Понятие Гранта в бюджетном кодексе

Автор: | 02.05.2019

Примеры деятельности, оплачиваемой грантами

Обучение или стажировка

Предполагает обучение или стажировку в учебном заведении в стране или за рубежом. Может быть рассчитан на длительный срок — 1-3 года (в этом случае средства выдаются частями) или на короткий — недели или месяцы. Финансирование может покрывать все расходы, включая дорогу, проживание и питание (и даже предусматривать стипендию) или только частично, остальное студент должен оплатить сам.

Гранты на обучение довольно популярны среди студентов. Для стран со слабо развитой экономикой и России зачастую выделяется более щедрое финансирование, покрывающее все расходы.

Проведение исследований

Предоставляются на небольшой срок (месяцы) и предполагают работу с коллегами из других регионов, доступ к ресурсам университетов и библиотек. Как правило, выдаются аспирантам и докторам, уже работающим над исследованием или проектом и способным доказать необходимость научной работы за границей или в другом регионе.

Поездки

Покрывают транспортные расходы для тех, кто приглашён на конференцию, семинар или стажировку в другой стране или другом регионе.

Малобюджетные или кратковременные проекты

Может оплачиваться аренда помещения и аренда или покупка оборудования, расходные материалы, оплата приглашённых специалистов (учёных, инженеров, техников, переводчиков, администраторов), распространение информации о проекте (конференции, выставки, публикации), транспортные расходы и расходы на проживание и питание во время связанных с проектом поездок. Проект может быть рассчитан как на поддержку единичного мероприятия (конференции, школы, испытания технической установки или системы полевую экспедицию, опрос общественного мнения и т.п) или на длительную поддержку исследований или системы мероприятий. В последнем случае, зачастую, предусматривается финансирование с помощью нескольких грантов или других источников.

Куда обращаться, чтобы получить грант?

«Половина того, что отделяет успешных предпринимателей от неудачников — это настойчивость.»
Стив Джобс

Как уже говорилось выше, есть три основные категории организаций, которые готовы предоставить деньги или другие активы.

Но здесь есть нюансы, используя которые вы сможете понять, куда вам стоит обращаться в первую очередь.

Также вы должны понимать, что те фонды, которые готовы оказать финансовую поддержку, преследуют разные цели.

Особенности выдачи грантов государственными организациями

  1. Государственные фонды при выдаче грантов на открытие бизнеса отдают предпочтение социально незащищенным категориям:
    • выпускникам вузов,
    • тем, кто состоит в центре занятости,
    • попавшим под сокращение,
    • военным в отставке,
    • одиноким матерям,
    • инвалидам,
    • молодым специалистам в возрасте до 30-35 лет.
  2. Государство не выдает полную сумму на открытие своего бизнеса.

    Предпочтение отдается тем предпринимателям, которые готовы вкладывать также и свои средства.

  3. Предпочтение отдается социальным сферам, а также производству и сельскому хозяйству.
  4. Чаще всего государство готово финансировать покупку оборудования или сырья, но при этом отказывается от покрытия расходов на выплату заработной платы.
  5. При выдаче гранта на развитие бизнеса государство обращает внимание на срок работы предприятия, и он не должен превышать 1-2 года, а также на то, способен ли предприниматель взять на работу дополнительных людей.

Особенности выдачи грантов частными и иностранными фондами

  1. Частные и иностранные фонды очень требовательны к отчетности, то есть они должны видеть, что выданные деньги пойдут на покрытие определенных расходов, а не вам в «карман».
  2. Такие организации охотно соглашаются выдать грант и на выплату заработной платы, в отличие от государства.
  3. Если нужны средства на финансирование инноваций в экономике и бизнесе, то по этому вопросу чаще всего специализируются отечественные частные фонды.

    А вот в иностранные можно смело обращаться, если вы нуждается в открытии или развитии бизнеса, связанного с экологией, искусством, культурой, обществом, IT-сферой.

  4. Такие фонды практикуют выдачу гранта траншами, то есть деньги приходят постепенно на реализацию определенных этапов.

Как принимается решение о заявках на получение гранта?

Первые несколько дней даются на проверку правильности составления и наличия всех необходимых документов.

И уже затем фонд приступает к изучению бизнес-планов.

Чаще всего фонды используют свою разработанную балльную шкалу, благодаря которой они могут сформировать рейтинг участников.

При рассмотрении особое внимание уделяется не только поставленным целям и проблемам, но и их решению.

Также проверяется достоверность приведенных расчетов.

Государственные фонды берут на заметку тех предпринимателей, которые сами могут внести определенную сумму в развитие или открытие бизнеса.

А бизнес-планы, которые требуют полного финансирования, чаще всего отвергаются.

Что касается финансирования уже действующего бизнеса, то здесь также обращается внимание на динамику развития.

Если предприятие выдавало низкие показатели в течение того периода, что оно существовало, то ему скорее всего откажут.

Дополнительные баллы в «копилку» могут получить те проекты, которые уже получали средства от выбранного фонда.

Когда рейтинг участников сформирован, комиссия принимает решение о том, кто же сможет получить грант.

Выигравшим посылаются уведомления, а также о них появляется информация на официальном сайте фонда.

Насколько реально получить грант от государства на развитие своего бизнеса,

рассказано в видео:

Что делать с полученными денежными средствами?

Полученный грант — это уже договор между бизнесменом, который нуждается в денежных средствах, и инвестором.

Поэтому у первого возникают определенные обязательства, требующие выполнения:

  • полученные средства должны идти исключительно на те цели, ради которых они выдаются;
  • всю необходимую отчетность необходимо подавать в строго оговоренные сроки;
  • при возникновении форс-мажоров или при невозможности выполнить определенную часть проекта, необходимо сразу обратиться в фонд для внесения коррективов;
  • при проверках нельзя препятствовать комиссии и необходимо предоставлять всю информацию, которая касается полученных средств.

В случае нецелевого использования гранта или же невыполнения других условий договора, организация может потребовать его расторгнуть и обратиться в суд с иском о возврате всех выделенных средств.

Таким образом, вас не только должно интересовать, как получить грант, но и как выполнить все условия фонда, который выдаст вам деньги.

Знайте, что это отличный шанс получить дополнительное финансирования для своего бизнеса, поэтому отнеситесь со всей ответственностью к этому вопросу.

Вы получите возможность не только для собственного развития, но и поспособствуете улучшению экономической ситуации в своем регионе.

Полезная статья? Не пропустите новые!
Введите e-mail и получайте новые статьи на почту

Обложение НДФЛ грантов, полученных физическими лицами

Что такое гранты? В каких случаях суммы полученных грантов не включаются в облагаемую базу по НДФЛ? Какие разъяснения дают по этому вопросу специалисты финансового и налогового ведомств?

Статьей 2 Федерального закона от 23.08.1996 N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» гранты определены как денежные и иные средства, передаваемые безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории РФ в установленном Правительством РФ порядке, на проведение конкретных научных исследований на условиях, предусмотренных грантодателями.

Гранты учреждаются как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ и муниципальных образований и выделяются на конкурсной основе организациям для проведения различных программ, мероприятий, исследований. Порядок и условия их выделения утверждаются соответствующими нормативными актами. В частности, порядок и условия выделения, а также выплаты грантов для государственной поддержки научных исследований молодых российских ученых — кандидатов и докторов наук, учрежденных Указом Президента РФ N 146 <1>, определены Положением N 260 <2>, для грантов, утвержденных Указом Президента РФ N 1010 <3>, — Постановлением Правительства РФ N 1061 <4>. Гранты, учрежденные на уровне субъектов РФ и муниципальных образований, выделяются в соответствии с разработанными ими положениями.

<1> Указ Президента РФ от 09.02.2009 N 146 «О мерах по усилению государственной поддержки молодых российских ученых — кандидатов и докторов наук».
<2> Постановление Правительства РФ от 27.04.2005 N 260 «О мерах по государственной поддержке молодых российских ученых — кандидатов наук и докторов наук и ведущих научных школ Российской Федерации».
<3> Указ Президента РФ от 01.07.1996 N 1010 «О мерах по усилению государственной поддержки культуры и искусства в Российской Федерации».
<4> Постановление Правительства РФ от 09.09.1996 N 1061 «О грантах Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства».

В зависимости от условий конкурса в нем могут принимать участие зарегистрированные общественные, муниципальные и государственные организации, творческие коллективы, а также физические лица. Для принятия участия в конкурсе заполняется форма заявки на грант. Заявки принимаются в течение времени, определенного условиями конкурса конкретного фонда. Далее проекты рассматриваются экспертным советом и утверждаются правлением программы.

Перечисление финансовых средств победителю конкурса осуществляется на основании договора, который заключается между грантодающей организацией и заявителем. В договоре описывается ответственность сторон, указываются сроки выполнения работ, представления отчетности, график перечисления средств. По окончании срока реализации проекта грантополучатель должен представить грантодателю отчет об использовании гранта, включающий в себя содержательную, а также финансовую части.

В случае получения гранта физическим лицом возникает вопрос: надо ли облагать полученную сумму НДФЛ?

Напомним, что при определении налоговой базы по НДФЛ следует учитывать все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, а также доходы в виде материальной выгоды. Об этом говорится в п. 1 ст. 210 НК РФ.

При этом в ст. 217 НК РФ приведен перечень доходов, которые не подлежат налогообложению. В частности, согласно п. 6 данной статьи освобождены от налогообложения суммы, получаемые налогоплательщиками в виде грантов (безвозмездной помощи), предоставленных для поддержки науки и образования, культуры и искусства в РФ международными, иностранными и (или) российскими организациями по перечню таких организаций, утверждаемому Правительством РФ. Отметим, что в такой редакции (Федерального закона от 23.03.2007 N 38-ФЗ) п. 6 ст. 217 НК РФ действует с 1 января 2008 г.

Перечень международных и иностранных организаций, получаемые налогоплательщиками гранты (безвозмездная помощь) которых не подлежат налогообложению и не учитываются в целях налогообложения в доходах российских организаций — получателей грантов, был утвержден Постановлением Правительства РФ от 28.06.2008 N 485. В настоящее время данный Перечень действует в редакции Постановлений Правительства РФ от 24.03.2009 N 252, от 02.08.2010 N 585 и в него включены:

  1. Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры.
  2. Организация Объединенных Наций по промышленному развитию;
  3. Комиссия Европейских сообществ;
  4. Совет государств Балтийского моря;
  5. Совет Министров Северных стран;
  6. Международное агентство по атомной энергии;
  7. Организация Черноморского экономического сотрудничества;
  8. Программа ООН по окружающей среде;
  9. Программа развития ООН;
  10. Детский фонд ООН;
  11. Фонд «Евримаж» при Совете Европы;
  12. Объединенный институт ядерных исследований;
  13. Межгосударственный фонд гуманитарного сотрудничества государств — участников Содружества Независимых Государств.

Что касается Перечня российских организаций, получаемые налогоплательщиками гранты (безвозмездная помощь) которых, предоставленные для поддержки науки, образования, культуры и искусства в Российской Федерации, не подлежат налогообложению (далее — Перечень российских организаций), то он утвержден Постановлением Правительства РФ от 15.07.2009 N 602 и содержит следующие организации:

  1. Благотворительный фонд «Благое дело», г. Нижний Новгород;
  2. Благотворительный фонд «Милосердие», г. Москва;
  3. Благотворительный фонд содействия кадетским корпусам имени Алексея Йордана, г. Москва;
  4. Государственная корпорация «Российская корпорация нанотехнологий», г. Москва;
  5. Некоммерческая благотворительная организация «Благотворительный фонд В. Потанина», г. Москва;
  6. Некоммерческий фонд содействия сохранению и развитию культурного, научного, духовного и природного наследия Евразии, г. Москва;
  7. Некоммерческая организация «Российский фонд культуры», г. Москва;
  8. Некоммерческая организация «Благотворительный фонд культурных инициатив (Фонд Михаила Прохорова)», г. Норильск;
  9. Региональный общественный фонд содействия отечественной науке, г. Москва;
  10. Российский гуманитарный научный фонд, г. Москва;
  11. Российский фонд фундаментальных исследований, г. Москва;
  12. Фонд некоммерческих программ Дмитрия Зимина «Династия», г. Москва;
  13. Фонд поддержки образования и науки (Алферовский фонд), г. Санкт-Петербург;
  14. Фонд поддержки российского учительства, г. Москва.

Вопрос: Каков порядок обложения НДФЛ сумм в виде грантов, не поименованных в Постановлении Правительства РФ от 15.07.2009 N 602?

В Письме Минфина России от 30.09.2010 N 03-04-05/9-575 чиновники ведомства отметили, что выплаты в виде грантов, не поименованных в Постановлении Правительства Российской Федерации от 15.07.2009 N 602, подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц в общеустановленном порядке.

Вопрос: В соответствии с Федеральным законом от 23.03.2007 N 38-ФЗ и Постановлением Правительства РФ от 15.07.2009 N 602 суммы, получаемые налогоплательщиками в виде грантов, освобождаются от обложения НДФЛ. Может ли быть осуществлен в связи с этим возврат суммы излишне удержанного налоговым агентом (Российским фондом фундаментальных исследований (РФФИ)) налога и с какого момента — со дня вступления в силу вышеназванного Федерального закона (то есть с 01.01.2008) или со дня утверждения Перечня российских организаций Постановлением Правительства РФ N 602 (то есть с 15.07.2009)? Какой финансовый документ необходимо представить налоговой инспекции для возврата излишне уплаченного НДФЛ?

В Письме от 04.05.2010 N 03-04-05/9-249 Минфин отметил, что РФФИ включен в Перечень российских организаций, гранты (безвозмездная помощь) которых, предоставленные налогоплательщикам для поддержки науки, образования в РФ, не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц. Соответственно, средства, выплачиваемые из сумм грантов по распоряжению руководителей проекта научным работникам учреждений Российской академии наук (РАН), принимающим участие в проектах РФФИ, освобождаются от обложения НДФЛ со дня утверждения Перечня российских организаций Постановлением Правительства РФ от 15.07.2009 N 602.

Возврат налогоплательщику суммы излишне удержанного НДФЛ производится исходя из положений ст. ст. 78 и 231 НК РФ. В соответствии со ст. 231 НК РФ суммы налога, излишне удержанные налоговым агентом, могут быть возвращены налоговым агентом налогоплательщику на основании его заявления.

При этом возврат излишне удержанной налоговым агентом суммы налога может быть произведен налоговому агенту налоговым органом на основании соответствующего заявления налогового агента о возврате (зачете), поданного в налоговый орган.

Вместе с этим в соответствии с положениями ст. 78 НК РФ по завершении налогового периода налогоплательщик вправе самостоятельно обратиться в налоговый орган по месту жительства с заявлением о возврате сумм излишне удержанного налога, представив налоговую декларацию за предыдущий налоговый период.

Вопрос об освобождении от обложения НДФЛ в соответствии с п. 6 ст. 217 НК РФ средств на оплату труда, выплачиваемых из сумм грантов по распоряжению руководителей проекта научным работникам учреждений, принимающим участие в проектах РФФИ и Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ), был рассмотрен в Письме Минфина России от 03.03.2010 N 03-04-06/9-20.

Специалисты финансового ведомства напомнили, что Правилами организации и проведения работ по проектам, поддержанным РФФИ (далее — Правила), утвержденными Решением Совета РФФИ от 12.03.2008, установлен порядок и процедура взаимодействия между РФФИ, организацией, обслуживающей проект, и руководителем проекта в целях выполнения условий Соглашения о поддержке фундаментальных научных исследований по проектам в процессе реализации конкурсных проектов РФФИ.

Пунктом 2.1.3 Правил определено, что средства для проекта выделяются РФФИ в виде гранта и предоставляются исключительно в распоряжение руководителя конкурсного проекта под его личную ответственность и должны расходоваться строго на цели, предусмотренные проектом. При этом руководитель проекта имеет право расходовать средства гранта в соответствии с утвержденной РФФИ сметой расходов и с нормативными документами РФФИ.

Согласно п. 2.5.2 Правил обеспечение выполнения проекта является обязанностью руководителя проекта.

В соответствии с п. 2.7 Правил организация осуществляет финансово-хозяйственное и техническое обслуживание проектов.

Средства, поступающие на лицевой внебюджетный счет бюджетной организации от РФФИ, могут использоваться организацией на цели компенсации организационно-технических расходов по обслуживанию проектов в размере не более 15% из каждой поступающей суммы по согласованию с руководителями проектов.

Из вышеизложенного следует, что получателями грантов являются физические лица в лице руководителя конкурсного проекта и исполнителей проекта.

Следовательно, средства на оплату труда, выплачиваемые из сумм грантов по распоряжению руководителей проекта научным работникам учреждений, принимающим участие в проектах РФФИ и РГНФ, освобождаются от обложения налогом на доходы физических лиц в соответствии с п. 6 ст. 217 НК РФ при условии, что такие сотрудники признаются получателями грантов, а подобное расходование средств гранта соответствует его целевому назначению.

Аналогичные разъяснения Минфина представлены в Письме от 15.03.2010 N 03-04-06/9-34.

Следует отметить, что в Письме от 20.09.2010 N 03-04-05/9-561 финансисты уточнили: взимание НДФЛ с сумм в виде гранта, полученного руководителем и исполнителями конкурсного проекта РГНФ до утверждения вышеназванного Перечня, является правомерным.

Вопрос: Вправе ли организация (Институт вычислительной математики РАН) произвести возврат НДФЛ, исчисленного и уплаченного с выплат физическим лицам, произведенных за счет гранта?

В Письме УФНС по г. Москве от 19.01.2010 N 20-15/3/003707@ специалисты налогового ведомства указали, что льгота, установленная п. 6 ст. 217 НК РФ, распространяется только на гранты, предоставленные организациями, являющимися грантодателями, непосредственно налогоплательщикам — физическим лицам.

В ситуации, когда грантополучателем является учреждение Российской академии наук — Институт вычислительной математики РАН, действие льготы по НДФЛ, предусмотренной в названном пункте, на суммы грантов, полученных юридическим лицом, не распространяется.

Таким образом, суммы НДФЛ с выплат, производимых физическим лицам из средств гранта, удержанные и уплаченные в бюджет учреждением Российской академии наук — Институтом вычислительной математики РАН (получателем целевых средств в виде гранта от РФФИ), не являются излишне удержанными и возврату не подлежат.

И.Ю.Колосова

Эксперт журнала

«Оплата труда в бюджетном учреждении:

бухгалтерский учет и налогообложение»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *