Поставка на налоговый учет

Автор: | 03.05.2019

Регистрация и постановка на учет в налоговом органе: необходимые документы

Регистрация организации начинается с подготовки пакета документов. В нем должны быть (ст. 12 Закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ):

  • заявление о государственной регистрации юридического лица по форме № Р11001, код по КНД 1111501 (Приложение № 1 к Приказу ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@);
  • решение о создании юридического лица (протокол, договор или иной документ);
  • учредительные документы. Обычно это устав, утвержденный его учредителями (участниками), или учредительный договор. Документы представляются в 2 экземплярах;
  • квитанция об уплате госпошлины в размере 4 000 руб. (пп. 1 п. 1 ст. 333.33 НК РФ). Сформировать ее можно на сайте ФНС;
  • выписка из реестра иностранных юридических лиц, если учредителем выступает такое лицо.

Представить документы можно несколькими способами:

  • заявитель может подать их в ИФНС или МФЦ лично (либо через своего представителя, действующего на основании нотариально удостоверенной доверенности);
  • переслать в налоговую ценным письмом с описью вложения;
  • направить в ИФНС документы в электронном виде. Это можно сделать через сайт ФНС посредством сервиса «Подача электронных документов на государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Порядок постановки организаций на учет в налоговых органах

Порядок проведения учета — это установленная налоговым законодательством последовательность действий налоговых органов по осуществлению в целях налогового контроля регистрации, перерегистрации или снятия с регистрации лиц (организаций и физических лиц), а также деятельность налоговых органов по ведению единого государственного реестра налогоплательщиков. Процедура осуществления учета включает несколько составляющих: порядок постановки на учет, переучета и снятия с учета.

Порядок проведения учета включает в себя определение места и сроков осуществления учета; перечня и форм документов, представляемых для учета; прав, обязанностей и последовательности действий налоговых органов и лиц (организаций и физических лиц), подлежащих учету; порядок предоставления в налоговые органы информации, необходимой для учета, органами и лицами, на которых возлагаются такие обязанности.

В целях осуществления налогового контроля налогоплательщики — организации подлежат постановке на учет в налоговых органах:

1. по месту нахождения организации, т. е. по месту государственной регистрации организации;

2. по месту нахождения каждого обособленного подразделения организации;

3. по месту нахождения принадлежащего организации на праве собственности, праве хозяйственного ведения или оперативного управления недвижимого имущества и транспортных средств;

4. по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков (Приказ Минфина РФ от 11 июля 2005 №85н «Об утверждении особенностей постановки на учет крупнейших налогоплательщиков»; Приказ МНС РФ от 16 апреля 2004 № САЭ-3-30/290@ «Об организации работы по налоговому администрированию крупнейших налогоплательщиков и утверждении критериев отнесения российских организаций — юридических лиц к крупнейшим налогоплательщикам, подлежащим налоговому администрированию на федеральном и региональном уровнях»);

5. по месту осуществления деятельности, в отношении которой введен единый налог на вмененный доход (пункт 2 статьи 34628 Налогового кодекса РФ);

6. по месту нахождения участка недр, предоставленного плательщику в пользование на основе лицензии (разрешения) (статьи 335, статьи 34641 Налогового кодекса РФ);

7. по месту установки объектов налогообложения по налогу на игорный бизнес (пункт 2 статьи 366 Налогового кодекса РФ).

В случае возникновения у налогоплательщиков затруднений с определением места постановки на учет решение на основе представленных ими данных принимается налоговым органом (пункт 9 статьи 83 Налогового кодекса РФ).

Постановка организации на учет по месту нахождения организации.Постановка на учет по месту нахождения организации осуществляется на основании сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) (статья 8 Закона РФ от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»). Поскольку государственная регистрация организаций и ведение единого государственного реестра юридических лиц осуществляются в настоящее время налоговыми органами, исчезла необходимость в заявительном порядке постановки на учет, который существовал ранее. Поэтому, для постановки на учет в налоговом органе организации и внесения сведений в Единый государственный реестр налогоплательщиков (ЕГРН) используется выписка из ЕГРЮЛ (Постановление Правительства РФ от 19 июня 2002 г. № 438 «О Едином государственном реестре юридических лиц»). Налоговый орган по месту нахождения юридического лица обязан осуществить его постановку на учет с присвоением идентификационного номера налогоплательщика (ИНН) и кода причины постановки на учет (КПП), внести сведения в ЕГРН и выдать (направить по почте с уведомлением о вручении) заявителю свидетельство о постановке на учет в налоговом органе одновременно со свидетельством о государственной регистрации юридического лица (Постановление Правительства РФ от 26 февраля 2004 г. № 110 «О совершенствовании процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»; Приказ МНС РФ от 3 марта 2004 г. № БГ-3-09/178 «Об утверждении Порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при постановке на учет, снятии с учета юридических и физических лиц»).

Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе изготавливается по единому образцу с указанием всех реквизитов на русском языке, является правоустанавливающим документом и подтверждает факт учета организации в качестве налогоплательщика (статья 11 Налогового кодекса РФ, приказ ФНС от 1 декабря 2006г. №САЭ-3-09/826 «Об утверждении форм документов, используемых при постановке на учет и снятии с учет российских организаций и физических лиц»). Свидетельство о постановке на учет выдается тольков случае регистрации организации по месту ее нахождения, за исключением выдачи специального свидетельства о постановке на учет инвестора по соглашению о разделе продукции, во всех остальных случаях постановки на учет (по месту нахождения обособленных подразделений, недвижимого имущества и транспортных средств и др.) выдаются уведомленияо постановке на учет по соответствующему основанию. В установленных законодательством случаях предъявление данного свидетельства является одним из условий осуществления в отношении налогоплательщика определенных юридических действий. Например, согласно статье 86 Налогового кодекса РФ банки открывают счета организациям только при предъявлении ими свидетельства о постановке на учет, в противном случае банк несет ответственность в соответствии со статьей 132 Налогового кодекса РФ.

Датой постановки на учет юридического лица является дата внесения в ЕГРЮЛ записи о государственной регистрации при создании юридического лица.

В случае если организация, являющаяся налоговым агентом, не учтена в качестве налогоплательщика, она подлежит постановке на учет по месту своего нахождения в порядке, предусмотренном для организаций — налогоплательщиков.

Министерству финансов РФ предоставлено право самостоятельно определять особенности постановки на учет крупнейших налогоплательщиков (Приказ Минфина РФ от 11 июля 2005 г. №85н «Об утверждении особенностей постановки на учет крупнейших налогоплательщиков»; Приказ МНС РФ от 16 апреля 2004 г. № САЭ-3-30/290@ «Об организации работы по налоговому администрированию крупнейших налогоплательщиков и утверждении критериев отнесения российских организаций — юридических лиц к крупнейшим налогоплательщикам, подлежащим налоговому администрированию на федеральном и региональном уровнях» и иностранных организаций (Приказ МНС РФ от 28 июля 2003 г. № БГ-3-09/426 «Об учете иностранных организаций в налоговых органах»; Приказ МНС РФ от 7 апреля 2000 г. № АП-3-06/124 «Об утверждении Порядка постановки на учет в налоговых органах иностранных организаций»). Особенности учета налогоплательщиков при выполнении соглашений о разделе продукции определяются главой 264 Налогового кодекса РФ.

Постановка организации на учет по месту нахождения ее обособленных подразделений. Организация, в состав которой входят филиалы, представительства или иные обособленные подразделения, обязана встать на учет в налоговом органе по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения, т. е. по месту осуществления этой организацией деятельности через свое обособленное подразделение, если эта организация не состоит на учете в налоговом органе по месту нахождения обособленных подразделений по другим основаниям, предусмотренным Налоговым кодексом (пункт 1 статьи 83 Налогового кодекса РФ).

Создание организацией обособленных подразделений является одним из немногих оснований постановки на учет, для которого установлен заявительный порядок учета.

Заявление о постановке на учет организации по месту нахождения своего обособленного подразделения (форма утверждена приказом ФНС от 1 декабря 2006 г. №САЭ-3-09/826 «Об утверждении форм документов, используемых при постановке на учет и снятии с учет российских организаций и физических лиц») подается в течение одного месяца со дня создания филиала, представительства или обособленного подразделения. В случае, если организация уже состоит на учете в налоговом органе на территории муниципального образования, в котором создано обособленное подразделение, то постановка на учет организации производится без подачи заявления на основании сообщения организации о создании обособленного подразделения, которое она обязана сделать в соответствии с пунктом 2 статьи 23 Налогового кодекса РФ.

При исчислении указанных сроков для подачи заявления или сообщения о создании обособленного подразделения возникает проблема определения дня создания, реорганизации или ликвидации обособленного подразделения. Создание филиала или представительства организации должно отражаться в учредительных документах юридического лица (статья 55 Гражданского кодекса РФ), поэтому день создания или ликвидации филиала или представительства можно определить по регистрации учредительных документов или их изменений. В целях налогообложения под обособленным подразделением понимаются не только филиалы и представительства, но и стационарные рабочие места, созданные на срок более одного месяца, независимо от того, отражено или нет создание подобных рабочих мест в учредительных документах организации (статьи 11 Налогового кодекса РФ). Для такого рода обособленных подразделений день их создания или ликвидации может быть вообще документально не зафиксирован, в связи с чем возникает неопределенность при исчислении установленных сроков постановки на учет.

При подаче заявления о постановке на учет организации по месту нахождения ее обособленного подразделения организация одновременно с заявлением о постановке на учет представляет в одном экземпляре копии заверенных в установленном порядке:

1. свидетельства о постановке на учет в налоговом органе организации по месту ее нахождения;

2. документов, подтверждающих создание обособленного подразделения (при их наличии).

В качестве документов, подтверждающих создание обособленного подразделения, могут быть представлены: учредительные документы юридического лица либо выписка из ЕГРЮЛ с указанием в них сведений об обособленном подразделении, либо положение об обособленном подразделении, либо распоряжение (приказ) о его создании.

При отсутствии документов, подтверждающих создание обособленного подразделения, постановка на учет организации в налоговом органе по месту нахождения ее обособленного подразделения осуществляется на основании заявления о постановке на учет и заверенной в установленном порядке копии свидетельства о постановке на учет в налоговом органе организации по месту ее нахождения.

Налоговый орган обязан осуществить постановку на учет организации по месту нахождения обособленного подразделения в течение пяти дней со дня представления организацией всех необходимых документов и в тот же срок выдать ей уведомление о постановке на учет в налоговом органе (пункт 2 статьи 84 Налогового кодекса РФ).

Налоговые органы, осуществившие постановку на учет организации по месту нахождения ее обособленного подразделения, обязаны сообщать налоговый орган по месту нахождения организации о постановке ее на учет и о присвоении соответствующего кода причины постановки на учет (КПП) в течение одного рабочего дня со дня постановки организации на учет в данном налоговом органе.

В случае, если несколько обособленных подразделений организации находятся в одном муниципальном образовании на территориях, подведомственных разным налоговым органам, постановка организации на учет может быть осуществлена налоговым органом по месту нахождения одного из ее обособленных подразделений, определяемым организацией самостоятельно.

Постановка организации на учет по месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества и транспортных средств.Постановка организации на учет по месту нахождения принадлежащих ей недвижимого имущества и транспортных средств производится в налоговом органе по месту нахождения указанного имущества на основании сведений, сообщаемых органами, указанными в статье 85 Налогового кодекса РФ. Организация подлежит постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения недвижимого имущества, принадлежащего ей на праве собственности, праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Налоговый орган по месту нахождения принадлежащего организации недвижимого имущества и (или) транспортных средств обязан осуществить постановку на учет организации в течение пяти дней со дня поступления сведений от органов, указанных в статье 85 Налогового кодекса РФ и в тот же срок обязан выдать или направить по почте уведомление о постановке на учет в налоговом органе.

По общему правилу право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре учреждениями юстиции (Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»). Органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе или о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение десяти дней после соответствующей регистрации.

Налоговый кодекс РФ определяет место нахождения имущества для целей постановки на учет (пункт 5 статьи 83 Налогового кодекса РФ):

1. для морских, речных и воздушных транспортных средств — место (порт) приписки или место государственной регистрации, а при отсутствии таковых — место нахождения (жительства) собственника имущества;

2. для транспортных средств, не указанных в подпункте 1 настоящего пункта, — место государственной регистрации, а при отсутствии такового — место нахождения (жительства) собственника имущества;

3. для иного недвижимого имущества — место фактического нахождения имущества.

Налоговые органы, осуществившие постановку на учет организации по месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества, месту нахождения принадлежащих ей транспортных средств, обязаны сообщать в налоговый орган по месту нахождения организации о постановке ее на учет и о присвоении соответствующего кода причины постановки на учет (КПП) в течение одного рабочего дня со дня постановки организации на учет в данном налоговом органе.

Иные основания постановки организации на учет в налоговых органах.Кроме оснований постановки на учет, предусмотренных статьей 83 Налогового кодекса РФ, вторая часть Налогового кодекса РФ также предусматривает дополнительные основания постановки на учет организаций, которые связаны с уплатой конкретных налоговых платежей или применением специальных налоговых режимов.Постановка организации на учет по месту нахождения участка недр, предоставленного плательщику в пользование на основе лицензии (разрешения) (статья 335 Налогового кодекса РФ). Организация подлежит постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения участка недр в качестве плательщика налога на добычу полезных ископаемых в течение 30 календарных дней с момента государственной регистрации лицензии (разрешения) на пользование участком недр. В целях учета местом нахождения участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование, признается территория субъекта (субъектов) Российской Федерации, на которой (которых) расположен участок недр.

Постановка на учет осуществляется на основании сведений о предоставлении организации прав на пользование природными ресурсами, которые в соответствии с пунктом 7 статьи 85 Налогового кодекса РФ должны направляться государственными органами, осуществляющими учет и (или) регистрацию пользователей природными ресурсами, а также лицензирование деятельности, связанной с пользованием этими ресурсами, в налоговый орган по месту нахождения этих государственных органов в течение десяти дней после регистрации.

Налоговый орган по месту нахождения лицензирующих органов не позднее рабочего дня, следующего за днем получения сведений, направляет их по каналам связи в соответствующий налоговый орган (налоговый орган по месту нахождения организации, в межрайонную инспекцию ФНС по крупнейшим налогоплательщикам или в Управление ФНС по субъекту РФ по месту нахождения участка недр, если участок недр и место нахождения организации расположены на территориях разных субъектов РФ (Приказ МНС РФ от 31 декабря 2003 г. № БГ-3-09/731 «Об утверждении Особенностей постановки на учет в налоговом органе организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика налога на добычу полезных ископаемых»).

Постановка на учет организации в качестве плательщика налога на добычу полезных ископаемых осуществляется налоговым органом в пятидневный срок со дня получения им сведений (но не позднее 30 дней с момента государственной регистрации лицензии (разрешения) на пользование участком недр) и в тот же срок налогоплательщику выдается (направляется по почте) уведомление по установленной форме.

В трехдневный срок со дня постановки на учет копия соответствующего уведомления направляется в налоговый орган по месту нахождения организации.

Постановка организации на учет по месту нахождения участка недр, предоставленного плательщику в пользование на основе лицензии (разрешения) (статья 34641 Налогового кодекса РФ). Налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговом органе по местонахождению участка недр, предоставленного инвестору в пользование на условиях соглашения о разделе продукции (СРП). Если в качестве инвестора по соглашению выступает объединение организаций, не имеющее статуса юридического лица, постановке на учет в налоговом органе по местонахождению участка недр, предоставляемого в пользование на условиях соглашения, подлежат все организации, входящие в состав указанного объединения (приказ МНС РФ от 17 марта 2004 г. № САЭ-3-09/207).

Исключения составляют случаи, когда участок недр, предоставляемый в пользование на условиях СРП, расположен на континентальном шельфе РФ и (или) в пределах исключительной экономической зоны РФ. В этом случае постановка налогоплательщика на учет производится в налоговом органе по его местонахождению.

Заявление о постановке на учет подается организацией в налоговый орган в течение 10 дней с даты вступления в силу соответствующего соглашения о разделе продукции. При подаче заявления о постановке на учет налогоплательщик одновременно с указанным заявлением представляет наряду с документами, предусмотренными статьей 84 Налогового кодекса РФ, также документы, предусмотренные пунктом 2 статьи 34635 Налогового кодекса РФ (уведомления, соглашение о разделе продукции; решение об утверждении результатов аукциона на предоставление права пользования участком недр на иных условиях, чем раздел продукции, и признании аукциона несостоявшимся в связи с отсутствием участников).

Подтверждением о постановке на учет в налоговом органе является специальное свидетельство о постановке на учет инвестора по соглашению о разделе продукции в качестве налогоплательщика. Указанное свидетельство должно содержать наименование соглашения, указание даты его вступления в силу и срока его действия, наименование участка недр, предоставленного в пользование по соглашению и указание его местонахождения, а также указание на то, что данный налогоплательщик является инвестором по соглашению или oпeратором соглашения и в отношении этого налогоплательщика применяется специальный налоговый режим, установленный главой 264 Налогового кодекса РФ.

Постановка организации на учет по месту осуществления деятельности, в отношении которой вводится единый налог на вмененный доход (пункт 2 статьи 34628 Налогового кодекса РФ). Организации, осуществляющие виды предпринимательской деятельности, установленные пунктом 2 статьи 34628 Налогового кодекса РФ, на территории муниципальных районов, городских округов, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, в которых введен единый налог на вмененный доход (ЕНВД), и не состоящие на учете в налоговых органах соответствующих муниципальных районов, городских округов, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, обязаны подать заявление о постановке на учет в налоговый орган по месту осуществления указанных видов деятельности не позднее пяти дней с начала осуществления этой деятельности.

Одновременно с заявлением о постановке на учет организация представляет заверенные в установленном порядке копии свидетельства о постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения; свидетельства о государственной регистрации юридического лица, а также копии документов, на основании которых законный или уполномоченный налоговый представитель организации осуществляет свои полномочия.

Налоговый орган по месту осуществления деятельности обязан осуществить постановку на учет организации — плательщика ЕНВД в течение пяти дней со дня представления ею всех необходимых документов и в тот же срок выдать ей уведомление (приказ МНС РФ от 19 декабря 2002 г. № БГ-3-09/722 «Об утверждении форм документов и порядка постановки на учет налогоплательщиков единого налога на вмененный доход в налоговых органах по месту осуществления предпринимательской деятельности»). Налоговые органы по месту осуществления организацией видов предпринимательской деятельности, установленных пунктом 2 статьи 34626 Налогового кодекса РФ, обязаны в трехдневный срок с момента постановки на учет организации уведомить об этом факте налоговые органы по месту нахождения организации.

Постановка организации на учет по месту установки объектов по налогу на игорный бизнес (пунктом 2 статьи 366 Налогового кодекса РФ; Приказ Минфина РФ от 8 апреля 2005 г. № 55н «О порядке постановки на учет налогоплательщиков налога на игорный бизнес»). Организации, не состоящие на учете в налоговых органах на территории того субъекта Российской Федерации, где устанавливаются объекты налогообложения (игровые столы, игровые автоматы и др.) обязаны встать на учет в налоговых органах по месту установки таких объектов налогообложения не позднее чем за два дня до даты установки каждого объекта налогообложения.

Налогоплательщики одновременно с заявлением о регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес представляют заверенные в установленном порядке копии свидетельства о государственной регистрации юридического лица и свидетельства о постановке на учет в налоговом органе юридического лица по месту нахождения.

Постановка на учет осуществляется налоговым органом в срок не позднее пяти дней со дня представления заявления о регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес с выдачей организации уведомления о постановке на учет. Налоговый орган по месту установки объектов налогообложения налогом на игорный бизнес обязан в течение одного рабочего дня с момента постановки на учет организации уведомить об этом налоговый орган по месту нахождения организации.

С 1 января 2019 года плательщиками НДС стали иностранные компании, которые продают электронные услуги и контент организациям и индивидуальным предпринимателям. Об этом напоминает ФНС России. Таким образом, теперь все зарубежные поставщики обязаны встать на учет в российских налоговых органах независимо от того, кому оказываются услуги – физическому, юридическому лицу или ИП.

Пройти НДС-регистрацию можно удаленно через онлайн-сервис «НДС-офис интернет-компании». Сервис доступен на двух языках – русском и английском.

Иностранная компания может самостоятельно проверить, нужно ли ей вставать на налоговый учет. Для этого предусмотрен онлайн-тест.

Если по результатам теста есть основания для постановки на учет, заполняется заявление о постановке на учет непосредственно в интерфейсе веб-страницы. Из подтверждающих документов, помимо заявления, достаточно представить выписку из реестра иностранных юридических лиц страны происхождения (или иной документ, подтверждающий правовой статус организации) в виде скан-образа.

Заверение перевода на русский язык или проставление апостиля на иностранных документах не требуется.

Если компания уже зарегистрирована в российских налоговых органах в связи с оказанием электронных услуг физическим лицам, повторной регистрации не требуется.

После того как компания будет поставлена на учет, она получит ИНН и КПП для входа в другой сервис – «Личный кабинет иностранной организации». Через Личный кабинет можно сдавать налоговые декларации, уплачивать налог, переписываться с налоговым органом, направлять документы.

Российские организации (ИП) – покупатели онлайн-услуг освобождены от обязанностей налогового агента, что существенно снижает для них административную нагрузку. В первую очередь это важно для тех, кто обычный НДС не уплачивает.

Те же, кто платит НДС, имеют право на вычет НДС, предъявленного иностранной компанией в составе цены электронной услуги. Подтверждающими документами являются договор и (или) расчетный документ с выделением суммы НДС и указанием ИНН налогоплательщика и КПП иностранной организации, а также документы на перечисление оплаты, включая сумму налога.

Кроме того, в связи с изменением базовой ставки российского НДС с 18% на 20% с 2019 года расчетная ставка, применяемая иностранцами по электронным услугам, составит 16,67%. Случаи применения старой ставки 15,25% разъяснены в письме ФНС России.

Постановка на налоговый учет без заявления организации.

Постановка на учет в налоговом органе юридических лиц осуществляется независимо от того, обязаны они в соответствии с Налоговым Кодексом Российской Федерации уплачивать тот или иной налог, или нет.

Налогоплательщик-организация в соответствии с пунктом 1 статьи 83 Кодекса подлежит постановке на учет в налоговом органе:

— по месту нахождения организации;

— по месту нахождения ее филиалов и представительств;

— по месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению.

Организация, в состав которой входят филиалы и (или) представительства, расположенные на территории Российской Федерации, а также в собственности, которой находится подлежащее налогообложению недвижимое имущество, обязана встать на учет в качестве налогоплательщика в налоговом органе, как по своему месту нахождению, так и по месту нахождения каждого своего филиала и (или) представительства и месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества и транспортных средств Украинский Р.В. Налоговый кодекс РФ об участниках налоговых правоотношений//Законодательство. 1999. № 2., с. 21

С 1 января 2004 г. вновь создаваемой организации при обращении в регистрирующий орган — территориальное подразделение МНС России достаточно представить заявление о ее государственной регистрации с необходимым комплектом документов, предусмотренным Законом N 129-ФЗ. Отдельное заявление о постановке на налоговый учет подавать больше не нужно.

Теперь поставить организацию на учет в качестве налогоплательщика — это обязанность самих налоговых органов. В новой редакции п.3 ст.83 НК РФ постановка на учет организации в налоговом органе по месту нахождения осуществляется на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, в порядке, установленном Правительством РФ.

Под местом нахождения организации понимается адрес, указанный в учредительных документах (уставе, договоре, положении) организации или ином распорядительном документе о создании налогоплательщика-организации. В случае отсутствия адреса места нахождения налогоплательщика в его учредительных документах или ином распорядительном документе о его создании, постановка на учет в налоговом органе осуществляется по адресу места нахождения органов юридического лица, например, по адресу постоянно действующего исполнительного органа налогоплательщика-организации (администрации, дирекции, правления или иного подобного органа).

В подтверждение постановки на налоговый учет вновь созданным организациям выдается свидетельство о постановке на налоговый учет. Форма свидетельства будет утверждаться МНС России. До ее утверждения действует прежняя форма свидетельства, утвержденная Приказом МНС России от 27.11.98 N ГБ-3-12/309 «Учет, налоги, право», N 3, декабрь 1998 г., в части, не противоречащей положениям Закона N 185-ФЗ.

Обращает на себя внимание отсутствие в новой редакции п.2 ст.84 НК РФ срока выдачи организациям свидетельства о постановке на учет в налоговых органах. В прежней редакции этот срок был единым для всех категорий налогоплательщиков — 5 дней со дня подачи всех необходимых документов.

Учитывая, что для всех остальных категорий налогоплательщиков п.2 ст.83 НК РФ в новой редакции установлен 5-дневный срок выдачи свидетельства, можно предположить, что отсутствие его для вновь созданных организаций вызвано технической ошибкой и речь идет о том же пятидневном сроке. Косвенное подтверждение этому — письмо МНС России от 29.12.03 N ММ-6-09/1384 «Новая бухгалтерия», выпуск 2, январь 2004 г.

, в котором срок постановки на учет юридических лиц определен в пять рабочих дней со дня представления документов для государственной регистрации.

Хотелось бы также обратить внимание на проблему, которая осталась неразрешенной.

Вновь создаваемым организациям по-прежнему необходимо самостоятельно обращаться в органы Госкомстата России за получением кода ОКПО и других кодов общероссийских классификаторов. Никаких изменений в этой части Закон N 185-ФЗ не внес.

В то же время в Едином государственном реестре юридических лиц и Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей теперь должны содержаться коды по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД) (подп.»п» п.1 и подп.»о» п.2 ст.5 Закона N 129-ФЗ).

Наличие кодов ОКВЭД является также одним из условий постановки на учет во внебюджетных фондах.

Однако для того чтобы организации были присвоены соответствующие коды, ей необходимо самостоятельно обратиться в органы Госкомстата России с уже имеющимся свидетельством о государственной регистрации, а после их получения снова обратиться в регистрирующий орган. Уложится ли вся эта процедура в пять дней, предписанные Законом N 129-ФЗ и Налоговым кодексом РФ для постановки организаций на налоговый учет и учет во внебюджетных фондах?

По нашему мнению, данный вопрос требует дополнительной законодательной проработки. Вполне возможно, что в скором времени со стороны налогового ведомства, Госкомстата России или внебюджетных фондов последуют разъяснения по данному вопросу. Пока же, учитывая действующие положения законодательства, посещения фондов налогоплательщикам, по всей видимости, избежать не удастся.

Еще одно основание постановки на налоговый учет российской организации, это учет по месту нахождения недвижимого имущества и (или) транспортных средств.

Организация подлежит постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения недвижимого имущества, принадлежащего ей на праве собственности, праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Ранее организации сами подавали заявление о постановке на учет по месту нахождения недвижимого имущества или транспортных средств в течение 30 дней со дня его регистрации.

Теперь постановка на налоговый учет и снятие с учета организации в налоговом органе по месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества и (или) транспортных средств осуществляются налоговым органом самостоятельно на основании сведений, которые ему обязаны сообщать органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств (учреждения юстиции и подразделения ГИБДД).

Органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации.

Согласно Правилам ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков, утвержденным постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2004 г. N 110, предоставляются органами, осуществляющими регистрацию транспортных средств (в том числе морских, речных и воздушных транспортных средств) следующие сведения:

1. Наименование органа, ОГРН, ИНН/КПП.

2. Сведения о транспортном средстве:

а) для автомобилей, мотоциклов, мотороллеров, автобусов, самоходных машин и механизмов на пневматическом и гусеничном ходу, снегоходов и мотосаней — марка, модель, модификация, серия и номер регистрационного знака;

б) для морских, речных транспортных средств (в том числе смешанного (река-море) плавания) — тип, название судна, регистрационный номер, вид права (право собственности или иное предусмотренное законодательством Российской Федерации основание);

в) для воздушных транспортных средств — тип, государственный и регистрационный знаки, наименование эксплуатанта, вид права (право собственности или иное предусмотренное законодательством Российской Федерации основание).

3. Дата регистрации (снятия с регистрации), серия и номер документа о регистрации.

4. Сведения о лице, на которое зарегистрировано транспортное средство:

для юридического лица — полное наименование, ОГРН, ИНН/КПП, адрес места нахождения.

Что касается сведений, представляемых органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (за исключением морских, речных и воздушных транспортных средств), то это следущие:

1. Наименование органа, ОГРН, ИНН/КПП.

2. Сведения об объекте недвижимости:

а) вид (название) объекта;

б) кадастровый номер (условный номер) объекта (при переходе права — предыдущий кадастровый номер (условный номер) объекта);

в) вид права (право собственности или иное предусмотренное законодательством Российской Федерации основание);

г) адрес места нахождения объекта.

3. Сведения о регистрации права: дата регистрации возникновения (перехода, прекращения) права, серия и номер документа, подтверждающего регистрацию права.

4. Сведения о правообладателе:

для юридического лица — полное наименование, ОГРН, ИНН/КПП, адрес места нахождения;

Под местом нахождения имущества согласно пункту 4 статьи 83 Кодекса понимается:

для недвижимого имущества (за исключением транспортных средств, указанных в подпунктах 2 и 3 настоящего пункта) — место фактического нахождения имущества;

для морских, речных и воздушных транспортных средств — место нахождения собственника имущества;

для транспортных средств, не указанных в подпункте 2 настоящего пункта, — место (порт) приписки или место государственной регистрации, а при отсутствии таковых — место нахождения собственника имущества.

Срок постановки на учет — пять дней со дня поступления сведений от этих органов. В этот же срок налоговый орган обязан выдать или направить по почте свидетельство о постановке на учет. Формы и порядок выдачи свидетельств должно утверждать МНС России (п.2 ст.84 НК РФ в новой редакции).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *