Требования к упаковке, маркировке и этикетке товара. Особенности маркировки пищевой продукции
Любой товар, который появляется на прилавках в магазинах должен быть обязательно промаркирован и упакован изготовителями в целях сохранения его качества.
Требования к упаковке
Основным регулирующим документом в отношении упаковки является «Технический Регламент Таможенного Союза 005/2011. Данный регламент четко делит используемые материалы упаковки на следующие типы:
- Металлическая;
- Полимерная;
- Бумажная и картонная;
- Стеклянная;
- Деревянная;
- Из комбинированных материалов;
- Из текстильных материалов;
- Керамическая.
Укупорочные средства (изделие, предназначенное для укупоривания упаковки и сохранения ее содержимого) подразделяются на металлические, корковые, полимерные, комбинированные и из картона.
Безопасность упаковки должна обеспечиваться совокупностью требований к:
- материалам, контактирующим с пищевой продукцией, в части санитарно-гигиенических показателей;
- механическим показателям;
- химической стойкости;
- герметичности.
В соответствии с ТР ТС 005/2011 упаковка по механическим показателям и химической стойкости должна соответствовать требованиям безопасности:
Упаковка металлическая:
- должна обеспечивать герметичность при внутреннем избыточном давлении воздуха;
- должна выдерживать сжимающее усилие в направлении вертикальной оси корпуса упаковки;
- внутреннее покрытие должно быть стойким к упаковываемой продукции и (или) выдерживать стерилизацию или пастеризацию в модельных средах;
- должна быть стойкой к коррозии.
Упаковка стеклянная:
- должна выдерживать внутреннее гидростатическое давление в зависимости от основных параметров и назначения;
- должна выдерживать без разрушения перепад температур;
- должна выдерживать сжимающее усилие в направлении вертикальной оси корпуса упаковки;
- водостойкость стекла должна быть не ниже класса 3/98 (для пищевой продукции, включая детское питание, парфюмерно-косметической продукции);
- должна быть кислотостойкой (для банок и бутылок для консервирования, пищевых кислот и продуктов детского питания);
- не должна повторно использоваться для контакта с алкогольной продукцией и детским питанием.
Упаковка полимерная:
- должна обеспечивать герметичность;
- должна выдерживать установленное количество ударов при свободном падении с высоты без разрушения (для укупоренных изделий, кроме парфюмерно-косметической продукции);
- должна выдерживать сжимающее усилие в направлении вертикальной оси корпуса упаковки (кроме пакетов и мешков);
- не должна деформироваться и растрескиваться при воздействии горячей воды (кроме пакетов и мешков);
- ручки упаковки должны быть прочно прикреплены к ней и выдерживать установленную нагрузку;
- сварной и клеевой швы упаковки не должны пропускать воду;
- должна выдерживать установленную статическую нагрузку при растяжении (для пакетов и мешков);
- внутренняя поверхность упаковки должна быть стойкой к воздействию упаковываемой продукции.
Упаковка картонная и бумажная:
- должна выдерживать установленное количество ударов при свободном падении с высоты без разрушения;
- должна выдерживать сжимающее усилие в направлении вертикальной оси корпуса упаковки.
Упаковка из комбинированных материалов:
- должна быть герметичной (при наличии укупорочных средств) или обеспечивать установленную прочность соединительных швов;
- должна быть влагостойкой;
- поверхность внутреннего покрытия не должна быть окислена;
- внутренняя поверхность упаковки должна быть стойкой к воздействию упаковываемой продукции.
Упаковка из текстильных материалов:
- должна выдерживать установленное количество ударов при свободном падении с высоты без разрушения;
- должна выдерживать установленную разрывную нагрузку.
Упаковка деревянная:
- должна выдерживать установленное количество ударов при свободном падении с высоты без разрушения;
- должна выдерживать установленное количество ударов на горизонтальной или наклонной плоскостях;
- должна выдерживать сжимающее усилие в направлении вертикальной оси корпуса упаковки;
- влажность древесины должна соответствовать установленной.
Упаковка керамическая:
- должна быть водостойкой.
Укупорочные средства по физико-механическим показателям и химической стойкости должны соответствовать требованиям безопасности:
Металлические укупорочные средства:
- должны обеспечивать герметичность упаковки (кроме колпачков для парфюмерно-косметической продукции, мюзле, скобы);
- крышки для консервирования должны быть стойкими к горячей обработке;
- крутящий момент при открывании винтовых укупорочных средств должен соответствовать установленным требованиям;
- клеевой шов обжимных и обкаточных колпачков должен быть прочным;
- кронен-пробки должны выдерживать внутреннее гидростатическое давление;
- должны быть стойкими к коррозии;
- лакокрасочное покрытие внутренней поверхности крышки и уплотнительной прокладки в процессе пастеризации и стерилизации должно быть устойчиво к воздействию модельных сред.
Полимерные и комбинированные укупорочные средства:
- должны обеспечивать герметичность упаковки (кроме колпачков термоусадочных, обкаточных, клапанов, дозаторов-ограничителей, рассекателей, прокладок уплотнительных, крышек для закрывания) в установленных условиях эксплуатации;
- крутящий момент при открывании винтовых крышек и колпачков должен соответствовать установленным требованиям;
- укупорочные средства, предназначенные для укупоривания игристых (шампанских) и газированных вин должны выдерживать внутреннее гидростатическое давление;
- клеевой шов термоусадочных и обкаточных колпачков должен быть прочным;
- уплотнительные прокладки не должны расслаиваться;
- количество полимерной пыли не должно быть выше установленного;
- крышки для консервирования должны быть стойкими к горячей обработке;
- крышки для консервирования должны быть стойкими к растворам кислот.
Корковые укупорочные средства:
- должны обеспечивать герметичность упаковки;
- влажность пробок и уплотнительных прокладок должна соответствовать установленным требованиям;
- предел прочности при кручении агломерированных и сборных пробок должен соответствовать установленным требованиям;
- агломерированные и сборные пробки должны выдерживать кипячение в воде без разрушений и появления трещин;
- капиллярность боковой поверхности должна соответствовать установленным требованиям;
- количество пробковой пыли натуральных, кольматированных, агломерированных и сборных пробок не должно быть выше установленного.
Картонные укупорочные средства:
- должны быть устойчивы к воздействию модельных сред;
- не должны расслаиваться на составляющие.
Показать/Скрыть Требования безопасности к упаковке и укупорочным средствам по механическим показателям и химической стойкости
Упаковка, контактирующая с пищевой продукцией, включая детское питание, должна соответствовать санитарно-гигиеническим показателям, указанным в Приложении 1 ТР ТС 005/2011.
Упаковка, предназначенная для упаковывания пищевой продукции, включая детское питание, парфюмерно-косметической продукции, игрушек, изделий детского ассортимента, не должна выделять вредные для здоровья человека химические вещества в пространство между упаковкой и товаром.
Требования к маркировке
Технический Регламент Таможенного Союза 005/2011 определяет понятие маркировки как информацию в виде знаков, надписей, пиктограмм, символов, наносимых на упаковку (укупорочные средства) и (или) сопроводительные документы для обеспечения идентификации, информирования потребителей.
Таким образом, вся информация о продукте должна быть отражена либо на упаковке товара, либо на этикетке.
В части, касающейся именно упаковки, маркировка должна содержать информацию о материале, из которого изготовлена упаковка товара и обязательно информацию о возможности утилизации.
— петлей Мебиуса маркируется товар, упаковку которого возможно утилизировать;
— так маркируется товар при невозможности утилизации упаковки.
Также есть 3 основных вида маркировки по отношению к содержимому внутри упаковки:
— упаковка (укупорочные средства), предназначенные для контакта с пищевой продукцией;
– упаковка (укупорочные средства) для парфюмерно-косметической продукции;
– упаковка (укупорочные средства), не предназначенные для контакта с пищевой продукцией.
Требования к обеспечению качества и безопасности пищевых продуктов при их расфасовке, упаковке и маркировке устанавливает Федеральный закон от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», в соответствии с которым пищевые продукты должны быть расфасованы и упакованы такими способами, которые позволяют обеспечить сохранение качества и безопасность при их хранении, перевозках и реализации.
Требование к этикетке
Информация на товаре, которая наносится на этикетку регламентируется следующим набором законов и нормативов:
- Федеральный Закон Российской Федерации № 2300-I «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 года;
- Постановление Правительства РФ № 1575 «О наличии обязательной информации на русском языке на этикетках товаров, импортируемых из-за рубежа в РФ» от 27 декабря 1996 года;
- Федеральный закон от 2 января 2000 г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»;
- ГОСТ Р 510742003, содержащий нормативные требования к этикеткам пищевых продуктов;
- ФЗ № 184 «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 года;
- Приказ Минздрава РФ № 206 от 16 мая 2003 года об указании на этикетке лекарственных средств, изготовленных в аптеке, способа использования;
- ГОСТ Р ИСО/МЭК 1542612002, который применяется для продукции, имеющей штриховое кодирование на этикетке;
Рассмотрим основную информацию, которая должна содержать этикетка.
В соответствии с ФЗ РФ № 2300-I «О защите прав потребителей» информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать:
- наименование технического регламента свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара обозначение;
- сведения об основных потребительских свойствах товаров, пищевой ценности, назначении, об условиях применения и хранения продуктов питания, о способах изготовления готовых блюд, весе (объеме), дате и месте изготовления и упаковки (расфасовки) продуктов питания, а также сведения о противопоказаниях для их применения при отдельных заболеваниях.
- в отношении продуктов питания сведения о составе (в том числе наименование использованных в процессе изготовления продуктов питания пищевых добавок, биологически активных добавок, информация о наличии в продуктах питания компонентов, полученных с применением генно-инженерно-модифицированных организмов, в случае, если содержание указанных организмов в таком компоненте составляет более девяти десятых процента),
- цену в рублях, полную сумму, подлежащую выплате потребителем, и график погашения этой суммы;
- гарантийный срок, если он установлен;
- правила и условия эффективного и безопасного использования товаров;
- информацию об энергетической эффективности товаров, в отношении которых требование о наличии такой информации определено в соответствии с законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности;
- срок службы или срок годности товаров, а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя или становятся непригодными для использования по назначению;
- адрес (место нахождения), фирменное наименование изготовителя (продавца), уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера.
Особенности маркировки пищевой продукции.
Согласно ГОСТ Р 51074-2003 «Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования» маркировка пищевой продукции должна включать в себя:
-
Наименование продукта;
- Наименование и местонахождение изготовителя;
- Товарный знак изготовителя;
- Массу нетто, или объем, или количество продукта;
- Состав продукта;
- Пищевая ценность (калорийность или энергетическая ценность, содержание белков, жиров, углеводов, витаминов, макро- и микроэлементов);
- Назначение и условия применения для продуктов детского питания, продуктов диетического питания и биологически активных добавок;
- Рекомендации по приготовлению готовых блюд обязательны для концентратов и полуфабрикатов пищевых продуктов;
- Условия хранения пищевых продуктов;
- Срок годности;
- Срок хранения;
- Срок реализации пищевого продукта;
- Дата изготовления и дата упаковывания;
- Обозначение документа, в соответствии с которым изготовлен и может быть идентифицирован продукт (допускается наносить без указания года утверждения);
- Информация о подтверждении соответствия пищевых продуктов.
И в конце нашей статьи обратим Ваше внимание еще на пару важных знаков и надписей:
— данный символ гласит о наличии в пищевой продукции компонентов, полученных с применением генно-модифицированных организмов (ГМО).
— а вот подобный символ можно нанести на продукцию, подтвердившую отсутствие в своем составе трансгенов, а также изготовленную только из натурального сырья.
Безалкогольные напитки, содержащие кофеин в количестве, превышающем 150 мг/л, и (или) лекарственные растения и их экстракты в количестве, достаточном для обеспечения тонизирующего эффекта на организм человека, должны маркироваться надписью: «Не рекомендуется употребление детьми в возрасте до 18 лет, при беременности и кормлении грудью, а также лицами, страдающими повышенной нервной возбудимостью, бессонницей, артериальной гипертензией».
>Инструкция по чтению этикеток на продуктах 15 октября 2010 года, 08:36
Что должно быть написано на этикетке
Этикетка должна содержать не только название продукта и его производителя, но и количество белков, жиров, углеводов и калорий на 100 г продукта.
Состав продукта выглядит как список – в строчку через запятую или столбик. Яркие надписи «без ГМО», «натуральный», «диетический», располагающиеся на этикетке, к составу продукта никакого отношения не имеют.
Если на продукте зарубежного производства нет наклейки с переводом на русский язык и координатами поставщика в России, продукт, скорее всего, попал на рынок нелегально, и может быть некачественным.
Покупайте продукты только с хорошо читаемыми этикетками, на которых указаны пищевая ценность и состав продукта.
Что нужно знать о пищевых добавках Разнообразные пищевые добавки – неотъемлемая часть современной индустрии питания. Чтобы не испытывать страха перед незнакомыми словами на этикетках продуктов и знать, что именно вы употребляете в пищу, прочтите наши материалы.
— Главное о пищевых добавках
— Как разделяются добавки с кодом «Е»
— О безопасности пищевых добавок
— Главное о сахарозаменителях
— Подробнее о видах и допустимых дозировках заменителей сахара >Обращайте внимание на вид этикетки
Если этикетка стерлась, переклеена или перепечатана поверх старого текста, такой продукт лучше не покупать.