Списание программного обеспечения

Автор: | 04.05.2019

Содержание

В общем сегодня утром получаю смс от Мегафона о том что у меня вдруг новый тариф О_О. Нет, я смутно вспоминаю, что была уведомлена, что мой тариф будет изменен на такой-то (на 50 руб. дороже). Мне эта идея не понравилось, я полезла посмотреть тарифы, но не смогла выбрать другой подходящий и оставила как есть.

И вот, сегодня тариф сменили. Я думаю, ну ок. Зашла в личный кабинет, прочла условия, ладно думаю, согласна платить на 50 руб больше (хотя никто и не спрашивал моего согласия).

Залезаю проверить опции, смотрю, а там 3 с абонентской платой! Вот думаю, опять в инете накликала, смотрю и опа — все три опции это услуги дорогого оператора! Подключенные мне сегодня 11 ноября 2018 около 11-10! Разумеется их подключала не я, они были подключены без моего ведома и согласия. Никаких уведомлений по смс кроме одного текста типа «Чтобы вам было удобнее, в 1-й месяц плата по новому тарифу будет списываться ежедневно, со 2-го месяца — ежемесячно. Приятного общения». Как вы видите в сообщении никаких упоминаний об абонентской плате нет.

В итоге мне подключили Кто звонил +, еще какая-то хрень и Посуточное списание в 1-й месяц.

Первые две я успешно отключила сама через личный кабинет. А посуточное списание — фиг там. Пишет что отключение не возможно, обратитесь сами знаете к кому..

При этом абонентская плата по этой «опции» описана следующим образом:

Сначала 0р в день

Потом (когда это потом??) 16,67р в день.

Пишу в поддержку. Прошу отключить опцию. Догадайтесь, какой ответ? Опцию отключить нельзя так как она отвечает за правильное списание платы по тарифу.

В общем я все еще переписываюсь с поддержкой. И планирую дойти до теле2 чтобы оформить перевод номера и уйти от мегафона.

Дорогие абоненты МФ — проверьте, сколько новых платных опций у вас в личном кабинете )

Мегафон посуточное списание в первый месяц

Мегафон — это российский оператор связи, который предоставляет своим пользователям различные пакеты услуг и подписок. За такие современные сервисы происходит списание денег. Все платежи за оказание услуги взимаются по трем вариантам:

  • Посуточно;
  • раз в месяц;
  • через определенный промежуток времени.

Посуточная основа может быть в виде обязательного платежа, но только в случае использования сервиса. К примеру, на тарифе «Переходи на ноль» плата за звонки составляет шесть рублей и взимается в те дни, когда пользователь совершает звонки. Но в этом тарифном плане есть и дополнительные акции «Переходи на ноль+». Такая услуга позволяет абоненту пользоваться безлимитным интернетом в домашней сети. Если использовать эту акцию, то платеж будет списываться ежедневно.

Справка! Так происходит и на других пакетах, которые сегодня уже недоступны для перехода.

Компания «Мегафон» предоставляет своим пользователям множество различных услуг, которые направлены на повышение качества обслуживания. Но зачастую такие подписки не приносят клиентам никакой пользы, и они не понимают, почему увеличилась их сумма расходов.

Возникают ситуации, когда приходится посуточно оплачивать бесполезные сервисы. Нередко суммы превышают 400 рублей в месяц. Пользователь может длительное время не замечать того, что нерационально расходуется мобильный бюджет.

Как отключить

Важный момент заключается в том, что механизм внедрения подобных услуг хорошо продуман. Очень часто операторы предоставляют абоненту временно-бесплатную услугу, но предупредить о таком нюансе забывают. Основная сложность отключения услуг состоит в том, что для каждой такой системы предусмотрена своя определенная команда (комбинация цифр и символом). Существует несколько способов, которые помогут избавиться от нежелательных подписок.

  1. USSD-запрос. Набираете команду *505# или *105*11#. В ответ абонент получит список активированных услуг, а также сервисные коды для их отключения.
  2. СМС-команда. Можно отправить сообщение с текстом ИНФО на номер 5051 и получить список подключенных платных услуг. Помимо всего, пользователь получит информацию по их деактивации.
  3. Личный кабинет. Такой способ предоставляет широкие настройки номера. Необходимо зайти в раздел «Услуги и опции» и ознакомиться с перечнем подключенных сервисов. Далее необходимо избавиться от ненужных, нажав возле них на кнопочку «Отключить».
  4. Звонок в call-центр. Каждый клиент может позвонить специалисту по номеру 0500 или 0500559 и с их помощью отключить лишние пакеты услуг. Помните, что в таком случае нужно будет предоставить паспортные данные. Но есть один нюанс – длительное соединение с оператором.
  5. Посещение офиса «Мегафон». Не совсем удобный, но бесплатный и универсальный способ. Здесь важно знать, что сотрудник потребует паспорт. Если не предоставить свои данные, то клиенту будет отказано в обслуживании.

Когда пользователь покупает сим-карту определенного оператора, необходимо сразу обговаривать все предлагаемые услуги. Есть возможность на месте отключить ненужные подписки с помощью сотрудника офиса. Главное – это следить за своими счетами и вовремя проводить деактивацию пакетов услуг.

Гражданско-правовые отношения

К результатам интеллектуальной деятельности, которым предоставляется правовая охрана (интеллектуальной собственности), относятся программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ), а также базы данных (пп. 2, 3 п. 1 ст. 1225 ГК РФ).

Программой для ЭВМ является представленная в объективной форме совокупность данных и команд, предназначенных для функционирования ЭВМ и других компьютерных устройств в целях получения определенного результата, включая подготовительные материалы, полученные в ходе разработки программы для ЭВМ, и порождаемые ею аудиовизуальные отображения (ст. 1261 ГК РФ).

Базой данных признается представленная в объективной форме совокупность самостоятельных материалов (статей, расчетов, нормативных актов, судебных решений и иных подобных материалов), систематизированных таким образом, чтобы эти материалы могли быть найдены и обработаны с помощью ЭВМ (п. 2 ст. 1260 ГК РФ).

Согласно п. 1 и 4 ст. 1286 ГК РФ по лицензионному договору одна сторона – автор или иной правообладатель (лицензиар) предоставляет либо обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования произведения в установленных договором пределах. При этом пользователю программы для ЭВМ или базы данных по лицензионному договору предоставляется право их использования в пределах, предусмотренных договором.

Как правило, по лицензионному договору на программное обеспечение и базы данных предоставляется простая (неисключительная) лицензия, заключающаяся в предоставлении лицензиату права использования результата интеллектуальной деятельности с сохранением за лицензиаром права выдачи лицензий другим лицам (пп. 1 п. 1 ст. 1236 ГК РФ).

Если в лицензионном договоре срок его действия не определен, договор считается заключенным на пять лет (п. 4 ст. 1235 ГК РФ).

В рамках заключенного лицензионного договора составляется акт на передачу права пользования программными продуктами, лицензиар выставляет лицензиату счета на оплату.

Бюджетная классификация

Обратимся к Указаниям о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденным Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н. При выборе кода видов расходов необходимо учитывать, что расходы на закупку товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий относятся:

– для нужд федеральных государственных органов и находящихся в их ведении федеральных государственных казенных учреждений – на код вида расходов 242″Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий». Также по этому коду вида расходов отражаются расходы бюджета субъекта РФ, местного бюджета на реализацию мероприятий по информатизации в части региональных (муниципальных) информационных систем и информационно-коммуникационной инфраструктуры в случае принятия решения финансовым органом субъекта РФ (муниципального образования) о применении кода вида расходов 242;

– для нужд субъектов РФ (муниципальных образований), в отношении которых не принято решение о применении кода вида расходов 242, государственных (муниципальных) учреждений – на код вида расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд».

На подстатью 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ относятся расходы на выполнение работ, оказание услуг, не отраженные по подстатьям 221 – 225 КОСГУ, в том числе:

– на приобретение неисключительных (пользовательских), лицензионных прав на программное обеспечение;

– на приобретение и обновление справочно-информационных баз данных.

О применении этой подстатьи при получении учреждением в пользование программного продукта на условиях простой (неисключительной) лицензии сказано в письмах Минфина РФ от 18.03.2016 № 02-07-10/15362, от 02.10.2013 № 02-06-10/40915.

Таким образом, расходы учреждения на приобретение неисключительных прав на использование программ и справочно-информационных баз данных отражаются по коду вида расходов 242 или 244 и относятся на подстатью 226 КОСГУ.

Бюджетный учет расходов

Приобретение неисключительных прав.

Согласно п. 66 Инструкции № 157н нематериальные активы, полученные в пользование учреждением (лицензиатом), учитываются на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование» по стоимости, определяемой исходя из размера вознаграждения, установленного в договоре. В письмах Минфина РФ от 18.03.2016 № 02-07-10/15362, от 02.10.2013 № 02-06-10/40915 уточнено, что на данном счете учитывается в том числе программное обеспечение, полученное в пользование на условиях простой (неисключительной) лицензии. Соответственно, учреждение отражает на указанном счете полученные в пользование по лицензионному договору программное обеспечение и информационно-правовую базу в сумме, подлежащей уплате за весь срок пользования.

Пункт 66 Инструкции № 157н предусматривает, что платежи учреждения (лицензиата) за предоставленное ему право использования результатов интеллектуальной деятельности, производимые в виде периодических платежей (единовременного фиксированного платежа) согласно условиям договора, относятся на финансовый результат в составе расходов текущего финансового года (расходов будущих периодов) в порядке, установленном учреждением в рамках формирования учетной политики.

Для учета сумм расходов, начисленных учреждением в отчетном периоде, но относящихся к будущим отчетным периодам, например, расходов, связанных с приобретением неисключительного права пользования НМА в течение нескольких отчетных периодов, предназначен счет 401 50 «Расходы будущих периодов» (п. 302 Инструкции № 157н).

Как правило, неисключительные права на использование программных продуктов, баз данных приобретаются на несколько лет и лицензионными договорами предусматривается разовая плата за пользование указанными нематериальными активами. В таком случае эти средства учитываются в составе расходов будущих периодов.

Если же в соответствии с лицензионным договором производится ежемесячная оплата права пользования нематериальными активами, эта плата относится к расходам текущего финансового года.

В пункте 124 Инструкции № 162н отмечено, что операции по счету 0 401 50 226 оформляются следующими бухгалтерскими записями:

– отнесение расходов учреждения, произведенных в текущем финансовом году, но относимых к очередным финансовым периодам, на финансовый результат будущих периодов: Дебет 0 401 50 226 / Кредит 0 302 00 000;

– отнесение расходов учреждения, произведенных ранее и учитываемых в составе расходов будущих периодов, на финансовый результат текущего финансового года: Дебет 0 401 20 226 / Кредит 0 401 50 226.

Согласно п. 302 Инструкции № 157н затраты, отражаемые по дебету счета 401 50, подлежат отнесению на финансовый результат текущего финансового года (по кредиту счета) в порядке, устанавливаемом учреждением (равномерно, пропорционально объему продукции (работ, услуг) и др.), в течение периода, к которому они относятся.

В Письме Минфина РФ от 18.03.2016 № 02-07-10/15362 разъяснено: если контрактом установлено, что заказчик (учреждение) имеет право без ограничения срока использовать программное обеспечение, полученное в пользование на условиях простой (неисключительной) лицензии, срок его использования устанавливается комиссией учреждения по поступлению и выбытию активов и не зависит от срока действия лицензионного договора.

При этом обращаем ваше внимание на п. 4 ст. 1235 ГК РФ, преду­сматривающий, что если в лицензионном договоре срок его действия не определен, то договор считается заключенным на пять лет.

В связи с вышесказанным в случае отнесения платы за неисключительное право пользования программным обеспечением, базой данных в состав расходов будущих периодов учреждению необходимо прописать в учетной политике порядок отнесения этих расходов на финансовый результат текущего финансового года. Если в лицензионным договоре не указан срок его действия, учреждение самостоятельно определяет его, причем он может быть как равным пяти годам, так и иным.

Согласно п. 101 Инструкции № 162н учет расчетов в рамках рассматриваемого договора ведется на счете 0 302 26 000 «Расчеты по прочим работам, услугам».

При перечислении денежных средств в счет погашения задолженности перед лицензиаром оформляется запись: Дебет 1 302 26 830 / Кредит 1 304 05 226 (п. 111 Инструкции № 162н).

Обновление программного продукта.

Обновление программных продуктов, баз данных связано с поддержанием их в актуальном состоянии и осуществляется на основании отдельного договора. Как правило, они обновляются по мере внесения изменений в законодательство и нормативные правовые акты. Обновление информационно-правовых баз производится ежедневно, еженедельно или ежемесячно согласно условиям договора. За обновление информационно-правовых баз обычно предусматривается ежемесячная абонентская плата. Такая плата относится к расходам текущего финансового года.

В соответствии с п. 101, 102, 121 Инструкции № 162н принятие к учету расходов на приобретение ежемесячного обновления для информационно-правовой базы оформляется бухгалтерской записью: Дебет 1 401 20 226 / Кредит 1 302 26 730.

Пример.

Казенное учреждение заключило лицензионный договор на приобретение неисключительного права на использование информационно-правовой системы с ежемесячным обновлением на сумму 15 000 руб. Оплата по договору производится разовым платежом. Обновления оплачиваются ежемесячно в сумме 3 000 руб. Срок использования информационно-правовой системы в договоре не указан. Учетной политикой учреждения установлен срок использования таких активов, составляющий пять лет (60 месяцев).

В бюджетном учете расходы отражаются следующими корреспонденциями счетов:

Учет программных продуктов в государственных (муниципальных) учреждениях

Порядок отражения программных продуктов зависит от типа государственного (муниципального) учреждения и от вида прав. Рассмотрим ситуацию, когда государственные (муниципальные) учреждения приобретают неисключительные права на программный продукт.

В большинстве государственных (муниципальных) учреждений используются программные продукты. Согласно ст. 1261 Гражданского кодекса программой для ЭВМ является представленная в объективной форме совокупность данных и команд, предназначенных для функционирования ЭВМ и других компьютерных устройств в целях получения определенного результата, включая подготовительные материалы, полученные в ходе разработки программы для ЭВМ, и порождаемые ею аудиовизуальные отображения. Согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации, утвержденным Приказом Минфина России от 28 декабря 2010 г. N 190н, приобретение неисключительных (пользовательских), лицензионных прав на программное обеспечение осуществляется по подстатье 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ.

Приобретение программного продукта

Информация по операциям, связанным с приобретением неисключительных прав на программные продукты, отражается не только на балансовых счетах плана счетов, но и на забалансовом счете. Нематериальные активы, полученные в пользование учреждением (лицензиатом), учитываются на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование» по стоимости, определяемой исходя из размера вознаграждения, установленного в договоре (п. 66 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной Приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. N 157н (далее — Инструкция N 157н)).

Пример 1. Казенное учреждение за счет бюджетных средств заключило лицензионное соглашение на право пользования программным продуктом сроком на один год. Ежемесячные платежи по данному соглашению составляют 5000 руб. В учете учреждения данная операция будет отражена следующим образом:

Дебет 1 401 20 226

«Расходы на прочие работы, услуги»

Кредит 1 302 26 730

«Увеличение кредиторской задолженности по прочим работам, услугам»

  • отражены расходы по лицензионному соглашению в сумме 5000 руб. ежемесячно в течение одного года;

Дебет 1 302 26 830

«Уменьшение кредиторской задолженности по прочим работам, услугам»

Кредит 1 304 05 226

«Расчеты по платежам из бюджета с финансовыми органами по прочим работам, услугам»

  • произведена оплата за месяц в сумме 5000 руб. ежемесячно в течение одного года.

Неисключительные права на программный продукт отражают на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование» в сумме 60 000 руб.

Программные продукты могут поступать в государственные (муниципальные) учреждения и в рамках централизованных поставок. При этом главный распорядитель бюджетных средств (учредитель) осуществляет заключение лицензионного соглашения и оплату по данному соглашению.

Пример 2. Казенное учреждение в рамках централизованных поставок получило право пользования программным продуктом сроком на один год. Ежемесячные платежи, осуществляемые главным распорядителем бюджетных средств и связанные с данным программным продуктом для данного казенного учреждения, составляют 10 000 руб. В учете учреждения такая операция будет отражена записью:

Дебет 1 401 20 226

«Расходы на прочие работы, услуги»

Кредит 1 304 04 226

«Внутриведомственные расчеты по прочим работам, услугам»

  • отражены расходы по прочим работам, услугам в сумме 10 000 руб. ежемесячно в течение одного года.

Неисключительные права на программный продукт отражают на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование» в сумме 120 000 руб.

Анализ п. п. 17 и 18 Приказа Минфина России и Минэкономразвития России от 29 октября 2010 г. N 137н/527 (далее — Приказ N 137н/527) показал, что перечень нормативных затрат, непосредственно связанных с оказанием государственных услуг на общехозяйственные нужды, не является закрытым. Кроме того, в Инструкции N 157н предусматривается выделение такой группы затрат, как накладные (п. 134 Инструкции N 157н). Соответственно, бюджетные и автономные учреждения в зависимости от специфики своей деятельности могут покрывать расходы, связанные с приобретением неисключительных прав на программные продукты, как за счет субсидии на выполнение государственного задания (например, использование программного продукта непосредственно необходимо для оказания государственной услуги), так и за счет субсидии на иные цели.

При отражении программных продуктов следует учесть норму п. 302 Инструкции N 157н, согласно которой на счете 0 401 50 000 «Расходы будущих периодов» отражаются расходы, связанные с приобретением неисключительного права пользования в течение нескольких отчетных периодов нематериальными активами. При этом затраты, произведенные учреждением в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются по дебету счета 0 401 50 000 «Расходы будущих периодов» как расходы будущих периодов и подлежат отнесению на финансовый результат текущего финансового года (по кредиту счета 0 401 50 000 «Расходы будущих периодов») в порядке, установленном учреждением (равномерно, пропорционально объему продукции (работ, услуг) и др.), в течение периода, к которому они относятся.

Пример 3. Бюджетным учреждением приобретены неисключительные права на программный продукт сроком на два года в рамках выделенной целевой субсидии. Сумма договора — 180 000 руб. Данная сумма перечисляется единовременным платежом. В учете данная операция отражается следующими бухгалтерскими записями:

Дебет 5 401 50 226

«Расходы будущих периодов на прочие работы, услуги»

Кредит 5 302 26 730

«Увеличение кредиторской задолженности по прочим работам, услугам»

  • отражены расходы будущих периодов в сумме 180 000 руб.;

Дебет 5 302 26 830

«Уменьшение кредиторской задолженности по прочим работам, услугам»

Кредит 5 201 11 610

«Выбытие денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства»

  • произведена единовременная оплата в сумме 180 000 руб. с одновременным отражением на забалансовом счете 18 «Выбытие денежных средств со счетов учреждения»;

Дебет 5 401 20 226

«Расходы на прочие работы, услуги»

Кредит 5 401 50 226

«Расходы будущих периодов на прочие работы, услуги»

  • часть расходов будущих периодов включена в расходы отчетного периода в сумме 7500 руб. (180 000 руб. : 24 мес.).

Неисключительные права на программный продукт отражены на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование» в сумме 180 000 руб.

Налоговый учет

При отражении данных расходов в налоговом учете следует руководствоваться:

  • пп. 26 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса;
  • п. 1 ст. 272 Налогового кодекса.

В пп. 26 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса установлено, что к прочим расходам относятся расходы, связанные с приобретением права на использование программ для ЭВМ и баз данных по договорам с правообладателем (по лицензионным соглашениям). К указанным расходам также относятся расходы на приобретение исключительных прав на программы для ЭВМ стоимостью менее 20 000 руб. и обновление программ для ЭВМ и баз данных.

Согласно п. 1 ст. 272 Налогового кодекса при применении метода начисления расходы, принимаемые для целей налогообложения с учетом положений гл. 25 Налогового кодекса, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств.

При наличии в договоре о приобретении неисключительной лицензии на использование программного обеспечения указания на срок, в течение которого могут быть использованы полученные по ней неисключительные права, учреждение распределяет расходы, осуществленные по такому договору, в течение срока действия лицензии. Данная позиция определена в Письме Минфина России от 7 июня 2011 г. N 03-03-06/1/330.

В случае если срок лицензионного соглашения не определен, следует обратиться к Письму Минфина России от 2 февраля 2011 г. N 03-03-06/1/52. В данном документе финансовое ведомство определяет следующий подход: в случае если в договоре (соглашении) срок использования приобретенного программного продукта не указан, налогоплательщик самостоятельно определяет срок использования приобретенного неисключительного права с учетом требований в отношении определения указанного срока, установленных Гражданским кодексом.

Нормой, которая регламентирует данный вопрос в Гражданском кодексе, является п. 4 ст. 1235. Смысл данной нормы заключается в том, что срок, на который заключается лицензионный договор, не может превышать срока действия исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации. В случае когда в лицензионном договоре срок его действия не определен, договор считается заключенным на пять лет, если Гражданским кодексом не предусмотрено иное.

При рассмотрении вопроса о НДС следует обратиться к пп. 26 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса, согласно которому не облагается НДС передача исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для электронных вычислительных машин, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора.

Рассмотрим ситуацию, когда приобретается объект основных средств с программным обеспечением. В данном случае в договоре о переходе права собственности на такие основные средства должно содержаться условие о приобретении неисключительного права на пользование программным продуктом.

В Письме Минфина России от 25 мая 2009 г. N 03-03-06/2/105 специалисты финансового ведомства на основании пп. 8 п. 2 ст. 256 Налогового кодекса пришли к следующему выводу:

  • если лицензионным договором предусмотрена выплата правообладателю вознаграждения периодическими платежами в течение срока его действия, то сумма такого вознаграждения не включается в первоначальную стоимость основного средства, а учитывается равномерно в течение срока действия договора на основании пп. 26 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса;
  • если же в договоре подобное условие не содержится, вознаграждение включается в первоначальную стоимость приобретенных основных средств и списывается через механизм амортизации.

Следует также учесть мнение ФНС России, высказанное по данному вопросу в Письме от 13 мая 2011 г. N КЕ-4-3/7756. В нем рассматриваются два варианта.

Первый вариант. Вычислительная техника приобретается без какого-либо минимального программного обеспечения. В этом случае материальный объект сам по себе никак не может быть использован в деятельности налогоплательщика. В таком случае расходы на приобретение прав на программное обеспечение, необходимое для эксплуатации технического средства, следует рассматривать как расходы на доведение этого объекта до состояния, в котором он пригоден для использования. Такое программное обеспечение является неотъемлемой частью технического средства.

При этом объем и свойства необходимого программного обеспечения определяются целью (назначением), заявленной организацией (документально подтвержденным) при приобретении технического средства.

Второй вариант. Вычислительная техника приобретается вместе с конкретным программным обеспечением, позволяющим реализовывать заявленные продавцом потребительские свойства данной вычислительной техники. В таком случае материальный объект уже готов к эксплуатации в объеме исполнения конкретных потребительских свойств. При этом выделения стоимости такого программного обеспечения из стоимости вычислительной техники не требуется, поскольку такое программное обеспечение также является неотъемлемой частью технического средства.

Государственные (муниципальные) учреждения могут приобретать исключительные права на программные продукты или создавать программные продукты самостоятельно. В ст. 1296 Гражданского кодекса указано, что если программа для ЭВМ или база данных создана по договору, предметом которого было ее создание (по заказу), то исключительное право на такую программу или такую базу данных принадлежит заказчику, если договором между подрядчиком (исполнителем) и заказчиком не предусмотрено иное.

Разрабатывать программные продукты могут и сотрудники учреждения, состоящие в штате организации, в рамках выполнения своих трудовых обязанностей. В этом случае согласно п. 2 ст. 1295 Гражданского кодекса исключительное право на служебное произведение будет принадлежать работодателю, если трудовым или иным договором между работодателем и работником (автором) не предусмотрено иное.

При этом в том же пункте ст. 1295 Гражданского кодекса определено, что если работодатель в течение трех лет со дня, когда служебное произведение было предоставлено в его распоряжение, не начнет использование этого произведения, не передаст исключительное право на него другому лицу или не сообщит автору о сохранении произведения в тайне, исключительное право на служебное произведение принадлежит автору.

В соответствии с п. 56 Инструкции N 157н при приобретении исключительных прав на программные продукты их следует учитывать в составе нематериальных активов. При этом согласно Указаниям N 190н расходы по оплате договоров на приобретение в государственную, муниципальную собственность исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, в том числе на программное обеспечение и базы данных для ЭВМ, осуществляются по статье 320 «Увеличение стоимости нематериальных активов» КОСГУ.

Из содержания Приказа N 137н/527 следует, что источником приобретения исключительных прав на программные продукты должна быть субсидия на иные цели.

Распространенной операцией при приобретении исключительных прав на программный продукт является услуга, связанная с внедрением программного продукта в учреждении. При отражении расходов по данной операции следует учитывать следующее.

Пункт 62 Инструкции N 157н гласит, что в целях определения первоначальной стоимости объекта нематериальных активов при его приобретении за плату, создании фактические вложения учреждения формируются с учетом сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных учреждению поставщиками (подрядчиками, исполнителями), кроме приобретения, создания объекта в рамках деятельности учреждения, облагаемой НДС, если иное не предусмотрено налоговым законодательством Российской Федерации, включая:

  • суммы, уплачиваемые правообладателю (продавцу) в соответствии с договором (государственным (муниципальным) контрактом) об отчуждении (приобретении) исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации;
  • регистрационные сборы, государственные пошлины, патентные пошлины и иные аналогичные платежи, произведенные в связи с приобретением (получением) исключительных (имущественных) прав на объекты нематериальных активов;
  • вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретен объект нематериальных активов;
  • суммы, уплачиваемые учреждением за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением (созданием) объектов нематериальных активов.

При создании нематериального актива кроме расходов, предусмотренных абз. 2 — 5 п. 62, включаются:

  • суммы, уплачиваемые за выполнение работ или оказание услуг при создании нематериального актива согласно договорам (государственным (муниципальным) контрактам), в том числе по договорам авторского заказа (авторским договорам), договорам на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических работ;
  • расходы на выплаты по оплате труда сотрудников, непосредственно занятых в процессе создания нематериального актива или в выполнении научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических работ;
  • расходы на содержание и эксплуатацию научно-исследовательского оборудования, установок и сооружений, других основных средств и иного имущества, расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов, использованных непосредственно при создании нематериального актива, первоначальная стоимость которого формируется;
  • иные расходы, непосредственно связанные с приобретением, созданием нематериального актива и обеспечением условий для использования актива в запланированных целях.

Из данного пункта следует, что перечень затрат, влияющих на первоначальную стоимость нематериального актива, не является закрытым. На наш взгляд, внедрение программного продукта можно отнести к иным расходам, непосредственно связанным с приобретением, созданием нематериального актива и обеспечением условий для использования актива в запланированных целях.

При определении статьи КОСГУ, по которой следует оплатить внедрение программного продукта, необходимо определить, производилась ли в ходе внедрения программного продукта его переработка (модификация).

Под переработкой (модификацией) программы для ЭВМ или базы данных понимаются любые их изменения, в том числе перевод такой программы или такой базы данных с одного языка на другой язык, за исключением адаптации, то есть внесения изменений, осуществляемых исключительно в целях функционирования программы для ЭВМ или базы данных на конкретных технических средствах пользователя или под управлением конкретных программ пользователя (ст. 1270 ГК РФ).

В случае если в ходе внедрения программного продукта осуществлялась переработка (модификация) программного продукта, то данные расходы следует оплачивать по статье 320 «Увеличение стоимости нематериальных активов» КОСГУ, если же осуществлялась адаптация программного продукта, то расходы следует оплачивать по подстатье 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ и исходя из содержания п. 62 Инструкции N 157н включить данные расходы в первоначальную стоимость программного продукта.

Пример 4. Бюджетное учреждение заключает лицензионное соглашение на получение исключительных прав на программный продукт. В рамках данного соглашения осуществляется внедрение программного продукта (его адаптация). Регистрация программного продукта не осуществляется в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности. Стоимость исключительных прав на программный продукт составляет 2 200 000 руб., адаптация программного продукта — 40 000 руб. Записи в учете будут следующими:

Дебет 5 106 22 320

«Увеличение вложений в нематериальные активы — особо ценное движимое имущество учреждения»

Кредит 5 302 32 730

«Увеличение кредиторской задолженности по приобретению нематериальных активов»

  • отражены затраты, связанные приобретением исключительных прав на программный продукт, в сумме 2 200 000 руб.;

Дебет 5 106 22 320

«Увеличение вложений в нематериальные активы — особо ценное движимое имущество учреждения»

Кредит 5 302 26 730

«Увеличение кредиторской задолженности по прочим работам, услугам»

  • отражены затраты, связанные с адаптацией программного продукта, в сумме 40 000 руб.;

Дебет 5 102 20 320

«Увеличение стоимости нематериальных активов — особо ценного движимого имущества учреждения»

Кредит 5 106 22 320

«Увеличение вложений в нематериальные активы — особо ценное движимое имущество учреждения»

  • программный продукт принят к учету в сумме 2 240 000 руб.;

Дебет 5 302 32 830

«Уменьшение кредиторской задолженности по приобретению нематериальных активов»

Кредит 5 201 11 610

«Выбытие денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства»

  • произведена оплата по лицензионному соглашению в сумме 2 200 000 руб. с одновременным отражением на забалансовом счете 18 «Выбытие денежных средств со счетов учреждений»;

Дебет 5 302 26 830

«Уменьшение кредиторской задолженности по прочим работам, услугам»

Кредит 5 201 11 610

«Выбытие денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства»

  • произведена оплата за адаптацию программного продукта в сумме 40 000 руб. с одновременным отражением на забалансовом счете 18 «Выбытие денежных средств со счетов учреждений».

Регистрация прав на программный продукт

При приобретении или создании программного продукта встает вопрос о регистрации прав на него. Согласно ст. 1262 Гражданского кодекса правообладатель в течение срока действия исключительного права на программу для ЭВМ или на базу данных может по своему желанию зарегистрировать такую программу или такую базу данных в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности.

Заявка на государственную регистрацию программы для ЭВМ или базы данных (заявка на регистрацию) должна относиться к одной программе для ЭВМ или к одной базе данных.

Согласно п. 2 ст. 1262 Гражданского кодекса заявка на регистрацию должна содержать:

  • заявление о государственной регистрации программы для ЭВМ или базы данных с указанием правообладателя, а также автора, если он не отказался быть упомянутым в качестве такового, и места жительства или места нахождения каждого из них;
  • депонируемые материалы, идентифицирующие программу для ЭВМ или базу данных, включая реферат;
  • документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленном размере или наличие оснований для освобождения от уплаты государственной пошлины либо для уменьшения ее размера, либо для отсрочки ее уплаты.

Согласно ст. 333.30 Налогового кодекса при обращении в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти за совершением действий по государственной регистрации программы для электронных вычислительных машин, базы данных и топологии интегральной микросхемы государственная пошлина уплачивается за государственную регистрацию программы для ЭВМ, базы данных и топологии интегральной микросхемы соответственно в Реестре программ для ЭВМ, Реестре баз данных и Реестре топологий интегральных микросхем, включая выдачу заявителю свидетельства о государственной регистрации программы для ЭВМ, базы данных и топологии интегральной микросхемы, а также публикацию сведений о зарегистрированной программе для ЭВМ, базе данных и топологии интегральной микросхемы в официальном бюллетене в следующих размерах:

  • для организации — 2600 руб.;
  • для физического лица — 1700 руб.;
  • за внесение изменений в документы и материалы к заявке на регистрацию программы для ЭВМ, базы данных и топологии интегральной микросхемы до публикации в официальном бюллетене — 700 руб.

При этом следует помнить, что согласно пп. 4 п. 1 ст. 333.35 Налогового кодекса от уплаты государственной пошлины, установленной гл. 25.3 Налогового кодекса, освобождаются федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления при их обращении за совершением юридически значимых действий, установленных настоящей главой, за исключением случаев, предусмотренных пп. 124 п. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса.

Правила оформления заявки на регистрацию установлены Приказом Минобрнауки России от 29 октября 2008 г. N 324 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам государственной функции по организации приема заявок на государственную регистрацию программы для электронных вычислительных машин и заявок на государственную регистрацию базы данных, их рассмотрения и выдачи в установленном порядке свидетельств о государственной регистрации программы для ЭВМ или базы данных».

В случае если бюджетное или автономное учреждение для приобретения программного продукта привлекают средства от деятельности, приносящей доход, и будут в дальнейшем использовать программный продукт в данной деятельности, следует обратить внимание на формулировки, используемые в договоре. Это связано с тем, что передача исключительных прав на основании лицензионного соглашения и оплата услуг по созданию программных продуктов для ЭВМ не являются идентичными операциями. Передача исключительных прав на основании лицензионного соглашения, в соответствии со ст. 149 Налогового кодекса, не облагается НДС, а оплата услуг по созданию программного продукта для ЭВМ облагается НДС в общеустановленном порядке и подлежит последующим вычетам в соответствии с требованиями п. 1 ст. 172 Налогового кодекса. Данная позиция определена в Письме Минфина России от 21 сентября 2009 г. N 03-07-07/69.

В настоящее время многие государственные (муниципальные) учреждения имеют свои web-сайты. В нормативных документах понятие интернет-сайта не определено. Однако любой web-сайт имеет две составляющие: программу для ЭВМ и базу данных, которой данная программа управляет. От того, какие права имеет учреждение на данный программный продукт и базу данных, зависит, каким образом будут отражаться затраты, связанные с созданием сайтов. В случае если учреждение имеет исключительные права на программный продукт и базу данных, то web-сайт будет признаваться нематериальным активом.

Вне зависимости от того, признается web-сайт нематериальным активом или нет, учреждению необходимо решить вопрос с доменным именем. Услуги по регистрации доменного имени считаются оказанными с момента занесения информации в реестр доменных имен.

Учет расходов на регистрацию доменного имени зависит от того, признан web-сайт нематериальным активом или нет. Если web-сайт признается нематериальным активом, то данные расходы включаются в его первоначальную стоимость согласно п. 62 Инструкции N 157н, так как первоначальная стоимость нематериального актива определяется как сумма расходов не только на его приобретение или создание, но и на доведение его до состояния, в котором он пригоден для использования (без доменного имени сайт функционировать не сможет). Аналогичная позиция содержится и в Налоговом кодексе (п. 3 ст. 257 НК РФ).

В случае если сайт не является нематериальным активом, затраты на первичную регистрацию доменного имени признаются в течение срока действия регистрации (как правило, в течение года) и списываются при исчислении налога на прибыль на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса. Если срок регистрации не оговорен, такие расходы организация распределяет самостоятельно на основании п. 1 ст. 272 Налогового кодекса.

Списание программного продукта

Списание программных продуктов в государственных (муниципальных) учреждениях в большинстве случаев осуществляется по двум причинам: прекращение использования программного продукта и внутриведомственная передача программного продукта.

Прекращение использования программного продукта может быть связано с его моральным износом и необходимостью использования новых программных продуктов в деятельности государственного (муниципального) учреждения.

Учитывая тот факт, что программные продукты в большинстве случаев относятся к особо ценному движимому имуществу, то для их списания необходимо получение согласия учредителя в соответствии с п. 10 ст. 9.2 Закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» для бюджетных учреждений и п. 2 ст. 3 Закона от 3 ноября 2006 г. N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» для автономных учреждений.

Пример 5. Бюджетное учреждение списывает программный продукт, первоначальная стоимость которого составляет 800 000 руб., сумма начисленной амортизации — 700 000 руб. В учете данная операция отражается следующими бухгалтерскими записями:

Дебет 0 104 29 420

«Уменьшение за счет амортизации стоимости нематериальных активов — особо ценного движимого имущества учреждения»

Кредит 0 102 20 420

«Уменьшение стоимости нематериальных активов — особо ценного движимого имущества учреждения»

  • списана сумма начисленной амортизации по программному продукту в сумме 700 000 руб.;

Дебет 0 401 10 172

«Доходы от операций с активами»

Кредит 0 102 20 420

«Уменьшение стоимости нематериальных активов — особо ценного движимого имущества учреждения»

  • списана остаточная стоимость программного продукта в сумме 100 000 руб.

Если программные продукты в государственных (муниципальных) учреждениях, числящиеся как нематериальные активы, были разработаны под конкретные цели деятельности данных учреждений, то выбытие данных программных продуктов в рамках внутриведомственной передачи будет связано в первую очередь с реорганизацией учреждения.

Пример 6. Казенное учреждение по решению главного распорядителя бюджетных средств осуществляет внутриведомственную передачу программного продукта. Первоначальная стоимость программного продукта — 1 600 000 руб., сумма начисленной амортизации — 400 000 руб. Записи в учете будут следующими:

Дебет 1 304 04 320

«Внутриведомственные расчеты по приобретению нематериальных активов»

Кредит 1 102 30 420

«Уменьшение стоимости нематериальных активов — иного движимого имущества учреждения»

  • списана первоначальная стоимость программного продукта в сумме 600 000 руб.;

Приказ о модернизации основного средства

Формирование приказа о модернизации основного средства – необходимая часть процедуры по обновлению объектов материально-технической базы предприятия.

Общество с ограниченной ответственностью Об установлении срока полезного использования Приказываю ввести в эксплуатацию компьютерную программу «1С: Бухгалтерия 8.2» , приобретенную по договору от 20 января 2011 г. № 173 с ООО «Гэндальф» . Срок полезного использования программы «1С: Бухгалтерия 8.2» установить — 10 (десять) лет.

Это могут быть:

  • материалы;
  • оборудование;
  • техника;
  • станки (при условии, что их стоимость выше 40 тыс. рублей);
  • транспорт;
  • здания;
  • сооружения и т.д.

Все они стоят на балансе компании и любые действия с ними подлежат обязательному учету.

В данное понятие включаются все средства, которые работники организации используют в производственном процессе. Модернизация – это работы, проводимые в отношении объектов основных средств, которые приводят к их усовершенствованию, изменению назначения (технологического или служебного), увеличению мощности, производительности, расширению возможностей по применению и т.д. Кроме того, модернизация ведет к повышению балансовой стоимости основного средства и длительности периода его использования. Модернизация может проводиться силами работников предприятия (при наличии квалифицированных специалистов) или же при помощи услуг сторонней компании.

необходим для того, чтобы запустить данный процесс. Непосредственно функция по составлению приказа может быть возложена на начальника структурного подразделения, секретаря, юриста или иного близкого к руководству компании сотрудника.

После формирования распоряжения, оно в обязательно порядке должно быть передано на подпись директору – без его автографа бланк не обретет законного статуса. Прежде всего, приведем некоторые общие сведения, характерные для всех подобного рода бумаг.

В начале документа пишется:

  • наименование организации;
  • название приказа и его номер (по внутреннему документообороту);
  • дата создания приказа и населенный пункт, в котором зарегистрирована компания.

Далее идет основной блок.

Сюда вписывается следующая информация: В завершение документ подписывается директором и всеми упомянутыми в нем работниками.

Служебная записка на списание ТМЦ

Это необходимо для того, чтобы реальное количество ТМЦ соответствовало данным бух. учета. Причины могут быть разные — истечение срока годности, поломка, порча имущества и т.д.

Списываются ТМЦ согласно инструкции, разработанной предприятием. Все материально ответственные лица, работающие с ТМЦ, должны письменно подтвердить то, что они ознакомлены с ней.

Обычно заполнением первичной документации по списанию занимаются работники, ответственные за проверку содержащихся в отчетах сведений. Например, сотрудники бухгалтерии.

При обнаружении материально ответственным лицом испорченного имущества, необходимо провести инвентаризацию. Инициировать ее проведение можно, обратившись с письменной просьбой к руководителю. Для этого составляется служебная записка на списание ТМЦ.

Документ, о котором мы ведем речь в этой статье, составляется работником, ответственным за ТМЦ, на имя начальника подразделения. В нем должна содержаться просьба о списании.Также указывается основание для этого и прилагается полный перечень материальных ценностей.

СЗ состоит из следующих граф: Рассмотрим на нескольких примерах оформление СЗ.

Благодаря образцам, вы сможете самостоятельно составить необходимый вам документ. 1. В торговых организациях часто приходится избавляться от испорченного товара.

В этом случае работниками магазина составляется служебная записка на списание товара, которая подается на подпись директору магазина. 2. На производстве может возникнуть необходимость в списании материалов, непригодных для изготовления продукции. Если по каким-либо причинам материал невозможно использовать, оформляется служебная записка на списание материалов, образец: 3.

Каждый работодатель обязан обеспечивать своих сотрудников спецодеждой, согласно разработанным нормам выдачи. При износе рабочая одежда списывается, взамен работнику выдается новая. С этой целью заполняется служебная записка на списание спецодежды:

Идеальный документ

Если сотрудник покупает товары для компании за свой счет, а она потом компенсирует ему расходы, инспекторы не против признания таких затрат в налоговом учете и освобождения их от НДФЛ.

Но для этого они требуют представить заявление работника и приказ о возмещении расходов.

В некоторых инспекциях считают эти два документа достаточными.

Он к тому же позволит избежать ситуации, когда излишне инициативные сотрудники приобретают товары, в которых компания на самом деле не нуждается.

Унифицированной формы приказа нет, поэтому содержание свободное. Но в нем стоит предусмотреть возможность того, что сотрудники приобретают товары (работы, услуги) за свой счет, а компания им компенсирует расходы. При этом можно перечислить конкретные ситуации, когда сотрудники вправе покупать товары в пользу компании, предварительно не получив деньги под отчет.

Обязательно также регламентировать порядок возмещения затрат: в течение какого срока сотрудник должен написать заявление о возмещении расходов и какие подтверждающие документы приложить к заявлению, в какой срок ему обязаны компенсировать затраты и т. д. В приказе можно зафиксировать максимальную сумму покупок, которую сотрудник может осуществить за счет собственных средств с последующим возмещением расходов. С приказом сотрудников необходимо ознакомить под роспись.

Общество с ограниченной ответственностью «Компания» О порядке возмещения расходов, осуществленных сотрудниками за свой счет в интересах ООО «Компания» В связи с необходимостью регламентировать порядок возмещения сотрудникам расходов, осуществленных ими за счет собственных средств в интересах ООО «Компания», 1. Установить, что сотрудники службы административно-хозяйственного обеспечения ООО «Компания» вправе приобретать товары (работы, услуги) в интересах компании за счет собственных средств с последующим возмещением им расходов.

4. Установить, что максимальная сумма разового приобретения товаров (работ, услуг) в интересах компании за счет собственных средств сотрудников не должна превышать 50 000 (пятидесяти тысяч) рублей. 5. Главному бухгалтеру Петровой А.

П. обеспечить выплату компенсации сотрудникам в течение 10 рабочих дней со дня представления соответствующего заявления и подтверждающих документов.

6. Инспектору по кадрам Смирновой В.В.

ознакомить сотрудников службы административно-хозяйственного обеспечения ООО «Компания» с настоящим приказом. Генеральный директор ООО «Компания» Иванов (Иванов И.И.) Руководитель службы АХО Хаванов (Хаванов И.В.)

Приказ — это правовой акт руководителя организации или его заместителей, содержащий обязательные поручения для подчиненных структурных подразделений, должностных лиц и рядовых работников.

Приказы подразделяются на три группы, в каждой из которых целью издания документа является: 1. По организационным вопросам: 2. По основной производственной деятельности: 3.

По личному составу (кадрам) организации: Содержащиеся в проекте приказа поручения должны быть увязаны с ранее изданными распорядительными документами: иметь ссылку на них, отменять или оговаривать их корректировку.

Приказы по основной деятельности оформляются на специальном бланке приказа или на общем бланке организации с указанием вида документа — ПРИКАЗ. С приказом должны быть ознакомлены все поименованные в нем лица.

На экземпляре, который идет в дело, на нижнем поле документа или на обороте листа или на отдельном листе сотрудник пишет «с приказом ознакомлен», ставит подпись и дату ознакомления.

Образец оформления приказа о порядке приобретения, использования и реализации нормативного правового акта при подготовке проекта приказа МВД России, утверждающего нормативный правовой акт

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от __ ______ 200_ г. N ___ «(указывается полное и точное наименование нормативного правового акта)» (прилагается) — 1. (излагаются нормативные предписания, вытекающие из содержания правительственного нормативного правового акта).

3. Считать утратившими силу: приказы МВД РСФСР от __ ______ 19__ г. N __, от __ ________ 19__ г. N __; приказ МВД России от __ ______ 19__ г. N __. 4. Установить, что нормативные акты МВД СССР согласно Перечню (приложение N 2) в органах внутренних дел Российской Федерации не применяются.

5. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра (специальное (воинское) звание, инициалы и фамилия). Рекомендуется при подготовке проекта приказа МВД России, утверждающего нормативный правовой акт, с отметкой о согласовании непосредственно на самом документе. Указывается источник официального опубликования.

**>*>***>**>

Скачать образец бесплатно. Приказ об установлении срока списания расходов на приобретение компьютерной программы. Исключительных прав на программу у организации нет

Компьютерную программу, организация может приобрести на основании двух договоров:- по договору отчуждения;
— по лицензионному договору.
Договор об отчуждении исключительных прав заключается с правообладателем (п. 1 ст. 1233 ГК РФ) и договор обязательно составляется в письменной форме (п. 2 ст. 1234 ГК РФ).
Если организация приобретает компьютерную программу по договору отчуждения, то эта организация единственная может распоряжаться и использовать эту компьютерную программу (ст. 1234 ГК РФ).
При заключении лицензионного договора право на приобретение компьютерной программы может быть исключительным или неисключительным, и договор обязательно заключается в письменной форме (п. 2 ст. 1235 ГК РФ).
Приобретение компьютерной программы в бухгалтерском учете можно отразить:
1) В составе расходов будущих периодов, если за использование компьютерной программы установлена фиксированная сумма, которая перечисляется единовременно пункт 39 ПБУ 14/2007, пункта 18 ПБУ 10/99.
После ввода компьютерной программы в эксплуатацию расходы на ее приобретение, учтенные как расходы будущих периодов, подлежат списанию. Порядок списания расходов, относящихся к нескольким отчетным периодам, организация устанавливает самостоятельно.
При приобретении прав на компьютерную программу по лицензионному договору она признается нематериальным активом, полученным в пользование и ее надо учесть на забалансовом счете пункт 39 ПБУ 14/2007 . Так как в плане счетов не предусмотрен забалансовый счет для учета нематериальных активов, полученных в пользование, то организации самостоятельно заводит забалансовый счет. Этот забалансовы счет надо обязательно закрепить в учетной политике для целей бухучета.
Дебет 97 Кредит 60 (76)
– учтен фиксированный разовый платеж за использование компьютерной программы.
Дебет 20 (23, 25, 26, 44…) Кредит 97
– списаны расходы на приобретение компьютерной программы.
Дебет 000 «Нематериальные активы, полученные в пользование на основании лицензионного договора»
– стоимость прав на компьютерную программу, полученных в пользование.
2) В составе нематериальных активов, если одновременно выполняются следующие требования пункт 3 и 37 ПБУ 14/2007:
— фактическая (первоначальная) стоимость объекта может быть достоверно определена;
— объект предназначен для использования в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
— организация имеет право на получение экономических выгод, которые данный объект способен приносить в будущем (в том числе организация имеет надлежаще оформленные документы, подтверждающие существование самого актива и права данной организации на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации — патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор об отчуждении исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации, документы, подтверждающие переход исключительного права без договора и т.п.), а также имеются ограничения доступа иных лиц к таким экономическим выгодам (далее — контроль над объектом);
— объект способен приносить организации экономические выгоды в будущем, в частности, объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для использования в деятельности, направленной на достижение целей создания некоммерческой организации (в том числе в предпринимательской деятельности, осуществляемой в соответствии с законодательством Российской Федерации);
— организацией не предполагается продажа объекта в течение 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
— возможность выделения или отделения (идентификации) объекта от других активов;.
— отсутствие у объекта материально-вещественной формы.
Срок действия права на исключительную программу неограничен, поэтому для целей бухучета срок использования компьютерной программы определяется исходя из периода, в течение которого организация планирует использовать ее, но не более срока деятельности организации (п. 26, 27 ПБУ 14/2007).
Если срок использования компьютерной программы определить невозможно, то срок считается неопределенным и амортизация по такому объекту не начисляется (п. 23, 25 ПБУ 14/2007).
Срок полезного использования компьютерной программы утвердите приказом руководителя организации (ст. 9 Закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ).
Компьютерную программу надо учитывать в составе нематериальных активов по первоначальной стоимости в сумме всех затрат предусмотренных пунктом 8 ПБУ 14/2007. Стоимость компьютерной программы, учтенной в составе нематериальных активов надо списывать через амортизацию (п. 23 ПБУ 14/2007). Начислять амортизацию надо со следующего месяца после отражения компьютерной программы на счете 04 (п. 31 ПБУ 14/2007).
Дебет 08-5 Кредит 60 (68, 76…)
– приобретение компьютерной программы, которая относится к нематериальным активам.
Дебет 04 Кредит 08-5
– введена компьютерная программа в составе нематериальных активов.
3) В составе текущих расходов пункт 39 ПБУ 14/2007, пункта 18 ПБУ 10/99, если за использование компьютерной программы перечисляются периодические платежи.
Дебет (20, 23, 25, 26, 44…) Кредит 60 (76)
– учтены периодические платежи за использование компьютерной программы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *