Ставка НДС 0

Автор: | 01.09.2018

Применение нулевой ставки НДС: право или обязанность налогоплательщика 1

<1> На примере правовых позиций Конституционного Суда РФ 2005 г.

Применение нулевой налоговой ставки в соответствии с правилами гл. 21 НК РФ обусловлено проведением экспортной операции, а также представлением налогоплательщиком определенного комплекта документов. При этом именно на налогоплательщика возлагается обязанность подтвердить обоснованность применения такой налоговой ставки путем представления соответствующих документов.

В основе НДС лежит постепенное переложение сумм налога на конечного потребителя товара (работы, услуги). При этом при исчислении сумм налога, подлежащих возмещению из бюджета, экспортер будет учитывать те суммы налога, которые были предъявлены экспортеру его контрагентами.

Соответствующий правовой механизм, установленный нормами гл. 21 НК РФ, состоит в следующем: при реализации товаров (работ, услуг) каждый налогоплательщик дополнительно к цене реализуемых товаров (работ, услуг) предъявляет к оплате покупателю соответствующую сумму налога на добавленную стоимость (ч. 1 ст. 168 НК РФ). При этом при исчислении своих налоговых обязательств за определенный период налогоплательщик уменьшает сумму налога, поступившую от его покупателей, на суммы налогов, которые были предъявлены налогоплательщику его поставщиками (так называемый "входной" НДС).

Таким образом, тот налог, который налогоплательщик предъявляет покупателю, в свою очередь, является для этого покупателя "входным" НДС, который может быть принят к вычету при соблюдении условий гл. 21 НК РФ. Тем самым, как указал Конституционный Суд РФ, "обеспечиваются условия для движения эквивалентных по стоимости, хотя и различных по направлению потоков денежных средств, одного — от налогоплательщика к поставщику в виде фактически уплаченных сумм налога, а другого — к налогоплательщику из бюджета в виде предоставленного законом налогового вычета, приводящего либо к уменьшению итоговой суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, либо к возмещению суммы налога из бюджета" <2>. В результате каждый налогоплательщик, участвующий в определенной стадии производственного процесса, уплачивает налог только с той части стоимости товара, которая была создана (добавлена) именно у этого налогоплательщика.

<2> Определение Конституционного Суда РФ от 08.04.2004 N 169-О.

В 2005 г. НДС вновь был предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ. Так, в Определении Конституционного Суда РФ от 19.01.2005 N 41-О отмечается, что порядок освобождения от НДС обладает определенной спецификой. При таком порядке происходит не только освобождение налогоплательщика от уплаты НДС по операциям реализации соответствующих товаров (работ, услуг), но и возмещение из бюджета сумм НДС, перечисленных налогоплательщиком своим поставщикам (возврат "входного" НДС). Применение такого порядка в отношении экспортируемых из Российской Федерации товаров способствует усилению конкурентоспособности российских товаров на мировом рынке, поскольку по общему правилу экспортируемые товары, а также работы и услуги, связанные с экспортом, облагаются НДС в стране назначения.

Следует отметить, что действующее налоговое законодательство предусматривает применение нулевой налоговой ставки при реализации товаров как для экспортеров, так и для перевозчиков экспортируемых товаров.

Рассматривая природу НДС, следует обратить внимание на то, что в его основе лежит постепенное переложение сумм налога на конечного потребителя товара (работы, услуги). При этом при исчислении сумм налога, подлежащих возмещению из бюджета, экспортер будет учитывать те суммы налога, которые были предъявлены ему его контрагентами. Но это означает, что неприменение перевозчиком экспортируемых товаров нулевой налоговой ставки не должно приводить к отрицательным последствиям для бюджета при условии включения перевозчиком полученных сумм НДС в собственную налоговую базу при исчислении сумм налога, подлежащих уплате в бюджет.

С точки зрения фискальных интересов не будет иметь существенного значения, применит ли перевозчик к стоимости своих услуг налоговую ставку 0% и сам заявит к возмещению суммы налога, уплаченные своим поставщикам, или предъявит экспортеру сумму НДС по общеустановленной ставке, в составе которой будут фактически содержаться как суммы НДС, уплаченные перевозчиком поставщикам, так и сумма налога с той части добавленной стоимости, которая была создана самим перевозчиком. Более того, применение перевозчиком общеустановленной ставки НДС влечет за собой уплату им налога, который будет возмещен экспортером лишь после сбора полного комплекта документов, подтверждающих право на применение нулевой ставки НДС, их представления в налоговый орган (п. 3 ст. 172 НК РФ) и проверки документов в течение сроков, установленных п. 4 ст. 176 НК РФ.

Исходя из буквального содержания нормы пп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ, ФНС России считает требование о применении нулевой ставки по НДС абсолютным, не предполагающим возможности такого отказа от применения этой ставки налогоплательщиком, при котором налогообложение указанных операций происходит в общем порядке в соответствии с фактическими условиями хозяйственной деятельности налогоплательщика. Такой подход правоприменителя закреплен, например, в Письме ФНС России от 13.01.2006 N ММ-6-03/18@, а также в Письме Минфина России от 04.03.2005 N 03-04-08/34.

В Письме ФНС России от 13.01.2006 N ММ-6-03/18@, согласованном с Минфином России, сделан общий вывод о безусловной обязанности перевозчиков экспортных грузов применять ставку НДС 0% по указанным операциям. По смыслу этого Письма налогоплательщик не будет уплачивать НДС в бюджет, а, наоборот, будет требовать его возмещения из бюджета. Таким образом, применение положений указанного Письма в отношении налогоплательщика, с одной стороны, не учитывает всех особенностей транспортировки нефтепродуктов на экспорт, в которой участвует несколько перевозчиков, а с другой — создает предпосылки для необоснованных бюджетных потерь.

Вместе с тем согласно ст. 165 НК РФ обоснованность применения нулевой ставки НДС непременно должна быть подтверждена в установленном порядке определенными документами, перечень которых приведен в статье. В правоприменительной практике на это неоднократно обращалось внимание (например, в Постановлениях Президиума ВАС РФ от 20.12.2005 N 9263/05; от 01.11.2005 N 9660/05; от 18.10.2005 N 4047/05; от 22.03.2005 N 15909/04). Отсутствие или непредставление в налоговые органы указанных в ст. 165 НК РФ документов в установленный срок влечет за собой обязанность организации, так или иначе связанной с проведением экспортной операции, уплатить НДС по общей ставке (п. 9 ст. 165 НК РФ). При этом налоговые органы настаивают на том, что в таком случае НДС подлежит уплате за счет собственных средств налогоплательщика и не подлежит предъявлению потребителям услуг.

Отсутствие требуемых документов приводит к тому, что суммы НДС, начисленные и уплаченные налогоплательщиком со стоимости услуг, не компенсируются средствами, полученными от потребителей услуг. Для налогоплательщика такой порядок применения нулевой ставки по сути означает дополнительное обременение, приводящее к ограничению провозглашенных в Конституции РФ свободы предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ч. 1 ст. 8), права частной собственности (ч. 2 ст. 35) и права на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ч. 1 ст. 34).

Конституционный Суд РФ в своих решениях указывал, что "право частной собственности и свобода предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, не являясь абсолютными, могут быть ограничены законом. Однако как сама возможность ограничений, так и их характер определяются законодателем не произвольно, а в соответствии с Конституцией Российской Федерации, закрепляющей в статье 55 (часть 3), что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства" <3>.

<3> Постановление Конституционного Суда РФ от 12.05.1998 N 14-П.

Развивая свою позицию, Конституционный Суд РФ в 2005 г. отмечал, что при регулировании общественных отношений федеральный законодатель связан конституционным принципом соразмерности и вытекающими из него требованиями адекватности и пропорциональности используемых правовых средств (Постановления от 14.11.2005 N 10-П и от 16.07.2004 N 14-П), поскольку в противном случае определенные правовые механизмы могут превратиться из меры воздействия в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права частной собственности.

Анализ норм гл. 21 НК РФ, регулирующих порядок применения нулевой налоговой ставки, показывает, что установление такой ставки для отдельных операций приводит к установлению благоприятного режима для некоторых категорий налогоплательщиков, проявляющегося для них в возможности возместить из бюджета определенные денежные суммы. Это означает, что нулевая ставка по сути не отвечает определению налоговой ставки, которое содержится в п. 1 ст. 53 НК РФ и согласно которому налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

Таким образом, нулевая налоговая ставка не применяется для определения той суммы, которая подлежит уплате в бюджет в качестве налога (п. 1 ст. 8 НК РФ), а, напротив, создает предпосылки для возмещения из бюджета определенных денежных сумм. Возложение на налогоплательщика обязанности по применению налоговой ставки НДС 0% не связано с взиманием налогов как обязательных индивидуально безвозмездных денежных платежей, необходимых для покрытия публичных расходов, поэтому отказ налогоплательщика от применения такой налоговой ставки не затрагивает его конституционно-правовой обязанности по уплате налогов (ст. 57 Конституции РФ).

В то же время, хотя обязанность по применению налоговой ставки 0% не обусловлена необходимостью взимания налогов для обеспечения расходов публичной власти, такая обязанность может быть оправдана иными конституционно значимыми целями. В частности, Конституционный Суд РФ, рассматривая порядок применения налогового законодательства при реализации товаров на экспорт, указал, что "данная мера направлена на поддержку отечественных товаропроизводителей с целью усилить конкурентоспособность экспортируемых товаров на мировом рынке" <4>.

<4> Определение Конституционного Суда РФ от 19.01.2005 N 41-О.

Однако с учетом требований, закрепленных в ст. 165 НК РФ, действующий механизм применения нулевой ставки НДС сложно оценить как адекватный, соразмерно ограничивающий конституционные права и свободы.

Как было отмечено, возможность применения нулевой налоговой ставки связана с подтверждением налогоплательщиком его права на получение возмещения при налогообложении по этой ставке. Для подтверждения обоснованности применения нулевой налоговой ставки и соответствующих налоговых вычетов налогоплательщик должен представить в налоговые органы документы, перечисленные в ст. 165 НК РФ.

В результате своих действий перевозчик экспортируемых товаров получит возмещение из бюджета сумм НДС, предъявленных ему поставщиками. Однако, по существу, такой же экономический эффект достигается и в том случае, когда перевозчик не применяет налоговую ставку 0%, предъявляет НДС со стоимости оказанных услуг, учитывает эту сумму в своих расчетах с бюджетом, а затем экспортер предъявляет эту сумму налога к возмещению из бюджета.

В тех случаях, когда ставка 0% применяется как экспортером, так и перевозчиком, указанные документы должны представляться каждым из них отдельно. При этом сравнительный анализ п. п. 1 и 4 ст. 165 НК РФ показывает, что как экспортер, так и перевозчик для подтверждения правомерности применения нулевой ставки по НДС обязаны представлять одинаковые документы.

Такой порядок применения налоговой ставки приводит к повторному рассмотрению налоговым органом одних и тех же документов. Дублирование контрольных мероприятий также не свидетельствует об оптимальности налогового контроля за применением ставки и приводит к существенному увеличению нагрузки на налоговые и таможенные органы.

Изложенное позволяет сделать вывод о том, что механизм применения нулевой ставки НДС перевозчиками, который следует из буквального толкования поддерживаемого в правоприменительной практике пп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ, не способствует достижению какой-либо конституционно значимой цели, а также несоразмерно ограничивает конституционные права и свободы хозяйствующих субъектов.

Конституционный Суд РФ, рассматривая экономическую природу НДС, указал, что "налог на добавленную стоимость представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения" <5>.

<5> Определение Конституционного Суда РФ от 09.06.2005 N 287-О.

В соответствии с Определением Конституционного Суда РФ "пункт 1 статьи 164 НК РФ предусматривает освобождение от налогообложения, то есть налоговую льготу" <6>. Согласно этой позиции при применении нулевой ставки по НДС следует принимать во внимание те особенности, которые присущи налоговым льготам в соответствии с законодательством.

<6> Определение Конституционного Суда РФ от 19.01.2005 N 41-О.

В соответствии с пп.

Нулевая ставка НДС: перечень, в каких случаях применяется

3 п. 1 ст. 21 НК РФ использование налоговых льгот — право, а не обязанность налогоплательщика. Следовательно, именно от воли налогоплательщика зависит факт использования или неиспользования налоговой льготы.

Из изложенного следует, что конституционно-правовой смысл положений п. 1 ст. 164, раскрытый Конституционным Судом РФ в названном Определении, расходится с буквальным пониманием указанной нормы и предполагает возможность применения ставки НДС, отличной от нулевой, при оказании услуг по транспортировке товаров на экспорт.

Таким образом, норма пп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ допускает неоднозначное толкование, что противоречит положениям ч. 1 ст. 19 Конституции РФ и обусловливает возможность неодинаковой оценки деятельности хозяйствующих субъектов, находящихся в равных экономических условиях. Кроме того, применение оспариваемой нормы с позиций буквального толкования порождает определенные противоречия, свидетельствует о неадекватности и несоразмерности введенных ограничений и влечет нарушение прав и законных интересов хозяйствующих субъектов.

Мы полагаем, что норма п. 2 ст. 164 НК РФ в силу своей неопределенности и по смыслу, придаваемому ей правоприменительной практикой, ставит налогоплательщиков, ведущих экспортные транспортировки и объективно не обладающих возможностью собрать полный комплект документов для подтверждения правомерности применения ставки НДС 0%, в заведомо неравное положение по сравнению с другими налогоплательщиками, применяющими указанную налоговую ставку. Это, в свою очередь, приводит к неравному налогообложению лиц, находящихся в равном экономическом положении, нарушает конституционный принцип равенства всех перед законом и судом, а также неправомерно ограничивает свободу предпринимательской деятельности и право частной собственности.

Установление налогового режима с применением ставки 0% можно расценивать либо как установление пониженной (в сравнении с обычным режимом) налоговой ставки, либо как фактическое освобождение налогоплательщика от уплаты в бюджет суммы НДС при наличии у него объекта налогообложения. Но при любой трактовке установление данного режима означает предоставление налогоплательщику определенного налогового преимущества, поэтому основной критерий, характеризующий налоговую льготу, в данном случае соблюдается.

Квалификация нулевой налоговой ставки как налоговой льготы автоматически означает возможность применения к рассматриваемой ситуации нормы п. 2 ст. 56 НК РФ, согласно которой "налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом".

Как отмечалось, одним из основных условий применения нулевой ставки по НДС является представление налогоплательщиком в соответствии с требованиями ст. 165 НК РФ пакета документов, подтверждающих экспорт. Так, из п. 9 ст. 165 НК РФ вытекает, что нулевая налоговая ставка может быть применена (в частности, в отношении экспортных операций) при представлении налогоплательщиком в 180-дневный срок пакета документов, подтверждающих экспорт, а в случае непредставления документов в указанный срок в отношении соответствующих операций применяются ставки 10, 18 или 20%. Однако эти положения не означают обязательности применения нулевой ставки в отношении экспортных операций, то есть устанавливают не ограничения на отказ от использования льготы, а последствия несоблюдения установленного порядка применения льготы (непредставления документов в установленный срок).

Такой запрет не следует напрямую и из иных норм гл. 21 НК РФ. Следовательно, допустимо говорить о возможности отказа от применения нулевой налоговой ставки, поскольку применение льготы является правом, а не обязанностью налогоплательщика.

Как указано в Определении Конституционного Суда РФ, "по общему правилу обложение налогом на добавленную стоимость экспортируемых товаров, а также работ и услуг, связанных с экспортом товаров, осуществляется в стране назначения. Данная мера направлена на поддержку отечественных товаропроизводителей с целью усилить конкурентоспособность экспортируемых товаров на мировом рынке. Поэтому в подпункте 1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, при условии представления в налоговые органы необходимых документов налогообложение налогом на добавленную стоимость производится по налоговой ставке 0 процентов" <7>. Из этого следует, что, устанавливая в п. 1 ст. 164 НК РФ нулевую ставку НДС в отношении отдельных операций, законодатель ввел особый налоговый механизм, направленный на стимулирование соответствующих видов деятельности. Между тем мероприятия по стимулированию не могут быть принудительными и всегда предполагают наличие волеизъявления стимулируемого.

<7> Определение Конституционного Суда РФ от 19.01.2005 N 41-О.

Таким образом, пониженная ставка 0% только тогда может выполнить отведенное ей законодателем назначение, а именно стимулировать перечисленные в п. 1 ст. 164 НК РФ виды деятельности, когда возможность ее применения будет зависеть от волеизъявления налогоплательщика, сформированного с учетом его интересов. Применение пониженной ставки, предусмотренной п. 1 ст. 164 НК РФ, является правом налогоплательщика, а не его обязанностью, что свидетельствует о том, что указанная ставка является налоговой льготой. Налогоплательщик вправе самостоятельно выбрать, какую ставку ему применять — 0% или 18%.

Ю.А.Крохина

Д. ю. н,

профессор,

заведующая кафедрой финансового права

Российская правовая академия

Министерства юстиции Российской Федерации

Налоговые ставки НДС 18%, 10%, 0%.

Налог на добавленную стоимость в налоговой системе России по праву считается одним из наиболее сложных. Законодательные нормы по данному налогу содержат множество неоднозначных вопросов, касающихся порядка его расчета. Различные нюансы формирования налоговой базы по НДС всегда вызывали вопросы у бухгалтеров.

Одним из важных элементов налогообложения являются налоговые ставки. Налоговый кодекс выделяет 5 ставок НДС, для применения которых важно правильно квалифицировать хозяйственные операции, являющиеся объектом налогообложения. В данной статье мы рассмотрим ставки налога на добавленную стоимость и порядок их применения.

Общие положения

Налоговым кодексом предусмотрены две группы ставок НДС:

1. основные;

2. расчетные.

Основные налоговые ставки применяются для определения суммы налога по общепринятой методике: путем умножения налоговой базы на соответствующую налоговую ставку. В отличие от основных, расчетные ставки применяются в целях выделения НДС из показателя, уже включающего в себя сумму налога. К основным ставкам относятся следующие:

1) ставка 18%;

2) ставка 10%;

3) ставка 0%.

В качестве расчетных Налоговый кодекс выделяет две налоговые ставки:

1) ставка 18/118;

2) ставка 10/110.

Рассмотрим указанные ставки подробнее.

Основная ставка 18%

Если основные ставки 10% и 0% являются скорее исключением из общего правила, то ставка 18% применяется в подавляющем большинстве случаев. Другими словами, операции, прямо не поименованные в Налоговом кодексе в качестве оснований для применения других ставок, облагаются налогом по ставке 18%.

Как указывалось выше, сумма налога с использованием основной ставки рассчитывается по формуле:

Сумма НДС = Налоговая база * Налоговая ставка.

Проиллюстрируем порядок расчета НДС на простом примере.

Компания, занимающаяся производством мебели, реализовала офисную мебель общей стоимостью 100 000 рублей. Хозяйственные операции по реализации мебели не являются исключением, при котором применяются пониженные ставки 10% и 0%, а облагаются налогом по стандартной, самой распространенной ставке 18%. Расчет НДС будет следующим:

Сумма НДС = 100 000 руб. * 18% = 18 000 руб.

Соответственно, общая сумма, предъявленная покупателю с учетом налога, составит 118 000 рублей, а организация-продавец начислит к уплате в бюджет НДС в размере 18 000 рублей.

Основная ставка 10%

Данная ставка относится к определенным категориям товаров, закрытый перечень которых определен пунктом 2 статьи 164 Налогового кодекса.

Соответственно, для применения такой пониженной ставки необходимо убедиться, находится ли реализуемая продукция в законодательно установленном списке.

К группам товаров, облагаемых НДС по ставке 10%, относятся, в частности, следующие:

 — продовольственные товары, например: мясо и продукты из мяса (за исключением деликатесов), молоко и молочные продукты (в том числе мороженое), яйца и продукты из яиц, растительное масло, маргарин, сахар, соль, хлебобулочные изделия, крупы, мука, живая рыба (кроме ценных пород), морепродукты, овощи и другие продукты питания;

— детская продукция, например: трикотажные и швейные изделия, обувь, детские кровати, коляски, игрушки, школьные принадлежности и т.п.;

— практически все периодические печатные издания, за некоторым исключением. В данном контексте под периодическим печатным изданием понимаются журналы, газеты и другие аналогичные издания, выходящие в тираж не реже одного раза в год, и имеющие свое индивидуальное название и порядковый номер выпуска.

Важно иметь в виду, что как правило, большинство газет и журналов включают в себя различные рекламные публикации. Следует учитывать, что если рекламный текст превысит 40% всего содержания печатного издания, тогда журнал или газета будут признаны рекламными изданиями и применение пониженной ставки 10% в данном случае будет неправомерным.

Реализация рекламных периодических печатных изданий облагается НДС по основной ставке 18%. Кроме того, важным нюансом является печатная форма издания. Многие журналы издаются в электронном виде, в этом случае также будет применяться ставка 18%;

— медицинские товары (отечественного и зарубежного производства). К ним относятся лекарства и различные медицинские изделия;

— реализация племенного крупного рогатого скота, свиней, овец, коз, лошадей и т.п.

Необходимо иметь в виду, что соответствующая продукция облагается НДС по ставке 10% только в том случае, если определенные категории товаров, содержатся в постановлениях Правительства Российской Федерации, конкретизирующих те или иные группы продукции.

Например: для применения ставки 10% в отношении лекарственных препаратов необходимо наличие регистрационных удостоверений на конкретные наименования. Если регистрационное удостоверение отсутствует или срок его действия истек, применение пониженной ставки недопустимо.

Схема расчета НДС при применении налоговой ставки 10% будет аналогична расчету налога по ставке 18%.

Например: магазин, который занимается оптовой продажей детской одежды, заключил договор на реализацию продукции на сумму 100 000 рублей. В этом случае сумма налога составит:

Сумма НДС = 100 000 руб. * 10% = 10 000 руб.

Таким образом, общая сумма, предъявленная покупателю в счет-фактуре и товарной накладной, составит 110 000 рублей.

Основная ставка 0%

Обратим внимание, что Налоговый кодекс устанавливает основания для освобождения от уплаты НДС, определяет категории лиц, не являющихся плательщиками данного налога, а также устанавливает операции, не относящиеся к объектам налогообложения. В этом случае операции по реализации осуществляются с пометкой в документах «Без НДС».

Ставка 0% не является налоговой льготой и применяется плательщиками налога при выполнении ряда условий.

Нулевая ставка НДС: особенности применения

В пункте 1 статьи 164 НК РФ указан перечень операций, облагаемых налогом по данной ставке. К ним относятся, в частности, следующие:

— реализация товаров в режиме экспорта, то есть их вывоз за пределы таможенной территории России;

— оказание услуг по международной перевозке товаров, которая может осуществляться путем авиаперевозок, автомобильным и железнодорожным транспортом, морскими судами и иными способами. Главное, чтобы пункт назначения находился за пределами Российской Федерации;

— услуги по транспортировке нефти и нефтепродуктов;

— реализация товаров (работ или услуг) в области космической деятельности;

— реализация драгоценных металлов компаниями, осуществляющими их добычу или производство из лома и отходов, содержащих драгметаллы;

— и другие операции.

Для того чтобы при осуществлении вышеуказанных операций применить ставку 0%, налогоплательщик должен представить в налоговые органы определенный перечень документов. Порядок получения права на применение данной ставки установлен статьей 165 Налогового кодекса.

В частности, нужно предоставить:

— копию контракта с зарубежным контрагентом, предметом которого является операция, подлежащая налогообложению НДС по ставке 0% (например: реализация в режиме экспорта);

— копию таможенной декларации с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товара в процедуре экспорта;

— копии товаросопроводительных документов с отметками таможенных органов, подтверждающих вывоз товара на экспорт;

— и другие документы.

С подробным перечнем документации, предоставляемой в налоговый орган в зависимости от вида операции, предусмотренной пунктом 1 статьи 164 НК РФ, можно ознакомиться в статье 165 НК РФ.

Расчетные ставки 18/118 и 10/110

В отличие от основных ставок, выраженных в процентах, расчетные ставки представляют собой формулы, соответствующие основным ставкам 18% и 10%.

Пункт 4 статьи 164 НК РФ регламентирует ситуации, при которых необходимо применение таких ставок.

На практике наиболее распространено использование расчетных ставок при получении авансовых платежей (предварительной оплаты) под предстоящую поставку товаров, выполнение работ или оказание услуг.

Поскольку полученный платеж уже включает в себя сумму налога, то для расчета НДС применяется следующая формула:

Сумма НДС = Размер авансового платежа * 18/118 (или 10/110).

Другими словами, расчетные ставки складываются по формулам: 18 / (100 + 18) и 10 / (100 + 10).

Учитывая, что с суммы полученного аванса организации должны уплачивать НДС в бюджет, при получении предоплаты в определенном размере (например: 118 000 рублей), налог должен быть рассчитан по формуле:

118 000 * 18 / 118 = 18 000 руб.

Соответственно, полученный аванс в размере 118 000 рублей включает в себя НДС в размере 18 000 рублей.

Аналогичным образом с применением ставки 10/110 рассчитывается НДС по товарам, облагаемым налогом по ставке 10%.

Также расчетные ставки применимы, в частности:

  • при удержании налога налоговыми агентами;
  • при реализации имущества, приобретенного у третьих лиц и включающего в себя сумму налога;
  • при реализации автомобилей, купленных у физических лиц;
  • при передаче имущественных прав;
  • а также при реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки.

Получить подробную консультацию по вопросам учета НДС и другим можно у специалистов нашей компании по телефонам в Москве: +7 (495) 795-85-39, +7 (903) 713-67-52.

Применение нулевой ставки НДС: право или обязанность налогоплательщика 1

<1> На примере правовых позиций Конституционного Суда РФ 2005 г.

Применение нулевой налоговой ставки в соответствии с правилами гл. 21 НК РФ обусловлено проведением экспортной операции, а также представлением налогоплательщиком определенного комплекта документов. При этом именно на налогоплательщика возлагается обязанность подтвердить обоснованность применения такой налоговой ставки путем представления соответствующих документов.

В основе НДС лежит постепенное переложение сумм налога на конечного потребителя товара (работы, услуги). При этом при исчислении сумм налога, подлежащих возмещению из бюджета, экспортер будет учитывать те суммы налога, которые были предъявлены экспортеру его контрагентами.

Соответствующий правовой механизм, установленный нормами гл. 21 НК РФ, состоит в следующем: при реализации товаров (работ, услуг) каждый налогоплательщик дополнительно к цене реализуемых товаров (работ, услуг) предъявляет к оплате покупателю соответствующую сумму налога на добавленную стоимость (ч. 1 ст. 168 НК РФ). При этом при исчислении своих налоговых обязательств за определенный период налогоплательщик уменьшает сумму налога, поступившую от его покупателей, на суммы налогов, которые были предъявлены налогоплательщику его поставщиками (так называемый "входной" НДС).

Таким образом, тот налог, который налогоплательщик предъявляет покупателю, в свою очередь, является для этого покупателя "входным" НДС, который может быть принят к вычету при соблюдении условий гл. 21 НК РФ. Тем самым, как указал Конституционный Суд РФ, "обеспечиваются условия для движения эквивалентных по стоимости, хотя и различных по направлению потоков денежных средств, одного — от налогоплательщика к поставщику в виде фактически уплаченных сумм налога, а другого — к налогоплательщику из бюджета в виде предоставленного законом налогового вычета, приводящего либо к уменьшению итоговой суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, либо к возмещению суммы налога из бюджета" <2>. В результате каждый налогоплательщик, участвующий в определенной стадии производственного процесса, уплачивает налог только с той части стоимости товара, которая была создана (добавлена) именно у этого налогоплательщика.

<2> Определение Конституционного Суда РФ от 08.04.2004 N 169-О.

В 2005 г. НДС вновь был предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ. Так, в Определении Конституционного Суда РФ от 19.01.2005 N 41-О отмечается, что порядок освобождения от НДС обладает определенной спецификой. При таком порядке происходит не только освобождение налогоплательщика от уплаты НДС по операциям реализации соответствующих товаров (работ, услуг), но и возмещение из бюджета сумм НДС, перечисленных налогоплательщиком своим поставщикам (возврат "входного" НДС). Применение такого порядка в отношении экспортируемых из Российской Федерации товаров способствует усилению конкурентоспособности российских товаров на мировом рынке, поскольку по общему правилу экспортируемые товары, а также работы и услуги, связанные с экспортом, облагаются НДС в стране назначения.

Следует отметить, что действующее налоговое законодательство предусматривает применение нулевой налоговой ставки при реализации товаров как для экспортеров, так и для перевозчиков экспортируемых товаров.

Рассматривая природу НДС, следует обратить внимание на то, что в его основе лежит постепенное переложение сумм налога на конечного потребителя товара (работы, услуги). При этом при исчислении сумм налога, подлежащих возмещению из бюджета, экспортер будет учитывать те суммы налога, которые были предъявлены ему его контрагентами. Но это означает, что неприменение перевозчиком экспортируемых товаров нулевой налоговой ставки не должно приводить к отрицательным последствиям для бюджета при условии включения перевозчиком полученных сумм НДС в собственную налоговую базу при исчислении сумм налога, подлежащих уплате в бюджет.

С точки зрения фискальных интересов не будет иметь существенного значения, применит ли перевозчик к стоимости своих услуг налоговую ставку 0% и сам заявит к возмещению суммы налога, уплаченные своим поставщикам, или предъявит экспортеру сумму НДС по общеустановленной ставке, в составе которой будут фактически содержаться как суммы НДС, уплаченные перевозчиком поставщикам, так и сумма налога с той части добавленной стоимости, которая была создана самим перевозчиком. Более того, применение перевозчиком общеустановленной ставки НДС влечет за собой уплату им налога, который будет возмещен экспортером лишь после сбора полного комплекта документов, подтверждающих право на применение нулевой ставки НДС, их представления в налоговый орган (п. 3 ст. 172 НК РФ) и проверки документов в течение сроков, установленных п. 4 ст. 176 НК РФ.

Исходя из буквального содержания нормы пп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ, ФНС России считает требование о применении нулевой ставки по НДС абсолютным, не предполагающим возможности такого отказа от применения этой ставки налогоплательщиком, при котором налогообложение указанных операций происходит в общем порядке в соответствии с фактическими условиями хозяйственной деятельности налогоплательщика. Такой подход правоприменителя закреплен, например, в Письме ФНС России от 13.01.2006 N ММ-6-03/18@, а также в Письме Минфина России от 04.03.2005 N 03-04-08/34.

В Письме ФНС России от 13.01.2006 N ММ-6-03/18@, согласованном с Минфином России, сделан общий вывод о безусловной обязанности перевозчиков экспортных грузов применять ставку НДС 0% по указанным операциям. По смыслу этого Письма налогоплательщик не будет уплачивать НДС в бюджет, а, наоборот, будет требовать его возмещения из бюджета. Таким образом, применение положений указанного Письма в отношении налогоплательщика, с одной стороны, не учитывает всех особенностей транспортировки нефтепродуктов на экспорт, в которой участвует несколько перевозчиков, а с другой — создает предпосылки для необоснованных бюджетных потерь.

Вместе с тем согласно ст. 165 НК РФ обоснованность применения нулевой ставки НДС непременно должна быть подтверждена в установленном порядке определенными документами, перечень которых приведен в статье. В правоприменительной практике на это неоднократно обращалось внимание (например, в Постановлениях Президиума ВАС РФ от 20.12.2005 N 9263/05; от 01.11.2005 N 9660/05; от 18.10.2005 N 4047/05; от 22.03.2005 N 15909/04). Отсутствие или непредставление в налоговые органы указанных в ст. 165 НК РФ документов в установленный срок влечет за собой обязанность организации, так или иначе связанной с проведением экспортной операции, уплатить НДС по общей ставке (п. 9 ст. 165 НК РФ). При этом налоговые органы настаивают на том, что в таком случае НДС подлежит уплате за счет собственных средств налогоплательщика и не подлежит предъявлению потребителям услуг.

Отсутствие требуемых документов приводит к тому, что суммы НДС, начисленные и уплаченные налогоплательщиком со стоимости услуг, не компенсируются средствами, полученными от потребителей услуг. Для налогоплательщика такой порядок применения нулевой ставки по сути означает дополнительное обременение, приводящее к ограничению провозглашенных в Конституции РФ свободы предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ч. 1 ст. 8), права частной собственности (ч. 2 ст. 35) и права на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ч. 1 ст. 34).

Конституционный Суд РФ в своих решениях указывал, что "право частной собственности и свобода предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, не являясь абсолютными, могут быть ограничены законом. Однако как сама возможность ограничений, так и их характер определяются законодателем не произвольно, а в соответствии с Конституцией Российской Федерации, закрепляющей в статье 55 (часть 3), что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства" <3>.

<3> Постановление Конституционного Суда РФ от 12.05.1998 N 14-П.

Развивая свою позицию, Конституционный Суд РФ в 2005 г. отмечал, что при регулировании общественных отношений федеральный законодатель связан конституционным принципом соразмерности и вытекающими из него требованиями адекватности и пропорциональности используемых правовых средств (Постановления от 14.11.2005 N 10-П и от 16.07.2004 N 14-П), поскольку в противном случае определенные правовые механизмы могут превратиться из меры воздействия в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права частной собственности.

Анализ норм гл. 21 НК РФ, регулирующих порядок применения нулевой налоговой ставки, показывает, что установление такой ставки для отдельных операций приводит к установлению благоприятного режима для некоторых категорий налогоплательщиков, проявляющегося для них в возможности возместить из бюджета определенные денежные суммы. Это означает, что нулевая ставка по сути не отвечает определению налоговой ставки, которое содержится в п. 1 ст. 53 НК РФ и согласно которому налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

Таким образом, нулевая налоговая ставка не применяется для определения той суммы, которая подлежит уплате в бюджет в качестве налога (п. 1 ст. 8 НК РФ), а, напротив, создает предпосылки для возмещения из бюджета определенных денежных сумм. Возложение на налогоплательщика обязанности по применению налоговой ставки НДС 0% не связано с взиманием налогов как обязательных индивидуально безвозмездных денежных платежей, необходимых для покрытия публичных расходов, поэтому отказ налогоплательщика от применения такой налоговой ставки не затрагивает его конституционно-правовой обязанности по уплате налогов (ст. 57 Конституции РФ).

В то же время, хотя обязанность по применению налоговой ставки 0% не обусловлена необходимостью взимания налогов для обеспечения расходов публичной власти, такая обязанность может быть оправдана иными конституционно значимыми целями. В частности, Конституционный Суд РФ, рассматривая порядок применения налогового законодательства при реализации товаров на экспорт, указал, что "данная мера направлена на поддержку отечественных товаропроизводителей с целью усилить конкурентоспособность экспортируемых товаров на мировом рынке" <4>.

<4> Определение Конституционного Суда РФ от 19.01.2005 N 41-О.

Однако с учетом требований, закрепленных в ст. 165 НК РФ, действующий механизм применения нулевой ставки НДС сложно оценить как адекватный, соразмерно ограничивающий конституционные права и свободы.

Как было отмечено, возможность применения нулевой налоговой ставки связана с подтверждением налогоплательщиком его права на получение возмещения при налогообложении по этой ставке. Для подтверждения обоснованности применения нулевой налоговой ставки и соответствующих налоговых вычетов налогоплательщик должен представить в налоговые органы документы, перечисленные в ст. 165 НК РФ.

В результате своих действий перевозчик экспортируемых товаров получит возмещение из бюджета сумм НДС, предъявленных ему поставщиками. Однако, по существу, такой же экономический эффект достигается и в том случае, когда перевозчик не применяет налоговую ставку 0%, предъявляет НДС со стоимости оказанных услуг, учитывает эту сумму в своих расчетах с бюджетом, а затем экспортер предъявляет эту сумму налога к возмещению из бюджета.

В тех случаях, когда ставка 0% применяется как экспортером, так и перевозчиком, указанные документы должны представляться каждым из них отдельно. При этом сравнительный анализ п. п. 1 и 4 ст. 165 НК РФ показывает, что как экспортер, так и перевозчик для подтверждения правомерности применения нулевой ставки по НДС обязаны представлять одинаковые документы.

Такой порядок применения налоговой ставки приводит к повторному рассмотрению налоговым органом одних и тех же документов. Дублирование контрольных мероприятий также не свидетельствует об оптимальности налогового контроля за применением ставки и приводит к существенному увеличению нагрузки на налоговые и таможенные органы.

Изложенное позволяет сделать вывод о том, что механизм применения нулевой ставки НДС перевозчиками, который следует из буквального толкования поддерживаемого в правоприменительной практике пп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ, не способствует достижению какой-либо конституционно значимой цели, а также несоразмерно ограничивает конституционные права и свободы хозяйствующих субъектов.

Конституционный Суд РФ, рассматривая экономическую природу НДС, указал, что "налог на добавленную стоимость представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения" <5>.

<5> Определение Конституционного Суда РФ от 09.06.2005 N 287-О.

В соответствии с Определением Конституционного Суда РФ "пункт 1 статьи 164 НК РФ предусматривает освобождение от налогообложения, то есть налоговую льготу" <6>. Согласно этой позиции при применении нулевой ставки по НДС следует принимать во внимание те особенности, которые присущи налоговым льготам в соответствии с законодательством.

<6> Определение Конституционного Суда РФ от 19.01.2005 N 41-О.

В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 21 НК РФ использование налоговых льгот — право, а не обязанность налогоплательщика. Следовательно, именно от воли налогоплательщика зависит факт использования или неиспользования налоговой льготы.

Из изложенного следует, что конституционно-правовой смысл положений п. 1 ст. 164, раскрытый Конституционным Судом РФ в названном Определении, расходится с буквальным пониманием указанной нормы и предполагает возможность применения ставки НДС, отличной от нулевой, при оказании услуг по транспортировке товаров на экспорт.

Таким образом, норма пп. 2 п. 1 ст.

Нулевая ставка для транспортной экспедиции

164 НК РФ допускает неоднозначное толкование, что противоречит положениям ч. 1 ст. 19 Конституции РФ и обусловливает возможность неодинаковой оценки деятельности хозяйствующих субъектов, находящихся в равных экономических условиях. Кроме того, применение оспариваемой нормы с позиций буквального толкования порождает определенные противоречия, свидетельствует о неадекватности и несоразмерности введенных ограничений и влечет нарушение прав и законных интересов хозяйствующих субъектов.

Мы полагаем, что норма п. 2 ст. 164 НК РФ в силу своей неопределенности и по смыслу, придаваемому ей правоприменительной практикой, ставит налогоплательщиков, ведущих экспортные транспортировки и объективно не обладающих возможностью собрать полный комплект документов для подтверждения правомерности применения ставки НДС 0%, в заведомо неравное положение по сравнению с другими налогоплательщиками, применяющими указанную налоговую ставку. Это, в свою очередь, приводит к неравному налогообложению лиц, находящихся в равном экономическом положении, нарушает конституционный принцип равенства всех перед законом и судом, а также неправомерно ограничивает свободу предпринимательской деятельности и право частной собственности.

Установление налогового режима с применением ставки 0% можно расценивать либо как установление пониженной (в сравнении с обычным режимом) налоговой ставки, либо как фактическое освобождение налогоплательщика от уплаты в бюджет суммы НДС при наличии у него объекта налогообложения. Но при любой трактовке установление данного режима означает предоставление налогоплательщику определенного налогового преимущества, поэтому основной критерий, характеризующий налоговую льготу, в данном случае соблюдается.

Квалификация нулевой налоговой ставки как налоговой льготы автоматически означает возможность применения к рассматриваемой ситуации нормы п. 2 ст. 56 НК РФ, согласно которой "налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом".

Как отмечалось, одним из основных условий применения нулевой ставки по НДС является представление налогоплательщиком в соответствии с требованиями ст. 165 НК РФ пакета документов, подтверждающих экспорт. Так, из п. 9 ст. 165 НК РФ вытекает, что нулевая налоговая ставка может быть применена (в частности, в отношении экспортных операций) при представлении налогоплательщиком в 180-дневный срок пакета документов, подтверждающих экспорт, а в случае непредставления документов в указанный срок в отношении соответствующих операций применяются ставки 10, 18 или 20%. Однако эти положения не означают обязательности применения нулевой ставки в отношении экспортных операций, то есть устанавливают не ограничения на отказ от использования льготы, а последствия несоблюдения установленного порядка применения льготы (непредставления документов в установленный срок).

Такой запрет не следует напрямую и из иных норм гл. 21 НК РФ. Следовательно, допустимо говорить о возможности отказа от применения нулевой налоговой ставки, поскольку применение льготы является правом, а не обязанностью налогоплательщика.

Как указано в Определении Конституционного Суда РФ, "по общему правилу обложение налогом на добавленную стоимость экспортируемых товаров, а также работ и услуг, связанных с экспортом товаров, осуществляется в стране назначения. Данная мера направлена на поддержку отечественных товаропроизводителей с целью усилить конкурентоспособность экспортируемых товаров на мировом рынке. Поэтому в подпункте 1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, при условии представления в налоговые органы необходимых документов налогообложение налогом на добавленную стоимость производится по налоговой ставке 0 процентов" <7>. Из этого следует, что, устанавливая в п. 1 ст. 164 НК РФ нулевую ставку НДС в отношении отдельных операций, законодатель ввел особый налоговый механизм, направленный на стимулирование соответствующих видов деятельности. Между тем мероприятия по стимулированию не могут быть принудительными и всегда предполагают наличие волеизъявления стимулируемого.

<7> Определение Конституционного Суда РФ от 19.01.2005 N 41-О.

Таким образом, пониженная ставка 0% только тогда может выполнить отведенное ей законодателем назначение, а именно стимулировать перечисленные в п. 1 ст. 164 НК РФ виды деятельности, когда возможность ее применения будет зависеть от волеизъявления налогоплательщика, сформированного с учетом его интересов. Применение пониженной ставки, предусмотренной п. 1 ст. 164 НК РФ, является правом налогоплательщика, а не его обязанностью, что свидетельствует о том, что указанная ставка является налоговой льготой. Налогоплательщик вправе самостоятельно выбрать, какую ставку ему применять — 0% или 18%.

Ю.А.Крохина

Д. ю. н,

профессор,

заведующая кафедрой финансового права

Российская правовая академия

Министерства юстиции Российской Федерации

Нулевая ставка НДС и вычеты при экспорте товаров в 2018 году

Перечень товаров (работ, услуг), облагаемых НДС по ставке 0 процентов

В соответствии со статьей 164 Налогового кодекса РФ нулевая ставка НДС (0 процентов)применяется при реализации:

  • товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, а также товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны;
  • работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, указанных в п.1:
  • по организации и сопровождению перевозок,
  • по перевозке или транспортировке, организации, сопровождению, погрузке и перегрузке вывозимых за пределы территории Российской Федерации или ввозимых на территорию Российской Федерации товаров, выполняемые (оказываемые) российскими организациями или индивидуальными предпринимателями (за исключением российских перевозчиков на железнодорожном транспорте),
  • иных подобных работ (услуг),
  • работ (услуг) по переработке товаров, помещенных под таможенный режим переработки на таможенной территории;
  • работ (услуг), непосредственно связанных с перевозкой или транспортировкой товаров, помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита;
  • услуг по перевозке пассажиров и багажа при условии, что пункт отправления или пункт назначения пассажиров и багажа расположены за пределами территории Российской Федерации, при оформлении перевозок на основании единых международных перевозочных документов;
  • товаров (работ, услуг) в области космической деятельности:
    • космической техники,
    • космических объектов,
    • объектов космической инфраструктуры, подлежащих обязательной сертификации в соответствии с законодательством Российской Федерации в области космической деятельности, включая работы (услуги), выполняемые (оказываемые) с использованием техники, находящейся непосредственно в космическом пространстве, в том числе управляемой с поверхности и (или) из атмосферы Земли;
    • работ (услуг) по исследованию космического пространства, по наблюдению за объектами и явлениями в космическом пространстве, в том числе с поверхности и (или) из атмосферы Земли;
    • подготовительных и (или) вспомогательных наземных работ (услуг),необходимых и неразрывно связанных с выполнением работ (оказанием услуг) по исследованию космического пространства и (или) с использованием техники, находящейся непосредственно в космическом пространстве;
    • драгоценных металлов:
      • налогоплательщиками, осуществляющими их добычу или производство из лома и отходов, содержащих драгоценные металлы,
      • Государственному фонду драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации,
      • фондам драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации,
      • Центральному банку Российской Федерации,
      • банкам;
      • товаров (работ, услуг) для официального пользования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами или для личного пользования дипломатического или административно-технического персонала этих представительств, включая проживающих вместе с ними членов их семей, в случаях, если законодательством соответствующего иностранного государства установлен аналогичный порядок в отношении дипломатических и приравненных к ним представительств Российской Федерации, дипломатического и административно-технического персонала этих представительств (включая проживающих вместе с ними членов их семей), либо если такая норма предусмотрена в международном договоре Российской Федерации;
      • припасов, вывезенных с территории Российской Федерации в таможенном режиме перемещения припасов. Такими припасами являются топливо и горюче-смазочные материалы, которые необходимы для обеспечения нормальной эксплуатации воздушных и морских судов, судов смешанного (река-море) плавания;
      • выполняемых российскими перевозчиками на железнодорожном транспорте работ (услуг) по перевозке или транспортировке экспортируемых за пределы территории Российской Федерации товаров и вывозу с таможенной территории Российской Федерации продуктов переработки на таможенной территории Российской Федерации, а также связанных с такой перевозкой или транспортировкой работ (услуг), в том числе работ (услуг) по организации перевозок, сопровождению, погрузке, перегрузке;
      • построенных судов, подлежащих регистрации в Российском международном реестре судов.
      • Налогообложение «экспортных» товаров. Восстановление НДС при использовании нулевой налоговой ставки

        Перечень товаров (работ, услуг), облагаемых НДС по ставке 0 процентов

        В соответствии со статьей 164 Налогового кодекса РФ нулевая ставка НДС (0 процентов)применяется при реализации:

        • товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, а также товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны;
        • работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, указанных в п.1:
        • по организации и сопровождению перевозок,
        • по перевозке или транспортировке, организации, сопровождению, погрузке и перегрузке вывозимых за пределы территории Российской Федерации или ввозимых на территорию Российской Федерации товаров, выполняемые (оказываемые) российскими организациями или индивидуальными предпринимателями (за исключением российских перевозчиков на железнодорожном транспорте),
        • иных подобных работ (услуг),
        • работ (услуг) по переработке товаров, помещенных под таможенный режим переработки на таможенной территории;
      • работ (услуг), непосредственно связанных с перевозкой или транспортировкой товаров, помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита;
      • услуг по перевозке пассажиров и багажа при условии, что пункт отправления или пункт назначения пассажиров и багажа расположены за пределами территории Российской Федерации, при оформлении перевозок на основании единых международных перевозочных документов;
      • товаров (работ, услуг) в области космической деятельности:
        • космической техники,
        • космических объектов,
        • объектов космической инфраструктуры, подлежащих обязательной сертификации в соответствии с законодательством Российской Федерации в области космической деятельности, включая работы (услуги), выполняемые (оказываемые) с использованием техники, находящейся непосредственно в космическом пространстве, в том числе управляемой с поверхности и (или) из атмосферы Земли;
        • работ (услуг) по исследованию космического пространства, по наблюдению за объектами и явлениями в космическом пространстве, в том числе с поверхности и (или) из атмосферы Земли;
        • подготовительных и (или) вспомогательных наземных работ (услуг),необходимых и неразрывно связанных с выполнением работ (оказанием услуг) по исследованию космического пространства и (или) с использованием техники, находящейся непосредственно в космическом пространстве;
        • драгоценных металлов:
          • налогоплательщиками, осуществляющими их добычу или производство из лома и отходов, содержащих драгоценные металлы,
          • Государственному фонду драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации,
          • фондам драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации,
          • Центральному банку Российской Федерации,
          • банкам;
          • товаров (работ, услуг) для официального пользования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами или для личного пользования дипломатического или административно-технического персонала этих представительств, включая проживающих вместе с ними членов их семей, в случаях, если законодательством соответствующего иностранного государства установлен аналогичный порядок в отношении дипломатических и приравненных к ним представительств Российской Федерации, дипломатического и административно-технического персонала этих представительств (включая проживающих вместе с ними членов их семей), либо если такая норма предусмотрена в международном договоре Российской Федерации;
          • припасов, вывезенных с территории Российской Федерации в таможенном режиме перемещения припасов. Такими припасами являются топливо и горюче-смазочные материалы, которые необходимы для обеспечения нормальной эксплуатации воздушных и морских судов, судов смешанного (река-море) плавания;
          • выполняемых российскими перевозчиками на железнодорожном транспорте работ (услуг) по перевозке или транспортировке экспортируемых за пределы территории Российской Федерации товаров и вывозу с таможенной территории Российской Федерации продуктов переработки на таможенной территории Российской Федерации, а также связанных с такой перевозкой или транспортировкой работ (услуг), в том числе работ (услуг) по организации перевозок, сопровождению, погрузке, перегрузке;
          • построенных судов, подлежащих регистрации в Российском международном реестре судов.
          • Применение нулевой ставки НДС: право или обязанность налогоплательщика 1

            Главная » Предпринимателю » Налоговая ставка 0

            Налоговая ставка 0



            Да, есть и такой вид бизнеса, который налогом не облагается вообще, платить налоги не надо. Любой из Вас может заняться бизнесом в сфере образования или оказания медицинских услуг. В законодательстве указано, что организации, которые оказываются медицинские или образовательные услуги, вправе применять налогообложение по налоговой ставке 0.

            Есть одно очень важное условие, применение налоговой ставки 0 возможно, если на протяжении налогового периода в Вашей организации работало не менее 50% персонала, имеющие сертификат специалиста медицинского персонала или специалиста по обучению.

            Если ваша деятельность не связана с оказанием образовательных или медицинских услуг, Вам полезно ознакомится со статьёй Минимальный налог. Ставки, расчёт.

            Желающие могут ознакомитья с письмом ФНС России № ЕД-4-3/2858@

            Пунктом 1 статьи 284.1 Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ) установлено, что организации, осуществляющие образовательную и (или) медицинскую деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, вправе применять налоговую ставку 0 процентов при соблюдении ряда условий, установленных этой статьей.

            Для целей применения указанного положения осуществляемая организациями образовательная и медицинская деятельность должна входить в Перечень видов образовательной и медицинской деятельности, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации N 917 (пункт 1 статьи 281.1 НК РФ).

            Одним из условий применения налоговой ставки 0 процентов является наличие у организаций доходов от осуществления образовательной и (или) медицинской деятельности, а также от выполнения научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок, учитываемых при определении налоговой базы в соответствии с главой 25 НК РФ, которые должны составлять не менее 90 процентов ее доходов (подпункт 2 пункта 3 статьи 284.1 НК РФ).

            Таким образом, если организация одновременно осуществляет образовательную и медицинскую деятельность, входящую в Перечень видов образовательной и медицинской деятельности, утвержденный Правительством Российской Федерации, для определения процентного соотношения доходов выручка от образовательной и медицинской деятельности должна суммироваться.

            Условием применения налоговой ставки 0 процентов для организаций, осуществляющих медицинскую деятельность, является также наличие в штате данной организации медицинского персонала, имеющего сертификат специалиста, в общей численности работников непрерывно в течение налогового периода не менее 50% (подпункт 3 пункта 3 статьи 284.1 НК РФ).

            При этом, каких-либо исключений в отношении организаций, осуществляющих одновременно как медицинскую, так и образовательную деятельность, положениями подпункта 3 пункта 3 статьи 284.1 НК РФ не установлено.

            Таким образом, если организация осуществляет и образовательную и медицинскую деятельность, входящую в Перечень видов образовательной и медицинской деятельности, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации N 917, и при этом доходы от образовательной или медицинской деятельности по отдельности составляют менее 90% доходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, условие о наличии в штате данной организации медицинского персонала, имеющего сертификат специалиста, в общей численности аботников непрерывно в течение налогового периода не менее 50%, для применения налоговой ставки 0 процентов должно быть выполнено.

            Однако если при осуществлении организацией как образовательной, так и медицинской деятельности, доходы от образовательной деятельности составляют не менее 90 процентов ее доходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, выполнение условия, установленного подпунктом 3 пункта 3 статьи 284.1 НК РФ, по нашему мнению, не является обязательным для применения налоговой ставки 0 процентов.

            Вам полезно знать:

            Минимальный налог. Ставка. Расчёт
            Нужен ли офис
            Как узнать о налоговой проверке

            Назад | | Вверх


            Добавить комментарий

            Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *