Проведение медосмотра сотрудников

Автор: | 02.05.2019

Кто должен проходить предварительный медицинский осмотр при приеме на работу

В соответствии со ст. 69 ТК РФ обязательному предварительному и периодическим медицинским осмотрам подлежат лица, не достигшие возраста 18 лет, а также иные лица в случаях, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами.

Так, Трудовой кодекс РФ устанавливает обязанность по прохождению предварительного и периодического медицинского осмотра также для:

  • работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (ч. 1 ст. 213 ТК РФ);
  • работников, принимаемых на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств (ч. 1 ст. 213, ст. 328 ТК РФ);
  • работников, занятых на подземных работах (ч. 1 ст. 213, ст. 330.3 ТК РФ);
  • спортсменов (ст. 348.3 ТК РФ);
  • лиц, привлекаемых на работу в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности из других местностей (ст. 324 ТК РФ);
  • работников организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, а также некоторых других работодателей (ч. 2 ст. 213 ТК РФ).

Обязанность работодателя организовать проведение предварительных и периодических медицинских осмотров для конкретных категорий работников может следовать и из иных федеральных законов. Такие осмотры обязательны, в частности, для:

  • педагогических работников (п. 9 ч. 1 ст. 48 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в РФ»);
  • персонала объектов по хранению и уничтожению химического оружия (ст. 14 Федерального закона от 02.05.1997 N 76-ФЗ «Об уничтожении химического оружия»);
  • отдельных категорий работников объектов использования атомной энергии (ст. 27 Федерального закона от 21.11.1995 N 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии»);
  • лиц, принимаемых на работу, связанную с движением поездов и маневровой работой (п. 3 ст. 25 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в РФ»).

Вредные и (или) опасные производственные факторы и работы, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, порядок проведения таких осмотров определяются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (ч. 4 ст. 213 ТК РФ).

В соответствии с этим положением приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н утверждены перечни вредных и опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, а также порядок их проведения.

Порядок проведения медицинских осмотров

Для проведения периодических медицинских осмотров работодатель на основании утвержденных контингентов составляет поименные списки лиц, подлежащих периодическим медицинским осмотрам (обследованиям).

В поименных списках лиц, подлежащих периодическим медицинским осмотрам (обследованиям) указываются:

  • ФИО, профессии (должности) работника, подлежащего периодическому медицинскому осмотру.
  • Наименования вредного производственного фактора или вида работы.
  • Наименования структурного подразделения работода­теля (при наличии).

Включению в списки контингента и поименные списки подлежат работники:

  • Подвергающиеся воздействию вредных производственных факторов, указанных в Перечне факторов*, а также вредных производственных факторов, наличие которых установлено по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в установленном порядке.
  • Выполняющие работы, предусмотренные Перечнем работ*.

* Приложение № 1 и № 2 к приказу Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. № 302н.

Поименные списки утверждаются работодате­лями, и не позднее чем за два месяца до начала осмотра направляют медицинскую организацию, с которой заключен договор на проведение периодических медицинских осмотров (обследований).

Медицинская организация в 10-дневный срок с момента получения от работодателя поименного списка, но не позднее чем за 14 дней до согласованной с работодателем датой начала проведения периодического осмотра на основании указанного поименного списка составляет календарный план проведения периодического осмотра. Календарный план согласовывается медицинской организацией с работодателем и утверждается руководителем медицинской организации.

Работодатель не позднее чем за 10 дней до согласованной с медицинской организацией датой начала проведения периодического осмотра обязан ознакомить с календарным планом работников, подлежащих периодическому осмотру.

Руководитель медицинской организации, осуществляющей медицинские осмотры (обследования), утверждает состав медицинской комиссии. Председателем комиссии должен быть врач-профпатолог или врач иной специальности, имеющий профессиональную подготовку по профпатологии. Членами комиссии должны быть специалисты, прошедшие в рамках своей специальности подготовку по профессиональной патологии.

Комиссия определяет виды и объемы необходимых исследований с учетом специфики действующих производственных факторов и медицинских противопоказаний к осуществлению или продолжению работы, на основании действующих нормативных правовых актов.

В соответствии с Планом проведения периодических медицинских осмотров работодатель обязан своевременно направить работников на периодические медицинские осмотры, а также на внеоче­редные медицинские осмотры при наличии показаний.

Для прохождения периодического медицинского осмотра работник представляет в медицинскую организацию:

  • Направление, выданное работодателем, в котором указываются вредные и (или) опасные производственные факторы и вредные работы.
  • Паспорт (или другой документ установленного образца, удосто­веряющий его личность).
  • Паспорт здоровья работника (при наличии).
  • Решение врачебной комиссии, проводившей обязательное пси­хиатрическое освидетельствование (в случаях, предусмотренных за­конодательством РФ).

Работникам, прошедшим периодический медицинский осмотр и признанным годными к работе с вредными, опасными веществами и производственными факторами, выдается медицинское заключение, подписанное председателем медицинской комиссии с указанием фамилии и инициалов и заверенное печатью медицинской организации, проводившей медицинский осмотр.

В случае подозрения о наличии у работника профессионального заболевания при проведении периодического осмотра медицинская организация выдает работнику направление в центр профпатологии или специализированную медицинскую организацию, имеющую право на проведение экспертизы связи заболевания с профессией, а также оформляет и направляет в установленном порядке извещение об установлении предварительного диагноза профессионального заболевания в территориальный орган федеральных органов испол­нительной власти, уполномоченных на осуществление государствен­ного контроля и надзора в сфере обеспечения санитарно-эпидемио­логического благополучия.

Все лица с выявленными профессиональными заболеваниями либо отклонениями в состоянии здоровья, которые можно связать с профессиональным фактором, должны находиться на диспансер­ном наблюдении у лечащего врача, или врача-специалиста по профилю заболевания, либо у врача-профпатолога.

По итогам проведения осмотров медицинская организация не позднее чем через 30 дней после завершения периодического меди­цинского осмотра обобщает результаты проведенных периодичес­ких осмотров работников и совместно с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного контроля и надзора в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и представителями работодателя, составляет заключительный акт.

Заключительный акт утверждается председателем врачебной комиссии и заверяется печатью медицинской организации.

Какие сотрудники должны проходить медицинские осмотры?

ИА ГАРАНТ

В соответствии с частью 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ допуск работника к исполнению трудовых обязанностей без прохождения в том числе периодических медицинских осмотров влечет наложение административной ответственности на юридическое лицо от 110 до 130 тыс. руб. В организации без медицинского осмотра работают более 40 человек. В организации проводилась аттестация рабочих мест по условиям труда. Как определяется перечень сотрудников, которые должны проходить предварительные и периодические медицинские осмотры? Должны ли такие осмотры проходить все сотрудники организации (в том числе юристы, бухгалтеры)?
Согласно части второй ст. 212 Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ) работодатель обязан в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований.
В свою очередь, работник обязан проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры, другие обязательные медицинские осмотры, а также проходить внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя в случаях, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами (ст. 214 ТК РФ).
Таким образом, прохождение медицинских осмотров, в том числе предварительных и периодических, обязательно только в случаях, предусмотренных законодательством.
Обязанность по проведению медицинских осмотров некоторых категорий работников предусмотрена нормами ст. 213 ТК РФ. В соответствии с этой статьей обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры должны проходить работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), работники, занятые на работах, связанных с движением транспорта, работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, а также некоторых других работодателей.
Согласно части четвертой ст. 213 ТК РФ вредные и (или) опасные производственные факторы и работы, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, порядок проведения таких осмотров определяются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
На сегодняшний день таким нормативным актом, устанавливающим Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов (далее — Перечень факторов), Перечень работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников (далее — Перечень работ) и Порядок проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (далее — Порядок) является приказ Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н.
При этом существует позиция, что наличие на рабочих местах работников вредных и опасных производственных факторов (выполнение соответствующей работы), указанных в Перечне факторов (например работа с ПЭВМ более 50% рабочего времени, что может относиться, в частности, к юристам и бухгалтерам), является самостоятельным основанием для направления таких работников на обязательный медицинский осмотр вне зависимости от того, отнесены ли условия труда на их рабочих местах к вредным или опасным по результатам аттестации или специальной оценки условий труда (смотрите, например, письмо Минтруда России от 21.03.2014 N 15-2/ООГ-242, письмо Роструда от 09.10.2015 N ТЗ/20422-3-3). Аналогичная точка зрения представлена и в разъяснениях специалистов Роструда, размещаемых на информационном портале этого ведомства в сети Интернет (смотрите ответ 1, ответ 2, ответ 3). Правомерность такого толкования положений Перечня факторов подтверждается и Верховным Судом РФ (определение от 24.09.2015 N 302-КГ15-11278).
Вместе с тем в правоприменительной практике существует и иной подход к решению вопроса о необходимости проведения медицинских осмотров в рассматриваемой ситуации, базирующийся на следующей логике. По смыслу ст. 213 ТК РФ часть четвертая указанной статьи направлена на реализацию требования первой ее части. Иными словами, именно факт наличия вредных и опасных условий труда на рабочем месте является предусмотренным ТК РФ основанием для проведения обязательных медицинских осмотров работников.
О справедливости данного вывода, по нашему мнению, свидетельствует и примечание N 2 к Перечню факторов, в соответствии с которым в данном перечне перечислены факторы, которые по уровню своего воздействия отнесены к вредным и (или) опасным классам в соответствии с нормативными правовыми актами.
Отметим, что сами по себе вредные и опасные факторы являются таковыми независимо от уровня своего воздействия и на классы не делятся (смотрите ст. 209 ТК РФ, Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов (приложение N 2 к приказу Минтруда России от 24.01.2014 N 33н), ГОСТ 12.0.003-74 «Система стандартов безопасности труда. Опасные и вредные производственные факторы. Классификация», утвержденный постановлением Госстандарта СССР от 13.11.1974 N 2551).
Именно условия труда в зависимости от уровня воздействия на работника вредных и (или) опасных производственных факторов подразделяются по степени вредности и (или) опасности на четыре класса — оптимальные (1 класс), допустимые (2 класс), вредные (3 класс; подклассы 3.1-3.4) и опасные (4 класс) (смотрите ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», далее — Закон N 426-ФЗ). Учитывая сказанное, полагаем возможным заключить, что речь в примечании N 2 к Перечню факторов идет именно о том, что наличие факторов, поименованных в этом Перечне, учитывается при определении необходимости проведения медицинских осмотров лишь в том случае, если уровень воздействия соответствующих факторов свидетельствует о наличии на рабочем месте работника вредных или опасных условий труда (класс 3.1 и выше). В подтверждение данного тезиса можно привести письмо Федерального медико-биологического агентства от 13.04.2012 N 1-08/894. Аналогичная точка зрения высказана и в письме Роспотребнадзора от 19.06.2015 N 01/7015-15-31.
При этом отметим, что некоторые факторы, поименованные в Перечне факторов, содержат специальную пометку «при отнесении условий труда по данному фактору по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда к вредным условиям» (смотрите п.п. 3.8, 3.9, 3.12, 4.1, 4.4.1-4.4.3 Перечня факторов). На этом основании некоторые специалисты делают заключение, что раз в отношении отдельных пунктов Перечня факторов потребовалась такая оговорка, то другие приведенные в нем факторы являются основанием для проведения медицинского осмотра независимо от того, отнесены ли условия труда к вредным или опасным по результатам специальной оценки. В обоснование данного тезиса приводится также п. 19 Порядка, в соответствии с которым в списки контингента и поименные списки работников, подлежащих обязательным медицинским осмотрам, включаются в том числе работники, подвергающиеся воздействию вредных производственных факторов, указанных в Перечне факторов, а также вредных производственных факторов, наличие которых установлено по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда (в настоящее время — специальной оценки условий труда), проведенной в установленном порядке. В качестве источника информации о наличии на рабочих местах вредных производственных факторов, помимо результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, могут использоваться результаты лабораторных исследований и испытаний, полученные в рамках контрольно-надзорной деятельности, производственного лабораторного контроля, а также использоваться эксплуатационная, технологическая и иная документация на машины, механизмы, оборудование, сырье и материалы, применяемые работодателем при осуществлении производственной деятельности.
Однако, как уже было указано выше, речь в самом Перечне факторов идет не о любых факторах, а лишь о тех, которые по уровню своего воздействия могут свидетельствовать о наличии вредных условий труда. При этом, по нашему мнению, работодатель при отсутствии результатов специальной оценки условий труда действительно может прибегнуть к иным поименованным в п. 19 Порядка источникам информации о вредных факторах и в том случае, если на основании указанных источников он сможет сделать вывод о том, что воздействие указанных факторов по своему уровню может повлечь за собой отнесение условий труда работника к вредным или опасным, он принимает решение о необходимости проведения медосмотра такого работника. Без нарушения требований закона необходимость такого порядка действий работодателя может возникнуть в случае создания новых рабочих мест. В соответствии с частями 1 и 2 ст. 17 Закона N 426-ФЗ специальная оценка условий труда на вновь созданных рабочих местах должна быть проведена в течение 6 месяцев с момента ввода их в эксплуатацию. При этом, как разъяснил Минтруд России в письме от 16.04.2015 N 15-1/ООГ-2242, под вводом в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест следует понимать дату начала на этих рабочих местах штатного производственного процесса.
Соответственно, работники для работы на этих местах в любом случае будут приняты ранее, чем на них будет проведена специальная оценка условий труда. В таком случае работодателю действительно следует самостоятельно оценить наличие на таких рабочих местах вредных или опасных факторов и уровень их воздействия с целью определения потребности в направлении работников на медицинские осмотры (за исключением случаев, поименованных в п.п. 3.8, 3.9, 3.12, 4.1, 4.4.1-4.4.3 Перечня факторов, при которых работодатель вправе ориентироваться лишь на результаты специальной оценки).
Вместе с тем, по нашему мнению, в том случае, если работодатель располагает действующими результатами аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда, ему необходимо пользоваться именно ими. Обязанности использовать иные источники информации при наличии результатов специальной оценки Порядком не установлено, о чем свидетельствует использованный в п. 19 Порядка в отношении таких источников оборот «могут использоваться».
В уже упоминавшемся выше письме ФМБА России также указано, что работодателю следует использовать иные источники информации о вредных факторах, воздействующих на работника, для целей определения необходимости в проведении медосмотров именно при отсутствии результатов аттестации. Верховный Суд Удмуртской Республики в своем решении от 15.04.2015 по делу N 7-124/2015 также пришел к выводу об отсутствии состава правонарушения в действиях работодателя, не обеспечившего прохождение работниками медосмотра, в том числе ввиду наличия у него карт аттестации рабочих мест указанных работников, не содержащих указания на наличие по соответствующим рабочим местам вредных производственных факторов.
Таким образом, полагаем, что работодатель обязан во исполнение требования частей первой, четвертой ст. 213 ТК РФ проводить медицинский осмотр работников при наличии на их рабочих местах вредных производственных факторов только в том случае, если уровень их воздействия свидетельствует о наличии на таких рабочих местах вредных или опасных условий труда. При установлении факта наличия на рабочих местах вредных факторов и определении уровня их воздействия работодатель в первую очередь должен ориентироваться на результаты аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда, и лишь при их отсутствии ему следует прибегнуть к иным источникам информации (за исключением случаев, поименованных в Порядке).
Учитывая сказанное выше, мы полагаем, что при наличии результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, срок действия которых не истек (ч. 4 ст. 27 Закона N 426-ФЗ), или специальной оценки условий труда, подтверждающих факт отсутствия на рабочем месте вредных или опасных условий труда, у работодателя не возникает обязанности по организации проведения обязательных медицинских осмотров работников, которые трудятся на рабочих местах, в отношении которых установлено отсутствие вредных или опасных условий труда.
При этом, если сотрудники заняты на работах, которые включены в Перечень работ, работодатель обязан организовать в отношении них проведение предварительных и периодических медицинских осмотров. Аналогичные разъяснения дают специалисты Роструда (смотрите ответ 4).
Таким образом, по нашему мнению, работодатель обязан включать в списки контингентов работников, проходящих предварительные и периодические медицинские осмотры, следующие категории работников:
— сотрудников, которые трудятся на рабочих местах, в отношении которых по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда (или специальной оценки условий труда) установлено наличие вредных и опасных условий труда;
— сотрудников, которые трудятся на вновь созданных рабочих местах, применительно к которым специальная оценка условий труда еще не проводилась, при этом на таких рабочих местах существуют вредные и (или) опасные производственные факторы, диагностируемые работодателем в соответствии с п. 19 Порядка;
— работников, занятых на работах, которые включены в Перечень работ;
— иных работников, в отношении которых трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, предусмотрена обязанность организовывать проведение предварительных и (или) периодических медицинских осмотров (например лиц, не достигших возраста восемнадцати лет, — ст. 69 ТК РФ)*(1).
Однако обращаем Ваше внимание, что данная позиция является нашим экспертным мнением. Как видно из ответа, контролирующие и судебные органы могут придерживаться иной точки зрения по заданному вопросу.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Воронова Елена

Кто должен проходить предварительный медосмотр?

Предварительный медосмотр должны проходить следующие работники:

  • занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда ( Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов и работ содержится в приказе Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. № 302н );
  • связанные с движением транспорта ( ст. 328 ТК РФ);
  • задействованные на подземных работах ( ст. 330.3 ТК РФ);
  • занятые в организациях пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организациях и детских учреждениях ( ст. 213 ТК РФ); спортсмены ( ст. 348.3 ТК РФ);
  • все лица, не достигшие 18 лет ( ст. 266 ТК РФ);
  • принимаемые на работу в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности ( ст. 324 ТК РФ);
  • принимаемые на работу вахтовым методом ( ст. 298 ТК РФ).

В отдельных случаях по решению органов местного самоуправления могут вводиться дополнительные условия и показания к проведению медицинских осмотров при приеме на работу ( ч. 5 ст. 213 ТК РФ).

Где проводить предварительный медосмотр?

Работодатель должен заключить договор с медицинской организацией, имеющей лицензию на право проведения предварительных медосмотров.

В медицинской организации формируется постоянно действующая врачебная комиссия. Ее возглавляет врач-профпатолог.

Ответственность за качество проведения медосмотров несет медицинская организация.

Кто оплачивает предварительный медосмотр?

Работодатель обязан проводить предварительные медосмотры за свой счет ( ст. 213 ТК РФ).

Если медицинский осмотр при поступлении на работу соискатель прошел за собственные средства, работодатель обязан возместить ему все расходы.

Каков порядок проведения предварительного медосмотра?

Процедура проведения предварительных медосмотров регламентируется приказом Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. № 302н .

Алгоритм следующий:

1. Работодатель выдает поступающему на работу направление на предварительный медосмотр.

В нем должно быть указано:

  • наименование работодателя;
  • форма собственности и вид экономической деятельности работодателя по ОКВЭД;
  • наименование медицинской организации, фактический адрес ее местонахождения и код по ОГРН;
  • вид медицинского осмотра (предварительный);
  • фамилия, имя, отчество, дата рождения лица, поступающего на работу;
  • наименование структурного подразделения работодателя (при наличии), в котором будет занято лицо, поступающее на работу;
  • наименование должности (профессии) или вида работы;
  • вредные и (или) опасные производственные факторы.

Направление подписывает уполномоченный представитель работодателя с указанием своей должности, фамилии и инициалов. Все направления работодатель выдает под подпись и ведет их учет.

2. Лицо, поступающее на работу, представляет в медицинскую организацию следующие документы:

  • направление;
  • паспорт (или другой документ установленного образца, удостоверяющий его личность);
  • паспорт здоровья работника (при наличии);
  • решение врачебной комиссии (в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации).

3. Предварительный осмотр считается пройденным, когда:

  • поступающего на работу осмотрели все врачи-специалисты;
  • выполнены все лабораторные и функциональные исследования.

4. После прохождения медосмотра медицинская организация оформляет заключение.

В нем должны быть указаны:

  • дата выдачи заключения;
  • фамилия, имя, отчество, дата рождения, пол лица, поступающего на работу;
  • наименование работодателя;
  • наименование структурного подразделения работодателя (при наличии), должность (профессия) или вид работы;
  • наименование вредных производственных факторов и видов работы;
  • результат медицинского осмотра (медицинские противопоказания выявлены, не выявлены).

Заключение должно быть подписано председателем медицинской комиссии с указанием его фамилии и инициалов. Документ заверяется печатью медицинской организации. Медучреждение готовит заключение в двух экземплярах. Первый приобщается к амбулаторной карте, второй выдается человеку, прошедшему медицинский осмотр (образец заключения).

Цели проведения обязательных медицинских осмотров работников

Существует несколько типов медосмотров работников:

Предварительные. Их цель — выяснить, позволяет ли состояние здоровья кандидата выполнять ту или иную работу. Для некоторых категорий работников такие осмотры обязательны. Например, предварительный медосмотр при поступлении на работу должны проходить:

  • люди, чья профессиональная деятельность связана с управлением сложными механизмами и устройствами (крановщики, электрики);
  • люди, которые трудятся в опасных условиях (промышленные альпинисты, моряки, работники нефтяной и газовой промышленности, работающие на Крайнем Севере);
  • люди, управляющие транспортными средствами (водители, пилоты);
  • работники пищевой промышленности;
  • работники детских и медицинских учреждений и другие.

Периодические. Проводятся для того, чтобы выявить на ранних сроках заболевания, которые могут быть опасны для окружающих или делают человека непригодным для выполнения определенного типа работ, отследить динамику изменения здоровья, а также для того, чтобы выявить возможные профессиональные заболевания и свести к минимуму вред, причиненный здоровью и самочувствию работника. Сотрудники в возрасте до 21 года должны проходить медосмотр ежегодно.

Внеочередные. Проводятся в особых случаях — по просьбе самих сотрудников, при выявлении профессиональных заболеваний во время последнего планового медосмотра, в случаях, если у кого-то в коллективе выявлено опасное инфекционное заболевание, а также по требованию Роспотребнадзора.

Требования к периодичности и порядку проведения медосмотров прописаны в Трудовом кодексе РФ (ст. 212, 213 и 266). А в статье 5.27.1 КоАП РФ установлено, что допуск к работе без прохождения обязательного периодического медицинского осмотра влечет за собой наложение штрафа на должностных лиц и индивидуальных предпринимателей в размере 15 000–25 000 рублей, на юридических лиц — 110 000–130 000 рублей.

Важно!
Во время проведения медицинского обследования за работником сохраняется его средний заработок.

Категории работников, обязанных проходить периодические медицинские осмотры

По инициативе руководства предприятия или самого коллектива проходить периодические медицинские осмотры могут люди любых профессий, но законодательство определяет лишь некоторые специальности, представители которых в обязательном порядке должны проходить регулярные медосмотры. К ним относятся:

  • люди, выполняющие верхолазные и высотные работы;
  • работники сферы общественного питания;
  • работники детских, образовательных и медицинских (а также профилактических) учреждений;
  • сотрудники санитарно-гигиенических учреждений (к которым, в частности, относятся салоны красоты, сауны, прачечные и пр.);
  • сотрудники фармацевтических предприятий;
  • клинеры;
  • работники, чья деятельность связана с системами водоснабжения;
  • работники птицеферм и животноводческих предприятий;
  • работники, занятые на опасном или вредном производстве;
  • сотрудники, не достигшие возраста 21 года.

Порядок проведения медосмотров работников предприятий

Организация медосмотра — это ответственность руководства предприятия, оно же и оплачивает это мероприятие. Вкратце схема организации медосмотра для работников предприятия выглядит так:

Шаг 1. Формирование списка контингента работников, которых следует направить на медосмотр. Список в срок до 10-ти дней необходимо направить в территориальный отдел Роспотребнадзора своего административного округа.

Шаг 2. Заключение договора на осмотр работников с медицинским центром. Согласование сроков проведения медосмотра.

Шаг 3. Подписание приказа о периодичности медицинского осмотра и очередности его прохождения. Сотрудников необходимо ознакомить с этим документом как минимум за 10 дней до начала медосмотра.

Шаг 4. Выдача направлений на медосмотр. Направления оформляются в организации в произвольном виде.

Шаг 5. Сбор подписанных и заверенных печатью заключений с результатами медосмотра. Заключение подписывается в двух экземплярах — один из них отдают работнику, другой остается в учреждении, проводившем медосмотр.

Шаг 6. Медицинский центр составляет заключительный акт. На это может потребоваться время, как правило — до 30-ти дней. Заверенный акт, подписанный медицинским учреждением и организацией, направляется в территориальный отдел Роспотребнадзора по своему административному округу на согласование.

Работники обязаны явиться в медицинский центр, с которым был заключен договор, точно в указанный в направлении срок. С собой полагается иметь паспорт и собственно направление. Если сотрудник не явился, работодатель должен отстранить его от работы без начисления зарплаты до тех пор, пока осмотр не будет пройден. В случае если осмотр был пропущен по вине работодателя или же по причинам, которые не зависят ни от сотрудника, ни от работодателя, недопущение к выполнению обязанностей расценивается как простой и оплачивается в размере 2/3 средней зарплаты работника.

Как правило, во время периодического медицинского осмотра работники посещают несколько специалистов и проходят различные инструментальные и лабораторные исследования. Конкретный список зависит от типов работ и вредных производственных факторов. Комиссию формирует медицинский центр, с которым был заключен договор на проведение медосмотра. В нее обязательно входит врач-профпатолог, а также другие специалисты.

Кстати
Плановый осмотр в некоторых случаях может проводиться не в медучреждении, а непосредственно на предприятии — в этом случае бригада специалистов выезжает в офис.

Расходы на прохождение профосмотров

Как уже было сказано, все расходы по организации обязательного планового медосмотра берет на себя работодатель: это требование статей 212 и 213 Трудового кодекса РФ. Стоимость медицинского осмотра одного работника колеблется от 1500 до 5000 рублей, в зависимости от состава медицинской комиссии, количества и типов лабораторных и инструментальных исследований. Чем больше работников, тем ниже цена, поскольку многие медучреждения предоставляют скидки крупным организациям. Государство компенсирует часть затрат организации на проведение медосмотров через Фонд социального страхования.

Порядок проведения периодических медицинских осмотров работников

Разберем по шагам, как проводится и как оформляются результаты периодического медосмотра работников организации.

  1. Составление списка контингента работников. В течение 10 дней его необходимо направить заказным письмом с уведомлением в территориальный орган Роспотребнадзора.
  2. Составление поименных списков (на основании списка контингентов). Они должны быть утверждены за 2 месяца до даты осмотра и направлены в медучреждение.
  3. Медорганизация в течение 10 дней после получения поименного списка оформляет календарный план проведения периодического медицинского осмотра. Он должен быть согласован с работодателем.
  4. Заключение соответствующего договора с медучреждением с указанием согласованного графика и сроков обследования.
  5. Оформление Приказа о проведении медосмотра и ознакомление с ним коллектива под подпись. В нем должна быть следующая информация:
    • название организации;
    • дата и номер приказа;
    • ссылка на нормативно-правовые акты;
    • медицинская организация, которая будет проводить профосмотр;
    • график проведения обследования;
    • лицо, ответственное за проведение профосмотра;
    • список сотрудников, подлежащих прохождению медосмотра.
  6. Выдача сотрудникам направления на медосмотр. В нем нужно указать условия труда, что поможет медкомиссии выбрать критерии оценки состояния здоровья и принять решение о продолжении труда.
  7. После проведения осмотра и получения результатов анализов в отношении каждого работника оформляется заключение. Оно подписывается в двух экземплярах — один для работника, а другой остается в учреждении, проводившем медосмотр.
  8. В течение 30 дней после завершения профосмотра медицинский центр, представители работодателя и санитарно-эпидемиологической службы составляют заключительный акт. После утверждения председателем врачебной комиссии акт распечатывается в четырех экземплярах: для медучреждения, работодателя, территориального органа Роспотребнадзора и центра профпатологии для исследовательских целей и статистики.
  9. Результаты предварительных и периодических профосмотров фиксируются в личной медицинской книжке сотрудника.

Кто должен проходить медицинский осмотр

Статья 213 ТК РФ и Приказ содержат подробную информацию о том, какие категории работников должны проходить периодический осмотр в обязательном порядке. Но законодатель не запрещает направлять на обследование представителей других профессий, если достигнуто соглашение между руководством и коллективом.

Обязательно проводятся регулярные медицинские осмотры лиц, не достигших 21 года, а также людей, которые трудятся:

  • на вредном и опасном производстве;
  • на высотных работах;
  • на транспорте (водители, машинисты и т. п.);
  • в сфере общепита;
  • в образовательных и детских учреждениях;
  • в фармацевтических, медицинских и санитарно-гигиенических учреждениях (спа, сауны и прачечные);
  • в салонах красоты, которые оказывают парикмахерские и косметологические услуги;
  • в клининговой службе;
  • в сфере водоснабжения;
  • на животноводческих предприятиях и птицефабриках.

Эти категории сотрудников должны обследоваться не реже одного раза в 1–2 года, при этом частота зависит от условий работы и производственной среды и подробно указана в Приложении № 1 к Приказу.

Про внеочередной медицинский осмотр

В описанной ситуации не вправе.

При наличии явных признаков, свидетельствующих о снижении трудоспособности работника при наличии угрозы аварии, Вы можете отстранить сотрудника от работы.

Внеочередные медицинские осмотры (обследования) проводятся на основании медицинских рекомендаций, указанных в заключительном акте медицинского обследования или по просьбе сотрудника.

В остальных случаях Вы не вправе направить сотрудника на медосмотр.

Подробно об этом см. материалы в обосновании.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Кадры».

Рекомендация: Когда необходимо проводить обязательный медосмотр сотрудника

«Внеочередные медосмотры

В каких случаях проводятся внеочередные обязательные медосмотры сотрудников

Внеочередные медосмотры назначаются по просьбе сотрудников (в соответствии с медицинским заключением) или на основании медицинских рекомендаций, указанных в заключительном акте медицинского обследования*. В направлении на медосмотр обязательно нужно указать причину проведения внеочередного обследования. Об этом сказано в статьях 213 и 348.3 Трудового кодекса РФ и пункте 18 Порядка, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. № 302н.

Вопрос из практики: можно ли направить сотрудника на внеочередной медосмотр в связи с явными признаками заболевания и отстранить от работы до результатов обследования

Ответ на этот вопрос зависит от конкретных обстоятельств дела.

Направление сотрудника на внеочередной медосмотр в случае явных признаков болезни нельзя признать соответствующим трудовому законодательству. При выявлении явных признаков заболевания работодателю следует либо направить сотрудника в медицинское учреждение с его согласия, либо в экстренных случаях при наличии достаточных оснований вызвать бригаду скорой (неотложной)медицинской помощи в организацию (абз. 15 ч. 2 ст. 212 ТК РФ). В дальнейшем работодателю и сотруднику необходимо следовать указаниям врачей (учреждения здравоохранения).

Что касается возможности отстранения сотрудника от работы, то в общем случае возможность отстранения до получения результатов медицинского обследования Трудовой кодекс РФ не устанавливает. Вместе с тем, отдельными подзаконными актами все же предусмотрены случаи, когда работодатель вправе отстранить сотрудника с признаками болезни от работы, например, в организациях общественного питания (п. 13.5 СП 2.3.6.1079-01.2.3.6, введенных в действие постановлением Главного государственного санитарного врача России от 8 ноября 2001 г. № 31). Кроме того, отстранение заболевшего, если заболевание создает угрозу аварии, катастрофы или иного бедствия, возможно в рамках соблюдения требований охраны труда* (абз. 5 ст. 214 ТК РФ, п. 8.3Рекомендаций, утвержденных постановлением Минтруда России от 8 февраля 2000 г. № 14)».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *