Премии к профессиональным праздникам

Автор: | 04.05.2019

Премии к праздничным и юбилейным датам: порядок выплаты и налогообложения (Тарасов В.)

В настоящее время многие учреждения стараются повысить материальное стимулирование и социальное обеспечение своих работников. Одним из таких способов является выплата премий к праздничным и юбилейным датам. Однако, как показывает практика, такие выплаты вызывают множество вопросов по поводу оформления и обложения их налогами и страховыми взносами. Налоговые органы и суды отвечают на эти вопросы по-разному.
Итак, выплаты могут быть, например, за профессиональное мастерство, выполнение определенных производственных показателей, а также к профессиональному празднику, юбилею организации, самого работника или же к праздничным датам, установленным ст. 112 ТК РФ. Поэтому их отражение в налоговом учете зависит от того, как оформлены эти выплаты, предусмотрены ли они в локальных нормативных актах, за счет каких источников выплачены. Но сначала напомним нормы трудового законодательства, предусматривающие те или иные выплаты в пользу работника.
Законодательство о выплатах в пользу работников
Правовые отношения по оплате труда регулируются трудовым законодательством. Напомним основные положения, касающиеся выплат в пользу работника.
Заработной платой (оплатой труда работника) согласно ч. 1 ст. 129 ТК РФ является вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). Из приведенной нормы видно, что в оплату труда работника могут входить не только связанные непосредственно с результатом трудовой деятельности работника выплаты, но и стимулирующие, и компенсационные, а также премии.
При этом отметим, что содержание стимулирующих и компенсационных выплат трудовым законодательством не раскрыто. Перечень видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях и Разъяснение о порядке установления таких выплат в указанных учреждениях утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2007 N 818. Напомним, что к ним относятся выплаты:
— за интенсивность и высокие результаты работы;
— за качество выполняемых работ;
— за стаж непрерывной работы, выслугу лет;
— премиальные по итогам работы.
В соответствии со ст. 135 ТК РФ система оплаты труда (включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования) устанавливается коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. При этом локальный нормативный акт, предусматривающий стимулирующие выплаты, должен приниматься с учетом мнения представительного органа работников.
Согласно ст. 144 ТК РФ системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются:
— в федеральных государственных учреждениях — коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ;
— в государственных учреждениях субъектов РФ — коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ;
— в муниципальных учреждениях — коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно положениям ст. 191 ТК РФ работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии). При этом другие виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине.
Из анализа приведенных положений трудового законодательства премиальные выплаты можно разделить на два вида:
— являющиеся составной частью заработной платы и определенные системой оплаты труда в учреждении поощрительные выплаты, выплачиваемые регулярно;
— носящие разовый характер поощрения за определенные успехи в работе и не только.
Соответственно, можно сказать, что премии являются элементом заработной платы, предназначенным для стимулирования работников к улучшению количественных и качественных показателей работы.
Документальное оформление
К вопросу документального оформления премирования следует подходить серьезно, прежде всего для решения вопроса налогообложения. При этом способы оформления зависят от вида премий: регулярные или разовые.
Кроме того, для решения данного вопроса следует обратиться к НК РФ, а именно к ст. 252, согласно которой все расходы организации должны быть обоснованны, документально подтверждены и направлены на получение дохода. Поэтому для учета сумм премий в составе расходов на оплату труда в целях налогообложения прибыли необходимо иметь документы:
— подтверждающие отношение выплат в виде премий к системе оплаты труда в учреждении. Здесь имеется в виду, что выплаты должны быть установлены в трудовых договорах с работниками или трудовые договоры должны содержать ссылку на локальный нормативный акт, регулирующий обязанности работодателя в части оплаты и (или) стимулирования труда работников. При этом, заключая трудовой договор, работодателю необходимо ознакомить работника (под роспись) с содержанием указанного локального нормативного акта;
— подтверждающие достижение работниками конкретных показателей оценки труда (фактически отработанное время, количество созданных трудом материальных ценностей, суммы полученных с привлечением труда доходов и пр.);
— первичные документы о начислении конкретных сумм выплат в пользу работников по действующей в учреждении системе оплаты труда, оформленные в соответствии с законодательством. Решение о выплате премии оформляется приказом (распоряжением) руководителя учреждения. А при оформлении премий, носящих разовый характер, следует применять унифицированные формы Т-11 (если премированию подлежит один работник) или Т-11а (при премировании нескольких работников). Отметим, что для выплаты премий, предусмотренных системой оплаты труда (например, положением о премировании работников, коллективным (трудовым) договором), издание приказов по унифицированным формам не является обязательным.
Однако уточним, что НК РФ не устанавливает конкретного перечня подтверждающих документов для выплаты премии в целях отнесения к расходам на оплату труда. Соответственно, можно предположить, что выплата премии к праздничным и юбилейным датам может быть отнесена к оплате труда при условии ее отражения в трудовом (коллективном) договоре и издании соответствующего приказа руководителя.
В качестве примера отражения порядка выплаты разовых премий в коллективном договоре или положении об оплате труда приведем фрагмент положения об оплате труда.
Положение об оплате труда
<…>
3.1. Премии выплачиваются к следующим праздничным датам, предусмотренным ст. 112 ТК РФ:
— Новогодним каникулам;
— Дню защитника Отечества (работникам мужского пола);
— Международному женскому дню.
Премии выплачиваются к юбилейным датам работников, достигших 30, 40, 50, 55 (для женщин), 60 (для мужчин) лет.
Премии выплачиваются к профессиональным праздникам — 25 марта — День работника культуры России.
Премии выплачиваются в связи с присуждением почетных званий, награждением государственными и ведомственными наградами, выходом на пенсию, а также другие единовременные (разовые) премии.
Указанные виды премий могут выплачиваться при наличии экономии фонда оплаты труда, а также за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности.
3.2. Размер указанных премий определяется в твердой сумме или в процентах от оклада по представлению руководителя.
3.3. Совокупный размер материального поощрения работников максимальными размерами не ограничивается и зависит только от финансового положения учреждения.
<…>
Кроме того, работодатель в локальном нормативном акте может предусмотреть условие о том, что при наличии дисциплинарного взыскания премия не выплачивается в течение всего срока действия его взыскания. При этом уточним, что трудовое законодательство:
— не содержит прямого указания о запрете выплат, в частности, премий работнику, имеющему дисциплинарное взыскание;
— не устанавливает конкретных требований к содержанию локальных нормативных актов.
Не начислить премию можно также в следующих случаях:
— нарушения правил внутреннего трудового распорядка, техники безопасности, требований охраны труда;
— неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей, предусмотренных должностной инструкцией;
— невыполнения приказов и распоряжений.
Порядок обложения премий к праздничным и юбилейным датам
налогами и страховыми взносами
Налог на прибыль
Мы уже упоминали о требовании, установленном в ст. 252 НК РФ. Чтобы обосновать обязательность оформления выплаты премий, напомним положения, согласно которым в расходы на оплату труда включаются предусмотренные нормами законодательства РФ, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами (ст. 255 НК РФ):
— любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах;
— стимулирующие начисления и надбавки;
— компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда;
— премии и единовременные поощрительные начисления;
— расходы, связанные с содержанием работников.
Пунктом 2 указанной статьи установлено, что к расходам на оплату труда в целях налогообложения прибыли относятся, в частности, начисления стимулирующего характера, в том числе премии за производственные результаты, надбавки к тарифным ставкам и окладам за профессиональное мастерство, высокие достижения в труде и иные подобные показатели.
В то же время напомним, что перечень расходов, установленный ст. 255 НК РФ, не является закрытым, в связи с тем что п. 25 данной статьи предусмотрены другие виды расходов на оплату труда, произведенных в пользу работника, предусмотренных трудовым и (или) коллективным договорами.
При этом финансовое ведомство при рассмотрении вопроса налогового учета выплат в связи с профессиональными праздниками, знаменательными датами, персональными юбилейными датами и пр. делает вывод, что они не соответствуют п. 2 ст. 255 и ст. 252 НК РФ, так как не связаны с производственными результатами работников. Такое мнение представлено в Письмах Минфина России от 28.05.2012 N 03-03-06/1/281, от 23.04.2012 N 03-03-06/2/42, от 22.02.2011 N 03-03-06/4/12, от 22.09.2010 N 03-03-06/1/606, от 21.07.2010 N 03-03-06/1/474. Аналогичной позиции Минфин придерживался и ранее.
Кроме того, контролирующие органы при рассмотрении данного вопроса ссылаются:
— на п. 21 ст. 270 НК РФ, согласно которому при определении налоговой базы не учитываются расходы на любые виды вознаграждений, предоставляемых руководству или работникам, помимо вознаграждений, выплачиваемых на основании трудовых договоров (контрактов);
— на п. 49 ст. 270 НК РФ, в соответствии с которым при определении налоговой базы не учитываются иные расходы, не соответствующие критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ.
Однако арбитражная практика не может прийти к единому мнению, при этом большинство судебных решений — в пользу налогоплательщиков.
Решения против налогоплательщика:
1) ФАС ЦО в Постановлении от 23.07.2009 N А64-5461/08-19 пришел к выводу, что премии работникам ко дню рождения, в связи с рождением ребенка, к новогодним праздникам, к профессиональному празднику, ко Дню защитника Отечества, к Международному женскому дню не подлежат включению в расходы, учитываемые в целях исчисления налога на прибыль. В обоснование судьи указали, что данные выплаты производились различным работникам в разных суммах, не зависели от результатов труда, не относились к регулярным выплатам и не рассчитывались пропорционально фактически отработанному работниками времени. Соответственно, перечисленные выплаты, произведенные в пользу работников, являются разовыми, не обусловленными выполнением со стороны работников каких-либо работ (услуг) по трудовым либо гражданско-правовым договорам, не предусмотренными коллективным договором и не связанными с содержанием работников, то есть не входящими в систему оплаты труда. Уточним, что из текста указанного Постановления следует, что разовые выплаты работникам не были предусмотрены коллективным договором;
2) в Постановлении ФАС ПО от 17.10.2006 N А65-3412/2006-СА2-41 сделан вывод о том, что включение в состав затрат на оплату труда премий в честь юбилейных дат, в связи с проведением конкурса профессионального мастерства, ко Дню 8 Марта, ко Дню ремонтника, премии участникам спортивных соревнований является необоснованным, поскольку указанные выплаты не связаны непосредственно с режимом работы или условиями труда;
3) Постановление ФАС ВСО от 02.05.2012 N А74-2038/2011 содержит аналогичный вывод, при этом судом установлено, что спорные выплаты:
— не связаны с конкретными результатами труда;
— носили разовый характер и были обусловлены такими обстоятельствами, как достижение юбилейного возраста, в соответствии с действующим положением о поощрении работников в связи с юбилейной датой и уходом на пенсию, представлением к премированию руководством предприятия и профсоюзного комитета, победа в конкурсе, юбилейные и праздничные даты;
4) в Постановлениях ФАС СЗО от 07.09.2009 N А56-20637/2008, от 24.04.2008 N А13-2423/2007 судьи пришли к обоснованному выводу, что премии к юбилейным и праздничным датам, не предусмотренные коллективными или трудовыми договорами, не могут относиться к расходам на оплату труда, так как подпадают под действие п. 21 ст. 270 НК РФ.
Решения в пользу налогоплательщика:
1) в Постановлении ФАС УО от 05.09.2011 N Ф09-5411/11 сделаны следующие выводы.
Перечень расходов, установленный ст. 255 НК РФ, является открытым, и к расходам на оплату труда относятся, в частности, другие виды расходов, произведенных в пользу работника, предусмотренных трудовым и (или) коллективным договором (п. 25 ст. 255 НК РФ). При этом в п. п. 21, 22 ст. 270 НК РФ указано, что при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются расходы на любые виды вознаграждений, предоставляемых руководству или работникам, помимо вознаграждений, выплачиваемых на основании трудовых договоров (контрактов), а также расходы в виде премий, выплачиваемых работникам за счет средств специального назначения, или целевых поступлений. В связи с этим, если выплаты работникам сумм стимулирующего и (или) компенсационного характера, в частности, к юбилейным датам предусмотрены коллективным и (или) трудовым договорами, организация вправе учесть такие выплаты в составе расходов в целях налогообложения прибыли на основании п. 25 ст. 255 НК РФ;
2) исходя из текста Постановления ФАС МО от 17.06.2009 N КА-А40/4234-09 суды пришли к обоснованному выводу о том, что премии, выплаченные к юбилейным датам, соответствуют критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ об экономической оправданности затрат, поэтому правомерно включены в расходы при исчислении налога на прибыль. Такие выплаты поименованы в положении о порядке оплаты труда и материальном стимулировании работников. Уточним, что Определением ВАС РФ от 23.10.2009 N ВАС-13115/09 отказано в передаче решения суда по данному делу для пересмотра в Президиум ВАС;
3) в Постановлении ФАС МО от 24.02.2010 N КА-А40/702-10 суды установили, что премии, выплачиваемые работникам по случаю праздников 23 февраля, 8 марта, День работников пищевой и перерабатывающей промышленности, а также лицам за непрерывную и безупречную работу на предприятии в течение 10, 15, 20, 25, 30, 35, 40, 45 и 50 лет, а также в связи с их уходом на пенсию, носят поощрительный и стимулирующий характер, также подтверждается Правилами внутреннего распорядка работников общества, в соответствии с которыми любые поощрения, включая премии к юбилею и празднику, предусмотренные коллективным договором, не выплачиваются работникам в случае совершения ими дисциплинарного проступка в результате нарушения трудового распорядка. Исходя из этого, по мнению суда, указанные выплаты правомерно учтены для целей исчисления налога на прибыль в составе расходов на оплату труда;
4) ФАС ЗСО в Постановлении от 23.01.2008 N Ф04-222/2008(688-А27-37), Ф04-222/2008(741-А27-37) установлено, что основанием для выплаты премий послужили производственные и трудовые показатели работников, которым за долголетний и добросовестный труд и производственные результаты, а именно добычи 500 000-го рубежа добычи тонн угля, в честь празднования Дня шахтера были выплачены спорные суммы. При этом указано, что данные выплаты в соответствии с п. 2 ст. 255 НК РФ правомерно отнесены налогоплательщиком на расходы, учитываемые при определении налогооблагаемой базы, так как выплачены на основании коллективного договора, положения о премировании и соответствующих приказов;
5) в Постановлениях ФАС ЦО от 15.09.2006 N А64-1004/06-11, от 23.07.2009 N А64-5461/08-19 судьи отметили, что выплаты к праздничным датам могут быть отнесены к оплате труда, если они предусмотрены трудовым (коллективным) договором или иным локальным актом, связаны с производственной деятельностью и выполнением трудовых обязанностей, носят поощрительный и стимулирующий характер;
6) Постановление ФАС ЗСО от 12.07.2006 N Ф04-4351/2006(24491-А70-33) содержит вывод суда о том, что премии к профессиональному празднику, предусмотренные коллективным договором, признаются расходами, уменьшающими налоговую базу по налогу на прибыль. При этом суд указал, что выплата премий к профессиональному празднику имеет стимулирующий характер и служит обеспечением социальных гарантий работников предприятия, производилась в пользу работников, непосредственно участвующих в финансово-хозяйственной деятельности организации, за высокие показатели в работе, долголетний добросовестный труд, была направлена на повышение производительности труда. При этом все выплаты в пользу работников были предусмотрены коллективным договором предприятия.
Подведем итог: по мнению контролирующих органов, премии к праздничным и юбилейным датам в любом случае не могут быть учтены при исчислении налога на прибыль. И если учреждение придерживается противоположной точки зрения, то с учетом сложившейся арбитражной практики вероятность отстоять свою позицию в суде будет зависеть от того, закреплены ли положения о выплате этих премий в трудовом, коллективном договорах или ином локальном нормативном акте учреждения. При этом, помимо оснований для назначения премий к праздничным и юбилейным датам, целесообразно также предусмотреть условия для депремирования работников (например, при нарушении трудовой дисциплины). Кроме того, при расчете их размера следует учитывать стаж работы и величину заработной платы работников.
Налог на доходы физических лиц
Согласно п. 1 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме или право на распоряжение которыми у него возникло.
Пунктом 2 ст. 226 НК РФ предусмотрено, что исчисление сумм и уплата налога производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент.
Соответственно, все виды премий, выплачиваемых работникам, облагаются НДФЛ в общем порядке.
Страховые взносы
Согласно ч. 1 ст. 7 Федерального закона N 212-ФЗ <1> объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц, в частности, в рамках трудовых отношений.
———————————
<1> Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».
В то же время ст. 9 Федерального закона N 212-ФЗ для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, установлен перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, в котором выплата разовых премий не поименована.
Соответственно, выплаты работникам по основаниям, связанным с наличием трудовых отношений между плательщиком страховых взносов и физическим лицом, например премии к праздникам, разовые премии, являются объектом обложения страховыми взносами и должны быть включены в базу для их начисления.

>Как выглядит образец приказа на премию к профессиональному празднику?

Правила выплаты

Выдача праздничных премиальных – это исключительно инициатива работодателя, и требовать её сотрудники не вправе.

На контрасте с доплатами, привязанными к работе и включёнными в общую систему выплат, номинал премий нерегулярных ограничен – либо некой суммой, либо долей оклада. Конкретные цифры каждая организация может выбирать сама и прописывать в своих внутренних указах. Там же может фиксироваться список тех, кто к определённой дате будет награждён.

Средства на доплату могут быть взяты из нераспределённых доходов или специально созданного фонда, но никак не из суммы, предназначенной для заработных плат.

Документальное оформление процедуры:

Бумагами, имеющими право утверждать выдачу разовых выплат, служат:

  • Ведомости по расчётам и платежам.
  • Платежная ведомость.
  • Кассовый ордер по расходам.

Для внесения поощрения в это документы необходим приказ от директора фирмы.

Праздничные премии, как утверждает ст.191 ТК РФ, оформляются с помощью двух образцов – №Т-11 для одного человека и №Т-11а для группы сотрудников (актуально и для бюджетных организаций).

СПРАВКА. Донесением до руководителей рекомендаций к выдаче вознаграждений занимаются прямые начальники групп работников. Они пишут на имя директора представления, основываясь на которых, тот позже оформляет вышеуказанные приказы.

Докладная записка

Докладная записка является одним из видов представлений на выдачу премии. Глава отдела или команды представляет этот документ высшим должностным лицам указывает там список тех людей, которых посчитал достойными награды, размер этой выплаты и чем именно они заслужили эту доплату.

Все поступившие записки анализируются, редактируются и обобщаются, после чего принимается уже окончательное решение, кого премировать и на какую сумму.

Как составить докладную записку о премировании:

  1. Наименование документа.
  2. Адресат – генеральный директор.
  3. Дата.
  4. ФИО и должность поощряемого сотрудника.
  5. Причины премирования и просьба рассмотреть данное предложения.
  6. Подпись и расшифровка.

Положение

Помимо регулярных выплат и закрепления целой системы выдачи премий, в положении о премировании, которое выпускает предприятие, возможно, к какой-то знаменательной дате, вполне можно указать и разовые поощрения. Прописывается в положении полный перечень награждаемых работников и размер выплат – в фиксированном размере или процентах от оклада.

Как составить положение о премировании:

  1. Показатели премирования.
  2. Условия поощрения.
  3. Лица, подлежащие денежному награждению.
  4. Размеры выплат.
  5. Алгоритм расчета.
  6. Периодичность поощрений.
  7. Источники из которых берутся деньги для этой процедуры.
  8. Перечень выплат: на которые начисляется и не начисляется премия.

Служебная записка

Записка служебная по своей сути является аналогом докладной – это выражение позиции главы группы людей о том, кто из них стоит того, чтобы его вознаградить в честь знаменательной даты. Если у кого-то личный праздник, например, юбилей, это также можно указать в таком представлении.

Как составить служебную записку:

  1. Название документа.
  2. Информация о служащем: ФИО и должность.
  3. Его характеристика.
  4. Заслуги.
  5. Причины поощрения.
  6. Просьба о награждении сотрудника праздничной премией.

ВАЖНО! Составлением записок должен заниматься только тот руководитель, который непосредственно руководит теми людьми, которых хочет представить к награде, и лично с ними взаимодействует.

Что не менее значимо – на бумаге допускается только личная подпись упомянутого начальника, в противном случае просьба принята не будет.

Приказ

Как уже упоминалось, главной опорой при написании приказов о премировании являются зарегистрированные указом Госкомстата от 5.01.04г. №1 формы №Т–11 и Т–11а, а данные о премируемых сотрудниках и общей сумме выплат берутся из документов, представленных начальниками мелких подразделений.

Как составить приказ на премию к профессиональному празднику:

  1. Номер и название документа – приказ о премировании.
  2. Дата.
  3. Конкретные награждаемые с указанием ФИО и должности.
  4. Сумма выплаты (обязательно полное соответствие расчетным данным).
  5. Причина премирования (важно, чтобы мотив соответствовал виду премии).
  6. Период исполнения обязательств.
  7. Подпись.

СПРАВКА. Несмотря на то, что выплаты к знаменательным датам не имеют отношения к трудовой деятельности коллектива, они вполне могут служить мотивацией и толчком к более добросовестному отношению к исполнению обязанностей.

Каждый работник, в отношении которого была назначена премия, информируется об этом в письменном виде. Более того, эта информация появляется также в его трудовой книжке и личной карте, которая оформлена на него на предприятии по образцу форм №Т–2 или №Т–2ГС.

  • Входит ли в расчет среднего заработка и отпускных?

    Включается ли премия к празднику в расчет отпускных? Рассматриваемый тип нерегулярных поощрений может и не учитываться при вычислении отпускных.

    Но вот при каких условиях он учитывается:

    • Премии всё же как-то систематизированы в документах компании (согласно п.2 Положения, принятого российским Правительством от 24.12.2007 №922).
    • Премиальные были выданы в расчетном периоде (п. 15 того же Положения).

    Если разовая премия выдаётся за некоторый временной промежуток, имеют значение две вещи:

    • Больше ли этот промежуток, чем расчётный.
    • Был ли в полной мере отработан сотрудником расчётный период.

    Входит ли в расчет отпускных? Ответ на этот вопрос может дать письмо, выпущенное Минтруда РФ от 10.07.2003 №1139-21. Дело в том, что по ст.139 ТК РФ в подсчёте среднего дохода участвуют те показатели, которые прописаны в тех бумагах предприятия, в которых закреплены системные и регулярные (следовательно, обязательные) выплаты.

    Следовательно, праздничные премии включаются в подобные расчёты только в случае их регулярности, если они как-то систематизированы и проводятся с утверждённой периодичностью (например, на каждое Восьмое марта).

    Бухучет и налогообложение

    Чаще всего в учёте разовые премии записываются в раздел расходов по главной деятельности (п.5 и 7 ПБУ 10/99).

    Так как они не входят в основные доходы сотрудников, как зарплата или систематические выплаты, и выдаются по усмотрению начальства (согласно ст.22 ТК РФ), код дохода для премии отличается. В таком случае он – 4800.

    НДФЛ же снимается с праздничной премии всегда, и неважно, какой тип налогообложения характерен для конкретной фирмы. Это утверждено подп. 6 и 10 п. 1 ст.208 НК РФ.

    Также обязательно удерживаются отчисления:

    1. На установленные государством пенсионную и социальную страховки.
    2. На специальную страховку от инцидентов и болезней (п. 1 ст.20.1 ФЗ 24.07.1998 №125).

    ВАЖНО! Процент от премии уходит на страховку вне зависимости от включенности данной выплаты в трудовое соглашение с конкретным человеком.

    В то же время на базу по налогам на прибыль праздничные премиальные никоим образом не влияют. Объяснение этому простое:

    • Они не влекут за собой напрямую увеличение доходов предприятия, в котором награждаемые люди работают, и по документам такие затраты экономически не очень обоснованы (п. 1 ст.252 НК РФ).
    • Не зависят от результатов исполнения работниками своих функций, а значит, не могут быть отнесены к перечню стимулирующих премий.

    Хочется отметить, что премирование – инструмент очень мощный и вполне способный принести вместо пользы множество проблем. Именно поэтому компания должна уделять этому аспекту должное внимание, чтобы избежать конфликтов и с сотрудниками, и с проверяющими органами.

    Премии к празднику и налог на прибыль

    В текущей практике применяется два вида премий: входящие в состав оплаты труда (за трудовые показатели) и не входящие в состав оплаты труда (специальные выплаты по различным поводам, в том числе премии к праздничным датам). Те премии, которые относятся к системе оплаты труда, можно учесть в составе расходов при расчете налога на прибыль. Что касается праздничных премий, то нет однозначного ответа на вопрос, учитывают ли их в составе налоговых расходов.

    Официальная позиция

    При расчете налога на прибыль премии можно учесть в расходах, только если выполняются 2 условия: премии предусмотрены трудовым или коллективным договором (абз. 1 ст. 255, п. 21 ст. 270 НК РФ) и выплачены за трудовые показатели (п. 2 ст. 255 НК РФ).
    Премии к праздникам – это разовые премии, не связанные с выполнением трудовых обязанностей и производственной деятельностью. Они не направлены на получение дохода компании, а значит, не считаются экономически обоснованными затратами (п. 1 ст. 252 НК РФ). Выплата праздничных премий не стимулирует работников к улучшению трудовых показателей, поэтому их нельзя учитывать в расходах в составе оплаты труда (ст. 255 НК РФ). Такую позицию поддерживает Минфин России (письма Минфина России от 10 июля 2009 г. № 03-03-06/1/457, от 16 ноября 2007 г. № 03-04-06-02/208), а также налоговые органы (письмо УФНС России по г. Москве от 13 апреля 2010 г. № 16-15/038588@).
    Однако есть варианты, которые позволят облегчить налоговую нагрузку и учесть праздничные премии в расходах.

    Премия к празднику стимулирует работника?

    Любые премии, которые компания выплачивает своим сотрудникам, можно отнести к стимулирующим выплатам (ч. 1 ст. 129 ТК РФ), а систему стимулирования руководство фирмы вправе разработать самостоятельно (ст. 144 ТК РФ). Ничто не мешает фирме включить в подобную систему праздничные премии как элемент дополнительного поощрения за заслуги в работе. Например, выплачивать премии работникам за эффективный добросовестный труд, высокие профессиональные достижения и стабильные производственные показатели. Такие выплаты войдут в состав трудовых и уменьшат налоговую базу по налогу на прибыль. Для этого должны быть выполнены некоторые условия.
    Так, чтобы учесть праздничные премии в расходах, следует прописать их в трудовом или коллективном договоре и выплачивать согласно приказу руководителя. При этом нужно в трудовом договоре сделать ссылку на локальный документ фирмы, который регулирует премиальные начисления и выплаты. Таким документом может быть положение о премировании. Либо нужно установить в трудовом договоре сумму и условия начисления премии (абз. 5 ч. 2 ст. 57 ТК РФ). Такие разъяснения дает Минфин России (письма Минфина России от 26 февраля 2010 г. № 03-03-06/1/92, от 24 декабря 2008 г. № 03-03-06/1/719).
    В то же время если организация решит воспользоваться этой возможностью и учтет в расходах суммы непроизводственных премий, не носящих стимулирующего характера, то правомерность таких действий, скорее всего, придется отстаивать в суде.

    Арбитраж за премии?

    Хорошая новость: судьи не так категоричны, как финансисты. По их мнению, праздничные премии все же можно учесть при расчете налога на прибыль, если они прописаны в трудовом или коллективном договоре. Так, в одном из постановлений ФАС Московского округа (пост. от 17 июня 2009 г. № КА-А40/4234-09) суд решил, что праздничные премии, установленные в локальных документах, носят стимулирующий характер. Работник, заключая трудовой договор, рассчитывает на получение таких премий, что является для него дополнительной причиной пойти работать именно в эту фирму. Получается, праздничные премии направлены на привлечение специалистов для достижения лучших результатов и повышения дохода. То есть такие премии – экономически обоснованные расходы.
    В другом деле, рассмотренном ФАС Московского округа (пост. от 24 февраля 2010 г. № КА-А40/702-10), компания обосновала стимулирующий характер премии тем, что условием выплаты к празднику может быть прилежное поведение сотрудника и отсутствие у него нарушений трудовой дисциплины. Кто работал хорошо, без замечаний, тот получил премию. Это и есть стимулирующий характер выплаты, обеспечивающий заинтересованность сотрудников в результатах производственной деятельности.
    Правомерность признания в расходах сумм праздничных премий, прописанных в трудовом и коллективном договорах (или положении о премировании), также поддерживается судами (пост. ФАС Центрального округа от 15 сентября 2006 г.
    № А64-1004/06-11).
    Отметим, что по вопросу учета в составе расходов по налогу на прибыль непроизводственных премий есть и отрицательная арбитражная практика. Например, судьи ФАС Северо-Западного округа (пост. от 07 сентября 2009 г.
    № А56-20637/2008) поддержали позицию налоговой инспекции. Они указали, что премии к праздничной дате не обусловлены производственной деятельностью работников, результатами их труда, профессиональным мастерством, высокими достижениями в труде и иными подобными показателями. Премии в данном случае связаны исключительно с наступлением не зависящего от работника определенного события – праздничной даты. Правда, при рассмотрении этого спора судьи обратили внимание, что из положения о премировании работников компании не следует, что спорная премия носит стимулирующий характер и каким-то образом связана с результатами работ
    сотрудников.
    Фирмам, которые избегают судебных разбирательств, лучше представить праздничные премии как премии за производственные результаты, добросовестный труд и т. д.
    Тогда премиальные можно спокойно учитывать при расчете налога на прибыль.

    Автор статьи:
    Екатерина Степина,
    эксперт журнала
    «Актуальная бухгалтерия»

    Экспертиза статьи:
    Елена Мельникова,
    эксперт службы Правового
    консалтинга ГАРАНТ

    Действующее трудовое законодательство выделяет премии, выплачиваемые в рамках принятой в учреждении системы оплаты труда, а также премии вне этой системы. В полной мере это разделение можно распространить и на так называемым разовым и (или) единовременным премиям, которые могут выплачиваться к праздничным датам. При этом в начале каждого года вопросы премирования приобретают особую актуальность.

    «Праздничные» премии и источники их финансирования

    Трудовой кодекс РФ (далее – ТК РФ) выделяет два основания для премирования работников:
    – премирование в рамках принятой в учреждении системы оплаты труда (ч. 1 ст. 129, ст. 135 и 144 ТК РФ);
    – премирование вне рамок принятой в учреждении системы оплаты труда (ст. 191 ТК РФ).

    По второму из указанных оснований премии, как правило, выплачиваются к праздничным датам, профессиональным (отраслевым) праздникам, дням рождения (в т. ч. юбилеям), за выполнение особо важных работ, не входящих в круг должностных обязанностей и т. п. По сложившейся практике, такие премии не увязываются напрямую с результатами трудовой (служебной) деятельности. А если и увязываются, то неизменно вызывают у ревизоров и иных проверяющих дополнительные вопросы в связи с принятыми правилами расчета среднего заработка, определения источника финансирования и т. п.

    Премии в рамках принятой в учреждении системы оплаты труда относятся к стимулирующим выплатам, а вынесенные за пределы этой системы – к выплатам в рамках поощрения за труд. Первый вид премий является составной частью заработной платы работников, а второй – нет.

    При этом источником финансирования обоих видов премий являются средства, выделяемые на цели оплаты труда сотрудников. Соответственно, прямой увязки видов премий с источником действующее законодательство не устанавливает.

    В частности, и те и другие премии относятся на подстатью 211 «Заработная плата» КОСГУ бюджетной классификации РФ. Другого варианта бюджетная классификация не предусматривает. Хотя логичней было бы относить расходы на выплату разовых (единовременных) премий, производимых вне рамок системы оплаты труда, на подстатью 212 «Прочие выплаты» КОСГУ. Но делать этого до выхода соответствующих разъяснений и (или) изменения действующих Указаний о порядке применения бюджетной классификации, утвержденных Приказом Минфина России от 25.12.2008 № 145н, не следует.

    Различаются и источники финансирования расходов на выплату премий, производимых из внебюджетных источников. Если принятые в учреждении премии в рамках системы оплаты труда в полной мере уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль, то премии к праздникам и другим подобным событиям не могут признаваться в целях налогообложения прибыли. Такой вывод, в частности, сделан в письме Минфина России от 09.11.2007 № 03-03-06/1/786: так как премии к праздничным дням не относятся к выплатам стимулирующего характера, то они не могут быть учтены в расходах для целей налогообложения прибыли.

    Соответственно, производимые из внебюджетных источников выплаты рассматриваемых разовых (единовременных) премий к праздникам и т. п. событиям осуществляются из средств чистой прибыли.

    При этом необходимо учитывать, что разовые и единовременные премии могут быть выплачены работникам учреждения и в рамках принятой в нем системы оплаты труда. Однако такие выплаты необходимо классифицировать исключительно как стимулирующие выплаты по оплате труда. Они должны быть предусмотрены соответствующими локальными документами учреждения, а их осуществление не должно быть напрямую увязано с событиями (в т. ч. с праздниками), не имеющими отношения к трудовой деятельности и ее показателям.

    Приведенная классификация не применима в отношении выплат, производимых государственным гражданским служащим. Объясняется это положениями Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», определяющего в том числе состав денежного содержания и иных выплат в пользу рассматриваемой категории лиц. В соответствии с данным документом государственным гражданским служащим могут выплачиваться только премии за выполнение особо важных и сложных заданий. Порядок осуществления премиальных выплат утверждает представитель нанимателя.

    Ведомственными документами определяется, в том числе, и осуществление разовых (единовременных) премий к праздничным датам. Например, согласно п. 39 Приложения к приказу Федеральной службы по тарифам (далее – ФСТ России) от 09.12.2008 № 278(1), премирование гражданских служащих может осуществляться в том числе в связи с профессиональными и иными праздниками в пределах фонда, предназначенного для выплаты премий.

    В свою очередь, в Росрыболовстве (см. приказ от 10.07.2009 № 604) гражданским служащим выплачиваются следующие виды премий2:
    – премии за выполнение особо важных и сложных заданий;
    – единовременные премии в связи с юбилейными датами, выходом на государственную пенсию, в связи с государственными и профессиональными праздниками, установленными законодательством РФ.
    При этом единовременные премии могут выплачиваться работникам в размере оклада месячного денежного содержания при наличии экономии по фонду оплаты труда на текущий период.

    Регламентация выплаты премий

    Положения ст. 191 ТК РФ не предусматривают необходимость закрепления выплаты премии в коллективном договоре и (или) локальных нормативных актах учреждения. Однако, так как указанные выплаты производятся из средств, предназначенных на оплату труда сотрудников, их осуществление рекомендуется закрепить в коллективном договоре (правилах внутреннего трудового распорядка) и (или) в локальных нормативных актах (положении об оплате труда, положении о премировании, положении о материальном стимулировании и т. д.). Это позволит, как минимум, легализовать осуществляемые расходы и предупредить излишние вопросы со стороны проверяющих органов.
    В указанные документы достаточно включить следующие примерные нормы:

    ….
    Номер пункта. Работникам учреждения наряду со стимулирующими выплатами по оплате труда (в т. ч. премиями и иными поощрительными выплатами) при наличии экономии фонда оплаты труда могут в рамках поощрения за труд (ст. 191 ТК РФ) выплачиваться следующие разовые (единовременные) премии:
    – к праздничным (ст. 112 ТК РФ) и профессиональным датам;
    – к юбилеям (достижению 50, 55, 60, 65, 70-летнего возраста);
    – в связи с присуждением почетных званий;
    – в связи с награждением государственными и ведомственными наградами;
    – в случае увольнения в связи с уходом на пенсию;
    – иные премии, предусмотренные учетной политикой учреждения.
    Премирование в указанных случаях осуществляется по решению руководителя учреждения на основании докладных записок заместителей руководителя, руководителей структурных подразделений.
    Размер премии определяется письменным приказом руководителя учреждения в пределах общей экономии по фонду оплаты труда. В общем случае работники учреждения не имеют права на получение рассматриваемых премий. Только после того, как в принятом в учреждении порядке будет принято решение о премировании (а именно, будет издан соответствующий приказ), сотрудники смогут рассчитывать на дополнительные стимулирующие выплаты.

    В отличие от премий, выплачиваемых в рамках системы оплаты труда, размеры разовых и единовременных премий могут быть ограничены. Как правило, ограничения устанавливаются в прямой зависимости от размера выплачиваемого оклада (не более одинарного, двойного и т. д. размера оклада, должностного оклада, тарифной ставки) или не более строго определенной суммы в рублях (не более 1000, 5000 руб. и т. п.). Положения об ограничении премий также могут быть закреплены в коллективном договоре, положении об оплате труда и (или) иных локальных нормативных актах.

    В обязательном порядке учреждению следует определять дополнительное основание для ограничения сумм выплачиваемых премий – к примеру, экономия по фонду оплаты труда.

    Перечень премируемых работников определяет руководитель или иное уполномоченное им должностное лицо путем издания письменного приказа. Так как выплата разовой премии не является гарантированной, то лица, не включенные в перечень премируемых сотрудников, фактически не могут рассчитывать на возможность оспорить принятое работодателем решение в соответствующих органах. Этим рассматриваемая премия также отличается от премий, выплачиваемых в рамках системы оплаты труда.

    В отношении последних в коллективном договоре и (или) локальных документах необходимо определять показатели и условия премирования, при достижении или выполнении которых у работника возникает право выдвигать требования о премировании, а также механизм снижения (депремирования) или лишения выплачиваемой премии. В части разовых (единовременных) премий к праздникам и т. п. событиям данные положения не являются обязательными для включения в приведенные выше документы. Наряду с этим учреждение вправе (но не обязано) дополнительно обозначить критерии, которыми оно будет руководствоваться при определении перечня поощряемых работников и размеров выплачиваемых сумм.

    При осуществлении премирования к профессиональным праздникам (датам) рекомендуется учитывать нормы Указа Президента РФ от 20.01.2000 № 84 «Об утверждении Правил установления профессиональных праздников и памятных дат», а также – официальный характер соответствующей даты. До настоящего времени некоторые даты носят статус профессионального праздника неофициально. Например, День учителя (5 октября) и День юриста (3 декабря) обладают официальным статусом (в соответствии с Указами Президента РФ от 03.10.1994 № 1961 «О праздновании Дня учителя», от 04.02.2008 № 130 «Об установлении Дня юриста»), а День бухгалтера (25 ноября) и День кадровика (24 мая или 12 октября) – нет.

    В отношении государственных гражданских служащих выплата единовременных премий может быть предусмотрена исключительно соответствующим нормативным правовым актом, изданным представителем нанимателя. Государственный орган не вправе определять дополнительно условия осуществления рассматриваемой выплаты.
    «Праздничные» премии муниципальным служащим также должны осуществляться в строгом соответствии с положениями соответствующих нормативных правовых актов (законов субъектов РФ и т. д.).

    Порядок документального оформления выплаты премий

    Выплачиваемые на основании ст. 191 ТК РФ разовые (единовременные) премии в обязательном порядке должны оформляться типовыми формами № Т-11 «Приказ (распоряжение) о поощрении работника» или № Т-11а «Приказ (распоряжение) о поощрении работников». Обе указанные формы утверждены постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 № 1 и обязательны к применению в том числе и бюджетными учреждениями. Работодатель может оформлять премии, относимые к выплатам по оплате труда, и иные поощрительные выплаты обычными (оформленными по общим правилам документооборота) письменными приказами (распоряжениями).

    Основанием для издания приказов по форме № Т-11 или Т-11а являются представления (докладные записки) уполномоченных должностных лиц учреждения (заместителей руководителя, начальников структурных подразделений и т. д.). Именно в указанных приказах (распоряжениях) прописью и цифрами приводится конкретная сумма выплачиваемой премии.

    Изложенный порядок оформления выплаты премий рекомендуется закрепить в принятом в учреждении графике документооборота. Приказ подписывает руководитель учреждения или уполномоченное им должностное лицо. После подписания приказ должен быть доведен до сведения работника (объявлен) под роспись, а записи о поощрении должны найти свое отражение также в личной карточке и трудовой книжке работника. В этом состоит отличие между премированием вне системы оплаты труда и премированием в рамках заработной платы.

    Учет премий при расчете среднего заработка

    Учреждения и иные участники бюджетного процесса довольно часто прибегают к исчислению среднего заработка. При этом необходимо учитывать, что в соответствии с действующим законодательством предусматриваются разные методики расчета средней заработной платы. В частности, необходимо четко выделять следующие из них:
    – методику, принятую для случаев, предусмотренных трудовым законодательством (средний заработок за отпуск, денежная компенсация за неиспользованный отпуск, средняя заработная плата за период служебной командировки и т. п.);
    – методику, принятую для исчисления пособий по государственному социальному страхованию (пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком);
    – методику определения денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих за период отпуска, служебной командировки и в некоторых других случаях.

    Первая из приведенных методик расчета среднего заработка основывается на положениях ст. 139 ТК РФ и постановления Правительства РФ от 24.12.2007 № 922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы». При этом для расчета средней заработной платы могут учитываться только предусмотренные системой оплаты труда виды выплат независимо от их источников финансирования. Это означает, что в состав учитываемых выплат могут включаться только выплаты (включая премии) по оплате труда.

    Разовые и единовременные премии, выплачиваемые к праздникам, юбилейным датам и другим подобным событиям, не относятся к выплатам по оплате труда. Поэтому при исчислении среднего заработка за отпуск, для расчета компенсации за отпуск, при оплате дней командировки и т. д., они не могут учитываться. На это, в частности, указано в письме Роструда от 23.10.2007 № 4319-6-1.
    При исчислении среднего заработка учитываются разовые и единовременные премии (за исключением выплачиваемых к праздникам, юбилейным датам и т. д.), которые могут быть отнесены к заработной плате.

    Но при условии, что такие премии предусмотрены в принятых в учреждениях положениях об оплате (премировании) работников. Об этом сказано в письме Роструда от 05.02.2007 № 274-6-0.
    Расчет пособий по государственному социальному страхованию производится по правилам, регламентированным ст. 14 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» и постановлением Правительства РФ от 15.06.2007 № 375 «Об утверждении Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».

    С 1 января 2010 г. в средний заработок включаются все виды выплат и вознаграждений, которые входят в базу для начисления страховых взносов в ФСС России. Ранее в состав учитываемых выплат включались только выплаты по оплате труда, на которые начислялся единый социальный налог.

    Так как разовые (единовременные) премии к праздникам и т. п. событиям не относятся к выплатам по оплате труда, до 2010 г. они не должны были учитываться при расчете пособий по государственному социальному страхованию (несмотря на то, что в бюджетном секторе на такие выплаты в полной мере начислялся единый социальный налог).

    С 2010 г. рассматриваемые премии в полной мере учитываются при расчете среднего заработка, принимаемого для целей определения суммы пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, уходу за ребенком, так как теперь не имеет значения, являются ли они составной частью заработной платы или нет. По Федеральному закону от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» страховые взносы в ФСС России начисляются на любые премии, в связи с этим данные премии учитываются при расчете пособий по государственному социальному страхованию.

    При расчете денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих на период оплачиваемых отпусков, а также в некоторых других случаях учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий. На это указано в Правилах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.09.2007 № 562(3).

    Предусмотренная ТК РФ классификация разовых (единовременных) премий не применяется в отношении денежного содержания государственных гражданских служащих. Однако для того, чтобы выплачиваемые к праздникам разовые премии могли учитываться при расчете содержания за отпуск (компенсации за отпуск), они должны называться «за выполнение особо важных и сложных заданий». Иные разовые премии не могут учитываться при расчете содержания, т. к. это не предусмотрено вышеуказанными Правилами.
    Порядок выплаты денежного содержания государственным гражданским служащим органов власти субъектов РФ и муниципальным служащим определяется законодательством соответствующего субъекта РФ.

    Соответственно, при принятии решения о том, в каком порядке рассчитывать содержание за период отпуска и иных событий, в каждом конкретном случае следует исходить из соответствующих нормативных правовых актов конкретного субъекта РФ.

    Вопросы налогообложения

    Выплачиваемые к праздничным датам премии (независимо от их увязки с выплатами по оплате труда) облагаются налогом на доходы физических лиц, а с 1 января 2010 г. – и страховыми взносами в государственные внебюджетные фонды.
    Для целей налогообложения указанных выплат до 1 января 2010 г. ЕСН был важен источник их финансирования. Разовые (единовременные) премии вне рамок системы оплаты труда, выплачиваемые из внебюджетных источников, не должны были облагаться ЕСН. Основание – выплата из средств чистой прибыли (п. 3 ст. 236 НК РФ). Премии, выплачиваемые из бюджетных источников, должны были облагаться ЕСН в любом случае.

    В части налога на прибыль приуроченные к праздничным датам разовые (единовременные) премии, которые не являются выплатами по оплате труда, не могут уменьшать налоговую базу. Вместе с тем, как указывалось ранее, учреждение вправе выплачивать (в т. ч. из внебюджетных источников) своим работникам разовые премии и в рамках принятой системы оплаты труда. В этом случае расходы могут признаваться в целях налогообложения прибыли4. Главное, чтобы осуществление такого премирования было предусмотрено коллективным договором, локальными документами учреждения, и выплата премий была увязана с производственными результатами (без упоминания праздничных дней и т. п. случаев).

    Итак, можно сделать некоторые выводы. Во-первых, согласно ТК РФ существует два основания для премирования работников: премирование в рамках принятой в учреждении системы оплаты труда и стимулирование вне рамок этой системы. Выплаты первого вида включены в оплату труда, второго – нет. Ко второму виду премий относятся, в том числе, «особые» выплаты, приуроченные к праздничным датам, профессиональным праздникам, дням рождения и юбилеям, за особые заслуги (выполнение особо важных работ).

    Источником финансирования обоих видов премий являются средства, выделяемые на цели оплаты труда сотрудников. Впрочем, это правило не распространяется на государственных гражданских служащих: им могут выплачиваться премии только за выполнение особо важных и сложных заданий. Порядок осуществления премиальных выплат утверждает представитель нанимателя.
    Во-вторых, разовые (единовременные) премии могут быть выплачены работникам и как часть оплаты труда. Но в этом случае они должны подаваться исключительно как выплаты в рамках системы оплаты труда, а возможность таких выплат должна быть предусмотрена внутренними документами организации.

    В-третьих, законодательство не обязывает учреждения закреплять выплаты премий в коллективном договоре и (или) локальных нормативных актах учреждения. Но, так как указанные выплаты производятся из средств, предназначенных для оплаты труда сотрудников, с целью предупреждения излишних вопросов со стороны проверяющих органов осуществление таких выплат рекомендуется закрепить в коллективном договоре (правилах внутреннего трудового распорядка) и (или) в локальных нормативных актах (положении об оплате труда, положении о премировании, положении о материальном стимулировании и т. д.).

    В-четвертых, принятые в учреждении премии в рамках системы оплаты труда в полной мере уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль, а премии к праздникам и другим подобным событиям не могут признаваться в целях налогообложения прибыли. До 2010 г. для обложения ЕСН был важен источник финансирования премиальных выплат: премии, выплачиваемые за счет бюджетных источников, облагались ЕСН, а выплаты вне рамок системы оплаты труда были освобождены от налогообложения как ЕСН, так и налогом на прибыль. Впрочем, по своему усмотрению руководство учреждения вправе премировать своих работников и в рамках системы оплаты труда (даже из внебюджетных источников).

    Иными словами, наиглавнейшие условия осуществления разовых (единовременных) выплат по особым случаям – их закрепление в коллективном договоре и локальных документах учреждения и привязка выплат к производственным результатам.

    1Приказ ФСТ России от 09.12.2008 № 278 «Об утверждении Положения об условиях оплаты труда государственных гражданских служащих центрального аппарата Федеральной службы по тарифам».

    2 Приказ Росрыболовства от 10.07.2009 № 604 «Об утверждении положения о порядке выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы, премирования, выплаты единовременного поощрения за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу, единовременной выплаты к ежегодному оплачиваемому отпуску, выплаты материальной помощи федеральным государственным гражданским служащим Федерального агентства по рыболовству».

    3 Постановление Правительства РФ от 06.09.2007 № 562 «Об утверждении Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих».

    4 Письмо Минфина России от 10.07.2009 № 03-03-06/1/457.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *