Списание ГСМ по ГлоНаСС

Автор: | 03.05.2019

Проект приказа Министерства транспорта Российской Федерации (Минтранса России) Об утверждении Порядка оснащения транспортных средств, находящихся в эксплуатации, аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS

Во исполнение пункта 8 Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2009 г. № 720 (Собрание законодательства Российской Федерации 2009, № 38, ст. 4475; 2010, № 38, ст. 4828) и в целях повышения безопасности и эффективности перевозки автомобильным транспортом пассажиров и опасных грузов приказываю:
Утвердить прилагаемый Порядок оснащения транспортных средств, находящихся в эксплуатации, аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.
Министр И.Е. Левитин

Приложение

Порядок оснащения транспортных средств, находящихся в эксплуатации, аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS

I. Общие положения
1. Порядок оснащения транспортных средств, находящихся в эксплуатации, аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, (далее — Порядок) разработан во исполнение пункта 8 Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2009 г. № 720*.

2. Порядок устанавливает процедуру оснащения транспортных средств, определяемых в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641 «Об оснащении транспортных, технических средств и систем аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS»**, находящихся в эксплуатации, аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.

3. Порядок применяется владельцами транспортных средств, независимо от того, являются ли они собственниками транспортных средств или используют их на ином законном основании (далее — владельцы транспортных средств), в целях повышения эффективности управления движением транспортных средств, защиты жизни и здоровья граждан, защиты имущества физических и юридических лиц, защиты государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
II. Оснащение транспортных средств аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS
4. В ходе оснащения транспортного средства аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS осуществляется:

установка на транспортное средство аппаратно-программного устройства для определения текущего местоположения и параметров движения транспортного средства, обмена данными с дополнительным бортовым оборудованием, взаимодействия с автоматизированным центром контроля и надзора на транспорте Ространснадзора (далее — АЦКН Ространснадзора) в части передачи и обмена мониторинговой информацией (далее — абонентский телематический терминал);

подключение абонентского телематического терминала к диспетчерскому центру субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при его наличии) (далее — диспетчерский центр), либо диспетчерскому пункту транспортной организации (далее — диспетчерский пункт) и к АЦКН Ространснадзора;

тестирование абонентского телематического терминала;

опломбирование абонентского телематического терминала;

оформление и выдача владельцу транспортного средства документа, подтверждающего оснащение транспортного средства аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS с включением информации об абонентском телематическом терминале в базу данных АЦКН Ространснадзора.

5. Установка на транспортное средство абонентского телематического терминала и подключение абонентского телематического терминала к диспетчерскому центру или диспетчерскому пункту, и к АЦКН Ространснадзора обеспечивается владельцем транспортного средства.

Абонентский телематический терминал устанавливается на транспортном средстве в соответствии с требованиями завода-изготовителя абонентского телематического терминала. Место расположения абонентского телематического терминала на транспортном средстве определяется исходя из технических характеристик абонентского телематического терминала и конструкционных особенностей транспортного средства.

6. Тестирование абонентского телематического терминала проводится АЦКН Ространснадзора с целью контроля работоспособности абонентского телематического терминала, полноты и достоверности передачи от абонентского телематического терминала в АЦКН Ространснадзора следующего минимального состава мониторинговой информации:

идентификационный номер абонентского телематического терминала;

географическая широта местоположения транспортного средства;

географическая долгота местоположения транспортного средства;

скорость движения транспортного средства;

путевой угол транспортного средства;

время (по Гринвичу) и дата фиксации местоположения транспортного средства;

признак передачи сигнала бедствия.

7. Тестирование абонентского телематического терминала осуществляется на основании заявки, поданной владельцем транспортного средства в адрес соответствующего территориального органа Ространснадзора.

8. Заявка, поданная владельцем транспортного средства в адрес соответствующего территориального органа Ространснадзора, должна содержать:

1) информацию о владельце транспортного средства (наименование юридического лица, фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, адрес, телефон (факс), E-mail;

2) информацию о транспортном средстве (государственный регистрационный знак, идентификационный номер (VIN), марка, модель, категория транспортного средства, год изготовления, серия, номер, дата выдачи свидетельства о регистрации транспортного средства и паспорта транспортного средства, технические характеристики транспортного средства);

3) информацию об абонентском телематическом терминале (модель, фирма-изготовитель, версия программного обеспечения, идентификационный номер, серийный номер, оттиск клейма (пломбировка), рабочие частоты радиостанции, универсальный идентификационный номер (UIN), IP-адрес сервера диспетчерского центра или диспетчерского пункта, идентификационные данные).

9. Опломбирование абонентского телематического терминала производится уполномоченными представителями АЦКН Ространснадзора, с целью исключения несанкционированного доступа к абонентскому телематическому терминалу.

10. Включение информации об абонентском телематическом терминале в базу данных производится АЦКН Ространснадзора только в случае получения АЦКН Ространснадзора достоверной мониторинговой информации от тестируемого абонентского телематического терминала.

11. В случае смены владельца транспортного средства с установленным абонентским телематическим терминалом, а так же в случае установки абонентского телематического терминала на другое транспортное средство, на основании заявки, поданной владельцем транспортного средства в адрес соответствующего территориального органа Ространснадзора, осуществляется внесение изменений в сведения об абонентском телематическом терминале в базе данных АЦКН Ространснадзора. При этом владельцу транспортного средства выдается новый документ, подтверждающий оснащение транспортного средства аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.

* Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 38, ст. 4475; 2010, № 38, ст. 4828

**Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 35, ст. 4037

Документ опубликован на сайте Минтранса

Можно ли списать ГСМ на основании отчета ГЛОНАСС?

Если при помощи устройств, контролирующих расход топлива, и отчета, формируемого системой ГЛОНАСС, можно сделать вывод о характере использования автотранспорта установившей их фирмы, то вправе ли эта фирма, не являясь автотранспортной, применять такой отчет вместо акта на списание ГСМ? Отвечают эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ Елена Королева и Дарья Брижанева.

Организация, применяющая общую систему налогообложения и не являющаяся автотранспортной, установила на собственные транспортные средства датчики уровня топлива и спутниковую систему слежения ГЛОНАСС. Установленная аппаратура позволяет получить информацию, в том числе сколько литров бензина было в каждом автомобиле в начале и в конце дня, сколько заправлено и израсходовано. Путевые листы оформляются ежедневно. Списание топлива производится один раз в конце месяца. Можно ли в данной ситуации вместо акта на списание ГСМ использовать отчет, формируемый один раз в месяц системой слежения ГЛОНАСС?

В налоговом учете организация может учитывать расходы на ГСМ либо в составе материальных расходов в соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 254 НК РФ, либо в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, согласно пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ, как затраты на содержание служебного транспорта. В данном случае играет роль назначение используемого транспорта (смотрите письма УФНС России по г. Москве от 07.07.2008 N 20-12/064123.2, от 13.04.2007 N 20-12/035154).

Пункт 1 ст. 252 НК РФ устанавливает, что расходы налогоплательщика уменьшающие налогооблагаемую базу по налогу на прибыль должны быть в том числе документально подтвержденными.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные первичными учетными документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ (п. 1 ст. 252 НК РФ, ст. 313 НК РФ).

В силу требований ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 402-ФЗ) первичным учетным документом оформляется каждый факт хозяйственной жизни.

При этом с 1 января 2013 года все формы первичных учетных документов утверждаются руководителем экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета (ч. 4 ст. 9 Закона N 402-ФЗ).

В свою очередь, на основании п. 4 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организаций» формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, а также документов для внутренней бухгалтерской отчетности должны быть утверждены в учетной политике организации.

Закон N 402-ФЗ не предусматривает обязательного применения форм первичных учетных документов, которые содержатся в альбомах унифицированных форм.

Вместе с тем ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ устанавливает, что первичный учетный документ должен содержать следующие обязательные реквизиты:

  1. наименование документа;
  2. дата составления документа;
  3. наименование экономического субъекта, составившего документ;
  4. содержание факта хозяйственной жизни;
  5. величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;
  6. наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за правильность ее оформления, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за правильность оформления свершившегося события;
  7. подписи лиц, предусмотренных п. 6 ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

Как указывается в постановлении ФАС Московского округа от 11.09.2013 N Ф05-10864/13 по делу N А40-150213/2012, система мониторинга на основе автоматизированной навигационно-диспетчерской системы, выполненной на базе технологий ГЛОНАСС/GPS, «включает в себя спутниковую систему передачи сообщений и контроля за подвижными объектами, в том числе, использование методов спутникового слежения, навигации и систем передачи служебных сообщений, поскольку данные от приемников ГЛОНАСС/GPS передаются на сервер базы данных через сеть GSM и сервер обмена. В базе данных хранятся сведения обо всех подвижных объектах системы, которые включают в себя стационарные данные (название объекта, его номер, и пр.) и непрерывно поступающие и накапливающиеся данные о координатах объекта. Сервер приложений обрабатывает информацию базы данных и передает по запросу АРМ диспетчеров сведения о местоположении объектов, а также формирует по запросу различного рода отчеты о пробеге объектов в разные периоды времени, о скорости движения и др.»

Ранее в письме от 16.06.2011 N 03-03-06/1/354 специалисты Минфина России отмечали, что организации, не являющиеся автотранспортными, вправе использовать иные документы, подтверждающие произведенные расходы, оформленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. Причем при составлении таких документов могут использоваться данные приборов учета и контроля за перемещением транспортных средств с использованием системы спутниковой навигации ГЛОНАСС или иных систем, позволяющих достоверно определить пройденный автотранспортным средством путь.

На основании изложенного, с учетом положений ч. 4 ст. 9 Закона N 402-ФЗ и п. 4 ПБУ 1/2008, полагаем, что Ваша организация может либо разработать собственную форму первичного документа, содержащую сведения из отчета, сформированного спутниковой системой ГЛОНАСС, либо использовать в качестве одного из первичных документов, подтверждающих расходы на ГСМ, сам отчет.

Главными условиями при этом являются наличие в таком документе обязательных реквизитов, предусмотренных ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ, и утверждение формы документа в учетной политике для целей бухгалтерского учета организации (ч. 4 ст. 9 Закона N 402-ФЗ, п. 4 ПБУ 1/2008).

Обращаем внимание, что, по мнению контролирующих органов основным документом, подтверждающим использование автотранспорта в производственных целях и обоснованность понесенных затрат на ГСМ, является путевой лист (смотрите, например, письма Минфина России от 30.11.2012 N 03-03-07/51, от 16.06.2011 N 03-03-06/1/354, от 25.08.2009 N 03-03-06/2/161, от 16.03.2006 N 03-03-04/2/77, ФНС России от 22.11.2010 N ШС-37-3/15988@, УФНС России по г. Москве от 30.06.2010 N 16-15/068679@).

Однако арбитражная практика по данному вопросу неоднозначна.

В постановлении ФАС Северо-Западного округа от 12.04.2012 N Ф07-2241/12 по делу N А42-3168/2011 судьи указали, что путевые листы не являются единственным документом, подтверждающим обоснованность расходов на приобретение горюче-смазочных материалов. Поэтому составленные с нарушениями указаний по применению и заполнению формы N 3 (утвержденной постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78) путевые листы не являются основанием для признания неправомерным включение в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, затрат на ГСМ.

В постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2012 N 09АП-12355/12 суд правомерно отметил, что действующим законодательством не установлено для организаций, не являющихся автотранспортными, как обязанности применения формы путевого листа унифицированной формы, так и обязанности применения самостоятельно разработанной формы путевого листа, либо документа его заменяющего.

Таким образом, унифицированная форма путевого листа обязательна к применению исключительно автотранспортными организациями.

Для организации, не являющейся автотранспортной, путевой лист (либо документ, заменяющий его) не является обязательным и единственным документом, подтверждающим расходы на ГСМ в силу отсутствия установления данного обязательства законодательством.

В то же время в постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 17.05.2011 N Ф04-2219/11 по делу N А27-10300/2010 суд, руководствуясь все тем же постановлением Госкомстата России от 28.11.97 N 78, разъяснениями Минфина России от 20.02.2006 N 03-03-04/1/129, пришел к выводу о том, что документы, представленные организацией в обоснование расходов по приобретению топлива, не подтверждают фактический расход топлива.

При этом судьями было указано, что для признания расходов на ГСМ в целях налогообложения доходов необходимо наличие не только кассовых чеков, но и правильно оформленных путевых листов, подтверждающих фактический расход бензина, отметки о прохождении водителем медосмотра перед рейсом, отметок механика о техническом состоянии автомобиля, подписи лиц, пользовавшихся автотранспортом и т.д., свидетельствующих о фактической работе автомобиля на цели производственной деятельности.

Таким образом, принимая во внимание сложившуюся судебную практику, во избежание спора с налоговыми органами по вопросу учета затрат на ГСМ в составе расходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль, рекомендуем наряду с использованием отчета навигационной системы ГЛОНАСС продолжать оформлять путевые листы.

С текстами документов, упомянутых в ответе экспертов, можно ознакомиться в справочной правовой системе ГАРАНТ.

Если при помощи устройств, контролирующих расход топлива, и отчета, формируемого системой ГЛОНАСС, можно сделать вывод о характере использования автотранспорта установившей их фирмы, то вправе ли эта фирма, не являясь автотранспортной, применять такой отчет вместо акта на списание ГСМ? Отвечают эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ Елена Королева и Дарья Брижанева.

Организация, применяющая общую систему налогообложения и не являющаяся автотранспортной, установила на собственные транспортные средства датчики уровня топлива и спутниковую систему слежения ГЛОНАСС. Установленная аппаратура позволяет получить информацию, в том числе сколько литров бензина было в каждом автомобиле в начале и в конце дня, сколько заправлено и израсходовано. Путевые листы оформляются ежедневно. Списание топлива производится один раз в конце месяца. Можно ли в данной ситуации вместо акта на списание ГСМ использовать отчет, формируемый один раз в месяц системой слежения ГЛОНАСС?

В налоговом учете организация может учитывать расходы на ГСМ либо в составе материальных расходов в соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 254 НК РФ, либо в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, согласно пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ, как затраты на содержание служебного транспорта. В данном случае играет роль назначение используемого транспорта (смотрите письма УФНС России по г. Москве от 07.07.2008 N 20-12/064123.2, от 13.04.2007 N 20-12/035154).

Пункт 1 ст. 252 НК РФ устанавливает, что расходы налогоплательщика, уменьшающие налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, должны быть в том числе документально подтвержденными.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные первичными учетными документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ (п. 1 ст. 252 НК РФ, ст. 313 НК РФ).

В силу требований ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 402-ФЗ) первичным учетным документом оформляется каждый факт хозяйственной жизни.

При этом с 1 января 2013 года все формы первичных учетных документов утверждаются руководителем экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета (ч. 4 ст. 9 Закона N 402-ФЗ).

В свою очередь, на основании п. 4 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организаций» формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, а также документов для внутренней бухгалтерской отчетности должны быть утверждены в учетной политике организации.

Закон N 402-ФЗ не предусматривает обязательного применения форм первичных учетных документов, которые содержатся в альбомах унифицированных форм.

Вместе с тем ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ устанавливает, что первичный учетный документ должен содержать следующие обязательные реквизиты:

  1. наименование документа;
  2. дата составления документа;
  3. наименование экономического субъекта, составившего документ;
  4. содержание факта хозяйственной жизни;
  5. величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;
  6. наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за правильность ее оформления, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за правильность оформления свершившегося события;
  7. подписи лиц, предусмотренных п. 6 ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

Как указывается в постановлении ФАС Московского округа от 11.09.2013 N Ф05-10864/13 по делу N А40-150213/2012, система мониторинга на основе автоматизированной навигационно-диспетчерской системы, выполненной на базе технологий ГЛОНАСС/GPS, «включает в себя спутниковую систему передачи сообщений и контроля за подвижными объектами, в том числе, использование методов спутникового слежения, навигации и систем передачи служебных сообщений, поскольку данные от приемников ГЛОНАСС/GPS передаются на сервер базы данных через сеть GSM и сервер обмена. В базе данных хранятся сведения обо всех подвижных объектах системы, которые включают в себя стационарные данные (название объекта, его номер, и пр.) и непрерывно поступающие и накапливающиеся данные о координатах объекта. Сервер приложений обрабатывает информацию базы данных и передает по запросу АРМ диспетчеров сведения о местоположении объектов, а также формирует по запросу различного рода отчеты о пробеге объектов в разные периоды времени, о скорости движения и др.»

Ранее в письме от 16.06.2011 N 03-03-06/1/354 специалисты Минфина России отмечали, что организации, не являющиеся автотранспортными, вправе использовать иные документы, подтверждающие произведенные расходы, оформленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. Причем при составлении таких документов могут использоваться данные приборов учета и контроля за перемещением транспортных средств с использованием системы спутниковой навигации ГЛОНАСС или иных систем, позволяющих достоверно определить пройденный автотранспортным средством путь.

На основании изложенного, с учетом положений ч. 4 ст. 9 Закона N 402-ФЗ и п. 4 ПБУ 1/2008, полагаем, что Ваша организация может либо разработать собственную форму первичного документа, содержащую сведения из отчета, сформированного спутниковой системой ГЛОНАСС, либо использовать в качестве одного из первичных документов, подтверждающих расходы на ГСМ, сам отчет.

Главными условиями при этом являются наличие в таком документе обязательных реквизитов, предусмотренных ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ, и утверждение формы документа в учетной политике для целей бухгалтерского учета организации (ч. 4 ст. 9 Закона N 402-ФЗ, п. 4 ПБУ 1/2008).

Обращаем внимание, что, по мнению контролирующих органов, основным документом, подтверждающим использование автотранспорта в производственных целях и обоснованность понесенных затрат на ГСМ, является путевой лист (смотрите, например, письма Минфина России от 30.11.2012 N 03-03-07/51, от 16.06.2011 N 03-03-06/1/354, от 25.08.2009 N 03-03-06/2/161, от 16.03.2006 N 03-03-04/2/77, ФНС России от 22.11.2010 N ШС-37-3/15988@, УФНС России по г. Москве от 30.06.2010 N 16-15/068679@).

Однако арбитражная практика по данному вопросу неоднозначна.

В постановлении ФАС Северо-Западного округа от 12.04.2012 N Ф07-2241/12 по делу N А42-3168/2011 судьи указали, что путевые листы не являются единственным документом, подтверждающим обоснованность расходов на приобретение горюче-смазочных материалов. Поэтому составленные с нарушениями указаний по применению и заполнению формы N 3 (утвержденной постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78) путевые листы не являются основанием для признания неправомерным включение в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, затрат на ГСМ.

В постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2012 N 09АП-12355/12 суд правомерно отметил, что действующим законодательством не установлено для организаций, не являющихся автотранспортными, как обязанности применения формы путевого листа унифицированной формы, так и обязанности применения самостоятельно разработанной формы путевого листа, либо документа его заменяющего.

Таким образом, унифицированная форма путевого листа обязательна к применению исключительно автотранспортными организациями.

Для организации, не являющейся автотранспортной, путевой лист (либо документ, заменяющий его) не является обязательным и единственным документом, подтверждающим расходы на ГСМ в силу отсутствия установления данного обязательства законодательством.

В то же время в постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 17.05.2011 N Ф04-2219/11 по делу N А27-10300/2010 суд, руководствуясь все тем же постановлением Госкомстата России от 28.11.97 N 78, разъяснениями Минфина России от 20.02.2006 N 03-03-04/1/129, пришел к выводу о том, что документы, представленные организацией в обоснование расходов по приобретению топлива, не подтверждают фактический расход топлива.

При этом судьями было указано, что для признания расходов на ГСМ в целях налогообложения доходов необходимо наличие не только кассовых чеков, но и правильно оформленных путевых листов, подтверждающих фактический расход бензина, отметки о прохождении водителем медосмотра перед рейсом, отметок механика о техническом состоянии автомобиля, подписи лиц, пользовавшихся автотранспортом и т.д., свидетельствующих о фактической работе автомобиля на цели производственной деятельности.

Таким образом, принимая во внимание сложившуюся судебную практику, во избежание спора с налоговыми органами по вопросу учета затрат на ГСМ в составе расходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль, рекомендуем наряду с использованием отчета навигационной системы ГЛОНАСС продолжать оформлять путевые листы.

С текстами документов, упомянутых в ответе экспертов, можно ознакомиться в справочной правовой системе ГАРАНТ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *