Реализация нефтепродуктов

Автор: | 04.05.2019

Минфин: лицензирование экспорта нефтепродуктов – прекрасная идея

Министерство финансов считает введение системы лицензий на экспорт нефтепродуктов чрезвычайно эффективной мерой для стабилизации внутренних цен на топливо. Об этом заявил средствам массовой информации глава департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина Алексей Сазанов.

Напомним, ранее появилась информация о том, что российское правительство прорабатывает возможность лицензирования зарубежных поставок нефтепродуктов. Планируется, что лицензия на экспорт будет выдаваться всем нефтепереработчикам, но они должны гарантированно поставлять определенные объемы топлива на внутренний рынок.

“Идея хорошая, заслуживает внимания. Если будет достигнут консенсус, то это, на мой взгляд, одна из самых действенных мер, — отметил Сазанов. – Просто здесь вопрос в том, что надо юридически проработать этот вопрос. Компании — чтобы на них ни в коем случае не наложить никакой дополнительной административной нагрузки сверх обязанности по поставкам на внутренний рынок, что есть святая обязанность социально ответственных компаний”.

“Хвосты” будут экспортироваться. И для них никаких не должно быть лимитов, — отметил чиновник, отвечая на вопрос, сократит ли введение лицензирования объемы экспорта. Нужно просто, чтобы выполняли обязательство поставки на внутренний рынок. Если установить правильное обязательство поставки на внутренний рынок, вы таким образом насытите внутренний рынок, а производители “хвосты”, которые у них остаются, могут экспортировать”.

Говоря о необходимых внутреннему рынку объемах топлива, Сазанов пояснил: “У вас 35 млн тонн весь рынок бензина и 35 млн тонн — весь рынок дизельного топлива. Если установить обязательство поставки на внутренний рынок на 10-15% больше этих объемов, проблем с внутренним рынком быть не должно”.

Ранее глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев высказал мнение, что необходимо закрепить законом норму поставок добываемого в РФ сырья на российские НПЗ — не менее 17,5%. “Роснефть” поставляет уже более 20%, остальные должны стремиться к этому. Мера необходима, чтобы, во-первых, устранить дискриминацию на рынке, во-вторых, обеспечить полную загрузку наших нефтеперерабатывающих производств”, — пояснил Артемьев.

Соответствующие рекомендации были направлены всем нефтяным компаниям России, рассказал глава ведомства, и отклики многих ФАС не порадовали: «Некоторые говорят: мы работаем на свободном рынке и куда хотим, туда и поставляем. Чтобы они так больше не думали, применяем более жесткие меры».

«Раз уж ты в нашей стране работаешь, должен некоторую часть поставить на внутренний рынок. По рыночным ценам. У нас бензин стоит значительно дешевле, чем в Европе, они туда перегоняют его, потому что им выгодно. Но законодательные инициативы будут приняты”, – предупредил Артемьев.

Правительство, по его словам, уже поддержало такой подход, но пока служба не торопится инициировать принятие закона: “У нас много разных быстрых методов. Но зачем их применять? Я думаю, добрая воля гораздо лучше”. :///

Свидетельства на производство и реализацию нефтепродуктов

С 1 января 2003 года введена в действие новая система налогообложения акцизами операций, совершаемых с нефтепродуктами.

Нефтепродуктами признаются ранее относимые к подакцизным товарам автомобильный бензин, дизельное топливо, моторное масло для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, прямогонный бензин. Под прямогонным бензином согласно пункту 10 статьи 181 НК РФ понимаются бензиновые фракции, полученные в результате переработки нефти, газового конденсата, попутного нефтяного газа, природного газа, горючих сланцев, угля и другого сырья, а также продуктов их переработки, за исключением бензина автомобильного.

Объектом налогообложения акцизами являются, в соответствии со статьей 182 НК РФ, следующие операции:

— принятие на учет налогоплательщиком, не имеющим свидетельства, нефтепродуктов, самостоятельно произведенных из собственного сырья и материалов, получение нефтепродуктов в собственность в счет оплаты услуг по производству нефтепродуктов из давальческого сырья и материалов;

— получение нефтепродуктов налогоплательщиком, имеющим свидетельство, при этом получением признается: приобретение нефтепродуктов в собственность; принятие на учет нефтепродуктов, полученных в счет оплаты услуг по из производству из давальческого сырья и материалов; принятие к учету подакцизных нефтепродуктов, самостоятельно изготовленных из собственного сырья и материалов; получение собственником сырья и материалов нефтепродуктов, произведенных из этого сырья и материалов, на основе договора переработки;

— передача налогоплательщиком нефтепродуктов, произведенных из давальческого сырья и материалов, собственнику этого сырья и материалов, не имеющему свидетельства.

Как видно из вышеизложенного, определение объекта налогообложения акцизом по операциям, совершаемым с нефтепродуктами, зависит от того, имеет ли лицо, осуществляющее эти операции, свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами.

Свидетельство с 1 января 2003 года должны иметь организации и индивидуальные предприниматели, которые производят или продают подакцизные нефтепродукты.

На основании статьи 179.1 НК РФ, введенной в главу 22 НК РФ Федеральным законом от 24 июля 2002 года №110-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации”, свидетельства выдаются лицам, осуществляющим следующие виды деятельности:

— производство нефтепродуктов;

— оптовую реализацию нефтепродуктов;

— оптово-розничную реализацию нефтепродуктов;

— розничную реализацию нефтепродуктов.

Данное свидетельство выдается отдельно на каждый вид деятельности и представляет собой документ, который служит основанием для принятия к вычету сумм акциза в соответствии со статьями 200, 201 НК РФ. Начиная с 1 января 2003 года налогоплательщик, не имеющий свидетельства, не сможет принять к вычету сумму акциза по нефтепродуктам.

В соответствии со статьей 179.1 НК РФ порядок выдачи свидетельства определяется МНС РФ. Такой порядок утвержден приказом МНС Российской Федерации от 6 февраля 2003 года №БГ-3-03/52 “Об утверждении порядка выдачи свидетельств о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами”. Принятый порядок устанавливает правила выдачи свидетельств о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами и распространяется на организации и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство, оптовую, оптово — розничную и розничную реализацию нефтепродуктов.

Свидетельство на производство нефтепродуктов, выдается организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим производство и реализацию нефтепродуктов собственного производства, в том числе произведенных из давальческого сырья, при наличии в собственности этих лиц мощностей по производству, хранению и отпуску нефтепродуктов.

Свидетельство на оптовую реализацию нефтепродуктов выдается лицам, осуществляющим закупку и реализацию нефтепродуктов, за исключением отпуска нефтепродуктов посредством топливораздаточных колонок, а также собственникам нефтепродуктов, произведенных из давальческого сырья, при наличии у этих лиц мощностей по хранению и отпуску нефтепродуктов.

Свидетельство на оптово-розничную реализацию выдается лицам, осуществляющим операции как по оптовой, так и по розничной реализации нефтепродуктов, а также собственникам нефтепродуктов, произведенных из давальческого сырья, при наличии в собственности налогоплательщика мощностей по хранению и отпуску нефтепродуктов, а также стационарных топливораздаточных колонок.

Свидетельство на розничную реализацию нефтепродуктов выдается лицам, осуществляющим отпуск нефтепродуктов посредством топливораздаточных колонок, а также собственникам нефтепродуктов, произведенных из давальческого сырья, при наличии в собственности у налогоплательщика мощностей по хранению и отпуску со стационарных топливораздаточных колонок нефтепродуктов и мощностей по хранению и реализации моторных масел.

Свидетельство выдается управлением МНС России по субъектам Российской Федерации, а также Межрегиональной инспекцией МНС Российской Федерации по крупнейшим налогоплательщикам, состоящим на учете в этой инспекции.

Для того, чтобы получить свидетельства, налогоплательщики должны представить в налоговые органы следующие документы:

— заявление о выдаче свидетельства в 2-х экземплярах, причем для организаций и индивидуальных предпринимателей предусмотрены разные формы заявлений.

Общим для организаций и индивидуальных предпринимателей является указание в заявлении следующих данных:

· идентификационного номера налогоплательщика;

· заявляемого вида деятельности;

· места фактического осуществления заявленного вида деятельности, причем для налогоплательщика – организации при наличии у нее обособленных подразделений место фактического осуществления деятельности указывается отдельно по каждому обособленному подразделению в приложении к заявлению;

· видов (наименований) нефтепродуктов;

· наименование налогового органа, в котором налогоплательщик состоит на учете;

· контактного телефона;

· реквизиты расчетного счета в соответствующем банке, обслуживающем налогоплательщика;

· заявляемый срок действия свидетельства.

Организации помимо общих сведений указывают в заявлении:

· полное и сокращенное наименование организации, ее организационно-правовую форму;

· местонахождение организации;

· код причины постановки на учет в налоговой инспекции;

· Индивидуальные предприниматели указывают в заявлении:

· фамилию, имя, отчество;

· данные документа, удостоверяющего личность;

· адрес места жительства.

Если налогоплательщику необходимо получить свидетельства на несколько видов деятельности, необходимо подать одно заявление, но в таблице “Заявляемые виды деятельности и виды нефтепродуктов” следует отметить нефтепродукты и виды деятельности, которые будут осуществляться с отмеченными нефтепродуктами.

Кроме заявления, в налоговые органы должны быть представлены документы, подтверждающие наличие оснований для получения свидетельства:

— документы, подтверждающие право собственности, или право хозяйственного ведения, или оперативного управления;

— для акционерных обществ, имеющих в уставном капитале долю государства не менее 50%, — договор аренды мощностей, являющихся государственной собственностью (данный документ необходим для получения свидетельства на оптовую или оптово-розничную реализацию нефтепродуктов);

— копия договора на оказание услуг по переработке сырья с обязательной отметкой налогового органа по месту нахождения организации (для получения свидетельства на оптовую реализацию нефтепродуктов);

— для лиц, не имеющих собственных мощностей, но владеющих более 50% уставного капитала общества с ограниченной ответственностью или голосующих акций акционерного общества, имеющего в собственности необходимые мощности, — документы, подтверждающие владение, пользование и распоряжение указанным имуществом, и документы, подтверждающие владение указанной долей в уставном капитале организации.

— надлежащим образом заверенные копии документов, подтверждающих право собственности на помещения и оборудование, необходимые для осуществления заявленного вида деятельности. Такими документами могут быть:

· заверенные копии свидетельств о государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество;

· выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

· заверенные копии иных документов, устанавливающие право собственности на движимое имущество (если оборудование относится к таковому) в соответствии с Гражданским кодексом РФ.

В зависимости от заявленного вида деятельности, справку об объемах мощностей по производству нефтепродуктов, по оптовой, оптово-розничной или розничной реализации нефтепродуктов. Организация, имеющая в своем составе обособленные подразделения, должна представить справку по каждому обособленному подразделению.

Заявление о выдаче свидетельства со всеми прилагаемыми документами представляется в налоговый орган представителем организации или индивидуальным предпринимателем лично либо ценным почтовым отправлением с описью вложения.

Один экземпляр заявления с отметкой налогового органа “Получено” и датой получения возвращается налогоплательщику или его уполномоченному представителю в день представления заявления либо почтовым отправлением не позднее 5 дней, начиная с даты получения заявления налоговым органом, второй экземпляр остается в налоговой инспекции.

В течение трех дней с момента получения заявления налоговый орган рассматривает документы и принимает решение о выдаче свидетельства.

Если в представленном заявлении и приложениях к нему выявлены несоответствия, представленные документы возвращаются подавшему их лицу с обоснованием причин возврата. После внесения в документы соответствующих изменений и исправлений, заявление может быть вновь подано в налоговую инспекцию.

Отказать в выдаче свидетельства налоговый орган может в следующих случаях:

— при наличии в заявлении и приложениях к нему недостоверных, искаженных данных;

— в деятельности по производству нефтепродуктов, по оптовой, оптово-розничной, розничной реализации используется оборудование, не принадлежащее лицу на праве собственности.

Если налоговым органом принято положительное решение, то свидетельство должно быть выдано в течение 30 дней с момента представления заявления и прилагаемых к нему документов (датой подачи заявления является дата его фактического представления в налоговый орган или дата получения налоговым органом почтового отправления).

Свидетельство выдается сроком на 1 год, но по заявлению лица, совершающего операции с нефтепродуктами, свидетельство может быть выдано и на меньший срок.

Действие полученного свидетельства распространяется на все обособленные подразделения организации, указанные в приложении к заявлению, и копии свидетельства должны храниться по месту нахождения всех обособленных подразделений.

Налоговые органы могут приостановить или аннулировать действие свидетельства.

Законом №191-ФЗ “Об исключительной экономической зоне Российской Федерации” определены условия, при которых действие свидетельства может быть приостановлено или аннулировано. Так, например, действие свидетельства приостанавливается в следующих случаях:

— невыполнение организацией или индивидуальным предпринимателем положений действующего законодательство о налогах и сборах в части исчисления и уплаты акцизов;

— непредставление организацией или индивидуальным предпринимателем-покупателем (получателем) подакцизных нефтепродуктов в течение трех последовательных налоговых периодов реестров счетов-фактур, подлежащих представлению в налоговые органы в соответствии со статьей 201 НК РФ.

— использование технологического оборудования по производству, хранению и реализации нефтепродуктов, не оснащенного контрольными приборами учета их объемов, а также если контрольное и учетно-измерительное оборудование вышло из строя; нарушена работа и условия эксплуатации контрольного и учетно-измерительного оборудования, установленного на указанном технологическом оборудовании.

Таким образом, действие свидетельства не может быть приостановлено по заявлению налогоплательщика. Срок действия свидетельства на время его приостановки не продляется.

Если налогоплательщик устранит причины, вызвавшие приостановление действия свидетельства, такое действие может быть возобновлено.

Налоговые органы аннулируют свидетельство если:

— организация или индивидуальный предприниматель представили соответствующее заявление;

— организация или индивидуальный предприниматель передали выданное им свидетельство иному лицу;

— организация в результате реорганизации утратила право собственности на мощности, заявленные при получении свидетельства;

— произошла реорганизация организации в форме выделения или разделения;

— изменилось наименование организации или фамилии, имени, отчества индивидуального предпринимателя;

— изменилось место нахождения организации или места жительства индивидуального предпринимателя;

— прекращены права собственности на весь объем мощностей, указанных в свидетельстве.

Если свидетельство аннулируется не с 1-го числа месяца, то есть не с начала налогового периода, налогоплательщик должен представить декларацию по акцизам за этот месяц и отразить в ней акциз по тем операциям, которые были фактически совершены за период с начала месяца до даты аннулирования свидетельства

Если свидетельство было аннулировано, то после устранения причин налогоплательщик может подать заявление на получение нового свидетельства

Как уже отмечалось, максимальный срок действия свидетельства составляет один год. По истечению срока действия свидетельства организация или индивидуальный предприниматель, желающие осуществлять дальнейшую деятельность на основе свидетельства, должны вновь подать заявление и полный пакет документов и вновь пройти процедуру получения свидетельства. Срок действия свидетельства не продляется. При этом, если срок действия свидетельства истек, то оно является недействующим по умолчанию. Поэтому организациям и частным предпринимателям необходимо самостоятельно отслеживать сроки действия свидетельства, чтобы своевременно подать заявление на получение нового свидетельства.

Более подробно с вопросами, касающимися акцизных сборов, Вы можете познакомиться в книге ЗАО «BKR Интерком-Аудит» «Акцизы».

Розничная реализация нефтепродуктов

Нефтепродукты получают, как видно из названия, из нефти. Их качество в первую очередь засвистит от качества сырья. Бензины, дизельное топливо, масла и мазут с оптовых баз поступают в розничную продажу откуда и попадают уже к конкретным покупателям.

Основная розничная реализация нефтепродуктов производится через пункты автозаправки. Именно там каждый желающий может приобрести бензин или дизельное топливо. Для того, чтобы розничная продажа нефтепродуктами велась в соответствии с установленными государством правилами у владельца автозарпавки должен быть сертификат соответствия готовой продукции; разрешение на применение Ростехнадзора; санитарно — эпидемиологическое заключение; документы по логистике и таможенному оформлению. Эти документы может потребовать любой желающий, если у него возникает сомнение в качестве ГСМ.

Кроме обязательных документов розничная реализация нефтепродуктов не в последнюю очередь зависит от того, как будут установлены цены на товар. Ценообразование на нефтепродукты зависит от массы международный, общероссийских и местных влияний. На то, сколько будет стоить бензин на вашей улице, одновременно может повлиять мировое падение цен на нефть, и низкий поток машин. В любом случае розничная реализация нефтепродуктов — совсем непростое дело, а в условиях все большей конкуренции хозяевам автозаправок приходится искать новые пути привлечения к себе клиентуры.

Приобрести различные виды топлива оптом и в розницу можно в новосибирской компании «Симбиоз».

Введение лицензий на экспорт нефти станет первым шагом к стабилизации цен на топливо

Введение лицензирования на экспорт нефтепродуктов является абсолютно правильным решением со стороны российского правительства – считает первый вице-президент Российского топливного союза Олег Ашихмин.

Отметим, что заместитель председателя правительства РФ Дмитрий Козак заявил, что кабинет министров по итогам совещания от 21 марта принял решение ввести лицензирование экспорта нефти и нефтепродуктов для регулирования поставок топлива на внутренний рынок. Это нужно сделать для того, чтобы не допустить в России роста розничных цен на топливо и другие базовые нефтепродукты.

Козак отметил, что правительство РФ будет двигаться в сторону подготовки соответствующего федерального закона.

Это решение позволит удержать розничные цены

«Эти действия будут направлены на защиту российского внутреннего рынка, чтобы он не оголился, и мы не получили из-за этого дефицит нефтепродуктов, и, соответственно, опережающий инфляцию рост цен на бензин и дизельное топливо», — констатирует Ашихмин.

Как замечает эксперт, это решение позволит нам рассчитывать на то, что российский внутренний рынок будет стабильно наполнен. Теперь не будет дефицита нефтепродуктов, а, значит, не будет и фактора, который гарантированно потянет вверх розничные цены.

«Повышения розничных цен на топливо нам бы, естественно, не хотелось видеть категорически, поэтому данное решение было принято не спонтанно, и здесь сыграло то обстоятельство, что закончилось соглашение, которое было заключено с нефтяными компаниями. Так что, это дает правительству РФ возможность контролировать ситуацию на нашем внутреннем рынке», — заключает Ашихмин.

По словам Олега Борисовича, в качестве главной задачи правительство РФ ставит стабилизацию цен на топливо в России, чтобы рост на него не превышал показателей среднегодовой инфляции, а это чрезвычайно важно для российского народного хозяйства.

Ведь если этот вопрос не решать и дать «налоговому маневру» истощить российский внутренний рынок, то это приведет к росту цен на топливо в России, а, значит, и к удорожанию товаров и услуг, и затем к еще большему разгону инфляции. Текущая политика правительства РФ в основе своей ставит таргетирование инфляции, поэтому неудивительно, что по этому вопросу принимаются радикальные меры.

«И это новый опыт для нашей страны, поскольку раньше данный вопрос никогда так не ставился и не решался в ручном режиме, поэтому те предложения, которые сейчас озвучиваются правительством РФ, предлагаются впервые. Более того, они направлены на то, чтобы решить проблему с внутренним рынком и обеспечить его нужным количеством нефтепродуктов», — резюмирует Ашихмин.

Олег Борисович уверен, что правительство РФ здесь все делает правильно, а как это будет работать, может показать только время.

Есть вопросы по лицензированию

Интересно также то, что Козак заметил, что введение лицензирования не будет означать ограничений на экспорт нефти.

Руководитель аналитического управления Фонда национальной экономической безопасности Александр Пасечник в комментарии для ФБА «Экономика сегодня» пришел к выводу, что в данном решении особый вопрос вызывает стоимость такого лицензирования.

«Вопрос о стоимости лицензии пока не звучал, поэтому вопрос в том, а какие будут юридические нормы, чтобы такую лицензию получить – что это будет, масштаб компании, роль или доля ее на рынке. Это будут только вертикально-интегрированные нефтяные компании или нет, т.е, по сути, трейдинговый бизнес попирается, вследствие чего, здесь будут какие-то прямые линии», — констатирует Пасечник.

Еще возможен вариант с ограниченным количеством игроков на рынке, поэтому, как считает Александр Михайлович, сам предмет лицензирования ситуации не меняет. К тому же, если кого-то ограничить внутренним рынком, нельзя рассчитывать на то, что это сразу даст результат, поэтому введение лицензирования не решит проблему, которая стоит перед российским топливным рынком.

«Здесь можно вспомнить другие предложения – о разделении ВИНКов, т.е. вертикально-интегрированных компаний, чтобы выделить сети, что действительно может как-то повысить уровень конкуренции в данной отрасли», — заключает Пасечник.

По мнению эксперта, здесь есть противоречие – об ограничительных пошлинах Козак не говорил, а соглашение между правительством РФ и нефтяниками действует до 31 марта. При этом, стоит задача заморозки розничных цен на топливо до конца текущего года.

«Рынок должен уложиться в инфляционные ожидания по году, а ограничения по насыщению рынка действуют только до конца марта. Пролонгации предыдущего соглашения пока, вроде как, не следует. Так что, здесь немало неясностей, поэтому не исключено, что 31 марта правительство РФ проведет новое собрание с нефтяниками по данному вопросу», — резюмирует Пасечник.

Также не нужно забывать про то, что нефть сейчас опять пошла в гору, причем конъюнктурный тренд является нарастающим, а само дело идет к рубежу в 70 долларов за баррель, и это говорит о том, что демпфер скоро начнет работать на нефтяников.

«Все это говорит о том, что нефтяному сектору понадобится еще одна редакция данных обсуждений», — констатирует Пасечник.

Соответственно, нужно сделать вывод, что борьба за уровень цен на топливо в России будет основной темой работы правительства РФ на протяжении всего текущего года, причем данное решение кабинета министров является здесь только началом.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *