Списание автомобильных шин в бюджетной организации

Автор: | 04.05.2019

В процессе эксплуатации автомобильные шины и аккумуляторы приходят в негодность, они становятся опасны для эксплуатации и подлежат замене. Выданные в пользование взамен изношенных новые запасные части учитываются на забалансовом счете 09 «Запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных». Нормативного акта, устанавливающего норму эксплуатации шин и аккумуляторов, нет. В статье даны рекомендации по установлению в учетной политике методик определения нормы эксплуатации данных запасных частей, рассмотрены действия бухгалтера при списании непригодных к дальнейшей эксплуатации шин и аккумуляторов со счетов бухгалтерского учета.

Шины, аккумуляторы имеют определенный срок службы – нормативный. Для определения данного срока с учетом ряда особенностей следует руководствоваться:

– Федеральным законом от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»;

– нормами эксплуатационного ресурса автомобильных шин в соответствии с Временными нормами эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств (РД 3112199-1085-02), утвержденными Минтрансом РФ 04.04.2002 (далее – Временные нормы);

– Методическим руководством по определению стоимости автотранспортных средств с учетом естественного износа и технического состояния на момент предъявления (утв. Минэкономики РФ 04.06.1998 РД 37.009.015-98) (далее – Методическое руководство РД 37.009.015-98);

– Правилами установления размера расходов на материалы и запасные части при восстановительном ремонте транспортных средств, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 24.05.2010 № 361 (далее – Правила № 361).

Норма эксплуатации автомобильных шин

Согласно нормам ст. 19 Федерального закона № 169-ФЗ запрещена эксплуатация транспортных средств при наличии у них технических неисправностей, создающих угрозу безопасности дорожного движения. Перечень неисправностей транспортных средств и условия, при которых запрещается их эксплуатация, определены Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090. В разделе 5 данного перечня приведен перечень повреждений автомобильныхшин, при которых автомобиль нельзя эксплуатировать. Среди таких повреждений названы:

  • остаточная высота рисунка протектора шин легковых автомобилей менее 1,6 мм, грузовых автомобилей – 1 мм, автобусов – 2 мм, мотоциклов и мопедов – 0,8 мм;
  • наличие у шин внешних повреждений (пробои, порезы, разрывы), обнажающих корд, а также расслоение каркаса, отслоение протектора и боковины;
  • отсутствие болта (гайки) крепления или наличие трещин диска и ободьев колес, наличие видимых нарушений формы и размеров крепежных отверстий.

Таким образом, данные повреждения являются основаниями для выведения шин из эксплуатации, установки вместо них новых и, соответственно, отражения этих операций на счетах бухгалтерского учета.

Степень стирания рисунка протектора зависит в том числе и от пробега шин. Прохождение автомобилем определенного количества километров тоже может быть основанием для прекращения эксплуатации и списания шин со счетов бухгалтерского учета.

До 1 января 2007 года для расчета нормы эксплуатационного пробега шин применялась формула, приведенная во Временных нормах. С этой даты срок действия Временных норм истек (Распоряжение Минтранса РФ от 05.01.2004 № АК-1-р), в то же время по распоряжению учредителя учреждение вправе использовать их положения. Например, Приказом Судебного департамента при ВС РФ от 30.06.2008 № 104 (в ред. от 14.02.2011) (далее – Приказ СД при ВС РФ № 104) определено, что в целях упорядочения эксплуатации служебного автотранспорта и организации автотранспортного обеспечения деятельности судов общей юрисдикции, Судебного департамента при ВС РФ и управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах РФ при эксплуатации автотранспорта следует руководствоваться в том числе и Временными нормами. В случае если в отношении вашего бюджетного учреждения учредителем не принято такого решения, вы вправе в свой учетной политике установить формулу для определения нормы эксплуатационного пробега шин, используемых в учреждении, руководствуясь Временными нормами.

Так, в приложении к учетной политике, основываясь на сведениях, приведенных в табл. 1 – 9Временных норм, можно установитьсреднестатистический пробег шин с учетом поправочных коэффициентов, которые зависят от условий работы. В случае если по автомобилям, эксплуатируемым в учреждении, сведения во Временных нормах отсутствуют, учреждение устанавливает эксплуатационную норму пробега самостоятельно.

Пример 1

На балансе учреждения числится автомобиль Toyota, за которым закреплено 2 комплекта шин – летний и зимний (195/70R14) (учитываются на забалансовом счете 09). Бюджетное учреждение, руководствуясь Временными нормами, установило в своей учетной политике следующее.

Норма эксплуатационного пробега шины (Hi) рассчитывается по следующей формуле:

Hi = H x K1 х К2, где:

H – среднестатистический пробег шины, тыс. км (величина приведена в приложении к учетной политике);

K1 – поправочный коэффициент, учитывающий категорию условий эксплуатации автотранспортного средства (величина приведена в приложении к учетной политике);

K2 – поправочный коэффициент, учитывающий условия работы автотранспортного средства.

При списании шин норма их эксплуатационного пробега не должна быть ниже 25% от среднестатистического пробега (исключения составляют механические повреждения шин, которые невозможно устранить и которые препятствуют их дальнейшей эксплуатации).

К1 = 0,95 (автомобиль эксплуатируется по городу); К2 = 0,95.

Среднестатистический пробег шин с параметрами 195/70R14 автомобиля марки Toyota – 50 000 км.

В процессе эксплуатации летние шины пришли в негодности. По путевым листам было установлено, что их пробег равен 48 200 км.

Норма эксплуатационного пробега шин равна 45 125 км (50 000 км х 0,95 х 0,95). Комплект летней резины проездил установленную для него эксплуатационную норму и подлежит списанию.

В качестве другого способа определения износа шин можно порекомендовать методику, приведенную в приложении 15 к Методическому руководству РД 37.009.015-98. Настоящее руководство определяет методы и порядок расчета стоимости автотранспортного средства с учетом его технического состояния, комплектности и дополнительной оснащенности; естественного и морального износа, старения; стоимости запасных частей, работ и материалов, необходимых для его восстановления до состояния, отвечающего общим техническим и требованиям безопасности, регламентированным действующим законодательством.

Данная методика определения износа шин основана на следующем.

Критериями износа (старения) шин являются:

– наличие повреждений и дефектов;

– срок эксплуатации;

– высота рисунка протектора.

Ресурс шины снижается и, соответственно, увеличивается процент износа:

– если поврежден борт при монтаже – до 10%;

– если обнаружены выкрашивание, сколы, трещины на протекторе или трещины и износ боковины без оголения корда – до 20%;

– при обнаружении местного износа (пятнистости) протектора – до 25%.

Примечание: шины с расслоением каркаса признаются изношенными на 100%.

К проценту износа, определенному по техническому состоянию, прибавляется процент износа (старения) по сроку эксплуатации шины.

За три года эксплуатации шина от старения теряет пропорционально сроку эксплуатации до 10% ресурса.

В интервале от трех до пяти лет старение шины увеличивается до 25%. Шина со сроком эксплуатации свыше пяти лет может достигать расчетного процента износа, равного 50%.

Срок эксплуатации определяется по дате изготовления в соответствии с заводской маркировкой по ГОСТ 4754-80.

Ресурс протектора шины характеризуется его высотой на новой шине (Вн) (приведен в таблице, содержащейся в приложения 15 к Методическому руководству РД 37.009.015-98) за вычетом минимально допустимой остаточной высоты протектора (Вдоп), при которой шина должна сниматься с эксплуатации (для шин легковых автомобилей – 1,6 мм, для грузовых автомобилей – 1 мм, автобусов – 2 мм, мотошин – 0,8 мм).

Остаточная (фактическая) высота рисунка протектора шины (Вф) определяется как среднее арифметическое высот, измеренных в четырех взаимоперпендикулярных сечениях шины по окружности. Целесообразнее производить такие замеры в плоскостях естественной симметрии колеса. В каждом сечении высота рисунка определяется по зоне беговой дорожки, имеющей максимальный износ.

Процент износа шины по высоте протектора рассчитывается по формуле:

Иш = (Вн — Вф) х 100 %.
(Вн — Вдоп)

Износ шин, восстановленных методом наложения нового протектора, определяется описанным выше методом, при этом номинальная высота рисунка обновленного протектора принимается равной 10 мм – для легковых автомобилей, 20 мм – для грузовых автомобилей и автобусов, а средняя стоимость восстановленной шины равна стоимости восстановительного ремонта плюс залоговая стоимость шины, подлежащей восстановлению, что в среднем составляет 0,2% от стоимости новой шины.

Данный метод определения срока эксплуатации шин более точный и объективный, хотя и более трудозатратный. Сложность его применения заключается в измерении высоты рисунка протектора в четырех сечениях величины протектора. При использовании данного метода в учетной политике учреждения может быть установлен размер износа, определенного расчетным путем, при котором шины подлежат списанию. Например, такая величина может быть равна 90 или 100 %.

Уточнив условия примера 1, рассчитаем износ летней резины автомобиля Toyota по второй методике.

Пример 2

Срок эксплуатации шины 195/70R14 автомобиля Toyota составляет 2 года. Имеется повреждение борта при монтаже. Измерение высоты рисунка протектора в четырех сечениях показало, что фактическая высота протектора равна 4,3 мм (4,5 + 4,4 + 4,0 + 4,3) / 4,0).

Повреждение борта при монтаже снижает ресурс шины на 10%. Срок эксплуатации (2 года) шины увеличивает износ еще на 7% (пропорционально сроку эксплуатации от 10%).

Износ шин по высоте рисунка протектора равен 61% ((8,6 — 4,3) / (8,6 — 1,6) х 100%).

Суммарный износ равен 78% (10 + 7 + 61).

Таким образом, по второму варианту расчета возможность списания данных шин возникнет только в том случае, если в учетной политике будет определено, что шины, по которым размер износа составляет 75% и выше, подлежат списанию. В случае если учетной политикой учреждения установлено, например, что «списанию подлежат шины, расчетная величина износа которых составляет 90% и более», шины с расчетной величиной износа 78% остаются в эксплуатации (исключение – механическое повреждение, приведшее в невозможности дальнейшей эксплуатации шин).

Нормативный срок службы автомобильных аккумуляторов

Аккумуляторная батарея имеет определенный срок службы. Универсального нормативного акта, устанавливающего срок службы аккумуляторных батарей, находящихся в используемых учреждениями автомобилях, нет. Приказ СД при ВС РФ № 104, о котором мы упоминали ранее, отсылает управления судебного департамента при установлении нормативного срока эксплуатации аккумулятора к Нормам сроков службы стартерных аккумуляторных батарей автотранспортных средств в соответствии с руководящим документом Минтранса РФ «Нормы сроков службы стартерных свинцово-кислотных аккумуляторных батарей автотранспортных средств и автопогрузчиков» (РД-3112199-1089-02) (далее – Нормы срока службы аккумуляторов).Данные нормы предназначены для использования владельцами автотранспортных средств и автопогрузчиков при определении моментов списания стартерных свинцово-кислотных аккумуляторных батарей.

Если вашим учредителем не дано четких рекомендаций в отношении документа, которым следует руководствоваться при определении эксплуатационного срока аккумуляторной батареи (в том числе не установлен внутренним документом срок работы аккумуляторной батареи), то в своей учетной политике вы можете прописать эти нормы (либо сослаться на определяющий их документ, который вы будете применять в работе).

Например, в учетной политике может быть прописано: «Срок службы стартерных свинцово-кислотных аккумуляторных батарей автотранспортных средств, находящихся на балансе учреждения, определяется по нормам, разработанным Федеральным государственным унитарным предприятием «Государственный научно-исследовательский институт автомобильного транспорта» (НИИАТ) (РД-3112199-1089-02) (далее – Нормы РД-3112199-1089-02), либо «Срок службы стартерных свинцово-кислотных аккумуляторных батарей автотранспортных средств, находящихся на балансе учреждения, определяется по методике, приведенной в приложении 16 к Методическому руководству РД 37.009.015-98, либо «Срок службы стартерных свинцово-кислотных аккумуляторных батарей автотранспортных средств, находящихся на балансе учреждения, определяется Правилами № 361.

Предположим, на автомобилях, числящихся на балансе вашего учреждения, установлены стартерные свинцово-кислотные аккумуляторные батареи. Учреждением было принято решение определять нормативный срок эксплуатации в соответствии с Нормами РД-3112199-1089-02, и это было отражено в учетной политике. Используя данные, отраженные в таблице 1 Норм РД-3112199-1089-02, следует определить типовой срок службы аккумулятора, исходя из которого устанавливается срок годности эксплуатируемого аккумулятора. Для легкового автомобиля, используемого в служебных целях, с годовым пробегом 112 000 км установлена норма в 2,5 года (сведения приведены в таблице 1). Допустим, что годовой пробег используемых вами автотранспортных средств менее установленного размера (пусть будет 90 000 км), но соответствовует величине среднего годового пробега, при превышении которой рекомендуется корректирование типовых норм пробега. Данная величина приведена в таблице 2 и для легковых автомобилей, используемых в служебных целях, составляет 45 000 км. Поскольку фактический годовой пробег автомобиля превышает 45 000 км, норма эксплуатации аккумулятора может быть скорректирована. В результате корректировки срок эксплуатации аккумуляторной батареи может быть увеличен до четырех лет. В учетной политике может быть сразу установлена скорректированная норма либо могут быть прописаны условия, при которых норма корректируется, и указаны ответственные за это лица.

Для подтверждения факта выработки аккумуляторной батареей установленного нормативного срока службы должностным лицам, ответственным за эксплуатацию автотранспортных средств, целесообразно организовать учет наработки и результатов обслуживания аккумуляторной батареи от ее ввода в эксплуатацию до списания. Наработку аккумуляторной батареи учитывают в тех же единицах, что и оборудованные ею автотранспортные средства, то есть в километрах пробега или моточасах работы с этой батареей. При эксплуатации аккумуляторных батарей на разных автотранспортных средствах учету подлежит сумма величин пробега этих автотранспортных средств с данной батареей. Помимо наработки, учету подлежат выполненные работы по техническому обслуживанию (ТО) и результаты зарядки аккумуляторной батареи после выполнения этих работ.

Учет наработки и результатов зарядки при эксплуатации стартерных аккумуляторных батарей может осуществляться по форме, приведенной в приложении 2 к Нормам РД-3112199-1089-02, либо разработанной и утвержденной в учетной политике удобной для учреждения форме учета использования аккумуляторной батареи.

Технология определения неисправностей, при наличии которых допускается списание стартерных свинцово-кислотных аккумуляторных батарей, приведена в приложении 1 к Нормам РД-3112199-1089-02.

Приложение 16 к Методическому руководствуРД 37.009.015-98 предлагает методику определения процента износа аккумуляторной батареи. Методика заключается в следующем.

Износ аккумуляторной батареи (Иакб) определяется как отношение фактического времени эксплуатации предъявленной батареи (Дф) к среднестатистическому сроку службы (Дст) до ее замены (списания), то есть по следующей формуле:

Иакб = Дф х 100%
Дст

Срок службы аккумуляторной батареи (средний ресурс) получен при помощи математической обработки статистических данных и определен независимо от типа:

– в три года – при интенсивности эксплуатации транспортного средства 40 тыс. км в год и более;

– в четыре года – при интенсивности эксплуатации до 40 тыс. км в год.

Фактический срок службы аккумуляторной батареи определяется как разность даты осмотра предъявленного транспортного средства и даты ее изготовления.

Дата изготовления определяется по маркировке на аккумуляторной батарее, вид и способ нанесения которой устанавливаются нормативным документом на изготовление конкретного типа, марки аккумуляторной батареи.

Отражение операции по списанию в бухгалтерском учете

Согласно нормамп. 349 Инструкции № 157н назабалансовом счете 09 «Запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных» учитываются материальные ценности, выданные на транспортные средства взамен изношенных. Перечень материальных ценностей, учитываемых на забалансовом счете (двигатели, аккумуляторы, шины и т. п.), устанавливается учетной политикой учреждения.

Материальные ценности отражаются на забалансовом учете в момент их выбытия с балансового счета в целях ремонта транспортных средств и учитываются в течение периода их эксплуатации (использования) в составе транспортного средства. Выбытие материальных ценностей с забалансового учета осуществляется на основании акта приема-сдачи выполненных работ, подтверждающих их замену. По нашему мнению, списание шин и аккумуляторов с забалансового учета должно осуществляться на основании Акта о списании материальных запасов (ф. 0504230), поскольку этот документ применяется для оформления решения о списании материальных запасов и служит основанием для отражения в бухгалтерском учете учреждения выбытия со счетов бухгалтерского учета материальных запасов (приложение 5 к Приказу Минфина РФ № 173н).

В бухгалтерском учете установка запасный частей на автомобиль взамен изношенных и списание последних отражается следующим образом:

Дебет

Кредит

Документ-основание

Пункт

Инструкции № 157н

Отражены в учете шины, аккумулятор, установленные на автомобиль взамен изношенных

09

Требование-накладная (ф. 0315006), Ведомость выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210)

349

Списаны использованные шины, аккумулятор

09

Акт о списании материальных запасов (ф. 0504230), акт сдачи-приемки выполненных работ

В заключение хотелось бы обратить внимание читателей на следующее. Батареи свинцовых аккумуляторов, целые или разломанные (AA170), относятся к отходам, содержащим металлы, и подлежат утилизации (Номенклатура отходов (в соответствии с резолюцией ОЭСР) «ГОСТ Р 53691-2009. Национальный стандарт Российской Федерации. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Паспорт отхода I – IV классов опасности. Основные требования» (утвержден и введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2009 № 1091-ст). Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон об отходах производства и потребления) под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. Этим законом установлены требования и обязанности в сфере обращения с отходами производства и потребления, распространяющиеся как на хозяйствующих субъектов, в процессе деятельности которых образуются отходы, так и на лиц, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами.

Следовательно, лицо, в результате производственной деятельности которого образуются отходы, обязано соблюдать требования Закона об отходах производства и потребления, а также экологические и санитарно-эпидемиологические требования, предусмотренные действующим законодательством.

Согласно ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Пунктом 3.7 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.7.1322-03, введенных в действие с 15.06.2003 Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2003 № 80, установлено, что при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т. д.), по периметру площадки должны быть предусмотрены обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями.

В силу п. 2 и 3 ст. 14 Закона об отходах производства и потребления хозяйствующие субъекты, в процессе деятельности которых образуются отходы I – IV классов опасности, обязаны подтвердить отнесение этих отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы I – IV классов опасности составляется паспорт на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности (Постановление Президиума ВАС РФ от 12.07.2011 № 709/11 № А32-10488/2010-58/157-58).

Статьей 8.2 КОАПРФ установлено, что несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на должностных лиц – от 10 000 до 30 000 руб.; на юридических лиц – от 100 000 до 250 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Таким образом, во избежание различных неприятных ситуаций рекомендуем сразу же передавать аккумуляторные батареи на утилизацию в специализированную организацию.

_____________________________

Для прицепов устанавливаются нормы остаточной высоты рисунка протектора шин, аналогичные нормам для шин транспортных средств – тягачей.

Например, как это сделано в Приказе ФСИН РФ от 18.04.2005 № 268 «Об утверждении нормативных сроков работы до капитального ремонта и списания автомобильной, дорожно-строительной техники и электротехнических средств, периодичности технического обслуживания автомобильного транспорта федерального бюджетного учреждения «Управление автотранспорта Федеральной службы исполнения наказаний» и порядка хранения и консервации автотранспортной техники, станочного и паркового оборудования».

В настоящее время эксплуатируются три типа аккумуляторной батареи:

1. Моноблок с ячеистыми крышками и перемычками над крышками (старая конструкция).

2. Моноблок с общей крышкой и залитыми мастикой перемычками.

3. Моноблок (пластмассовый корпус) с общей крышкой – необслуживаемая АКБ.

Приказ Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению».

Приказ Минфина РФ от 15.12.2010 № 173н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению».

Особенности организации учета автошин.

Внастоящее время основным документом, определяющим порядок обслуживания и эксплуатации автомобильных шин на территории РФ, являются Правила эксплуатации автомобильных шин (АЭ 001-04), утвержденные Распоряжением Минтранса РФ от 21.01.2004 № АК-9-р (далее – Правила). Их действие было рассчитано на определенный срок – до 31.12.2007. Однако новый документ в этой области не был издан, и Минюст дал предписание руководствоваться им и дальше (Письмо Минюста РФ от 21.09.2009 № 03-2609).

Также некоторые министерства и ведомства разрабатывают и утверждают свои ведомственные нормативные акты, которыми регулируется деятельность по автотранспортному обеспечению в подведомственных учреждениях, в том числе в части организации учета автомобильных шин. Смотрите, например, Порядок УИС.

Ни один нормативный документ на сегодняшний день не содержит правил отражения в бюджетном учете операций по замене автомобильных шин, поэтому учреждение вправе, руководствуясь Правилами, ведомственными актами, самостоятельно разработать и утвердить в учетной политике соответствующий порядок (ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», Письмо Федерального казначейства от 04.12.2014 № 42-7.6-04/692).

В порядке, помимо всего прочего, рекомендуем прописать перечень первичных учетных документов по оформлению движения автомобильных шин в учреждении. К ним, в частности, относятся документы:

  • подтверждающие принятие шин к учету: приходный ордер на приемку материальных ценностей (нефинансовых активов) (ф. 0504207), отгрузочные документы поставщика либо авансовый отчет (ф. 0504505) с приложенными к нему квитанциями, БСО, кассовыми и товарными чеками и т. д.;
  • по внутреннему перемещению шин: накладная на внутреннее перемещение объектов нефинансовых активов (ф. 0504102) или требование-накладная (ф. 0504204);
  • по учету шин, выданных в эксплуатацию: карточка учета работы автомобильной шины. Учреждение вправе разработать форму указанного документа самостоятельно либо применять форму карточки, которая приведена в приложении 12 к Правилам или, если учреждение находится в ведении ФСИН, в приложении 13 к Порядку УИС. Этот документ будет также подтверждать обоснованность замены шин;
  • подтверждающие замену шин: акт приема-сдачи выполненных работ, составленный в произвольной форме;
  • подтверждающие списание непригодных к эксплуатации шин с учета: акт о списании материальных запасов (ф. 0504230) либо бухгалтерская справка (ф.0504833).

При разработке порядка также следует обратить внимание еще на один важный документ – это Временные нормы эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств (РД 3112199-1085-02), утвержденные Минтрансом РФ 04.04.2002 (далее – Временные нормы). В нем приводятся данные среднестатистического пробега шин различных видов транспортных средств, а также формула для расчета нормы эксплуатационного пробега шин. Отметим, что только при достижении нормы эксплуатационного пробега шины подлежат замене и списанию с учета.

Материалы или основные средства?

Несмотря на то, что срок службы автомобильных шин превышает 12 месяцев, учитывать их нужно в составе материальных запасов. Объясним почему.

Материальные объекты имущества, независимо от их стоимости, со сроком полезного использования более 12 месяцев, предназначенные для использования в процессе деятельности учреждения, принимаются к учету в качестве основных средств (п. 38 Инструкции № 157н). При этом объектом основных средств является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями, или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно-сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенных для выполнения соответствующей работы (п. 41 Инструкции № 157н).

Автомобильная шина не может использоваться по назначению отдельно от транспортного средства, следовательно, она не образует самостоятельного объекта основных средств. По своей сути шины близки к комплектующим изделиям (запасным частям), учет которых должен быть организован на счете 1 105 36 000 «Прочие материальные запасы – иное движимое имущество учреждения» (п. 98, 99 Инструкции № 157н, п. 21 Инструкции № 162н).

Однако, если шины приобретаются вместе с автомобилем, они подлежат отражению в составе объекта основных средств и обособленно не учитываются. В этом случае стоимость шин участвует в формировании стоимости автомобиля.

Приобретение и учет автомобильных шин.

В соответствии с Указаниями № 65н расходы казенного учреждения на приобретение автомобильных шин следует относить на вид расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд» и отражать в бюджетном учете по статье 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ.

Принятие к учету автомобильных шин, как и других материальных запасов, осуществляется по фактической стоимости, которая формируется на счете 1 106 34 000 «Вложения в материальные запасы – иное движимое имущество учреждения» и включает в себя (п. 100, 102, 127 Инструкции № 157н):

  • суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу), консультационным и посредническим организациям;
  • таможенные пошлины;
  • суммы, уплачиваемые за доставку (включая страховку доставки);
  • суммы, уплачиваемые за доведение рассматриваемых объектов до состояния, в котором они пригодны к использованию;
  • иные платежи, непосредственно связанные с приобретением объектов.

В зависимости от порядка и способа приобретения автомобильных шин в учете казенного учреждения делаются следующие бухгалтерские записи (п. 23, 49, 111 Инструкции № 162н):

Дебет

Кредит

Расчеты по приобретению автошин…

…по безналичному расчету

Погашена задолженность перед поставщиком автошин в рамках заключенного с ним контракта (договора)

1 302 34 830

1 304 05 340

…за наличный расчет

Выдан аванс подотчетному лицу на приобретение автошин

1 208 34 560

1 201 34 610

Принятие к учету автошин…

…при осуществлении дополнительных расходов, формирующих их фактическую стоимость

Отражено формирование фактической стоимости автошин, приобретенных:

– у поставщика

1 106 34 340

1 302 34 730

– через подотчетное лицо

1 208 34 660

Приняты к учету автошины в сумме их фактической стоимости, сформированной при их приобретении:

– у поставщика

1 105 36 340

1 106 34 340

– через подотчетное лицо

…без осуществления дополнительных расходов

Приняты к учету автошины, приобретенные:

– у поставщика

1 105 36 340

1 302 34 730

– через подотчетное лицо

1 208 34 660

Замена автомобильных шин.

Замена автомобильных шин может происходить вследствие их непригодности для дальнейшей эксплуатации (износа, повреждения) либо при смене сезонов (замена летней резины на зимнюю и наоборот).

Замену непригодных к дальнейшей эксплуатации шин следует рассматривать как текущий ремонт автомобиля.

Новые автошины, выданные взамен изношенных, поврежденных (не подлежащих ремонту), при их установке списываются с балансового учета и отражаются на забалансовом счете 09 «Запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных». Учет шин за балансом осуществляется в течение всего периода их эксплуатации (использования) в составе транспортного средства. Это следует из п. 349 Инструкции № 157н.

Перечень материальных ценностей, учитываемых на забалансовом счете 09, устанавливается в учетной политике учреждения.

В бюджетном учете данные операции отражаются следующими корреспонденциями счетов (п. 26 Инструкции № 162н, п. 349 Инструкции № 157н):

Дебет

Кредит

Списаны с учета шины, установленные на автомобиль

1 401 20 272

1 105 36 440

Приняты к забалансовому учету шины, установленные взамен изношенных

Забалансовый счет 09

Казенное учреждение через подотчетное лицо приобрело комплект новых шин для замены изношенных стоимостью 25 000 руб. Аванс на покупку шин был выдан из кассы учреждения. Денежные средства израсходованы в полном объеме, шины приняты к учету. Установка шин на транспортное средство произведена водителем учреждения.

В учете казенного учреждения будут отражены следующие бухгалтерские записи:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Выдан аванс подотчетному лицу на приобретение комплекта новых шин

1 208 34 560

1 201 34 610

25 000

Приняты к учету шины (на основании авансового отчета)

1 105 36 340

1 208 34 660

25 000

Выданы шины со склада водителю для установки на автомобиль

1 105 36 340

м. о. л. – водитель

1 105 36 340

м. о. л. – кладовщик

25 000

Списаны с учета шины, установленные на автомобиль

1 401 20 272

1 105 36 440

25 000

Приняты к забалансовому учету шины, установленные взамен изношенных

Забалансовый счет 09

25 000

В случае если замену автомобильных шин осуществляет специализированная сервисная мастерская, в бюджетном учете отражаются следующие корреспонденции счетов (п. 102, 111 Инструкции № 162н):

Дебет

Кредит

Отражены расходы по замене шин согласно акту приема-сдачи выполненных работ

1 401 20 225

1 302 25 730

Перечислена плата за выполненные работы по замене шин

1 302 25 830

1 304 05 225

Воспользуемся условиями примера 1 и предположим, что замена изношенных шин на новые произведена в автосервисе и стоимость соответствующих работ составила 4 000 руб.

В бюджетном учете данные операции отразятся так:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Отражены расходы по замене изношенных шин на новые

1 401 20 225

1 302 25 730

4 000

Перечислена плата за выполненные работы по замене шин

1 302 25 830

1 304 05 225

4 000

Шины, снятые с автомобиля, ранее учитываемые за балансом, подлежат списанию на основании акта приема-сдачи выполненных работ, подтверждающего их замену на новые (абз. 3 п. 349 Инструкции № 157н). Сам факт списания шин с забалансового счета 09 можно оформить актом о списании материальных запасов (ф. 0504230) либо бухгалтерской справкой (ф. 0504833). Соответствующее решение должно быть закреплено в учетной политике учреждения.

В последующем изношенные, поврежденные (не подлежащие ремонту) шины должны быть оприходованы на склад для дальнейшего списания в утиль. Согласно нормам п. 106 Инструкции № 157н, п. 23 Инструкции № 162н принятие к учету непригодных к дальнейшей эксплуатации шин производится по оценочной стоимости в следующем порядке (см. также Письмо Минфина РФ от 09.11.2016 № 02-06-10/65577):

Дебет

Кредит

Приняты к учету непригодные к дальнейшей эксплуатации шины

1 105 36 340

1 401 10 180

Изношенные шины, числящиеся на забалансовом счете 09, после проведения шиномонтажных работ списаны в сумме 15 000 руб. и оприходованы на баланс по оценочной стоимости (2 000 руб.) для последующей передачи на утилизацию.

В бюджетном учете были отражены следующие бухгалтерские записи:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Списаны с забалансового учета изношенные шины

Забалансовый счет 09

15 000

Приняты к учету непригодные к дальнейшей эксплуатации шины

1 105 36 340

1 401 10 180

2 000

Замену сезонных шин следует рассматривать как содержание основного средства с целью поддержания его эксплуатационных характеристик.

Поскольку нормативно-правовыми документами, регулирующими ведение бухгалтерского учета, не определены правила отражения в учете операций по замене сезонных шин, учреждение вправе самостоятельно разработать их и утвердить в учетной политике. Приведем возможные варианты учета сезонных автошин.

Вариант 1 – с использованием забалансового счета 09. В целях оптимизации учета к указанному счету вводятся субсчета:

  • 09-1 «Шины летние»;
  • 09-2 «Шины зимние».

При замене летней резины на зимнюю и наоборот происходит передача шин от водителя на склад и обратно. Такое движение шин между структурными подразделениями учреждения можно оформить накладной на внутреннее перемещение объектов нефинансовых активов (ф. 0504102) или требованием-накладной (ф. 0504204).

В случае если стоимость шин неизвестна, их учет на забалансовом счете 09 можно вести по количеству или в условной единице 1 шина – 1 руб.

С целью замены летней резины на зимнюю со склада учреждения водителю отпущен комплект зимних шин стоимостью 8 000 руб. Снятые с автомобиля летние шины (стоимость их неизвестна) в количестве четырех штук переданы на склад кладовщику.

В учете казенного учреждения отражены следующие бухгалтерские записи:

Как правильно казенному учреждению учитывать и производить списание автошин и аккумуляторов, установленных заводом-изготовителем на автомобиль?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу: Автомобильные шины и аккумуляторная батарея, которыми транспортное средство было укомплектовано на момент принятия его к учету, самостоятельными объектами бухгалтерского учета не являются. — наличие участка беговой дорожки, на котором высота рисунка протектора меньше установленной длины; — местные повреждения шин (пробои, вздутия, сквозные и несквозные порезы), которые обнажают корд, а также местные отслоения протектора. Указанные выше отклонения могут быть установлены уполномоченным должностным лицом (механиком, водителем), ответственным за эксплуатацию транспортного средства. Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Шершнева Анна Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

— п. 3 Приложения 4 к приказу Минюста РФ от 28.04.2006 N 137; — п.

1 Приложения 1 к приказу Министра обороны РФ от 16.06.2016 N 350; — распоряжение Федеральной службы исполнения наказаний от 05.12.2014 N 234-р

«Об утверждении Порядка организации деятельности по автотранспортному обеспечению в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы»

Учет шин в бюджетных учреждениях

Учреждение, созданное органами государственной власти или местными органами самоуправления на основе действующего бюджетного законодательства РФ — называется бюджетным. Сфера. Новый проект Правительства РФ

«Об установлении порядка и отбора операторов электронных площадок для проведения электронных аукционов»

гласит о том, что отбором операторов теперь. Эффективной мерой, поддерживающей экономику, является оказание помощи государством субсидиями и субвенциями.

В получении субсидий заиетересовано большинство бюджетных. Для получения требуемых товаров, услуг и обеспечения работой бюджетные учреждения, согласно с Законом № 44-Ф3, где описана контрактная система в сфере закупок товаров, имеют.

Образование: Высшее экономическое Семейное положение: замужем О себе: Имею опыт работы в государственных и коммерческих структурах.

В настоящее время работаю на дому: пишу статьи, консультирую людей по телефону.

Работа на дому позволила мне наконец-то заняться написанием своей кандидатской диссертации.

Как правильно списать шины

В налоговом учете для определения налога на прибыль стоимость автомобильных шин, поступающих в организацию в комплекте с приобретаемым автомобилем, также включается в первоначальную стоимость автомобиля — объекта амортизируемого имущества (ст. 257 НК РФ). Согласно Инструкции по применению Плана счетов, утвержденного Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, учет наличия и движения автомобильных шин в запасе и обороте ведется на счете 10 «Материалы», субсчет 5 «Запасные части».

С целью обеспечения контроля для учета шин к субсчету 10-5 могут открываться счета аналитического учета: 10-5-1 «Автомобильные шины на складе»; 10-5-2 «Автомобильные шины в запасе»; 10-5-3 «Автомобильные шины в ремонте и на восстановлении». Для целей исчисления налога на прибыль расходы на приобретение автомобильных шин признаются материальными расходами (пп.

2 п. 1 ст. 254 НК РФ). Особенность организации учета сезонных шин заключается в том, что они снимаются с эксплуатации не в связи с утратой своих потребительских свойств, а в зависимости от смены сезона.

Замена автомобильных шин может происходить как вследствие их износа, порчи, так и при изменении погодных условий. Как правильно организовать учет шин и отразить в бюджетном учете операции по их приобретению, установке и списанию, рассказано в статье.

В порядке, помимо всего прочего, рекомендуем прописать перечень первичных учетных документов по оформлению движения автомобильных шин в учреждении.

К ним, в частности, относятся документы: Несмотря на то, что срок службы автомобильных шин превышает 12 месяцев, учитывать их нужно в составе материальных запасов. Объясним почему. Однако, если шины приобретаются вместе с автомобилем, они подлежат отражению в составе объекта основных средств и обособленно не учитываются.

В этом случае стоимость шин участвует в формировании стоимости автомобиля.

В зависимости от порядка и способа приобретения автомобильных шин в учете казенного учреждения делаются следующие бухгалтерские записи (п. 23, 49, 111 Инструкции № 162н):

Учет автомобильных покрышек в бюджетном учреждении

Редакция журнала «Актуальная бухгалтерия»

Другое дело, если шины приобретаются отдельно — для замены изношенных, поврежденных или для сезонной замены. В данном случае следует говорить о запасных частях к автомобилю.

В. Афанасьев, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ; А.

Суховерхова, рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ Большинство вопросов возникает в связи с операцией по замене шин, приобретенных отдельно от автомобиля для сезонной замены. Нужно отметить, что есть как минимум два варианта учета подобной хозяйственной операции: Учреждение может выбирать наиболее приемлемый для себя, утвердив его в качестве элемента бухгалтерской учетной политики.

Операции по приобретению и замены шин отражены в учете учреждения записями: ДЕБЕТ 4 105 36 340 КРЕДИТ 4 302 34 730 — 25 000 руб. — учтены затраты на приобретение комплекта зимних покрышек и кредиторская задолженность перед поставщиком (с учетом «входного» НДС); ДЕБЕТ 4 302 34 830 КРЕДИТ 4 201 11 610 — 25 000 руб.

— перечислены денежные средства с лицевого счета в казначействе поставщику покрышек; ДЕБЕТ 4 109 80 272 КРЕДИТ 4 105 36 440 — 25 000 руб.

— списана стоимость покрышек, переданных в эксплуатацию.

— 25 000 руб. — стоимость зимних шин отражена за балансом увеличением счета 09. Из соотношения фактического и нормативного пробега рассчитаем сумму износа зимних шин. Она составит: 28 000 км : 55 000 км x 25 000 руб.

= 12 727 руб. Таким образом, цена возможного использования шин составит: 25 000 — 12 727 = 12 273 руб.

Оприходование возвращенных шин отражают записью: ДЕБЕТ 4 105 36 340 КРЕДИТ 4 401 10 180 — 12 273 руб. — отражен возврат зимних шин на склад учреждения (с учетом износа); — 25 000 руб.

Ведение бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях осуществляется в соответствии с Федеральным законом № 129-ФЗ, Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной приказом Минфина России N 157н (далее — Инструкция N 157н); Инструкцией по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Минфина России N 162н, (далее — Инструкция N162н). При приобретении автомобильные шины учитываются на счете 10506 «Прочие материальные запасы» на основании первичных учетных документов (п.п. 117, 118 Инструкции N 157н, п. 22 Инструкции N 162н). В учете бюджетных учреждений (в соответствии с п.1 ст.78.1 Бюджетного кодекса РФ), поступление шин отдельно от автомобиля отражается проводкой:
Дебет 0.105.26.340 (0.105.36.340) Кредит 0.302.34.730 (0.208.34.660, 0.304.04.340, 4.210.06.660…) – оприходованные автомобильные шины (на основании сопроводительных документов от поставщика, а также при безвозмездном получении).
При выдаче автомобильных шин в эксплуатацию оформляется «Ведомость выдачи материальных ценностей на нужды учреждения» (форма 0504210) или «Требование-накладная» (форма 0315006) (п. 25 Инструкции N 162н).
Учет выданных автомобильных шин проводят на забалансовом счете 09 «Запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных» (п. 349 Инструкции N 157н). Аналитический учет по счету ведется в Карточке количественно-суммового учета. Выбытие материальных ценностей с забалансового учета производят на основании Акта приема-сдачи выполненных работ, подтверждающих их замену.
Учет замены шин при полном износе. В учете бюджетного учреждения, при замене изношенных или поврежденных шин делают проводки:
Дебет 0.401.20.272 (0.109.60.272, 0.109.70.272…) Кредит 0.105.26.440 (0.105.36.440) – списаны с балансового учета шины, установленные взамен изношенных или поврежденных; Дебет 09– учтены за балансом шины, установленные взамен изношенных или поврежденных (при условии, что шины включены в перечень, установленный учетной политикой). Такой порядок установлен пунктом 37 Инструкции №174н, Инструкцией № 157н (счета 105.00, 109.00, 401.20, забалансовый счет 09).
При сезонной замене шин, в учете бюджетного учреждения делают проводку:
Дебет 0.105.36.340 Кредит 0.105.36.340 – выданы в эксплуатацию (возвращены на склад) шины для летнего (зимнего) сезона (на основании требования-накладной по форме № М-11 (ф. 0315006))(п 35 Инструкции № 174н).
P.S. Если Вам требуется улучшить Ваш автомобиль — кликните по ссылке https://car-care.com.ua. Профессиональный подход, приемлемые цены и высокое качество ждут Вас на предложенном сайте.

Учет финансирования бюджетных учреждений
Учреждение, созданное органами государственной власти или местными органами самоуправления на основе действующего бюджетного законодательства РФ — называется бюджетным. Сфера…

Операторы для электронных площадок будут отбираться специальной комиссией
Новый проект Правительства РФ «Об установлении порядка и отбора операторов электронных площадок для проведения электронных аукционов» гласит о том, что отбором операторов теперь…

Учет субсидий в бюджетном учреждении
Эффективной мерой, поддерживающей экономику, является оказание помощи государством субсидиями и субвенциями. В получении субсидий заиетересовано большинство бюджетных…

Особенности финансового обеспечения обязательств по аренде автокрана, следующих из договоров бюджетных учреждений.
Для получения требуемых товаров, услуг и обеспечения работой бюджетные учреждения, согласно с Законом № 44-Ф3, где описана контрактная система в сфере закупок товаров, имеют…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *