Результаты проверки финансово хозяйственной деятельности

Автор: | 04.05.2019

Федеральное агентство по образованию

Государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования-

Всероссийского заочного финансово-экономического института

Ревизия финансово-хозяйственной деятельности организации

Введение

1. Программа ревизии

2. Применение методов документального контроля в ходе ревизии

3. Применение методов фактического контроля в ходе ревизии

Заключение

Литература

Введение

Одним из наиболее важных участков учета и контроля на предприятии является ревизия финансово-хозяйственной деятельности.

Ревизия охватывает все направления финансово — хозяйственной деятельности организации. Основными вопросами, решаемыми в ходе ревизии, являются вопросы соблюдения финансовой дисциплины, правильности ведения бухгалтерского учета и составления отчетности, обеспечения сохранности денежных средств и материальных ценностей, вопросы, которые являются непременными условиями и факторами выполнения требований законодательства при совершении организацией хозяйственных и финансовых операций.

В ходе ревизии документально и фактически устанавливается обоснованность операций с денежными средствами и ценными бумагами, кредитных и расчетных операций, расчетов сметных назначений, исполнения смет доходов и расходов, полнота и своевременность расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами.

Важными разделами исследования в ходе ревизии являются соблюдение законодательства и правил бухгалтерского учета при осуществлении операций с основными средствами и нематериальными активами, инвестиций, затрат на текущую деятельность, расчетов по оплате труда и других расчетов с физическими лицами; формирование финансовых результатов и их распределение.

Цель работы состоит в изучении ревизии финансово-хозяйственной деятельности организации.

1. Программа ревизии

Ревизия финансово-хозяйственной деятельности организации осуществляется по итогам её работы за год, а также во всякое время по инициативе ревизионной комиссии (ревизора) общества, решению общего собрания акционеров, совета директоров (наблюдательного совета) общества или по требованию акционеров общества.

Конкретные вопросы ревизии определяются программой или перечнем основных вопросов ревизии, т.е. программой ревизии.

Программа ревизии включает в себя ее тему, период, который должна охватить ревизия, перечень основных объектов и вопросов, подлежащих ревизии, и утверждается руководителем контрольно-ревизионного органа.

Программа ревизии может содержать следующие разделы:

1) Цель ревизии — в этом разделе формулируются главные задачи ревизии, (например анализ финансового состояния АО), влияние дебиторской и кредиторской задолженности на финансово-хозяйственную деятельность предприятия и расчеты с бюджетом; проверка эффективности использования внеоборотных активов, перечисляются объекты ревизии. Часто в данном разделе приводится перечень структурных подразделений организации.

2) Вопросы, подлежащие проверке — здесь перечисляются направления финансово-хозяйственной деятельности организации (например проверка основных средств, капитальных вложений, ценных бумаг).

3) Средства и условия, необходимые для проведения ревизии — в этом разделе содержится перечень оргтехники, средств связи, доставки, условия проживания, время работы и т.д.

4) Сроки и место исполнения — в этом разделе указываются время начала и окончания ревизии, промежуточные контрольные сроки, место расположения объектов ревизии.

5) Состав участников ревизии — в этом разделе дается перечень лиц, допущенных к проведению ревизии. Отдельно может быть составлен перечень лиц, имеющих допуск к конфиденциальной информации.

Состав участников ревизии оформляется постановлением государственного органа или приказом по организации, которым устанавливается также срок ревизии.

6) Формы документально оформления ревизии — в этом разделе приводятся образцы описей, актов, ведомостей, форма итогового акта ревизии.

Полная, правильно составленная программа ревизии концентрирует внимание ревизирующего на основных вопросах ревизии, раскрывает их содержание, т.е. помогает ревизирующему детально проверить каждый вопрос. Недостаточно продуманная программа может привести к бессистемной проверке документов, результаты которой часто сводятся к случайному обнаружению нарушений в деятельности организации, при больших затратах времени ревизия может не дать должных результатов

При согласовании программы проведения ревизии уточняются вопросы, относящиеся к компетенции контрольно-ревизионного органа, круг должностных и материально-ответственных лиц ревизируемой организации, присутствие которых необходимо при проведении ревизии, а также специалистов других ведомств и организаций, привлечение которых необходимо для проведения проверок и экспертиз, дачи заключений по вопросам, не входящим в компетенцию контрольно-ревизионных органов.

Руководитель ревизионной группы до начала ревизии знакомит участников ревизии с содержанием программы и распределяет её между исполнителями.

Программа ревизии в ходе ее проведения с учетом изучения необходимых документов, отчетных и статистических данных, других материалов, характеризующих ревизуемую организацию, может быть изменена и дополнена в ходе ревизии.

2. Применение методов документального контроля в ходе ревизии

К методам документального контроля относятся:

1) Технико-экономические расчеты производятся в целях установления правильности составленных смет общехозяйственных (накладных) расходов, капитального и текущего ремонта основных средств, списания строительных материалов на объем произведенной продукции, исчисления себестоимости выполненных строительно-монтажных работ, готовой продукции и оказанных услуг и т.д.

2) Нормативная проверка заключается в сопоставлении фактических данных с установленными сметными нормативами и нормами, что позволяет определить их соблюдение. Отклонения подлежать тщательному изучению, выявляются причины их возникновения и работники, виновные в них. Разрабатываются необходимые меры по ликвидации отклонений отрицательного характера (с возмещением материального ущерба за счет виновных) и закреплению положительных результатов.

3) Документальная проверка содержания операций и процессов ведущий прием документального контроля. Она проводится с целью установления законности, целесообразности и достоверности совершенных хозяйственных операций и процессов. На основе этой проверки разрабатываются конкретные мероприятия по ликвидации нарушений и привлечению к ответственности виновных, включая возмещение нанесенного материального ущерба, а также по мобилизации внутренних резервов повышения эффективности деятельности организации.

Документальная проверка производится сплошным или выборочным способом:

А) при сплошном способе за ревизуемый период изучается содержание всех совершенных операций, отраженных в первичных документах и отчетах, и правильность их отражения на счетах бухгалтерского учета. Этот способ весьма трудоемок и применяется на тех участках деятельности организации, где вскрыты злоупотребления и необходимо установить полную сумму нанесенного материального ущерба, а также на некоторых участках деятельности, связанных с движением денежных средств и других активов и пассивов в соответствии с заданием, указанным в программе ревизии.

Б) при выборочном способе проверяется содержание части операций, отраженных в первичных документах и отчетах ревизуемого периода, по смотрению ревизора. Если будут установлены злоупотребления, то на этом участке следует перейти на сплошной метод проверки, обеспечивающий выявление полного размера нанесенного ущерба.

Исследование операций в систематизированном порядке является рациональным и экономичным. При нем ревизуются однородные операции за определенный период. Это дает возможность ревизору глубоко изучить взаимосвязь проверяемых операций. Так проверяются кассовые операции, операции по счетам в банках, расчеты с подотчетными лицами, движение основных средств и товарно-материальных ценностей, издержки производства и обращения.

При документальной проверке ревизор устанавливает законность, целесообразность и достоверность операций, отраженных в документах:

ь Операция считается законной, если ее содержание не противоречит действующему законодательству и нормативным документам;

ь Целесообразность операции определяется ее направленностью на выполнение задач, стоящих перед организацией. Например, приобретены материалы, имеющиеся в наличии сверх нормы запаса. Операция законна, но не целесообразна. При выявлении незаконных и нецелесообразных операций ревизор должен изучить их характер, установить, кто и по чьему распоряжению осуществил эти операции, определить их последствия;

ь Достоверность хозяйственной операции устанавливается при формальной арифметической проверке документов.

При формальной проверке определяются полнота и правильность заполнения реквизитов, характеризующих операцию, а также выявляются неоговоренные исправления, подчистки, дописки текста и цифр, подлинность подписей работников.

Арифметическая проверка позволяет установить правильность подсчетов в документах и выявить злоупотребления и хищения, скрытые за неправильными арифметическими действиями (например, неправильно указанные итоги в кассовых отчетах, в платежных ведомостях на выплату зарплаты и т.д.).

4) Встречная проверка данных заключается в том, что достоверность и правильность отраженных в документах хозяйственных операций проверяются путем сопоставления данных разных документов, относящихся к одним и тем же различным, но взаимосвязанным хозяйственным операциям. Она может производиться по документам, находящимся в делах других организаций, с которыми организация вступала в хозяйственную связь. Этот прием применяется, например, при установлении полноты и своевременности оприходования полученных в банке наличных денег в кассу путем сопоставления данных приходных кассовых ордеров с соответствующими данными выписок со счетов в банке.

5) Хронологическая проверка движения материальных ценностей и денежных средств применяется ревизором в случаях, когда имеются данные о хищениях материальных ценностей и денежных средств, а проведенные инвентаризации не установили расхождений (недостач или излишков). Например, при сопоставлении данных об остатке и оприходовании готовой продукции с ежедневными данными о выработке продукции по технологическим процессам производства и ее отпуске устанавливают превышение в отдельные дни отпуска продукции против ее изготовления, оприходование продукции при невыполнении производственных операций в необходимом количестве, оприходование готовой продукции до полного ее изготовления (в периодической отчетности эти показатели будут взаимосвязаны).

6) Проверка правильности хозяйственной операции по данным о выполнении других операций, связанных с ней, состоит в выявлении и сопоставлении соответствующих данных по документам из разных источников. Например, данные о поступлении материалов сопоставляются с данными, имеющимися в документах по их перевозке, списание спецодежды, постельных принадлежностей, инструмента сопоставляются с данными накладной об оприходовании при этом ветоши, лома.

7) Проверка полноты отражения хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета осуществляется в тех случаях, когда возникают сомнения в правильности отражения в документах объема выполненных и оплаченных работ. Например, разнорабочему за проверяемый месяц по надлежаще оформленным документам начислена заработная плата 10200руб. При проверке оказалось, что для выполнения работ на такую сумму оплаты следовало отработать 320 часов, а не 176 часов, указанных в табеле, т.е. ревизор установил необоснованное начисление заработной платы.

8) Проверка правильности отражения хозяйственных операций по данным документов бухгалтерского учета содействует вскрытию хищений по правильно оформленным, но не правильно отраженным в бухгалтерском учете документам.

9) Проверку полноты оприходования готовой продукции и достоверности списания сырья и материалов на ее производство можно выполнить посредством составления альтернативного баланса. Для уверенности в полноте оприходования готовой продукции (выполненных работ, оказанных услуг) ревизор может составить баланс израсходованного сырья и материалов по нормам, предусмотренным технологическими картами на единицу продукции, и фактического выхода продукции (выполнения работ, оказания услуг).

Для этого составляют ведомость расхода сырья и материалов по нормам на выполненный объем работ и сравнивают с фактическим расходом. Если будут выявлены значительные отклонения, то это может быть обусловлено двумя причинами:

1. Материалы списаны, а продукция не производилась, объем работ не выполнялся;

2. Допущена приписка в изготовлении продукции (объеме работ) с целью начисления завышенной оплаты труда.

3. Применение методов фактического контроля в ходе ревизии

К методам фактического контроля относятся:

1) Инвентаризация — проверка наличия и состояния материальных ценностей, финансовых ресурсов и расчетно-кредитных отношений. В процессе инвентаризации выявленные фактические остатки материальных ценностей отражаются в инвентаризационных описях, на основе которых составляются сличительные ведомости.

В процессе ревизии должна быть проведена, как правило, полная инвентаризация денежных средств, товаров, сырья, материалов, инвентаря и других ценностей, находящихся под отчетом у всех материально-ответственных лиц. При этом ревизирующие должны строго руководствоваться приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13 июня 1995 года №49 «Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств».

Работа по инвентаризации ценностей является наиболее ответственной и трудоемкой частью ревизии и должна постоянно находиться под контролем ревизующих. Результаты инвентаризации должны быть отражены в справке, прилагаемой к акту ревизии.

Инвентаризации подлежат также расчеты с дебиторами и кредиторами: товары, находящиеся на ответственном хранении у покупателей; товары, принятые на ответственное хранение от поставщиков; выданные организации исполнительные листы; бланки строгой отчетности.

2) Контрольный обмер производится с участием соответствующих специалистов и как прием ревизии представляет собой разновидность инвентаризации. С его помощью проверяются правильность и достоверность отчетных данных о выполненных объемах и стоимости строительных, монтажных и ремонтных работ, оплаченных или предъявленных к оплате. Контрольные замеры работ могут осуществляться выборочно или сплошным методом. Результаты контроля оформляются актами контрольных замеров, справками с обязательной подписью членов комиссии и лица, ответственного за выполнение работ.

3) Обследование на месте проводится при проверке готовности объектов, вышедших из ремонта, и объектов собственных капитальных вложений; установлении степени изношенности основных средств, временных нетитульных сооружений и приспособлений при проверке порядка хранения, приемки и отпуска материальных ценностей; организации производства и труда.

4) Контрольный запуск сырья и материалов в производство проводят при необходимости проверить правильность применяемых в ревизируемом периоде производственных норм расхода строительных материалов, расхода сырья и материалов на изготовление продукции основными и вспомогательными цехами.

5) Проверка качества сырья и материалов проводится для установления причин низкого качества выполненных строительных работ, качества готовой продукции, услуг и происхождения брака. Такая проверка осуществляется путем лабораторного анализа, технических испытаний и другими методами.

6) Экспертная оценка применяется при проверке качества выполненных строительных и монтажных работ, проектно-сметной и другой технической документации; готовой продукции основного и вспомогательного производств.

Выявленные перечисленными приемами документального и фактического контроля нарушения и злоупотребления ревизор систематизирует по участкам, видам операций и другим признакам, регистрируя их в рабочих документах, ссылаясь при этом на соответствующие документы, записи в учетных регистрах и другие источники. Некоторые данные используются ревизором при составлении основного акта ревизии.

Заключение

Одним из наиболее важных участков учета и контроля на предприятии является ревизия финансово-хозяйственной деятельности.

Обычно ревизия финансово-хозяйственной деятельности предприятия за год (осуществляемая ревизионной комиссией) имеет основной целью либо подтверждение достоверности данных, содержащихся в годовом отчете общему собранию участников предприятия, бухгалтерском балансе, отчете о прибылях и убытках, либо выявление нарушений порядка ведения бухгалтерского учета и представления финансовой отчетности, а также правовых актов Российской Федерации.

Ревизии исследуют финансово-хозяйственную деятельность предприятий и предпринимателей с целью выявления отрицательных явлений, их ликвидации и избежания в будущем. Ревизии активно влияют на выявление причин бесхозяйственности, нарушений законодательства и нормативных актов, оказывают содействие возмещению причиненных конкретными лицами убытков. Это определяет актуальность темы.

Задачи ревизии — установить законность, достоверность, экономическую целесообразность совершенных финансово-хозяйственных операций. ревизия контроль инвентаризация экспертная оценка

Для ревизии важно выявить и установить: контроль за соблюдением государственной дисциплины; правильность использования государственных средств; сохранность денежных средств и материальных ценностей; правильность ведения бухгалтерского учета; выявить факты бесхозяйственности, расточительства, хищений; установить виновных для возмещения вреда государству.

Литература

1. Бровкин Н.Д. Контроль и ревизия: Учеб. пособие / Под ред.проф. М.В.Мельник. — М.: ИНФРА-М, 2010. — 364с. — (Высшее образование).

2. Практика контроля и ревизии: учебное пособие / Н.Л.Маренков, Т.Н. Веселова. — М.: КНОРУС, 2008.

3. Контроль и ревизия. Методические указания по выполнению контрольной работы для студентов V курска первого и второго высшего образования специальности 060500 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит». — М.: Вузовский учебник, 2003. — 12с.

Размещено на Allbest.ru

Документальная ревизия как форма последующего финансового контроля

Контроль является важнейшим звеном в системе управления хозяйственной деятельностью предприятия, существенным средством достижения целей управления экономической деятельностью. Однако предварительный и текущий контроль всегда ограничены в своем объеме, так как применяются лишь по отношению к отдельным хозяйственным операциям. Охват проверкой всех сторон хозяйственной деятельности и всех учетных операций возможен только при использовании последующего финансового контроля, к которому относится документальная ревизия.

Ревизия (от лат. revisio – пересмотр) – одна из форм применения специальных бухгалтерских знаний, которая не только позволяет эффективно осуществлять финансовый контроль в различных сферах экономической деятельности, но и является важным средством предупреждения и выявления экономических преступлений.

Документальная ревизия – это система контрольных мероприятий по осуществлению документальной и фактической проверки производственной и финансово-хозяйственной деятельности организации за определенный период с целью установления законности, достоверности и экономической целесообразности проведенных хозяйственных операций. Цель ревизии состоит в изучении специальными методами документального и фактического контроля экономической эффективности финансово-хозяйственной деятельности, законности, достоверности и целесообразности хозяйственных и финансовых операций.

Основной задачей ревизии является проверка финансово-хозяйственной деятельности организации по следующим направлениям:

  • – соответствие осуществляемой деятельности организации учредительным документам;
  • – обоснованность расчетов сметных назначений и исполнение смет;
  • – использование бюджетных средств по целевому назначению;
  • – обеспечение сохранности денежных средств и материальных ценностей;
  • – обоснованность образования и расходования государственных внебюджетных средств;
  • – соблюдение финансовой дисциплины и правильность ведения бухгалтерского учета и составления отчетности;
  • – обоснованность операций с денежными средствами и ценными бумагами, расчетных и кредитных операций;
  • – полнота и своевременность расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами;
  • – операции с основными средствами, нематериальными активами и операции, связанные с инвестициями;
  • – расчеты по оплате труда и прочие расчеты с физическими лицами;
  • – обоснованность произведенных затрат, связанных с текущей деятельностью, и затрат капитального характера;
  • – формирование финансовых результатов и их распределение.

Органы, уполномоченные проводить документальную ревизию, весьма многочисленны. Большинство контролирующих органов (государственные органы федерального и регионального значения, негосударственные контролирующие организации, контролирующие органы в сфере управления и др.) используют ревизионные методы и приемы проверки. Однако в настоящее время наиболее часто ревизии проводят:

  • а) контрольно-ревизионные отделы (территориальные управления) Росфиннадзора;
  • б) контрольно-ревизионное управление (отдел) налоговой службы;
  • в) органы внутриведомственного финансового контроля (ревизионные комиссии);
  • г) управление (отдел) документальных проверок и ревизий органов внутренних дел, а также специалисты, ревизоры подразделений ОВД по экономическим преступлениям.

Организация проведения ревизий и проверок Росфиннадзора регламентируется ведомственными подзаконными нормативными актами.

Для проведения ревизии выделяется конкретное лицо – ревизор (или группа ревизоров). Ревизор должен быть высококвалифицированным специалистом, имеющим, как правило, высшее экономическое образование и практический стаж учетной работы. Он должен знать нормативные правовые акты трудового, хозяйственного и налогового законодательства, а также методические материалы по организации бухгалтерского учета и составлению отчетности, формы и методы бухгалтерского учета и анализа хозяйственной деятельности, порядок проведения документальных ревизий и проверок, порядок организации документооборота, документального оформления и отражения в бухгалтерском учете хозяйственных средств и их движения, план и корреспонденцию счетов, основы экономики, организации производства, труда и управления.

Проведение ревизии не должно быть поручено ревизору, находящемуся в родственных, служебных, личных неприязненных отношениях с подозреваемыми и обвиняемыми лицами, а также не являющемуся достаточно компетентным для производства ревизии.

Ревизионный контроль имеет большое значение в борьбе с преступлениями в сфере экономики, и соответственно, лица, его проводящие, обладают определенной компетенцией, включающей совокупность функциональных обязанностей и прав.

Ревизор обязан: а) разработать конкретную программу на каждую ревизию с указанием основных вопросов и сроков их выполнения; б) проводить документальные ревизии в строгом соответствии с действующим законодательством, инструкциями, положениями, относящимися к финансовой деятельности и бухгалтерскому учету; в) по прибытии в ревизуемую организацию предъявить полномочия (приказ или распоряжение руководителя) на проведение ревизии; г) добиваться, чтобы все нарушения по мере их обнаружения были устранены.

При сокрытии в процессе ревизии фактов хищения имущества и денежных средств путем внесения в акт ревизии ложных сведений или исправлений, искажающих содержание документов, ревизор может нести уголовную ответственность (например, ст. 292 УК РФ – служебный подлог и др.).

Ревизор имеет право: а) проверять в ревизуемых организациях денежные, бухгалтерские и другие документы, относящиеся к проверке, фактическое наличие и правильность использования денежных средств, ценных бумаг и материальных ценностей; б) запрашивать у органов исполнительной власти данные, необходимые для осуществления своих функций; в) получать от должностных, материально ответственных и других лиц ревизуемых организаций объяснения (в том числе письменные) по вопросам, возникающим в ходе ревизии; г) требовать от руководителей ревизуемых организаций обязательного проведения инвентаризации имущества и денежных обязательств при выявлении фактов хищений и злоупотреблений, порчи имущества, а при обнаружении подлогов, подделок и других злоупотреблений ставить вопрос перед правоохранительными органами об изъятии документов, подтверждающих эти факты;

  • д) принимать в процессе ревизий и проверок совместно с руководителями ревизуемых организаций меры по устранению выявленных нарушений финансовой деятельности;
  • е) в случаях выявления нарушения законодательства, фактов хищения денежных средств и материальных ценностей, а также злоупотреблений ставить вопрос об отстранении от работ должностных лиц, виновных в этих нарушениях, передавать материалы ревизий и проверок в правоохранительные органы и др.

Несмотря на огромную роль ревизионного контроля в борьбе с экономическими преступлениями, следует отметить ряд недостатков ревизии, к числу которых относятся следующие:

  • – в условиях нехватки ревизоров проведение ревизий часто поручается работникам других ведомственных или подчиненных организаций;
  • – многие предприятия, учреждения и организации не укомплектованы штатами ревизионного аппарата;
  • – проведение многих ревизий сводится лишь к документальной проверке хозяйственных операций, методы же фактической проверки игнорируются, что приводит к неполноценным (односторонним) выводам, не соответствующим реалиям экономической деятельности хозяйствующего субъекта;
  • – ревизии хозяйственной деятельности бухгалтерскими работниками нередко проводятся безучастия специалистов соответствующих отраслей знаний (товароведов, технологов), что обусловливает одностороннюю проверку многих экономических операций;
  • – вследствие отсутствия соответствующей методической и юридической литературы ревизоры не имеют соответствующей специальной подготовки и поверхностно разбираются в способах совершения экономических и налоговых преступлений;
  • – при производстве ведомственных ревизий ревизоры не всегда бывают объективными в силу внутриведомственных интересов и личной заинтересованности. В качестве средства выявления экономических преступлений многие вневедомственные ревизии оказываются эффективнее ведомственных в 3–5, а по некоторым оценкам в 9 раз.

Документальные ревизии классифицируются по органам, их проводящим, основаниям назначения, способам проверки, составу ревизионной группы и повторяемости проводимых контрольных действий (см. схему).

В зависимости от проверяющих органов ревизии делятся на вневедомственные, ведомственные и внутрихозяйственные. Вневедомственные ревизии осуществляются государственными органами и направлены в основном на защиту государственных интересов в сфере финансовых отношений. Наиболее часто такой вид ревизий осущест-

вляется ревизионными органами и налоговыми службами. При проведении этих ревизий отсутствие ведомственной заинтересованности, хозяйственных связей и должностной зависимости ревизоров существенно повышает эффективность проводимого контроля.

Акт вневедомственной ревизии подписывает только ревизор, а руководитель и главный бухгалтер предприятия лишь знакомятся с актом и подтверждают данный факт своими подписями.

Ведомственные ревизии осуществляются вышестоящими организациями, ведомствами и министерствами.

К основным недостаткам ведомственной ревизии относятся: 1) отсутствие внезапности при ее проведении; 2) проведение ревизии одним и тем же ревизором, состоящим в штате ведомства; 3) ведомственная заинтересованность ревизоров; 4) слишком обширные программы документальных ревизий и др.

Внутрихозяйственные ревизии проводятся крайне редко и чаще всего на крупных промышленных объектах.

Акт ведомственной и внутрихозяйственной ревизии подписывается ревизором, главным бухгалтером и руководителем ревизуемого подразделения.

По основаниям назначения различают плановые и внеплановые ревизии.

Плановые ревизии проводятся по заранее утвержденному руководителем вышестоящей организации плану (графику) для проверки подконтрольных структур в течение определенного срока (один раз в год или раз в два года). Например, акционерное общество обязано (ст. 85 Федерального закона «Об акционерных обществах») проводить ревизию своей финансово-хозяйственной деятельности не реже одного раза в год, а ревизии подразделений, состоящих на республиканском бюджете, – не реже одного раза в два года.

Низкая эффективность плановой ревизии при выявлении различных нарушений в организации объясняется совместной работой ревизора и ревизуемых лиц, хозяйственными связями и др.

Внеплановые ревизии осуществляются внезапно. Наиболее часто такой вид ревизии проводится контрольноревизионными органами при наличии фактов злоупотреблений и нарушений финансовой дисциплины, а также по инициативе правоохранительных органов и при наличии признаков преступления или чрезвычайных обстоятельств.

В зависимости от способа проверки документации различают сплошные, выборочные и комбинированные ревизии.

При сплошной ревизии проверяется каждый документ, касающийся проверяемой хозяйственной операции. При выборочной – проверяются отдельные документы. Па практике наиболее часто проводят именно выборочные ревизии. Комбинированный способ предусматривает проверку отдельных групп документов сплошным методом, а в некоторых случаях – выборочным.

По составу ревизионной группы ревизии могут быть бухгалтерскими и комплексными (когда привлекаются в случае необходимости другие специалисты – товароведы, технологи, экономисты и др.)

Комплексные ревизии заключаются в системном изучении экономической деятельности предприятия: взаимосвязей между финансово-экономическими показателями, техникой, технологией и организацией производства; сохранности и эффективности использования производственных ресурсов (денежных, трудовых); соблюдения плановой, отчетной и финансовой дисциплины.

По повторяемости контрольных действий ревизии подразделяются на первичные, дополнительные и повторные.

Первичной называется ревизия, которая проводится по первоначальному плану, и бухгалтерские документы исследуются впервые.

Дополнительная ревизия назначается по результатам предыдущей ревизии с целью выявления новых обстоятельств дела или финансовых нарушений.

Повторная ревизия осуществляется для проверки обоснованности выводов первичной ревизии и в отличие от дополнительной проводится другим ревизором.

Ревизии, проводимые Росфиннадзором непосредственно или через свои территориальные органы, имеют целью последующий финансовый контроль использования средств федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности.

В зависимости от темы ревизии в ходе ее проведения осуществляется комплекс контрольных действий по изучению:

  • – соответствия деятельности учредительным документам;
  • – расчетов сметных назначений;
  • – исполнения смет доходов и расходов;
  • – использования средств федерального бюджета, в том числе на приобретение товаров, работ, услуг для государственных нужд;
  • – использования средств федерального бюджета, полученных в виде трансфертов (субвенций и субсидий, включая субвенции и субсидии, выделенные из федерального бюджета организациям любых форм собственности, бюджетных кредитов и инвестиций);
  • – исполнения бюджетов субъектов РФ в соответствии с заключенными в установленном порядке соглашениями о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению налоговых и неналоговых доходов бюджета субъекта РФ, а также контроля их исполнения;
  • – соблюдения требований бюджетного законодательства РФ получателями средств федерального бюджета, межбюджетных трансфертов, бюджетных кредитов, ссуд и инвестиций, предоставленных из федерального бюджета, гарантий Правительства РФ;
  • – использования средств государственных внебюджетных фондов;
  • – поступления и расходования средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
  • – обеспечения сохранности материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности;
  • – использования федерального имущества, находящегося в оперативном управлении или хозяйственном ведении, поступления в федеральный бюджет доходов от использования материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности;
  • – ведения бухгалтерского (бюджетного) учета, достоверности бухгалтерской (бюджетной) отчетности.

Решение о проведении ревизии (проверки) оформляется приказом. На основании приказа участвующим в ней работникам выдается удостоверение, которое подписывается руководителем, назначившим ревизию, и заверяется печатью территориального органа Росфиннадзора.

Срок проведения ревизии указанным органом не может превышать 45 рабочих дней.

Продление первоначально установленного срока ревизии (проверки) осуществляется лицом, назначившим ревизию, на основании мотивированного представления руководителя ревизионной группы, но не более чем на 30 рабочих дней.

Решение о приостановлении ревизии принимается лицом, ее назначившим, о чем в течение пяти рабочих дней письменно извещается руководитель проверяемой организации.

Для проведения ревизии (проверки) лицо, назначившее ее, утверждает программу ревизии, содержащую перечень вопросов, по которым проводятся контрольные действия (табл. 7).

Таблица 7

«Утверждаю»

Начальник Федеральной службы

финансово-бюджетного надзора

по Томской области

Петрухин А. А.

10 октября 2011 г.

ПРОГРАММА РЕВИЗИИ

финансово-хозяйственной деятельности

(наименование организации)

№ п/п

Объект ревизии (счет)

Способ проверки

Методы, приемы проверки

Ревизия денежных средств:

– кассовых операций (50);

Сплошной

Инвентаризация, встречная проверка, хронологический анализ

– операций по счетам в банках (51, 52, 55);

Сплошной

Встречная проверка, хронологический анаЛИЗ

– денежных документов (56)

Сплошной

Встречная проверка, хронологический анализ

Ревизия кредитов и финансирования:

– обоснованности получения, целевого использования и своевременности погашения краткосрочных и долгосрочных кредитов банков (67);

Выборочный

Нормативная проверка документов, встречная проверка

– движения средств целевого финансирования и поступления (86)

Сплошной

Нормативная проверка документов, встречная проверка

Ревизия товарных операций:

– соблюдения условий, обеспечивающих сохранность материальных ценностей (41)

Выборочный

Инвентаризация, нормативная и встречная проверка, хронологический анализ документов

Ревизия расчетов: – с бюджетом (68);

Сплошной

Нормативная проверка, встречная проверка взаиморасчетов

– с подотчетными лицами (71)

Сплошной

Нормативная проверка, встречная проверка документов

При проведении ревизии руководитель ревизионной группы должен:

  • – предъявить руководителю организации удостоверение, дающее право на проведение ревизии (проверки);
  • – ознакомить его с программой ревизии (проверки);
  • – решить организационно-технические вопросы проведения ревизии.

При необходимости работы с документами, содержащими сведения, составляющие государственную тайну, имеющие допуск к государственной тайне участники ревизионной группы, которым поручено проведение контрольных действий по соответствующим вопросам программы ревизии (проверки), предъявляют документы, удостоверяющие их личность, справки о допуске и предписания на выполнение заданий.

В ходе ревизии (проверки) проводятся действия по документальному и фактическому изучению финансовых и хозяйственных операций, совершенных организацией за проверяемый период.

Контрольные действия по документальному изучению проводятся по финансовым, бухгалтерским, отчетным и иным документам проверяемой организации, в том числе путем анализа и оценки полученной из них информации. Действия по фактическому изучению осуществляются путем осмотра, инвентаризации, наблюдения, пересчета, экспертизы, контрольных замеров и др. В ходе ревизии по решению руководителя ревизионной группы могут составляться справки по результатам проведения контрольных действий.

Руководитель контрольно-ревизионного органа принимает меры по пресечению выявленных нарушений, возмещению причиненного государству ущерба и привлечению к ответственности виновных лиц.

В настоящее время выработаны следующие способы контроля выполнения представления по результатам документальной ревизии:

  • 1) затребование у ревизуемой организации письменной информации об устранении отмеченных в акте ревизии недостатков и принятии соответствующих мер к виновным;
  • 2) направление в организацию, где осуществлялась ревизия, проверяющего, который докладывает инициатору ревизии о результатах по устранению отмеченных ревизией недостатков письменным актом или служебной запиской.

Однако в практике ревизионного контроля существуют недостатки, которые снижают ее эффективность. К их числу следует отнести:

  • – нехватку профессиональных ревизоров, которая ведет к поверхностному характеру проводимых документальных ревизий и их низкой эффективности;
  • – использование ревизорами только методов документальной проверки хозяйственных операций и игнорирование применения методов фактического контроля;
  • – проведение документальной ревизии без участия других специалистов, что не позволяет в полной мере выявить все злоупотребления в финансовой сфере;
  • – отсутствие надлежащей подготовки у определенной части ревизионных работников, что сказывается на качестве проводимых документальных ревизий;
  • – отсутствие у контрольно-ревизионных служб соответствующей учебно-методической литературы по выявлению злоупотреблений в хозяйственной сфере;
  • – необъективность при проведении внутриведомственных документальных ревизий вследствие наличия узковедомственных интересов и личной заинтересованности в результатах ревизии либо служебной зависимости от должностных лиц проверяемой организации;
  • – наличие материальной заинтересованности, обусловленной тем, что во многих ведомствах должностные лица вышестоящей ревизующей организации при выявлении хищений в подчиненной организации лишаются премии.

Процесс ревизии состоит из четырех этапов.

1-й этап – подготовительный. Он начинается с издания приказа о назначении ревизии, в котором определяется состав ревизионной группы и сроки проведения проверки.

На данном этапе ревизоры знакомятся с содержанием материалов предыдущих ревизий, анализируют отчетность проверяемой организации, составляют план предстоящей ревизии.

Целесообразно согласовать план с инициатором проведения ревизии. При этом могут быть решены такие вопросы, как: внезапность начала ревизии на ревизуемом предприятии; методы проведения ревизии; очередность и сроки проведения отдельных ревизионных действий; вызов лиц для получения объяснений; необходимость обращения ревизора в другие организации и проведения встречных проверок и др. Правильное решение указанных вопросов имеет большое значение для обеспечения наибольшей эффективности ревизионной проверки и установления истины.

  • 2-й этап – неотложные контрольные действия проверяющих лиц. На данном этапе ревизор опечатывает места хранения денежных средств, материальных ценностей, складские помещения. Одновременно он предъявляет руководителю ревизуемой организации документы о назначении ревизии и знакомит его с составом ревизионной группы.
  • 3-й этап – проведение контрольных действий. Данный этап состоит из двух стадий.

На первоначальной стадии осуществляется общая проверка хозяйственной деятельности. Проверяющие первоначально знакомятся со сводной документацией, с отчетностью отдельных структурных подразделений с применением методов экономического анализа и уточняют методы проверки и виды операций, бухгалтерских документов, которые следует подвергнуть более глубокому изучению. Таким образом, основная цель данного этапа – выделение участков хозяйственной деятельности и конкретных операций, требующих детальной проверки.

На стадии общего исследования документов могут быть установлены условия, при которых возможно совершение экономических преступлений. К ним относятся: 1) работа в должности, связанной с материальной ответственностью, бухгалтерским учетом без надлежащего контроля со стороны руководства предприятия за деятельностью этого круга работников; 2) отсутствие в должностной инструкции четко определенных прав и обязанностей персонала предприятия; 3) отсутствие на предприятии действенного механизма внутреннего контроля сохранности имущества, законности и целесообразности финансовых и хозяйственных операций (в виде контрольно-ревизионной службы, подразделения внутреннего аудита, службы экономической безопасности); 4) слабая постановка и методология бухгалтерского учета на предприятии; 5) отсутствие серьезного внешнего аудита или ревизионного контроля со стороны вышестоящей организации.

Вторая стадия работы на данном этапе предусматривает детальное исследование хозяйственной операции, работу с первичными документами и выполнение ряда конкретных действий, таких как встречная проверка, метод взаимного контроля и др.

Объективность проверочных действий в процессе ревизии обеспечивается путем предоставления, проверяемым лицам возможности:

  • – давать объяснения по ходу ревизии и представлять необходимые документы;
  • – просить о дополнительной проверке обстоятельств, имеющих отношение к делу;
  • – принимать участие в проведении ревизии;
  • – знакомиться с актом ревизии и давать по нему соответствующие объяснения.
  • 4-й этап – составление документов о результатах ревизии.

Результаты оформляется актом ревизии, составляемым в двух экземплярах: один для проверяемой организации, другой – для органов Росфинандзора. При назначении ревизии по мотивированному обращению иных органов (правоохранительных, контрольно-надзорных и др.) изготавливается третий экземпляр акта ревизии, который передается органу, по поручению которого она назначалась.

Акт ревизии состоит из трех частей: вводной, основной (описательной) и заключительной.

Вводная часть включает в себя основания для назначения документальной ревизии; наименование ревизуемой организации; фамилию, имя и отчество ревизора; краткое изложение обстоятельств дела; перечень проверенных документов; задание ревизору и место проведения ревизии; список присутствовавших при ревизии лиц; дату начала и окончания ревизии.

Основная (описательная) часть содержит данные бухгалтерского учета; методы ревизии; установленные факты нарушений; наименование нормативного акта, регулирующего деятельность лиц по проверяемым вопросам.

В итоговой части отражаются результаты, которые получены проверяющими лицами в ходе ревизии.

Акт ревизии предоставляется руководителю проверяемой организации для ознакомления с ним и подписания на срок не более пяти рабочих дней.

Каждый экземпляр акта ревизии подписывается ревизором (руководителем ревизионной группы) и руководителем организации.

Записи в акте ревизии делаются на основе проверенных документов и фактов, вытекающих из имеющихся в ревизуемой организации материалов; актов о результатах произведенных встречных проверок; фактических проверок действительности совершения операций, а также сведений, вытекающих из заключений специальных экспертиз.

В акте следует избегать юридической квалификации фактов, например, «злоупотребление служебным положением», «мошенничество», «хищение», «вина», «умысел» и др.

Все факты в акте ревизии излагаются таким образом, чтобы по каждому из них имелись документально обоснованные ответы на следующие вопросы:

  • – объект нарушения (инструкция, приказ, постановление и т.д. с указанием пункта, параграфа и содержания нарушения);
  • – нарушитель (с указанием должностных или материально ответственных лиц);
  • – время нарушения (дата или период совершения нарушения или злоупотреблений);
  • – способ нарушения;
  • – причины и условия, способствующие нарушениям;
  • – размер причиненного ущерба.

Не допускается включение в акт сведений из следственных материалов, а также юридическая и нравственная оценка ревизором выявленных фактов.

В случае отказа руководителя организации подписать или получить акт ревизии (проверки) руководителем ревизионной группы в конце акта делается запись об отказе.

При несогласии с актом ревизии руководитель вправе представить письменные возражения, которые приобщаются к данному акту. Руководитель ревизионной группы в срок до 30 рабочих дней рассматривает обоснованность возражений и дает по ним письменное заключение.

Кроме основного (обобщенного) акта, может составляться промежуточный акт ревизии.

Промежуточные акты оформляются в тех случаях, когда выявленные недостатки касаются отдельных хозяйственных участков (отделов) и выявленные нарушения требуют срочного принятия мер по их устранению или наказанию виновных лиц. Данные акты подписываются участником ревизионной группы, руководителем, а также руководителем организации. К акту прилагается письменное объяснение должностных и материально ответственных лиц по фактам правонарушения или соответствующие возражения, а также предложения, возникшие при проведении ревизии, относительно дополнительных возможностей и резервов роста производства, снижения издержек, повышения производительности труда, увеличения прибыли, снижения производственных потерь и др.

На основании акта ревизии руководитель территориального органа Росфиннадзора выносит обязательное предписание об устранении выявленных нарушений бюджетного законодательства РФ. Данное предписание в течение 10 рабочих дней направляется проверяемой организации.

  • См.: распоряжение Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 1024-р.
  • См.: приказ Минфина России от 4 сентября 2007 г. № 75н «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции но осуществлению контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации при использовании средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности».
  • См.: Судебная бухгалтерия: учебник / под ред. С. П. Голубятникова. М., 1998. С. 273.
  • См.: Шадрин В. В. Основы бухгалтерского учета и судебно-бухгалтерской экспертизы. М., 2000. С. 362.

Подготовка

Обязательно перед составлением программы нужно определиться с периодом, который должна охватить проверка. А также необходимо выделить тему ревизии. Подготовительный этап также включает в себя изучение участниками ревизии необходимой документации. К ней можно отнести:

  • Локальные нормативные акты организации.
  • Законодательные акты конкретного округа (либо иной территориальной единицы), к которому относится компания.
  • Другие нормативные и правовые акты, регулирующие вопросы, связанные с указанной темой.
  • Статистические данные. Это касается, прежде всего, физических показателей, которые организации могут указывать в своей документации.
  • Отчетную информацию по ведению и регулированию финансово-хозяйственной деятельности проверяемого учреждения.

Инициатором может быть как сама организация, так и внешние контролирующие организации. К ним относятся контрольно-счетная палата, налоговая и пр.

Ревизия проводится также по требованию правоохранительных органов. Программа ревизии составляется сотрудником и заверяется руководителем контрольно-ревизионного органа. Составление акта – это обязательный и один из наиболее ответственных этапов во всей программе.

Проведение ревизии должно регулироваться и упоминаться в учетной политике организации. Без этого все предпринимаемые действия не будут считаться законными.

Элементы акта

Документ достаточно длинный. Обычно он располагается на нескольких листах. В нем должно быть подробно прописаны все подлежащие ревизии сферы, в которых подлежит контролю организация.

При составлении акта должны быть отражены:

  • Объект ревизии.
  • Методы осуществления проверки. Какими способами проводилась проверка.
  • Полученный результат, выводы.

Начало документа, как и все его содержание, должно соответствовать в плане присутствующей информации 9-ой статье закона «О бухучете». Она подразумевает, что акт должен содержать:

  • Наименование населенного пункта.
  • Название документа.
  • Номер.
  • Период ревизии.
  • Дату составления документа.

После этой шапки идет тело акта. Оно начинается с констатирующей части документа. Последняя включает в себя:

  • Ссылку на Положение о порядке проведения проверок и ревизий Управления финансов администрации конкретно взятого района. Для каждого документа он будет зависеть от территориального расположения организации.
  • Информацию о ревизоре (фамилия, инициалы, а также номер и дата выдачи удостоверения, которое дает ему право осуществлять этот вид деятельности).
  • Если проверка осуществляется по инициативе контролирующих органов, то здесь же приводятся номер и дата соответствующего распоряжения главы администрации или подобного распорядительного документа.
  • Период, за который проводилась проверка. Обычно это несколько лет.
  • Ссылку на разработанный структурой план контрольно-ревизионной работы.

Отдельно прописывается, когда было начато изучение документации, а когда ревизия завершилась.

Далее в акте должны перечисляться основные моменты, которые установлены ревизией. Для удобства они разделены на пункты:

  • Общие положения.
  • Сметные значения.
  • Рассматривается оформление смет расходов.
  • Если это бюджетная организация, то рассматривается, насколько расходование предоставленных средств соответствует их целевому назначению.
  • Проверка расчетов организации с дебиторами и кредиторами.
  • Расходование средств на заработную плату сотрудников.
  • Банковские операции.
  • При наличии – кассовые операции. Сюда же входят операции с кассовыми аппаратами, имеющейся денежной наличностью и пр.
  • Расчеты с подотчетными лицами.
  • Оформление расходования средств на содержание служебного транспорта.
  • Операции с основными средствами и товарно-материальными ценностями организации.
  • Состояние бухгалтерского учета.

В конце каждого из пунктов делается запись о том, выявлены нарушения или нет.

Акт № 3 проверки финансово-экономической деятельности МУП «Жилищно-коммунальное хозяйство» за 2016 год (стр. 1 )

АКТ № 3

проверки финансово-экономической деятельности МУП

«Жилищно-коммунальное хозяйство» за 2016 год.

«5» мая 2017г. с. Камень-Рыболов

Выездная внеплановая проверка финансово-экономической деятельности муниципального унитарного предприятия «Жилищно-коммунальное хозяйство» проведена в период с 10.04.2017 по 05.05.2017 г. Органом внутреннего муниципального финансового контроля с привлечением специалистов Администрации Ханкайского муниципального района и депутатов Думы Ханкайского муниципального района в составе:

Председатель комиссии – – заместитель главы Администрации Ханкайского муниципального района по экономике и финансам;

Заместитель председателя – – главный специалист внутреннего муниципального финансового контроля Администрации Ханкайского муниципального района.

Члены комиссии:

— – начальник отдела имущества Администрации Ханкайского муниципального района;

— – начальник отдела учета и консолидированной отчетности Финансового управления Администрации Ханкайского муниципального района;

— – начальник отдела жизнеобеспечения Администрации Ханкайского муниципального района;

— – ведущий специалист отдела экономики Администрации Ханкайского муниципального района;

— – начальник юридического отдела Администрации Ханкайского муниципального района;

— – председатель комиссии по местному самоуправлению, правопорядку и законности, депутат Думы Ханкайского муниципального района Приморского края;

— – член комиссии по бюджету, налогам, финансам, экономике и земельным отношениям, депутат Думы Ханкайского муниципального района Приморского края;

— – заместитель председателя Думы Ханкайского муниципального района Приморского края.

Согласно Решению Думы Ханкайского муниципального района «Об отчете о деятельности МУП «ЖКХ» за 2016 год» была проведена внеплановая выездная проверка финансово-экономической деятельности МУП «ЖКХ» за период работы с января 2016 года по декабрь 2016 года включительно с целью определения законности совершенных финансово-хозяйственных операций, полноты выполнения работ (оказания услуг) подрядными организациями, обоснованность формирования затрат, использование муниципального имущества, состояние бухгалтерского учета и отчетности.

Цель проверки: соблюдение законодательства РФ в течение проверяемого периода, эффективность управления и использования средств предприятия, правильность отражения хозяйственных и финансовых операций в бухгалтерском учете и отчетности, правомерность и эффективность использования материальных и трудовых ресурсов, а также законность действий руководителя и главного бухгалтера и иных лиц, на которых в соответствии с законодательством РФ и иными нормативными актами установлена ответственность за осуществление хозяйственных и финансовых операций в МУП «ЖКХ».

Срок проведения проверки: начало – 10 апреля 2017 года, окончание – 05 мая 2017 года.

Предмет проверки: документы, подтверждающие использование средств Предприятия, нормативные правовые акты и иные распорядительные документы, обосновывающие операции со средствами Предприятия, платежные и иные первичные документы, бухгалтерская отчетность (выборочным методом, документальным способом).

Проверяемый период: 2016 год.

1. Сведения о проверяемой организации.

Полное наименование: Муниципальное унитарное предприятие «Жилищно-коммунальное хозяйство» Ханкайского муниципального района Приморского края.

Сокращенное наименование: МУП «ЖКХ».

Юридический (почтовый) адрес и место нахождения Предприятия:692684, Приморский край, Ханкайский район, с. Камень-Рыболов, ул. Школьная д. 13

Согласно п. 2.8 раздела 2 Устава, место нахождения Предприятия определяется местом его государственной регистрации. Предприятие зарегистрировано Приморский край, Ханкайский район, с. Камень-Рыболов, ул. Школьная д. 13

Телефон

Регистрационный номер

Дата регистрации

Код /25001001

Свидетельство государственной регистрации при создании юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1142533010476.

Муниципальное унитарное предприятие «Жилищно-коммунальное хозяйство» Ханкайского муниципального района (далее – Предприятие) создано в соответствии с Федеральным законом «О государственных муниципальных унитарных предприятиях» от 01.01.2001 года на основании Постановления Администрации Ханкайского муниципального района от 01.01.2001 года , этим же постановлением утвержден Устав Предприятия. Учредителем Предприятия является Администрация Ханкайского муниципального района.

МУП «ЖКХ» является коммерческой организацией, юридическим лицом. Имущество Предприятия находится в собственности Ханкайского муниципального района (далее – Собственник) и принадлежит Предприятию на праве хозяйственного ведения.

Уставный фонд МУП «Жилищно-коммунальное хозяйство» согласно п. 5.5 Устава составляет 1 946 300 рублей.

Основными видами деятельности в соответствии с Уставом МУП «Жилищно-коммунальное хозяйство» являются:

· Осуществление добычи и реализации воды;

· Оказание услуг по водоснабжению и водоотведению физическими лицами;

· Осуществление эксплуатации и ремонтно-восстановительных работ водопроводно-канализационных объектов и инженерных сетей;

· Осуществление строительства водопроводно-канализационных сетей;

· Проведение обслуживания очистных сооружений;

· Заключение договоров с физическими и юридическими лицами на водоснабжение и водоотведение;

· Осуществление начислений и сбор платежей за оказываемые услуги;

· Управление многоквартирными домами;

· Эксплуатация, обслуживание и ремонт внутренних систем электроснабжения, наружного освещения;

· Эксплуатация, обслуживание и ремонт объектов жилищно-коммунального хозяйства;

· Производство и распределение пара и горячей воды;

· Содержание и ремонт дорог, предоставление транспортных услуг;

· Благоустройство, санитарная очистка и озеленение территории.

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального Закона РФ -ФЗ «О бухгалтерском учете» ответственность за ведение бухгалтерского учета и соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций в проверяемом периоде в МУП «Жилищно-коммунальное хозяйство» нес Директор (Распоряжение Администрации Ханкайского муниципального района от 01.01.2001) .

В соответствии с пунктом 3 статьи 7 и пунктами 1,2,3 статьи 8 Закона РФ -ФЗ «О бухгалтерском учете» ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности, обеспечение соответствия осуществляемых хозяйственных операций законодательству Российской Федерации, контроль за движением имущества и выполнением обязательств в МУП «Жилищно-коммунальное хозяйство» в проверяемом периоде осуществляла главный бухгалтер с 19.01.2015г. по март 2017 г. Приказ № 3п от 01.01.2001 г.

В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» и другими нормативными актами ответственность за финансово-хозяйственную деятельность, организацию бухгалтерского учета и подготовку бухгалтерской отчетности в МУП «Жилищно-коммунальное хозяйство» в проверяемом периоде несли:

· Директор – ;

· Главный бухгалтер – .

2. Состояние бухгалтерского учета и отчетности.

2.1. Система внутреннего контроля в МУП «ЖКХ».

В результате проведения проверки вопросов по оценке системы бухгалтерского учета и системы внутреннего контроля выявлено следующее:

2.1.1 Предприятие имеет собственную бухгалтерскую службу. Бухгалтерская служба ведет бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций, осуществляемых Предприятием.

По окончании отчетного периода главным бухгалтером составляется бухгалтерская и налоговая отчетность.

Бухгалтерский учет велся без использования программного обеспечения, в программе Exсel. Рабочий план счетов на Предприятии применялся на основе «Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций» и Инструкции по его применению, утвержденных Приказом Минфина РФ от 01.01.2001 №94н (далее по тексту — План счетов).

Способы ведения бухгалтерского учета за проверяемый период определены учетной политикой, утвержденной приказом МУП «ЖКХ» от31.12.2015 № 47п «Об учетной политике МУП «ЖКХ» в целях бухгалтерского учета и налогообложения на 2016 год». Должностные инструкции работников бухгалтерии разработаны и утверждены директором МУП «ЖКХ».

2.1.2 Общая контрольная среда Предприятия включает в себя:

· стиль и основные принципы управления;

· организационную структуру;

· распределение ответственности и полномочий;

· осуществляемую кадровую политику;

· порядок подготовки бухгалтерской отчетности для внешних пользователей;

· порядок осуществления внутреннего управленческого учета и подготовки отчетности для внутренних целей;

· соответствие хозяйственной деятельности предприятия и в целом требованиям действующего законодательства.

Комиссия пришла к выводу, что в МУП «ЖКХ» общая контрольная среда в целом недостаточно надежная. Ненадежность общей контрольной среды МУП «ЖКХ» обусловлено тем, что руководство МУП «ЖКХ» не осознает важность бухгалтерской отчетности и не уделяет значительного внимания вопросам, связанным с ведением бухгалтерского учета.

При проведении проверки рассмотрено состояние системы внутреннего контроля МУП «ЖКХ». Ответственность за организацию и состояние системы внутреннего контроля несет бухгалтерская служба МУП «ЖКХ».

В ходе проведения проверки было выявлено, что на первичных документах, прошедших обработку, не делались отметки, исключающие возможность их повторного использования.

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6

Что проверяет контрольно-ревизионная комиссия?

Ревизионная комиссия, прежде всего, проверяет исполнение смет профсоюзного бюджета, в частности:

  • полноту и своевременность поступления членских взносов;
  • поступление средств из других источников, целевые средства на уставную деятельность, правильное их оформление;
  • исполнение смет, утвержденных профсоюзным собранием, конференцией;
  • целесообразность и правильность расходов профсоюзных средств на оказание материальной помощи;
  • проведение культурно-массовых, спортивно-оздоровительных мероприятий;
  • премирование профсоюзного актива;
  • приобретение материальных ценностей;
  • формирование профсоюзных фондов и расходование средств на них:
  • использование средств на заработную плату освобожденных работников, аппарата профсоюзного органа;
  • сохранность денежных средств и материальных ценностей, бланков строгой отчетности, правильность их использования;
  • правильность ведения кассовых операций , ведения бухгалтерского учета, утверждение финансовых отчетов, наличие соответствующих решений по всем видам расходов.

В соответствии с Приказом Минфина РФ от 13 июня 1995 года№ 649 «Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» ревизионная комиссия может проводить инвентаризацию.

Ревизионная комиссия проверяет так же:

  • достоверность статистической отчетности;
  • выполнение постановлений профсоюзного органа по перечисленным вопросам;
  • порядок работы с письмами, заявлениями, жалобами членов профсоюза;
  • выполнение критических замечаний и предложений, высказанных на собрании, конференции;
  • правильность ведения делопроизводства в профсоюзной организации;
  • соблюдение порядка приема в профсоюз и учета членов профсоюза в профсоюзной организации.

Далее некоторые рекомендации членам ревизионной комиссии при проведении проверки финансовой деятельности.

Проверка наличия утвержденной в установленном порядке Учетной политики

Контрольно-ревизионная комиссия проверяет наличие в организации учетной политики, утвержденной распоряжением председателя организации Профсоюза.

В учетной политике выделяется три основных раздела:

а) организация бухгалтерского учета (способ ведения бухгалтерского учета, регистры бухгалтерского учета);

б) методика бухгалтерского учета (учет целевых поступлений, основных средств и материально–производственных запасов);

в) учетная политика для целей налогообложения.

В учетной политике должен быть утвержден:

  • рабочий план счетов бухгалтерского учета;
  • форма первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной жизни;
  • порядок проведения инвентаризации;
  • правила документооборота;
  • порядок контроля за фактами хозяйственной жизни.

Учетная политика должна применяться последовательно из года в год.

Ревизионная комиссия должна проверить, как профсоюзная организация организовала ведение бухгалтерского учета в соответствии с разделом «Организация бухгалтерского учета» Учетной политики, а именно:

  • организацию бухгалтерской службы (утверждение в штатном расписании должности бухгалтера, разработку должностной инструкции бухгалтера, порядок оформления трудовых отношений с ним);
  • каким способом ведется бухгалтерский учет (ручным или при помощи программного обеспечения);
  • какие регистры бухгалтерского учета использует организация (рекомендация-вести ЖУРНАЛ_ГЛАВНАЯ, а также при необходимости карточки аналитического учета, оборотные ведомости по главным счетам и субсчетам и других регистров);
  • используются ли счета и субсчета из рабочего плана счетов бухгалтерского учета, утвержденного в Учетной политике;
  • все ли формы первичных документов, используемые самой организацией в своей финансовой деятельности, разработаны и утверждены в Учетной политике.

Проверка порядка ведения кассовых операций

Ревизионная комиссия должна проверить, что ведение кассовых операций осуществляется в соответствии с «Порядком ведения кассовых операций».

Ревизионная комиссия, анализируя Договор банковского счета, проверяет соблюдение организацией лимита остатка кассы, должен ли банк платить организации проценты за использование денежных средств, находящихся на расчетном счете.

Проверяет правильность оформления банковской карточки. Соответствуют ли данные по предоставлению права первой и второй подписи руководителя и бухгалтера требованиям банка.

Проверяет наличие Договора о полной материальной ответственности с кассиром в соответствии с типовой формой, утвержденной постановлением Минтруда РФ от 31.12.2002 № 85.

Проверяет ведение кассовой книги, журнала учета приходных и расходных кассовых ордеров, расчеты наличными между юридическими лицами.

Ревизия кассы производится с полным полистным пересчетом денежной наличности и проверкой других ценностей , находящихся в кассе. Остаток денежной наличности в кассе сверяется с данными учета по кассовой книге. По результатам ревизии комиссия составляет акт «О ревизии наличных денежных средств». При обнаружении ревизией недостачи или излишка ценностей в кассе в акте указывается их сумма и обстоятельства возникновения.

Проверка правильности учета основных средств и материалов

Контрольно-ревизионная комиссия проверяет:

Наличие распоряжений о приобретении основных средств (в соответствии со сметой) и сроков их использования.

Правильность оформления первичных документов по учету основных средств.

Правильность оформления договоров о безвозмездно полученном имуществе и безвозмездном пользовании имуществом.

Правильность составления бухгалтерских проводок по оборотно-сальдовой ведомости (необходимо обращать внимание на правильность формирования первоначальной стоимости основных средств и начисление износа, так как они определяют налоговую базу для уплаты налога на имущество (при общей системе налогообложения).

Наличие распоряжений председателя организации Профсоюза на проведение инвентаризации основных средств и инвентаризационных описей.

При проверке правильности учета материалов контрольно-ревизионная комиссия проверяет:

  • Правильность отнесения приобретаемого или получаемого имущества к материалам;
  • Наличие постановлений выборных органов или распоряжений председателей организаций Профсоюза о приобретении материалов на уставные мероприятия в соответствии со сметой;
  • Правильность оформления первичных документов при приобретении материалов:

а) при приобретении материалов по безналичному расчету: счет, счет-фактура, накладная;

б) при приобретении материалов за наличный расчет: авансовый отчет подотчетного лица с приложенными к нему товарными и кассовыми чеками;

в) акт на списание материалов, использованных на уставное мероприятие;

Правильность отражения учета материалов бухгалтерскими проводками по оборотно-сальдовой ведомости

Проверка правильности оформления расходов на культурно-массовые и спортивно-оздоровительные мероприятия

Ревизионная комиссия должна проверить соответствие расходов, произведенных на культурно-массовые и спортивно-оздоровительные мероприятия, суммам, утвержденным в смете.

Ревизионная комиссия должна убедиться, что соблюден порядок оформления этих расходов:

  • на каждое мероприятие решением профкома утверждаются сметы расходов, ответственное (подотчетное) за данное мероприятие лицо, которое будет отчитываться по произведенным расходам;
  • по израсходованным суммам представляются авансовые отчеты с первичными документами, подтверждающими расходы ;
  • при расчетах, осуществленных в безналичном порядке, проверяется наличие счетов, счетов-фактур, накладных, договоров;
  • по окончании мероприятия комиссия в количестве не менее трех человек актом на списание израсходованных средств подтверждает правильность произведенных расходов, к акту прилагается список членов профсоюза, принявших участие в мероприятии.

Ревизионная комиссия проверяет отражение этих операций бухгалтерскими проводками в ЖУРНАЛЕ-ГЛАВНАЯ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *