Требования к управляющим компаниям

Автор: | 02.05.2019

Содержание

Какие бывают управляющие компании в сфере ЖКХ

Однако, не все управляющие организации берут на себя роль осуществления всех функций по обеспечению многоквартирных домов. Большинство из них в целях упрощения деятельности специализируется на чем-то одном.

Их специализация и является основным критерием подразделения управляющих предприятий на следующие виды:

  1. Компания, осуществляющая посредническую функцию между жильцами и другими предприятиями, поставляющими те или иные услуги. Они лишь координируют работу, обеспечивают постоянные связи с поставщиками услуг, но сами непосредственно не участвуют в ремонте, поставке энергоресурсов.
  2. Предприятия, которые все услуги предоставляют сами. У них имеются подразделения, занимающиеся текущим обслуживанием, уборкой, ремонтом и т.д. Единственно, они являются посредниками при поставке энергоресурсов, так как поставщики в основном монополизировали рынок .
  3. Компании, осуществляющие управление общим имуществом жильцов многоквартирных домов. К примеру, управление гаражами, дворовыми участками, нежилыми помещениями и т.д.

В основном виды управляющих организаций ограничиваются указанными выше типами. Однако это не законное ограничение, а лишь констатация тенденций. Вновь образуемые предприятия могут расширить перечень предоставляемых услуг в зависимости от договоренностей с жильцами домов.

Бизнес план управляющей компании

Разумеется, перед началом любой коммерческой деятельности необходимо составить четко изложенный план действий и финансовых вливаний. В случае, когда создается управляющая организация, основными пунктами бизнес плана должны стать:

  1. Цель управляющей компании ЖКХ.
  2. Инвестиционная стоимость, стартовый капитал.
  3. Затраты.
  4. Возможные риски.

Каждый из данных пунктов по отдельности представляет целый комплекс мероприятий.

Задачи компании

Основными задачами являются:

  • получение как можно большей прибыли;
  • настроить рентабельную работу предприятия на постоянной основе;
  • качественное удовлетворение потребностей жителей многоквартирных домов.

Помимо указанных основных целей, учредители могут поставить и другие, социально-экономические и венчурные цели.

Инвестиционная стоимость

Размер инвестиций в бизнес в сфере ЖКХ зависит от намерений учредителей на старте предприятия. Если они хотят с нуля охватить как можно больше домов, то, скорее всего, сумма финансовых вложений будет достаточно большой. Размер минимальных инвестиций такой же, как и у любого ООО. На сегодняшний день размер уставного фонда, при учреждении ООО, должен быть не менее 10 тысяч рублей в наличной форме.

В среднем необходимый размер инвестиций для нормального функционирования компании на нескольких десятках домах составляет 15-20 миллионов рублей.

Затраты

К затратам будущей управляющей компании относятся:

  • аренда помещений;
  • транспортные расходы;
  • покупка оборудования;
  • расходный материал;
  • наем штата;
  • непредвиденные расходы.

В зависимости от спектра услуг, оказываемой компанией, в статьи расхода могут быть включены и иные пункты. Разумеется, на каждом пункте можно сэкономить настолько, насколько позволяет деятельность компании.

Риски

Так как создать свою управляющую компанию может быть не просто в связи с большими денежными вложениями, необходимо учесть риски, и лишь потом приступать к делу.

Основные риски связаны с:

  • с низкой рентабельностью подобных предприятий в целом;
  • необходимость больших финансовых вливаний;
  • недостаток квалифицированных кадров;
  • давление со стороны администрации населенного пункта;
  • отсутствие четкого положения рынка.

Последний пункт связан с резкими изменениями положений законодательства о порядке обслуживания многоквартирных домов. Все знают, что до недавнего времени функции таких предприятий выполняли ТСЖ и жилищные (гаражные) кооперативы. Так что вполне возможно изменение политики страны в деле регулирования бизнеса в сфере ЖКХ еще не раз.

Лицензия на управляющую компанию

После принятия № 255-ФЗ и внесения соответствующих изменений в Жилищный Кодекс РФ требования к учреждению и регистрации управляющей компании в сфере ЖКХ стали намного суровее. Так, чтобы создать управляющую компанию необходимо получить специальную лицензию.

Лицензирование осуществляется:

  • органом надзора за деятельностью предприятий в сфере ЖКХ соответствующего региона;
  • комиссией по лицензировании деятельности компаний в сфере ЖКХ.

Именно при содействии этих двух структур предоставляется соответствующие лицензии.

Чтобы получить это разрешение на ведение деятельности необходимо подать заявление в надзорный орган соответствующего региона.

Вместе с тем, должна быть представлена следующая документация управляющей компании:

  • регистрационное свидетельство ООО или ИП;
  • учетные документы в налоговом органе;
  • устав ООО или ИП;
  • выписка из ЕГРЮЛ или ее нотариально-заверенной копии;
  • учредительный договор;
  • выписка про уставной фонд;
  • решение о назначении директора;
  • договор аренды помещения (свидетельство о собственности);
  • техническая документация про имеющиеся в ведении ресурсы и оборудование;
  • сертификат повышения квалификации директора.

Сертификат получается после успешной сдачи специального экзамена. Без этого регистрация УК невозможна.

Вопросы, содержащиеся на экзаменационном листе, в основном направлены на проверку знаний законодательства в сфере осуществления предпринимательской деятельности.

Создание управляющей компании ЖКХ самостоятельно пошаговая процедура

Так, как открыть управляющую компанию? Для создания с нуля и нормального функционирования предприятия необходима следующая пошаговая процедура:

  1. Составить бизнес план. При этом рынок и все факторы должны быть непременно учтены. Особо дотошно необходимо отнестись к вопросам финансов и расходов.
  2. Необходимо зарегистрировать ООО или ИП. Однако лучше будет оформить компанию как ООО, ведь ИП не может нанимать людей на постоянной основе, без чего нормальное функционирование предприятия не представляется возможным.
  3. Получить лицензию на осуществление деятельности. А также должна быть осуществлена регистрация в надзорном органе.
  4. Найти потенциальных клиентов (жильцы многоквартирных домов) и заключить с ними договора. Отличным помощником в этом нелегком деле станет реклама.

Данная пошаговая инструкция универсальна, но не включает проблемные ситуации, которые могут возникнуть в ходе работы. Так, рентабельность и размер получаемой прибыли напрямую зависит от активности предприятия и от того, сколько клиентов у нее имеется, а также бюджета. По этой причине, чтобы обеспечить скорейшую окупаемость вложений и получать большие прибыли необходимо создать компанию, с как можно большими финансовыми вливаниями.

>Должностная  инструкция  
Руководителя  Управляющей компании  ЖКХ

Должностная инструкция
Генерального директора Управляющей компании МКД (ЖКХ)

. I. Общие положения.
1.1. Генеральный директор Управляющей компании МКД (ЖКХ) (далее — УК) относится к категории руководителей.

1.2. На должность Генерального директора назначается лицо, имеющее высшее образования технической или экономической направленности; и опыт трудовой деятельности на руководящем посту не менее 5 лет (в строительстве, сфере производства стройматериалов, ЖКХ и т.п.); умение руководить персоналом, организовывать работу и контролировать ее исполнение.

1.3. Генеральный директор подчиняется непосредственно общему собранию учредителей организации, выполняющей функции управляющей компании.

1.4. Назначение на должность Генерального директора и освобождение от нее производится решением общего собрания учредителей.

1.5. Генеральному директору УК непосредственно подчиняются
Исполнительный директор,
Заместитель генерального директора по маркетингу,
Юрист, Главный бухгалтер,
Руководители структурных подразделений,
Офис-менеджер/секретарь УК.

1.6. На время отсутствия Генерального директора его должностные обязанности выполняет назначаемый приказом сотрудник УК, относящийся к категории руководителей, который несет ответственность за качественное, эффективное и своевременное их выполнение.

1.7. Генеральному директору УК устанавливается ненормированный рабочий день.

1.8. В своей работе Генеральный директор УК должен руководствоваться:

(Знания генерального директора должны охватывать множество аспектов деятельности ЖКХ в целом и УК в частности.).
1) требованиями действующего законодательства РФ;
2) законодательными и нормативными правовыми актами, регламентирующими производственно-хозяйственную и финансово-экономическую деятельность организации,
3) постановлениями федеральных, региональных и местных органов государственной власти и управления, определяющими приоритетные направления развития экономики и соответствующей отрасли;
4) методическими и нормативными материалами других органов, касающиеся деятельности организации;
5) Уставом Общества и другими внутренними нормативными документами Общества;
6) настоящей Должностной инструкцией.
1.9. Генеральный директор УК должен знать:
1) профиль, специализацию и особенности структуры организации;
2) производственные мощности и кадровые ресурсы организации;
3) налоговое, гражданское и экологическое законодательство;
4) порядок составления и согласования бизнес-планов производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельности организации;
5) рыночные методы хозяйствования и управления организацией; систему экономических индикаторов, позволяющих организации определять свое положение на рынке и разрабатывать программы выхода на новые рынки сбыта;
6) порядок заключения и исполнения хозяйственных и финансовых договоров;
7) конъюнктуру рынка;
8) управление экономикой и финансами организации,
9) организацию производства и труда;
10) трудовое законодательство; законодательство об охране труда, правила и нормы охраны труда.

1.9. Должен иметь опыт работы с персональным компьютером, программными продуктами.

II. Должностные обязанности

(Функции этой должности сосредоточены в постоянном контроле за непрерывным обеспечением жильцов многоквартирных домов максимально качественными услугами, без срывов и аварий. Генеральный директор УК ЖКХ обязан знать все о состоянии дел предприятия, в том числе и финансов, и владеть информацией о работе каждого из своих сотрудников)

2.1. К непосредственным обязанностям Генерального директора УК относится:

1) Руководство в соответствии с действующим законодательством производственно- хозяйственной и финансово-экономической деятельностью организации.
2) Организация работы и эффективного взаимодействия всех структурных подразделений, направление их деятельности на развитие и совершенствование производства с учетом социальных и рыночных приоритетов.
3) Повышение эффективности работы организации, роста объемов сбыта продукции и увеличение прибыли, качества и конкурентоспособности производимой продукции, ее соответствие мировым стандартам в целях завоевания отечественного и зарубежного рынка и удовлетворения потребностей населения в соответствующих видах отечественной продукции.
4) Обеспечение выполнения организацией всех обязательств перед федеральным, региональным и местным бюджетами, государственными внебюджетными социальными фондами, поставщиками, заказчиками и кредиторами, включая учреждения банка, а также хозяйственных, трудовых договоров и бизнес-планов.
5) Организация производственно-хозяйственной деятельности на основе широкого использования новейшей техники и технологии, прогрессивных форм управления и организации труда, научно обоснованных нормативов материальных, финансовых и трудовых затрат.
6) Изучение конъюнктуры рынка и передового опыта (отечественного и зарубежного) в целях всемерного повышения технического уровня и качества продукции (услуг), экономической эффективности ее производства, рационального использования производственных резервов и экономного расходования всех видов ресурсов.
7) Организация обеспечения УК всеми необходимыми материально-техническими условиями деятельности.
8) Принятие мер по обеспечению УК квалифицированными кадрами, рациональному использованию и развитию их профессиональных знаний и опыта, созданию безопасных и благоприятных для жизни и здоровья условий труда, соблюдению требований законодательства об охране окружающей среды.
9) Обеспечение правильного сочетания экономических и административных методов руководства, единоначалия и коллегиальности в обсуждении и решении вопросов, материальных и моральных стимулов повышения эффективности производства, применение принципа материальной заинтересованности и ответственности каждого работника за порученное ему дело и результаты работы всего коллектива, выплаты заработной платы в установленные сроки.
10)Совместно с трудовым коллективом и профсоюзными организациями обеспечивает на основе принципов социального партнерства разработку, заключение и выполнение коллективного договора, соблюдение трудовой и производственной дисциплины, способствует развитию трудовой мотивации, инициативы и активности рабочих и служащих УК
11) Разработка и утверждение штатного расписания УК других локальных нормативно-правовых актов, организация проведения аттестаций, организация обучения подчиненных сотрудников филиала.
12) Решение вопросов, касающихся финансово-экономической и производственно- хозяйственной деятельности УК, в пределах предоставленных ему законодательством прав, поручение ведения отдельных направлений деятельности другим должностным лицам — заместителям Генерального директора, руководителям производственных единиц и филиалов УК, а также функциональных и производственных подразделений:

  • заключать договора с поставщиками энергоресурсов (воды, электроэнергии, тепла, газа);
  • контролировать своевременную оплату ресурсопоставщикам;
  • в соответствии с планами организовывать выполнение текущих ремонтов в общих помещениях домов;
  • контролировать выполнение текущих и профилактических ремонтов технологического оборудования (насосов, котлов, лифтов и т.п.);
  • координировать деятельность специалистов УК по правильной эксплуатации наружных и внутренних магистралей и сетей;
  • принимать меры по улучшению благоустройства прилегающей к дому территории;
  • контролировать финансовое состояние УК;

13) Обеспечение по требованию уполномоченных государственных органов и иных организаций предоставления сведений и отчетности о деятельности УК в установленном законодательством и внутренними документами УК порядке.
14) Обеспечение сохранности материальных ценностей, принадлежащих УК.
15) Обеспечение соблюдения законности в деятельности УК и осуществлении его хозяйственно-экономических связей, использования правовых средств для финансового управления и функционирования в рыночных условиях, укрепления договорной и финансовой дисциплины, регулирования социально-трудовых отношений, обеспечения инвестиционной привлекательности УК в целях поддержания и расширения масштабов предпринимательской деятельности.
16) Защита имущественных интересов УК в суде, арбитраже, органах государственной власти и управления.

III. Права.

3.1. Генеральный директор УК имеет право:

1) Составлять и подписывать финансовые, отчетные и иные документы, относящиеся к уровню его компетенции.
2) Представлять интересы УК без доверенности во взаимоотношениях с гражданами, юридическими лицами, с учреждениями, организациями, государственными органами власти и управления.
3) Заключать и расторгать от имени УК любые виды договоров, в том числе трудовые.
4) Открывать все виды счетов УК в банках.
5) Утверждать и подписывать Должностные инструкций подчиненных сотрудников, приказы, распоряжения, давать в пределах своей компетенции указания, обязательные к исполнению подчиненными сотрудниками.
6) Утверждать Правила внутреннего трудового распорядка и другие локальные нормативно- правовые документы Общества, относящиеся к его компетенции.
7) Распоряжаться имуществом и денежными средствами УК.
8) Выдавать доверенности.
9) Утверждать штатное расписание УК.
10) Принимать на работу и увольнять сотрудников УК.
11) Поощрять и привлекать к дисциплинарной и материальной ответственности сотрудников УК
12) В соответствии с законодательством РФ определять систему, формы и размер оплаты труда и материального поощрения сотрудников УК . Обеспечивает исполнение коллективного договора;
13) Выносить вопросы, связанные с его деятельностью и входящие в пределы его компетенции, на рассмотрение общему собрания учредителей организации в порядке, определяемом законодательством РФ и Уставом организации.
14) Получать необходимые разъяснения у подчиненных сотрудников УК.
15) Принимать решения в пределах своей компетенции, например, согласовывать калькуляции и утверждать тарифы, договорные цены на услуги;

IV. Ответственность.

(Генеральный директор УК должен отвечать перед муниципальными органами и жильцами за качество предприятия, и др.)

4.1. Генеральный директор УК несет предусмотренную законодательством РФ и настоящей должностной инструкцией ответственность:

1) За некачественное и несвоевременное выполнение обязанностей и неисполнение прав, предусмотренных настоящей Должностной инструкцией.
2) За убытки, причиненные Обществу его виновными действиями (бездействием) в процессе исполнения им функций и обязанностей, предусмотренных настоящей Должностной инструкцией.
3) За разглашение информации, содержащей коммерческую тайну. Генеральный директор обязан соблюдать конфиденциальность информации об УК и не использовать ее в своих личных интересах.
4) За последствия принимаемых решений, сохранность и эффективное использование имущества Общества, а также финансово-хозяйственные результаты его деятельности — в соответствии с Уставом Общества и действующим законодательством.
5) За причинение УК материального ущерба – в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.
6) За правонарушения, совершенные в период осуществления своей деятельности, — в соответствии с действующим гражданским, административным и уголовным законодательством.
7). Генеральный директор Общества несет персональную ответственность за последствия принятых им решений, выходящих за пределы его полномочий, установленных действующим законодательством, Уставом Общества, иными нормативными правовыми актами. Генеральный директор Общества не освобождается от ответственности, если действия, влекущие ответственность, были предприняты лицами, которым он делегировал свои права.
8. Генеральный директор, недобросовестно использующий имущество и средства Общества в собственных интересах или в интересах противоположных интересам учредителей, несет ответственность в пределах, определенных гражданским , уголовным и административным правом.

Статья 38. Требования к управляющей компании. 1. Управляющей компанией могут быть только открытое или закрытое акционерное общество, общество с ограниченной (дополнительной) ответственностью, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации. Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования не вправе являться участниками управляющей компании.

Управляющая компания может использовать в своем наименовании слова «инвестиционный фонд», «акционерный инвестиционный фонд» или «паевой инвестиционный фонд» в сочетании со словами «управляющая компания».
2. Управляющая компания может осуществлять предусмотренную настоящим Федеральным законом деятельность только на основании специального разрешения (лицензии).
Управляющая компания может совмещать предусмотренную настоящим Федеральным законом деятельность только с деятельностью по доверительному управлению ценными бумагами, управлению пенсионными резервами негосударственных пенсионных фондов и управлению страховыми резервами страховых компаний.
3. Размер собственных средств управляющей компании и его соотношение с суммарной стоимостью активов акционерных инвестиционных фондов и активов паевых инвестиционных фондов, находящихся в управлении этой управляющей компании, определяются федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
4. Функции единоличного исполнительного органа управляющей компании не могут осуществлять:
лица, которые осуществляли функции единоличного исполнительного органа или входили в состав коллегиального исполнительного органа управляющей компании, специализированного депозитария, акционерного инвестиционного фонда, профессионального участника рынка ценных бумаг, кредитной организации, страховой организации, негосударственного пенсионного фонда в момент аннулирования у этих организаций лицензий на осуществление соответствующих видов деятельности за нарушение лицензионных требований, если с момента такого аннулирования прошло менее трех лет;
лица, на которых было наложено взыскание за административное правонарушение в области финансов и рынка ценных бумаг, если с момента наложения такого взыскания прошло менее одного года;
лица, имеющие судимость за преступления в сфере экономической деятельности или за преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления.
Указанные лица не могут также входить в состав совета директоров (наблюдательного совета) и коллегиального исполнительного органа управляющей компании.
Комментарий к статье 38
В статье устанавливаются требования к управляющей компании АИФ и ПИФ.
1. Управляющей компанией ПИФ и (или) АИФ могут быть только созданные в соответствии с законодательством РФ:
открытое акционерное общество;
закрытое акционерное общество;
общество с ограниченной ответственностью;
общество с дополнительной ответственностью.
Обществом с ограниченной ответственностью (ООО) признается учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники ООО не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью ООО, в пределах стоимости внесенных ими вкладов. Участники ООО, внесшие вклады не полностью, несут солидарную ответственность по его обязательствам в пределах стоимости неоплаченной части вклада каждого из участников. Фирменное наименование ООО должно содержать наименование общества и слова «с ограниченной ответственностью». Правовое положение ООО и права и обязанности его участников определяются ГК РФ и Законом об ООО. Особенности правового положения кредитных организаций, созданных в форме ООО, права и обязанности их участников определяются также законами, регулирующими деятельность кредитных организаций (см. ст. 87 ГК РФ).
Число участников ООО не должно превышать предела, установленного Законом об обществах с ограниченной ответственностью. В противном случае оно подлежит преобразованию в акционерное общество в течение года, а по истечении этого срока — ликвидации в судебном порядке, если число его участников не уменьшится до установленного Законом предела. ООО не может иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица (см. ст. 88 ГК РФ).
Учредительными документами ООО являются учредительный договор, подписанный его учредителями, и утвержденный ими устав. Если ООО учреждается одним лицом, его учредительным документом является устав. Учредительные документы ООО должны содержать помимо сведений, указанных в п. 2 ст. 52 ГК РФ, условия о размере уставного капитала ООО; о размере долей каждого из участников; о размере, составе, сроках и порядке внесения ими вкладов, об ответственности участников за нарушение обязанностей по внесению вкладов; о составе и компетенции органов управления обществом и порядке принятия ими решений, в том числе о вопросах, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов, а также иные сведения, предусмотренные законом об ООО (см. ст. 89 ГК РФ).
Обществом с дополнительной ответственностью (ОДО) признается учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники ОДО солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов, определяемом учредительными документами ОДО. При банкротстве одного из участников его ответственность по обязательствам ОДО распределяется между остальными участниками пропорционально их вкладам, если иной порядок распределения ответственности не предусмотрен учредительными документами ОДО. Фирменное наименование ОДО должно содержать наименование общества и слова «с дополнительной ответственностью». К ОДО применяются правила ГК РФ об ООО постольку, поскольку иное не предусмотрено ст. 95 ГК РФ (см. ст. 95 ГК РФ).
Управляющей компанией ПИФ и (или) АИФ не могут быть хозяйственные товарищества, создаваемые в форме полного товарищества и товарищества на вере (коммандитного товарищества), а также различного рода кооперативы и некоммерческие организации, объединения организаций.
Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования не вправе являться участниками управляющей компании.
Управляющая компания может использовать в своем наименовании слова «инвестиционный фонд», «акционерный инвестиционный фонд» или «паевой инвестиционный фонд» в сочетании со словами «управляющая компания».
2. Управляющая компания может осуществлять предусмотренную Федеральным законом «Об инвестиционных фондах» деятельность только на основании специального разрешения (лицензии).
Управляющая компания может совмещать предусмотренную Федеральным законом «Об инвестиционных фондах» деятельность только с деятельностью по:
доверительному управлению ценными бумагами;
управлению пенсионными резервами негосударственных пенсионных фондов;
управлению страховыми резервами страховых компаний.
Постановлением Правительства РФ от 04.07.2002 N 495 (см. п. 1, 3):
утверждено Положение о лицензировании деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами (далее в комментируемом пункте — Положение);
признано утратившим силу Постановление Правительства РФ от 7 августа 1995 г. N 792 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности негосударственных пенсионных фондов и компаний по управлению активами негосударственных пенсионных фондов» в части лицензирования деятельности компаний по управлению активами НПФ.
В соответствии с п. 2 Постановления лицензии, предоставляющие права на управление инвестиционными фондами, ПИФ и НПФ, выданные до принятия Постановления, действительны до окончания указанного в них срока. Указанные лицензии могут быть переоформлены на основании заявления лицензиатов до истечения срока их действия с выдачей лицензий на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами, ПИФ и НПФ в соответствии с Постановлением (см. п. 2 Постановления).
Положение устанавливает порядок лицензирования деятельности по управлению инвестиционными фондами, ПИФ и НПФ, осуществляемой юридическими лицами.
Лицензирование деятельности по управлению инвестиционными фондами, ПИФ и НПФ осуществляет лицензирующий орган (ФКЦБ, ФРФР).
Лицензия на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами действительна на всей территории РФ (см. п. 1 — 3 Положения).
Лицензионными требованиями и условиями при осуществлении деятельности по управлению инвестиционными фондами, ПИФ и НПФ являются (см. п. 4 Положения):
а) создание лицензиата в форме закрытого АО или открытого АО, ООО, ОДО;
б) отсутствие в числе участников лицензиата Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований;
в) совмещение лицензируемой деятельности только с деятельностью по доверительному управлению ценными бумагами и деятельностью по управлению страховыми резервами страховых компаний;
г) наличие у лицензиата собственных средств в размере не ниже устанавливаемого ФКЦБ (ФСФР);
д) обеспечение соотношения размера собственных средств лицензиата и суммарной стоимости активов (инвестиционных резервов) АИФ, активов ПИФ и пенсионных резервов НПФ, находящихся в управлении лицензиата, не ниже уровня, устанавливаемого ФКЦБ (ФСФР);
е) отсутствие у лицензиата в составе совета директоров (наблюдательного совета) и исполнительного органа лиц, которые:
осуществляли функции единоличного исполнительного органа или входили в состав коллегиального исполнительного органа управляющей компании, специализированного депозитария, АИФ, ПУРЦБ, кредитной организации, страховой организации, НПФ в момент аннулирования у этих организаций лицензий на осуществление соответствующих видов деятельности за нарушения лицензионных требований и условий, если с момента такого аннулирования прошло менее 3 лет;
имеют взыскание за административное правонарушение в области финансов и рынка ценных бумаг, если с момента наложения такого взыскания прошло менее 1 года;
имеют судимость за преступления в сфере экономической деятельности или за преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления;
ж) соответствие работников лицензиата квалификационным требованиям, а также требованиям к профессиональному опыту лиц, осуществляющих функции единоличного исполнительного органа, устанавливаемым ФКЦБ (ФСФР);
з) соблюдение лицензиатом нормативных правовых актов, регулирующих деятельность по управлению инвестиционными резервами АИФ, ПИФ и пенсионными резервами НПФ.
Для получения лицензии соискатель лицензии представляет в ФКЦБ (ФСФР) следующие документы (см. п. 5 Положения):
а) заявление о предоставлении лицензии с указанием:
наименования, организационно-правовой формы и места нахождения юридического лица;
лицензируемой деятельности, которую юридическое лицо намерено осуществлять;
б) копии учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве юридического лица (с предъявлением оригиналов в случае, если копии не заверены нотариусом);
в) копию свидетельства о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе (с предъявлением оригинала в случае, если копия не заверена нотариусом);
г) копии документов, подтверждающих соответствие работников соискателя лицензии квалификационным требованиям, устанавливаемым ФКЦБ (ФСФР), а также копии документов, подтверждающих профессиональный опыт лиц, осуществляющих функции единоличного исполнительного органа;
д) документы, подтверждающие наличие собственных средств соискателя лицензии, рассчитанных на последнюю отчетную дату в соответствии с порядком, утверждаемым ФКЦБ (ФСФР). В случае создания соискателя лицензии после последней отчетной даты необходимо представить документы, подтверждающие оплату уставного капитала соискателя лицензии;
е) документы, подтверждающие отсутствие у лиц, осуществляющих функции единоличного исполнительного органа, а также лиц, входящих в состав совета директоров (наблюдательного совета) и коллегиального исполнительного органа, судимости за преступления в сфере экономической деятельности или за преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления;
ж) документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора (государственной пошлины) за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии.
Требовать от соискателя лицензии представления иных документов не допускается.
Документы, насчитывающие более одного листа текста, должны быть пронумерованы, прошиты, скреплены печатью соискателя лицензии и заверены подписью уполномоченного лица соискателя лицензии.
В случае представления соискателем лицензии в лицензирующий орган неполного комплекта документов ФКЦБ (ФСФР) вправе вернуть их соискателю лицензии без рассмотрения с обоснованием причин возврата в срок, не превышающий 10 дней.
ФКЦБ (ФСФР) вправе проводить проверки соответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям, в том числе запрашивать у него документы и информацию, подтверждающие соответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям. Соискатель лицензии обязан представлять в ФКЦБ (ФСФР) запрашиваемые им документы и информацию.
ФКЦБ (ФСФР) принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии в срок, не превышающий 60 дней с даты поступления заявления со всеми необходимыми документами. Уведомление о предоставлении лицензии (в письменной форме) направляется (вручается) соискателю лицензии с указанием реквизитов банковского счета для уплаты лицензионного сбора (государственной пошлины) за предоставление лицензии и срока его уплаты (см. п. 5 — 8 Положения).
Лицензия предоставляется на 5 лет. Срок действия лицензии может быть продлен по заявлению лицензиата в порядке, предусмотренном для переоформления лицензии. В случае продления срока действия лицензии такая лицензия действует бессрочно, а если в заявлении указан конкретный срок, — в течение срока, указанного в заявлении. Заявление о продлении срока действия лицензии представляется лицензиатом в ФКЦБ (ФСФР) не позднее 10 дней до даты окончания срока действия лицензии (см. п. 9 Положения).
Контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий осуществляется ФКЦБ (ФСФР).
ФКЦБ (ФСФР) вправе проводить проверки соответствия деятельности лицензиата лицензионным требованиям и условиям, а также проверки устранения лицензиатом нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии.
Проверки могут проводиться по месту нахождения лицензиата или по месту осуществления деятельности лицензиата (выездная проверка), а также по месту нахождения лицензирующего органа.
Проверка деятельности лицензиата осуществляется ФКЦБ (ФСФР)

Следующая статья «
К тексту закона «

>Управляющий

Правовой статус управляющего

При организации деятельности общества с ограниченной ответственностью можно передать полномочия по управлению компанией специально назначенному лицу. По своему статусу, управляющий в ООО является выбранным руководителем, осуществляющим обязанности по обеспечению функционирования общества. Перечень полномочий такого субъекта может быть определен следующими документами:

  • уставом;
  • договором, заключенным при назначении управляющего на должность;
  • ФЗ № 14 от 08.02.98;
  • ФЗ № 208 от 26.12.95.

Претендовать на такой пост может быть только физическое лицо. При этом оно может быть участником компании, для которой назначается руководитель либо быть сторонним гражданином. Если кандидат не является членом общества, он должен иметь соответствующую квалификацию. Такой гражданин может быть индивидуальным предпринимателем (ИП).

Управляющий ИП в ООО – гражданин, чья профессиональная деятельность зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, о чем имеется соответствующая запись в ЕГРИП. При этом код экономической деятельности (ОКВЭД) должен быть идентичен предполагаемому назначению на руководящий пост. В соответствии с ОК 029-2014, введенным в действие с 2016 года, такими шифрами являются:

  • 22. Консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления.
  • 11. Комплексная административно-хозяйственная деятельность по обеспечению работы организации.

Компетенция управляющего ограничена рамками соответствующего соглашения, согласно которому оказываются возмездные услуги. Если в таком документе указано, что управляющий вместо директора в ООО будет исполнять функции – полномочия заключаются в исполнении данных обязанностей и регламентируются уставом ООО и указанными нормативно-правовыми источниками.

При вступлении в должность управляющему предоставляется должностная инструкция, сформированная и принятая решением общего созыва членов компании или ее исполнительным органом. На основании этого документа управляющий исполняет должностные обязанности и несет определенную меру ответственности.

Оформление полномочий управляющего ООО

Установление решения о предоставлении привилегий единоличного исполнительного органа управляющему находится в компетенции участников компании или ее единственного учредителя. Процедура наделения полномочиями такого гражданина прописывается в законах, уставе или договоре.

Если решение принимается участниками организации, то это происходит на внеочередном общем собрании путем голосования. Если такая возможность предусмотрена для коллегиального органа — должностная инструкция утверждается на соответствующем заседании.

На основании чего действует управляющий ООО? Такое лицо осуществляет свою деятельность согласно соглашению о возмездном предоставлении услуг на основании федеральных законов и внутренних нормативно-правовых актах компании. При этом договор с управляющим ООО содержит следующие сведения:

  • Перечень возложенных обязанностей.
  • Ответственность за материальный ущерб, причиненный по вине управляющего.
  • Срок полномочий.
  • Размер вознаграждения за исполнение возложенных обязанностей.
  • Данные об органе или гражданине, заключившем с управляющим договор.

Полномочия назначенного на руководящий пост оформляются в соответствующем соглашении, которое также может содержать особые требования к управляющему ООО. Например, информацию о неразглашении конфиденциальных данных о компании, в том числе о том, что управляющий является назначенным, а не фактическим директором.

Пошаговая инструкция по передаче полномочий:

  1. Обсуждение такой возможности на предварительных прениях общего созыва учредителей общества.
  2. Назначение председательствующего или иного ответственного лица, которое будет заключать соответствующее соглашение.
  3. Назначение на должность. Может происходить ответственным лицом либо на общем собрании.
  4. Заключение договора с управляющим. От имени компании этот документ подписывается специально назначенным лицом, председательствующим на мероприятии или председателем наблюдательного совета или иного коллегиального органа.

Прекращение полномочий управляющей организации в ООО или иного лица осуществляется тем же путем или по истечению срока действия договора.

Плюсы и минусы наличия управляющего в ООО

При использовании услуг управляющего существует ряд преимуществ и недостатков. Основные из них затрагивают финансовую сферу и взаимоотношения с налоговыми органами.

Плюсы назначения уполномоченного:

  • Возможная эффективность в управлении компанией.
  • Реструктуризация дочернего филиала компании (при наличии), а также диверсификация (расширение) бизнеса.
  • Уклонение от административной и уголовной ответственности для фактического владельца компании.

Риски:

  • Возможная проблема с налоговыми органами.
  • Дополнительные расходы, связанные с оплатой услуг управляющего.

Пример по передаче полномочий единоличного исполнительного органа управляющему

Общество с ограниченной ответственностью открыло дочерний филиал в соседнем городе. Для управления этим отделением появилась необходимость назначить управляющего. Согласно ст. 42 ФЗ № 14 от 08.02.98, такое решение принимается на общем собрании учредителей компании или его уполномоченной структурой, являющейся советом директоров или иным коллегиальным органом.

На внеочередном собрании был назначен председательствующий, который заключил договор о возмездном оказании услуг с избранным гражданином. Последний на основании должностной инструкции занял руководящий пост.

В договоре было указано, что управляющий при осуществлении своих полномочий будет именоваться генеральным директором и сохранять об этом конфиденциальность.

Заключение

Управляющий ООО – специально назначенное физическое лицо, исполняющее функции руководителя компании. Основные выводы:

  1. Управляющий осуществляет свои функции на основании договора возмездного оказания услуг.
  2. Договор на управление ООО с управляющим скрепляется печатью председательствующего на общем собрании или назначенного лица из числа учредителей компании.
  3. Полномочия управляющим исполняются на основании устава, регламента и федеральных законов сроком, указанным в соответствующем договоре.

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по управляющему ООО

Вопрос: Здравствуйте. Меня зовут Григорий Николаевич. Я являюсь управляющим ООО. Должен ли я предоставлять отчет компании о своей деятельности?

Ответ: Добрый день, Григорий Николаевич. Согласно ФЗ № 14 «Об обществах с ограниченной ответственности», вы — представитель гражданских прав и обязанностей членов общества. Поэтому, если такое требование установлено в уставе компании, вы должны представлять соответствующую отчетность, которая чаще всего осуществляется на общем собрании. Данное положение исполняется также по желанию исполнительного комитета общества в случае вынесении вам вотума недоверия или по иному обстоятельству. В этом случае может произойти досрочная смена управляющего.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *