Спонсорская помощь НДС

Автор: | 28.04.2019

Кому положены

Все существующие налоговые послабления делятся на несколько групп:

  • специальные и общие;
  • для юридических лиц или личные;
  • региональные и государственные;
  • социальные и общеэкономические.

Правом на налоговые льготы обладают следующие организации:

  1. Расположенные в особой экономической зоне.
  2. Религиозные.
  3. Общественные организации, представляющие интересы и права граждан с инвалидностью.
  4. Ботанические сады, национальные заповедники.
  5. Уголовно – исполнительные организации.
  6. Научные организации.
  7. Унитарные предприятия.
  8. Организации, осуществляющие деятельность в сфере здравоохранения, культуры, образования.

Налоговые льготы для юридических лиц могут быть оформлены в нескольких случаях:

  1. Заслуги гражданина перед страной.
  2. Особое материальное или социальное положение налогоплательщика.
  3. Защита окружающей среды.
  4. Развитие отдельных субъектов, сфер бизнеса.

Льготы по налогам – это прежде всего инструмент, необходимый для контроля организаций и стимулирования развития определенных секторов экономики.

Они взимаются со всех граждан, зарегистрировавшихся в качестве юридического лица, если только человек не относится к социально не защищенной категории населения.

Какие предоставляются

Юридическим лицам предоставляются следующие виды льгот при осуществлении бизнес – деятельности:

  1. Освобождение от уплаты Налога на добавленную стоимость, если – организация реализует сельскохозяйственную продукцию и разработки у физических лиц, которые не являются налогоплательщиками, осуществляется разработка новых инженерных конструкций и технологий, а также при выполнении НИОК за счет средств федерального бюджета.
  2. При благотворительности – если денежные средства перечисляются на различные нужды.
  3. Снижение ставки по налогу на прибыль – с 20 до 13,5%. Получить такую льготу могут организации, работающие в сфере народного промысла, уголовно – исполнительной системе или учебно – производственной. Полный перечень можно получить в отделении ФНС по месту регистрации юрлица.

Для медицинских организаций также может быть оформлена нулевая ставка на доход, при выполнении следующих условий:

  1. Наличие в штате сотрудников не менее 15 человек.
  2. Оформление лицензии, дающей право на осуществление медицинской деятельности.
  3. Доходы от медицинской деятельности и ОКР, научных исследований составляют не менее, чем 90% от общих доходов, получаемых компанией.
  4. Не менее 50% человек в штате имеют сертификат медицинского специалиста.
  5. Юридическое лицо не совершает сделок с векселями.

Дополнительно может быть оформлена скидка по налогам при страховании коллектива организации.

В целом существуют следующие виды налоговых льгот для юридических лиц:

  • инвестиционный кредит;
  • минимум, не облагающийся налогами;
  • снижение действующих ставок;
  • полное освобождение от уплаты налоговых взносов;
  • рассрочка или отсрочка платежей;
  • налоговые каникулы.

Необходимо учесть, что льготы могут быть оформлены лишь в том случае, если общий доход компании не превышает 79 миллионов рублей за 12 месяцев.

Как оформить

Для уплаты налогов по льготам, юридическому лицу нужно заняться их оформлением.

Процесс включает в себя несколько этапов:

  1. Сбор полного пакета документов.
  2. Посещение налоговой службы по месту регистрации.
  3. Составление заявления по факту обращения, о предоставлении того или иного вида льгот. В документе должна быть указана форма собственности организации – ООО, ОАО или ЗАО, однако, на решение комиссии это никак не влияет.
  4. Можно переоформить вид деятельности и выбрать упрощенную форму, либо специальный режим. В таком случае можно получить полное освобождение от налогов.
  5. Подаются документы и заявление, после чего потребуется 10 – 15 дней на вынесение решения.

Предъявлять документы от имени юридического лица могут: директора и владельцы бизнеса, заместители, старшие бухгалтера.

Нюансы, которые нужно знать юридическим лицам:

  • переход на упрощенную систему с целью получения льгот возможен в том случае, если будут выполнены несколько требований: у организации нет дочерних предприятий и действующих филиалов, а общий доход за девять месяцев не превышает показатель – 45 миллионов рублей;
  • возможно снятие лишь некоторых обязательств, другие же виды налогов все равно придется платить;
  • чаще всего юридические лица освобождаются от уплаты налога на имущество предприятия, на прибыль и НДС;
  • льгота оформляется только на основной вид деятельности – по другим необходимо вносить оплату в полном размере;
  • получить скидку или освобождение по НДФЛ не удастся – данный вид налога является обязательным.

Получить льготы могут те предприниматели и юридические лица, которые открыли бизнес в социальной, производственной или научной сфере.

Дополнительно можно оформить налоговые вычеты – одну из разновидностей льгот. Они могут быть социальными, профессиональными, имущественными и стандартными.

Для того, чтобы получить вычет, нужно:

  1. Собрать документы, подтверждающие деятельность компании.
  2. Обратиться в отделение ФНС.

Вычет может быть оформлен в некоторых случаях:

  • все приобретенное имущество и ресурсы, по которым был рассчитан НДС, принимали участие в операциях, облагаемых этом видом налога;
  • материальные ценности в собственности юридического лица находятся на учете;
  • был оформлен счет – фактура на проведение финансовых операций.

Чтобы получить вычет, необходимо заполнить бланк, в котором указываются все операции. Документ для заполнения выдают сотрудники Федеральной Налоговой Службы.

Когда могут отказать

Юридические лица, как и физические, могут получить отказ после предоставления заявления и пакета документов в ФНС.

Это возможно по нескольким причинам:

  1. Обнаружены нарушения в деятельности компании, заполнении документации.
  2. Заявитель не был зарегистрирован как юридическое лицо, или потерял документы, подтверждающие этот статус.
  3. Заявление принес человек, не имеющий отношение к руководству компании.
  4. В отчетах или учредительской документации содержатся ошибки.
  5. Юридическое лицо осуществляет деятельность, не дающую право на получение льгот.
  6. Истек налоговый период. Документы можно подать повторно в следующем году.

В большинстве случаев отказ является окончательным. Подать бумаги повторно можно только в том случае, если была обнаружена их нехватка при первом обращении, или истек период оформления. Решение может быть оспорено в суде.

Важно выполнять все требования и распоряжения сотрудников ФНС для того, чтобы получить положительный ответ. Могут быть запрошены дополнительные документы, и их необходимо предъявить не позднее указанного срока.

Государство дает юридическим лицам возможность платить налоги по уменьшенному тарифу, или не платить их вообще (некоторые виды сборов) для того, чтобы поднять производительность предприятия и улучшить положение России на экономическом рынке.

Передача товаров в рамках благотворительной помощи не облагается НДС. Однако если ваша компания решит использовать эту льготу, будьте осторожны: ее применение обставлено целым рядом условий. Кроме того, как показывает практика аудиторских проверок, руководители компаний часто не видят разницы между благотворительностью и спонсорством. Следствием этого являются, как правило, существенные доначисления НДС, а также пени и штрафы. Минимизировать фискальные риски в подобной ситуации вам поможет наша статья. Безвозмездная передача товаров (за исключением подакцизных), а также безвозмездное выполнение работ, оказание услуг в рамках благотворительной деятельности в соответствии с Федеральным законом от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» не облагаются НДС. Такая льгота предусмотрена подпунктом 12 пункта 3 статьи 149 НК РФ.

Что относится к благотворительной помощи

Понятие благотворительной деятельности приведено в статье 1 Федерального закона от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (далее – Закон № 135-ФЗ). Это «добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки».

Но далеко не всякая безвозмездная передача имущества рассматривается как благотворительность. Чтобы помощь была признана благотворительной, она должна осуществляться в целях, предусмотренных статьей 2 Закона № 135-ФЗ, например:

– социальная поддержка и защита граждан;

– содействие деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности;

– содействие деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан;

– содействия укреплению престижа и роли семьи в обществе;

– содействия защите материнства, детства и отцовства.

Помощь, оказываемая в иных целях, благотворительной деятельностью не признается. А раз так, имущество (работы, услуги), переданное безвозмездно в иных целях, чем это указано в статье 2 Закона № 135-ФЗ, облагается НДС.

Причем безвозмездная передача денег и имущества коммерческим фирмам благотворительной деятельностью не является. Об этом прямо сказано в пункте 2 статьи 2 Закона № 135-ФЗ. Поэтому, даже если в договоре между компанией-дарителем и получателем имущества (коммерческой фирмой) будет указано, что вещи или деньги передаются в рамках благотворительной деятельности, такая передача не будет считаться благотворительной помощью. Следовательно – должна облагаться НДС.

Аналогичную точку зрения не раз высказывали в своих разъяснениях и налоговики (см., например, письмо МНС России от 13 мая 2004 г. № 03-1-08/1191/15).

Спонсор спонсору рознь!

Может ли спонсорская помощь считаться благотворительной и соответственно льготироваться?
Ответ на этот вопрос зависит от того, какие именно операции осуществляет компания в рамках спонсорской помощи.

Определение спонсора приведено в пункте 9 статьи 3 Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе». Так, «спонсором является лицо, предоставившее средства либо обеспечившее предоставление средств для организации и (или) проведения спортивного, культурного или любого иного мероприятия, создания и (или) трансляции теле- или радиопередачи либо создания и (или) использования иного результата творческой деятельности». Кроме того, в пункте 10 статьи 3 Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ дано определение спонсорской рекламы, под которой понимается реклама, распространяемая на условии обязательного упоминания в ней об определенном лице как о спонсоре.

Таким образом, на практике возможны два основных случая:

– договор со спонсором предполагает распространение информации о нем;

– договор со спонсором никаких обязательств со стороны спонсируемого не предполагает.

Если договор со спонсором предполагает распространение информации о нем, то отношения между спонсором и спонсируемым рассматриваются как оказание рекламных услуг. При этом договор может предусматривать распространение не только спонсорской рекламы (упоминание лица как спонсора), но и рекламы его товаров, работ и услуг, например, путем размещения логотипа спонсора.

В этом случае передача имущества в рамках спонсорской помощи под действие льготы, предусмотренной подпунктом 12 пункта 3 статьи 149 НК РФ, не подпадает. Следовательно, компания-спонсор, передавая имущество безвозмездно, должна начислить НДС (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).

Если же договор со спонсором никаких обязательств со стороны спонсируемого не предполагает, безвозмездная спонсорская помощь может быть признана благотворительной, но только в той части, в которой спонсируемые мероприятия отвечают целям, предусмотренным Законом № 135-ФЗ.

В этом случае применение льготы, предусмотренной подпунктом 12 пункта 3 статьи 149 НК РФ, правомерно. Значит, в подобной ситуации при передаче имущества в рамках оказания спонсорской помощи НДС начислять не нужно.

Пример

В I квартале 2008 года ЗАО «Продукт-сервис» осуществило несколько операций, связанных с безвозмездной передачей имущества.

Операция 1

ЗАО «Продукт-сервис» безвозмездно передало дому инвалидов одежду на общую сумму 100 000 руб. Никаких встречных обязательств перед ЗАО «Продукт-сервис» у дома инвалидов нет.

Передача одежды дому инвалидов под определение спонсорства не подпадает (п. 9 ст. 3 Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ). Однако такая передача признается благотворительной помощью (ст. 2 Федерального закона от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ). Следовательно, при передаче имущества дому инвалидов ЗАО «Продукт-сервис» может воспользоваться льготой.

Операция 2

ЗАО «Продукт-сервис» выступило спонсором всероссийского конкурса детского рисунка и передало организатору конкурса – некоммерческой благотворительной ассоциации «Детство России» ценные подарки для награждения победителей на общую сумму 200 000 руб. Согласно спонсорскому договору, предоставление информации о спонсоре не предусмотрено.

Передача имущества некоммерческой благотворительной ассоциации «Детство России» представляет собой спонсорскую помощь. Одновременно эта помощь является благотворительной, поскольку она безвозмездна и оказана с целью поддержки семьи и детства (такая помощь предусмотрена статьей 2 Федерального закона от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ). Следовательно, при передаче имущества некоммерческой благотворительной ассоциации ЗАО «Продукт-сервис» в данном случае может воспользоваться льготой.

Операция 3

ЗАО «Продукт-сервис» выступило спонсором всероссийского детского спортивного конкурса и передало организатору конкурса – некоммерческой благотворительной ассоциации «Детство России» ценные подарки для награждения победителей на общую сумму 200 000 руб.

Согласно спонсорскому договору, спонсируемая некоммерческая благотворительная ассоциация оказала ЗАО «Продукт-сервис» рекламные услуги, поместив информацию о спонсоре на стендах при награждении победителей конкурса.

В данном случае передача имущества некоммерческой благотворительной ассоциации «Детство России» также представляет собой спонсорскую помощь. Однако эта помощь не может быть признана благотворительной, поскольку не является безвозмездной (ст. 1 Федерального закона от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ). Следовательно, при передаче имущества некоммерческой благотворительной ассоциации воспользоваться льготой ЗАО «Продукт-сервис» не сможет, и со стоимости переданного имущества ему придется заплатить НДС.

Операция 4

ЗАО «Продукт-сервис» выступило спонсором конкурса «Товар года – 2008» и передало организатору конкурса – ЗАО «Технологии рекламы» ценные подарки для награждения победителей на общую сумму 500 000 руб. Согласно спонсорскому договору, спонсируемая фирма – ЗАО «Технологии рекламы» оказала ЗАО «Продукт-сервис» рекламные услуги, поместив информацию о спонсоре на стендах при награждении победителей конкурса.

В данном случае передача имущества ЗАО «Технологии рекламы» также представляет собой спонсорскую помощь. Однако эта помощь не может быть признана благотворительной, поскольку оказана коммерческой фирме на возмездной основе (ст. 1 Федерального закона от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ). Следовательно, при передаче имущества ЗАО «Технологии рекламы» воспользоваться льготой ЗАО «Продукт-сервис» не сможет, и со стоимости переданного имущества придется заплатить НДС.

Наша справка

Какие бумаги подтвердят благотворительность?
Однозначного ответа на этот вопрос в законодательстве нет. Налоговый кодекс РФ прямых указаний на то, какие документы подтверждают правомерность применения льготы, не содержит.
Официальная точка зрения налогового ведомства приведена в письме УФНС России по г. Москве от 2 августа 2005 г. № 19-11/55153. По мнению московских налоговиков, перечень документов, которые могут свидетельствовать о правомерности применения этой налоговой льготы, таков:
– договор (контракт) налогоплательщика с получателем благотворительной помощи на безвозмездную передачу товаров (выполнение работ или оказание услуг) ;
– копии документов, подтверждающих, что получатель принял на учет безвозмездно полученные товары;
– акты или другие бумаги, свидетельствующие о целевом использовании полученных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) в рамках благотворительной деятельности.

Благотворительность: учет и налогообложение

Тема благотворительной деятельности была всегда жизненно важной. Помощь оказывают благотворительным организациям и фондам, бюджетным учреждениям (например, школам и музеям), спортивным и другим, социально-ориентированным некоммерческим организациям, а также отдельным гражданам. Государство, в свою очередь, поощряет благотворительную деятельность, — в частности, со стороны налогообложения. В нашем обзоре мы расскажем подробно о том, какие существуют налоговые льготы, а также как учесть благотворительный «порыв»? КонсультантПлюс БЕСПЛАТНО на 3 дня Получить доступ

1. Понятие благотворительной деятельности

2. На какие цели направлена благотворительная деятельность

3. Кто участвует в благотворительной деятельности

4. Налог на прибыль

5. Льготы по НДС

6. Отказ от льготы по НДС

7. «Входной» НДС

8. Бухгалтерский учет благотворительной помощи

9. Заполняем налоговую декларацию

10. Благотворительная деятельность физических лиц и НДФЛ

11. Кому помогать

12. В какой форме оказывать помощь

13. Как рассчитать сумму вычета и подлежащий возврату налог

14. Как перечислить деньги на благотворительные цели

15. Благотворительность юридических лиц в адрес фондов

16. Куда обращаться, и какие документы необходимы для получения вычета

Многие юридические лица в определенный период своего развития приходят к благотворительности. Но если у граждан этот вид деятельности не требует определенного оформления, то к организациям закон более строг. Любая деятельность должна быть отражена в бухгалтерском и налоговом учете. PPT.RU разобрался с тем, как оформлять благородные порывы сотрудников и руководителей юрлиц.

В качестве примера, как и в материале про донорство, мы изучили деятельность нашего генерального партнера — Информационного центра «КАДИС». Эта компания может служить примером не только потому, что в «КАДИС» занимаются благотворительной деятельностью — это делают многие. Помимо того, что наш генеральный партнер сталкивается с необходимостью оформлять свои благородные порывы, можно сказать, что он хорошо с этим справляется. «КАДИС» традиционно претендует на звание компании с безупречной налоговой, бухгалтерской и социальной отчетностью.

Итак, благотворительная деятельность в Российской Федерации регулируется , , Федеральным законом от 11.08.1995г. №135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».

На какие цели направлена благотворительная деятельность

Обратите внимание на то, цели благотворительной деятельности закреплены законодательно. Их перечень приведен в ст. 2 Федерального закона №135-ФЗ и выглядит так:

  • социальная поддержка и защита граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы;
  • подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;
  • оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам;
  • содействие укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращению социальных, национальных, религиозных конфликтов;
  • содействие укреплению престижа и роли семьи в обществе;
  • содействие защите детства, материнства и отцовства;
  • содействие деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности;
  • содействие деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан;
  • содействие деятельности в области физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта);
  • охрана окружающей среды и защита животных;
  • охрана и должное содержание зданий, объектов и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронения;
  • подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, пропаганды знаний о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;
  • социальная реабилитация детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорных детей, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
  • оказание бесплатной юридической помощи и правовое просвещение населения;
  • содействие добровольческой деятельности;
  • участие в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
  • содействие развитию научно-технического, художественного творчества детей и молодежи;
  • содействие патриотическому, духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи;
  • поддержка общественно значимых молодежных инициатив, проектов, детского и молодежного движения, детских и молодежных организаций;
  • содействие деятельности по производству и (или) распространению социальной рекламы;
  • содействие профилактике социально опасных форм поведения граждан».

При этом, направление денежных и других материальных средств, оказание помощи в иных формах коммерческим организациям, а также поддержка политических партий, движений, групп и кампаний благотворительной деятельностью не являеся. Также запрещено проводить одновременно с благотворительной деятельностью предвыборную агитацию или разъяснительную работу по вопросам референдума.

Кто участвует в благотворительной деятельности

В благотворительной деятельности принимают участие отдельные граждане или организации, которые оказывают благотворительную помощь, а также получатели этой помощи. Законодательство делит участников благотворительной деятельности на три категории: благотворители, добровольцы, благополучатели.

Благотворители — это лица, осуществляющие благотворительную деятельность в форме «бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передачи в собственность имущества, в том числе денежных средств, предоставления услуг благотворительным организациям для целей благотворительной деятельности».

Добровольцы – «физические лица, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг (добровольческой деятельности)».

Благополучатели — лица, получающие помощь от благотворителей и добровольцев.

В благотворительной деятельности могут участвовать как частные, так и юридические лица.

Для поощрения благотворительной деятельности, помимо Федерального закона от 11.08.1995 N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», наше государство приняло ряд налоговых норм, которые предоставляют налоговые льготы налогоплательщикам-организациям и налогоплательщикам физическим лицам. Рассмотрим их плюсы и минусы.

Налог на прибыль

Действующее налоговое законодательство предписывает организациям, которые занимаются благотворительной деятельностью, оказывать помощь нуждающимся только из средств чистой прибыли. В связи с этим организации не освобождены от уплаты налога на прибыль из тех сумм, которые были направлены на благотворительность.

Так, в силу пп. 16 и 34 ст. 270 Налогового кодекса РФ при определении налоговой базы не учитываются расходы «в виде стоимости безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав) и расходов, связанных с такой передачей», а также «целевые отчисления, сделанные налогоплательщиком на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности».

Министерство финансов РФ считает, что расходы, произведенные организацией в рамках благотворительной деятельности, не отвечают требованиям ст. 252 Налогового кодекса РФ и, следовательно, не могут уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль (см. Письмо от 16 апреля 2010 г. № 03-03-06/4/42, Письмо от 4 апреля 2007 г. № 03-03-06/4/40). Однако статьей статьей 284 Налогового Кодекса РФ органам законодательной власти субъектов РФ дано право уменьшать ставки налога на прибыль в части, подлежащей зачислению в региональный бюджет (с 18 до 13,5%) для отдельных категорий налогоплательщиков . Это означает, что региональные власти, при желании, могут уменьшать налоговые ставки для тех организаций, которые занимаются благотворительностью.

Льготы по НДС

А вот по уплате НДС для благотворителей льгота есть.

В силу пп. 12 п. 3 ст. 149 Налогового кодекса РФ безвозмездная передача товаров, работ, услуг, имущественных прав в рамках благотворительной деятельности освобождена от обложения НДС еще с 2016 года. Главное условие — надо, чтобы такая деятельность велась в соответствии с Федеральным законом №135-ФЗ, и не касалась подакцизных товаров.

Очевидно, что для применения льготы по НДС в рамках благотворительной деятельности необходимо соблюдать определенные условия. Как было сказано выше, главным из них является оказание благотворительной помощи только в определенных законодательством целях.

Допустим, строительная организация на безвозмездной основе произвела работу по ремонту помещения школы с закупкой необходимых для ремонта материалов. Эти работы освобождаются от обложения НДС (см. Письмо Минфина России от 10.05.2012 N 03-07-07/49). Также вручение обществом подарков работникам, уходящим на пенсию, относится к хозяйственным операциям, преследующим такую цель, как «социальная поддержка и защита граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных», и освобождаемым от обложения НДС. (см. Постановление ФАС ЦО от 04.07.2012 N А14-2540/2011).

Безвозмездная передача детских подарков работникам предприятия для их детей с целью пропаганды и укрепления семейных ценностей, проявления заботы о подрастающем поколении, содействия защите материнства, детства и отцовства освобождается от обложения НДС, так как тоже не может быть рассмотрена как передача товаров для собственных нужд налогоплательщика или как операция по реализации товаров. (см. Постановление ФАС МО от 06.04.2009 N КА-А40/2403-09).

Помимо соблюдения целей, организация, которая занимается благотворительностью, должна документально подтвердить такие операции для получения права на льготу. Примерный перечень документов, на основании которых это можно сделать, привел Минфин России в письме от 26.10.2011 № 03-07-07/66. Налоговые органы, в частности, рассмотрят такие документы:

  • договор с получателем благотворительной помощи на безвозмездную передачу товаров, выполнение работ, оказание услуг в рамках осуществления благотворительной деятельности;
  • копии документов, подтверждающих принятие на учет получателем благотворительной помощи указанных товаров, работ, услуг;
  • документы, свидетельствующие о целевом использовании полученных в рамках благотворительной деятельности товаров (работ, услуг).

Если благотворительную помощь получает физическое лицо, достаточно представить документ, подтверждающий фактическое безвозмездное получение гражданином товаров, работ или услуг (см. письмо УФНС России по г. Москве от 02.12.2009 № 16-15/126825, письмо Минфина России от 26.10.2011 №03-07-07/66).

Если пожертвования (не обязательно благотворительные) осуществляются только в денежной форме некоммерческим организациям на осуществление уставной деятельности, не связанной с предпринимательством, или физическим лицам, то пакет документов собирать вообще не нужно. И более того, в таком случае не следует заявлять и благотворительную льготу. Безвозмездная передача денежных средств в форме пожертвования не признается реализацией товаров, работ, услуг и, соответственно, не облагается НДС у передающей стороны по другим основаниям (п. 3 ст. 39, подп. 1 п. 2 ст. 146 Налогового кодекса РФ). Эта позиция подтверждается также решениями арбитражных судов (см. постановление ФАС МО от 26.01.2009 № КА-А40/13294-08, ФАС ПО от 26.01.2009 № А55-9610/2008).

И наконец, если благотворитель осуществляет операции, как облагаемые НДС, так и освобожденные от налогообложения, он обязан вести их раздельный учет (п. 4 ст. 149 НК РФ). При этом порядок раздельного учета операций налогоплательщик разрабатывает самостоятельно и раскрывает в учетной политике.

Итак, налогоплательщик-благотворитель вправе применить освобождение от обложения НДС по операциям, осуществляемым в рамках благотворительной деятельности, только при соблюдении им вышеперечисленных условий.

«Входной» НДС

По нормам ст. 170 Налогового кодекса РФ суммы НДС, предъявленные продавцом товаров, передаваемых в рамках благотворительности, должны быть учтены в стоимости и не подлежат вычету. При этом, если товар изначально был приобретен для деятельности, облагаемой НДС, и налог был принят к вычету, то при его передаче ранее принятый к вычету НДС следует восстановить (абз. 1 пп. 2 п. 3 ст. 170 Налогового кодекса РФ). Восстановлению также подлежат суммы налога в отношении основных средств и нематериальных активов пропорционально их остаточной стоимости без учета переоценок.

Таким образом, если имущество, по которому ранее «входной» НДС был принят к вычету, передается на благотворительность, налог необходимо восстановить в том налоговом периоде, в котором произошла операция в рамках благотворительной деятельности. В соответствии с порядком, предусмотренным абз. 3 пп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ, восстановленный налог не включается в стоимость передаваемого имущества, а учитывается в составе прочих расходов налогоплательщика, как это предусмотрено ст. 264 НК РФ.

Бухгалтерский учет благотворительной помощи

Организации, которые занимаются благотворительной деятельностью, обязаны отражать это в своем бухгалтерском учете. Общий порядок признания расходов в бухгалтерском учете установлен , утвержденным приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н (далее по тексту — ПБУ 10/99).

В пункте 17 ПБУ 10/99 сказано, что расходы хозяйствующего субъекта подлежат признанию в бухгалтерском учете независимо от его намерения получить выручку или другие доходы, а также от формы осуществления такого расхода (денежной, натуральной и иной). Все расходы, соргласно пункта 4 ПБУ 10/99 подразделяются на:

  • расходы по обычным видам деятельности;
  • прочие расходы».

Согласно п. 11 ПБУ 10/99 к прочим расходам, в том числе, относится перечисление средств (взносов, выплат и т.д.), связанных с благотворительной деятельностью, а также расходы на осуществление спортивных мероприятий, отдыха, развлечений, мероприятий культурно-просветительского характера и иных аналогичных мероприятий. Таким образом, с учетом положений Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению, утвержденных Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, в бухгалтерском учете организации перечисление пожертвований будет отражаться с использованием счета 91 «Прочие доходы и расходы».

В соответствии с п. п. 4, 7 Положения по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» ПБУ 18/02 организация должна исключить из расчета налоговой базы по налогу на прибыль как отчетного, так и последующих периодов, затраты, возникшие в связи с оказанием безвозмездной благотворительной помощи. По этому показателю в бухгалтерском учете образуется постоянное налоговое обязательство. Проводки следующие:

Дебет 76 — Кредит 51 — перечислены денежные средства в форме пожертвований;
Дебет 76 — Кредит 41 — переданы в рамках благотворительной помощи товары;
Дебет 91 — Кредит 76 — расходы на пожертвование отнесены в состав прочих расходов;
Дебет 91 — Кредит 76 — стоимость товаров, переданных на пожертвование, отнесена в состав прочих расходов;
Дебет 91 — Кредит 68 — начислен НДС со стоимости безвозмездно переданных товаров;
Дебет 99 — Кредит 68 — отражено постоянное налоговое обязательство со стоимости перечисленных денежных средств, переданных товаров и суммы НДС.

Кому помогать

Граждане могут рассчитывать на уменьшение НДФЛ в случае оказания ими безвозмездной помощи организациям, деятельность которых имеет социальную направленность. Так, согласно пп. 1 п. 1 ст. 219 Налогового кодекса РФ налогоплательщик имеет право на получение социального налогового вычета в сумме доходов, перечисляемых им в виде пожертвований следующим организациям:

  • благотворительные организации;
  • социально ориентированные некоммерческие организации (на осуществление ими деятельности, предусмотренной законодательством РФ о некоммерческих организациях);
  • некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области науки, культуры, физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта), образования, просвещения, здравоохранения, защиты прав и свобод человека и гражданина, социальной и правовой поддержки и защиты граждан, содействия защите граждан от чрезвычайных ситуаций, охраны окружающей среды и защиты животных;
  • религиозные организации (на осуществление ими уставной деятельности);
  • некоммерческие организации (в вопросе формирования или пополнения целевого капитала согласно Федеральному закону от 30.12.2006 N 275-ФЗ » О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций»).

Согласно пункту 2 статьи 11 Налогового кодекса РФ под организациямив этом случае понимаются все юридические лица, которые образованы в Российской Федерации (далее — российские организации), а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации. Таким образом,если финансовая помощь была оказана филиалам и представительствам российских организаций, она не будет учитываться при получении социального налогового вычета. Также, если гражданин окажет финансовую помощь непосредственно физическому лицу, уменьшить свою налоговую базу он также не сможет.

В какой форме оказывать помощь

Налоговики и финансовые ведомства (см. Письмо Минфина от 02.03.2010г. №03-04-05/8-78) полагают, что для получения социального вычета благотворительное пожертвование обязательно должно быть сделано в денежной форме.

Арбитражные суды придерживаются иного мнения (см. Постановлении ФАС УО от 08.12.2008 N Ф09-9086/08-С2, Постановлении ФАС ПО от 28.06.2006 по делу N А12-29703/05-С51). Пожертвование может быть сделано путем передачи продуктов питания, и в этом случае налогоплательщик сохраняет право на получение социального налогового вычета. В обоснование своей позиции суды опираются на норму п. 1 ст. 582 Гражданского кодекса РФ, в силу которой «пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях».

В соответствии со ст. 1 Федерального закона N 135-ФЗ «под благотворительностью понимается благотворительная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки».

Из смысла указанных норм следует, что передача денежных средств является лишь одним из возможных способов оказания благотворительной помощи.

В этой связи ограничительное толкование налоговиками пп. 1 п. 1 ст. 219 Налогового кодекса РФ противоречит п. 3 ст. 39 Конституции РФ. Там сказано, что «в России поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность».

Как рассчитать сумму вычета и подлежащий возврату налог

Вычету подлежит та сумма, которую налогоплательщик израсходовал из личных средств. Но общий размер льготы не может превышать 25% от годового дохода, причем это ограничение распространяется в целом на все расходы, связанные с благотворительностью и пожертвованиями.

Вместе с тем, учитывается только доход, облагаемый налогом по ставке 13%. Поэтому налогоплательщики – нерезиденты Российской Федерации, для которых ставка НДФЛ иная, не могут воспользоваться социальным вычетом. При этом, остаток социального налогового вычета на благотворительность на следующий год не переносится. Он так и остается неиспользованным.

Пример: Гражданин А. в 2016 г. пожертвовал на уставную деятельность религиозной организации 200 000 руб. Также им была оказана благотворительная помощь некоммерческой спортивной организации на сумму 275 000 руб.

Сумма годового дохода гражданина А. за 2016 г. до применения всех налоговых вычетов составила 4 521 000 руб., в том числе не облагаемая НДФЛ — 300 000 руб.

Таким образом, общий лимит для благотворительности и пожертвований составляет 1 055 250 руб. ((4 521 000 — 300 000) руб. x 25%). Общая сумма благотворительности составила 475 000 руб. (200 000 + 275 000).

Так как сумма пожертвований меньше, чем сумма возможного лимита, вся она учитывается при расчете НДФЛ за год.

Как перечислить деньги на благотворительные цели

Граждане могут перечислить свои средства на благотворительность следующими способами:

  • через бухгалтерию по месту работы, подав соответствующее заявление главному бухгалтеру;
  • с банковского счета или наличными через банк;
  • через кассу организации, которой гражданин оказывает помощь.

Перечисление через организацию

Организация – источник дохода гражданина может перечислить денежные средства на благотворительные цели только на основании его письменного заявления. В заявлении можно указать периодичность перечисления, конкретные суммы или доли (проценты) от заработной платы и другую информацию. И обязательно привести реквизиты счета организации-благополучателя. Форма заявления свободная.

В данном случае документами, подтверждающими произведенные расходы, будут копии платежных поручений на перечисление денег на благотворительные цели с отметкой банка об исполнении. При оформлении платежного поручения в поле «назначение платежа» необходимо указать: «От ФИО помощь интернату», «От ФИО на осуществление уставной деятельности». Некоторые налоговые органы требуют, помимо копий платежек, представить также справку от организации о произведенных перечислениях.

Перечисление через банк

Если денежные средства налогоплательщик перечислил со своего банковского счета, то расходы подтверждаются банковской выпиской о перечислении средств на благотворительные цели.

Удобно перечислять деньги через отделения Сбербанка России. Обращаю ваше внимание на то, что при заполнении документа по форме № ПД-4 в строке «наименование платежа» следует написать «перечисление средств на благотворительные цели». В налоговый орган представляется квитанция к этой форме с отметкой банка.

Если гражданин вносит деньги непосредственно в кассу организации, которой он оказывает финансовую помощь, то подтверждающим документом будет квитанция к приходному ордеру с указанием цели использования вносимых средств. Например: «Благотворительная помощь на проведение спортивных мероприятий».

Благотворительность юридических лиц в адрес фондов

Среди российских бизнесменов чаще практикуется оказание помощи не напрямую нуждающимся, через специально созданные структуры — благотворительные фонды, одним из которых является Петербургский благотворительный фонд AdVita («Ради жизни»). В большинстве случаев такой подход вызван желанием самостоятельно определять круг получателей пожертвований, а также уверенностью в контроле над расходами. Ведь фонд, который собирает и распределяет средства, например на лечение больных раком, зарегистрирован на территории России, как НКО, его деятельность регулируется законом и жертвователь может быть уверен в адресном расходовании своих средств. Такие фонды имеют штат сотрудников, отвечающих за поиск проектов, а также обязательно сдают отчеты в налоговые органы.

Хотя, все благотворительные организации, в том числе и фонды освобождаются от налогообложения прибыли в рамках своей уставной деятельности, они обязаны ежегодно направлять в налоговые органы отчеты о расходовании средств, полученных в рамках благотворительных взносов. Если в ФНС сочтут такие расходы несоответствующими уставным целям, то все полученные средства будут признаны доходом фонда, подлежащим налогообложению. Например, благотворительный фонд не имеет права купить за деньги жертвователей недвижимое имущество или осуществить иные инвестиции.

Что касается, самих организаций-благотворителей, то, как уже было сказано выше, перечислить благотворительному фонду деньги или передать имущество можно только за счет своей прибыли, если налогоплательщик применяет общую систему налогообложения. Налогоплательщики на упрощенной системе налогообложения также не могут уменьшать свои доходы на суммы благотворительной помощи. Закрытый перечень расходов, на которые организации на УСН могут уменьшить полученный доход, приведен в статье 346.16 НК РФ, и затраты на благотворительность в него не входят.

Куда обращаться, и какие документы необходимы для получения вычета

Налоговым законодательством не установлен четкий перечень документов, необходимых для подтверждения права налогоплательщика на получение социального налогового вычета в сумме пожертвований.

По общим правилам социальный налоговый вычет на благотворительность предоставляется налогоплательщику на основании его письменного заявления в налоговый орган по месту жительства после окончания налогового периода. В заявлении нужно указать номер своего счета в банке, на который должен быть перечислен возвращаемый налог, и реквизиты банка. Согласно пункту 2 статьи 219 Налогового кодекса РФ «налогоплательщик обязан вместе с заявлением представить налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ за тот налоговый период, в котором были перечислены пожертвования». Это является обязательным условием для уменьшения налога.

К заявлению, как правило, прилагаются:

  1. справка о доходах по форме № 2-НДФЛ;
  2. платежные документы, подтверждающие перечисление денег на благотворительные цели.

Налоговую декларацию с заявлением на получение вычета можно подать в течение трех лет после окончания того налогового периода, в котором были произведены расходы на благотворительность. То есть в 2016 году можно еще подать декларацию за 2013 год.

Налоговые льготы, предоставляемые нашим законодательством благотворителям, довольно ограничены. То есть оказывать помощь можно, конечно, любым организациям, фондам и частным лицам, в любых размерах, но далеко не за всю эту помощь можно получить льготу по уплате налога от государства. Тем не менее, не стоит отказываться от использования и тех ограниченных льгот, право на которые имеют благотворители.

Налоговые льготы

С целью привлечения дополнительных средств в отрасль «физическая культура и спорт», стимулирования расширения объема предоставляемых ею услуг, укрепления материально-технической базы и т.п. законодательством устанавливаются определенные налоговые и иные льготы. Отнесение данного источника к внебюджетному финансированию физической культуры и спорта достаточно условно, так как сохраненная таким образом для налогоплательщика сумма денег является вычетом из возможных поступлений в государственный бюджет. Вместе с тем льготы в налогообложении не являются прямыми государственными расходами.

К основным налоговым льготам физкультурно-спортивных организаций в настоящее время относятся следующие.

Учреждения физической культуры и спорта, туризма, спортивно-оздоровительной направленности и физкультурно-оздоровительной направленности и физкультурно-спортивные сооружения ( за исключением деятельности физкультурно-спортивных сооружений и учреждений не по профилю) независимо от источника финансирования полностью освобождаются от уплаты земельного налога.

Средства, поступающие в некоммерческие физкультурно-спортивные организации (федерации по видам спорта, спортивные клубы и т.п.) в виде вступительных и членских взносов, целевых отчислений, добровольных пожертвований и т.п.и предназначение для осуществления основной уставной деятельности, не рассматриваются как прибыль, в связи с чем не облагаются налогом на прибыль.

Сумма налогооблагаемой прибыли любой, а не только физкультурно-спортивной организации независимо от ее организационно-правовой формы может быть уменьшена на величину затрат, связанных с содержанием физкультурно-спортивных организаций.

Налогооблагаемая прибыль предприятий, оказывающих спонсорскую помощь физкультурно-спортивным организациям, уменьшается на сумму поддержки, но не более 3% от налогооблагаемой базы.

Не подлежат уплате налога на добавленную стоимость (НДС) следующие операции: реализация физкультурно-спортивными организациями входных билетов на проводимые спортивно-зрелищные мероприятия, а также оказание услуг аренды спортивных сооружений для проведения указанных мероприятий; услуги по проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках и секциях (включая спортивные) и др.

Российское законодательство устанавливает льготы в налогообложении не только для физкультурно-спортивных и иных организаций, но и для физических лиц. Так, в соответствии с Федеральным законом «О физической культуре и спорте в Российской Федерации (1999г.) и частью II Налогового кодекса Российской Федерации (2000г.) в совокупный облагаемый доход при налогообложении с физических лиц не включаются:

стоимость питания, спортивного сооружения, оборудования, спортивной и парадной формы, получаемых спортсменами и работниками физкультурно-спортивных организаций для учебно-тренировочного процесса и участия в спортивных соревнованиях;

премии и призы ( в денежной и натуральной формах), получаемые спортсменами за завоевание первых и призовых мест на Олимпийских играх, чемпионатах и кубках мира и Европы от организаторов указанных спортивных соревнований, а также (на основании постановлений Правительства Российской Федерации) на чемпионатах и кубках Российской Федерации — от организаторов этих спортивных соревнований.

Различные по характеру налоговые льготы устанавливаются для физкультурно-спортивных организаций и в других странах мира.

Так, Федеральный Совет Швейцарии принял решение об освобождении комитета и Олимпийского музея от уплаты налога на добавленную стоимость при совершении любых финансовых операций между МОК и международными спортивными федерациями, связанных с доходами от использования прав, включая на телетрансляции с Олимпийских игр.

По своему экономическому содержанию к налоговым примыкают и иные льготы, установленные в Российской Федерации различными нормативно-правовыми актами.

Федеральным законом «О физической культуре и спорте в Российской Федерации (1999г.), например, предусмотрено:

бесплатное питание для учащихся спортивных школ, проходящих подготовку в группах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства, а также для учащихся училищ олимпийского резерва (ст.9);

обеспечение бесплатной спортивной формой и обувью обучающихся в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования в области физической культуры и спорта и преподавателей спортивных дисциплин (ст.29);

льготное содержание (тарифы на газ, электрическую и тепловую энергию, водоснабжение и т.п. установленные для населения; тарифы за пользование услугами почтовой, телеграфной и телефонной связи, установленные для бюджетных организаций) спортивных баз, на которых ведется подготовка сборных команд Российской Федерации по различным видам спорта (ст.33) и др.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *