Разрывной график работы

Автор: | 03.05.2019

Разрывной график

94 юристa сейчас на сайте 2798консультаций за 24 часа

Я работаю в пригородной пассажирской компании. Нам руководство предлагает разрывной график работы. С 7.00 до 7.30 следующего дня. Перерыв с 20.00 до 4.30. Условий для ночного отдыха нет и домой я уехать не могу так как к 4.30 нечем добраться до работы. Может ли руководство заставить работать по такому графишу?

Здравствуйте! Обратитесь с жалобой в профсоюзный орган, а при его отсутствии в трудовую инспекцию либо в суд. ТК РФ Статья 103. Сменная работа Сменная работа — работа в две, три или четыре смены — вводится в тех случаях, когда длительность производственного процесса превышает допустимую продолжительность ежедневной работы, а также в целях более эффективного использования оборудования, увеличения объема выпускаемой продукции или оказываемых услуг. При сменной работе каждая группа работников должна производить работу в течение установленной продолжительности рабочего времени в соответствии с графиком сменности. При составлении графиков сменности работодатель учитывает мнение представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов. Графики сменности, как правило, являются приложением к коллективному договору. Графики сменности доводятся до сведения работников не позднее чем за один месяц до введения их в действие. Работа в течение двух смен подряд запрещается.

Я работаю воспитателем в школе-интернате. У меня разрывной график работы, через день (один день разрывной — перерыв составляет 4 часа, другой день без перерыва). Итак весь месяц. Компенсация за разрывной рабочий день составляет 200 рублей в месяц. Прав ли работодатель, установив сумму в 200 рублей? Как насчитывается такая компенсация? Заранее спасибо.

Здравствуйте, Ольга! Согласно пункту 3.2 Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденных приказом Министерства образования и науки РФ от 11 мая 2016 г. №536: 3.2. В исключительных случаях в организации с круглосуточным пребыванием обучающихся, в которых чередуется воспитательная и учебная деятельность в течение дня в пределах установленной нормы часов, работодатель с учётом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии такого представительного органа) устанавливает локальным нормативным актом для воспитателей, осуществляющих педагогическую работу в группах обучающихся школьного возраста, режим рабочего дня с разделением его на части с перерывом, составляющим два и более часа подряд, с соответствующей компенсацией такого неудобного режима работы в порядке и размерах, предусматриваемых коллективным договором. Время указанного перерыва в рабочее время не включается. То есть размер такой компенсации должен быть предусмотрен коллективным договором, который принимается по согласованию с Профсоюзной организацией. Рекомендую обратиться за разъяснениями в первичную профсоюзную организацию. Успехов!

Если на разрывной график переводят, какая доплата?

Добрый день, Светлана! Если Вас переводят на другой график работы, то совсем необязательно будет доплата, об этом должно быть допсоглашение к трудовому договору, в котором в т.ч. должно быть и указана доплата, если она есть.

Пожалуйста могут ли водители автобуса работать по разрывному графику 2 через 2,начало смены с 5:00 до 11-00 с 16:00 до 22:00,обед с 10:30 до 11:00 с 20:00 до 20:30?

Здравствуйте Сергей! Нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40 часов в неделю. При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителей не может превышать 10 часов.

Могу ли я составить разрывной график работы, так как забираю ребенка со школы например с 8.00—12.00 и продолжить с 13.00—15.00

Добрый вечер. Если работодатель согласится в таком случае можете изменить условия трудового договора. Хорошего приятного вечера.

Добрый день, уважаемый посетитель! В принципе, можете. С согласия работодателя. Или Вы сами являетесь работодателем? Всего доброго, желаю удачи в решении Вашего вопроса!

Здравствуйте, Наталья! Для внесения изменений в трудовой договор необходимо согласие работодателя. Из любой ситуации всегда можно найти выход. Удачи Вам и всего самого хорошего в Ваших делах.

Вопрос по графику работы воспитателей. Может ли быть разрывной рабочий день (4 часа утром, перерыв 3 ч и вечером 3? Возможно как то узаконить документально, ессли все работники согласны 12 часовой рабочий день и 10,5 часов?

Здравствуйте. Такой режим работы может быть установлен. На тех работах, где это необходимо вследствие особого характера труда, а также при производстве работ, интенсивность которых неодинакова в течение рабочего дня (смены), рабочий день может быть разделен на части с тем, чтобы общая продолжительность рабочего времени не превышала установленной продолжительности ежедневной работы. Такое разделение производится работодателем на основании локального нормативного акта, принятого с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации. Ст. 105, «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 29.07.2017) Не совсем поняла, про 12 и 10,5-часовой день. Если режим будет установлен как разделение на части 4+3 часа, то всего в день будет отработано 7 часов. И, конечно, не совсем понятно, кто будет в саду с детьми в перерыве между частями, если сад работает полный день.

Могу-ли я работать 2 через 2. график работы разрывной с 8-30 до 10-30 с 13-15 до 15-30 с 17-30 до 21-15

☼ Здравствуйте, График работы в организации утверждает работодатель и мнение работника не так важно, просто вас знакомит с изменениями в трудовом договоре за два месяца Желаю Вам удачи и всех благ!

Скажите пожалуйста муж работает водителем график работы разрывной он делает рейс утром и вечером. Должен ли он находиться весь день на роботе?

Вашему мужу стоит ознакомиться с условиями заключенного им Трудового договора и его должностными обязанностями. Ваш вопрос слишком абстрактный, чтобы на него можно было дать однозначный ответ, не зная всех обстоятельств.

У меня сменный разрывной график работы с 07 до 12 и с 15 до 21, два дня через два. Сейчас в связи с отпуском сотрудника меня переводят на шестидневную рабочую неделю на шестичасовой рабочий день и графиком с 06:30 до 09:30 и с 17:30 до 20:30. По часам выходит на много меньше. Оплата почасовая. Законно ли это. Как выйти на 40 часовую неделю.

Здравствуйте. Нужно смотреть трудовой договор для начала. ТК РФ, Статья 57. Содержание трудового договора (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) Путеводители по кадровым вопросам и трудовым спорам. Вопросы применения ст. 57 ТК РФ В трудовом договоре указываются: фамилия, имя, отчество работника и наименование работодателя (фамилия, имя, отчество работодателя — физического лица), заключивших трудовой договор; сведения о документах, удостоверяющих личность работника и работодателя — физического лица; идентификационный номер налогоплательщика (для работодателей, за исключением работодателей — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями); сведения о представителе работодателя, подписавшем трудовой договор, и основание, в силу которого он наделен соответствующими полномочиями; место и дата заключения трудового договора. Обязательными для включения в трудовой договор являются следующие условия: место работы, а в случае, когда работник принимается для работы в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, расположенном в другой местности, — место работы с указанием обособленного структурного подразделения и его местонахождения; трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы). Если в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, или соответствующим положениям профессиональных стандартов; (в ред. Федеральных законов от 28.02.2008 N 13-ФЗ, от 03.12.2012 N 236-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) дата начала работы, а в случае, когда заключается срочный трудовой договор, — также срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного трудового договора в соответствии с настоящим Кодексом или иным федеральным законом; условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты); режим рабочего времени и времени отдыха (если для данного работника он отличается от общих правил, действующих у данного работодателя); гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте; (в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) условия, определяющие в необходимых случаях характер работы (подвижной, разъездной, в пути, другой характер работы); условия труда на рабочем месте; (абзац введен Федеральным законом от 28.12.2013 N 421-ФЗ) условие об обязательном социальном страховании работника в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами; другие условия в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если при заключении трудового договора в него не были включены какие-либо сведения и (или) условия из числа предусмотренных частями первой и второй настоящей статьи, то это не является основанием для признания трудового договора незаключенным или его расторжения. Трудовой договор должен быть дополнен недостающими сведениями и (или) условиями. При этом недостающие сведения вносятся непосредственно в текст трудового договора, а недостающие условия определяются приложением к трудовому договору либо отдельным соглашением сторон, заключаемым в письменной форме, которые являются неотъемлемой частью трудового договора. В трудовом договоре могут предусматриваться дополнительные условия, не ухудшающие положение работника по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, в частности: об уточнении места работы (с указанием структурного подразделения и его местонахождения) и (или) о рабочем месте; об испытании; о неразглашении охраняемой законом тайны (государственной, служебной, коммерческой и иной); об обязанности работника отработать после обучения не менее установленного договором срока, если обучение проводилось за счет средств работодателя; о видах и об условиях дополнительного страхования работника; об улучшении социально-бытовых условий работника и членов его семьи; об уточнении применительно к условиям работы данного работника прав и обязанностей работника и работодателя, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права; о дополнительном негосударственном пенсионном обеспечении работника. (абзац введен Федеральным законом от 28.12.2013 N 421-ФЗ) По соглашению сторон в трудовой договор могут также включаться права и обязанности работника и работодателя, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, а также права и обязанности работника и работодателя, вытекающие из условий коллективного договора, соглашений. Невключение в трудовой договор каких-либо из указанных прав и (или) обязанностей работника и работодателя не может рассматриваться как отказ от реализации этих прав или исполнения этих обязанностей.

Я работаю водителем с 6.00 до 22.00,обед 12.00—14.00,по графику 14.00—18.00 разрывной график, но оплачивают только 10 часов работы. Законно ли это? Спасибо.

Если не согласны можете в трудовую инспекцию с жалобой обратиться. ТК РФ, Статья 354. Федеральная инспекция труда Федеральная инспекция труда — единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (государственных инспекций труда). (в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) Часть вторая утратила силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ. (см. текст в предыдущей редакции) Руководство деятельностью федеральной инспекции труда осуществляет руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, — главный государственный инспектор труда Российской Федерации, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации. (в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) Часть четвертая утратила силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ. (см. текст в предыдущей редакции)

Работаю водителем автобуса с разрывным графиком, разрыв был 4 часа и оплачивали 11 часов, теперь разрыв 7 часов и оплачивают 8 часов законно ли это?

Здравствуйте! Обратитесь с жалобой в трудовую инспекцию. Проведут проверку проверят правильность начисления заработанной платы.

Скажите, пожалуйста, имеют ли право обеденный перерыв делить на части (график работы не разрывной, суммарная длительность обеденного перерыва не превышает двух часов). На какие документы мне надо сослаться при ответе на этот вопрос?

Скажите, пожалуйста, имеют ли право обеденный перерыв делить на части (график работы не разрывной, суммарная длительность обеденного перерыва не превышает двух часов). На какие документы мне надо сослаться при ответе на этот вопрос? Да, имеют право делить. Запрета не установлено. Согласно ст. 108 ТК РФ Общее требование (без учета продолжительности рабочей смены, которая может быть и сутки) состоит в том, что в течение рабочего дня (смены) работнику должен быть предоставлен перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут, который в рабочее время не включается. Из буквального прочтения следует, что хотя бы один не должен быть менее 30 мин. А сколько их будет и когда, устанавливается ПВТР или трудовым договором. Кроме того, у работодателя есть возможность устанавливают и другие специальные перерывы на отдельных видах работ — специальные перерывы, обусловленные технологией и организацией производства и труда. Виды этих работ, продолжительность и порядок предоставления таких перерывов устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка. Ст. 109 ТК РФ.

У нас ненормированный рабочий день, а мы работаем по разрывному графику. Правильно ли это?

Да правомерно. ТК РФ, Статья 101. Ненормированный рабочий день Путеводитель по кадровым вопросам. Вопросы применения ст. 101 ТК РФ Ненормированный рабочий день — особый режим работы, в соответствии с которым отдельные работники могут по распоряжению работодателя при необходимости эпизодически привлекаться к выполнению своих трудовых функций за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени. Перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем устанавливается коллективным договором, соглашениями или локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников. (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции)

Работаю психологом в детском в саду.. заведующая д/с установила разрывной график без моего согласия.. перерыв в работе составляет 4 часа (с 7.30 до 12.00 работаю, с 12.00 до 16.00 — перерыв, с 16.00 до 18.00 работаю.. такое расписание на понедельник, вторник и среду, в четверг и пятницу — нормальное расписание). получается весь день нахожусь на работе, за место положенного 7 ч и 22 мин.. я беременна (27 неделя).. что мне делать?

Здравствуйте! Жалобу в рано пишите УДАЧИ ВАМ

Пишите жалобу в инспекцию по труду, но отношений с начальством это не улучшит

Работаю контролером-ревизором в автопарке с разрывным графиком. Оплату за разрывной график оплачивали, но тут подняли зарплату и за разрыв перестали оплачивать. Правомерно ли это?

нет, нужно обжаловать

Смотрите условия подписанного вами трудового договора.

У работника ненормированный рабочий день. Могу я дать доплату за разрывной график.

Здравствуйте! Можете.Статья 105. Разделение рабочего дня на части На тех работах, где это необходимо вследствие особого характера труда, а также при производстве работ, интенсивность которых неодинакова в течение рабочего дня (смены), рабочий день может быть разделен на части с тем, чтобы общая продолжительность рабочего времени не превышала установленной продолжительности ежедневной работы. Такое разделение производится работодателем на основании локального нормативного акта, принятого с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации. Т.е.разрывной день-это нормированный день.

Работаю воспитателем в детском доме, с сентября у меня разрывной график работы 7.30-9.30 и с 13.30-20.30. Можно ли так работать?

Да. Можно по соглашению с работодателем.

Можно работать

Скажите пожалуйста как оплачивается рабочий день с разрывным графиком с тремя перерывами?

Здравствуйте. По факту

Работая на железной дороге приемосдатчиком с разрывным графиком по 6 часов в день, четыре раза выходя на работу, меня не устраивает. Обращаясь с жалобой в прокуратуру какую статью РФ я могу указать?

В жалобе статью не обязательно писать. Прокуратура в любом случае рассмотрит. Если статья есть, они ее сами найдут.

можете не указывать пишите на нарушение трудового законодательства

Работая на железной работе приемосдатчиком груза и багажа с разрывным графиком работы как должны оплачивать?

Здравствуйте. Оплата производится согласно заключенного трудового договора.

Работая на железной дороге приемосдатчиком с разрывным графиком по 6 часов в день, четыре раза выходя на работу, меня не устраивает, могу ли я что нибудь сделать?

обратитесь с жалобой в прокуратуру

Вы вправе обратиться к руководству о пересмотре графика.

Работая на железной дороге приемосдачком груза и багажа с разрывным графиком работы по 2 часа а где то по одному, 6 часов в день и ездив в командировки в месяце примерно 8 раз по 12 часов ставят просто 6 К, а почем у не 12 часов?

Здравствуйте. Можете обратиться с жалобой в трудовую инспекцию.

Я трудоустроена на неполный рабочий день. Мне установили разрывной график с 8 утра до 10 ч.30 мин. и с 14 ч.30 мин. до 16 часов. … Хотелось бы узнать, не предусмотрена ли законодательством РФ доплата за прерванный рабочий день…

Читайте внимательно свой трудовой договор.

Я трудоустроена на неполный рабочий день (4 часа) Мне установили разрывной график с 8 утра до 10 ч.30 мин., и с 14 ч.30 мин до 16 часов. … Хотелось бы узнать, не предусмотрена ли законодательством РФ доплата за прерванный рабочий день…

Здравствуйте. Доплаты регламентируются трудовым договором, внутренними документами предприятия. Обратитесь к работодателю.

Как оплачивается работа водителя по разрывному графику. Просьба привести пример. Интересует расчет.

Здравствуйте. Это — к расчетчикам, а не к юристам. Тем более — за примерами. Вообще только на платной консультации возможно. Разрыв оплачивается с увеличением тарифа на 20%. Какие ещё примеры нужны? Всего доброго. Спасибо, что выбрали наш сайт.

Должен ли работодатель оплачивать проезд при разрывном графике работы?

Что вы имеете в виду разрывный график?

Работаю 2 года контролёром водопроводного хозяйства ТТИ по разрывному графику с доплатой 30%,служебную записку на доплату составлял начальник отдела. Теперь директор требует доказать что доплата целесообазнаи практически снижает з/плату на 30 %.Законна ли прихоть директора, если никто ни о чём не предупреждал о изменении режима работы?

Нет, не законна, это изменение условий трудового договора, Вас должны были предупредить, Вы должны были подписывать дополнительное соглашение к трудовому договору.

Разрывной рабочий день

Опубликовано26 сентября 2017 в 07:00

Здравствуйте! Закону разделение рабочего времени не противоречит, но есть определенные нюансы. Согласно статьи 105 ТК РФ: На тех работах, где это необходимо вследствие особого характера труда, а также при производстве работ, интенсивность которых неодинакова в течение рабочего дня (смены), рабочий день может быть разделен на части с тем, чтобы общая продолжительность рабочего времени не превышала установленной продолжительности ежедневной работы. Такое разделение производится работодателем на основании локального нормативного акта, принятого с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации. То есть, разделение рабочего дня работников на части должно быть вызвано объективными причинами и наличием особых условий труда. Ознакомтесь со следующей статьей пожалуйста: Трудовое законодательство не предусматривает такие виды режима рабочего времени, как особый или разрывной. На практике под разрывным режимом рабочего времени подразумевают разделение рабочего дня на части. Режим рабочего времени, предусматривающий разделение рабочего дня на части, по сути, и есть особый режим работы, который вводится в определенных случаях: на тех работах, где это необходимо вследствие особого характера труда, а также при производстве работ, интенсивность которых неодинакова в течение рабочего дня (смены). Обоснование вывода: Согласно части первой ст. 100 ТК РФ режим рабочего времени, помимо продолжительности рабочей недели (пятидневная с двумя выходными днями, шестидневная с одним выходным днем, рабочая неделя с предоставлением выходных дней по скользящему графику, неполная рабочая неделя), включает в себя продолжительность ежедневной работы (смены), в том числе неполного рабочего дня (смены), время начала и окончания работы, время перерывов в работе, число смен в сутки, чередование рабочих и нерабочих дней, которые устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а для работников, режим рабочего времени которых отличается от общих правил, установленных у данного работодателя, — трудовым договором. Трудовое законодательство не предусматривает такой вид режима рабочего времени, как разрывной, равно как и не выделяет в отдельный вид режима рабочего времени особый режим. Соответственно, понятия и особенности таких режимов рабочего времени законодательство не содержит. Роструд в связи с обращениями работодателей и работников по вопросам, касающимся разрывного режима рабочего времени (разрывного характера работы), неоднократно в своих письмах отождествлял этот режим с разделением рабочего дня на части (смотрите, например, Вопрос: Разрывной характер работы (РХ). Что это? Способы оплаты? (информационный портал Роструда «Онлайнинспекция.РФ», сентябрь 2015 г.); Вопрос: Как оплачивается разрывной рабочий день (обед — 3 часа)? (Информационный портал Роструда «Онлайнинспекция.РФ», сентябрь 2015 г.); Вопрос: Я работаю педагогом дополнительного образования в детском доме. Мой график работы строится подобным образом: работаю с 10.00 до 13.00, затем перерыв с 13.00 до 15.00, затем работаю с 15.00 до 16.00, затем разрыв с 16.00 до 18.00 и снова работаю с 18.00 до 20.00. Должны ли мне оплачивать разрывной день и на основании каких нормативных документов? (Информационный портал Роструда «Онлайнинспекция.РФ», сентябрь 2015 г.); Вопрос: Какая должна быть минимальная и максимальная продолжительность отдыха (между частями рабочего дня) при установлении разрывного графика работы для водителей? (Информационный портал Роструда «Онлайнинспекция.РФ», сентябрь 2015 г.)). Отметим, что на практике такой вид режима рабочего времени, как разделение рабочего дня на части, могут называть также «раздробленный», «разделенный», «разорванный» рабочий день*(1). Такой режим рабочего времени определен ст. 105 ТК РФ, в соответствии с которой на тех работах, где это необходимо вследствие особого характера труда, а также при производстве работ, интенсивность которых неодинакова в течение рабочего дня (смены), рабочий день может быть разделен на части с тем, чтобы общая продолжительность рабочего времени не превышала установленной продолжительности ежедневной работы. Как следует из этой нормы, по сути, режим рабочего времени, предусматривающий разделение рабочего дня на части, и есть особый режим работы, который вводится в определенных случаях. Для некоторых отраслей актами федеральных органов исполнительной власти установлены перечни профессий и должностей работников, которым может быть установлен разделенный на части рабочий день. В отношении работников, замещающих должности гидрометнаблюдателей, подобных нормативных актов федерального уровня нет. Соответственно, в рассматриваемом случае работодатель исходя из норм ст. 105 ТК РФ должен оценить необходимость и основания введения данного режима рабочего времени гидрометнаблюдателям, а также предусмотреть возможности и методы учета их рабочего времени в этом режиме. Учитывая, что Трудовой кодекс РФ не указывает ни на количество частей, на которые может быть разделен рабочий день сотрудника, ни на минимальное или максимальное количество часов перерыва между частями рабочего дня при разделении, рабочий день работников может быть разделен на части по усмотрению работодателя. При этом разделение рабочего дня работников на части должно быть вызвано объективными причинами и наличием особых условий труда (смотрите определение Нижегородского областного суда от 07.08.2012 N 33-5783/2012). При наличии таких причин и особых условий труда разделение рабочего дня на части производится работодателем на основании локального нормативного акта, принятого с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации (при его наличии) (ст. 105 ТК РФ). А при установлении такого режима необходимо помнить, что независимо от количества частей, на которые разделен рабочий день сотрудника, общая продолжительность рабочего времени не должна превышать установленной продолжительности ежедневной работы. В этой связи отметим, что согласно части второй ст. 91 ТК РФ нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю. Это означает, что другие нормативные правовые акты или трудовой договор не могут увеличить нормальную продолжительность рабочего времени по сравнению с указанной. Названное правило распространяется на всех работодателей независимо от рода их деятельности, характера работы и организационно-правовой формы. Для некоторых категорий работников Трудовым кодексом РФ прямо предусмотрена нормальная продолжительность рабочего времени, которая меньше 40 часов в неделю, — сокращенная продолжительность рабочего времени (ст. 92 ТК РФ). А для некоторых категорий работников ст. 94 ТК РФ определена также и продолжительность ежедневной работы (смены). Отметим, что для работников, имеющих особый характер работы, как еженедельная, так и ежедневная продолжительность рабочего времени может определяться специальными нормативными правовыми актами, регулирующими особенности их труда (часть вторая ст. 100 ТК РФ). Следовательно, указания в трудовых договорах работников, о которых идет речь в вопросе, информации о режиме работы — «особый режим рабочего времени» недостаточно. Работодателю в любом случае необходимо установить правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, соглашениями продолжительность рабочей недели, продолжительность ежедневной работы (смены), в том числе неполного рабочего дня (смены), время начала и окончания работы, время перерывов в работе, число смен в сутки, чередование рабочих и нерабочих дней. Если режим рабочего времени этих работников отличается от общих правил, установленных в Вашей организации, то они должны быть предусмотрены трудовыми договорами. А если у работодателя есть необходимость в разделении рабочего дня на части, то следует определить также количество и продолжительность каждой части рабочего дня сотрудника с тем, чтобы общая продолжительность рабочего времени не превышала установленной продолжительности ежедневной работы. Достигнутые работником и работодателем договоренности о разделении рабочего дня на части, о конкретном количестве частей рабочего дня и их продолжительности, времени начала и окончания каждой части, а также продолжительности и времени предоставления перерыва(ов) между частями рабочего дня сторонам необходимо отразить в дополнительном соглашении к трудовому договору. Возможность разделения на части рабочего дня конкретных категорий работников работодателю также следует обязательно закрепить в локальном нормативном акте, например в правилах внутреннего трудового распорядка. Также обращаем Ваше внимание, что при установлении режима рабочего времени необходимо учитывать, что в настоящее время продолжает применяться п. 11 постановления Совета Народных Комиссаров СССР от 24.09.1929 «О рабочем времени и времени отдыха в предприятиях и учреждениях, переходящих на непрерывную производственную неделю» (далее — Постановление) (часть первая ст. 423 ТК РФ, п. 11 Перечня решений Правительства СССР, утративших силу в связи с введением в действие Основ законодательства Союза СССР и союзных республик о труде, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 08.07.1977 N 618). Согласно указанному пункту Постановления продолжительность ежедневного отдыха (между сменами и т.п.) вместе со временем обеденного перерыва должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену). Эта норма Трудовому кодексу РФ не противоречит. О необходимости соблюдения требований этой нормы говорит и Роструд (смотрите, например, ответы специалистов Роструда на Вопрос: Что такое сменная работа? В каком порядке устанавливаются смены и графики сменности? Вправе ли работодатель изменять график сменности? (Информационный портал Роструда «Онлайнинспекция.РФ», октябрь 2015 г.); Вопрос : Имеет ли право работодатель поменять график работы, предупредив за один день, и установить такой график: 1-я неделя — 6 дней по 12 часов в день; 2-я неделя — 6 дней по 12 часов в ночь?» (Информационный портал Роструда «Онлайнинспекция.РФ», ноябрь 2015 г.)). Суды также исходят из того, что при установлении режима рабочего времени требования п. 11 Постановления должны выполняться (смотрите, например, апелляционное определение Московского городского суда от 06.11.2015 N 33-40692/15, апелляционное определение СК по гражданским делам Суда Еврейской автономной области от 22.05.2015 по делу N 33-223/2015, кассационное определение СК по гражданским делам Псковского областного суда по делу N 33-1085/2011, решение Красночикойского районного суда Забайкальского края от 14.04.2014 по делу N 2-106/2014). Отметим, что требование п. 11 Постановления распространяется на любой режим рабочего времени, в том числе и предусматривающий разделение рабочего дня на части. Локальные нормативные акты, коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ухудшающих положение работников по сравнению с тем, как это установлено трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (ст. 8 и ст. 9 ТК РФ). Таким образом, если работодатель установит работникам режим рабочего времени 7 дней в неделю, он тем самым нарушит положения трудового законодательства РФ о праве работников на ежедневный отдых не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смотрите, например, решение Ленинского районного суда г. Кирова Кировской области от 31.03.2015 по делу N 2-1593/2015, апелляционное определение СК по гражданским делам Ростовского областного суда от 31.03.2014 по делу N 33-4219/2014). Установление работникам (работнику) такого режима работы является нарушением трудового законодательства и может повлечь привлечение работодателя к административной ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ. К сведению: В силу ст. 149 ТК РФ при выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных), работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Размеры выплат, установленные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором, не могут быть ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. К условиям, отклоняющимся от нормальных, может быть отнесена и работа с разделением рабочего дня на части (смотрите, например, п. 1.7 Постановления ВС РСФСР от 01.11.1990 N 298/3-1). Поэтому работникам, рабочий день которых разделен на части, устанавливают доплату компенсационного характера. Ответ подготовил: Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Цезарева Татьяна Контроль качества ответа: Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ Воронова Елена http://www.garant.ru/consult/work_law/970021/

>ОБЪЕДИНЕНИЕ АВТОПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗЧИКОВ

Установление режима труда и отдыха водителей автобуса в 2019 году

В этой статье речь пойдет о режиме труда и отдыха водителей, регламентированном законодательством. Дело в том, что уже несколько лет на территории России можно получить не только штраф за отсутствие тахографа (устройства, контролирующего режим работы водителя), но и штраф за нарушение режима труда и отдыха.

Режим труда и отдыха водителей автобуса в 2019 году регламентируется положениями приказа Минтранса № 15. Данный нормативный документ утверждает положение о требованиях к режиму работы водителей различных видов транспорта, включая автобусы. Конкретные правила в данном вопросе зависят от следующих факторов:

  • • характер автобусного маршрута — внутригородской или междугородный;
  • • дальность автобусного маршрута;
  • • режим учета рабочего времени, применяемый на предприятии;
  • • другие факторы.

В большинстве случаев водители автобусов трудятся в режиме нормальной рабочей недели, которая предполагает пять восьмичасовых смен общей продолжительностью 40 часов. Для видов работ, которые невозможно уложить в указанный график, может быть установлен суммированный учет рабочего времени. Максимальная продолжительность учетного периода составляет шесть месяцев — она устанавливается для курортных территорий с выраженной сезонностью. При суммированном учете продолжительность одной смены может достигать десяти часов, а в исключительных случаях — 12 часов.

Водители автобусов – это рабочие, труд которых имеет свои специфические особенности. Дополнительное напряжение связано с тем, что водитель управляет транспортным средством, несущим потенциальную опасность. Водитель постоянно страдает от воздействия окружающей среды. Самый опасный фактор – напряжение, как физическое, так и ментальное.

Руководитель отвечает за составление соответствующего графика. Документ составляется ежемесячно, отдельно для каждой из созданных смен. Иногда требуется отдельное оформление дней. Работодатель отвечает в данном случае за установку:

• момента, когда выполнение обязанностей начинается ;

• конечного пункта и времени;

• смены в зависимости от ее длительности;

• перерыва, когда водители просто отдыхают, питаются;

• отдыха за каждый день и каждую неделю.

Составляя графики, надо учитывать, в каком режиме работает организация в целом. В качестве основы берут учет времени по ежедневной либо суммированной схеме. Отдельное задание формируется для тех, кого отправляют в дальние рейсы.

О РАБОЧЕМ ВРЕМЕНИ ВОДИТЕЛЕЙ

Главное, чтобы режим соответствовал нормам, установленным в законодательстве. Министерство Транспорта выпустило отдельное положение в 2004 году, которое отвечает за регулирование большинства вопросов данной сферы. Данное положение действует по отношению к любым водителям.

В тексте Положения дается определение рабочему времени – это отрезок дня, на протяжении которого водители справляются со своими прямыми обязанностями, указанными в исходном трудовом договоре. Кроме того, отдельные пункты по должности можно описать в графике работы и внутреннем распорядке, принятом в той или иной организации. В Положении есть описание не только основного времени, но и других режимов, особенностей:

1. Присутствие в автобусе, но не управление им. Обычно это происходит, когда в смену или рейс отправляют сразу двоих людей.

2. Охраны груза и пассажиров во время продолжительных стоянок.

3. Проведение работ, связанных с устранением неисправностей, возникших в настоящее время, и с регулировкой. В учет идут только моменты, когда не требуется полностью разбирать какой-либо механизм.

4. Простои, в которых водитель лично не виноват.

5. Остановки там, где происходит посадка пассажиров или высадка.

6. Осмотры медиками, когда путешествие начинается или заканчивается.

7. Дополнительная работа, либо на протяжении поездки, либо после окончания.

8. Перерывы на отдых, как в конечных пунктах, так и по ходу движения.

Максимально допустимая нормальная продолжительность рабочего времени – 40 часов еженедельно. Каждый день человек может управлять автомобилем непрерывно не более 9 часов. Смена сокращается лишь в том случае, если везут что-то крупногабаритное или опасное.

Время может учитываться суммировано, если конкретная категория водителей не допускает применения общих и стандартных правил. В этом случае 30 дней – оптимальная продолжительность периода отчетности. При этом допустимо увеличение смен каждый день до 10 часов. Но это можно делать не чаще, чем два раза в неделю. Главное, чтобы в сумме водитель непрерывно управлял автомобилем не более 90 часов.

12-часовые смены могут быть законно введены для тех, кто работает на пригородных и городских маршрутах, отправляемых регулярно. Такое решение работодателя будет законным. Руководитель и сам должен учитывать данные особенности, составляя документ. Для каждого водителя обязательно посменное либо дневное оформление документов. До сведения самих работников документы доводятся максимум за месяц до того, как они вступят в силу.

Допустимо также проведение водителями, так называемой, сверхурочной работы. Но учет суммированного типа предполагает введение смен не больше 12 часов за исключением случаев, на которые прямо указывает законодательство:

• Выполнение обязанностей, с которыми нельзя справиться раньше обозначенного времени по тем или иным причинам, и если отказ от работы может привести к порче имущества, либо нанесению других видов вреда.

• Если необходимо продолжить делать то, что должен был решить другой работник, не явившийся на свою смену.

Но руководитель должен сделать все возможное, чтобы сменные сотрудники все равно менялись настолько часто, насколько это возможно.

О ВРЕМЕНИ ОТДЫХА

За всю рабочую неделю перерыв должен составлять не менее 42 часов. Но в каждом конкретном случае условия назначаются индивидуально, с учетом мнения представителей профсоюза. При этом руководитель и работник должны прийти к соглашению друг с другом.

Статья 11 ТК РФ говорит о том, что каждый работник имеет право на получение выходного. Если неделя пятидневная, то выходных дня будет два. При шестидневной обязательно наличие хотя бы одного выходного. Если же применяется суммированный учет, то время отдыха устанавливается индивидуально. Главное, чтобы выходных было не меньше, чем полных недель в месяце. Чтобы привлечь водителя к работе в выходной, необходимо оформить отдельный приказ, и получить отдельное согласие от второй стороны.

Не стоит оставлять в стороне отпуск каждый год, оплачиваемый руководством. В таком случае опираются на общие законодательные нормы, и дают стандартные 18 дней на отдых, не меньше. Условия работы многих водителей вредны и опасны, что способствует появлению права на дополнительное время отдыха.

О НЕНОРМИРОВАННЫХ РАБОЧИХ ДНЯХ

40-часовая рабочая неделя является нормой в большинстве профессий. Это касается любых категорий сотрудников, в том числе тех, кто управляет автобусами.

Пятидневная неделя предполагает использование восьмичасовых смен, а шестидневная – семичасовых. Но в любом правиле есть исключения. Ненормированные рабочие дни тоже возможны при крайней необходимости. Режим устанавливается на основе данных о нормальной продолжительности рабочей недели. Отдых за каждую неделю оформляется при опоре на общие положения.

Часто в ненормированном режиме трудятся личные водители. Их руководители забывают о том, что такое поведение возможно, но без систематичности, и решения подобного вида принимаются только время от времени. Кроме того, важно наличие серьезных причин, обусловленных производственными условиями.

Условие по ненормированному дню может содержаться в самом трудовом договоре. Локальный нормативный акт организации вообще отдельно должен перечислять тех, для кого такие дни возможны.

К дополнительным обязанностям водителей с ненормированным графиком можно привлекать как до начала работы, так и после ее окончания. В данном режиме согласия от второй стороны не требуется. Такие сотрудники появляются на своем месте в то же время, что и остальные, и покидают место не раньше момента окончания выполнения обязанностей. На них распространяются отдельные правила, указанные в локальных актах.

Если ненормированные рабочие дни стали систематическими, то проверяющие органы могут рассматривать их в качестве сверхурочной работы. За что положены дополнительные виды компенсаций. Такие работники могут рассчитывать и на получение дополнительного оплачиваемого отпуска каждый год.

О ПОРЯДКЕ ВЕДЕНИЯ СУММИРОВАННОГО УЧЕТА

Основание для применения именно суммированного учета – невозможность использовать стандартный график, предназначенный для представителей той или иной профессии. Чаще всего в таких ситуациях устанавливают учетные периоды, равные одному месяцу.

Правила внутреннего трудового распорядка регулируют саму организацию суммированного учета времени на том или ином предприятии. Эти правила устанавливаются лично руководителем. Это делается при утверждении коллективного трудового соглашения, либо с обязательным учетом мнения представителей профсоюзного органа. Во внутреннем распорядке надо обязательно написать о причине, по которой организован именно суммированный учет времени.

Обязательно сообщить о том, какова длительность учетного периода. Учетные периоды могут составлять до полугода, если речь идет о работах, выполняемых сезонно.

Сотрудников надо обязательно ознакомить с внутренними правилами, когда их принимают на предприятие, работающее по суммированному учету. Иногда суммированный учет становится индивидуальным. Это значит, что он действует не для всех, а для определенных категорий сотрудников.

О ДРУГИХ ОСОБЕННОСТЯХ ОФОРМЛЕНИЯ СУММИРОВАННОГО УЧЕТА
Приказ руководителя нужен для того, чтобы отдельно установить график сменности. Недопустимо, когда рабочий день по продолжительности нарушает норму, установленную в том или ином направлении. При этом недопустима ситуация, когда один и тот же работник трудится на протяжении двух смен подряд.

График сменности формируется с использованием формы, которая применяется для табеля учета рабочего времени. Речь идет об унифицированных формах Т-12 или Т-13.

В этих документах есть графы, которые обозначаются цифрами с 1 до 6. К ним в случае с водителями надо добавить еще одну, в которой каждый сотрудник подписывается. Так они будут подтверждать, что ознакомлены с правилами и с самими документами.

Если режим сменный, то время отдыха чаще представляется с так называемым скользящим графиком. Предполагается установка следующих параметров при использовании суммированного учета:

1. График работы.

2. Норма рабочих часов в учетном периоде.

3. Продолжительность учетного периода.

Когда учет проводится именно суммировано, сверхурочную работу определяют в зависимости от часов, которые выходят за пределы периода отчетности. Если же режим обычный, считается, что сверхурочное время – это выполнение дополнительных обязанностей за пределами обычного графика по инициативе руководителя.

О ЕЖЕДНЕВНОМ УЧЕТЕ И РАЗДЕЛЕНИИ

Такая схема предполагает, что водитель работает стандартное время, равное 40 часам за одну неделю. Правила стандартные, и выше уже не раз описывались. Оформление проводится с использованием унифицированных форм.

Некоторые водители имеют рабочее время, разделенное по двум частям. При этом должно пройти не более пяти часов после начала обычного выполнения обязанностей, до назначения отдыха. Максимум перерыв может длиться три часа. Отдых и питание в этот срок не входят.

Законодательство говорит, что при работе, связанной с управлением транспортными средствами, совместительство становится недопустимой схемой. Зато некоторым водителям можно устанавливать ненормированные рабочие дни. Обязательно учитывать мнение тех, кто представляет профсоюзный выборный орган. Работодатели должны только обеспечивать безопасные условия труда, которые не оказывают дополнительного негативного влияния на жизнь и здоровье подчиненных.

Как правильно оформить водителю разрывной график работы?

Ответ на вопрос:

Отвечая на Ваш вопрос, следует отметить, что ТК РФ не предусматривает такой режим рабочего времени (график работы), как разрывной.

В данном случае следует говорить о разделении рабочего дня на части.

В соответствии со ст. 105 Трудового кодекса РФ на тех работах, где это необходимо вследствие особого характера труда, а также при производстве работ, интенсивность которых неодинакова в течение рабочего дня (смены), рабочий день может быть разделен на части с тем, чтобы общая продолжительность рабочего времени не превышала установленной продолжительности ежедневной работы. Такое разделение производится работодателем на основании локального нормативного акта, принятого с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации (при наличии).

Подробнее об особенностях труда водителя читайте здесь:

  • Как установить водителю скользящий график работы?
  • Как оплачивать рабочее время, проведенное водителем в пробке
  • В каком порядке осуществляется присвоение классности водителям транспортных средств

Пунктом 13 Приказа Минтранса РФ от 20.08.2004 № 15 «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей» предусмотрена возможность разделения рабочего дня на две части водителям автобусов, работающим на регулярных городских, пригородных и междугородных автобусных маршрутах, с их согласия.

Разделение рабочего дня на части производится работодателем на основании локального нормативного акта, принятого с учетом мнения представительного органа работников.

Перерыв между двумя частями рабочего дня устанавливается не позже чем через пять часов после начала работы.

Продолжительность перерыва между двумя частями рабочего дня должна быть не более двух часов без учета времени для отдыха и питания, а общая продолжительность ежедневной работы (смены) не должна превышать продолжительности ежедневной работы (смены), установленной пунктами 7, 9, 10 и 11 вышеуказанного Положения.

Время перерыва между двумя частями смены в рабочее время не включается.

Как и другим работникам, водителям в течение рабочего дня (смены) должен быть предоставлен перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут, который в рабочее время не включается (ст. 108 ТК РФ).

Вместе с тем необходимо иметь ввиду, что вышеуказанные положения п. 13 Приказа Минтранса РФ от 20.08.2004 № 15 распространяются на водителей автобусов, работающих на регулярных городских, пригородных и междугородных автобусных маршрутах на предприятиях, в организациях и учреждениях, независимо от их ведомственной подчиненности, за исключением водителей, занятых на международных перевозках.

На водителей легковых автомобилей указанные требования не распространяются.

В соответствии с абз. 2 п. 2 Приказа Минтранса РФ от 20.08.2004 № 15 все вопросы рабочего времени и времени отдыха, не предусмотренные Положением, регулируются законодательством Российской Федерации о труде.

Таким образом, водителям, работающим в Вашей организации можно ввести режим разделения рабочего дня на части согласно ст. 105 Трудового Кодекса РФ. При этом необходимо учитывать, что такое разделение производится работодателем на основании локального нормативного акта, принятого с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации (при наличии).

Поскольку режим рабочего времени и времени отдыха (если для данного работника он отличается от общих правил, действующих у данного работодателя) является обязательным условием трудового договора (ч. 2 ст. 57 ТК РФ), то необходимо учитывать следующее.

В соответствии со ст. 72 ТК РФ изменение определенных сторонами условий трудового договора допускается по соглашению сторон трудового договора. Соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора заключается в письменной форме – путем заключения дополнительного соглашения.

Когда условия меняются по причинам изменения организационных или технологических условий труда (изменениями в технике и технологии производства, структурной реорганизацией производства, другими причинами), определенные сторонами условия трудового договора не могут быть сохранены, допускается их изменение по инициативе работодателя в порядке ст. 74 ТК РФ, за исключением изменения трудовой функции работника.

Если новый режим работы вводится работодателем без изменений организационных или технологических условий работы (в порядке ст. 72 ТК РФ), то:

  • подписывается дополнительное соглашение к трудовому договору с каждым работником,
  • издается приказ об изменении режима рабочего времени (работников с ним знакомим под роспись),
  • вносятся изменения в локальные акты (Правила внутреннего трудового распорядка, коллективный договор) (работников с ним знакомим под роспись).

Если изменение обусловлено организационными или технологическими причинами (в порядке ст. 74 ТК РФ), то необходимо:

  • издать приказ о переходе на новый режим работы и о внесении изменений в локальные нормативные акты или коллективный договор (ч. 2 ст. 135 ТК РФ), ознакомить с ним работников под роспись,
  • не менее чем за 2 месяца составить уведомления об изменении режима работы с обоснованием причины каждому работнику, и вручить под роспись.

Если работник соглашается работать в новых условиях, то подписывается дополнительное соглашение к трудовому договору.

Если нет, то предлагается другая работа, если сотрудник не согласен и с этим или в организации нет другой работы, составляется акт об отказе и готовятся документы на увольнение по п.7 ч. 1 ст. 77 ТК РФ с выплатой компенсации в размере двухнедельного среднего заработка (ч. 3 ст. 178 ТК РФ).

Подробнее об этом: http://www.1kadry.ru/#/document/130/50603/?step=13

Если в Вашей организации есть профсоюз, то локальный нормативный акт, предусматривающий разделение рабочего дня на части, необходимо принимать с учетом его мнения. Подробнее об этом см.: http://www.1kadry.ru/#/document/161/51005/?step=15.

Подробности в материалах Системы Кадры:

1. Ответ:Как разделить рабочий день на части водителям автобусов, которые работают на регулярных городских или пригородных автобусных маршрутах

Сотрудникам – водителям автобусов, которые работают на городских или пригородных автобусных маршрутах, с их согласия рабочий день можно разделить на две части. При этом продолжительность перерыва между двумя частями рабочего дня в общем случае должна быть не более двух часов без учета времени для отдыха и питания. Время перерыва можно увеличить до трех часов на основании отраслевого соглашения, заключенного на региональном уровне, а также локального акта работодателя и с согласия самого водителя.

Перерыв между двумя частями рабочего дня устанавливают не позже чем через пять часов после начала работы и предоставляют его в местах, предусмотренных расписанием движения и обеспечивающих возможность использования водителем времени отдыха по своему усмотрению. При этом если перерыв позже четырех часов после начала рабочего дня, то водителям предоставляют до него специальные перерывы для отдыха от управления автомобилем в пути продолжительностью не менее 15 минут.

Время перерыва между двумя частями рабочего дня в рабочее время не включают. Порядок разделения рабочего дня сотрудников-водителей работодатель должен прописать в локальном акте организации, например в Правилах трудового распорядка, коллективном или трудовом договоре.

Такой порядок установлен в пункте 13 положения, утвержденного приказом Минтранса России от 20 августа 2004 г. № 15.

Из ответа «Как регламентировать перерывы в работе»

Иван Шкловец,

заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости

1. Правовая база: приказ Минтранса РФ от 20.08.2004 № 15 «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей»

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 20 августа 2004 года N 15

Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей

В соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2001 года N 197-ФЗ «Трудовой кодекс Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1 (ч.I), ст.3)
приказываю:
Утвердить Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей согласно приложению.

Министр
И.Левитин

Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
1 ноября 2004 года,
регистрационный N 6094

Приложение
к приказу Минтранса России
от 20 августа 2004 года N 15

ПОЛОЖЕНИЕ
об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей

I. Общие положения

1. Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей (далее — Положение) разработано в соответствии со статьей 329 Федерального закона от 30 декабря 2001 года N 197-ФЗ «Трудовой кодекс Российской Федерации»* (далее — Трудовой кодекс Российской Федерации).
_______________
* Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1 (ч.I), ст.3.
2. Настоящее Положение устанавливает особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей (за исключением водителей, занятых на международных перевозках, а также работающих в составе вахтовых бригад при вахтовом методе организации работ), работающих по трудовому договору на автомобилях, принадлежащих зарегистрированным на территории Российской Федерации организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, ведомственной принадлежности, индивидуальным предпринимателям и иным лицам, осуществляющим перевозочную деятельность на территории Российской Федерации (далее — водители).

Все вопросы рабочего времени и времени отдыха, не предусмотренные Положением, регулируются законодательством Российской Федерации о труде.

В случаях, предусмотренных Положением, работодатель устанавливает особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей с учетом мнения представительного органа работников, а в случаях, предусмотренных коллективным договором, соглашениями, — по согласованию с представительным органом работников.

3. Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, предусмотренные Положением, являются обязательными при составлении графиков работы (сменности) водителей. Расписания и графики движения автомобилей во всех видах сообщений должны разрабатываться с учетом норм Положения.

4. Графики работы (сменности) на линии составляются работодателем для всех водителей ежемесячно на каждый день (смену) с ежедневным или суммированным учетом рабочего времени и доводятся до сведения водителей не позднее чем за один месяц до введения их в действие. Графиками работы (сменности) устанавливается время начала, окончания и продолжительность ежедневной работы (смены), время перерывов для отдыха и питания, время ежедневного (междусменного) и еженедельного отдыха. График работы (сменности) утверждается работодателем с учетом мнения представительного органа работников.
5. На междугородных перевозках при направлении водителей в дальние рейсы, при которых водитель за установленную графиком работы (сменности) продолжительность ежедневной работы не может вернуться к постоянному месту работы, работодатель устанавливает водителю задание по времени на движение и стоянку автомобиля с учетом норм Положения.

II. Рабочее время

6. В течение рабочего времени водитель должен исполнять свои трудовые обязанности в соответствии с условиями трудового договора, правилами внутреннего трудового распорядка организации и графиком работы (сменности).

7. Нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40 часов в неделю.

Для водителей, работающих по календарю пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями, нормальная продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать 8 часов, а для работающих по календарю шестидневной рабочей недели с одним выходным днем — 7 часов.

8. В тех случаях, когда по условиям производства (работы) не может быть соблюдена установленная нормальная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, водителям устанавливается суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода один месяц.

На перевозках пассажиров в курортной местности в летне-осенний период и на других перевозках, связанных с обслуживанием сезонных работ, учетный период может устанавливаться продолжительностью до 6 месяцев.

Продолжительность рабочего времени за учетный период не должна превышать нормального числа рабочих часов.

Суммированный учет рабочего времени вводится работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

9. При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителей не может превышать 10 часов, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 10, 11, 12 Положения.

10. В случае когда при осуществлении междугородной перевозки водителю необходимо дать возможность доехать до соответствующего места отдыха, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов.

Если пребывание водителя в автомобиле предусматривается продолжительностью более 12 часов, в рейс направляются два водителя. При этом автомобиль должен быть оборудован спальным местом для отдыха водителя.

11. При суммированном учете рабочего времени водителям, работающим на регулярных городских и пригородных автобусных маршрутах, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена работодателем до 12 часов по согласованию с представительным органом работников.

12. Водителям, осуществляющим перевозки для учреждений здравоохранения, организаций коммунальных служб, телеграфной, телефонной и почтовой связи, аварийных служб, технологические (внутриобъектные, внутризаводские и внутрикарьерные) перевозки без выхода на автомобильные дороги общего пользования, улицы городов и других населенных пунктов, перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании органов государственной власти и органов местного самоуправления, руководителей организаций, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов в случае, если общая продолжительность управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) не превышает 9 часов.

13. Водителям автобусов, работающим на регулярных городских, пригородных и междугородных автобусных маршрутах, с их согласия рабочий день может быть разделен на две части. Разделение производится работодателем на основании локального нормативного акта, принятого с учетом мнения представительного органа работников.
Перерыв между двумя частями рабочего дня устанавливается не позже чем через 4 часа после начала работы.

Продолжительность перерыва между двумя частями рабочего дня должна быть не более двух часов без учета времени для отдыха и питания, а общая продолжительность ежедневной работы (смены) не должна превышать продолжительности ежедневной работы (смены), установленной пунктами 7, 9, 10 и 11 настоящего Положения.

Перерыв между двумя частями смены предоставляется в месте дислокации или месте, определенном для отстоя автобусов и оборудованном для отдыха водителей.

Время перерыва между двумя частями смены в рабочее время не включается.
14. Водителям легковых автомобилей (кроме автомобилей-такси), а также водителям автомобилей экспедиций и изыскательских партий, занятым на геологоразведочных, топографо-геодезических и изыскательских работах в полевых условиях, может устанавливаться ненормированный рабочий день.

Решение об установлении ненормированного рабочего дня принимается работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации.

Количество и продолжительность рабочих смен по графикам работы (сменности) при ненормированном рабочем дне устанавливаются исходя из нормальной продолжительности рабочей недели, а дни еженедельного отдыха предоставляются на общих основаниях.
15. Рабочее время водителя состоит из следующих периодов:

а) время управления автомобилем;

б) время специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных пунктах;

в) подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии в организацию, а при междугородных перевозках — для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены;
г) время проведения медицинского осмотра водителя перед выездом на линию и после возвращения с линии;

д) время стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов, в местах посадки и высадки пассажиров, в местах использования специальных автомобилей;

е) время простоев не по вине водителя;

ж) время проведения работ по устранению возникших в течение работы на линии эксплуатационных неисправностей обслуживаемого автомобиля, не требующих разборки механизмов, а также выполнения регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи;

з) время охраны груза и автомобиля во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах при осуществлении междугородных перевозок в случае, если такие обязанности предусмотрены трудовым договором (контрактом), заключенным с водителем;

и) время присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем при направлении в рейс двух водителей;

к) время в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
16. Время управления автомобилем (подпункт «а» пункта 15 Положения) в течение периода ежедневной работы (смены) не может превышать 9 часов (за исключением случаев, предусмотренных в пунктах 17, 18 Положения), а в условиях горной местности при перевозке пассажиров автобусами габаритной длиной свыше 9,5 метра и при перевозке тяжеловесных, длинномерных и крупногабаритных грузов не может превышать 8 часов.

17. При суммированном учете рабочего времени время управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) может быть увеличено до 10 часов, но не более двух раз в неделю. При этом суммарная продолжительность управления автомобилем за две недели подряд не может превышать 90 часов.

18. При суммированном учете рабочего времени для водителей автобусов, работающих на регулярных городских и пригородных пассажирских маршрутах, может вводиться суммированный учет времени управления автомобилем. При этом суммарная продолжительность времени управления автомобилем за две недели подряд с учетом времени управления автомобилем в период работы сверх нормальной продолжительности рабочего времени (сверхурочной работы) не может превышать 90 часов.

19. На междугородных перевозках после первых 3 часов непрерывного управления автомобилем водителю предоставляется специальный перерыв для отдыха от управления автомобилем в пути (подпункт «б» пункта 15 Положения) продолжительностью не менее 15 минут, в дальнейшем перерывы такой продолжительности предусматриваются не более чем через каждые 2 часа. В том случае, когда время предоставления специального перерыва совпадает со временем предоставления перерыва для отдыха и питания (пункт 25 Положения), специальный перерыв не предоставляется.

Частота перерывов в управлении автомобилем для кратковременного отдыха водителя и их продолжительность указываются в задании по времени на движение и стоянку автомобиля (пункт 5 Положения).

20. Состав и продолжительность подготовительно-заключительных работ, включаемых в подготовительно-заключительное время (подпункт «в» пункта 15 Положения), и продолжительность времени проведения медицинского осмотра водителя (подпункт «г» пункта 15 Положения) устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации.

21. Время охраны груза и автомобиля (подпункт «з» пункта 15 Положения) засчитывается водителю в рабочее время в размере не менее 30 процентов. Конкретная продолжительность времени охраны груза и автомобиля, засчитываемого водителю в рабочее время, устанавливается работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации.
Если перевозка на одном автомобиле осуществляется двумя водителями, время на охрану груза и автомобиля засчитывается в рабочее время только одному водителю.

22. Время присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем при направлении в рейс двух водителей (подпункт «и» пункта 15 Положения), засчитывается ему в рабочее время в размере не менее 50 процентов. Конкретная продолжительность времени присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем, при направлении в рейс двух водителей, засчитываемого в рабочее время, устанавливается работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации.

23. Применение сверхурочных работ допускается в случаях и порядке, предусмотренных статьей 99 Трудового кодекса Российской Федерации.

При суммированном учете рабочего времени сверхурочная работа в течение рабочего дня (смены) вместе с работой по графику не должна превышать 12 часов, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 1, 3 части второй статьи 99 Трудового кодекса Российской Федерации.
Сверхурочные работы не должны превышать для каждого водителя четырех часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год.

III. Время отдыха

24. Водителям предоставляется перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов, как правило, в середине рабочей смены.

При установленной графиком сменности продолжительности ежедневной работы (смены) более 8 часов водителю могут предоставляться два перерыва для отдыха и питания общей продолжительностью не более 2 часов и не менее 30 минут.

Время предоставления перерыва для отдыха и питания и его конкретная продолжительность (общая продолжительность перерывов) устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников или по соглашению между работником и работодателем.
25. Продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха вместе с временем перерыва для отдыха и питания должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену).

При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее 12 часов.

На междугородных перевозках при суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха в пунктах оборота или в промежуточных пунктах не может быть менее продолжительности времени предшествующей смены, а если экипаж автомобиля состоит из двух водителей, — не менее половины времени этой смены с соответствующим увеличением времени отдыха непосредственно после возвращения к месту постоянной работы.

26. Еженедельный непрерывный отдых должен непосредственно предшествовать или непосредственно следовать за ежедневным (междусменным) отдыхом, и его продолжительность должна составлять не менее 42 часов.

27. При суммированном учете рабочего времени выходные дни (еженедельный непрерывный отдых) устанавливаются в различные дни недели согласно графикам работы (сменности), при этом число выходных дней в текущем месяце должно быть не менее числа полных недель этого месяца.

28. На междугородных перевозках при суммированном учете рабочего времени продолжительность еженедельного отдыха может быть сокращена, но не менее чем до 29 часов. В среднем за учетный период продолжительность еженедельного непрерывного отдыха должна быть не менее 42 часов.

29. Привлечение водителя к работе в выходной день, установленный для него графиком работы (сменности), производится в случаях, предусмотренных статьей 113 Трудового кодекса Российской Федерации, с его письменного согласия по письменному распоряжению работодателя, в других случаях — с его письменного согласия по письменному распоряжению работодателя и с учетом мнения представительного органа работников.

30. Работа водителей в нерабочие праздничные дни допускается в случаях, предусмотренных статьей 112 Трудового кодекса Российской Федерации. При суммированном учете рабочего времени работа в праздничные дни, установленные для водителя графиком работы (сменности) как рабочие, включается в норму рабочего времени учетного периода.
Текст документа сверен по:

«Бюллетень нормативных актов
федеральных органов
исполнительной власти»,
N 45, 08.11.2004

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *