Списание ГСМ автопогрузчика

Автор: | 03.05.2019

Списание ГСМ на погрузчик

При списании ГСМ субъекты хозяйствования обычно ориентируются на Нормы № 43*. Но они устанавливают нормы расходы топлива для автомобильного транспорта. Является ли таковым погрузчик?

* Нормы расходов топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте, утвержденные приказом Министерства транспорта Украины от 10.02.98 г. № 43. Вопрос с обязательностью/необязательностью применения данных норм мы поднимали, в частности, в статье «Списание ГСМ: горячий дайджест» (журнал «Бухгалтер 911», 2017, № 24).

Если заглянуть в Закон о Таможенном тарифе, то погрузчики попадают в разд. XVI «Машины, оборудование и механизмы…» и транспортными средствами не считаются.

С другой стороны, Правила № 21** и Правила № 200*** относят погрузчики к технологическим транспортным средствам.

** Правила охраны труда во время погрузочно-разгрузочных работ, утвержденные Министерством энергетики и угольной промышленности Украины от 19.01.2015 г. № 21.

*** Правила проведения техосмотра технологических транспортных средств, которые не подлежат эксплуатации в улично-дорожной сети общего пользования, утвержденные приказом Госкомитета по охране труда от 10.09.2004 г. № 200.

В Нормах № 43 в таблице Б1 «Норми витрат палива для спеціальних і спеціалізованих автомобілів» приведены нормы расходов топлива на некоторые модели погрузчиков (в том числе из расчета на 1 час их работы). Но нормы расхода топлива на обычные складские погрузчики вряд ли там можно найти.

Стоит отметить, что на некоторые модели погрузчиков (используемых в строительстве) нормы расхода топлива установлены в других нормативных документах.

Если вы используете модель погрузчика, не названную в Нормах № 43, то можете определить нормы расхода топлива (как правило, из расчета на 1 моточас работы) самостоятельно, используя технологические нормы, приведенные в техдокументации завода-производителя, или рассчитав их с использованием технических данных, указанных в техдокументации.

Важно! Возможность установить такие нормы устанавливает специально созданная комиссия предприятия (п.п. 2.2.1 Норм № 43 говорит о том, что комиссия должна состоять не менее чем из трех специалистов предприятия). Поэтому приказом руководителя предприятия должна быть создана специальная комиссия по предприятию.

Результаты рассмотрения комиссии оформляются Актом об установлении норм расхода топлива на работу погрузчика, который утверждается руководителем предприятия. При желании, установленные комиссией нормы можно утвердить в ГП ГосавтотрансНИИ, подав им на рассмотрение один экземпляр составленного комиссией акта (такие услуги предоставляются на платной основе).

Если вы планируете передавать нормы на утверждение в ГП ГосавтотрансНИИ, то используйте «шаблонную» форму акта об установлении норм расхода топлива, приведенную в Приложении Е Норм № 43.

Если в техдокументации завода-производителя погрузчика отсутствуют нормы или технические данные, необходимые для их расчета, то установить нормы расхода топлива предприятие может, опять же, с помощью специально созданной на предприятии комиссии, проведя контрольные замеры расхода топлива (исходя из п.п. 2.2.2 Норм № 43 таких замеров должно быть не менее трех).

Результаты замеров усредняются, оформляются Актом контрольных замеров расходов топлива и утверждаются руководителем предприятия. Если будете передавать нормы на утверждение в ГП ГосавтотрансНИИ, то используйте «шаблонную» форму акта, приведенную в Приложении Ж.

На случай недопонимания с налоговиками отметим, что в целом суды склонны считать, что расход ГСМ не обязательно должен соответствовать Нормам № 43, но списание ГСМ обязательно должно быть урегулировано внутренними приказами предприятия и подтверждено соответствующими расчетами.

С нормами определились. Далее, естественно, нужен первичный документ, подтверждающий фактическое расходование топлива погрузчиком. Поскольку расход топлива в нашем случае будет привязан не к пробегу, а к отработанным моточасам погрузчика, то такой документ должен фиксировать количество наработанных часов погрузчиком. Для нестроительной спецтехники утвержденной формы такого документа нет — ее утверждает предприятие самостоятельно. При этом такой документ должен содержать все обязательные реквизиты первичного документа, предусмотренные ч. 2 ст. 9 Закона о бухучете:

— название документа (формы);

— дату составления;

— название предприятия, от имени которого составлен документ;

— содержание и объем хозяйственной операции, единицу измерения хозяйственной операции;

— должности лиц, ответственных за осуществление хозяйственной операции и правильность ее оформления;

— личная подпись или другие данные, которые дают возможность идентифицировать лицо, участвовавшее в осуществлении хозяйственной операции.

За основу можно взять, к примеру, типовые формы, которые используются для учета работы строительной спецтехники, — например, «Рапорт о работе строительной машины (механизма)» типовой формы № ЕБМ-3 (утверждена приказом Минстата от 13.06.97 г. № 149). В любом случае в таком первичном документе должно фиксироваться:

— количество отработанных погрузчиком часов за смену;

— расход топлива за смену (остаток топлива на начало смены, расход, остаток на конец смены).

Такой документ может составляться как каждый день, так и раз в неделю или раз в месяц.

Кроме учетных данных об остатках топлива, отражаются в карточках складского учета и сальдовой ведомости, регулярно проводится фактическое снятие остатков товара. Специфика измерения количества бензин ну, солярки и других наливных видов топлива имеет свою специфику. Она заключается в том, что сначала определяется объем жидкости в емкостях (баках) в кубических метрах или литрах. Для определения объема топлива вы пользуют мерный шток (длинная палка, на которой нанесено деления через каждый сантиметр), с помощью которого определяется высота наполнения емкости. Такие замеры проводят, как правило, материально-соотв столовая лица (кладовщик) (далее -. МОЛ) в начале смены. После замера записывают показатели высоты наполнения жидкости по каждой емкости. Затем с помощью ареометра (прибор для измерения плотности нефтепродуктов в) определяют плотность (удельный вес) нефтепродуктов на данный момент времени. После этого рассчитывают количество топлива по каждой емкости в килограммах зависимости от плотности по формулермулою:

К = V х Y

где. К — масса топлива, в кг;

V — объем топлива, м куб;

Y — плотность нефтепродуктов, кг / м куб

Используя данные специальных замерных таблиц, находят объем топлива в емкости. Для резервуаров различных объемов должны быть свои замерные таблицы (табл. 38)

. Таблица 38

. Измерительный таблица резервуара 5,4 м куб 7-02-61, полный объем 5,432 00,27

Высота слива, см

Емкость, м куб

0,0037

0,0103

0,0188

0,0293

2,7083

2,7459

2,7833

И т др.

Обычно такие таблицы разрабатывают заводами-изготовителя-ми емкостей и входят в комплект поставки. Если же таблицы по какой-то причине отсутствует, то ее разрабатывает и утверждает»Украинский центр сертиф ции и метрологиилогії».

Проверка топлива в обязательном порядке проводится также при изменении. МВО, которая отвечает за сохранение. ГСМ. В таком случае и при проведении плановых или внеплановых инвентаризаций создает ется комиссия, члены которой составляют и подписывают акт.

Снятие остатков по вышеуказанной методике дает возможность определить наличие жидкости в резервуаре. Но не всегда этой жидкостью может оказаться то, что должно в нем храниться. По законам физики, в объем мности собирается так называемая»подтоварная вода», которая находится на дне емкости. Наличие воды в емкости объясняется не только законам физики, но и недобросовестным отношением к работе некоторых. МВО. Определяют к илькисть воды в емкости так. Метршток смазывают специальной индикаторной пастой, при соприкосновении с водой становится красной. Выявленная таким образом количество воды отнимают от общей, определенной ранее е, количества топлива и сравнивают с данными бухгалтерского учетатерського обліку.

Кроме текущего снятия остатков топлива, в. АТП проводится плановая или внеплановая инвентаризация перед составлением годового отчета, в случае смены материально ответственных лиц, установление фактов стран адижкы, по предписанию судебно-следственных органов. При этом образуется инвентаризационная комиссия, которая руководствуется в своей работе типовым положением по инвентаризации и положениями по учетной политике пред ства.

По результатам сравнений фактических и учетных данных можно обнаружить избыток или недостаток горючего, смазочных материалов. Результаты инвентаризации заносятся в инвентаризационные ведомости и в ведомости и сравнений. При этом инвентаризационные комиссии. АТП могут использовать типовую форму — . Ведомость результатов инвентаризации (приложение № 3 к. Инструкции № 69) или форму, принятую на предприятии. Стоимость излишков или недостач топлива в инвентаризационно-сравнительных ведомостях приводится согласно их оценке в сальдовых от домостях по фактической себестоимости — в размере сальдо конечного на отчетную дату.

. Пересортица. В отдельных случаях может быть произведен зачет излишков и недостач вследствие пересортицы топлива и материалов. Такой вариант возможен только по горюче-смазочных материалов одинакового наименования и в тождественном количестве при условии, что излишки и недостачи образовались за один и тот же проверяемый период и одного и того же проверяемого лицая.

. Например инвентаризация выявила избыток бензина. А-95 в количестве 200 л по цене 7,50 грн на сумму 1500,00 грн и недостаток бензина. А-98 в количестве 300 л по цене 8,00 грн на сумму 2400,00 грн. По решению руководства. АТП может быть произведен зачет на 200 л и в результате остается нехватка 100 л бензина. А-98 на сумму 800,00 (100 х 8,00) грн

. Недостаток. В случае выявления недостач и утверждения руководителем предприятия решения инвентаризационной комиссии о взыскании с виновного лица возмещения, предприятия применяют особую методику расчета собирать итку. При этом руководствуются. Порядком определения размера убытков от хищения, недостачи, уничтожения (порчи) материальных ценностей, утвержденного. Постановлением. Кабинета. Министров Украины от 22011996 г № 116. Согласно указанного. Постановления, размер убытков определяется по формулемулою

Таким образом, размер ущерба к возмещению значительно превышает балансовую стоимость (фактическую себестоимость). ГСМ

. Например после проведения пересортицы зафиксирован недостаток 100 л бензина. А-98 по учетной (балансовой) цене 8,00 грн, на сумму 800,00 грн (учетная стоимость). Индекс инфляции не применялся. Используя формулу, получим размер ущерба:

. Ру = 100 х 8,00 160 х 2 = 2560,00 грн

Рассчитанная сумма предъявляется виновному лицу, как правило, материально ответственному — кладовщику, заведующему складом, руководителю подразделения. После получения возмещения суммы (части суммы) недостачи виновным физическим лицом бухгалтерия. АТП должна провести разграничение поступления на две части: возместить убытки предприятия, а остаток средств перечислить в бюджет. К прямой ущерб (балансовой стоимости бен. Зину) в. АТП добавляют, как правило упущенную выгоду от продажи бензина или его реализации в составе автоуслуг в размере рентабельности (например, 40%). Таким образом, сумма ущерба. АТП в условиях примера состояние овила 1120,00 грн ((800,00 (800,00 х 40%: 100)). Остальные — 1440,00 грн (2560 — 1120) подлежит перечислению в бюджет, в том числе -. НДС 160 грн, другие доходы бюджета грн.

В случае расчетов с виновными лицами применяется субсчет 375″Расчеты по возмещению причиненных убытков», для отображения себестоимости испорченных, похищенных ценностей — счет 947″Недостачи и потери от порчи ценностей», для отражения доходов от возмещения — счет 716″Возмещение ранее списанных активов»Корреспонденция по приведенному примеру выглядеть, как показано в таблице л 3лядатиме, як показано в табл. 3.9.

. Таблица 3 6

. Отражение списания топлива в результате недостатка

№ п / п

Содержание хозяйственной операции

Проведение на счетах

Сумма, грн

Дт

Кт

Списана сумма недостачи топлива по себестоимости бензина

Материально ответственному лицу предъявлено сумму убытков

Материально ответственное лицо возместило ущерб

301, 311

Ошибка на доходы предприятия часть возмещения

Ошибка на расчеты с бюджетом возмещения в части НДС

Ошибка на расчеты с бюджетом возмещения в части других доходов бюджета

324 Отражение операций в реестрах учета и формах отчетности

Аналитический учет движения. ГСМ осуществляется в таких реестрах — отчет кладовщика (заведующего складом) карточка счета, оборотная ведомость по счету. Остатки. ГСМ обобщают в сальдовых сведениям ведущих в разрезе материально ответственных лиц и по субсчету 203 в целом. В качестве реестров синтетического учета при ручных формах применимо журнал № 5. А и главная книга. При автоматизированного учета используется оборотная сальдовая ведомость и главная книгга.

Обобщенные данные о сальдо по счету 20 отражаются в. Балансе (ф № 1) в строке 100″Запасы»Стоимость израсходованных. ГСМ в составе себестоимости автоуслуг подлежит отнесению к строки 040. Отчета о финан нсови результаты (ф № 2), а в составе административных расходов — строке 070. Кроме того, в примечаниях к финансовым отчетам (ф № 5). ГСМ отражается по статье»Топливо»раздела VIIПаливо» розділу VIII.

Департамент общего аудита по вопросу учета ГСМ для погрузчика

Ответ

О нормах расхода топлива

В соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на содержание служебного транспорта (автомобильного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта). Расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов в пределах норм, установленных Правительством Российской Федерации.

Таким образом, НК РФ не содержит условий о необходимости нормирования расходов на содержание служебного транспорта, в том числе расходов на приобретение ГСМ.

Аналогичное мнение содержится в Письме Минфина РФ от 27.01.14 № 03-03-06/1/2875:

«На основании пп. 11 п. 1 ст. 264 Кодекса к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на содержание служебного транспорта (автомобильного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта). При этом Кодексом не предусмотрено нормирование указанных расходов, а также не установлены правила определения обоснованности таких расходов.

Вместе с тем при определении обоснованности произведенных затрат на приобретение топлива для служебного автомобиля налогоплательщик вправе учитывать Методические рекомендации «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте», введенные в действие Распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 14.03.2008 N АМ-23-р.»

В данном Письме Минфин РФ подчеркнул рекомендательных характер Методических рекомендаций.

При этом, ранее Минфин РФ придерживался противоположной позиции. Например, Письме Минфина РФ от 03.09.10 № 03-03-06/2/57:

«Таким образом, при определении обоснованности произведенных затрат на приобретение топлива для служебного автомобиля налогоплательщик учитывает Методические рекомендации «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте», введенные в действие Распоряжением от 14.03.2008 N АМ-23-р.»

Судебная практика по данному вопросу складывается следующим образом.

В Постановлении ФАС Центрального округа от 04.04.08 по делу № А09-3658/07-29 содержится вывод:

«В части непринятия в расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль, затрат на приобретение ГСМ в сумме 354 780 руб. Инспекция исходила из необоснованного установления Обществом нормы расхода ГСМ на автомобиль Нисан в размере 18 л. на 100 км., а также из отсутствия должного оформления путевых листов, а именно в нарушение Постановления Госкомстата России N 78 от 28.11.1997 они заполнялись водителем не ежедневно, не указывалось количество пройденных километров

Разрешая спор в названной части, суд правомерно указал, что Налоговым кодексом не предусмотрено нормирование расходов ГСМ в целях налогообложения прибыли, а «Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте» N Р3112194-0366-03, утвержденные Минтрансом РФ 29.04.2003), на которые ссылается налоговый орган, носят рекомендательный характер.»

В данном Постановлении суд пришёл к выводу, что НК РФ не предусматривает нормирование расходов на ГСМ, а нормы расхода, утверждённые Минтрансом РФ носят рекомендательный характер.

В Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 01.12.08 № Ф04-7500/2008(16942-А27-37) по делу № А27-4577/2008 содержится следующий вывод:

«Следует заметить, что статья 265 Налогового кодекса Российской Федерации не предусматривает включения в состав внереализационных расходов при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль сверхнормативные расходы по топливу.

Как следует из материалов дела, расчет нормы расхода ГСМ является элементом учетной политики организации, они утверждаются приказом руководителя организации.

Ссылка Общества на «экономию» топлива по отдельным транспортным средствам как доказательство возможности перерасхода топлива по другим транспортным средствам не может быть принята, поскольку расход топлива рассчитывается по каждому конкретному транспортному средству, показания машинограмм, в которых отражается расход горючего согласно путевых листов за июнь 2006 по автоколоннам N 6,7,8, правомерно не приняты во внимание.

При указанных обстоятельствах Обществом в нарушение пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации отнесены на расходы необоснованные затраты за счет того, что при списании топлива за июнь 2006 в сумме 10 656 рублей превышены нормы расхода топлива.»

В Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 05.04.12 по делу № А27-8757/2011 содержится следующий вывод:

«По эпизоду включения затрат на горюче — смазочные материалы (далее — ГСМ), превышающие нормы расхода ГСМ, в составе расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль.

Суд апелляционной инстанции, проанализировав положения статей 252, 264, 313 НК РФ, Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», постановления Госкомстата России от 28.11.1997 N 78 «Об утверждении унифицированных форм первичной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте», учитывая письма Министерства финансов Российской Федерации от 04.05.2005 N 03-03-01/1/223, от 04.09.2007 N 03-03-06/1/640, Методические рекомендации, введенные в действие Распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 14.03.2008 N АМ-23-р, установил, что налоговое законодательство не содержит ограничений по учету расходов на ГСМ и конкретного перечня первичных документов, непредставление которых является основанием для отказа налогоплательщику в учете в составе расходов фактически понесенных затрат.

Судом установлено и следует из материалов дела, что общество включило в состав расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль в 2008, 2009 годах, затраты на ГСМ в части, превышающей нормы расхода на ГСМ, которые рассчитаны налогоплательщиком самостоятельно на основании вышеуказанных рекомендаций и утверждены приказами общества; представленные налогоплательщиком документы, в частности, путевые листы (форма N 3), акты на списание ГСМ, сводные ведомости расхода горючего, свидетельствуют об учете сверх установленных норм расходов на ГСМ в указанных периодах.

Действительно глава 25 НК РФ не предусматривает нормирование расхода ГСМ, более того, не содержит и отсылок к нормам, вместе с тем спорные суммы расходов должны учитываться при исчислении налога на прибыль в полном размере с учетом положений статьи 252 НК РФ о необходимости экономического обоснования произведенных расходов; доказательства указанного обоснования в силу части 1 статьи 65 АПК РФ должен представить налогоплательщик.

Довод налогоплательщика о правомерности включения спорных сумм затрат на ГСМ в состав расходов судом апелляционной инстанции обоснованно отклонен, как неподтвержденный достаточными доказательствами, обосновывающим производственный характер спорных затрат, их экономическую оправданность, следовательно, правомерность их включения в расходы при определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль.

При этом судом приняты во внимание приказы, изданные самим налогоплательщиком и устанавливающие нормы расхода ГСМ в зависимости от марки автомобиля.

Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе, кассационная жалоба налогоплательщика по рассматриваемому эпизоду не содержит.

С учетом изложенных обстоятельств кассационная инстанция считает обоснованным вывод суда о неподтверждении налогоплательщиком правомерности включения указанных затрат в расходы при определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль.»

Суды пришли к выводу, что несмотря на то, что НК РФ не содержит условий о нормировании расходов на ГСМ, данные расходы должны быть экономически обоснованы (в том числе они должны соответствовать нормам расхода, разработанными налогоплательщиком).

Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25.09.15 № Ф08-5527/2015 по делу № А53-24671/2014 содержит следующий вывод:

«Доначисляя обществу налог на прибыль инспекция руководствовалась данными о нормативах самого налогоплательщика: приказ об установлении норм расхода топлива на 2012 год от 30 декабря 2012 года N 107. Налогоплательщик сам определил норму расхода топлива, так как в Методических рекомендациях по норме расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте, утвержденных распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 14 марта 2008 года N АМ-23-р, отсутствует информация по автобусам, используемым обществом. Произведя расчет на основе километража, указанного в путевых листах налогоплательщика, и нормах расхода ГСМ, определенных в приказе общества от 30 декабря 2012 года N 107 (т. 1, л.д. 83, 91-128), инспекция установила значительное превышение расходов общества на ГСМ.

Податель кассационной жалобы не учитывает, что инспекция доначислила налог на прибыль не в связи с отсутствием путевых листов, а в связи с тем, что имеются существенные основания полагать использование обществом меньшего количества топлива на маршрутах, по которым представлены путевые листы. Суды установили, что расхождения между нормативами, утвержденными обществом, и заявленными объемами приобретенного ГСМ являются существенными.»

В данном судебном решении рассматривался вопрос о списании ГСМ в объёмах, существенно превосходящих установленные налогоплательщиком нормы расхода топлива.

Из анализа арбитражной практики можно сделать вывод, что несмотря на то, что нормирование расходов на ГСМ не предусмотрено положениями НК РФ, утвержденные организацией нормы расхода топлива являются документом, подтверждающим экономическую оправданность расходов (в пределах установленных норм).

О подтверждающих документах

В соответствии с пунктом 1 статьи 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 настоящего Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Следовательно, для признания расходов в целях исчисления налога на прибыль необходимо наличие документов, составленных в соответствии с нормами действующего законодательства.

Перечень документов, подтверждающих расходы на ГСМ, указан в Письме Минфина РФ от 11.01.06 № 03-03-04/2/1:

«В соответствии с пп. 11 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, включаются расходы на содержание служебного транспорта, в том числе автомобильного. Причем расходы, перечисленные в запросе, учитываются по служебному автотранспорту, принадлежащему банку на праве собственности и относящемуся к амортизируемому для целей налогообложения имуществу.

В отношении организации налогового учета расходов на содержание служебного автотранспорта, принимаемых для целей налогообложения прибыли, гл. 25 Кодекса не предусматривает особенности оформления и формирования первичных документов.

В целях налогообложения в качестве первичных документов, подтверждающих обоснованность произведенных расходов, связанных с содержанием и эксплуатацией служебного автотранспорта, служат первичные документы, используемые в бухгалтерском учете для учета указанных затрат (в частности, путевые листы, талоны на ГСМ, кассовые чеки, акты выполненных ремонтных работ и т.п.). При этом согласно Разъяснению Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики от 01.08.2005 N 03-03-04/1/117 организация вправе самостоятельно разработать форму путевого листа при условии, что разработанный путевой лист будет содержать все реквизиты, предусмотренные п. 2 ст. 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете».»

Следовательно, по мнению Минфина РФ подтверждающими документами являются:

путевые листы (в т.ч. разработанные самостоятельно);

кассовые чеки.

Однако, следует отметить, действующим законодательством не предусмотрена обязанность по составлению путевого листа на работу автопогрузчика, не покидающего территорию склада, равно как и не предусмотрена специальная форма путевого листа.

Обращаем Ваше внимание на Постановление ФАС Дальневосточного округа от 11.07.13 № Ф03-2842/2013 по делу № А51-22128/2012:

«Основанием для доначисления налога на прибыль организаций и НДС, исчисления пени и штрафа в оспариваемых суммах явился вывод налогового органа о необоснованном отражении в расходах 2010 года затрат на списание дизельного топлива в количестве 9733 литров на сумму 162 423 руб. 49 коп. (127 912 руб. 15 коп. по актам списания дизельного топлива на контейнерный погрузчик Toyota 62-8FD15 V3000 и 34 510 руб. 85 коп. по актам списания дизельного топлива на погрузчики ТСМ и ТСМ LT-34/2). Представленные обществом в ходе выездной проверки акты на списание дизельного топлива не приняты инспекцией в качестве надлежащих первичных документов.

На основании имеющихся в деле доказательств, исследованных согласно требованиям, предусмотренным статьями 65, 71 АПК РФ, суды, учитывая, что заявитель не относится к автотранспортным организациям, осуществлял эксплуатацию автопогрузчиков только в пределах территории склада, обоснованно пришли к выводу о том, что в рассматриваемом случае путевой лист не является обязательным первичным документом по учету работы контейнерных погрузчиков, выполняющих погрузо-разгрузочные работы и работы по перемещению угля по территории склада.

При этом суды правомерно исходили из того, что общество вправе применять иной документ, подтверждающий произведенные расходы на использование дизельного топлива и содержащий реквизиты, предусмотренные пунктом 2 статьи 9 Федерального закона от 21.11.96 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».»

В данном Постановлении суд пришёл к выводу о том, что путевой лист не является обязательным документом для автопогрузчиков, работающих на территории склада, а для подтверждения расходов достаточно составить акт на списание.

Учитывая вышеизложенное, по нашему мнению, для списания расходов на ГСМ по работе автопогрузчиков целесообразно составлять следующие документы:

утвержденные руководителем нормы расхода топлива;

документ, подтверждающий количество отработанных часов;

чеки или иные документы, подтверждающие приобретение топлива.

Отсутствие каких-либо указанных документов, по нашему мнению, может привести к спорам с налоговыми органами.

Коллегия Налоговых Консультантов, 30 августа 2017г.

Аналогичное мнение содержится в Письмах Минфина РФ от 03.06.13 № 03-03-06/1/20097, от 30.01.13 № 03-03-06/2/12

Распоряжение Минтранса России от 14.03.08 № АМ-23-р «О введении в действие методических рекомендаций «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте»

Аналогичное мнение содержится в Письмах Минфина РФ от 14.01.09 № 03-03-06/1/15, от 14.01.09 № 03-03-06/1/6

Определением ВАС РФ от 14.08.08 № 9586/08 отказано в передаче дела в Президиум ВАС РФ

Определением ВАС РФ от 09.07.12 № ВАС-8327/12 отказано в передаче в Президиум ВАС РФ

Аналогичное мнение содержится в Письме Минфина РФ от 07.04.06 № 03-03-04/1/327

За исключением используемого в целях охраны труда Приложения № 6 к «ПОТ РМ-008-99. Межотраслевые правила по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта (напольный безрельсовый колесный транспорт)», утверждены Постановлением Минтруда РФ от 07.07.99 № 18

Назад в раздел

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *