Срок обжалования решения налоговой

Автор: | 03.05.2019

Право обжалования ненормативных актов налоговой инспекции, в т. ч. о привлечении к ответственности. Правовое регулирование процедуры

Возможность обжалования решения налогового органа, выраженного в форме правового акта ненормативного характера, равно как и действий такого органа, является одной из базовых гарантий защиты прав налогоплательщика. Данное право закреплено ст. 137 Налогового кодекса (НК) за каждым лицом, если оно полагает что вынесенные акты каким-либо образом нарушают или ограничивают его права.

Процедура обжалования решения налогового органа, сроки такового обжалования, вопросы, связанные с рассмотрением жалоб (и выделяемая в качестве самостоятельного способа апелляционная жалоба) в вышестоящих органах, регулируются нормами налогового законодательства, а именно главой 19 НК. Однако оспорить правомерность подобных актов можно и путем направления соответствующей жалобы в суд, о чем указывает не только НК, но и ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса (АПК). Процедура подачи и рассмотрения жалобы в судебном порядке (в отношении хозяйствующих субъектов) регулируется нормами АПК.

Кроме того, некоторые разъяснения относительно рассматриваемой процедуры приводились Пленумом ВАС, в частности, в Постановлении от 30.07.2013 № 57. Акты из судебной практики также неофициально дополняют источники правового регулирования данной процедуры.

Для правильной квалификации некоторых понятий, не приведенных в законодательстве (например, понятие ненормативного акта), необходимо прибегнуть к разъяснениям самой налоговой службы. Письма, разъяснения и методички ФНС также способствует правильному пониманию ряда вопросов, связанных с обжалованием решений налогового органа.

Сроки обжалования решений и актов проверки налогового органа

Результаты любой налоговой проверки в силу ст. 100 НК должны быть облечены в форму соответствующего акта. Законодательством не предусмотрено возможности обжаловать акт таковой проверки в отрыве от решения, самостоятельно, т. к. на основе данного документа выносится то или иное решение (будь то о привлечении к ответственности в связи с выявленными нарушениями либо об отказе в привлечении к таковой).

Не знаете свои права? Подпишитесь на рассылку Народный СоветникЪ.
Бесплатно, минута на прочтение, 1 раз в неделю.

Вместе с тем п. 6 ст. 100 НК предусмотрел право лица, в отношении которого проводилась проверка и которое не согласно с тем, что отражено в итоговом документе, внести письменные возражения. Также данное лицо может приложить документы и иные письменные подтверждения, аргументирующие, с его точки зрения, необоснованность отраженной в акте информации и выявленных нарушений. Согласно данной норме, срок для возражений отведен в 1 календарный месяц.

Срок обжалования решения налогового органа, принятого после проведения проверки хозяйствующего субъекта, различен в зависимости от того, вступило в силу данное решение или же нет. Так, в соответствии с п. 2 ст. 139 НК жалоба может быть подана в течение 1 года с того дня, как решение вступило в силу. А апелляционная жалоба (т. е. на еще не вступившее в силу решение), согласно п. 2 ст. 139.1 НК, подается до того дня, когда решение вступит в силу. То есть на основании п. 9 ст. 101 НК — в течение 1 месяца.

Процедура обжалования: в суде и вышестоящем органе

П. 2 ст. 138 НК устанавливается обязательная процедура обжалования в досудебном порядке (а именно — в вышестоящем органе) практически всех решений и иных актов (ненормативных), в том числе принятых после проведения налоговых проверок. Таким образом, лицо не может обратиться в суд, чтобы защитить свои затронутые права, минуя налоговый орган, являющийся вышестоящим по отношению к вынесшему решение.

Исключение: акты ФНС, которые можно обжаловать сразу в судебном порядке.

После вынесения соответствующего решения по процедуре обжалования оно (равно как и первоначальное решение) может быть обжаловано в Арбитражном суде на основании ст. 4 АПК.

При этом важно учитывать мнение ВАС, выраженное в п. 66 вышеупомянутого постановления Пленума № 57, о том, что если срок на обжалование принятого решения в налоговую службу лицом был пропущен, то данный факт должен рассматриваться как несоблюдение досудебной процедуры. В связи с этим суды не должны принимать подобные жалобы. Естественно, кроме случаев пропуска срока по уважительной причине.

***

Таким образом:

  • обжаловать любое решение налогового органа может каждое лицо, если оно полагает, что таковым нарушаются его права;
  • срок для обжалования установлен в 1 год и 1 месяц для вступившего и не вступившего в законную силу решения соответственно;
  • при обжаловании рассматриваемых решений обязательна досудебная процедура обжалования.

Организация оспорила решение ИФНС сначала в УФНС, затем в ФНС РФ, после чего обратилась в суд.

Однако арбитры указали на то, что к моменту подачи иска истекли 3 месяца, отведенные на оспаривание решения налогового органа в суде (ч. 4 ст. 198 АПК РФ). Данный срок судьи отсчитали от даты вынесения решения УФНС по жалобе компании.

На этом основании в удовлетворении заявления организации было отказано.
Апелляционный суд с этим согласился.

Компания подала кассационную жалобу, полагая, что 3 месяца нужно отсчитывать от даты получения решения ФНС РФ по ее жалобе. Так, сама жалоба была получена службой 07.04.2016, решение по ней вынесено 08.07.2016, а компанией оно получено 19.07.2016. В суд фирма обратилась 11.10.2016, то есть за 6 дней до истечения 3-месячного срока.

Суд кассационной инстанции счел ошибочным мнение и своих коллег, и компании.

В третьей инстанции отметили, что, действительно, в силу указанной нормы АПК РФ заявление в арбитражный суд можно подать в течение 3 месяцев со дня, когда гражданину или юрлицу стало известно о нарушении их прав.

Вместе с тем нельзя не учитывать, что п. 1 ст. 138 НК РФ предоставляет гражданам и организациям право обжаловать акты налоговых органов как в суде, так и в вышестоящем налоговом органе.

Таким образом, обращаясь с жалобами в вышестоящие налоговые инстанции, фирма воспользовалась правом, предусмотренным законом.

Следовательно, срок, указанный ч. 4 ст. 198 АПК РФ, не должен исчисляться с момента вступления решения ИФНС в законную силу.

Его необходимо отсчитывать от момента истечения срока, который отведен налоговым законом на вынесение решения по поступившей жалобе вышестоящим налоговым органом (последним из них). Данный срок прописан в п. 6 ст. 140 НК РФ и равняется одному месяцу со дня получения жалобы (в том числе апелляционной).

Выходит, что судам нужно было выяснить дату подачи фирмой жалобы в ФНС РФ, отсчитать от нее 1 месяц и тогда рассчитать, истекли ли с того дня до момента обращения с иском в суд 3 месяца.
Однако суды эту дату не выяснили.

В связи с изложенным дело было направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Попутно была отклонена ссылка налогового органа на действующий на сайте ФНС РФ онлайн-сервис «Узнать о жалобе», поскольку положения п. 6 ст. 140 НК РФ предусматривают лишь вручение налогоплательщику копии решения по его жалобе либо направление ему копии в установленном Кодексом порядке.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Арбитражного суда Центрального округа от 02.10.2017 № Ф10-3607/2017

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *