Стационарная работа

Автор: | 03.05.2019

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 октября 2007 г. N 09АП-10255/07-АК
извлечение
Налоговый орган должен доказать факт создания налогоплательщиком стационарных рабочих мест вне места своего нахождения. При этом, выполнение обязательств по договору вне места своего нахождения без аренды необходимых для этого помещений, при условии, что привлекаемые для этого сотрудники направляются в командировки, при начислении и выдаче им заработной платы по месту нахождения основной организации, не свидетельствует о создании организацией обособленного подразделения.
Вопрос: О признании рабочих мест, созданных ООО на срок более одного месяца по месту проведения электромонтажных работ на объекте, территориально обособленном от места нахождения ООО, обособленными подразделениями и о перечислении сумм НДФЛ, удержанных из заработной платы работников, выполняющих работы по месту нахождения обособленного подразделения менее месяца, в бюджет по месту нахождения ООО.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 4 мая 2007 г. N 03-02-07/1-216
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросам о создании обособленного подразделения организации и об уплате налога на доходы физических лиц и сообщает следующее.
——————————————————————
@#$%&: примечание.
В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон N 137-ФЗ, упомянутый в нижеследующем абзаце, имеет дату 27.07.2006, а не 27.07.2007.
——————————————————————
На основании п. 1 ст. 83 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 27.07.2007 N 137-ФЗ, в целях проведения налогового контроля налогоплательщик-организация подлежит постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, а также по месту нахождения принадлежащего этой организации недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным Кодексом.
В соответствии с п. 2 ст. 11 Кодекса обособленным подразделением организации признается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.
Местом нахождения обособленного подразделения считается место осуществления этой организацией деятельности через свое обособленное подразделение.
Статьей 1 Федерального закона от 17.07.1999 N 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации» и ст. 209 Трудового кодекса Российской Федерации рабочее место определяется как место, в котором работник должен находиться или в которое ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.
Из рассматриваемого письма следует, что ООО осуществляет деятельность по проведению электромонтажных работ на объекте, территориально обособленном от места нахождения общества. Такая деятельность осуществляется обществом в срок более одного месяца, обеспечивая проведение электромонтажных работ на указанном объекте работниками этого общества.
При этом сроки командировок конкретных работников общества для проведения электромонтажных работ не изменяют срок осуществления деятельности общества в регионе, где находится соответствующий объект.
Полагаем, что в случае, если по месту проведения электромонтажных работ ООО созданы стационарные рабочие места, обладающие признаками, установленными ст. 11 Кодекса, то такие рабочие места признаются обособленными подразделениями организации, и следовательно, общество обязано встать на учет в качестве налогоплательщика в налоговом органе по каждому месту их нахождения.
В соответствии с п. 9 ст. 83 Кодекса в случае возникновения у налогоплательщиков затруднений с определением места постановки на учет решение на основе представленных ими данных принимается налоговым органом.
Таким образом, при наличии у вас сомнений относительно признания места деятельности ООО, территориально обособленного от места нахождения общества, обособленным подразделением для решения вопроса о постановке на учет в налоговых органах рекомендуем обращаться в налоговый орган по месту нахождения общества.
Совокупная сумма налога на доходы физических лиц, исчисленная и удержанная налоговым агентом у налогоплательщика, в отношении которого он признается источником дохода, уплачивается по месту учета налогового агента в налоговом органе. Налоговые агенты — российские организации, указанные в п. 1 ст. 226 Кодекса, имеющие обособленные подразделения, обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы налога как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения (п. 7 ст. 226 Кодекса).
При этом под совокупной суммой налога понимается вся сумма налога, которая удержана налоговым агентом из доходов, выплачиваемых работникам, связанным с налоговым агентом трудовыми отношениями.
Учитывая изложенное, полагаем, что суммы налога, удержанные из заработной платы работников, направленных ООО для выполнения электромонтажных работ по месту нахождения обособленного подразделения менее чем на месяц, подлежат перечислению в бюджет по месту нахождения общества.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Н.А.КОМОВА
04.05.2007

Стационарное рабочее место (далее также – СРМ)

Как уже было указано выше, обособленное подразделение открывается в случае создания СРМ.

Обращаем внимание, что Трудовой кодекс РФ такого понятия, как СРМ, не предусматривает. Статья 209 Трудового кодекса РФ дает определение рабочего места — это место, где работнику надлежит быть или куда ему следует приехать (или приезжать) для осуществления должностных обязанностей и которое контролируется нанимателем.

Понятие же СРМ расшифровывается в Налоговом кодексе РФ — это рабочее место, создаваемое на срок от 1 месяца и более.

Налоговая служба России в Письме от 29 декабря 2006 года № ШТ-6-09/1275@ отмечает, что местом нахождения ОП в соответствии со статьей 11 Налогового кодекса РФ признается место осуществления деятельности юридическим лицом через свое ОП. Следовательно, любое подразделение, находящееся по адресу, отличному от адреса юридического лица, и в котором организовываются СРМ на период от 1 месяца, признается ОП. Если хотя бы один признак из числа указанных в статье 11 Налогового кодекса РФ отсутствует, то создание ОП не происходит.

Не любая работа структурного подразделения организации может соответствовать понятию создания СРМ. Например, если деятельность созданного подразделения связана с разъездным характером работ и при этом стационарных рабочих мест, на которые работнику необходимо приезжать, не создается, подразделение не является ОП.

Рабочие места надомников и дистанционных работников также не относятся к понятию СРМ (см., напр., Письмо Финансового ведомства России от 19 июля 2013 года № 03-03-06/1/28350).

Как точно определить, является ли рабочее место стационарным

Для точного определения подобного статуса рабочего места заинтересованному лицу необходимо проанализировать его на соответствие положениям пункта 2 статьи 11 Налогового кодекса РФ. При возникновении каких-либо сомнений следует обратиться в налоговый орган.

О таком порядке подтверждения статуса СРМ неоднократно высказывались фискальные органы. При наличии сомнений с определением места постановки на учет решение принимается налоговым органом (пункт 9 статьи 83 Налогового кодекса РФ). Для этого юридическому лицу следует направить в инспекцию Налоговой службы России документы, на основании которых ведется деятельность на соответствующих рабочих местах (Письма ФНС России от 15 мая 2014 года № СА-4-14/9323, УФНС России по г. Москве от 02 февраля 2016 года № 12-18/008798).

В заключение приведем еще несколько примеров созданных рабочих мест, не являющихся стационарными:

  • предоставление гражданам недвижимости на основе договора найма (Письмо Минфина РФ от 15 февраля 2006 года № 03-11-04/2/39);
  • выполнение работниками организации строительно-монтажных работ на нескольких объектах (Письмо УФНС России по г. Москве от 02 февраля 2016 года № 12-18/008798);
  • выполнение дорожных работ на месте, не являющемся объектом адресации (Письмо Минфина России от 04 сентября 2015 года № 03-02-07/1/51191);
  • осуществление деятельности на судне (Письмо ФНС России от 08 мая 2015 года № СА-4-14/7920@).

Определение стационарного рабочего места

Определение стационарного рабочего места дано в п. 2 ст. 11 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ). В этом пункте говорится о понятии обособленного подразделения. Так, «обособленное подразделение организации — любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение». Затем уточняется, какое рабочее место можно считать стационарным: «…при этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца». Именно таким видит стационарное рабочее место налоговое законодательство.

Данное понятие несколько уточняется в Постановлении Росстата от 16.12.2005 N 101 «Об утверждении порядка заполнения и представления формы федерального государственного статистического наблюдения N 1-предприятие «Основные сведения о деятельности организации». В этом документе можно прочитать следующее определение: «Территориально обособленное подразделение — это структурное подразделение предприятия (филиал, мастерская, цех и т.п.), географическое расположение которого четко определено. Территориально обособленным подразделением осуществляется хозяйственная деятельность на этом месте или с этого места. Этой деятельностью занято один или несколько человек на стационарных рабочих местах постоянно или достаточно длительное время. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более 30 дней». Итак, месяц заменен тридцатью днями, а также упоминается о наличии одного или нескольких человек. При этом не имеет значения, какими полномочиями «наделяются этой организацией физические лица, занятые на указанных стационарных рабочих местах».

Кстати, наблюдательные налогоплательщики сразу заметили, что в приведенном в НК РФ определении о рабочих местах говорится во множественном числе. Это дало повод для следующих рассуждений: если упоминаются «места», а не «место», значит, создание всего лишь одного рабочего места не означает признака обособленного подразделения. Однако налоговое ведомство отвергло подобные измышления как не соответствующие действительности. Появилось Письмо МНС России от 29.04.2004 N 09-3-02/1912 «О признании одного рабочего места обособленным подразделением». В нем приводятся веские аргументы в пользу того, что одно рабочее место с точки зрения признания обособленного подразделения ничуть не хуже нескольких. Буквально в нем сказано, что «в целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения обособленных подразделений и в этих целях не имеет значения создание одного или нескольких рабочих мест, территориально отделенных от основной организации». Соответственно, «создание рабочего места организацией вне места ее нахождения является основанием для постановки на учет в налоговом органе организации по месту нахождения обособленного подразделения». В подтверждение своей точки зрения в Письме приводится и позиция, высказанная в Постановлении ФАС Московского округа от 23.01.2003 N КА-А41/9052-02, где «судом не ставится под сомнение необходимость постановки на учет в налоговом органе обособленного подразделения в случае, если оборудовано одно стационарное рабочее место».

В ст. 209 ТК РФ и в ст. 1 Федерального закона от 17.07.1999 N 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации» сказано, что рабочее место — это место, в котором работник должен находиться или в которое ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

В данном определении присутствует несколько важных признаков рабочего места:

  • имеет место трудовой договор (контракт), так как только в этом случае возникают отношения работника и работодателя;
  • работник обязан находиться в этом месте в соответствии со своими служебными обязанностями;
  • данное место находится под контролем работодателя.

Для того чтобы соответствовать определению стационарного рабочего места, конкретная точка пространства должна обладать всеми тремя признаками. Так, например, из-за несоответствия этим признакам банковские автоматы не подпадают под определение стационарного рабочего места. Это было отражено в Письме ФНС России от 29.12.2006 N ШТ-6-09/1275@ «О направлении разъяснений». А вот территориально обособленный производственный участок организации, если он служит местом работы более одного месяца, считается обособленным подразделением организации (Письмо ФНС России от 13.03.2006 N 04-1-03/132 «О налогообложении доходов физических лиц»).

Возникает ли стационарное рабочее место

Однако далеко не всегда наличие или отсутствие стационарного рабочего места можно определить однозначно. Этим обстоятельством и порождены письма налогоплательщиков в Минфин России и ФНС России, в которых они просят разъяснить, образованы ли стационарные рабочие места в том или ином случае.

Так, компания заключила трудовой договор с работником из другого города. В его обязанности входит поиск необходимой фирме информации, причем как в библиотеке, так и в недрах Интернета. Работать работник при этом может где угодно: на дому, в интернет-кафе, в библиотеке, хоть на съемной квартире, лишь бы работа была выполнена. Никакого стационарного места работы для него не оборудуется. Для работодателя — торговой фирмы — он патентный поверенный, и такой работник нужен компании в связи с необходимостью отслеживания реестров товарных знаков и изобретений. Компания просила разъяснить, не будет ли расценено появление такого сотрудника как признак обособленного подразделения.

Ответ (Письмо Минфина России от 21.07.2005 N 03-01-10/6-334) был отрицательный, опять-таки из-за несоответствия данной ситуации определению рабочего места. Ведь на рабочем месте работник выполняет свои обязанности под контролем работодателя (включая представителей его администрации или непосредственных руководителей работ), а описанный в запросе патентный поверенный не находится под контролем работодателя, и к тому же осуществление его деятельности (сбор информации о товарных знаках) не связано с профильной деятельностью организации (торговля). Поэтому заключение трудового договора с таким лицом «не может рассматриваться в качестве возникновения обособленного подразделения организации независимо от проживания физического лица в другом регионе».

Примерно такой же ответ был дан и на запрос налогоплательщика Письмом Минфина России от 09.11.2004 N 03-02-07/81. Точно так же делался акцент на то, что если рабочее место не находится под контролем работодателя, то стационарное рабочее место не создается и «обязанности по постановке на учет по месту выполнения трудовых функций таким работником у данного общества не возникает».

Однако в случае оборудования рабочего места для охранника ответ финансовым ведомством был дан прямо противоположный. Фирма собралась заключить договор об оказании услуг по охране объекта и поинтересовалась, возникнет ли обособленное подразделение (и, соответственно, обязанность по постановке на учет), если по месту нахождения охранника будет оборудовано стационарное рабочее место. Естественно, ответ был положительным (Письмо Минфина России от 02.06.2005 N 03-02-07/1-132). Было бы странно, если бы он был иным, ведь упоминание о стационарном рабочем месте, если вспомнить ст. 11 НК РФ, автоматически ведет к понятию обособленного подразделения. Однако здесь можно порассуждать о том, является ли место охранника вообще стационарным рабочим местом. Находится оно под контролем работодателя или не находится? Охранник фактически присутствует в посторонней фирме, у чужих людей, и не факт, что тот стул, на котором он сидит, завтра не переставят в другую комнату. Вот если у него есть помещение, пусть и небольшое, где он хозяин положения, место можно назвать стационарным. Хотя ситуация достаточно спорная, и в каждом конкретном случае стороны (налогоплательщики и налоговые органы) могут по-разному оценить, является ли данная стойка (стол) охранника местом, которое контролирует работодатель охранника, или не является.

Аутсорсинг персонала

Подобные вопросы возникают и у фирм, которые предоставляют персонал по договору аренды персонала (аутсорсинга). Персонал таких фирм работает на территории компаний-заказчиков в различных городах и даже регионах. И в этих компаниях им предоставляются стационарные рабочие места. Однако эти рабочие места создает не компания-работодатель, а компания-клиент, и они находятся не под контролем компании-работодателя, а под контролем компании-клиента, в распоряжение которой сотрудники временно поступили. Поэтому стационарных рабочих мест у фирмы, предоставляющей персонал, не возникает.

Однако ситуация меняется, если фирма, предоставившая персонал, сама оборудует для него рабочие места в той компании, которой она предоставила персонал. Такая ситуация может иметь место, если стороны оговорили это в договоре. В таком случае возникают все основания для того, чтобы считать это стационарными рабочими местами для фирмы, предоставившей работников.

Как известно, создание стационарных рабочих мест обусловливает регистрацию обособленного подразделения. Однако если фирма всего лишь подготовила помещение для будущих стационарных рабочих мест, но фактически они еще не созданы, то и обособленного подразделения не существует. Так, фирма заключила договор аренды помещения для создания там тренажерного зала. Это соответствует ее уставной деятельности. Но до поры до времени рабочих мест там не было. А это значит, что фирма не обязана была вставать на учет по месту нахождения арендованного имущества. Как только на территории арендованных площадей действительно появятся работники, появится необходимость встать на учет в качестве обособленного подразделения налогоплательщика.

При этом, однако, необходимо помнить о том, что сотрудники фирмы судят о фирме по тому, что видят каждый день, а проверяющие налоговые инспекторы судят о фирме по тому, что прочитают в документах. Если компания взяла помещение в аренду с 1 марта, то необходимо, чтобы было ясно видно: работников там пока еще нет. Возможно, в помещении проводят ремонт, возможно, устанавливают оборудование, возможно, расставляют мебель, но не работают. Дату перевода персонала в помещение и начала работы в нем проверяющие должны видеть в документах: приказ руководителя, табель и т.д.

Арендованное помещение — возникновение стационарных рабочих мест

Как правило, наличие арендованного помещения означает, что рано или поздно по месту его нахождения появятся стационарные рабочие места. Такая ситуация описывается в Письмах УМНС России по Московской области от 28.05.2002 и 05.06.2002 с одинаковым номером N 21-08/4084 и с одинаковым названием «О некоторых вопросах постановки на учет в налоговом органе». Несмотря на довольно «солидный» возраст Писем, весьма здравые мысли, содержащиеся в них, стоят внимания. В Письмах говорится, что «для принятия решения о постановке на учет… и при вынесении решения о наложении штрафных санкций необходимо всесторонне проанализировать документы, подтверждающие ведение деятельности организации на территории, контролируемой соответствующим налоговым органом (договор аренды, договор об оказании услуг, договор подряда и иные договоры гражданско-правового характера)». Также следует проанализировать договор аренды недвижимого имущества, ведь в договоре аренды, как правило, указывается, как именно это данное помещение будет использоваться. Далее приводится следующий пример: помещение будет использоваться для хранения и оптовой реализации товаров. То есть арендатор в арендуемом помещении собирается осуществлять операции по получению, складированию, хранению, реализации товаров. Это значит, что арендатор обеспечивает сохранность находящихся в помещении товаров, следовательно, осуществляет прямо или косвенно контроль за арендуемым помещением. Для этого с той или иной периодичностью работник арендатора (кладовщик, экспедитор или иное ответственное лицо) обязан прибыть на рабочее место в арендуемом помещении для осуществления своих функций (разгрузка, размещение, складирование, проверка качества, отгрузка). А работодатель обязан обеспечить работника всем необходимым для выполнения им своих обязанностей. Кроме того, в Письмах отмечается, что «в целях налогообложения признание подразделения организации обособленным зависит от срока, в течение которого рабочее место по месту нахождения подразделения организации служит таковым, и не зависит от периодичности посещения работником указанного рабочего места и от продолжительности пребывания на нем работника». Таким образом, по мнению налоговых органов, «на основании анализа договора аренды можно конкретизировать характер деятельности арендатора и наличие оснований для постановки на учет в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения».

Спорной является ситуация с направлением строителей на стройки. Фирма может производить строительные работы в различных регионах. Возникают ли у нее стационарные рабочие места и, как следствие, обособленные подразделения в местах осуществления строительных работ? В уже упомянутом Письме Управления МНС России по Московской области от 05.06.2002 N 21-08/4084 утверждается, что «на практике наиболее часто встречается договор строительного подряда, когда организацией-подрядчиком ведутся работы по возведению или ремонту зданий или сооружений на определенной территории. В этом случае возводимая вещь (недвижимое имущество) находится под контролем подрядчика, как и рабочие места его работников, которые осуществляют здесь свою деятельность». Это дает основания налоговым органам считать, что выполнены все условия, необходимые для постановки на учет в качестве обособленного подразделения, если «сроки работ по договору подряда установлены более чем 1 месяц». Такая позиция налоговых органов в ряде случаев находит и поддержку в судах (Постановление ФАС Уральского округа от 09.01.2003 N Ф09-2799/02-АК). Но иногда суды поддерживают налогоплательщика (Постановления ФАС Центрального округа от 18.02.2002 N А14-6918-01/251/10 и от 10.05.2001 N А14-7574-00/176/24). Такие противоречия возникают обычно в том случае, если речь идет о строительстве объекта недвижимости. Ведь подрядчик не только строит собственно сам объект, он возводит на объекте титульные сооружения, которые обслуживаются его персоналом, и нетитульные сооружения (например, бытовки), в которых этот самый персонал находится свыше 1 месяца. В этом случае позиции налоговых органов достаточно сильны, скорее всего, суд встанет на их сторону. Однако, возможно, работники в течение полутора месяцев приходят на объект, где для них все чужое, где у них нет ни единого метра, на котором они могли бы расположиться. В этом случае территории, контролируемой работодателем, не существует, и шансы выиграть в суде резко возрастают.

Такая же ситуация возникает, если подрядчик производит ремонтные работы на территории заказчика, ведь ремонт проводится в чужом помещении, не контролируемом работодателем. С этим согласны и суды (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 15.09.2003 N Ф04/4688-770/А75-2003, Постановление ФАС Центрального округа от 18.02.2002 N А14-6918-01/251/10).

При этом в любом случае следует помнить, что существенным условием договора строительного подряда являются сроки выполнения работ (п. 1 ст. 740 ГК РФ).

О.А.Мальцева

К. э. н.,

консультант журнала

«Бухгалтерский бюллетень»

Вопрос от читательницы Клерк.Ру Марии (г. Москва)

У организации установлены кассовые модули в разных районах города, фактически оборудованы рабочие места. Мы действительно должны зарегистрировать обособленные подразделения по месту нахождения каждой такой точки? Выходит, что все организации, имеющие разветвленную сеть реализации услуг должны открывать филиалы?

Да, верно, если вы создаете рабочие места на срок более 1 месяца, вы обязаны регистрировать обособленные подразделения по месту нахождения каждого (абз 2 п. 1 ст. 83 НК РФ). Но есть одно положение в НК, которое разрешает не регистрировать ОП, если они расположены на территории одного муниципального образования.

В случае, если несколько обособленных подразделений организации находятся в одном муниципальном образовании, городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге на территориях, подведомственных разным налоговым органам, постановка организации на учет может быть осуществлена налоговым органом по месту нахождения одного из ее обособленных подразделений, определяемого этой организацией самостоятельно. Сведения о выборе налогового органа организация указывает в уведомлении, представляемом (направляемом) российской организацией в налоговый орган по месту ее нахождения, иностранной организацией — в выбранный ею налоговый орган» (абз 3 п. 4 ст. 83).

Поэтому, все ваши обособленные подразделения могут быть зарегистрированы в одной налоговой, то есть в той, в которой стоит на учете головное предприятие (абз 2 п. 1 ст. 83). При этом нужно сообщить в свою налоговую о том, что вы выбрали именно ее для регистрации всех подразделений.

Хочу также обратить ваше внимание, что обособленное подразделение по умолчанию филиалом не является. Филиал всегда является обособленным подразделением, а обособленное подразделение не всегда. Филиалы создаются специальным образом, и сведения о них прописываются в уставе общества. В свою очередь обособленное подразделение создается по факту создания рабочих мест, и прописывать его в уставе не требуется.

Получить персональную консультацию по регистрации и перерегистрации фирм в режиме онлайн очень просто — нужно заполнить специальную форму. Ежедневно будут выбираться несколько наиболее интересных вопросов, ответы на которые вы сможете прочесть в консультациях специалиста.

Признаки стационарного рабочего места

Понятие рабочего места в НК РФ не прописано, поэтому на основании п. 1 ст. 11 НК РФ воспользуемся определением, приведенным в Трудовом кодексе РФ (ТК РФ).

Рабочее место – это место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя (ч. 6 ст. 209 ТК РФ).

Рабочее место, созданное на срок более одного месяца, считается стационарным (п. 2 ст. 11 НК РФ).

Под оборудованием стационарного рабочего места обычно подразумевается создание условий для исполнения трудовых обязанностей, а также само исполнение таких обязанностей. Данный вывод содержится в письмах Минфина России от 23.05.2013 № 03-02-07/1/18299, от 20.05.2013 № 03-02-07/1/17743, от 18.03.2013 № 03-02-07/1/8192, от 01.08.2012 № 03-02-07/1-194, от 01.03.2012 № 03-02-07/1-50, от 18.01.2012 № 03-02-07/1-20, от 16.12.2011 № 03-04-06/3-346, от 01.08.2011 № 03-02-07/1-269, от 28.07.2011 № 03-02-07/1-265 и ФНС России от 18.01.2011 № ПА-4-6/449.

Исходя из вышеизложенного основные признаки стационарного рабочего места следующие:

  • наличие трудовых отношений между работником и работодателем;
  • нахождение работника в этом месте (либо необходимость прибытия) в соответствии со служебными обязанностями;
  • нахождение указанного места под контролем работодателя;
  • указанное место создается на срок более одного месяца.

К сведению СвернутьПоказать

Обособленное подразделение признается таковым вне зависимости от формы организации работы, от конкретных работников, выполняющих определенную работу, срока нахождения конкретного работника на стационарном рабочем месте (письмо Минфина России от 03.07.2013 № 03-03-06/1/25485).

Командировки

Служебная командировка – это поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. Служебные поездки работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, служебными командировками не признаются (ч. 1 ст. 166 ТК РФ).

Чиновники утверждают, что форма организации работ (командировка или иная), срок нахождения конкретного работника на созданном организацией стационарном рабочем месте не имеют правового значения для постановки на учет по месту нахождения его обособленного подразделения. Указанный вывод содержится в письмах Минфина России от 12.10.2012 № 03-02-07/1-250, № 03-02-07/1-249, от 24.09.2010 № 03-02-07/1-425, от 17.03.2010 № 03-02-07/1-114 и ФНС России от 19.01.2012 № ПА-4-6/604@.

Среди налоговиков бытует мнение, что выполнение работ на объекте, находящемся вне местонахождения налогоплательщика, приводит к созданию стационарных рабочих мест. По нашему мнению, создание рабочего места на какой-то территории возможно лишь в случае, если в отношении него организация имеет соответствующие права (право собственности или право пользования).

Судебная практика СвернутьПоказать

Арбитры установили, что доказательства наличия объектов недвижимости на праве собственности либо аренды (или ином праве), по месту которых могли быть оборудованы рабочие места, не представлены. При этом направление работников общества в командировку не свидетельствует о создании в месте командировки рабочего места как признака обособленного подразделения организации (постановление ФАС Северо-Западного округа от 24.02.2005 № А05-11368/04-9).

Вопрос о наличии либо об отсутствии признаков обособленного подразделения решается с учетом договора, на основании которого организация осуществляет деятельность, отправляя работников в командировку, фактического характера отношений между организацией и ее работниками и других обстоятельств (письмо Минфина России от 19.07.2012 № 03-02-07/1-181).

Судебная практика СвернутьПоказать

Заключение договора подряда само по себе не свидетельствует о создании организацией обособленного подразделения по месту осуществления подрядных работ (постановление ФАС Северо-Западного округа от 15.02.2010 по делу № А05-9705/2009).

Если организация направляет своих сотрудников в служебную командировку для выполнения работ без создания стационарных рабочих мест, то обязанности по постановке на учет по месту выполнения работ не возникает (письма Минфина России от 25.12.2009 № 03-02-07/1-572 и от 10.04.2009 № 03-02-07/1-176). Однако однозначный вывод можно сделать, только если продолжительность работ в одном населенном пункте составляет не более одного месяца (письмо Минфина России от 10.07.2008 № 03-02-07/1-271).

Помните, что при возникновении у налогоплательщиков затруднений с определением места постановки на учет решение на основе представленных ими данных принимается налоговой инспекцией (п. 9 ст. 83 НК РФ).

Судебная практика СвернутьПоказать

В постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 08.08.2012 по делу № А32-4519/2011 прозвучало, что понятие «стационарности» не связано с правами на недвижимость, а определяется сроком, на который создано рабочее место. При этом норма права не придает значения форме организации работ (в данном случае командировке), сроку нахождения конкретного работника на созданном организацией стационарном рабочем месте, месту приема на работу и выплаты заработной платы.

Охранные предприятия

Неоднозначен вопрос и о частных охранных предприятиях (далее – ЧОП). Спор возникает по поводу законности признания постов охраны обособленными подразделениями.

Здесь хотелось бы напомнить, что согласно ч. 6 ст. 209 ТК РФ рабочее место прямо или косвенно находится под контролем работодателя. По нашему мнению, такой контроль предполагает наличие у работодателя прав по распоряжению, пользованию, владению помещением.

Судебная практика СвернутьПоказать

Суд отметил, что охранное предприятие не арендует на территории заказчика рабочие места – помещения и прочее имущество. Согласно заключенному договору предоставление служебных и подсобных помещений, оборудования, инвентаря, средств связи является обязанностью заказчика. Все действия заказчика направлены на обеспечение его собственной безопасности, непосредственные исполнители оказываемых услуг (охранники) с заказчиком трудовыми отношениями не связаны и не закрепляются на конкретных постах. При этом в ходе исполнения договорных обязательств по охране объекта на территории заказчика заявитель не имеет возможности контролировать своих работников. Таким образом, посты охраны не отвечают критериям рабочего места. Указанный вывод содержится в постановлениях ФАС Западно-Сибирского округа от 07.09.2011 по делу № А27-15865/2010 и от 08.08.2011 по делу № А27-15867/2010, Московского округа от 20.12.2010 № КА-А41/15744-10 и от 02.03.2009 № КА-А40/817-09.

Минфин России в письме от 05.10.2012 № 03-02-07/1-238 также указал, что если на постах охраны отсутствует имущество, принадлежащее ЧОП, заказчик создает условия для осуществления исполнителем охранных услуг, а рабочее место охранника не подконтрольно работодателю, то отсутствуют основания для признания соответствующего поста охраны обособленным подразделением.

Надомники

Надомниками считаются лица, заключившие трудовой договор о выполнении работы на дому из материалов и с использованием инструментов и механизмов, выделяемых работодателем либо приобретаемых надомником за свой счет (ч. 1 ст. 310 ТК РФ).

Для нас представляет интерес письмо Минфина России от 24.05.2006 № 03-02-07/1-129. Чиновники напомнили, что в соответствии со ст. 209 ТК РФ рабочим местом признается место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя. Поэтому если организацией не создается стационарное рабочее место для выполнения трудовых функций ее работником, то никакой речи об обособленном подразделении идти не может.

В разъяснениях Минфина России, данных в письме от 21.07.2005 № 03-01-10/6-334, также прозвучало, что работа на дому происходит без оборудования этому лицу стационарного рабочего места и, соответственно, не может рассматриваться в качестве возникновения обособленного подразделения организации.

Однако в более поздних письмах чиновники уходили от ответа на вопрос об обособленном подразделении по месту жительства надомника, отмечая лишь, что в случае возникновения у налогоплательщиков затруднений с определением места постановки на учет решение на основе представленных ими данных принимается налоговым органом. Речь здесь идет о письмах Минфина России от 18.03.2013 № 03-02-07/1/8192, от 07.06.2012 № 03-02-07/1-137, от 05.05.2012 № 03-02-07/1-109.

При этом в разъяснениях, приведенных в письмах Минфина России от 12.10.2012 № 03-02-07/1-252 и ФНС России от 18.01.2011 № ПА-4-6/449, упомянуто, что на основании ч. 2 ст. 17 Жилищного кодекса РФ допускается использование жилого помещения для осуществления профессиональной деятельности проживающими в нем гражданами.

Судебная практика СвернутьПоказать

Арбитры согласились с мнением, изложенным в письме Минфина России от 24.05.2006 № 03-02-07/1-129, о том, что место выполнения трудовой функции надомника не признается обособленным подразделением (постановление ФАС Московского округа от 03.12.2010 № КА-А40/15062-10).

Рабочее место надомника не является обособленным подразделением, т.к. указанное место создается не работодателем, ему не принадлежит (нет договора аренды) и не подконтрольно организации. Тем не менее подобная позиция может привести к судебным спорам с налоговыми органами.

Вахтовики

Вахтовый метод – это особая форма осуществления трудового процесса вне места постоянного проживания работников, когда не может быть обеспечено ежедневное их возвращение к месту постоянного проживания (ч. 1 ст. 297 ТК РФ). Вахтовый метод применяют при значительном удалении места работы от места постоянного проживания работников или места нахождения работодателя в целях сокращения сроков строительства, ремонта или реконструкции объектов в необжитых, отдаленных районах или районах с особыми природными условиями, а также при осуществлении иной производственной деятельности (ч. 2 ст. 297 ТК РФ).

Местом работы при вахтовом методе считаются объекты (участки), на которых осуществляется непосредственная трудовая деятельность. На это указано в п. 1.1 Основных положений о вахтовом методе организации работ, утвержденных постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС, Минздрава СССР от 31.12.1987 № 794/33-82.

Форма организации работ (вахтовый метод или какой-либо иной), а также срок нахождения конкретного работника на созданном стационарном рабочем месте не имеют правового значения для образования обособленного подразделения (письма Минфина России от 12.10.2012 № 03-02-07/1-249, от 05.08.2011 № 03-02-07/1-279, от 17.03.2010 № 03-02-07/1-114). Так что если деятельность организации с использованием вахтового метода осуществляется вне места ее нахождения в срок, превышающий один месяц, это приведет к созданию обособленного подразделения (письмо ФНС России от 19.01.2012 № ПА-4-6/604@). С учетом передвижного характера работ налоговым органом может быть принято решение о постановке организации на учет по первоначальному месту нахождения обособленного подразделения, без учета последующего изменения его места нахождения на территории одного субъекта Российской Федерации (письмо Минфина России от 12.10.2012 № 03-02-07/1-250).

В Таблице ниже см. ответственность за нарушения, связанные с несвоевременной регистрацией обособленного подразделения.

Таблица СвернутьПоказать

Рабочее место

Рабочее место — место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

Термин «Рабочее место» определен статьей 209 ТК РФ: Рабочее место — место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

Обязательными для включения в трудовой договор являются: место работы, а в случае, когда работник принимается для работы в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, расположенном в другой местности, — место работы с указанием обособленного структурного подразделения и его местонахождения (Статья 57. «Содержание трудового договора» ТК РФ).

Понятие «Рабочее место» используется в налогообложении. Так, Обособленное подразделение организации — любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца (ст. 11 НК РФ).

Соответственно, если вне места нахождения организации оборудованы стационарные рабочик места, то налогоплательщик обязан исполнять налоговые обязанности по месту расположения подразделений.

На практике по этому вопросу могут быть спорные ситуации — например, когда работники осуществляют работы на временных строительных площадках, осуществляют ремонт на территории заказчика и т.д.

В таких ситуациях, требуется определять степень контроля работодателя за рабочими местами и иные факторы.

Определение термину «Рабочее место» имеется и в ряде других документов:

Рабочее место — участок помещения, на котором в течение рабочей смены или части ее осуществляется трудовая деятельность. Рабочим местом может являться несколько участков производственного помещения. Если эти участки расположены по всему помещению, то рабочим местом считается вся площадь помещения (п. 3.2. «СанПиН 2.2.4.548-96. 2.2.4. Физические факторы производственной среды. Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений. Санитарные правила и нормы» (утв. Постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 01.10.1996 N 21)).

Стационарное рабочее место — это рабочее место, расположение, а также техническое оснащение которого имеют стационарный характер, то есть рабочее место связано с определенным цехом или участком работ;

Нестационарное рабочее место — это рабочее место, месторасположение которого, а также его техническое оснащение имеют нестационарный характер, то есть рабочее место связано с определенным строительным объектом или эксплуатируемым сооружением, а техническое оснащение является мобильным или переносным (Приложение Б «СП 12-133-2000. Безопасность труда в строительстве. Положение о порядке аттестации рабочих мест по условиям труда в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве» (принят и введен в действие Постановлением Госстроя РФ от 31.03.2000 N 26)).

Пример из судебной практики

Субподрядчик направил на строительный объект к подрядчику своих работников, которые жили на территории объекта и осуществляли там работы. Налоговый орган считал, что по месту проведения работ у субподрядчика были стационарные рабочие места и, соответственно, возникло обособленное подразделение для целей уплаты налогов.

Суд пришел к выводу, что в этой ситуации обособленное подразделение не возникло:

По условиям договора субподряда работы выполнялись на территории заказчика и под контролем подрядчика в соответствии с проектной документацией, выданной и утвержденной подрядчиком. При этом само по себе заключение договора субподряда и направление сотрудников в командировку сроком более месяца не свидетельствует о создании Обществом обособленного подразделения, поскольку направление работников в командировку без создания стационарных рабочих мест не приводит к образованию обособленного подразделения.

Постановление Арбитражного суда Северо-западного округа от 16 сентября 2015 года № А05-9557/2014.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *