Проблемы налога на прибыль

Автор: | 03.05.2019

Facebook

Налог на прибыль — один из самых «проблемных налогов, относительно которого возникает наибольшее число споров с проверяющими органами и доначислений.

Касательно именно данного налога в НК РФ содержится достаточно много неясных формулировок,из-за которых налогоплательщики и налоговые органы встречаются в суде. Рассмотрим, на наш взгляд, основные проблемы, связанные с начислением и уплатой налога на прибыль.

Расходы должны быть обоснованными и документально подтвержденными (ст. 252 НК РФ)

Экономическая обоснованность является относительной категорией. Суды также трактуют это понятие по-разному. В постановлении ФАС Московского округа от 5.05.12 г. № А40-79747/11-91-341 суд указал, что по смыслу ст. 252 НК РФ экономическая обоснованность понесенных налогоплательщиком расходов определяется не фактическим получением доходов в конкретном налоговом (отчетном) периоде, а направленностью таких расходов на получение дохода. В постановлении ФАС Уральского округа от 9.12.11 г. № Ф09-8067/11 по делу № А76-8322/2011 суд отметил, что коммерческая деятельность подразумевает в том числе риск возникновения убытка. Поэтому данное обстоятельство не свидетельствует о получении необоснованной налоговой выгоды и не препятствует учету затрат в целях исчисления налога на прибыль.

В НК РФ не содержится конкретного перечня документов, позволяющих обосновать расходы организации. Возникающие с связи с этим вопросы приходится решать в суде.

Например, спорным является вопрос о подтверждении тех или иных расходов при отсутствиикаких-либо необходимых документов. Например, в письме УФНС России по г. Москве от 14.09.06 г.№ 18–12/081446@ разъясняется, что при отсутствии договора затраты не признаются обоснованными и документально подтвержденными. Тем не менее в постановлении ФАС Московского округа от 4.04.11 г. № КА-А40/2332-11-П по делу № А40-140560/09-114-1092 суд указал, что наличие договора между сторонами подтверждено счетом, выставленным контрагентом за оказанные услуги, и платежным поручением.

А была ли хозяйственная операция

Вопросам о подтверждении хозяйственных операций не посвящено ни одной статьи в НК РФ. Вместе с тем налоговые органы нередко доначисляют налог на прибыль, если заподозрят налогоплательщика в том, что хозяйственные операции не были осуществлены. Налогоплательщик в судебном порядке должен доказать, что он правомерно уменьшил налоговую базу. Например, в постановлении ФАСВосточно-Сибирского округа от 1.07.09 г. № А19-631/09 суд установил, что налогоплательщиком не подтверждена реальность существования хозяйственных отношений с контрагентами.

Признание доходов

Некоторые средства, например, направленные на компенсацию убытков, могут быть признаны частью доходов организации, вследствие чего будет доначислен налог на прибыль. Перечисленные на компенсацию убытков денежные средства по своему экономическому содержанию являются частью дохода (экономической выгодой), полученного организацией от реализации услуг, и не могут рассматриваться в качестве целевого финансирования, а потому подлежат учету в составе доходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль (постановление Президиума ВАС РФ от 31.05.11 г. № 16814/10).

Расходы в пользу третьих лиц

НК РФ не запрещает организации иметь расходы в пользу третьих лиц в рамках ведения предпринимательской деятельности, однако на практике нередко такие расходы оказываются спорными.

Суды по-разному решают такие вопросы. Некоторые считают расходы в пользу третьих лиц необоснованными. Так, в постановлении ФАС Поволжского округа от 2.08.11 г. № А12-17486/2010 суд установил, что налогоплательщик по поручению собственника застраховал арендованное имущество для исполнения договора залога, стороной которого он не являлся. В связи с этим суд признал необоснованными затраты на страхование.

Вместе с тем в постановлении ФАС Уральского округа от 6.05.09 г. № Ф09-2737/09-С3 суд указал, что налогоплательщик правомерно учел расходы на страхование заложенного имущества, которое принадлежало третьему лицу, так как эта обязанность была возложена на него кредитным договором.

Группировка расходов

Спорным может быть признан вопрос об отнесении расходов к конкретной группе. Если некоторые затраты с равными основаниями могут быть включены одновременно в состав нескольких групп расходов, налогоплательщик вправе самостоятельно определить, к какой именно группе он отнесет такие затраты (постановление ФАС Поволжского округа от 28.03.11 г. № А55-9777/2010).

Период учета расходов

Проблема определения периода признания конкретного вида расходов также вызывает многочисленные споры, так как данный период влияет на величину налоговой базы.

Материальные расходы на приобретение сырья признаются в том налоговом периоде, в котором произошла реализация продукции, в стоимости которой они учтены (Определение ВАС РФ от 26.08.11 г. № ВАС-9868/11). Аналогичный вывод сделан в постановлении ФАСЗападно-Сибирского округа от 15.06.11 г. № А45-12953/2010.

Оформление документов

В НК РФ не говорится об ошибках и противоречиях, имеющихся в документах. Тем не менее налогоплательщики допускают ошибки при оформлении документов и эти ошибки могут стать причиной реальных споров с проверяющими органами.

В Определении ВАС РФ от 15.07.11 г. № ВАС-6944/11 суд выявил, что сведения, которые содержатся в документах, представленных заявителем в подтверждение понесенных расходов, являются недостоверными и противоречивыми.

Нормирование расходов

В отношении материальных расходов суды нередко рассматривают вопросы, связанные с нормативами потерь. При этом нормы либо не предусмотрены законодательно, либо установлены давно и не соответствуют современным требованиям.

Судебная практика неоднозначна.

Например, в Определении ВАС РФ от 24.10.11 г. № ВАС-13107/11 суд исходил из того, что затраты на оплату услуг по намыву песка должны расцениваться как косвенные расходы, нормативы потерь полезных ископаемых определены в соответствии с законом. В Определении ВАС РФ от 20.10.11 г.

№ ВАС-13593/11 указано, что суд, отказывая в удовлетворении заявления, пришел к обоснованному выводу о том, что акты об обнаружении утечки воды не являются достаточным доказательством правомерности отнесения обнаруженных утечек к технологическим потерям воды.

Должная осмотрительность

Понятие должной осмотрительности в НК РФ отсутствует. Однако связанные с этим понятием вопросы достаточно часто рассматриваются судами. В спорах с налоговыми органами налогоплательщикам нередко приходится подтверждать факты проявления должной осмотрительности при взаимодействии с контрагентами. В противном случае суд может встать на сторону налогового органа.

Примером может служить постановление ФАС Волго-Вятского округа от 20.06.11 г. № А29-7309/2010, в котором суд отказал налогоплательщику в отмене решения, поскольку реальность хозяйственных операций налогоплательщика с контрагентом не подтверждена, фактические действия налогоплательщика направлены на получение необоснованной налоговой выгоды, при выборе контрагента налогоплательщик не проявил должной осмотрительности, факт невключения налогоплательщиком процентов по договорам займа в состав доходов при исчислении налога на прибыль установлен.

Однако в другой ситуации (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 18.03.11 г. № А82-8294/2008) суд указал, что материалами дела подтверждена реальность приобретения заявителем товара у контрагента, и налоговый орган не доказал, что заявитель действовал без должной осмотрительности и в момент совершения операций по приобретению товара у контрагента должен был знать о недостоверности сведений, содержащихся в представленных поставщиком документах.

Проблемы исчисления и уплаты налога на прибыль организаций в практике налоговых органов и возможные пути их решения

Государство может оказывать влияние на экономику, когда имеет определённые средства. Большую часть бюджета страны формируют налоговые сборы с юридических и физических лиц, в том числе налог на прибыль организаций.

На сегодняшний день в системе налогообложения налог на прибыль предприятий и организаций играет важную роль. Налог на прибыль является инструментом перераспределения национального дохода и служит одним из основных источников пополнения федерального бюджета. Если рассматривать структуру доходов бюджета Российской Федерации, то будет видно, что удельный вес налога на прибыль уступает по величине лишь удельному весу налога на добавленную стоимость (Таблица 4).

Таблица 4

Удельный вес налогов в бюджете Российской Федерации за 2013 год

НДС

Налог на прибыль

НДФЛ

Акцизы

Налог на имущество

Местные налоги

Прочие налоги

30%

26%

10%

10%

8%

8%

8%

Согласно статье 246 Налогового Кодекса Российской Федерации налогоплательщиками по налогу на прибыль являются: Российские и иностранные организации, которые осуществляют деятельность в РФ или получают доходы от источников в РФ.

Низкий спрос, исходя из невысоких доходов населения, тормозит развитие предприятий. Вместо того чтобы сконцентрировать свой капитал на развитие производства, молодые предприятия вынуждены тратить значительную долю своих средств на государственный контроль и регулирование. Большую часть в этом процессе занимает налог на прибыль с организаций.

Налог на прибыль в данный момент один из самых проблемных налогов. В налоговом кодексе, именно по этому налогу, выявляются множество размытых трактовок и неточностей. То есть проблема расчёта налоговой базы по данному налогу (с предоставляемыми льготами, формированием амортизационной политики и определением налоговой базы по отдельным операциям) является очень весомой и требует определённых доработок.

Важную роль в системе налогообложения прибыли занимает применение льгот. При постоянных поправках, изменениях, сокращениях можно назвать льготы самым нестабильным элементом налоговой системы, поэтому для многих предприятий проблемой является их оптимальное использование. В современном налоговом механизме льготам принадлежит особая роль. Именно поэтому налоговые льготы очень эффективны как для предприятия, так и для экономики в целом.

Так же, большинство предприятий высказывают недовольства по поводу высокой налоговой ставки – 20% (2% в федеральный бюджет, 18% — в региональный). Но если рассмотреть изменения, принятые в 2009 году, то будет видно, что государство ведет активную политику по снижению налоговой нагрузки за счёт сокращений поступления доходов в федеральный бюджет: изменение ставки с 24% до 20%. Помимо этого, предусмотрено понижение налоговой ставки в местный бюджет с 18% до 13,5%, что помогает регионам стимулировать отдельные проблемные отрасли.

Исходя из сложной экономической и политической обстановки в стране на конец 2014 года, государство принимает активные меры для стабилизации всех сфер экономики, одна из них – налоговый манёвр. Налоговый маневр приведет к сокращению в 2015 году поступлений в бюджет от нефтяной отрасли, главным образом за счет снижения акцизов. Нефтедобывающие компании ждут существенное поэтапное повышение НДПИ: с ныне действующих 530 рублей за тонну нефти до 775 рублей в 2015 году, 856 рублей в 2016 году и 918 рублей в 2017 году. Уже в следующем году повышение, по оценке Минфина, принесет бюджету, дополнительно 58,3 миллиардов рублей. И это с учетом снижения экспортной пошлины на нефть. Одновременно резко снизятся акцизы — как следует из пояснительной записки к законопроекту, Минфин прогнозирует, что из бюджета в 2015 году выпадут 272 миллиарда рублей. Российским НПЗ нефть будет обходиться дороже, вместе с тем, экспорт станет еще выгоднее, чем сейчас. Следовательно, цены на бензин на внутреннем рынке могут вырасти, что значительно коснётся всех предприятий и предпринимателей в Российской Федерации, так как расходы на топливо увеличатся и, следовательно, изменится налогооблагаемая прибыль.

Так же изменения потерпит сам налог на прибыль организаций. Вот перечень основных изменений по налогу на прибыль организаций, которые произойдут с 2015 года:

— организации смогут самостоятельно устанавливать порядок учета расходов на приобретение имущества, не являющегося амортизируемым (пп. 3 п.1 ст. 254 НК РФ).

— изменится порядок учета процентов по долговым обязательствам

— начнет действовать новый порядок налогового учета курсовых и суммовых разниц

— доход от реализации полученного безвозмездно имущества можно будет уменьшить на рыночную стоимость такого имущества, определенную на дату его получения

— из правил налогообложения будет исключен метод ЛИФО

— размер уступки права требования — меняется порядок отнесения на расходы.

Основным источником доходов государства являются налоги, которые необходимы для развития общественного сектора страны. Налог – универсальный финансовый регулятор, контролирующий и финансирующий все сферы страны. Налоговая система России, в частности налогообложение прибыли предприятий, ещё не совершенна и нуждается в доработках и улучшениях.

Основные направления совершенствования налогообложения прибыли включают в себя:

— снижение налогового бремени

— оптимальное распределение средств между бюджетами разных уровней

— повышение эффективности экономической функции налогов.

Стабильность налоговой системы обеспечивает расширение и совершенствование производства, а так же величину прибыли предприятий, а от предприятий зависит всё общество в целом.

> Проблемы налогообложения прибыли и пути их решения

Основные проблемы исчисления и уплаты налога на прибыль организаций

Арбитражная практика часто сталкивается с серьезными проблемами при рассмотрении споров между налоговыми органами и организациями в части, касающейся исчисления и уплаты налога на прибыль. Наиболее типичными и одновременно сложными остаются вопросы об определении налоговой базы, в частности о признании отдельных видов доходов и расходов для целей налогообложения в отчетных (налоговых) периодах. НК РФ устанавливает закрытый перечень расходов, которые не учитывают для целей налогообложения. Но одновременно с этим устанавливает определенные критерии для признания расходов, т. е. расходами могут быть те затраты, которые: 1) обоснованы; 2) произведены для осуществления деятельности; 3) документально подтверждены, ? значит, круг тех расходов, которые уменьшают налоговую базу, ограничивается. Налоговые органы с учетом этих специальных критериев выявляют расходы, которые налогоплательщики необоснованно вносят в общую массу учитываемых расходов для целей налогообложения. Законность действий налоговых органов в таких случаях вызывает сомнения. Законодатель в ст. 252 НК РФ приводит довольно неточные определения этих критериев или не приводит вообще.

Налоговики все чаще применяют методы проверки по НДС к налогу на прибыль. В частности, они используют встречные проверки поставщиков при камеральных проверках по налогу на прибыль. По итогам ревизии действительные или мнимые признаки фиктивности сделки используются как основание для отказа в признании расходов по ней.

При бесплатном предоставлении учредителем ? физическим лицом в безвозмездное пользование компании имущества (автомобиля, оргтехники и др.) часто стороны либо обходятся вообще без документального оформления, либо заключают договор безвозмездного пользования. Между тем договор аренды в такой ситуации не только предотвращает конфликты с налоговиками, но и позволяет снизить налоговую нагрузку.

Также на практике бухгалтерия часто сталкивается с тем, что на дату составления декларации отдельные первичные документы от контрагентов еще не поступили. Если речь идет о бумагах, подтверждающих доходы компании, опоздание может привести к занижению прибыли. Многие в такой ситуации забывают подать «уточненку» после того, как поступил документ за прошлый период, и отражают доход по нему в текущем периоде. Если при проверке инспектор обнаружит такое, он не упустит возможности доначислить налог.

Много ошибок связано с занижением размера доходов. Налоговые инспекторы активно применяют при проверках ст. 40 НК РФ. Если цена в договоре с покупателем более чем на 20% ниже среднего уровня по аналогичным сделкам с другими контрагентами, нужно быть готовыми объяснить проверяющим причину отклонения.

Пример. Проверяя компанию, которая сдавала в аренду офисные помещения, инспекторы обнаружили, что цена в ее договорах с разными арендаторами отличалась более чем на 20%. Причем офисы были идентичными по своим характеристикам. На этом основании инспекция рассчитала величину дохода арендодателя исходя из рыночных арендных ставок. От ценовых претензий можно защититься. Пониженные цены по отдельным сделкам можно обосновать проводимой компанией маркетинговой политикой. Но подготовить оправдательные документы на этот счет необходимо заранее.

Второе место по числу претензий занимает экономическая обоснованность затрат. Налоговики не признают у организаций в составе расходов платежи за аренду спортивно-оздоровительного комплекса, услуги тренера, проведение корпоративных мероприятий. Затраты по оплате занятий работников в спортивных секциях или бассейне компания не может признать в налоговом учете, даже если пропишет их в трудовых договорах работников (п. 29 ст. 270 НК РФ). А вот расходы, связанные с проведением корпоративного праздника, можно оформить в качестве представительских затрат.

Многие компании возмещают своим сотрудникам расходы на проезд к месту работы и обратно транспортом общего пользования. Данные расходы можно признать в налоговом учете только в том случае, если они указаны в коллективном или трудовых договорах (п. 26 ст. 270 НК РФ). Но компании часто забывают сделать это.

Нередко организации неправильно рассчитывают амортизацию имущества, например, амортизируют имущество, полученное в безвозмездное пользование (п. 3 ст. 256 НК РФ), начинают амортизировать недвижимость до подачи документов на государственную регистрацию, неправильно определяют амортизационную группу по основным средствам. При единовременном признании убытка, полученного при реализации основных средств, в налоговом учете прибыль в периоде реализации будет занижена, что может повлечь доначисление налога на прибыль, а также штрафы и пени. Если остаточная стоимость амортизируемого имущества с учетом расходов, связанных с его реализацией, превышает выручку от реализации, то разницу нельзя признавать в налоговом учете единовременно. Убыток включают в состав прочих расходов равными долями в течение срока, который равен разнице между сроком полезного использования этого актива и фактическим сроком его эксплуатации до момента реализации. При списании основных средств компании часто приходуют материалы, которые еще можно использовать, по нулевой цене для того, чтобы отслеживать их фактическое использование, например за балансом. Однако, налоговики могут прийти к выводу, что компания занизила базу по налогу на прибыль. Дело в том, что по НК РФ стоимость таких материалов должна учитываться в составе внереализационных доходов по рыночным ценам. При этом датой получения дохода признается дата составления акта о ликвидации объекта основных средств. Утверждение, что рыночная стоимость материалов равна нулю, вряд ли убедит инспектора: раз компания может эти материалы для чего-то использовать, то и для других они представляют ценность. Поэтому при оприходовании материалов лучше установить цену, пусть и символическую. В этом случае налоговикам будет гораздо труднее доказать, что она не соответствует рыночной.

Часто в акте на списание основных средств, в качестве основания выбытия ограничиваются формулировкой «объект непригоден для дальнейшего использования» без объяснений. Между тем у инспектора будет большой соблазн поставить под сомнение принятое компанией решение о списании. Комиссия, назначенная руководителем, должна обосновать невозможность дальнейшего использования объекта.

Одна из самых популярных ошибок в платежках на уплату налога — ошибка в коде ОКАТО. Она чревата тем, что налог попадет в другой бюджет, а перед нужным у компании возникнет недоимка. Налог на прибыль направляется в федеральный бюджет и в бюджеты субъектов РФ, поэтому ошибка в ОКАТО может привести к недоплате в указанные бюджеты. Самый надежный способ выявить это, ? обратиться с заявлением о сверке расчетов в инспекцию. Если ошибка в ОКАТО привела к зачислению налога в другой бюджет, задолженность перед нужным бюджетом, включая пени, лучше сразу погасить. Благодаря этому на долг перестанут начисляться пени. Это также оградит компанию от возможной блокировки счетов. Если ошибка не привела к неверному зачислению налога, для того чтобы уточнить принадлежность платежа, достаточно подать в инспекцию заявление о допущенной ошибке в произвольной форме, приложив к нему копию платежного поручения.

Налог на прибыль: новый взгляд на старые проблемы

Аспирант кафедры корпоративных финансов и банковской деятельности Митрофанова Инна Алексеевна Волгоградский государственный университет, г. Волгоград, Россия

Канд. филол. наук, ст. преп. кафедры журналистики Пичугин Алексей Вячеславович Волгоградский государственный университет, г. Волгоград, Россия

Налог на прибыль организаций – прямой налог, взимаемый с прибыли организации (предприятия, банка, страховой компании и т. д.). Прибыль для целей данного налога, как правило, определяется как доход от деятельности компании за минусом суммы установленных вычетов и скидок.

Актуальность налога подтверждается и тем фактором, что он является одной из основных доходных статей бюджетов страны и его регулирование имеет общенациональное значение, как для государства, так и для налогоплательщиков – предприятий и организаций.

Значение налога на прибыль организаций отражается в основных его элементах.

1. Налогоплательщики – российские организации и иностранные организации, которые осуществляют деятельность в РФ через представительство и (или) получают доходы от источников в РФ.

Таким образом, налогоплательщиками налога на прибыль являются все российские организации, которые созданы по российским законам, и некоторые иностранные организации.

2. Объект налогообложения – прибыль, которую получила организация.

По общему правилу прибыль представляет собой разницу между доходами и расходами организации.

Если налогоплательщиком является иностранная организация, которая работает в РФ через постоянное представительство, то прибылью для нее будет разница между доходами этого представительства и его расходами.

Если постоянного представительства у иностранной организации в РФ нет, то прибылью, с которой ей необходимо заплатить налог, будут являться доходы, которые она получила в РФ.

Таким образом, прибыль для целей налогообложения будет разной в зависимости от категории налогоплательщика.

3. Налоговая база – денежное выражение прибыли, подлежащей налогообложению.

Таким образом, налоговой базой является денежная величина, определяемая как превышение полученных доходов над учтенными для целей налогообложения расходами. Если доходы меньше расходов (т.е. получен убыток), то налоговая база равна нулю.

Прибыль нужно определять нарастающим итогом с начала налогового периода.

Правила определения налоговой базы: 1) если ставки налога на прибыль одинаковые, то налоговая база общая; 2) если ставки налога на прибыль разные, то и налоговые базы разные; 3) финансовый результат по операциям, которые учитываются в особом порядке, определяются отдельно; 4) доходы и расходы по деятельности, не облагаемой налогом на прибыль, нужно учитывать отдельно.

Налогоплательщики исчисляют налоговую базу на основе данных налогового учета, который представляет собой систему обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным Налоговым кодексом РФ. Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, порядок ведения налогового учета устанавливается в учетной политике для целей налогообложения.

Подтверждением данных налогового учета являются: первичные учетные документы (включая справку бухгалтера); аналитические регистры налогового учета; «расчет налоговой базы.

4. Налоговые ставки. Общая налоговая ставка составляет 20%, и сумма налога на прибыль распределяется по бюджетам следующим образом: 1) в федеральный бюджет – 2%; 2) в бюджет субъектов РФ – 18%.

Законами субъектов РФ размер налоговой ставки может быть уменьшен для отдельных категорий налогоплательщиков в части сумм налога, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов РФ. При этом размер указанной ставки не может быть ниже 13,5 %.

В отношении отдельных видов доходов ст. 284 Налогового кодекса РФ установлены специальные налоговые ставки.

5. Налоговый период. Налоговым периодом по налогу на прибыль признается календарный год.

Налоговый период состоит из нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи по налогу на прибыль: 1) I квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года – для организаций, уплачивающих ежеквартальные авансовые платежи по налогу на прибыль; 2) месяц, 2 месяца, 3 месяца и т.д. до окончания календарного года – для налогоплательщиков, исчисляющих ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли.

6. Порядок исчисления и сроки уплаты налога. Налог на прибыль определяется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Сумма уплачиваемого налога по итогам налогового периода и авансовых платежей по итогам отчетного периода определяется налогоплательщиком самостоятельно (кроме случаев, когда такая обязанность возлагается на налогового агента). Режим уплаты авансовых платежей исходя из фактической прибыли определяется налогоплательщиком и закрепляется в учетной политике на очередной налоговый период. Налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее срока, установленного в ст. 289 Налогового кодекса РФ для подачи налоговых деклараций за соответствующий налоговый период.

В течение года организации должны уплачивать авансовые платежи. Существуют 3 возможных способа их уплаты.

Первый способ – по итогам I квартала, полугодия и 9 месяцев календарного года плюс ежемесячные авансовые платежи внутри каждого квартала. Применяют все организации, за исключением тех, кто обязан применять второй или выбрал третий способ.

Обязанность платить ежемесячные авансы зависит от величины доходов от реализации, которые получает организация. По итогам каждого прошедшего квартала производится расчет средней величины доходов от реализации за предыдущие четыре квартала и сравнивается с установленным ограничением в 3 000 000 руб. Если средняя величина менее 3 000 000 руб., то организация освобождается от уплаты ежемесячных авансовых платежей. При этом для освобождения не требуется разрешения налоговой инспекции, так же их не надо уведомлять об этом.

Ежемесячные авансовые платежи, подлежащие уплате в течение отчетного периода, должны уплачиваться не позднее 28-го числа каждого месяца этого отчетного периода.

Второй способ – по итогам I квартала, полугодия и 9 месяцев календарного года без уплаты ежемесячных авансовых платежей. Этот способ могут применять организации, у которых за предыдущие четыре квартала доходы от реализации не превышали в среднем 3 000 000 руб. за каждый квартал или бюджетные организации, некоммерческие организации, не имеющие дохода от реализации товаров (работ, услуг), участники простых товариществ в отношении доходов, получаемых ими от участия в простых товариществах и т.д.

Сумма квартального авансового платежа по итогам отчетного периода определяется исходя из фактической прибыли, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания отчетного периода с учетом ранее уплаченных сумм авансовых платежей.

Третий способ – по итогам каждого месяца исходя из фактически полученной прибыли. Применяют организации, которые изъявили желание платить авансовые платежи этим способом и известили об этом налоговую инспекцию не позднее 31 декабря года, предшествующего налоговому периоду, в котором происходит переход на эту систему уплаты авансовых платежей. Соответственно, переход на такой вариант уплаты авансовых платежей возможен только с начала налогового периода.

В бюджет ежемесячно перечисляется разница между суммой авансового платежа, начисленной нарастающим итогом с начала года, и авансовым платежом, начисленным и уплаченным за предыдущий отчетный период. Уплата производится в срок до 28 числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Налог на прибыль организаций находится в постоянной трансформации, т.е. составляющие его элементы обновляются и изменяются практически ежегодно. Последние изменения наблюдались в 2008-2009 гг.

1. В соответствии с п. 23 ст. 2 Федерального закона от 26 ноября 2008 г. № 224-ФЗ «О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса РФ и отдельные законодательные акты РФ» и Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. № 305-ФЗ «О внесении изменений в ст. 284 части второй Налогового кодекса РФ» с 1 января 2009 г. изменилась налоговая ставка налога на прибыль организаций.

Налоговая ставка устанавливается в размере 20%, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 – 5 ст. 284 Налогового кодекса РФ. При этом: сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 2%, зачисляется в федеральный бюджет; сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 18%, зачисляется в бюджеты субъектов РФ.

Налоговая ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов РФ, законами субъектов РФ может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков. При этом указанная налоговая ставка не может быть ниже 13,5%.

2. В соответствии со ст. 286 главы 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса РФ сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате в I квартале текущего налогового периода, принимается равной сумме ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате налогоплательщиком в последнем квартале предыдущего налогового периода.

Сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате в IV квартале текущего налогового периода, принимается равной 1/3 разницы между суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам 9 месяцев календарного года, и суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам полугодия.

При этом законодательством о налогах и сборах не предусмотрен пересчет исчисленных в указанном порядке сумм ежемесячных авансовых платежей на I квартал в случаях изменения размера налоговой ставки с 1 января текущего налогового периода.

Таким образом, сумма ежемесячного авансового платежа на I квартал 2009 г. принимается равной сумме ежемесячного авансового платежа, исчисленного по налоговой ставке, действовавшей в 2008 г.

Не смотря на то, что данный налог является актуальным и востребованным, то у него есть ряд недостатков, которые в ближайшее время будут или были изменены.

1. В среднесрочной перспективе планируется как внесение изменений в Налоговый кодекс РФ, так и развитие правоприменительной практики, направленной на обеспечение учета при налогообложении прибыли организаций всех экономически обоснованных расходов организации по обучению, лечению, пенсионному обеспечению работников. В настоящее время к расходам на оплату труда относятся, в частности, суммы платежей или взносов работодателей по договорам добровольного страхования (негосударственного пенсионного обеспечения), заключенным в пользу работников со страховыми организациями (негосударственными пенсионными фондами).

2. С 1 января текущего года были расширены возможности по отнесению на расходы сумм страховых взносов по добровольному личному страхованию работников. Установлено, что взносы по договорам добровольного личного страхования, предусматривающим выплаты исключительно в случаях смерти и (или) причинения вреда здоровью застрахованного лица, включаются в состав расходов в размере, не превышающем 15 000 руб. в год, рассчитанном как отношение общей суммы взносов, уплачиваемых по указанным договорам, к количеству застрахованных работников. В предыдущей редакции Налогового кодекса РФ размер взноса учитывался только на случай наступления смерти застрахованного работника или утраты застрахованным работником трудоспособности в связи с исполнением им трудовых обязанностей и не мог превышать 10 000 руб. на одного застрахованного работника.

3. Начиная с 2009 г., предлагается увеличить с 3% до 6% норматив, исчисляемый от фонда оплаты труда, в пределах которого взносы организации по договорам добровольного личного страхования включаются в состав расходов. Кроме того будут уточнены условия принятия в расходы затрат организации на образование своих работников. Соответствующая оплата обучения не будет облагаться налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом. В этом случае отнесение подобных затрат на расходы в целях налогообложения прибыли будет нормироваться, а сам норматив будет устанавливаться в процентах от фонда оплаты труда аналогично расходам на добровольное пенсионное или медицинское страхование работников.

4. В ближайшее время будет также рассмотрена возможность внесения изменений в налоговое законодательство, направленных на учет при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций расходов, связанных с софинансированием организациями выплат процентов по ипотечным кредитам своих работников. В случае принятия данной меры она будет носить временный характер (не более 3 – 5 лет), а сами расходы в случае их освобождения от налогообложения налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом в составе материальной выгоды работников будут нормироваться в процентах от фонда оплаты труда.

Не смотря на тот факт, что налог на прибыль организаций является общепризнанным и обязательным, многие компании и организации стремятся от него уйти или уменьшить, и в соответствии с этим авторами были предложены следующие пути уменьшения налога на прибыль организаций:

1. Фирма имеет право создавать резервы, предусмотренные главой 25 Налогового кодекса РФ. Например, разрешается осуществлять расходы на формирование резервов по сомнительным долгам, расходы в виде отчислений в резерв на предстоящую оплату отпусков работникам или на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет, расходы под обесценение ценных бумаг. Здесь оптимизация налогового бремени зависит от установленного учетной политикой способа признания доходов и расходов: кассового метода или метода начислений. В качестве основного метода, применяемого налогоплательщиками, главой 25 Налогового кодекса РФ установлен метод начислений. Кассовый метод могут применять организации с суммами выручки, которая в течение четырех кварталов без учета налога на добавленную стоимость не превышала 1 000 000 руб. за каждый квартал.

При использовании метода начислений доходы и расходы для целей налогообложения признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств. Порядок формирования резервов обуславливает их включение в состав расходов текущего периода. В таком случае, используя метод начислений, фирма имеет возможность равномерно распределять свои затраты в течение налогового периода, что поможет сэкономить на авансовых платежах по налогу на прибыль.

2. Излюбленный метод многих компаний – завышение затрат по аренде помещения, а также затрат, сопровождающих текущую деятельность организации. Цены на аренду офисов и помещений сейчас действительно не маленькие, поэтому и возникает подобная «оптимизация». Завысить можно и расходы на содержание и эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание основных средств и иного имущества, а также на поддержание их в исправном (актуальном) состоянии. Такие затраты относятся к расходам, связанным с производством и реализацией. Увеличить затраты можно по статье «вывоз мусора» или «уборка производственных помещений».

3. Если фирма планирует расширить сферу своей деятельности либо провести анализ стабильности своего положения, ей следует изучить ситуацию на рынке, потенциальных конкурентов, возможность возникновения рисков. Для этих целей можно воспользоваться консультационными услугами, а также услугами маркетолога.

Такие услуги принимаются в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, – «расходы на консультационные и иные аналогичные услуги». Что касается маркетинговых исследований, то бухгалтер может списать их на расходы по текущему изучению (исследованию) конъюнктуры рынка, сбору информации. Следует заметить, что последние должны быть непосредственно связанны с производством и реализацией товаров (работ, услуг). Иначе необоснованность занижения базы по налогу на прибыль вызовет подозрения налогового инспектора. При этом нужно доказать не только обоснованность таких затрат, а также их актуальность для фирмы в текущий период.

4. Бухгалтер имеет право списать расходы на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств, включая суммы недоначисленной амортизации, расходы на демонтаж, разборку, вывоз разобранного имущества в составе внереализационных расходов в том отчетном периоде, в котором произошла ликвидация. Стоимость материалов, оставшихся от списания основного средства, также можно включить в налоговые расходы. Их стоимость будет равна сумме налога на прибыль, исчисленного с рыночной цены.

Таким образом, авторы статьи после анализа и рассмотрения достоинств и недостатков налога на прибыль организаций выявили следующие рекомендации:

1. Для того чтобы уменьшить размер налога на прибыль организаций, всем малым предприятиям будет целесообразнее перейти на упрощенную систему налогообложения, которая обладает следующими преимуществами: 1) добровольность перехода на данный налоговый режим; 2) уменьшение налоговой нагрузки на налогоплательщика; 3) значительное сокращение и упрощение налогового учета, который должен вести налогоплательщик; 4) малый объем отчетности, которую обязан сдавать упрощенец; 5) организация-упрощенец не должна сдавать в налоговый орган свою финансовую отчетность; 6) право выбора объекта налогообложения.

Но, как и любой налоговый режим, упрощенная система налогообложения имеет и свои недостатки: 1) далеко не каждый хозяйствующий субъект может перейти на упрощенную систему налогообложения; 2) закрытый список расходов, которые учитываются в целях налогообложения; 3) отсутствие налога на добавленную стоимость в выручке от реализации товаров (работ, услуг).

2. Следует уменьшить налоговую ставку с 20% до 15% для того, чтобы сократить расходы налогоплательщиков. Не исключается, что в этом случае будет уменьшаться бюджет доходов страны. Но существуют еще большое количество источников получения доходов в бюджет. А если ставка налога на прибыль будет уменьшаться, то возможно в ближайшем времени будут открываться новые организации.

3. Необходимо вести налоговые льготы, и тем самым давать определенную возможность организациям уходить от уплаты налога на прибыль либо уплачивать его в меньшем размере.

Актуальные проблемы налогового учета при исчислении налога на прибыль организаций и возможные направления его совершенствования Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

УДК 336.225

Кручанова Ю. А.

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ НАЛОГОВОГО УЧЕТА ПРИ ИСЧИСЛЕНИИ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ И ВОЗМОЖНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

Аннотация

В условиях современной экономики положительный финансовый результат организации является важнейшим источником получения денежных средств, необходимых для дальнейшего развития хозяйствующего субъекта. Исходя из этого, выявление актуальных проблем в налоговом учете при исчислении налога на прибыль организации и возможных путей их разрешения дает предприятию возможность эффективно функционировать не только за счет заемных средств и кредитов, но и пользуясь своими резервами.

Ключевые слова

Налог на прибыль организаций, налоговый учет, бухгалтерский учет, доходы бюджета.

JEL: H21, H25

Kruchanova Yu. A.

Corporate income tax, tax registration, bookkeeping calculation, budget revenues.

Введение. Одним из распространенных способов регулирования доходов и источников пополнения государственного бюджета является налогообложение, так как существенную роль в организации доходной части бюджета играют налоги, взимаемые с хозяйствующих субъектов.

Помимо этой, сугубо фискальной функции, налоговый механизм исполь-

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

зуется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику, структуру, стимулирование и поддержку, на состояние научно-технического прогресса.

По-прежнему остается одним из показателей состояния экономики собираемость таких налогов, как налог на добавленную стоимость и налог на прибыль организаций.

Анализ и результаты. Налог на прибыль организаций является важной доходной статьей бюджетов различных уровней и играет весомую роль в налоговой политике страны. Рассматриваемый налог формирует доходную базу бюджетной системы РФ и дифференцированно определяет рост деловой активности с учетом региональных и отраслевых особенностей и признаков (рис. 1).

Весь исследуемый период налог на прибыль организаций зачислялся в федеральный бюджет по ставке 2 %. Темп прироста поступлений по данному налогу в 2013 году по сравнению с 2012 годом равен 9,6 %; в 2014 по сравнению с

2013 — 9,7 %; в 2015 по сравнению с

2014 — 19,4 %. В 2016 году по сравне-

нию с 2015 годом значение темпа прироста отрицательное и составляет -0,0008 %, так как произошло снижение поступлений налога на 400 миллионов рублей.

Возможными причинами снижения налоговых поступлений могли послужить снижение цен на энергоносители, ослабление рубля и введение санкций как со стороны американских и европейских партнеров, так и со стороны Российской Федерации, а также рост количества убыточных предприятий и снижение прибыли налогоплательщиков.

Проблемные вопросы, касающиеся данного налога, имеют весомое значение как для хозяйствующих субъектов, так и для развития государства в целом.

3,92 %

6,63 %

45,9 2%

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

45,93 %

3,67 %

7,14

8,39 %

11 Налог на прибыль -НДС ■ Акцизы ^НДПИ Остальные налоги и сборы

35,58 %

7,67 %

1 Налог на прибыль -НДС ■» Акцизы *НДПИ

1 Остальные налоги и сборы

4,11

%

7,09 %

41,33 %

9,12 %

38,35 %

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

■ Налог на прибыль -НДС

■ Акцизы «НДПИ

1 Остальные налоги и сборы

Рисунок 1 — Динамика налоговых поступлений в федеральный бюджет РФ

в 2014-2016 гг., %

Проанализировав практику взимания налога на прибыль в российской

налоговой системе, В.Г. Синельников-Мурылев также полагает, что настоящая

система формирования налоговой базы по данному налогу пока еще имеет недостатки, требующие кардинального пересмотра .

В научной литературе можно наблюдать активное обсуждение ряда проблемных вопросов, касающихся совершенствования обложения прибыли налогами и администрирования со стороны органов налоговой службы. В частности, рассматриваются различные методики прогнозирования доли налоговых поступлений по налогу на прибыль организаций, анализ, предшествующий налоговым проверкам, формирование налоговой базы по косвенным признакам, отбор налогоплательщиков, подлежащих выездным налоговым проверкам, и эффективность таких проверок.

В соответствии с концепцией В.А. Кашина и М.Р. Бобоева современная форма функционирования налога на прибыль организаций охватывает куда большее число экономических отношений, чем предполагают множество ав-торов-налоговедов. В данном случае налог на прибыль организаций служит результативным показателем формирования финансовых результатов организации до момента распределения прибыли . Авторы полагают, что наиболее разумный вариант — это переход к налогообложению исключительно доходов и капиталов, выводимых из организации. Таким образом, облагаемой налогом стала бы только распределяемая прибыль, а также различные другие выплаты, возвраты капитала в любых формах и избыточные оклады высшим управляющим компаний.

Рассматривая модель И.А. Перо-ненко , сторонника налогообложения в виде единого налога, можно проследить мнение о том, что постоянные налоги стимулируют и поддерживают развитие предпринимательской деятельности на более высоком уровне, посредством уплаты единой суммы при увеличении оборота предприниматели

уменьшают процент изъятия части выручки в пользу государства. Единый налог, который никак не зависит от финансового результата, позволяет безболезненно узаконить большую часть предпринимательства, уберечься от прихода чиновников из контролирующих органов.

Однако, на наш взгляд, вышеупомянутые концепции не отвечают современным условиям экономической конъюнктуры и тенденциям ее развития. Рассматривая настоящие концепции, нужно учитывать платежеспособность организации-налогоплательщика, которая напрямую зависит от рентабельности активов.

Также существуют некоторые частные проблемы при исчислении налога на прибыль, связанные с особенностями расчета сумм платежей по отдельным хозяйственным операциям, имеющим определенные затраты и свой финансово-экономический эффект, при исчислении налога на прибыль для организаций различных правовых форм и т.п.

Из этого следует, что данные нюансы являются одной из причин, порождающих уклонение от уплаты налога, сокрытие прибыли, наличие двойных стандартов и критериев, а также оптимизации, что, в свою очередь, приводит к потерям в государственном бюджете.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Одна из актуальных проблем, на наш взгляд, выявляется при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций и состоит в различиях между налоговым и бухгалтерским учетами, которые требуют их максимального сближения и устранения двойственности, которая обусловлена различием целей для двух видов учета.

В настоящее время в налоговом учете существует немало вопросов, касающихся формирования налоговой базы по налогу на прибыль организаций, исчисления и порядка его уплаты. Однако большая часть из них заключается в наличии различных трактовок и под-

ходов к определению прибыли, в многообразии ее разновидностей и показателей при использовании разных видов учета, в несовершенном механизме взимания данного налога со стороны государства.

С целью сглаживания данных различий введено Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» ПБУ 18/021. Данное положение поясняет, что основой для формирования прибыли являются хозяйственные операции, совершаемые хозяйствующим субъектом в налоговом периоде.

Поэтому при сравнении отражения одних и тех же операций в каждом из видов учета можно установить причины, по которым данные бухгалтерского и налогового учетов разнятся. На выявлении различий и отражении в бухгалтерском учете суммы налога на прибыль, рассчитанной на их основе, и строится ПБУ 18/02. Данное изменение в бухгалтерском учете также было предпринято для приближения российских норм ведения бухгалтерского учета к международным стандартам. Практически это удалось, но только с позиции бухгалтерского учета, а не налогового.

В отечественном налоговом законодательстве существуют ряд расходов, которые не учитываются в целях налогообложения прибыли ни при каких обстоятельствах либо нормируются, т.е. учитываются в пределах нормативов. Поэтому в реальных условиях часто складывается ситуация, когда организация фактически потратила денежные средства и признала их в бухгалтерском учете расходами, однако включить в расходы при формировании налоговой

1 ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций». Утверждено приказом Минфина РФ от 19.11. 2002 № 114н, зарегистрированное в Минюсте РФ 31.12.2002 № 4090 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

базы по налогу на прибыль, в соответствии с законодательством, не имеет право. Вследствие чего возникают постоянные разницы, которые никогда не будут учтены при исчислении налогооблагаемой прибыли — ни в текущем, ни в следующем отчетном периоде. Примером подобных расходов, которые полностью никогда не признаются в налоговом учете, является случай безвозмездной передачи объекта основных средств. В налоговом учете стоимость безвозмездно переданного имущества (товаров, работ, услуг, имущественных прав) и расходов по такой передаче не уменьшает налоговую базу по налогу на прибыль.

Под временными (непостоянными) разницами понимают различия между стоимостью в соответствии с балансом предприятия актива и обязательства и их налоговой базой. В отличие от постоянных, временные разницы возникают, когда момент признания расходов (доходов) в бухгалтерском и налоговом учетах не совпадает. То есть в бухгалтерском учете суммы признаются в одном отчетном периоде, а в налоговом — в другом, со сдвигом во времени.

Такой момент может возникнуть, к примеру, при использовании разных способов начисления амортизации в бухгалтерском и налоговом учетах. В соответствии с ПБУ 6/01 (п. 18) для целей бухгалтерского учета разрешается начисление амортизации объектов основных средств посредством использования одного из следующих способов: линейного способа; способа уменьшаемого остатка; способа списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования; способа списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).

2 Приказ Минфина РФ от 30 марта 2001 г. № 26н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01″.

Однако в соответствии с налоговым законодательством РФ организации вправе использовать для некоторых амортизационных групп основных средств не только линейный, но и нелинейный способ амортизации, почти удваивающий суммы амортизационных начислений. Таким образом, временные разницы имеют место быть по причине того, что расходы (доходы), которые признаны в бухгалтерском учете, при налогообложении учитываются в том же объеме, но в других отчетных периодах. Так, первоначальная стоимость объектов основных средств в бухгалтерском и налоговом учетах совпадает, т.е. общая сумма амортизационных отчислений будет одинаковой, но в данном отчетном периоде отчисления могут различаться. Иными словами, часть доходов или расходов организации не может быть принята в текущем отчетном периоде, но может быть учтена в последующих. Как следствие, сопоставление бухгалтерского и налогового учетов влечет за собой появление новых дополнительных затрат денежных средств и времени, которые могут явиться довольно значительными для организации.

Как показывает практика предыдущих лет, изменение вышеупомянутых стандартов бухгалтерского учета в части исчисления налога на прибыль все же не дало всей совокупности положительных результатов. Возможно, это касается того, что безрезультатно для достижения цели корректировать нормы и элементы только одного вида учета без соответствующей корректировки другого, т.е. налогового учета.

Другой, не менее важный проблемный вопрос при анализе механизма и порядка исчисления и уплаты налога на прибыль организаций — это авансовый характер его платежей в отчетных периодах. Все плюсы настоящего способа уплаты налога на прибыль организаций подвергаются критике со стороны

финансового планирования и прогнозирования, поскольку в различных ситуациях нереально определенно предвидеть финансовый результат за последующий период, за который и уплачивается сумма авансового платежа на основании прибыли отчетного периода.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Таким образом, вышеназванные аспекты могут отрицательно отразиться на хозяйственной деятельности компании и на собираемости бюджетов.

Решение проблемных моментов сближения бухгалтерского и налогового учетов в организации и, конечно, возникновение в некоторых ситуациях уплаты налога на прибыль на основании получения ею фактического объема финансовых ресурсов даст эффект более положительный, чем, к примеру, незначительное ослабление процентной ставки налога. Данный факт порождает собой существенную экономию в первом варианте и реальную максимизацию свободных денежных средств во втором.

Также в последнее время у хозяйствующих субъектов возникает немало проблемных вопросов, касающихся неоднозначной трактовки и порядка признания расходов, а в некоторых случаях — доходов при формировании налоговой базы по данному налогу.

Вышеупомянутые проблемные моменты требуют своих решений на уровне налогового законодательства и сводятся к доработке и совершенствованию нормативов реализации отечественного налогового учета, касающегося исчисления и уплаты налога на прибыль организаций в неразрывной связи и максимально приближенно к стандартам бухгалтерского учета.

В проработке нуждается и механизм начисления и уплаты разными способами налога на прибыль организаций, учитывая особенности отрасли и внешней рыночной конъектуры, где осуществляет предпринимательскую деятельность хозяйствующий субъект, что позволит оптимизировать ведение

бизнеса, инвестировать в дальнейшее развитие часть денежных средств организаций, которые, в свою очередь, смогут осуществить вклад в развитие экономики региона и страны в целом.

Одной из наиболее оптимальных мер может служить своевременное привлечение экономистов и сотрудников федеральной налоговой службы к совместной разработке законопроектов по унификации и определению закрытого перечня с указанием всех особенностей возникновения, определения доходных и расходных статей организации, подлежащих налогообложению в части формирования налоговой базы и исчисления налога на прибыль организаций, принимая во внимания особенности отрасли и вида деятельности, внешней среды и условий функционирования.

Реализация данной меры сможет сблизить бухгалтерский и налоговой учеты, избегая столкновения принципов двух видов учета, без противостояния целей, задач, методов и в рамках осуществления деятельности конкретного хозяйствующего субъекта.

Необходимо учитывать такой факт, как невозможность функционирования идеального механизма реализации налога на прибыль без соблюдения принципов справедливости и эффективности. Реализуя фискальную функцию налога на прибыль, возможно оценить его эффективность и составить прогноз выгоды для экономики государства в целом.

Основным же недостатком функционирования современного механизма исчисления и взимания налога на прибыль, на наш взгляд, можно назвать высокую степень зависимости поступлений от внешней и внутренней рыночной экономической конъюнктуры. В связи с этим во многих зарубежных странах наблюдается высокое налоговое бремя на предпринимательскую деятельность юридических лиц.

Активно рассматриваются исследования по усилению регулирующей роли налога на прибыль организаций и введению преференций в целях стимулирования и развития предпринимательства и инвестиционной деятельности. К примеру, целесообразно внести изменения в налоговое законодательство по следующим аспектам.

— Сокращение возможных вариантов минимизации налоговых платежей посредством переноса убытков реорганизуемых или приобретаемых компаний на будущий период. Тот момент, что отсутствуют ограничения, создает на рынке ложные стимулы, направленные на приобретение неэффективного бизнеса без последующего его развития. В настоящее время возможно при присоединении нерентабельных (убыточных) предприятий всю полученную прибыль направить на погашение их убытков.

— Нормирование расходов по процентам по долговым обязательствам, которые принимаются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций. На данный момент эти правила недостаточно действенны: с одной стороны, они не устраняют уход из-под налогообложения посредством незаконного отнесения процентов на расходы, с другой стороны, они будут трудоемкими для добросовестных организаций-налогоплательщиков.

— Возникновение в практике ведения предпринимательской деятельности случаев, когда одна компания предоставляет другой (взаимозависимой) беспроцентные займы, векселя, кредиты и т.п. В связи с этим следует установить порядок налогообложения экономической выгоды при совершении подобных операций.

— Исчисление налога на прибыль организаций представляется очень сложным и обременительным процессом, что связано с большим объемом документооборота и проблемными во-

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

просами при определении доходов и расходов.

Для решения данного вопроса следует максимально унифицировать и упростить порядок признания доходов и расходов компании.

Заключение. Важнейшей задачей эффективного совершенствования системы налогообложения прибыли является снижение ее фискальной направленности, либерализация при повышении четкости и ясности налогового законодательства, ликвидация противоречивой нормативной базы, сложных и неопределенных налоговых процедур.

Неоспоримо, что совершенствование налога на прибыль организаций необходимо продолжать, анализируя исторический отечественный опыт налогообложения и изучая новые подходы в области взимания данного налога путем изменения налогового законодательства. Налог на прибыль должен выполнять свое основное функциональное предназначение — способствовать стабильному развитию инвестиционных процессов в сфере производства продукции (товаров и услуг), а также законному наращиванию капитала.

Библиографический список

1. Синельников-Мурылев С.Г. Совершенствование налога на прибыль в Российской Федерации в среднесрочной перспективе. — М.: Изд-во Института Гайдара, 2013.

2. Кашин В.А., Бобоев М.Р. О совершенствовании налоговой системы РФ // Налоговый вестник. — 2008. -№ 12. — С. 6-8.

3. Пероненко И.А. Совершенствование механизма налога на прибыль в РФ // Налоговый вестник. — 2014. -№ 11. — С. 12.

4. Воронина В.В., Ширяева Н.М. Эффективные способы администрирования налога на прибыль организаций в Российской Федерации // Актуальные проблемы теории и практики налогообложения: мат-лы V международной научно-практической конференции. -Волгоград: ВолГУ, 2016. — С. 55-61.

Bibliographic list

2. Kashin V.A., Boboev M.R. On the improvement of the tax system of the Russian Federation // Tax bulletin. — 2008. -№ 12. — P. 6-8.

3. Peronenko I.A. Improving the mechanism of income tax in Russia // Tax Bulletin. — 2014. — № 11. — P. 12.

УДК 336.77

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Абдул-Кадырова Ф. Р., Яндиева Л. Я.

НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕНТРАЛЬНЫМ БАНКОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ БАНКОВСКОГО КРЕДИТОВАНИЯ СВЯЗАННЫХ ЗАЕМЩИКОВ

Аннотация

В статье рассматривается значение и место нормативного регулирования банковского кредитования связанных заемщиков Банком Российской Федерации и вопросы применения утвержденных норм кредитования.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *