Реестр ККТ

Автор: | 03.05.2019

Какие сведения содержит в себе новый реестр ККТ?

Согласно нормативным актам (54-ФЗ и дополняющий его 290-ФЗ) все предприятия торговли обязаны приступить к использованию аппаратов, функционал которых позволяет автоматически отправлять данные обо всех реализациях товаров и услуг в налоговую сразу же после пробития чека.

Большинство производителей контрольно-кассовой техники практически сразу же после первой публикации закона 54 заявили, что:

  • Приступили к разработке новых аппаратов;
  • Доработают некоторые старые модели.

Прежде всего, в новоиспеченный реестр ККТ онлайн включено оборудование таких гигантов профильного рынка, как АТОЛ, ЭВОТОР, ШТРИХ-М и ДРИМКАСС.

Существуют три основных разновидности ККТ:

  1. Фискальный регистратор;
  2. Автономная касса;
  3. Планшетная касса.

Если ваша компания до сих пор использует одну из них, тогда обратитесь к нам, чтобы выяснить, возможна ли доработка модели до полного соответствия требованиям текущего законодательства. Если нет, тогда вам необходимо выбрать другое устройство, полный перечень который представлен в новом реестре ККТ.

Новинки в реестре ККТ онлайн

В текущем перечне разрешенных к эксплуатации касс выделяются смарт-терминалы от ЭВОТОР, которые являются представителями нового поколения устройств для торговли. Такой аппарат будет по достоинству оценен малым и средним бизнесом, потому что имеет компактный размер, позволяющий применять его даже в совсем небольших торговых точках.

Но это не самое важное достоинство ЭВОТОРА. В этом устройстве доступен не только стандартный функционал кассы, но и ряд дополнительных опций, которые позволят вам оптимизировать свои внутренние процессы и повысить, тем самым, эффективность работы компании в целом.

При помощи нового смарт-терминала вы сможете:

  • Осуществлять контроль за остатками продукции;
  • Выстраивать графики продаж на основе исторических данных;
  • Создавать и реализовывать программы лояльности для постоянных покупателей (бонусные баллы, скидочная политика).

Еще одно достоинство ЭВОТОР, которое поможет вам вывести автоматизацию бизнеса на новый уровень, — это наличие уникальной базы данных в облаке. Она содержит описание более, чем 1,5 миллиона товаров с названиями и фотографиями. При устойчивом интернет-соединении вы сможете оперативно загружать их оттуда и не тратить время на заведение номенклатурных позиций вручную.

Это может быть полезно!

  • Проверьте, легальна ли эксплуатация вашей кассы в специальном сервисе на сайте ФНС;
  • Посмотрите полный перечень ККТ под новый реестр.

Что представляет собой реестр ККТ

Под реестром контрольно-кассовой техники законодатель понимает совокупность сведений о каждом выпущенном экземпляре модели ККТ (статья 1.1 Закона № 54-ФЗ). На территории России могут применяться только те кассовые аппараты, которые включены в рассматриваемый реестр. Включаются они туда Федеральной налоговой службой на основании разрешения от аккредитованной ФНС экспертной организации и заявления от самого производителя.

Скачать актуальный реестр кассовой техники, опубликованный на сайте Налоговой службы РФ, любое заинтересованное лицо может на ЭТОЙ СТРАНИЦЕ.

В документе по каждой модели ККТ из числа разрешенных к применению в России, отражены следующие сведения:

  • ИНН производителя;
  • название модели онлайн-кассы, номер версии;
  • поддерживаемые онлайн-кассой ФФД;
  • наличие или отсутствие технической возможности применения ККТ в составе вендинг-машин и иных автоматических устройств для фискализации платежей;
  • о специфике применения ККТ в качестве инструмента фискализации онлайн-платежей;
  • о приспособленности онлайн-кассы к применению автоматизированного устройства для формирования бланков строгой отчетности;
  • о совместимых с онлайн-кассой фискальных накопителях;
  • номер экспертного заключения о техническом соответствии кассы установленным законом требованиям;
  • название экспертной организации, выдавшей такое заключение, ее ИНН;
  • дата включения онлайн-кассы в реестр;
  • реквизиты нормативного акта ФНС, на основании которого онлайн-касса включена в реестр;
  • сведения об исключении онлайн-кассы из реестра — при их наличии (пока что в реестре нет таких сведения — не было случаев исключения устройств из него).

Отвечают за ведение реестра сами налоговики — и их деятельность в данном направлении регулируется пока что двумя следующими нормативными актами:

  • самим Законом № 54-ФЗ, прежде всего, статьями 3 и 3.1 ();
  • Административным регламентом по приказу Минфина России от 22.07.2013 № 69н ().

Ознакомимся с некоторыми ключевыми положениями указанных источников норм подробнее.

Что сказано о реестре ККТ в Законе 54-ФЗ и Административном регламенте ФНС

Закон № 54-ФЗ устанавливает общий порядок подачи заявления от производителя ККТ на включение выпускаемого устройства (или нескольких устройств) в реестр.

В частности, законом определен перечень передаваемых в ФНС сведений от производителя онлайн-кассы, дополняющих их документов — например, тех, что требуется предоставить в соответствии с законодательством о противодействии коррупции. Закон устанавливает общие сроки регистрации ККТ в реестре (30 дней), определяет порядок действий производителя, который выпустил онлайн-кассу, включенную в реестр ККТ.

Не менее интересный правовой акт — Административный регламент, устанавливающий порядок действий ФНС в рамках выполнения обязанностей по ведению реестра ККТ.

Административный регламент определяет, в частности:

1. Крайний срок завершения процедуры включения ККТ в реестр (либо отказа в осуществлении такого включения) — 120 дней с момента обращения производителя в ФНС.

2. Формы документов для взаимодействия производителя онлайн-кассы и ФНС по вопросам регистрации ККТ в реестре (утверждены в приложениях к Административному регламенту).

3. Детальный перечень документов, направляемых в ФНС при обращении туда по вопросу внесения ККТ в реестр.

4. Порядок предоставления непосредственно образца ККТ для тестирования в ФНС и документов, которые его должны сопровождать — паспорта, руководств, прочей технической документации.

Отметим, что ФНС в регламенте рекомендует распечатывать указанные документы в типографии, а не на обычном офисном принтере (но можно и на нем — и в этом случае каждый сопровождающий онлайн-кассы документ должен быть заверен руководителем фирмы-производителя ККТ).

По регламенту устройство требуется сопроводить образцом кассового чека, распечатанным на чековом принтере ККТ. Примечательно, что обязательно нужно приложить цветные фотографии онлайн-кассы (в регламенте детализированы требования к ними). Требуется также предоставить в ФНС программное обеспечение для онлайн-кассы — на диске или на флэшке.

5. Различные требования к документам (типу бумаги, составу реквизитов), которые направляются в ФНС.

Правомерно, однако, говорить о том, что указанный Административный регламент ФНС будет применять — до установления нового (который пока что даже не анонсирован широкой публике) в части, не противоречащей законодательству. Данный регламент в принципе не предназначен для прочтения, собственно, налогоплательщиком — он для внутреннего пользования в рамках налогового ведомства. Но чтобы понять общие принципы работы специалистов ФНС с онлайн-кассами в части ведения их реестра пользователям, безусловно, имеет смысл обратить внимание на положения регламента.

И у производителя онлайн-касс нет никаких причин, чтобы перед запросом на регистрацию ККТ в реестре, не уточнить в ФНС — какие именно положения регламента актуальны. Запрос можно сделать как устный, так и письменный.

Вполне возможно, что специалисты ФНС дадут в частном порядке инструктаж, в принципе отличный от положений регламента (и, очень вероятно, упрощающий процедуру внесения ККТ в реестр). Любые инициативы по обсуждению такого взаимодействия со стороны производителей ККТ более чем уместны.

Что нужно сделать производителю для включения кассового аппарата в реестр ФНС

В соответствии с положениями рассмотренных нами выше нормативных актов, производитель онлайн-кассы должен — в целях включения выпускаемого оборудования в реестр разрешенных моделей ККТ:

1. Произвести экспертизу выпускаемой онлайн-кассы в аккредитованной ФНС экспертной организации.

Реестр таких хозяйствующих субъектов также приведен на официальном сайте Налоговой службы РФ — . Порядок включения хозяйствующего субъекта туда регулируется положениями пунктов 3, 3.1, 4 и 5 статьи 3.1 Закона № 54-ФЗ. Обязанности экспертных организаций прописаны в пункте 6 статьи 3.1 закона.

Можно отметить, что порядок организации экспертизы онлайн-касс пока что крайне поверхностно регламентирован законом. Существует законопроект регламента прохождения такой экспертизы — . Но он пока находится на стадии обсуждения и не имеет юридической силы.

Поэтому, порядок прохождения экспертизы ККТ пока что регулируется на общих принципах гражданского законодательства (поскольку речь идет о правоотношениях между двумя хозяйствующими субъектами — заказчиком в лице производителя ККТ и экспертной организацией) и, если это уместно, с учетом положений пунктов 65-68 Административного регламента, регулировавших проведение экспертизы ККТ старого поколения. Когда положения регламента уместны, а когда — нет, узнаем непосредственно в ФНС.

2. Отправить в ФНС заявление о соответствии выпускаемой модели онлайн-кассы требованиям законодательства.

В заявлении указываются сведения, перечисленные в п. 2 ст. 3 Закона № 54-ФЗ. Заявление составляется по форме, утвержденной в приложении № 1 к приказу ФНС России от 16.05.2017 № ММВ-7-20/456@ (). Отправить его можно в электронном виде — через Личный кабинет ФНС либо иные инструменты ТКС с использованием квалифицированной ЭЦП (ее может потребоваться предварительно оформить — и это будет еще одна задача производителя ККТ, предшествующая этапу подачи заявления в ФНС). В приказе № ММВ-7-20/456@ также утвержден порядок заполнения формы заявления.

К числу важнейших сведений, фиксируемых в заявлении, относятся реквизиты экспертного заключения о соответствии онлайн-кассы требованиям законодательства. Кроме того, к заявлению необходимо приложить копию данного экспертного заключения (и прочие документы, которые могут подтвердить соответствие ККТ требованиям законодательства).

Отметим, что перечень реквизитов экспертного заключения — которые необходимо указать в заявлении на регистрацию ККТ, приведен в пункте 12 статьи 3.1 Закона № 54-ФЗ.

3. Сделать в ФНС запрос о наличии или отсутствии необходимости осуществления действий, предусмотренных пунктами 27-30 Административного регламента. Эти действия как раз связаны с процедурами, касающимися предоставления в ФНС образцов онлайн-кассы и технической документации на них в требуемых форматах.

Если такие действия произвести необходимо, то производителю ничего не остается, кроме как обеспечить соответствие заявки установленным требованиям. Работы там может оказаться много — помним о необходимости подготовки документов в типографском формате. Но не исключено, что ФНС не станет настаивать на строгом соблюдении требований регламента.

4. Дождаться принятия ФНС решения о включении устройства в реестр ККТ (либо об отказе о таком включении).

Если ориентироваться на срок, прописанный в Административном регламенте, то решение может приниматься до 120 дней. Вместе с тем, в пункте 6 статьи 3.1 Закона № 54-ФЗ предусмотрен сценарий, при котором ФНС либо принимает положительное решение, либо в течение 30 дней может никак не выходить на связь с производителем онлайн-кассы, который отправил заявку на включение устройства в реестр. В этом случае дальнейшие свои действия производитель вправе планировать, подразумевая, что его устройство включено в реестр.

5. Имея на руках положительное решение (либо по истечении 30 дней без новостей из ФНС) — направить налоговикам уведомление о выпущенных экземплярах ККТ, в котором содержатся:

  • наименование модели;
  • заводские номера;
  • даты изготовления устройств.

Уведомление подается в электронной форме — через ТКС. О том, какую форму использовать, производитель на этот раз точно должен узнать в ФНС, обратившись туда.

Без отправки уведомления производителю нельзя продавать онлайн-кассу заказчикам — даже если сведения о ней уже включены в реестр.

6. В течение 30 дней после принятия положительного решения предоставить в ФНС сведения, указанные в абзацах 1-4 подпункта 1 пункта 1 статьи 7 Закона «О противодействии коррупции» от 07.08.2001 № 115-ФЗ.

В основном это сведения о директоре фирмы-производителя ККТ, главном бухгалтере, учредителях, бенефициарах.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *