Тепловые сети это движимое или недвижимое имущество?

Автор: | 04.05.2019

Содержание

Теплосети являются движимым или недвижимым имуществом

Если теплосеть прочно связана с землей, и ее невозможно переместить без нанесения существенного ущерба, то наиболее правильным будет отнести теплосеть к недвижимому имуществу.

Окончательное решение принимает комиссия по поступлению и выбытию активов.

Для более подробных разъяснений рекомендуем обратиться в уполномоченную организацию по управлению имуществом.

Для решения вопроса о необходимости госрегистрации права оперативного управления рекомендуем обратиться в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра». Необходимость госрегистрации является еще одним основанием для отнесения теплосети к недвижимому имуществу.

Обоснование

Как оформить и отразить в бухучете и при налогообложении поступление основных средств, требующих госрегистрации

Документы для госрегистрации

Право оперативного управления на основные средства – недвижимое имущество (здания, сооружения, объекты незавершенного строительства) подлежит госрегистрации. Поэтому отражают такие объекты на счете 101.10 «Основные средства – недвижимое имущество учреждения» только после того, как получили регистрационные документы.

Это следует из положений статьи 131 Гражданского кодекса РФ, части 6 статьи 1 Закона от 13 июля 2015 № 218-ФЗ, пункта 36 Инструкции к Единому плану счетов № 157н и разъяснено в письме Минфина России от 14 июля 2015 № 02-06-10/40377.

Порядок госрегистрации права собственности на недвижимость прописан в главе 3 Закона от 13 июля 2015 № 218-ФЗ (п. 6 ст. 131 ГК РФ). А порядок, как подать заявление о государственной регистрации и прилагаемые к нему документы, утвердило Минэкономразвития России приказом от 26 ноября 2015 № 883

Госрегистрацию права оперативного управления на объекты недвижимости проводят на основании документов, которые устанавливают наличие (возникновение, переход) прав на такое имущество, в частности:

 заявления о государственной регистрации, форма которого утверждена приказом Минэкономразвития России от 8 декабря 2015 № 920;

 договора о передаче соответствующего имущества на праве оперативного управления;

 договора купли-продажи (в т. ч. государственного (муниципального) контракта);

 решения собственника о закреплении имущества на праве оперативного управления;

 документов о госрегистрации учреждения и его учредительных документов;

 документов об объекте недвижимости;

 других документов, предусмотренных законодательством.

Это следует из статьи 14 Закона от 13 июля 2015 № 218-ФЗ, пункта 6 статьи 131 Гражданского кодекса РФ. Для госрегистрации прав в г. Москве порядок приема и правила составления этих документов изложены в приказе Управления Росреестра по Москве от 13 апреля 2010 № 113.

Необходимые для госрегистрации прав документы на бумаге представляются не менее чем в двух экземплярах. Конкретное количество подлинников, которое необходимо представить, установлено в пункте 3 статьи 21 Закона от 13 июля 2015 № 218-ФЗ. Документы на госрегистрацию в электронной форме должны быть подписаны электронной подписью (п. 7–11 ст. 21 Закона от 13 июля 2015 № 218-ФЗ).

Гражданский кодекс РФ

«Статья 130. Недвижимые и движимые вещи

1. К недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.
К недвижимым вещам относятся жилые и нежилые помещения, а также предназначенные для размещения транспортных средств части зданий или сооружений (машино-места), если границы таких помещений, частей зданий или сооружений описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке.

2. Вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом. Регистрация прав на движимые вещи не требуется, кроме случаев, указанных в законе.

Статья 131. Государственная регистрация недвижимости

1. Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами».

Из статьи

Движимое и недвижимое имущество: как себя подстраховать

Ситуация: в учреждение поступил первичный документ о безвозмездной передаче имущества, которое имеет признаки недвижимого. Акта государственной власти (местного самоуправления) о закреплении имущества в оперативное управление нет. Например, школа получила от казенного учреждения департамента образования акт о приеме-передаче (ф. 0504101) участка наземной теплотрассы.

Возникает вопрос: а не будет ли правильным считать наземную теплотрассу недвижимым имуществом? Даже если уполномоченный орган по управлению имуществом согласует акт, без распоряжения о закреплении недвижимости в оперативное управление это еще не значит, что теплотрассу надо классифицировать в качестве движимого имущества. Поэтому советуем действовать по такой схеме.

На заметку

ПФР рекомендует своим отделениям учитывать теплотрассу как недвижимость на счете 0 101 13 000 «Сооружения — недвижимое имущество учреждения» (письмо от 28 апреля 2016 г. № 03–24/5985)

1. Отправить письменный запрос о типе имущества (недвижимое или движимое) в уполномоченный орган по управлению имуществом. И информационное письмо органу, осуществляющему финансовое обеспечение (по аналогии с предыдущей ситуацией).

2. Учитывать сомнительный объект на забалансовом счете 01 до момента письменного разъяснения сомнений.

3. Если, согласно разъяснению уполномоченного органа по управлению имуществом, объект нужно считать недвижимым имуществом, подать письменный запрос на получение распоряжения (иного правового обоснования) о закреплении в оперативное управление, а также запрос по поводу земельного участка. А если движимым, то перевести объект с забалансового счета на балансовый. В любом случае надо сохранить полученное письменное разъяснение.

Вывод: в рассмотренном примере с участком теплотрассы, если уполномоченный орган решит, что этот объект следует признать недвижимым имуществом, дальнейшие действия учреждения приостанавливаются до получения им распоряжения о закреплении в оперативное управление, о закреплении участка в постоянное (бессрочное) пользование.

На балансе организации имеются объекты с отдельными инвентарными номерами: «Канализация ливневая», «Канализация фекальная» и т.д. Есть отдельные объекты: «Колодцы канализационные», «Коллектор канализационный». Данные объекты находятся на одной территории, обслуживают инфраструктуру одной площадки. Данные объекты поступили в рамках одного договора купли-продажи. В накладной объекты были перечислены разными позициями (некоторые объекты стоимостью за единицу были менее 40 тыс. руб., некоторые — более 40 тыс. руб.).
Согласно учетной политике организации основные средства стоимостью менее 40 тыс. руб. в бухгалтерском учете учитываются в составе материально-производственных запасов.
Объекты стоимостью за единицу более 40 тыс. руб. были приняты на учет в качестве основных средств и учитываются на счете 01. Объекты стоимостью менее 40 тыс. руб. за единицу списаны в момент ввода в эксплуатацию через счет 10 и учитываются на забалансовом счете 04.
1. Должна ли была организация в целях исчисления налога на имущество объединить все эти объекты, включая объекты «Колодцы канализационные» и «Коллектор канализационный», в один комплекс и учитывать их как один объект основных средств?
2. Являются ли объекты «Канализация», «Коллектор канализационный», «Колодцы канализационные» в целях исчисления налога на имущество недвижимым имуществом?

23 октября 2018

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
В целях исчисления налога на имущество организаций организация не обязана объединять все указанные объекты основных средств в один комплекс и учитывать их как один объект основных средств.
Однако, учитывая некоторые функциональные особенности канализационных сетей и их технологическую взаимосвязь с такими отдельными объектами, как «Колодцы канализационные» и «Коллектор канализационный», организации для целей расчёта налога на имущество все указанные объекты следует учесть как недвижимое имущество.
При этом организация вправе продолжать учитывать каждый из рассматриваемых объектов основных средств как отдельный инвентарный объект.

Обоснование позиции:
Согласно п. 1 ст. 374 НК РФ объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено ст.ст. 378, 378.1, 378.2 НК РФ.
Порядок бухгалтерского учета объектов основных средств и формирования их стоимости регулируются ПБУ 6/01 «Учет основных средств» (далее — ПБУ 6/01) и Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденными приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н (далее — Методические указания).
В соответствии с п. 4 ПБУ 6/01 актив принимается организацией к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, если одновременно выполняются условия:
— объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;
— объект предназначен для использования в течение длительного времени, т.е. срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
— организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта;
— объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.
Однако ни НК РФ, ни ПБУ 6/01, ни Методические указания не дают определения понятиям «движимое» и «недвижимое» имущество. В силу п. 1 ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.
Минфин России разъясняет, что понятия движимого и недвижимого имущества определены в ст. 130 ГК РФ (смотрите, например, письма Минфина России от 17.02.2017 N 03-05-05-01/9043, от 16.09.2015 N 03-05-05-01/53065, от 18.12.2014 N 03-05-05-01/65598, от 15.08.2013 N 03-04-06/33238, от 25.02.2013 N 03-05-05-01/5317).
В соответствии со ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Кроме того, специалисты финансового ведомства рекомендуют, что при определении состава недвижимого имущества необходимо учитывать нормы Общероссийского классификатора основных фондов (ОКОФ) (в настоящее время действует Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013-2014 (СНС 2008), введенный с 1 января 2017 года приказом Росстандарта от 12.12.2014 N 2018-ст (далее — ОКОФ ОК 013-2014)), а также Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (смотрите, например, письма Минфина России от 04.10.2013 N 03-05-05-01/41301, от 22.05.2013 N 03-05-05-01/18212).
В соответствии с ОКОФ ОК 013-2014 сооружение — результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида. Сооружения являются объектами, прочно связанными с землей. В частности, примерами сооружений могут служить такие объекты, как магистральные трубопроводы; линии связи и электропередачи; местные трубопроводы.
Согласно п. 11 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ канализационные сети как разновидность трубопроводных сооружений являются линейными объектами, подлежащими государственной регистрации в качестве объекта недвижимого имущества.
Так, например, в постановлении Второго арбитражного апелляционного суда от 09.10.2007 N 02АП-3415/07 суд признал наружные сети канализации недвижимым имуществом. Суд отметил, что объект прочно связан с землёй, а его перемещение невозможно без причинения несоразмерного ущерба его назначению.
Аналогичный подход по трубопроводным сооружениям представлен и в других судебных актах (смотрите, например, постановления АС Северо-Кавказского округа от 13.02.2018 N Ф08-10789/17 по делу N А32-6398/2017, Пятого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2011 N 05АП-2721/11 (оставлено без изменений постановлением ФАС Дальневосточного округа от 13.09.2011 N Ф03-4038/11), ФАС Дальневосточного округа от 19.08.2010 N Ф03-5985/2010 по делу N А73-2046/2010, ФАС Северо-Западного округа от 04.05.2010 N Ф07-3435/2010, от 16.01.2009 N А56-49891/2007, определение ВАС РФ от 23.09.2009 N 12247/09).
При этом представители финансового ведомства (смотрите письма Минфина России от 22.05.2013 N 03-05-05-01/18212, от 11.04.2013 N 03-05-05-01/11960, от 02.04.2013 N 03-05-05-01/10624, от 29.03.2013 N 03-05-05-01/10050) отмечают, что применительно к налогообложению налогом на имущество не включаются в состав объекта недвижимого имущества объекты, учитываемые как отдельные инвентарные объекты основных средств, которые:
— не требуют монтажа;
— могут быть использованы вне объекта недвижимого имущества;
— демонтаж которых не причиняет несоразмерного ущерба их назначению;
— функциональное предназначение которых не является неотъемлемой частью функционирования объекта недвижимого имущества как единого обособленного комплекса (компьютеры, столы, транспортные средства, средства видеонаблюдения и др.).
Кроме того, согласно ОКОФ ОК 013-2014 объектом, выступающим как сооружение, является каждое отдельное сооружение со всеми устройствами, составляющими с ним единое целое. Оборудование, установленное на сооружении, не входит в состав сооружения и классифицируется в соответствующих группировках машин и оборудования (например, оборудование связи (антенны, электрическое оборудование), установленное на вышках сотовой связи).
Очевидно, что объекты основных средств с названиями «Канализация фекальная», «Канализация ливневая», «Канализация хозяйственно-фекальная» используются независимо друг от друга. При этом наличие в данных сетях таких установленных объектов, как «Колодцы канализационные», «Коллектор канализационный», является неотъемлемым элементом функционирования таких сетей.
Следовательно, оснований для признания всех указанных объектов единым комплексом не имеется. Однако, учитывая некоторые функциональные особенности канализационных сетей и их тесную технологическую взаимосвязь с такими отдельными объектами, как «Колодцы канализационные» и «Коллектор канализационный» (демонтаж колодцев может нанести ущерб самим канализационным сетям), организации для целей расчёта налога на имущество все указанные объекты следует учесть как недвижимое имущество в составе указанных канализационных сетей.
Между тем на основании абзаца второго п. 6 ПБУ 6/01 в случае наличия у одного объекта нескольких частей, сроки полезного использования которых существенно отличаются, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект (смотрите также письмо Минфина России от 18.11.2016 N 03-03-06/1/67863). Соответственно организация вправе продолжать учитывать каждый из рассматриваемых объектов основных средств как отдельный инвентарный объект.
Изложенный вывод является нашим экспертным мнением. За официальными разъяснениями по этому вопросу организация вправе обратиться в Минфин России (пп. 2 п. 1 ст. 21 НК РФ).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ситдиков Ирек

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Родюшкин Сергей

Состав инженерных сетей

Чтобы здания стали функциональными и обрели жизнь, создают техническую систему. Это обязательно должны знать люди, строящие собственные дома. Давайте разберем, что входит в инженерные сети, с помощью которых обеспечивается жизнедеятельность населения, коммунальных служб, промышленных предприятий.

В зависимости от того с какой части строения они располагаются, их делят на внутренние и внешние. Наружные более масштабны и громоздки.

Теперь более подробно по вопросу «что относится к сетям инженерно технического обеспечения»? Существует несколько систем:

  1. Водоснабжение – создается для подачи горячей и холодной воды и делят на противопожарный, производственный и хозяйственно-питьевой виды. Объект подключают к централизованному водопроводу или же происходит забор воды из скважин, водоемов. При этом используют разветвления из труб, выполненных из стали, пластика, меди. Грамотный выбор материалов увеличивает срок службы и уменьшает коррозию. Чтобы подобрать правильный диаметр трубы необходимо произвести расчет потребления воды.

  2. Теплоснабжение – по-просту говоря – отопление. Проект котла по типу и мощности выбирается по количеству потребляемого тепла с учетом теплопотерь, он связан с электрической или газовой сетью. Для передачи тепла используют радиаторы.

  3. Газоснабжение – сложный комплекс, состоящий из ответвлений, присоединенных к городскому распределителю и газопроводов, расположенных внутри дома.

  4. Канализация – подводится к центральной канализационной системе с использованием отстойников и очистителей.

  5. Электроснабжение — комплекс распределения электроэнергии между потребителями. Главные элементы – линии электропередач, подстанции.

  6. Вентиляция – создает приток свежего воздуха и удаляет из него вредные примеси. Кондиционирование помимо очистки еще охлаждает или нагревает и убирает лишнюю влагу в помещении.

Подробности Категория: Просмотров: 25029

Инженерные сети (инженерные системы) – это комплекс коммуникаций и сооружений, необходимых для жизнеобеспечения человека, поэтому строительство и монтаж инженерных сетей является обязательным этапом при строительстве любого объекта.

От правильного функционирования инженерных сетей очень сильно зависит вся человеческая деятельность – от комфорта проживания в частном доме до работы крупных промышленных предприятий. Поэтому их проектирование, монтаж и обслуживание требуют от специалистов высокой профессиональной квалификации, опыта работы, а также знания техники безопасности и установленных норм и правил.

Инженерные сети представляют собой сложную совокупность всех систем жизнеобеспечения, взаимодействующих между собой. От того, насколько профессионально и качественно выполнен монтаж инженерных сетей, зависит функционирование всего объекта.

В состав инженерных сетей входят:

1. Система электроснабжения (СЭС) – комплекс источников, систем преобразования, передачи и распределения электрической энергии. В состав СЭС входят линии электропередач, распределительные устройства и подстанции, а также системы, необходимые для повышения эффективности.

2. Системы наружного освещения. Для обеспечения безопасности и удобства эксплуатации объекта в темное время суток, уличное освещение необходимо. Фонари освещения располагают на несущих тросах, фасадах зданий, подвесах или опорах.

3. Система водоснабжения, ключевыми элементами которой являются водопроводная сеть, водоводы и водозаборные сооружения. Системы водоснабжения делятся на хозяйственно-питьевые, производственные и противопожарные.

4. Система теплоснабжения служит для отопления дома и поддержания в нем комфортной температуры. Различают два вида систем отопления: централизованное и местное.

5. Системы вентиляции и кондиционирования служат для обеспечения помещения свежим воздухом, а также удаления из атмосферы вредных веществ. Дополнительными функциями кондиционирования являются очистка, контроль температуры и влажности воздуха, ионизирование.

6. Системы газоснабжения необходимы для обеспечения потребителей газом – в необходимых количествах и под соответствующим давлением.

7. Системы канализации могут быть городскими инженерными сетями, а в частных строениях включают ливневую канализацию и локальные системы очистки.

Все инженерные сети подразделяются на внутренние и внешние, в зависимости от того, расположены они внутри здания или с внешней стороны.

Наружные инженерные сети – это комплекс определенных систем и коммуникаций, которые располагаются снаружи здания. К наружным сетям относятся: наружные электрические сети, наружные сети связи, внешний газопровод, тепловые сети, внешнее освещение, наружные сети водоснабжения, канализация.

Внутренние инженерные сети – комплекс систем, которые расположены внутри зданий и строений. К ним относятся: внутреннее электроосвещение и электросети, внутренний газопровод, сети связи, отопление, внутреннее кондиционирование и вентиляция, сети горячего и холодного водоснабжения, внутренняя канализация и др.

Наша компания «Samal Stroy Group» осуществляет весь комплекс работ по строительству, ремонту, капитальному ремонту, техническому обследованию всех видов инженерных сетей. Более подробно о наших услугах

Решение № 2-3206/2015 2-3206/2015~М-2643/2015 М-2643/2015 от 2 ноября 2015 г. по делу № 2-3206/2015

Свердловский районный суд г. Костромы (Костромская область) — Гражданское Суть спора: О признании движимой вещи бесхозяйной и признании права муниципальной собственности на безхозяйную недвижимую вещь Дело № 2-3206/2015

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации
02 ноября 2015 года
Свердловский районный суд города Костромы в составе председательствующего судьи Тележкиной О.Д. при секретаре Панченко Ю.Ю. с участием представителя заявителя Кондрашовой М.В., представителя заинтересованного лица ОАО «МРСК Центра» Аржанцевой В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению муниципального образования городской округ город Кострома в лице Управления имущественных и земельных отношений Администрации г. Костромы о признании движимой вещи бесхозяйным имуществом и признании права муниципальной собственности,
УСТАНОВИЛ:

Муниципальное образование городской округ город Кострома в лице управления имущественных и земельных отношений Администрации города Костромы обратилось в суд с заявлением о признании бесхозяйным имуществом подземной кабельной линии, предназначенной для электроснабжения котельной по А (строение 1) с напряжением 0,4 кВ, состоящей из двух кабелей марки АВВБ сечением 3х25+1х10мм?, протяженностью кабельной линии 100 метров, находящейся по адресу: г. Кострома, подземная кабельная линия ВРУ-0,4 кВ (КЛ-0,4 кВ ТП-11) детского комбината № до ВРУ – 0,4 кВ котельной по А и признании права собственности на данное имущество за муниципальным образованием городской округ город Кострома. Заявление мотивировано тем, что комиссией в составе сотрудников ПТО МУП г. Костромы «Городские сети» произведен осмотр и обследование указанной линии, установлены ее характеристики, определено, что линия находится в рабочем состоянии, предназначена для электроснабжения котельной по (строение 1). В соответствии с письмом ТУ Росимущества в Костромской области от , информацией Департамента имущественных и земельных отношений Костромской области от , уведомлением управления территориального планирования, городских земель, градостроительства, архитектуры и муниципального имущества Администрации города Костромы от указанный объект в реестрах федерального имущества, государственного имущества Костромской области, муниципального имущества отсутствует. Законных владельцев движимой вещи не выявлено.
В судебном заседании представитель заявителя Кондрашова М.В. требования поддержала. Считала спорную линию движимым имуществом, т.к. данная сеть предназначена для передачи электроэнергии, состоит из нескольких параллельных кабелей с соединительными, стопорными и концевыми муфтами и крепежных деталей. Линия может перемещаться в пределах собственной формы как правее, так и левее трассы, возможен её вынос на опорах, что не влечет за собой каких-либо деформационных изменений её конструкции. Демонтаж линии не нанесет несоразмерного ущербе электролинии, возможна прокладка её в другом месте, не причиняя линии дополнительных повреждений.
Представитель заинтересованного лица ПАО «МРСК Центра» в лице филиала «Костромаэнерго» Аржанцева В.В. полагала заявленные требования подлежащими удовлетворению. Пояснила, что спорная линия не состоит на балансе «МРСК Центра», однако соединена с их линией (КЛ-0,4 кВ) болтами на вводном распределительном устройстве детского сада. Демонтаж и перенос КЛ-0,4 кВ в на другое место возможен без нанесения несоразмерного ущерба её назначению, что определяет данный объект как движимое имущество. Для определения отнесения линии к движимому имуществу (в данном случае линия 0,4 кВ – низкое напряжение) необходимо также учитывать критерий электрического напряжения объекта и соединения конструкции с подстанцией.
Представители заинтересованных лиц МУП г. Костромы «Городские сети», ИФНС России по г. Костроме в судебном заседании не участвовали, просили рассматривать дело в их отсутствие, по существу заявленных требований не возражали. Согласно объяснениям представителя МУП г. Костромы «Городские сети» Морозовой П.С, данным в предварительном судебном заседании, линия от ВРУ-0,4 кВ (КЛ-0,4 кВ ТП-11) детского комбината № до ВРУ – 0,4 кВ котельной по А проводилась одновременно с постройкой котельной для нужд котельной. С 2009 года котельная находится в хозяйственном ведении МУП г. Костромы «Городские сети», которое обслуживает спорную линию. Балансодержатель линии до 2009 года неизвестен. Для законного обслуживания линии необходимо признание на неё права муниципальной собственности и дальнейшее оформление соответствующей документации. В отзыве ИФНС указано на то, что организации — в отношении движимого имущества, принятого с 01.01.2013 на учет в качестве основных средств, освобождаются от налогообложения движимого имущества в силу п. 25 ст. 381 НК РФ.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 262 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ), в порядке особого производства суд рассматривает дела о признании движимой вещи бесхозяйной и признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь.
В соответствии с п. 1 ст. 226 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) движимые вещи, брошенные собственником или иным образом оставленные им с целью отказа от права собственности на них (брошенные вещи), могут быть обращены другими лицами в свою собственность в порядке, предусмотренном п. 2 указанной статьи.
В силу п. 2 ст. 226 ГК РФ брошенные вещи поступают в собственность лица, вступившего во владение ими, если по заявлению этого лица они признаны судом бесхозяйными.
Согласно ст. 236 ГК РФ, гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.
Согласно ч. 1 ст. 291 ГПК РФ, в заявлении о признании движимой вещи бесхозяйной должно быть указано, какая движимая вещь подлежит признанию бесхозяйной, должны быть описаны ее основные признаки, а также приведены доказательства, свидетельствующие об отказе собственника от права собственности на нее, и доказательства, свидетельствующие о вступлении заявителя во владение вещью.
Согласно ч. 1 ст. 293 ГПК РФ суд, признав, что собственник отказался от права собственности на движимую вещь, принимает решение о признании движимой вещи бесхозяйной и передаче ее в собственность лица, вступившего во владение ею.
По смыслу указанных норм права, требование о признании движимой вещи бесхозяйной подлежит удовлетворению, если будет установлено, что вещь является движимым имуществом, собственник движимой вещи отказался от права собственности на нее, а лицо, заявляющее свои права на нее, вступило во владение указанной вещью.
Как следует из материалов дела, комиссией в составе сотрудников МУП г. Костромы «Городские сети» произведен осмотр подземной кабельной линии, предназначенной для электроснабжения котельной по (строение 1) с напряжением 0,4 кВ, состоящей из двух кабелей марки АВВБ сечением 3х25+1х10мм?, протяженностью кабельной линии 100 метров, находящейся по адресу: г. Кострома, подземная кабельная линия ВРУ-0,4 кВ (КЛ-0,4 кВ ТП-11) детского комбината № до ВРУ – 0,4 кВ котельной по .В соответствии со ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество. Вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом.
Таким образом, вещь является недвижимой либо в силу своих природных свойств либо в силу прямого указания закона.
Как следует из технического заключения МКУ «Костромастройзаказчик» от № при обследовании объекта установлено, что кабельная линия находится в рабочем состоянии, предназначена для электроснабжения котельной по (строение 1) с напряжением 0,4 кВ, состоит из двух кабелей марки АВВБ с сечением 3х25+1х10мм2, протяженностью кабельной линии 100 метров. Сети представляют собой сборно-разборную конструкцию, которую возможно демонтировать без соразмерного ущерба её назначению и смонтировать в другом месте. Ввиду отсутствия признаков капитальности обследуемых сетей, а именно отсутствия прочной связи с землей, линия является объектом движимого имущества.
Суд не находит оснований не доверять техническому заключению МКУ «Костромастройзаказчик», имеющего свидетельство о допуске к работам по подготовке проектной документации на предмет наружных сетей электроснабжения от №, и полагает возможным с учетом данного заключения считать спорную подземную кабельную электроснабжения движимым имуществом.
Кроме того, заявителем в качестве обоснования требований, представлена техническая экспертиза № от Костромского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральной БТИ» на предмет отнесения кабельных линий электропередачи к движимому или недвижимому имуществу. Согласно выводам заключения, кабельные линии электропередач не имеют прочной (неразрывной) связи с землей и без нанесения несоразмерного ущерба своему назначению могут быть перемещены с одного места установки на другое, не относятся к недвижимым вещам, а являются движимым имуществом.
Сведениями о том, что спорная линия зарегистрирована в составе единого недвижимого комплекса, для решения вопроса об отнесении её к недвижимому объекту (постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 «О применении судами некоторых положений раздела I ч. 1 Гражданского кодекса РФ») суд не располагает.
В соответствии с положениями ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Согласно представленной информации ТУ Росимущества в Костромской области, Департамента имущественных и земельных отношений Костромской области, управления территориального планирования, городских земель, градостроительства и муниципального имущества администрации г. Костромы, спорная подземная кабельная линия электроснабжения в реестрах федерального имущества, государственного имущества Костромской области и муниципального имущества Костромской области отсутствует.
В соответствии с информацией МКУ г. Костромы «Муниципальный архив г. Костромы» от , ОГКУ «ГАКО» от ОГКУ «ГАНИКО» от , архивные сведения о спорной линии энергоснабжения не установлены. Имеются сведения лишь о дате сдачи ясли-сада № по – сентябрь 1970 года. Сведения об организации, которая занималась разработкой проектной документации детского комбината № и котельной (строение 1), не представлены.
В техническом паспорте на здание котельной по г. Костромы в качестве правообладателя объекта указано Производственное объединение «Костромаоблтеплоэнерго», переданное постановлением Правительства РФ от 10.09.1992 № 693 в государственную собственность Костромской области. На основании распоряжения администрации Костромской области № 149 от 23.06.1995 Производственное объединение «Костромаоблтеплоэнерго» реорганизовано в МУП «Костроматеплоэнерго». Последнее реорганизованно путем присоединения его к МУП «Жилищное хозяйство» постановлением Администрации города Костромы от 18.01.2005 N 80. В настоящее время МУП «Жилищное хозяйство» не существует. Сведения о правопреемнике муниципальное образование в лице заявления Управления имущественных и земельных отношений суду не представило.
В соответствии с постановлением Администрации г. Костромы от 26.05.2010 № 986 «Об определении муниципальных организаций по обслуживанию бесхозяйных инженерных сетей» с целью исполнения полномочий органов местного самоуправления по организации электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, освещения улиц, в соответствии со ст.ст. 16, 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определены специализированные муниципальные предприятия по обслуживанию выявленных и выявляемых бесхозяйных сетей до принятия их в муниципальную собственность, в том числе МУП г. Костромы «Городские сети» — в отношении электрических, тепловых, газовых сетей и сетей уличного освещения.
Согласно постановлению Администрации г. Костромы от 07.08.2009 № 1446 здание котельной с пристройкой (в составе энергетического производственно-технологического комплекса) по адресу: г. Кострома, (сооружение1), литера 1Б,б закреплена для обслуживания за МУП г. Костромы «Городские сети».
При указанных обстоятельствах суд полагает, что муниципальное образование городской округ г. Кострома следует признать вступившим во владение спорной кабельной линией и передать данную линию в собственность муниципального образования.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 – 198, 262 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:

Заявление городского округа город Кострома в лице в лице Управления имущественных и земельных отношений Администрации г. Костромы удовлетворить.
Признать бесхозяйным имуществом подземную кабельную линию, предназначенную для электроснабжения котельной по (строение 1) с напряжением 0,4 кВ, состоящую из двух кабелей марки АВВБ сечением 3х25+1х10мм?, протяженностью кабельной линии 100 метров, находящуюся по адресу: г. Кострома, подземная кабельная линия ВРУ-0,4 кВ (КЛ-0,4 кВ ТП-11) детского комбината № до ВРУ – 0,4 кВ котельной по
Признать право собственности муниципального образования городской округ город Кострома на подземную кабельную линию, предназначенную для электроснабжения котельной по (строение 1) с напряжением 0,4 кВ, состоящую из двух кабелей марки АВВБ сечением 3х25+1х10мм?, протяженностью кабельной линии 100 метров, находящуюся по адресу: г. Кострома, подземная кабельная линия ВРУ-0,4 кВ (КЛ-0,4 кВ ТП-11) детского комбината № до ВРУ – 0,4 кВ котельной по
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Свердловский районный суд г. Костромы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья О.Д. Тележкина

Суд:

Свердловский районный суд г. Костромы (Костромская область)

Иные лица:

ИФНС по г. Костроме
МУП г. Костромы «Городские сети»
ОАО МРСК-Центра-филиал «Костромаэнерго»

Судьи дела:

Тележкина Ольга Дмитриевна (судья)

Аналитика Публикации

В настоящей статье предлагается рассмотреть, в каких случаях воздушная линия электропередачи (ВЛ) является движимым или недвижимым имуществом.

Проблематика, касающаяся ВЛ, достаточно широка и затрагивает вопросы строительства (в части необходимости получения разрешений на строительство).

Основополагающей причиной ряда проблем является вопрос о том, является ли ВЛ недвижимым имуществом или нет.

В широком понимании под ВЛ понимается устройство для передачи и распределения электроэнергии по проводам, расположенным на открытом воздухе и прикрепленным при помощи изоляторов и арматуры к опорам или кронштейнам, стойкам на инженерных сооружениях (мостах, путепроводах и т.п.). Такое определение является легальным и содержится в Инструкции по безопасной эксплуатации электроустановок в горнорудной промышленности. Указанная инструкция не служит основополагающим документом в электроэнергетике, но иного, более полного определения воздушной линии электропередачи действующее законодательство не содержит.

Опоры с фундаментом

Как видно из указанного определения, прокладка проводов ВЛ возможна многими способами, среди которых прокладка по зданиям (стенам или иным конструктивным частям) и сооружениям, мостам, а также посредством установки специальных опор.

Строительство (монтаж) и эксплуатация проводов ВЛ по зданиям, сооружениям, мостам не вызывают особых проблем, поскольку указанные здания и сооружения выполняют функцию промежуточной опоры и не образуют вместе с проводами электропередачи единого объекта.

Остановимся на рассмотрении ВЛ, расположенных на самостоятельных опорах. В зависимости от способа подвески проводов опоры воздушных линий делятся на две основные группы:

а) опоры промежуточные, на которых провода закрепляются в поддерживающих зажимах (промежуточные опоры составляют большинство применяемых опор);

б) опоры анкерного типа, служащие для натяжения проводов. На этих опорах провода закрепляются в натяжных зажимах.

По конструктивному выполнению опоры можно разделить на свободностоящие и опоры на оттяжках. На воздушных линиях применяются деревянные, стальные и железобетонные опоры.

Конструкции опор ВЛ:

а) деревянная опора одностоечная, промежуточная. Выполняется из сосны, иногда лиственницы. Пасынок выполняется из пропитанной сосны. Для линий 35-110 кВ применяются деревянные П-образные двухстоечные опоры;

б) железобетонные опоры — выполняются одностоечными свободностоящими, без оттяжек или с оттяжками на землю. Опора состоит из стойки (ствола), выполненной из железобетона, траверсы, грозозащитного троса с заземлителем на каждой опоре (для молниезащиты линии);

в) металлические (стальные) опоры — применяются при напряжении 220 кВ и более.

В рамках настоящей статьи наибольшее внимание уделено такому важному элементу конструкции опор, как фундамент, представляющему собой конструкцию, заделанную в грунт и передающую на него нагрузки от опоры, изоляторов, проводов и внешних воздействий (гололед, ветер).

Для одностоечных опор, у которых нижний конец стойки заделывается в грунт, фундаментом служит низ стойки.

Для металлических опор применяются свайные или сборные грибовидные железобетонные фундаменты, а при установке переходных опор и опор на болотах – монолитные бетонные фундаменты. Ригель увеличивает боковую поверхность подземной конструкции железобетонных стоек и подножников металлических опор.

Еще одним способом установки опор ВЛ являются оттяжки. Они предназначены для повышения устойчивости опор и принимают на себя усилия оттяжения провода электропередачи.

Из приведенного описания видно, что в большинстве случаев опоры ВЛ имеют фундамент разной степени сложности. Сложность фундаментов указывает на прочность связи с грунтом: чем сложнее фундамент, тем сильнее связь с грунтом. Однако существуют способы установки опор ВЛ без сооружения фундаментов, в частности на растяжках либо на специальных платформах в местах грунтов вечной мерзлоты. Это важно учитывать при квалификации опор в качестве недвижимого имущества.

В статье 130 Гражданского кодекса Российской Федерации дается определение недвижимых вещей (недвижимого имущества, недвижимости), к которым относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, т. е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Из данного определения и юридической доктрины можно выделить ряд признаков, отличающих движимое и недвижимое имущество. Признаки недвижимого и движимого имущества связаны с природой вещей или их назначением. Можно назвать следующие признаки недвижимого имущества:

  • объекты недвижимости – это всегда объекты материального мира;

  • недвижимость – это всегда индивидуально-определенное имущество;

  • прочная связь с землей, невозможность перемещения без существенного ущерба;

  • значимость или ценность недвижимых вещей.

Приведенное выше описание конструкций опор ВЛ дает возможность сделать вывод, что ВЛ, установленные на опоры, имеющие фундамент, являются объектами недвижимого имущества, т. к. соответствуют всем указанным признакам.

Кроме рассмотренных особенностей, ВЛ также является линейным объектом, в смысле, определенном Градостроительным кодексом Российской Федерации. Статья 1 ГрК РФ понимает под линейными объектами линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

Поскольку процесс передачи электрической энергии является непрерывным в силу особенностей передаваемого товара, то ВЛ представляет собой сложный многосоставной объект материального мира.

Если учесть все перечисленные признаки ВЛ, то можно сказать, что это линейный объект, состоящий из множества элементов, прочно связанных с грунтом и имеющих единое назначение – передачу электрической энергии. Раздельно элементы электрической сети не могут выполнять свою основную функцию – передачу электрической энергии.

Таким образом, вновь сформулированное определение дает основание считать, что ВЛ может являться единым недвижимым комплексом.

Недвижимой вещью, участвующей в обороте в качестве единого объекта, может являться единый недвижимый комплекс – совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, в том числе линейных объектов (железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и др.), либо расположенных на одном земельном участке, если в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь. К единым недвижимым комплексам применяются правила о неделимых вещах (ст. 133.1 ГК РФ).

Сделанные выводы косвенно подтверждает Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.15 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», в котором указано, что недвижимой вещью, участвующей в обороте как один объект, может являться единый недвижимый комплекс. Согласно ст. 133.1 ГК РФ в качестве такого комплекса выступает совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, которые либо расположены на одном земельном участке, либо неразрывно связаны физически или технологически (например, железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие линейные объекты). При этом в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество регистрируется право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь. В силу прямого указания ст. 133.1 ГК РФ в отсутствие названной регистрации такая совокупность вещей не является единым недвижимым комплексом.

Подводя итог, можно сказать, что воздушные линии с опорами, имеющими фундамент, являются недвижимой вещью и в некоторых случаях могут также являться единым недвижимым комплексом.

Опоры без фундамента

Иным образом обстоят дела с ВЛ, установленными на опоры, не имеющие фундамента. Ведь на первый взгляд указанные объекты отвечают некоторым признакам недвижимого имущества, указанным в настоящей статье.

Повторюсь, что опоры без фундамента используются, как правило, для строительства ВЛ напряжением до 35 кВ.

Интересным представляется мнение Министерства экономического развития Российской Федерации, выраженное в письме от 11.10.16 № Д23и-4847 «Об отнесении линейных объектов к объектам движимого имущества». В нем Департамент недвижимости Министерства экономического развития Российской Федерации высказал мнение, что линейные объекты, в том числе подземные, являющиеся сооружениями, введенными в эксплуатацию как объекты капитального строительства в соответствии со ст. 55 ГрК РФ, с большой степенью вероятности относятся к недвижимости. Линейные объекты, не вводимые в эксплуатацию в указанном порядке, скорее всего, не являются недвижимостью.

На основании высказанного мнения можно установить квалифицирующий признак – наличие акта ввода в эксплуатацию, выданного согласно требованиям ГрК РФ.

Данное мнение является достаточно интересным и заслуживает отдельного внимания.

Для анализа вопросов квалификации ВЛ, установленных на опоры, не имеющие фундамента, необходимо также классифицировать ВЛ в качестве объекта капитального строительства, по той причине, что Градостроительный кодекс оперирует понятием «объект капитального строительства», и не оперирует понятием «объект недвижимого имущества». В правоприменительной практике часто возникает спор между соотношением понятий недвижимой вещи и объектом капитального строительства.

Статья 1 ГрК РФ содержит легальное определение объекта капитального строительства, под которым понимается здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее – объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек. Данное определение прямо не указывает ни на какие признаки, позволяющие сравнить рассматриваемые понятия, а только перечисляет некоторые строительные объекты.

Помочь в анализе нам может легальное определение понятия сооружения, под которым понимается результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов. Такое определение содержится в Федеральном законе от 30.12.09 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

Из приведенного определения сооружения можно понять, что сооружение – результат строительства, как правило, прочно связанный с землей, что является общим признаком с понятием недвижимого имущества.

Более четких количественных и качественных характеристик объектов недвижимости и объектов капитального строительства, а также иных критериев, позволяющих отнести объект к объектам недвижимого имущества или объектам капитального строительства либо к объектам, не являющимся объектами недвижимого имущества или объектами капитального строительства, действующее законодательство не содержит. На основе изложенного можно сделать вывод, что понятия объекта недвижимого имущества и объекта капитального строительства можно признать тождественными для целей настоящей статьи.

По общему правилу, строительство объектов капитального строительства осуществляется на основании разрешения на строительство, порядок выдачи которого предусматривает представление среди прочего правоустанавливающего документа на земельный участок (ст. 51 ГрК РФ).

Разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом, проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с ГрК РФ подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, или проектом планировки территории и проектом межевания территории при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных ГрК РФ.

Выдача разрешения на строительство не требуется в случае:

— строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства;

— иных случаях, если в соответствии с ГрК РФ, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.

Важным пунктом в указанной статье является указание на то, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации самостоятельно определяют случаи, при которых не требуется разрешение на строительство.

Такие нормативные правовые акты приняты многими субъектами Российской Федерации. Для примера разберем несколько актов.

1. Постановлением Правительства Москвы от 27.08.12 № 432-ПП установлены случаи, при которых получение разрешения на строительство не требуется. Среди таких случаев строительство и реконструкция кабельных, воздушных и кабельно-воздушных линий электропередачи, в том числе кабельных линий электропередачи, исполненных в блочной канализации, а также иных объектов электросетевого хозяйства напряжением до 20 кВ включительно.

Примечательно, что разрешение на строительство также не требуется при строительстве антенно-мачтовых сооружений связи в виде металлических или железобетонных столбов высотой до 40 м включительно и (или) устанавливаемых с заглублением подземной части (полностью или частично) ниже планировочной отметки земли до 4 м включительно.

2. Законом Московской области 10.10.14 № 124/2014-ОЗ установлены случаи, при которых не требуется получение разрешения на строительство. Среди таких случаев указано строительство объектов электросетевого хозяйства классом напряжения до 20 кВ включительно.

3. Областным законом Ленинградской области 18.05.12 № 38-оз установлены случаи, при которых не требуется получение разрешения на строительство, среди которых указываются случаи строительства линий электропередачи напряжением до 35 кВ.

4. Закон Свердловской области 15.07.13 № 75-ОЗ закрепляет, что получение разрешения на строительство, помимо случаев, установленных федеральным законом, не требуется в случае строительства и (или) реконструкции кабельных, воздушных и кабельно-воздушных линий электропередачи, в том числе кабельных линий электропередачи, исполненных в блочной канализации, а также электроустановок напряжением до 20 кВ включительно.

Поскольку для строительства, реконструкции и модернизации указанных объектов в силу ст. 51 ГрК РФ и регионального законодательства не требуется получение разрешения на строительство, то и не будет требоваться разрешение на ввод такого объекта в эксплуатацию. Данное правило закреплено в ст. 55 ГрК РФ.

Если внимательно проанализировать нормы указанных нормативных правовых актов органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, то можно усмотреть, что освобождение от получения документов, предусмотренных ГрК РФ, возможно только в отношении ВЛ напряжением до 35 кВ. Напомню, что ВЛ данного класса напряжения располагаются, как правило, на одностоечных опорах, вкопанных в грунт, т. е. не имеющих фундамента.

Причина, по которой можно отнести указанные опоры к движимым вещам, состоит в незначительной связи с землей, которая выражается в скорости и простоте монтажа и демонтажа таких опор без ущерба самим опорам. На практике не составляет труда демонтировать или смонтировать ВЛ на одностоечных опорах, а равно и изменить расположение таких опор.

Таким образом, можно сделать вывод, что опоры ВЛ, не имеющие фундамента, могут рассматриваться как объекты некапитального строительства и соответственно они являются движимым имуществом. Их можно квалифицировать как сооружения, на которых подвешиваются провода электропередачи. К таким опорам можно отнести деревянные и железобетонные одностоечные или П-образные опоры, вкопанные в грунт.

Утв. постановлением Госгортехнадзора Российской Федерации от 05.06.03 № 65.

«О перечне случаев, при которых получение разрешения на строительство не требуется».

«Об установлении случаев, при которых не требуется получение разрешения на строительство на территории Московской области».

«Об установлении случаев, при которых не требуется получение разрешения на строительство на территории Ленинградской области».

«Об установлении на территории Свердловской области случаев, при которых не требуется получение разрешения на строительство».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *