Приказ минтранса путевой лист

Автор: | 04.05.2019

Содержание

Статья: Комментарий к Приказу Минтранса России от 18.09.2008 n 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов» («Официальные материалы для бухгалтера. Комментарии и консультации», 2008, n 23)

«Официальные материалы для бухгалтера. Комментарии и консультации», 2008, N 23
К ПРИКАЗУ МИНТРАНСА РОССИИ ОТ 18.09.2008 N 152
«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ РЕКВИЗИТОВ И ПОРЯДКА
ЗАПОЛНЕНИЯ ПУТЕВЫХ ЛИСТОВ»>
Приказом от 18.09.2008 N 152 Минтранс России утвердил Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов. Этот документ предназначен для применения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, эксплуатирующими легковые и грузовые автомобили, а также автобусы, троллейбусы и трамваи.
Следовательно, если в организации имеется легковой автомобиль, то путевой лист легкового автомобиля является необходимым первичным документом.
Приказ Минтранса России N 152 вступил в силу с 21 октября 2008 г.
Путевой лист — документ, который служит для учета и контроля работы транспортного средства, водителя, что установлено п. 14 ст. 2 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ, которым утвержден Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта.
Закон N 259-ФЗ регулирует отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, и определяет общие условия перевозок пассажиров и багажа, грузов городским наземным транспортом, легковыми и грузовыми автомобилями. В частности, запрещена перевозка пассажиров, багажа и грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми и грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство (п. 2 ст. 6 Закона N 259-ФЗ).
Согласно п. 2 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» путевой лист является первичным документом, который может быть принят к учету только в том случае, если он составлен по унифицированной форме. Унифицированная форма N 3 «Путевой лист легкового автомобиля» утверждена Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78. Использовать эту унифицированную форму не только могут, но и должны организации всех форм собственности, которые эксплуатируют легковые автотранспортные средства, в том числе служебные автомобили, специальные автомобили и такси.
Транспортные компании, которые перевозят пассажиров, составляют путевые листы по формам:
N 3 (спец) «Путевой лист специального автомобиля»;
N 4 «Путевой лист легкового такси»;
N 6 «Путевой лист автобуса»;
N 6 (спец) «Путевой лист автобуса необщего пользования».
Для грузовых машин предусмотрены отдельные формы путевых листов — форма N 4-С (сдельная) и N 4-П (повременная).
Предусмотренные Постановлением Госкомстата России формы путевых листов в обязательном порядке применяются специализированными и автотранспортными организациями.
Что касается остальных организаций, они могут разработать свою форму путевого листа (Письмо Минфина России от 20.02.2006 N 03-03-04/1/129), в которой должны быть отражены все реквизиты, предусмотренные п. 2 ст. 9 Закона N 129-ФЗ.
Информация о выданном водителю путевом листе вносится в специальный журнал учета путевых листов. Унифицированная форма движения путевых листов (форма N 8) представлена в Постановлении Госкомстата России N 78.
Путевой лист должен находиться у водителя в течение всего рабочего времени и предъявляться по требованиям сотрудников ГИБДД.
Организации, использующие в своей работе легковые и грузовые автомобили, могут и в дальнейшем использовать перечисленные унифицированные формы путевых листов, но только при условии, что в унифицированные формы будут внесены те обязательные реквизиты, о которых говорится в Приказе Минтранса России N 152.
Пунктом 3 Приказа Минтранса России N 152 предусмотрены пять реквизитов, которые в обязательном порядке должны включаться в путевой лист:
наименование и номер путевого листа;
сведения о сроке действия путевого листа;
сведения о собственнике (владельце) транспортного средства;
сведения о транспортном средстве;
сведения о водителе.
Кроме того, допускается размещение дополнительных реквизитов, учитывающих особенности осуществления деятельности организации или индивидуального предпринимателя.
Если заглянуть в унифицированную форму путевого листа легкового автомобиля или в унифицированную форму путевого листа грузового автомобиля, то можно обнаружить, что часть обязательных реквизитов уже содержится в унифицированной форме. Так, например, в путевом листе легкового автомобиля представлено поле для указания наименования и номера путевого листа. Номера путевым листам следует присваивать в хронологическом порядке (п. 12 Приказа Минтранса России N 152).
Далее в унифицированной форме предусмотрена строка для указания даты составления путевого листа. Если путевой лист действителен только в день его выдачи, то при заполнении этой строки достаточно указать только одну дату.
В соответствии с новым порядком путевой лист можно выдавать на срок, не превышающий одного месяца (п. 10 Приказа Минтранса России N 152). Если путевой лист выдан на период более одного дня, то необходимо указывать срок действия такого путевого листа — число, месяц и год начала и окончания срока, в течение которого путевой лист может быть использован (п. 4 Приказа Минтранса России N 152).
В путевом листе следует указывать сведения о собственнике или владельце транспортного средства (п. 5 Приказа Минтранса России N 152). Организации должны указать свое наименование, организационно-правовую форму, местонахождение и номер телефона. Для этого в унифицированной форме представлено специальное поле. Указанные реквизиты можно не вписывать в путевой лист, а проставить штамп организации, владеющей транспортным средством на правах собственности или получившей его по договору аренды или лизинга (п. 12 Приказа Минтранса России N 152).
Поскольку путевой лист оформляется на каждое транспортное средство, которое использует организация или индивидуальный предприниматель для перевозок грузов и пассажиров, в путевом листе необходимо указать сведения о легковом автомобиле (п. 6 Приказа Минтранса России N 152):
тип и модель транспортного средства;
его государственный регистрационный знак;
показания одометра при выезде транспортного средства из гаража и его заезде в гараж;
дату и время выезда транспортного средства с места постоянной стоянки транспортного средства и его заезда на указанную стоянку.
———————————
Одометр, в просторечии счетчик, — прибор для измерения количества оборотов колеса, с помощью которого может быть измерен пройденный транспортным средством путь.
Практически для всех перечисленных сведений в унифицированной форме предусмотрены специальные поля. Тип транспортного средства, на которое оформляется путевой лист, следует указывать в наименовании путевого листа (путевой лист легкового автомобиля).
В унифицированной форме путевого листа легкового автомобиля представлены поля для отражения показаний спидометра . В них указывают общий путь автомобиля в километрах, который он прошел с начала эксплуатации.
———————————
Спидометр — прибор для определения скорости движения автомобиля и пройденного им пути.
Графы «Показания спидометра» и «Показания спидометра при возвращении в гараж» заполняет механик и заверяет их своей подписью, причем показания спидометра на начало дня должны совпадать с показаниями на конец предыдущего дня.
Согласно новым правилам вместо слова «спидометр» употребляется иное определение — «одометр».
Новыми реквизитами являются дата выезда с места постоянной стоянки транспортного средства и дата его заезда обратно. Необходимость указания подобных сведений связана с тем, что теперь путевой лист может выдаваться на срок, превышающий один день. Дату и время выезда и возвращения автомобиля, а также показания одометра проставляет уполномоченное лицо, назначенное по решению руководителя (п. 13 Приказа Минтранса России N 152).
Еще одним обязательным реквизитом являются сведения о водителе (п. 7 Приказа Минтранса России N 152).
Поле для указания фамилии, имени и отчества водителя представлено в верхней части унифицированной формы путевого листа.
Если в течение срока действия путевого листа транспортное средство используется посменно несколькими водителями, то организация может оформить на одно транспортное средство несколько путевых листов раздельно на каждого водителя (п. 11 Приказа Минтранса России N 152).
Дату, время и показания одометра при выезде транспортного средства с постоянной стояки проставляют в путевом листе водителя, который первым выезжает с места постоянной стоянки, а дату, время и показания одометра при заезде транспортного средства на постоянную стоянку — в путевом листе водителя, который последним заезжает на постоянную стоянку (п. 15 Приказа Минтранса России N 152).
В состав сведений о водителе включаются дата и время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя. Указывать эти сведения должны медицинские работники, проводившие соответствующий осмотр, которые удостоверяют состояние здоровья водителя и допуск его к управлению автотранспортным средством, заверяют эти сведения своим штампом и подписью (п. 16 Приказа Минтранса России N 152).
Для отметки о проведении предрейсового медицинского осмотра в унифицированной форме путевого листа предусмотрено специальное поле, однако для отметки о проведении послерейсового медицинского осмотра специального поля не предусмотрено.
При этом следует обратить внимание на то, что поле «Лицензионная карточка» унифицированной формы путевого листа заполнять не нужно, поскольку, согласно новому порядку, эти сведения не являются обязательным реквизитом.
В налоговом учете расходы на ГСМ включаются в затраты на содержание служебного транспорта (пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ). Согласно ст. 252 НК РФ, для того чтобы расходы организация могла учесть при расчете налога на прибыль, они должны быть экономически обоснованы и документально подтверждены.
Однако для документального подтверждения расходов на ГСМ недостаточно чеков АЗС, поскольку чек свидетельствует только о факте приобретения горючего. О том, что ГСМ были действительно использованы для определенного автомобиля в производственных целях, можно узнать только из путевого листа. Следовательно, если путевой лист отсутствует или неправильно оформлен, то включить затраты на горючее в состав расходов в целях налогообложения нельзя.
В транспортной организации водитель автомобиля получает горючее по заправочному листу, номер которого необходимо указать в путевом листе в соответствующей строке.
В обычной организации водитель заправляется на автозаправочной станции за наличный расчет и предъявляет в бухгалтерию чек ККА, в котором указываются дата и время заправки, а также порядковый номер чека. Этот порядковый номер можно указать по строке «Заправочный лист». В табличной части унифицированной формы путевого листа указывается количество литров, которое было залито в бензобак при заправке автомобиля.
При составлении путевого листа механик указывает марку горючего и его движение. Специалисты Госкомстата России подчеркивают, что заполнять раздел «Движение горючего» следует в полном объеме по всем реквизитам на основании фактических затрат и показателей приборов — это необходимо для того, чтобы расходы на горючее можно было включить в состав расходов как в бухгалтерском, так и в налоговом учете.
Остаток топлива при выезде из гаража и при возвращении в гараж указывается на основании показания приборов о количестве горючего в бензобаке легкового автомобиля.
Расходы горючего по норме указываются в соответствии с теми нормами расхода топлива, которые утверждены в организации приказом руководителя на основании Распоряжения Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р. Для этого количество километров, пройденное за день, умножают на количество литров топлива по норме на 100 км и делят на 100. Например, за день пройдено 250 км, норма расхода топлива на 100 км — 10 л. Следовательно, расходы топлива по норме составляют 25 л (250 км x 10 л : 100 км).
Фактический расход топлива определяют расчетным путем. Для этого к остатку топлива при выезде прибавляют количество литров топлива, выданных по заправочному листу, и вычитают остаток топлива, который имеется в бензобаке по возвращении автомобиля в гараж. Например, остаток топлива при выезде — 10 л, выдано по заправочному листу — 40 л, остаток топлива по возвращении — 5 л. Следовательно, фактический расход топлива составляет 45 л (10 л + 40 л — 5 л).
В том случае, если расход топлива по норме превышает его фактический расход, образуется экономия топлива. Если фактический расход топлива оказался больше расхода топлива по норме, то образуется его перерасход, как в нашем примере: 45 л > 25 л.
Отражение водителем необходимой информации в путевом листе
Информацию о работе автомобиля в путевой лист вносит водитель. На путевом листе должны стоять штамп и печать организации, которой принадлежит автомобиль.
На оборотной стороне путевого листа указывается маршрут следования. Его необходимо записывать по всем пунктам следования автомобиля. По каждому пункту следования необходимо указать адрес, время выезда и возвращения, а также количество километров, которое прошел легковой автомобиль до пункта назначения.
В колонке «Код заказчика» указывается код, присвоенный транспортной организацией определенному заказчику.
В обычной организации, которая владеет автомобилем, автомобиль используется в производственных целях и предоставляется в пользование различным сотрудникам данной организации. Это может быть генеральный директор, главный бухгалтер, руководитель отдела продаж или отдела поставок, кассир, курьер и т.д. В этом случае указываются должность и фамилия сотрудника организации, который воспользовался автомобилем, или его табельный номер.
В конце рабочего дня водитель заполняет раздел «Результат работы автомобиля за смену», указывая время работы и количество пройденных километров.
Путевой лист в бухгалтерии
Раздел «Расчет заработной платы» заполняется работниками бухгалтерии. Если заработная плата водителю начисляется повременно, то ее сумму указывают по строке «За часы, руб. коп.». Если заработная плата водителя является сдельной, то бухгалтер сумму зарплаты отражает по строке «За километраж, руб. коп.».
Если путевой лист был выдан на один день, то после окончания рабочего дня оформленный должным образом путевой лист сдается в бухгалтерию организации. Путевые листы, выданные на срок, превышающий один день, необходимо представлять в бухгалтерию по окончании срока действия путевого листа.
Оформленные путевые листы следует хранить не менее пяти лет (п. 18 Приказа Минтранса России N 152).
Ответственность за правильное заполнение путевого листа несут руководитель организации,

Как и любой другой документ, путевой лист должен содержать обязательные реквизиты, отражающие основные моменты и необходимую информацию по эксплуатации транспортного средства. Бланк путевого листа закреплен на законодательном уровне, но является рекомендованной, а не обязательной формой.

Нововведения, касающиеся поправок к Приказу Минтранса от 18.09.2008 г. № 152

Внесенные законом изменения, связанные с путевыми листами, заключаются в следующих моментах:

  • в документе обязательно нужно проставлять отметку о том, что был осуществлен контроль технического состояния транспортного средства. Данное мероприятие необходимо производить каждый раз перед началом рабочей смены, и полученные результаты заносить в путевой лист. Эту работу должен выполнять специальный сотрудник, к примеру, механик или контролер. При этом он проставляет дату и время осмотра транспорта, свои ФИО и подпись.

Если транспортное средство прошло проверку по техническим параметрам, необходимо поставить отметку, что оно исправно. Если оно не пригодно к эксплуатации по техническим причинам, в данной графе ничего заполнять не надо;

  • в путевых листах не нужно ставить оттиск печати или штампа предприятия, поскольку вполне достаточно тех сведений, которые указываются касаемо собственника транспортного средства. К ним относятся наименование владельца или компании-арендодателя, их юридический адрес и телефон. Отметим, что проставление печати или штампа на путевом листе не является ошибкой.

Можно ли не включать в путевой лист все реквизиты из Приказа № 152?

Графы обязательных реквизитов в путевом листе должны быть заполнены. Если это сделать не получается, то нужно непременно документально зафиксировать причину этого. К примеру, если нельзя зафиксировать показания километража из-за поломки одометра, следует составить акт о неисправности основного средства. При этом реквизиты самого акта необходимо отразить в графе путевого листа для фиксации километража.

Кроме того, в качестве подтверждения пройденного километража необходимо приложить к путевому листу документ, свидетельствующий о пройденном расстоянии с неисправным одометром. Эта бумага также должна включать реквизиты, предусмотрены для первичной документации. Таким документом может быть бухгалтерская справка, в которой сведения о пройденном километраже будут определены в результате измерений. Подробнее об этом читайте в Письме ФНС РФ «О порядке признания в целях исчисления налога на прибыль расходов на ГСМ» от 16.07.2010 № ШС-37-3/6848.

>Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов (с изменениями на 21 декабря 2018 года)

Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 18 сентября 2008 года N 152

Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов

(с изменениями на 21 декабря 2018 года)

____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
приказом Минтранса России от 18 января 2017 года N 17 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 15.02.2017, N 0001201702150002);
приказом Минтранса России от 7 ноября 2017 года N 476 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 04.12.2017, N 0001201712040024);
приказом Минтранса России от 21 декабря 2018 года N 467 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 18.02.2019, N 0001201902180005).
____________________________________________________________________

Во исполнение части 1 статьи 6 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 46, ст.5555)

приказываю:

1. Утвердить прилагаемые обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов.

2. Признать утратившими силу приказы Министерства транспорта Российской Федерации:
от 30 июня 2000 года N 68 «О введении путевой документации для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозочную деятельность на автомобильном транспорте» (зарегистрирован Минюстом России 3 июля 2000 года, регистрационный N 2298);
от 22 сентября 2003 года N 191 «О внесении изменений и дополнений в приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 30 июня 2000 года N 68» (зарегистрирован Минюстом России 6 октября 2003 года, регистрационный N 5150).

Министр
И.Левитин

Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
8 октября 2008 года,
регистрационный N 12414

Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов

(с изменениями на 21 декабря 2018 года)

I. Общие положения

1. Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов разработаны в соответствии с Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 46, ст.5555).

2. Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов применяют юридические лица и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие легковые автомобили, грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи.

II. Обязательные реквизиты путевого листа

3. Путевой лист должен содержать следующие обязательные реквизиты:

1) наименование и номер путевого листа;

2) сведения о сроке действия путевого листа;

3) сведения о собственнике (владельце) транспортного средства;

4) сведения о транспортном средстве;

5) сведения о водителе.

4. Сведения о сроке действия путевого листа включают дату (число, месяц, год), в течение которой путевой лист может быть использован, а в случае если путевой лист оформляется более чем на один день — даты (число, месяц, год) начала и окончания срока, в течение которого путевой лист может быть использован.

5. Сведения о собственнике (владельце) транспортного средства включают:

1) для юридического лица — наименование, организационно-правовую форму, местонахождение, номер телефона, основной государственный регистрационный номер юридического лица;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 15 декабря 2017 года приказом Минтранса России от 7 ноября 2017 года N 476.

2) для индивидуального предпринимателя — фамилию, имя, отчество, почтовый адрес, номер телефона, основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя.
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 15 декабря 2017 года приказом Минтранса России от 7 ноября 2017 года N 476.

6. Сведения о транспортном средстве включают:

1) тип транспортного средства (легковой автомобиль, грузовой автомобиль, автобус, троллейбус, трамвай) и модель транспортного средства, а в случае если грузовой автомобиль используется с автомобильным прицепом, автомобильным полуприцепом, кроме того — модель автомобильного прицепа, автомобильного полуприцепа;

2) государственный регистрационный знак легкового автомобиля, грузового автомобиля, грузового прицепа, грузового полуприцепа, автобуса, троллейбуса;

3) показания одометра (полные км пробега) при выезде транспортного средства с парковки (парковочного места), предназначенной для стоянки данного транспортного средства по возвращении из рейса и окончании смены (рабочего дня) водителя транспортного средства (далее — парковка);
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 1 марта 2019 года приказом Минтранса России от 21 декабря 2018 года N 467.

4) дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) выезда транспортного средства с парковки и его заезда на парковку;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 1 марта 2019 года приказом Минтранса России от 21 декабря 2018 года N 467.
5) дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства (если обязательность его проведения предусмотрена законодательством Российской Федерации).
(Подпункт дополнительно включен с 15 декабря 2017 года приказом Минтранса России от 7 ноября 2017 года N 476; в редакции, введенной в действие с 1 марта 2019 года приказом Минтранса России от 21 декабря 2018 года N 467.

7. Сведения о водителе включают:

1) фамилию, имя, отчество водителя;

2) дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя.

8. На путевом листе допускается размещение дополнительных реквизитов, учитывающих особенности осуществления деятельности, связанной с перевозкой грузов, пассажиров и багажа автомобильным транспортом или городским наземным электрическим транспортом.

III. Порядок заполнения путевого листа

9. Путевой лист оформляется на каждое транспортное средство, используемое юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем для осуществления перевозок грузов, пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщениях.

10. Путевой лист оформляется до начала выполнения рейса, если длительность рейса водителя транспортного средства превышает продолжительность смены (рабочего дня), или до начала первого рейса, если в течение смены (рабочего дня) водитель транспортного средства совершает один или несколько рейсов.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 марта 2019 года приказом Минтранса России от 21 декабря 2018 года N 467.

11. Если в течение срока действия путевого листа транспортное средство используется посменно несколькими водителями, то допускается оформление на одно транспортное средство нескольких путевых листов раздельно на каждого водителя.

12. В наименовании путевого листа указывается тип транспортного средства, на которое оформляется путевой лист (путевой лист легкового автомобиля, путевой лист трамвая и т.п.). Номер путевого листа указывается в заголовочной части в хронологическом порядке в соответствии с принятой владельцем транспортного средства системой нумерации.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 26 февраля 2017 года приказом Минтранса России от 18 января 2017 года N 17.

13. Даты, время и показания одометра при выезде транспортного средства с парковки и его заезде на парковку проставляются уполномоченными лицами, назначаемыми решением руководителя предприятия или индивидуального предпринимателя, и заверяются их подписями с указанием фамилий и инициалов, за исключением случаев, когда индивидуальный предприниматель совмещает обязанности водителя.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 марта 2019 года приказом Минтранса России от 21 декабря 2018 года N 467.

14. Даты, время и показания одометра при выезде транспортного средства с парковки и его заезде на парковку проставляются индивидуальным предпринимателем в случае, если указанный предприниматель совмещает обязанности водителя.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 марта 2019 года приказом Минтранса России от 21 декабря 2018 года N 467.

15. В случае оформления на одно транспортное средство нескольких путевых листов раздельно на каждого водителя транспортного средства дата, время и показания одометра при выезде транспортного средства с парковки проставляются в путевом листе водителя транспортного средства, который первым выезжает с парковки, а дата, время и показания одометра при заезде транспортного средства на парковку — в путевом листе водителя транспортного средства, который последним заезжает на парковку.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 марта 2019 года приказом Минтранса России от 21 декабря 2018 года N 467.

16. Даты и время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя проставляются медицинским работником, проводившим соответствующий осмотр, и заверяются его подписью с указанием фамилии и инициалов.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 марта 2019 года приказом Минтранса России от 21 декабря 2018 года N 467.

16.1. Дата и время проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства проставляются контролером технического состояния автотранспортных средств или контролером технического состояния транспортных средств городского наземного электрического транспорта, проводившим соответствующий контроль, и заверяются его подписью с указанием фамилии и инициалов.
(Пункт дополнительно включен с 26 февраля 2017 года приказом Минтранса России от 18 января 2017 года N 17; в редакции, введенной в действие с 15 декабря 2017 года приказом Минтранса России от 7 ноября 2017 года N 476; в редакции, введенной в действие с 1 марта 2019 года приказом Минтранса России от 21 декабря 2018 года N 467.

17. Собственники (владельцы) транспортных средств обязаны регистрировать оформленные путевые листы в журнале регистрации путевых листов.

18. Оформленные путевые листы должны храниться не менее пяти лет.

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО «Кодекс»

Оформление путевых листов по новому приказу Минтранса № 152: изменения 2019 года

С 1 марта 2019 года начинает действовать новая редакция приказа Минтранса 152. Он регулирует порядок оформления путевых листов для компаний, которые используют транспорт. Новшества важно принять для работы, чтобы избежать претензий к расходам на ГСМ, входящему НДС по ним.

Бланк путевого листа легкового автомобиля скачать Бланк путевого листа грузового автомобиля скачать

С 1 марта 2019 года изменились требования к путевым листам. Регулирует оформление путевых листов приказ 152, 2019 год начинается с поправок в этом документе. Минтранс утвердил изменения еще в декабре 2018 года, сейчас они только вступили в силу.

Выполнять новые требования должны все компании, которые используют в своей работе транспорт. Учитывайте новшества при подтверждении расходов на горюче-смазочные материалы, запчасти и для вычета НДС по таким покупкам. Оформленные с нарушениями путевые листы лишат и расходов и вычетов.

Приказ 152 Минтранса РФ с последними изменениями 2019 года содержит не так много новшеств. Прежде всего, его нормы скорректированы в соответствии с Законом о безопасности дорожного движения и правилами дорожного движения. Понятия «гараж (депо)» и «место постоянной стоянки» чиновники заменили на «парковку (парковочное место)». Другие изменения приведем в статье в порядке значимости.

Новые требования к порядку оформления путевых листов — предельный срок

Предыдущая редакция приказа 152 позволяла составлять путевые листы на срок вплоть до одного месяца. С 1 марта этот период нельзя установить произвольно, по усмотрению компании. Путевой лист оформляйте:

  • на время рейса, если он длится больше смены или рабочего дня. При длительных поездках путевой лист можно оформить на срок и более месяца;
  • на время смены или рабочего дня, если за это время водитель совершит несколько рейсов.

Пример

В 2018 году водители компании составляли путевые листы по поездкам сразу за месяц.

С марта 2019 года следует соблюдать такую периодичность:

— Иванов А.С. возит директора в течение рабочего дня с возвращением на парковку и выездом по другому адресу в новый рейс. Путевой лист оформляйте в начале рабочего дня на весь день. Следующий рабочий день — новый путевой лист.

— Петров В.А. перевозит товары по торговым точкам по территории всей России. Он выехал 5 марта из Москвы для доставки партии товаров в Тверь. Вернулся Петров в Москву 8 апреля. Путевой лист оформляйте один: с 5 марта по 8 апреля.

Изменения в реквизитах путевых листов

Изменил приказ 152 путевые листы 2019 года и в части обязательных реквизитов. Напомним, что применять формы путевых листов, которые утвердил Госкомстат приказом № 78 от 28.11.1997 не обязательно. Компании вправе разработать свои бланки, возможно на основе форм Госкомстата. Важно наличие обязательных реквизитов из закона о бухгалтерском учете и приказа 152.

Так как эти обязательные требования изменились, известите работников, ответственных за оформление путевых листов. Иначе документы не будут иметь юридической силы.

Показания одометра при возвращении

Из числа обязательных реквизитов путевого листа приказ 152 убрал показания одометра при возвращении автомобиля на парковку (подп. 3 п. 6 приказа Минтранса № 152). В прежнем варианте документа полные км пробега автомобиля надлежало указывать как при выезде, так и при возвращении.

Это новшество создает противоречие в самом документе. Порядок заполнения путевых листов в этом же приказе 152 предусматривает внесение данных одометра в путевой лист дважды — при выезде с парковки и при возвращении. Поэтому отказываться от заполнения спорного реквизита не спешите.

Подтверждение тому, что прежний порядок оформления безопаснее сохранить, есть и в правилах оформления путевых листов при поочередной работе нескольких водителей на одном авто. Если в таких случаях оформляют отдельный путевой лист на каждого водителя, указывать данные одометра приказ 152 рекомендует так:

  • показания на начало дня при выезде с парковки указать в путевом листе первого водителя, который приступил к работе;
  • показания на конец дня при возвращении на парковку пропишите в путевом листе водителя, который вернул машину.

Штампы медицинского работника и автомеханника

В путевых листах проставить штампы требовалось от двух специалистов:

  • от медицинского работника, который осматривает водителей;
  • от ответственного за внесение показаний одометра.

С 1 марта эти требования отменили. Отметку о прохождении водителем медицинского осмотра допустимо заверить подписью врача с фамилией и инициалами. Расписывать полностью имя и отчество не нужно. Штамп для дополнительного подтверждения теперь не требуется.

Здесь новшество вступает в противоречие с другой нормой. Порядок проведения медосмотров (утв. приказом Минздрава от 15.12.2014 № 835н) штамп не отменил. Чтобы избежать споров с контролерами, медосмотры безопаснее сопроводить штампом врача.

Сотрудник, который заверяет данные одометра при выезде, должен поставить свою подпись и расшифровку к ней. Проставить вместо них штамп теперь нельзя. Оформление путевых листов образец для бухгалтерии 2019 можно посмотреть ниже.

Появился реквизит «предрейсовый контроль»

Это новшество приводит путевые листы в соответствие с нормами технического контроля автомобиля. С прошлого года машина может проходить как предсменный, так и предрейсовый технический контроль.

В путевых листах добавился новый реквизит — предсменный контроль технического состояния. Предрейсовый контроль также остался.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *