Работа с госконтрактами

Автор: | 03.05.2019

Участие в конкурсе и заключение государственного контракта

Государственный или муниципальный заказ (контракт) представляет собой гражданско-правовой договор выполнения работ, поставки товаров или оказания услуг для задач обеспечения государственных нужд, предусмотренных в расходах бюджета. Данная сфера регулируется статьями 525–534 и 763–768 Гражданского кодекса РФ, Федеральными законами от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ и от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ, постановлением Правительства РФ № 722 и другими нормами законодательства.

Основные правила проведения аукционов по размещению госзаказа изложены в Законе № 44-ФЗ. Сроки подписания и выполнения государственного контракта, объем обязательств и стоимость товаров (работ, услуг), размер и порядок финансирования; а также способ обеспечения исполнения обязательств являются неотъемлемыми атрибутами этого юридического документа.

Согласно букве закона, статусом государственного заказчика может обладать государственный или муниципальный орган или бюджетное учреждение. При этом государственные корпорации, государственные и муниципальные унитарные предприятия, автономные учреждения обязаны размещать заказ в соответствии с разработанными в обязательном порядке «Положениями о закупках».

Как проходит государственный конкурс по определению поставщика (подрядчика) в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд?

Первоначальным этапом является публикация государственным заказчиком на региональном или федеральном сайте извещения о проведении торгов и конкурсной документации, где указаны:

  • максимальная цена договора;
  • сроки поставки товаров (выполнения работ, предоставления услуг);
  • определение качества товаров (работ, услуг);
  • другие условия.

После этого будущие участники торгов направляют госзаказчику свои заявки на участие, которые проходят процедуру регистрации. После заседания конкурсной комиссии по открытию доступа к заявкам, а также заседания по рассмотрению заявок на участие в открытом конкурсе происходит рассылка уведомлений об участии в торгах участникам размещения заказа. Затем проводится окончательное заседание конкурсной комиссии по оценке и сопоставлению заявок, содержащих котировки с указанием цен. На сайте оформляется и размещается протокол оценок и сопоставления заявок с направлением победителю одного экземпляра протокола и проекта госконтракта.

Следует отметить, что для участия в конкурсе обязательным условием является предоставление финансового обеспечения заявки в размере от 0,5% до 5% начальной (максимальной) стоимости контракта.

Порядок заключения госконтракта таков, что отказ или уклонение от его заключения приводят к штрафным санкциям, при которых средства, внесенные в качестве обеспечения заявки, остаются у государственного заказчика или истребываются у банка, выдавшего гарантию обеспечения конкурсной заявки.

Процесс заключения государственного контракта также в обязательном порядке требует обеспечения его исполнения. Размер обеспечения может достигать 30% от начальной (максимальной) стоимости. Данное обеспечение может быть предоставлено либо в виде внесения денежных средств на указанный заказчиком счет, либо в форме банковской гарантии. Участник закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно выбирает наиболее удобный для него способ внесения обеспечения.

Исполнение государственного контракта

После подписания государственного контракта наступает этап исполнения. Напомним, что на этом этапе должна быть предоставлена денежная сумма до 30% первоначальной стоимости контракта в качестве обеспечения условий выполнения работ, поставки товаров или предоставления услуг. Обеспечением исполнения госконтракта может являться банковская гарантия. При этом обеспечение предоставляется заказчику до подписания контракта и является обязательным условием его заключения.

Форма обеспечения госконтракта выбирается участником открытых торгов самостоятельно, при этом разрешается предоставлять вступившую в силу банковскую гарантию, которая оформлена по форме банка-гаранта, при условии, что банковская гарантия содержит:

  • указание на госконтракт, исполнение которого она обеспечивает путем указания на стороны контракта в качестве принципала и бенефициара по гарантии, названия предмета контракта и ссылки на протокол торгов, как основание заключения контракта;
  • указание на согласие кредитной организации с тем, что изменения и дополнения, внесенные в государственный контракт, не освобождают ее от обязательств по соответствующей банковской гарантии;
  • указание на согласие гаранта с тем, что гарантия сохраняет свое действие вне зависимости от изменений организационно-правовой формы принципала;
  • условие, что гарант перечисляет бенефициару сумму обеспечения исполнения контракта в размере 30% начальной (максимальной) цены контракта в случаях нарушения поставщиком сроков, некачественного исполнения или одностороннего отказа от исполнения госконтракта и т.д.

Исполнение госконтракта — весьма напряженный рабочий процесс, требующий постоянных согласований и своевременной оплаты. Чаще всего используются две схемы:

  • исполнитель выполняет работы за свой счет, а заказчик оплачивает их по факту выполнения;
  • проект делится на этапы, заказчик перечисляет аванс исполнителю перед началом каждого этапа. Целевое расходование средств при этом обеспечивается банковской гарантией.

В тех случаях, когда исполнение госконтракта растягивается во времени или у заказчика меняются обстоятельства, и он отсрочивает перечисление авансового платежа, у исполнителя может появиться потребность в своевременном привлечении денежных средств либо получении новой банковской гарантии. Поэтому залогом успешного выполнения госконтракта во многом является наличие проверенного банка-партнера, способного своевременно предоставлять банковские услуги.

Расторжение государственного контракта

В соответствии с действующим законодательством государственный или муниципальный контракт должен содержать ряд обязательных условий:

  1. Объем работ.
  2. Стоимость работ.
  3. Начало и конец выполнения работ, включая промежуточные сроки.
  4. Размер и порядок финансирования.
  5. Форму обеспечения исполнения обязательств контракта.

Эти условия отнесены законодательством к существенным. По общим правилам Гражданского кодекса РФ, а именно согласно пункту 2 статьи 450, контракт может расторгаться решением суда по требованию одной стороны, если допущены нарушения существенных условий контракта, что означает причинение стороне ущерба, влекущего за собой значительную потерю выгоды, на которую сторона имела законное право рассчитывать при подписании госконтракта.

Например, этим существенным условием может оказаться срок начала и окончания работ или промежуточные сроки, если они занесены в госконтракт. Если же по какой-либо причине сроки не определены, сам договор признается ничтожным. Нарушение существенных условий государственного контракта влечет за собой право одной из сторон прервать договорные отношения в судебном порядке. Однако расторжение договора возможно и по обоюдному согласию сторон, при этом подписывается соответствующее соглашение о расторжении контракта.

Процедура участия в государственном конкурсе, последующее подписание госконтракта и его выполнение чаще всего невозможны без привлечения банковского финансирования: получения кредита либо предоставления банковской гарантии, что является максимально удобным для всех сторон. Необходимо лишь помнить, что подобный документ имеет установленные законом сроки действия, и, в случае если выполнение госконтракта затягивается, необходимо вовремя побеспокоиться о получении новой банковской гарантии.

Как привлечь банковское финансирование на выгодных условиях при работе с госзаказом?

С этим вопросом мы обратились к Андрею Тюрину — эксперту консалтинговой компании КСК групп:

«Профинансировать заявку на участие в государственном конкурсе и последующее исполнение госконтракта, не изымая из оборота собственные средства, подрядчик может двумя способами: получением так называемого тендерного кредита либо оформлением банковской гарантии. Кредитные предложения у различных банков существенно отличаются, в связи с чем выбор наилучших условий требует всестороннего и тщательного анализа.

КСК групп не просто консультирует средний и крупный бизнес по данному вопросу. Мы понимаем, что клиенту требуется не совет, а комплексное решение его проблемы с заранее просчитанным экономическим эффектом и в оговоренные сроки.

Когда для привлечения финансирования подрядчик в очередной раз обращается к помощи профессиональной команды экспертов КСК групп, он знает, что в большинстве случаев может рассчитывать на получение кредита или оформление банковской гарантии на привлекательных условиях: под более низкий процент, чем в среднем по рынку, и на более продолжительный срок.

Добиться этого удается благодаря тщательной подготовке сделки, включающей предварительную диагностику компании-клиента, которая осуществляется нашими экспертами на основании финансовой документации и бухгалтерской отчетности. Посредством тщательного анализа удается подобрать соответствующий банк, структурировать сделку и согласовать условия. Именно поэтому заявки КСК групп, подготовленные для банка, всегда рассматриваются в приоритете, и в большинстве случаев мы добиваемся принятия положительного решения на кредитном комитете банка.

Тем самым мы помогаем не только привлечь финансирование, но и сэкономить на процентах по кредиту.

Отдельно стоит упомянуть об оперативности рассмотрения вопросов: мы всегда укладываемся в сроки, которые берем на себя».

P. S. Более полную информацию об услугах и кейсах КСК групп можно найти на сайте компании. Там же можно оставить заявку на бесплатную первичную консультацию. Менеджеры компании ответят на все интересующие вас вопросы и сориентируют по срокам и стоимости услуг.

Этапы осуществления сделки

Госконтракт — это определенная последовательность действий, которая предполагает несколько этапов, каждый из которых имеет некоторую продолжительность. Проанализируем специфику каждого из них, чтобы понять принцип заключения такой сделки.

На первом этапе осуществляется оформление правоотношений между контрагентом и государством. Именно на этой стадии осуществляет непосредственное составление будущего проекта. Его разработка осуществляется органом власти, который выступает в качестве основного заказчика. Готовый вариант проекта представители властных структур направляют поставщику товаров или услуг. В том случае, если вторая сторона в полном объеме удовлетворена условиями договора, происходит заключение госконтракта. Подписание соглашения осуществляется в срок до 30 дней, далее происходит передача экземпляра договора контракта государственному органу, в задачу которого будет входить разработка проекта соглашения.

В некоторых ситуациях исполнение госконтрактов возможно только на основании результатов торгов. В таком случае сначала осуществляется размещение заказа на официальном сайте государственных структур, далее проводится конкурс. Победитель получает право на подписание соответствующего соглашения с представителями властных структур.

Условия заключения государственного контракта

Существует разделение условий, связанных с заключением сделки между поставщиком услуг или товаров и представителями государственных структур, на несколько видов:

  • обязательные;
  • существенные;
  • прочие.

К первой группе относятся те условия, которые связаны со сроком, стоимостью, предметом, порядком оплаты. Если контрагент осуществляет свою деятельность по УСН, в таком случае контракт не включает НДС. В противном случае размер налога на добавленную стоимость указывают в составе стоимости по заключаемому контракту.

Среди обязательных условий контракта выделяют: место выполнения работ, процедуру принятия товара, ответственности сторон. Например, оговаривается казначейское сопровождение госконтрактов. В том случае, если контрагент нарушает условия сделки, он вынужден будет выплатить неустойку государству, которая исчисляется в полном соответствии со ставкой рефинансирования Центробанка, действующей на тот временной промежуток.

Казначейское сопровождение госконтрактов в 2017 году позволило усилить контроль подобных сделок, не допускать траты государственных денег.

Если одной из сторон договора удастся доказать, что причиной невыполнения условий, указанных в контракте, стали объективные причины, какие-то форс-мажорные обстоятельства, в таком случае сторона договора не будет выплачивать неустойку.

Причины для прекращения контракта

Есть определенные условия, при соблюдении которых можно прекратить заключенный государственный контракт. Например, это допускается в том случае, когда обе стороны приняли решение о прекращении правоотношений. Кроме того, сделка завершается в том случае, если контракт был аннулирован по судебному решению.

В этом случае в качестве инициатора о расторжении договора выступает одна из сторон контракта. Например, если контрагент не выполнил обязательства, которые были изложены им в договоре, в установленные сроки, либо выполнил их в неполном объеме, в таком случае у второй стороны (заказчика) есть право на аннулирование сделки в судебном порядке.

Муниципальный и государственный контракты являются инструментами, позволяющими документально осуществлять оформление правоотношений между компаниями и государством. В российском законодательстве существует ряд статей, которые регламентируют процесс заключения сделки между частными компаниями и государственными органами, а также указана ответственность за нарушения условий договора.

Все чаще выявляются нарушения в порядке заключения государственных контрактов, выявляются многочисленные финансовые махинации. Для того чтобы бороться с недобросовестными контрагентами, а также осуществлять профилактику коррупционных действий со стороны представителей государственных органов, в нашей стране была существенно ужесточена ответственность за нарушения условий госконтрактов.

Шпоры по гос регулированию нац экономики / Гос Рег / 35. Госзаказы и госконтракты

  1. Государственные заказы и контракты в системе государственного регулирования

Государственный заказ — совокупность заключенных государственных или муниципальных контрактов на поставку товаров, производство работ, оказание услуг за счет средств соответствующего бюджета.

В широком понимании государственный заказ — это потребность органов государственного управления в товарах, работах и услугах, которая удовлетворяется за счет средств бюджетов и внебюджетных фондов, то есть за счет средств налогоплательщиков. Например, строительство и ремонт школ, приобретение лекарств для пенсионеров и ветеранов, покупка компьютеров для чиновников, создание и выпуск новых образцов вооружений и военной техники для армии.

В узком смысле государственным заказом называют конкретный перечень товаров, работ и услуг, которые закупаются конкретным органом государственной власти. Например, Правительство Москвы размещает заказ на строительство мини-метро до ММДЦ «Москва-Сити». Или Федеральная пограничная служба Российской Федерации размещает заказ на поставку горюче-смазочных материалов для службы автотранспорта.

Государственный контракт — это договор, заключенный органом государственной власти или местного самоуправления, бюджетным учреждением, уполномоченным органом или организацией от имени Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования с физическими и юридическими лицами в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, предусмотренных в расходах соответствующего бюджета.

Государственный контракт — основной документ, определяющий права и обязанности государственного заказчика и поставщика продукции для государственных нужд. В госконтракте отражаются:

  • объем поставок продукции (работ, услуг) в натуральном выражении

  • с указанием номенклатуры и ассортимента;

  • требования, предъявляемые к качеству продукции (работ,

  • услуг);

  • сроки поставок продукции;

  • товарные цены и условия их изменения;

  • объемы финансовых ресурсов, предоставляемые поставщику для закупки материальных ресурсов, необходимых для исполнения госконтракта.

Контрактом может также предусматриваться:

  • контроль со стороны государственного заказчика за ходом работ по выполнению контракта и оказание помощи поставщику (без вмешательства в оперативно-хозяйственную деятельность последнего);

  • экономическое стимулирование (льготы по налогам, целевые дотации и субсидии, льготное кредитование).

Государственный заказ отличается прежде всего тем, что закупки и поставки по нему оплачиваются за счет средств налогоплательщиков, которые аккумулированы в соответствующих бюджетах и внебюджетных фондах. Это так называемый принцип «источника средств».

При этом совершенно неважно, кто является конкретным получателем продукции — тот, кто ее приобретает или тот, кто является ее конечным потребителем. Например, конечным получателем закупаемых в рамках государственного заказа лекарств могут быть комитет здравоохранения, государственный аптечный склад или аптеки. Но в любом случае, если эти закупки оплачиваются из бюджета или внебюджетных фондов, они попадают под понятие «государственный заказ».

Государственные заказчики

Обычно под этим понимается орган государственного управления или государственное учреждение, которое непосредственно занимается формированием и размещением государственного заказа. Особенно часто это понятие встречается при анализе деятельности администраций субъектов Российской Федерации. Часто перечень государственных заказчиков утверждается ежегодно постановлением или распоряжением губернатора. На государственном заказчике лежат:

  • функции формирования государственного заказа.

  • функции размещения государственного заказа (то есть определения конкретных поставщиков и исполнителей, которые будут поставлять нужные товары, выполнять работы и оказывать услуги).

Размещение государственного заказа связано с заключением государственного контракта на поставку товаров, выполнение подрядных работ или оказание услуг.

Размещение госзаказа. Государственный заказ размещается в основном среди частный предприятий и организаций. Исключение составляет специальная продукция, закупаемая, например, в рамках государственного оборонного заказа. Для определения конкретных исполнителей государственного заказа чаще всего применяются торги (конкурсы), также известные как тендеры. Также применяются другие способы размещения государственного заказа (способы закупки).

Государственные закупки. Органы государственного управления осуществляют размещение государственного заказа путем закупок (то есть приобретения, покупки) товаров, работ и услуг на открытом конкурентном рынке. Эти закупки и называются государственными. В ходе процедур государственных закупок определяются конкретные исполнители (поставщики, подрядчики), которые поставляют товары, работы и услуги для государственных нужд. Основным способом государственных закупок, согласно действующему законодательству, является открытый конкурс. Другими способами закупок, разрешенными законодательством, являются закрытые и двухэтапные конкурсы, запрос котировок и закупка у единственного источника (поставщика).

Государственные нужды

Потребности органов государственного управления в товарах, работах и услугах. Действующее законодательство определяет государственные нужды как «потребности Российской Федерации или субъектов Российской Федерации, обеспечиваемые за счет средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования». Понятие «государственные нужды» формально несколько шире, чем понятие «государственный заказ», поскольку и в широком, и в узком смысле этого слова государственный заказ является должным образом обобщенным и оформленным выражением государственных нужд.

Инертность восприятия и оценок, с одной стороны, естественна для большинства. С другой стороны, фора для тех, кто занимается чем-либо профессионально. Самый очевидный способ объяснить чужой успех или результат работы — НеЧестность. Так, к сожалению, искренне мыслят большинство наших сограждан. В чем-то они правы. Но чаще всего это «правда вчерашнего дня». Попробую сейчас вкратце рассказать о процедуре получения госконтрактов (не субсидий, грантов и т. п., где все может проходить иначе).
Во-первых, нужно адекватно оценивать свои силы. Участие в конкурсе на получение госзаказа серьезное и ответственное предприятие, которое по незнанию может обернуться плачевно для любой организации. Причем на любом этапе, начиная с момента подачи заявки, заканчивая подписанием акта выполненных работ и ожидания денег. Хорошие или плохие взаимоотношения с заказчиком кардинально не влияют на его исполнение. Конечно, при жестком заказчике больше внимания. Но даже при «своем и родном» заказчике есть риск облажаться по полной. Проверкой исполнения контракта (организационно и финансово) занимаются те люди, с которыми вы никогда не встретитесь. Во всяком случае, надейтесь на это.
Во-вторых, для участия в любом конкурсе понадобятся ресурсы. Как минимум, все необходимые документы и справки, цифровая подпись и регистрация на торговых площадках (в случае электронных торгов), финансы для обеспечения заявок или исполнения контракта (в случае аукциона или открытого конкурса от 5% до 30% суммы заказа), специалисты, умеющие готовить заявки и оформлять их должным образом. А также, соответствие спрятанным глубоко в техническом задании хитрым ловушкам в виде сертификатов, лицензий, допусков и т. п. Для некоторых конкурсов необходима история подобных контрактов, наличие нужных специалистов. На пустом месте выиграть можно только котировки. Но там и конкуренция выше.
В-третьих, уверенность в себе. Самое главное не перепутать с самоуверенностью. Если вы видите ситуацию в целом и понимаете следствие того или иного действия или бездействия, то необходима решительность и смелость. Вполне возможно, что на каждом шагу вас будут прессовать и запугивать попаданием в реестр недобросовестных поставщиков. Это нормально. Делайте свое дело максимально хорошо. Закрывайте всё нужными документами. Будьте дисциплинированными и ответственными.
По процедуре. Особо мнительные сограждане, кстати, вполне легально могут отслеживать, что именно входило в тот или иной заказ. Почему конкурс на миллион, а по вашему личному ощущению на три копейки. Бывает так, что пункты вроде «питания» или «транспортных расходов иногородних» утяжеляют смету на 40-50%. Стороннему наблюдателю это не очевидно, но траты фактически присутствовали.
Итак, что нужно сделать:
1. Найти торги на одной из многочисленных торговых площадок. Либо воспользоваться сайтами, где компилируются разные торги. Подсказывать конкретные площадки не буду. Ищите сами.
2. Проанализировать и найти то, что вам интересно. Например, по Самаре за день в среднем размещают 100-200 госконтрактов по разным направлениям.
3. Внимательно изучить техническое задание, проанализировать его, оценить свои ресурсы. Не вдаваясь глубоко в ФЗ-94, могу сказать, что со следующего года будет что-то новое. Пока что есть три варианта: котировки, электронные торги, открытый конкурс.
4. Подготовить заявку, оплатить обеспечение заявки, принять участие в процедуре (в зависимости от вида торгов).
5. Наслаждаться результатом.
На самом деле, это только начало истории. Получить контракт в определенном смысле не самое сложное. Его надо реализовать и по нему отчитаться.
Те из нас, кто представляет, что получение госзаказа происходит также как в 90-е или даже в нулевые, глубоко заблуждается. Ни в бане, ни в ресторане, ни в кабинете на 100% договориться о получение контракта невозможно. Любой желающий может перейти вам дорогу. Это жесткая конкуренция. И она становится все более профессиональной. На данный момент это так. Что будет через пять или десять лет сказать сложно, но лучше начинать учиться уже сейчас.

Способы организации закупок

Парламентарии разработали несколько методов оценки потенциальных поставщиков. Выбор участника осуществляют в четырех формах.

1) Организация конкурса

Условия тендера могут быть разными. Статья 24 закона 44-ФЗ предусматривает следующие варианты отбора:

  • закрытый;
  • открытый;
  • двухэтапный;
  • открытый с ограниченным участием;
  • закрытый с ограниченным участием.

Установление барьеров для подачи заявок возможно при наличии исчерпывающего обоснования. Цель заказчика – добиться наиболее выгодных условий исполнения договора.

2) Проведение аукциона

Право на заключение контракта достается участнику, предложившему минимальную цену. Отбор проводят:

  • в электронной форме;
  • в закрытом формате.

Нередко победителя определяют без участия людей. Решение принимают на основании данных автоматизированной системы.

3) Запрос котировок

Информацию о требуемых товарах или услугах размещают в ЕИС. Определение победителя сводится к выбору наименьшей стоимости. Условиями использования метода являются:

  • начальная цена договора не более 500 000 в валюте РФ;
  • годовой объем закупки не более 10%.

Общий размер расходов, осуществляемых с применением метода котировок, не должен превышать 100 миллионов рублей в год.

4) Запрос предложений

Суть способа заключается в публикации сведений о закупке в ЕИС. Предприниматели и компании направляют комиссии свои предложения. Выигрывает участник, озвучивший оптимальный вариант. Применение способа жестко ограничено во избежание злоупотреблений.

Что нужно знать участнику закупки?

Стать полноправным игроком на рынке государственных и муниципальных контрактов может любой коммерсант. Побороться за выгодный заказ вправе организации и частные бизнесмены.

Особую поддержку получают субъекты малого предпринимательства. На федеральном уровне установлены специальные квоты. Так, доля закупок у представителей этого сегмента не может быть ниже:

  • тендеры по 44-ФЗ – 15%;
  • заказы по 223-ФЗ – 18%.

Направить заявку вправе лица, отвечающие требованиям закона 209-ФЗ от 24 июля 2007 года.

Как избежать неприятностей?

Успех работы на этом рынке напрямую связан с умением предпринимателя объективно оценивать свои возможности. Представители ФАС РФ неоднократно озвучивали рекомендуемый алгоритм действий:

  • критический анализ финансовых возможностей бизнеса;
  • подготовка ресурсов для качественного и своевременного исполнения заказа;
  • привлечение к сотрудничеству квалифицированного специалиста по закупочной деятельности;
  • построение производства с учетом отсроченного платежа по договору (аванс перечисляют крайне редко);
  • детальное изучение тендерной документации и требований законодательства.

Одним из условий успешной работы является грамотная организация денежных потоков. Весь объем издержек можно разбить на три составляющие:

  • обеспечение заявки – 5% от суммы контракта;
  • гарантия исполнения – от 5 до 30 % цены сделки;
  • расходы на оформление документов.

Возврат внесенных сумм осуществляют по правилам, предусмотренным закупкой. Информация публикуется в день размещения тендера.

Таким образом, включиться в борьбу за государственный или муниципальный заказ вправе любой предприниматель страны. Условиями достижения успеха является ответственное отношение к выполнению обязательств, внимательное изучение документации и неукоснительное следование правилам. Характерной чертой системы стал формализм. Побеждает в тендерной гонке лишь тот, кто готов выполнить самые строгие требования.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *