Свидетельство беженца с Украины

Автор: | 03.05.2019

Содержание

Прием на работу беженца в 2019 году

В первую очередь работодатель должен получить от беженца определённый перечень документов. В этот перечень в обязательном порядке входит документ, удостоверяющий личность. Беженец в этом случае предъявляет удостоверение беженца. Выдается это удостоверение на срок не более трёх лет, с возможностью продлить его ещё на пол года. Оно выдается на тот срок, пока иностранец признается беженцем.

Если иностранец получил временное убежище, то для него в качестве документа, удостоверяющего личность, будет является свидетельство о предоставлении временного убежища в РФ. Это удостоверения выдается на срок до одного года.

Справка о том, что иностранцу предоставлено временное убежище не предусмотрена и в качестве документа, удостоверяющего личность, представлена быть не может. Национальный паспорт иностранца и другие его документы, удостоверяющие личность, хранятся в миграционной службе и поэтому работодателю представлены быть не могут (Читайте также статью ⇒ Прием на работу мигранта с патентом).

Дорогие читатели! В статьях описаны лишь типовые (шаблонные) ситуации и способы их решений. Стоит учитывать, что каждый случай уникален, и для решения отдельного вопроса, требуется индивидуальный подход. Чтобы узнать, как действовать именно в Вашем случае, рекомендуем воспользоваться бесплатной консультацией по номеру +7 (499) 288-17-58 для Москвы и МО, +7 (812) 317-60-16 для Санкт-Петербурга и Ленобласти.

Статус беженца

Важно! Для того, чтобы официально подтвердить свой статус беженца, прибывшими гражданами оформляется удостоверение беженца. Это удостоверение позволяет пребывать в РФ, а также удостоверяет личность гражданина. Присваивается такой статус бессрочно, но его можно лишиться. В соответствии с законом «О беженцах» прибывшие в РФ лица, признанные беженцами должны каждые полтора года проходить переучет.

Даже если граждане, прибывшие из Украины не получили статус «беженец» или «временное убежище», они вправе трудоустроится, если у них есть патент. Если один из указанных статус у них оформлен, то дополнительных документов для трудоустройства не потребуется. Патент оформляется на 1 год в ГУВМ МВД в отделении по месту регистрации. Стоимость патента складывается из базовой стоимости, равной 1200 рублей, которая умножается на коэффициент-дефлятор и региональный коэффициент. Таким образом, стоимость патента будет различаться в зависимости от региона. Например, в Москве она составит 4200 рублей. При приеме на работу прибывшего из Украины гражданина, имеющего статус «временное убежище», оформление дополнительных документов не потребуется. Это связано с тем, что граждане, прибывшие из Украины относятся к безвизовым иностранцам.

Прием на работу беженца с Украины

Порядок трудоустройства украинских беженцев практически не отличается от приема граждан России. Исключение будет составлять перечень документов, в состав которых входят некоторые дополнительные документы. Иногда работодатели принимают на работу беженцев из Украины на сезонную работу, при которой предоставляется жилье и питание. Трудовое соглашение оформляется в письменном виде. Помимо основных условий в договоре также могут указываться и дополнительные условия. Для оформления потребуется предоставить определенный перечень документов:

  • Паспорт, либо другой, удостоверяющий личность документ;
  • Трудовую книжку;
  • СНИЛС (если его нет, работодатель должен его оформить);
  • Документы воинского учета;
  • Документы об образовании;
  • Справку об отсутствии судимости, уголовного преследования;
  • Справку об отсутствии административных наказаний за потребление наркотических или психотропных веществ без медназначения;
  • Миграционную карту;
  • Удостоверение беженца, иной документ для подтверждения статуса временного проживания.

Если вы не нашли ответ на свой вопрос, то вы можете получить ответ на свой вопрос позвонив по номерам ⇓
Бесплатная юридическая консультация
Москва, Московская область звоните: +7 (499) 288-17-58

Звонок в один клик

Санкт-Петербург, Ленинградская область звоните: +7 (812) 317-60-16

Звонок в один клик

Из других регионов РФ звоните: 8 (800) 550-34-98

Звонок в один клик

Прием граждан ДНР и ЛНР

Важно! Граждане из ДНР и ЛНР являются особой группой украинцев. При трудоустройстве они могут предъявить паспорт гражданина ДНР, либо ЛНР. В РФ эти паспорта признаются и они могут приниматься как удостоверения личности

При этом следует помнить, что признание этих паспортов будет действовать только до момента, пока ситуация не будет урегулирована. После этого такой паспорт не будет являться официальным документом, поэтому будет лучше, чтобы при трудоустройстве они предоставили украинские паспорта.

Оцените качество статьи. Мы хотим стать лучше для вас:
Если вы не нашли ответ на свой вопрос, то вы можете получить ответ на свой вопрос позвонив по номерам ⇓
Бесплатная юридическая консультация
Москва, Московская область звоните: +7 (499) 288-17-58

Звонок в один клик

Санкт-Петербург, Ленинградская область звоните: +7 (812) 317-60-16

Звонок в один клик

Из других регионов РФ звоните: 8 (800) 550-34-98

Звонок в один клик

В настоящее время на территории Российской Федерации находится значительное количество граждан Украины, которые были вынуждены покинуть место постоянного проживания из-за возникшей угрозы жизни и здоровью их и их близких.

Ситуация, складывающаяся на территориях их постоянного проживания, не позволяет вернуться обратно в короткий срок и заставляет их искать постоянную или временную работу на территории Российской Федерации.

Какие тонкости необходимо учесть работнику кадровой службы при приеме на работу беженцев, в том числе граждан Украины?

Правовой статус

Прибывшие, в силу чрезвычайных обстоятельств, граждане иностранных государств и лица без гражданства на территории РФ могут обладать следующими правовыми статусами:

Привлечение к труду иностранных граждан

Порядок использования труда иностранных граждан и лиц без гражданства (далее под «иностранными гражданами» по смыслу Закона № 115-ФЗ будут пониматься «иностранные граждане и лица без гражданства») определен в ст. 13 Закона № 115-ФЗ.

В общем случае как работодателю, так и работнику-иностранцу необходимо получить соответствующее разрешение – см. ст. 13 закона № 115-ФЗ. Если же сторонами или одной из сторон такого разрешения не получено и стороны вступили в трудовые отношения, ответственность за такое действие предусмотрена ст. 18.15 КоАП РФ.

Однако п. 4 ст. 13 Закона № 115-ФЗ формулирует положение о том, что требование о получении разрешения работодателем на привлечение работников-иностранцев (и требование к иностранцу на получение разрешения на работу) не применяется в том случае, если:

  • потенциальный работник временно или постоянно проживает на территории РФ – подп. 1 п. 4);
  • потенциальный работник – участник «Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» или член семьи участника программы, переселяющимся совместно с участником программы в РФ – подп. 2 п. 4 ст. 13 Закона № 115-ФЗ);
  • потенциальный работник признан беженцем на территории Российской Федерации (до утраты статуса беженца или лишения статуса беженца) – подп. 11. п. 4 ст. 13 Закона №115-ФЗ);
  • потенциальный работник получил временное убежище на территории Российской Федерации (до утраты временного убежища или лишения временного убежища) – подп. 12. п. 4 ст. 13 Закона № 115-ФЗ).

Трудовой договор без оформления разрешения на работу. Какие документы нужны, чтобы работодатель мог его заключить?

Как быть, чтобы не подвергать организацию риску административного наказания за привлечение иностранной рабочей силы без соответствующего разрешения? Как говорится –элементарно! Работнику кадровой службы необходимо удостовериться, что потенциальный работник имеет правовой статус, позволяющий не применять требования о наличии разрешений у работодателя и работника.

Возможно несколько вариантов правовых статусов и подтверждающих эти статусы соответствующих документов.

«Временное проживание» – отметка о разрешении на временное проживание, проставляется в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства, либо Разрешение на временное проживание, выдаваемое лицу без гражданства.

Подробнее – см. Приказ ФМС России от 22.04.2013 № 214 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации».

«Постоянное проживание» – вид на жительство.

Подробнее – см. Приказ ФМС России от 22.04.2013 № 215 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации».

«Временное убежище» – свидетельство о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации.

Подробнее – см. Приказ Федеральной миграционной службы от 25.03.2011 № 81 «Об утверждении форм документов, выдаваемых иностранным гражданам и лицам без гражданства, обратившимся за предоставлением временного убежища на территории Российской Федерации, и Порядка оформления, выдачи и обмена свидетельства о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации».

«Беженец» – удостоверение беженца.

Подробнее – см. Постановление Правительства Российской Федерации от 10.05.2011 № 356 «Об удостоверении беженца».

«Участник государственной программы» – свидетельство участника государственной программы.

Подробнее – см. Постановление Правительства Российской Федерации от 28.12.2006 № 817 «О свидетельстве участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом».

Если у кадрового работника возникнут сомнения в правильности предъявленного документа, лучше всего будет обратиться за подробной информацией о требованиях к форме, виду и содержанию документа к соответствующему НПА, который содержит точное описание обязательных реквизитов документа. Выше указан соответствующий НПА для каждого из статусов, которым может обладать потенциальный работник.

Есть ли ограничения по приему на работу для иностранцев?

Да, и если такие ограничения существуют, они прямо указаны законодателем.

Например:

  • в соответствии с п. 1.1 Федерального закона от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» должности государственной службы могут занимать только граждане РФ;
  • некоторые ограничения по возможности установления трудовых отношений содержатся в Законе № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан…»;
  • предприятиям розничной торговли и спортивным организациям необходимо соблюдать положения Постановления Правительства Российской Федерации от 19.12.2013 № 1191 «Об установлении на 2014 год допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в сфере розничной торговли и в области спорта на территории Российской Федерации».

Постановление Правительства РФ от 02.09.2014 № 886 определило, что имеющиеся квоты (см. Постановление Правительства Российской Федерации от 19.12.2013 № 1191) не распространяются на иностранных работников из числа граждан Украины и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Украины, прибывших на территорию Российской Федерации в экстренном массовом порядке.

Можно заметить, что на граждан, например, Молдавии, даже экстренно прибывших в РФ, постановление № 886 не распространяется – они в любом случае попадают под квоты.

Признание документов об образовании иностранного гражданина

Для некоторых видов работ и/или должностей бывает необходимо определить, соответствует ли образовательный уровень потенциального иностранного работника требованиям работодателя.

В соответствии с частями 2 и 3 ст. 107 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в Российской Федерации признается иностранное образование и (или) иностранная квалификация:

  • подпадающая под действие международных договоров Российской Федерации, регулирующих вопросы признания и установления эквивалентности иностранного образования и (или) иностранной квалификации2;

или

  • полученная в учебных заведениях, попавших в утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.09.2013 № 1694-р «Перечень иностранных образовательных организаций, которые выдают документы об образовании и (или) о квалификации, признаваемых в Российской Федерации».

В части документов, выданных на территории Украины, на территории РФ признаются документы, перечисленные в следующих межгосударственных договорах:

  • «Соглашение о сотрудничестве в области образования» (Ташкент, 15.05.1992);
  • «Соглашение между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Украины о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании и ученых званиях» (Москва, 26.05.2000);
  • «Протокол между Правительством Российской Федерации и Кабинетом министров Украины о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Кабинетом министров Украины о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании и ученых званиях от 26 мая 2000 г.» (Киев, 28.01.2003).

В случае если документ об образовании не подпадает ни под один из вышеупомянутых документов, соискатель на замещение вакантной должности может воспользоваться существующей государственной услугой – см. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.12.2013 № 1391 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной услуги по признанию образования и (или) квалификации, полученных в иностранном государстве».

Набор документов, который необходимо получить от потенциального работника для заключения трудового договора

В соответствии со ст. 65 ТК РФ поступающий на работу в общем случае должен предъявить:

  • паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
  • Справка

    Действительны ли советские трудовые книжки?

    Да, действительны.

    В соответствии с письмом Федеральной службы по труду и занятости № ПГ/13372-6-1 «Об оформлении трудовых книжек иностранных граждан из стран бывшего СССР» от 20.01.2014, на территории РФ имеют силу трудовые книжки СССР образца 1974 г. (так указано в тексте письма; форма трудовой книжки была утверждена Постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС № 656 «О трудовых книжках рабочих и служащих» от 6.09.1973).

  • трудовую книжку, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства;
  • страховое свидетельство государственного пенсионного страхования (СНИЛС);
  • документы воинского учета – для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу. Заметим, что военнообязанными или подлежащими призыву на военную службу рассматриваемая в данной статье категория лиц, скорее всего, не является, поскольку эти лица чаще всего не являются гражданами РФ3;
  • документ об образовании и (или) о квалификации или наличии специальных знаний – при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки.

Необходимо отметить, что для рассматриваемого круга лиц при приеме на работу «паспорт или иной документ, удостоверяющий личность» – это один из следующих документов:

  1. Паспорт иностранного гражданина (п. 1 ст. 10 Закона № 115-ФЗ).
  2. Иной документ другого государства, признаваемый в соответствии с международным договором РФ удостоверяющим личность иностранного гражданина (п. 1 ст. 10 Закона № 115-ФЗ).
  3. Документ, выданный иностранным государством и признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства (только для лиц без гражданства, подп. 1 п. 2 ст. 10 Закона № 115-ФЗ).
  4. Разрешение на временное проживание.
  5. Вид на жительство.
  6. Свидетельство о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации.
  7. Документ, удостоверяющий личность на период рассмотрения заявления о признании гражданином Российской Федерации4 (ст. 41.4 Федерального закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»).
  8. Удостоверение беженца.

Будьте внимательны – документ «Свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории РФ по существу» не предоставляет права на работу без получения разрешения, так как его обладатель не имеет правового статуса «беженец».

Справка

Является ли советский паспорт удостоверением личности для иностранца?

Да, является.

Положение о паспортной системе в СССР (см. Постановление Совета министров СССР от 20.08.1974 № 677) не было отменено, и в соответствии с Постановлением Верховного Совета РФ от 12.12.1991 №2014-1 «О ратификации соглашения о создании Содружества Независимых Государств» оно применимо, но только в части не противоречащей Конституции РФ и действующему законодательству.

Паспорт образца 1974 года в соответствии с Положением:

    • не ограничен в сроке действия;
    • является недействительным в случае отсутствия фотографий граждан после достижения ими возраста 25 или 45 лет.

Как показывает судебная практика (Фрунзенский районный суд г. Владимира, дело 2-880/2013), судебным решением для строго определенной цели паспорт СССР образца 1974 г. может быть признан «документом, удостоверяющим личность» и в случае отсутствия соответствующей фотографии.

У беженца или получившего временное убежище может не быть трудовой книжки и СНИЛС – на основании ст. 65 ТК РФ для впервые заключаемого трудового договора данные документы должны быть оформлены работодателем. Напоминаем, что в соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» оформление СНИЛС необходимо в случае заключения трудового договора на неопределенный срок или в случае, если трудовой договор (трудовые договоры) имеют длительность не менее шести месяцев в течение календарного года3.

Следует обратить внимание на то, что трудовые книжки, оформленные на территории Украины, могут быть приняты к заполнению только в случае, если они соответствуют форме, утвержденной Постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 06.09.1973 № 656 «О трудовых книжках рабочих и служащих».

В 1993 г. на территории Украины была введена новая форма трудовой книжки (Постановление Кабинета министров Украины от 27.04.1993 № 301). Обмена «советских» трудовых книжек на книжки новой формы на территории Украины не производилось, поэтому:

  • если трудовая книжка соответствует Постановлению СМ СССР и ВЦСПС № 656, трудовая книжка на территории РФ действительна, можно продолжить ее заполнение.
  • если трудовая книжка соответствует Постановлению Кабинета министров Украины от 27.04.1993 № 301, трудовая книжка на территории РФ недействительна, необходимо завести новую трудовую книжку российского образца.

Вообще говоря, на территории РФ действительны и трудовые книжки, введенные в действие постановлением Совета Народных Комиссаров от 20.12.1938 № 1320 и выданные до введения новых трудовых книжек в 1973 г. Маловероятно, конечно, что обладатель такой трудовой книжки пожелает сейчас трудоустроиться, но, тем не менее, эти книжки действительны, их можно принимать при устройстве на работу и вносить новые записи.

Для отдельных категорий лиц законодательством (например, см. ст. 351.1 ТК РФ) для приема на работу установлено обязательное наличие справки о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования.

За получением такой справки потенциальному работнику следует обратиться в территориальное подразделение МВД в порядке, определенном «Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования», который был утвержден приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 07.11.2011 № 1121.

Необходимость контролировать сохранение правового статуса иностранного работника

Не стоит забывать о том, что законодательство, делая определенные исключения из общих правил для оказавшихся в сложных обстоятельствах лиц, не делает никаких исключений по отношению к работодателю в тех случаях, когда работник утратил5 правовой статус «беженец» или «временное убежище».

Исходя из этого, работнику кадровой службы обязательно следует рассмотреть вопрос о включении в трудовой договор или в локальный нормативный акт обязанности работника регулярно подтверждать свой правовой статус и/или обязанности работника об информировании работодателя об изменении своего правового статуса на территории РФ.

Риск пренебрежения этой, казалось бы, мелочью – административная ответственность, вплоть до приостановления деятельности организации. Это указано в ст. 18.15 КоАП РФ «Незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства».

Дополнение

Некоторые изменения, внесенные в законодательство Федеральным законом от 01.12.2014 № 409-ФЗ

С 13 декабря 2014 г. начинают действовать изменения, указанные в Законе от 01.12.2014 № 409-ФЗ «О внесении в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 13 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» изменений, связанных с особенностями регулирования труда работников, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства».

Новые ключевые положения законодательства, которые необходимо иметь в виду при приеме на работу:

1. Статья 13 Закона № 115-ФЗ дополнена пунктом 10: «При осуществлении трудовой деятельности иностранный работник должен иметь действующий на территории Российской Федерации договор (полис) добровольного медицинского страхования либо иметь право на получение медицинской помощи на основании заключенного работодателем или заказчиком работ (услуг) с медицинской организацией договора о предоставлении иностранному работнику платных медицинских услуг. Договор (полис) добровольного медицинского страхования либо заключенный работодателем или заказчиком работ (услуг) с медицинской организацией договор о предоставлении иностранному работнику платных медицинских услуг должен обеспечивать оказание иностранному работнику первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи в неотложной форме».

Иностранный работник в соответствии со ст. 2 Закона № 115-ФЗ – это «иностранный гражданин, временно пребывающий в Российской Федерации и осуществляющий в установленном порядке трудовую деятельность».

Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин (ст. 2 Закона № 115-ФЗ) – лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание.

Соответственно, наличие полиса добровольного медицинского страхования – неотъемлемое условие возможности осуществлять трудовую деятельность для имеющего статус «временное убежище» (но не для имеющего статус «беженец»).

2. С 1 января 2015 г. все граждане, работающие по трудовому договору обязаны иметь СНИЛС (в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 28.06.2014 № 188-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования»).

3. Иностранные граждане и лица без гражданства имеют право вступать в трудовые отношения в качестве работников по достижении ими возраста 18 лет, если иное не установлено федеральными законами (ст. 3271 ТК РФ).

4. Обязательным для включения в трудовой договор с работником, являющимся временно пребывающим в Российской Федерации иностранным гражданином или лицом без гражданства, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации, является условие об указании оснований оказания такому работнику медицинской помощи в течение срока действия трудового договора (ст. 3272 ТК РФ).

Основанное на ст. 1 Федерального закона от 19.02.1993 № 4528-I «О беженцах» понятие «имеющий временное убежище» не является целиком и полностью тождественным понятию «временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства».

Тем не менее, это положение ст. 3272 ТК РФ действует в отношении статуса «временное убежище» в силу п. 10 ст. 13 Закона № 115-ФЗ.

5. Перечень документов, который должен предъявить иностранный гражданин при приеме на работу, определен ст. 3272 ТК РФ.

Полис добровольного медицинского страхования обязательно должен быть предъявлен поступающим на работу к работодателю, за исключением случаев, когда работодатель заключает с медицинской организацией договор о предоставлении платных медицинских услуг работнику, являющемуся иностранным гражданином или лицом без гражданства.

Предъявлять полис не требуется в случаях, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации, но для рассматриваемой в статье категории лиц таких законов или международных договоров не имеется, за исключением имеющих статус «беженец».

Получивший статус «беженец» имеет право на получение медицинской и лекарственной помощи наравне с гражданами Российской Федерации в силу положений п. 7 ст. 8 Федерального закона от 19.02.1993 № 4528-I.

Не требуется предъявлять документы воинского учета, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации.

6. Работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника, являющегося иностранным гражданином или лицом без гражданства, в том числе в случае окончания срока действия на территории Российской Федерации договора (полиса) добровольного медицинского страхования либо прекращения действия заключенного работодателем с медицинской организацией договора о предоставлении платных медицинских услуг работнику, являющемуся иностранным гражданином или лицом без гражданства (ст. 3275 ТК РФ).

В статье строго оговорено, что это относится только к временно пребывающим в Российской Федерации иностранным гражданам или лицам без гражданства – соответственно, положение статьи применимо к имеющим статус «временное убежище» в силу п. 10 ст. 13 Закона № 115-ФЗ.

7. Введены дополнительные основания для прекращения трудового договора с работником, являющимся иностранным гражданином или лицом без гражданства (ст. 3276 ТК РФ).

Часть 8 указанной статьи может быть применена только к имеющим статус «временно пребывающих в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства».

В том числе к имеющим статус «временное убежище» – исходя из смысла п. 10 ст. 13 Закона № 115-ФЗ.

Части 10 и 11 (ограничение возможности временного перевода) действуют в отношении всех без исключения иностранных граждан и лиц без гражданства, трудовой договор должен быть прекращен.

1 В настоящее время действует «Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом», поэтому необходимо помнить о дополнительном правовом статусе «Участник государственной программы».
Постановлением Правительства РФ от 08.10.2014 № 1032 утверждены «Временные правила организации работы с соотечественниками, постоянно проживающими на территории Украины, прибывшими на территорию Российской Федерации, получившими временное убежище в Российской Федерации и желающими принять участие в государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом». ВАЖНО: экстренно прибывшие с территории Украины в подавляющем большинстве таким статусом не обладают.

2 Министерство образования и науки РФ, перечень межгосударственных соглашений

3 13 декабря 2014 г. вступает в действие Федеральный закон от 01.12.2014 № 409-ФЗ «О внесении в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 13 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» изменений, связанных с особенностями регулирования труда работников, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства». О произошедших изменениях читайте в дополнении к статье.

4 Форма документа – см. Приказ ФМС России от 21.02.2013 № 49 «Об утверждении формы бланка справки о принятии к рассмотрению заявления о признании гражданином Российской Федерации или о приеме в гражданство Российской Федерации и формы бланка документа, удостоверяющего личность на период рассмотрения заявления о признании гражданином Российской Федерации или о приеме в гражданство Российской Федерации, и установлении срока его действия».

5 Перечень оснований потери статуса «беженец» указан в ст. 9 Федерального закона от 19.02.1993 № 4528-I «О беженцах». По утрате или лишению статуса «временное убежище» – см. п.п. 5 и 6 ст. 12 Федерального закона от 19.02.1993 № 4528-I «О беженцах». Принятие решения о лишении статуса осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции (Федеральной миграционной службой).

Дмитрий Хоруженко — эксперт журнала «Кадровик»

Прием на работу беженцев из Украины

Организация планирует принять на работу беженцев из Украины, которые были вынуждены уехать из этой страны из-за военных действий. Какие документы они должны предъявить для подтверждения своего статуса беженца? Есть ли какие-либо особенности трудоустройства этой категории иностранных граждан? Нужно ли уведомлять ФМС России и службу занятости населения о приеме таких работников?

Получение иностранным гражданином статуса беженца

Основания и порядок признания лица беженцем на территории Российской Федерации, экономические, социальные и правовые гарантии защиты прав и законных интересов беженцев установлены Федеральным законом от 19.02.1993 № 4528-1 «О беженцах» (в ред. от 02.07.2013; далее — Федеральный закон № 4528-1).

Беженец — это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений (ст. 1 Федерального закона № 4528-1).

Согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона № 4528-1 процедура признания лица беженцем предусматривает следующие этапы:

  1. Обращение лица с ходатайством о признании беженцем (например, в территориальный орган ФМС России по месту пребывания этого лица).
  2. Предварительное рассмотрение ходатайства.
  3. Принятие решения о выдаче свидетельства о рассмотрении ходатайства по существу либо об отказе в рассмотрении ходатайства по существу.
  4. Выдача свидетельства либо уведомления об отказе в рассмотрении ходатайства по существу.
  5. Рассмотрение ходатайства по существу.
  6. Принятие решения о признании беженцем либо об отказе в признании беженцем.
  7. Выдача удостоверения беженца либо уведомления об отказе в признании беженцем.

Лицо, заявившее о желании быть признанным беженцем и достигшее возраста 18 лет, обязано лично или через уполномоченного представителя обратиться с ходатайством о признании беженцем в письменной форме (п. 1 ст. 4 Федерального закона № 4528-1):

  • в дипломатическое представительство или консульское учреждение РФ, если заявитель не находится на территории РФ;
  • в орган пограничного контроля ФСБ России в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации при ее пересечении;
  • в органы пограничного контроля ФСБ России или в территориальный орган МВД России, ФМС России при вынужденном незаконном пересечении Государственной границы Российской Федерации и в пункте пропуска либо вне пункта пропуска через границу в течение суток со дня пересечения Государственной границы Российской Федерации;
  • в территориальный орган ФМС России по месту своего пребывания на законном основании на территории Российской Федерации.

Согласно п. 2 ст. 4 Федерального закона № 4528-1 сведения о прибывших вместе с лицом членах его семьи, не достигших возраста 18 лет, заносятся в ходатайство одного из родителей.

Порядок предоставления Федеральной миграционной службой и территориальными органами ФМС России государственной услуги по рассмотрению в соответствии с Федеральным законом № 4528-1 ходатайств о признании беженцем на территории Российской Федерации и заявлений о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации определен Административным регламентом Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по рассмотрению ходатайств о признании беженцем на территории Российской Федерации и заявлений о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, утвержденным Приказом ФМС России от 19.08.2013 № 352.

Ходатайство вместе с прилагающимися к нему документами рассматривается территориальным органом ФМС России в срок от одного до трех месяцев.

Решение о признании беженцем на территории Российской Федерации, а также уведомление об отказе в признании беженцем на территории Российской Федерации направляются или вручаются заявителю в течение трех рабочих дней со дня принятия решения органом ФМС России (п. 4, 10 ст. 7 Федерального закона № 4528-1).

Таким образом, после рассмотрения всех документов лица, ходатайствующего о признании его беженцем на территории Российской Федерации, территориальный орган ФМС России принимает решение о признании его беженцем либо об отказе в этом признании. По результатам рассмотрения выдается соответственно удостоверение беженца либо уведомление об отказе в признании беженцем.

Кстати

Форма удостоверения беженца, а также Положение об оформлении, выдаче и обмене удостоверения беженца утверждены Постановлением Правительства РФ от 10.05.2011 № 356 «Об удостоверении беженца» (в ред. от 27.10.2012). Удостоверение беженца по установленной форме подтверждает полученный лицом (в том числе иностранным гражданином) статус беженца на территории Российской Федерации и является документом, удостоверяющим личность этого лица.

Необходимо учитывать, что согласно п. 8 ст. 7 Федерального закона № 4528-1 при получении удостоверения беженца национальный (гражданский) паспорт и (или) другие документы, удостоверяющие личность лица, признанного беженцем, остаются на хранении в ФМС России или в территориальном органе ФМС России по месту учета на срок признания этого заявителя беженцем.

Кроме того, для выезда за пределы территории России и въезда в Россию беженцам оформляется проездной документ (ст. 8.1 Федерального закона № 4528-1).

Лицо, признанное беженцем, имеет право на получение, в частности, содействия в направлении на профессиональное обучение или в трудоустройстве, а также на работу по найму или предпринимательскую деятельность, на социальную защиту, в том числе социальное обеспечение, наравне с гражданами России в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов РФ, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.

Отметим, что на сайте ФМС Росси 25 июня 2014 г. специально для граждан Украины размещена подготовленная этим ведомством Памятка для желающих получить статус беженца или временное убежище на территории Российской Федерации.

ПОРЯДОК ПРИЕМА НА РАБОТУ БЕЖЕНЦЕВ

По общему правилу работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников (для привлечения визовых иностранцев), а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность при наличии разрешения на работу (п. 4 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (в ред. от 21.17.2014) (далее — Федеральный закон № 115-ФЗ). Однако указанный порядок не распространяется на отдельные категории иностранных граждан, к числу которых, например, относятся беженцы (пп. 11 п. 4 ст. 13 Федерального закона № 115-ФЗ). При этом данная льгота действует для упомянутой категории иностранных граждан до утраты ими статуса беженца или лишения их статуса беженца.

Беженцы были включены в перечень «льготных» категорий иностранных граждан Федеральным законом от 05.05.2014 № 127-ФЗ «О внесении изменений в статью 13 Федерального закона “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации”». Данный закон вступил в силу с 16 мая 2014 г.

Для граждан Украины установлен безвизовый порядок въезда в Российскую Федерацию, то есть они являются безвизовыми иностранцами. Таким образом, граждане Украины, официально получившие статус беженцев, могут не получать разрешение на работу для трудоустройства в российскую организацию. В остальном порядок приема на работу этой категории иностранцев не отличается от общего порядка для безвизовых иностранцев.

Чтобы принять на работу беженца из Украины необходимо:

1. Потребовать у иностранного работника документы, перечисленные в ст. 65 ТК РФ, и миграционную карту по форме, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.08.2004 № 413 (в ред. от 06.05.2006).

Документы воинского учета гражданин Украины представлять не обязан, так как иностранцы не являются военнообязанными в России (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ (в ред. от 21.07.2014) «О воинской обязанности и военной службе», п. 1 ст. 15 Федерального закона № 115-ФЗ).

Если у иностранного работника, подлежащего обязательному пенсионному страхованию, страховое свидетельство отсутствует, необходимо оформить его при заключении трудового договора (ч. 4 ст. 65 ТК РФ).

Кроме того, иностранный гражданин должен представить работодателю документы, подтверждающие законность его нахождения на территории Российской Федерации. Таким документом для беженца является удостоверение беженца по установленной форме. Как уже было сказано выше, такое удостоверение является документом, удостоверяющим личность беженца.

2. До подписания трудового договора нужно ознакомить иностранного работника с действующими у работодателя Правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами, непосредственно связанными с трудовой деятельностью работника, коллективным договором (при его наличии в организации) (ч. 3 ст. 68 ТК РФ).

3. Заключить с иностранным работником трудовой договор (ст. 67 ТК РФ).

С иностранным работником можно заключить как срочный трудовой договор (при наличии оснований, предусмотренных ч. 1 или ч. 2 ст. 59 ТК РФ), так и трудовой договор на неопределенный срок (ч. 5 ст. 11, ч. 1 ст. 58 ТК РФ).

Оформить трудовой договор нужно письменно, включив в него сведения и обязательные условия, предусмотренные трудовым законодательством (ч. 1–2 ст. 57 ТК РФ). В трудовой договор также могут быть включены дополнительные условия, указанные в ч. 4 ст. 57 ТК РФ (об уточнении места работы (с указанием структурного подразделения и его местонахождения) и (или) о рабочем месте, об испытании, о неразглашении коммерческой тайны и др.).

По общему правилу трудовой договор оформляется в двух экземплярах (по одному для обеих сторон), каждый из которых подписывается сторонами. Один экземпляр договора передается работнику, другой хранится у работодателя. Работник расписывается на экземпляре работодателя за получение своего экземпляра трудового договора.

4. Прием на работу оформляется приказом (распоряжением) работодателя, изданным на основании заключенного трудового договора. Приказ (распоряжение) о приеме на работу составляется по унифицированной форме № Т-1 (Т-1а) или по форме, самостоятельно разработанной и утвержденной работодателем (ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (в ред. от 28.12.2013)).

Приказ (распоряжение) работодателя о приеме на работу объявляется работнику под роспись в трехдневный срок со дня фактического начала работы. По требованию работника работодатель обязан выдать ему надлежаще заверенную копию указанного приказа (распоряжения) (ч. 1–2 ст. 68 ТК РФ).

5. Оформить иностранному работнику трудовую книжку. Записи о работе у российского работодателя нужно делать в трудовую книжку российского образца (в том числе можно вести книжки, оформленные на территории бывшего СССР на бланках, действующих в России до настоящего времени). Если у работника трудовая книжка неустановленной формы (иностранного образца), нужно завести ему российскую трудовую книжку как работнику, поступающему на работу впервые (ч. 4 ст. 65, ст. 66 ТК РФ, Письмо Роструда от 15.06.2005 № 908-6-1).

Запись о приеме на работу в трудовую книжку вносится в порядке, предусмотренном п. 3.1 Инструкции по заполнению трудовых книжек, утв. Постановлением Минтруда России от 10.10.2003 № 69 (п. 4 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 № 225 (в ред. от 25.03.2013)).

6. Оформить на иностранного работника личную карточку по унифицированной форме № Т-2 или по форме, самостоятельно разработанной и утвержденной работодателем (п. 12 Правил ведения и хранения трудовых книжек).

Что касается вопроса об уведомлении миграционной службы и службы занятости населения о приеме на работу гражданина Украины, имеющего статус беженца, необходимо учитывать следующее, что обязанность по уведомлению территориального органа ФМС России и службы занятости населения возложена на работодателей, привлекающих к трудовой деятельности иностранцев, если одновременно соблюдаются следующие условия:

  • иностранный гражданин прибыл в Россию в порядке, не требующем получения визы («безвизовый» иностранец);
  • иностранный гражданин имеет разрешение на работу (п. 9 ст. 13.1 Федерального закона № 115-ФЗ).

Граждане Украины прибывают в Россию в порядке, не требующем получения визы (на основании миграционной карты), то есть являются безвизовыми иностранцами. При этом получать разрешение на работу им не нужно в силу прямого указания закона, значит, не соблюдается одно из двух указанных выше условий для возникновения у работодателя обязанности по уведомлению.

Учитывая изложенное, можно сделать вывод о том, что при заключении трудового договора с гражданином Украины работодатель не обязан уведомлять территориальный орган ФМС России и службу занятости населения о приеме такого работника на работу.

В заключение отметим, что в Государственную Думу внесен законопроект, направленный на обеспечение более эффективной защиты прав и интересов граждан Украины, прибывающих на территорию Российской Федерации. В числе защитных мер планируется законодательно закрепить особенности осуществления трудовой деятельности гражданами Украины на территории Российской Федерации в 2014 г. Согласно предлагаемым изменениям в Федеральный закон № 115-ФЗ предусматривается возможность осуществления гражданами Украины трудовой деятельности на территории России без получения разрешения на работу до получения ими статуса беженца или гражданства Российской Федерации.

Разработку законопроекта его авторы обосновывают тем, что с июня текущего года из-за обострения ситуации на юго-востоке Украины возрос поток беженцев в Россию. По приведенным в пояснительной записке к документу данным, с начала политического кризиса на Украине в Россию прибыли более 400 тыс. украинцев. По данным МЧС России, в приеме беженцев из восточных областей Украины уже задействованы более 10 российских регионов.

утв. Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты».

Письмо МИД России от 27.04.2012 № 19261/кд «О режиме въезда иностранных граждан в Российскую Федерацию».

Проект федерального закона № 556196-6 «О внесении изменений в статьи 14 и 35 Федерального закона “О гражданстве Российской Федерации” и в Федеральный закон “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации”».

Предоставление убежища в России иностранцам: способы, получение, продление

Нестабильная ситуация в собственном государстве побуждает многих иностранцев бросать дом и искать крышу над головой в чужой стране. Такие люди становятся самой незащищенной частью населения, поскольку у них нет практически ничего, что нужно для нормальной жизни, и обеспечить их всем необходимым становится задачей принимающего государства.

Приезжая в Россию, иностранцы могут выбрать один из вариантов легализации своего нахождения в стране:

  • Получить временное убежище в России и пользоваться всеми социальными правами наравне с россиянами.
  • Стать обладателем статуса беженца, который выдается на 3 года и позволяет пользоваться многими льготами, включая получение материальной помощи и пенсии.
  • Получить политическое убежище.
  • Временно пребывать в РФ в течение 3 месяцев — именно столько могут оставаться в России иностранцы.
  • Подать заявление на выдачу РВП, а в дальнейшем стать обладателем ВНЖ.
  • Присоединиться к программе переселения и в последствии вступить в гражданство.
  • Получить разрешение на работу или патент, позволяющие легально трудоустроиться в РФ.

Подробно остановимся на первых трех вариантах. Об остальных информация доступна в соответствующих материалах.

Временное убежище

Этот статус впервые введен еще в 1993 году и его появление никак не связано с событиями на Украине, вопреки распространенному мнению. Раньше правом на получение этого статуса пользовались гораздо меньше иностранцев, это были преимущественно вынужденные переселенцы из зон боевых действий различных стран.

Временное убежище (ВУ) — право иностранцев на временное нахождение в России, которое можно получить в двух случаях:

  1. Иностранец имеет основания для получения статуса беженца, но предпочитает ходатайствовать о предоставлении ВУ.
  2. У иностранца отсутствует право на получение статуса беженца, но его депортация за пределы РФ по гуманным причинам не производится. Такими причинами считаются:
    • тяжелое состояние здоровья заявителя и невозможность оказания помощи в стране его проживания. Стоит иметь в виду, что поводом для предоставления ВУ является не наличие у заявителя тяжелой формы какого-либо заболевания, а именно невозможность получить медицинскую помощь в своей стране.
    • в стране проживания заявителя существует реальная угроза для его жизни: военные конфликты, голод, эпидемии.

Например, к гуманным побуждениям можно отнести предоставление ВУ всем, кто уклоняется от мобилизации, не желая сражаться на стороне ВС Украины.

Чтобы получить убежище, иностранец должен обратиться в ФМС (с апреля 2016 года – ГУВМ МВД) и предоставить документы:

  1. Заполненное заявление о предоставлении ВУ (шаблон заполнения можно или найти на сайте gosuslugi.ru). Указываются все члены семьи, прибывшие вместе с заявителем.
  2. Национальный паспорт.
  3. Дактилоскопическая карта.
  4. Документ, подтверждающий родственные связи (при въезде в РФ с семьей).
  5. 4 стандартные фотографии.

На время рассмотрения заявления выдается справка, которая подтверждает права иностранца и его семьи на нахождение в РФ. Само заявление рассматривается не дольше 3 месяцев. После подачи документов в течение 10 дней иностранец и члены его семьи обязаны пройти медицинское освидетельствование, по результатам которого выдается сертификат (2 экземпляра). Один экземпляр остается в медицинском учреждении, второй — передается на руки иностранцу. Сертификат действует один год со дня выдачи.

По результатам проверки ФМС выносит заключение. При положительном решении иностранец получает свидетельство о предоставлении временного убежища, которое становится его удостоверением личности в РФ. Этот документ можно предъявлять при устройстве на работу или, например, в ЗАГС для регистрации брака.

Национальный паспорт иностранца передается на хранение органам ФМС. Именно этот факт вызывает наибольшие сложности и заставляет некоторых иностранцев отказываться от получения статуса. Ведь выезд из РФ становится невозможным, более того, если иностранец все-таки пересечет границу РФ хотя бы на один день, он лишится права на ВУ — таковы миграционные правила.

Трудоустройство

Иностранец, получивший ВУ, вправе трудоустроиться в РФ без получения разрешения на работу и патента. Вместо паспорта предъявляется выданное свидетельство о ВУ, трудовая книжка, диплом об образовании, СНИЛС, ИНН. При приеме на работу в компании, деятельность которых связана со сферой образования, воспитания и развития детей, организации их отдыха, оздоровления и лечения, будущий сотрудник должен предоставить справку об отсутствии судимости. За этим документом следует обращаться в органы внутренних дел.

Права иностранцев, получивших ВУ

На иностранцев и членов их семей, получивших ВУ, распространяются права, установленные ФЗ «О беженцах» (base.garant.ru/10105682/), кроме предоставления единовременного пособия:

  • Иностранец, получивший ВУ, имеет право на получение услуг переводчика;
  • Вправе рассчитывать на помощь в приобретении проездных билетов и компенсацию провоза багажа;
  • Пользоваться бесплатными медуслугами по полису обязательного медицинского страхования;
  • Проходить обучение в образовательных учреждениях;
  • Рассчитывать на содействие в профессиональном обучении или трудоустройстве.

Существует и материальная помощь, но ее размер устанавливается индивидуально каждым регионом. Так, к примеру,в Хабаровском крае, эта сумма составляет 5000 рублей на каждого члена семьи. Для получения материальной помощи иностранцы должны обратиться с соответствующим прошением в органы социальной защиты.

В целом, иностранцы имеют социальные гарантии наравне с россиянами: на легальных основаниях они становятся обладателями медицинских полисов и могут посещать поликлиники, получают возможность устраивать детей в детские сады и школы, а также трудиться в российских компаниях без оформления дополнительных документов.

Срок предоставления ВУ и его продление

ВУ предоставляется на один год. В дальнейшем этот срок может продлеваться еще на 12 месяцев до тех пор, пока сохраняется причина предоставления ВУ. К примеру, украинцы, получившие этот статус, должны будут покинуть пределы РФ после окончания войны в их стране.

Для продления ВУ подается письменное заявление в ФМС не позже чем за 1 месяц до окончания срока действия уже выданного свидетельства.

Утрата и лишение права на ВУ

  1. Если иностранец хотя бы на один день покинет пределы России, то он лишится права на ВУ. По возвращению в РФ всю процедуру придется начинать сначала.
  2. Права на ВУ утрачивается иностранцами, получившими РВП в РФ или гражданство другой страны.
  3. Право на ВУ теряется после устранения обстоятельств, которые послужили поводом для предоставления ВУ.

Иностранец лишается права на ВУ, если совершит в РФ преступление, за которое будет осужден. Также ему придется покинуть пределы России, если он сообщил недостоверную информацию и предоставил фальшивые документы.

Предоставление ВУ гражданам Украины

В связи со сложной политической ситуацией на Украине, прошения граждан этой страны рассматривается по упрощенному порядку — в течение 3 дней. Для лиц из других стран этот срок составляет 3 месяца. Украинцы подают письменное заявление установленной формы, куда вписывают прибывших в ними родственников. Подле подачи заявления проходят дактилоскопию. Также органы ФМС обязаны направить заявителя на медосвидетельствование, по результатам которого выдается сертификат. Этот документ в дальнейшем заявитель передает в ФМС.

После принятия положительного решения в течение одного рабочего дня выдается свидетельство о предоставлении ВУ.

Что касается именно граждан Украины, то с августа 2015 года отменен льготный период пребывания украинцев в РФ. Раньше украинцы могли оставаться в РФ в течение 90 дней, причем каждый 3 месяца этот срок продлевался. Сейчас у граждан Украины есть всего 90 дней, чтобы легализовать свое нахождение в России. Это значит, что в течение указанного времени необходимо подать прошение на предоставление ВУ, если был выбран именно это вариант.

Беженец — индивидуальный миграционный статус, присваиваемый иностранцу, который подвергается личным преследованиям и не может оставаться в своей стране. Распространено ошибочное представление, что беженцы — это люди, которые бегут от войны. Но эта категория граждан юридически не является беженцами, так как в данном случае отсутствует личностное преследование.

Поводом для получения статуса может стать и тот факт, что украинец принимал участие в военных действиях, сражаясь на стороне ополчения, и в данный момент существует угроза его личного преследования со стороны украинских властей. И напротив, как в случае с временным убежищем для украинцев: имеется угроза жизни иностранца, но отсутствуют факты именно личного преследования. Это, к примеру, все украинцы, которые в массовом порядке выезжают с территории своей страны. Угроза жизни есть — но отсутствуют личные преследования. Такие лица не смогут получить статус беженца, но вправе ходатайствовать о предоставлении ВУ (описано выше).

Чтобы оформить статус беженца, иностранец должен обратиться в ФМС и предоставить документы:

  • Прошение о признании беженцем, где указывается причина, по которой заявителю пришлось покинуть свою страну, и прикладываются документы, подтверждающие этот факт;
  • Стандартная фотография;
  • Национальный паспорт;
  • Опросный лист (заполняется при личном собеседовании с сотрудником ФМС);
  • Анкета;
  • Дактилоскопическая карта.

Если выносится положительное решение по ходатайству, то иностранцу присваивается статус беженца, который действует три года, и выдается удостоверение беженца. Национальный паспорт остается на хранении в ФМС.

Беженцы вправе рассчитывать на единовременное пособие и ряд социальный гарантий:

  1. Получение места в детском саду и школах вне очереди;
  2. Право на получение бесплатных медуслуг по полису обязательного медицинского страхования;
  3. Возможность трудоустройства без получения дополнительных разрешительных документов.

Видео: статус беженца или ВУ для украинцев?

Политическое убежище

Политическое убежище (ПУ) дает право иностранцам на проживание в России. Такого рода право могут получить лица, которые ищут спасения от реальной угрозы их жизни и здоровью за общественно-политическую деятельность в своей стране.

Для получения статуса иностранцы должны обратиться в ФМС и предоставить:

  • Ходатайство о предоставлении ПУ (шаблон заполнения можно скачать );
  • Две стандартные фотографии;
  • Национальный паспорт.

Ходатайство подается лично иностранцем в течение 7 дней после въезда в РФ или после наступления обстоятельств, не позволяющих ему вернуться на родину. Заявитель вправе предоставить любые документы, подтверждающие обоснованность его ходатайства.

После приема документов с иностранцем проводится индивидуальное собеседование и заполняется анкета, в которой излагаются обстоятельства, свидетельствующие о необходимости предоставления ПУ, а также биографические данные заявителя. После подачи документов заявитель в обязательном порядке проходит процедуру дактилоскопии.

После приема ходатайства заявитель получает справку, которая становится основным документом, подтверждающим законность нахождения иностранца в РФ.

Ходатайство рассматривается не дольше одного месяца. В случае подписания Президентом РФ прошения заявитель получает свидетельство о предоставлении политического убежища и ему в установленном порядке оформляется ВНЖ.

ПУ не предоставляется следующим категориям лиц:

  1. Иностранцам прибывшим из стран, с которыми у РФ установлен безвизовый режим;
  2. Лицам с судимостью;
  3. Иностранцам, прибывших из третьей страны или имеющих гражданство третьей страны, где они не подвергаются преследованиям;
  4. Иностранцам, сообщившие ложные сведения.

Право на ПУ будет утрачено, если иностранец покинет Россию, получит российский паспорт или подданство другой страны.

Свидетельство о предоставлении временного убежища для граждан Украины

К сожалению, сегодняшние политические и военные конфликты вынуждают множество людей покидать родные страны и искать помощь в соседних государствах.

Программы по поддержке иностранцев, оказавшихся в трудной ситуации, гарантируют комфортное и безопасное пребывание при соблюдении ряда условий. Свидетельство о временном убежище для многих граждан Украины в России, приобрело значительную актуальность в настоящее время.

Нестабильная ситуация заставляет иммигрантов оформить статус беженца. Из-за конфликта в стране население Украины нуждается в помощи, поэтому принимающая сторона обеспечивает иностранцев всем необходимым для безопасной и спокойной жизни.

Иммигранты вправе оформить:

  • ВУ (позволяет пользоваться правами наравне с другими жителями страны);
  • Статус беженца (действителен 3 года, включает финансовую поддержку и пенсионное обеспечение);
  • Политическое убежище;
  • Гражданство по программе переселения.

Временное убежище дает гражданам Украины следующие преимущества:

  • Единовременное пособие;
  • Услуги переводчика;
  • Бесплатное медицинское обслуживание;
  • Получение профессионального образования;
  • Возможность заниматься трудовой деятельностью;
  • Материальная помощь.

Россия – не единственная страна, которая охотно помогает иммигрантам в трудной ситуации. Программы помощи беженцам существуют по всему миру. Иммигрант, который обратился за помощью, получает проживание в период конфликта, трудоустройство, финансовую поддержку и т.д.

Размер материальной помощи устанавливается в соответствии с определенным регионом. Для оформления данной помощи необходимо подать соответствующее заявление в органы соцзащиты.

Свидетельство о временном убежище для граждан Украины – удостоверение личности претендента, подтверждающее законное проживание в стране. Срок действия –1 год. Оформление производится в течение 1 рабочего дня, для подачи заявления следует обратиться в УФМС.

Временное убежище – определение и особенности

Временное убежище в России — право на краткосрочное пребывание в стране, которое оформляется в случае, если иностранец является претендентом на статус беженца или пользуется временным проживанием по причине тяжелой болезни или невозможности вернуться в свою страну из-за эпидемии, голода или военного конфликта.

Документы на получение:

  1. Заявление;
  2. Паспорт;
  3. Фотографии;
  4. Подтверждение пройденной дактилоскопии.

Для оформления статуса временного убежища претендент подает указанную выше документацию и соответствующее заявление. Во время рассмотрения заявки предоставляется справка, подтверждающая временное пребывание в стране. Далее в течение недели заявитель и его семья обязаны пройти медкомиссию и получить сертификат о состоянии здоровья в двух экземплярах (первый – для медучреждения, второй – для заявителя). Сертификат действует 1 год с момента получения.

Национальный паспорт украинца хранится в УФМС. Такая особенность российского законодательства, заставляет некоторых украинцев отказываться от статуса. Изъятие паспорта значительно влияет на пересечение границы. Выезд из России становится невозможным, а нарушение порядка ведет за собой аннулирование ВУ.

Получение ВУ гражданами Украины

Статус беженца в России для Украинцев присваивается в случае, если иммигрант подвергается личным преследованиям и не может проживать в Украине.

Чтобы получить статус беженца в России гражданину Украины следует обратиться в управление Федеральной миграционной службы, заполнить анкету и представить необходимые документы:

  1. Заявление с указанием причины выезда из своей страны (причина подтверждается соответствующими
  2. документами);
  3. Опросный лист;
  4. Фотографии;
  5. Паспорт;
  6. Анкета;
  7. Сведения о пройденной дактилоскопии.

При положительном решении украинцу присваивается статус беженца и выдается удостоверение, которое действует 3 года со дня выдачи. Украинский паспорт хранится в УФМС на протяжении установленного срока.

Беженцам предоставляется единовременное пособие, а также следующие гарантии:

  • Внеочередное предоставление места в школе или детском саду для ребенка;
  • Право пользования бесплатным медицинским обслуживанием и оформление страхового полиса;
  • Трудоустройство без дополнительных справок и разрешительной документации.

В анкету для оформления временного убежища вносятся паспортные данные заявителя, причины предоставления ВУ в РФ.

После заполнения анкеты с иностранцем проводится собеседование. Результаты вносятся в опросный лист и зачитываются иностранцу при помощи переводчика. Следует отметить, что сотрудник миграционной службы имеет право провести индивидуальную беседу с оформлением дополнительных опросных листов.

Условия продления свидетельства

Временное убежище гражданам Украины предоставляется на 1 год, далее документ можно продлить на такой же срок. Заявление подается не позднее, чем за 30 дней до срока окончания свидетельства. Свидетельство можно ежегодно продлевать неограниченное количество раз.

Следует учесть, что продление действительно, пока существует причина получения статуса. Когда какой-либо конфликт в стране заканчивается, иностранцы обязаны покинуть территорию РФ.

Аннулирование права на ВУ, основные причины:

  1. Нарушение миграционного порядка: пересечение границ государства;
  2. Получение гражданства другой страны;
  3. Устранение причин, которые являлись поводом для получения данного статуса;
  4. Сокрытие судимости или возбуждение уголовного дела в России;
  5. Выявление факта недостоверности информации, ложных справок, фиктивности.

При подаче письменного заявления в управление по вопросам миграции о продлении срока временного пребывания, иностранец обязан повторно подтвердить обстоятельства, по которым он вынужден просить временное проживание. Если заявление не было подано в установленный срок по уважительным причинам, то заявителю можно подать заявку в течение месяца после истечения срока документа. Госпошлина на данный вид документа не взимается.

Оформление гражданства и политическое убежище для иностранцев

Политическое убежище – официальное право на пребывание в пределах России для лиц, которые нуждаются в защите из-за угрозы жизни и здоровью по причине политической или общественной деятельности в своем государстве.

После оформления заявления с претендентом проводится беседа. Иностранец заполняет установленную анкету, в которую вписываются паспортные данные иностранного гражданина, причины получения ПУ. Кроме того, заявитель обязан документально подтвердить изложенные обстоятельства и пройти процедуру дактилоскопии.

Политическое убежище не имеют право оформить следующие лица:

  • Иностранные граждане, прибывшие из государств, с которыми установлен безвизовый режим посещения страны;
  • Иностранцы, имеющие уголовную судимость;
  • Граждане страны, где не существуют какие-либо преследования;
  • Заявители, представившие сведения, не соответствующие действительности.

Право на ПУ аннулируется в случае, если претендент пересекает границы России, тем самым нарушив миграционный порядок, или получает гражданство другого государства.
Если претендент желает оформить постоянное проживание, то ему необходимо стать участником государственной программы «Соотечественник». В итоге беженцы из Украины получают российское гражданство по упрощенной схеме.

Право на участие в государственной программе предоставляется следующим лицам:

  • Гражданам с действующим ВНЖ;
  • Иностранцам, имеющим РВП;
  • Беженцам, которые официально оформили данный статус.

Для получения гражданства в РФ, претенденту необходимо собрать пакет документов и подать заявление в УФМС. Следует учесть, что программа применяется не в каждой области (например, в Московской или Ленинградской области получить проживание невозможно). Статус участника государственной программы предоставляется на 60 дней. В данный период претенденту предоставляется:

  • Получение пособия;
  • Компенсирование расходов на переселение;
  • Упрощенное оформление гражданства;
  • Время на оформление отказа от гражданства Украины.

Трудоустройство иностранных граждан

Иностранец, который получил ВУ, имеет право заниматься трудовой деятельностью без дополнительного разрешения.

Прием на работу гражданина Украины осуществляется по следующим документам:

  1. Свидетельство о ВУ;
  2. Справка о несудимости;
  3. Диплом об образовании;
  4. Страховое свидетельство;
  5. Подтверждение стажа или сведения о предыдущем месте работы;
  6. Идентификационный номер налогоплательщика (ИНН).

Прием на работу иммигрантов с Украины производится в том же порядке, как и для граждан России. Украинцы, получившие соответствующий статус имеют те же права и обязанности, как и любой другой житель страны.

Следует отметить, государство должно оказать содействие в получении профессионального образования и поиске работы наравне с другими гражданами страны.

Проще говоря, работодатель имеет право принимать на работу не только беженцев, но и лиц со свидетельством ВУ или иным статусом, на тех же условиях, какие предусмотрены для российских граждан.

Таким образом, законодательство обеспечивает беженцам безопасное временное пребывание в стране и возможность последующего оформления гражданства, при желании претендента навсегда остаться в России.

Когда в какой-либо стране начинаются военные действия, соседние государства сталкиваются с миграционными проблемами. Люди, вынужденные покидать свои жилища, становятся беженцами. Испытывая притеснения, лишения и страх за свою жизнь и жизнь своих близких, мигранты ищут защиту и поддержку у других прежде всего в соседних государствах. Из-за вооруженного конфликта в соседней стране массовым явлением стали беженцы в России из Украины.

Кто может претендовать на получение статуса

Этот правовой статус может быть предоставлен тем, кто не имеет гражданства Российской Федерации. На него могут претендовать граждане других государств и лица, не имеющие гражданства.

Основанием является обращение мигранта, подвергшегося притеснениям, прямой или косвенной угрозе для жизни на территории государства, гражданином которого он является или постоянно проживал. При этом заявитель не имеет возможности или не хочет возвращаться из-за имеющихся опасений.

Обязательным условием является документальное подтверждение сложившейся ситуации, только в этом случае компетентные органы рассматривают прошение и принимают решение.

В соответствии со статьей 2 Закона «О беженцах» данный статус не может быть предоставлен:

  • тем, кто покинул страну по экономическим причинам, в связи с чрезвычайными природными или техногенными обстоятельствами;
  • лицам, имеющим вид на жительство или разрешение на временное проживание;
  • тем, у кого близкие родственники или супруг(-а) имеют ВНЖ или РВП.

Процедура оформления статуса

Предоставление статуса беженца относится к компетенции Главного управления по вопросам миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Подать прошение и документы заявитель может:

  1. В отделение ГУВМ по месту своего пребывания на территории России.
  2. В пограничный пункт пропуска на границе с Российской Федерацией.
  3. Если заявитель находится в другой стране, следует обратиться в российскую дипломатическую или консульскую организацию. На территории Украины:
    • Посольство РФ в Киеве (Воздухофлотский пр-т, 17);
    • Генеральное консульство в Харькове (ул. Ольминского, 22);
    • Генеральное консульство в Одессе (Гагаринское плато, 14);
    • Генеральное консульство во Львове (ул. Левицкого, 95).
  4. При обстоятельствах, когда мигрант поставлен в необходимость незаконно пересечь границу, он должен в течение 24 часов явиться в орган пограничного контроля или отделение ГУВМ МВД.

Выбор статуса

Украинские граждане, прибывшие в Россию, должны получить законные основания для дальнейшего пребывания в стране.

Можно подать прошение на статус беженца. Если результат предварительного рассмотрения будет положительным, заявитель получит свидетельство беженца из Украины. Это даст ему право законно находиться в РФ на время рассмотрения вопроса по существу.

Существует другая возможность узаконить пребывание в стране – получить временное убежище в РФ.

Упрощенный порядок регистрации для украинцев

Для украинских граждан предусмотрены упрощенные правила. В соответствии со статьей 1 (от 16 января 1997 года с последующими дополнениями) не требуется в обязательном порядке постановка на миграционный учет, при наличии документа с отметкой органов пограничного контроля, проставленной при въезде на территорию страны пребывания. Это касается тех украинцев, которые приезжают в туристических целях или с частным визитом и не планируют оставаться более 90 дней.

Миграционное законодательство, а именно статья 20 Федерального закона от 18 июля 2006 года № 109-ФЗ «», требует от иностранцев, пересекающих границу РФ, зарегистрироваться по месту пребывания в 7-дневный срок. Если целью поездки является трудоустройство и др., соблюдение этой нормы обязательно.

Государственной программой предусмотрена упрощенная регистрация жителей Донецкой и Луганской областей, которые стремятся получить статус беженца или временное убежище. Сокращен перечень необходимых для приема ходатайства документов. Согласно пункту 10 , принятие решения и выдача свидетельства о рассмотрении ходатайства о признании беженцем осуществляется территориальным органом МВД России в течение одного рабочего дня с даты принятия решения о выдаче свидетельства.

У многих возникают вопросы: как беженцу из Украины уехать за границу и что для этого потребуется? В данной ситуации необходимо будет получить специальный проездной документ, который позволит без потери статуса выезжать за пределы РФ.

Получение временной регистрации

Регистрация является необходимой процедурой, но сама по себе не дает возможности находиться в РФ дольше 90 дней. Поэтому в течение трехмесячного срока украинскому гражданину следует позаботиться о получении законного основания для дальнейшего проживания в стране. Помимо статуса беженца и получения временного убежища легальным основанием может быть:

  • наличие патента;
  • разрешение на временное проживание (РВП);
  • вид на жительство (ВНЖ).

Если беженец из Украины хочет остаться в России и в будущем обрести гражданский статус, ему нужно подготовить документы и подать в отделение ГУВМ МВД заявление на получение РВП, рассмотрение которого в общем порядке займет до 6 месяцев. На период принятия решения заявитель получит право законно находиться в РФ.

В миграционный орган, чтобы стать на учет по месту пребывания, нужно подать:

  • гражданский или заграничный паспорт;
  • миграционную карту;
  • документы на право собственности и согласие владельца жилья, в котором регистрируется мигрант;
  • квитанцию об уплате госпошлины в сумме 350 рублей.

Послабления для украинских беженцев

Государственные программы предусматривают льготы беженцам из Украины в России.

Обладатели официального статуса получают ряд преимуществ:

  • переезд в регион пребывания финансируется из госбюджета;
  • местные власти предусматривают выделение средств для обустройства украинцев на новом месте. Размер подъемного пособия зависит от региона, меньше всего он в крупных городах;
  • действуют региональные программы по трудоустройству и социальному обеспечению приезжих;
  • переселенцам выделяется жилье во временное пользование, кроме того, может быть дана возможность оформить кредит беженцам Украины для приобретения собственной недвижимости;
  • предоставляются льготы по уплате налогов на доходы физических лиц и земельного налога, государственной и таможенной пошлины;
  • законодательством предусмотрена упрощенная процедура принятия в гражданство РФ.

Помощь в трудоустройстве

Проблема обеспечения мигрантов рабочими местами стоит очень остро в густонаселенных городах и регионах РФ. Среди местных жителей есть те, кто настроен против беженцев с Украины, которые составляют серьезную конкуренцию.

Западная Сибирь и приграничные регионы заинтересованы в привлечении рабочей силы. При наличии официального статуса украинским гражданам не потребуются никакие дополнительные разрешения на работу.

Популярные вакансии

Украинским мигрантам, которые признаны беженцами, предлагается официальное трудоустройство на тех же условиях, что и гражданам России. Во многих районах востребованными являются строительные и рабочие профессии. Украинцы часто выбирают вакансии водителей, продавцов, воспитателей, медсестер и учителей.

Привлечение специалистов высокой квалификации является приоритетной задачей для некоторых регионов. Врачи различного профиля, специалисты в технической, производственной областях и других сферах смогут найти хорошую работу по своей специальности с достойной оплатой.

Благотворительная помощь жителям Украины

Пункты помощи расположены как в крупных городах (Москве, Санкт-Петербурге, Свердловске, Екатеринбурге), так и небольших городах и поселениях.

Вынужденные мигранты, ожидая решения по своему ходатайству, размещаются в специализированных центрах. Здесь им предоставляется бесплатное проживание и питание. В течение нескольких дней им предлагается регион, готовый принять мигрантов.

Субъекты РФ, которые готовы принять украинцев

Густонаселенные регионы РФ не имеют возможности обеспечить работой и жильем большое количество мигрантов, желающих здесь поселиться. Существуют ежегодные квоты на прием беженцев, выдачу РВП и т.д.

Менее населенные регионы, такие как Якутия, Камчатка, Магадан, Тюмень, Кузбасс, Приморский край, Забайкалье, готовы оказать помощь беженцам из Украины. Тот, кто отправится в один из этих регионов, сможет воспользоваться преимуществами, которые дает Государственная программа по переселению в Россию соотечественников. В 2019 г. ее участниками являются 57 областей в 7 федеральных округах.

Размер подъемных выплат, выделяемых переселенцам из местных бюджетов, колеблется в зависимости от региона и составляет от 20 до 240 тысяч рублей.

Оформление документов беженцам из Украины

Статус беженца из Украины можно оформить в территориальных органах ФМС. Срок рассмотрения ходатайства о признании беженцем составляет от 1 до 3 месяцев.

При обращении в органы ФМС вы должны иметь на руках документ, удостоверяющий личность; а если вы прибыли с семьей, то и на членов семьи необходимо наличие соответствующих документов. Например, свидетельство о заключении брака, свидетельство о рождении; документы, удостоверяющие личность.

Если ваше ходатайство о признании беженцем будет принято органами ФМС к рассмотрению, вы получите на руки свидетельство, подтверждающее ваш правовой статус и законность нахождения на территории РФ.

Далее вас ждет беседа с сотрудниками органов ФМС о причинах, побудивших подать ходатайство о присвоении статуса беженца.

Не знаете свои права? Подпишитесь на рассылку Народный СоветникЪ.
Бесплатно, минута на прочтение, 1 раз в неделю.

После беседы вы и члены семьи должны будете пройти дактилоскопическую регистрацию, медицинское освидетельствование. Дальше останется только ждать окончательного решения органа ФМС. В случае признания вас беженцем вы получите на руки удостоверение беженца.

Статус беженца из восточной Украины

Граждане, вынужденные покинуть восточные регионы Украины, также могут претендовать на получение статуса беженца.

Единственный нюанс для них (как и для всех остальных граждан, претендующих на получение статуса беженца) заключается в том, что при выборе региона проживания стоит узнать о наличии квоты для выдачи удостоверения беженца.

Например, количество квот для украинских беженцев в Москве на 2016 год составило 2 000.

Давайте разберемся, как именно.

Во-первых, в органах ФМС граждане Украины могут получить разрешение на работу. Данное разрешение оформляется в срок, не превышающий 10 рабочих дней. За получение документа придется оплатить государственную пошлину в размере 3 500 рублей.

Но опять все упирается в квоты. Годовое количество разрешений на работу, которые выдаются иностранным гражданам, в каждом регионе РФ утверждается заранее. Поэтому может получиться так, что гражданин Украины просто-напросто не получит разрешение на работу.

Во-первых, в органах ФМС граждане Украины могут получить разрешение на работу. Данное разрешение оформляется в срок, не превышающий 10 рабочих дней. За получение документа придется оплатить государственную пошлину в размере 2000 рублей.

Но опять все упирается в квоты. Годовое количество разрешений на работу, которые выдаются иностранным гражданам, в каждом регионе РФ утверждается заранее. Поэтому может получиться так, что гражданин Украины просто-напросто не получит разрешение на работу.

Но! 08.09.2014 г. вступило в силу постановление Правительства № 886, которым утверждено положение о том, что гражданам Украины, прибывшим на территорию РФ в массовом порядке, разрешение на работу оформляется без учета квоты, утвержденной на 2014 год. Таким образом, вопрос с получением разрешения на работу решен в пользу граждан Украины.

Во-вторых, для трудоустройства на территории РФ граждане Украины могут использовать патент. Что такое патент и для чего он нужен? Патент – это документ, который позволяет гражданам Украины, временно пребывая на территории РФ, осуществлять трудовую деятельность у физических лиц без получения разрешения на работу.

Патент выдается на срок от 1 до 3 месяцев и продлевается по мере внесения очередного платежа. Как правило, в документе не указывается конкретный вид осуществляемой деятельности. По истечении года гражданину Украины необходимо получить новый патент.

В этом и заключается альтернатива получения статуса беженца. То есть гражданин Украины считается временно пребывающим на территории РФ, но по истечении 90 дней он не обязан выезжать с ее территории, так как срок пребывания продлевается на срок действия разрешения на работу или патента.

У граждан Украины есть еще одно немаловажное преимущество – возможность участия в программе переселения соотечественников. Она была продлена и на 2014 год.

В чем же заключаются преференции для граждан Украины? Они могут получить РВП в одном регионе, но принимать участие в программе в другом (программа переселения соотечественников распространяет свое действие не на все регионы России). Участвуя в программе переселения соотечественников, граждане Украины получают подъемные, право на социальные гарантии и бесплатную медицинскую помощь, не имея при этом даже статуса беженца.

Оформление статуса беженца с Украины

Алгоритм получения статуса беженца гражданами Украины таков:

  1. Лицо, которое достигло совершеннолетия, обращается в уполномоченный орган с ходатайством о признании его беженцем. Сведения обо всех членах его семьи, не достигших возраста 18 лет, вносятся в ходатайство одного из родителей.
    В какие уполномоченные органы надо обращаться?
    — Если гражданин находится на территории Украины, то он обращается в пункт пограничного контроля (пропуска через границу).
    — Если гражданин Украины вынужденно незаконно пересек границы РФ, то ему следует обратиться либо в пункт пропуска через границу либо в орган пограничного контроля ФСБ или в территориальный орган МВД, ФМС.
    — И, наконец, есть третий вариант – обращение в дипломатическое представительство или консульское учреждение РФ.
  2. Если заявитель выбрал первые 2 варианта обращения, то эти органы обязаны в течение 3 дней передать ходатайство в органы ФМС. Далее в течение 5 дней органы ФМС предварительно рассматривают ходатайство лица о признании его беженцем.
    Если гражданин Украины подает ходатайство через консульское учреждение или дипломатическое представительство, то эти органы в течение 1 месяца после предварительного рассмотрения передают все документы в ФМС.
    После того как органы ФМС в течение 5 дней предварительно рассмотрели ходатайство гражданина Украины, они принимают одно из следующих решений:
    — отказывают в удовлетворении ходатайства о признании лица беженцем;
    — выдают свидетельство о рассмотрении ходатайства по существу.
  3. Если заявителю было отказано, то он уведомляется об этом в течение 3 суток. В случае подачи ходатайства через консульское учреждение или дипломатическое представительство ФМС направляет решение с отказом в признании лица беженцем в течение 5 суток после его принятия.
  4. Если было принято положительное решение о дальнейшем рассмотрении ходатайства, то на заявителя в течение суток заводится личное дело. Далее гражданин Украины сдает паспорт или иной документ, удостоверяющий его личность, в органы ФМС, а на руки получает свидетельство, которое теперь и является документом, разрешающим ему находиться на территории РФ.
  5. После получения свидетельства события развиваются следующим образом. Гражданин Украины:
    — регистрируется в органе ФМС;
    — направляется в центр временного размещения;
    — встает на учет по месту пребывания на срок, пока его ходатайство рассматривается по существу;
    — проходит медицинское освидетельствование.
  6. Далее ходатайство рассматривается по существу. Если лицо находится за пределами РФ, то на рассмотрение ходатайства дается 5 рабочих дней. О принятии решения органы ФМС также сообщают в течение 5 рабочих дней. Если гражданин Украины находится на территории РФ, то в течение 3 рабочих дней его ходатайство рассматривается, и еще 3 дня органам ФМС дается на его уведомление о принятом решении.
  7. Если органом ФМС принимается положительное решение по результатам рассмотрения ходатайства о присвоении статуса беженца, то гражданину Украины выдается удостоверение беженца – документ, подтверждающий его правовой статус на территории РФ.

Таким образом, процедура получения статуса беженца для граждан Украины по сравнению с общим порядком, предусмотренным российским законодательством, имеет свои послабления. Это заключается, например, в том, что заявления данной категории лиц должны рассматриваться в приоритетном порядке.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *