При камеральной проверке выявлены нарушения

Автор: | 29.04.2019

Оформление результатов проверки

После окончания камеральной проверки составляется акт с указанием установленных нарушений и суммами доначисленных налогов. В течение 5 рабочих дней акт проверки вручается налогоплательщику.

В течение месяца налогоплательщик вправе предоставить разногласия на акт камеральной проверки.

В течение 10 рабочих дней после истечения срока для предоставления разногласий руководителем инспекции выносится решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Если налогоплательщик не согласен с данным решением, он вправе направить апелляционную жалобу в вышестоящий налоговый орган. Данная жалоба рассматривается в пределах месяца с момента подачи. Срок рассмотрения может быть продлен, о чем налогоплательщику высылается уведомление.

Если налогоплательщик не согласен с решением вышестоящего налогового органа, он вправе обратиться в суд.

Если при проведении камеральной проверки нарушения не выявляются, она автоматически закрывается, налогоплательщик об этом не извещается, документы по проверке ему не вручаются.

Нарушения по камеральным проверкам

При проведении камеральной проверки конкретных декларации и/или расчетов анализируется вся отчетность налогоплательщика за этот период. Данные, указанные в общей отчетности, сравниваются с проверяемой. Как раз при этом анализе выявляется большая часть нарушений. Анализируются данные из внешних источников, полученные сведения от контрагентов налогоплательщиков, предыдущие камеральные проверки.

Нарушения устанавливаются различные:

1) простые арифметические ошибки;

2) несовпадение налоговой базы НДС и налога на прибыль;

3) расхождения данных 6-НДФЛ и РСВ;

4) нарушение порядка восстановления НДС по уплаченным авансовым платежам;

5) предоставление неполного комплекта документов при возмещении НДС из бюджета или по убыткам;

6) занижение выручки;

7) завышение расходов;

8) по ЕНВД и ПСН несоответствие физического показателя количества работников с данными 6-НДФЛ и РСВ;

9) отсутствие документов, подтверждающих налоговые льготы;

10) расчеты налога на имущество без учета кадастровой стоимости данного имущества.

Это наиболее распространенные нарушения, которые выявляются при камеральных налоговых проверках. Все их описать невозможно. Но, как показывает статистика, 90 процентов нарушений и ошибок допускают налогоплательщики по своей невнимательности. Это объясняется и большой загруженностью бухгалтеров, и отсутствием опыта. Но нужно также понимать, что эта невнимательность может дорого обойтись для организации. Поэтому очень тщательно проверяйте правильность заполнения всех форм отчетности, не тяните со сдачей до последнего дня, сопоставляйте данные отчетов, заранее формируйте пакеты документов по убыткам и возмещению НДС.

С III квартала 2017 года при камеральных налоговых проверках вашей отчетности будет применяться еще один источник информации о доходах — сведения с онлайн-касс. Не забудьте в полном объеме и без ошибок отразить эти сведения в отчетности, чтобы не пришлось предоставлять пояснения и документы для проверок и оплачивать штрафные санкции.

Как представить пояснения к декларации: отвечает ФНС

Вопрос

Ответ

Если при поступлении требования о представлении пояснений налогоплательщик произвел сверку счетов-фактур с контрагентом и нарушений не установлено, надо ли отвечать на требование? Необходимо представить в адрес налогового органа пояснения, подтверждающие отражение счета-фактуры в разделе налоговой декларации
Если налогоплательщику пришло требование о представлении пояснений с указанием счетов-фактур, которые, по его мнению, отражены корректно в декларации, что делать в таком случае? По возможности провести сверку с контрагентом на предмет корректности отражения идентификационных показателей счетов-фактур в декларации покупателя и продавца и сообщить ИФНС об отсутствии ошибки
В случае направления налогоплательщиком пояснений по ТКС в ответ на требование, будет ли налогоплательщик уведомлен о получении налоговым органом данных пояснений? Пояснения считаются принятыми налоговым органом, если налогоплательщику поступило уведомление о приеме, подписанное электронной подписью инспекции. В противном случае налогоплательщик получит уведомление об отказе в приеме
Если представленные пояснения не устранили выявленные расхождения, будет ли инспекция информировать об этом налогоплательщиков, или будет выставлено повторно новое требование о представлении пояснений? Если после представления налогоплательщиком пояснений расхождения не устранены, ИФНС вправе направить требование о представлении документов либо провести иные мероприятия налогового контроля
Будет ли налоговый орган информировать налогоплательщика, если представленные пояснения устранили выявленные расхождения? Нет, НК РФ не предусмотрена обязанность налоговых органов информировать налогоплательщика об устранении расхождений
Необходимо ли прилагать документы к ответу на требование о представлении пояснений? Налогоплательщик вправе дополнительно представить в инспекцию копии документов, подтверждающих достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию
Может ли быть продлен срок представления пояснений? Налоговый кодекс не предусматривает продление сроков представления пояснений
Возможен ли отказ в приеме пояснений в ответ на требование о представлении пояснений? Только в случае нарушения формата представления в электронной форме ответа на требование о представлении пояснений
Можно ли представить пояснения вместе с подачей уточненной налоговой декларации по НДС? Налоговый кодекс не запрещает представление пояснений вместе с подачей уточненной налоговой декларации
В каких случаях представляется только пояснение в ответ на требование о представлении пояснений, а в каких случаях — уточненная налоговая декларация? В случае выявления в представленной декларации по НДС ошибки, приводящей к занижению суммы налога к уплате, организация обязана подать уточненную декларацию. Если же ошибка в декларации привела к переплате или не повлияла на сумму налога к уплате, то «уточненку» подавать необязательно. В таких случаях может быть представлено пояснение
Каков срок представления пояснений в ответ на требование? Пояснения представляются в течение 5 дней с момента передачи по ТКС в налоговый орган квитанции о приеме
Необходимо ли отправлять квитанцию о приеме требования о представлении пояснений? Каков срок отправки квитанции о приеме данного требования? Да. При получении требования о представлении пояснений налогоплательщик обязан передать ИФНС квитанцию о приеме такого документа в электронной форме по ТКС в течение 6 дней со дня отправки налоговым органом требования

За неформализованные пояснения НДС-декларации штрафовать не должны

Камеральная проверка уплаты НДС имеет свои особенности. Большинство компаний по указанному налогу сдают электронную отчетность.

Как прописано в п. 3 ст. 33 НК РФ, запрошенные инспекцией пояснения к виртуальной декларации необходимо направить только в электронной форме по ТКС в утвержденном формате. Пояснения на бумаге не считаются представленными.

Если затребованные при «камералке» пояснения или уточненная декларация не представлены в 5-дневный срок, то последует штраф по ст. 129.1 НК РФ в размере 5 тыс. рублей, за повторный проступок в том же календарном году он вырастет до 20 тыс. рублей.

Недавно вышестоящий налоговый орган рассмотрел спор по вопросу уплаты 5-тысячного штрафа в пользу компании.

Она в марте получила требование о предоставлении пояснений к НДС-декларации за III квартал прошлого года. Пояснения были направлены в инспекцию вовремя по ТКС, но обычным письмом, к которому были прикреплены первичные документы.

Налоговики посчитали пояснения непредставленными, так как компанией не был соблюден формат письма, утвержденный Приказом ФНС РФ от 16.12.2016 № ММВ-7-15/682@. За это ей выставили штраф 5 тыс. рублей.

Вышестоящая налоговая инстанция отменила решение инспекции. Поскольку статья 88 НК РФ не предусматривает указаний на то, что неформализованные электронные пояснения не считаются представленными.

А статья. 129.1 Кодекса наказывает только за их непредставление, а не за нарушение электронного формата.

Поэтому компанию, направившую в ИФНС пояснения простым письмом по ТКС, нельзя привлечь к ответственности по ст. 129.1 НК РФ.

Решение Центрального аппарата ФНС РФ от 13.09.2017 № СА-4-9/18214@.

Примечание редакции:

данное решение поможет организациям, оказавшимся в подобных ситуациях, избежать штрафа без обращения в суд. Достаточно сослаться на него при появлении такой необходимости.

Напомним, что требование о представлении пояснений к декларации по НДС будет направлено, если налоговики выявят противоречия, несоответствия между сведениями, содержащимися в декларации налогоплательщика и его контрагента или в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур. К требованию прилагается перечень операций, по которым установлены расхождения.

Алгоритм заполнения пояснений зависит от факта наличия ошибок в декларации, приведших к занижению налога.

Если такая ошибка закралась, надо подать «уточненку» (п. 1 ст. 81 НК РФ). Прилагать к ней пояснения, раскрывающие причину неточностей, или нет – решает сама организация, ведь НК РФ не запрещает и такой вариант представления документов.

Если компания уверена в правильности заполнения отчетности, то в пояснениях это надо донести до контролеров. К примеру, раскрыть причину расхождений между «прибыльной» базой и НДС-базой (могли присутствовать операции, освобожденные от НДС) или причину несоответствия данных книги покупок и книги продаж контрагента (после сверки с ним). При необходимости к пояснениям можно приложить копии первичных документов.

Обнаруженные в отчете неточности, не повлиявшие на расчет налога или не занизившие его уплату, не приводят к необходимости подачи «уточненки». Это надо отразить в пояснениях.

Однако последнее правило работает не всегда. Для налоговых агентов установлен иной порядок уточнения расчетов, подробности – в следующем обзоре.

Порядок подачи «уточненок» иной, если налог платит налоговый агент

Финансисты напомнили специальную норму п. 6 ст. 81 НК РФ, которая обязывает налоговых агентов, в том числе по НДС, представлять уточненные расчеты в следующих случаях:

  • в поданной отчетности не отражены (неполностью отражены) какие-либо данные;
  • при завышении или занижении налоговых обязательств.

Минфин РФ разъяснил, что уточненная декларация должна содержать все те разделы, которые были заполнены в первичной отчетности, даже при отсутствии в них ошибок.

При составлении «уточненки» вносятся исправления в ранее заполненные разделы. При этом заполняются новые разделы, например, раздел 2 «Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по данным налогового агента», если в первичной декларации он по ошибке не был заполнен.

Разделы, не требующие исправлений, остаются без изменений.

Письмо ФНС РФ от 11.01.2017 № АС-4-15/200.

Примечание редакции:

таким образом, для налоговых агентов не имеет значения, завышен или занижен платеж, чужой налог надо пересчитать в любом случае.

Компании – налоговому агенту при обнаружении искажений, указанных в письме, декларацию надо уточнить.

Это касается и расчета по форме 6-НДФЛ.

Например, если мартовская ошибка замечена в конце года после сдачи расчета по итогам 9 месяцев, то подавать придется три «уточненки»: за I квартал, полугодие и 9 месяцев. Ведь раздел 1 формы заполняется нарастающим итогом, и такая ошибка оказывается во всех расчетах, сданных за отчетные периоды (письмо ФНС РФ от 21.07.2017 № БС-4-11/14329@).

Искажения в расчете приводят к штрафу в размере 500 рублей.

Пятидневный срок для подачи уточненной декларации установлен НК РФ только при выставлении налогового требования (пояснить или уточнить несоответствия). В других случаях срок не установлен. Но лучше ее подать пораньше, чтобы ошибка, занизившая сумму к уплате, не привела к штрафу в размере 20 процентов недоимки (ст. 122 НК РФ). Ведь налоговики могут первыми ее найти, тогда наказания не избежать.

Перед тем как представить «уточненку», надо уплатить недоимку и пени (п. 4 ст. 81 НК РФ).

К убыточной декларации запросят пояснения, объясняющие размер убытка

Если в «прибыльной» декларации заявлен убыток, то такую отчетность налоговики не пропустят и потребуют пояснить причину отсутствия прибыли.

Так случилось и с компанией, заявившей по итогам I квартала прошлого года убыток в размере 285 тыс. рублей.

ИФНС выставила требование от 26.05.2016, в котором указала о необходимости в 5-дневный срок пояснить ситуацию либо внести исправления в декларацию.

Фирма сочла это требование незаконным и пыталась обжаловать действия инспекторов сначала в досудебном порядке. Но подмосковная УФНС лишь подтвердила компетенцию контролеров.

Пришлось идти в суд. Мнения судей разделились. Первая инстанция согласилась с компанией: налоговики не указали в требовании, какие конкретные пояснения они хотят видеть, поэтому организацию лишили возможности исполнить его.

Однако апелляция, а потом и кассация посчитали решение своих коллег ошибочным. Действия инспекторов судьи признали правомерными, не нарушающими права компании.

Судами установлено, что с 01.01.2014 в НК РФ появилась норма, дающая налоговикам право требовать пояснения о размере заявленного убытка. Также Кодекс обязывает хранить документы, подтверждающие его объем и сумму, на которую была уменьшена налоговая база, в каждом налоговом периоде, в течение всего срока использования права корректировки базы на сумму убытка.

Если налоговики сомневаются, что фирма правильно уплатила налоги, они обязаны истребовать у нее дополнительные сведения, документы и информацию, чтобы исключить налоговое нарушение.

В случае декларирования убытка компания должна быть готова пояснить причины его появления, а также обосновать его размер.

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 12.04.2017 № Ф05-3940/2017.

Примечание редакции:

таким образом, бессмысленно оспаривать в суде правомерность направления требования пояснить убыток.

В пояснениях необходимо перечислить все обстоятельства, которые привели к отрицательному налоговому результату. Также в наличии должна быть «первичка», обосновывающая объем этого убытка.

При «камералке» контролеры могут потребовать пояснения (документы) в ограниченных случаях, указанных в ст. 88 НК РФ. Перечислим основные из них.

В декларации обнаружены:

Что затребуют:

— ошибки; — пояснения или «уточненку»;
— противоречия между данными декларации и сведениями из полученных документов или имеющихся в инспекции; — пояснения или «уточненку», а также документы, подтверждающие достоверность сведений в декларации (Постановление Президиума ВАС от 15.03.2012 № 14951/11);

— сведения, противоречащие другим сведениям из этой же декларации или из декларации (журнала учета счетов-фактур), представленной другим лицом

— пояснения и любые документы (счета-фактуры, «первичка» и пр.), относящиеся к операциям, в сведениях о которых выявлены противоречия (письмо ФНС РФ от 06.11.2015 № ЕД-4-15/19395)
В ИФНС представлена: Что затребуют:
— убыточная декларация; — пояснения, обосновывающие размер убытка;
— «уточненка», в которой налог к уплате заявлен в меньшей сумме, чем в ранее поданной декларации; — пояснения с обоснованием уменьшения налога к уплате;
— декларация, к которой не приложены обязательные сопутствующие документы; — документы, которые компания должна приложить, например, в подтверждение нулевой НДС-ставки;
— декларация с заявленными в ней льготами; — пояснения и документы, подтверждающие льготное право, в частности, возможность истребования документов распространяется на перечисленные в ст. 149 НК РФ операции, которые по своему характеру отвечают понятию налоговой льготы (например, пп. 1, 2, 14 п. 3 ст. 149 НК РФ, Постановление Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 № 33);
— декларация, в которой НДС заявлен к возмещению — документы, подтверждающие правомерность вычетов

Правописание слова «не выявлено»

Чтобы выбрать раз­дель­ный или слит­ный вари­ант напи­са­ния с «не» сло­ва «выяв­ле­но», кото­рое явля­ет­ся крат­кой фор­мой при­ча­стия един­ствен­но­го чис­ла сред­не­го рода, вос­поль­зу­ем­ся орфо­гра­фи­че­ским пра­ви­лом напи­са­ния «не» с крат­ки­ми при­ча­сти­я­ми:

С крат­ки­ми при­ча­сти­я­ми отри­ца­тель­ная части­ца «не» пишет­ся раз­дель­но.

Следовательно, в любом кон­тек­сте сло­во «не выяв­ле­но», как крат­кая фор­ма при­ча­стия, пишет­ся раз­дель­но с отри­ца­тель­ной части­цей «не». Рассмотрим при­ме­ры.

Предложения со словом «не выявлено»

В резуль­та­те про­ве­ден­ной эндо­ско­пии пато­ло­гии желудочно-кишечного трак­та у паци­ен­та не выяв­ле­но.

С помо­щью систе­мы видео­на­блю­де­ния не выяв­ле­но посе­ще­ние каме­ры хра­не­ния тре­тьи­ми лица­ми.

В резуль­та­те рас­смот­ре­ния предо­став­лен­ных чер­те­жей недо­стат­ков в кон­струк­ции дви­га­те­ля не выяв­ле­но.

Во вре­мя про­вер­ки соблю­де­ния ско­рост­но­го режи­ма на авто­стра­де М 3 нару­ше­ний не выяв­ле­но.

В пере­во­де тек­ста с англий­ско­го язы­ка на рус­ский кар­ди­наль­ных раз­ли­чий не выяв­ле­но.

По теме чита­ем, какие выбрать вари­ан­ты напи­са­ния слов:

  • неза­кон­но или не закон­но;
  • неогра­ни­чен­но или не огра­ни­че­но;
  • недей­стви­тель­но или не дей­стви­тель­но.

Как проходит камеральная проверка?

При сдаче декларации в ФНС,инспектор просто принимает ее — на декларации ставится штамп, что ее приняли и срок сдачи не нарушен. Инспектор не проверяет полученные декларации, этим занимается отдел камеральных проверок. Когда к ним попадают декларации,они начинает проверять:

● Правильно ли вы заполнили декларацию

● Правильно ли поставили ставки налога

● Правильно ли рассчитали по этим ставкам налога и так далее

Абсолютно по каждой сданной декларации камеральщики проверяют контрольное соотношение цифр. Выискивают противоречия с теми данными, которые у них есть из других источников.

Например, вы подали нулевую декларацию по налогу на имущество и показали, что имущества у вас нет. В то же время у налогового органа лежит ваш баланс, в котором указаны основные средства с остаточной стоимостью. Одно противоречит другому. На такие несоответствия камеральный отдел проверяет каждую декларацию.

Налогоплательщиков не уведомляют о начале проведения камеральной проверки, она начинается сразу окончания отчетного периода.

Нарушения по камеральным проверкам

При проведении камеральной проверки конкретных декларации и/или расчетов анализируется вся отчетность налогоплательщика за этот период. Данные, указанные в общей отчетности, сравниваются с проверяемой. Как раз при этом анализе выявляется большая часть нарушений. Анализируются данные из внешних источников, полученные сведения от контрагентов налогоплательщиков, предыдущие камеральные проверки. Нарушения устанавливаются различные:

● простые арифметические ошибки;

● несовпадение налоговой базы НДС и налога на прибыль;

● нарушение порядка восстановления НДС по уплаченным авансовым платежам;

● предоставление неполного комплекта документов при возмещении НДС из бюджета или по убыткам;

● занижение выручки;

● завышение расходов;

● отсутствие документов, подтверждающих налоговые льготы;

Это наиболее распространенные нарушения, которые выявляются при камеральных налоговых проверках. Но, как показывает статистика, 90 % нарушений и ошибок допускают налогоплательщики по своей невнимательности. Такая невнимательность может дорого обойтись для организации. Поэтому очень тщательно проверяйте правильность заполнения всех форм отчетности, не тяните со сдачей до последнего дня, сопоставляйте данные отчетов, заранее формируйте пакеты документов по убыткам и возмещению НДС.

Читайте также последние новости ЖКХ России, г. Волгограда и Волгоградской области

  • 24.04.2019 г. Медведев призвал снижать тарифы на утилизацию мусора

    Премьер-министр Дмитрий Медведев 23 апреля в своей подмосковной резиденции встретился с участниками всероссийского экологического форума «Чистая страна», организованного партией «Единая Россия» 19 апреля в Челябинске. В нем приняли участие более 600 экологов со всей страны, а также…

  • 23.04.2019 г. 26 апреля 2019 года в администрации Жирновского муниципального района состоится личный прием граждан руководителем инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области

    Жители многоквартирных жилых домов Жирновского муниципального района Волгоградской области смогут обратиться к руководителю инспекции Госжилнадзора Волгоградской области Алексею Сергеевичу Сивокозу за решением вопросов, касающихся сферы жилищного надзора.

  • 23.04.2019 г. ООО «ЖЭУ на Ангарском» устранены выявленные ранее нарушения

    На основании обращения гражданина, проживающего в многоквартирном доме № 10 по ул. Комиссара Щербины в Дзержинском районе г. Волгограда, управлением «Жилищная инспекция Волгограда» аппарата главы Волгограда проведена внеплановая выездная проверка по вопросу технического состояния конструктивных…

  • 23.04.2019 г. Прошедший отопительный сезон в России стал самым сложным за пять лет

    Таковы итоги прохождения ОЗП 2018/2019 годов субъектами электроэнергетики и объектами ЖКХ, озвученные на всероссийском совещании под председательством министра энергетики Александра Новака и министра строительства и ЖКХ Владимира Якушева. Технологических нарушений со значительными последствиями в этот…

  • 23.04.2019 г. Регионы сами высчитают норматив по вывозу отходов

    «Сейчас мы анализируем разные возможности перехода к оплате, исходя из фактического накопления. Как только определимся с нормативом накопления, с процессом формирования нормативов, тогда и будут решения, как сделать так, чтобы люди платили не за абстрактный норматив, а за тот мусор, который они накопили», — сказал Храмов на «круглом столе», посвященном реализации реформы. По его мнению, также нужно снизить тарифную ставку для тех граждан, которые занимаются сортировкой своих отходов. Но это не главная проблема, которая волнует сегодня людей.

  • 23.04.2019 г. Регионы смогут пересмотреть тарифы на вывоз мусора

    В правительстве приняли постановление, которое даст регионам возможность снижать сборы за утилизацию коммунальных отходов. Регионам рекомендовано в трехмесячный срок пересмотреть утвержденные тарифы с учетом принятых решений.

  • 17.04.2019 г. Медведев: Рост тарифов ЖКХ должен быть ограничен инфляцией

    Рост тарифов на ЖКХ — тема насущная, надо вместе ей заниматься, заявил сегодня, 17 апреля, премьер-министр Дмитрий Медведев, выступая с отчётом в Госдуме РФ.

  • 16.04.2019 г. «Зеленая» энергетика становится дешевле и доступнее

    Эксперты настаивают на продлении поддержки ВИЭ в России через механизм договора предоставления мощности (ДПМ) после 2024 года.

  • 16.04.2019 г. В Волгограде объявлено о завершении отопительного сезона

    Постановление о прекращении теплоснабжения жилых домов выйдет уже сегодня, 12 апреля, сообщила пресс-служба мэрии Волгограда.

  • 16.04.2019 г. В Минэнерго РФ назначен новый куратор электроэнергетики

    Юрий Маневич, на минувшей неделе назначенный новым заместителем министра энергетики, будет курировать развитие электроэнергетики в России. Это следует из обновленной структуры министерства на официальном сайте ведомства. Перераспределение полномочий «РГ» подтвердили в пресс-службе.

Все новости ЖКХ

Книги по жилищно-коммунальному хозяйству

Сегодня в продаже:

  • Управление капитальным ремонтом многоквартирного дома в системе ЖКХИздательство: Феникс. Год: 2013. Серия: Консультирует юрист.

    Проведенная в стране приватизация жилищного фонда обусловила появление новых организаций, ТСЖ и управляющих компаний (УК), которые наряду с ЖСК приняли на себя функцию управления многоквартирными домами (МКД). В сферу деятельности этих управляющих организаций вошел капитальный ремонт домов со своей спецификой в управлении технологическим процессом. Для не искушенных в строительстве управляющих организаций, выступающих в качестве заказчиков капитального…

  • Букварь ЖКХ для ржавых чайниковИздательство: АСТ. Год: 2017. Серия: Для ржавых чайников.

    Как бы нас сегодня ни огорчало ЖКХ, один неоспоримый плюс все же появился в последнее время. Нам не надо теперь стоять в длинных очередях в сбербанк, чтобы оплатить счета! Перевести деньги за жилье, электроэнергию, отопление, воду и прочее можно за считанные минуты, не выходя из дома. И мы научим вас, как это сделать. Но ничего не…

В силу п. 2 Инструкции № 157н бухгалтерский учет ведут учреждения, финансовые органы и органы, осуществляющие кассовое обслуживание, в соответствии с Бюджетным кодексом, Федеральным законом от 06.12.2011 № 402‑ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон № 402‑ФЗ), данной инструкцией и иными нормативными правовыми актами РФ, регулирующими бухгалтерский учет. Таким образом, методология в части отражения хозяйственно-финансовых операций, изложенная в Инструкции № 157н, обязательна для применения всеми учреждениями бюджетного сектора. В статье рассмотрим перечень нарушений, которые были выявлены по результатам проверок контрольных органов и вынесены на рассмотрение арбитражных судов.

Прежде чем перейти к выявляемым нарушениям, отметим, что государственный (муниципальный) финансовый контроль делится на внешний и внутренний, предварительный и последующий, о чем говорится в ст. 265 БК РФ. Так, согласно нормам обозначенной статьи внутренний финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений осуществляют органы Федерального казначейства, органы государственного (муниципального) финансового контроля исполнительной власти субъектов РФ, местных администраций.

В силу ч. 2 ст. 269.2 БК РФ при осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами данного вида контроля:

  • проводятся проверки, ревизии и обследования;
  • направляются акты, заключения, представления и (или) предписания объектам контроля;
  • направляются уведомления о применении бюджетных мер принуждения органам и должностным лицам, уполномоченным согласно БК РФ, иным актам бюджетного законодательства РФ принимать решения о применении бюджетных мер принуждения;
  • осуществляется производство по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном соответствующим законодательством.

Ниже рассмотрим несколько нарушений по материалам судебной практики.

Постановление АС УО от 01.04.2016 № Ф09-2301/16

Исходя из п. 4 Инструкции № 157н при ведении бухгалтерского учета субъект учета должен обеспечить формирование полной и достоверной информации о наличии государственного (муниципального) имущества, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Как следует из материалов проверки, проведенной в казенном учреждении, субъектом учета была сформирована бюджетная отчетность без учета изменений в кадастровой стоимости земельных участков, используемых организацией на праве постоянного (бессрочного) пользования.

В силу п. 28 Инструкции № 157н (в редакции, действовавшей на момент проверки) стоимость земельных участков не переоценивается. Однако, как указал суд, законодателем предусмотрена возможность корректировки стоимости такого имущества. Основанием для корректировки является справка (выписка из акта переоценки) балансодержателя имущества.

В соответствии с п. 2 ст. 66 ЗК РФ кадастровая стоимость определяется путем государственной кадастровой оценки земли, порядок проведения которой устанавливает Правительство РФ. Согласно Постановлению Правительства РФ от 07.02.2008 № 52 «О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков» сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения размещаются на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в Интернете.

Таким образом, на основании норм законодательства РФ субъектам учета созданы условия для беспрепятственного получения информации о кадастровой стоимости имущества, определяемой собственником (Письмо Росфиннадзора от 19.09.2012 № 43‑02‑02‑06/234, Письмо Минфина РФ от 31.08.2012 № 02‑06‑10/3473).

Вместе с тем учреждение такой возможностью не воспользовалось, требование бюджетного законодательства не исполнило, что привело к отражению в бюджетном учете и, соответственно, в годовой отчетности недостоверной информации о стоимости имущества (земельных участков), закрепленного за ним.

Дополнительно к вышесказанному отметим, что в настоящее время земельные участки, используемые учреждениями на праве постоянного (бессрочного) пользования (в том числе расположенные под объектами недвижимости), подлежат учету в составе нефинансовых активов как непроизведенные активы. Исходя из п. 28 Инструкции № 157н (в редакции Приказа Минфина РФ от 16.11.2016 № 209н) изменение стоимости земельных участков, учитываемых в составе нефинансовых активов, в связи с изменением их кадастровой стоимости отражается в бухгалтерском учете финансового года, в котором произошли указанные изменения, с отражением данных изменений в бухгалтерской (финансовой) отчетности. Так, в силу поправок, внесенных в п. 16 Инструкции № 162н, изменение стоимости земельных участков, ранее принятых к бюджетному учету, в связи с изменением их кадастровой стоимости отражается по дебету счета 0 103 11 000 и кредиту счета 1 401 10 180 в сумме изменения:

  • в случае увеличения балансовой стоимости – в положительном значении;
  • в случае уменьшения балансовой стоимости – со знаком минус.

Аналогичные нормы содержатся в инструкциях № 174н, 183н.

Постановление АС СЗО от 03.10.2016 № А05-12761/2015

Порядок отнесения нефинансовых активов к основным средствам и материальным запасам установлен п. 38, 99 Инструкции № 157н. Как следует из п. 38 данной инструкции, материальные объекты имущества, независимо от их стоимости, со сроком полезного использования более 12 месяцев, предназначенные для неоднократного или постоянного использования на праве оперативного управления в процессе деятельности учреждения, принимаются к учету в качестве основных средств. Группировка основных средств осуществляется по группам имущества, установленным ОКОФ (п. 53 Инструкции № 157н).

Согласно материалам проверки в нарушение п. 53 Инструкции № 157н и ОК 013-94 в бухгалтерском регистре учреждения по счету 105.36 «Прочие материальные запасы» учитывались материальные ценности на общую сумму 125 000 руб. (шахматы в количестве 50 шт.). Как отмечается контрольным органом, данное имущество относится к основным фондам, которые следовало учитывать на счете 101.36 «Производственный и хозяйственный инвентарь».

Учреждение не согласилось с выводами проверяющих и указало, что шахматы не предназначались для использования в процессе деятельности УФСИН. Принятие к учету шахмат в качестве основных средств повлекло бы неправомерное начисление фактических расходов в виде амортизации.

Суд придерживался иного мнения. В соответствии с ОК 013-94 шахматы относятся к основным фондам группы «Инвентарь для игры в шахматы и шашки» (код 16 3693380). Кроме того, согласно п. 92 Инструкции № 157н на объекты основных средств стоимостью до 3 000 руб. включительно, за исключением объектов библиотечного фонда, нематериальных активов, амортизация не начисляется. Следовательно, у учреждения не имелось оснований для учета данного имущества на счете 105.36 «Прочие материальные запасы».

В дополнение к вышесказанному отметим, что с 2017 года действует новый ОКОФ – ОК 013-2014.

Как отмечают чиновники финансового ведомства в письмах от 27.12.2016 № 02‑07‑08/78243, от 30.12.2016 № 02‑08‑07/79584, материальные ценности, которые в соответствии с Инструкцией № 157н относятся к объектам основных средств, но не вошли в ОК 013-2014, принимаются к учету как основные средства с группировкой согласно ОК 013-94.

В случае если по ОК 013-2014 материальные ценности отнесены к основным фондам, но исходя из п. 99 Инструкции № 157н указанные ценности являются материальными запасами (хотя срок их полезного использования – более 12 месяцев), такие объекты принимаются к учету согласно Инструкции № 157н в составе материальных запасов.

Как следует из ОК 013-2014, шахматы не относятся к объектам основных фондов (см. дополнительно Приказ Росстата от 21.04.2016 № 458). Однако исходя из определения, приведенного в п. 38 Инструкции № 157н, они подлежат учету в составе основных средств.

Постановление АС СЗО от 13.10.2016 № А52-3638/2015

Согласно п. 34 Инструкции № 157н принятие активов к учету, а также их выбытие, в том числе в результате принятия решения об их списании, если иное не установлено указанной инструкцией, осуществляются на основании решения постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов, оформленного оправдательным документом (первичным (сводным) учетным документом). Аналогичные разъяснения приведены в Письме Минфина РФ от 21.10.2015 № 02‑08‑11/60471.

Как следует из материалов проверки, в ходе выполнения монтажных работ по государственному контракту на проведение капитального ремонта была установлена система охранно-пожарной сигнализации стоимостью 266 161 руб. Кроме того, была установлена система металлических стеллажей стоимостью 162 060 руб. Указанное имущество в качестве объектов основных средств в учете организации не числилось. Все расходы на проведение капитального ремонта были списаны на финансовый результат учреждения (счет 1 401 20 225). Данные действия повлекли искажение данных бухгалтерского учета и отчетности по состоянию на 01.01.2015, выразившиеся в занижении строки баланса 010 «Основные средства» (балансовая стоимость).

По пояснениям главного бухгалтера учреждения, представленным суду, указанные объекты не ставились на учет, потому что в результате работ по капитальному ремонту новая пожарная сигнализация была смонтирована взамен ранее установленной. Аналогично была произведена замена старых стеллажей, установленных ранее при возведении здания. Виды работ и состав оборудования были отражены в инвентарной карточке объекта основных средств (здания).

Как указал суд, в соответствии с п. 45 Инструкции № 157н единицей учета основных средств является инвентарный объект. Инвентарным объектом основных средств в смысле указанного пункта могут быть:

  • объект со всеми приспособлениями и принадлежностями;
  • отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций;
  • обособленный комплекс конструктивно-сочлененных предметов, представляющих собой единое целое, предназначенный для выполнения определенной работы. При наличии в комплексе частей с разным сроком полезного использования каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект.

Исходя из совокупности нормативных положений Инструкции № 157н, приведенных выше, охранно-пожарная сигнализация может быть классифицирована как принадлежность основного средства в смысле п. 45 указанной инструкции, если таковая была учтена в составе здания и это обстоятельство подтверждено определенными доказательствами, на основании которых возможно сделать вывод о наличии объектов для их замены либо ремонта. В иных случаях охранно-пожарная сигнализация должна быть учтена в составе основных средств как объект, соответствующий признакам, указанным в п. 38 Инструкции № 157н.

В силу ч. 1 ст. 9 Закона № 402‑ФЗ каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом, на их основании ведется бухгалтерский учет. Следовательно, обстоятельства, связанные с оценкой правильности и достоверности бухгалтерского учета, должны подтверждаться определенными доказательствами – первичными учетными документами. Таких доказательств в подтверждение факта принадлежности охранно-пожарной сигнализации к объекту основных средств до проведения проверки учреждением не предоставлено, не подтверждают это обстоятельство и первичные документы, составленные по результатам проведения капитального ремонта. В смете на капитальный ремонт помещений, в акте о приемке выполненных работ отсутствуют работы по демонтажу ранее установленной пожарной сигнализации.

Таким образом, оценив представленные доказательства в соответствии со ст. 71 АПК РФ, суд установил, что учреждение не учитывало охранно-пожарную сигнализацию и металлические стеллажи в составе объектов основных средств на счете 1 101 00 000 «Основные средства», тем самым сформировало искаженную отчетность. Следовательно, выданное предписание контрольного органа о наличии совершенного нарушения, а также требование о принятии указанного имущества на балансовый учет правомерны.

Определение ВС РФ от 18.01.2016 № 304‑КГ15-17603

Статьей 38 БК РФ установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, в соответствии с которым бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования. Напомним, что код расходов бюджета детализируют направления финансового обеспечения деятельности казенных учреждений. Он состоит (п. 1 ст. 21 БК РФ):

  • из кода главного распорядителя бюджетных средств;
  • из кодов раздела, подраздела, целевой статьи;
  • из кода вида расходов.

Перечень единых для бюджетов бюджетной системы РФ видов расходов в 2016, 2017 годах приведен в Указаниях № 65н. В случае если казенным учреждением оплата расходов по заключенным договорам осуществляется в нарушение указанного документа, данные действия расцениваются как нецелевое использование бюджетных средств.

Как следует из материалов проверки, казенным учреждением была осуществлена оплата за счет средств, выделенных по коду вида расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для государственных нужд», услуг по проверке сметной документации по капитальному ремонту помещений, тогда как данные затраты подлежали отражению по коду вида расходов 243 «Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта, государственного имущества».

Согласно заключенному договору результатом оказанных услуг является заключение о соответствии представленной заказчиком на проверку сметной документации государственным элементным сметным нормам и действующей методологии сметного нормирования. На основании данной формулировки суд пришел к выводу о том, что спорные расходы направлены на капитальный ремонт имущества, принадлежащего учреждению, значит, они отражаются по коду вида расходов 243.

В рассматриваемом случае основным критерием для определения кода вида расходов является их целенаправленность, поэтому учреждению было вменено нарушение в виде нецелевого использования бюджетных средств.

Постановление АС ВСО от 10.11.2016 № Ф02-5312/2016

В силу положений ст. 161, 162 БК РФ казенное учреждение обязано соблюдать требования бюджетного законодательства РФ, обес­печивать результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

Согласно материалам проверки в нарушение ст. 70 БК РФ казенным учреждением неправомерно израсходованы бюджетные средства на приобретение подарочной продукции (техники, цветов) в сумме 1 564 516,42 руб.

Исходя из объяснений главного бухгалтера учреждения расходы, сопряженные с приобретением спорной подарочной продукции, обусловлены поощрением сотрудников МВД путем награждения их ценными подарками и произведены в пределах доведенных до учреждения лимитов бюджетных обязательств по статье 290 «Прочие расходы» КОСГУ. При этом он полагает, что перечень статьи 290 «Прочие расходы» является открытым и допускает возможность осуществления иных расходов.

При рассмотрении данного спора суд указал на следующее. Как явствует из Указаний № 65н, на статью 290 «Прочие расходы» КОСГУ относятся расходы, не связанные с оплатой труда, приобретением работ, услуг для государственных (муниципальных) нужд, в том числе приобретение (изготовление) подарочной и сувенирной продукции, не предназначенной для дальнейшей перепродажи:

  • поздравительных открыток и вкладышей к ним;
  • приветственных адресов, почетных грамот, благодарственных писем, дипломов и удостоверений лауреатов конкурсов для награждения и т. п.;
  • цветов.

Исходя из представленных материалов проверки, суд установил, что приобретенные учреждением подарки (часы настенные и наручные, бытовая и видеотехника, палатки, спальные мешки, чайники электрические, цифровая техника и т. д.) не относятся к той подарочной и сувенирной продукции полиграфического характера, приобретение которой возможно казенным учреждением за счет средств федерального бюджета (поздравительные открытки и вкладыши к ним, приветственные адреса, почетные грамоты, благодарственные письма, дипломы и удостоверения лауреатов конкурсов для награждения).

При этом ст. 290 Указаний № 65н не предполагает ее расширительного толкования. Возможность включения в состав прочих расходов любых расходов, которые направлены на приобретение тех или иных вещей (предметов материального мира) для сотрудников, противоречит заложенным в бюджетном законодательстве принципам эффективности и целесообразности расходования бюджетных средств.

Руководствуясь ст. 10, 29, 70, 161, 162 БК РФ, нормативными актами Минфина, суд пришел к выводу о правомерности и обоснованности нарушения, изложенного в предписании надзорного органа.

* * *

В заключение отметим, что во избежание привлечения к ответственности за неисполнение предписаний контрольных органов рекомендуем точно следовать нормам законодательства РФ и не допускать нарушений в отражении финансово-хозяйственных операций.

Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного само­управления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н. Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н. Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н. Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 23.12.2010 № 183н. ОК 013-94 «Общероссийский классификатор основных фондов», утв. Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 № 359 (действовал в проверяемый период). Утвержден Приказом Росстандарта от 12.12.2014 № 2018‑ст. Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ, утв. Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *