Транспортный налог на трактора

Автор: | 02.05.2019

Если транспорт не предназначен для эксплуатации на дорогах общего пользования

Н. Н. Луговая

Журнал «Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения» № 14/2012

Допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории РФ, осуществляется путем их регистрации и выдачи соответствующих документов (п. 3 ст. 15 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»). Регистрация транспортных средств, в свою очередь, порождает для налогоплательщика объект обложения транспортным налогом. Однако в отношении спецтехники (тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним) и транспорта, который не ездит по дорогам общего пользования и, соответственно, может быть не зарегистрирован должным образом, вопросы возникают. Уплачивается ли транспортный налог при таких обстоятельствах? Что думают по этому поводу судьи?

О порядке госрегистрации автотранспорта…

Организации и ИП должны ставить на учет приобретаемый транспорт: автомобили – в ГИБДД, спецтехнику и транспорт, который не ездит по дорогам общего пользования, – в Гостехнадзоре.

Государственная регистрация автомототранспортных средств и других видов самоходной техники осуществляется в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 12.08.1994 № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» (далее – Постановление № 938).

В пункте 1 названного документа отмечено, что регистрации подлежат транспортные средства с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб. см или максимальной мощностью электродвигателя более 4 кВт. А в пункте 2 Постановления № 938 поясняется, какой транспорт подлежит регистрации и кто осуществляет данный процесс*.

Регистрирующие органы

Транспортные средства

Подразделения ГИБДД МВД

Автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость более 50 км/ч, и прицепы к ним, предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования

Органы Гостехнадзора

Тракторы, самоходные дорожно-строительные и иные машины и прицепы к ним, включая автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/ч и менее, а также не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования

* Отметим, что в п. 2 Постановления № 938 сказано также о транспортных средствах воинских формирований федеральных органов исполнительной власти и иных организаций, однако в настоящей статье данный транспорт не рассматривается.

Таким образом, если транспортное средство не эксплуатируется на дорогах общего пользования, но при этом его технические характеристики превышают установленный предел (объем двигателя внутреннего сгорания более 50 куб. см или максимальная мощность электродвигателя более 4 кВт), оно должно быть зарегистрировано, причем в течение пяти суток после приобретения (п. 3 Постановления № 938).

К сведению

Обязательным условием регистрации самоходных машин и других видов техники в органах Гостехнадзора и допуска их к эксплуатации являются их паспорта (ПСМ). Это следует из Постановления Правительства РФ № 460, а также Правил государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в РФ (Гостехнадзора).

ПСМ выдаются на тракторы, самоходные дорожно-строительные, мелиоративные, сельскохозяйственные и другие машины с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб. см, а также прицепы и полуприцепы к этим машинам, подлежащие регистрации в органах Гостехнадзора (п. 1.3 Положения о паспорте самоходной машины и других видов техники).

Регистрация транспортных средств в органах ГИБДД в соответствии с Правилами регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в ГИБДД МВД РФ производится на основании паспортов транспортных средств (ПТС).

…и о нормах Налогового кодекса

Возникновение объекта обложения транспортным налогом связано с регистрацией транспортного средства (письма Минфина России от 24.01.2012 № 03-05-06-04/09, ФНС России от 27.01.2012 № БС-3-11/241).

Плательщиками транспортного налога (в силу ст. 357 НК РФ) признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения. В статье 358 НК РФ перечислен транспорт, подлежащий обложению налогом, а также представлен перечень «льготного» (не облагаемого транспортным налогом) транспорта. В последнем – и легковые автомобили, оборудованные для использования инвалидами, и промысловые морские и речные суда, и специальные автомашины (в том числе тракторы и самоходные комбайны), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции (полный список см. в п. 2 названной статьи НК РФ).

А вот «особый» (о котором речь идет в настоящей статье) транспорт к «льготному» списку не причислен. Получается, если таковой зарегистрирован в установленном порядке, он является объектом обложения транспортным налогом.

Подтверждение представленного вывода находим в разъяснениях финансистов и налоговиков. Например, в Письме Минфина России от 25.08.2009 № 03-05-05-04/09 отмечено: самоходные машины и механизмы на пневматическом или гусеничном ходу, зарегистрированные в органах государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации, на которые выданы паспорта самоходных транспортных средств, являются объектом обложения транспортным налогом.

Если транспортное средство не зарегистрировано…

Некоторые организации (индивидуальные предприниматели), пытаясь сэкономить на транспортном налоге, намеренно не регистрируют транспорт, который не ездит по дорогам общего пользования, а используется лишь на «рабочей» территории.

Обратите внимание

За несоблюдение сроков госрегистрации транспорта органы ГИБДД или Гостехнадзора могут оштрафовать организацию на 1 000 – 3 000 руб., а руководителя (или коммерсанта) – на 100 – 300 руб.

Однако отсутствие регистрации транспорта – еще не повод не платить транспортный налог. При проверке нарушитель будет обязательно выявлен, и ему доначислят транспортный налог, штраф и пени (п. 1 ст. 75, п. 1 ст. 122 НК РФ).

Надо сказать, что у судей (до недавнего времени, о чем мы скажем ниже) не было согласия в решении данного вопроса. Одни, поддерживая налоговиков, приходили к выводу, что обязанность по уплате налога не может ставиться в зависимость от желания лица зарегистрировать принадлежащий ему транспорт. Име­ющаяся у организации (ИП) обязанность в установленном порядке произвести госрегистрацию объектов налогообложения только подтверждает, что организация является плательщиком транспортного налога на используемые транспортные средства (см., например, постановления ФАС МО от 16.04.2009 № КА-А40/2929-09, от 31.05.2006 № КА-А41/4543-06).

Другие арбитры, напротив, занимали сторону налогоплательщиков, аргументируя свою позицию тем, что Налоговый кодекс не предусматривает в качестве основания для возникновения обязанности по уплате транспортного налога само наличие у лица транспорта (см., например, постановления ФАС СКО от 02.07.2010 № А63-7901/2009, ФАС ПО от 16.10.2008 № А57-2039/08, ФАС ЦО от 25.04.2006 № А48-1284/05-19).

В качестве примера рассмотрим Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2012 № 15АП-14365/2011.

Обществом были приобретены и учтены (с присвоением инвентарных номеров) два автопогрузчика. Однако в постановке на учет спецтранспорта в органах Гостехнадзора было отказано (что подтверждено письмом, выданным управлением Государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов самоходной техники) по причине отсутствия необходимой технической документации, без которой данный процесс невозможен. (Документация, в частности, не была передана продавцом.)

Поскольку транспортное средство, не прошедшее регистрацию и не допущенное к участию в дорожном движении (ст. 15 Федерального закона «О безопасности дорожного движения»), не воздействует на состояние дорог общего пользования, экономических оснований для обложения его транспортным налогом нет.

Кроме того, автопогрузчики относятся к специализированной технике и не предназначены для движения по дорогам общего пользования. Из представленных документов следует, что в соответствии с приказом («О безопасной эксплуатации автопогрузчиков»), выпущенным генеральным директором общества, выезд данной техники за пределы территории предприятия был запрещен.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу: поскольку автопогрузчики не имеют паспортов самоходной техники, не зарегистрированы в установленном порядке в органах ГИБДД и Гостехнадзора и не являются транспортными средствами, используемыми на дорогах общего пользования, они не могут быть признаны объектами обложения транспортным налогом в силу п. 1 ст. 358 НК РФ.

Надо сказать, что Постановлением ФАС СКО от 25.05.2012 № А53-17169/2011 рассматриваемое постановление оставлено в силе.

Позиция высших арбитров

Во всем разнообразии арбитражной практики наше внимание привлекло дело №  А73-12291/2010. Спор возник из-за транспортных средств – самоходной техники и механизмов на гусеничном ходу (бульдозеров, экскаваторов, автопогрузчиков, тракторов и др.), введенных в эксплуатацию, числящихся на балансе общества, но не прошедших в установленном порядке государственную регистрацию в органах Гостехнадзора. В этой связи транспортные средства не были включены в объект налогообложения, что и вызвало спор с контролерами.

По мнению организации, упомянутый транспорт эксплуатируется в пределах промышленной площадки (горного отвода) и не участвует в дорожном движении. Раз так, регистрировать его (и, соответственно, платить налог) не надо.

Но налоговый орган, как уже было отмечено, посчитал иначе, и началась судебная тяжба, дошедшая до высших арбитров. Последние, передавая настоящее дело на пересмотр (Определение ВАС РФ от 16.02.2012 № ВАС-14341/11), сослались на судебную практику, в которой указано на возможность не платить транспортный налог в отношении транспортных средств, эксплуатация которых допускается лишь на закрытой территории. Обосновывая свою позицию, суды сослались на Определение КС РФ от 14.12.2004 № 451-О, из содержания которого следует, что с учетом особенностей транспортного налога налоговая база по нему определяется в соответствии с критериями, позволяющими, в частности, оценить уровень воздействия транспортного средства на состояние дорог общего пользования; поскольку транспортное средство, не прошедшее регистрацию и не допущенное к участию в общем дорожном движении, не воздействует на состояние дорог общего пользования, экономических оснований для обложения его транспортным налогом не имеется.

Однако Президиум ВАС (Постановление от 07.06.2012 № 14341/11) довод предприятия отклонил, а ранее принятые судебные акты оставил без изменения. В результате жалоба налогоплательщика не была удовлетворена: ему надо будет заплатить транспортный налог.

Стоит ли игра свеч?

Что ж, после того как позиция высших арбитров, сводящаяся к тому, что спецтранспорт, допускаемый к эксплуатации только на территории предприятия и не предназначенный для использования на дорогах общего пользования, тоже подлежит обложению транспортным налогом, определена, предприятиям (ИП), обладающим таким транспортом, лишний раз надо задуматься, стоит ли в подобных случаях экономить на налогах. Ведь вердикт судей, вероятнее всего, будет неутешителен.

Тем не менее хочется отметить, что любая ситуация рассматривается с учетом частных обстоятельств. Это прослеживалось и в Постановлении ФАС СКО № А53-17169/2011, представленном выше, где арбитры заняли сторону налогоплательщика на основании отказа органа Гостехнадзора, зафиксированного в письменном виде, в регистрации автопогрузчиков.

А вот еще один пример – Постановление ФАС МО от 21.04.2011 № КА-А40/2824-11. Инспекция установила, что по договору купли-продажи (ноябрь 2006 года) общество приобрело у ОАО транспортные средства (два бульдозера на базе трактора). Бульдозеры были приняты обществом к учету в ноябре 2006 года, но зарегистрированы в органах Гостехнадзора в январе 2007 года.

Поскольку регистрация транспортных средств зависит от воли налогоплательщика, который до января 2007 года их не регистрировал, инспекция сделала вывод, что общество должно было уплачивать налог с момента принятия бульдозеров к учету.

Признавая решение инспекции недействительным, суды установили отсутствие обязанности по уплате налога в 2006 году.

Действительно, в 2006 году транспортные средства за обществом зарегистрированы не были. Однако для регистрации транспортных средств необходимо прохождение определенной процедуры. С момента приобретения бульдозеров до их регистрации прошел незначительный (около двух месяцев) период времени. Общество заинтересовано в получении дохода от использования бульдозеров. Использование незарегистрированных бульдозеров невозможно. Следовательно, нет оснований считать, что общество действовало недобросовестно, уклоняясь от регистрации бульдозеров с целью не платить налог.

Кроме того, бульдозеры были куплены у ОАО и могли быть сняты с регистрации в 2007 году. В связи с этим продавец мог уплатить транспортный налог со спорных объектов в 2006 году, то есть неуплата налога в бюджет может отсутствовать.

Органы регистрации – военные автомобильные инспекции федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, и иные организации, имеющие воинские формирования.

Постановление Правительства РФ от 15.05.1995 № 460 «О введении паспортов на самоходные машины и другие виды техники в Российской Федерации».

Утверждены Минсельхозпродом России 16.01.1995.

Утверждено Госстандартом России 26.06.1995 и Минсельхозпродом России 28.06.1995 и согласовано с МВД России 15.06.1995.

Утверждены Приказом МВД России от 24.11.2008 № 1001 «О порядке регистрации транспортных средств».

Данное правило не распространяется на лиц – организаторов XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи, маркетинговых партнеров Международного олимпийского комитета в отношении транспортных средств, принадлежащих им на праве собственности и используемых исключитель-но в связи с организацией и (или) проведением Олимпийских (Паралимпийских) игр и развитием г. Сочи как горноклиматического курорта (ст. 358 НК РФ).

См. также письма Минфина России от 17.08.2007 № 03 05 06 04/35, УМНС по г. Москве от 07.06.2004 № 23-10/3/37665.

Пункты 2.8, 2.8.1 Правил государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в РФ; п. 7, 8 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в ГИБДД МВД РФ.

В частности, на постановления ФАС СЗО от 23.03.2009 № А05-8942/2008, ФАС МО от 23.01.2007 № А40-13318/06, от 08.12.2008 № А40-68552/07-107-397.

Скоро граждане начнут официально оформлять имущественные налоги за предыдущий год и вносить установленные законодательством суммы. Во время прохождения таких процедур традиционно возникает много вопросов. Эта статья поможет выяснить, кто должен платить транспортный налог на трактор и как его посчитать.

Кто освобождается от уплаты налога на трактор

Многие фермеры, предприниматели и частные лица заблуждаются, если считают, что любая сельскохозяйственная техника, в том числе и тракторы, не облагается транспортным налогом. При внимательном прочтении пункта 2 ст. 358 НК РФ можно понять главное условие освобождения такого транспортного средства (ТС) от налогообложения. Там прописано:

2. Не являются объектом налогообложения:

5) тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции.

Таким образом, в законодательстве действительно прописан перечень объектов налогообложения, а также те виды транспорта, которые в их число не входят. Сюда же относятся тракторы и другие машины для сельского хозяйства, но только если они будут в собственности лиц, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, в соответствии с п.п. 5 п. 2 ст. 358 НК. К ним могут относиться как юридические лица — предприятия и организации, так и физические лица — такие, как крестьянско-фермерские хозяйства.

Как считать транспортный налог на трактор

Главными составляющими элементами в формуле расчета налога, в соответствии с п.2 ст. 362 НК, являются:

  • ставка (С);
  • налоговая база (НБ);
  • коэффициенты, учитывающие различные условия (К).

Формула имеет вид произведения: Транспортный налог на трактор = НБ × С × К.

Что касается использования коэффициента в этой формуле, то в случае с трактором речь может идти о неполном периоде владения. Если транспортное средство находилось в собственности целый год, то коэффициент принимается равным единице и его можно не учитывать. Если трактор был зарегистрирован в течение нескольких месяцев года, а затем был отчужден, то коэффициент определяется как отношение полных месяцев владения к двенадцати, в соответствии с п. 3 ст.362 НК.

Важно отметить, что существует понятие неполного месяца владения. Его суть заключается в том, что собственник трактора полностью освобождается от уплаты транспортного налога, если владел им в течение периода, не превышающего половины целого месяца. Соответствующая поправка к законодательству была введена Федеральным законом от 29.12.2015 № 396-ФЗ.

Что принимать за налоговую базу

Налог на транспорт начисляется на разные виды налоговой базы. Для тракторов, которые относятся к самоходным машинам на пневматическом или гусеничном ходу, так же как и для автомобилей, базой начисления является мощность двигателя, измеренная в единицах лошадиных сил (л.с.), в соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 359 НК. Данная величина берется по паспорту транспортного средства.

Часто в документах этот показатель указан в единицах, принятых в единой системе измерения, — кВт. Тогда требуется пересчитать кВт в лошадиные силы, умножив величину на 1,35962. Это число означает, что 1 кВт равен 1,35962 лошадиных сил.

Спорные моменты при определении налоговой базы и соответствующей ей ставки возникают, когда налоговые органы относят некоторые трактора к разряду грузовых автомобилей, которые облагаются более высокой ставкой. Отнесение трактора к видам других самоходных транспортных средств, машин и механизмов на пневматическом и гусеничном ходу должно происходить на основании паспорта самоходного средства и в соответствии с «Классификатором типов ТС международной перевозки», утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза № 378 от 20.09.2010 года.

Определение понятия трактора можно найти в «Правилах допуска к управлению самоходными машинами и выдачи удостоверений тракториста-машиниста», утверждённых Постановлением Правительства РФ от 12.07.1999 № 796:

2. Под самоходными машинами в настоящих Правилах понимаются тракторы, самоходные дорожно-строительные машины и другие наземные безрельсовые механические транспортные средства с независимым приводом, имеющие двигатель внутреннего сгорания объемом свыше 50 куб. сантиметров или электродвигатель максимальной мощностью более 4 кВт (за исключением предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования автомототранспортных средств, имеющих максимальную конструктивную скорость более 50 км/час, и боевой самоходной техники Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны и безопасности государства).

Какие предусмотрены ставки по разным регионам

В налоговой системе страны транспортный налог относится к региональному уровню. По каждому субъекту Федерации существуют собственные нормативные акты регионального уровня, которые вводят в действие налог на транспортные средства в данном муниципальном образовании. Местные органы власти, основываясь на ставках, прописанных в ст. 361 НК РФ, определяют собственные ставки.

Дифференцирование ставок транспортного налога муниципалитеты могут проводить по таким критериям:

  • в зависимости от мощности двигателя ТС;
  • от валовой вместимости;
  • от числа лет эксплуатации;
  • от вида транспорта.

Поэтому налоговые ставки на тракторы могут несколько отличаться в различных городах страны. На официальном сайте ФНС есть удобный электронный сервис под названием «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам» для тех, кто хочет узнать размеры ставок, действующих в своём регионе, а также категории льготников, которые тоже устанавливаются на местном уровне.

В случае если трактор входит в число объектов налогообложения, то есть, не задействован в сельскохозяйственной отрасли, то какие для него будут действовать ставки? Такой транспорт нужно относить к категории «Другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу», именно для этого вида и выбираются соответствующие ставки.

В качестве примера рассмотрим, как отличаются ставки по транспортному налогу на трактор МТЗ-82 (81 л.с.) в разных городах страны:

Регион Ставка, (руб. с каждой лошадиной силы)
Москва 25
Санкт-Петербург 25
Краснодар 10
Новосибирск 25
Владивосток 15
Воркута 15

Таким образом, в столичном регионе и в Санкт-Петербурге в 2019 году владельцы трактора должны будут заплатить за него по 2025 рублей (25 рублей × 81 л.с.). Такая же сумма выходит и для жителей Новосибирска. В северных регионах страны и на Дальнем Востоке трактор обходится дешевле: в 1215 рублей (15 рублей × 81 л.с.). В районах Черноземья с хорошо развитым сельским хозяйством ставка равна 10 рублям, а налог составляет всего 810 рублей за год.

Существуют ли льготы

По всем видам имущественных налогов существуют два уровня льгот:

  • федеральные;
  • региональные.

Федеральные льготы устанавливаются в общем для всей территории страны. Как уже ранее отмечалось, в отношении тракторов, находящихся во владении производителей сельскохозяйственной продукции, не взимают транспортный налог, поскольку такое ТС выведено из перечня объектов налогообложения, в соответствии с п. 2 ст. 358 НК.

В соответствии с этим напрашивается вопрос: относятся ли граждане, ведущие подсобное личное хозяйство, к разряду сельскохозяйственных товаропроизводителей? Должны ли такие лица уплачивать транспортный налог на трактор, находящийся в их собственности и использующийся по назначению?

Прежде всего, нужно разобраться, кого считать сельскохозяйственными товаропроизводителями. К их числу относятся плательщики единого сельскохозяйственного налога, перечисленные в ст. 346.2 НК РФ:

  • лица, производящие сельхозпродукцию, перерабатывающие и реализующие её;
  • лица, предоставляющие вспомогательные услуги в области сельского хозяйства;
  • все виды сельскохозяйственных кооперативов;
  • рыбохозяйственные организации и артели.

Для всех этих категорий существует общее условие признания сельскохозяйственным товаропроизводителем: доля от реализации данной продукции или услуг должна составлять не менее 70% от общей доли дохода.

Продукция сельскохозяйственного сектора может быть представлена следующим широким ассортиментом:

  1. Продукты растительного происхождения:
    • зерновые культуры;
    • плоды;
    • овощи;
    • фрукты;
    • ягоды.
  2. Продукты животноводства:
    • мясо;
    • рыба;
    • молоко.

До начала 2007 года в законодательстве отсутствовало чёткое понятие сельскохозяйственного товаропроизводителя, поэтому граждане платили налог на трактор, использующийся в целях ведения личного подсобного хозяйства. Но после вступления в силу Федерального закона № 264-ФЗ от 29 декабря 2006 года «О развитии сельского хозяйства», тракторы представителей села были выведены из числа объектов налогообложения. Выдержка из данного закона:

2. Сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются также:
1) граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, в соответствии с Федеральным законом от 7 июля 2003 года N 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве.

Поэтому сейчас эти категории граждан не платят налог на свой трактор, при условии использования его по назначению и присутствии необходимой доли реализации сельскохозяйственной продукции. Все категории федеральных льготников для освобождения от налога должны предоставить в инспекции по месту регистрации заявления о предоставлении льготы вместе с подтверждающими документами и расчётами стоимости продукции сельского хозяйства.

В соответствии со ст. 356 НК региональные льготы устанавливаются местными администрациями муниципальных образований, поэтому они отличаются в разных регионах. Большинство субъектов выделяют такие льготные категории:

  • Герои СССР и России;
  • Герои трудовой славы;
  • Полные кавалеры Ордена славы;
  • Ветераны Великой отечественной войны и боевых действий;
  • чернобыльцы.

В Санкт-Петербурге, например, льготниками являются предприятия, использующие природный газ в качестве моторного топлива. В Москве и Краснодаре выделяют резидентов особых экономических зон и узников концлагерей, в Новосибирске предусмотрена неполная льгота в размере 95% для всех ИП и предприятий, использующих самоходные пневматические и гусеничные машины, а Воркуте поощряют КФХ, реализующих продукты сельхозпроизводства в части половины от всей своей выручки.

Сроки уплаты в 2019 году

Срок уплаты налога наступает по окончании налогового периода. Точно так же как и для льгот, срок уплаты транспортного налога на трактор установлен единый для физических лиц на всей территории страны, а для организаций администрации могут установить срок либо по общему порядку, либо квартальный с применением авансовых платежей, в соответствии с п.2 ст. 360 НК. В этом случае налоговым периодом будет считаться не год, а три месяца.

В 2019 году все граждане должны уплатить транспортный налог за имущество, находящееся в собственности в предыдущем году, до 1 декабря, в соответствии с п.1 ст. 363 НК. Квитанции на оплату физические лица получают вместе с письмом, содержащим налоговое уведомление. Самостоятельно рассчитывать сумму им не нужно. Налоговые органы должны направить эти письма до 1 ноября текущего года, за месяц до наступления крайнего срока оплаты.

Авансовую систему оплаты транспортного налога для юридических лиц могут вводить некоторые регионы самостоятельно. Тогда сроки предоставления отчётности и оплаты могут быть, например, такие:

  1. 5 мая 2016 года;
  2. 5 августа 2016 года;
  3. 5 ноября 2016 года;
  4. 1 марта 2017 года.

То есть налог за 2016 год предприятие полностью должно уплатить не позднее 1 марта 2017 года, в соответствии с п. 2 ст. 363 НК.

Таким образом, трактор, как и любое другое транспортное средство, может облагаться налогом. Только представители сельскохозяйственного сектора, реализующие продукты, освобождены от его уплаты.

Ставки по налогу в 2018 году

На размер государственного сбора влияет несколько переменных, но в первую очередь мощность транспорта. Также для каждого региона местными властями устанавливается региональный коэффициент, он, как правило, отличается в зависимости от места регистрации транспорта. Так в Москве, Санкт-петербурге эти коэффициенты значительно выше, чем, например, в Воронеже или Волгограде. Ставки по ТН подвержены ежегодному изменению в большую сторону, при этом кардинальные увеличения затрагивают транспортные средства, мощность которых начинается от 100 л.с. и более. В таблице ниже представлены ставки по налогу для некоторых регионов Российской Федерации.

Таблица — Налоговые ставки, применяемые к тракторам в 2018 г. в России

Регион Мощность трактора в лошадиных силах
До 100 100-150 150-200 200-250 Свыше 250
Базовая ставка 2,5 4 5 6,5 8,5
Город Москва 15 26 38 55 70
Московская область 20, 25 25, 40 33, 50 45, 65 58, 85
Белгородская область 25 40 50 65 85
Брянская область 15 20 40 50 60
Город С.-Петербург 25 40 50 55 45, 65, 85
Ленинградская область 25 40 50 65 45, 65, 85
Республика Коми 20 30 50 65 85
Ставропольский край 10 20 25 30 50
Республика Калмыкия 20 27 38 60 71
Республика Башкортостан 25 40 50 65 85
Челябинская область 25 40 50 65 85
Республика Тыва 16 23 30 45 62
Хабаровский край 25 40 50 62 67
Республика Крым 12 20 25 30 40

Согласно региональным законодательным актам РФ, действующим в 2018 г.

Представленные в таблице данные отражают примерную картину в вопросе о налоговых ставках в каждом федеральном округе Российской Федерации, однако и в рамках округа размер ставки может разительно отличаться. Так, Законом города Севастополя № 75-ЗС от 14.11.2014 «О транспортном налоге» установлены ставки, которые в 2 и более раза меньше тех, что установлены для Республики Крым. К тому же размер ставки может отличаться в зависимости от возраста транспортного средства. Так, в Московской области ТН за трактор с мощностью двигателя больше 250 лошадиных сил и возрастом до 5 лет рассчитывается по ставке 58 рублей за лошадиную силу, а если с года выпуска транспорта прошло более 5 лет, то по ставке 85 рублей за лошадиную силу.

Особенности расчета и уплаты госсбора

Расчет суммы налога на трактор зависит от нескольких показателей. Во-первых, это ставка, которая устанавливается либо федеральным, либо региональным законодательством, во-вторых, технические показатели транспортного средства, то есть мощность его двигателя, в третьих, период времени, прошедший с момента выпуска и начала эксплуатации трактора. Таким образом, для расчета налога используется следующая формула:

ТН = НБ х НС, где:

  • ТН — транспортный налог;
  • НБ — налоговая база;
  • НС — налоговая ставка.

Если имеет место льгота, снижающая размер налога, то расчет будет производиться по следующей формуле:

ТН = НБ х НС х РЛ, где:

  • РЛ — размер (величина) льготы (в %).

Если весь налоговый период был для гражданина льготным, то соответственно сумма налога будет равна 0. Однако для получения такой льготы гражданин должен обратиться в налоговую инспекцию по месту регистрации и написать соответствующее заявление, а также предоставить пакет документов, которые будут подтверждать право данного гражданина на льготы по уплате транспортного налога.

Примеры расчета транспортного налога на трактор

  1. Юридическое лицо, не входящее в перечень льготников, в декабре 2013 года приобрело трактор ДТ-75, с мощностью двигателя 95 л.с. На регистрационный учет трактор был поставлен в г. Москве. Таким образом, сумма ТН с данного транспорта составила 95 х 15 = 1425 рублей, где 15 — региональная ставка, утвержденная Законом г. Москвы № 33 от 09.07.2008 «О транспортном налоге».
  2. Гражданин Юнусов Т.П., проживающий в Новосибирске, является пенсионером. В соответствии с Законом Новосибирской области от 16.10.2003 № 142-ОЗ «О налогах и особенностях налогообложения отдельных категорий налогоплательщиков в Новосибирской области» он имеет право уплачивать ТН в размере 5% от установленного. С учетом того, что в его собственности находится трактор МТЗ мощностью 89 лошадиных сил, гражданину нужно уплатить налог в размере 89 х 25 х 5% = 111 рублей, где 25 — региональная ставка.

В 2017 году в Госдуму на рассмотрение было подано 5 законопроектов об отмене ТН. В одном из них была выдвинута инициатива компенсировать средства, получаемые от государственного сбора, учтя их в стоимости автомобильного топлива. По мнению депутатов «Справедливой России» такая мера будет действовать по принципу «кто больше ездит, тот больше платит». Госдума не поддержала ни один из законопроектов, против полной отмены такого налога выступило и Правительство РФ. Но по-прежнему существуют исключения, не подпадающие под налогообложение.

Случаи освобождения трактора от налогообложения

Перечень транспортных средств, который подлежит освобождению от налогообложения, достаточно обширен. Что касается тракторов, то такое транспортное средство не будет налоговый объектом, если мощность мотора не превышает 5 л.с. или ограничивается 100 л.с и его собственником выступает инвалид, а сам транспорт передан через органы соцзащиты. Если эксплуатация транспорта производится исключительно при производстве сельхозпродукции, то ТН также не уплачивается. В данном случае требуется пройти процедуру соответствующего документального оформления и предоставления документов в территориальную налоговую службу. Кроме того, если трактор официально числится в угоне или состоит на балансе МЧС, то налогом он не облагается.

Тракторы сегодня представлены разными моделями и каждая из модификаций относится к той или иной категории от «В» до «Е». Характеристики, лежащие в основе градации по категориям, в том числе учитываются при расчете размера налога, который устанавливается местной властью на уровне каждого региона самостоятельно. Помимо определения коэффициента, власти определяют продолжительность отчетного периода, дают право льготного налогообложения определенным категориям плательщиков.

Советуем почитать: Транспортный налог на самоходные машины и спецтехнику 0/5 (0 голосов)

Транспортный налог на трактор — обязательный вид платежа, который выплачивается всеми владельцами такой техники, кроме представителей льготной категории. Сколько придется платить в 2019 году? Какие граждане освобождаются от необходимости уплаты налога? Что учесть при выполнении расчетов, и по какой формуле выполняются вычисления? Эти и другие вопросы поднимем ниже.

Трактор и его категорийность

Весь транспорт, который эксплуатируется на территории РФ, условно делится на несколько категорий. Классификация основана на следующих признаках — технических и ходовых параметрах. В 2019 году машины делятся на семь категорий, среди которых А1 и А2, В, С, D, Е и F. Что касается тракторов, они могут быть отнесены к большей части из указанных «секций». Здесь многое зависит от характеристик транспортного средства. Выделим основные варианты:

  • «B» — сюда относится транспорт на колесах или гусеницах, если мощность мотора не больше 25,7 кВт.
  • «С». В эту категорию входит техника на колесах, имеющая мощность от 25,7 до 110,3 кВт. Как пример. МТЗ-80.
  • «D». Сюда включаются все транспортные средства с двигателем, имеющим мощность от 110,3 кВт. Обязательное условие, чтобы транспорт имел колеса (пример — К-744 Р).
  • «Е». В этой категории вся техника на гусеницах и с мощностью мотора от 25,7 кВт и больше (пример — ДТ-75).
  • «F». Это еще одна категория, в которую входит весь с/х транспорт.

С учетом сказанного видно, что главным критерием, по которому происходит деление на категории, является мощность мотора.

Ставка транспортного налога по регионам РФ

При вычислении транспортного налога учитывается множество аспектов. В первую очередь во внимание берется мощность мотора. На втором месте — коэффициент, который индивидуален для каждого региона России. При этом жителям столицы или Санкт-Петербурга придется платить больше, чем гражданам, проживающим в «глубинке».

В НК РФ (статье 358) указано, что трактор — транспортное средство, которое относится к механизму на гусеничном или пневматическом ходу. Это значит, что при расчете налога берется во внимание число лошадиных сил.

При выяснении ставок нужно смотреть информацию, которая актуальна на момент расчета. К примеру, в 2018 году жители Владимира и Воронежа рассчитывают транспортный налог с учетом следующих ставок — 20, 28 и 40. Они характерны для тракторов мощностью до 100 л.с, от 100 до 150 л.с., а также от 150 до 200 л.с. соответственно. Более дешевые тарифы в Калуге, где ставки равны — 5, 20 и 40 (для указанных выше диапазонов). Если транспорт имеет большую мощность, расходы на выплату транспортного налога также увеличиваются.

Стоит учесть, что правительство каждый год пересматривает ставки, которые, как правило, возрастают. В «зоне риска» находится вся техника, которая имеет двигатель мощностью от 100 «лошадей» и более.

Тонкости расчета

Налог на трактор — вид платежа, который собирается с автовладельцев и перечисляется в региональный бюджет. При этом порядок расчета регулируется НК РФ (главой под номером 28). Размер ставки, как уже отмечалось выше, устанавливают местные власти. Кроме того, они вправе менять продолжительность отчетного периода и определять граждан-льготников.

Что касается самого расчета, он прост и доступен даже молодым автовладельцам. Важный момент — своевременность перечисления транспортного налога. Для уточнения числа, до которого необходимо провести платеж, нужно зайти на сайт местного органа власти или набрать номер телефона уполномоченной организации. Также необходимо помнить, что в некоторых регионах не обойтись без выплаты аванса.

Чтобы рассчитать размер авансового платежа (АР), необходимо перемножить три показателя — налоговую базу (НВ), размер региональной ставки налога (СТ), а также 0,25. Подробный принцип вычисления аванса изложен в НК РФ (статье под номером 362).

Для расчета размера налога на трактор (Н) умножаем размер налоговой базы (НВ) на параметр ставки налога (НСt).

Некоторые компании или частники могут рассчитывать на льготы, а именно уменьшенную ставку налогообложения, освобождение от налога или его снижение до минимального параметра. Такие льготы являются временными, поэтому при вычислении транспортного налога этот нюанс нужно взять во внимание.

Если у человека имеется льгота, расчет налога на трактор выполняется по рассмотренной выше формуле. Разница в том, что полученное число умножается на величину льготы.

По-иному обстоит ситуация, если человек полностью освобождается от налога в определенный период. В этом случае для расчета необходимо умножить налоговую базу (НВ) на ставку налога (НСt), а полученное число умножить на КI. Последний параметр представляет собой отношение числа месяцев, когда предоставляется льгота, к количеству месяцев в общем налоговом сроке.

Нужно ли платить транспортный налог на трактор

По общему правилу на самоходные машины, к которым относятся тракторы, начисляется транспортный налог (п.1 ст.358 НК). Главное условие — техника должна быть поставлена на учет. Согласно правилам Гостехнадзор регистрирует самоходную машину с рабочим объемом двигателя больше 50 куб. см.

В п.2 ст.358 НК прописаны ТС, на которые налог не начисляется. Среди них указаны тракторы, зарегистрированные на сельхозпроизводителей. При этом они должны использоваться по назначению, т. е. для производства сельхоз. продукции.

Как указал Минфин в письме от 17.09.2018 № 03-05-05-01/66286, понятие сельхозпроизводителей берется из закона от 29.12.2006 № 264-ФЗ. Ими считаются:

  • организации и ИП, которые занимаются производством, переработкой и реализацией сельхозпродукции;
  • фермерские хозяйства;
  • сельхоз. кооперативы;
  • граждане, которые ведут ЛПХ.

Таким образом, чтобы не платить налог на трактор в сельской местности, нужно доказать налоговой, что вы являетесь сельхозпроизводителем и используете технику по целевому назначению. В остальных случаях налог будет взиматься в полном объеме, если только в регионе не действуют дополнительные льготы.

Важно!

Для оформления льготы необходимо подать заявление в налоговую.

Как рассчитать транспортный налог на трактор

Транспортный налог относится к региональным. Это значит, что в НК определены только базовые ставки и общие правила его взимания.

Согласно ст.361 НК базовая ставка по налогу на трактора в России составляет 2,5 руб. в год с каждой лошадиной силы двигателя. Регионы вправе изменить ее, но не больше чем в 10 раз (в большую или меньшую сторону). Таким образом, максимально могут начислять 25 руб./л.с. Чтобы посчитать сумму к уплате, необходимо ставку умножить на количество л.с.

Важно!

Если вы владели техникой не полный год, при расчете это учтут и применят поправочный коэффициент.

На сайте ФНС есть специальный сервис. В нем можно посмотреть действующие ставки и перечень льготников по отдельным регионам. Рассчитать транспортный налог на трактор можно в онлайн-калькуляторе.

Порядок расчета налога на трактор в калькуляторе:

  1. Первым делом, обозначаем нужный регион.

  1. Забиваем вводные данные.

  1. Смотрим перечень региональных льготников. Обычно это ветераны, чернобыльцы, многодетные семьи, инвалиды и т.д. Налог для этих категорий может быть снижен или отменен полностью.

  1. Нажимаем далее и получаем готовую сумму к уплате.

Физ. лица и ИП сами налог не рассчитывают. Они платят по уведомлению, присланному налоговой по почте или через Личный кабинет. В уведомлении все суммы уже указаны. Срок уплаты налога в 2019 г. (за отчетный период 2018 г.) — по 02.12.2019.

Ставки

Налогообложение владельцев тракторов и иной сельхозтехники производится в соответствии со следующим документами:

  • Налоговым Кодексом (глава 28);
  • региональными законами, например, в Санкт-Петербурге это Закон города от 16 октября 2002 года.

Федеральным законодательством установлено, что от оплаты налога на движимое имущества освобождаются все трактора, комбайны и самоходные машины, которые зарегистрированы на предприятия или частные лица, являющиеся производителями сельскохозяйственной продукции и используются исключительно в целях сельхозпроизводства (статья 358 НК РФ).

Региональными и федеральными законами установлены налоговые ставки, которые необходимы для самостоятельного расчета суммы налога на иные трактора и специальные автомашины.

Причем Налоговым Кодексом установлена общая ставка, а местными законами – региональная, которая не может отличаться от федеральной больше или меньше чем в 10 раз.

Какие ставки предусмотрены для сельскохозяйственной техники в разных регионах РФ?

Ответ на этот вопрос можно получить, ознакомившись со следующей таблицей (в целях налогообложения трактор попадает в категорию «другие самоходные транспортные средства»):

Регион Российской Федерации Ставка налога на трактора, сельскохозяйственную технику и самоходные машины, рублей за 1 л.с.
Санкт-Петербург 25
Москва 25
Севастополь 5
Ярославская область 22
Башкортостан 25
Алтайский край 25
Кабардино-Балкарская республика 7
Адыгея 10
Краснодарский край 10
Воронежская область 20
Ростовская область 15
Бурятия 16
Ингушетия 5
Самарская область 25
Волгоградская область 13
Дагестан 11
Карелия 25
Калмыкия 25
Марий Эл 25
Якутия — до 100 л.с. – 12
— от 100 л.с. до 150 л.с. – 14
— от 150 л.с. до 200 л.с. – 14
— более 200 л.с. — 25
Северная Осетия 10
Красноярский край 11,5
Крым 5
Коми — менее 100 л.с. – 15
— более 100 л.с. – 25
Ставропольский край 12
Татарстан 25
Брянская область 20
Тыва 14
Приморский край 15
Хабаровский край 12
Астраханская область 22
Пензенская область 25
Мурманская область 10
Тульская область 25
Владимирская область 20
Чеченская республика 8
Волгоградская область 13
Иркутская область 15
Свердловская область 16
Калининградская область 18
Архангельская область 25
Мордовия 25
Удмуртия 25
Липецкая область 20
Ивановская область 20
Нижегородская область 25
Оренбургская область 25
Рязанская область 25
Орловская область 25
Тверская область 25
Челябинская область 25
Чукотский автономный округ 5
Забайкальский край 13
Ямало-Ненецкий автономный округ 15

Как рассчитать транспортный налог на трактор

Самостоятельный расчет транспортного налога на трактор производится по следующей формуле:

Сумма транспортного налога = мощность трактора * ставку налога * срок использования трактора в течение налогового периода (12 месяцев)/12

Мощность трактора определяется в соответствии с нормативом, указанным в паспорте транспортного средства. Для расчета налога мощность измеряется в лошадиных силах.

Если в указанном документе параметр указан в Квт, то для перевода этой единицы измерения в лошадиные силы необходимо умножить показатель на 1,36.

Ставка транспортного налога на трактор определяется законодательством региона, в котором зарегистрирован его владелец (ставки налога в отдельных регионах РФ указаны ранее).

Срок использования трактора определяется в месяцах фактического владения транспортом определенным собственником.

При определении параметра необходимо пользоваться следующими правилами:

  • если трактор был поставлен на учет ранее 15 числа месяца, то этот месяц полностью включается в налоговый период;
  • если трактор был поставлен на государственный учет позже 15 числа, то период налогообложения начинает исчисляться со следующего месяца.

Например, при регистрации трактора 27 мая период налогообложения составит 7 месяцев (с июня по декабрь соответственно).

Например, необходимо определить сумму транспортного налога на трактор мощностью 200 л.с., зарегистрированный в Свердловской области 8 сентября 2019 года.

Параметры для расчета:

Мощность 200 л.с.
Ставка налога в Свердловской области 16 рублей за 1 л.с.
Срок использования трактора 4 месяца (сентябрь – декабрь)

Сумма налога к оплате = 200*16*4/12 = 1 067 рублей.

Возможно ли повышение транспортного налога в 2019 году, рассматривается в статье: повышение транспортного налога в 2019 году.

Как рассчитать транспортный налог в СПб в 2019 году, .

Есть ли льготы

Налоговым Кодексом (статья 361.1) установлены льготы только для грузовых автомашин массой более 12 т, зарегистрированных в системе «Платон».

Льготы на трактора, комбайны и иную самоходную технику, не принадлежащим сельхозпредприятиям, устанавливаются региональными законами и действуют:

В республике Башкортостан Льгота предоставляется в размере 50% на все транспортные средства, принадлежащие сельхозпредприятиям, за исключением легковых автомобилей
В Воронежской области Льгота предоставляется организациям, ИП и фермерским хозяйствам в размере 100% при условии, что за предшествующий налоговый период выручка от сельскохозяйственной деятельности составила более 70% общего дохода
В республике Марий Эл для тракторов, принадлежащих хозяйственным службам, расчет налога производится с учетом понижающего коэффициента в 0,4
В Красноярском и Забайкальском крае освобождение от уплаты налога предоставляется организациям всех форм собственности, включая ИП, при условии, что основным направлением деятельности является традиционное хозяйствование
В Брянской области трактора и специальные автомашины, принадлежащие коммунальным службам, освобождаются от оплаты государственного сбора на 100%
В Архангельской области От уплаты налога освобождаются лесозаготовительные организации и компании, осуществляющие защиту лесных угодий региона
В Нижегородской области от оплаты налога в размере 100% освобождаются лесхозы, лесозаготовительные организации, компании, занимающиеся охраной лесов
В Оренбургской области льгота предоставляется компаниям, охраняющим животный и водный мир, а так же занимающимся воспроизводством в целях селекции лошадей
В Челябинской области льгота распространяется на трактора, принадлежащие организациям, занимающимся строительством и обслуживанием автомобильных дорог

Какие льготы предусмотрены в иных регионах Российской Федерации можно узнать, ознакомившись с региональным законом «О транспортном налоге».

Как оплачивается

Порядок и сроки оплаты налога за трактор так же регламентируются местным законодательством и главой 28 Налогового Кодекса РФ.

Если трактор принадлежит физическому лицу или индивидуальному предпринимателю, то оплата налога производится 1 раз в год до 1 декабря следующего года.

При этом сумма налога на трактор рассчитывается региональным подразделением налоговой инспекции, а налогоплательщик получает за 30 дней до окончания срока оплаты налоговое уведомление.

В налоговом уведомлении отражается информация:

  • о подразделении ФНС, в которое должен быть перечислен государственный сбор, включая наименование и полные банковские реквизиты (КБК, КПП, расчетный счет и так далее);
  • о налогоплательщике (ФИО, ИНН, адрес проживания);
  • о движимом имуществе (тракторе), находящимся в собственности у налогоплательщика и его характеристиках (марка, номер, мощность и так далее);
  • о порядке расчета налога на трактор;
  • о сумме налога;
  • о сроках оплаты.

Если трактор принадлежит юридическому лицу, не зависимо от формы собственности (ООО, унитарное предприятие, государственное учреждение, АО и так далее), то расчет транспортного налога на трактор производится бухгалтером компании.

При расчете необходимо учитывать все основные показатели (мощность трактора, налоговую ставку, период владения).

Если одной компании принадлежит несколько тракторов, то расчет необходимо производить по каждой единице техники отдельно, а затем суммировать полученные показатели.

Оплата налога за трактор юридическими лицами может производиться:

  • авансовыми платежами, которые производятся по истечении каждого квартала. Такой порядок уплаты государственного сбора предусмотрен в большинстве регионов, например, Ярославской, Брянской, Воронежской областях, республиках Карелия, Саха, Крым, Дагестан и так далее;
  • один платежом по истечении налогового периода. Такой порядок взимания транспортного налога предусмотрен в республике Ингушетия и столице (Москве).

Сроки оплаты налога, в том числе и авансовых платежей, предприятиями так же регулируется местными законами.

Например, в Вологодской и Самарской областях окончательный срок — 1 марта, а авансовые платежи производятся до последнего числа месяца, следующего за окончанием квартала.

В Ростовской и Ивановской областях окончательная оплата налога должна быть произведена до 10 февраля следующего года и так далее.

За неуплату налога на движимое имущество или несвоевременную оплату сбора Налоговым Кодексом предусмотрены штрафные санкции в размере 5% от суммы, подлежащей оплате (статья 119 НК РФ) и начисление пени в размере 1/300 ставки рефинансирования за каждый день просрочки (статья 75 НК РФ).

Для обеспечения обязательств по налогу арест может быть наложен на имущество и счета компаний или частных лиц.

Как проверить транспортный налог на автомобиль онлайн по ИНН, показано в статье:
проверить транспортный налог на автомобиль онлайн.

Что делать, если продал машину год назад и пришел транспортный налог, смотрите на странице.

Как зависит транспортный налог от лошадиных сил, узнайте из этой информации.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *