохождение стажировки сроком не менее шести месяцев в качестве помощника арбитражного управляющего Организация и проведение стажировки гражданина Российской Федерации в качестве помощника арбитражного управляющего осуществляется саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих;

    6) сдача экзамена по программе подготовки арбитражных управляющих. Организация и проведение теоретического экзамена по программе подготовки арбитражных управляющих осуществляется комиссией, формируемой на условиях равного представительства федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ, и образовательным учреждением;

    7) арбитражный управляющий должен быть членом одной из саморегулируемых организаций арбитражных управляющих (п. 1 ст. 20 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»).

    Конкурсный кредитор или уполномоченный орган (собрание кредиторов) вправе предусмотреть следующие дополнительные требования к кандидатуре арбитражного управляющего:

    1) наличие у кандидата высшего юридического, экономического образования или образования по специальности, соответствующей сфере деятельности должника;

    2) наличие у кандидата определенного стажа работы на должностях руководителей организаций в соответствующей отрасли экономики;

    3) установление количества процедур банкротства, проведенных кандидатом в качестве арбитражного управляющего (п. 1 ст. 23 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»).

    При осуществлении своих функций арбитражный управляющий не вступает в трудовые отношения ни с должником, ни с арбитражным судом, ни с кредиторами.

    Арбитражный управляющий в ходе всего процесса о банкротстве должен занимать нейтральную позицию в отношениях должника и кредиторов. Следовательно, арбитражными управляющими не могут быть назначены лица, которые являются заинтересованными по отношению к должнику и кредиторам; в отношении которых введена процедура банкротства; которые не возместили убытки, причиненные должнику, кредиторам, третьим лицам при исполнении обязанностей арбитражного управляющего; которые дисквалифицированы или лишены права занимать руководящие должности и (или) осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическими лицами, а также которые не имеют договоров страхования ответственности на случай причинения убытков лицам, участвующим в деле о банкротстве (п. 6 ст. 20 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»).

    Обязательной формой финансового обеспечения деятельности арбитражного управляющего признается договор страхования ответственности, который должен быть заключен на срок не менее чем год с его обязательным последующим возобновлением на тот же срок. При этом минимальная сумма финансового обеспечения не может быть менее чем три миллиона рублей в год. Предусматривается также дополнительное страхование ответственности арбитражного управляющего в случае причинения убытков лицам, участвующим в деле о банкротстве, в размере, зависящем от балансовой стоимости активов должника (п. 8 ст. 20 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»).

    7.4. Правовое положение арбитражного управляющего

    Основными принципами деятельности арбитражного управляющего являются независимость, объективность и беспристрастность.

    Для осуществления своих функций арбитражный управляющий наделен определенными правами и обязанностями.

    Он имеет право:

    • созывать собрание (комитет) кредиторов;

    • обращаться в арбитражный суд с заявлениями и ходатайствами в случаях, предусмотренных законодательством о банкротстве;

    • привлекать на договорной основе иных лиц с оплатой их деятельности из средств должника;

    • созывать собрание кредиторов и комитет кредиторов;

    • получать вознаграждение и т. д.

    Вознаграждение арбитражного управляющего за каждый месяц осуществления им своих полномочий устанавливается в размере, определяемом кредитором (собранием кредиторов) и утверждаемом арбитражным судом, и должно составлять не менее чем десять тысяч рублей.

    Федеральный закон 2002 г. закрепляет возможность получения арбитражным управляющим дополнительного вознаграждения за счет средств кредиторов.

    К числу обязанностей арбитражного управляющего Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве) относит:

    • принятие мер по защите должника;

    • анализ финансового состояния должника;

    • анализ финансовой, хозяйственной, инвестиционной деятельности, его положения на товарных и иных рынках;

    • ведение реестра требований кредиторов;

    • выявление признаков преднамеренного и фиктивного банкротства;

    • рассмотрение заявленных требований кредиторов;

    • возмещение убытков должнику, кредиторам, третьим лицам в случае причинения им убытков при исполнении возложенных на него обязанностей с даты вступления в законную силу судебного акта о возмещении таких убытков и др. (ст. 24 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»).

    Гарантом профессиональной этики являются саморегулируемые организации арбитражных управляющих. Под саморегулируемой организацией арбитражных управляющих понимается некоммерческая организация, которая основана на членстве, создана гражданами Российской Федерации, включена в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и целями деятельности которой являются регулирование и обеспечение деятельности арбитражных управляющих.

    Основанием для включения некоммерческой организации в единый реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих является выполнение ею следующих условий:

    1) она должна объединять не менее 100 арбитражных управляющих;

    2) члены такой организации должны участвовать не менее чем в ста (в совокупности) процедурах банкротства, в том числе не завершенных на дату включения в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих;

    3) за счет взносов членов должен быть сформирован компенсационный фонд или общество взаимного страхования (из расчета не менее чем пятьдесят тысяч рублей на каждого члена).

    Саморегулируемые организации арбитражных управляющих создаются в целях представления и защиты прав и законных интересов своих членов, контроля за их профессиональной деятельностью, организации и проведения стажировки гражданина Российской Федерации в качестве помощника арбитражного управляющего, рассмотрения жалобы на действия своего члена, ведения реестра арбитражных управляющих, являющихся ее членами, и т. д. (ст. 22 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»).

    Контрольные вопросы

    1. Назовите признаки несостоятельности по действующему законодательству.

    2. Каково действие Федерального закона 2002 г. «О несостоятельности (банкротстве)» по кругу лиц?

    3. Кто вправе подать заявление о признании должника банкротом в арбитражный суд?

    4. Охарактеризуйте правовое положение лиц, участвующих в деле о банкротстве.

    5. В каком порядке происходит назначение арбитражного управляющего?

    6. Какова компетенция арбитражного управляющего?

    7. Охарактеризуйте правовое положение саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

    Понятие и признаки несостоятельности юридического лица

    Стр 1 из 14Следующая ⇒

    Несостоятельность (банкротство) – признанная арбитраж­ным судом или объявленная должником неспособность долж­ника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

    Должник (гражданин или юридическое лицо) считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по де­нежным обязательствам (обязанность должника уплатить кредиторам определенную денежную сумму по гражданско-правовому договору и иным основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации – ГК РФ) и (или) исполнить обязанность по оплате обязательных плате­жей (налоги, сборы и иные обязательные взносы в бюджет и внебюджетные фонды — Пенсионный фонд РФ, Федераль­ный фонд обязательного медицинского страхования РФ, Фонд социального страхования РФ и др.), если соответствующие обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с на­ступления даты их исполнения.

    При рассмотрении несостоятельности (банкротства) как нового феномена нашей экономики надлежит уяснить нынешнюю специфику его правового регулирования, нашедшую отражение в Законе "О несостоятельности (банкротстве)" от 26 октября 2002 г., который закрепил сложившуюся в насто­ящее время качественно новую систему реальных обществен­ных отношений по поводу несостоятельности (банкротства). Для того чтобы арбитражный суд принял заявление о банкротстве должника, необходимо доказать наличие опре­деленных признаков банкротства, т. е. решить вопрос о кри­терии несостоятельности. Критерием предлагается считать принятый законодательством общий подход к неплатежеспо­собным должникам, признаками – конкретные моменты, присутствие которых необходимо:

    — для принятия заявления о банкротстве судом;

    — для вынесения решения о признании должника банк­ротом.

    Мировой практике известны два противоположных под­хода к критерию несостоятельности, выражаются они в за­конодательном признании критерия неплатежеспособности либо критерия неоплатности. В рамках каждого критерия можно выделить определенную систему признаков.

    Неоплатность – это такая ситуация, когда стоимость иму­щества должника меньше стоимости его обязательств, т. е. установлено, что всех средств должника недостаточно для удовлетворения требований кредиторов. Критерий неоплат­ности исходит из того, что только такой должник может быть признан несостоятельным (банкротом).

    Неплатежеспособность – факт неоплаты должником тре­бования кредитора. Соответственно критерий неплатежеспо­собности допускает признание должника банкротом на осно­вании одного только факта неисполнения обязательств вне зависимости от наличия либо отсутствия имущества и его стоимости. Получается, что возможно признание банкротом должника, обладающего значительным количеством имуще­ства, но по каким-то причинам не удовлетворяющего кредиторов, и невозможно банкротство должника, практически никакого имущества не имеющего, но изыскивающего сред­ства для своевременного удовлетворения требований.

    Каждый из названных критериев имеет как положитель­ные, так и отрицательные последствия.

    Положительные стороны критерия неплатежеспособнос­ти состоят в том, что:

    — критерий позволяет очень просто пресечь деятельность неплатежеспособного должника, так как при этом не надо осуществлять сложные подсчеты и сравнения стоимости иму­щества и обязательств;

    — угроза банкротства по данному критерию повышает дисциплину исполнения обязательств;

    — вероятность удовлетворения требований в рамках кон­курсного процесса достаточно большая, что способствует защите интересов кредиторов.

    Отрицательные стороны критерия неплатежеспособности состоят в том, что:

    — мала вероятность возбуждения конкурсного процесса против вполне состоятельных должников, что ведет к лиш­ним потерям времени и средств, как у должника, так и у кредиторов;

    — велика возможность злоупотреблений со стороны кре­диторов, желающих навредить должнику, поскольку сам факт возбуждения конкурсного процесса может весьма отрицательно сказаться на имидже должника и стоимости его имущества;

    — не исключена ситуация, когда должник может усугу­бить положение свое и кредиторов тем, что в целях получе­ния средств идет на рискованные операции, берет кредиты под значительные проценты, т. е. любым способом пытается оплатить предъявляемые требования, не думая о последствиях;

    — в более выгодном положении окажутся кредиторы бо­лее активные либо более осведомленные, что несправедли­во по отношению к остальным.

    Действующее законодательство о несостоятельности (бан­кротстве) представляет собой сложную систему нормативных актов, основанием которой являются положения ГК РФ. Данные положения можно разделить на три группы:

    А. Нормы ГК РФ, непосредственно регулирующие несостоятель­ность (банкротство) индивидуальных предпринимателей.

    1. Индивидуальный предприниматель, который не в со­стоянии удовлетворить требования кредиторов, связанные с осуществлением им предпринимательской деятельности, может быть признан несостоятельным (банкротом) по ре­шению суда.

    Понятие и признаки несостоятельности (банкротства) субъектов предпринимательской деятельности

    С момента вынесения такого решения утрачи­вает силу его регистрация в качестве индивидуального пред­принимателя.

    2. При осуществлении процедуры признания банкротом индивидуального предпринимателя его кредиторы по обяза­тельствам, не связанным с осуществлением им предприни­мательской деятельности, также вправе предъявить свои требования. Требования указанных кредиторов, не заявлен­ные ими в таком порядке, сохраняют силу после завершения процедуры банкротства индивидуального предпринимателя.

    3. Требования кредиторов индивидуального предприни­мателя в случае признания его банкротом удовлетворяют­ся за счет принадлежащего ему имущества, на которое мо­жет, быть обращено взыскание, в следующей очередности:

    в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми предприниматель несет, ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитали­зации соответствующих повременных платежей, а также требования о взыскании алиментов;

    во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, и по выплате вознаграждений по авторским договорам;

    в третью очередь удовлетворяются требования креди­торов, обеспеченные залогом принадлежащего индивидуаль­ному предпринимателю имущества;

    в четвертую очередь погашается задолженность по обя­зательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;

    в пятую очередь производятся расчеты с другими кре­диторами в соответствии с законом.

    4. После завершения расчетов с кредиторами индивиду­альный предприниматель, признанный банкротом, освобож­дается от исполнения оставшихся обязательств, связан­ных с его предпринимательской деятельностью, и иных тре­бований, предъявленных к исполнению и учтенных при признании предпринимателя банкротом.

    Сохраняют силу требования граждан, перед которым лицо, объявленное банкротом, несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, а также иные тре­бования личного характера.

    5. Основания и порядок признания судом индивидуального предпринимателя банкротом либо объявления им о своем бан­кротстве устанавливаются Федеральным законом о несосто­ятельности (банкротстве).

    1. Юридическое лицо, являющееся коммерческой организаци­ей, за исключением казенного предприятия, а также юридичес­кое лицо, действующее в форме потребительского кооператива либо благотворительного или иного фонда, по решению суда мо­жет быть признано несостоятельным (банкротом), если оно не в состоянии удовлетворить требования кредиторов.

    Признание юридического лица банкротом судом влечет его ликвидацию.

    2. Юридическое лицо, являющееся коммерческой органи­зацией, а также юридическое лицо, действующее в форме потребительского кооператива либо благотворительного или иного фонда, может совместно с кредиторами принять ре­шение об объявлении о своем банкротстве и о добровольной ликвидации.

    3. Основанием признания судом юридического лица банк­ротом либо объявления им о своем банкротстве, а также порядок ликвидации такого юридического лица устанавливаются Законом о несостоятельности (банкротстве).

    Б. Нормы, содержащие специальные указанияпо применению положений о несостоятельности (банкротстве) — ст. 64 ГК РФ (об очередности удовлетворения требований кредиторов), ст. 56, 105 ГК РФ (о субсидиарной ответственности лиц, которые имеют право давать обязательные для должника — юридического лица указания либо иным образом определять его действия) и др.

    В. Нормы, непосредственно не затрагивающие отношения несостоятельности (банкротства), но имеющие определяющее значениедля решения вопросов, возникающих в связи с несостоятельностью (банкротством) юридических лиц (напри­мер, положения, регулирующие организационно-правовые формы юридических лиц, вопросы ответственности за нару­шения обязательств и т. д.).

    Кроме этого, в систему законодательства, регулирующего несостоятельность (банкротство), входят Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 40-ФЗ "О несостоятельности (банк­ротстве) кредитных организаций", Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 122-ФЗ "Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса", а также иные нормативные акты.

    12345678910Следующая ⇒

    Читайте также:

    1. Dermal mask, Коллагеновая тканевая маска для лица, 23гр —
    2. I. 14. Понятие о севообороте. Причины, вызывающие необходимость чередования культур.
    3. I. 17. Понятие о чистых и занятых парах.
    4. I. Понятие органа государственного управления (исполнительной власти)
    5. II. 17. ПОНЯТИЕ «ЦИВИЛИЗАЦИЯ»
    6. III-56 Сущность калькуляции. Понятие объектов учета затрат и объектов калькуляции.
    7. III/18. Понятие и виды издержек производства.
    8. V1: Культурология как наука. Понятие, сущность, формы и функции культуры.
    9. XI. Учебно-теоретическая конференция. Тема 11. Расследование деяний, совершаемых лицами с дефектами психики и организованными преступными группами
    10. А4. Какие правовые последствия из перечисленных наступают для лица, допустившего особо опасный рецидив?
    11. Административно-правовые акты, понятие и классификация
    12. Административное право: понятие, признаки.


    В.Т. Батычко
    Предпринимательское право
    Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2011 г.

    Тема 7. Понятие и признаки банкротства

    7.1. Понятие и признаки банкротства

    В настоящее время отношения, связанные с несостоятельностью, регулируют следующие нормативные правовые акты:

    1.  ГК РФ;

    2.  Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 14 июня 2002 г. (в ред. от 27.07.2010 г.) (далее — АПК РФ);

    3.  Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» (в ред. 19.07.2010 г.);

    4.  Федеральный закон от 27 сентября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (в ред. от 28.12.2010 г.);

    5.  Постановление Пленума ВАС РФ от 15 декабря 2004 г. № 29 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» и т.д.

    Под несостоятельностью (банкротством)понимается признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (ст. 2 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»).

    При этом гражданин считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения и если сумма его обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества, а юридическое лицо — если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения (ст.

    Что собою представляет банкротство юрлица и примеры признаков несостоятельности

    3 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»).

    Признаки несостоятельности (банкротства):

    —  наличие денежного обязательства должника долгового характера;

    —  неспособность гражданина или юридического лица удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения;

    —  наличие задолженности в отношении гражданина на сумму не менее 10 тыс. руб., а юридического лица — не менее 100 тыс. руб.;

    —  официальное признание несостоятельности арбитражным судом.

    Для граждан законодательством устанавливается дополнительный признак несостоятельности (банкротства) — превышение суммы его обязательств над стоимостью принадлежащего ему имущества.

    Понятие, критерии, признаки несостоятельности (банкротства)

    К числу основных законодательных актов, содержащих нормы о несостоятельности (банкротстве), относятся Гражданский кодекс РФ (ст. 25, 61, 65), Федеральный закон РФ от 26 октября 2002 г. «О несостоятельности (банкротстве)», Арбитражный процессуальный кодекс РФ.

    Несостоятельность (банкротство) есть признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

    Гражданин считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (т. е. платежи в бюджетные и внебюджетные фонды – налоги, сборы, страховые и иные взносы и платежи), если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены в течение 3 месяцев с момента наступления даты их исполнения и если сумма обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества, а юридическое лицо – если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены в течение 3 месяцев с момента наступления даты их исполнения.

    В качестве одного из признаков банкротства указывают минимальный размер задолженности:

    • для юридического лица – не менее 100 тыс. руб.;
    • для физического лица – 10 тыс. руб.

    Юридическое значение придается только денежным долговым обязательствам.

    Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом наделяются: должник, конкурсные кредиторы, а также уполномоченные органы (Федеральная налоговая служба,

    Пенсионный фонд РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования РФ и т. д.). В качестве кредиторов по денежным обязательствам могут выступать также Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, ликвидационная комиссия.

    Дела о несостоятельности (банкротстве) юридических лиц и граждан, в том числе зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, рассматриваются арбитражным судом. Подведомственность носит исключительный характер.

    Судебное заседание по проверке обоснованности требований заявителя к должнику проводится не менее чем через 15 дней и не более чем через 30 дней с даты вынесения определения о принятии заявления о признании должника банкротом.

    Банкротство юридического лица

    Помимо этого, арбитражный суд может назначить экспертизу в целях выявления признаков фиктивного или преднамеренного банкротства.

    Критерии, признаки несостоятельности субъекта предпринимательской деятельности:

    • наличие денежного долгового характера обязательств должника;
    • неспособность гражданина или юридического лица удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение трех месяцев с момента даты их исполнения;
    • наличие задолженности в отношении гражданина на сумму не менее 10 тыс. руб., а юридического лица – не менее 100 тыс. руб.;
    • официальное признание несостоятельности арбитражным судом.

    Законодательством устанавливается дополнительный признак несостоятельности (банкротства) гражданина, а именно: превышение суммы его обязательств над стоимостью принадлежащего ему имущества.

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *