Схемы оптимизации НДС

Автор: | 17.07.2018

Содержание

Оптимизация НДС заключается в том, чтобы исходя из специфики расчета этого косвенного налога стараться уменьшить «выходной» НДС и увеличить «входной» НДС.

НДС, подлежащий уплате в бюджет = Выходной НДС – Входной НДС

«Выходной» НДС исчисляется по всем операциям, которые являются объектами налогообложения согласно ст. 146 НК РФ, а «входной» НДС подлежит налоговому вычету согласно ст.171–172 НК РФ при условии, что:

  • приобретенные ресурсы используются в операциях, облагаемых НДС (производство и реализация товаров, выполнение работ и оказание услуг, облагаемых НДС);

  • приобретенные ресурсы приняты к учету (товары оприходованы, работы приняты, услуги оказаны), что подтверждается соответствующими первичными документами (накладными, актами);

  • приобретенные ресурсы оплачены;

  • по приобретенным ресурсам имеются в наличии счета-фактуры.

Оптимизация НДС отнюдь не заключается в том, чтобы освободиться от НДС в разрешенных НК РФ случаях, т. е. свести «выходной» НДС к нулю, поскольку в этом случае «входной» НДС из бюджета не возмещается, а включается в издержки производства и обращения, уменьшая тем самым прибыль организации. Более того, не имея возможности выставить покупателям (заказчикам) «выходной» НДС, организация, освободившаяся от НДС, лишает их права произвести налоговый вычет на «входной» НДС, которого просто нет.

Процесс оптимизации НДС зависит от:

  1. является ли предприятие конечным в цепочке производства и реализации продукции и ему целесообразно использовать освобождение от НДС,

  2. потребляют ли продукцию другие и, следовательно, не целесообразно использовать освобождения, т. к. льготы носят «мнимый» характер.

Условием для получения данного освобождения является размер выручки, если за 3 предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета НДС не превысила в совокупности 2 млн руб. При этом размер выручки от реализации товаров (работ, услуг) определяется исходя из всех оборотов по реализации товаров (работ, услуг), как облагаемых, так и не облагаемых НДС.

Следует отметить, что ряду субъектов малого предпринимательства не требуется получение специального освобождения от НДС, поскольку они и так уже освобождены от этой обязанности:

  • не являются плательщиками НДС организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения (за исключением случаев, когда организации исполняют обязанность по удержанию налога у источника выплат и уплате его в бюджет, то есть выполняют обязанности налогового агента).

  • не являются плательщиками НДС организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на уплату единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности (за исключением случаев, когда организации и индивидуальные предприниматели исполняют обязанность по удержанию налога у источника выплат и уплате его в бюджет, то есть выполняют обязанности налогового агента). Вместе с тем следует подчеркнуть, что организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие виды деятельности, которые не подпадают под налогообложение единым налогом на вмененный доход, являются плательщиками НДС по этим видам деятельности в общеустановленном порядке.

Однако освобождение организаций и индивидуальных предпринимателей от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС не применяется в отношении обязанностей, возникающих в связи с ввозом товаров на таможенную территорию РФ, подлежащих налогообложению НДС (подп. 4 п. 1 ст. 146 НК РФ).

Тем не менее, получив освобождение, налогоплательщики должны ежемесячно отслеживать свою выручку и сопоставлять ее фактический размер с установленными условиями (ст. 145 НК РФ). Если в течение периода, в котором организации и индивидуальные предприниматели были освобождены от обязанностей налогоплательщика, выручка от реализации товаров (работ, услуг) превысит установленное ограничение (т. е. за три последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС превысила в совокупности 2 млн руб.), то налогоплательщики начиная с 1-го числа месяца, в котором имело место такое превышение, и до окончания периода освобождения утрачивают право на освобождение и уплачивают НДС на общих основаниях (п. 4 ст.

Оптимизация НДС — как все сделать законно?

145 НК РФ). Сумма НДС за месяц, в котором имело место превышение, подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке.

Статьей 145 НК РФ установлены также еще два случая, при которых налогоплательщики (даже при наличии фактического размера выручки менее 2 млн руб. за три последовательных календарных месяца) теряют свое право на освобождение от НДС:

  • в случае непредставления налогоплательщиком документов, необходимых для получения освобождения от НДС (либо представления документов, содержащих недостоверные сведения);

  • в случае реализации налогоплательщиками подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья.

Рассмотрим на условном примере вопрос оптимизации НДС через освобождение от налога.

Имеются 3 поставщика одного и того же (взаимозаменяемого) производственного ресурса (сырья, материалов, работ, услуг) со следующими условиями: поставщик А предлагает ресурс по цене 1000 руб., включая НДС 180 руб.; поставщик В предлагает ресурс по цене 1100 руб., без НДС (получил налоговое освобождение); поставщик С предлагает ресурс по цене 1000 руб., без НДС.

Вопрос: у кого выгоднее приобретать ресурс, если предприятие покупатель является плательщиком НДС и использует ресурс в переработке?

Добавленная стоимость предприятия-покупателя составляет 3000 руб. на единицу продукции.

Из этого примера очевидно, что приобретение производственных ресурсов по более низким ценам, но без НДС приводит к увеличению отпускных цен и потере конкурентоспособности. Помимо всего прочего, сумма НДС, полученная, от покупателей в составе выручки, целиком перечисляется в бюджет, поскольку к возмещению нечего предъявлять.

Вместе с тем, если существует третий поставщик, поставляющий производственный ресурс по цене 1000 руб. без НДС, то данный вариант дает тот же эффект, что и вариант А. При варианте С производитель перечисляет в бюджет сумму НДС в размере 720 руб., но при этом отпускная цена такая же, как при варианте А.

Таким образом, можно сделать вывод, что освобождения от уплаты НДС неэффективны в тех случаях, когда освобожденные от налога товары (работы, услуги) передаются на следующий цикл производства, участвуя в промежуточном потреблении. В этом случае организация, приобретающая производственные ресурсы, освобожденные от НДС, для процесса производства других товаров (работ, услуг), которые облагаются НДС в общеустановленном порядке, фактически уплачивает НДС и за себя, и за того, кто был освобожден от НДС на предыдущей стадии народнохозяйственного цикла производства, при этом сумма НДС включается в отпускную цену. Получается, что НДС, не уплаченный на одном цикле производственного процесса, перекладывается на следующий цикл.

Получая освобождение от НДС, налогоплательщики в указанных случаях облегчают свое налоговое положение, ухудшая тем самым налоговое положение покупателей, заказчиков реализуемых ими товаров (работ, услуг) и делая неконкурентными по цене свои товары (работы, услуги).

Освобождение от НДС становится выгодным, когда покупатели (заказчики) не выделяют «входной» НДС и не предъявляют его к налоговому вычету из своих налоговых обязательств по НДС.

Например, тогда, когда конечными потребителями данных товаров (работ, услуг) являются физические лица, приобретающие их не для производственных целей, а для целей своего личного потребления, то есть для конечного потребления.

Особо следует остановиться на использовании пониженной ставки 10 %: организация, производящая (реализующая) товары, облагая их «выходным» НДС по ставке 10 %, приобретает производственные ресурсы с «входным» НДС в 20 %. В результате сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, составляет либо небольшую величину, либо вообще образуется дебиторская задолженность бюджета перед данной организацией, поскольку сумма «входного» НДС превышает сумму «выходного» НДС. На практике применение ставки в 10 % становится даже выгоднее полного освобождения от НДС:

  • в случае полного освобождения от НДС суммы «входного» НДС из бюджета не возмещаются, а включаются в себестоимость, уменьшая тем самым прибыль организации (а также и налог на прибыль);

  • в случае, если сумма «выходного» НДС по ставке 10 % меньше суммы, «входного» НДС по ставке 20 %, то бюджет на образовавшуюся разницу фактически финансирует данную организацию; при этом не затрагиваются издержки производства и обращения данной организации и режим налогообложения НДС не влияет на размер прибыли.

Таким образом освобождение от НДС экономически выгодно только в двух случаях:

  • если реализуемые без НДС товары (работы, услуги) потребляются в промежуточном потреблении налогоплательщиками, освобожденными от НДС (как в соответствии со статьей 145 Н К РФ – в зависимости от размера выручки, так и в соответствии со статьей 149 НК РФ – при осуществлении операций, освобожденных от НДС);

  • если реализуемые без НДС товары (работы, услуги) потребляются в конечном потреблении физическими лицами.

Возможность и необходимость оптимизации НДС

Одним из самых сложных для оптимизации налогов является налог на добавленную стоимость. В принципе, российское налоговое законодательство предусматривает достаточно много законных схем и способов, как этот налог можно вообще не платить, либо платить в уменьшенном размере. Однако, большинство предприятий и организаций воспользоваться такими налоговыми льготами не могут, не хотят или не умеют.

Планирование и оптимизация НДС — задача непростая. Но, как показывает практика, все-таки решаемая.

Итак, что собой представляет налог на добавленную стоимость?

Данный налог является, как уже сказано выше, одним из самых сложных в налоговом законодательстве и относится к группе косвенных налогов. Косвенные налоги

— это налоги на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавок к цене товаров или к тарифам на услуги и не зависящие от доходов налогоплательщиков (в отличие от прямых налогов, связанных с доходами). При введении косвенных налогов производители (продавцы) товаров и услуг продают их по ценам и тарифам с учетом налоговой надбавки, которую затем передают государству. Таким образом, производители и продавцы выступают в роли сборщика налогов, уполномоченного на то государством, а покупатель становится плательщиком этого налога.

Как оптимизировать ндс

Объектом налогообложения по НДС в соответствии со ст.146 НК РФ признаются следующие операции:

— реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отпускного или новации, а также передача имущественных прав;

— передача на территории РФ товаров (выполненных работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций;

— выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;

— ввоз товаров на таможенную территорию РФ.

Оптимизацией же налогообложения по НДС будет являться уменьшение размеров налоговых обязательств посредством целенаправленных правомерных действий налогоплательщика, включающих в себя полное использование всех представленных законодательством налоговых льгот и других законных приемов и способов.

Другими словами, это организация деятельности предприятия или организации, при которой налоговые платежи по НДС сводятся к минимуму на законных основаниях, без нарушения норм налогового, административного и уголовного законодательства.

Как оптимизировать НДС?

Следует обратить внимание, что существует множество способов и схем оптимизации НДС. Вот некоторые из них:

1. Одна из схем по оптимизации НДС представляет собой замену части стоимости продаваемого товара на проценты по коммерческому кредиту.

В соответствии со ст.823 ГК РФ договорами, исполнение которых связано с передачей в собственность другой стороне денежных сумм или других вещей, определяемых родовыми признаками, может предусматриваться предоставление кредита, в том числе в виде аванса, предварительной оплаты, отсрочки и рассрочки оплаты товаров, работ или услуг (коммерческий кредит). То есть, продавец по договору коммерческого кредита снижает стоимость имущества и предоставляет отсрочку. При этом взимает проценты, сумма которых равна скидке. В итоге получается, что часть выручки от реализации товара у продавца не облагается НДС. Однако, налоговики настаивают на том, что проценты по коммерческому кредиту облагаются НДС. При этом они ссылаются, во-первых, на ст.823 ГК РФ, из которой следует, что предоставление коммерческого кредита (а значит, и проценты) непосредственно связано с оплатой товаров. Во-вторых, ссылаются на то, что главой 21 НК РФ прямо освобождены от налогообложения НДС только проценты по товарному кредиту, и то только в части, не превышающей ставку рефинансирования Банка России.

Между тем, судебно-арбитражная практика придерживается иной точки зрения.

В п. 14 совместного Постановления от 08.10.98 г. Пленума ВС РФ № 13 и Пленума ВАС РФ № 14 «О практике применения положений Гражданского кодекса РФ о процентах за пользование чужими денежными средствами» подчеркнуто следующее: поставщику предоставлено право указывать в договоре на обязанность покупателя уплачивать проценты на сумму, соответствующую цене товара, начиная со дня передачи товара продавцом. Эти проценты, начисляемые (если иное не установлено договором) до дня, когда оплата товара была произведена, являются платой за коммерческий кредит. Таким образом, было четко разъяснено, что указанные проценты не увеличивают цену товара; они являются платой за пользование денежными средствами и не связаны с оплатой товара. Поэтому проценты по коммерческому кредиту не должны облагаться НДС. Данный вывод также полностью подтверждается Постановлением ФАС Восточно-Сибирского округа от 05.08.08 г. № А33-3593/ 08-Ф02-3654/08.

2. Следующий способ заключается в использовании одного из посреднических договоров комиссии, агентирования или поручения вместо договора купли-продажи для целей оптимизации НДС.

Достаточно часто на практике складываются ситуации, когда торговые организации вынуждены работать с поставщиками, не являющимися налогоплательщиками НДС (применяющими специальные режимы налогообложения УСН и ЕНВД, либо освобожденными от уплаты НДС по ст. 145 НК РФ). В этом случае эти торговые организации не вправе предъявить к вычету какую бы то ни было сумму НДС по приобретенным товарам, так как продавцы товара не платят этот налог: они либо выставляют покупателю счет-фактуру с нулевым НДС (в случае освобождения по ст. 145 НК РФ), либо вовсе не выписывают счет-фактуру (при уплате ЕНВД или при применении УСН). В дальнейшем, при перепродаже данного товара указанные торговые организации (если применяют общую систему налогообложения) обязаны будут исчислить и уплатить в бюджет НДС со всей стоимости реализуемой продукции. Использование в таких ситуациях договора, например, комиссии, по которому дружественная или дочерняя организация-посредник будут выступать в качестве комиссионера (т. е. реализовать товар по поручению своего поставщика, не приобретая при этом право собственности на реализуемый товар) и участвовать в расчетах от собственного имени, позволяет уплачивать НДС только с суммы своего вознаграждения, которое, по своей сути, является ничем иным как торговой наценкой (ст.156 НК РФ).

Подсчитать выгоду от использования данного способа просто. Сумма НДС к уплате равна разнице между НДС, который организация-посредник начислила бы при отгрузке потребителю, и налоговым вычетом, возникающим после оплаты продукции поставщику, не освобожденному от уплаты этого налога. Получается, покупатели, работающие с контрагентами-продавцами на УСН или ЕНВД, или освобожденными от уплаты НДС, должны уплачивать меньше налога на добавленную стоимость, чем если бы взаимоотношения между партнерами базировались на договоре купли-продажи.

3. Еще один способ оптимизации НДС в рамках данной ситуации состоит в отсрочке уплаты НДС.

Например, продавец-«упрощенец» все-таки выставляет покупателю счет-фактуру с выделенным НДС. В соответствии с п. 5 ст. 173 НК РФ выставление счетов-фактур с НДС НК РФ не запрещено не только для «упрощенцев», но и для любых неплательщиков НДС. Выставив счет-фактуру с НДС, он сам налог перечисляет в бюджет не сразу, а с большой отсрочкой. В свою очередь контрагент-покупатель возмещает эту сумму налога из бюджета. В целом такая группа компаний получит экономическую выгоду в сумме возмещенного из бюджета НДС на время полученной отсрочки. Налоговики по данной ситуации, отстаивая свою позицию, приводили аргумент: раз поставщик плательщиком НДС не является, то и не вправе выставлять счета-фактуры с НДС. Такой спор явился предметом судебного рассмотрения, и ВАС РФ в своем Определении от 13.02.09 № ВАС-535/09 подтвердил, что торговая организация на общем режиме не теряет право на вычет НДС по счетам-фактурам, которые ей выставляет «упрощенец».

Отсрочку от уплаты НДС можно получить и устанавливая в договоре купли-продажи особый порядок перехода права собственности на товар.

В соответствии с п.1 ст.223 ГК РФ право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором. В свою очередь, объектом обложения НДС является реализация товаров, работ, услуг. В то же время, согласно п.1 ст.39 НК РФ реализацией товаров признается передача права собственности на эти товары.

Следовательно, в случае отсутствия перехода права собственности на товар объект налогообложения НДС не возникает. Таким образом, в договоре можно установить такой порядок перехода права собственности на товар или часть товара, при котором получается максимальная отсрочка уплаты НДС в бюджет.

4. Следующий способ оптимизации НДС — включение в налоговую базу по НДС скидок дистрибьюторам за выбранный объем покупок.

Например, налогоплательщик — юридическое лицо заключил с организациями-покупателями (дистрибьюторами) дистрибьюторские соглашения на распространение и сбыт товара третьим лицам. При этом были разработаны планы продаж товара. Это подтверждено приложением к дистрибьюторским соглашениям. Чтобы дистрибьюторы больше покупали, налогоплательщик разработал и ввел систему скидок. При этом в договорах, заключенных налогоплательщиком с контрагентами, была указана только базовая цена товара без учета дисконта. Эта же цена фиксировалась в первичных документах на отгрузку. По окончании налогового периода организация определяла объем закупок каждого дистрибьютора и предоставляла ему скидку за предыдущий квартал. В текущем периоде организация уменьшала цену уже отгруженных товаров и корректировала базу по НДС на основании «отрицательных» счетов-фактур.

По мнению налоговиков скидки, предоставляемые дистрибьюторам, не связаны с изменением цены товара, т.е. налогоплательщик неправомерно корректировал выручку и занижал налоговую базу по НДС.

Изложенная ситуация явилась предметом рассмотрения Высшего Арбитражного Суда РФ.

Так, в своем Постановлении от 22 декабря 2009 г. N 11175/09 Президиум ВАС РФ указал: «Как установлено судами, общество реализовывало в рассматриваемые налоговые периоды свой товар через сеть дистрибьюторов. При заключении дистрибьюторских соглашений предусматривалось, что дистрибьюторы осуществляют распространение и сбыт товара третьим лицам, при этом в целях мотивации последних к увеличению объемов закупаемого товара, увеличению доли рынка товара, развитию дистрибьюции товара, а также укреплению платежной дисциплины общество по согласованию с дистрибьютором устанавливает систему скидок с цены товара (систему бонусных скидок). Скидка предоставляется дистрибьютору по результатам работы в процентном соотношении к объему проданного товара за определенный период, в частности за выполнение плана продаж, своевременность оплаты, достижение поставленных целей (за особые усилия по продвижению товара на рынке).

Суды, отказывая в удовлетворении требования общества в указанной части, пришли к выводу, что ретроспективные скидки (бонусные скидки), предоставляемые дистрибьюторам, являются скидками, не изменяющими цену

товара, поскольку такие скидки определялись обществом в процентном отношении от общей стоимости всех проданных товаров за предыдущий период, а в договорах поставки не указаны первоначальная цена товара и цена, сформированная с учетом предоставленных покупателю скидок».

Однако, учитывая изложенное в п.1 ст.39, п.2 ст.153 и п.4 ст.166 НК РФ, Президиум ВАС РФ пришел к выводу: что, независимо от того, как стороны дистрибьюторского соглашения определили систему поощрения: путем предоставления скидки, определяющей размер возможного уменьшения базисной цены товара, указанной в договоре, либо предоставления бонуса — дополнительного вознаграждения, премии, предоставляемой продавцом покупателю за выполнение условий сделки, а также независимо от порядка предоставления скидок и бонусов (перечисления на расчетный счет, зачета в качестве аванса или уменьшения задолженности) при определении налогооблагаемой базы сумма выручки подлежит определению с учетом скидок, а в случае необходимости — корректировке за тот налоговый период, в котором отражена реализация товаров (работ, услуг).

Таким образом, на основании положений п.1 ст.153 и п.4 ст.166 НК РФ налоговая база в целях исчисления суммы НДС подлежит определению с учетом скидок, а в случае предоставления этих скидок после даты отгрузки товаров — корректировке за налоговый период, когда отражена соответствующая отгрузка товаров. Что и подтверждается вышеуказанным Постановлением Президиума ВАС РФ N 11175/09.

5. Вид деятельности, который освобождает полностью от уплаты НДС в силу положений п.п. 4 п. 3 ст. 149 НК РФ.

Указанный подпункт данной статьи гласит: «Не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) на территории Российской Федерации следующие операции: 4) операции, осуществляемые организациями, обеспечивающими информационное и технологическое взаимодействие между участниками расчетов, включая оказание услуг по сбору, обработке и рассылке участникам расчетов информации по операциям с банковскими картами».

Если читать эту норму буквально, то получается, что от обложения НДС освобождаются все операции, осуществляемые такими организациями, а не только операции, связанные с обеспечением взаимодействия между участниками расчетов. Поэтому организации достаточно, например, арендовать терминалы, подключенные к какой-либо платежной системе, и самостоятельно принимать платежи. Это и будет «информационной и технологической помощью в расчетах», хотя официально это понятие нигде не разъяснено. В итоге организация выполняет требования, установленные НК РФ, поэтому все операции, осуществляемые ею, не облагаются НДС на основании п.п.4 п.3 ст. 149 НК РФ.

Также следует учитывать, что в соответствии с п.7 ст.3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.

Освобождение от уплаты НДС позволит снизить цену для повышения конкурентоспособности, а также получить дополнительную прибыль.

6. Исключение из налоговой базы по НДС денежных средств, поступающих на оплату услуг льготным категориям граждан.

В соответствии с п.2 ст.154 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы РФ в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.

Суммы субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы не учитываются.

Налоговики считают, что суммы на покрытие убытков и суммы, компенсирующие расходы налогоплательщика, в налоговую базу по НДС не включаются. В то же время денежные средства, поступающие на оплату услуг льготным категориям граждан, должны включаться в налоговую базу на основании п.п. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ (налоговая база увеличивается на суммы полученных за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).

Между тем, судебная практика складывается в пользу налогоплательщиков:

Так, в Постановлении ФАС Московского округа от 26.04.2010 N КА-А40/3844-10 по делу N А40-101211/09-80-665 сделан вывод: предоставленные обществу субсидии не являются суммами, полученными в счет увеличения доходов. Данные средства не могут быть включены в налоговую базу на основании ст. 162 НК РФ, т.к. они получены в рамках целевого финансирования, направленного на погашение расходов предприятия. «Как правильно указали суды, из смысла п.п. 2 п. 1 ст. 162 Налогового кодекса Российской Федерации не вытекает обязанность налогоплательщика включать суммы субсидий в налогооблагаемую базу по НДС, так как такие средства нельзя расценивать как полученные за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).

Учитывая изложенное, суды сделали правильный вывод о том, что субсидии, предоставляемые налогоплательщику вследствие применения им государственных регулируемых цен или предоставления льгот отдельным потребителям в соответствии с законодательством, не должны включаться в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость».

Аналогичный вывод сделал ФАС Поволжского округа в своем Постановлении от 12.02.2009 по делу N А06-2848/2008 — так как бюджетные средства направлялись на возмещение расходов, связанных с реализацией предприятием коммунальных услуг по льготным ценам, они не могут быть включены в налогооблагаемую базу по НДС. Довод налогового органа о том, что такие средства подлежат включению в налоговую базу на основании п.п. 2 п.1 ст.162 НК РФ, признан несостоятельным.

7. Налоговая схема по продаже имущества без НДС с помощью простого товарищества.

НК РФ не требует восстанавливать НДС при передаче имущества в простое товарищество. Что и подтвердил Президиум ВАС РФ, указав в своем Постановлении № 2196/10 от 22.06.2010 г. что нормы НК РФ не устанавливают для налогоплательщика, заключившего договор о совместной деятельности (договор простого товарищества), обязанности по восстановлению налога, ранее предъявленного к вычету. «Неприменимы к рассматриваемой ситуации в части разрешения вопроса о наличии обязанности по восстановлению налога на добавленную стоимость и положения ст.ст. 39 и 146 НК РФ, поскольку круг лиц, на которых возложена обязанность по восстановлению ранее заявленного к вычету налога, установлен ст. 170 Кодекса и не подлежит расширительному толкованию. То обстоятельство, что согласно п. 3 ст. 39 НК РФ вклады по договору простого товарищества не признаются реализацией, свидетельствует лишь о том, что такая передача не образует объекта обложения налогом на добавленную стоимость. При этом операции, осуществляемые по договору простого товарищества, признаются объектом обложения налогом на добавленную стоимость в соответствии с главой 21 НК РФ, а исчисление и уплата этого налога, включая применение налоговых вычетов, производится участником товарищества в порядке, предусмотренном ст.174.1 НК РФ».

С учетом изложенного допустима налоговая схема по продаже имущества без НДС с помощью простого товарищества, когда несколько участников вносят в совместную деятельность вклады в виде недвижимых или движимых вещей, а также денежные средства, а при разрыве отношений просто обмениваются вкладами.

8. Кроме вышеуказанных схем и способов оптимизации НДС существует также множество других способов:

а) оформление вместо предоплаты или аванса договора займа. По условиям такого договора займа покупатель предоставляет займ продавцу на сумму, эквивалентную сумме аванса. Дата возврата заемных средств является близкой к дате поставки товара (оказания услуги, выполнения работы). При этом в договоре купли-продажи необходимо указать, что товар (работа, услуга) будет поставлен без получения предоплаты. Также желательно, чтобы сумма займа не совпадала с суммой стоимости товара (работы, услуги), а дата возврата заемных средств не совпадала с датой поставки товара (выполнения работы, оказания услуги);

б) оформление вместо предоплаты или аванса соглашения о задатке. Задатком в соответствии с ГК РФ признается денежная сумма, выдаваемая одной из договаривающихся сторон в счет причитающихся с нее по договору платежей другой стороне, в доказательство заключения договора и в обеспечение его исполнения. Таким образом, задаток не является предоплатой за товары (работы, услуги). Его цель — это обеспечение выполнения обязательств. Следовательно, продавцу не нужно начислять НДС с полученной в виде задатка суммы; в) покупатели товаров, облагаемых НДС по ставке 10 %, могут завысить вычет НДС по предоплате. Президиум ВАС РФ в Постановлении от 25.01.2011 г. №10120/10 пришел к выводу, что НДС с суммы предоплаты можно исчислять по расчетной ставке 18/118 независимо от того, какие именно товары планируется в будущем поставить по договору: облагаемые по ставке 18 % или 10%. Из этого следует, что товары, реализация которых облагается по ставке 10 % выгоднее закупать по предоплате. В этом случае продавцом будет выставлен счет-фактура на аванс, где НДС будет исчислен по ставке 18, а не 10 %. Естественно, потом, эти суммы придется скорректировать и доплатить налог. Но организация получил выгоду по НДС за счет временного разрыва между предоплатой и отгрузкой. Чем больше такой временной разрыв, тем больше выгода.

Однако, при использовании всех указанных, а также других схем и способов оптимизации НДС надо четко помнить и выполнять основное правило: все способы и схемы должны обязательно иметь экономическое обоснование и правильное документальное оформление, все хозяйственные операции должны сопровождаться первичными документами, оформленными в установленном законом порядке.

Помимо изложенного, в заключении следует сказать еще о некоторых практических выводах:

— всегда надо помнить и другое правило налоговой оптимизации: схема должна быть незаметной для проверяющих;

— при выборе конкретных форм оптимизации обязательно следует определять допустимую степень налоговых рисков, в том числе с учетом правоприменительной и судебной практики;

— внедрение любого способа оптимизации НДС должно иметь четко обозначенные деловые цели и сопровождаться серьезным правовым обоснованием, и лишь результатом этого будет являться налоговая выгода.

При всем этом следует учитывать, что неудачная оптимизация не только НДС, но и любого другого налога, может привести к конфликтам организации не только с налоговыми органами, а также и со своими контрагентами, и со своими работниками.

Юрий Федотенко

юрист

ПОДЕЛИТЬСЯ ИНФОРМАЦИЕЙ:

Категория: Налоги

Похожие статьи:

Мы рассчитали безопасную долю вычетов по НДС по регионам

Что такое НДС. Сущность налога на добавленную стоимость

21.05.2014 НДС. Изменения с 1 января 2015 года

Что не облагается НДС

20 Ноября 2014 Новая форма декларации по НДС 2015

Оптимизация НДС заключается в том, чтобы исходя из специфики расчета этого косвенного налога стараться уменьшить «выходной» НДС и увеличить «входной» НДС.

НДС, подлежащий уплате в бюджет = Выходной НДС – Входной НДС

«Выходной» НДС исчисляется по всем операциям, которые являются объектами налогообложения согласно ст. 146 НК РФ, а «входной» НДС подлежит налоговому вычету согласно ст.171–172 НК РФ при условии, что:

  • приобретенные ресурсы используются в операциях, облагаемых НДС (производство и реализация товаров, выполнение работ и оказание услуг, облагаемых НДС);

  • приобретенные ресурсы приняты к учету (товары оприходованы, работы приняты, услуги оказаны), что подтверждается соответствующими первичными документами (накладными, актами);

  • приобретенные ресурсы оплачены;

  • по приобретенным ресурсам имеются в наличии счета-фактуры.

Оптимизация НДС отнюдь не заключается в том, чтобы освободиться от НДС в разрешенных НК РФ случаях, т. е. свести «выходной» НДС к нулю, поскольку в этом случае «входной» НДС из бюджета не возмещается, а включается в издержки производства и обращения, уменьшая тем самым прибыль организации. Более того, не имея возможности выставить покупателям (заказчикам) «выходной» НДС, организация, освободившаяся от НДС, лишает их права произвести налоговый вычет на «входной» НДС, которого просто нет.

Процесс оптимизации НДС зависит от:

  1. является ли предприятие конечным в цепочке производства и реализации продукции и ему целесообразно использовать освобождение от НДС,

  2. потребляют ли продукцию другие и, следовательно, не целесообразно использовать освобождения, т. к. льготы носят «мнимый» характер.

Условием для получения данного освобождения является размер выручки, если за 3 предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета НДС не превысила в совокупности 2 млн руб. При этом размер выручки от реализации товаров (работ, услуг) определяется исходя из всех оборотов по реализации товаров (работ, услуг), как облагаемых, так и не облагаемых НДС.

Следует отметить, что ряду субъектов малого предпринимательства не требуется получение специального освобождения от НДС, поскольку они и так уже освобождены от этой обязанности:

  • не являются плательщиками НДС организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения (за исключением случаев, когда организации исполняют обязанность по удержанию налога у источника выплат и уплате его в бюджет, то есть выполняют обязанности налогового агента).

  • не являются плательщиками НДС организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на уплату единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности (за исключением случаев, когда организации и индивидуальные предприниматели исполняют обязанность по удержанию налога у источника выплат и уплате его в бюджет, то есть выполняют обязанности налогового агента).

    Оптимизация уплаты НДС: интересные схемы для внедрения

    Вместе с тем следует подчеркнуть, что организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие виды деятельности, которые не подпадают под налогообложение единым налогом на вмененный доход, являются плательщиками НДС по этим видам деятельности в общеустановленном порядке.

Однако освобождение организаций и индивидуальных предпринимателей от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС не применяется в отношении обязанностей, возникающих в связи с ввозом товаров на таможенную территорию РФ, подлежащих налогообложению НДС (подп. 4 п. 1 ст. 146 НК РФ).

Тем не менее, получив освобождение, налогоплательщики должны ежемесячно отслеживать свою выручку и сопоставлять ее фактический размер с установленными условиями (ст. 145 НК РФ). Если в течение периода, в котором организации и индивидуальные предприниматели были освобождены от обязанностей налогоплательщика, выручка от реализации товаров (работ, услуг) превысит установленное ограничение (т. е. за три последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС превысила в совокупности 2 млн руб.), то налогоплательщики начиная с 1-го числа месяца, в котором имело место такое превышение, и до окончания периода освобождения утрачивают право на освобождение и уплачивают НДС на общих основаниях (п. 4 ст. 145 НК РФ). Сумма НДС за месяц, в котором имело место превышение, подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке.

Статьей 145 НК РФ установлены также еще два случая, при которых налогоплательщики (даже при наличии фактического размера выручки менее 2 млн руб. за три последовательных календарных месяца) теряют свое право на освобождение от НДС:

  • в случае непредставления налогоплательщиком документов, необходимых для получения освобождения от НДС (либо представления документов, содержащих недостоверные сведения);

  • в случае реализации налогоплательщиками подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья.

Рассмотрим на условном примере вопрос оптимизации НДС через освобождение от налога.

Имеются 3 поставщика одного и того же (взаимозаменяемого) производственного ресурса (сырья, материалов, работ, услуг) со следующими условиями: поставщик А предлагает ресурс по цене 1000 руб., включая НДС 180 руб.; поставщик В предлагает ресурс по цене 1100 руб., без НДС (получил налоговое освобождение); поставщик С предлагает ресурс по цене 1000 руб., без НДС.

Вопрос: у кого выгоднее приобретать ресурс, если предприятие покупатель является плательщиком НДС и использует ресурс в переработке? Добавленная стоимость предприятия-покупателя составляет 3000 руб. на единицу продукции.

Из этого примера очевидно, что приобретение производственных ресурсов по более низким ценам, но без НДС приводит к увеличению отпускных цен и потере конкурентоспособности. Помимо всего прочего, сумма НДС, полученная, от покупателей в составе выручки, целиком перечисляется в бюджет, поскольку к возмещению нечего предъявлять.

Вместе с тем, если существует третий поставщик, поставляющий производственный ресурс по цене 1000 руб. без НДС, то данный вариант дает тот же эффект, что и вариант А. При варианте С производитель перечисляет в бюджет сумму НДС в размере 720 руб., но при этом отпускная цена такая же, как при варианте А.

Таким образом, можно сделать вывод, что освобождения от уплаты НДС неэффективны в тех случаях, когда освобожденные от налога товары (работы, услуги) передаются на следующий цикл производства, участвуя в промежуточном потреблении. В этом случае организация, приобретающая производственные ресурсы, освобожденные от НДС, для процесса производства других товаров (работ, услуг), которые облагаются НДС в общеустановленном порядке, фактически уплачивает НДС и за себя, и за того, кто был освобожден от НДС на предыдущей стадии народнохозяйственного цикла производства, при этом сумма НДС включается в отпускную цену. Получается, что НДС, не уплаченный на одном цикле производственного процесса, перекладывается на следующий цикл.

Получая освобождение от НДС, налогоплательщики в указанных случаях облегчают свое налоговое положение, ухудшая тем самым налоговое положение покупателей, заказчиков реализуемых ими товаров (работ, услуг) и делая неконкурентными по цене свои товары (работы, услуги).

Освобождение от НДС становится выгодным, когда покупатели (заказчики) не выделяют «входной» НДС и не предъявляют его к налоговому вычету из своих налоговых обязательств по НДС.

Например, тогда, когда конечными потребителями данных товаров (работ, услуг) являются физические лица, приобретающие их не для производственных целей, а для целей своего личного потребления, то есть для конечного потребления.

Особо следует остановиться на использовании пониженной ставки 10 %: организация, производящая (реализующая) товары, облагая их «выходным» НДС по ставке 10 %, приобретает производственные ресурсы с «входным» НДС в 20 %. В результате сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, составляет либо небольшую величину, либо вообще образуется дебиторская задолженность бюджета перед данной организацией, поскольку сумма «входного» НДС превышает сумму «выходного» НДС. На практике применение ставки в 10 % становится даже выгоднее полного освобождения от НДС:

  • в случае полного освобождения от НДС суммы «входного» НДС из бюджета не возмещаются, а включаются в себестоимость, уменьшая тем самым прибыль организации (а также и налог на прибыль);

  • в случае, если сумма «выходного» НДС по ставке 10 % меньше суммы, «входного» НДС по ставке 20 %, то бюджет на образовавшуюся разницу фактически финансирует данную организацию; при этом не затрагиваются издержки производства и обращения данной организации и режим налогообложения НДС не влияет на размер прибыли.

Таким образом освобождение от НДС экономически выгодно только в двух случаях:

  • если реализуемые без НДС товары (работы, услуги) потребляются в промежуточном потреблении налогоплательщиками, освобожденными от НДС (как в соответствии со статьей 145 Н К РФ – в зависимости от размера выручки, так и в соответствии со статьей 149 НК РФ – при осуществлении операций, освобожденных от НДС);

  • если реализуемые без НДС товары (работы, услуги) потребляются в конечном потреблении физическими лицами.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3

Планирование  и оптимизация налога на добавленную  стоимость..……………6

Методы оптимизации  НДС…………………..……………………………………8

Заключение……………………………………………………………………….17

Список используемой литературы………………………………………………18

ВВЕДЕНИЕ

Построение  российской экономики на принципах  рыночных отношений вызвало необходимость  правового регулирования взаимоотношений  между государством и участниками  экономической деятельности.

Налоги  являются одним из средств наполнения бюджета государства, и вопросы их сбора относятся к приоритетным направлениям деятельности государственных (налоговых) органов. Все, это, безусловно, заметно увеличило потребность в защите от налоговых рисков, так как налоговые органы стали предъявлять к бизнесу все больше и больше требований.

Современные тенденции налоговой политики нашего  государства  отражают некоторое  ужесточение по отношению к налогоплательщикам.

Перспективное планирование налогов необходимо для  выбора наилучшего вида налогообложения. Этот процесс включает в себя ряд мероприятий, которые позволяют выработать грамотное направление для налогового планирования. Прежде всего, необходимо оптимально выбрать способ такого осуществления финансовой и экономической политики, чтобы можно было в рамках закона уменьшить размер налогового бремени предприятия.

Планирование  налогов в каждый текущий момент времени осуществляется с использованием различных методов и инструментов налогового планирования, которые являются наилучшими для каждого конкретного периода. В составе текущего планирования налогов принято различать налоговое планирование сделок и планирование налогов различного характера. В зависимости от этого и выбираются соответствующие инструменты оптимизации налогообложения.

Существует несколько методов оптимизации налогообложения, в том числе и агрессивная оптимизация налогообложения. Использование этого метода в настоящее время недопустимо, так как в его основе лежит использование фирм однодневок и другие противоправные методы.

Необходимо  понимать, что экономия, достигаемая, путем использования противоправных схем оптимизации налогообложения, является мнимой. Это всего лишь отложенный платеж, который придется уплатить после проведения налоговой  проверки. При этом размер этого платежа значительно превысит суммы, сэкономленные в результате оптимизации.

Таким образом, методы агрессивной оптимизации  уходят в прошлое, поскольку они  несовместимы с ведением современного бизнеса.

Однако  налоговое планирование в современной  ситуации позволяет оптимизировать налогообложение с использованием совершенно «законных» методов оптимизации налогообложения.

Каким бы идеальным не был план по оптимизации  системы налогового планирования, ненадлежащее его выполнение на всех уровнях производственно-коммерческой деятельности предприятия ведет к его несостоятельности. Поэтому, руководство компании должно понимать, что не только грамотное налоговое планирование, но и профессионализм работников, правильное оформление документации позволят достичь поставленных целей по совершенствованию налогового планирования.

Безусловно, современные методы оптимизации налогообложения не так эффективны, как методы агрессивной оптимизации, и прежде всего это связано с тем, что налог на добавленную стоимость, как косвенный налог, фактически невозможно оптимизировать, не нарушая действующие законодательство. Современные методы налоговой оптимизации основаны на сочетании специальных налоговых режимов (упрощенная система налогообложения и ЕНВД) с общим режимом налогообложения. Эти методы обладают одним неоспоримым преимуществом – они законны.

Планирование  и оптимизация  налога на добавленную  стоимость

Налоги  с точки зрения предприятий и  бизнесменов зачастую рассматриваются  как своего рода потери, которые необходимо максимально сокращать. Но с позиций государства налоги – это не что иное, как источник средств, которые тратятся на общественные и социальные нужды.

Предприятия не могут самостоятельно выбирать виды и размеры налогов, которые они  согласны платить, поскольку законодательно оговорены все виды налогов и порядок их уплаты в казну страны. Наличие органов контроля и исполнительной власти позволяет государству осуществлять надзор за надлежащим исполнением налогового законодательства. В таких условиях для предпринимателей, желающих минимизировать налоговое бремя, один путь – оптимизация налогообложения.

Зачастую  налоговая оптимизация ассоциируется  с минимизацией налоговых отчислений в бюджет. Но это не совсем верно, налоговое планирование на предприятии, которое предполагает относительно небольшие размеры налогов, может вызвать подозрения со стороны органов налоговой инспекции относительно такого планирования налогов для данного вида деятельности.

Поэтому более правильно будет понимать под оптимизацией налогообложения поиск пути наилучшего сочетания самой структуры налогов и модели налогообложения для фирмы.

Среди предпринимателей наиболее распространенными  методами, направленными на снижение объема налогов, являются: налоговое  планирование, избежание налогов и уклонение от налогов.

Рассмотрим  эти методы по отдельности.

Налоговое планирование – это самый лучший путь для оптимизации налогообложения  и финансовой политики предприятия  в целом. Грамотное планирование налогов позволяет законно сокращать  размеры налоговых отчислений на основе детального изучения налогового законодательства и организации своей хозяйственной деятельности в соответствии с требованиями оптимизации налогообложения.

Избежание налогов предполагает такую систему  налогового планирования, когда налогоплательщик в отчетности показывает правдивые данные о результатах своей хозяйственной деятельности. Но при этом, используя недостатки и пробелы в законодательстве, позволяет себе не уплачивать налоговые обязательства в должном объеме. Такой вид планирования налогов является незаконным, нарушители привлекаются к суду, но доказать их вину сложно в связи с противоречиями и недочетами в законодательной базе, касающейся налогообложения.

Сознательное  уклонение от уплаты налогов –  это прямое нарушение законов. Этот метод не является способом оптимизации налогообложения, он, как правило, влечет за собой уголовную

 ответственность  нарушителей. В целях уклонения  от налогов предприниматели могут  скрывать свои доходы, создавать  видимость расходов и производить прочие действия, приводящие к искажению налоговой и бухгалтерской информации.

Таким образом, легальная оптимизация  налогообложения состоит в грамотном  планировании налогов, которое не противоречит налоговому законодательству и позволяет  фирме достигать отличных финансово-экономических результатов благодаря использованию наилучшей модели налогообложения.

Вместе  с тем зачастую налоговое планирование решает задачи и в иной плоскости. В рамках инвестиционной деятельности и оформления крупных сделок налоговое планирование направлено не на уменьшение налогов, а на то, чтобы в результате каких-либо сделок, проведенных не вполне корректно, не возникли излишнее налогообложение и штрафные санкции. В подобной ситуации налоговый результат заключается в отсутствии негативных налоговых последствий.

Можно рекомендовать следующий порядок  налогового планирования:

1. Анализ хозяйственной деятельности.

2. Вычленение основных налоговых  проблем.

3. Разработка и планирование налоговых  схем.

4. Подготовка и реализация налоговых схем.

5. Включение результатов в отчетность  и ожидание реакции контрольных  органов.

Существуют  три момента в экономической  деятельности налогоплательщика, когда  ему необходимо применять методы налогового планирования.

Первый — подготовка и планирование новой экономической деятельности нового бизнеса.

Второй — подготовка к проведению крупных  сделок, осуществлению значительных инвестиций, особенно если это связано  с переходом прав на крупные объекты  недвижимости.

Третий — планирование хозяйственной деятельности на следующий отчетный период.

В течении последних 3 лет, начиная  с 2006 года законодателями приняты серьезные  изменения в 21статье Налогового кодекса  РФ. В результате многие способы  оптимизации налога на добавленную  стоимость, которые были актуальны  еще некоторое время назад, потеряли свой смысл. Во многом это произошло из-за того, что теперь для исчисления НДС факт оплаты уже не играет практически никакой роли. Вместе с тем упрощение процедуры вычета привело к появлению новых схем минимизации налога. Но пользоваться ими следует осторожно.

В числе благоприятных для налогоплательщика  изменений следует отметить, что  с  1 января 2008 года для всех налогоплательщиков (налоговых агентов), независимо от размера их выручки, налоговый период по НДС равен кварталу (ст. 163 НК РФ).

С 01.01.2009г. при проведении взаимозачетов, осуществлении товарообменных операций или использовании в расчетах ценных бумаг перечислять сумму налога отдельным платежным поручением не нужно. Также, покупателю, перечислившему продавцу предоплату, предоставлено право принять к вычету НДС с данной предоплаты, не дожидаясь отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав).

  • Применение  задатка вместо аванса

Чтобы не платить НДС с полученной от покупателей оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящей поставки товаров, работ или услуг (пп.2 п.1 ст.167 НК РФ), надо оформить ее в договоре как задаток.
Задаток — это денежная сумма, выдаваемая одной из договаривающихся сторон в счет причитающихся с нее по договору платежей другой стороне в доказательство заключения договора и обеспечения его исполнения (ст.380 ГК РФ). Таким образом, задаток имеет договорную природу. Если стороны выполнили свои обязательства, сумма задатка превращается в часть оплаты за товары (работы, услуги). Если обязательства не выполнены, то задаток приобретает характер штрафной санкции, которая с оплатой товара не связана.
Поэтому задаток будет подпадать под обложение НДС только в тот момент, когда он выполнит свою обеспечительную функцию и станет частью оплаты за товар (работу, услугу). Это 

произойдет  в момент реализации товаров (работ, услуг).

Соглашение  о задатке должно быть оформлено  в письменной форме (п.2 ст.380 ГК РФ). Это  можно сделать как путем составления  отдельного документа (дополнительного соглашения к договору),  так и включив соответствующие положения непосредственно в текст договора.

  • Вклад имущества в уставный капитал

Часто бывает так, что организации необходимо купить или продать дорогостоящее  основное средство. Таким образом, возникает объект обложения НДС (ст.146 НК РФ).

  Приведенная ниже модель налоговой оптимизации поможет избежать этого.
Продажа имущества

Вместо  сделки купли-продажи фирма-продавец может оформить вклад имущества  в уставный капитал фирмы-покупателя. После этого фирма-продавец выходит из состава учредителей и получает свою долю деньгами.

Как оптимизировать НДС — схемы и способы уменьшение налога

Со стоимости вносимого в уставный капитал имущества НДС не начисляют, зато передающей стороне придется восстановить ранее принятый к вычету налог: по товарам (работам, услугам) — сразу всю сумму, а по основным средствам и нематериальным активам — пропорционально остаточной стоимости до переоценок (п.3 ст.170 НК).

Из  правила есть исключение. Так, не нужно  восстанавливать НДС с имущества, которое полностью самортизировано или эксплуатируется не менее 15 лет. Так что старые основные средства и нематериальные активы вы можете внести в уставный капитал покупателя без налоговых последствий. Часто этой схемой налоговой оптимизации лучше не пользоваться. Лучше использовать ее один, максимум два раза, при продаже что-то очень дорогого.

Страницы:123следующая →

Ксения ДМИТРЕНКО

Фирма-однодневка

1. Производитель (А) продукции продает товар компании-однодневке (В), как правило, зарегистрированной на подставное либо умершее лицо.

2. Подставная компания (аффилированная с экспортером) (С) перепродает товар экспортеру, получая в том числе сумму НДС.

До наступления срока сдачи отчетности подставная компания ликвидируется, НДС в бюджет не перечисляется.

3. Экспортер же, таким образом, получает право на налоговый кредит и реализует товар за рубеж (D) при нулевой ставке

Лжеэкспорт

1. Компания (A) получает таможенную декларацию (B) о вывозе товара за пределы страны.

2. Однако реально товар реализуется на внутреннем рынке (C).

3. Экспортер выписывает "безтоварную накладную", получая право на нулевую ставку

Ценовой заговор

1. Производитель (A) продает продукцию посреднику (B) по завышенной цене.

2. Посредник продает товар конечному покупателю (С) по цене, значительно ниже закупочной, и, в результате, получает большой налоговый кредит.

3. Таким образом, производитель недоплачивает в бюджет, а посредник получает из бюджета непропорционально много. Сумма возмещения делится между сотрудничающими компаниями

Чернобыльцы

1. Компания (А), независимо от места своей деятельности, регистрируется на чернобыльской территории (В).

2. Закон о статусе территорий (7-я статья) освобождает предприятия от налогов. В то же время Закон о системе налогообложения предусматривает, что льготы должны быть внесены в налоговые законы. Однако на практике судебные иски (С) решаются в пользу компаний, зарегистрированных на загрязненных территориях.

3. Как правило, эти компании импортируют продукцию, т.е. НДС не платят. Контрагент таких компаний получает налоговый кредит и возмещение. И тогда бюджет теряет вдвойне

Бестоварные накладные

1. В конце месяца (30 — 31 число) предприятие (А) переводит определенную сумму денег на счет другой компании (В), и этим минимизирует свои налоговые обязательства. Реально погрузка товара не осуществляется.

2. У второй компании возникает налоговое обязательство, которое, как правило, выгодно ей, поскольку суммы, заявленные ею к возмещению таковы, что могут вызвать подозрение у налоговиков. Тем самым вторая компания оптимизирует свой налоговый кредит.

Оптимизация НДС: налоговые схемы

3. Деньги с наступлением нового отчетного периода (1-го или 2-го числа следующего месяца) возвращаются назад в компанию

Перезревший вексель

1. Налоговое обязательство включается покупателем (В) в сумму векселя.

2. Покупатель не успевает полностью погасить вексель в текущем отчетном периоде.

3. С наступлением следующего периода появляется дисбаланс: покупатель, не успевая выплатить обязательство, уже имеет право на налоговый кредит, сумма которого указана в векселе.

4. Контролирующие органы не в состоянии должным образом проконтролировать обращение векселей, так что задолженность имеет все шансы так и не поступить в бюджет

Статьи — Оптимизация НДС

Раздельный учет при исчислении НДС: налоговые риски

Налоговые риски, связанные с возможными нежелательными финансовыми последствиями для организации из-за совершенных ошибок при исчислении НДС, требуют повышенного внимания и тщательного управления. Сложность управления указанными рисками вызвана, в частности, отсутствием четкого и однозначного правового регулирования в отношении данного налога. Например, гл. 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ налогоплательщикам предписано ведение раздельного учета. Рассмотрим практические аспекты организации данного учета и налоговые риски, возникающие при этом у организации, которая одновременно осуществляет операции, как подлежащие налогообложению НДС, так и не подлежащие налогообложению (освобожденные от налогообложения).

Место реализации услуг в системе исчисления НДС

В мире существуют две модели взимания НДС: европейская и канадская. Европейская модель используется подавляющим большинством стран мира, тогда как канадская (ее еще иногда называют новозеландской) действует лишь в отдельных государствах. Кроме Канады и Новой Зеландии ее применяют в Сингапуре, Австралии, Южной Корее и ЮАР. Европейская модель взимания НДС предусматривает определение места оказания услуг в зависимости от характера оказываемой услуги. По одним услугам это может быть место нахождения заказчика или поставщика, по другим — физического предоставления услуги. Канадская модель взимания НДС построена на иных принципах. Положения законодательства об НДС стран, использующих эту модель, менее детализированы по сравнению с аналогичными положениями 112-й Директивы Европейского сообщества. Но надо помнить о том, что Канада имеет федеративное устройство.

НДС: соблюдение сроков при реализации права на возмещение налога

Президиум ВАС РФ в Постановлении от 15.06.2010 N 2217/10 подчеркнул: "непременным условием для применения налогового вычета и соответствующего возмещения сумм налога на добавленную стоимость является соблюдение трехлетнего срока, установленного пунктом 2 статьи 173 НК РФ".

Опасные и безопасные схемы оптимизации НДС

Президиум ВАС РФ в данном Постановлении указал, что пропуск налогоплательщиком срока, установленного п. 2 ст. 173 НК РФ, исключает возмещение НДС. При этом исходя из складывающейся судебной практики право на возмещение НДС может быть реализовано налогоплательщиком в любой налоговый период в пределах срока, установленного п. 2 ст. 173 НК РФ. Главным условием для применения налогового вычета НДС является соблюдение трехлетнего срока, в пределах которого может быть реализовано право на применение вычета, который исчисляется начиная с даты окончания соответствующего налогового периода и до момента непосредственно подачи самой декларации (первичной или уточненной), в которой заявлен вычет НДС.

Вычет авансового НДС

Порядок применения вычета авансового НДС установлен п. 9 ст. 172 НК РФ. Вычеты сумм налога производятся на основании: счетов-фактур, выставленных продавцами при получении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав; документов, подтверждающих фактическое перечисление сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров, — при наличии в договоре условия, предусматривающего такое перечисление.

Освобождение от НДС: как работая на общем режиме не платить НДС

Вы работаете бухгалтером в организации (у предпринимателя), применяющей общий режим налогообложения, обороты у фирмы небольшие (до 2 млн руб. в квартал), а среди контрагентов в основном спецрежимники? Но при этом перейти на упрощенку вы по каким-то причинам не можете, например потому, что доля участия других компаний в вашей организации составляет более 25%? У вас есть вполне законный способ избавиться от НДС как минимум на год — получить освобождение от него. Об этой возможности знают многие, но когда дело доходит до применения освобождения, неизбежно возникают различные вопросы.

Методы снижения нагрузки по НДС для организаций, занимающихся производством или выполнением работ

Поскольку речь идет об экономии на налогах, объяснить, какую выгоду принесут те или иные методы оптимизации, легче всего на цифрах. Предположим, компания на общем режиме налогообложения выполняет некие работы, в том числе и для заказчиков, не нуждающихся в вычетах по НДС, например для госорганов. Выручка компании составляет 236 млн руб. за год (с НДС). На выполнение работ по заказу госорганов приходится 20% выручки — 47,2 млн руб. Затраты на приобретение материалов — 118 млн руб. с НДС. Зарплата и страховые взносы с нее — 80 млн руб. Других затрат у компании нет. Прежде всего, напомним основное условие легальной оптимизации НДС — у вас есть покупатели, которым не нужны счета-фактуры с НДС, или вы можете добраться до таких покупателей с помощью посреднических договоров.

Способы оптимизации НДС и условия их применения

Напомним, что сумма НДС, которую нужно заплатить в бюджет, — это разница между НДС, начисленным при продаже товаров, и вычетами, то есть НДС, предъявленным поставщиками. Значит, чтобы уменьшить НДС к уплате, нужно либо увеличить вычеты, либо уменьшить сумму, начисленную при продаже. Но экономить за счет увеличения вычетов практически невозможно. Ведь, увеличивая вычеты, вы меньше платите в бюджет, но больше — поставщикам. А получить вычет, ничего не покупая, можно только с помощью фирм-"однодневок", но об этом и говорить не стоит — противозаконность таких методов всем известна. А вот уменьшить НДС, начисленный при продаже товаров, можно, причем уменьшить радикально, до нуля. О том, как это сделать, мы сейчас и будем говорить.

Схема оптимизации НДС путем продажи товаров через комитента-упрощенца

Основная идея схемы — плательщик НДС продает товары как комиссионер по договору с комитентом — неплательщиком НДС, как правило, применяющим упрощенку. Большая часть прибыли от сделки остается у комитента, комиссионер получает лишь незначительное вознаграждение. Только с этой суммы и уплачивается НДС. В то же время комиссионер выставляет покупателям счета-фактуры с НДС на всю стоимость товаров. Да-да, на всю стоимость товаров. Как он это обосновывает, мы расскажем дальше. В результате покупатели не теряют вычеты по НДС, что было бы невозможно, если бы продавец сам перешел на упрощенку или если бы комитент продавал товары непосредственно покупателям. Например, раньше компания покупала товар у поставщика за 118 000 руб. с НДС и продавала за 177 000 руб. тоже с НДС. В бюджет ей приходилось платить НДС в сумме 9000 руб.

Авансы в посреднических договорах

В арсенале "налоговых схемотехников" присутствует способ, с помощью которого можно отложить уплату НДС по полученным авансам до момента отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг). Суть данного способа заключается в следующем: принципал (комитент) заключает посреднический договор с агентом (комиссионером) о реализации товаров (работ, услуг), в котором предусмотрено заключение посредником договоров и получение авансов от покупателей (заказчиков). Если бы эти авансы получил сам принципал (комитент), то в момент их получения он обязан был бы исчислить НДС (пп. 2 п. 1 ст. 167 НК РФ). А если авансы получает посредник, то он исчисляет НДС либо только со своего посреднического вознаграждения (ст. 156 НК РФ), либо вообще не исчисляет (ст. 145 НК РФ или гл. 26.2 НК РФ). Комитент (принципал) же может исчислить НДС только тогда, когда получит информацию от посредника — на этом и построена схема, позволяющая отложить уплату НДС до желаемого момента (но не позднее даты отгрузки — пп. 1 п. 1 ст. 167 НК РФ).

Оптимизация налога на добавленную стоимость

Говоря иными словами, налог на добавленную стоимость является косвенным налогом, который взимается практически со всех видов товаров и ложится на плечи конечного потребителя. В бюджет подлежит сумма НДС, рассчитанная путем вычета из суммы налога, исчисленной со всех реализованных товаров (работ, услуг), и суммы, уплаченной поставщикам товаров (работ, услуг). Если продажная цена товара меньше или равна цене покупки, то налог на добавленную стоимость платить не придется, поскольку именно добавленная стоимость в этом случае будет отсутствовать. Помимо этого, согласно ст. 176 НК РФ, если сумма налоговых вычетов превышает общую стоимость начисленного налога, то полученная сумма подлежит возмещению из бюджета. Таким образом, главная особенность налога на добавленную стоимость заключается в том, что происходит в одном временном отрезке начисление налога продавцом и налоговый вычет покупателем на одну и ту же сумму.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *