Поручительство налоговое право

Автор: | 27.04.2019

Принудительное «погашение» налоговой недоимки

В. Постнова, эксперт «Федерального агентства финансовой информации»

По общему правилу обязанность по уплате налогов и сборов налогоплательщик должен исполнять самостоятельно. Впрочем, особо замешкаться с этим делом налоговики не дадут. О том, что они могут предпринять желая «помочь» компании вернуть долг бюджету, лучше знать заранее, так же как и о своих правах в подобной ситуации.

Одной из главных обязанностей каждого налогоплательщика является своевременная и полная уплата налогов и сборов. Иными словами, каждая компания или индивидуальный предприниматель должны в установленный законом срок и в полном объеме перечислить в бюджет причитающуюся сумму налогов. По общему правилу указанная выше обязанность признается исполненной с того момента, когда налогоплательщик предъявил в банк «платежку» на перечисление налога (подп. 1 п. 3 ст. 45 НК). При этом на его счете должно быть достаточное количество средств для совершения расходной операции.

Кроме того, дабы предотвратить формальный подход к данному вопросу, Налоговый кодекс прямо предусматривает целый ряд случаев, когда долг по уплате налогов не считается исполненным (п. 4 ст. 45 НК).

Во-первых, так происходит в случае отзыва фирмой или возврата ей банком неисполненного поручения на перечисление соответствующих денежных средств в бюджет.

Во-вторых, обязанность считается неисполненной, если налогоплательщик неправильно указал в платежном поручении номер счета Федерального казначейства и наименование банка получателя.

И, наконец, в-третьих, невозможна уплата налога в том случае, если на момент предъявления в банк налоговой «платежки» у этой компании уже имелись другие неисполненные требования, очередность исполнения которых первостепенна, а имеющихся на счете денежных средств недостаточно для удовлетворения всех требований.

Во всех перечисленных ситуациях обязанность организации или предпринимателя считается неисполненной в срок, что является основанием для начисления сумм штрафа, пеней, направления нарушителю требования об уплате налогов (п. 1 ст. 45 НК).

Налоговики не просят – они требуют!

Требование об уплате налогов – это, с одной стороны, еще один шанс для компании добровольно погасить недоимку, с другой – отправная точка для процедуры принудительного взыскания. Его выставление является обязательным и должно предшествовать принятию руководителем инспекции решения о бесспорном взыскании суммы налогового долга. В противном случае налоговики утрачивают право списать причитающиеся средства со счета должника в банке в бесспорном порядке.

Само требование представляет собой письменное извещение компании о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности перечислить эту сумму в бюджет в установленный срок (п. 1 ст. 69 НК).

Формы требований об уплате налога, сбора, пени, штрафа утверждены приказом ФНС от 1 декабря 2006 г. № САЭ-3-19/825@. Причем законодательно установлены не только форма указанного документа, но и сроки, в которые инспекторам необходимо уложиться с направлением его организациям и предпринимателям. Так, если недоимка была выявлена в результате налоговой проверки, то требование необходимо направить налогоплательщику в течение 10 дней с даты вступления в силу решения, вынесенного по итогам ревизии.

Во всех остальных случаях на направление сего документа инспекторам выделяется трехмесячный срок, который начинает отсчитываться со дня фактического выявления недоимки (п. 1 ст. 70 НК).

Исполнить требование по уплате налогов организация или бизнесмен должны в течение 10 календарных дней с даты его получения (п. 4 ст. 69 НК). Таким образом, вручаться налогоплательщику этот документ должен лично под расписку или любым другим способом, свидетельствующим о дате его получения.

Если же по тем или иным причинам организация такое требование проигнорировала, в ход пойдет уже «тяжелая артиллерия» – принудительное взыскание суммы налога.

Не заплатите сами – взыщем принудительно

Принудительная процедура погашения задолженности по налогам и сборам начинается, как правило, с обращения взыскания на денежные средства, находящиеся на счетах компании (ст. 46 НК).

Для того чтобы списать со счета фирмы сумму недоимки, инспекторам необходимо не позднее двух месяцев после истечения срока для исполнения требования принять решение о бесспорном взыскании налога за счет денежных средств налогоплательщика, находящихся на счетах в банках (п. 3 ст. 46 НК). Пропуск этого срока грозит налоговикам признанием указанного решения недействительным, а это означает, что взыскать задолженность они смогут только через суд.

В любом случае об обращении взыскания ревизорам следует сообщить и самому налогоплательщику, на что им отводится 6 дней с момента принятия соответствующего решения.

С этой же даты отсчитывается и месяц, в течение которого налоговики направляют поручение на перечисление в бюджет суммы задолженности в банк, где открыты счета организации. Причем последний просто обязан исполнить его в порядке очередности, установленной Гражданским кодексом.

Кроме того, дабы должник не смог «увести» деньги из банка, в арсенале ИФНС есть возможность приостановить операции по его счетам.

Рассчитываемся имуществом

В случае недостаточности денежных средств на счетах «провинившейся» фирмы для погашения суммы задолженности налоговики вправе взыскать налог за счет другого имущества организации (ст. 47 НК).

Принять решение о наложении взыскания на имущество должника налоговый орган вправе в течение одного года с момента истечения срока, отведенного компании на исполнение налогового требования (п. 1 ст. 47 НК). После вынесения такого решения налоговики в течение трех дней принимают постановление о взыскании налога за счет имущества организации или предпринимателя, которое направляется судебному приставу для исполнения в порядке, предусмотренном Законом от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Судебному приставу, в свою очередь, на «выбивание долгов» отводится два месяца со дня получения указанного документа.

Подкрепить решение о принудительном взыскании за счет имущества инспекторы могут также частичным или полным арестом собственности фирмы. Правда, для этого необходимо наличие санкции прокурора, а также достаточно веские основания предполагать, что должник попытается скрыться сам или утаит свое имущество (п. 1 ст. 77 НК).

Взыскание задолженности по налогам за счет имущества производится последовательно:

– за счет наличных денежных средств и денежных средств в банках, на которые ранее не было обращено взыскание;

– за счет имущества, не участвующего непосредственно в производстве продукции, в частности ценных бумаг, валютных ценностей, непроизводственных помещений, легкового автотранспорта, предметов дизайна служебных помещений;

– за счет готовой продукции, а также иных материальных ценностей, не участвующих и не предназначенных для непосредственного участия в производстве;

– за счет сырья и материалов, предназначенных для непосредственного участия в производстве, а также станков, оборудования, зданий, сооружений и других основных средств;

– за счет имущества, переданного по договору во владение, в пользование или распоряжение другим лицам без перехода к ним права собственности на это имущество, если для обеспечения исполнения обязанности по уплате налога такие договоры расторгнуты или признаны недействительными в установленном порядке;

– за счет другого имущества, за исключением предназначенного для повседневного личного пользования индивидуальным предпринимателем или членами его семьи.

Идем в суд

Обратите внимание, что в определенных случаях взыскать сумму недоимки налоговики вправе исключительно в судебном порядке.

Речь идет о следующих ситуациях. Во-первых, идти в суд инспекторам придется, если взысканию подлежит недоимка, числящаяся более трех месяцев за зависимой организацией. В этом случае задолженность будет взыскиваться с основной организации, если на ее счета поступает выручка за товары, работы или услуги, реализуемые зависимыми компаниями (подп. 2 п. 2 ст. 45 НК). Точно так же погашается долг основной организации, если на счета зависимой фирмы поступает выручка за товары, реализованные первой компанией.

Во-вторых, в судебном порядке взыскиваются налоги с плательщиков, обязанность по уплате налога которых основана на изменении налоговым органом юридической квалификации сделки, совершенной ими, или их статуса и характера деятельности (подп. 3 п. 2 ст. 45 НК).

В-третьих, в судебном порядке производится принудительное взыскание налога с поручителя, если обязанность по уплате налогов и сборов обеспечена поручительством (ст. 74 НК). Как правило, поручительство применяется в случае изменения сроков исполнения обязанностей по уплате налогов или в иных случаях, предусмотренных Кодексом.

Спасение утопающих…

Если налогоплательщик осознает невозможность своевременной уплаты налогов и сборов или погашения задолженности по ним, он может избежать столь неприятной процедуры принудительного взыскания недоимки, обратившись в инспекцию с просьбой о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налогов. Об этом напомнили представители Минфина в письме от 20 марта 2009 года № 03-02-07/1-141.

Отсрочка уплаты налога представляет собой перенос срока его уплаты на более позднюю дату, причем фирма будет обязана погасить всю сумму долга перед бюджетом единовременно (одним платежом). Сущность рассрочки заключается в постепенном погашении задолженности в течение некоторого времени.

Однако получить отсрочку по уплате налога удастся далеко не всем налогоплательщикам. Так, Налоговый кодекс предоставляет такую «привилегию» организациям лишь в следующих случаях (п. 2 ст. 64 НК):

– при получении ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или при иных обстоятельствах непреодолимой силы;

– при задержке этой компании финансирования из бюджета или оплаты выполненного ею государственного заказа;

– при угрозе банкротства фирмы в случае единовременной выплаты налога, а также в случае утверждения арбитражным судом мирового соглашения либо графика погашения задолженности в ходе процедуры финансового оздоровления;

– если производство или реализация товаров, работ или услуг компанией носит сезонный характер;

– при наличии оснований для предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налогов, подлежащих перечислению в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, установленных Таможенным кодексом.

Отсрочка или рассрочка может предоставляться на срок не более одного года с единовременной или с поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности. А по федеральным налогам, уплачиваемым в федеральный бюджет, решением правительства период отсрочки или рассрочки может быть увеличен от одного года до трех лет (п. 1 ст. 64 НК).

Впрочем, не стоит рассчитывать на подобную реструктуризацию задолженности тем фирмам, в отношении которых возбуждено уголовное дело, связанное с нарушением законодательства о налогах и сборах, или ведется производство о налоговом или административном правонарушении. Кроме того, не удастся воспользоваться отсрочкой и лицам, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они воспользуются предоставленной привилегией для сокрытия денежных средств или иного имущества, подлежащего налогообложению, либо собираются выехать за пределы РФ на постоянное место жительства.

Поручительство

В соответствии со ст. 74 НК РФ в случае изменения сроков исполнения обязанности по уплате налогов обязанность по уплате налогов может быть обеспечена поручительством. В силу поручительства поручитель обязывается перед налоговыми органами исполнить в полном объеме обязанность налогоплательщика по уплате налогов, если последний не уплатит в установленный срок причитающиеся суммы налоговых платежей.
Поручительство оформляется в соответствии с гражданским законодательством РФ договором в письменной форме между налоговым органом и поручителем.
При неисполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налога и сбора, обеспеченных поручительством, поручитель и налогоплательщик несут солидарную ответственность. Поручитель отвечает перед кредитором в том же объеме, как и должник, включая уплату процентов и убытков кредитора, вызванных неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства должником.
Выступать поручителем вправе юридическое или физическое лицо. По одной обязанности по уплате налога допускается одновременное участие нескольких поручителей.
По исполнении поручителем своих обязанностей, предусмотренных договором, к нему переходит право требовать от налогоплательщика уплаченных им сумм, а также процентов по этим суммам и возмещения убытков, понесенных в связи с исполнением обязанности налогоплательщика.
Рассмотренные правила применяются также в отношении поручительства при уплате сборов.
Пеней признается установленная ст. 75 НК РФ денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние сроки по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
Не начисляются пени на сумму недоимки, которую налогоплательщик не мог погасить в силу того, что по решению налогового органа или суда были приостановлены операции налогоплательщика в банке или наложен арест на имущество налогоплательщика.

В этом случае пени не начисляются за весь период действия указанных обстоятельств. Подача заявления о предоставлении отсрочки (рассрочки) или инвестиционного налогового кредита не приостанавливает начисления пеней на сумму налога, подлежащую уплате.
Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.
Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика. Принудительное взыскание пеней с организаций производится в бесспорном порядке, а с физических лиц – в судебном порядке.
Принудительное взыскание пеней с организаций и индивидуальных предпринимателей в случаях взыскания недоимки, числящейся более трех месяцев, производится в судебном порядке.
Указанный порядок распространяется также на плательщиков сборов и налоговых агентов.
Не начисляются пени на сумму недоимки, которая образовалась у налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) в результате выполнения им письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к налоговым (отчетным) периодам, по которым образовалась недоимка, независимо от даты издания такого документа).

Поручительство является одним из способов обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов и в значительной степени данный институт заимствован из гражданского права.

Заключая договор поручительства, поручитель принимает на себя ответственность перед кредитором за то, что должник этого кредитора выполнит обязательства по возврату долга. В случае если должник не выполнит свои обязательства перед кредитором, то отвечать придется не только должнику, но и самому поручителю.

Объем ответственности поручителя определяется договором поручительства. Но если соответствующее условие в договоре отсутствует, поручитель будет отвечать перед кредитором так же и в том же объеме, что и должник, т.е. помимо суммы долга он должен будет уплатить причитающиеся кредитору проценты, возместить судебные издержки по взысканию долга и других убытков кредитора, вызванных неисполнением или ненадлежащим исполнением должником своих обязательств .

Следует отличать цивилистическое понятие договора поручительства от определения налогового поручительства. Так, Е. А. Имыкшенова рассматривает налоговое поручительство в качестве «специального порядка исполнения обязанности по уплате налога и сбора, установленного налоговым законодательством и образующего исключение из общего правила о самостоятельной уплате налога» . Обосновывается это тем, что согласно п. 1 ст. 45 Налогового кодекса РФ, в целях надлежащего исполнения налогоплательщик обязан самостоятельно, т.е. от своего имени и за счет своих собственных средств, уплатить соответствующую сумму налога в бюджет и тем самым исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Поручительство как раз вписывается в формулу «иного»; ему посвящена ст. 74 Налогового кодекса РФ, в которой раскрывается смысл одного из способов обеспечения обязанности по уплате налогов и сборов.

Согласно п. 2 ст. 74 Налогового кодекса РФ поручитель обязывается перед налоговыми органами исполнить в полном объеме обязанность налогоплательщика по уплате налогов, если последний не уплатит в установленный срок причитающиеся суммы налога и соответствующих пеней .

В налоговой сфере исключается возможность частичного обеспечения обязанности налогоплательщика (что допустимо в гражданском законодательстве): поручитель обязан исполнить в полном объеме обязанность налогоплательщика по уплате налогов.

Само назначение налогового поручительства состоит в создании у налогового органа уверенности в том, что в случае неисполнения налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, он все же получит удовлетворение за счет другого лица (поручителя), причем в полном объеме, включая компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок, т.е. пени .

Оформляется поручительство договором между налоговым органом и поручителем в соответствии с гражданским законодательством РФ. Договор поручительства должен быть совершен в письменной форме и зарегистрирован в налоговом органе. Несоблюдение письменной формы влечет недействительность договора поручительства.

В научной литературе существуют две позиции относительно природы договора поручительства. Так, некоторые ученые исходят из того, что данный договор имеет гражданско-правовую природу. Другие ученые придерживаются иной позиции. Так, например, Д. В. Винницкий рассматривает договор поручительства как институт налогового права и указывает, что этот договор является не гражданско-правовым, а особым публичными договором .

Поручитель и налогоплательщик несут солидарную ответственность при неисполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налога. Принудительное взыскание налога и причитающихся пеней с поручителя производится налоговым органом в судебном порядке .

В то время как Гражданский кодекс РФ предусматривает возможность субсидиарной ответственности поручительства, налоговое законодательство устанавливает строго солидарную ответственность поручителя и налогоплательщика и не допускает ее изменение договором на субсидиарную. Солидарный характер ответственности поручителя означает возможность у налогового органа при неисполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налога, обеспеченной поручительством, предъявлять требования об уплате налога одновременно как к налогоплательщику, так и к поручителю.

По исполнении поручителем взятых на себя обязательств в соответствии с договором к нему переходит право требовать от налогоплательщика уплаченных им сумм, а также процентов по этим суммам и возмещения убытков, понесенных в связи с исполнением обязанности налогоплательщика. Если поручитель сам нарушает сроки исполнения налоговой обязанности, то начисляемая на сумму задолженности пеня также будет подлежать оплате поручителем.

Поручителем вправе выступать и юридическое, и физическое лицо. Допускается одновременное участие нескольких поручителей по одной обязанности по уплате налога.

Гарантией соблюдения прав поручителя в налоговых отношениях является обязанность налоговых органов предоставить по требованию поручителя документы, подтверждающие факт невыполнения налогоплательщиком налоговой обязанности, а также сумму возникшей недоимки.

Использование поручительства применяется не только в случае изменения сроков исполнения обязанности по уплате налога, но и в других случаях, прямо предусмотренных Налоговым кодексом РФ. Таким случаем в соответствии с пп. 3 п. И ст. 101 Налогового кодекса РФ является замена обеспечительных мер, принятых для обеспечения исполнения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, на поручительство. Данная замена осуществляется налоговым органом по просьбе налогоплательщика. При этом налоговый орган не обязан, а «вправе заменить» обеспечительные меры.

Поручительство в налоговых отношениях оформляется договором между налоговым органом и поручителем. Но Налоговый кодекс РФ не указывает, с каким именно налоговым органом необходимо заключать договор. В п. 20 Порядка изменения срока уплаты налога и сбора, а также пени и штрафа налоговыми органами, утвержденного Приказом ФНС России от 28.09.2010 г. № ММВ-7-8/469@ говорится о том, что договор поручительства со стороны налогового органа заключается управлением ФНС России по субъекту Российской Федерации по месту нахождения (месту жительства) заинтересованного лица либо Межрегиональной инспекцией ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам и подписывается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа .

Вместе с тем ФНС России издало Письмо от 21.03.2013 г. № АС-4- 2/4829 «О поручительстве, предусмотренном пунктом 11 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации», в котором разъяснило, что в случаях замены обеспечительных мер на поручительство третьего лица договор поручительства подписывает руководитель (заместитель руководителя) налогового органа по месту учета налогоплательщика, а не соответствующего управления по субъекту Российской Федерации. При этом в случае изменения места нахождения (места жительства) налогоплательщика замену обеспечительных мер и заключение договора поручительства целесообразно отнести к компетенции налогового органа по месту учета налогоплательщика по состоянию на дату такой замены (заключения договора поручительства) .

Список литературы:

  • 1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
  • 2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3824.
  • 3. О поручительстве, предусмотренном пунктом 11 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации: Письмо ФНС РФ // Экономика и жизнь (Бухгалтерское приложение). № 13. 05.04.2013.
    • 4. Об утверждении Порядка изменения срока уплаты налога и сбора, а также пени и штрафа налоговыми органами: Приказ ФНС России от 28.09.2010 № ММВ-7-8/469@ (ред. от 19.03.2012) // Российская газета. № 256. 2010.12 ноябр.
    • 5. Винницкий Д. В. Субъекты налогового права. М.: Норма, 2000. — 192 с.
    • 6. Имыкшенова Е.А. Обеспечение исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов по налоговому законодательству Российской Федерации: Дисс____канд. юрид. наук. Тюмень, 2004. — 193 с.
    • 7. Ядрихинский С. А. Поручительство в налоговых отношениях: сравнительно-правовой анализ и практика применения // Вопросы современной юриспруденции. Сб. ст. по материалам XXXIII междунар. науч. — практ. конф. № 1 (33). Новосибирск: Изд. «СибАК», 2014. — 126 с.

    Следующим гражданско-правовым способом обеспечения обязанности по уплате налогов и сборов согласно п. 1 ст. 72 НК РФ является поручительство.

    С 1 января 2007 г. использование поручительства для обеспечения исполнения обязанности по уплате налога стало возможным не только в случае изменения сроков исполнения обязанности по уплате налога, как это было предусмотрено в предыдущей редакции, но и в других случаях, прямо предусмотренных НК РФ <3>. Следовательно, законодателем создана возможность для расширения сферы применения такого института налогового и гражданского права, как поручительство.

    <3> Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования» // СЗ РФ. 2006. N 31. Ст. 3436.

    По договору поручительства поручитель обязывается перед налоговыми органами выполнить налоговую обязанность налогоплательщика в случае изменения сроков исполнения обязанностей по уплате налогов, а также в иных случаях, предусмотренных НК РФ. Договор поручительства заключается между налоговым органом и поручителем. Следует отметить, что именно налогоплательщик инициирует использование поручительства в налоговых отношениях.

    К договору поручительства применяются требования гражданского законодательства Российской Федерации. Согласно ст. 362 ГК РФ договор поручительства должен быть совершен в письменной форме. Несоблюдение данного требования влечет за собой недействительность договора. К сожалению, в НК РФ вопрос о том, с каким налоговым органом заключается договор поручительства, прямо не решен. Особо отметим, что при неисполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налога, обеспеченной поручительством, поручитель и налогоплательщик несут солидарную ответственность. Принудительное взыскание налога и причитающихся пеней с поручителя производится налоговым органом в судебном порядке (п. 3 ст. 74 НК РФ). В отличие от норм ГК РФ, допускающих возможность установления субсидиарной ответственности поручителя, ст. 74 НК РФ предусматривает солидарную ответственность поручителя и налогоплательщика. Исходя из солидарного характера их ответственности, налоговые органы вправе направить требование об уплате налога непосредственно поручителю без выставления соответствующего требования налогоплательщику. В случае исполнения поручителем налоговой обязанности налогоплательщика у первого возникает право требовать от налогоплательщика не только уплаченных сумм, но и процентов по этим суммам, а также возмещения убытков, понесенных в связи с исполнением обязанности налогоплательщика.

    Свои особенности имеет и субъектный состав налогового поручительства. Так, в качестве поручителей могут выступать юридические и физические лица. В рамках одной налоговой обязанности допускается участие нескольких поручителей. При этом такие поручители будут нести солидарную ответственность, если иное не предусмотрено договором поручительства. В соответствии с п. 6 ст. 74 НК РФ и по смыслу ст. 364 ГК РФ поручитель вправе выдвигать против требования налогового органа возражения, которые мог бы выдвинуть налогоплательщик, если иное не вытекает из договора поручительства. Поручитель также не теряет право на эти возражения, даже если должник от них отказался или признал, что за ним числится задолженность.

    Заметим, что НК РФ не устанавливает случаи прекращения поручительства. Так, в силу п. 6 ст. 74 НК РФ поручительство прекращается в общем порядке, установленном гражданским законодательством. Вместе с тем не все случаи прекращения поручительства, предусмотренные ГК РФ, применимы в налоговых правоотношениях. Согласно п. 1 ст. 367 ГК РФ поручительство прекращается с прекращением обеспеченного им обязательства, а также в случае изменения этого обязательства, влекущего увеличение ответственности или иные неблагоприятные последствия для поручителя, без согласия последнего. Кроме того, поручительство прекращается по истечении указанного в договоре срока, на который оно было предоставлено.

      1. Пеня

    Институт пени в налоговой сфере работает достаточно давно и является наиболее распространенным и применяемым, но до сих пор вызывает вопросы теоретического и практического характера. В соответствии с п. 1 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки <4>. Как следует из п. 2 ст. 75 НК РФ, пени уплачиваются независимо от применения других мер обеспечения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

    <4> С 1 января 2007 г. из п. 1 ст. 75 НК РФ законодатель исключил упоминание о плательщиках сборов и налоговых агентах. Данное изменение является редакторской правкой и обусловлено выстраиванием логики статьи. Положение о том, что правила, предусмотренные данной статьей, распространяются в том числе и на плательщиков сборов и налоговых агентов, законодатель воспроизвел в п. 7 ст. 75 НК РФ.

    Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.

    В п. 3 ст. 75 НК РФ Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования» включено важное указание: пени на недоимку, которую налогоплательщик не погасил вследствие того, что были приостановлены его операции по счетам в банке или наложен арест на его имущество, не начисляются на весь период действия данных обстоятельств <5>.

    Правовое последствие в виде пени НК РФ связывает с истечением установленного срока уплаты налога. В классификации юридических фактов истечение срока относится к событиям. Иными словами, речь идет о просрочке исполнения налоговой обязанности, т.е. нарушении одного из условий надлежащего исполнения — условия о сроке. Согласно п. 5 ст. 75 НК РФ «пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме» При этом под «уплатой» в данном случае следует понимать исполнение обязанности по уплате, включающей в том числе и взыскание налога или сбора.

    <5> Следует отметить, что из п. 3 ст. 75 НК РФ исключено упоминание о налоговом кредите. Указанная правка обусловлена тем, что с 1 января 2007 г. налоговый кредит как способ изменения срока уплаты налога не применяется. // СЗ РФ. 2006. N 31. Ст. 3436.

    Определяя компенсационный характер пени в законодательстве о налогах и сборах, Конституционный Суд РФ в Постановлениях от 17 декабря 1996 г. N 20-П и от 15 июля 1999 г. N 11-П указал: налоговое обязательство состоит в обязанности налогоплательщика уплатить определенный налог, установленный законом, и неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога. Поэтому к сумме собственно не внесенного в срок налога законодатель вправе добавить дополнительный платеж — пеню как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок.

    В п. 6 ст. 75 НК РФ указано, что с организаций и индивидуальных предпринимателей в случаях, указанных в пп. 1 — 3 п. 2 ст. 45 НК РФ, взыскание пеней производится исключительно в судебном порядке. Следовательно, если недоимка взыскивается в судебном порядке, то и пени, начисленные на эту недоимку, подлежат взысканию только в судебном порядке.

    Пени не начисляются на сумму недоимки налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), образовавшуюся вследствие исполнения письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных уполномоченными государственными финансовыми, налоговыми органами в пределах их компетенции (п. 8 ст. 75 НК РФ). Ранее в вышеуказанном случае налогоплательщик (плательщик сборов) освобождался только от ответственности.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *