Рекомендации аудиторам 2018

Автор: | 03.05.2019

Аудиторское заключение — в каком виде оформляется этот документ, выдаваемый аудитором по результатам проверки?

По итогам проведения проверки аудитор должен составить письменный документ, в котором отражаются все результаты его деятельности. Согласно ст. 6 закона «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ (далее — ФЗ об аудиторской деятельности), официальным документом, составляемым для бухгалтерии аудируемого лица, является заключение аудитора, которое содержит мнение о достоверности бухгалтерской отчетности проверяемого.

Кроме того, по результатам проверки может оформляться отчет, содержащий сведения о проведенной проверке и ее результатах. Данная форма обобщения информации об аудите упоминается в постановлении Правительства РФ «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности» от 23.09.2002 № 696, в частности, в приложении к правилу (стандарту) № 12, которым утверждается образец письма о проведении аудита. В примере указывается, что в дополнение к заключению аудитора проверяющий может представить отчет о замеченных в ходе проверки недостатках.

Требования к аудиторскому заключению и отчету аудитора

Требования, которые законодатель предъявляет к содержанию аудиторского заключения, содержатся в ч. 2 ст. 6 ФЗ об аудиторской деятельности. В частности, документ должен включать в себя следующие реквизиты:

  • название, которое прописывается по центру, — «Аудиторское заключение»;
  • информацию об адресате;
  • сведения об аудируемой организации (ИП): ИНН, ОГРН, юридический и фактический адрес и т. д.;
  • данные аудиторской организации;
  • перечень бухгалтерской или финансовой отчетности, которая подвергается аудиту, с обязательным указанием периода, за который она представлена;
  • объем аудита;
  • мнение аудитора о достоверности предоставленной документации;
  • дату составления документа.

Заключение может быть предоставлено только организации, в которой проводилась проверка, либо лицу, с которым был заключен договор на оказание услуг.

Более подробные сведения об аудиторском заключении содержатся в приказе Минфина РФ «Об утверждении федеральных стандартов аудиторской деятельности» от 20.05.2010 № 46н (далее — приказ № 46н). В приложении № 1 к данному приказу изложены примеры ситуаций, в которых составлялись аудиторские заключения.

Что касается отчета о проведении аудиторской проверки, то законодатель ни требований к нему, ни образца документа не утверждает. Учитывая этот факт, аудиторская организация может либо утвердить его форму самостоятельно, либо составить документ в произвольном виде. Единственное требование к отчету — указание на его принадлежность к проводимой проверке и наличие печати и подписи аудитора.

Аудиторское заключение — структура документа и его образец

Несмотря на то что законодатель устанавливает требования относительно содержания заключения и приводит образцы составления документа (приказ № 46н), аудиторские организации вправе разработать форму заключения самостоятельно, отразив в ней все рекомендации законодателя.

Не знаете свои права? Подпишитесь на рассылку Народный СоветникЪ.
Бесплатно, минута на прочтение, 1 раз в неделю.

Так, заключение должно составляться в письменной форме и содержать подписи не только аудитора, но и руководителя аудиторской организации. Кроме этого, к нему прикладывается вся бухгалтерская отчетность, которая подверглась проверке. Все бумаги должны быть прошиты, пронумерованы и скреплены печатью аудиторской организации.

Структура заключения следующая:

  1. Наименование документа — «Аудиторское заключение».
  2. Преамбула. Здесь фиксируются все идентификационные сведения об аудируемом лице и аудиторской организации. Также в эту часть входит перечень документов, подлежащих проверке.
  3. Ответственность сторон.
  4. Основная часть (включает в том числе мнение аудитора).
  5. Подписи и печати аудиторской организации.

Главная задача аудитора при составлении заключения — указать, соответствует ли ведение бухгалтерской отчетности аудируемого лица правилам ведения бухучета, которые утверждены приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н. При этом следует иметь в виду, что применяются те положения правил, которые действовали в момент составления бухгалтерской отчетности.

Прежде чем составлять немодифицированное аудиторское заключение, аудитор должен обсудить все ошибки, найденные им в бухгалтерской отчетности, с руководителем аудируемого лица. Если компромисса достигнуть не получится, аудитор должен изложить свои замечания в заключении.

Образец аудиторского заключения, составленный с учетом всего изложенного выше, можно скачать на нашем сайте.

Виды аудиторских заключений

В п. 14 приложения № 1 к приказу Минфина № 46н уточняется, что аудитор по результатам проверки может вынести одно из установленных заключений. Законодатель выделяет следующие варианты:

  1. Безоговорочно положительное заключение (немодифицированное). Данное заключение выдается в том случае, если представленные на проверку документы дают достоверное представление о финансовом положении предприятия и результатах его деятельности. Иными словами, если вся документации составлена в соответствии с требованиями законодательства и аудируемое лицо ведет свою деятельность, не нарушая положений нормативных актов.
  2. Модифицированное заключение. Оно составляется, если в результате проверки имели место следующие обстоятельства:
    • не влияющие на мнение аудитора, но требующие внимания аудируемого лица;
    • влияющие на мнение аудитора и приводящие к составлению заключения с оговоркой, отрицательным мнением или отказу в выражении мнения со сторон аудитора.

При этом модифицированное заключение может быть:

  • с оговоркой — в случае, когда нет данных, позволяющих выразить отрицательное мнение, но имеются сведения, которые необходимо довести до руководства аудируемого лица во избежание допущения впоследствии ошибок в ведении хозяйственной и финансовой деятельности (в заключении может содержаться фраза «за исключением обстоятельств»);
  • с отказом от выражения мнения — в том случае, когда документы, представленные на аудит (объем аудита) не позволяют сделать каких-либо объективных выводов о соответствии бухгалтерского учета требованиям законодательства;
  • с отрицательным мнением — в том случае, если оговорки недостаточно для того, чтобы указать на ошибки в ведении финансово-хозяйственной деятельности и имеют место разногласия с руководством компании, которое этих ошибок не признает.

Вне зависимости от того, какую позицию занял аудитор, заключение должно содержать его мнение. Без этого раздела документ не будет иметь юридической силы.

***

Итак, результаты проведенной аудиторской проверки должны быть оформлены заключением аудитора. При этом последний также вправе составить отчет о проверке и акт выполненных работ, которые будут являться приложениями к договору на оказание услуг. Все замечания, которые изложены в заключении аудитора, обязательны для устранения. Недостатки же, изложенные в отчете и акте, носят рекомендательный характер.

«Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2017 год» (приложение к письму Минфина России от 19.01.2018 N 07-04-09/2694)

См. Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2018 год. МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДЕПАРТАМЕНТ РЕГУЛИРОВАНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА, ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ И АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕКОМЕНДАЦИИ АУДИТОРСКИМ ОРГАНИЗАЦИЯМ, ИНДИВИДУАЛЬНЫМ АУДИТОРАМ, АУДИТОРАМ ПО ПРОВЕДЕНИЮ АУДИТА ГОДОВОЙ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ ЗА 2017 ГОД (приложение к письму от 19 января 2018 г. N 07-04-09/2694) В целях повышения качества аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, руководствуясь Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» и Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329, Департамент регулирования бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности обобщил практику применения законодательства Российской Федерации об аудиторской деятельности и бухгалтерском учете и рекомендует аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам и аудиторам при проведении аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2017 г. (далее — бухгалтерская отчетность) обратить внимание на следующее. <1> ——————————— <1> Настоящий документ подготовлен по результатам обобщения практики применения законодательства Российской Федерации об аудиторской деятельности и бухгалтерском учете (в том числе практики осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций Федеральным казначейством), не является нормативным правовым актом и имеет исключительно информационный характер.

  • I. Осуществление аудиторских процедур
    • Применимые стандарты аудиторской деятельности
    • Аудиторские процедуры в отношении применимости допущения непрерывности деятельности аудируемого лица
    • Рассмотрение соблюдения аудируемым лицом Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»
    • Рассмотрение соблюдения аудируемым лицом Федерального закона «О противодействии коррупции»
    • Рассмотрение соблюдения аудируемым лицом законодательства Российской Федерации, регулирующего вопросы противодействия подкупу иностранных должностных лиц
    • Составление аудиторского заключения
    • Ключевые вопросы аудита в аудиторском заключении
    • Выражение модифицированного мнения об отчетности, в том числе в связи с ненадлежащим раскрытием информации
    • Особенности аудита бухгалтерской отчетности кредитной организации
    • Особенности аудита бухгалтерской отчетности страховых организаций
    • Особенности аудита бухгалтерской отчетности иных некредитных финансовых организаций
    • Независимость аудиторской организации
    • Предотвращение конфликта интересов
    • Оказание прочих связанных с аудиторской деятельностью услуг
    • Соблюдение режима аудиторской тайны
    • Определение лиц, отвечающих за корпоративное управление, в ходе оказания аудиторских услуг
  • II. Отдельные вопросы составления бухгалтерской отчетности
    • Учетная политика организации в 2017 г.
    • Право на применение федеральных стандартов бухгалтерского учета с учетом требований МСФО
    • Ретроспективное отражение последствий изменения учетной политики
    • Инвентаризация перед составлением годовой бухгалтерской отчетности
    • Признание расходов по займам
    • Сравнительные данные по нематериальным активам при изменении сроков полезного использования их
    • Сравнительные данные по нематериальным активам при изменении способа определения амортизации их
    • Использование кросс-курса в бухгалтерском учете
    • Существенность информации, раскрываемой в бухгалтерской отчетности
    • Раскрытие процентов за пользование денежными средствами в отчете о движении денежных средств
    • Отражение в бухгалтерском учете показателей, связанных с пенсионными программами
    • Возникновение обязанности составлять консолидированную финансовую отчетность
    • Составление консолидированной финансовой отчетности
  • III. Отдельные вопросы составления бухгалтерской отчетности кредитными организациями
    • Составление бухгалтерской отчетности кредитных организаций
    • Прекращение признания производного финансового инструмента
    • Оценка справедливой стоимости внеоборотных активов
    • Полнота отражения обязательств по выплате вознаграждений
  • IV. Отдельные вопросы составления бухгалтерской отчетности некредитными финансовыми организациями
    • Стандарты для составления бухгалтерской отчетности некредитными финансовыми организациями
    • Формы бухгалтерской отчетности некредитных финансовых организаций
    • Досрочное применение МСФО (IFRS) 9 «Финансовые инструменты»
    • Сравнительная информация в связи с переходом НФО на отраслевые стандарты бухгалтерского учета
    • Оценка адекватности обязательств по договорам пенсионного страхования и обеспечения
    • Определение стоимости чистых активов инвестиционных фондов

Открыть полный текст документа

Как проверять бухгалтерскую отчётность за 2018 год

Как проверять бухгалтерскую отчётность за 2018 год, разъяснили на сайте Минфина России в рекомендациях аудиторам и аудиторским компаниям. Бухгалтерам эта информация также пригодится при подготовке годовой отчётности своей организации.

На официальном сайте Минфина размещены Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчётности организаций за 2018 год. Документ подготовлен Департаментом регулирования бухгалтерского учёта, финансовой отчётности и аудиторской деятельности (приложение к письму от 21 января 2019 г. № 07-04-09/2654). Цель: повысить качество аудита бухгалтерской (финансовой) отчётности.

Рекомендации обобщают практику применения законодательства РФ об аудиторской деятельности и бухгалтерском учёте. Документ не является нормативным правовым актом и носит информационный характер.

В данных Рекомендациях:

— перечислены процедуры, обеспечивающие непрерывность деятельности аудируемого лица;
— разъяснены критерии оценки соблюдения аудируемым лицом федеральных законов о противодействии коррупции, легализации (отмыванию) доходов, а также подкупу иностранных должностных лиц;
— указаны особенности составления аудиторского заключения;
— рассмотрены отдельные вопросы составления отчётности кредитными и некредитными финансовыми организациями;
— разъяснены изменения, внесенные в соответствующие нормативные акты в 2018 году и многие другие моменты.

С полным списком Рекомендаций аудиторам можно ознакомиться на нашем сайте.

Смотреть | (документ Word)

Аудиторско-консалтинговая группа «АМЛ Групп» ежегодно при проведении аудита годовой бухгалтерской отчётности в организациях соблюдает Рекомендации Министерства финансов РФ.

В соответствии с Законом «Об аудиторской деятельности» ООО «АМЛ Аудит» является действующим членом саморегулируемой организации аудиторов Ассоциация «Содружество».

Заказать бухгалтерский, юридический, налоговый аудит или просто получить консультацию специалистов, вы можете, связавшись с нами через форму заявки на сайте, по телефону, социальные сети и при личной встрече в офисе компании. См. Контакты

Анкета для расчёта стоимости услуги

Минфин выпустил новые рекомендации – по проведению аудита за 2018 год

© с использованием anekdotov.net

Ряд разделов рекомендаций существенно отличается от прошлогодних, изменилась также структура рекомендаций в целом.

Минфин составил очередные рекомендации по проведению аудита – в этот раз, применительно к отчетности за 2018 год.

В части применимых стандартов аудита новые рекомендации почти не отличаются от прошлогодних. Одно из небольших отличий – среди не введенных в РФ пересмотренных МСА, которыми в определенных случаях надо руководствоваться, появился ISA 250 (пересмотренный) «Рассмотрение законов и нормативных актов в ходе аудита финансовой отчетности» (в дополнение к тому списку, который уже был).

Убран абзац о том, что при проведении аудита консолидированной отчетности целесообразно руководствоваться также рекомендациями САД от 26 марта 2013 года, а также исчезла оговорка о неприменимости ФСАД.

В остальном текст рекомендаций существенно изменен. Введены новые разделы – указано, на какие аспекты каких МСА надо обратить особое внимание, рассмотрен вопрос внутреннего контроля качества (впрочем, сам по себе раздел был и в позапрошлогодних рекомендациях, но его содержимое изменилось до неузнаваемости).

В разделе о рассмотрении рисков «отмывания» к необходимости делать это теперь «прикручен» только МСА 315 (пересмотренный) и под другим соусом (в прошлых методичках в этой связи упоминался также МСА 250). Минфин также посоветовал использовать инструкции по оценке рисков, направленные ноябрьским письмом Росфинмониторинга № 56, а также результаты национальной оценки рисков, разработанные в конце прошлого года САД.

Отдельно выведены инструкции по уведомлению РФМ о подозрительных операциях клиентов – это аудиторы должны делать начиная с мая 2018 года. Напомним, соответствующие поправки в антиотмывочный закон 115-ФЗ были внесены законом от 23.04.2018 N 112-ФЗ, а разъяснения о новой обязанности Минфин давал еще в апреле.

Подкорректирована также концовка «антикоррупционного» раздела рекомендаций.

Совершенно не изменился раздел о составлении АЗ, но при этом исчез раздел «Ключевые вопросы аудита в аудиторском заключении».

В «отдельных вопросах» составления бухотчетности внимание в этом году уделено:

  • определению состава показателей отчетности
  • процентам по займам на реконструкцию, модернизацию ОС
  • отражению величины обесценения НМА
  • признанию дебиторки сомнительной
  • увеличению оценочного обязательства при росте его приведенной стоимости
  • признанию выручки от оказания услуг
  • выручке в случае получения компенсации из бюджета в связи с государственным регулированием тарифов
  • пересчету в рубли стоимости активов и обязательств, используемых для ведения деятельности за пределами РФ
  • раскрытию данных о доходах и расходах некоммерческой организации
  • досрочному применению правил ФСБУ (первый из них – по аренде – для частного сектора, напомним, уже принят https://www.audit-it.ru/news/account/974632.html )
  • раскрытию информации о применении ФСБУ с учетом МСФО
  • формированию учетной политики дочерними обществами
  • составлению консолидированной финансовой отчетности.

Также традиционно присуствуют разделы об «отдельных вопросах» по кредитным организациям и по НФО (рекомендации содержатся в приложении к письму Минфина от 21 января 2019 г. N 07-04-09/2654).

На сайте Минфина России размещены Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2017 год, подготовленные Департаментом регулирования бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности (приложение к письму от 19 января 2018 г. № 07-04-09/2694) в целях повышения качества аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности по результатам обобщения практики применения законодательства Российской Федерации об аудиторской деятельности и бухгалтерском учете.

В Рекомендациях Департамент обращает внимание аудиторов на ряд положений и требований, выполнение которых обязательно при осуществлении аудиторских процедур:

  • применимые стандарты аудиторской деятельности;
  • аудиторские процедуры в отношении применимости допущения непрерывности деятельности аудируемого лица;
  • рассмотрение соблюдения аудируемым лицом Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;
  • рассмотрение соблюдения аудируемым лицом Федерального закона «О противодействии коррупции»;
  • рассмотрение соблюдения аудируемым лицом законодательства Российской Федерации, регулирующего вопросы противодействия подкупу иностранных должностных лиц;
  • составление аудиторского заключения;
  • ключевые вопросы аудита в аудиторском заключении;
  • выражение модифицированного мнения об отчетности, в том числе в связи с ненадлежащим раскрытием информации;
  • особенности аудита бухгалтерской отчетности кредитной организации;
  • особенности аудита бухгалтерской отчетности страховых организаций;
  • особенности аудита бухгалтерской отчетности иных некредитных финансовых организаций;
  • независимость аудиторской организации;
  • предотвращение конфликта интересов;
  • оказание прочих связанных с аудиторской деятельностью услуг;
  • соблюдение режима аудиторской тайны;
  • определение лиц, отвечающих за корпоративное управление, в ходе оказания аудиторских услуг.

Материалы для разделов Рекомендаций, посвященных особенностям аудита бухгалтерской отчетности кредитных, страховых, некредитных финансовых организаций, предоставлены Банком России.
В Рекомендациях представлен раздел, посвященный отдельным вопросам составления бухгалтерской отчетности, в том числе учетной политике организации в 2017 г., праву на применение федеральных стандартов
бухгалтерского учета с учетом требований МСФО, вопросам существенности информации, раскрываемой в бухгалтерской отчетности, составлению консолидированной финансовой отчетности.
В Рекомендации также включены разделы, подготовленные на основании представленных Банком России материалов по отдельным вопросам составления бухгалтерской отчетности кредитными и некредитными финансовыми организациями.

Источник: официальный сайт Минфина России https://www.minfin.ru

Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2017 год

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *