Ростов на дону ПЗЗ

Автор: | 29.04.2019

Содержание

Приложение. Правила землепользования и застройки города Ростова-на-Дону

Приложение
к решению Ростовской-на-Дону
городской Думы «Об утверждении
Правил землепользования и застройки
города Ростова-на-Дону»

  • Раздел I. Порядок применения правил землепользования и застройки города Ростова-на-Дону и внесения в них изменений
    • Глава 1. Регулирование землепользования и застройки органами местного самоуправления
      • Статья 1. Общие положения
      • Статья 2. Основные понятия, используемые в Правилах
      • Статья 3. Регулирование правоотношений по вопросам землепользования и застройки, возникших до вступления в силу Правил
      • Статья 4. Полномочия Ростовской-на-Дону городской Думы в области регулирования отношений по вопросам землепользования и застройки
      • Статья 5. Полномочия Администрации города Ростова-на-Дону в области регулирования отношений по вопросам землепользования и застройки
      • Статья 6. Комиссия по подготовке проекта Правил землепользования и застройки города Ростова-на-Дону
    • Глава 2. Изменение видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами
      • Статья 7. Общие положения об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства
      • Статья 8. Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования
    • Глава 3. Подготовка документации по планировке территории органами местного самоуправления
      • Статья 9. Общие положения о планировке территории
      • Статья 10. Подготовка документации по планировке территории органом местного самоуправления.
    • Глава 4. Проведение публичных слушаний по вопросам землепользования и застройки
      • Статья 11. Общие положения о проведении публичных слушаний по вопросам землепользования и застройки
    • Глава 5. Внесение изменений в правила
      • Статья 12. Общие положения о внесении изменений в Правила
    • Глава 6. Регулирование иных вопросов землепользования и застройки
      • Статья 13. Разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства
      • Статья 14. Порядок регулирования вопросов архитектурной среды города Ростова-на-Дону
      • Статья 15. Зоны градостроительного регулирования на территории города Ростова-на-Дону
      • Статья 16. Переходные положения
  • Раздел II. Карта градостроительного зонирования
    • Глава 7. Применение карты градостроительного зонирования
      • Статья 17. Общие положения о карте градостроительного зонирования
      • Статья 18. Территориальные зоны, установленные для земель населенного пункта город Ростов-на-Дону и земель иных категорий, входящих в состав муниципального образования «Городской округ «Город Ростов-на-Дону»
      • Статья 19. Отображение территориальных зон на карте градостроительного зонирования Правил
      • Статья 20. Общие понятия о зонах с особыми условиями использования территорий и территориях объектов культурного наследия
      • Статья 21. Установление территорий, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории
  • Раздел III. Градостроительные регламенты
    • Глава 8. Градостроительные регламенты
      • Статья 22. Общие положения о градостроительных регламентах
      • Статья 23. Общие положения о видах разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства
      • Статья 24. Виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства
      • Статья 25. Общие положения о предельных (минимальных и (или) максимальных) размерах земельных участков и предельных параметрах разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства
      • Статья 26. Ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства в градостроительных регламентах территориальных зон
      • Статья 27. Расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения
      • Статья 28. Градостроительный регламент территориальной зоны застройки индивидуальными жилыми домами и малоэтажными жилыми домами блокированной застройки (Ж-1)
      • Статья 29. Градостроительный регламент территориальной зоны застройки среднеэтажными жилыми домами блокированной застройки и многоквартирными домами (Ж-2)
      • Статья 30. Градостроительный регламент территориальной зоны застройки многоэтажными многоквартирными домами (Ж-3)
      • Статья 31. Градостроительный регламент территориальной зоны реформирования смешанной застройки (Ж-4)
      • Статья 32. Градостроительный регламент территориальной зоны делового, общественного и коммерческого назначения первого типа (КД-1)
      • Статья 33. Градостроительный регламент территориальной зоны делового, общественного и коммерческого назначения второго типа (КД-2)
      • Статья 34. Градостроительный регламент территориальной зоны размещения объектов социального и коммунально-бытового назначения (СК)
      • Статья 35. Градостроительный регламент территориальной зоны обслуживания объектов, необходимых для осуществления производственной и предпринимательской деятельности (ПД)
      • Статья 36. Градостроительный регламент территориальной зоны общественно-жилой застройки (ОЖ)
      • Статья 37. Градостроительный регламент коммунальной, производственной, инженерно-транспортной территориальной зоны (ПКТ)
      • Статья 38. Градостроительный регламент территориальной зоны рекреационного назначения первого типа (Р-1)
      • Статья 39. Градостроительный регламент территориальной зоны рекреационного назначения второго типа (Р-2)
      • Статья 40. Градостроительный регламент территориальной зоны городских лесов и особо охраняемых территорий (ЛР-1)
      • Статья 41. Градостроительный регламент территориальной зоны сохранения и развития природных территорий (ЛР-2)
      • Статья 42. Градостроительный регламент территориальной зоны режимных объектов (С-1)
      • Статья 43. Градостроительный регламент территориальной зоны насаждений специального назначения (С-2)
      • Статья 44. Градостроительный регламент территориальной зоны обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов (С-3)
      • Статья 45. Градостроительный регламент территориальной зоны кладбищ, крематориев и иного ритуального обслуживания (С-4)
      • Статья 46. Градостроительный регламент территориальной зоны перспективного освоения первого типа (ПО-1)
      • Статья 47. Градостроительный регламент территориальной зоны перспективного освоения второго типа (ПО-2)
      • Статья 48. Градостроительный регламент территориальной зоны перспективного освоения третьего типа (ПО-3)
      • Статья 49. Градостроительный регламент территориальной зоны общегородского центра первого типа (Ц-1)
      • Статья 50. Градостроительный регламент территориальной зоны общегородского центра второго типа (Ц-2)
      • Статья 51. Градостроительный регламент территориальной зоны общегородского центра третьего типа (Ц-3)
      • Статья 52. Градостроительный регламент территориальной зоны общегородского центра четвертого типа (Ц-4)
      • Статья 53. Градостроительный регламент территориальной зоны реформирования садоводческих и дачных хозяйств первого типа (ЗР-1)
      • Статья 54. Градостроительный регламент территориальной зоны реформирования садоводческих и дачных хозяйств второго типа (ЗР-2)
      • Статья 55. Градостроительный регламент территориальной зоны реформирования садоводческих и дачных хозяйств третьего типа (ЗР-3)
      • Статья 56. Градостроительный регламент территориальной зоны реформирования жилой застройки (ЗР-4)
      • Статья 57. Градостроительный регламент территориальной зоны многофункциональной застройки вдоль реки Темерник первого типа (МФ-1)
      • Статья 58. Градостроительный регламент территориальной зоны многофункциональной застройки вдоль реки Темерник второго типа (МФ-2)
      • Статья 59. Градостроительный регламент территориальной зоны многофункциональной застройки вдоль реки Темерник третьего типа (МФ-3)
      • Статья 60. Градостроительный регламент территориальной зоны перспективного развития улично-дорожной сети (УДП)
  • Приложение 1. Карта границ территориальных зон, населенного пункта «Город Ростов-на-Дону», муниципального образования «Городской округ «Город Ростов-на-Дону»
  • Приложение 1.1. Карта границ территориальных зон, населенного пункта «Город Ростов-на-Дону», муниципального образования «Городской округ «Город Ростов-на-Дону», Ворошиловский район
  • Приложение 1.2. Карта границ территориальных зон, населенного пункта «Город Ростов-на-Дону», муниципального образования «Городской округ «Город Ростов-на-Дону», Железнодорожный район
  • Приложение 1.3. Карта границ территориальных зон, населенного пункта «Город Ростов-на-Дону», муниципального образования «Городской округ «Город Ростов-на-Дону», Кировский район
  • Приложение 1.4. Карта границ территориальных зон, населенного пункта «Город Ростов-на-Дону», муниципального образования «Городской округ «Город Ростов-на-Дону», Ленинский район
  • Приложение 1.5. Карта границ территориальных зон, населенного пункта «Город Ростов-на-Дону», муниципального образования «Городской округ «Город Ростов-на-Дону», Октябрьский район
  • Приложение 1.6. Карта границ территориальных зон, населенного пункта «Город Ростов-на-Дону», муниципального образования «Городской округ «Город Ростов-на-Дону», Первомайский район
  • Приложение 1.7. Карта границ территориальных зон, населенного пункта «Город Ростов-на-Дону», муниципального образования «Городской округ «Город Ростов-на-Дону», Пролетарский район
  • Приложение 1.8. Карта границ территориальных зон, населенного пункта «Город Ростов-на-Дону», муниципального образования «Городской округ «Город Ростов-на-Дону», Советский район
  • Приложение 2. Карта территорий, в границах которых предусмотрено осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории
  • Приложение 3. Карта границ территорий объектов культурного наследия и границ зон с особыми условиями использования территории, выделенных по условиям охраны объектов культурного наследия
  • Приложение 4. Карта зон с особыми условиями использования территорий, выделенных по условиям охраны окружающей среды
  • Приложение 5. Схема зон градостроительного регулирования на территории города Ростова-на-Дону
  • Приложение 6. Карта границ подзон
  • Приложение 7. Модель и способ определения максимальной высоты зданий, строений и сооружений или их частей, расположенных в границах зон градостроительного регулирования
<< Раздел I. >>
Порядок применения правил землепользования и застройки города Ростова-на-Дону и внесения в них изменений
Содержание
Решение Ростовской-на-Дону городской Думы от 21 декабря 2018 г. N 605 «Об утверждении Правил землепользования и застройки…

lukianchenko

Иная точка зрения в том что город как сыр, где то густо где то пусто. Вот строят новые микрорайоны (Ливенцовка и Суворовский), а неподалеку от центра участи с садами и дачами. Логика есть? На мой взгляд логики нет!
Удлиняя и увеличивая город в котором транспортная инфраструктура совершенно не предназначена уже даже к нынешним перемещения транспорта, многократно нагрузиться еще больше. Причем я хочу отметить что вопрос стоит не ширины улиц, а именно сетке улиц которой нет. Диагональные перемещения просто отсутствуют, а мы все укрупняем город.
Нет общественного транспорта и нет пешеходных путей, и если даже есть желание пройти пешком в хорошую погоду в соседний район зачастую этого сделать нельзя.
И тут вы хотите рассказать что застроив левый берег деловыми зданиями (а туда еще и жилье перейдет 100%) мы что то исправим? Давайте рассуждать:
— Сколько нужно деловому центру и сто туда входит? Университеты… встряли у них своя инфраструктура и она требует другого подхода. Нагрузить общественный транспорт студентами в направлении куда едут офисные работники, думаю глупа, ясно же что нужно разделять потоки.
— Экологическая составляющая, ну объяснять что в крупном городе жить хуже думаю не стоит, увеличив движение транспорта то же небо ясным не станет. Закрыть ветра которые продувают город с юга, нужно делать расчеты что бы утверждать, но есть шанс что сильно могут повлиять на город в целом.
— Транспорт, новые мосты через Дон. НУ допустим что то не дорого и вообще «не вопрос», следующий вопрос где они будут? Нет кроме Буденовского и Ворошиловского сквозных проездов сквось город, в объезд? Так вы длину пути увеличите многократно, вам недостаточно опыта МКД?
— Общественный транспорт, он вообще как попадет на левый берег? Метро? НУ дай бог если в 20-м году появиться одна ветка с западного в центр, а дальше? Что деловой центр будет а метро появиться в сколь разумном виде в 50-м году? Даже не смешно, пускать по тем же мостам через Дон Автобусы, троллейбусы и трамваи? Вы верите что это будет работать, пусть даже с выделенными полосами? На те выделенные полосы нужно попасть, проехать перекрестки нагруженные и т.д.
— Сами кварталы делового центра, что вы сами под ними подразумеваете? Нью йорк, не лучшая концепция, уже сто лет они пытаются решить изначальные проблемы. А если например взять деловой центр Парижа? Весьма неплохая концепция, небоскребы между которыми пешая зона, максимум общественного транспорта. Я предлагаю именно такую схему, вокруг дорога односторонняя, внутри центр с парковкой, пешими зонами Торговыми комплексами и т.д. Общественный транспорт в виде наземного метро. Решение? Почему бы и нет, пусть в центре стоят университеты, административные здания, досуг… одно другому не мешает, зачем делать масло масленое.
— Развитие комплекса, совершенно не проблема, объем частного сектора в том направлении огромен, строить не перестроить. А вы были в Москва-Сити? Мне удалось за 15 минут обойти весь тот комплекс, Ростову подобного объема достаточно лет на 50. А ведь Москва-Сити практически такой же площади. Но главное это то что транспортно можно решить дополнительные направления как с Северного, Западного и Центра за счет слабой застройки в доль Реки Темерник, в Пром Зоне Вавилова, Частный сектор Железнодорожного района. Дорого? не дороже мостов через Дон и путей к ним. Длина маршрута даже меньше чем в центр.
P.s. Откройте снимок с космоса и оцените насколько неоднородный город и к чему приведет жесткий панцирь из спальных районов и деловых центров по периметру?

Генеральный план Ростова-на-Дону

Читайте: «Скандал вокруг поправок в генплан Ростова».

Генеральный план Ростова — стратегический городской документ, оговаривающий основные принципы социального, градостроительного, экономического развития мегаполиса до 2025 года. Составлен С.-Петербургским институтом урбанистики. Утвержден городской Думой в 2007 году.

В качестве аналогичных генплану по своей глобальности документов, также определяющих развитие Ростова на столь длительный период, можно выделить:

  • Проект агломерации Ростовской.
  • Основные направления Стратегического плана социально-экономического развития Ростова до 2025 года.

При этом генеральный план Ростова по ряду принципиальных вопросов вступает с ними
в противоречия. Вскоре после принятия генплана неоднократно поднимался вопрос
о многочисленных изменениях, которые в него необходимо внести.

ЦИТАТЫ

Автор проекта генерального плана Ростова до 2025 года Ирина Гришечкина: “Развитие города следует сдерживать в прежних границах, поскольку сращивание мегаполиса с Аксаем и Батайском — не есть хорошо. В рамках реализации генплана мы рассчитываем, что к 2025 году площадь столицы ЮФО практически не увеличится. Для дальнейшей застройки достаточно свободных земель в западной части, есть резервы и в центре, которые освободятся после сноса аварийного жилья”.

Автор проекта генерального плана Ростова в 1971–2001 гг. Норальд Нерсесьянц: «Ростов давно пора объединять с Аксаем и Батайском. Я работал над данным проектом еще задолго до принятия генплана, в 90-х годах, но нынешнее законодательство не позволило претворить его в жизнь. Как архитектор я вижу, что эти города — единое целое. Независимо от содержания генплана, Ростов все равно срастется с ними, ничего страшного здесь нет, так развиваются все крупные города».

I. Историческое наследие:

  1. Дореволюционные генпланы Ростова.
  2. Генеральный план восстановления и реконструкции Ростова 1945 г.
  3. Генеральный план Ростова в 1971–2001 гг.

II. Общие вопросы генерального плана Ростова:

  1. Новые принципы застройки.
  2. Прогноз численности населения.
  3. Уровень жизни.
  4. Жилищная обеспеченность.
  5. Решение земельного вопроса.
  6. Примерная себестоимость реализации генерального плана Ростова.

III. Портрет Ростова по завершении реализации генерального плана в 2025 году:

  1. Перенос центра города.
  2. Левый берег Дона и Зеленый остров.
  3. Новые районы Ростова.
  4. Дороги, транспорт.
  5. Метро, аэропорт, новый вокзал.

IV. Анализ генплана Ростова 2007–2025 гг.:

  1. Ошибочность многих решений, опровергаемая временем.
  2. Критика местными экспертами.
  3. Причины несовершенства.

V. Генплан: комментарии.

I. Историческое наследие

1. Дореволюционные генпланы Ростова

Памятник основателям Ростова. Справа — Александр Ригельман.

За всю историю существования Ростова было реализовано семь генеральных планов. Документом-прологом стал составленный Александром Ригельманом генплан строительства крепости Димитрия Ростовского в 1761–75 гг. Последняя являлась военным объектом, самого города на тот момент не существовало, но впоследствии она слилась с будущей столицей Юга.

Поэтому к самому первому документу относят составленный архитектором Трофимом Шаржинским генеральный план, утвержденный в 1811 году императором Александром I. В ходе реализации этого генплана расположившуюся возле крепости Солдатскую слободу реорганизовали в город Ростов с восемью улицами и шестью переулками. (Подробности см.: «Откуда брались ростовчане».)

После этого в дореволюционные времена на территории Ростова было реализовано еще два генеральных плана, утвержденных в 1845-м и 1868 гг. Последний дореволюционный генплан был принят в 1914 году, однако его не дали претворить в жизнь I мировая война и революция. Аналогичная судьба постигла и первый советский генеральный план Ростова 1940 года. По завершении Великой Отечественной войны документ пришлось полностью переписывать, поскольку город превратился в руины…

2. Генеральный план восстановления и реконструкции Ростова

В 1945 году был утвержден генплан восстановления и реконструкции города, разработанный архитектором Яном Ребайном1.
К наиболее масштабным проектам можно отнести следующие:

  • Двукратное улучшение жилищных условий для ростовчан.
  • Строительство городской набережной.
  • Соединение районов Ростова трамвайными путями.
  • Высадка рощ вокруг города.

Вместе с тем в ходе реализации генерального плана восстановления и реконструкции Ростова ряд крупных проектов так и не удалось претворить в жизнь (как отмечают архитекторы, ни один из генпланов не был реализован на 100%). Так два проекта были перенесены в генплан 1971–2001 гг., а из него уже «перекочевали» в современный документ.

К таковым относятся:

  • Строительство ниже Театрального спуска к Дону.
  • Строительство на Левом берегу Дона парка для отдыха ростовчан.

3. Генеральный план развития Ростова в 1971–2001 гг.

По оценкам архитекторов-современников, последний генеральный план Ростова удалось реализовать примерно в отношении «50:50». В частности, на момент принятия нового генплана город примерно
на 1,5 кв. метра перевыполнил социалистический план по обеспечению ростовчан жильем, оговаривающий 18 кв. метров на человека. Для этого были построены периферийные «спальные» районы. Одновременно город удалось обеспечить большинством запланированных объектов социальной инфраструктуры, практически со 100-процентной точностью сбылся прогноз по будущей численности населения.

Вместе с тем вследствие ограниченности финансирования ряд запланированных старым генеральным планом Ростова мер осуществлялся крайне медленно. Например, застраивая периферийные земли, город мало уделял внимания реконструкции исторического центра, ныне изобилующего аварийным и ветхим жильем.

Еще одно слабое звено мегаполиса — дороги, которые были построены на 50% от предусматриваемых объемов в старом генплане. При этом в Ростове успешно перевыполнен прогноз по автомобилизации, и на сегодняшний день уровень обеспеченности горожан личными авто на 1000 горожан превышает 300 машин (при запланированном в советские времена показателе не более 200 автомобилей) с учетом многочисленного транзитного транспорта, а также регулярно приезжающих водителей из окрестных населенных пунктов.

Авторы прежнего генерального плана Ростова не могли предвидеть последовавшего в 90-х годах прошлого века распада СССР, коренным образом изменившего жизнь мегаполиса. Генплан предполагал более авторитарные методы застройки. Например, документом не предусматривалось строительства на территории донской столицы частных домовладений, предполагалось развивать город «компактно» — учитывая, что среди всех «миллионников» России Ростов располагает наименьшими объемами свободных земель.

II. Общестратегические вопросы генерального плана Ростова до 2025 года2

1. Новые принципы застройки

Произошедшая смена строя и жизненных ценностей (в прежние времена первичными считались интересы государства) существенно обострила исторические проблемы Ростова, связанные с дефицитом земельных ресурсов и дорожной инфраструктуры. Застраивать город исключительно компактными «многоэтажками», запрещая возводить частное жилье, теперь бессмысленно.

При этом дальнейшее развитие мегаполиса в северном, восточном и южном направлениях сдерживают расположенные по соседству города-спутники. Командно-административным методом присоединить их к городу-ядру, как делалось в прежние времена, также не представляется возможным. Поэтому в нынешнем генеральном плане Ростова основная ставка была сделана на эволюционный путь развития

2. Прогноз численности населения

Согласно демографическому прогнозу, в ближайшие годы должен прекратиться спад населения и в случае развития оптимистичного сценария генплана численность населения ростовчан должна увеличиться, правда, весьма символически — на несколько десятков тысяч. Одновременно разработчики генерального плана Ростова заглянули и дальше — в 2030 год. По их прогнозам, в этот период город ожидает новый демографический спад, поскольку не родятся детей от детей, «не рожденных» в настоящее время.

3. Уровень жизни

При составлении нового генерального плана Ростова разработчики опирались на тот факт, что страна переживает постиндустриальный период развития. А в связи с этим не были запланированы интенсивный рост промышленности, наблюдавшийся в первые пятилетки реализации генплана 1971–2001 гг., крупнейших градоформирующих предприятий либо строительство новых значимых промышленных объектов. Если накануне принятия документа 60% населения мегаполиса работают в промышленности, а 40% — в сфере услуг, то к 2025 году эти пропорции должны измениться «с точностью до наоборот».

Вместе с тем в рамках генерального плана предполагается, что к 2025 Ростов сумеет улучшить качество жизни, развиваясь преимущественно как торговый город, перераспределяющий жизненные блага, а также как столица ЮФО.

4. Жилищная обеспеченность

Одной из приоритетных задач нового генерального плана Ростова является резкое улучшение жилищных условий горожан. Предполагается, что в 2025 году 18 кв. метров жилья (показатели, предусмотренные генпланом 1971–2001 гг.) будет приходиться только на малоимущих ростовчан, проживающих в социальных квартирах и домах. Представители более обеспеченных слоев населения будут жить более комфортно: средняя жилищная обеспеченность составит 31 кв. метр.

На момент принятия генерального плана общая площадь жилья в Ростове составляла около 20 млн кв. метров. До 2025 года генпланом предполагается построить 14–15 млн кв. метров нового жилья — фактически еще один город, обеспеченный необходимой социальной и хозяйственной инфраструктурой. При этом документ практически не предусматривает расширения ныне существующих границ у мегаполиса, переживающего острый дефицит земельных ресурсов.

5. Решение земельного вопроса

В рамках реализации генерального плана Ростова периферийное жилищное строительство намечено развернуть в западной части города. Кроме того, ликвидировать земельный дефицит предполагается за счет перевода территорий многочисленных садово-огородных товариществ в жилой фонд (с обустройством необходимой инфраструктуры), сноса ветхого и аварийного жилья, а также переселения некоторых промышленных предприятий за городскую черту или на окраины.

6. Примерная себестоимость реализации генерального плана Ростова:*

* В ценах 2005 г. Для сравнения: бюджет Ростова 2009 г. составил около 10 млрд руб.

III Портрет Ростова по завершении реализации генерального плана в 2025 году:

1. Перенос центра города

В ходе реализации генплана Ростова предполагается частичный переезд ныне забитого транспортом административного центра мегаполиса на участок в границах улиц Ленина-Нансена. Сюда будут переселены многие административные учреждения с Большой Садовой, благодаря чему удастся частично разгрузить главную улицу столицы ЮФО. Ул. Ленина и Нансена станут ее «дублерами» — например, здесь предполагается вести высотное офисное строительство.

Примечательно, что в рамках генерального плана Ростова это будет уже третий за историю мегаполиса переезд административного городского центра, поскольку в XIX веке самая главная улица смещалась в северном направлении дважды: с нынешней ул. Станиславского на Московскую и с Московской — на Б.Садовую.

Еще один из крупнейших проектов в городском центре, взятый из прежнего генерального плана Ростова, — продление улицы Набережной до реки Кизитеринка (окрестности «Ростсельмаша»). Эта улица продолжит оставаться местом отдыха ростовчан, и одновременно выполнять функцию транспортной магистрали.

2. Левый берег Дона и Зеленый остров

Восточную часть Левого берега Дона генеральным планом Ростова планируется развивать исключительно как зону для отдыха, поскольку она, будучи поймой реки, служит «легкими» мегаполиса, западную — как промзону (границей между ними является Ворошиловский мост). В восточной части Левбердона предполагается построить парк и стадион.

По замыслу разработчиков генплана Ростова, добраться сюда можно будет с Театральной площади на новом виде транспорта — канатной дороге, которая будет проходить через Зеленый остров, превращенный в «Аква-Сити».

3. Новые районы Ростова

В ходе реализации генплана основные объемы жилищного строительства намечено развернуть в западной части мегаполиса. К 2025 году здесь планируется возвести два новых района:

  • Левенцовский район с ориентировочной численностью населения в 90 тысяч человек.На сегодняшний день здесь вводятся в эксплуатацию дома первой очереди будущего жилого массива.
  • Кумженский район. Реализация данного проекта на сегодняшний день не начиналась, его целесообразность вызывает большие сомнения.

(Cм. рейтинг-каталог “Новые районы Ростова”).

4. Дороги

Большой объем работ в рамках реализации генерального плана Ростова намечен по строительству новых объектов дорожной инфраструктуры. С учетом ожидаемого авторами генплана 2–3-кратного автомобильного прироста предполагается полностью изменить транспортную инфраструктуру мегаполиса. В качестве примера крупнейшего проекта, который уже реализуется, стоит привести строительства крупнейшего в городе моста в створе улицы Сиверса. Введенный в эксплуатацию объект можно будет воспринимать как первую очередь будущего транспортного кольца мегаполиса.

5. Метро, аэропорт, новый вокзал

Ростовское метро. Вариант №2

Помимо канатной дороги, авторы генерального плана Ростова намеревались обеспечить мегаполис к 2025 году еще одним новым видом транспорта — скоростным трамваем, который рассматривался как суррогат городского метро. При этом проект строительства в городе метрополитена, предусмотренного генпланом 1971–2001 гг., предполагалось перенести в следующий генеральный план Ростова, который будут принимать после 2025 года, поскольку, по оценкам авторов документа, в нынешние времена у города не хватит финансовых возможностей реализовать данную идею.

Разработчики генплана Ростова предлагали зарезервировать для потомков земли под будущие станции метрополитена. Аналогичная консервация предусматривалась и для другого финансовоемкого проекта по выносу за городскую черту аэропорта, что также предполагалось осуществить еще к 2001 году. Вместе с тем была обозначена необходимость строительства второго железнодорожного вокзала в восточной части мегаполиса.

IV. Анализ генерального плана Ростова 2007–2025 гг.

1. Критика генплана

В ходе слушаний генерального плана местными экспертами выдвигались многочисленные критические замечания, ставящие под сомнение целесообразность принятия такого документа. В качестве наиболее глобальных возражений можно привести следующие тезисы, на основании которых проект подлежал даже не корректированию, а полной переработке:

Зачем лишать город легких?

Наиболее резкую критику вызвала выдвигаемая авторами генерального плана Ростова идея строительства Кумженского района. Данный проект рассматривался еще в 60-х годах прошлого века, однако от него отказались, как от экономически нецелесообразного, поскольку жить здесь опасно, а необходимые берегоукрепительные работы являются финансовоемкими и могут сказаться на себестоимости периферийного жилья. Одновременно в ходе застройки город лишится Кумженской рощи. Кроме того, по оценкам местных архитекторов, в случае строительства в западной части Ростова сразу двух районов, Левенцовского и Кумженского, мегаполис окажется парализованным в транспортных заторах (пр. Стачки и путепровод в створе ул. Текучева не справятся с машинопотоком).

  • Отложенный еще на 25 лет нынешним генпланом Ростова переезд за городскую черту ростовского аэропорта является жизненно необходимой задачей и для всего мегаполиса, и самих авиаторов. Нынешний объект не только создает колоссальный дискомфорт. Географическое месторасположение препятствует модернизации и созданию в окрестностях столицы ЮФО аэропорта международного класса, что негативно сказывается на развитии экономики.
  • В случае переезда аэропорта сама собой отпадает необходимость строительства в западной части города второго района, поскольку новый жилой массив можно будет построить на территории нынешнего аэровокзала. В результате Ростов будет развиваться гармонично.
  • Выдвигаемая в генеральном плане Ростова идея строительства путей скоростного трамвая как альтернативы метро крайне неубедительна. Скоростными путями необходимо связать западную часть города с центром. Прокладывать такую дорогу девятиметровой ширины над землей негде за исключением пр. Стачки, с которого несколько лет назад из-за дефицита места убрали обычные трамвайные рельсы, имеющие ширину шесть метров. Если же спускать скоростной трамвай под землю, город фактически получит все то же дорогостоящее метро.
  • На пр. Стачки трамвай не поместится

  • В генеральном плане Ростова практически не рассматривались вопросы взаимоотношения мегаполиса и городов-спутников.

2. Опровержение временем

Как показывают предварительные результаты, нынешний генеральный план Ростова оказался достаточно слабым документом, о чем свидетельствует обилие вносимых поправок. Наиболее наглядными опровержениями являются:

1. Вопреки выдвигаемой версии, в Ростове началось проектирование метрополитена. Под реализацию данного проекта создано специализированное предприятие.

2. Генплан предполагал минимизировать процесс экспансии Ростова на территории примыкающих населенных пунктов, считая, что развитие города должно осуществляться за счет качественного освоения имеющихся земельных ресурсов2. А тем временем в ходе составления документа Ростов хаотично начал застраивал территорию Аксайского сельского района, эти же земли частично оказались поглощенными разрастающимся городским кладбищем. И вскоре после утверждения документа началось строительство городов-спутников Ростова, лежащих на землях сразу двух муниципальных образований: мегаполиса и близлежащего соседа.

3. Причины несовершенства

Некоторыми из ростовских архитекторов Санкт-Петербургский институт урбанистики был подвергнут резкой критике за низкое качество выполненной работы: составителей документа обвинили в узости подхода к решению городских проблем. Как отмечалось рядом экспертов, генеральный план Ростова должен составлять ростовчанин, живущий в городе и хорошо осведомленный в местной специфике. В то время как «урбанисты» производят генпланы по конвейерному принципу, что, возможно, и позволяет обойти конкурентов на отнюдь не отличающихся совершенством конкурсных торгах, но неприемлемо для такого сложного города, как Ростов, который не является типовым поселком.

В свою очередь в защиту «урбанистов» можно привести тот факт, что сначала был разработан генеральный план Ростова и только затем составлялся более глобальный проект Ростовской агломерации. На самом деле последовательность выхода в свет этих документов должна быть прямо противоположной. Причем работа над генпланом Ростова началась задолго до того, как государство стало проводить политику формирования агломераций, созданием которых предполагалось решать проблемы крупных городов.

Разрабатывающие генеральный план Ростова (ставший одним из наиболее ранних «капиталистических» документов) «урбанисты» выступали первопроходцами, в чем обвинять их несправедливо. Кстати, такое же низкое качество подготовленных генпланов отмечается авторитетными СМИ не только у Ростова, но и других российских городов (при этом львиная их доля составлялась все тем же Институтом урбанистики).3

Но вместе с тем, по оценкам многих экспертов, в рамках нынешнего правового поля для крупных городов, исчерпавших за прошедшие десятилетия потенциалы в земельных ресурсах и инфраструктуре, практически невозможно составить качественный генплан — проблемы необходимо решать путем формирования агломераций. Причем их проектами можно успешно корректировать несовершенство генеральных планов.

V. Генплан: комментарии

Главный архитектор Ростовской области Александр Бояринов: «Жизнь показала: некоторые аспекты генерального плана Ростова не соответствуют действительности. Вернее, это было видно даже в ходе принятия документа. Основная проблема заключалась в том, что на данном этапе еще не сложилось понимания, куда городу идти дальше. И теперь генплан неизбежно придется корректировать».

(Ростов, осень 2009 г., общественные слушания Стратегического плана социально-экономического развития Ростова до 2025 года).

Заместитель главы администрации Ростова по строительству и перспективному развитию Анатолий Лабусов: «К сожалению, к моменту проведения конкурса на разработку нового генплана сообщество ростовских архитекторов оказалось расколото на несколько групп, которые не смогли составить должную конкуренцию маститой и сплоченной команде из Санкт-Петербурга. Тем не менее главным условием, которое мы поставили перед питерцами, было сохранение преемственности в развитии нашего города. И вот здесь наши мнения существенно разошлись. Меня волнует, что среди других городов-миллионников Ростов имеет самую маленькую территорию — это существенно сдерживает приток инвесторов в город. Имеющиеся свободные ресурсы, та же Левенцовка, к 2015 году будут освоены. Что дальше? Нам нужно обеспечить право на дальнейшее территориальное развитие».4

Руководитель «Южно-Российского градостроительного центра» Юрий Трухачев: «Экономическая целесообразность ряда проектов генерального плана Ростова весьма сомнительна. Так, для строительства Кумженского района придется «намывать» восемь метров песка. Дешевле инвестировать эти деньги в переселение аэропорта и возводить новый массив на его месте. Кроме того, при сформировавшейся застройке скоростной трамвай не сможет пройти через центр мегаполиса, а в западном направлении для него нужны профильные улицы. Но Ростов уже разрабатывает генплан три года. И его необходимо принять, так как в противном случае в городе запретят строить. А если стройкомплекс остановится, от нас уйдут инвесторы из других отраслей».
(Ростов, зима 2006 г., общественные слушания генплана).

Председатель комитета по охране окружающей среды и природных ресурсов Ростовской области Валентина Остроухова: «В новом генеральном плане Ростова к зеленым зонам городского центра относятся только ныне существующие объекты. Между тем здесь необходимо построить новый парк, мегаполису нужны компенсационные посадки. Помимо этого, в генплане не определено местораположения полигона бытовых отходов, мусороперерабатывающего завода и предприятия по сжиганию илового осадка очистных сооружений канализации. Эти объекты не могут строиться на территории города».
(Ростов, зима 2006 г., общественные слушания генплана).

Олег ПЕТРУШИН
В публикации использованы фото с сайта

Лица необщим выраженьем…

Ростов похож только на себя самого.

Ссылки:

  1. Г. А. Иноземцев. «200 лет». (К двухсотлетию со дня основания города). Ростов н/Д, 1949 г.
  2. Генеральный план развития Ростова-на-Дону.
  3. НТВ: «Страсти по Генплану».
  4. «Вестник министерства строительства, архитектуры и ЖКХ Ростовской области». № 1 (22) 2007 г. Анатолий Лабусов: «Генплан не догма, а руководство к действию».

См. также:

  • Ростов и новые районы.
  • Города-спутники Ростова.
  • “Западные ворота”: третья очередь.
  • Сколько стоит кусочек Ростова.
  • Пятилетка генеральных планов.
  • Форум о Большом Ростове.
  • Золотой конь, криптоящер и женщина в белом.
  • Вода Ростова-на-Дону.
  • Жилищное строительство в Ростове.
  • Ветераны выбирают Левенцовку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *