Срок давности по преступлениям

Автор: | 20.05.2018

Содержание

Быстрая навигация:Каталог статейОбщие вопросы предпринимательской деятельностиНалогообложение юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Сроки давности для налоговых преступлений (Филиппова К.И.)

Сроки давности для налоговых преступлений (Филиппова К.И.)

Дата размещения статьи: 16.10.2015

Определенную сложность при рассмотрении уголовных дел представляет проблема срока давности привлечения к налоговой и уголовной ответственности. Под давностью в уголовном праве понимается истечение установленных в законе сроков со дня совершения преступления, служащее при наличии соответствующих условий основанием освобождения от уголовной ответственности <1>.

Уголовный закон закрепляет различные сроки давности в зависимости от тяжести совершенного преступления. Так, преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 199 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее также — УК РФ), относится к преступлениям небольшой тяжести, срок давности по таким преступлениям составляет 2 года, в ч.

2 ст. 199 УК РФ закреплено тяжкое преступление, срок давности по которому составляет 10 лет.
———————————
<1> Уголовное право России. Часть общая. 2-е изд. М., 2005. С. 210.

Остановимся на вопросе соотношения сроков давности, установленных за совершение налогового правонарушения, предусмотренного ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее также — НК РФ), и преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 199 УК РФ.
В ст. 199 УК РФ указано, что размер неуплаченных налогов и (или) сборов определяется в течение трех финансовых лет подряд. При этом в Уголовном кодексе нет указания на то, что это должны быть последние три года, единственное условие — это непрерывность вышеуказанного срока. До 2011 г. правоохранительные органы получали информацию о совершении налоговых преступлений из различных источников, однако в связи с принятием Федеральных законов от 29.12.2009 N 383-ФЗ <2> и от 06.12.2011 N 407-ФЗ <3> основанием для привлечения к ответственности за нарушение налогового законодательства является установление факта совершения этого нарушения решением налогового органа, вступившим в силу. При этом в п. 4 ст.

Отсчет срока привлечения к налоговой ответственности

89 НК РФ указано, что в рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором было вынесено решение о проведении проверки. Более того, в Налоговом кодексе не закреплены обязанности налоговых органов осуществлять проверки с определенной периодичностью, т.е. после внесения изменений в части определения оснований возбуждения уголовного дела во многих случаях возникло процессуальное препятствие для возбуждения уголовного дела из-за невозможности предварительного проведения налоговой проверки. На данный факт неоднократно обращали внимание. Так, Президент РФ отметил, что пробел в законодательстве, связанный с ограничением сроков проверок налоговой инспекцией и сроком давности преступлений в налоговой сфере, должен быть ликвидирован. В связи с чем высказал предложение об увеличении "глубины" налоговых проверок <4>.
———————————
<2> Федеральный закон от 29.12.2009 N 383-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" // Российская газета. 31.12.2009. N 255.
<3> Федеральный закон от 06.12.2011 N 407-ФЗ "О внесении изменений в статьи 140 и 241 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" // Парламентская газета. 09-15.12.2011. N 54.
<4> Путин В. Надо устранить пробелы в законах по срокам давности налоговых дел // http://www.gazeta-yurist.ru/new.php?i=22016 (последнее посещение — 12 января 2015 г.).

22 октября 2014 г. был принят Федеральный закон N 308-ФЗ <5>, согласно которому были расширены поводы для возбуждения уголовного дела по налоговым преступлениям. В соответствии с данным Законом следственные органы не ограничены исключительно решением налогового органа. Таким образом, до 2011 г. и в соответствии с нормами действующего законодательства возможно выбрать любой из периодов для возбуждения уголовного дела с учетом срока давности привлечения к ответственности, однако при этом складывается ситуация, при которой претензий со стороны налоговой службы уже нет, т.е. сумма налога и начисленные пени уже не подлежат взысканию, однако претензии со стороны следственных органов еще остаются в течение достаточно продолжительного времени.
———————————
<5> Федеральный закон от 22.10.2014 N 308-ФЗ "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" // Российская газета. 24.10.2014. N 244.

С другой стороны, в соответствии со ст. 113 НК РФ лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено данное правонарушение, истекли три года. Таким образом, срок давности по налоговым правонарушениям составляет три года. В то время как преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 199 УК РФ, относится к преступлениям небольшой тяжести, срок давности в соответствии со ст. 78 УК РФ составляет два года.
Не менее важным является установление момента начала течения срока давности, установленного в НК РФ и УК РФ. Согласно ч. 2 ст. 78 УК РФ сроки давности исчисляются со дня совершения преступления и до момента вступления приговора суда в законную силу. Остановимся на моменте окончания налоговых преступлений, от чего и будет отсчет течения срока давности. В вопросе определения окончания налоговых преступлений в литературе не выработано единого мнения. Так, некоторые авторы указывают, что преступление считается оконченным с момента представления организацией-плательщиком в налоговый орган соответствующих бухгалтерских документов, в которых содержатся искаженные сведения <6>. Другая точка зрения, которой придерживается Н.А. Лопашенко, заключается в том, что налоговое преступление, совершаемое таким способом, как непредставление декларации, считается оконченным по истечении срока ее представления, а совершаемое путем включения в представляемые документы, — с момента представления ее в налоговый орган <7>. Другие авторы указывают, что данные преступления необходимо считать оконченными с момента истечения срока, установленного для уплаты налога соответствующего вида <8>. Пленум Верховного Суда в Постановлении РФ от 28.12.2006 N 64 "О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления" указал, что моментом окончания преступления, предусмотренного ст. 198 или ст. 199 УК РФ, следует считать фактическую неуплату налогов (сборов) в срок, установленный налоговым законодательством <9>. То есть с этого момента и начинают течь сроки давности, которые составляют два года после совершения преступления.
———————————
<6> Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. Н.Ф. Кузнецовой. М., 1997. С. 425.
<7> Лопашенко Н.А. Преступления в сфере экономической деятельности: понятие, система, проблемы квалификации и наказания. Саратов, 1997. С. 160 — 161.
<8> Волженкин Б.В. Экономические преступления. СПб., 1999. С. 275.
<9> Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.12.2006 N 64 "О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления" // Российская газета. 31.12.2006. N 297.

Согласно ст. 113 НК РФ исчисление срока давности за налоговое правонарушение, предусмотренное ст. 122 НК РФ, начинается со следующего дня после окончания соответствующего налогового периода. Однако стоит упомянуть о принятом Высшим Арбитражным Судом Постановлении от 27 сентября 2011 г. по делу N 4134/11 <10>. По Постановлению ВАС РФ исчисление срока давности по ст. 122 НК РФ начинается с первого дня налогового периода, следующего за тем налоговым периодом, в котором нормативными актами установлен срок уплаты налога. Ранее суд предлагал исчислять срок давности от момента окончания налогового периода, за который не был уплачен налог. Таким образом, момент начала исчисления срока давности за налоговые правонарушения существенно отличается от начала течения срока давности привлечения к налоговым преступлениям. Кроме того, в Постановлении Конституционного Суда РФ от 14 июля 2005 г. N 9-П по делу о проверке конституционности положений ст. 113 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки Г.А. Поляковой и запросом Федерального арбитражного суда Московского округа Суд указал на недопустимость прерывания срока давности. Однако отметил, что в случае, если налогоплательщик умышленно препятствует ходу налоговых проверок с целью "вывести" правонарушения за пределы срока давности, возникает необходимость признать уважительными причины пропуска данного срока <11>, т.е. Конституционный Суд, а впоследствии и НК РФ установили, что этот срок действует только для "добросовестных" налогоплательщиков, т.е. тех, кто не препятствует проведению налоговой проверки.
———————————
<10> Постановление Президиума ВАС РФ от 27.09.2011 N 4134/11 по делу N А33-20240/2009 // СПС "КонсультантПлюс". 2013.
<11> Постановление Конституционного Суда РФ от 14.07.2005 N 9-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 113 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки Г.А. Поляковой и запросом Федерального арбитражного суда Московского округа" // Собрание законодательства РФ. 25.07.2005. N 30 (ч. II). Ст. 3200.

Таким образом, срок давности по налоговым правонарушениям превышает срок давности по налоговым преступлениям, и складывается противоположная ситуация: возможность привлечения к налоговой ответственности еще есть, однако нет возможности привлечения к уголовной ответственности. Однако степень опасности налоговых правонарушений отличается от противоправности в уголовных деяниях, кроме того, в отличие от уголовной налоговая ответственность не влечет судимости, отличается меньшей тяжестью наказания и более коротким сроком давности <12>.
———————————
<12> Куракин А.В., Калинина Н.С. Административная ответственность и ее реализация в сфере обеспечения правопорядка при проведении собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования // Административное и муниципальное право. 2013. N 3. С. 274; Серков П.П. Административная ответственность в российском праве: современное осмысление и новые подходы: Монография. М., 2012 // СПС "КонсультантПлюс".

Подводя итог, необходимо отметить, что, несмотря на установление комплексной защиты налоговых правоотношений средствами различных отраслей права, в настоящее время отсутствует последовательность при осуществлении дифференциации ответственности за налоговые правонарушения, в частности в таких вопросах, как установление сроков давности, определение начала их течения, в то время как их решение является важным и актуальным при правоприменении вопросом.

Литература

1. Волженкин Б.В. Экономические преступления. СПб., 1999. С. 275.
2. Куракин А.В., Калинина Н.С. Административная ответственность и ее реализация в сфере обеспечения правопорядка при проведении собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования // Административное и муниципальное право. 2013. N 3. С. 274.
3. Лопашенко Н.А. Преступления в сфере экономической деятельности: понятие, система, проблемы квалификации и наказания. Саратов, 1997. С. 160 — 161.
4. Серков П.П. Административная ответственность в российском праве: современное осмысление и новые подходы: Монография. М., 2012.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
27 марта 2018 г.
Проект федерального закона № 424632-7 "О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации"

Цель законопроекта — закрепление в гражданском законодательстве некоторых положений, отталкиваясь от которых, российский законодатель мог бы осуществлять регулирование рынка существующих в информационно-телекоммуникационной сети новых объектов экономических отношений (в обиходе — "токены", "криптовалюта" и пр.), обеспечивать условия для совершения и исполнения сделок в цифровой среде, в том числе сделок, позволяющих предоставлять массивы сведений (информацию).

20 марта 2013 г.
Проект федерального закона № 419090-7 "Об альтернативных способах привлечения инвестирования (краудфандинге)"

Законопроектом регулируются отношения по привлечению инвестиций коммерческими организациями или индивидуальными предпринимателями с использованием информационных технологий, а также определяются правовые основы деятельности операторов инвестиционных платформ по организации розничного финансирования (краудфандинга). Деятельность по организации розничного финансирования (краудфандинга) заключается в оказании услуг по предоставлению участникам инвестиционной платформы доступа к ее информационным ресурсам. 

12 марта 2013 г.
Проект Федерального закона № 410960-7 "О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ и ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ"

Законопроект направлен на усиление ответственности за нарушения в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд. Анализ правоприменения свидетельствует о наличии определенных пробелов в законодательном регулировании ответственности за злоупотребления в сфере госзакупок со стороны лиц, представляющих интересы государственных или муниципальных заказчиков, а также лиц, исполняющих государственные или муниципальные контракты.

7 марта 2018 г.
Проект Федерального закона № 408171-7 ""Об особенностях участия социально ориентированных некоммерческих организаций в приватизации арендуемого государственного или муниципального недвижимого имущества и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ"

Целью данного законопроекта является предоставление социально ориентированным некоммерческим организациям преференций при отчуждении из государственной собственности субъектов Российской Федерации или из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого этими организациями.

1 марта 2018 г.
Проект Федерального закона № 403657-7 "О внесении изменений в статью 18.1 Федерального закона "О защите конкуренции"

Цель данного законопроекта — уточнение оснований для обжалования в антимонопольный орган нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, в том числе при проведении торгов. Вносимые изменения позволят антимонопольному органу оперативно восстанавливать нарушенные права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, во внесудебном порядке.

В центре внимания:

НДФЛ: точечные изменения в 2018 году (Зобова Е.П.)

Дата размещения статьи: 26.03.2018

Равенство, дискриминация и дифференциация налогоплательщиков (Копина А.А.)

Дата размещения статьи: 09.03.2018

Уплата налогов третьими лицами в свете принятия Федерального закона N 401-ФЗ: правовые нюансы и последствия (Проскуряков А.И.)

Дата размещения статьи: 18.08.2017

Теоретические подходы к определению налога и сбора: экономико-правовой аспект (Напсо М.Б.)

Дата размещения статьи: 16.05.2017

Меры финансово-правовой ответственности за неуплату налогов (сборов) в установленные сроки: теоретико-правовые аспекты (Кайшев А.Е.)

Дата размещения статьи: 29.03.2017

Бесплатная консультация юриста по телефонам:

  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб.

    141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Быстрая навигация:Каталог статейОбщие вопросы предпринимательской деятельностиНалогообложение юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Сроки давности для налоговых преступлений (Филиппова К.И.)

Сроки давности для налоговых преступлений (Филиппова К.И.)

Дата размещения статьи: 16.10.2015

Определенную сложность при рассмотрении уголовных дел представляет проблема срока давности привлечения к налоговой и уголовной ответственности. Под давностью в уголовном праве понимается истечение установленных в законе сроков со дня совершения преступления, служащее при наличии соответствующих условий основанием освобождения от уголовной ответственности <1>. Уголовный закон закрепляет различные сроки давности в зависимости от тяжести совершенного преступления. Так, преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 199 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее также — УК РФ), относится к преступлениям небольшой тяжести, срок давности по таким преступлениям составляет 2 года, в ч. 2 ст. 199 УК РФ закреплено тяжкое преступление, срок давности по которому составляет 10 лет.
———————————
<1> Уголовное право России. Часть общая. 2-е изд. М., 2005. С. 210.

Остановимся на вопросе соотношения сроков давности, установленных за совершение налогового правонарушения, предусмотренного ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее также — НК РФ), и преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 199 УК РФ.
В ст. 199 УК РФ указано, что размер неуплаченных налогов и (или) сборов определяется в течение трех финансовых лет подряд. При этом в Уголовном кодексе нет указания на то, что это должны быть последние три года, единственное условие — это непрерывность вышеуказанного срока. До 2011 г. правоохранительные органы получали информацию о совершении налоговых преступлений из различных источников, однако в связи с принятием Федеральных законов от 29.12.2009 N 383-ФЗ <2> и от 06.12.2011 N 407-ФЗ <3> основанием для привлечения к ответственности за нарушение налогового законодательства является установление факта совершения этого нарушения решением налогового органа, вступившим в силу. При этом в п. 4 ст. 89 НК РФ указано, что в рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором было вынесено решение о проведении проверки. Более того, в Налоговом кодексе не закреплены обязанности налоговых органов осуществлять проверки с определенной периодичностью, т.е. после внесения изменений в части определения оснований возбуждения уголовного дела во многих случаях возникло процессуальное препятствие для возбуждения уголовного дела из-за невозможности предварительного проведения налоговой проверки. На данный факт неоднократно обращали внимание. Так, Президент РФ отметил, что пробел в законодательстве, связанный с ограничением сроков проверок налоговой инспекцией и сроком давности преступлений в налоговой сфере, должен быть ликвидирован. В связи с чем высказал предложение об увеличении "глубины" налоговых проверок <4>.
———————————
<2> Федеральный закон от 29.12.2009 N 383-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" // Российская газета. 31.12.2009. N 255.
<3> Федеральный закон от 06.12.2011 N 407-ФЗ "О внесении изменений в статьи 140 и 241 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" // Парламентская газета. 09-15.12.2011. N 54.
<4> Путин В.

Условия привлечения к налоговой ответственности

Надо устранить пробелы в законах по срокам давности налоговых дел // http://www.gazeta-yurist.ru/new.php?i=22016 (последнее посещение — 12 января 2015 г.).

22 октября 2014 г. был принят Федеральный закон N 308-ФЗ <5>, согласно которому были расширены поводы для возбуждения уголовного дела по налоговым преступлениям. В соответствии с данным Законом следственные органы не ограничены исключительно решением налогового органа. Таким образом, до 2011 г. и в соответствии с нормами действующего законодательства возможно выбрать любой из периодов для возбуждения уголовного дела с учетом срока давности привлечения к ответственности, однако при этом складывается ситуация, при которой претензий со стороны налоговой службы уже нет, т.е. сумма налога и начисленные пени уже не подлежат взысканию, однако претензии со стороны следственных органов еще остаются в течение достаточно продолжительного времени.
———————————
<5> Федеральный закон от 22.10.2014 N 308-ФЗ "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" // Российская газета. 24.10.2014. N 244.

С другой стороны, в соответствии со ст. 113 НК РФ лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено данное правонарушение, истекли три года. Таким образом, срок давности по налоговым правонарушениям составляет три года. В то время как преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 199 УК РФ, относится к преступлениям небольшой тяжести, срок давности в соответствии со ст. 78 УК РФ составляет два года.
Не менее важным является установление момента начала течения срока давности, установленного в НК РФ и УК РФ. Согласно ч. 2 ст. 78 УК РФ сроки давности исчисляются со дня совершения преступления и до момента вступления приговора суда в законную силу. Остановимся на моменте окончания налоговых преступлений, от чего и будет отсчет течения срока давности. В вопросе определения окончания налоговых преступлений в литературе не выработано единого мнения. Так, некоторые авторы указывают, что преступление считается оконченным с момента представления организацией-плательщиком в налоговый орган соответствующих бухгалтерских документов, в которых содержатся искаженные сведения <6>. Другая точка зрения, которой придерживается Н.А. Лопашенко, заключается в том, что налоговое преступление, совершаемое таким способом, как непредставление декларации, считается оконченным по истечении срока ее представления, а совершаемое путем включения в представляемые документы, — с момента представления ее в налоговый орган <7>. Другие авторы указывают, что данные преступления необходимо считать оконченными с момента истечения срока, установленного для уплаты налога соответствующего вида <8>. Пленум Верховного Суда в Постановлении РФ от 28.12.2006 N 64 "О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления" указал, что моментом окончания преступления, предусмотренного ст. 198 или ст. 199 УК РФ, следует считать фактическую неуплату налогов (сборов) в срок, установленный налоговым законодательством <9>. То есть с этого момента и начинают течь сроки давности, которые составляют два года после совершения преступления.
———————————
<6> Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. Н.Ф. Кузнецовой. М., 1997. С. 425.
<7> Лопашенко Н.А. Преступления в сфере экономической деятельности: понятие, система, проблемы квалификации и наказания. Саратов, 1997. С. 160 — 161.
<8> Волженкин Б.В. Экономические преступления. СПб., 1999. С. 275.
<9> Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.12.2006 N 64 "О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления" // Российская газета. 31.12.2006. N 297.

Согласно ст. 113 НК РФ исчисление срока давности за налоговое правонарушение, предусмотренное ст. 122 НК РФ, начинается со следующего дня после окончания соответствующего налогового периода. Однако стоит упомянуть о принятом Высшим Арбитражным Судом Постановлении от 27 сентября 2011 г. по делу N 4134/11 <10>. По Постановлению ВАС РФ исчисление срока давности по ст. 122 НК РФ начинается с первого дня налогового периода, следующего за тем налоговым периодом, в котором нормативными актами установлен срок уплаты налога. Ранее суд предлагал исчислять срок давности от момента окончания налогового периода, за который не был уплачен налог. Таким образом, момент начала исчисления срока давности за налоговые правонарушения существенно отличается от начала течения срока давности привлечения к налоговым преступлениям. Кроме того, в Постановлении Конституционного Суда РФ от 14 июля 2005 г. N 9-П по делу о проверке конституционности положений ст. 113 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки Г.А. Поляковой и запросом Федерального арбитражного суда Московского округа Суд указал на недопустимость прерывания срока давности. Однако отметил, что в случае, если налогоплательщик умышленно препятствует ходу налоговых проверок с целью "вывести" правонарушения за пределы срока давности, возникает необходимость признать уважительными причины пропуска данного срока <11>, т.е. Конституционный Суд, а впоследствии и НК РФ установили, что этот срок действует только для "добросовестных" налогоплательщиков, т.е. тех, кто не препятствует проведению налоговой проверки.
———————————
<10> Постановление Президиума ВАС РФ от 27.09.2011 N 4134/11 по делу N А33-20240/2009 // СПС "КонсультантПлюс". 2013.
<11> Постановление Конституционного Суда РФ от 14.07.2005 N 9-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 113 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки Г.А. Поляковой и запросом Федерального арбитражного суда Московского округа" // Собрание законодательства РФ. 25.07.2005. N 30 (ч. II). Ст. 3200.

Таким образом, срок давности по налоговым правонарушениям превышает срок давности по налоговым преступлениям, и складывается противоположная ситуация: возможность привлечения к налоговой ответственности еще есть, однако нет возможности привлечения к уголовной ответственности. Однако степень опасности налоговых правонарушений отличается от противоправности в уголовных деяниях, кроме того, в отличие от уголовной налоговая ответственность не влечет судимости, отличается меньшей тяжестью наказания и более коротким сроком давности <12>.
———————————
<12> Куракин А.В., Калинина Н.С. Административная ответственность и ее реализация в сфере обеспечения правопорядка при проведении собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования // Административное и муниципальное право. 2013. N 3. С. 274; Серков П.П. Административная ответственность в российском праве: современное осмысление и новые подходы: Монография. М., 2012 // СПС "КонсультантПлюс".

Подводя итог, необходимо отметить, что, несмотря на установление комплексной защиты налоговых правоотношений средствами различных отраслей права, в настоящее время отсутствует последовательность при осуществлении дифференциации ответственности за налоговые правонарушения, в частности в таких вопросах, как установление сроков давности, определение начала их течения, в то время как их решение является важным и актуальным при правоприменении вопросом.

Литература

1. Волженкин Б.В. Экономические преступления. СПб., 1999. С. 275.
2. Куракин А.В., Калинина Н.С. Административная ответственность и ее реализация в сфере обеспечения правопорядка при проведении собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования // Административное и муниципальное право. 2013. N 3. С. 274.
3. Лопашенко Н.А. Преступления в сфере экономической деятельности: понятие, система, проблемы квалификации и наказания. Саратов, 1997. С. 160 — 161.
4. Серков П.П. Административная ответственность в российском праве: современное осмысление и новые подходы: Монография. М., 2012.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
27 марта 2018 г.
Проект федерального закона № 424632-7 "О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации"

Цель законопроекта — закрепление в гражданском законодательстве некоторых положений, отталкиваясь от которых, российский законодатель мог бы осуществлять регулирование рынка существующих в информационно-телекоммуникационной сети новых объектов экономических отношений (в обиходе — "токены", "криптовалюта" и пр.), обеспечивать условия для совершения и исполнения сделок в цифровой среде, в том числе сделок, позволяющих предоставлять массивы сведений (информацию).

20 марта 2013 г.
Проект федерального закона № 419090-7 "Об альтернативных способах привлечения инвестирования (краудфандинге)"

Законопроектом регулируются отношения по привлечению инвестиций коммерческими организациями или индивидуальными предпринимателями с использованием информационных технологий, а также определяются правовые основы деятельности операторов инвестиционных платформ по организации розничного финансирования (краудфандинга). Деятельность по организации розничного финансирования (краудфандинга) заключается в оказании услуг по предоставлению участникам инвестиционной платформы доступа к ее информационным ресурсам. 

12 марта 2013 г.
Проект Федерального закона № 410960-7 "О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ и ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ"

Законопроект направлен на усиление ответственности за нарушения в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд. Анализ правоприменения свидетельствует о наличии определенных пробелов в законодательном регулировании ответственности за злоупотребления в сфере госзакупок со стороны лиц, представляющих интересы государственных или муниципальных заказчиков, а также лиц, исполняющих государственные или муниципальные контракты.

7 марта 2018 г.
Проект Федерального закона № 408171-7 ""Об особенностях участия социально ориентированных некоммерческих организаций в приватизации арендуемого государственного или муниципального недвижимого имущества и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ"

Целью данного законопроекта является предоставление социально ориентированным некоммерческим организациям преференций при отчуждении из государственной собственности субъектов Российской Федерации или из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого этими организациями.

1 марта 2018 г.
Проект Федерального закона № 403657-7 "О внесении изменений в статью 18.1 Федерального закона "О защите конкуренции"

Цель данного законопроекта — уточнение оснований для обжалования в антимонопольный орган нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, в том числе при проведении торгов. Вносимые изменения позволят антимонопольному органу оперативно восстанавливать нарушенные права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, во внесудебном порядке.

В центре внимания:

НДФЛ: точечные изменения в 2018 году (Зобова Е.П.)

Дата размещения статьи: 26.03.2018

Равенство, дискриминация и дифференциация налогоплательщиков (Копина А.А.)

Дата размещения статьи: 09.03.2018

Уплата налогов третьими лицами в свете принятия Федерального закона N 401-ФЗ: правовые нюансы и последствия (Проскуряков А.И.)

Дата размещения статьи: 18.08.2017

Теоретические подходы к определению налога и сбора: экономико-правовой аспект (Напсо М.Б.)

Дата размещения статьи: 16.05.2017

Меры финансово-правовой ответственности за неуплату налогов (сборов) в установленные сроки: теоретико-правовые аспекты (Кайшев А.Е.)

Дата размещения статьи: 29.03.2017

Бесплатная консультация юриста по телефонам:

  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб.

    141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Быстрая навигация:Каталог статейОбщие вопросы предпринимательской деятельностиНалогообложение юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Сроки давности для налоговых преступлений (Филиппова К.И.)

Сроки давности для налоговых преступлений (Филиппова К.И.)

Дата размещения статьи: 16.10.2015

Определенную сложность при рассмотрении уголовных дел представляет проблема срока давности привлечения к налоговой и уголовной ответственности. Под давностью в уголовном праве понимается истечение установленных в законе сроков со дня совершения преступления, служащее при наличии соответствующих условий основанием освобождения от уголовной ответственности <1>. Уголовный закон закрепляет различные сроки давности в зависимости от тяжести совершенного преступления. Так, преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 199 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее также — УК РФ), относится к преступлениям небольшой тяжести, срок давности по таким преступлениям составляет 2 года, в ч. 2 ст. 199 УК РФ закреплено тяжкое преступление, срок давности по которому составляет 10 лет.
———————————
<1> Уголовное право России. Часть общая. 2-е изд. М., 2005. С. 210.

Остановимся на вопросе соотношения сроков давности, установленных за совершение налогового правонарушения, предусмотренного ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее также — НК РФ), и преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 199 УК РФ.
В ст. 199 УК РФ указано, что размер неуплаченных налогов и (или) сборов определяется в течение трех финансовых лет подряд. При этом в Уголовном кодексе нет указания на то, что это должны быть последние три года, единственное условие — это непрерывность вышеуказанного срока. До 2011 г. правоохранительные органы получали информацию о совершении налоговых преступлений из различных источников, однако в связи с принятием Федеральных законов от 29.12.2009 N 383-ФЗ <2> и от 06.12.2011 N 407-ФЗ <3> основанием для привлечения к ответственности за нарушение налогового законодательства является установление факта совершения этого нарушения решением налогового органа, вступившим в силу. При этом в п. 4 ст. 89 НК РФ указано, что в рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором было вынесено решение о проведении проверки. Более того, в Налоговом кодексе не закреплены обязанности налоговых органов осуществлять проверки с определенной периодичностью, т.е. после внесения изменений в части определения оснований возбуждения уголовного дела во многих случаях возникло процессуальное препятствие для возбуждения уголовного дела из-за невозможности предварительного проведения налоговой проверки. На данный факт неоднократно обращали внимание. Так, Президент РФ отметил, что пробел в законодательстве, связанный с ограничением сроков проверок налоговой инспекцией и сроком давности преступлений в налоговой сфере, должен быть ликвидирован. В связи с чем высказал предложение об увеличении "глубины" налоговых проверок <4>.
———————————
<2> Федеральный закон от 29.12.2009 N 383-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" // Российская газета. 31.12.2009. N 255.
<3> Федеральный закон от 06.12.2011 N 407-ФЗ "О внесении изменений в статьи 140 и 241 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" // Парламентская газета. 09-15.12.2011. N 54.
<4> Путин В. Надо устранить пробелы в законах по срокам давности налоговых дел // http://www.gazeta-yurist.ru/new.php?i=22016 (последнее посещение — 12 января 2015 г.).

22 октября 2014 г. был принят Федеральный закон N 308-ФЗ <5>, согласно которому были расширены поводы для возбуждения уголовного дела по налоговым преступлениям. В соответствии с данным Законом следственные органы не ограничены исключительно решением налогового органа. Таким образом, до 2011 г. и в соответствии с нормами действующего законодательства возможно выбрать любой из периодов для возбуждения уголовного дела с учетом срока давности привлечения к ответственности, однако при этом складывается ситуация, при которой претензий со стороны налоговой службы уже нет, т.е. сумма налога и начисленные пени уже не подлежат взысканию, однако претензии со стороны следственных органов еще остаются в течение достаточно продолжительного времени.
———————————
<5> Федеральный закон от 22.10.2014 N 308-ФЗ "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" // Российская газета. 24.10.2014. N 244.

С другой стороны, в соответствии со ст. 113 НК РФ лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено данное правонарушение, истекли три года. Таким образом, срок давности по налоговым правонарушениям составляет три года. В то время как преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 199 УК РФ, относится к преступлениям небольшой тяжести, срок давности в соответствии со ст. 78 УК РФ составляет два года.
Не менее важным является установление момента начала течения срока давности, установленного в НК РФ и УК РФ. Согласно ч. 2 ст. 78 УК РФ сроки давности исчисляются со дня совершения преступления и до момента вступления приговора суда в законную силу. Остановимся на моменте окончания налоговых преступлений, от чего и будет отсчет течения срока давности. В вопросе определения окончания налоговых преступлений в литературе не выработано единого мнения. Так, некоторые авторы указывают, что преступление считается оконченным с момента представления организацией-плательщиком в налоговый орган соответствующих бухгалтерских документов, в которых содержатся искаженные сведения <6>. Другая точка зрения, которой придерживается Н.А. Лопашенко, заключается в том, что налоговое преступление, совершаемое таким способом, как непредставление декларации, считается оконченным по истечении срока ее представления, а совершаемое путем включения в представляемые документы, — с момента представления ее в налоговый орган <7>. Другие авторы указывают, что данные преступления необходимо считать оконченными с момента истечения срока, установленного для уплаты налога соответствующего вида <8>. Пленум Верховного Суда в Постановлении РФ от 28.12.2006 N 64 "О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления" указал, что моментом окончания преступления, предусмотренного ст. 198 или ст. 199 УК РФ, следует считать фактическую неуплату налогов (сборов) в срок, установленный налоговым законодательством <9>. То есть с этого момента и начинают течь сроки давности, которые составляют два года после совершения преступления.
———————————
<6> Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. Н.Ф. Кузнецовой. М., 1997. С. 425.
<7> Лопашенко Н.А. Преступления в сфере экономической деятельности: понятие, система, проблемы квалификации и наказания. Саратов, 1997. С. 160 — 161.
<8> Волженкин Б.В. Экономические преступления. СПб., 1999. С. 275.
<9> Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.12.2006 N 64 "О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления" // Российская газета. 31.12.2006. N 297.

Согласно ст. 113 НК РФ исчисление срока давности за налоговое правонарушение, предусмотренное ст. 122 НК РФ, начинается со следующего дня после окончания соответствующего налогового периода. Однако стоит упомянуть о принятом Высшим Арбитражным Судом Постановлении от 27 сентября 2011 г. по делу N 4134/11 <10>. По Постановлению ВАС РФ исчисление срока давности по ст. 122 НК РФ начинается с первого дня налогового периода, следующего за тем налоговым периодом, в котором нормативными актами установлен срок уплаты налога. Ранее суд предлагал исчислять срок давности от момента окончания налогового периода, за который не был уплачен налог. Таким образом, момент начала исчисления срока давности за налоговые правонарушения существенно отличается от начала течения срока давности привлечения к налоговым преступлениям. Кроме того, в Постановлении Конституционного Суда РФ от 14 июля 2005 г. N 9-П по делу о проверке конституционности положений ст. 113 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки Г.А. Поляковой и запросом Федерального арбитражного суда Московского округа Суд указал на недопустимость прерывания срока давности. Однако отметил, что в случае, если налогоплательщик умышленно препятствует ходу налоговых проверок с целью "вывести" правонарушения за пределы срока давности, возникает необходимость признать уважительными причины пропуска данного срока <11>, т.е. Конституционный Суд, а впоследствии и НК РФ установили, что этот срок действует только для "добросовестных" налогоплательщиков, т.е.

Привлечение к налоговой ответственности — какой срок давности?

тех, кто не препятствует проведению налоговой проверки.
———————————
<10> Постановление Президиума ВАС РФ от 27.09.2011 N 4134/11 по делу N А33-20240/2009 // СПС "КонсультантПлюс". 2013.
<11> Постановление Конституционного Суда РФ от 14.07.2005 N 9-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 113 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки Г.А. Поляковой и запросом Федерального арбитражного суда Московского округа" // Собрание законодательства РФ. 25.07.2005. N 30 (ч. II). Ст. 3200.

Таким образом, срок давности по налоговым правонарушениям превышает срок давности по налоговым преступлениям, и складывается противоположная ситуация: возможность привлечения к налоговой ответственности еще есть, однако нет возможности привлечения к уголовной ответственности. Однако степень опасности налоговых правонарушений отличается от противоправности в уголовных деяниях, кроме того, в отличие от уголовной налоговая ответственность не влечет судимости, отличается меньшей тяжестью наказания и более коротким сроком давности <12>.
———————————
<12> Куракин А.В., Калинина Н.С. Административная ответственность и ее реализация в сфере обеспечения правопорядка при проведении собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования // Административное и муниципальное право. 2013. N 3. С. 274; Серков П.П. Административная ответственность в российском праве: современное осмысление и новые подходы: Монография. М., 2012 // СПС "КонсультантПлюс".

Подводя итог, необходимо отметить, что, несмотря на установление комплексной защиты налоговых правоотношений средствами различных отраслей права, в настоящее время отсутствует последовательность при осуществлении дифференциации ответственности за налоговые правонарушения, в частности в таких вопросах, как установление сроков давности, определение начала их течения, в то время как их решение является важным и актуальным при правоприменении вопросом.

Литература

1. Волженкин Б.В. Экономические преступления. СПб., 1999. С. 275.
2. Куракин А.В., Калинина Н.С. Административная ответственность и ее реализация в сфере обеспечения правопорядка при проведении собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования // Административное и муниципальное право. 2013. N 3. С. 274.
3. Лопашенко Н.А. Преступления в сфере экономической деятельности: понятие, система, проблемы квалификации и наказания. Саратов, 1997. С. 160 — 161.
4. Серков П.П. Административная ответственность в российском праве: современное осмысление и новые подходы: Монография. М., 2012.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
27 марта 2018 г.
Проект федерального закона № 424632-7 "О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации"

Цель законопроекта — закрепление в гражданском законодательстве некоторых положений, отталкиваясь от которых, российский законодатель мог бы осуществлять регулирование рынка существующих в информационно-телекоммуникационной сети новых объектов экономических отношений (в обиходе — "токены", "криптовалюта" и пр.), обеспечивать условия для совершения и исполнения сделок в цифровой среде, в том числе сделок, позволяющих предоставлять массивы сведений (информацию).

20 марта 2013 г.
Проект федерального закона № 419090-7 "Об альтернативных способах привлечения инвестирования (краудфандинге)"

Законопроектом регулируются отношения по привлечению инвестиций коммерческими организациями или индивидуальными предпринимателями с использованием информационных технологий, а также определяются правовые основы деятельности операторов инвестиционных платформ по организации розничного финансирования (краудфандинга). Деятельность по организации розничного финансирования (краудфандинга) заключается в оказании услуг по предоставлению участникам инвестиционной платформы доступа к ее информационным ресурсам. 

12 марта 2013 г.
Проект Федерального закона № 410960-7 "О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ и ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ"

Законопроект направлен на усиление ответственности за нарушения в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд. Анализ правоприменения свидетельствует о наличии определенных пробелов в законодательном регулировании ответственности за злоупотребления в сфере госзакупок со стороны лиц, представляющих интересы государственных или муниципальных заказчиков, а также лиц, исполняющих государственные или муниципальные контракты.

7 марта 2018 г.
Проект Федерального закона № 408171-7 ""Об особенностях участия социально ориентированных некоммерческих организаций в приватизации арендуемого государственного или муниципального недвижимого имущества и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ"

Целью данного законопроекта является предоставление социально ориентированным некоммерческим организациям преференций при отчуждении из государственной собственности субъектов Российской Федерации или из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого этими организациями.

1 марта 2018 г.
Проект Федерального закона № 403657-7 "О внесении изменений в статью 18.1 Федерального закона "О защите конкуренции"

Цель данного законопроекта — уточнение оснований для обжалования в антимонопольный орган нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, в том числе при проведении торгов. Вносимые изменения позволят антимонопольному органу оперативно восстанавливать нарушенные права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, во внесудебном порядке.

В центре внимания:

НДФЛ: точечные изменения в 2018 году (Зобова Е.П.)

Дата размещения статьи: 26.03.2018

Равенство, дискриминация и дифференциация налогоплательщиков (Копина А.А.)

Дата размещения статьи: 09.03.2018

Уплата налогов третьими лицами в свете принятия Федерального закона N 401-ФЗ: правовые нюансы и последствия (Проскуряков А.И.)

Дата размещения статьи: 18.08.2017

Теоретические подходы к определению налога и сбора: экономико-правовой аспект (Напсо М.Б.)

Дата размещения статьи: 16.05.2017

Меры финансово-правовой ответственности за неуплату налогов (сборов) в установленные сроки: теоретико-правовые аспекты (Кайшев А.Е.)

Дата размещения статьи: 29.03.2017

Бесплатная консультация юриста по телефонам:

  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Срок взыскания налогов и возврата переплаты (излишне уплаченных налогов)

Срок взыскания налогов

  • Срок давности по уплате налогов

  • Сроки возврата переплаты по налогам

  • Полезные ссылки по теме

  • Срок взыскания налогов

    Никто не спорит, что налоги должны уплачиваться вовремя. Для физических лиц предусмотерны 2 варианта установления обязанности по уплате налогов (в зависимости от того, как выявлена задолженность — в рамках налоговой проверки или вне ее рамок):

    • обязанность уплаты налогов на основании налогового уведомления;

      Законодательством предусмотрена обязанность физических лиц по уплате налогов на основании полученного налогового уведомления по:

    • обязанность уплаты налогов на основании установленных сроков уплаты налога (для физлиц такая обязанность установлена по НДФЛ).

    При неуплате налогов в установленный срок в добровольном порядке ФНС вправе обратиться в суд с иском для взыскания налогов в принудительном порядке. Такой иск может быть подан в суд в течение 6 месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога (статья 48 НК). В свою очередь, требование об уплате налога должно быть направлено в течение 3 месяцев с момента выявления налоговой недоимки (статья 70 НК).

    Недоимка — сумма налога, сумма сбора или сумма страховых взносов, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок (статья 11 НК).

    Следовательно, недоимка может возникнуть только тогда, когда сумма налога начислена, но своевременно не уплачена в бюджет.

    Но законодательством не установлено, как определяется момент выявления налоговой недоимки. Следовательно, таким моментом может быть:

    • дата уплаты налога на основании поданной налоговой декларации (для НДФЛ — это 15 июля). Поэтому датой выявления недоимки в этом случае надо считать 16 июля или (если налоговая декларация предоставлена с нарушением сроков) день, следующий за днем предоставления декларации;

    • дата уплаты налога на основании налогового уведомления (для имущественных налогов — это 1 декабря). Поэтому датой выявления недоимки в этом случае надо считать 2 декабря.

    А из этого следует, что налоговому органу становится известно о том, что налог не уплачен, на следующий день после истечения срока уплаты.

    Схематично это можно изобразить так:

    Как правило, ФНС отсчитывает срок на выставление требования не с указанной даты, а с любого момента обнаружения недоимки в своих внутренних документах и базах данных. К счатью, судебная практика (в большинстве случаев) не разделяет этого мнения.

    Срок давности по уплате налогов

    Как ни странно это выглядит, но НК не устанавливает срок давности для исполнения обязанности по уплате налогов, в том числе и в принудительном порядке (данный вывод подтверждает и судебная практика, к примеру, Постановление ФАС Уральского округа от 18.06.2009 № Ф09-3963/09-С3).

    Установленный статьей 196 ГК общий срок исковой давности к налоговым правоотношениям не применяется, об этом прямо сказано в статье 2 ГК.

    С 2013 года порядок взыскания и сроки обращения в суд зависят от того, превышает ли общая сумма задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам 3 000 рублей или нет:

      1. Если общая сумма задолженности превышает  3 000 рублей, то инспекция обязана в течение 6 месяцев со дня, в который истек срок исполнения требования, обратиться в суд общей юрисдикции с заявлением о взыскании недоимки.

        Сроки давности при привлечении к ответственности

        Судом может быть восстанавлен только срок, который пропущен по уважительной причине.

      2. Если общая сумма задолженности не превышает 3 000 рублей, то инспекция должна дождаться, когда задолженность превысит указанную пороговую величину. При этом учитываться будут все требования, по которым истек срок исполнения. Со дня, когда задолженность превысит  3 000 рублей, начнет исчисляться шестимесячный срок для обращения в суд с заявлением о взыскании (пункт 2 статьи 48 НК РФ).
        Если же в течение 3 лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования о погашении задолженности ее размер так и не превысит 3 000 рублей, инспекция может обратиться в суд за взысканием имеющейся суммы задолженности. Соответствующее заявление необходимо подать в течение 6 месяцев со дня окончания трехлетнего срока.

      Необходимым условием взыскания налогов в судебном порядке является соблюдение процедуры принудительного взыскания налогов.

      Таким образом, обязанность физлица уплатить недоимку по налогам не имеет срока давности, но ограничена установленными в НК процедурой и сроками взыскания налогов в судебном порядке.

      Таким образом, объявленная налоговая амнистия (в части списания налогов) актуальна для ФНС, в регистрах которой "висят" налоги и ФНС может чинить в связи с этим различные препоны. Для того, чтобы эти препоны преодолеть Верховный Суд РФ в своем Определении от 01.11.2017 № 18-КГ17-179 разъяснил, что налогоплательщик также вправе обратиться в суд с заявлением о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными к взысканию и обязанности по их уплате прекращенной.

      Сроки возврата переплаты по налогам

      Бывают случаи, когда перечислены обязательные платежи, о которых налогоплательщики вспоминают когда со дня их уплаты прошло более 3 лет. Минфин в своем Письме от 17.11.2017 № 03-02-08/75912 разъяснил, что в таком случае действуют правила ГК РФ об исчислении срока исковой давности. Три года считают со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.

      Но и в этой ситуации можно вернуть излишне уплаченные налоги и другие обязательные платежи. Для этого надо:

      • предварительно подать в ФНС заявление о возврате или зачете (основание — Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57), поскольку согласно п. 33 указанного Постановления обращение налогоплательщика в суд с иском о возврате или зачете излишне уплаченных сумм налогов, пеней, штрафа возможно только в случае отказа налогового органа в удовлетворении упомянутого заявления либо неполучения налогоплательщиком ответа в установленный законом срок;

      • подготовить аргументы о том, что о возникновении переплаты вы узнали позже, или о том, что пропустила срок по уважительной причине.

      Статья написана и размещена 23 декабря 2017 года. Дополнена —

      ВНИМАНИЕ!

      Копирование статьи без указания прямой ссылки запрещено. Внесение изменений в статью возможно только с разрешения автора.

      Автор: юрист и налоговый консультант Александр Шмелев © 2001 — 2018

      Полезные ссылки по теме "Срок взыскания налогов"

      1. НДФЛ с наследства

      2. Налоговая ответственность за непредставление документов

      3. Ошибки при заполнении налоговой декларации 3-НДФЛ

      4. Подтверждение статуса налогового резидента РФ

      5. Налог на имущество физических лиц

      6. Перечень категорий лиц, имеющих право на льготы по уплате налога на имущество

      7. НДФЛ — налог на доходы физических лиц

      8. Что должна содержать жалоба в налоговую

      9. Полный перечень (список) лиц, которые обязаны подать налоговую декларацию.

      Тэги: срок взыскания налогов

      Давность взыскания налогов, пеней, штрафов

      Для руководителя и бухгалтера любого предприятия важно знать, за какой срок к нему могут быть предъявлены претензии со стороны налоговых органов в отношении налогов, начислены пени и штрафы. Этот вопрос возникает, когда предприятие узнает о предстоящей налоговой проверке или принимает решение заказать в аудиторской компании налоговый аудит за предыдущие годы деятельности. Предприятие может самостоятельно выявить ошибку в исчислении налогов, которую оно продолжает делать уже несколько лет, и необходимо твердое понимание того, за какой период целесообразно подать исправленные декларации, а за какой этого можно не делать, так как наказать его за давностью уже невозможно.

      1. Налоговые санкции

      Вопрос о сроке давности разрешен налоговым законодательством только в отношении налоговых санкций (штрафов).

      Различаются два понятия: давность привлечения к налоговой ответственности и давность взыскания.

      1.1. Давность привлечения к налоговой ответственности

      В соответствии со ст.113 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, истекли три года (срок давности).

      При этом исчисление срока давности со следующего дня после окончания соответствующего налогового периода применяется в отношении налоговых правонарушений, предусмотренных ст.120 "Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения" и 122 "Неуплата или неполная уплата сумм налога" НК РФ, а по остальным правонарушениям — со дня совершения правонарушения.

      1.2. Давность взыскания

      Согласно ст.115 НК РФ налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта (срок давности взыскания санкции).

      2. Давность взыскания налога, пени <*>

      <*> Понятие исковой давности к налогам (пеням) в принципе неприменимо, так как оно взято из гражданского законодательства. В соответствии со ст.2 ГК РФ к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством. Этот подход был подтвержден п.1 Обзора практики разрешения споров, возникающих в сфере налоговых отношений и затрагивающих общие вопросы применения налогового законодательства, утвержденного Письмом ВАС РФ от 31.05.1994 N С1-7/ОП-373. Скорее можно говорить о давности взыскания налога (пени).

      2.1. Бесспорное взыскание налога налоговым органом

      В соответствии со ст.46 НК РФ обязанность по уплате налога может исполняться принудительно путем взыскания средств со счета налогоплательщика. Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, то есть свыше 60 дней, считается недействительным и исполнению не подлежит. Однако в этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика или налогового агента причитающейся к уплате суммы налога.

      Таким образом, для налогового органа, во-первых, установлены четкие процедуры бесспорного взыскания налога, а во-вторых, определен срок, нарушение которого лишает налоговый орган права на бесспорное взыскание.

      Как следует из текста приведенной статьи, решению о взыскании должно предшествовать выставление требования на уплату налога.

      В соответствии со ст.70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, а требование, выставляемое налогоплательщику в соответствии с решением налогового органа по результатам налоговой проверки, — в десятидневный срок с даты вынесения соответствующего решения.

      Следовательно, налоговый орган вправе выставить требование или непосредственно после наступления срока уплаты налога (не позднее истечения 3 месяцев), или по итогам налоговой проверки. Других возможностей для выставления требования у налоговых органов нет.

      В соответствии со ст.87 НК РФ налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, плательщика сбора и налогового агента, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки.

      Следовательно:

      1. налоговый орган не вправе выставлять требования по налогам, причитающимся к уплате ранее, чем за три предыдущих года;
      2. налоговый орган не вправе взыскать налоги (и пени по ним), которые могут быть выявлены и предъявлены к уплате только по результатам налоговой проверки, ранее, чем за три предыдущих года.

      Однако согласно п.3 ст.46 НК РФ в случае пропуска срока для бесспорного взыскания налога (пени) налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика или налогового агента причитающейся к уплате суммы налога.

      При этом НК РФ не содержит каких-либо ограничений на сроки, в течение которых налоговые органы вправе обращаться в суд. По мнению, например, С.Д. Шаталова, таких ограничений нет, следовательно, сроков давности взыскания налогов и пеней через суд не установлено <**>.

      <**> С.Д. Шаталов.

      Срок привлечения к административной ответственности за налоговые нарушения

      Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации (постатейный). — М.: МЦФЭР, 2000.

      Как следует из ст.45 НК РФ, в качестве основания прекращения обязанности по уплате налогов, сборов и пеней истечение срока давности взыскания не установлено. Отсутствует также норма, устанавливающая срок давности для взыскания налогов, сборов, пеней, и в других статьях НК РФ.

      Судебной практики применения исковой давности по аналогии со сходными отношениями, предусмотренными другими законодательными актами, не выработано.

      Однако при решении этого вопроса необходимо учесть следующие обстоятельства.

      2.2. Аналогия норм налогового законодательства

      До принятия НК РФ действовал Закон РФ от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации". Данным Законом был определен срок для взыскания налога и пени, но не был установлен такой срок для взыскания штрафных санкций. Этот пробел был восполнен судебной практикой.

      В Письме ВАС РФ от 31.05.1994 N С1-7/ОП-373 "Обзор практики разрешения споров, возникающих в сфере налоговых отношений и затрагивающих общие вопросы применения налогового законодательства" было указано следующее:

      "Законом Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" впервые установлен срок давности на взыскание недоимок по налогам. Согласно ст.24 названного Закона бесспорный порядок взыскания недоимок по налогам с юридических лиц может быть применен в течение шести лет с момента образования указанной недоимки.

      Между тем срок на бесспорное списание финансовых санкций новым налоговым законодательством установлен не был.

      В этой связи арбитражным судам необходимо исходить из следующего.

      В соответствии со ст.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае отсутствия законодательства, регулирующего спорное отношение, арбитражный суд применяет законодательство, регулирующее сходные отношения.

      Поэтому установленный ст.24 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" срок давности на списание в бесспорном порядке сумм недоимок по налогам применяется и при взыскании финансовых санкций за нарушения налогового законодательства".

      В НК РФ ситуация складывается наоборот — давность привлечения к ответственности налогоплательщика установлена, а давность предъявления к нему требования на взыскание налога (пени) — нет. Давность привлечения к ответственности, как указано выше, составляет три года.

      Кроме того, не только у государства возникают права требования к налогоплательщикам по налогам (пеням), но и у налогоплательщика может возникнуть требование к бюджету. В этом случае ст.79 НК РФ предусмотрен возврат излишне взысканного налога, сбора, а также пени.

      Заявление о возврате суммы излишне взысканного налога может быть подано в налоговый орган в течение одного месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога, а исковое заявление в суд — в течение трех лет начиная со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания налога.

      Согласно п.8 ст.78 НК РФ трехлетний срок равным образом установлен для подачи заявления налогоплательщиком о возврате суммы излишне уплаченного налога (со дня уплаты указанной суммы).

      Таким образом, НК РФ установил трехлетний срок для предъявления требований налогоплательщиками по налогам. Этот срок будет действовать и в отношении пеней (п.7 ст.79 НК РФ).

      2.3. Соблюдение досудебных процедур

      Необходимо учитывать процедурную возможность налогового органа по взысканию налога (пени). По нашему мнению, срок для обращения налоговых органов в суд не может рассматриваться как бесконечный в связи с тем, что налоговому органу необходимо соблюдать ряд досудебных процедур, установленных НК РФ.

      Как представляется из смысла ст.46 НК РФ, до предъявления иска в суд налоговый орган все же обязан выполнить такие процедуры, как выставление требования об уплате налогоплательщику и принятие решения о взыскании. Разница заключается только в способе исполнения данного решения — не в административном, а в судебном порядке.

      При этом опять же будут действовать сроки, установленные для выставления требования (ст.70 НК РФ), — не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, а по результатам налоговой проверки — в десятидневный срок с даты вынесения соответствующего решения.

      При несоблюдении досудебного порядка урегулирования споров арбитражный суд оставляет иск без рассмотрения (п.5 ст.87 АПК РФ).

      Однако в имеющейся у фирмы "ФБК" арбитражной практике решения споров относительно необходимости соблюдения досудебного порядка подход судов разноречив, и пока сложившейся практики нет.

      Выводы:

      1. по итогам налоговых проверок налоги (и пени по ним) могут быть взысканы в бесспорном или судебном порядке не ранее, чем за три года, предшествующие году проверки;
      2. по недоимкам и пеням, числящимся за налогоплательщиком, давность взыскания не установлена, и такие суммы не следует списывать с учета до тех пор, пока данный вопрос не будет решен в арбитражной практике или на законодательном уровне.

      Следует отметить, что поскольку Законом РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" был установлен срок давности взыскания налогов и пеней, то этот срок применялся до введения в действие НК РФ. Иными словами, если по некоторым суммам недоимок и пеней этот срок истек к 1 января 1999 г., то он в соответствии с НК РФ восстановлен быть не может.

      Согласно ст.8 Федерального закона от 31.07.1998 N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (с изменениями) положения части первой НК РФ применяются к отношениям, регулируемым законодательством о налогах и сборах, возникшим после ее введения в действие, если иное не предусмотрено ст.5 части первой Кодекса.

      2.4. Взносы в социальные внебюджетные фонды

      Поскольку согласно НК РФ под понятие налога подпадают также взносы в социальные внебюджетные фонды, то и правила Кодекса в полной мере распространяются на эти взносы, что было также подтверждено в п.1 Постановления Пленума ВС РФ и ВАС РФ от 11.06.1999 N 41/9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации", а также п.1 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 12.07.2000 N 55.

      Н.Н.Орлова

      Заместитель директора

      Департамента налогов и права "ФБК"

      Изучение данной темы требует детального рассмотрения трех статей УК РФ, которые раскрывают все вопросы касательно сроков давности за преступления, связанные с мошенничеством.

      К данному перечню относятся следующие статьи УК:

      1. Ст. 159. Эта норма определяет, какое действие считается мошенническим, а также устанавливает наказание за его совершение;
      2. Ст. 79. С помощью информации, представленной в статье, можно узнать, когда заканчивается срок давности по тому или иному преступлению, включая мошенничество;
      3. Ст. 15. Здесь можно ознакомиться с существующими категориями преступлений и выяснить, к какой именно относится рассматриваемое деяние.

      Срок давности за нарушение закона, связанное с финансовыми махинациями, и по другим уголовным делам в России, зависит от нескольких факторов, детально проанализированных далее.

      Срок давности в уголовном праве, основания применения

      Срок давности касательно уголовных правонарушений – это временной промежуток, по завершении которого нельзя привлечь нарушителя к ответственности за преступление. Окончание срока является вполне законным основанием для отказа органами в возбуждении уголовного дела, а также для освобождения преступника от уголовной ответственности. Однако следует помнить о существовании условия, наличие которого позволяет предписанию закона реализоваться. Помимо завершения срока, определенного законом, нарушитель не должен предпринимать любых попыток уклониться от следственных действий или от разбирательства в судебном порядке. В связи с этим понятие «уклонение» требует дополнительного толкования.

      Важно! Уклонение от следствия – намеренные действия правонарушителя, то есть можно говорить об уклонении, если данное лицо знало о наличии преследования, ведении оперативно-розыскных работ. Согласно комментариям к УК, объявление человека в розыск не является основанием полагать, что он уклоняется от следствия.

      Формы проявления уклонения от следствия, суда:

      • побег из-под стражи;
      • нарушение подписки о невыезде;
      • преступник скрывается от следствия.

      От чего зависит и как исчисляется

      Исчисление рассматриваемого периода зависит от тяжести преступления, поэтому статья, разделяющая преступления на категории по степени тяжести, неразрывно связана с порядком исчисления сроков.

      Чему равен срок давности привлечения к налоговой ответственности в 2018 году

      В данной таблице можно узнать, в течение какого периода возможно привлечение виновного гражданина к ответственности, а также когда правонарушитель освобождается от преследования и наказания за совершение преступлений.

      Категория преступного деяния (степень тяжести) Максимальная мера наказания, предусмотренная статьей (в количестве лет, на протяжении которых нарушителя лишают свободы) Срок давности (в количестве лет после совершения правонарушения) Примечания
      Небольшой тяжести Не более 3 2
      Средней Не выше пяти 6
      Тяжкое преступление Не больше 10 10
      Особо тяжкое преступное деяние Свыше 10 15 Судья вправе не освобождать преступника от уголовной ответственности, если статьей предусмотрено наказание в виде пожизненного лишения свободы или же высшая мера (смертная казнь)

      Моментом, с которого начинается отсчет рассматриваемого периода, является 00.00 часов того дня, который следует за днем совершения правонарушения. Если закон нарушен 14 октября в 13.00, отсчет срока давности начнется 15 октября в 00.00. Окончание периода – дата вынесения приговора суда.

      Для каждого нового преступления, совершенного одним и тем же гражданином, предусмотрен отдельный срок давности. Если при совершении второго преступления срок давности по первому уже истек, классифицировать новое деяние как множественное нельзя. В таких случаях требуется предварительная юридическая консультация, если Вы хотите реализации защиты своих прав.

      Основания для приостановления

      Если лицо, совершившее преступление скрывается и всякими способами старается избежать наказания, период, после завершения которого лицо освобождается от ответственности, приостанавливается до того момента, пока преступник не будет найден правоохранителями или до явки с повинной. После этого события необходимый срок в соответствии с законом возобновляется и продолжается далее, а не начинается сначала.

      Уклонение от следствия может проявляться как в активной, так и в пассивной формах.

      В каких случаях не применяется (исключения)

      Отдельно выделяют два случая, когда предписание закона не действует в силу существования следующих причин:

      1. При нарушении закона, за которое установлена такая мера наказания, как пожизненное лишение свободы или более строгое наказание (смертная казнь);
      2. Если совершено преступление против мира, безопасности всего человечества.

      В первом случае запрет на применение рассматриваемого периода носит диспозитивный характер, поскольку решение об освобождении лица от ответственности принимает суд. Во втором случае запрет императивный, то есть, об освобождении лиц, совершивших определенные УК правонарушения, не может быть и речи.

      Срок давности за мошенничество

      Уголовный кодекс РФ содержит несколько статей, диспозиция которых предусматривает совершение мошеннических действий. К ним относятся 7 статей УК, каждая из которых имеет отдельный состав и свой срок давности, зависящий от степени тяжести совершенного деяния. Данные статьи содержат несколько частей, диспозиции которых отличаются размером нанесенного ущерба, способом совершения махинаций, а санкции &#8212; строгостью наказания. Ознакомиться с данным материалом и найти ответы на вопросы по поводу истечения срока давности можно в следующей таблице:

      Способ завладения чужим имуществом Размер ущерба Категория правонарушения по тяжести Максимальное наказание (в количестве лет, на протяжении которых осужденный гражданин лишается свободы) Период, по истечении которого лицо освобождается от ответственности (в количестве лет)
      путем умышленного обмана небольшой тяжести до двух 2
      с участием двух и более лиц значительный средней не превышает 5 6
      с использованием должностных полномочий крупный (если нарушитель незаконно получил 250 тыс. рублей и более) тяжкое до 6 10
      организованной группой лиц или с опасными последствиями особо крупный (общая сумма ущерба равна одному миллиону рублей и свыше того) тяжкое до 10 10
      получение кредитных средств посредством использования неправдивой информации небольшой тяжести без лишения свободы два
      махинации в банковской сфере, осуществленные путем использования должностных полномочий крупный средней до 5 шесть
      махинации при получении государственных выплат, проведенные с помощью поддельных документов незначительный ущерб (признается ущерб, размер которого не более 2 тыс. 500 рублей) небольшой тяжести без лишения свободы (штраф, арест и подобные меры) два
      незаконное получение выплат с помощью использования должностных полномочий крупный средней не более 5 6
      махинации с платежными банковскими карточками незначительный ущерб небольшой тяжести без лишения свободы два
      махинации в сфере предпринимательства незначительный ущерб небольшой тяжести без лишения свободы два

      Проанализировав данные, которые определены в таблице, можно смело заявить, что срок, по истечении которого виновный освобождается от ответственности за мошенничество в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России, зависит от следующих факторов:

      • наличие отягчающих обстоятельств;
      • в зависимости от размера нанесенного вреда;
      • установленная законом мера наказания (категория преступления по тяжести).

      В настоящее время максимальный срок давности за мошеннические действия, объектом которых является чужое имущество (движимое, недвижимое имущество, деньги и прочее) либо имущественные права, составляет 10 лет. Период в пятнадцать лет в данном случае не применяется ввиду отсутствия меры наказания за мошенничество свыше 10 лет.

      Что касается гражданского судопроизводства, то здесь применяется общая исковая давность (три года). На протяжении этого времени пострадавшее от махинаций лицо может подать в суд исковое заявление, чтобы возместить стоимость финансовых потерь. Для составления иска лучше обратиться к юристу. Если Вы решили составить заявление самостоятельно, воспользуйтесь услугами адвоката онлайн бесплатно на юридическом сайте.

      Добавить комментарий

      Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *