Применение счета 109 в бюджетном учреждении

Автор: | 04.05.2019

Бюджетные учреждения и себестоимость готовой продукции. Быть или не быть? Счет 10900 предназначен для учета операций по формированию себестоимости

  • готовой продукции
  • выполняемых работ
  • оказываемых услуг

А относятся ли расходы бюджетного учреждения к затратам на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг? Нужно ли вести 10900 счет, если есть 40120?

При в внимательном чтении инструкции, становится понятно, что нужно. Хотя вести его — очень не хочется бюджетным учреждениям, это «утяжеление учета», и порой кажется что бессмысленно.

Ваше учреждение не создает ничего, ни продукта, ни услуги населению? Или другим учреждениям? Вряд ли. Такие учреждения, даже бюджетные, в мире не нужны.

Наши организации учат, лечат, воспитывают, решают проблемы города и жителей, обслуживают пенсионеров — на самом деле оказывают обществу много необходимых услуг. Как же правильно их учитывать?

В этом году в части учреждений-наших клиентов, мы столкнулись со срочной обморочной заменой счета расходов с 40120 на 10900.

2018 финансовый год только начался, и хочется, чтобы сейчас уже было понятно, будете вы вести 109 счет или нет.

Что нужно учесть, чтобы вести его правильно? — Нужно сформировать и утвердить три важных списка:

1 Список услуг, которые ваше учреждение оказывает

2 Список расходов, из которых формируется себестоимость услуги, причем для каждой услуги отдельно

Прямые и накладные расходы. Эти расходы напрямую связаны с оказанием услуги. Тут важна специфика учреждения. Зарплата, медикаменты,материалы, услуги — все может быть совершенно необходимо для оказания услуги.Прописывает, утверждаем, создаем проводки или документы с начислением на 109 счет.

3 Перечень затрат, которые учитываются в составе расходов на прямую

Общехозяйственные расходы. Это то, что мы тратим на нужды управления, непосредственно не связанные с оказанием услуги, но жизненно необходимые для существования и функционирования учреждения.

Здесь уместен счет 40120.

Остались Издержки обращения. Это затраты, которые необходимы для продвижения услуги. Реклама, листовки, публикации.. Или то, что вам еще необходимо, чтобы привлечь внимание потребителя к вашей услуге.

Я бы рекомендовала, прописать эти документы в Учетной политике, и дальше действовать на основании собственной Учетной политики.

Учетная политика становится при любой проверке весомым аргументом. Не забывайте о ней, обновляйте, следите и думайте о том, что она ваш щит, перед любой проверкой.

Закрывается 109 счет в конце года на уменьшение финансового результата по дебету счета 40100 «Доходы текущего финансового года».

Каков порядок формирования бюджетным учреждением сумм сформированных резервов на счете 109.61 по видам деятельности «2», «4 «и «5»?

9 февраля 2018

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В бюджетном учреждении начисление резервов предстоящих расходов в корреспонденции со счетом 0 109 00 000 необходимо отражать в следующем порядке:
— по КФО «2» счет 0 109 60 000 применяется в корреспонденции со счетом 2 401 60 000, если резервы формируют фактическую себестоимость платной услуги (работы) оказываемой учреждением;
— по КФО «4» счет 4 109 60 000 применяется в корреспонденции со счетом 4 401 60 000, если резервы формируют себестоимость услуг, оказываемых в рамках деятельности по выполнению государственного (муниципального) задания;
— по КФО «5» счет 5 109 60 000 не применяется.

Обоснование вывода:
В соответствии с п. 134 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее — Инструкция N 157н), счет 109 00 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг» предназначен для учета операций по формированию себестоимости готовой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг.
Применяемая в настоящее время методология бухгалтерского учета не ставит использование счета 109 00 в зависимость от вида деятельности учреждения. Данный счет обязательно должен использоваться, если бюджетное учреждение оказывает какие-либо услуги, выполняет работы или производит готовую продукцию, в том числе в рамках приносящей доход деятельности (письмо Минфина России от 02.09.2016 N 02-07-10/51652), деятельности по выполнению государственного (муниципального) задания.
Основное предназначение счета 109 00 заключается в формировании фактической себестоимости услуги (работы) и ее сравнении с плановой (нормативной) себестоимостью этих услуг, расчетом нормативных затрат в целях анализа эффективности деятельности учреждения и принятия соответствующих решений.
Таким образом, в части отнесения расходов, осуществленных в рамках деятельности по выполнению задания (КФО 4), а также в рамках приносящей доход деятельности (КФО 2) применение счета 109 00 является обязательным в том случае, если конкретные затраты формируют себестоимость продукции, работы или услуги. При этом конкретный перечень расходов, формирующих стоимость государственной (муниципальной) услуги, а также услуг (работ), оказываемых в рамках приносящей доход деятельности, определяется бюджетным учреждением самостоятельно и закрепляется в учетной политике.
В свою очередь, расходы, произведенные за счет средств субсидии на выполнение задания или приносящей доход деятельности, но не формирующие себестоимость работ, услуг (готовой продукции), подлежат отнесению на финансовый результат текущего финансового года, т.е. на счет 0 401 20 200 «Расходы экономического субъекта».
Кроме того, субсидии на иные цели предоставляются бюджетному учреждению в соответствии с абз. 2 ст. 78.1 БК РФ на определенную цель, не связанную напрямую с выполнением заданного объема государственного (муниципального) задания. Соответственно, в бюджетных учреждениях расходы, источником финобеспечения которых являлись субсидии на иные цели, следует списывать в дебет счета 5 401 20 000 (п. 153 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н, далее — Инструкция N 174н). Счет 109 00 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг» относительно расходов, понесенных учреждением за счет полученных средств субсидии на иные цели, не применяется.
Данный общий подход применяется и при отнесении расходов на конкретный счет при формировании резервов предстоящих расходов.
Так, информация о состоянии и движении сумм, зарезервированных в целях равномерного включения расходов на финансовый результат учреждения, по обязательствам, не определенным по величине и (или) времени исполнения, учитывается на счете 401 60 «Резервы предстоящих расходов» (п. 302.1 Инструкции N 157н).
Отметим, что действующим законодательством не установлено жесткое правило в отношении видов и порядка формирования резервов. Согласно п. 302.1 Инструкции N 157н на счете 401 60 могут отражаться, например, такие резервы, как:
— на предстоящую оплату отпусков за фактически отработанное время или компенсаций за неиспользованный отпуск, в том числе при увольнении, включая платежи на обязательное социальное страхование сотрудника учреждения;
— на предстоящую оплату по требованию покупателей гарантийного ремонта, текущего обслуживания в случаях, предусмотренных договором поставки;
— расходных обязательств, возникающих при реструктуризации деятельности учреждения;
— расходных обязательств, оспариваемых в судебном и внесудебном порядке;
— по обязательствам учреждения, возникающим по фактам хозяйственной деятельности (сделкам, операциям), по начислению которых существует на отчетную дату неопределенность по их размеру из-за отсутствия первичных учетных документов и т.д.
Перечень возможных резервов не является закрытым. Конкретные виды резервов, методы оценки обязательств, периодичность начисления (корректировки) в учете резервов предстоящих расходов следует определить в рамках формирования учетной политики учреждения.
Согласно п. 160.1 Инструкции N 174н начисление резервов отражается по кредиту счета 0 401 60 000 «Резервы предстоящих расходов» в разрезе кодов видов финансового обеспечения в корреспонденции со счетами 0 106 00 000 «Вложения в нефинансовые активы», 0 109 00 000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг» или 0 401 20 200 «Расходы экономического субъекта».
При этом Инструкцией N 174н прямо предусмотрена проводка по начислению сумм резерва по обязательствам, возникающим в рамках рассмотрения претензий, исков, в том числе при досудебном (внесудебном) рассмотрении (по претензионным разбирательствам), а именно в корреспонденции со счетом 0 401 20 200 «Расходы экономического субъекта». Данный факт связан прежде всего с тем, что подобные расходы, как правило, не предусматриваются при расчете плановой себестоимости услуги, выполненной работы, и отнесение затрат при формировании резервов по таким расходам на счет 109 00 может исказить себестоимость соответствующей услуги (работы). Вместе с тем если какие-то из указанных расходов были заложены при формировании плановой себестоимости оказываемой услуги (выполненной работы), то в таком случае формирование указанного резерва целесообразно осуществлять с использованием счета 109 00, закрепив такую возможность в учетной политике бюджетного учреждения.
В отношении иных резервов, создаваемых в бюджетном учреждении каких-либо ограничений Инструкцией N 174н не предусмотрено. Поэтому при выборе корреспондирующего счета при формировании резерва следует исходить только из общего правила: формируют ли расходы по созданным резервам себестоимость оказываемой услуги (выполненной работы), или нет. Конкретный перечень расходов, формирующих стоимость государственной (муниципальной) услуги, а также услуг (работ), оказываемых в рамках приносящей доход деятельности, определяется бюджетным учреждением самостоятельно и закрепляется в учетной политике.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Емельянова Ольга

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Суховерхова Антонина

Рассмотрим ситуацию на конкретном примере:

Бюджетное учреждение получает субсидии на выполнение госзадания (оказание дополнительных образовательных услуг). Приносящую доход деятельность организация не ведет. Как правильно относить расходы на счет 109 00 и какие? В целях выполнения госзадания в учреждении осуществляются расходы по оплате коммунальных услуг, услуг связи, заработной платы, содержания имущества, прочих услуг, расходов,стоимости материальных запасов (ГСМ, канцелярских товаров, хозяйственного инвентаря), основных средств.

Бухгалтер школы, Пензенская обл.

В соответствии с требованиями п. 134 Инструкции № 157н счет 109 00 “Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг” обязательно должен использоваться бюджетными учреждениями в целях учета операций по формированию себестоимости оказываемых ими услуг, в т. ч. и в рамках выполнения государственного задания.

Конкретный порядок и условия предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания определяется соответствующим соглашением, которое бюджетное учреждение заключает с учредителем. При этом размер субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания рассчитывается на основании нормативных затрат:

  • на оказание государственных услуг в рамках государственного задания;
  • на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за учреждением или приобретенного им за счет средств, выделенных учредителем (за исключением имущества, сданного в аренду);
  • на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается указанное в предыдущем пункте имущество, в т. ч. земельные участки.

Из содержания упоминаемого выше соглашения, а также правового акта, на основании которого определялись соответствующие нормативные затраты для бюджетного учреждения, необходимо выделить:

  • перечень государственных услуг, оказываемых учреждением (себестоимость каждой должна формироваться в учете обособленно);
  • перечни расходов, которые должны учитываться при формировании себестоимости конкретных государственных услуг;
  • перечни затрат, которые сразу могут учитываться в составе расходов текущего финансового года.

К затратам, которые сразу могут списываться в дебет счета 4 401 20 200 “Расходы хозяйствующего субъекта”, прежде всего будут относиться расходы по содержанию недвижимого и особо ценного движимого имущества. Исходя из содержания абз. 4 п. 153 Инструкции № 174н, такие расходы могут отражаться, в частности, по кодам 223 “Коммунальные услуги”, 225 “Работы, услуги по содержанию имущества”, 226 “Прочие работы, услуги”, 290 “Прочие расходы” КОСГУ. То есть применительно к затратам, перечисленным в вопросе, непосредственно на расходы текущего финансового года можно списывать:

  • стоимость коммунальных услуг;
  • суммы расходов по содержанию имущества;
  • часть прочих расходов и стоимости прочих услуг, если они связаны с содержанием соответствующих видов имущества (в т. ч. расходы по уплате налога на имущество и земельного налога).

Могут ли еще какие либо расходы, осуществляемые за счет средств субсидии на выполнение госзадания, списываться непосредственно в дебет счета 4 401 20 200? Да, могут, если порядок формирования государственного задания (нормативных затрат) не предусматривает их включение в себестоимость госуслуг.

Исходя из положений абз. 3 п. 153 Инструкции № 174н такие расходы,как правило, отражаются по кодам 262, 263, 273, 290 КОСГУ. Кроме того, непосредственно в дебет счета 4 401 20 271 “Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов” могут списываться суммы амортизации, начисленной по основным средствам, используемым при оказании госуслуг, ведь суммы амортизации и расходы по приобретению основных средств (кроме малоценных), как правило, не учитываются при расчете размера субсидии на выполнение госзадания.

Следующий этап работы – распределение расходов, которые должны учитываться при формировании себестоимости конкретных государственных услуг, на:

  • прямые;
  • накладные;
  • общехозяйственные;
  • издержки обращения.

К прямым расходам относятся затраты, непосредственно связанные с оказанием конкретного вида госуслуг.

Накладные расходы также непосредственно связаны с оказанием госуслуг. Однако такие расходы не могут быть соотнесены с конкретным видом госуслуг и подлежат распределению по каждой услуге.

К общехозяйственным расходам относятся затраты на нужды управления, не связанные непосредственно с процессом оказания госуслуг.

К издержкам обращения относятся затраты, произведенные в результате реализации услуг, в т. ч. в процессе их продвижения.

Как видим, определить перечни затрат в целях их распределения по конкретным видам расходов можно только исходя из специфики деятельности конкретного учреждения.

Применительно к рассматриваемой ситуации с большой долей вероятности можно сказать, что издержек обращения в учреждении не будет.

А вот иные расходы полностью или частично могут учитываться как в составе прямых, так и в составе накладных, общехозяйственных расходов. Допустим, учреждением оказывается несколько госуслуг.

В состав прямых расходов (относящихся только к какой-то одной услуге)могут войти, например, расходы по выплате заработной платы соответствующим сотрудникам, уплате страховых взносов. Начисление прямых расходов необходимо будет отражать следующими бухгалтерскими записями:

Дебет 4 109 60 211, 4 109 60 213

Кредит 4 302 00 730, 4 303 00 730.

В состав накладных расходов могут быть, например, включены стоимость использованных при оказании услуг расходных материалов, а также некоторые прочие расходы. Начисление накладных расходов необходимо будет отражать такими записями:

Дебет 4 109 70 272, 4 109 70 290

Кредит 4 302 00 730, 4 105 00 440, 4 208 00 660.

Часть материальных запасов (например, канцелярские принадлежности, используемые бухгалтерией) может учитываться при выдаче в составе общехозяйственных расходов. К таким расходам могут относиться связанные исключительно с нуждами управления расходы по оплате услуг связи, а также расходы по оплате прочих услуг (например, консультационных), расходы по оплате труда управленческого персонала.

Начисление общехозяйственных расходов необходимо будет отражать следующими записями:

Дебет 4 109 80 211, 4 109 80 213, 4 109 80 221, 4 109 80 226,4 109 80 272

Кредит 4 302 00 730, 4 105 00 440, 4 303 00 730.

Следующий важный этап учетной работы – распределение накладных и общехозяйственных расходов на основании Справки (ф. 0504833) и соответствующих расчетов. В соответствии с учетной политикой бюджетного учреждения такое распределение может осуществляться, например, ежемесячно. При этом способ распределения также необходимо определить в учетной политике.

При распределении накладных и общехозяйственных расходов делаются записи по соответствующим аналитическим счетам:

Дебет 4 109 60 000

Кредит 4 109 70 000, 4 109 80 000.

Общехозяйственные расходы, которые в соответствии с положениями учетной политики не подлежат распределению, списываются бухгалтерской записью (например, могут не распределяться расходы по оплате консультационных услуг):

Дебет 4 401 20 200

Кредит 4 109 80 000.

Допустим, в учреждении в отношении накладных и общехозяйственных расходов выбран одинаковый способ распределения – пропорционально прямым затратам по оплате труда, ежемесячно. Прямые расходы по оплате труда на услугу № 1 равны 500 000 руб., а на услугу № 2 – 300 000 руб. В данном случае расходы, накопленные на счетах 4 109 70 000, 4 109 80 000, ежемесячно должны распределяться в следующих размерах по каждому коду КОСГУ:

  • на услугу № 1 – 62,5% (500 000 руб. × 100% / (500 000 руб. + 300 000 руб.));
  • на услугу № 2 – 37,5% (300 000 руб. × 100% / (500 000 руб. + 300 000 руб.)).

И наконец, накопленные на счете 4 109 60 000 суммы должны быть учтены при формировании финансового результата. В рамках деятельности по выполнению госзадания суммы, учтенные на данном счете, списываются в дебет счета 4 401 20 200 “Расходы хозяйствующего субъекта” на основании Справки (ф. 0504833) (абз. 7 п. 153 Инструкции № 174н).

Очевидно, что периодичность отражения в учете подобных операций зависит от специфики оказываемых учреждениями госуслуг. При этом Инструкция № 174н по данному вопросу содержит только одно требование – в дебет счета 4 401 20 200 должны списываться только суммы, относящиеся к уже оказанным услугам.

Если содержание государственного задания, соглашения о предоставлении субсидии и иных документов, имеющихся в распоряжении учреждения, не позволяет должным образом обосновать периодичность отражения в учете описанной выше операции, то решение о периодичности полного или частичного списания расходов, накопленных на счете 4 109 60 000, желательно согласовать с учредителем. Такая операция может осуществляться ежемесячно.

На вопросы отвечала Ю.А. Кошелева, эксперт Международного центра финансово-экономического развития

Опубликовано в журнале «Бюджетный учет и отчетность в вопросах и ответах» №8, август 2012 г.

Бюджетные учреждения в рамках своей деятельности занимаются оказанием услуг населению (выполнение муниципального госзаказа). В связи с этим в единый План счетов был введён счёт № 109.00 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг» и соответствующие аналитические счёта 109.60, 109.70, 109.80 и 109.90.

109.60 Себестоимость готовой продукции, работ, услуг

Здесь отражаются прямые расходы, влияющие на себестоимость конкретной услуги (работы, товара). К прямым можно отнести: начисление заработной платы, оплату страховых взносов, оплату материалов, аренду помещения, оплату транспорта и т.д. В программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» учёт осуществляется счётом 109.61. Учёт прямых расходов осуществляется следующими проводками:

  • Дебет 109.61.000 (211-213, 221-226, 262, 263, 271, 272, 290).
  • Кредит 302.00.730, 303.00.730, 105.00.440, 104.00.410.

Обращаем ваше внимание, что счёт 109.61 в бюджетных учреждениях учитывает только затраты, которые необходимы для формирования себестоимости конкретной услуги. Если финансы идут на разные услуги, то они учитываются как накладные.

Счёт 109.60 в рамках деятельности по выполнению муниципального задания списывается в дебет счёта 401.20.200. Сформированную на счёте 109.60 себестоимость, оказанную за счёт собственных доходов, можно списывать в дебет счёта 401.10.130 (п. 296 Инструкции № 157н, письмо Минфина России и Федерального казначейства от 26 декабря 2013 года №№ 02-07-007/57698, 42-7.4-05/2.3-870). Выбранный порядок закрепите в учётной политике.

109.70 Накладные расходы производства готовой продукции, работ, услуг

Накладные расходы в 109 счёт в бюджетном учреждении вписываются в тех случаях, когда определённая затрата покрывает сразу несколько оказываемых услуг. К накладным затратам можно отнести те же затраты, что и в случае с прямыми: выплату заработной платы, оплату аренды, транспорта, услуги связи т.д. Ключевое отличие – траты нельзя отнести к конкретному виду деятельности, они применимы сразу к нескольким услугам. В программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» учёт осуществляется счётом 109.71. Учёт накладных расходов осуществляется следующими проводками:

  • Дебет 109.71.000 (211-213, 221-226, 262, 263, 271, 272, 290).
  • Кредит 302.00.730, 303.00.730, 105.00.440, 104.00.410.

Закрытие счёта 109.70:

  • Дебет: 109.60.000
  • Кредит: 109.70.000.

109.80 Общехозяйственные расходы

Общехозяйственные расходы в счёте 109 в бюджетном учреждении могут учитывать различные траты, направленные на оплату управленческой деятельности (заработная плата руководящего состава, обеспечение транспортных услуг для управления предприятия и т.д.), а также часть материальной базы (канцелярия и т.д.). В программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» учёт осуществляется счётом 109.81. Учёт в счёте 109 в бюджетных учреждениях общехозяйственных расходов осуществляется следующими проводками:

  • Дебет 109.81.000 (211-213, 221-226, 262, 263, 271, 272, 290).
  • Кредит 302.00.730, 303.00.730, 105.00.440, 104.00.410.

К общехозяйственным расходам относятся общие затраты на функционирование предприятия, не направленные на покрытие затрат по конкретной услуге. Для закрытия счёта при распределении общехозяйственных расходов осуществляется проводка:

  • Дебет: 109.60.000
  • Кредит: 109.80.000.

Не распределяемые расходы отнесите на уменьшение финансового результата учреждения, проводка:

  • Дебет: 401.20.000
  • Кредит: 109.80.200

109.90 Издержки обращения

Проводки по 109 счёту в бюджетном учреждении должны учитывать и расходы, относящиеся к группе «издержки обращения». Это прежде всего затраты, произведённые в результате реализации товара. Издержки обращения не влияют на себестоимость. В программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» учёт осуществляется счётом 109.91. Учёт расходов на издержки обращения осуществляется следующими проводками:

  • Дебет 109.91.000 (211-213, 221-226, 262, 263, 271, 272, 290).
  • Кредит 302.00.730.

В деятельности муниципальных бюджетных учреждений может и вовсе не быть затрат на издержки обращения, в таком случае отражать их нет необходимости. При формировании проводок по счёту 109 в бюджетном учреждении будьте предельно внимательны. Бюджетное учреждение, получающее субсидии от государства, должно максимально полно и точно отражать все категории расходов – это необходимо для формирования будущего бюджета и размера субсидий. Закрытие счёта 109.90 происходит списанием издержек на финансовый результат – счёт 401.20, проводка:

  • Дебет: 401.20.000
  • Кредит: 109.90.000.

Таким образом, мы рассмотрели, как ведётся учёт на производственных счетах в бухгалтерском учёте и как отражается учёт в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8».

Важно!

Закрытие производственных счетов производить необходимо ежемесячно!

Относить расходы на финансовый результат согласно инструкциям!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *