Списание медикаментов в бюджетных учреждениях

Автор: | 04.05.2019

Содержание

Просроченные – значит, недоброкачественные

Цифра на упаковке лекарственных препаратов, обозначающая конечную дату для его применения, очень важна. Даже если по факту с содержимым флакона или коробочки ничего не случится за лишние несколько дней после указанной даты, продавать или принимать такие лекарства уже нельзя.

Ст. 59 закона «Об обращении лекарственных средств» приравнивает препараты с истекшим сроком годности к недоброкачественным, выводя их из-под регламента фармакопеи. В ст. 31 Федерального закона №86-ФЗ от 22 июля 1998 года их продажа прямо и категорически запрещается.

С обозначенной даты они перестают быть лекарствами, а считаются подлежащим утилизации товаром, утратившим потребительские свойства. Как поступать с ними дальше, говорится в Инструкции, утвержденной Приказом Минздрава России № 382 от 15 декабря 2002 года. Она действительна в отношении следующих лекарственных средств:

  • чей срок годности истек;
  • которые по какой-либо причине пришли в негодность;
  • фальсификатов;
  • контрафактной лекарственной продукции;
  • подделок, официально зарегистрированных в РФ лекарственных торговых марок.

Регламент относительно уничтожения таких ЛС утвержден законодательством РФ:

  • в Постановлении Правительства РФ от 03 сентября 2010 года №674 – для большинства медпрепаратов;
  • в Приказе Минздрава РФ от 12 ноября 1997 года №330 – если лекарства относятся к психотропам или наркотическим средствам.

Как правильно провести списание лекарственных средств

Процедура списания и последующей утилизации лекарственных препаратов связана с достаточно обширным документальным сопровождением. Главной бумагой является Акт списания, который станет основанием для передачи испорченных или просроченных лекарств на уничтожение. Процесс выявления и списания таких лекарственных средств предусматривает несколько важных этапов:

  1. Инвентаризация:
    • выявление и фиксация недоброкачественных ЛС;
    • внесение сведений в инвентаризационные ведомости (с подписями членов инвентаризационной комиссии и лиц с материальной ответственностью);
    • отражение этих данных в бухгалтерской документации.
  2. Для фиксации данных о порче ЛС можно применять следующие формы:

  • №ТОРГ-15 и №ТОРГ-16, утвержденные Постановлением Госкомстата России № 132 от 25 декабря 1998 года «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций»;
  • формы из Методических рекомендаций для практических и научных работников, утвержденных Приказом Минздрава России № 98/124 от 14 мая 1998 года.
  • Актирование. Акт о порче товарно-материальных ценностей по форме № А-2.18 заполняется членами инвентаризационной комиссии в тот момент, когда эта порча выявлена. На каждую группу испорченных активов составляется отдельный акт (например, на медикаменты, тару и др.). В этом документе должны быть указаны причины обнаруженной порчи и лица, виновные в ней. Указывается балансовая стоимость испорченных лекарственных средств и медтары. К нему присовокупляются объяснительные виновных в порче лиц (если такие установлены). Этот документ составляется в 3 экземплярах: один экземпляр акта должен будет остаться у материально ответственного лица и быть использован для приложения к отчету при списании матценностей.
  • Сепарация. Отобранные для списания лекарственные средства уже нельзя хранить вместе с доброкачественными. Их нужно перенести в специальную «зону карантина» – отдельное выделенное место (п. 12 Приказа № 706 н).
  • ВАЖНО! Акт списания является главным документом при утилизации испорченных или просроченных лекарственных средств. На его основании они передаются в спецорганизации для уничтожения.

    Правомерное уничтожение лекарственных средств

    Ставшие недоброкачественными лекарства не могут быть просто выброшены в мусор. Их нужно в обязательном порядке передать для законодательно регламентированного уничтожения специальным фирмам, имеющим на это разрешение.

    Финансовый учет утилизации лекарственных средств

    Собственник заключает с такой организацией договор оказания услуг – он будет служить документом, подтверждающим расходы.

    ВНИМАНИЕ! Расходы на утилизацию зависят не только от тарифов фирмы, но и от особенностей утилизации тех или иных лекарственных препаратов: например, таблетки уничтожить значительно легче, чем лекарства в аэрозольной форме, отсюда и более высокая стоимость утилизации последних. Влияет на стоимость уничтожения также упаковка лекарств, их вес, объем.

    После непосредственного уничтожения фирма-исполнитель выдает заказчику счет на услуги, после чего оформляется Акт приемки выполненных работ (он обычно стандартный).

    Налоговый кодекс предписывает учитывать эти траты при начислении налога на прибыль (п. 1 ст. 264 НК РФ).

    Можно ли уничтожить лекарственные средства самостоятельно

    Закон разрешает самостоятельную утилизацию лекарственных средств их собственникам при одновременном соблюдении таких условий:

    • владелец не является производителем ЛС;
    • партия, подлежащая утилизации, небольшая по объему.

    Чаще всего эта ситуация возникает в аптечных учреждениях.

    Утилизировать ЛС нужно в установленном Инструкцией порядке, определенном для каждого типа уничтожаемых лекарственных средств:

    • жидкие лекарства необходимо сильно развести водой (не менее, чем 1:100) и вылить в канализационные стоки;
    • таблетки, которые растворяются в воде, требуется растереть в порошок, который также растворяют в воде и выливают;
    • мази и нерастворимые лекарственные формы нужно сжечь;
    • обломки ампул, коробки, конвалюты, флаконы и др. утилизируются как бытовой мусор (выбрасываются)

    К СВЕДЕНИЮ! Если уничтожаемые вещества являются взрывоопасными или легко воспламеняемыми, их самостоятельная утилизация запрещена.

    Акт об уничтожении

    После утилизации членами комиссии заполняется специальный акт. В нем нужно отразить такую информацию:

    • дата утилизации;
    • место, где это произошло;
    • данные всех членов комиссии по уничтожению (ФИО, должности, места работы);
    • причины, по которым ЛС направлены на утилизацию;
    • список уничтожаемых медикаментов (название, количество единиц, особенности упаковки, тары);
    • наименование собственника утилизируемых активов (фирмы или ИП) и его данные;
    • обоснование способа утилизации (для каждого лекарства из списка).

    ВНИМАНИЕ! Акт об уничтожении должен быть подписан всеми членами комиссии и скреплен печатью ликвидационного предприятия.

    После составления в течение 5 дней данный документ или его заверенная копия направляется в Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения и социального развития.

    Учет медикаментов в бюджетных учреждениях в 2018 году

    Главная » Бухгалтеру » Учет медикаментов в бюджетных учреждениях в 2018 году


    Вернуться назад на Бюджетный учет 2018
    Учет медикаментов в бюджетных учреждениях носит строго регламентированный характер. Правильность учета проверяется ревизорами, а также важна для четкого контроля того, что лекарства имеются в наличии, не повреждены, не испорчены, не украдены.
    Учет медицинских средств в лечебных учреждениях, действующих на средства бюджета, ведется согласно инструкции, утвержденной приказом Минздрава СССР № 747. Этот документ действует и на сегодняшний момент. В соответствии с этой инструкцией учитываются лекарства, вакцины, минеральные воды для лечения, материалы, произведенные из лекарственных растений, перевязочные материалы, тара и соответствующие вспомогательные активы.
    Некоторые виды лекарств (назовем их особыми) должны учитываться в специально разработанных формах по каждому средству в количественном выражении. Это спирт, ядовитые, содержащие наркотические компоненты, дорогостоящие вещества, а также клинически исследуемые медикаменты и тара. Особые указания по работе с ядовитыми, наркотическими и сильнодействующими средствами и по их учету изложены в приказе Минздрава № 523. В учреждении должны быть назначены сотрудники, которые будут отвечать материально за сохранность препаратов. Кроме этого, руководители лично отвечают за правильное хранение, обоснованное использование и учет лекарств.
    Инструкция (приказ № 747) содержит четкие правила составления документов, содержащих информацию по движению медикаментов. Медицинские средства принимаются к бухучету по фактической стоимости и в аптеке, и в бухгалтерии организации.
    В таблице ниже рассмотрены все документы и регистры по поступлению и выбытию медикаментов, обязательные к использованию в аптеке организации (формы утверждены приказом Минздрава № 1337):

    Хозяйственная операция

    Документ

    Регистры учета, которые ведутся аптекой

    Нюансы оформления

    Медикаменты поступили от поставщика

    Счет от продавца

    1. Книга регистрации счетов, поступивших в аптеку (форма 6-МЗ).

    2. Отчет аптеки о приходе и расходе аптекарских запасов в денежном (суммарном) выражении, (форма 11-МЗ)

    Отчет подготавливается в 2 экземплярах. 1 экземпляр заверяется заведующим аптекой и передается в бухгалтерию, 2-й экземпляр хранится у заведующего аптекой. Корректность отчета отслеживается бухгалтерией и главой учреждения. Согласно отчету в бухгалтерском учете записываются транзакции списания лекарств

    Медикаменты выданы из аптеки для использования

    Накладная (требование)

    1. Книга учета протаксированных накладных (требований) (форма 7-МЗ).

    2. Отчет аптеки о приходе и расходе аптекарских запасов в денежном (суммарном) выражении, (форма 11-МЗ)

    Оформляется 2 экземпляра накладной. 1 экземпляр для аптеки, 2-й — остается у материально ответственного лица отделения, которому были переданы аптекарские запасы. Страницы формы 7-МЗ нумеруются и подписываются главным бухгалтером, итоговые результаты переходят в форму 11-МЗ

    Приход/расход особых лекарственных средств (предметно-количественный учет)

    Счет от продавца / накладная (требование)

    Книга предметно-количественного учета аптекарских запасов (форма 8-МЗ)

    Страницы книги нумеруются и подписываются главным бухгалтером

    Расход особых лекарственных средств (предметно-количественный учет)

    Накладная (требование)

    Ведомость выборки израсходованных лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету (форма 1-МЗ)

    Ведомость заверяется заведующим аптекой или его замом. Итоговая сумма выданных в этот день материальных ценностей переходит в форму 8-МЗ


    Безошибочность составления регистров учета медицинских средств проверяется специально назначенным бухгалтером с интервалом в квартал или чаще, проверка происходит не сплошная, а выборочная. Просмотренные первичные документы и регистры должны быть отмечены подписью работника бухгалтерии.
    Вспомогательные материалы относятся к расходам сразу, как только поступили в аптеку. Стоимость невозвратной тары, которая включена поставщиком в стоимость лекарств, списывается на расходы одновременно со списанием соответствующих лекарств.
    Также важной процедурой внутреннего контроля медикаментов является ежегодная инвентаризация. Особые лекарственные средства пересчитываются каждый месяц. Глава учреждения обязан лично контролировать результаты инвентаризации.
    В учреждениях, не имеющих собственной аптеки, обеспечение медикаментами происходит из хозрасчетной аптеки. Хозрасчетная аптека работает как коммерческая организация и в основном служит рядовым покупателям, но также может обслуживать небольшие лечебные учреждения и медпункты. Медикаменты выдаются в количестве, необходимом для удовлетворения текущих нужд учреждения; лимиты оговорены инструкцией. Получение лекарств происходит строго по доверенности.
    В таблице ниже указаны используемые документы для оформления движения медикаментов:

    Хозяйственная операция

    Документ

    Регистры учета

    Особенности оформления

    Медикаменты поступают сразу в отделение

    1. Накладная (требование).

    2. Счет от поставщика с приложенными накладными за какой-либо оговоренный период

    Накладная (требование) оформляется в 4 экземплярах, отдельно для каждого вида средств по каждому отделению. Работник бухгалтерии списывает израсходованные медикаменты на основании счета

    Поступление особых лекарственных средств

    Накладная

    Отчет о движении лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету (форма 2-МЗ)

    Оформляется 5 накладных для особых лекарств отдельно для каждой группы по каждому отделению


    Бухгалтерский учет медикаментов в бюджетных организациях регулируется единым планом счетов и инструкцией к нему, утвержденными приказом Минфина РФ № 157н, а также частным планом счетов, утвержденным приказом Минфина РФ № 174н. Для их учета предусмотрен счет 010500000 «Материальные запасы», субсчет 010501000 «Медикаменты и перевязочные средства».
    В зависимости от того, осуществляется ли движение запасов в целях бюджетной или коммерческой деятельности, цифра в 18-м разряде номера счета меняется:
    • 1 — бюджетная деятельность (счет 110501000);
    • 2 — деятельность, которая приносит доход (счет 210501000).
    Далее рассмотрим часто встречающиеся проводки по движению медикаментов без указания кода вида финансового обеспечения (деятельности).
    Медикаменты приходуются учреждениями по фактической стоимости, в которую входит стоимость, уплачиваемая поставщику, суммы за сопутствующие услуги, таможенные пошлины, а также другие расходы, связанные с покупкой материалов.
    Списание стоимости материальных запасов может происходить 2 способами:
    • по фактической стоимости отдельного предмета;
    • по средней фактической стоимости.
    Выбранный способ для соответствующего актива или группы активов должен применяться последовательно в течение всего отчетного года:

    Проводка

    Описание проводки

    Дт 010500000 «Материальные запасы» (010521340, 010531340)

    Кт 030234730 «Увеличение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов»

    Покупка медикаментов

    Дт 010500000 «Материальные запасы» (010521340, 010531340)

    Кт 030404340 «Внутриведомственные расчеты по приобретению материальных запасов»

    Передача медикаментов от вышестоящего учреждения

    Дт 040120272 «Расходование материальных запасов»

    Кт 010500000 «Материальные запасы» (010521440, 010531440)

    Использование медикаментов в текущей деятельности

    Дт 040110172 «Доходы от операций с активами»

    Кт 010500000 «Материальные запасы» (010521440, 010531440)

    Списание просроченных, испорченных медикаментов

    Дт 220134510 «Поступления средств в кассу учреждения»

    Кт 240110130 «Доходы от оказания платных услуг»

    Продажа медикаментов через аптеку учреждения. Начислен доход от реализации медикаментов

    Дт 240110130 «Доходы от оказания платных услуг»

    Кт 210500000 «Материальные запасы» (210521440, 210531440)

    Продажа медикаментов через аптеку учреждения. Отражена себестоимость медикаментов

    Дт 240110130 «Доходы от оказания платных услуг»

    Кт 230304730 «Увеличение кредиторской задолженности по налогу на добавленную стоимость»

    Продажа медикаментов через аптеку учреждения. Начислен НДС


    Ведение бухгалтерского учета в учреждениях, действующих на средства бюджета, строго регламентировано нормативными актами. Каждое движение медикаментов должно быть оформлено законодательно утвержденными первичными документами, записано в регистры учета и отражено бухгалтерскими проводками.

    Бухгалтерские изменения в 2018 году
    Бухгалтерский баланс 2018
    Бухгалтерский учет 2018
    Бюджетная классификация КОСГУ на 2018 год
    Бюджетный счет 2018

    | | Вверх

    Тема: основания для списания медикаментов

    Быстрый переход Бюджетный учет Вверх

    • Навигация
    • Кабинет
    • Личные сообщения
    • Подписки
    • Кто на сайте
    • Поиск по форуму
    • Главная страница форума
    • Форум
    • Бухгалтерия
      1. Общая бухгалтерия
        1. Бухучет и Налогообложение
        2. Оплата труда и кадровый учет
        3. Документация и отчетность
        4. Учет ценных бумаг и валютных операций
        5. Внешнеэкономическая деятельность
        6. Внешнеэкономическая деятельность. Таможенный союз
        7. Алкоголь: лицензирование и декларирование
        8. Онлайн-ККТ, БСО, эквайринг и кассовые операции
      2. Отрасли и спецрежимы
        1. Индивидуальные предприниматели. Спецрежимы (ЕНВД, УСН, ПСН, ЕСХН)
        2. Учет в НКО и жилищном хозяйстве
        3. Бухгалтерский учет в строительстве
        4. Бухгалтерский учет в туризме
      3. Бюджетные, автономные и казенные учреждения
        1. Бюджетный учет
        2. Программы для бюджетного учета
      4. Банки
      5. МСФО, GAAP, управленческий учет
    • Юридический отдел
      1. Правовая помощь
      2. Регистрация
      3. Опыт проверок
    • Управление предприятием
      1. Администрирование и управление на предприятии
      2. Аутсорсинг
    • Автоматизация предприятия
      1. Программы для ведения бухгалтерского и налогового учета
        1. Инфо-Бухгалтер
        2. Другие программы
      2. 1C
      3. Электронный документооборот и электронная отчетность
      4. Прочие средства автоматизации труда бухгалтеров
    • Гильдия клерков
      1. Взаимоотношения на работе
      2. Бухгалтерский бизнес
      3. Обучение
      4. Биржа труда
        1. Ищу работу
        2. Предлагаю работу
    • Клуб Клерк.Ру
      1. Пятница
      2. Частные инвестиции
      3. Политика
      4. Спорт. Туризм
      5. Встречи и поздравления
      6. Авторские форумы
        1. Интервью
        2. Простое, как мычание
        3. Авторский форум Goblin_Gaga
          1. Бухгалтера можно…
          2. опусник Гаги
    • Интернет-конференции
      1. Кому я должен — всем прощайте: все о банкротстве физлиц
      2. Архив Интернет-конференций
        1. Интернет-конференции
          1. Обмен электронными документами и сюрпризы от ФНС
          2. Нарушение прав граждан при трудоустройстве и увольнении
          3. Новый порядок сдачи отчетности по НДС в электронном формате
          4. Подготовка годовой финансовой/бухгалтерской отчетности за 2014 год
          5. Все, что вы хотели спросить у оператора обмена электронными документами
          6. Как финансовый кризис превратить в окно возможностей?
          7. НДС: изменения в нормативном регулировании и их реализация в программе «1С:Бухгалтерия 8»
          8. Обеспечение достоверности результатов инвентаризационных мероприятий
          9. Защита персональных данных. Применение ЗПК «1С:Предприятие 8.2z»
          10. Формирование учетной политики компании: возможности сближения с МСФО
          11. Электронный документооборот на службе бухгалтера
          12. Учет времени при различных системах оплаты труда в программе «1С:Зарплата и управление персоналом 8»
          13. Полугодовой отчет по налогу на прибыль: раскроем все секреты
          14. Межличностные отношения на рабочем месте
          15. Облачная бухгалтерия 1С. Стоит ли уходить в облако?
          16. Банковские депозиты: как не потерять и выиграть
          17. Больничные листы и другие пособия за счет ФСС. Порядок расчета и начисления
          18. Клерк.Ру: задайте любой вопрос руководству сайта
          19. Правила расчёта НДС при осуществлении экспортно-импортных операций
          20. Как сдать отчетность в Пенсионный фонд за 3 квартал 2012 года
          21. Отчетность в ФСС за 9 месяцев 2012 года
          22. Подготовка отчетности в ПФР за 2 квартал. Сложные вопросы
          23. Запуск электронных счетов-фактур в России
          24. Как снизить затраты на ИТ-оборудование, ПО и ИТ-персонал с использованием облачных мощностей
          25. Отчетность в ПФР за 1 квартал 2012. Основные изменения
          26. Налог на прибыль: нюансы заполнения декларации за 2011 год
          27. Годовая отчетность в ПФР. Актуальные вопросы
          28. Новое в бухгалтерской отчетности за 2011 год
          29. Отчетность в ФСС в вопросах и ответах
          30. Полугодовая отчетность в ПФР в вопросах и ответах
          31. Расчет пособий по временной нетрудоспособности в 2011 году
          32. Электронные счета-фактуры и электронные первичные документы
          33. Формирование бухгалтерской отчетности за 2010 год
          34. Расчет больничных в 2011 году. Декретные и пособия в переходный период
          35. Новое в законодательстве о налогах и страховых взносах в 2011 году
          36. Изменения в финансовой отчетности в 2011 году
          37. DDoS атаки в России как способ нечестной конкурентной борьбы.
          38. Банковские продукты для физлиц: кредитование, депозиты, спецпредложения
          39. Документ в электронной форме — эффективное решение актуальных проблем
          40. Как найти работу с помощью Клерк.Ру
          41. Предоставление сведений перс. учета за первое полугодие 2010 года
          42. Налоговая ответственность: кто и за что отвечает?
          43. Проверки, взыскание, возврат/зачет налогов и др.вопросы ч.1 НК РФ
          44. Расчет больн. листов и страховых взносов в свете квартальной отчетности
          45. Замена ЕСН страховыми взносами и другие нововведения 2010 года
          46. Ликвидация коммерческих и некоммерческих организаций
          47. Бухгалтерский и налоговый учет товарно-материальных ценностей
          48. Обязательная перерегистрация фирм в соответствии с Законом №312-ФЗ
          49. PR и маркетинг в сфере профессиональных услуг своими силами
          50. Клерк.Ру: смена дизайна
          51. Построение личного финансового плана: мечты и реальность
          52. Подготовка бух. отчетности. Изменения в рос. стандартах учета в 2009 году
          53. Откаты в сфере продаж: за и против
          54. Потеря работы в период кризиса. Что делать?
          55. Все, что вы хотели знать о Клерк.Ру, но стеснялись спросить
          56. Кредит в кризис: условия и возможности
          57. Сохранение капитала во время кризиса: стратегии для частных инвесторов
          58. НДС: вычеты по авансам. Вопросы с ответами и без
          59. Пресс-конференция Деда Мороза
          60. Изменения в Налоговый кодекс, вступающие в силу с 2009 года
          61. Налог на прибыль с учетом последних изменений и разъяснений Минфина
          62. Российский кризис: угрозы и возможности
          63. Сетевой бизнес: качественные товары или развод на деньги?
          64. КАСКО: страховка без секретов
          65. Выплаты физическим лицам
          66. Рейдерство. Как защитить собственный бизнес?
          67. Актуальные вопросы исчисления и возмещения НДС
          68. Спецрежимы: ЕНВД и УСН. Особенности и сложные вопросы
          69. Налог на прибыль. Расчет, особенности исчисления, спорные моменты
          70. Учетная политика для целей бухучета
          71. Налоговые проверки. Практика применения новых правил
          72. НДС: порядок расчета
        2. Аутсорсинг в вопросах и ответах
        3. Как бухгалтеру выполнить требования Закона «О персональных данных»
        4. Идеальный архив бухгалтерских документов
    • Служебные форумы
      1. Архив
        1. FAQ (Часто задаваемые вопросы)
          1. FAQ: Часто задаваемые вопросы по бухучету и налогам
        2. Игры и тренинги
          1. Тренинг по воспитанию самоуверенности
          2. ВЭД в условиях суровой действительности
      2. Книга жалоб и предложений
        1. Дневники

    В бюджетном учреждении ведется предметно-количественный учет по всем медикаментам. Медикаменты с аптечного склада передаются старшей медсестре по требованию-накладной. Проверяющие указали, что в бухгалтерском учете необходимо видеть остатки старшей медсестры и остатки на посту. При этом фактически остатки числятся на старшей медсестре, как на материально ответственном лице.
    Как ведется учет медикаментов в бюджетном учреждении от старшей медицинской сестры на пост?
    Как оформляется выбытие медикаментов?

    21 марта 2018

    Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
    Учет медикаментов в бухгалтерском учете бюджетного учреждения от старшей медицинской сестры на пост осуществляется в порядке, определенном учетной политикой учреждения.

    Обоснование вывода:
    При организации бухгалтерского учета бюджетные учреждения руководствуются положениями:
    — Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее — Инструкция N 157н);
    — Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы», утвержденного приказом Минфина России от 31.12.2016 N 256н;
    — Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н (далее — Инструкция N 174н).
    Кроме того, в части, не противоречащей изданным позднее нормативным правовым актам, учреждения здравоохранения могут использовать положения Инструкции по учету медикаментов, перевязочных средств и изделий медицинского назначения в лечебно-профилактических учреждениях здравоохранения, состоящих на Государственном бюджете СССР, утвержденной приказом Минздрава СССР от 02.06.1987 N 747 (далее — Инструкция N 747), которая не утратила в настоящее время свою силу. Например, опираясь на положения Инструкции N 747, строят свои разъяснения специалисты финансового ведомства в отношении учета медикаментов, перевязочных средств и изделий медицинского назначения в бюджетных учреждениях здравоохранения (смотрите, например, письмо Минфина России от 25.03.2016 N 02-07-10/17036).
    Отметим, что следует различать бухгалтерский и «специальный» учет медикаментов.
    Предметно-количественный учет лекарственных средств для медицинского применения осуществляется медицинским учреждением согласно ст. 58.1 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств». В частности, данной нормой устанавливаются перечень лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету, а также порядок их «специального» учета и соответствующие документы. Кроме того, особенности предметно-количественного учета лекарственных средств в учреждениях, имеющих аптеку, описаны в разделе II Инструкции N 747.
    Пунктом 45 Инструкции N 747 предусмотрено, что стоимость лекарственных средств, выданных в отделения (кабинеты) учреждения, списывается в расход. Данная норма может быть обусловлена тем, что лекарственные средства отпускаются аптекой отделениям (кабинетам) в размере текущей потребности в них: ядовитые лекарственные средства — 5-дневной, наркотические лекарственные средства — 3-дневной, все остальные — 10-дневной (п. 19 Инструкции N 747). А также в отделении (кабинете) не допускается создание запасов лекарственных средств сверх текущей потребности (п. 11 Инструкции N 747).
    Наряду с этим списание материальных запасов в бухгалтерском учете осуществляется на основании положений Инструкций NN 157н, 174н. Данные нормативные правовые акты не содержат особенностей списания медикаментов. Они списываются в общем порядке, предусмотренном для списания материальных запасов.
    При этом важным является вопрос момента списания материальных запасов, который определяется учреждением самостоятельно при соответствующем обосновании данного решения. Принятое решение закрепляется в учетной политике учреждения.
    При принятии решения о моменте списания лекарственных препаратов учреждению следует избегать крайностей и учитывать, что они делятся на потребляемые и непотребляемые.
    Кроме того, желательно определить, насколько важно обеспечить контроль за сохранностью конкретной группы (вида) материальных ценностей, насколько они значимы. Например, не вызывает сомнения значимость осуществления особого учета наркотических средств.
    При этом следует понимать, что действующие в настоящее время нормативные правовые акты не устанавливают четких границ между:
    — потребляемыми и непотребляемыми материальными запасами;
    — имуществом, подлежащим списанию прямым расходом при выдаче из мест хранения, и ценностями, которые могут списываться с баланса только после оформления дополнительных документов.
    Учет медикаментов на балансе учреждения в течение всего времени их использования позволит избежать претензий со стороны контролирующих органов. В то же время польза, извлекаемая из формируемой в бухгалтерском учете информации, должна быть сопоставима с затратами на ее подготовку.
    Таким образом, в медицинском учреждении в соответствии с принятым решением, закрепленным в учетной политике, выбытие медикаментов может осуществляться как прямым расходом при их выдаче со склада в отделение, так и по факту оказания медицинской услуги.
    Если в учреждении принимается решение о списании с бухгалтерского учета медикаментов непосредственно по факту оказания медицинской услуги, то в таком случае медикаменты, переданные старшей медицинской сестре, продолжают учитываться на счете 105 01 до момента их списания. На основании сведений, получаемых медицинской сестрой с поста с периодичностью, установленной учреждением (но не реже 1 раза за интервал, для которого установлен размер текущей потребности), она фиксирует дату выбытия медикаментов, которой затем отражается их выбытие в бухгалтерском учете. Иными словами, в бухгалтерском учете отражается списание по счету 105 01 в порядке абзаца 1 п. 37 Инструкции N 174н.
    Выбытие медикаментов осуществляется на основании решения постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов, оформленного оправдательным документом — Актом по форме, установленной нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с законодательством РФ Минфином РФ (п. 34 Инструкции N 157н). Таким Актом может быть Акт о списании материальных запасов (ф. 0504230). К нему, в частности, могут прикладываться документы, на основании которых осуществляется фактическое расходование лекарственных средств (Приложение N 5 к приказу Минфина России от 30.03.2015 N 52н). То есть документы по «специальному» учету медикаментов.
    Для целей отражения в учете остатков медикаментов, переданных на пост, может быть предусмотрено ведение дополнительного аналитического учета медикаментов на счете 105 01, переданных старшей медицинской сестрой непосредственно в отделение. Например, медикаменты учитываются на балансовом счете 105 01 с указанием материально ответственного лица — старшей медсестры. При их передаче в отделение отражается их внутреннее перемещение со сменой аналитики, например, «медикаменты на посту». Списание медикаментов в бухгалтерском учете со счета 105 01 в таком случае будет также производиться на основании Акта о списании материальных запасов (ф. 0504230), составленного по данным, представленным старшей медицинской сестрой. Следует отметить, что подобный вариант учета является правом, а не обязанностью учреждения. Конкретное решение о порядке учета и списания медикаментов принимается учреждением и закрепляется в рамках формирования его учетной политики. Принимая такое решение, необходимо сопоставить возможные трудозатраты с полученным результатом.
    На основании изложенного в рассматриваемой ситуации могут быть отражены следующие бухгалтерские записи:
    1. Дебет 0 105 01 340 (Медикаменты, выданные на пост) Кредит 0 105 01 340 (Медикаменты у старшей медсестры) — отражены выданные на пост медикаменты;
    2. Дебет 0 109 60 272 Кредит 0 105 01 440 (Медикаменты, выданные на пост) — отражено списание фактически израсходованных медикаментов, формирующих себестоимость конкретной услуги, непосредственно по факту оказания медицинской услуги.

    Ответ подготовил:
    Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
    Киреева Анна

    Контроль качества ответа:
    Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
    Суховерхова Антонина

    Действующим законодательством, регулирующим отношения по обороту лекарственных средств на территории Российской Федерации, являются Федеральный закон от 12.04.2010 N 61-ФЗ “Об обращении лекарственных средств” и Правила уничтожения недоброкачественных лекарственных средств, фальсифицированных лекарственных средств и контрафактных лекарственных средств, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 03.09.2010 N 674 (далее – Правила). В Федеральном законе N 61-ФЗ предусмотрены общие требования, касающиеся порядка и оснований уничтожения лекарственных средств в медучреждении. В частности, в ст. 59 Федерального закона N 61-ФЗ выделены виды лекарств, которые подлежат уничтожению: недоброкачественные лекарства, фальсифицированные лекарства, контрафактные лекарства. Все виды указанных лекарств подлежат изъятию организацией – владельцем медикаментов из гражданского оборота и дальнейшему уничтожению. Порядок уничтожения таких лекарств установлен в Правилах.

    Отметим, что все лекарства, у которых истек срок годности, считаются недоброкачественными препаратами, поэтому также в соответствии с Правилами подлежат списанию и дальнейшему уничтожению. С того момента, когда стало известно о наличии лекарств, имеющих истекший срок годности, до получения разрешения на их списание владельцу медикаментов необходимо их изъять из места хранения и поместить в опечатанном виде в карантинную зону (п. 5 ст. 5 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 “О защите прав потребителей”, п. 12 Правил хранения лекарственных средств, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития России от 23.08.2010 N 706н).

    Минфин России в Письме от 26.06.2013 N 03-03-06/1/24154 разъяснил, что стоимость товаров с истекшим сроком годности, а также затраты на их утилизацию или уничтожение могут быть учтены в составе расходов. При этом он обратил внимание, что расходы должны соответствовать требованиям п. 1 ст. 252 Налогового кодекса РФ, а именно быть документально подтвержденными.

    Пунктом 49 ст. 270 НК РФ установлено, что при определении налоговой базы не учитываются расходы, не соответствующие критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ.

    Недоброкачественные лекарственные средства выявляются в ходе проведения инвентаризации и оформляются актом инвентаризации товарно-материальных ценностей (ст. 11 Закона N 402-ФЗ, п. 22 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных Приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н, п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н).

    Порядок проведения и оформления результатов инвентаризации установлен Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49 (далее – Методические указания по инвентаризации). Результаты инвентаризации фиксируются в документах по формам, утвержденным Постановлениями Госкомстата России от 27.03.2000 N 26 и от 18.08.1998 N 88, Приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49.

    В то же время следует отметить, что в силу ст. 9 Закона N 402-ФЗ формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются обязательными к применению. Поэтому организация – владелец медикаментов вправе разработать для списания недоброкачественных лекарственных препаратов свою форму, указав все необходимые реквизиты, приведенные в ст. 9 Закона N 402-ФЗ, и утвердить своим внутренним актом, а также указать наименование, лекарственную форму, дозировку, единицу измерения, серию, количество, а также сведения о таре или упаковке, наименование производителя лекарственных средств, дату истечения срока годности.

    Разделом 2 Методических указаний по инвентаризации установлены общие правила инвентаризации.

    Формы инвентаризационных описей утверждены и приведены в Приложениях 1 – 18 к Методическим указаниям по инвентаризации.

    Инвентаризация товарно-материальных ценностей (ТМЦ) производится по установленной форме N инв-3. Эта форма предназначена для отражения отклонений фактического наличия ценностей от учетных данных, однако в рассматриваемом случае таких отклонений нет (медикаменты с истекшим сроком годности находятся на складе, хотя и подлежат списанию в силу своей непригодности к дальнейшей реализации и использованию). Поэтому в случае если у организации – владельца медикаментов имеются недоброкачественные лекарственные препараты, то рекомендуем их лучше включить в отдельную инвентаризационную опись, указав в ней: наименование, лекарственную форму, дозировку, единицу измерения, серию, количество, а также сведения о таре или упаковке, наименование производителя лекарственных средств, дату истечения срока годности.

    Кроме того, организации, реализующие лекарственные препараты с установленным сроком годности, должны вести постоянный контроль сроков годности и изымать препараты из оборота, когда срок, указанный фармпроизводителем на маркировке, истек. При списании просроченных либо испорченных лекарственных средств с учета организация – владелец медикаментов может использовать также унифицированные формы N ТОРГ-15 “Акт о порче, бое, ломе товарно-материальных ценностей” и N ТОРГ-16 “Акт о списании товаров” при условии, что они утверждены учетной политикой организации.

    В дальнейшем недоброкачественные лекарственные средства должны быть уничтожены организацией – владельцем медикаментов в соответствии с Правилами.

    Так, согласно п. 10 Правил владелец недоброкачественных лекарственных средств, принявший решение об их изъятии, уничтожении и вывозе, передает указанные лекарственные средства организации, осуществляющей их уничтожение, на основании соответствующего договора. Расходы, связанные с уничтожением недоброкачественных лекарственных средств, возмещаются их владельцем (п. 9 Правил).

    Таким образом, при списании недоброкачественных лекарственных средств организация – владелец лекарственных средств должна соблюдать порядок, который регламентирован Методическими указаниями по инвентаризации. Весь процесс проведения инвентаризации должен быть зафиксирован в документах, формы которых утверждены организацией в установленном порядке. При выявлении недоброкачественных лекарственных препаратов следует указывать обязательные сведения, позволяющие их идентифицировать при списании. В частности, в акте на списание необходимо отразить наименование, лекарственную форму, дозировку, единицу измерения, серию, количество, а также сведения о таре или упаковке, наименование производителя лекарственных средств, дату истечения срока годности.

    При соблюдении вышеперечисленных требований (обоснованность и документальное подтверждение) затраты, связанные с уничтожением медикаментов, могут быть учтены в составе расходов для целей налогообложения прибыли.

    Дополнительно отметим, что именно на документальное подтверждение расходов было обращено внимание судьями в ФАС Московского округа (Постановление от 28.05.2014 по делу N А40-115533/13). В частности, судом было указано, что из представленных актов о порче, бое, ломе (лекарственных препаратов) (форма N ТОРГ-15) не представляется возможным сделать вывод о характере дефекта, ставшего причиной уничтожения препарата; в актах уничтожения лекарственных средств не указаны место уничтожения лекарственных средств, сведения об уничтоженных лекарственных средствах (наименование, лекарственная форма, дозировка, единица измерения, серия) и их количестве, а также о таре или упаковке, наименование производителя лекарственных средств, то есть не указаны обязательные сведения, позволяющие идентифицировать списанные лекарственные средства. К тому же, как указал суд, представленные документы содержат в отношении спорных лекарственных средств разные причины уничтожения и разночтения по количеству и данные противоречия в ходе проведения проверки и рассмотрения дела не устранены, хотя влияют в том числе на расчет суммы расходов, составляющих стоимость уничтоженных препаратов. Суд также отметил, что списывать на расходы можно только лекарственные средства с истекшим сроком годности, но не лекарства с низким остаточным сроком годности. Вследствие вышеперечисленных обстоятельств медицинской организации было отказано в признании понесенных расходов при исчислении налога на прибыль.

    В рамках данного дела суды также назвали возможный комплект документов, подтверждающих расходы налогоплательщика, связанные с уничтожением лекарственных средств с истекшим сроком годности, в целях уменьшения налога на прибыль, это: акт инвентаризации товарно-материальных ценностей; решение владельца недоброкачественных лекарственных средств об их изъятии, уничтожении; договор с организацией, осуществляющей уничтожение лекарственных средств; копия лицензии организации, осуществляющей уничтожение лекарственных средств, на право ведения такой деятельности; первичный документ, подтверждающий передачу лекарственных средств на уничтожение; акт об уничтожении лекарственных средств (см. Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2014 N 09АП-1072/2014 по делу N А40-115533/13).

    Минфин России в Письме от 24.12.2014 N 03-03-06/1/66948 указал, что достаточным документальным подтверждением понесенных налогоплательщиком расходов на уничтожение продукции с истекшим сроком годности является представление налогоплательщиком следующих документов: актов (журналов) изменения статуса товара, в которых отражены причины отнесения продукции к некачественной (окончание срока годности); актов приемки товаров при их возврате; актов о проведении инвентаризации; актов уничтожения некачественной продукции, в которых содержится информация о наименованиях и количестве уничтоженных товаров, дате уничтожения; выписок из регистров налогового учета по учету товара, списанного в связи с его уничтожением.

    Таким образом, при соблюдении владельцем медикаментов требований законодательства, регулирующего отношения по обороту лекарственных средств на территории Российской Федерации, при составлении акта о списании недоброкачественных лекарственных средств, в том числе в части наличия в акте обязательных сведений, а также соблюдения требований Закона N 402-ФЗ, указанный акт в числе иных подтверждающих первичных документов будет являться документальным подтверждением расходов для целей налога на прибыль, связанных с уничтожением медикаментов.

    В настоящее время специального документа, в соответствии с которым списывались бы недоброкачественные лекарственные средства, нет. Организация – владелец медикаментов вправе разработать для списания недоброкачественных лекарственных препаратов свою форму, указав все необходимые реквизиты, приведенные в ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ “О бухгалтерском учете” (далее – Закон N 402-ФЗ), и утвердить своим внутренним актом, а также отразить в нем наименование, лекарственную форму, дозировку, единицу измерения, серию, количество, а также сведения о таре или упаковке, наименование производителя лекарственных средств, дату истечения срока годности. Либо можно использовать унифицированные формы N ТОРГ-15 “Акт о порче, бое, ломе товарно-материальных ценностей” и N ТОРГ-16 “Акт о списании товаров”, утвержденные Постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132.

    Указанные акты в совокупности с другими документами, приведенными в обосновании, являются документальным подтверждением расходов, связанных с уничтожением медикаментов, для целей налога на прибыль.

    Просмотров: 3011

    Документальное оформление списания медикаментов

    Действующим НПА, который регламентирует учет лекарственных средств в медицинских бюджетных учреждениях (БУ), является инструкция, утвержденная приказом Минздрава СССР от 02.06.1987 № 747.

    Медицинские средства отпускаются из аптеки для использования при оформлении накладной (требования), один экземпляр которой хранится в аптеке учреждения, а второй — у материально ответственного работника, получившего эти лекарственные запасы. На основании данных из накладных заполняется книга учета протаксированных накладных (требований) (ф. 7-МЗ), итоги за месяц из которой переносятся в отчет аптеки о приходе и расходе аптекарских запасов в денежном (суммарном) выражении (ф. 11-МЗ).

    Для медицинских средств, которые должны дополнительно учитываться в предметно-количественном виде (спирт, ядовитые средства, лекарства, которые могут оказывать наркотический эффект, вещества, имеющие существенную стоимость, а также препараты, которые находятся на стадии исследования, и тара), оформляются специальные регистры:

    • книга предметно-количественного учета аптекарских запасов (ф. 8-МЗ):
    • ведомость выборки израсходованных лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету (ф. 1-МЗ).

    Если БУ не располагает аптекой, то лекарства поступают в отделения медицинского учреждения, минуя промежуточный пункт, в количестве, требуемом для осуществления текущей деятельности. При поступлении подписывается 4 экземпляра накладных для обычных лекарств (2 — для учреждения, 2 — для поставщика) и 5 экземпляров (2 — для учреждения, 3 — для поставщика) для медикаментов, которые учитываются в предметно-количественном виде. Поступившие накладные сопоставляются со счетом от поставщика, предоставляемым за определенный сторонами период. На основании счета и накладных бухгалтерия проводит списание использованных медикаментов.

    Бухгалтерский учет списания медикаментов

    Бухгалтерский учет медикаментов в БУ ведется в соответствии с требованиями единого плана счетов и инструкции к нему, утвержденных приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н. Кроме того, действуют специальный план счетов и инструкция к нему для БУ, утвержденные приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н. Для бухучета медикаментов используются счет 010500000 «Материальные запасы» и счет аналитического учета 010501000 «Медикаменты и перевязочные средства».

    Существует 2 варианта списания стоимости медицинских запасов:

    • по фактической стоимости единицы;
    • по средней фактической стоимости.

    Если БУ выбрало определенный способ для конкретного вида лекарственных средств или их группы, то оно не может поменять этот способ в течение всего отчетного года. Расчет средней фактической стоимости производится по формуле:

    Сср = (Сн + Сп) / (Кн + Кп),

    где:

    Сср — средняя фактическая стоимость определенного вида медикаментов;

    Сн — стоимость медикаментов на начало месяца;

    Сп — стоимость поступивших медикаментов в течение месяца на дату списания;

    Кн — количество медикаментов на начало месяца;

    Кп — количество поступивших медикаментов в течение месяца на дату списания.

    Пример расчета средней фактической стоимости ищите в статье «Учет материалов в бюджетных учреждениях (нюансы)».

    Перечень проводок, которыми отражается списание медикаментов в БУ, можно посмотреть в таблице.

    Подробную информацию об учете медикаментов в БУ ищите в статье «Учет медикаментов в бюджетных учреждениях (нюансы)».

    Итоги

    Учет медикаментов требует особого внимания. Он оформляется строго регламентированными документами, которые должны проверяться и контролироваться не только бухгалтером учреждения, но и руководителем.

    Медикаменты закуплены бюджетным учреждением за счет муниципального бюджета. Истек срок их годности, возможности замены нет.
    Медикаменты учтены бюджетным учреждением на счете 4 105 31 000.
    Каков порядок их списания в связи с истечением срока годности (проводки, документальное оформление) в 2018 году?

    5 февраля 2019

    Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
    Списание медикаментов с истекшим сроком годности осуществляется на основании решения комиссии учреждения по поступлению и выбытию активов, оформленного Актом о списании материальных запасов (ф. 0504230). При этом отражается бухгалтерская запись по дебету счета 4 401 10 172 «Доходы от операций с активами» в корреспонденции с кредитом счета 4 105 31 440 «Медикаменты и перевязочные средства».

    Обоснование вывода:
    Бюджетные учреждения при организации бухгалтерского учета руководствуются положениями:
    — «Инструкции по применению единого плана счетов бухгалтерского учета…», утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее — Инструкция N 157н);
    — Инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н (далее — Инструкция N 174н).
    В соответствии с п. 34 Инструкции N 157н выбытие материальных запасов (в том числе в результате принятия решения об их списании) осуществляется на основании решения постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов, оформленного оправдательным документом (первичным (сводным) учетным документом).
    Согласно п. 4 ст. 5 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» на медикаменты изготовитель обязан устанавливать срок годности — период, по истечении которого товар считается непригодным для использования по назначению. Соответственно, по истечении срока годности медикаменты подлежат списанию.
    На основании п. 37 Инструкции N 174н списание медикаментов, пришедших в негодность в связи с истечением срока годности, согласно принятому решению об их списании, отражается по дебету счета 0 401 10 172 «Доходы от операций с активами» в корреспонденции с кредитом соответствующих счетов аналитического учета счета 0 105 01 440 «Медикаменты и перевязочные средства». Основанием для отражения выбытия медикаментов является Акт о списании материальных запасов (ф. 0504230).
    Таким образом, списание медикаментов в связи с истечением срока их годности отражается в учете бюджетного учреждения бухгалтерской записью:
    Дебет 4 401 10 172 Кредит 4 105 31 440
    — на основании решения комиссии учреждения по поступлению и выбытию активов, оформленного Актом о списании материальных запасов (ф. 0504230), отражено списание медикаментов с истекшим сроком годности.

    К сведению:
    Вывоз отходов класса опасности Г, к которым, в частности, относятся не подлежащие использованию лекарственные средства, для обезвреживания или утилизации должен осуществляться специализированными организациями, имеющими лицензию на данный вид деятельности (п.п. 2.1, 4.29 Санитарно-эпидемиологических требований к обращению с медицинскими отходами, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 09.12.2010 N 163).

    Ответ подготовил:
    Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
    Сульдяйкина Валентина

    Ответ прошел контроль качества

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *