Постановка объектов нвос

Автор: | 04.05.2019

Общие требования

1. Основная информация для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей размещена на официальном сайте Росприроднадзора — раздел «В фокусе», подраздел «Ведение государственного реестра объектов НВОС и постановка их на учёт», главная страница сайта с пошаговой инструкцией заполнения заявки.

В связи с этим необходимо направлять заявителей, обращающихся за методической помощью, на сайт Службы.

2. В этом же подразделе содержится информация для тех, кто не должен ставить объекты НВОС на учёт в связи с отсутствием объектов, соответствующих Критериям отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 г. № 1029 (далее — Критерии № 1029).

В соответствии с п. 1 ст. 4.2 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Закон № 7-ФЗ) объекты НВОС подразделяются на объекты I, II, III и IV категорий в соответствии с Критериями № 1029.

Если объект хозяйственной деятельности не попадает ни под один из критериев, то такой объект не является объектом НВОС и не подлежит постановке на государственный учёт в соответствии с положениями ст. 69 Закона № 7-ФЗ.

3. В соответствии с п. 35 Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2016 г. № 572 (далее — Правила), заявки могут направляться в территориальные органы Росприроднадзора посредством почтового отправления с описью вложения и уведомлением о получении наряду с возможностью направления в электронном виде посредством заполнения электронного средства формирования заявки с использованием ГИС.

Согласно п. 6 Правил ведение государственного реестра осуществляется в соответствии с едиными организационными, методологическими и программно-техническими принципами, обеспечивающими совместимость и взаимодействие государственного реестра с иными государственными информационными системами и информационно-телекоммуникационными сетями, включая инфраструктуру, обеспечивающую информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме, с обеспечением конфиденциальности и безопасности содержащихся в них персональных данных и с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне или коммерческой тайне.

Соответственно все действия по ведению государственного реестра, включая выдачу свидетельства о постановке объекта НВОС на государственный учет, территориальные органы Росприроднадзора и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации должны осуществлять в электронном виде с использованием средств государственного реестра.

Вместе с тем, в случае поступления заявок на бумажных носителях, территориальный орган Росприроднадзора направляет юридическому лицу/индивидуальному предпринимателю копию свидетельства на бумажном носителе посредством почтового отправления.

Об уровне поднадзорности

4. Осуществление лицензируемых видов деятельности по обращению с отходами является одним из критериев отнесения объектов к объектам НВОС, подлежащим федеральному государственному экологическому надзору в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.2015 г. № 903 (далее — Критерии № 903).

Отсутствие оснований для постановки объекта хозяйственной деятельности на государственный учет в соответствии с Критериями № 1029 не отменяет необходимости осуществления федерального государственного экологического надзора в отношении юридического лица, осуществляющего лицензируемую деятельность по обращению с отходами.

Следует принимать во внимание, что данные критерии применяются прежде всего для учета объектов НВОС.

Росприроднадзор активно взаимодействует с Минприроды России по внесению изменений в действующее законодательство, учитывая, что работа по ведению государственного реестра объектов НВОС будет продолжаться в последующие годы, в том числе в связи с постановкой юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями новых вводимых в эксплуатацию объектов НВОС на государственный учет, а также в связи с актуализацией сведений об объектах.

5. Учитывая, что постановление Правительства Российской Федерации от 28.08.2015 г. № 903 «Об утверждении критериев определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору» имеет большую юридическую силу, чем приказы Минприроды России об утверждении перечней объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, при определении органа исполнительной власти, уполномоченного на постановку на учет объектов НВОС, необходимо руководствоваться данным постановлением.

В связи с этим сведения об объектах НВОС, соответствующих Критериям № 903 и подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, но эксплуатируемых юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, не включенными в перечни, утвержденные приказами Минприроды России, должны включаться в федеральный государственный реестр объектов НВОС.

Необходимо обратить внимание региональных органов на обратную ситуацию — для того, чтобы объекты НВОС, соответствующие Критериям № 903 и подлежащие ФГЭН, не остались в региональном реестре.

6. Обмен заявками между территориальными органами Росприроднадзора и региональными органами (и наоборот) должен осуществляться строго в соответствии с пунктами 21 и 22 Правил в электронном виде с использованием ГИС (в течение 5 рабочих дней со дня регистрации с уведомлением юридического лица, индивидуального предпринимателя, направивших заявку, о ее переадресации).

О проверке сведений, представленных в заявке

11. Правилами не предусмотрена проверка достоверности сведений, указанных в заявке. Вместе с тем, в соответствии с п. 1 ст. 69 Закона № 7-ФЗ государственный учет объектов НВОС осуществляется в целях получения достоверной информации о таких объектах.

Согласно пункту 20 Правил основанием для отказа в постановке на государственный учет объектов является отсутствие в составе заявки сведений, указанных в пункте 17 (подпункты «а» — «и», «м», «н» и «п» пункта 5) Правил.

При проверках зачастую выявляется, что координаты указываются заявителем неверно (например, выявлено указание объекта НВОС как находящегося в Африке). По своей инициативе согласно п. 39 Правил территориальный орган Росприроднадзора или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации такие ошибки исправить не может.

Представление информации о географических координатах источников негативного воздействия на окружающую среды, включенных в заявку о постановке на учет объекта НВОС, является обязательным требованием (подпункты «д», «ж» п. 5 Правил).

В настоящее время сведения о географических координатах объекта НВОС, указанные в заявке, проверяются средствами государственной информационной системы по ведению реестра объектов НВОС — ПТО УОНВОС (доступ к данному программному обеспечению размещен в сети Интернет https://onv.fsrpn.ru).

В этой связи, если в ходе рассмотрения заявки выявлен факт представления недостоверных сведений, такой факт необходимо рассматривать как отсутствие сведений, подлежащих включению в реестр, и соответственно, как основание для отказа в постановке объекта НВОС на государственный учет.

Кроме того, умышленное искажение информации, содержащейся в заявке, является административным правонарушением, предусмотренным ст. 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Служба неоднократно отмечала, что при выявлении умышленного искажения информации, содержащейся в заявке, необходимо принять меры по привлечению лица, представившего заявку, к административной ответственности.

Учитывая изложенное, в случае выявления в заявке недостоверных сведений о географических координатах источников негативного воздействия на окружающую среды, заявителю направляется уведомление с указанием причин отказа в течение 5 рабочих дней со дня получения заявки.

Дополнительная информация для заявителей о способах представления заявки

13. Подготовка заявки о постановки объекта НВОС возможна двумя способами:

1. Через личный кабинет природопользователя в сети Интернет по адресу https://lk.fsrpn.ru.

а) Для работы в личном кабинете понадобится наличие подтвержденной учетной записи в ЕСИА (https://esia.gosuslugi.ru) и сертификат Электронной подписи (ЭП) для отправки заявки в территориальный орган Росприроднадзора или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (по месту нахождения объекта НВОС).

б) Сертификат ЭП может быть получен в Удостоверяющем центре (далее — УЦ), аккредитованном в Минкомсвязи России — список УЦ можно найти на сайте Минкомсвязи (https://minsvyaz.ru/ru/activity/govservices/2/).

2. В модуле природопользователя.

а) Модуль природопользователя — свободно распространяемое программное обеспечение (ПО) для подготовки отчетности природопользователя в электронном виде.

б) Скачать Модуль природопользователя можно с сайта Росприроднадзора (https://rpn.gov.ru/otchetnost).

в) Модуль природопользователя использует открытый формат передачи данных — XML. Описание структуры данных приведено на странице https://rpn.gov.ru/node/28131.

г) Отправить отчетность, подготовленную с использование модуля природопользователя можно, как с использованием ЭП, так и без нее.

д) Отправка отчетности осуществляется через портал приема отчетности https://pnv-rpn.ru.

Разъяснения и методические рекомендации Росприроднадзора по порядку подготовки и рассмотрения заявок о постановке объектов НВОС на государственный учет приведены на странице сайта Росприроднадзора — https://rpn.gov.ru/node/27639.

3. В стороннем программном обеспечении — при условии использования открытого формата XML, опубликованного по адресу https://rpn.gov.ru/node/27639 (файл «Компаниям, имеющим корпоративную систему учета в области экологии»).

14. К сведению работников территориальных органов Росприроднадзора и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

1) Рассмотрение заявок о постановке объектов НВОС на учет осуществляется средствами ПТО УОНВОС — программное обеспечение, доступ к которому размещен в сети Интернет https://onv.fsrpn.ru.

Для работы в ПТО УОНВОС понадобится наличие подтвержденной учетной записи ответственного работника в ЕСИА (https://esia.gosuslugi.ru) и сертификат Электронной подписи (ЭП) для подписания Свидетельства.

Сертификат ЭП может иметь одно лицо, которое будет подписывать Свидетельства о постановке на учёт.

Рассматривать заявки может любой работник органа, имеющий подтвержденную учетную запись в ЕСИА.

2) Выдача свидетельства на бумажном носителе в условиях введения в эксплуатацию государственной информационной системы ведения государственного реестра объектов НВОС не предусмотрена.

В связи с этим по заявкам, представленным заявителями на бумажном носителе, даже в случае регистрации их в ПТО УОНВОС средствами Модуля природопользователя или через Личный кабинет работниками территориального органа Росприроднадзора или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, не могут быть выданы свидетельства в электронном виде, так как в форме заявки не предусмотрено указание заявителями своих электронных адресов, кроме того свидетельства не отнесены действующим законодательством к информации, находящейся в свободном доступе.

3) Результатом работы работников территориальных органов Росприроднадзора и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации является государственный реестр объектов НВОС в электронном виде.

Что делать при несвоевременной постановке на учет в Росприроднадзоре?

ромашка_2014, спасибо за ответ.
Под НВСО я имела в виду декларацию о платежах за негативное воздействие, буду ждать новый бланк до марта ещё есть время.
У ИП с пансионатом есть своя газовая котельная с двумя бытовыми котлами вот его нужно было поставить на учет в Росприроднадзоре, но на газовую котельную нет лимитов на выбросы в атмосферу и наверное нужен паспорт на выбросы в атмосферу?
Вот нашла письмо Росприроднадзора о постановке на учет объектов негативного воздействия и совсем запуталась нужно ли ставить котельную или нет?.
Письмо Росприроднадзора от 31.10.2016 № АС-09-00-36/22354
«О ведении государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду»
среда, 2 ноября, 2016
В связи с поступающими запросами о порядке ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее — реестр, объекты HBOC), территориальным органам разъяснены некоторые вопросы.
1. По вопросу постановки на учет строящихся объектов и объектов, не введенных в эксплуатацию.
В соответствии с п. 2 ст. 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон) постановка на государственный учет объектов HBOC осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет (далее – заявка), которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов. Таким образом, внесение в реестр строящихся объектов и объектов, не введенных в эксплуатацию, не предусмотрено.
2. По вопросу постановки на учет объектов HBOC, расположенных на территории нескольких субъектов Российской Федерации.
В п. 19 Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2016 № 572 (далее – Правила-572), установлено, что если объект HBOC расположен в пределах территории 2 и более субъектов Российской Федерации, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, осуществляющие на данном объекте хозяйственную и (или) иную деятельность, направляют заявку в один из территориальных органов Росприроднадзора или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации согласно их компетенции по месту размещения такого объекта по своему усмотрению.
В таком случае при присвоении кода объекту HBOC в разряде «АА» указывается код того субъекта Российской Федерации, где расположен территориальный орган Росприроднадзора, осуществляющий постановку на учет.
Информация о фактическом местонахождении объекта HBOC указывается в реестре (п. 4 ст. 69 Закона, подпункт «б» п. 5 Правил-572).
3. По вопросу определения объектов HBOC III категории.
Согласно п. 5 критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 № 1029 (далее – Критерии), критерием отнесения объектов HBOC к объектам III категории является осуществление хозяйственной и (или) иной деятельности, не указанной в I, II и IV разделах Критериев и не соответствующей уровням воздействия на окружающую среду, определенным в IV разделе Критериев.
Одним из признаков отнесения объекта к объекту HBOC IV категории в соответствии с п. 6 Критериев является наличие одновременно следующих критериев:
наличие на объекте стационарных источников загрязнения окружающей среды, масса загрязняющих веществ в выбросах в атмосферный воздух которых не превышает 10 тонн в год, при отсутствии в составе выбросов веществ I и II классов опасности, радиоактивных веществ. (Перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, в том числе для охраны атмосферного воздуха, утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.07.2015 № 1316-р на основании п. 2 ст. 4.2 Закона. В данном перечне отсутствует разделение загрязняющих веществ на классы опасности, в связи с чем, критерий наличия/отсутствия в составе выбросов веществ I и II классов опасности в настоящее время не может быть применен);
отсутствие сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в централизованные системы водоотведения, другие сооружения и системы отведения и очистки сточных вод, за исключением сбросов загрязняющих веществ, образующихся в результате использования вод для бытовых нужд, а также отсутствие сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду.
В соответствии со ст. 4.2 Закона объекты HBOC III категории характеризуются незначительным негативным воздействием на окружающую среду, объекты HBOC IV категории – минимальным негативным воздействием.
С учетом того, что объекты HBOC III категории характеризуются более высоким негативным воздействием, чем объекты HBOC IV категории, они могут быть отнесены к III категории только в случае превышения уровней воздействия на окружающую среду, указанных в п. 6 Критериев.
В частности, объекты HBOC относятся к III категории в случае осуществления деятельности, не указанной в п.п. 1-3, 7, 8 Критериев, и в случаях, если у таких объектов осуществляется один из следующих видов деятельности:
выбросы загрязняющих веществ стационарными источниками массой более 10 тонн в год;
выбросы радиоактивных веществ;
сбросы загрязняющих веществ в системы водоотведения в результате использования вод не для бытовых нужд;
сбросы загрязняющих веществ в водные объекты, недра, на землю.
4. По вопросу постановки на учет офисов, школ, детских садов, административных зданий, поликлиник, больниц и т.д.
Как отмечалось выше, у объекта HBOC IV категории в соответствии с п. 6 Критериев должны выполняться следующие условия:
наличие стационарных источников выбросов;
наличие не более 10 тонн выбросов загрязняющих веществ в год;
отсутствие выбросов радиоактивных веществ;
отсутствие сбросов в системы водоотведения загрязняющих веществ, образовавшихся в результате использования вод не для бытовых нужд;
отсутствие сбросов в окружающую среду (то есть, сбросов в поверхностные и подземные водные объекты, недра, на земную поверхность).
Понятие использования вод для бытовых нужд в законодательстве об охране окружающей среды не установлено, вместе с тем, при определении данного термина возможно руководствоваться законодательством о водоснабжении и водоотведении. Так, в п. 18 ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» определено понятие питьевой воды (вода, за исключением бутилированной питьевой воды, предназначенная для питья, приготовления пищи и других хозяйственно-бытовых нужд населения, а также для производства пищевой продукции).
В п. 116 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 644 (далее — Правила-644), установлено, что абоненты (физические и юридические лица, заключившие договор водоотведения) обязаны иметь и надлежащим образом эксплуатировать локальные очистные сооружения и обеспечивать предварительную очистку сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, в случае, если абоненты отнесены к определенным Правительством Российской Федерации категориям абонентов, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, или на объектах абонентов осуществляются производственные процессы по перечню согласно приложению № 4 к Правилам-644.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18.03.2013 № 230 «О категориях абонентов, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ,
иных веществ и микроорганизмов» к абонентам, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов, относятся юридические лица, которые заключили или обязаны заключить договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения, осуществляют деятельность, связанную с производством, переработкой продукции, и которым принадлежат на праве собственности или на ином законном основании канализационные выпуски в централизованную систему водоотведения. При этом среднесуточный объем отводимых (принимаемых) сточных вод с указанных объектов составляет более 200 куб. метров в сутки суммарно по всем выпускам в одну централизованную систему водоотведения.
В приложении 4 к Правилам-644 содержится перечень производственных процессов, при осуществлении которых абонент обязан иметь локальные очистные сооружения и осуществлять сброс в централизованную систему водоотведения сточных вод, прошедших предварительную очистку. К таким процессам, в том числе, относятся машиностроение, гальваническое производство, производство строительных материалов и конструкций, отдельные виды пищевого производства и другие процессы.
В случае если хозяйствующий субъект относится к категории абонентов, для которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов, либо осуществляет деятельность, указанную в приложении 4 к Правилам-644, и обязан, таким образом, иметь локальные очистные сооружения, использование вод таким субъектом не является использованием вод для бытовых нужд.
Соответственно, если абонент осуществляет использование вод не только для бытовых нужд, то он не соответствует уровню воздействия на окружающую среду, указанному в подпункте «б» п. 6 Критериев, и, таким образом, на основании п. 5 Критериев, подлежит отнесению к III категории.
Следует обратить внимание, что наличие на объекте стационарных источников выбросов является обязательным признаком объекта HBOC IV категории. Таким образом, в случае если на объекте отсутствуют стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, отсутствуют сбросы в системы водоотведения загрязняющих веществ в результате использования вод не для бытовых нужд и не осуществляются виды деятельности, указанные в п.п. 1-4, 7, 8 Критериев, такой объект не подлежит постановке на учет в качестве объекта HBOC.
5. По вопросу постановки на учет объектов образования и обращения с отходами производства и потребления.
Образование отходов в соответствии с Критериями не является признаком отнесения объектов к какой-либо из четырех категорий объектов HBOC.
В случае, если на объекте образуются отходы, но при этом отсутствуют иные виды негативного воздействия, указанные в Критериях, такой объект не подлежит постановке на учет в качестве объекта HBOC.
Транспортирование и накопление отходов сами по себе также не являются признаком отнесения объектов к категориям объектов HBOC.
Критериями отнесения объектов HBOC к объектам I, II категорий является осуществление деятельности по обезвреживанию или размещению (хранению и захоронению) отходов (подпункт «п» п. 1, подпункт «р» п. 2 Критериев).
Деятельность по сбору, обработке и утилизации отходов может являться критерием отнесения объектов к объектам HBOC только в случаях осуществления на этих объектах также деятельности по обезвреживанию и размещению отходов (подпункты «н», «о» п. 1, подпункт «ч» п. 2 Критериев).
6. По вопросу рассмотрения заявок с указанием сведений об объектах, не являющихся объектами HBOC.
В случае если объект, заявленный к постановке на учет, не является объектом HBOC в соответствии с Критериями, территориальные органы Росприроднадзора в 10-дневный срок со дня приема заявки о постановке объектов HBOC на государственный учет направляют заявителю уведомление с данной информацией и ссылкой на несоответствие объекта положениям Критериев.
На основании п. 1 ст. 16.1 Закона плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.
В соответствии с п. 1 ст. 4.2 Закона объекты HBOC подразделяются на четыре категории, иных категорий и видов объектов HBOC в законодательстве не предусмотрено. Если объект хозяйственной деятельности не соответствует Критериям, то такой объект не является объектом HBOC, предусмотренным законодательством об охране окружающей среды.
Соответственно, если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель не осуществляют хозяйственную деятельность с использованием объектов HBOC, то его деятельность не относится к деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду, и таким образом, обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду у таких лиц отсутствует.
7. По вопросу отказа в постановке на учет.
В соответствии с п. 20 Правил-572 основанием для отказа в постановке на государственный учет объектов HBOC является отсутствие в заявке сведений, указанных в подпунктах «а» — «и», «м», «н» и «п» пункта 5 Правил- 572.
Уведомление об отказе в постановке на учет в течение 5 рабочих дней со дня получения заявки направляется заявителю территориальным органом Росприроднадзора или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (в п. 20 Правил-572 допущена техническая ошибка).
8. По вопросу рассмотрения заявок, содержащих недостоверные сведения.
Правилами-572 не предусмотрена проверка достоверности сведений, указанных в заявке. Вместе с тем, в соответствии с п. 1 ст. 69 Закона государственный учет объектов HBOC осуществляется в целях получения достоверной информации о таких объектах.
В этой связи, если в ходе рассмотрения заявки выявлен факт представления недостоверных сведений (в том числе, указание в графе заявки не той информации, которая должна быть указана; указание в заявке неверных данных, содержащихся в документах, которые находятся в распоряжении территориального органа Росприроднадзора), такой факт необходимо рассматривать как отсутствие сведений, подлежащих включению в реестр, и соответственно, как основание для отказа в постановке объекта HBOC на государственный учет.
Необходимо отметить, что умышленное искажение информации, содержащейся в заявке, является административным правонарушением, предусмотренным ст. 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ). При выявлении умышленного искажения информации, содержащейся в заявке, необходимо принять меры по привлечению лица, представившего заявку, к административной ответственности.
9. В связи с отсутствием в настоящее время государственной информационной системы, необходимой для ведения реестра, при получении заявок о постановке на учет целесообразно в рабочем порядке просить у заявителя копию заявки в электронном виде в формате «Word» с целью облегчения последующего введения информации в реестр.
10. По вопросу о порядке присвоения категории объектам HBOC.
В заявке указывается декларируемая категория объекта HBOC. В соответствии с п. 4 ст. 4.2 Закона присвоение объекту HBOC соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учет.
В Правилах-572 не предусмотрено, что объекту HBOC присваивается именно та категория, которая была задекларирована в заявке. На основании п. 24 Правил-572, в случае, если объект соответствует нескольким критериям, на основании которых он может быть отнесен одновременно к объектам I, II, III и (или) IV категории, объекту присваивается категория, соответствующая категории по наибольшему уровню негативного воздействия на окружающую среду.
В случае если территориальный орган Росприроднадзора в ходе рассмотрения информации о хозяйственной деятельности, указанной в заявке, пришел к выводу, что объект HBOC не соответствует декларируемой категории, то в реестр и в свидетельство вносится та категория объекта HBOC, которая соответствует его хозяйственной деятельности и уровню негативного воздействия. Хозяйствующий субъект при этом должен быть уведомлен о том, что эксплуатируемому им объекту HBOC присвоена категория, отличная от той, которая была им задекларирована, с указанием соответствующих пунктов Критериев, на основании которых было принято такое решение.
11. В соответствии в п. 1 ст. 69.2 Закона объекты HBOC подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах.
Таким образом, заявку о постановке объекта на учет подает то лицо, которое его непосредственно использует (эксплуатирует). В случае если объект HBOC передан на правах аренды в пользование и (или) владение, соответствующую заявку подает арендатор. В случае расторжения договора аренды, сведения о юридическом лице, указанные в реестре, подлежат актуализации в соответствии с п. 6 ст. 69.2 Закона.
Необходимо отметить, что за невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по представлению сведений для актуализации учетных сведений в реестре предусмотрена административная ответственность в ст. 8.46 КоАП РФ.

Актуализация сведений и снятие с учета объекта НВОС

Организации и индивидуальные предприниматели, которые осуществляют деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие наокружающую среду, поставленных на госучет, обязаны представлять сведения об изменении данных, перечисленных в пункте 6 статьи 69.2 Закона № 7-ФЗ. Так, к примеру, сообщить необходимо о смене наименования организации или адреса ее места нахождения.

Эту информацию органы Росприроднадзора и уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ используют для актуализации сведений об объекте НВОС.

Кроме того, организация или ИП, прекратившие деятельность на объекте НВОС, также сообщают об этом в органы Росприроднадзора (или уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ) с целью снятия объекта НВОС с госучета (п. 11 ст. 69.2 Закона № 7-ФЗ).

Письмом от 16.03.2017 № АС-03-04-36/5287 Росприроднадзор направил Методические рекомендации по актуализации учетных сведений обобъектах НВОС и по снятию с госучета указанных объектов. Рекомендации предназначены большей частью для использования в работе органами ведомства, а также региональными органами власти. Тем не менее отдельные положения могут быть полезны и хозяйствующим субъектам (организациям и предпринимателям).

Далее обозначим эти моменты.

Сообщение об изменении данных об организации (ИП) или объекте НВОС

Методические рекомендации по актуализации сведений об объекте НВОС приведены в Приложении 1 к письму от 16.03.2017 № АС-03-04-36/5287.

В соответствии с пунктом 6 статьи 69.2 Закона № 7?ФЗ организация (ИП) должна сообщать о (об):

  • замене организации или предпринимателя, осуществляющих деятельность на объекте НВОС;
  • реорганизации в форме преобразования;
  • изменении наименования организации, адреса ее места нахождения;
  • изменении Ф. И.О. предпринимателя, его места жительства, реквизитов документа, удостоверяющего его личность;
  • изменении места нахождения объекта НВОС;
  • изменении характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды;
  • изменении характеристик технических средств по обезвреживанию выбросов, сбросов загрязняющих веществ, технологий использования, обезвреживания и размещения отходов производства и потребления.

Предельный срок для подачи документов установлен законом для случаев, перечисленных в пунктах 1-5 статьи 69.2 Закона № 7-ФЗ. Он составляет 30 дней с момента госрегистрации изменений (п. 7 ст. 69.2 Закона № 7-ФЗ). Следовательно, в остальных случаях документы можно подать в иной разумный срок.

Сразу отметим, что в Методических рекомендациях документы, которые необходимо представить, конкретизированы только для отдельных случаев — см. таблицу 1.

Если организация (предприниматель) самостоятельно не подаст документы для актуализации сведений об объекте НВОС, орган Росприроднадзора (уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ) запросит эту информацию от других ведомств в рамках информационного обмена (п. 14 ст. 69.2 Закона № 7-ФЗ).

Однако следует учитывать, что непредставление или несвоевременное представление необходимых документов влечет административную ответственность по статье 8.46 КоАП РФ.

По итогам актуализации сведений об объекте НВОС организации (предпринимателю) должно быть выдано свидетельство об актуализации (по форме из При-ложения 2 к письму № АС-03-04-36/5287).

Сообщение о прекращении деятельности на объекте НВОС

Методические рекомендации по снятию с госучета объектов НВОС приведены в Приложении 3 к письму от 16.03.2017 № АС-03-04-36/5287.

Рекомендации в основном дублируют нормы статью 69.2 Закона № 7-ФЗ, которые касаются данной ситуации.

Согласно пунктам 11, 12 статьи 69.2 Закона № 7-ФЗ, когда объект НВОС ликвидируется или находится на консервации, организация (предприниматель) для снятия его с учета подает копию акта о ликвидации или консервации. Если этого не сделать, указанные документы будут запрошены органом Росприроднадзора (уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ) усоответствующих ведомств в рамках информационного взаимодействия (п. 14 ст. 69.2 Закона № 7-ФЗ).

За несообщение о прекращении деятельности на объекте НВОС меры ответственности не предусмотрены.

Однако представить документы самостоятельно в интересах самой организации (предпринимателя). Так объект НВОС будет быстрее снят с учета и в отношении него не потребуется вносить плату за негативное воздействие.

Общий порядок представления сведений

Документы подаются в орган Росприроднадзора (уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ), в котором объект НВОС поставлен на учет.

Все необходимые документы можно представить следующими способами (п. 2.3 Рекомендаций по актуализации, п. 7, 8 Рекомендаций по снятию с учета):

1. В электронном виде:

  • через портал госуслуг путем заполнения заявки в «Личном кабинете»;
  • воспользовавшись «Модулем природопользователя», размещенном на сайте Росприроднадзора.

2. По почте с описью вложения и уведомлением о вручении.

Орган Росприроднадзора (уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ) направит в адрес организации (предпринимателя) документ тем же способом, каким были поданы документы.

К примеру, если акт о ликвидации объекта НВОС организация подала через портал госуслуг, то и свидетельство о снятии объекта с учета она получит в электронном виде (п. 7 Рекомендаций оснятии с учета).

Однако если организация (предприниматель), на-пра-вившие документы в электронном виде, хотят получить свидетельство (об актуализации учетных сведений или о снятии объекта с учета) по почте, необходимо направить запрос об этом в орган Росприроднадзора (или исполнительный орган власти) (п. 2.11 Рекомендаций по актуализации, п. 9 Рекомендаций о снятии с учета). Форма для такого запроса не утверждена, соответственно, его можно составить в произвольной форме.

Какие критерии применять для постановки объектов НВОС на учет

Росприроднадзор уточнил порядок выбора объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, для целей постановки нагосударственный учет в своем письме от 20.04.2017 № АС-03-04-36/8244.

Перечни объектов, оказывающих НВОС при осуществлении деятельности и подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, утвержденные приказами Минприроды России, составлены в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31.03.2009 № 285. Указанный документ утратил силу (см. Постановление Правительства РФ от 08.05.2014 № 426).

Вместе с тем, на текущий момент критерии определения объектов, подпадающих под федеральный государственный экологический надзор, установлены Постановлением Правительства РФ от 28.08.2015 № 903.

В этой связи Росприроднадзор разъяснил, что при рассмотрении заявок о постановке объектов, оказывающих негативное воздействие наокружающую среду, на государственный учет целесообразно руководствоваться критериями, утвержденными Постановлением № 903.

При этом перечни объектов, оказывающих НВОС, утвержденные приказами Минприроды, планируется актуализировать на основании данных государственного реестра объектов НВОС.

Таблица 1

Документы, представляемые организациями и предпринимателями для актуализации сведений об объектах НВОС

№ п/п

Ситуация

Документы, которые требуется представить

Замена организации или предпринимателя, осуществляющих деятельность на объекте НВОС

Документы о смене собственника (владельца):
— например, копия договора аренды (или выписка из него), выписка из ЕГРП;
— актуальные сведения об объекте НВОС и уровне негативного воздействия (если этот уровень изменился).

Документы подает новый собственник (владелец)

Изменение местонахождения объекта НВОС

Копия акта приема-передачи (при его наличии). Сведения об объекте НВОС и уровне негативного воздействия (если этот уровень изменился)

Реорганизация юрлица

Выписка из ЕГРЮЛ

Изменение:
— наименования организации, адреса ее местонахождения;
— Ф.И.О. предпринимателя, его места жительства, реквизитов документа, удостоверяющего его личность

Документы:
— подтверждающие изменение наименования, адреса, места нахождения организации (например, выписка из ЕГРЮЛ);
— об изменении Ф.И.О. предпринимателя, места его жительства, реквизитов паспорта.

Актуальные сведения об объекте НВОС

Изменение характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды

Актуальные сведения об объекте НВОС, включающие информацию об изменении технологических процессов и уровнях негативного воздействия объекта НВОС (в случае их изменения)

Изменение характеристик технических средств по обезвреживанию выбросов, сбросов загрязняющих веществ, технологий использования, обезвреживания и размещения отходов производства и потребления

Актуальные сведения об объекте НВОС, включающие информацию об изменении характеристик технических средств и уровнях негативного воздействия объекта НВОС

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *