Транспортный налог на вертолет

Автор: | 03.05.2019

Об объектах налогообложения в отношении воздушных транспортных средств

Поскольку речь в статье мы поведем о воздушных транспортных средствах, будет логичным обратиться прежде всего к Воздушному кодексу Российской Федерации от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ (далее — Воздушный кодекс), содержащему определение воздушного судна. Согласно ст. 32 названного Кодекса воздушное судно представляет собой летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли или воды. Также ст. 32 Воздушного кодекса содержит определения легкого и сверхлегкого воздушных судов.

Но в ст. 358 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ), определяющей объекты налогообложения транспортным налогом, указано, что к таковым относятся, как мы уже сказали, самолеты, вертолеты и другие воздушные транспортные средства. Чтобы дать определения перечисленным транспортным средствам, обратимся, в частности, к Приказу Минтранса России от 12 сентября 2008 г. N 147 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации».

Используемые в этих Правилах термины имеют следующие значения:

  • самолет — воздушное судно тяжелее воздуха, приводимое в движение силовой установкой, подъемная сила которого в полете создается в основном за счет аэродинамических реакций на поверхностях, остающихся неподвижными в данных условиях полета;
  • вертолет — воздушное судно тяжелее воздуха, которое поддерживается в полете в основном за счет реакций воздуха с одним или несколькими несущими винтами, вращаемыми силовой установкой вокруг осей, находящихся примерно в вертикальном положении;
  • дирижабль — летательный аппарат легче воздуха, приводимый в движение силовой установкой;
  • планер — воздушное судно тяжелее воздуха, не приводимое в движение силовой установкой, подъемная сила которого создается в основном за счет аэродинамических реакций на поверхностях, остающихся неподвижными в данных условиях полета;
  • свободный аэростат — воздушное судно легче воздуха, не приводимое в движение силовой установкой.

Авиация подразделяется на гражданскую, государственную и экспериментальную авиацию. К гражданской авиации согласно ст. 21 Воздушного кодекса отнесена авиация, используемая в целях обеспечения потребностей граждан и экономики. К государственной авиации ст. 22 Воздушного кодекса отнесена авиация, используемая для осуществления военной, пограничной, милицейской, таможенной и другой государственной службы, а также для выполнения мобилизационно-оборонных задач. К экспериментальной авиации в соответствии со ст. 23 Воздушного кодекса отнесена авиация, используемая для проведения НИОКР, а также испытаний авиационной и другой техники.

Согласно п. 1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения транспортным налогом признаются, в частности, самолеты, вертолеты и другие воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. Как осуществляется такая регистрация, рассмотрим в следующем разделе.

О государственной регистрации воздушных транспортных средств

Порядок государственной регистрации и государственного учета воздушных судов установлен ст. 33 Воздушного кодекса, согласно которой воздушные суда, предназначенные для выполнения полетов, подлежат государственной регистрации в следующем порядке:

  • гражданские воздушные суда, за исключением сверхлегких гражданских воздушных судов авиации общего назначения, — в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации с выдачей свидетельств о государственной регистрации или в государственном реестре гражданских воздушных судов иностранного государства при условии заключения соглашения о поддержании летной годности между Российской Федерацией и государством регистрации;
  • сверхлегкие гражданские воздушные суда авиации общего назначения — в порядке, установленном уполномоченным органом в области гражданской авиации;
  • государственные воздушные суда — в порядке, установленном уполномоченным органом в области обороны по согласованию с уполномоченными органами, имеющими подразделения государственной авиации.

Правила государственной регистрации гражданских воздушных судов Российской Федерации утверждены Приказом Минтранса России от 2 июля 2007 г. N 85.

Государственные воздушные суда регистрируются в соответствии с Федеральными авиационными правилами государственной регистрации государственных воздушных судов, утвержденными Приказом Министра обороны Российской Федерации от 28 ноября 2002 г. N 460.

Государственная регистрация прав на воздушные суда и сделок с ними осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 14 марта 2009 г. N 31-ФЗ «О государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними» (далее — Закон N 31-ФЗ).

В соответствии с названным Федеральным законом осуществляется государственная регистрация прав на подлежащие государственной регистрации в соответствии с Воздушным кодексом гражданские воздушные суда, а также на государственные воздушные суда, которые используются в коммерческих целях в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Органом, осуществляющим государственную регистрацию гражданских воздушных судов, в соответствии с п. 5.4.19 Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 396, является, соответственно, Федеральное агентство воздушного транспорта.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2009 г. N 958 «Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на воздушные суда и сделок с ними» утвержден Перечень документов, необходимых для государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними. Для государственной регистрации прав представляются следующие документы:

  • заявление;
  • квитанция об уплате государственной пошлины за государственную регистрацию прав на воздушные суда и сделок с ними (размер государственной пошлины установлен ст. 333.33 НК РФ);
  • документы, подтверждающие идентификацию воздушного судна;
  • документ (справка) о месте базирования воздушного судна;
  • документы, подтверждающие полные наименования юридических лиц с указанием их мест нахождения, и (или) документы, удостоверяющие личность, с указанием фамилии, имени, отчества и адреса места жительства физических лиц;
  • документы, подтверждающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение (обременение) прав на воздушные суда.

Требования к документам, представляемым на государственную регистрацию прав на воздушные суда, изложены в ст. 15 Закона N 31-ФЗ.

Государственная регистрация наличия, возникновения и перехода прав на воздушные суда удостоверяется свидетельством о государственной регистрации прав на воздушное судно, форма которого содержится в Приложении N 14 к Постановлению N 958.

Отдельно остановимся на экспериментальных воздушных судах. Они подлежат учету с выдачей соответствующих документов уполномоченным органом в области оборонной промышленности. Как указано в Постановлении ФАС Уральского округа от 19 мая 2008 г. N Ф09-3437/08-С3 по делу N А60-28630/07, поскольку экспериментальные воздушные транспортные средства не участвуют в гражданском обороте, не подлежат государственной регистрации и используются для проведения и обеспечения испытаний (исследований), в том числе и в интересах Министерства обороны Российской Федерации, они не являются объектом налогообложения по транспортному налогу.

В Постановлении ФАС Московского округа от 25 сентября 2009 г. N КА-А41/9798-09 по делу N А41-21506/08 суд указал, что экспериментальные воздушные суда подлежат только государственному учету с выдачей соответствующих документов, что не является регистрацией. Наличие судов на балансе организации не является основанием для доначисления транспортного налога, поскольку постановка не зарегистрированного в установленном порядке судна на баланс в силу ст. ст. 357 и 358 НК РФ не является основанием для исчисления транспортного налога. Также суд указал, что экспериментальные воздушные суда используются организацией для проведения опытно-конструкторских, экспериментальных, научно-исследовательских работ, а также испытаний авиационной и другой техники. Довод налоговиков о том, что экспериментальные воздушные суда используют воздушное пространство Российской Федерации, судом отклонен со ссылкой на Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2004 г. N 451-О, поскольку этими судами воздушное пространство Российской Федерации в качестве путей сообщения не используется.

Налогоплательщики в отношении воздушных судов

Статьей 357 НК РФ установлено, что налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ.

Следовательно, налогоплательщиками транспортного налога будут являться лица, на которых зарегистрированы воздушные суда, являющиеся объектами налогообложения.

В Письме Минфина России от 6 апреля 2009 г. N 03-05-05-01/22 отмечено, что в силу норм ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст. 33 Воздушного кодекса, а также с учетом сложившейся правоприменительной практики налогоплательщиками в отношении воздушных судов должны признаваться лица, обладающие вещными правами (право собственности, оперативного управления, хозяйственного ведения) на воздушные суда.

Следует отметить, что воздушные суда могут быть предметом договора аренды, что вытекает из ст. 61 Воздушного кодекса, согласно которой эксплуатантом воздушного судна является гражданин или юридическое лицо, имеющие воздушное судно на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании, использующие указанное воздушное судно для полетов и имеющие сертификат (свидетельство) эксплуатанта.

Правила государственной регистрации гражданских воздушных судов Российской Федерации утверждены Приказом Минтранса России N 85. Согласно этому документу гражданские воздушные суда подлежат регистрации на собственников этих судов. Следовательно, даже если воздушное судно будет передано в аренду, платить транспортный налог в отношении этого воздушного судна будет лицо, на которого оно зарегистрировано.

Такой вывод подтверждает и арбитражная практика, в частности, Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 15 ноября 2007 г. N А58-1288/07-Ф02-8428/07. Исходя из того, что объектами государственной регистрации прав в соответствии со ст. 131 ГК РФ являются вещные права на объект недвижимости и ограничения этих вещных прав, суд пришел к обоснованному выводу о том, что в соответствии со ст. 357 НК РФ под лицами, на которых согласно законодательству Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, понимаются субъекты вещных прав (собственники). В связи с этим суд указал, что у налогового органа отсутствовали правовые основания для доначисления обществу транспортного налога на гражданские воздушные суда, эксплуатируемые на условиях аренды или лизинга.

В Постановлении ФАС Центрального округа от 21 ноября 2006 г. по делу N 08-2091/06-7 также отмечено, что организация обоснованно не включила в налоговую декларацию воздушное судно, арендованное ею у собственника, поскольку она не является налогоплательщиком транспортного налога по указанному объекту.

Несколько слов следует сказать и о лизинге. Но прежде всего напомним, что правовые основы договора лизинга установлены Федеральным законом от 29 октября 1998 г. N 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» (далее — Закон о лизинге). Договор лизинга в соответствии со ст. 2 Закона о лизинге представляет собой договор, в соответствии с которым лизингодатель обязуется приобрести в собственность указанное лизингополучателем имущество у определенного продавца и предоставить лизингополучателю это имущество за плату во временное владение и пользование. Договор лизинга независимо от его срока заключается в письменной форме, что установлено п. 1 ст. 15 Закона о лизинге.

Предметом лизинга в соответствии с п. 1 ст. 3 Закона о лизинге могут быть любые непотребляемые вещи, в том числе транспортные средства. Предмет лизинга, переданный во временное владение и пользование лизингополучателю, является собственностью лизингодателя, что следует из ст. 11 Закона о лизинге. Договором может быть предусмотрено, что предмет лизинга переходит в собственность лизингополучателя по истечении срока договора или до его истечения на условиях, предусмотренных соглашением сторон, такое правило установлено п. 1 ст. 19 Закона о лизинге.

Порядок регистрации предмета договора лизинга и прав на него определен ст. 20 Закона о лизинге, согласно которой предметы лизинга, подлежащие регистрации в государственных органах, в частности транспортные средства, регистрируются по соглашению сторон на имя лизингодателя или лизингополучателя.

В Письме Минфина России от 30 марта 2007 г. N 03-05-06-01/23 сказано, что налогоплательщиком транспортного налога в отношении воздушных транспортных средств является лицо, на которое зарегистрировано данное транспортное средство в Государственном реестре гражданских воздушных судов. По мнению Минфина, если в Государственном реестре гражданских воздушных судов судно будет зарегистрировано на лизингополучателя и выдано Свидетельство о регистрации воздушного судна, плательщиком транспортного налога должен являться лизингополучатель.

О воздушных транспортных средствах, не являющихся объектами налогообложения транспортным налогом

Перечень транспортных средств, которые не являются объектами налогообложения транспортным налогом, содержит п. 2 ст. 358 НК РФ. Рассмотрим подпункты, касающиеся воздушного транспорта.

В соответствии с пп. 4 п. 2 ст. 358 НК РФ не являются объектом налогообложения транспортным налогом пассажирские и грузовые воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций и индивидуальных предпринимателей, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок.

Напомним, что до 1 января 2010 г. вышеназванной льготой могли воспользоваться только организации, поскольку прежняя редакция рассматриваемого подпункта аналогичной нормы в отношении индивидуальных предпринимателей не содержала. Соответствующие изменения были внесены Федеральным законом от 27 декабря 2009 г. N 368-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и Федеральный закон «О внесении изменений в гл. 23 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона «О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».

Таким образом, если до 1 января 2010 г. применять пп. 4 п. 2 ст. 358 НК РФ могли лишь организации, то теперь такое право предоставлено и индивидуальным предпринимателям.

Как определить основной вид деятельности организации? Пунктом 9 Правил отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2005 г. N 713, предусмотрено, что основным видом экономической деятельности коммерческой организации является тот вид деятельности, который по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг. При этом, как разъяснено в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 22 января 2004 г. N 8-О, страховые взносы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний уплачиваются в соответствии с федеральными законами об этом виде социального страхования в Фонд социального страхования Российской Федерации.

Вывод о том, что нормы законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, содержащие определение основного вида деятельности, могут быть применены при решении вопроса о квалификации вида деятельности в целях законодательства о налогах, поскольку указанный вид платежей имеет признаки налогового платежа, сделан в Постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 3 августа 2009 г. по делу N А82-13079/2008-20.

Соответственно, в качестве критерия для определения того, является ли тот или иной вид деятельности основным для организации, может быть применена оценка объема выручки от данной деятельности.

Подтверждением того, что основным видом деятельности является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок, на основании п. 17.2 Методических рекомендаций по применению гл. 28 «Транспортный налог» части второй Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных Приказом МНС России от 9 апреля 2003 г. N БГ-3-21/177, являются:

  • положения учредительных документов (учредительный договор, устав, положение и другие документы), определяющие пассажирские и (или) грузовые перевозки в качестве основного вида деятельности, цели создания организации;
  • наличие действующей лицензии на осуществление грузовых перевозок и (или) пассажирских перевозок.

Кроме того, подтверждением, что основным видом деятельности организации является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок, могут также являться получение выручки от пассажирских и грузовых перевозок и наличие установленной законодательством отчетности (в том числе статистической) по выполненным перевозкам пассажиров и (или) грузов.

При этом под деятельностью по осуществлению пассажирских и (или) грузовых перевозок необходимо понимать деятельность по перевозке пассажиров, багажа, грузов или почты на основании договоров перевозки в соответствии с гл. 40 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Перевозка пассажиров, их багажа, грузов, почтовых отправлений, а также соответствующие договоры перевозки регламентируются, в частности, гл. XV Воздушного кодекса.

Воздушные транспортные средства, принадлежащие на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, не являются объектами налогообложения согласно пп. 7 п. 2 ст. 358 НК РФ.

Перечень федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством предусмотрена военная или приравненная к ней служба, содержится в Приложении к Порядку ведения специального сегмента Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, утвержденному Приказом Минздравсоцразвития России от 20 декабря 2004 г. N 317. Такими федеральными органами являются:

  1. Министерство внутренних дел Российской Федерации.
  2. Министерство обороны Российской Федерации.
  3. Федеральная служба безопасности Российской Федерации.
  4. Федеральная служба охраны Российской Федерации.
  5. Служба внешней разведки Российской Федерации.
  6. Федеральная служба исполнения наказаний.
  7. Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы не являются объектами налогообложения транспортным налогом на основании пп. 8 п. 2 ст. 358 НК РФ. Согласно п. 17.5 Рекомендаций N БГ-3-21/177 в соответствии со ст. 34 Воздушного кодекса на воздушные суда, предназначенные для медико-санитарной службы, должно быть нанесено изображение красного креста или изображение красного полумесяца в соответствии с ГОСТ 18715-74.

О налоговой базе и ставках налога в отношении воздушных судов

Порядок определения налоговой базы по транспортному налогу установлен ст. 359 НК РФ. В отношении транспортных средств, имеющих двигатели, налоговая база определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах. Исключение составляют воздушные транспортные средства, для которых определяется тяга реактивного двигателя.

Как сказано в п. 19 Рекомендаций N БГ-3-21/177, если в технической документации на транспортное средство мощность двигателя указана в метрических единицах мощности (кВт), то соответствующий пересчет во внесистемные единицы мощности (лошадиные силы) осуществляется путем умножения мощности двигателя, выраженной в кВт, на множитель, равный 1,35962 (переводной коэффициент — 1 кВт = 1,35962 л. с.). При этом при пересчете во внесистемные единицы мощности (лошадиные силы) округление производится с точностью до второго знака после запятой.

Итак, мощность двигателя определяется исходя из технической документации на соответствующее транспортное средство и указывается в регистрационных документах. В случае расхождения сведений, представленных государственным органом, осуществляющим государственную регистрацию транспортных средств, с данными, содержащимися в технической документации на транспортное средство, принимаются данные, содержащиеся в технической документации, что следует из п. 22 Рекомендаций N БГ-3-21/177. При отсутствии данных о мощности двигателя в технической документации, для определения мощности двигателя к рассмотрению может быть принято экспертное заключение, представленное налогоплательщиком, либо результаты экспертизы, проведенной в соответствии со ст. 95 НК РФ.

Налоговая база в отношении воздушных транспортных средств, для которых определяется тяга реактивного двигателя, в соответствии с пп. 1.1 п. 1 ст. 359 НК РФ определяется как паспортная статическая тяга реактивного двигателя (суммарная паспортная тяга всех реактивных двигателей) воздушного транспортного средства на взлетном режиме в земных условиях в килограммах силы.

По разъяснениям, содержащимся в п. 1 Письма Минфина России от 11 июня 2008 г. N 03-05-05-04/08, термин «паспортная статистическая тяга двигателей» означает величину замеренной при наземных испытаниях на заводе-изготовителе либо при очередном ремонте на авиационном ремонтном заводе тяги данного экземпляра двигателя, которая внесена в его формуляр. Используемый в пп. 1.1 п. 1 ст. 359 НК РФ термин «паспорт» является эквивалентом термина «формуляр». Термин «статическая» означает, что замер тяги соответствующим заводом осуществлялся на земле в стендовых условиях, а не в условиях полета.

При определении налоговой базы в отношении воздушных транспортных средств с реактивными двигателями следует руководствоваться базовой величиной тяги без учета поля допуска, составляющего +-1% (именуемого в Письме отклонением от значения тяги реактивного двигателя, установленного для типа двигателя руководством по эксплуатации), которая, для примера, у двигателя Д-ЗОКП составляет 12 000 кГс.

В качестве подтверждающей информации направляются копии соответствующих страниц из формуляра экземпляра двигателя Д-ЗОКП с паспортными (формулярными) данными завода-изготовителя, которые соответствуют данным, фигурирующим в руководстве по эксплуатации двигателя Д-30, а также данными, полученными при выполнении замеров параметров двигателя после последнего ремонта, о чем говорится в п. 2 рассматриваемого Письма.

Обратите внимание! В отношении воздушных транспортных средств, имеющих двигатели, и воздушных транспортных средств, для которых определяется тяга реактивного двигателя, налоговая база определяется отдельно по каждому транспортному средству, что следует из п. 2 ст. 359 НК РФ.

В отношении иных воздушных транспортных средств налоговая база определяется как единица транспортного средства, о чем сказано в пп. 3 п. 1 ст. 359 НК РФ. Причем налоговая база определяется отдельно от налоговой базы по иным транспортным средствам, являющимся объектом налогообложения для налогоплательщика.

Размеры налоговых ставок, которые могут быть установлены законами субъектов Российской Федерации, приведены в п. 1 ст. 361 НК РФ. Ставки налога в отношении воздушных транспортных средств установлены в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя, категории транспортных средств в расчете на один килограмм силы тяги реактивного двигателя или единицу транспортного средства.

Налоговые ставки, указанные в п. 1 ст. 361 НК РФ, могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в десять раз.

Пункт 3 ст. 361 НК РФ допускает установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств.

Вопрос об установлении законодательными (представительными) органами власти субъектов Российской Федерации ставок транспортного налога в связи с принятием Федерального закона N 282-ФЗ рассмотрен в Письме Минфина России от 3 декабря 2009 г. N 03-05-06-04/401. В Письме отмечено, что законодательные (представительные) органы власти субъектов Российской Федерации самостоятельно принимают решения об установлении на подведомственной им территории конкретных размеров налоговых ставок, увеличивая или уменьшая их относительно ставок, указанных в ст. 361 НК РФ.

Принятие Федерального закона N 282-ФЗ, вступившего в силу с 1 января 2010 г., не влечет автоматического увеличения налоговых ставок, установленных субъектами Российской Федерации, а расширяет диапазон возможностей для принятия решений органами власти субъектов по установлению ставок транспортного налога.

В Письме Минфина России от 22 мая 2009 г. N 03-05-06-04/77 обращено внимание на следующее: Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 23 июня 2005 г. N 272-О указал на то, что, принимая во внимание регулируемый федеральным законом объем правомочий субъектов Российской Федерации при введении конкретных ставок транспортного налога, п. 2 ст. 361 НК РФ нельзя рассматривать как ограничивающий конституционные права и свободы налогоплательщиков.

Налоговый и отчетный периоды, отчетность

Налоговым периодом по транспортному налогу согласно ст. 360 НК РФ признается календарный год, отчетными периодами для налогоплательщиков, являющихся организациями, являются первый квартал, второй квартал и третий квартал, хотя отчетные периоды могут и не устанавливаться законами субъектов Российской Федерации.

Налогоплательщики-организации, руководствуясь п. 1 ст. 362 НК РФ, исчисляют сумму налога и сумму авансового платежа самостоятельно. Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками — физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, представляемых им органами, осуществляющими государственную регистрацию воздушных транспортных средств на территории Российской Федерации.

Налоговую декларацию по истечении налогового периода следует представить в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств, что определено п. 1 ст. 363.1 НК РФ.

Местом нахождения имущества на основании п. 5 ст. 83 НК РФ признается для морских, речных и воздушных транспортных средств место (порт) приписки, при отсутствии такового — место государственной регистрации, а при отсутствии таковых — место нахождения собственника имущества.

Поскольку в регулирующих государственную регистрацию воздушных судов актах место государственной регистрации не определено, а понятие «место (порт) приписки» используется только для учета и регистрации водных транспортных средств, по мнению Минфина России, изложенному в Письме от 6 апреля 2009 г. N 03-05-05-01/22, местом нахождения воздушных судов является место нахождения собственника (правообладателя) транспортного средства, в связи с чем уплата транспортного налога в отношении воздушных судов должна производиться по местонахождению собственника (правообладателя) воздушного судна. Соответственно, и налоговая декларация должна представляться туда же.

Иной порядок установлен для налогоплательщиков, отнесенных к категории крупнейших. Эти организации представляют налоговые декларации по транспортному налогу в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков, что определено п. 4 ст. 363.1 НК РФ.

В Письме Минфина России от 30 сентября 2008 г. N 03-05-05-01/59 рассмотрен вопрос о порядке представления налоговой отчетности крупнейшим налогоплательщиком в отношении воздушного судна, переданного на отдельный баланс обособленного подразделения. Как сказано в Письме, в отношении исчисленной и подлежащей уплате суммы транспортного налога по воздушному судну, находящемуся по местонахождению обособленного подразделения организации, отнесенной к категории крупнейших налогоплательщиков, налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту учета крупнейшего налогоплательщика.

В.В.Авдеев

19.08.2016
Покупка вертолета для многих уже давно становится не просто хобби, а необходимостью. Ведь в современном мире важную роль играет мобильность и независимость от внешних факторов, вертолет в этом случае помогает быстро и эффективно решать множество задач: оперативная доставка грузов, пассажиров, мониторинг объектов и т.д.
Если, оценив возможности вертолета, вы приходите к выводу, что он был бы вам крайне полезен, вы начинаете подсчитывать реальные затраты на такое приобретение. Одним из важнейших факторов принятия решения о покупке является вопрос стоимости владения воздушным судном во время эксплуатации. Какова будет стоимость технического обслуживания, базирования и размер налогов? Эти и многие другие вопросы возникают у любого потенциального покупателя. Сегодня мы постараемся разобраться, так ли дорого владеть вертолетом, как может показаться на первый взгляд.
Как пример, возьмем наиболее популярный вертолет Robinson R66. Итак, начнем с топлива, в среднем владелец воздушного судна летает на нем около 100 часов в год, исходя из расхода керосина в час получаем 387 000 рублей в год.
Далее необходимо задуматься о том, где базировать вертолет. Конечно, можно построить ангар для хранения на своем участке, но чаще всего, да и проще и надежнее базировать борт на вертолетной площадке. Так, хранение вашего вертолета, например, в «Хелипорт Москва» будет стоить 792 000 рублей за год. К тому же все наиболее хлопотные дела, такие как предполетная подготовка, выкатка/закатка борта, могут взять на себя технические специалисты компании.
Вертолет, как и любая техника, нуждается в своевременном обслуживании. Плановое техническое обслуживание в течение года для Robinson R66 будет стоить около 150 000 рублей.
Не забудем и про документы: из обязательного — годовой страховой полис гражданской ответственности, он обойдется в 20 000 руб. На ваше усмотрение остается оформление КАСКО, «Хелипорт Москва» предлагает самые низкие тарифы – от 1,3 % от стоимости ВС в год.
И конечно, налоги — транспортный налог на воздушное судно составит около 60 000 рублей в зависимости от вашего региона.
Подведем итог, в среднем владение вертолетом обойдется в 1,4 миллиона рублей в год. Много это или мало? Легко понять сравнив со стоимостью владения автомобилем премиального класса, которое обходится примерно в 950 000 рублей в год. А если учесть, что у многих по два автомобиля в семье, то сумма удваивается и становится вполне сопоставимой с годовым содержанием вертолета: 1,8 миллиона рублей за авто против 1,4 миллиона рублей за вертолет.

Объективно, владение вертолетом дает множество преимуществ, в этом случае, затраты вполне сопоставимы с коэффициентом пользы, которую Вы получаете.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *