Проверка россельхознадзора что проверяют

Автор: | 02.05.2019

Растения, комбикорм, крупы — под контролем

Россельхознадзор осуществляет функции по контролю и надзору в сфере:

V ветеринарии;
———————————————————————
V карантина и защиты растений;
———————————————————————
V безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами;
———————————————————————
V обеспечения плодородия почв, семеноводства сельскохозяйственных
растений;
———————————————————————
V обеспечения качества и безопасности зерна, крупы, комбикормов и
компонентов для их производства, а также побочных продуктов
переработки зерна;
———————————————————————
V земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного
назначения);
———————————————————————
V защиты населения от болезней, общих для человека и животных.

Основными документами, регламентирующими деятельность Россельхознадзора, являются:

V Указ Президента РФ от 09.03.2004 N 314 «О системе и структуре
федеральных органов исполнительной власти»;
———————————————————————
V Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 N 327 «Об утверждении
Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному
надзору», которое определяет полномочия службы;
———————————————————————
V Постановление Правительства РФ от 08.04.2004 N 201 «Вопросы
Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору».

В соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Закон N 294-ФЗ) плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года.

В силу п. п. 9, 9.1, 9.2 ст. 9 Закона N 294-ФЗ в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере здравоохранения, образования, социальной сфере, плановые проверки могут проводиться два раза в три года и чаще. Перечень таких видов деятельности и периодичность плановых проверок устанавливаются Правительством РФ.

Основанием для включения учреждения в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение трех лет со дня:

V государственной регистрации юридического лица;
———————————————————————
V окончания проведения последней плановой проверки юридического лица;
———————————————————————
V начала осуществления юрлицом предпринимательской деятельности в
соответствии с уведомлением об этом, представленным в уполномоченный
федеральный орган исполнительной власти (в случае выполнения работ
или оказания услуг, требующих представления такого уведомления (п. 8
ст. 9 Закона N 294-ФЗ)).

План проведения проверок на год утверждается руководителем территориального управления и направляется на согласование в Генпрокуратуру. Все планы проверок в обязательном порядке размещаются на официальных сайтах соответствующих территориальных управлений и Генпрокуратуры.

На вас пожаловались? Ждите инспектора

Законодательно предусматривается и возможность проведения внеплановых проверок. Периодичность их в Законе N 294-ФЗ не оговаривается. Внеплановые проверки могут проводиться по следующим причинам:

V истек срок исполнения юрлицом ранее выданного предписания об
устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или)
требований, установленных муниципальными правовыми актами;
———————————————————————
V в органы контроля и надзора поступили данные о причинении вреда жизни
и здоровью граждан, животным, растениям и окружающей среде, объектам
культурного наследия, безопасности государства. Основанием для
проверки могут быть также данные о возникновении угрозы
вышеперечисленных фактов либо чрезвычайных ситуаций <2>;
———————————————————————
V получены обращения граждан о нарушении прав потребителей;
———————————————————————
V поступил приказ (распоряжение) руководителя органа госконтроля
(надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента РФ и
Правительства РФ (п. 2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ)/ <2> О перечисленных фактах могут сообщать граждане и юридические лица. Также информация может поступить из органов государственной власти и местного самоуправления либо из СМИ.

Пример 1. При проведении внеплановой документарной проверки филиала ФГУ «Россельхозцентр» по Нижегородской области (по письму от жителей деревни Гавриловка Ковернинского района) выявлены следующие нарушения: применение пестицидов на придорожных территориях, находящихся на расстоянии менее 50 м от детских спортивных площадок, а также транспортировка пестицидов в необорудованных транспортных средствах. Это является нарушением ст. ст. 20 и 22 Федерального закона от 19.07.1997 N 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами».

По результатам данной проверки был составлен акт, выдано предписание об устранении выявленных правонарушений, составлен протокол об административном правонарушении в отношении заместителя руководителя филиала ФГУ «Россельхозцентр», вынесено постановление, наложен административный штраф.

Наказание не сильнее нарушения

Сфера деятельности Россельхознадзора охватывает разные области, поэтому государственные инспекторы при проведении проверок руководствуются должностными регламентами, установленными отдельно для каждого контрольно-надзорного отдела. Кроме того, наши сотрудники действуют в соответствии со ст. 18 Закона N 294-ФЗ, в которой предусмотрены обязанности должностных лиц контролирующего или надзорного органа при проведении проверки, в частности:

V своевременно и в полной мере исполнять законодательно предоставленные
полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений
обязательных требований и требований, установленных муниципальными
правовыми актами;
———————————————————————
V соблюдать российское законодательство, права и законные интересы
проверяемого юридического лица;
———————————————————————
V проводить проверку на основании соответствующего распоряжения или
приказа руководителя (заместителя руководителя) контролирующего либо
надзорного органа;
———————————————————————
V проводить проверку только во время исполнения служебных обязанностей,
выездную проверку — только при предъявлении служебных удостоверений,
копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя
контролирующего или надзорного органа гос- и муниципального контроля;
в случае, предусмотренном ч. 5 ст. 10 Закона N 294-ФЗ, — копии
документа о согласовании проведения проверки;
———————————————————————
V не препятствовать руководителю, иному должностному лицу или
уполномоченному представителю юридического лица присутствовать при
проведении проверки и давать разъяснения по вопросам, относящимся к
предмету проверки;
———————————————————————
V предоставлять руководителю, иному должностному лицу или
уполномоченному представителю юридического лица (далее —
руководителю), присутствующим при проведении проверки, информацию и
документы, относящиеся к предмету проверки;
———————————————————————
V знакомить руководителя с результатами проверки;
———————————————————————
V учитывать при определении мер, принимаемых по фактам выявленных
нарушений, их соответствие тяжести нарушений, потенциальную опасность
для жизни, здоровья людей, животных, растений, окружающей среды,
государства, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера, а также не допускать необоснованное
ограничение прав и законных интересов граждан, юридических лиц;
———————————————————————
V доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании
юридическими лицами в порядке, установленном российским
законодательством;
———————————————————————
V соблюдать сроки проведения проверки, установленные Законом N 294-ФЗ;
———————————————————————
V не требовать от юридического лица документы и иные сведения,
представление которых не предусмотрено российским законодательством;
———————————————————————
V перед началом выездной проверки по просьбе руководителя ознакомить
его с положениями административного регламента (при его наличии), в
соответствии с которым проводится проверка;
———————————————————————
V осуществить запись о проведенной проверке в журнале учета проверок.

Руководитель имеет право:

V непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать
объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
———————————————————————
V получать от органа государственного контроля (надзора), его
должностных лиц информацию, которая относится к предмету проверки и
предоставление которой предусмотрено Законом N 294-ФЗ;
———————————————————————
V знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки на
свое ознакомление, согласие или несогласие с ними, а также с
отдельными действиями должностных лиц органа государственного
контроля (надзора);
———————————————————————
V обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органа
государственного контроля (надзора), муниципального контроля,
повлекшие нарушение прав юридического лица при проведении проверки, в
административном и (или) судебном порядке в соответствии с
законодательством (ст. 21 Закона N 294-ФЗ).

От устного замечания до уголовной ответственности

Для каждого направления деятельности управления характерны свои наиболее часто повторяющиеся нарушения. Так, в области карантина растений значительная доля нарушений выявляется при контроле за перевозимой по территории РФ импортной подкарантинной продукцией без карантинных сертификатов. Данная продукция подвергается экспертизе для установления фитосанитарного состояния либо по результатам досмотра допускается к реализации. Имели место случаи реализации и использования подкарантинной продукции без предъявления ее для государственного карантинного фитосанитарного контроля.

Основные виды нарушений, встречающихся при проведении проверок качества и безопасности крупы при госзакупках, таковы:

V закупка крупы, качество которой не соответствует требованиям
нормативной документации;
———————————————————————
V закупка крупы, качество которой не соответствует заявленному в
сопровождающей документации;
———————————————————————
V закупка крупы без документов, подтверждающих ее качество и
безопасность;
———————————————————————
V использование крупы с истекшим сроком годности;
———————————————————————
V нарушение правил хранения крупы.

Для отдела надзора за безопасным обращением с пестицидами и агрохимикатами обычным является выявление следующих нарушений:

V несоблюдение правил хранения пестицидов и агрохимикатов, а именно: их
хранение в неспециализированных помещениях, не имеющих санитарно-
эпидемиологического заключения, в отдельном отсеке семенного склада,
под открытым небом и с истекшим сроком годности;
———————————————————————
V нарушение правил транспортировки пестицидов и агрохимикатов;
———————————————————————
V реализация пестицидов и агрохимикатов без сертификатов соответствия и
не внесенных в Государственный каталог пестицидов и агрохимикатов,
разрешенных к применению на территории РФ;
———————————————————————
V нарушение регламентов применения пестицидов и агрохимикатов;
———————————————————————
V невыполнение в срок законного предписания об устранении выявленных
нарушений правил и норм.

На сельхозпредприятиях, использующих семена для производства товарной продукции, наиболее часто встречаются следующие нарушения:

V посев семян сельхозрастений без документов, подтверждающих их
сортовую принадлежность и посевные качества;
———————————————————————
V использование семян, качество которых не соответствует требованиям
госстандартов;
———————————————————————
V нарушение правил хранения семян.

В хозяйствах, занимающихся производством и реализацией семян, наиболее часто встречаются следующие нарушения:

V реализация партий семян без сертификатов сортовой идентификации и
качества;
———————————————————————
V нарушение правил хранения семян (что приводит к смешиванию партий).

При проверке юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, занимающихся оптовой и розничной торговлей семенами овощных культур, часто выявляются следующие основные нарушения:

V отсутствие документов, подтверждающих сортовые и посевные качества
реализуемых семян овощных культур;
———————————————————————
V реализация семян овощных культур с истекшим сроком годности;
———————————————————————
V низкое качество семян в реализуемых партиях;
———————————————————————
V реализация семян сельскохозяйственных растений, сорта которых не
включены в Государственный реестр селекционных достижений, допущенных
к использованию на территории РФ;
———————————————————————
V несоответствие маркировки упаковки пакетированных семян требованиям
нормативных актов в области семеноводства.

В области ветеринарного надзора обычно выявляются следующие нарушения:

V отсутствие ветеринарно-сопроводительных документов на грузы,
подконтрольные госветнадзору, подлежащие заготовке, перевозке,
переработке, хранению и реализации, а также нарушение порядка
оформления и выдачи ветеринарно-сопроводительных документов;
———————————————————————
V хранение и реализация животноводческой продукции без маркировки или
отсутствие на ней предусмотренных сведений;
———————————————————————
V нарушение ветеринарно-санитарных правил при выращивании животных,
ввозе, переработке, хранении и реализации животноводческой продукции;
———————————————————————
V нарушений правил утилизации биологических отходов;
———————————————————————
V отсутствие лицензий при реализации лекарственных средств,
предназначенных для животных.

Руководители и сотрудники организаций, допустившие нарушения, несут за это дисциплинарную, административную и уголовную ответственность в рамках действующего законодательства. Предусмотрены наказания от устного замечания до административного ареста, дисквалификации должностных лиц и административного приостановления деятельности. Однако эти виды наказания применяются только по решению судов. Львиную долю наказаний составляют штрафные санкции.

Пример 2. При проведении обследования земель сельскохозяйственного назначения в Выксунском районе Нижегородской области было выявлено нецелевое использование земельного участка сельхозназначения площадью 0,047 га, расположенного в урочище Красное Пятово Выксунского района в 40 м правее автодороги Новодмитриевка — Семилово, путем несанкционированного складирования на нем пиломатериалов.

По данному факту в отношении директора учреждения были составлены определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ. Также было вынесено постановление о назначении административного наказания в виде штрафа в размере 3000 руб., выдано предписание об устранении выявленных нарушений.

Пример 3. Отделом ветнадзора Управления Россельхознадзора по Нижегородской области и Республике Марий Эл в ходе плановой выездной проверки в декабре 2010 г. в отношении СПК «Полянский» были выявлены нарушения Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным инспектором РФ В.М. Авиловым от 04.12.1995 N 13-7-2/469, допущенные главным ветеринарным врачом СПК. В частности, на территории фермы были обнаружены остатки трупа животного (теленка), куски шкуры, что подтверждается актом проверки. Данные факты являются нарушением Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов. Управлением было вынесено постановление о назначении административного наказания и наложен штраф в размере 3000 руб.

По факту неуплаты в установленный законом срок административного штрафа было возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ в отношении должностного лица — главного ветеринарного врача СПК «Полянский». Материалы дела были направлены мировому судье Большеболдинского района Нижегородской области.

Согласно ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в предусмотренный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере от суммы неуплаченного штрафа либо административный арест на срок до 15 суток.

Мировой судья признал ветеринарного врача СПК «Полянский» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, и 20 апреля 2011 г. назначил наказание в виде административного ареста сроком на одни сутки.

Пример 4. При проведении плановой выездной проверки ГОУ «Золинская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья» выявлена закупка крупы у поставщика ЧП Баженова И.А. без документов, подтверждающих ее качество и безопасность (отсутствуют удостоверения качества от изготовителя или фасовщика и сертификаты (декларации) соответствия), что является нарушением п. 2 ст. 3 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов». Нарушение допустил кладовщик. По данному факту составлен протокол об административном нарушении по ст. 7.18 КоАП РФ.

По результатам рассмотрения дела 2 июня 2011 г. вынесено постановление о назначении административного наказания в виде штрафа в сумме 1500 руб. Для проведения лабораторных исследований на соответствие требованиям ГОСТ 572-60, ГОСТ 5784-60, п. 1.4.3 СанПиН 2.3.2.1078-01 отобраны пробы. По результатам испытаний, проведенных ФГУ «Нижегородский референтный центр Россельхознадзора», установлено, что крупа ячменная ячневая не соответствует требованиям ГОСТ 5784-60 по качеству.

В результате директору ГОУ выдано предписание о запрете использования продукции в пищу, вынесено постановление о запрещении использования пищевой продукции и дано предписание об устранении нарушений правил и норм.

Пример 5. В ФГУП «Центральное» Россельхозакадемии выявлено непроведение биологической рекультивации и мероприятий по введению в оборот земельных участков сельскохозяйственного назначения общей площадью 53,2 га, расположенных северо-восточнее д. Бешенцево Кстовского района и на участке временного отвода при строительстве автомобильной дороги М-7 «Волга» южнее села Вязовка.

По результатам проверки в отношении данного ФГУП составлен протокол об административном правонарушении, материалы дела направлены мировому судье Кстовского района для рассмотрения. Мировым судьей вынесено постановление о назначении административного наказания в виде штрафа в размере 10 000 руб.

И.И.Ивашин

Руководитель

Управления Федеральной службы

по ветеринарному и

фитосанитарному надзору

по Нижегородской области

и Республике Марий Эл

(Россельхознадзор)

Сравнение с Роспотребнадзором

Задачи и функции Россельхознадзора часто путают с Роспотребнадзором. Оба этих ведомства контролируют работу предприятий, имеющих дело с продуктами питания, но где же проходит граница между сферами их работы?

Рассмотрим таблицу:

Россельхознадзор Роспотребнадзор
Полное название Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
Что проверяет Сельскохозяйственная продукция, не прошедшая никакой обработки Обработанная продукция (например, термическая обработка), защита прав потребителя, санитарное состояние
Кому подчиняется Минсельхозу Правительству РФ
Периодичность плановых проверок Каждые 3 года

В распределении задач этих двух ведомств поможет постановление правительства РФ от 14 декабря 2009 года N 1009. В части Б его первого пункта подробно описано, чем должно заниматься каждое из ведомств. Именно на этот документ и стоит ссылаться, если вы вдруг заподозрили, что проверка выходит за рамки своей компетенции.

Еще в 2015 году появились слухи о скором слиянии двух ведомств, но на настоящий момент они продолжают свою обособленную деятельность.

Плановые и внеплановые проверки Россельхознадзора

Плановые проверки на 2018 год уже вывешены на сайте ведомства. С этим графиком стоит свериться, если ваша фирма открылась более трех лет назад – это минимальный возраст для плановой проверки.

Плановая выездная проверка наиболее чаще всего затрагивает такие продукты, как мясо, яйца, молоко и мед.

Внеплановая проверка наносит визит в любой момент, если на предприятии (будь то ферма, или магазин) есть продукция, не прошедшая термическую обработку (например, свежие фрукты), и в ведомство поступила информация о нарушениях в их качестве.

Инициируются внеплановые проверки по результатам получения жалоб от населения, юридических лиц или СМИ. Если поступают сообщения об отравлении или угрозе здоровью потребителей, то проверка может быть инициирована незамедлительно, предприниматель даже не получит предупреждения. О начале иных проверок предпринимателя оповестят как минимум за сутки (о плановой проверке – за трое суток) посредством уведомления.

Уведомление содержит в себе:

  • Реквизиты приказа о проведении проверки;
  • Предмет и вид проверки (документарная или выездная), адрес ее проведения и сроки;
  • Требования подготовить определенные документы и информацию по предмету проверки.

Как проходит проверка

Документарные проверки проводятся полностью на территории ведомства. Проверяемому лицу будет предъявлен список документов, их копии необходимо предоставить в течение 10 дней.

Если предприниматель по некоторым причинам не может представить требуемые документы или прочие данные, он обязан до окончания выделенного срока подать письменное объяснение причин.

Выездная инспекция начинается с предъявления инспектором удостоверения и положения о проверке. Внимательно проверьте, соответствуют ли действительности все имена, названия и даты в документах. Также в положении указываются основания для проверки и ее цели.

Если выездная проверка носит плановый характер, то она может осуществляться только в присутствии руководителя предприятия или его заместителя.
Длится проверка не более 30 дней.

Сначала инспектор Россельхознадзора задает вопросы проверяемому, записывая его ответы. Затем данные подтверждаются документами.
Работники аграрной сферы советуют начинающим предпринимателям открыто общаться с инспекцией Россельхознадзора, рассказывать о своей деятельности, раскрывать все «как» и «почему», и тогда проверка, скорее всего, не будет углубляться в исследования.

Например, отсутствие разрешения на минеральные удобрения лучше объяснить своим обоснованным отказом от их применения, чем промолчать и тем самым подтолкнуть инспектора к анализу почвы.

Инспектор Россельхознадзора в ходе выездной проверки вправе запрашивать дополнительные сведения, документы и пробы продукции. На все передаваемые эксперту образцы обязательно должен составляться акт передачи.

Первый плановый визит обычно завершается лишь рекомендациями по организации работы с сельскохозяйственной продукцией.
В конце проверки инспектор составляет в двух экземплярах акт, выдает заключение, оставляет запись в журнале учета проверок.

В акте проверки обязательно должен быть указан перечень всех членов комиссии, участвовавших в проверке, список проведенных контрольных мероприятий.

Если проверяемый не согласен с заключением экспертов, или он обнаружил ошибки в их действиях (например, выход за рамки их полномочий), сразу же вместо утверждения заключения можно оформить отказ. Он будет рассмотрен ведомством в течение месяца.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *