Таможенный кодекс РФ 2003

Автор: | 03.05.2019

Таможенный кодекс Российской Федерации

Это статья о законе Российской Федерации, полностью утратившем силу с 1 октября 2011 года. О действующем законе см. Таможенный кодекс Таможенного союза.

Таможенный кодекс Российской Федерации

Вид

Законодательный акт

Номер

Принятие

Верховным советом Российской Федерации
18 июня 1993 года

Подписание

Президентом РФ
18 июня 1993 года

Вступление в силу

21 июня 1993 года

Первая публикация

«Российская газета», № 138, 21 июня 1993 года

Утрата силы

1 июля 2010 года

Электронная версия в Викитеке

Таможенный кодекс Российской Федерации (ТК РФ) — недействующий с 1 июля 2010 года кодифицированный нормативный правовой акт, утверждённый Верховным советом Российской Федерации 18 июня 1993 года и действовавший до вступления в силу Таможенного кодекса Таможенного союза 1 июля 2010 года. При этом в 2003 году Государственной Думой была принята обновлённая редакция Таможенного кодекса Российской Федерации (федеральный закон от 28 мая 2003 года № 61-ФЗ), которая признала утратившими силу целый ряд положений старого кодекса, но не отменила его полностью.

Таким образом, до начала действия Таможенного кодекса Таможенного союза в России действовало одновременно два Таможенных кодекса, и положения одного дополнялись положениями другого. Полностью перестали действовать старый и обновлённый таможенные кодексы Российской Федерации 1 октября 2011 года, когда утратил силу пункт 1 статьи 357.10 (виды таможенных сборов) более нового кодекса.

Таможенный кодекс Российской Федерации определял правовые, экономические и организационные основы таможенного дела и был направлен на защиту экономического суверенитета и экономической безопасности Российской Федерации, активизацию связей российской экономики с мировым хозяйством, обеспечение защиты прав граждан, хозяйствующих субъектов и государственных органов и соблюдение ими обязанностей в области таможенного дела.

История

Указом Президиума Верховного совета СССР от 5 мая 1964 года был утверждён Таможенный кодекс СССР, регулировавший государственную монополию внешней торговли и порядок осуществления внешнеторговых операций, перемещения грузов через границу СССР. ТК СССР начал действовать с 1 июля 1964 года.

В конце 1980-х годов, с начала перехода к рыночной экономике, Таможенный кодекс устаревал быстрее происходивших экономических преобразований и всё меньше отвечал требованиям нового времени. Так как внесение отдельных изменений в действующий кодекс уже не покрывало требующихся преобразований, в 1991 году Верховным советом СССР был утверждён новый Таможенный кодекс СССР, содержащий нормы ориентированные на развитие рыночной экономики.

Настоящий Кодекс в целях создания условий для коренного переустройства федеративных отношений, формирования рыночной экономики в рамках единого экономического пространства Союза ССР и роста внешнеэкономической активности республик, национально-территориальных образований, предприятий и организаций устанавливает принципы таможенного дела в СССР на основе единства таможенной территории, таможенных пошлин и таможенных сборов. Кодекс направлен на обеспечение соблюдения таможенными и иными государственными органами, а также предприятиями, организациями и гражданами прав и обязанностей в области таможенного дела.

— преамбула Таможенного кодекса СССР 1991 года

Однако уже в конце того же года Советский союз прекратил своё существование, и формально кодекс регулировал правоотношения уже несуществующего государства. При этом внешний рынок России стал открытым для всех предприятий. Перед законодателями остро встал вопрос о необходимости разработки нового таможенного законодательства, соответствующего реальному положению дел как во внешнеэкономической сфере, так и во внутренней экономической политике.

Первая редакция Таможенного кодекса России была представлена на подпись Президенту Борису Ельцину в мае 1993 года. За основу брались нормы международных соглашений по таможенным вопросам. Однако законопроект был возвращён на доработку в Верховный Совет России. Повторное и уже успешное представление нового кодекса произошло спустя месяц, в июне 1993 года. Таможенный кодекс Российской Федерации был утверждён Верховным Советом и подписан президентом 18 июня 1993 года. Он состоял из 15 разделов, 64 глав и 456 статей.

К слову, Таможенный кодекс 1993 года был одним из первых крупных законодательных актов, принятых в современной России. На тот момент ещё не было Налогового и Гражданского кодексов, Кодекса об административных правонарушениях и даже Конституции РФ. Конституция вступила в силу лишь 25 декабря 1993 года.

Однако, несмотря на то, что новый Таможенный кодекс в большей степени соответствовал требованиям открытого внешнеэкономического рынка, его нормы способствовали созданию административных барьеров при перемещении товаров через границу. Так, Кодекс не был актом исключительно прямого действия, так как содержал свыше 80 отсылочных норм. При этом правом нормативного регулирования в таможенной сфере наделялось и Правительство РФ, и Государственный таможенный комитет. В отличие от международной практики, выпуск товаров был скорее разрешительным, чем уведомительным. Наконец, практически не регулировались сроки осуществления таможенными органами операций по таможенному контролю. Это привело к тому, что таможенное законодательство становилось непрозрачным и ориентированным в сторону таможенных органов, а не участников внешнеэкономической деятельности.

К тому же со временем стали выявляться нормы, противоречащие новому российскому законодательству. Например, в 1998 году Конституционным судом РФ была признана несоответствующей Конституции и отменена статья 266 кодекса, позволявшая таможенным органам конфисковать имущество тех лиц, которые не успели в установленные сроки пройти процедуры таможенного оформления, а в 2001 году по тому же основанию отменена вторая часть статьи 247. Не соответствовало складывающейся законодательной практике и то, что меры ответственности за нарушения таможенного законодательства были перечислены в самом Кодексе, тогда как в 2001 году начал действовать сводный Кодекс об административных правонарушениях в РФ.

С целью повышения прозрачности таможенного законодательства, в конце 1990-х годов началась работа над новой редакцией Таможенного кодекса РФ, и в ноябре 1999 года Государственной Думой в первом чтении был принят проект Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Таможенный кодекс Российской Федерации». Впоследствии законопроект дорабатывался на протяжении трёх лет и был принят Государственной Думой в окончательной редакции лишь в апреле 2003 года, а подписан Президентом РФ 28 мая того же года. Новый Таможенный кодекс содержал 6 разделов, 42 главы и 439 статьи. По мнению экспертов, новый кодекс существенно повышал эффективность таможенного регулирования в России.

Действовать Таможенный кодекс РФ 2003 года начал с 1 января 2004 года.

Новый кодекс не отменял полностью действие ТК РФ 1993 года, а только признавал утратившими силу часть его норм. Таким образом, с мая 2003 года и до середины 2010 года в России действовали одновременно два Таможенных кодекса. Постепенно нормы ТК 1993 года признавались утратившими силу, но отдельные сохраняли свою силу до образования Таможенного союза ЕврАзЭС в 2010 году и утверждения соответствующего Таможенного кодекса.

Прежнее таможенное законодательство окончательно утратило силу 1 октября 2011 года. К этому моменту таможенные вопросы уже регулировались Таможенным кодексом Таможенного союза (c 1 июля 2010 года) и принятым в его рамках Федеральным законом «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (от 27.11.2010 № 311-ФЗ) и начавшего действовать с декабря 2010 года.

> См. также

  • Федеральная таможенная служба
  • Таможенный кодекс Таможенного союза
  • Таможенный союз ЕАЭС

Примечания

  1. 1 2 Таможенный кодекс Российской Федерации (от 28.05.2003 № 61-ФЗ). — Редакция ТК РФ, принятая Государственной Думой в 2003 году, с поправками. Дата обращения 23 января 2013.
  2. Таможенный кодекс Российской Федерации (от 18.06.93 № 5221). — Первоначальная редакция ТК РФ 1993 года. Дата обращения 23 января 2013.
  3. Указ Президиума ВС СССР От 05.05.1964 «Об утверждении Таможенного кодекса Союза ССР (вместе с Таможенным кодексом СССР)». Дата обращения 23 января 2013. Архивировано 2 февраля 2013 года.
  4. 1 2 Таможенный кодекс СССР (утв. ВС СССР 26.03.1991 № 2052-1). Дата обращения 23 января 2013. Архивировано 2 февраля 2013 года.
  5. 1 2 Ян Моравек. Новый Таможенный кодекс Российской Федерации и совершенствование таможенного законодательства // Право и экономика : Журнал. — 2003. — № 6. — С. 3-9.
  6. Таможенный кодекс. Дата обращения 24 января 2013. Архивировано 2 февраля 2013 года.
  7. Постановление Конституционного Суда РФ от 27.04.2001 N 7-П. Дата обращения 24 января 2013.
  8. Постановление ГД РФ от 23.11.1999 № 4581-II ГД. — О проекте Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Таможенный кодекс Российской Федерации». Дата обращения 23 января 2013. Архивировано 2 февраля 2013 года.
  9. Постановление ГД ФС РФ от 25.04.2003 № 3968-III ГД «О Таможенном кодексе Российской Федерации (проект № 98090121-2)». Дата обращения 23 января 2013. Архивировано 2 февраля 2013 года.
  10. Липович, Н. К. Новый таможенный кодекс РФ: Преемственность и новизна (2004). Дата обращения 23 января 2013.

Транскрипт

1 Таможенный кодекс Российской Федерации 1993 года.

2 2 План 1. Введение. 2. Таможенное дело и его организация. 3. Экономические подходы в новом ГТК. 4. Преступления в сфере таможенного дела и нарушение таможенных правил. 5. Заключение.

3 3 Введение. Разработке основ таможенного дела в России посвящен ряд законодательных документов. Среди них в первую очередь важное значение имеют таможенные уставы и кодексы, в которых обобщен многовековой опыт таможенной службы. Всего в Российском государстве были изданы и применены в таможенном ведомстве девять таможенных уставов и три кодекса. В них отражены вопросы организации таможенного дела, управления таможенными органами, таможенно-тарифная политика, порядок таможенного контроля и оформления товаров и т.д. Выделяется три периода в таможенном законодательстве России: период Российской империи, период Советского государства, новый этап. 1 В данной работе рассматривается последний из названных периодов, отраженный в Таможенном кодексе РФ. Целью работы является выявление новых подходов и положений, обусловленных либерализацией внешнеэкономической деятельности в РФ. 1 Кисловский Ю.Г. История таможни государства Российского. М., стр.218.

4 4 1. Таможенное дело и его организация. Таможенный кодекс РФ введен в действие 21 мая 1993г. В целом он содержит 14 разделов, посвященным и особенным (специальным вопросам) вопросам таможенного дела. Впервые на научной основе рассматриваются содержание таможенного дела и его составные части. Под таможенным делом в Таможенном кодексе (ТК) понимается сама таможенная политика, а так же средства ее реализации: порядок и условия перемещения через таможенную границу РФ товаров и транспортных средств, взимания таможенных платежей, таможенного оформления, таможенный контроль и другие средства проведения таможенной политики в жизнь. Надо заметить, что вызывает недоумение отсутствие исчерпывающего определения таможенного дела и соответственно, то, что подразумеваются «другие» средства проведения таможенной политики России. Тем не менее достаточно полно и обстоятельно, на солидной методологической основе изложена таможенная политика Российской Федерации, ее тесная связь и взаимодействие с внутренней и внешней политикой. Отмечается, что целью таможенной политики является стимулирование развития национальной экономики страны, содействие ее структурной перестройке, участие в реализации торгово-политических задач по защите российского рынка и решению других вопросов экономической политики Российского государства на основе наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории РФ. Общее направление развития таможенного дела определяется в связи с гармонизацией и унификацией относительно общепринятых международных норм и практики. Кроме того, предусматривается ряд тен-

5 5 денций — создание таможенных союзов, зон свободной торговли, — определяющих роль таможенного дела в международной экономической интеграции. Эта черта «внешней» направленности, может быть отнесена к отличительным особенностям ТК. В настоящем ТК в соответствии с Конституцией РФ (ч. 1 ст. 74) закрепляется отсутствие внутренних таможенных границ. Это актуальное положение, поскольку лозунги «местного» протекционизма звучат в РФ, в том числе и в Санкт-Петербурге, достаточно звонко. Принципиальной новизной отличаются положения, характеризующие таможенные органы, ранее не встречавшиеся как в практике Российской империи, так и в советский период. 1 Как устанавливает ТК, общее руководство таможенным делом осуществляют Президент РФ и Правительство РФ. Центральным органом федеративной исполнительной власти, осуществляющим непосредственное руководство таможенным делом в России, является Государственный таможенный комитет. Таможенные органы представляют собой единую систему, которая состоит из ГТК РФ, региональных управлений таможни, таможенных постов. На них возлагается обязанность непосредственно осуществлять таможенное дело. Практически таможенные органы превращаются в государственные, со статусом правоохранительных органов Российской Федерации. В литературе не уделяется внимание вопросу о соотношении компетенции законодательных и исполнительных органов государственной власти в области руководства таможенными органами. Так, Ю.Г.Кисловский цитирует ст. 8 ТК в урезанном виде. 2 На самом деле последняя часть ст.8 предусматривает компетенцию не только Президента и Правительства, но и Верховного Совета РФ, который кстати, в качестве представительной (законодательной) власти расположен в тексте впереди других. Разумеется, дело не в памяти о Верховном 1 Кисловский Ю.Г. Цит.соч. стр Там же. стр.220.

6 6 Совете, а речь идет о роли законодательных органов власти, в отношении которых соблюдается умолчание. В ТК предусмотрены 20 основных функций таможенных органов. Из них функция под номером 13 предусматривает функцию таможенных органов по содействию развитию внешнеэкономических связей Санкт- Петербурга, впрочем и всех других субъектов внешнеэкономической деятельности: от республик в составе РФ до ее граждан. Представляется, что это положение, в части «содействия», характеризует новую разрешительную ориентацию деятельности всех государственных органов в условиях демократизации и формирования правового государства, хотя на практике, как известно, она нередко носит запрещающий характер. Следует так же подчеркнуть экономическую направленность этого перечня функций. 1 Причем некоторые из них посвящены так же новым категориям таможенного дела, как, например, «экономическая безопасность». Представляется, что эта черта отличает ТК от документов советского периода, отличающихся большей административностью. Прослеживается и международный аспект: сотрудничество, выполнение международных обязательств. Значительная часть функций относится к компетенции таможенных органов, как составной части государственных органов. Другие имеют прямое отношение к решению задач реализации таможенной политики, таможенного контроля, таможенного оформления, взиманию таможенных пошлин, налогов и таможенных платежей. Некоторые функции носят новый характер в связи с развитием таможенного сотрудничества России в международных отношениях. Так, предусматривается функция ведения товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности, которая представляет собой результат усилий по гармонизации международного таможенного сотрудничества. 1 Кисловский Ю.Г. Цит.соч. стр.222.

7 7 Ст. 18 ТК содержит определения, используемые в настоящем Кодексе. Это имеет важное значение для развития теории таможенного дела. В этих понятиях и терминах отражен многолетний опыт практики таможенного дела в стране и за рубежом. 3. Экономические подходы в новом ГТК РФ. В новом ТК детально изложены права и обязанности, с одной стороны, таможенников, с другой, субъектов — участников и организаторов внешнеэкономических связей. Кодекс предусматривает равные права и тех и других. Новым положением является то, что на превышение прав или несоблюдение законодательства РФ таможенными органами можно подать жалобу в судебные органы, а не вышестоящему органу. Ранее подобного в кодексах не было. Таможенным кодексом запрещены новые категории нарушения таможенных правил. В кодексе 1991 года из было 17, в новом кодексе — 40 составов нарушения таможенных правил. 1 Нельзя не заметить в этой связи известного несоответствия между разрешительными тенденциями регулирования и ростом числа составов нарушения. Следует признать, что это кажущееся противоречие. Дело в том, что в связи с либерализацией внешнеэкономической деятельности, отказом от государственной монополии в сфере международных экономических отношений были ограниченными возможности административного, ведомственного нормотворчества, а повысилось значение и эффективность правовых методов управления. Кроме того, возросло число участников внешнеэкономической деятельности разного организационно-правового характера и форм. Эти тенденции не могли не вызвать расширения числа конструкций составов и видов нарушений в сфере внешнеэкономической деятельности. 1 Кисловский Ю.Г. Цит.соч. стр.225.

8 8 По-новому изложены экономические вопросы. В первую очередь это касается таможенных режимов. В их основу заложены экономические методы управления. В кодексе детализируется механизм таможенного воздействия на хозяйственную систему, что сближает характер взаимоотношений национальной экономики России с мировым рынком. В предшествовавшей практике таможенного дела в стране применялось три режима — экспорт, импорт и транзит. В свете ТК РФ 1993 года вырисовывается пятнадцать таможенных режимов: выпуск для свободного обращения; реимпорт; транзит; таможенный склад; магазин беспошлинной торговли; переработка на таможенной территории; переработка под таможенным контролем; временный ввоз (вывоз); свободная таможенная зона; свободный вклад; переработка вне таможенной территории; экспорт; уничтожение; реэкспорт; отказ в пользу государства. Указанные режимы соответствуют мировым требованиям. Они будут способствовать не только развитию внешней торговли, но и прежде всего производственной кооперации, которая оценивается как более высокая ступень участия национальной экономики в международном разделении труда, нежели торговля. Стимулируется развитие в целом торгово-экономического сотрудничества. В будущем отпадает необходимость переоформления товаров за рубежом, что влечет за собой немалые издержки. Однако следует заметить, что подобные механизмы начинают работать на практике не сразу. Их эффективность и привлекательность зависит от квалификации таможенников, а так же готовности предпринимателей к цивилизованным методам внешнеэкономической деятельности. Положение Кодекса о таможенных режимах направлено на унификацию таможенных законов и процедур, соответствие его международным стандартам.

9 9 В Кодексе детализированы статьи, освещающие таможенное оформление. Подчеркивается, что таможенное оформление производится в порядке, определяемом настоящим Кодексом и другими законодательными актами и нормативными актами ГТК Российской Федерации. Подробно излагается место и время производства таможенного контроля и оформления, круг лиц, присутствующий при этом, язык, на котором производится таможенное оформление, и контроль других органов, пользование и распоряжение товарами и транспортными средствами, упрощенный порядок таможенного оформления, грузовые и иные операции, взятие проб и образцов товаров, меры по обеспечению соблюдения законодательства РФ о таможенном деле при перевозке товаров и документов на них при таможенном оформлении. 4. Таможенный контроль. В ГТК РФ 1993 года по-новому дается определение и формируется цель таможенного контроля. 1 Таможенный контроль проводится должностными лицами таможенных органов России путем проверки документов и сведений, необходимых для таможенных целей, таможенного досмотра, досмотр товаров и транспортных средств, личного досмотра, как исключительной формы таможенного контроля; учета товаров и транспортных средств; устного опроса физических лиц и должностных лиц; проверки системы учета и отчетности; осмотр территорий и помещений складов временного хранения, таможенных складов, свободных складов, свободных таможенных зон и магазинов беспошлинной торговли и других мест, где могут находиться товары и транспортные средства, подлежащие таможенному контролю, либо осуществляется деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы Российской Федерации; в дру- 1 ст. 180 ТКРФ.

10 10 гих формах, предусмотренных настоящим Кодексом и иными актами законодательства Российской Федерации по таможенному делу либо не противоречащих законодательным актам Российской Федерации. При проведении таможенного контроля могут применяться технические средства, безопасные для жизни и здоровья человека, животных и растений и не причиняющие ущерба товарам, транспортным средствам, лицам. Правила проведения таможенного контроля определяются Государственным таможенным комитетом Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом. Таким образом, в ТК на основе соблюдения прав участников внешнеэкономических связей закреплены функции таможенной службы как государственного органа, обеспечивающего нормальные взаимоотношения между таможней, предпринимателями и различными органами власти. Главное состоит в том, что обеспечивается охрана прав и свобод граждан благодаря строгому соблюдению законности и требований нормативных документов ГТК РФ. В последующих статьях ТК предусматриваются положения о законах таможенного контроля, о документах и сведениях, необходимых для таможенного контроля, о порядке привлечения экспертов и специалистов для оказания содействия в проведении таможенного контроля. Дается пояснение о том, что должностные лица таможенных органов на основании служебного удостоверения имеют право доступа на территорию и в помещения любых лиц, где могут находиться товары и транспортные средства, подлежащие такому контролю. В ТК обосновывается право таможенных органов на идентификацию товаров, транспортных средств, помещений и других мест и указывается порядок ее проведения. Таможням и вышестоящим таможенным органам предоставлено право проверки финансово-хозяйственной деятельности лиц, перемещающих

11 11 товары и транспортные средства через таможенную границу Российской Федерации, таможенных брокеров либо иных лиц, осуществляющих деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы. Соответственно, в ТК РФ изложены права лиц таможенного органа, осуществляющего проверку финансово-хозяйственной деятельности. Таможенным органам предоставлено право выбора тех форм таможенного контроля, которые достаточны для соблюдения законодательства РФ и международных договоров. В ТК РФ предусмотрено освобождение от определенных форм таможенного контроля. Содержание и форма этой статьи достаточно противоречивы. Так, с одной стороны, законодатель предусматривает, что освобождение от определенных форм таможенного контроля устанавливает исключительно ТК (ч.1.ст.188), а с другой — предоставляет К вышеизложенному тесно примыкают статьи VII раздела председателю ГТК и лицу, его замещающему, право освобождать отдельных лиц, отдельные товары и транспортные средства от определенных форм таможенного контроля в случаях, когда это отвечает жизненно важным интересам Российской Федерации (ч.5 ст.188). Очевидно, что в связи с этим возникает возможность действий таможенных должностных лиц по собственному усмотрению, что вступает в противоречие с положением, закрепленным в ч.1 комментируемой статьи. Таможенные льготы». Речь идет о таможенных льготах, предоставляемых иностранным лицам, которые работают в органах внешних сношений зарубежных государств, функционирующих на территории РФ. Раздел же VI определяет место и функции таможенных органов в механизме возможного контроля. На основании положений Кодекса ГТК РФ является органом валютного контроля. Иные таможенные органы являются агентами валютного контроля подотчетными ГТК РФ. Ему предоставлено право определять

12 12 функции и полномочия таможенных органов при осуществлении валютного контроля. В соответствующих статьях изложены основные права таможенных органов в области валютного контроля, порядок его и ответственность за правонарушения, выявленные при осуществлении валютного контроля таможенными органами. Таможенный кодекс РФ 1993 года впервые максимально широко раскрывает содержание незаконных валютных операций и иных противозаконных деяний с валютными ценностями. 1 К ним относятся: — умышленное заявление таможенным органам России ложных сведений с целью сокрытия полученных в результате осуществления внешнеэкономической деятельности доходов в валютных ценностях или занижения их размера; — несоблюдение установленных требований об обязательном ввозе (включая пересылку) или перевозе в РФ полученных таким образом валютных ценностей (включая незаконное оставление валютных ценностей за пределами России); — совершение платежей в иностранной валюте или платежных документах в иностранной валюте по фиксированным внешнеэкономическим сделкам, связанным с перемещением товаров через таможенную границу РФ; — равно другие незаконные операции с валютой и иные деяния с валютными ценностями, касающиеся таможенного дела, совершенные: а) в значительном или крупном размере; б) физическим или должностным лицом, ранее судимым за незаконные валютные операции и иные деяния с валютными ценностями; в) организованной группой; 1 Рабочая книга таможенника. Вып.1. С-Пб., чтр.269.

13 13 5. Преступления в сфере таможенного дела и нарушения таможенных правил. Значительный рост преступности в стране связан в том числе и с либерализацией внешнеэкономической деятельности. Возможность фантастического обогащения на валютных махинациях, получение привилегированного положения, разнице внутренних и внешних цен в определенной степени способствовала росту преступности в таможенной сфере. ТК РФ 1993 года существенно уточняет и расширяет понятие контрабанды. Во-первых, контрабандой признается перемещение через таможенную границу РФ помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием: -наркотических средств, психоактивных, сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, радиоактивных и взрывчатых веществ; — вооружения, взрывчатых устройств, огнестрельного оружия, патронов к нему и боеприпасов (кроме гладкоствольного оружия и патронов к нему); — ядерного, химического, биохимического и других видов оружия массового уничтожения, материалов и оборудования, которые заведомо могут быть использованы при его создании, — стратегически важных сырьевых товаров; — предметов художественного, исторического и археологического достояния народов России и зарубежных стран; — равно такое перемещение иных товаров, которое совершается в крупных размерах или определенной категорией лиц, как — то:

14 14 а) с использованием служебного положения публичного должностного лица; б) публичным должностным лицом с использованием своего служебного положения; в) лицом, освобожденным от определенных форм таможенного контроля; г) лицом, уполномоченным на перемещение через таможенную границу РФ отдельных товаров и транспортных средств; д) группой лиц, организовавшихся для занятия контрабандой. Во-вторых, контрабандой также признается: — невозвращение на таможенную территорию РФ предметов художественного, исторического и археологического достояния народов России и зарубежных стран, вывезенных за ее пределы, если такое возвращение является обязательным; — перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ путем ее прорыва, выразившемся в их открытом перемещении через таможенную границу вопреки прямому запрету присутствовавшего при этом должностного лица, осуществляющего таможенный контроль. Определение контрабанды однозначно, а само понятие контрабанды свидетельствует, что это — тяжкое уголовное преступление и подлежит наказанию в соответствии с Уголовным кодексом. Преступлением признается и наказывается уклонение от уплаты таможенных платежей; незаконные валютные операции и иные деяния с валютными ценностями. Таможенные органы в соответствии с Кодексом, наделены правом дознания. Они являются органами дознания по делам о контробанде, об уклонении от уплаты таможенных платежей, о незаконных валютных операциях и иных деяниях с валютными ценностями, касающихся таможенного дела.

15 15 Таможенный орган в рамках своей компетенции наделен правом возбуждать уголовное дело и, руководствуясь нормами уголовного и уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации, производить неотложные следственные действия по установлению и закреплению следов преступления и обнаружению лиц, его совершивших. При этом статья об уголовной ответственности за умышленное уклонение от уплаты таможенных платежей в крупных и особо крупных размерах впервые введена в ТК РФ 1993 года. Также таможенные органы наделены правом осуществления оперативно-розыскной деятельности в порядке, предусмотренном законодательными актами РФ. В отношении нарушений таможенных правил ранее действовавший Таможенный Кодекс предусматривал ответственность юридических лиц за нарушение таможенных правил только в судебном порядке. Теперь такое право предусмотрено для таможенных органов, которые раньше могли вести самостоятельное расследование и привлекать к ответственности только физические лица. Это и означает расширение прав таможни, впервые получившей статус правоохранительного органа. Эти положения ТК РФ дополняются полными, со всесторонним обоснованием статьями о должностных лицах таможенных органов, освещающих их должностной статус, их права по применению физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Кроме того, сюда примыкают так же положения об административных правонарушениях и ответственности за такие правонарушения в области таможенного дела.

16 16 6. Заключение. В целом, как в общих положениях о таможенном деле в России, так и в последующих главах Кодекса разработана стратегия российского таможенного дела, рассчитанная на перспективу. Кодекс закрепил положение таможенных органов в качестве правоохранительных, что существенно расширяет их возможности в решении функциональных задач: борьба с контрабандой, нарушение таможенных правил и налогового законодательства. В ТК 1993 года отчетливо проявляется снижение роли административных методов управления и повышение значения экономических и правовых методов управления. В этом документе отражены значительные результаты на пути унификации и гармонизации таможенного дела России и международных стандартов. Не все статьи ТК исчерпывающе раскрывают существо затронутых в них вопросов, некоторые из них спорные и требуют уточнения. Главное состоит в том, что в них на научной основе впервые разработаны принципиальные основы деятельности таможенных органов в новых экономических условиях. Примечательно, что в Кодекс включены положения, направленные на защиту таможенных работников, гарантирующие оплату труда, материально-бытовое обеспечение в целях создания материальных предпосылок для добросовестного исполнения этими лицами своих должностных обязанностей. Условия оплаты труда должностных лиц таможенных органов определяются исходя из статуса этих органов как правоохранительных. Обложение налогом доходов, полученных должностными лицами таможенных органов в связи с исполнением служебных обязанностей,

17 17 осуществляется применительно к военнослужащим РФ. Обязательным является государственное страхование сотрудников таможенных органов РФ за счет средств федерального бюджета. Предусмотрены в случае гибели должностного лица таможенного органа в связи с исполнением служебных обязанностей выплата семье погибшего единовременного пособия в сумме десятикратного годового денежного содержания и другие льготы, связанные с потерей здоровья.

18 18 Список использованных источников: 1. Конституция Российской Федерации. М., Таможенный Кодекс Российской Федерации (по состоянию на 1 августа 1996г.). М., Кисловский Ю.Г. История таможни государства Российского. М., Рабочая книга таможенника. Вып. 1. С-Пб

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *